Интересные факты о современной молодежи. Путешественник, но не турист. Что делать странам, чтобы получить выгоду от демографических изменений

Интересные факты о современной молодежи. Путешественник, но не турист. Что делать странам, чтобы получить выгоду от демографических изменений

Все чаще они начинают самостоятельную жизнь в 23-25 лет, а не в 18-20, как было раньше. Сейчас молодежь тратит больше времени на учебу, выбор партнера и поиски себя. В этот период жизни выросшие дети, как правило, живут в родительской семье.

Кружки и секции спасают от алкоголя

Подростки из средних и малых городов, посещающие кружки и секции, реже употребляют спиртное. Риски алкоголизации школьников ниже в тех городах, где выше уровень образования и социально-профессиональный статус населения.

Размер зарплаты зависит от результатов ЕГЭ

Каждый дополнительный балл по ЕГЭ увеличивает будущую зарплату в среднем на 2%. Это своего рода «премия» за диплом престижного вуза. Априори считается, что в таких вузах дают наилучшие знания и обучают самую перспективную молодежь. Это повышает стоимость таких выпускников на рынке труда.

Молодежь предпочитает фантастику и фэнтези

Они хотят участвовать в той альтернативной реальности, которую предлагает литература. В этом смысле наилучшие возможности у фантастики, которая легко экранизируется и дает сюжеты для компьютерных игр. Также среди любимых жанров многие называют фэнтези. Но в целом чтение непопулярно среди молодежи, классику ценят немногие.

Молодежь представляет собой социальную группу, которая включает людей в возрасте от 16 до 30 лет. Молодежь - самостоятельный субъект, осуществляющий свой вклад в социальную динамику.

Современная молодежь значительно отличается от предшествующих поколений. Кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколений своими идейными, культурными ориентациями, ценностными установками. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности представляют собой относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ. Ценности носят характер как традиционный, так и инновационный. Среди традиционных ценностей, на которые ориентируются молодые люди, - любовь, дружба, взаимопомощь, взаимоподдержка, что определяется как коллективистские ценности.

Следует отметить то обстоятельство, что в современных условиях молодые люди не наследуют те ценностные установки, которые разделяют в большинстве своем их родители.

Молодежное сообщество характеризуется поиском своего места в жизни, воспринимает культуру общества как поле для самовыражения и самореализации, ищет в ней не столько нравственное, сколько развлекательно-релаксирующее содержание. Отсюда увлечение азартными играми, электронной техникой, зрелищными видами досуга, разного рода стимуляторами психической активности - лекарственными, химическими, пищевыми и т.п.

Этим же объясняется такой феномен современной культуры, как молодежная мода, которая имеет ярко выраженную сексуальную направленность, отличается отсутствием индивидуальности и изысканности. Подростки и юноши стремятся соответствовать пропагандируемым стандартам поведения - в одежде, прическах, манерах, привычках, образе и стиле жизни, выборе способов общения, видов занятости, в определении смысла жизни.

В связи с вышесказанным молодежную культуру можно рассматривать как субкультуру. Ее отличие от культуры всего общества состоит в том, что молодые люди имеют собственные ценности, нормы правила, обычаи, моду символы, интересы и потребности, установки и представления. При этом молодежь как социальная общность неоднородна. В ней присутствуют подгруппы людей высокообразованных и необразованных, имеющих высокий или низкий социальный статус, экономически состоятельных и несостоятельных, городских и сельских, работающих и неработающих, верующих и неверующих. Отсюда и различия в культурных традициях и поведенческих стратегиях представителей молодого поколения.

Характерно, что в настоящее время молодежная субкультура превращается в контркультуру, входит в противостояние с обществом своими идеалами, модой, искусством, языком. Многие социальные явления девиантной направленности связаны с молодым возрастом, и в том числе - деятельность преступных организованных сообществ, наркомания, токсикомания, игромания, проституция и т.п. Особого внимания заслуживает молодежный досуг, который для немалого числа социальных групп принимает все более бездуховную, безнравственную форму.

Потребительские ориентации отравляют душу молодых людей, вынуждают их соперничать друг с другом, приводят к подавлению в личности духовно-нравственного начала. Особого внимания заслуживает такая проблема, как развитие аморальных ориентаций молодых людей. Проституция, половая распущенность все меньше осуждаются молодежью, а в наиболее интеллектуальной молодежной среде - студенческой, все чаще встречаются факты использования нецензурной лексики, курения табака среди девушек, наркомании, пивного алкоголизма, пьянства, хулиганства, воровства, рэкета. Гуманизм как общечеловеческая ценность уходит все дальше, оставляя вместо себя такие нравственных проявления, как грубость, агрессия, равнодушие, соперничество, идолопоклонничество.

Неформальные движения молодежи представляют собой разновидность контркультуры, бросающей вызов обществу. Поскольку контркультура обозначает установки, противоречащие фундаментальным принципам данной культуры, неформальные молодежные движения получают статус альтернативных форм культуры, не контролируемых обществом.

Важно понимать то, что эти формы культуры возникают объективно, а значит их невозможно уничтожить, запретить, заменить чем-либо иным. Они вызваны неудовлетворенностью молодежи как маргинальной, переходной социальной группы своими условиями жизни и труда. Низкий уровень заработной платы у большинства начинающих профессиональную карьеру, еще более скромный размер студенческой стипендии, бедствующие молодые семьи, а более всего студенческие, - все это вместе и на почве резкого социального расслоения в обществе становится миной замедленного действия для социализации новых поколений россиян.

Неформальные движения молодежи - музыкальные, технические, правовые, спортивные, философско-мистические, экологические, патриотические, фашистские, расистские, творческие - выполняют определенные функции, которые не могут взять на себя другие социальные структуры. Среди них - функции самореализации, времяпрепровождения, компенсаторная, эвристическая. Особо следует выделить такие молодежные движения, которые ставят в центр всего общение, мир, любовь, взаимопонимание (кришнаиты, религиозные братства и секты), а также группы альтернативного творчества, объединяющие не признанных официальными кругами художников, писателей, артистов, музыкантов и т.д. Очевидно, что их деятельность не носила бы сомнительной направленности, если бы молодые люди могли легально получить все то, к чему они стремились и что искали в альтернативных объединениях среди социальных групп, существующих в правовом и социальном пространстве.

Исследования показывают, что современная российская молодежь ориентирована более на такие виды досуга, как посещение кинотеатров, мест развлечений - кафе, баров, ночных клубов, дискотек, культурно-развлекательных центров с шоу-программами, просмотр телепередач, прослушивание музыкальных записей или музыкальных радиоканалов, Популярные прежде чтение художественной литературы, прессы, физкультурные и спортивные занятия уступают в рейтинге развлекательным видам досуга. Модный в последние годы фитнес привлекает состоятельную часть молодежи, так как это весьма дорогостоящий вид спортивного досуга, хотя и несомненно прогрессивный, поскольку он совместим только со здоровым образом жизни.

Такие мощные каналы передачи культурной информации, как театр, консерватория, выставки, музеи, большей частью современной молодежи не востребованы. Интерес к ним проявляют в основном специалисты - настоящие или будущие, студенты вузов культуры и искусства, представители педагогической и других гуманитарных специальностей. Для остальных социальных групп молодежи учреждения, несущие высокую культуру, оказываются недоступными. Одна из внешних причин - дороговизна посещений не дотируемых государством учреждений, кроме того, сказывается и их территориальная удаленность: не каждый город имеет достаточное количество культурных объектов. Внутренние причины равнодушия к ним - отсутствие потребности в контакте с художественными ценностями. Поскольку сравнительно небольшое число детей и подростков посещают школы искусств (музыкальные, художественные, спортивные и иные) и столь же редко общеобразовательные школы занимаются творческим развитием своих учеников, у последних не формируется потребность в принятии тех или иных видов искусства, дети остаются вне воздействий классической инструментальной музыки, оперы, балета, театрального искусства, художественных живописных произведений, классической и современной российской и зарубежной литературы. Затрудняется процесс формирования эмоционально-чувственного отношения к жизни, к культуре, столь необходимого для социализации зрелой личности и самореализации молодежи.

Слово «молодежь» следует писать с двумя буквами «ж». Интернетовский «Живой журнал» (ЖЖ) стал средой обитания для тысяч молодых людей. Там спорят об устройстве мира и жалуются на вчерашнее похмелье. Там готовятся революции и разрушаются браки... Виртуальные дневники — настоящее сокровище для социологов. Где еще можно найти такой массив текстов, созданных «простым человеком»?!

Группа исследователей решила воспользоваться этим уникальным материалом. Мы предлагаем вашему вниманию сделанные ими выводы. Кое в чем их можно считать спорными. Но как минимум это исследование заставляет задуматься о том, что собой представляет «поколение ЖЖ». И уж точно такой метод изучения гораздо более продуктивен, чем бесконечные опросы на тему «Что для вас важнее — высокие заработки или душевная гармония?».

Сами авторы определяют предмет своего исследования так: «Мы ставили задачу изучить наиболее продвинутую часть молодежи. Но не “золотую” и не “богемную”. Такие группы были, есть и будут вне зависимости от блогосферы. Их можно назвать трендсетерами, то есть людьми, которые транслируют культурные инновации в более широкие массы. Мы исходили из того, что именно блогосфера стала главным каналом распространения трендов. В Мос-кве, Питере и городах-миллионниках трендсетеры так или иначе связаны с блогосферой».

Тенденция 1

От карьеризма к пофигизму

Поколение 90-х чрезвычайно много работало. Планы построения карьеры вынашивались в совсем юном возрасте — об этом думали уже в десятом классе и уж тем более на первом курсе института. Любая работа оценивалась прежде всего с точки зрения ее перспективности для будущей карьеры, а переход с одной работы на другую — с точки зрения того, как будет выглядеть новая строчка в резюме.

Конечно, существовала масса исключений, но общий настрой был именно такой. Многие молодые люди были готовы работать по 20 часов в сутки. Впереди маячили позиции топ-менеджеров в ведущих корпорациях или вож-деленный собственный бизнес.

Сегодняшняя молодежь к карьере равнодушна. Она не приемлет работу, которая мотивирована исключительно зарабатыванием денег и не дает возможности для самовыражения, не хочет работать в офисе, по четкому графику и вообще не готова отдавать работе большую часть своего времени.

«Люди, которые озабочены деньгами, — в основном старые поколения, пережившие нищету. Мне нравятся люди, которые зарабатывают сами в пределах доступного. Есть деньги — хорошо, нет денег — плохо, будем стараться заработать. Я из них»

Молодые люди 90-х мечтали стать банкирами, юристами, коммерческими и финансовыми директорами. Профессиональный идеал молодежи 2000-х — журналист, дизайнер, программист, PR-менеджер. Фрилансерство стало яркой приметой времени.

Создание собственного бизнеса — это, пожалуй, единственное, чего современные молодые люди хотят так же сильно, как их сверст-ники 10 лет назад. Однако если молодежь 90-х стремилась всячески развивать собственное дело, чтобы в перспективе превратить его в крупное предприятие и войти в бизнес-элиту, то нынешние молодые люди не хотят тратить на это силы и время. Их вполне устраивает мелкий бизнес, который дает им финансовую независимость и возможность заниматься любимым делом по свободному графику.

Молодежь 90-х бралась за любой бизнес — от торговли подгузниками до частного извоза. Современные молодые люди не готовы резко менять образ жизни и круг общения, даже если это сулит немалую прибыль. Как правило, они создают собственные небольшие предприятия в тех областях, которые им хорошо знакомы и где не надо тратить время на налаживание соответствующих связей.

«Свободное время я посвящаю тому же, чему посвящаю и время рабочее, только это уже не заказные проекты, а для души, так сказать. То есть при его появлении, времени то есть, я либо фотографирую, либо обрабатываю уже сфотографированное, либо рисую, благо мольберт всегда под рукой, либо хожу рисовать гипсы в студию, либо читаю, либо клею что-то... Мне крайне тяжело сидеть долго на месте...»

Основной причиной того, что «карьерный» вариант начал терять для молодежи свою привлекательность, стало осознание «границ роста». В 90-е небеса казались открытыми. Десять лет спустя большинство молодых людей прекрасно понимают, что есть вполне определенный «потолок», выше которого подняться практически невозможно. «Социальный лифт», обеспечивавший быстрое вертикальное перемещение в 90-х, в 2000-х остановился.

Снижению привлекательности «карьерного» варианта способствовала и экономическая стабилизация. Современные молодые люди не боятся остаться без средств к существованию. Они понимают, что какую-нибудь работу смогут найти всегда. Поколение 90-х стояло перед альтернативой: работа или прозябание и нищета. Для поколения 2000-х характерна другая альтернатива: изнуряющая и отнимающая все силы работа для построения карьеры или спокойная, «ненапряжная» творческая работа в свое удовольствие.

Девальвация ценности карьеры в сознании молодежи косвенно связана с ростом ценности свободы. Для молодежи 90-х свобода тоже имела определенную ценность, но трактовалась она очень узко — как возможность ни от кого не зависеть материально, покупать различные товары и услуги и т. д.

Молодежь 2000-х понимает свободу как независимость от любых обстоятельств и как спонтанность — возможность поменять работу, место жительства, образ жизни. Для современных молодых людей свобода — одна из ключевых ценностей, а свободный стиль жизни — прямая противоположность «корпоративному рабству».

Тенденция 2

Побег из массовой культуры

С одной стороны, современные молодые люди — дети массовой культуры, и они прекрасно это осознают. С другой стороны, они всеми силами стремятся дистанцироваться от этой культуры.

Современные молодые люди четко осознают свою культурную «продвинутость», это предмет их гордости. С их точки зрения, все остальные «средние» обыватели отличаются низким уровнем образования и культуры, отсутствием интересов и увлечений, за исключением примитивного потребительства. Отношение к ним достаточно высокомерное.

Для молодежи 90-х объектом постоянной иронии был так называемый совок, то есть человек очень ограниченный, консервативный, непредприимчивый. Для молодых людей 2000-х объектами насмешек являются «гопники», «гламурные кисы» (девушки, смыслом жизни которых являются развлечения и потребление) и «офисный планктон» (менеджеры всех мастей, которые большую часть жизни проводят в офисе, занимаясь рутинной и неинтересной работой).

Негативное отношение к этим трем социально-культурным группам вызвано не только неприятием их образа жизни и ценностей, но и их абсолютной шаблонностью, отсутствием какой бы то ни было индивидуальности.

Образцом «серости», массовости и шаблонности считается телевидение (особенно юмористические программы, сериалы и реалити-шоу). Подавляющее большинство современных молодых людей смотрит телевизор достаточно редко, да и то исключительно с целью посмеяться над «звездами» эфира.

«Современная культура. Ну, во-первых, культура конформизма и поглощения личности массой. Доступность музыки, искусства и т.д. делает ее не достоянием единиц, а уделом многих. Оттуда же идет опустошение искусства»

Жанр пародии на телепрограммы и их героев чрезвычайно популярен в молодежной среде. Например, одним из самых многочисленных блогерских сообществ является сообщество foto_zaba, участники которого с помощью графического редактора Photoshop переделывают картинки из популярных телепередач и кинофильмов. Особой «любовью» «жаберов» пользуются Евгений Петросян, Ксения Собчак и Владимир Путин.

Еще одной темой для глумления является также реклама. Переделываются логотипы, рекламные ролики, слоганы. Примером такой трансформации стал новый фирменный стиль «МТС». Количество переделок, пародий и анекдотов на тему «красных яиц» превысило тысячу.

Пародии на массовую культуру отличаются иногда крайней циничностью, но это реакция на фальшивость самой массовой культуры. В молодежной среде формируется некое смутное чувство, которое можно назвать тоской по романтизму и истинным ценностям.

Будучи часто напоказ циничными, молодые люди всеми силами стараются избегать неискренности в отношениях с близкими и друзьями. Отсюда крайне негативное отношение к «светскому» стилю общения а-ля «Дом-2», а также к рекламе, которая возвышенными словами прикрывает банальное желание продать товар или услугу.

«Сейчас в нашем мире, к сожалению, много неискренности, и очень часто люди за понятием “дружба” скрывают какие-то корыстные цели и интересы. Плюс, мне кажется, люди настолько озабочены своими проблемами, коих у всех великое множество, что порой не остается времени просто спросить друга, как у него дела»

Еще одним свидетельством «тоски по романтике» является мифологический образ советского прошлого, который сформировался у нынешних молодых людей. СССР предстает в идеализированном виде, как общество, где не было национальных конфликтов, терроризма и наркомании, где чувства были искренними, а люди — наивными и бескорыстными.

«Если вы были ребенком в 60-е, 70-е или 80-е, оглядываясь назад, трудно поверить, что нам удалось дожить до сегодняшнего дня... Наши кроватки были раскрашены яркими красками с высоким содержанием свинца. Не было секретных крышек на пузырьках с лекарствами, двери часто не запирались, а шкафы не запирались никогда. Мы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок. Никому не могло прийти в голову кататься на велике в шлеме. Ужас»

Тема доперестроечного периода также тесно связана с поиском собственной идентичности, поскольку ответ на вопрос «кто я?» волнует современных блогеров достаточно сильно.

Тенденция 3

Политика без политики

Отношение к политике также отражает стремление дистанцироваться от «массовости». Молодые люди просто игнорируют любые формы политической активности. Они не участвуют в выборах, поскольку, по их мнению, результат выборов ни в коей мере не зависит от их участия.

«Меня волнуют только те мировые проблемы, которые имеют непосредственное отношение ко мне, а вообще, выражение “после нас хоть потоп” довольно практично»

Любые формы политической активности — и правой, и левой — становятся объектом сатиры не менее острой, чем в случае с телевидением и эстрадой. Например, проправительственное молодежное объединение «Наши» высмеивается за приверженность к пафосным лозунгам.

Реальные, а не показные страдания нацболов вызывают уважение. Над «леваками», как правило, не глумятся, но их убежденности не разделяют. Ведь левые активисты находятся в плену массовой культуры

Левые политические активисты национал-большевистского толка вызывают чуть больше симпатии. Готовность к самопожертвованию, реальные, а не показные страдания нацболов за идею вызывают у молодых людей уважение. Над «леваками», как правило, не глумятся, но их убежденности не разделяют. Ведь левые активисты также находятся в плену массовой культуры.

Националистические движения достаточно резко отвергаются. Подавляющее большинство членов блогерского сообщества — интернационалисты. Их идеал — «граждане мира», дети разных национальных культур, которые свободно передвигаются по миру и общаются друг с другом. Националисты, и в особенности их агрессивное крыло, ассоциируются с дикостью и варварством.

Некоторые блогеры посещают различные политические мероприятия, но ходят туда главным образом для того, чтобы «получить fun», проще говоря, поразвлечься, а вовсе не для того, чтобы отстоять свою точку зрения.

Молодые люди предпочитают наблюдать за политической жизнью, отпускать едкие критические замечания, но при этом ни во что не вмешиваться. В отличие от традиционной российской и советской интеллигенции, которая наблюдала за политической жизнью с чувством трагичности, современная молодежь шутит и веселится. Выражением такого легкого отношения стали абсурдистские флэшмобы.

Флэшмоб — это коллективное действие, которое носит, как правило, нелепый, с точки зрения большинства граждан, характер. Например, может собраться несколько десятков или сотен молодых людей и начать одновременно приседать или повторять одно и то же слово.

Однажды в Новосибирске 1 мая представители различных политических партий собрались на главной площади города для проведения митингов. Туда же пришло около сотни флэшмоберов. Молодые люди стали водить огромный хоровод вокруг митингующих, держа в руках плакаты типа «Нет колонизации Марса», «Нет эксплуатации темы сибирской дикости в современном искусстве», «Мутин Пудак» и др. Часть плакатов была написана древнеегипетскими иероглифами.

Ни митингующие, ни милиция не знали, что делать. Организаторы первомайской демонстрации никак не могли понять — что это такое? Если движение — то какие у него цели? Если протест — то против кого и чего?

На самом деле никаких конкретных целей у флэшмоберов не было. В целом это характерно для всего молодого поколения 2000-х — отсутствие долгосрочных целей и «исследовательский» подход к собственной судьбе («жизнь сама подскажет, к каким целям надо стремиться»). Тем не менее, помимо просто желания поэпатировать публику, определенный, пусть и не всегда осознанный, протест во флэшмобах присутствует. Это протест против шаблонности, «правильности», зашоренности политической и общественной жизни. Но протест именно в той неактивной ироничной форме, которая чрезвычайно характерна для «беглецов» из общества массовой культуры.

Тенденция 4

Путешественник, но не турист

Развлечения и досуг также демонстрируют горячее желание молодых людей выделиться, «не быть как все». Например, среди молодежи становятся все более популярными путешествия особого рода.

Это длительные поездки, часто с остановками на несколько месяцев в понравившемся месте. Путешественники этого типа стремятся жить так же, как живет местное население: есть ту же пищу, одеваться в ту же одежду, разговаривать на том же языке и вообще — не выглядеть в глазах местных туристами. Они находят какую-нибудь работу (или дистанционно, по интернету, продолжают заниматься тем же, чем занимались в России, например компьютерным дизайном), снимают квартиру или комнату, заводят местных друзей.

В последние годы началось «движение к югу» — в Индию, Таиланд, Вьетнам.

Поскольку жизнь в этих странах чрезвычайно дешева, молодым людям из Москвы или Петербурга не составляет особого труда скопить сумму, на которую они потом год живут в тропиках, наслаждаясь теплым климатом и беззаботным существованием. Появились такие русские путешественники и в Америке, и в Африке и даже в Австралии и Новой Зеландии.

«Мы принадлежим к последнему поколению путешественников. Мир стремительно становится одинаковым; асфальт, демократия и доллары быстро распространяются по всей поверхности планеты»

Иллюстрации: Владимир Сальников

Увлечения современных молодых людей разнообразны. Важен сам факт того, что человек имеет какое-то хобби. Если в 90-е считалось нормальным, когда у молодых людей не оставалось времени ни на что, кроме сна, то для сегодняшней молодежи такой образ жизни совершенно неприемлем.

Считается, что люди, которые не имеют увлечений помимо работы, живут неполноценной жизнью. Представители «офисного планктона», у которых после тяжелейшего и полного стрессов дня едва хватает сил доползти до дивана и, попивая пиво, посмотреть пустыми глазами в телевизор, вызывают у современного молодого поколения резко негативные чувства.

«Хочется интересных событий. Сейчас очень хочется, например, посталкерствовать где-нибудь, полазить по вертикали, сходить в водный поход»

Современные молодые люди занимаются спортом (как правило, экстремальным), ищут заброшенные места в «городских джунглях», забираются на крыши высотных домов в поисках красивых видов (руферы), совершают прыжки с одной крыши на другую (паркур), спускаются в подземные коммуникации (диггеры), участвуют в исторической реконструкции различных эпох и культур (ролевики) — перечень увлечений бесконечен.

Основные критерии при выборе хобби — его небанальность и «нераскрученность». Начало «коммерческой эксплуатации» того или иного увлечения (появление рекламы, проведение PR-акций) снижает его привлекательность в глазах молодых людей. Так произошло, например, со сноубордингом и скалолазанием. Из «продвинутых» видов спорта они достаточно быстро превратились в массовые и, выражаясь молодежным языком, «опопсели».

Тенденция 5

Отказ от престижного потребления

Для современных молодых людей не характерно престижное потребление (conspicuous consumption). Молодежь 90-х была помешана на статусности. Существовал четкий императив — если ты преуспеваешь, то должен одеваться от Gucci или Armani, ездить на «Мерседесе» или BMW, пить коньяк Hennessey и курить сигареты Davidoff или Parliament.

Для молодежи 2000-х ценность статуса уже не является абсолютной. По крайней мере, современные молодые люди не готовы покупать товары только потому, что в глазах других они являются престижными и свидетельствуют о материальном достатке. Нельзя сказать, что современная молодежь совершенно не обращает внимания на общественное мнение. Однако если десять лет назад молодые люди стремились продемонстрировать свою финансовую успешность, то сейчас — подчеркнуть индивидуальность.

Костюм представителя поколения 2000-х может включать в себя как дорогие марки, так и совсем дешевые, и даже небрендовые вещи — главное, чтобы получившееся сочетание было характерно для тебя.

Важен сам факт — человек имеет какое-то хобби. Если в 90-е считалось нормальным, когда у молодых людей не оставалось времени ни на что, кроме сна, то для сегодняшней молодежи такой образ жизни совершенно неприемлем

Приход «индивидуального» потребления на смену «статусному» основательно смешал карты маркетологам. Десять лет назад молодых потребителей можно было более или менее четко структурировать в зависимости от дохода. Сегодня мы очень часто можем встретить молодых людей, которые покупают одежду одной и той же недорогой марки, курят одни и те же элитные сигареты и при этом их доход отличается в разы.

Повышенный интерес к шопингу считается в молодежной среде признаком ограниченности. Есть, правда, исключения. Например, внимание уделяется покупке компьютера и компьютерного оборудования. Тщательно выбирают вещи, связанные с хобби, например спортивное снаряжение или фотоаппараты.

Тенденция 6

Поколение скептиков

Поколение 2000-х можно по праву назвать поколением скептиков. Молодые люди не верят рекламе, не доверяют средствам массовой информации, крайне скептически относятся к различным PR-кампаниям. Они прекрасно понимают, что за всеми рекламными акциями стоит сугубо прагматичное желание продать товар.

«“Битва за сознание потребителя” воспринимается как своеобразная игра: компании стремятся заполучить наше расположение и бомбардируют нас рекламой и PR-акциями — ОК, мы с интересом понаблюдаем за этими попытками»

Некоторым уважением пользуются изящные рекламные кампании, в которых при минимуме средств удается добиться максимального результата. Массированные кампании с миллионными бюджетами воспринимаются более скептически. А реклама, которая пытается открыто и примитивно обмануть потребителя (например, «банковские кредиты под 0%»), вызывает резкое отторжение. Причем «экспертное» отношение к рекламе характерно не только для профессионалов, но и для тех молодых людей, которые не имеют к рекламе и PR никакого отношения.

И все-таки, несмотря на горячее желание дистанцироваться от массовой культуры, современные молодые люди во многом остаются «детьми общества потребления». Они физически не могут обходиться без дюжины-другой предметов личной гигиены, без качественных продуктов, без суши, одноразовой посуды и массы других прелестей цивилизации.

Что будет с этим поколением дальше? Наверное, после 30 лет подавляющее большинство блогеров интегрируются в различные профессиональные сообщества, вступят в брак, заведут детей. Высокий уровень образования и наличие разнообразных социальных связей обес-печат им достаточно высокое положение в обществе. Впрочем, о будущем большинство обитателей пространства ЖЖ предпочитают не думать. Это слишком скучно.

«О будущем стараюсь не думать, т.е. о таком глобальном будущем… Как-то приятней жить сегодня. Для меня будущее — это сегодня среда, завтра четверг, и это уже будущее. Я живу сегодняшним днем, часом, минутой. Поэтому почти все, что чуть дальше, — это будущее для меня, не гонюсь за ним, ну т. е. нет у меня никакого желания “перемотать” время вперед. В будущем находится старость, а я молода, здорова, энергична (как говорят, недурна собой), я боюсь стареть. На полном серьезе говорю»

В конце 2016 года Сбербанк совместно с агентством Validata провели исследование среди людей от 5 до 25 лет. В обзоре представлены такие аспекты жизни молодых людей как обработка информации, отношения с родителями, самовосприятие, установка и ценности, фрустрация и страхи, ожидания от будущего. Прочитай и с полной уверенностью говори: “В наше время такого не было!”

Обработка информации

1. Они родились с кнопкой на пальце

Онлайн – ведущее измерение реальности, формирующее актуальные тренды и ролевые модели. В онлайне легче знакомиться, рассказывать о себе, искать информацию, покупать вещи. В каждом классе есть ученик, который понимает информатику лучше учителя. За актуальной повесткой дня следят через соцсети.

2. Они воспринимают краткую и наглядную информацию

Их внимание внимание быстро переключается: средний период концентрации представителя поколения Z на одном объекте – 8 секунд. В целом, информация потребляется маленькими «перекусочными» порциями. Важна наглядность информации, так как иконки, смайлики и картинки часто заменяют текст.

3. Долгосрочных трендов нет

Социальные сети формируют ощущение потока, в котором все меняется каждую секунду – то, что модно сегодня, завтра сменяется новой модой. Нет устойчивых предпочтений, постоянной лояльности брендам и стилям одежды, «обязательных списков» в музыке или кино.

Отношения с родителями

4. Конфликт поколений смазан

Родители выстраивают партнерские отношения с детьми, руководствуясь принципом “не ругать за плохое, а хвалить за нормальное”. И дети, и родители говорят друг о друге с нежностью и теплом.

Взрослые признают, что дети превосходят их во многих навыках и лучше ориентируются в современной бесконечно меняющейся жизни. А у молодых людей в свою очередь нет особого пиетета перед старшими, они общаются с ними свободно и на равных.

6. Центениалов гиперопекают

Родители жалеют детей и взваливают все бытовые обязанности на себя, оказывая на детей минимальное давление. В результате поколение Z не нарабатывает навыков решения проблем реальной жизни.

Самовосприятие

7. Не могут без социального взаимодействия


Важно постоянно быть на связи – дети поколения Z не бывают одни, да и не очень любят быть одни. В компании же ценятся те качества, которые помогают легко общаться. В любой ситуации очень важно беспроблемно взаимодействовать.

8. Уверенность в собственной исключительности

Поколению Z прививается мысль об их уникальности – каждый ребенок талантливый и единственный в своем роде. Каждый считает себя непохожим на другого, увлечения описываются как необычные, отношения с родителями считаются лучше, чем у других.

9. Поколение мейнстрима

Они тотально следуют рекомендациям онлайн-СМИ и популярных блогеров, в результате чего отсутствуют ярко выраженные субкультуры, а все становятся похожими, несмотря на безграничную веру в собственную исключительность, вне зависимости от города и уровня материальной обеспеченности.

10. Не видят себя единым поколением

Молодые люди не замечают того, что их объединяет. Каждый волен делать то, что хочет, потому что набор неких маркеров (хобби, музыка, кино) не воспринимаются как сигнал “свой-чужой”.

11. Модель постепенного движения к успеху не работает

У них нет уверенности, что постепенные усилия приведут к цели. История России последних лет показала поколению Z, что все может пойти не так. При этом они знают, что успех может быть легким и быстрым: многочисленные статьи в онлайн-СМИ рассказывают истории о внезапном и стремительном успехе.

12. Тихое сопротивление VS открытый бунт

Не бунтуют открыто, не устраивают переворотов, стараются формально следовать правилам. Поступают так, как сами считают нужным, не ставя в известность родителей, демонстрируя послушание и конформизм.

13. Отсутствие гендерного равенства

Они придерживаются традиционного взгляда на взаимодействие полов: девушки должны быть скромными, заниматься домом и воспитывать детей, молодые люди должны обеспечивать семью. Продвинутые девушки считаются эгоистичными и требующими постоянной демонстрации того, чего ты стоишь. Заключать брак и создавать семью большинство планируют на 25-27 лет.

Установки и ценности

14. Главное – найти свой путь


Установка на поиск себя задана не только родителями, но и педагогами. Более того, она активно транслируется через масскульт.

15. Установка на гедонизм

Главный запрос от жизни – быть счастливым. Во главу угла ставится наслаждение жизнью, получение от нее удовольствия, ценность каждого мгновения и любовь к себе. Стать счастливым можно, только если найдешь свой путь. А трудности означают, что путь выбран неверно.

16. Счастье – это и есть успех

Успех измеряется не богатством и статусом, а разнообразием жизни и удовольствием. Привести к успеху может только “правильно выбранный свой путь”.

17. Саморазвитие – это модно

Центениалы постоянно говорят о саморазвитии и самосовершенствовании. Саморазвитием считается любое увлечение, любая активность “по желанию”, путешествия, занятия музыкой и рисованием, походы в кино и театр, интерес к истории или фотография.

18. Жизнь хороша, когда разнообразна

Жизнь должна быть разнообразной – в ней должны сочетаться работа, семья, увлечения, путешествия, общение с друзьями, иначе жизнь кажется скучной, а человек деградирует. Обязательно нужно пробовать разное, тогда и жизнь интереснее, и проще найти свой путь.

19. Работа должна быть в радость

Слова “карьера” и “престижная работа” практически не звучат, “вкалывать” молодые люди не готовы. Работа должна приносить удовольствие, доход и не отнимать много времени.

20. Установка на индивидуализм

Представители поколения Z не думают о том, чтобы менять мир или человечество, в первую очередь они хотят сделать комфортной свою жизнь и жизнь близких.

21. Страстно хотят признания

Ожидают похвалы на любое действие и во взрослой жизни. Признание должно вести к социальной популярности на работе, среди друзей и в социальных сетях.

22. Модно быть умным

Модно уметь устанавливать социальные связи, поддерживать разговор на различные темы и в целом быть нескучным.

23. Апология семейных ценностей

Среди молодежи принято заявлять, что они любят свою семью, обожают родителей. Удачная семейная жизнь – признак состоятельности, и в конечном итоге, счастья. Создание хорошей семьи – более важная цель, чем профессиональная реализация.

Фрустрации и страхи

24. Страх разочаровать родителей


Модель воспитания, при которой акцент делается на поощрение и “веру в ребенка”, оказывается для молодых людей “позитивным давлением”. При этом они испытывают страх не оправдать возложенных на них надежд.

25. Неправильный выбор – это катастрофа

“Правильный выбор” становится почти вопросом жизни или смерти, ошибиться нельзя, ведь тогда под угрозой оказывается счастье, а значит ощущение успешности. Центениалы испытывают постоянный страх необратимости сделанного выбора, им кажется, что при обилии дорог и развилок, пойти можно только по одной и только один раз.

26. Свобода выбора – не помощь, а затруднение

Родители не помогают в выборе пути, они отказываются брать на себя ответственность, поскольку сами не знают «как правильно» и боятся упреков в будущем. Молодые люди при этом чувствуют растерянность, потому что стоят перед выбором, не имея никаких четких ориентиров. А путь родителей кажется рутиной и однообразием.

27. Страх “обычной” жизни

Поколение Z испытывает страх, что взрослая жизнь будет однообразной, в которой они разучатся видеть радость в повседневности. А жизнь без спонтанности и интенсивных переживаний не может быть интересной.

28. Страх одиночества и социального несоответствия

Идеальное будущее – семья и друзья. Быть “одиночкой” – это провал и выпадение из социума. Одиночество не означает независимость и свободу.

Ожидания от будущего

29. Минимальный горизонт планирования

Отдаленное будущее кажется поколению Z непонятным и пугающим. Горизонт планирования работает только при наличии абсолютно понятной цели: закончить школу, сдать экзамены, закончить ВУЗ.

30. Главные ожидания от будущего – комфорт и спокойствие

Поколение Z ставит перед собой неамбициозные цели, чтобы избежать разочарования. Главное ожидания от будущего – “Safe Choice”: нормальная жизнь, простое счастье, комфорт, благополучие, спокойствие, семья.

Подборка записей

Факты из жизни каждого человека могут быть интересными и нестандартными. В жизни молодёжи, которую мы встречаем каждый день, есть множество вещей, о которых старшее поколение не догадывается или же не понимает. Это и есть те интересные факты, о которых стоит поговорить. Кто-то посчитает, что интересные факты из жизни молодежи можно назвать обыденными.

2 154645

Фотогалерея: Интересные факты из жизни молодежи

На самом деле, для их сверстников, сейчас, так и есть, а вот для других людей они действительно являются интересными фактами из жизни молодёжи. Что же происходит в жизни молодых людей? Что является для молодёжи ценностью? Какие интересные случаи и взгляды заставляют их поступать определённым образом? Какие факты и факторы влияют на их развитие и становление?

Говоря о жизни молодых людей, стоит остановиться на трёх таких понятиях, как секс, любовь и алкоголь. Многие считают, что для молодёжи эти понятия стали неправильными и потеряли ценность. Конечно же, многие факты это подтверждают. Определённая часть подростков перестала искать в жизни интересные стороны, глубину чувств, хобби и тому подобное. Многие из них приравнивают секс к любви, и никогда не забывают об алкоголе.

Но, на самом деле, далеко не вся молодёжь считает именно так. Например, давайте поговорим о сексе. Считается, что многие девушки начинают половые отношения в пятнадцать-шестнадцать лет. Конечно же, для старшего поколения это неприемлемо, но, стоит разобраться, почему именно так происходит. Конечно же, есть молоденькие дамочки, которые слишком много читают блоги и слушают глупеньких подружек, которые считают, что девственность - это проблема от которой необходимо избавиться. Вот они то и начинают заниматься сексом практически со всеми подряд, а затем страдают от этого. Но не стоит считать, что все юные девушки считают и поступают именно так. Есть те, кто относится к этому вопросу серьёзно, хотя и рассматривает его. Просто, современные подростки действительно взрослеют намного быстрее и раньше, нежели предыдущее поколение. Поэтому, их желания различаются. Девушкам становится неинтересно со сверстниками, поскольку мальчишки, в возрасте пятнадцати-семнадцати лет ещё остаются детьми. Они ищут парней, которые уже что-то смыслят в жизни и относятся к отношениям серьёзно. Поэтому и выбирают тех, кто старше на пять-шесть лет. Вот только проблема в том, что парни в этом возрасте желают иметь регулярный секс и девушкам приходится решать, готовы ли они на это пойти ради любимого человека. Интересным является то, что многие девушки решаются на этот шаг, только из-за любви к парню, являясь, на самом деле, к этому не готовыми. Поэтому, у них могут возникать различные проблемы в плане секса, появляются комплексы, а парни, не находя удовлетворения, просто начинают изменять. В этом случае, далеко не все юные девушки могут осознать то, что их вины в этом нет. Просто, молодым мужчинам не хватает опыта и терпения, чтобы дождаться нужного момента и всё сделать правильно.

И, исходя из этого, можно переходить ко второму вопросу - вопросу касающегося любви. Сейчас, многие девушки разочарованы в этом чувстве, поскольку мужчины перестали добиваться нас и вести себя как джентльмены. Интересно, что дамы сами в этом виноваты, хоть далеко и не все это признают. Лёгкодоступность - вот главная проблема современной молодёжи. Мужчины перестали ценить женщин и брать на себя за них ответственность. Им легче бросить девушку и найти другую, с которой у него будет секс, нежели ждать, пока она будет готова. Также, многие парни халатно относятся к абортам и считают это совершенно не своей проблемой.

Но, стоит отметить, что не все мужчины такие. Есть парни, и чаще всего такие встречаются среди тех, кому около двадцати лет, которые относятся к чувствам и отношениям совсем по-другому. Они считают, что любовь никогда нельзя строить только на физическом желании и готовы ждать любимую девушку столько, сколько необходимо.

Также, эта категория молодых людей ответственно относится к перспективе зачатия ребёнка и готовы взять ответственность на себя. Они понимают весь риск абортов и, чаще всего, относятся к этому крайне негативно. Сложно сказать, почему именно этот возраст является отличным от других. Скорее всего, эти дети рано почувствовали вкус взрослой жизни и к двадцати годам уже этим переболели, поняв, что важнее чувства и перспективы, нежели беспорядочный секс и алкоголь.

С алкоголем дело также обстоит достаточно интересно. Можно сказать, что к бутылке тянутся те, кто плохо учится в школе или же слишком хочет принадлежать к определённой суб-культуре. Такая молодежь уверенна, что без алкоголя вообще невозможно отдыхать. Также, есть те, кто жили такой жизнью в пятнадцать-семнадцать лет и теперь, достигнув двадцатилетнего возраста поняли, что лучше отдыхать в хороших заведениях и пить дорогое вино, нежели упиваться на скамейках портвейном не думая о завтрашнем дне. Также, есть пятнадцати-шестнадцатилетние ребята и девчонки, которые увлекаются хорошей литературой и науками, уже в этом возрасте знают, чего хотят и осознанно не желают наносить вред своему здоровью алкоголем и сигаретами. Кстати, ошибочно мнение, что такие дети являются изгоями и ботаниками. Многие из них, наоборот, имеют популярность и уважение не только сверстников, но и ребят постарше. Вообще, в нормальных кругах молодёжи сейчас модно не курить и не пить, а заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.

Поэтому, глядя на современную молодёжь, не стоит считать, что все они просто помешаны на сексе и алкоголе. На самом деле, и в шестнадцать лет, юные девушки умеют по-настоящему любить, но при этом всегда задумываться над серьёзностью вопросов о сексе и их последствиях. А также умеют принимать горе и разочарование в парнях стойко, не напиваясь и не пытаясь порезать вены. В то же время, не все парни думают только о сексе с кем попало. Есть те, кто влюбляется очень долго, всё взвешивая и определяясь, но потом любят на протяжении долгих лет и готовы понимать и поддерживать свою девушку во всех ситуациях. А не пить с друзьями каждый день, не задумываясь об учёбе, работе и будущем. Вот такая молодёжь и является самой интересной. И факт того, что она существует, немного удивляет, интересует и, несомненно, радует.




Самое обсуждаемое
Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников
Детская ортопедическая обувь Twiki Детская ортопедическая обувь Twiki
Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих


top