Развитие познавательно исследовательской активности дошкольников. Эссе на тему "исследовательская активность ребенка"

Развитие познавательно исследовательской активности дошкольников. Эссе на тему

Исследовательская активность ребенка.

«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,

дайпопробовать - и я пойму».

(Китайская пословица).

Маленькие дети все по своей природе исследователи, первооткрыватели. Они хотят все сами испытать, увидеть своими глазами, потрогать на ощупь, понюхать, и по возможности даже попробовать на вкус. Как же дети удивляются неизведанному, новому, пока для них непонятному! Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Для него все новое: солнце и дождь, радуга и рассвет, луна и звезды. Явления и объекты природы привлекают ребенка красотой, разнообразием и, конечно же, своей загадочностью. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они хотят познать окружающий мир и понять все его секреты.

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря всему этому ребенок познает мир, частью, которой он является. Очень хорошо, когда ребенок любознателен и задает много вопросов. Дети испытывают большую радость, удивление и удовлетворенность от своих маленьких и больших «открытий».

Превращение ребенка в творческую личность, человека желающего познать мир зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса.

В связи с этим, одна из основных задач - создать необходимые условия, чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.

Активное внедрение исследовательской деятельности в практику моей работы с дошкольниками основано на том, что в процессе исследования и экспериментирования весь материал усваивается прочно и надолго, ведь ребенок все слышит, видит и делает сам. Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям. Во время исследовательской активности дошкольник удовлетворяет присущую ему любознательность, строить свое представление о мире. Дети с удовольствием используют различные источники информации и добывают знания, сведения, материалы.

Для того чтобы стимулировать рост личностного развития ребенка и провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности, необходимо создать предметно развивающую среду. Для этого мы в группе создали мини-лабораторию, в которой размещены различные материалы и оборудование. В нашем уголке экспериментирования есть приборы-помощники, природный материал, медицинские материалы, технические материалы и многое другое. Подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания, картотека опытов, конспекты занятий по познавательно-исследовательской деятельности.

Эксперименты проводим в совместной деятельности с детьми и в режимных моментах. Толчком к началу экспериментирования может, послужит удивление, любопытство, проблема или просьба, выдвинутая кем-то из детей.

Поэтому, в своей работе стараюсь использовать все существующие разновидности экспериментов: случайные наблюдения и эксперименты, плановые наблюдения и эксперименты; эксперименты как ответ на детские вопросы.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Наличие у детей трудовых навыков тоже создает благоприятные условия для исследовательской активности.

Наряду с традиционными методами и приемами, используем инновационные технологии обучения и воспитания дошкольников. В процессе экспериментально-исследовательской деятельности применяем компьютерные и мультимедийные средства обучения. Ведь намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя, а посмотреть на объекты или явления исследования своими собственными глазами.

Метод проектов очень актуален и эффективен в развитии исследовательской активности ребенка. Этот метод даёт возможность ребёнку экспериментировать, развивает его творческие способности и коммуникативные навыки.

В процесс развития познавательно-исследовательского интереса детей очень важно включить родителей. С этой целью оформляется наглядная информация для родителей, проводятся индивидуальные и групповые консультации. Я надеюсь, что большинство наших родителей поняли, что исследовательская деятельность всесторонне влияет на развитие ребёнка.

Единственная возможность научить ребенка жить в быстро меняющемся мире - это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей. Необходимо помочь ребенку найти свою, пусть даже узенькую иногда и труднопроходимую тропу. Как раз этому и способствуетисследовательская деятельность дошкольников. Хочется верить, что мы – воспитатели, вкладывая частицу своей души в каждого ребенка, делаем мир добрее.

Сагитова Гульназ Фаннуровна,

Воспитатель первой квалификационной категории.

Эссе на тему: «Исследовательская активность ребенка»

Одной из актуальных проблем современного образования является выбор наиболее эффективных путей воспитания и развития творческой, инициативной личности, которая способна к реализации исследовательской активности в различных видах деятельности. Первоначальные основы такой личности закладываются непременно в дошкольном возрасте. По мнению авторитетных исследователей, в период дошкольного детства создаются важнейшие предпосылки для развития исследовательской активности ребенка (А. Н. Поддьяков, Н. Б. Шумакова, А. Г. Гогоберидзе, Я. А. Пономарев, А. М. Матюшкин и др.).

Активность является ведущей характеристикой человека как субъекта деятельности, которая проявляется в инициативном, творческом и самостоятельном отношении к действительности, другим людям и самому себе (В. А. Якунин, В. Г.Маралов, А. М. Матюшкин). Реализация активности личности происходит в состоянии готовности и стремления к самостоятельной деятельности, в выборе наиболее оптимальных путей достижения назначенной цели, получении адекватных результатов.

Основой продуктивных форм активности служит поисковая познавательная активность ребенка, которая направленная на обнаружение неизвестного, его открытие и завершаемая решением проблемы, которая субъективно сформировалась в понимании. Продуктивные виды активности обеспечивают «порождение» образов (В. П. Зинченко), обобщений (В. В. Давыдов), целей (О. К. Тихомиров), смыслов (А. Н. Леонтьев), мотивов и интересов (Г. И. Щукина, Л. И. Божович, Т. И. Шумакова, Н. Г. Морозова).

Одним из первых проявлений активности ребенка является его целенаправленное стремление к познанию и исследованию окружающего мира. Исследовательская активность ребенка выступает как неотъемлемая часть поведения и как условие непрерывного развития в изменяющихся условиях современного мира (С. М. Бондаренко, В. С. Ротенберг).

Исследовательская активность ребенка проявляется как внутреннее стремление, порождающее исследовательское поведение. Она создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка первоначально происходило как процесс саморазвития. А. М. Матюшкин рассматривает исследовательскую активность ребенка как ключевое выражение его креативности, которое проявляется в высокой избирательности ребенка к исследуемому новому, в широкой любознательности (Дж. Берлайн). Анализируя современные подходы педагогов и психологов, исследовательская активность может быть определена как выраженное стремление субъекта, направленное на поиск решения важной для него проблемы при непосредственной помощи определенной системы средств, методов и приемов.

Исследовательская активность определяется освоением различных групп исследовательских умений (О. В. Дыбина, Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева, Л. С. Киселева и др.): умения исследовательского поиска, умения наглядной фиксации хода и результатов исследования, умения использования специального оборудования и инструментов в исследовании, умения совместного исследовательского поиска.

Как свидетельствует анализ научных данных, исследовательская активность ребенка имеет сложную структуру, в ней выделяется мотивационный компонент, непосредственно связанный с интересом, желанием ребенка вести исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели; содержательный компонент, который связан с представлениями о возможных способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы; операциональный компонент, который отражающий опыт практического использования детьми исследовательских умений для решения проблемы в процессе исследования.

Дети могут исследовать абсолютно всё то, что находится в их ближнем и дальнем, физическом и социальном окружении. Объекты исследования детей чрезвычайно разнообразны: объекты неживой природы (камни, куски льда, ручейки и пр. Объекты неживой природы ребенок может исследовать любыми приемлемыми для него способами, в том числе преобразуя и разрушая, чтобы понять их скрытые свойства, внутреннюю структуру и т.д.); объекты живой природы (среди объектов живой природы, зачастую дети проявляют наибольший интерес к животным, уделяя особое внимание психике и их поведению); люди (детьми могут быть использованы различные стратегии социального исследования, для чтобы понять и овладеть нормами и правилами человеческого поведения, а также возможными условиями их нарушения); искусственные объекты (при исследовании искусственных объектов особо важным аспектом для ребенка является их место в жизнедеятельности человека: их предназначение, функционирование и т.д.).

В заключении, хочется сделать вывод о том, что готовность и способность ребенка исследовать новое в окружающем мире посредством реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. Это важнейшее качество ребенка, которое отражает уровень его познавательного, личностного и социального развития и от нашего понимания феномена исследовательской активности ребенка, зависит не только больший или меньший успех детей в познавательной и практической деятельности, но в определенной мере и перспектива их развития в условиях новизны.

Транскрипт

1 Исследовательская активность ребенка А.Н. Поддьяков Неутолимая любознательность детей своими бесконечно разнообразными проявлениями радует, умиляет, восхищает, а также раздражает, шокирует и возмущает. Родителей, задумывающихся над проблемами воспитания, диапазон этой любознательности ставит в тупик. Ребенок задает вопросы, потрясающие как своими бестактностью и непониманием, так и глубоким интуитивным схватыванием сложных оригинальных проблем. Он боится дотронуться до новой привлекательной игрушки и бесстрашно, с изобретательностью, достойной лучшего применения, находит способы добраться и обследовать недоступные и опасные предметы. На наш взгляд, было бы упрощением объяснять все это тем, что ребенок не понимает, что делает, и действует наобум, или же тем, что для детей вообще характерна некоторая нестабильность достижений в любой области. Одна из принципиальных особенностей любознательности состоит в стремлении ребенка, сломав или обойдя все рамки, выйти в новые, неизвестные области, используя новые и разнообразные способы. Новизна и разнообразие способов обследования является необходимым условием открытия нового, а следовательно условием познавательного развития. С другой стороны, новизна объектов, к которым стремится ребенок, и нестандартность, «неопробованность» изобретаемых им способов действий таят в себе неизбежную опасность ошибок, в том числе фатальных. Так что же делать с любознательностью ребенка и как к ней относиться? Ответ на этот практический вопрос требует изучения феномена любознательности и исследовательского поведения. Необходимо понять, какая мотивация движет детьми, что именно (какие объекты, ситуации) они хотят и способны исследовать, каковы особенности познавательной деятельности и, наконец, какие результаты достигаются детьми. Как изучается исследовательское поведение детей? Для изучения исследовательского поведения психологи и педагоги используют целый ряд методов. 1. Наблюдение за детьми в повседневной жизни, в семье, на игровой площадке, в магазине игрушек (где для ребенка так много нового и интересного) и т.д. 2. Научный эксперимент. Обычно его организуют так, чтобы ребенок не знал, что его изучают, и не считал ситуацию искусственно созданной. Например, ребенку оставляют новый для него предмет и предлагают заняться им, пока взрослые «заняты».

2 На самом деле предмет специально подобран или изготовлен и за ребенком внимательно наблюдают. 3. Стандартизованные тесты исследовательского поведения с использованием специально разработанных объектов типа игрушек-головоломок (см. рис.1). В этих игрушках много внешних деталей и скрытых внутренних связей, призванных вызвать любопытство ребенка и желание их обследовать. Можно двигать многочисленные рукоятки, нажимать кнопки, отодвигать заслонки, наблюдать открывающиеся при этом картинки, слушать раздающиеся звоночки и т.п. Оценивается число обследованных ребенком элементов, число манипуляций, число заданных экспериментатору вопросов и т.д. 4. Специализированные анкеты и опросники для воспитателей и родителей, позволяющие оценить любознательность малыша, которого они воспитывают. С помощью этих (и некоторых других) методов, а также путем теоретического анализа установлено следующее. Роль исследовательского поведения Исследовательское поведение это универсальная характеристика человеческой деятельности, пронизывающая все другие виды деятельности. Оно выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности. Само понятие исследовательского поведения находится в одном ряду с такими фундаментальными понятиями, как научение, интеллект, творчество. Особую роль исследовательское поведение играет в овладении новыми, малоизученными областями и видами деятельности, где велика степень неопределенности. Мотивация исследовательского поведения Мотивационной основой исследовательского поведения является любознательность, познавательная активность, потребность в новых впечатлениях и знаниях. Сюда прежде всего относится «бескорыстная» познавательная активность направленность на познание ради самого познания. Однако эта бескорыстная познавательная направленность, исследование из чистого интереса, имеет развивающий эффект и положительно сказывается на решении множества последующих практических задач. Основная причина, вызывающая любознательность и исследовательское поведение в конкретной ситуации, это неопределенность, непонятность объекта, явления, отношений и т.д. И функция исследовательского поведения уменьшение этой 2

3 неопределенности путем поиска, экспериментирования и обработки полученной информации. Факторы, «запускающие» исследовательскую мотивацию: 1) новизна объекта или явления; 2) его сложность; 3) информационный конфликт (несоответствие или противоречие друг другу частей информации). Стремление к новизне является универсальным. Объекты более высокой новизны привлекают внимание ребенка в первую очередь и исследуются более длительно и интенсивно. Однако чрезмерная новизна может подавлять исследовательское поведение, вызывать у детей реакцию избегания и даже страх. Помимо стремления к новизне, существует и противоположное стремление к воспроизведению, повторению уже известного: известных ситуаций, способов действий и т.д. Это служит более прочному усвоению материала. Второй фактор, вызывающий исследовательское поведение сложность. Чем динамичнее объект, чем больше в нем воспринимаемых признаков, тем с большей вероятностью он вызывает исследовательское поведение ребенка. Но для дальнейшего развертывания исследования необходим оптимальный уровень сложности объекта. И слишком простые, и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимальным является такой уровень сложности, который требует от ребенка усилий, но при этом может быть ассимилирован, освоен, понят. Третий фактор, вызывающий исследовательское поведение, это когнитивный (познавательный) конфликт или противоречивость информации. Различные фрагменты информации противоречат друг другу, затрудняя однозначное опознание и анализ. Исследование направлено на поиски непротиворечивой интерпретации данных. Когнитивный конфликт особенно велик, когда отдельные части опознаются без труда, но ведут к противоположным заключениям (например, существо с головой льва и туловищем овцы трудно отнести к определенной категории). В исследованиях Н.Е. Вераксы дошкольникам предлагались объекты с необычным, противоречивым поведением, например цилиндр со смещенным центром тяжести (по физическому устройству это был ванька-встанька без головной части). Когда такой цилиндр клали на наклонную плоскость, то он в некоторых случаях скатывался с нее, как и полагается, а в некоторых наоборот, въезжал наверх и, покачавшись, застывал на месте. (Вкатиться он мог, естественно, лишь на высоту, не превышающую его диаметра, а реально всегда на несколько меньшую, но все равно это выглядело неожиданно и эффектно.) Сталкиваясь с такими ситуациями, дети были вынуждены выходить за пределы непосредственно наблюдаемых свойств объекта. Они 3

4 догадывались о его внутреннем строении и создавали новую систему объяснения, в которой противоречие снималось. Таким образом, предлагая детям материал с намеренно противоречивым содержанием, можно вызвать их исследовательскую активность, приводящую к высоким познавательным достижениям. Что дети стремятся исследовать? Абсолютно все, что находится в их ближнем и дальнем, физическом и социальном окружении; объекты исследовательского поведения детей чрезвычайно разнообразны. Объекты неживой природы (камушки, куски льда, ручейки и пр.) один из наиболее простых типов объектов исследовательского поведения. Их ребенок может исследовать любыми способами, в том числе изменяя и разрушая, чтобы понять их скрытые свойства, внутреннюю структуру и т.д. Объекты живой природы. Специфику живого разрушающими методами познавать невозможно и неэтично, и ребенок это хорошо понимает. Специфику живого дети стараются понять, наблюдая и стимулируя активность живых существ. Особый интерес для ребенка представляют животные: их поведение и психика. Животные сами являются субъектами исследовательского поведения, и здесь ребенок становится исследователем второго порядка он исследует чужое исследовательское поведение (например, с интересом наблюдает за насторожившейся или разыскивающей что-то собакой). Он может стать и исследователем третьего порядка, наблюдая за тем, как другой ребенок или взрослый исследует исследовательское поведение животного или человека. Большой интерес детей к играм типа «Горячо холодно» и разного рода пряткам это в определенной мере интерес и к наблюдению чужого исследовательского поведения. Люди. Почти с самого рождения объектами исследовательского поведения ребенка становятся другие люди и отношения между ними. Дети используют различные стратегии социального экспериментирования, чтобы понять и овладеть нормами и правилами человеческого поведения, а также условиями их нарушения. Н.Н.Поддьяков описывает следующий яркий пример социального экспериментирования путем нарушения социальных норм. Ребенок, первый раз увидевший загримированного артиста-лилипута на представлении в цирке, не мог решить, человек это или искусно управляемая кукла. И мальчик поставил эксперимент: когда лилипут подошел поближе, ребенок показал ему язык, а затем длинный нос, предполагая, что человек как-то отреагирует на это, а кукла нет. (Получить ответ на свой вопрос ребенок не успел, поскольку раньше всех отреагировала его мама.) И в обычных ситуациях дети 4

5 экспериментируют, чтобы получить реакцию окружающих на свои действия, понять, что за человек перед ними, каковы его особенности и т.д. Дж. Форман показывает важную роль социального экспериментирования для освоения речи маленьким ребенком. Он пишет, что дети экспериментируют и изобретают разнообразные действия, которые нередко представляются взрослому проявлением негативизма, испытанием чужого терпения. На самом деле ребенок таким образом пытается спровоцировать речь взрослого и услышать название, «код» своего действия. Дж. Форман анализирует два процесса, которые он называет экспериментированием в трансдукции и экспериментированием в трансляции (оба процесса конструктивны): 1) ребенок экспериментирует со своими действиями, которые взрослый отражает в речи; 2) ребенок экспериментирует со своими речевыми конструкциями, наблюдая за вербальным (речевым) и невербальным поведением взрослых. (Огромный материал по детскому экспериментированию с речью был собран К.И. Чуковским в книге «От двух до пяти».) Нередко дети экспериментируют с собой, изучая свои собственные физические и волевые возможности. Искусственные объекты. При исследовании искусственных объектов наиболее важным аспектом для ребенка является их место в деятельности человека: для чего они предназначены, как используются, как сделаны и т.д. Процесс исследовательского поведения: поиск и обработка информации В системе процессов исследовательского поведения выделяют две взаимосвязанные подсистемы: 1) подсистема поиска информации (подсистема приобретения знаний об объекте) и 2) подсистема обработки поступающей информации (подсистема преобразования и использования знаний). Несмотря на тесную связь, поиск информации и ее обработка это разные части процесса познания. Здесь используются различные стратегии и средства познавательной деятельности. И разные люди различаются по своим способностям искать и обрабатывать информацию. Достоверно показано, что люди (и взрослые, и дети), которые успешно осуществляют поиск, часто затрудняются обработать найденную ими информацию, понять и осмыслить ее. Точно так же некоторые люди успешно обрабатывают найденную кем-то другим информацию, но сами плохо справляются с поиском. Оказывается, что проблема отношений между поиском и обработкой информации тесно связана с проблемой отношений между исследовательским поведением и интеллектом. 5

6 Все исследователи при теоретическом анализе сходятся на том, что между исследовательским поведением и интеллектом должна существовать тесная положительная связь. Однако ее далеко не всегда обнаруживают в исследованиях, а в ряде случаев наблюдают и отрицательные связи чем выше (по тестам) интеллектуальные способности, тем ниже исследовательские, и наоборот! В чем же причина этих результатов, кажущихся парадоксальными? Анализ тестов интеллекта и тестов исследовательского поведения показывает, что они относятся к диагностике разных сторон познавательного процесса. Тесты исследовательского поведения диагностируют достаточно свободную, нерегламентированную, творческую деятельность по получению знаний о новом объекте при реальном взаимодействии с ним, в условиях неопределенности информации об объекте и в условиях неопределенности целей деятельности. (Обычно ребенку просто предлагают поиграть с тестовым объектом «новой игрушкой», не сообщая о ней никакой конкретной информации, не ставя перед испытуемым никаких задач. Оцениваются уровень мотивации ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности, разнообразие способов обследования, объем полученной им информации и т.д.) Тесты же интеллекта диагностируют не приобретение новых, а использование ранее полученных знаний, преимущественно в знаково-символической и речевой форме, в условиях строгой регламентированности и однозначной определенности требования и условий. Здесь используются задачи с так называемым «закрытым началом и закрытым концом», то есть имеющие четко сформулированный вопрос и требующие одного единственного правильного ответа. А тесты исследовательского поведения это обычно тесты с «открытым началом и открытым концом». Из факта значимых отрицательных связей (корреляций) между тестами исследовательского поведения и тестами интеллекта вытекают очень важные практические следствия. В России для оценки познавательного развития используются в абсолютном большинстве случаев только тесты интеллекта, стандартизованных тестов исследовательского поведения нет. Это означает принципиальную односторонность, «кособокость» получаемых результатов, которую необходимо учитывать хотя бы на качественном уровне. А именно если ребенок получил низкий балл по тесту интеллекта, то это еще не дает достаточно оснований для пессимизма, в который впадают в такой ситуации некоторые родители и педагоги. С большой вероятностью этот ребенок получил бы высокий балл по тесту исследовательского поведения, то есть проявил бы себя как достаточно хороший исследователь новизны и 6

7 неопределенности, способный самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи, при реальном взаимодействии с объектами. К сожалению, верно и обратное: если ребенок получил высокий балл по тесту интеллекта, то с большой вероятностью он получил бы низкий балл по тесту исследовательского поведения, и следует обратить внимание на развитие его исследовательского потенциала. Подчеркнем, что это статистическая тенденция, пусть и выраженная, но не абсолютный закон. Есть люди, которые одинаково хорошо справляются с обоими видами тестов, и есть люди, которые справляются с ними одинаково плохо. Но и тех, и других почему-то оказывается значительно меньше, чем тех, кто показывает выраженную асимметрию результатов при решении практических исследовательских и чисто интеллектуальных задач, то есть чем «экспериментаторов» и «теоретиков». Результаты исследовательского поведения ребенка Прямой результат исследовательского поведения это новая информация об объектах, на которое было направлено исследование. Побочный результат исследовательского поведения это новая информация о других объектах и о других свойствах изучавшегося объекта, которые не являлись предметом исследования. То есть это информация о том, что первоначально изучать не предполагалось или о чем вообще ничего не было известно. Поскольку исследовательское поведение развертывается в условиях неопределенности, то всегда имеется вероятность в процессе исследования наткнуться на что-то ранее неизвестное. Причем оно может оказаться более ценным, чем ценность того, что искали первоначально. Тогда последующее исследовательское поведение изменит свое направление и переключится на новые объекты, новую информацию. Два следующих вида результатов исследовательского поведения имеют принципиальное значение для развития исследовательской активности в целом. Они могут быть как побочными, так и прямыми, в зависимости от поставленных человеком целей. 1. Приобретение знаний о самой исследовательской деятельности и ее практического опыта. В ситуациях исследовательского поведения приобретаются знания не только об изучаемых объектах, но и о самом исследовательском поведении: о возможных целях исследования, об арсенале возможных средств, о методах и стратегиях, их сравнительной эффективности в разных ситуациях, о результатах, которые можно ожидать, и т.д. Эти знания и опыт могут не формулироваться и не осознаваться, а могут 7

8 и осознаваться. Тогда процесс дальнейшего приобретения знаний о самом исследовательском поведении будет осуществляться рефлексивно. 2. Познавательное и личностное развитие. Приобретение в процессе исследовательского поведения знаний о физических (естественных и искусственных) объектах, о различных субъектах и социальных ситуациях, а также о деятельности с ними, может приводить к качественным изменениям в структуре деятельности и личности в целом, то есть к эффекту развития. Человек постепенно начинает осознавать, что исследовательские способности и активность важное и ценное качество личности. Исследовательская установка занимает более высокое иерархическое положение. Изменяется мотивационная регуляция, субъект переходит на следующий, качественно новый уровень целеобразования. Он начинает использовать качественно более сложные и эффективные стратегии. То есть человек развивается в целом, что внешне проявляется в его способности ставить и решать качественно новые исследовательские задачи в различных, все более сложных сферах. Исследовательское поведение и безопасность Обсуждая исследовательское поведение детей, невозможно не затронуть проблему его безопасности. Поскольку целостное исследование и даже один-единственный эксперимент, однаединственная проба осуществляются в условиях неопределенности (в этом их смысл изменить степень неопределенности), то их результат не может быть исчерпывающим образом предсказан. Следствием непредсказуемости результатов поисковых проб являются: а) неожиданные открытия ранее не известного и не предполагавшегося; б) ошибки разной степени тяжести (в ряде случаев фатальные). Полностью избежать таких ошибок не представляется возможным. Мы слишком многого не знаем о мире и не можем (а скорей всего, и никогда не сможем) полностью предвидеть результаты своих и чужих действий в любых ситуациях. Итак, риск и опасность различной степени являются неизбежным следствием любой ситуации развертывания реального исследовательского поведения, следствием неопределенности. В принципе, любой новый объект, ситуация могут оказаться в чемто опасными, а объект или ситуация, выглядящие уже известными, на самом деле могут содержать скрытую новизну и опасность. (Даже покупая ребенку игрушку, вы рискуете, например, что он получит аллергию, решив попробовать эту новую вещь и на вкус.) Это не значит, что оптимальная стратегия избегание новизны. Напротив, стремление к новизне является врожденным, и если бы оно не было эволюционно 8

9 оправдано, то исчезло бы. В ряде случаев опасность маловероятна (как в случае с игрушкой) или же потенциальный ущерб крайне незначителен. Но даже если потенциальная опасность нового объекта велика, он должен быть исследован, чтобы понять эту опасность и в дальнейшем избежать ее. (Естественно, в этом случае исследование не должно осуществляться детьми.) Понимая или ощущая, что исследовательское поведение детей всегда опасно в той или иной мере (хотя бы и в очень малой), некоторые родители и воспитатели стараются полностью пресечь исследовательскую активность ребенка. Однако это невозможно и нецелесообразно. Задача должна состоять в том, чтобы учить детей разумному исследовательскому поведению и предвидению возможных опасностей. Эта задача, к сожалению, не имеет универсального ответа и решается в зависимости от конкретных условий, возможностей ребенка и педагогических способностей родителей и педагогов. Опасность некоторых объектов (например, воспламеняющихся и ядовитых веществ) настолько велика, что их самостоятельное исследование справедливо запрещается детям в обычных условиях. Но и здесь, к сожалению, границы размываются за счет экстремальных ситуаций (природные и техногенные катастрофы, вооруженные конфликты, столкновение с преступниками и т.п.). Здесь от детей, оставшихся одних, может потребоваться самостоятельная поисковая активность в условиях неопределенности и опасности. В настоящее время часть этих проблем решается в курсах «Обеспечение безопасности жизнедеятельности». С проблемой безопасности исследовательского поведения связана такая характеристика объектов среды, как их дружественность или недружественность по отношению к направленному на них исследованию. Можно выделить: а) объекты, дружественные по отношению к направленному на них исследовательскому поведению, стимулирующие его; б) недружественные объекты (защищаемые от исследовательского поведения и защищающиеся сами); в) нейтральные объекты. Различие дружественных и недружественных по отношению к исследованию объектов отражает тот факт принципиального значения, что информация, являясь ценностью, прямо влияющей на жизнь и выживание, активно предлагается живыми существами союзникам и партнерам по общению и взаимодействию и, наоборот, скрывается и активно защищается от врагов, а также от тех, кто не может ею правильно распорядиться. Заметим, что понятие опасности безопасности объекта и его дружественности недружественности не совпадают. Конечно, в основном недружественные объекты опаснее дружественных. Но некоторые из них могут защищаться от исследования 9

10 пассивно, например путем самоизоляции или избегания, и быть практически безопасны. Объекты, стимулирующие исследовательское поведение ребенка это различные игрушки, модели реальных объектов, учебные компьютерные программы, книги и т.п. Они специально предназначены для исследования. Искусственные объекты, защищаемые от исследования или автоматически защищающиеся сами, обычно несут в себе серьезную опасность для некомпетентного исследователя или представляют ценность, которая может быть разрушена не-осторожным воздействием. Примерами таких объектов могут служить крышки упаковок лекарств, которые ребенок не может открыть, поскольку не знает секрета; зажигалки, которые он не может зажечь; электрические розетки с закрывающимися отверстиями; входные пароли в компьютерных программах и т.д. Здесь недружественность объекта по отношению к направленному на него исследовательскому поведению является средством обеспечения безопасности ребенка, а следовательно проявлением дружественности более высокого порядка. Однако, к сожалению, специально разрабатываются объекты и ситуации, основная цель которых нанесение того или иного ущерба другим на основе манипуляции их любопытством и исследовательским поведением. Преступники, совершающие преступления в отношении детей, очень часто играют на любопытстве жертвы предлагают показать новую игрушку, научить новой интересной игре, отвести в очень интересное место и т.п. Примером наибольшего цинизма являются заминированные устройства, выглядящие так, чтобы вызвать естественное любопытство детей или взрослых и заставить их совершить исследовательские действия: приблизиться, дотронуться и т.д. (Более обыденные и безобидные примеры это небольшие шутливые провокации, которые сами дети устраивают друг другу, играя на любопытстве жертвы этой провокации.) Заключение Готовность и способность исследовать новое в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. Это чрезвычайно важное качество человека, отражающее уровень его познавательного, личностного и социального развития. Оно особенно важно сейчас, когда возникают принципиально новые области и виды деятельности, а ранее усвоенные правила и алгоритмы поведения оказываются малоприменимыми. От нашего понимания феномена исследовательского поведения и отношения к нему, его стимулирования у ребенка или 10

11 противодействия, зависит не только больший или меньший успех детей в познавательной и практической деятельности, но в определенной мере и вероятность их физического выживания в условиях новизны и неопределенности. Литература 1. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., Электронная версия: Портал Исследовательской деятельности учащихся «Исследователь.ru». раздел «Методика и программы». 2. Поддьяков А.Н. Мышление и решение задач // Энциклопедия для детей. Т. 18. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. М.: Аванта+, С Поддьяков Н.Н. Закономерности психического развития ребенка. Краснодар: Ун-т «МЭГУ Краснодар», Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Портал Исследовательской деятельности учащихся «Исследователь.ru» Савенков А.И. Маленький исследователь: Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития,


Игры и игрушки в развитии интеллекта и креативности ребенка. О важности игры и игрушки в жизни ребенка так много сказано и так много написано, что убеждать кого-то в их необходимости для развития ребенка

Инновационные подходы в организации экспериментальноисследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Л. В. Титова Е. В. Андреева Е. В. Попова Инновационная деятельность в дошкольном учреждении

Ребенок познает окружающий мир Возрастной период от рождения до шести лет считается самым благоприятным для развития ребенка. Именно в эти дошкольные годы ваш ребенок максимально активен и любознателен,

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ЦРР Д/С 3 «ЗВЕЗДОЧКА» БАСУРОВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА Детское экспериментирование претендует на роль ведущей

Шашина М.С. Роль психических процессов в развитии исследовательских умений и навыков младших школьников АлтГПУ (г.барнаул) Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой

Особенности организации образовательного процесса по формированию у детей дошкольного возраста познавательно-исследовательской деятельности 10.03.2016 «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти

ФГОС ДО предполагает оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Она заключается в анализе освоения дошкольниками содержания образовательных областей.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА учитывается полученный опыт при последующей организации деятельности. Высокий взаимодействия субъектов комплексного сопровождения - творческого

Исследовательское поведение и исследовательское обучение в жизни ребенка. Ребенок исследователь по своей природе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и

УДК 159.973 Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 3 О. В. Защиринская, П. Ю. Кулага ДИЗОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 1 Развитие умственно отсталого ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск детский сад комбинированного вида 3 «Фонарик» «ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ». Подготовила:

Содержание Особенности второго года жизни малыша 6 Активность, движения, моторика 12 Развитие речи 38 Игра способ познания окружающего мира 79 Формирование характера ребенка 101 Вопросы, ответы, рекомендации

Библиотека журнала «Исследователь/Researcher» О. Я. Гаврилова Н. М. Комарова Исследовательская деятельность дошкольников Методическая разработка по развитию исследовательских способностей дошкольников

Center for Scientific Cooperation "Interactive plus" Ильина Наталья Викторовна воспитатель ГБОУ «Школа с УИАЯ 1411» СП 1350 г. Москва СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У

* Психическое развитие современного дошкольника константы и трансформации Проблема детства, изучение особенностей развития детей, в современном мире, является одной из самых актуальных. Однако приходится

Консультация для воспитателей Игра как средство формирования способности к доброжелательному общению Дошкольный возраст следует рассматривать как первый, базовый этап формирования коллективизма. Применительно

Формирование исследовательского поведения у младших школьников ст.преп. кафедры педагогики и методики начального образования Э.Г. Сабирова Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

Самостоятельное детское экспериментирование -залог успеха в развитии ребёнка. Стогний Т.В.- заместитель заведующей по УВР МБДОУ 70 Познавательно-исследовательская деятельность не так давно, но стремительно

Консультация психолога Психологические особенности развития детей 5-6 лет Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать

Исследовательский подход в обучении (метод проектирования). Ст.преп. кафедры математики и методики её преподавания Сабирова Э.Г. Ребенок исследователь по своей природе. Неутолимая жажда новых впечатлений,

Психология ПСИХОЛОГИЯ Матюшкина Елена Яковлевна канд. психол. наук, доцент ГБОУ ВПО «Московский государственный психолого-педагогический университет» г. Москва РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОГО АСПЕКТА МЫШЛЕНИЯ

Консультация для воспитателей «Познавательное развитие детей дошкольного возраста». Что такое познание? Анализ психолого-педагогической литературы, изучение физиологии мозга ребенка, наблюдение за детьми-дошкольниками

Е.В.Гончарова доктор педагогических наук, профессор НГГУ И.И.Левашова старший преподаватель НГГУ ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Материалы Всероссийской научно практической конференции Формирование общечеловеческих ценностей у обучающихся Методические рекомендации по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста Издательский

«О решении проблемных ситуаций как методе повышения познавательной активности ребенка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.баскатовка Марксовского района Саратовской области

С. А. Илларионова, Диагностика одаренности дошкольников. МБДОУ Детский сад 53 г. Белово, Кемеровская обл. Данная статья затрагивает вопрос выявления одаренности детей дошкольного возраста. Статья предназначена

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Что такое учебная деятельность? В. В. ДАВЫДОВ Положительные изменения в системе современного образования во многом будут зависеть от того, сумеют ли педагоги

Семёнова Марина Леонидовна, доцент кафедры управления дошкольным образованием ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» к.п.н Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст это период расцвета

Развитие речи у детей дошкольного возраста Речь одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять

Диагностика сформированности навыков и компетенций XXI века Поддьяков А. Н. Департамент психологии В 2012 г. участникам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) впервые

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Стародубцева Елена Викторовна Щербина Любовь Степановна Федосеенко Татьяна Тихоновна МБДОУ «Д/С 46» г. Белгород, Белгородская область ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В

УДК 37.013:371.121 И. Н. Околович Дрогобычский государственный педагогический университет имени Ивана Франко, Дрогобыч, Украина 27 ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ И АКТИВИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ

Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (ФГОС ДО) Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической

МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Консультация на тему: «Формирование интеллектуальных основ дошкольников с помощью дидактических игр» Воспитатель: Манухина Марина Михайловна г. Уварово 1 Интеллектуальное

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ С ПОЗИЦИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА (на примере учебной дисциплины «Электроника») Методология организации образовательного процесса при

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ «СТРАНА ЧУДЕС» «Развитие

Материалы к семинару «Профессиограмма учителя, работающего с одаренными детьми» Педагога-психолога СОШ 37 Петровой М.А. Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики! Нет ничего хуже учителя, пришедшего

Первые несколько лет жизни ребенка очень важны. Именно в первые 3 года жизни закладывается основа для будущего развития мышления. В возрасте до трех лет ребенок преимущественно мыслит образами, много воображает

«Развивающие игры как один из методов развития творческих способностей детей» Процесс развития творческих способностей детей требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в

«Роль семьи в развитии одаренности ребенка» Одаренность интересует как психологов, так и общество в целом, так как достижения одаренных людей вносят большой вклад в человеческую культуру, а одаренные дети

Инновационный педагогический опыт Аношкиной Елены Анатольевны, воспитателя МДОУ «Детский сад 79 комбинированного вида» «Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника»

УДК 373.2.016 Н. В. Столярчук, магистрантка факультета дошкольного и начального образования, Херсонский государственный университет, г. Херсон, Украина Научный руководитель: Полевикова О.Б., кандидат педагогических

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей Шестакова Светлана Николаевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ Левыкина Лилия Валентиновна Крейзо Наталия Анатольевна Чиркова Светлана Сергеевна МАДОУ ЦРР Д/С 47 «Лесовичок» г. Старый Оскол, Белгородская область

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ Воронина А.С., воспитатель МДОУ 7 г. Черемхово Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего

Дошкольная педагогика 223 (обобщает): «Вот видите, теперь действительно получился квадрат: у него 4 равные стороны 4 прямых угла». В настоящей работе обобщены индивидуально-возрастные особенности детей

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Проценко А.И. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

ЗАНЯТИЯ ПРЕДМЕТНЫМ РИСОВАНИЕМ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ С. Л. Уланова ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования «Ступеньки безопасности» Выполнила: Каширина Т.Г. воспитатель МБДОУ «Детский сад 46» Направленность программы Программа «Ступеньки безопасности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с. Быков Мастер-класс для педагогов Тема: «Развитие социального интеллекта посредством сюжетно-ролевой игры у дошкольников»

Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о природе в процессе наблюдения Оглавление Введение... 2 1. Теоретические основы формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Берестова Наталья Леонидовна воспитатель первой квалификационной категории МБОУ «Школа развития 24» г. Нефтеюганск, ХМАО Югра РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 16 "Ивушка"Старооскольского городского округа Консультация для родителей Организация сюжетно ролевых игр, направленных на формирование

Использование проектно исследовательской деятельности в ДОУ Кучеренко С.А. Хмыз О.М. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире важнейшие черты нормального детского

Что нужно знать родителям о готовности к школе детей дошкольного возраста. ВОПРОС Что подразумевает мотивационная готовность ребенка к обучению в школе? Мотивационная готовность обеспечивает положительное

Н.Б. ЧАРЫЕВА Брест, БрГУ имени А.С. Пушкина РОЛЬ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная.

Помощь несовершеннолетним в трудных жизненных ситуациях А.В. Афанасов [email protected] Трудная жизненная ситуация обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно нарушающее жизнедеятельность

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДОУ Смирнова Виктория Викторовна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта» г. Великие Луки, Псковская

Процесс обучения как составляющая целостного педагогического процесса. План: 1 Сущность процесса обучения. 2 Закономерности обучения. 3 Принципы обучения. 1 Сущность процесса обучения. Одной из основных

Экспериментирование как метод экологического образования дошкольников Актуальность темы В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Вильмс Анастасия Андреевна студентка 3 курса, Институт детства, Новосибирский государственный педагогический университет Преснякова Диана Сергеевна студентка 3 курса, Институт детства, Новосибирский государственный

Раздел 5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее система мониторинга) обеспечивает

Приложение 6 Педагогическая диагностика (мониторинг) Оценка уровня развития интегративных качеств личности ребёнка: 1) 1 балл ребёнок не имеет представлений по указанному критерию интегративного качества,

Как активны, любознательны и подвижны дети. Неслучайно сейчас, когда спрашиваешь дошколят: «Какую профессию ты выберешь, когда вырастишь?» очень многие дети отвечают: «Ученый, испытатель, исследователь». Время меняет наших детей. Им хочется что-то изменять, придумывать и усовершенствовать. Кто-то пытается узнать, что было в прошлом и почему именно так. Например, в эпоху динозавров. А кто-то из детей смотрит вперед в будущее. Но всех их объединяет любопытство попробовать самим и понять истину вещей.

Интерес детей к исследовательской деятельности неслучаен. Еще китайская пословица гласила: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму» Усваивается все прочно тогда, когда ребенок самостоятельно услышит, увидит и самое главное сделает сам.

Желание детей все узнать и попробовать огромно. Но есть ребята, которые не увлечены исследовательской деятельностью. Возможно причина в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Психологи подчеркивают, что для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. В качестве основного вида поисковой деятельности можно выделить деятельность экспериментирования. Она всегда тесно связана с другими видами деятельности.

В дошкольном возрасте эксперименты только способ познакомить детей с миром. Они могут быть кратковременные и долговременные. Вовлекая дошкольников в экспериментальную деятельность, взрослый всегда должен помнить и конечно научить детей основным правилам.

Подготовить место для проведения опыта.

Все необходимое подготовить заранее. Оно должно быть под рукой.

Пригласить взрослого для наблюдения или помощи в опыте.

Соблюдать правила безопасности.

Во время опыта проговаривать свои действия и следовать намеченному плану.

Зафиксировать результат опыта.

Не отчаиваться, если опыт не получился. (Право ребенка на ошибку.)

Дети познают и исследуют мир не только в детском саду, но и дома. Соблюдая правила, дошколята активно вовлекают своих родителей провести эксперимент. Здесь очень важна реакция взрослого, так как, отмахнувшись или отказав ребенку в данной деятельности, через некоторое время родители наблюдают картину, как дети могут только манипулировать предметами, вытащив из ящика с игрушками и разложив по квартире. Таким детям трудно дается игра, экспериментирование, труд. Родитель, который активно включается в процесс экспериментальной деятельности, все чаще наблюдает, как к старшему возрасту, их ребенок может выстраивать двух и трехчленные цепочки причинно-следственных связей и отвечать на вопрос «Почему?». А к 7 годам способен даже выдвигать гипотезу, проверить и доказать ее или отказаться от нее, ярко и увлеченно описать увиденное.

При планирование экспериментов с живой природой или участвуя в эксперименте ребенка необходимо помнить, что опыты, приводящие к гибели или наносящие вред растениям, животным недопустимы. Дети в ходе проведения опыта должны испытывать интерес, восторг, а не напряженность в своих действиях или горечь сомнений. Мы взрослые воспитываем у детей доброжелательное и гуманное отношение к природе.

Хочется пожелать родителям следовать мудрому совету В. А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Список литературы.

  1. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
  2. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».
  3. Поддъяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязаным объектом - «черным ящиком» \\ Вопросы психологии.

Исследовательская активность ребенка.
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
(Китайская пословица).
Маленькие дети все по своей природе исследователи, первооткрыватели. Они хотят все сами испытать, увидеть своими глазами, потрогать на ощупь, понюхать, и по возможности даже попробовать на вкус. Как же дети удивляются неизведанному, новому, пока для них непонятному! Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Для него все новое: солнце и дождь, радуга и рассвет, луна и звезды. Явления и объекты природы привлекают ребенка красотой, разнообразием и, конечно же, своей загадочностью. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они хотят познать окружающий мир и понять все его секреты.
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря всему этому ребенок познает мир, частью, которой он является. Очень хорошо, когда ребенок любознателен и задает много вопросов. Дети испытывают большую радость, удивление и удовлетворенность от своих маленьких и больших «открытий».
Превращение ребенка в творческую личность, человека желающего познать мир зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса.
В связи с этим, одна из основных задач - создать необходимые условия, чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.
Активное внедрение исследовательской деятельности в практику моей работы с дошкольниками основано на том, что в процессе исследования и экспериментирования весь материал усваивается прочно и надолго, ведь ребенок все слышит, видит и делает сам. Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям. Во время исследовательской активности дошкольник удовлетворяет присущую ему любознательность, строить свое представление о мире. Дети с удовольствием используют различные источники информации и добывают знания, сведения, материалы.
Для того чтобы стимулировать рост личностного развития ребенка и провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности, необходимо создать предметно развивающую среду. Для этого мы в группе создали мини-лабораторию, в которой размещены различные материалы и оборудование. В нашем уголке экспериментирования есть приборы-помощники, природный материал, медицинские материалы, технические материалы и многое другое. Подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания, картотека опытов, конспекты занятий по познавательно-исследовательской деятельности.
Эксперименты проводим в совместной деятельности с детьми и в режимных моментах. Толчком к началу экспериментирования может, послужит удивление, любопытство, проблема или просьба, выдвинутая кем-то из детей.
Поэтому, в своей работе стараюсь использовать все существующие разновидности экспериментов: случайные наблюдения и эксперименты, плановые наблюдения и эксперименты; эксперименты как ответ на детские вопросы.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Наличие у детей трудовых навыков тоже создает благоприятные условия для исследовательской активности.
Наряду с традиционными методами и приемами, используем инновационные технологии обучения и воспитания дошкольников. В процессе экспериментально-исследовательской деятельности применяем компьютерные и мультимедийные средства обучения. Ведь намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя, а посмотреть на объекты или явления исследования своими собственными глазами.
Метод проектов очень актуален и эффективен в развитии исследовательской активности ребенка. Этот метод даёт возможность ребёнку экспериментировать, развивает его творческие способности и коммуникативные навыки.
В процесс развития познавательно-исследовательского интереса детей очень важно включить родителей. С этой целью оформляется наглядная информация для родителей, проводятся индивидуальные и групповые консультации. Я надеюсь, что большинство наших родителей поняли, что исследовательская деятельность всесторонне влияет на развитие ребёнка.
Единственная возможность научить ребенка жить в быстро меняющемся мире - это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей. Необходимо помочь ребенку найти свою, пусть даже узенькую иногда и труднопроходимую тропу. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников. Хочется верить, что мы – воспитатели, вкладывая частицу своей души в каждого ребенка, делаем мир добрее.
Сагитова Гульназ Фаннуровна,
воспитатель первой квалификационной категории.




Самое обсуждаемое
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция
Праздничные интерьерные украшения «1 сентября Шаблон колокольчика на 1 сентября для вырезания Праздничные интерьерные украшения «1 сентября Шаблон колокольчика на 1 сентября для вырезания


top