Дидактические игры. Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста. Лексическая тема: «Растения и животные Красной книги Кубани Дидактическая игра скажи ласковое слово

Дидактические игры. Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста. Лексическая тема: «Растения и животные Красной книги Кубани Дидактическая игра скажи ласковое слово

Игра «Что бывает круглым?»

Перебрасывая мяч детям различными способами, учитель задаёт вопрос, на который ребёнок, поймавший мяч, должен ответить.
Учитель:
1. Что бывает круглым?
2. Что бывает длинным?
3. Что бывает высоким?
4. Что бывает зелёным?
5. Что бывает холодным?
6. Что бывает гладким?
7. Что бывает сладким?
8. Что бывает шерстяным?
9. Что бывает колючим?
10. Что бывает острым?
11. Что бывает лёгким?
12. Что бывает глубоким?

*Игра «Кто кем был?»

Учитель, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом, лошадь – жеребёнком, корова – телёнком, дуб – жёлудем, рыба – икринкой, яблоня – семечком, лягушка – головастиком, бабочка – гусеницей, хлеб – мукой, шкаф – доской, велосипед – железом, рубашка – тканью, ботинки – кожей, дом – кирпичом, сильный – слабым и т. д.

* Игра «Скажи ласково»

Учитель, бросая мяч ребёнку, называет первое слово, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе.
Стол – столик, ключ – ключик.
Шапка – шапочка, белка – белочка.
Книга – книжечка, ложка – ложечка.
Голова – головка, картина – картинка.
Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.
Кукла – куколка, свекла – свеколка.
Коса – косичка, вода – водичка.
Жук – жучок, дуб – дубок.
Вишня – вишенка, башня – башенка.
Платье – платьице, кресло, креслице.
Перо – пёрышко, стекло – стёклышко.
Часы – часики, усы – усики.

*Игра «Один - много», «Много – один»

Учитель, бросая мяч ребёнку, называет слово в единственном числе, а ребёнок – во множественном (и наоборот). Можно использовать существительные, прилагательные, глаголы.
Дом – дома Пеналы - пенал
Книга – книги Листья - лист
Дерево – деревья Торты - торт
Стол – столы Ёлки - ёлка
Стул – стулья Псы - пёс
Окно – окна Оконца - оконце
Сильный - сильные Деревца - деревцо
Телефон – телефоны Идут – идёт

*Игра «Добавь слово»

Учитель бросает мяч ребёнку и просит его добавить слово в предложение, поставив его в соответствии с родительным, дательным, винительным, творительным, предложным падежом.
Наташа рисует зелёным (карандаш).
Белка прыгает по веткам (деревья).
Лодка плывёт по (река).
Около школы Витя увидел (Аня).
Ира сочинила сказку о (лисичка).

*Игра «Подбери слово противоположное по смыслу»

Учитель, бросая мяч, просит назвать слово противоположное по смыслу данному. Можно использовать существительные, прилагательные, глаголы (в единственном и во множественном числе), наречия (также на материале словосочетаний).
Например, день – ночь, громко смеётся – тихо плачет, легко – тяжело, чёрное платье– белое платье и т. п.

Игра «Кто как передвигается?»

Учитель, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на вопрос ответить.
Учитель: Дети:
Летают Птицы, бабочки, жуки, мухи…
Плавают Рыбы, дельфины, киты…
Ползают Змеи, гусеницы, черви…
Прыгают Зайцы, кузнечики, жабы…и т. д.

*Игра «Кто, чем занимается?»

Бросая мяч ребёнку, учитель называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Учитель - ученик: строитель - строит, повар - варит, носильщик - носит, рабочий - работает, художник - рисует, фотограф - фотографирует, продавец - продаёт, охотник - охотится, парикмахер - стрижёт, маляр - красит, врач - лечит, учитель - учит, прачка – стирает, пианист – играет, пастух – пасёт и т. д.

*Игра «Горячий – холодный»

Учитель, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением. Можно предложить детям составлять предложения со словами.

*Игра «Животные и их детёныши»

Бросая мяч ребёнку, учитель называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч учителю, называет детёныша этого животного.

у тигра - тигрёнок у медведя - медвежонок у коровы - телёнок
у льва - львёнок у верблюда - верблюжонок у лошади - жеребёнок
у слона - слонёнок у волка - волчонок у свиньи - поросёнок
у оленя - оленёнок у зайца - зайчонок у овцы - ягнёнок
у лося - лосёнок у кролика - крольчонок у курицы - цыплёнок
у лисы - лисёнок у белки - бельчонок у собаки – щенок

*Игра «Кто как разговаривает»

Учитель поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос.
Учитель: Дети:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает и т. д.

*Игра «Чей домик?»

Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, учитель задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Учитель:
Кто живёт в дупле? Кто живёт в скворечнике? Кто живёт в гнезде? Кто живёт в будке? Кто живёт в улье? Кто живёт в норе? Кто живёт в логове? Кто живёт в берлоге?

*Игра «Звуковая цепочка»

Учитель: Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начало следующего.
Например: весна-автобус-слон…

*Игра «Слог да слог – и будет слово – мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Учитель говорит детям: Я произнесу первую часть слова, а вы вторую:
са-хар, са-ни. Затем учитель поочерёдно бросает мяч детям и говорит первый
слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово.

*Игра «Мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: назвать фрукты, овощи, ягоды и т. д.
Вариант 1.
Учитель называет обобщённое понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч учителю, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предметы.
Обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, деревья, домашние животные, дикие животные, перелётные птицы, зимующие птицы, мебель, посуда, одежда, обувь, игрушки, инструменты, транспорт.
Вариант 2.
Учитель называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
Учитель: огурец, лук, репа, а дети – овощи.

Игра «Поймай слово»

Взрослый называет ребенку слова. Ребенок должен
хлопнуть в ладоши, если слышит слово, отличающееся от остальных.

Дом, дом, дом, клад, дом.
Рот, рот, бутерброд, рот, рот.
Зима, зима, лето, зима, зима.
Снег, снег, снегопад, снег, снег.
Зайчонок, зайчонок, зайчонок, зайчонок,
волчонок.

Антонимы

день – ночь;
большой – маленький;
черный – белый;
хороший – плохой;
тяжелый – легкий;
веселый – грустный;
горький – сладкий;
горячий – холодный;
грязный – чистый;
здоровый – больной;
короткий – длинный;
говорить – молчать;
вспомнить – забыть;

Антонимы

мокрый – сухой;
новый – старый;
острый – тупой;
умный – глупый;
широкий – узкий;
близкий – далекий;
быстрый – медленный;
высокий – низкий;
полный – пустой;
тонкий – толстый;
открыть – закрыть
громко – тихо;
много – мал;
справа – слева; трудно – легко

Игра «Поймай слово»

Лист, лист, лист, свист, лист.
Море, море, море, горе, море.
Лицо, лицо, яйцо, лицо, лицо.

Рама, рама, лама, рама, рама, Рома.
Пух, пух, петух, пух, бух, пух, пух.
Шишка, шишка, мишка, шишка.

Коса, коса, коза, коса.
Челка, челка, щелка, челка.

Шелк, шелк, щелк, шелк.
Сток, сток, сток, стог, сток, сток.

АНТОНИМЫ

брат – сестра;
мальчик – девочка;
мама – папа;
мужчина – женщина;
дедушка – бабушка
вход – выход
горе – счастье
город – деревня
добро – зло
радость – печаль
над – под
начало – конец
улыбка – слезы
молодость – старость
правда – ложь
прямой – кривой
глубокий – мелкий
полезный – вредный

АНТОНИМЫ

слабый – сильный
смелый – трусливый
бросать – ловить
взять – отдать
ложиться – вставать
мерзнуть – греться
покупать – продавать
помогать – мешать
потерять – найти
сломать – построить
смеяться – лакать
внутри – снаружи
впереди – сзади
вверху – внизу
ласково – грубо
рано – поздно

АНТОНИМЫ

зима – лето
весна – осень
друг – враг
жара – холод
завтрак – ужин
мир – война
сын – дочь
утро – вечер
спуск –подъем
одинаковый – разный
сытый – голодный

АНТОНИМЫ

ребенок – взрослый
восток – запад
север – юг
рассвет - закат
свет - темнота
встреча – расставание
выезд – въезд
ленивый - трудолюбивый
аккуратный – неряшливый
ловкий – неуклюжий

АНТОНИМЫ

шершавый – гладкий
яркий – тусклый
тепло – прохлада
удаляться - приближаться
поднять – опустить
пасмурный – ясный
первый – последний
пресный – соленый
уродливый – красивый
хрупкий – прочный
частый – редкий

Скажи наоборот

Взять много – отдать мало;
Веселый дедушка – грустная бабушка;
Младший брат – старшая сестра;
раннее утро – поздний вечер;
шумный город – тихая деревня

Игра «Один - много»

дом – дома, стул – стулья,
брат – братья,
сын – сыновья,
стог – стога,
место – места,
море – моря
лес – леса,
луг – луга,
глаз – глаза,
кол – колья,
друг – друзья

Игра «Один - много»

Зайчонок – зайчата,
Медвежонок – медвежата,
Цыпленок – цыплята,
Утенок – утята,
Поросенок – поросята,
Ягненок – ягнята,
Жеребенок – жеребята,
Теленок - телята

Игра «Один - много»

Гнездо – гнезда,
Письмо – письма,
Кольцо – кольца,
День – дни,
Пень – пни,
Жилец – жильцы,
Гонец – гонцы,
Огурец – огурцы,
Ухо – уши,
Метро – метро,
Какао – какао,

Игра «Один - много»

Пальто – пальто,
Какаду – какаду,
Кофе – кофе,
Пианино – пианино,
Брюки – брюки,
Джинсы – джинсы,
Ножницы – ножницы,
Хлопья – хлопья,
Эскимо – эскимо,
Кафе – кафе,
Колье – колье

Игра «Много-один»

можно также играть в обратную игру: взрослый
называет множественное число, а ребенок – единственное.
Для ребенка очень полезно тренировать образование родительного
падежа во множественном числе: «У нас был один заяц, а стало много –
…зайцев», «У нас было одно эскимо, стало много – …эскимо» и т. п

Игра «Он, она, оно, они»

Правила игры: водящий бросает мяч ребенку, называя слово

Солнце
- Дом..
- Он.
- Кошка.
- Она.
- Оно.
- Машины.
- Они. Правила игры: водящий бросает мяч ребенку, называя слово
(существительное), ребенок возвращает мяч, называя местоимение,
подходящее к этому слову: он, она, оно, они.

Пес
бежит.
- Он
бежит.
- Вишня спеет.
- Она спеет.
- Яйцо катится.
- Оно катится
Стулья стоят.
- Они стоят.

«Скажи ласково»

Дочь-доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка
Сестра – сестрёнка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка

«Скажи ласково»

Ход игры: попросите ребенка дополнить предложения нужным по смыслу словом.

Начинайте фразу, а ребенок будет договаривать.
Тарелка чистая, а тарелочка -… (чистенькая).
Чайник красивый, а чайничек -… (красивенький).
Сковорода круглая, а сковородочка-… (кругленькая).
Нож острый, а ножичек -… (остренький).
Суп вкусный, а супчик -… (вкусненький).
Салат рыбный вкусный, а картофельный -… (вкуснее).
Суп томатный острый, а подливка -...(острее).
Тарелка красивая, а блюдо -… (красивее).

Игра «Подскажи словечко»

У сороки белые бока, поэтому ее называют… белобокая.
У синицы грудка жёлтая, … желтогрудая.
У дятла длинный клюв, … длинноклювый.
У снегиря грудка красная,… красногрудый.
У воробья тонкие лапки, … тонколапый.

Игра «Подскажи словечко»

Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет
Соль лежит в (солонке)
Хлеб лежит в (хлебнице)
Сахар лежит в (сахарнице)
Масло лежит в (масленке)
Салат лежит в (салатнице)
Селедка лежит в (селедочнице)
И в столовой, и на кухне, в ресторане – и везде:
Если варят – то в кастрюле, жарят – на … (сковороде).

Игра «Для чего они нужны?»

Ложка – чтобы есть суп;
Нож – …
Тарелка – …
Сковородка – …
Вилка – …
Чашка – …
Кастрюля – …
Чайник – …

Дидактическая игра «Какой, какое?»

Цель: учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Материал: мяч.
Сад и яблоко. Яблоневый сад.
Сад и груша. Грушевый сад.
Груша и варенье. Грушевое варенье.
Персик и сок. Персиковый сок.
Гранат и сок. Гранатовый сок.
Яблоко и пирог. Яблочный пирог.
Яблоко и пюре. Яблочное пюре.
Ананас и желе. Ананасное желе.

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах.
Попросить детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

Дидактическая игра «Мой любимый фрукт (ягода)»
Цель: учить составлять описательные рассказы о ягодах, фруктах.
Предложить детям составить описательные рассказы о фруктах и ягодах по плану:
Что это?
Где растёт?
Внешний вид.
Каков на вкус?
Что из него готовят?

Материал: текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
(Т. Кулакова)

Дидактическая игра « Чей, чья, чье?»

Цель:: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
След (чей?) – лисий, волчий ….
Уши (чьи?) – лисьи, волчьи ….
Голова (чья?) – лисья, волчья ….

Дидактическая игра «Кто кем был»

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать форму творительного падежа имен существительных. Закреплять название детенышей животных.
Материал: предметные картинки с изображением взрослых домашних животных и их детенышей.
- Кем был бык? – Бык был теленком.
- Кем был пес? – Пес был щенком.
-Кем был козел?- Козел был козленком
И т. д.

Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»

Цель: учить подбирать предмет к действию.
(Взрослый загадывает загадку, а ребенок её отгадывает.)

Сторожит, грызет, лает? - ….
Хрюкает, роет? - ….
Ржет, бегает, скачет? - ….
Мяукает, лакает, царапается? - ….
Мычит, жуёт, ходит? - ….
(Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч. Взрослый кидает мяч и говорит слово.
Поет Поющая
Щебечет Щебечущая
Улетает Улетающая
Кормит Кормящая
Плывет Плывущая
Кричит Кричащая
Голодает Голодающая

Материал: мяч.
Береза. Березонька, березка, березовый, подберезовик.
Осина. Осинка, осиновый, подосиновик.
Дуб. Дубок, дубовый, дубочек, дубина.
Рябина. Рябинка, рябинушка, рябиновый.
Клен. Кленовый, кленок.
Сосна. Сосенка, сосняк, сосновый.
Ель. Елка, елочка, ельник, еловый.

Дидактическая игра «Родственные слова»


Лес (какой?) – еловый, сосновый, кедровый ….
Шишка (какая?) – еловая ….
Иголки (какие?) – еловые ….

Дидактическая игра «Назови, какой»

Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.
Кровать сделана из железа, ….
Диван сделан из кожи, ….
Стул сделан из пластмассы, ….
Сапоги из резины – резиновые сапоги.
Шапка из шерсти – шерстяная шапка.
Перчатки из кожи – кожаные ….

Дидактическая игра «Какое это блюдо?»

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки …)?
Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины …)?
Какой сок из … (моркови, груши, апельсина …)?
Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

Дидактическая игра «Подбери родственные слова»

Цель: упражнять в образовании родственных слов.
Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье ….
Мороз – морозный, морозить, замораживать ….
Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед ….

Дидактическая игра «Образуй слова»

Материал: мяч.
Гвоздь из железа. Железный гвоздь.
Доска из дерева. Деревянная доска.
Ножницы из металла. Металлические ножницы.
Сапоги из резины. Резиновые сапоги.
Перчатки из кожи. Кожаные перчатки.
Салфетка из бумаги. Бумажная салфетка.
Горшок из глины. Глиняный горшок.
Стакан из стекла. Стеклянный стакан.
Бутылка из пластмассы. Пластмассовая бутылка.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: закреплять умение детей составлять предложения, используя союз для того, чтобы. Развивать воображение.
Материал: сюжетная картинка «Праздник елки», мяч.
Мама достала коробку с елочными игрушками для того, чтобы …(нарядить елку, украсить комнату).
Мы украсили елку для того, чтобы …
Дед Мороз пришел на праздник для того, чтобы …
Девочки надели костюмы снежинок для того, чтобы …
К нам на праздник приходил Снеговик для того, чтобы …

Дидактическая игра «Назови игрушку»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка)
Игрушка из глины (какая?) – глиняная (свистулька)
Игрушка из керамики (какая?) – керамическая (куколка)

Дидактическая игра «Кому что нужно»

Цель: упражнять в употреблении дательного падежа имен существительных.
Клюшка нужна - хоккеисту
Коньки нужны - …фигуристу
Санки нужны - …саночнику
Лыжи нужны - …лыжнику
Шайба нужна - …. хоккеисту

Дидактическая игра «Скажи одним словом»

Материал: мяч.
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).
У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).
У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).
У совы большая голова, поэтому ее называют … (…).
У свиристели звонкий голос, поэтому ее называют … (…).
У дятла длинный клюв, поэтому его называют … (…).
У сороки длинный хвост, поэтому ее называют … (…).
У совы большие крылья, поэтому ее называют … (…).

Дидактическая игра «Добавь слово – неприятель»

Цель: упражнять детей в употреблении слов-антонимов. Способствовать пониманию и запоминанию пословиц.
Материал: мяч.
Родимая сторона – мать, а чужая … (мачеха).
От Родины веет теплом, а от чужбины …(холодом).
Собака лает на смелого, а кусает …(трусливого).
Худой мир лучше доброй …(ссоры).
Мир строит, а война …(разрушает).
Человек от лени болеет, а от труда …(здоровеет).

Дидактическая игра «Образуй слова»

Материал: мяч.
Солдат любит Родину. Любящий солдат.
Пограничник охраняет границу. Охраняющий пограничник.
Моряк сражается на море. Сражающийся моряк.
Пехотинец воюет за Родину. Воюющий пехотинец.
Танкист побеждает в бою. Побеждающий танкист.
Граждане живут в России. Живущие граждане.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Материал: мяч.
Пиджак из шерсти. Он (какой?) - Шерстяной.
Платье из шелка. Оно …
Футболка из трикотажа. Она …
Куртка из кожи. Она …
Шуба из меха. Она …
Пальто для бабушки. Оно …
Одежда для улицы. Она…
Сапоги из резины. Они …
Косынка из ситца. Она …
Сарафан для лета. Он …
Плащ для весны. Он …
Майка для детей. Она …
Брюки для Мужчин. Они…

Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?»

Голова (чья?) – львиная
Хвост (чей?) – львиный
Туловище (чье?) – львиное
Уши (чьи?) – львиные.

И т. д.

Дидактическая игра «Сосчитай животных»

Один морж, два моржа, … пять моржей.
Один тюлень, … пять тюленей.
Один дельфин, два дельфина… пять дельфинов и т. д.

Дидактическая игра «Образуй слова»

Материал: мяч.
Поле из васильков. – Васильковое поле.
Запах луга. – Луговой запах.
Масло из розы. – Розовое масло.
Семена мака. – Маковые семена.
Аромат цветов. – Цветочный аромат.
Букет из ландышей. – Ландышевый букет.

«У кого есть..»

У кого есть лапы? – У собаки, кошки.
У кого есть копыта? – У коровы, свиньи, козы, лошади.
У кого есть рога? У кого есть шерсть? У кого есть грива?
У кого есть пятачок? У кого есть вымя?

«Подскажи слово»

У детей веселые лица, им сейчас (как?)… (весело).
У них громкие голоса, они говорят (как?)…(громко).
У Кати звонкий смех, она смеется (как?)…(звонко).
У Маши быстрые ноги, она бегает (как?)…(быстро).
Санки тяжелые, их везти (как?)…(тяжело).
Валенки теплые, в них гулять (как?)…(тепло).

Картотека

«Дидактические игры и упражнения по развитию речи

для детей дошкольного возраста»

Подготовила: Воспитатель

Латыпова Л.Ф

Тема «Игрушки»

Цель:

Кукла (какая?) - …, мяч (какой?) - … .

Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Мяч – мячик, кукла - …; мишка - …; матрешка - …; Петрушка - … .

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Один мяч, два мяча, пять мячей, две куклы… .

Дидактическое упражнение «Какой?»

Цель: упражнять в образовании признака от предмета.

Игрушка – игрушечный, кукла – кукольный, стол – настольный, зеркало - … .

Тема «Огород, овощи»

Дидактическая игра «Картошечка»

Цель: учить составлять предложения с определенным глаголом. Закреплять знания детей о труде взрослых в огородах, на полях.

Детям предлагается вспомнить о труде овощеводов. Затем придумать предложение с заданным словом – действием.

Копать Весной копают землю для посадки картофеля.

Ухаживать Чтобы вырос хороший урожай, за посадками надо ухаживать.

Поливать Летом солнце очень жаркое, поэтому нужно поливать растения.

Выдергивать Сорняки надо выдергивать, чтобы они не мешали расти картофелю.

Выкапывать

Готовить

Дидактическая игра «Мой любимый овощ»

Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.

Материал: муляжи овощей или картинки с изображением овощей, план – схема для составления описательных рассказов.

Педагог предлагает каждому ребенку выбрать любой овощ и рассказать о нем по схеме.

Условные обозначения:

Знак вопроса – что это?

Грядка – где растет?

Цвет, форма.

Величина.

Солонка – вкус.

Человек – как использует.

Дидактическая игра «Какой?»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные по теме «Овощи».

Материал: мяч.

Суп из овощей – овощной, салат из моркови – морковный… .

Тема «Сад, фрукты»

Дидактическая игра «Какой, какое?»

Цель: учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Материал: мяч.

Сад и яблоко. Яблоневый сад.

Сад и груша. Грушевый сад.

Груша и варенье. Грушевое варенье.

Персик и сок. Персиковый сок.

Гранат и сок. Гранатовый сок.

Яблоко и пирог. Яблочный пирог.

Яблоко и пюре. Яблочное пюре.

Ананас и желе. Ананасное желе.

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах.

Попросить детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

Дидактическая игра «Мой любимый фрукт (ягода)»

Цель: учить составлять описательные рассказы о ягодах, фруктах.

Предложить детям составить описательные рассказы о фруктах и ягодах по плану:

Где растёт?

Внешний вид.

Каков на вкус?

Что из него готовят?

Дидактическая игра «Сравни»

Цель: учить составлять сравнительные рассказы.

Предложить детям составить сравнительные рассказы о клюкве и малине, о яблоке и лимоне, об огурце и помидоре.

Тема «Дары леса. Грибы»

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель: учить составлять описательные рассказы о грибах.

Материал: картинки с изображением грибов.

Вариант 1. Взрослый раскладывает перед детьми картинки, описывает внешний вид, а дети должны их назвать: «Растут возле пней на длинных ножках с коричневыми шляпками.» (Опята)

Вариант 2. Ребенок сам описывает внешний вид гриба и предлагает детям его узнать.

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб , в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

(Т. Кулакова)

Дидактическая игра «Раздели на группы»

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Педагог предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать«он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя» .

Дидактическая игра «Посчитай»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными

Тема «Осень»

Дидактическая игра: «Близкие слова»

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.

Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…

Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,… холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…

Дидактическое упражнение «Подбери предметы к признакам»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Осенний - день,… .

Осенняя - погода,… .

Осеннее - небо,… .

Осенние - дожди,… .

Тема «Дикие животные»

Дидактическая игра « Чей, чья, чье?»

Цель: :

След (чей?) – лисий, волчий … .

Уши (чьи?) – лисьи, волчьи … .

Голова (чья?) – лисья, волчья … .

Дидактическая игра «Чей хвост?»

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца – хвост волка, у волка – хвост лисы, у лисы – хвост медведя… .Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? - волчий. А это чей такой хвост - маленький, пушистый, белый? – зайца… и т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.

Дидактическое упражнение «Слова - родственники»

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка (волк, лиса …).

Дидактическая игра « Кто где живёт?»

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе. Медведь зимует в… . Волк живёт в … . Белка живёт в … . Ёжик живёт в … .

Дидактическая игра «Посчитай»

Цель:

Первый заяц, второй заяц … пятый заяц.

Один заяц, два зайца … пять зайцев.

Тема «Домашние животные»

Цель: закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах.

Он – кот, она – кошка, детеныш(и) – котенок (котята).

Он – конь, она – лошадь, детеныш(и) –жеребенок(жеребята).

Дидактическая игра «Кто кем был»

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать форму творительного падежа имен существительных. Закреплять название детенышей животных.

Материал: предметные картинки с изображением взрослых домашних животных и их детенышей.

Кем был бык? – Бык был теленком.

Кем был пес? – Пес был щенком.

Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»

Цель: учить подбирать предмет к действию.

(Взрослый загадывает загадку, а ребенок её отгадывает.)

Сторожит, грызет, лает? - … .

Хрюкает, роет? - … .

Ржет, бегает, скачет? - … .

Мяукает, лакает, царапается? - … .

Мычит, жуёт, ходит? - … .

(Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)

Тема «Перелетные птицы»

Дидактическая игра «Чье гнездо?»

Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные от имен существительных.

Материал: предметные картинки перелетных птиц и птичьих гнезд.

Дети рассматривают картинки и называют перелетных птиц.

Затем педагог показывает картинки гнезда и птицы, задает вопрос: «Чье гнездо?» Дети отвечают.

Лебединое гнедо.

Журавлиное гнездо.

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет Поющая

Щебечет Щебечущая

Улетает Улетающая

Кормит Кормящая

Плывет Плывущая

Кричит Кричащая

Голодает Голодающая

Дидактическая игра «Улетели птицы»

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки … .

Нет (кого?) – нет лебедей, уток … .

Тема «Лес. Деревья»

Цель: развивать у детей понятие родственных слов.

Материал: мяч.

Береза. Березонька, березка, березовый, подберезовик.

Осина. Осинка, осиновый, подосиновик.

Дуб. Дубок, дубовый, дубочек, дубина.

Рябина. Рябинка, рябинушка, рябиновый.

Клен. Кленовый, кленок.

Сосна. Сосенка, сосняк, сосновый.

Ель. Елка, елочка, ельник, еловый.

Дидактическая игра «Родственные слова»

Цель:

Лес (какой?) – еловый, сосновый, кедровый … .

Шишка (какая?) – еловая … .

Иголки (какие?) – еловые … .

Тема «Головные уборы»

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … .

Дидактическая игра «Назови, какие»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Сапоги из резины – резиновые сапоги.

Шапка из шерсти – шерстяная шапка.

Перчатки из кожи – кожаные … .

Тема «Дом и его части. Мебель»

Дидактическая игра «Назови, какой дом»

Цель: упражнять в образовании сложных слов.

Дом – одноэтажный, трехэтажный … многоэтажный.

Дидактическая игра «Измени слово»

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.

Кровать сделана из железа, … .

Диван сделан из кожи, … .

Стул сделан из пластмассы, … .

Тема «Профессии»

Дидактическая игра «Назови, какой»

Цель: упражнять в употреблении дательного, винительного, родительного падежей иен существительных.

Почтальон принес письмо (кому?) – маме, сестре … .

Что мы нашли в почтовом ящике? – газету, открытку … .

Чего не стало в почтовом ящике? Газеты, журнала … .

Дидактическая игра «Кем ты будешь?»

Цель: упражнять в употреблении глаголов будущего времени.

Я буду строителем, построю дом.

Я буду … .

Дидактическая игра «Ответь на вопрос»

Цель: упражнять в употреблении предлога в.

Куда пойдет мама, если нужен врач?

Куда ты пойдешь, если нужно сшить платье?

Куда нужно пойти, чтобы купить лекарство? хлеб?

Тема «Посуда, продукты питания»

Дидактическая игра «Какое это блюдо?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки …)?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины …)?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина …)?

Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

Дидактическая игра «Волшебный паровозик»

Цель: расширять и обогащать словарь. Закреплять навыки образования и правильного использования существительных с помощью суффикса ниц со значением вместилища.

Материал: большая картинка с изображением паровозика, 9 средних карточек – вагончиков, 9 маленьких картинок (сахар, сухарь, хлеб, суп, конфеты, селедка, салат, салфетка, перец).На стол выкладываются маленькие предметные картинки с изображением продуктов и предлагает «сходить в магазин за продуктами». Дети по желанию выбирают любую картинку и составляют предложение.

Я купил хлеб. Я купил конфеты.

Педагог напоминает, что для каждого продукта есть своя посуда: для хлеба – хлебница, для конфет – конфетница. И с помощью интонации выделяет часть слова ниц , подчеркивая, что с ее помощью образуется новое слово.

Затем педагог предлагает покататься на «Волшебном паровозике», где в вагончиках едет волшебная частичка ниц . Надо купленные продукты положить в вагончики и отгадать, какое новое слово получится (сахарница, сухарница, хлебница, супница, конфетница, селедочница, салатница, салфетница, перечница).

Дидактическая игра «Будь внимательным»

Цель: развивать речевое внимание. Закреплять умение употреблять предлоги для обозначения пространственного расположения предметов.

Материал: набор посуды (чашка, блюдце, ложка) по количеству детей.

Педагог дает инструкции. Дети их выполняют.

Поставьте чашку на / под блюдце; между ложкой и блюдцем; слева от ложки и т. д.

Затем педагог совершает манипуляции с посудой, а дети комментируют, куда и что он кладет.

Тема «Зима»

Дидактическая игра «Подбери родственные слова»

Цель: упражнять в образовании родственных слов.

Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье … .

Мороз – морозный, морозить, замораживать … .

Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед … .

Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Солнце (какое?) - …

Лед (какой?) - …

Мороз (какой?) - … .

Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Снежный – ком, …

Снежная - …

Снежные – заносы, …

Снежное – поле, … .

Тема «Что из чего сделано»

Дидактическая игра «Образуй слова»

Цель: упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных. Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Материал: мяч.

Гвоздь из железа. Железный гвоздь.

Доска из дерева. Деревянная доска.

Ножницы из металла. Металлические ножницы.

Сапоги из резины. Резиновые сапоги.

Перчатки из кожи. Кожаные перчатки.

Салфетка из бумаги. Бумажная салфетка.

Горшок из глины. Глиняный горшок.

Стакан из стекла. Стеклянный стакан.

Бутылка из пластмассы. Пластмассовая бутылка.

Тема «Дорожная безопасность. Транспорт»

Дидактическая игра «Подбери признак»

Цель:

Машина (какая?) - …

Самолет (какой?) - … .

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы к словам.

Взлет – посадка

Взлетать – приземляться

Приезжать - …

Приплывать - … .

Дидактическая игра «Скажи по - другому»

Цель: учить подбирать синонимы к словам.

Ехать - … , мчаться - …, нестись - … , гнать - … , тащиться - … , передвигаться - … .

Тема «Новый год»

Дидактическая игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

Елка (какая?) - …

Праздник (какой?) - …

Елочные игрушки (какие?) - …

Дед Мороз (какой?) - …

Снегурочка (какая?) - …

Ребята (какие?) - …

Подарки (какие?) - … .

Дидактическая игра «Украсим елочку»

Цель: упражнять детей в употреблении предлогов.

Нарядная елка стоит … зале.

Красивые игрушки висят … елке.

Гномики спрятались … елкой.

Они выбежали … елки.

Подарки для ребят спрятаны … елкой.

Дед Мороз достал подарки … елки.

Дети водят хоровод …елки.

Все подошли … елке.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: закреплять умение детей составлять предложения, используя союз для того, чтобы . Развивать воображение.

Материал: сюжетная картинка «Праздник елки», мяч.

Мама достала коробку с елочными игрушками для того,чтобы …(нарядить елку, украсить комнату).

Мы украсили елку для того, чтобы …

Дед Мороз пришел на праздник для того, чтобы …

Девочки надели костюмы снежинок для того, чтобы …

К нам на праздник приходил Снеговик для того, чтобы …

Тема «Рождество. Прощание с елкой»

Дидактическая игра «Что лишнее и почему?»

Цель: активизировать и вводить в речь обобщающие понятия.

Дети называют лишнее слово и объясняют свой выбор.

Осень, зима, Рождество , весна

Лыжи, зима , санки, коньки

Зима, весна, декабрь , лето

Санки, лыжи, льдинки , коньки

Дидактическое упражнение «Как я украшал елку»

Цель: упражнять в составлении рассказа из личного опыта.

Предложить детям составить рассказ на тему.

Тема «Русская народная игрушка»

Дидактическая игра «Назови игрушку»

Цель : упражнять в образовании относительных прилагательных.

Игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка)

Игрушка из глины (какая?) – глиняная (свистулька)

Игрушка из керамики (какая?) – керамическая (куколка)

Дидактическая игра «Посчитай»

Цель : упражнять правильно согласовывать числительное с существительным.

Одна матрешка, две матрешки, … пять матрешек.

Одна свистулька, … пять свистулек.

Тема «Зимние забавы»

Дидактическая игра «Почему так назван»

Цель : упражнять в образовании сложных слов.

Конькобежец – бегает на коньках

Саночник – катается на санках

Лыжник – …

Хоккеист – …

Фигурист - … .

Цель : упражнять в употреблении дательного падежа имен существительных.

Клюшка нужна - хоккеисту

Коньки нужны - …

Санки нужны - …

Лыжи нужны - …

Шайба нужна - … .

Тема «Транспорт»

Дидактическая игра «Почему так называется»

Цель : упражнять в словообразовании, в том числе сложных слов.

Самолет – сам летает

Вездеход - …

Паровоз - …

Пароход - …

Самосвал - …

Самокат - … .

Дидактическая игра «Виды транспорта»

Цель : учить классифицировать виды транспорта. Упражнять в составлении предложений с определенным словом.

Материал: картинки с изображением различных видов транспорта. Схемы, кодирующие виды транспорта (волна, дорога, железная дорга, облако).

Самолет – это воздушный транспорт. Самолет летит над облаками.

Автомобиль - … .

Дидактическая игра «Кто чем управляет»

Цель : расширять и активизировать словарный запас.

Материал: иллюстрации с изображением людей транспортных профессий, мяч.

Дети рассматривают иллюстрации и называют профессии людей, работающих на транспорте.

Чем управляет:

машинист - …

водитель - …

мотоциклист - …

шофер - …

велосипедист - …

летчик - …

капитан - … .

Тема «Зимующие птицы»

Дидактическая игра «Любопытная сорока»

Цель : совершенствовать умение детей использовать в речи предлоги.

Материал: сюжетная картинка леса, плоскостное изображение сороки, схемы предлогов.

Педагог предлагает детям выполнить определенные действия с сорокой, ориентируясь на схемы: поместить около сосны, между елью и осиной, спрятать за кормушку; придумать и рассказать, где еще побывала любопытная сорока.

Дидактическая игра «Улетают – не улетают»

Цель : закрепить знание зимующих и перелетных птиц. Развивать зрительное и слуховое внимание.

Материал: предметные картинки перелетных и зимующих птиц.

Предметные картинки раскладываются в центре круга (изображением вниз).

Дети бегут по кругу на носочках и делают взмахи руками («летят»). По команде «Стоп!» дети поднимают и переворачивают картинки. Те дети, у которых оказались картинки зимующих птиц, приседают, а те дети, у которых на картинках перелетные птицы, делают взмахи руками.

Дидактическая игра «Скажи одним словом»

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

У совы большая голова, поэтому ее называют … (…).

У дятла длинный клюв, поэтому его называют … (…).

У сороки длинный хвост, поэтому ее называют … (…).

У совы большие крылья, поэтому ее называют … (…).

Тема «Моя страна»

Дидактическая игра «Добавь слово – неприятель»

Цель: упражнять детей в употреблении слов-антонимов. Способствовать пониманию и запоминанию пословиц.

Материал: мяч.

Родимая сторона – мать, а чужая … (мачеха ).

От Родины веет теплом , а от чужбины …(холодом ).

Собака лает на смелого , а кусает …(трусливого ).

Худой мир лучше доброй …(ссоры ).

Мир строит , а война …(разрушает ).

Человек от лени болеет , а от труда …(здоровеет ).

Тема «Защитники Отечества. Военные профессии»

Дидактическая игра «Образуй слова»

Цель: упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал: мяч.

Солдат любит Родину. Любящий солдат.

Пограничник охраняет границу. Охраняющий пограничник.

Моряк сражается на море. Сражающийся моряк.

Пехотинец воюет за Родину. Воюющий пехотинец.

Танкист побеждает в бою. Побеждающий танкист .

Граждане живут в России. Живущие граждане .

Дидактическая игра «Кто служит в Армии»

Цель: учить образовывать имена существительные с помощью суффиксов -чик, - ист .

-чик: ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик;

-ист : связист, танкист, артиллерист.

Дидактическая игра «Сосчитай»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.

Один танк, два танка … пять танков.

Тема «Одежда»

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал: мяч.

Пиджак из шерсти. Он (какой?) - Шерстяной.

Платье из шелка. Оно …

Футболка из трикотажа. Она …

Куртка из кожи. Она …

Шуба из меха. Она …

Пальто для бабушки. Оно …

Одежда для улицы. Она…

Сапоги из резины. Они …

Косынка из ситца. Она …

Сарафан для лета. Он …

Плащ для весны. Он …

Майка для детей. Она …

Брюки для Мужчин. Они…

Дидактическая игра «Расскажи, какая одежда»

Цель: учить детей составлять описательный рассказ о различных предметах одежды с опорой на схему.

Материал: схемы для составления рассказа, картинки с изображением различных предметов одежды.

Дети выбирают картинки с изображением одежды и составляют описательные рассказы с опорой на схему.

Тема «Женские профессии. Ателье»

Дидактическая игра «Кому что нужно»

Цель: упражнять в употреблении винительного падежа и дательного падежей имен существительных.

Повару – поварешка

Продавцу - …

Ножницы – портнихе

Бинт - … .

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Цель: осмысление лексико – грамматических конструкций.

Повар варит суп. Суп варит повар. Суп варит повара. Суп сварен поваром.

Поваром сварен суп. Повар сварен супом. Супом сварен повар.

Дидактическая игра «Назови женскую профессию»

Цель: упражнять в словообразовании.

Повар – повариха

Учитель – учительница

Воспитатель - …

Художник - …

Певец - …

Скрипач - …

Пианист - …

Продавец - …

Тема «Морские животные»

Дидактическая игра «Найди домик»

Цель: закреплять знания детей о морских обитателях, пресноводных и аквариумных рыбах.

Материал: схемы с изображением аквариума, пруда и моря, предметные картинки животного мира.

На мольберт е размещаются схемы пруда, моря, аквариума. Затем из банка предметных картинок надо выбрать те, на которых изображены морские, аквариумные, пресноводные обитатели, и поместить под нужной схемой. Дети выполняют задание и объясняют свои действия.

Дидактическая игра «Какое слово не подходит?»

Цель: формировать умение различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке родственных слов лишнее.

Рыбак, рынок , рыбка, рыболов.

Вода, подводный, водоросль, водить .

Морской, море, морщина, моряк.

Тема «Животные жарких стран»

Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?»

Цель: упражнять в согласовании притяжательных прилагательных с существительными.

Голова (чья?) – львиная

Хвост (чей?) – львиный

Туловище (чье?) – львиное

Уши (чьи?) – львиные.

Дидактическая игра «Назови семью»

Цель: упражнять в словообразовании. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал: предметные картинки взрослых животных жарких стран и их детенышей.

Детям предлагается рассмотреть картинки, «собрать» звериную семью вместе и назвать всех ее членов.

Папа – слон, мама – слониха, детеныш(и) – слоненок (слонятя).

Папа – лев, мама - … , детеныш(и) - … .

Тема «Животные холодных стран»

Дидактическая игра «Сосчитай животных»

Цель: учить согласовывать числительные с существительными.

Один морж, два моржа, … пять моржей.

Один тюлень, … пять тюленей.

Дидактическая игра «Сравни»

Цель: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а .

Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый … .

У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого … .

Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый … .

Бурый медведь спит в берлоге, а белый … .

Тема «Птицы»

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Соловей – соловушка

Журавль - …

Лебедь - …

Скворец - …

Дидактическая игра «У кого – кто»

Цель: упражнять в словообразовании.

У грача – грачата, у скворца - … .

У грача – грачонок, у журавля - … .

Тема «Весна»

Дидактическая игра «Приметы весны»

Цель: закреплять знания детей о приметах весны, умение составлять предложения, используя союзы поэтому, потому что . Учить устанавливать причинно – следственные связи.

Союз поэтому Союз потому что

Весной пригревает теплое Сосульки тают, потому что пригревает

ласковое солнышко, теплое солнышко.

поэтому тают сосульки.

Снег тает и превращается Побежали ручейки, потому что снег тает и

в воду, поэтому побежали ручейки. Превращается в воду.

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Закреплять навыки словообразования имен существительных.

Цветок, распускающийся сразу после таяния снега. – Подснежник.

Место, где стаял снег и открылась земля. - Проталина

Теплая погода с таянием снега, льда. – Оттепель.

Первый цветок, появившийся ранней весной. – Первоцвет.

Падение капель оттаявшего снега.- Капель.

Тема «День космонавтики»

Дидактическая игра «Космическое путешествие»

Цель: закреплять употребление предлогов на, под для обозначения пространственного расположения предметов, Развивать фразовую речь.

Материал: графические схемы предлогов на, под. Серия картинок по теме «Космос».

Педагог выставляет на магнитную доску серию картинок и графические схемы предлогов. Предлагает детям отправиться в космическое путешествие и составить предложения, используя картины и схемы.

Ракета летит в космос. Луноход стоит на Луне.

Дидактическая игра «Подбери признак»

Цель: расширять словарь детей за счет слов – признаков. Упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

В космосе много планет. Каких планет? – Больших, красивых, далеких …

Космонавт прилетел на станцию. Какую станцию? – Орбитальную, космическую, далекую …

В телескоп видно небо. Какое небо? – Звездное, чистое, темное …

Тема «Орудия труда. Профессии»

Дидактическая игра «Назови профессию»

Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффикса –щик.

Кто носит багаж? – Носильщик.

Кто сваривает трубы? – Сварщик.

Кто вставляет стекла? - …

Кто работает на кране? - …

Кто кладет камни? - …

Кто чинит часы? - …

Кто точит ножи? - …

Кто кроит платье? - …

Дидактическая игра «Справочное бюро»

Цель: закреплять представления детей о прфессиях людей и месте их работы. Упражнять в употреблении предлогав .

Где работает клоун? – В цирке.

Где работает учитель? – В школе.

Где работает повар? - …

Где работает продавец? - …

Где работает врач? - …

Где работает артист? - …

Где работает воспитательница?

Тема «Цветы»

Дидактическая игра «Образуй слова»

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Материал: мяч.

Поле из васильков. – Васильковое поле.

Запах луга. – Луговой запах.

Масло из розы. – Розовое масло.

Семена мака. – Маковые семена.

Аромат цветов. – Цветочный аромат. Букет из ландышей. – Ландышевый букет.

Светлана Балакшина

Методическая разработка игры «Ласковые слова »

«Чтобы научиться говорить, надо говорить»

(М. Р. Львов)

В старшем дошкольном возрасте у ребенка должен накапливается значительный запас слов . На практике наблюдая за детской речью, можно сказать, как беден, скуден словарный запас детей . Иногда ребенок, стараясь эмоционально выразить свою мысль, более точнее описать событие и своё отношение к нему, составить рассказ и т. д., сталкивается с трудностью подбора слов . Это говорит о недостаточном словарном багаже ребенка . Поэтому в своей общей системе речевой работы, большое значение уделяю работе по обогащению, закреплению и активизации словаря ребенка . Работая над словарным запасом ребенка , его не только пополняю и расширяю, но и раскрываю смысл (значение) слов , чтобы в дальнейшем предупредить об их неправильном употреблении. Что способствует развитию точности словоупотребления , совершенствованию речевого общения детей, определяя культуру речи.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая. В своей работе по обогащению и активизации словаря детей , большое значение уделяю разнообразным словесным играм . Только в игровой занимательной форме с использованием разнообразных приемов, наглядности, когда присутствует дух «игрового настроения» , ребенок не замечает, как происходит процесс «открытия и познания» , где он является активным участником.

Поэтому организую игры, в увлекательной форме с большим количеством иллюстративного материала, который в дальнейшем пополняется и усложняется, с целью, чтобы интерес ребенка не угасал, а постоянно поддерживался. В своей работе, когда недостаточно дополнительного иллюстративного материала к словесным играм , создаю свою картотеку игровых наборов, используя иллюстрации в «старых» книгах, журналах. Предлагаю одну из них, может быть в работе кому-нибудь и пригодиться.

Игра «Ласковые слова »

Цель : учить образовывать «ласковые слова » (с уменьшительно-ласкательным суффиксом ) . Активизировать, пополнять и расширять словарный запас детей . Способствовать формированию представлений о культуре речи.

Оборудование : конверт, предметные картинки с изображением различных предметов.

Правила игры :

Дети выбирают картинку по желанию, рассказывают, что на ней изображено. Предлагаю образовать «ласковое , нежное слово » .

Затем спрашиваю о том, когда, где и при каких обстоятельствах можно услышать данное слово или его сказать , то кому? Почему? И т. д.

После предлагаю составить предложения с данными словами , обращая внимание на разные варианты использования «ласковых слов » .


Карточки для игры.


А так же использую разные варианты игры. Например, повожу игру в виде соревнования, ребята делятся на пары по желанию, выбирают карточки и предлагаю им составить как можно больше предложений с использованием выбранных картинок. Дети учатся составлять предложения и расширяются представления точности словоупотребления , учатся согласовывать слова . Усложняя игру, например, при составлении предложений можем использовать не 2, а 3 выбранные картинки. А после и 4, и т. д.

Так же играем в словесный «футбол» . Ребенок выбирает картинку, называет, что на ней изображено, затем передает следующему, который подбирает подходящее слово к названному , после передает другому ребенку и т. д.

Цель: знакомство педагогов с возможностями использования мяча в работе по развитию речи.

Подготовительная работа: создание видеоролика "Ты любишь играть с мячом?" /по материалам интервью с воспитанниками детского сада/; создание презентации "Наши педагогические секреты".

Материалы: мячи разного цвета и размера, среди них: футбольный, волейбольный, баскетбольный, пляжный, теннисный, мяч для регби, пинг-понга и др., LEGO-конструктор, горка, экран, проектор.

Ход занятия

1. Сообщение темы.

2. Разминка.

Цель: включение в работу, создание доброжелательного настроя.

Участники и ведущие группы сидят на стульях в круге. Ведущий предлагает представиться каждому участнику и назвать сказочного героя, имя которого начинается с любого звука, входящего в состав имени участника.

3. Из истории мяча.

Ведущий предлагает участникам взглянуть на мяч и представить, с чем могли сравнивать мяч наши предки. После того как прозвучит ответ о сходстве мяча с небесными светилами, ведущий перебрасывает мяч одному из участников, предлагая подумать над тем, с чем древние люди сравнивали траекторию движения мяча (с траекторией движения солнца на небосводе).

Ведущий: С незапамятных времен мяч был известен многим народам как священный предмет. По мнению индейцев Северной Америки, мяч изображал солнце, а действия с ним представляли собой магические ритуалы. Как к магическому предмету относились к мячу и в Японии. Его вытачивали из дерева, украшали разноцветными нитями, сплетая их в красивые узоры. Древние греки также наделяли мяч волшебной силой. Они шили мячи из кожи, набивали их мхом и перьями.

Одними из первых мяч в ином качестве стали использовать жители Римской империи. Там, кроме кожаных мячей, наполненных зернами плодов инжира, появились первые

стеклянные шары для одиночных игр. Позднее в других странах для изготовления мячей использовались разные материалы: шкуры животных, тростник, ветошь, дерево и др.

В Европу резиновый мяч попал из Центральной Америки. Его привезли в Испанию матросы Христофора Колумба. В России мячи известны давно. К примеру, в XIII в. дети играли кожаными мячами разного размера. В XIX в. в деревнях играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми, свернутыми из тряпок.

Для миллионов людей мяч был и остается одной из первых и любимых игрушек. И не удивительно. Мяч незаменим для развития общей и мелкой моторики, координации движений, скорости реакции, ловкости, внимания, смекалки. С его помощью малыш осваивает мир отношений, учится взаимодействовать с другими людьми. С годами меняются материалы, из которых изготавливается мяч, совершенствуется дизайн, но неизменными остаются те его волшебные свойства, которые помогают играть, тренировать, веселить, говорить, дружить!

4. Демонстрация видеоролика "Ты любишь играть с мячом?" Обсуждение.

Цель: уточнение степени использования воспитывающего и развивающего потенциала мяча в жизни современного ребенка-дошкольника.

5. Игра "Чудесный мешочек"

Цель: уточнение и расширение представлений педагогов о видах мячей.

Взрослым предлагается достать из "чудесного мешочка" мяч и назвать его.

6. Игры и игровые упражнения с мячом в работе по развитию речи.

Ранний возраст

Игра: "Спой, как я" Цель: развивать длительный выдох; учить энергично отталкивать мяч двумя руками в прямом направлении (к взрослому) из положения сидя ноги врозь, стоя на коленях или стоя с наклоном вперед.

Описание: взрослый катит мяч ребенку и длительно произносит гласный звук (А, О, У, Э, И, Ы). Ребенок повторяет действия взрослого.

Игра "Назови ласково" Цель: содействовать называнию уменьшительно-ласкательной формы слова; учить передавать мяч друг другу из рук в руки, не прижимая к груди.

Описание: взрослый, передавая мяч ребенку, называет слово и просит ребенка произнести слово ласково: кот-котик, яблоко-яблочко, белка-белочка и т.д.

Игра "Кто как кричит?" Цель: развивать слуховое внимание и закреплять произношение звукоподражаний; учить детей уверенно и точно бросать мяч друг другу и ловить его.

Описание: взрослый бросает мяч ребенку и предлагает угадать, кто зовет малыша. Вариант: взрослый, бросая мяч малышу, спрашивает, как кричит петух, собака, кошка и т.д.

Игра: "Найди мячику домик" Цель: учить детей различать и называть основные цвета; учить прокатывать мяч, соблюдая направления и постепенно увеличивая расстояние между ребенком и воротами.

Описание: взрослый показывает ребенку три "домика", построенных из LEGO-конструктора, предлагает найти мячику домик и прокатить мяч к нему

Игра: "Четвертый лишний" Цель: закреплять представления ребенка о форме (или величине) и учить ребенка отталкивать мяч пальцами рук.

Описание: взрослый показывает детям четыре мяча (три больших, один маленький) и предлагает найти "лишний" предмет. После того, как ребенок объясняет свой выбор, взрослый предлагает ему скатить "лишний" предмет по наклонной поверхности. Вариант: взрослый предлагает детям три кубика и один мяч.

Младший дошкольный возраст

Игра: "Чуткое ухо" Цель: развивать фонематический слух; учить бросать мяч невысоко вверх и ловить.

Описание: взрослый предлагает подбросить мяч вверх, если дети услышат заданный звук среди других звуков или в словах

Игра: "Знатоки" Цель: расширять словарный запас детей; учить бросать вверх или отбивать мяч о землю и ловить его, несколько раз без остановки двумя руками, а затем одной.

Описание: Взрослый предлагает ребенку назвать пять (семь) предметов к обобщающему понятию, отбивая при этом мячом. Например: Я знаю пять (семь) овощей: капуста - раз, :и т.д.

Игра: "Один-много" Цель: закреплять правильное употребление существительных множественного числа в родительном падеже; закреплять умение передавать мяч из рук в руки, не прижимая его к груди (мяч необходимо захватывать ладонью с разведенными пальцами).

Описание: взрослый передает мяч одному из детей и предлагает продолжить фразу: "У меня один карандаш, а у тебя много (чего?) - карандашей. Ребенок принимает мяч, передает его взрослому и отвечает на вопрос.

Игра: "Слово заблудилось" Цель: учить детей подбирать рифму к слову; закреплять умение детей уверенно и точно бросать мяч друг другу и ловить его (при ловле мяча следует вытягивать руки вперед).

Описание: взрослый предлагает найти "пропавшее слово" и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и отбрасывает мяч взрослому.

Игра: "Загадки" Цель: формировать навык образования сложных слов; закреплять умение отталкивать мяч пальцами рук, оценивая направление и рассчитывая силу толчка.

Описание: дети сидят полукругом на коврике. Взрослый предлагает отгадать слово, которое состоит из двух других слов. Тому, кто догадался и поднял руку, взрослый катит мяч, ребенок возвращает мяч взрослому и отвечает. Например: сам и летать = самолет; сам и варить = самовар; листья и падать = листопад; овощи и резать = овощерезка и т.д.

Старший дошкольный возраст

Игра: "Строим мост" Цель: развивать фонематическое восприятие и учить детей определять место звука в слове; закреплять умение катить мяч, работая всей кистью руки, развивать глазомер.

Описание: дети играют в парах, для выполнения условий игры используется гимнастическая палка и небольшой мяч красного, синего или зеленого цвета (зависит от звука, с которым дети "дружат" на занятии). Взрослый называет слово, спрашивает, есть ли в слове заданный звук, и предлагает определить место звука в слове (начало, середина, конец).

Игра: "Скажи наоборот" Цель: учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы); учить бросать мяч под углом, чтобы его мог поймать играющий, стоящий напротив.

Описание: взрослый бросает ребенку мяч с отскоком, называет слово и предлагает назвать слово, противоположное по смыслу: холодный - горячий, веселый - грустный, большой - маленький и т.д.

Игра: "Светофор" Цель: развивать фонематическое восприятие и формировать навыки звукового анализа; закреплять умение бросать и ловить мяч левой и правой рукой.

Описание: взрослый предлагает ребенку определить, какой из согласных звуков (твердый или мягкий) "живет" в слове. Если в слове "живет" твердый согласный звук, то ребенок подбрасывает вверх мячик синего цвета. Если в слове "живет" его мягкая пара, то ребенок подбрасывает мячик зеленого цвета.

Игра: "Угадай, кто (что) это?" Цель: учить подбирать качественные прилагательные к существительному и закреплять умение свободно бросать и ловить мяч, не прижимая его к груди, учить детей правильно рассчитывать и выполнять движения к мячу: шаг вперед или назад, в сторону, присесть или подпрыгнуть.

Описание: один из детей (ведущий) называет качественные прилагательные к предмету и бросает мяч другому ребенку, который должен определить, какой это предмет. Если ответ правильный, то ответивший становится ведущим. Например: маленький, круглый, живой, пушистый, желтый и т.д. (цыпленок).

Аналогичные игры можно проводить для закрепления навыка образования относительных и притяжательных прилагательных.

Игра: "Кто больше знает слов?" Цель: закреплять навыки звукового анализа; учить попадать в горизонтальную цель правой (левой) рукой с расстояния до 3-х метров.

Описание: взрослый предлагает детям подобрать слова с заданным звуком. Ребенок называет слово, берет мяч и бросает его в корзину. Знатоком считается тот, кто больше забросил мячей в корзину.

Игра: "Назови одним словом" Цель: закреплять обобщающие понятия и закреплять умение бросать мяч вверх с хлопком.

Описание: взрослый называет несколько предметов, предлагает назвать их одним словом и бросает ребенку мяч. Например: "Сорока, ворона, синица, воробей, грач. Кто это?" Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч взрослому или другому ребенку с поворотом кругом.

Игра: "Доскажи словечко". Цель: формировать навыки слогового анализа слова и автоматизировать силу удара мячом.

Описание: Взрослый, бросая ребенку мяч с отскоком, произносит первый слог в слове и предлагает назвать вторую половину. Ребенок возвращает мяч тем же способом и произносит недостающую часть слова.

Игра: "Что делает?" Цель: расширять глагольный словарь и закреплять умение точно перебрасывать мяч друг другу.

Описание: ведущий называет слово, дети подбирают к нему слова-действия, перебрасывая мяч друг другу через одного. Например: что делает кошка? Мяукает, спит, ловит, ласкается, ест, сидит и т.д.

Игра: "Строим башню" Цель: формировать навыки лексико-синтаксического анализа и закреплять умение отбивать мяч о землю одной рукой (правой или левой)

Описание: ведущий предлагает "положить столько кирпичей" (столько отстучать по мячу), сколько слов "дружат" в предложении.

Игра для участников: "Минирассказы" (склонение словосочетаний)

Описание: повторяя заданное ведущим движение с мячом, ответить на вопрос, используя словосочетание. Например: заботливый муж

У меня был (кто?):Но я не ценила (кого?):Я решила расстаться с (кем?):Но мне стало плохо (без кого?):Так надо не просто думать (о ком?), а взять и вернуть (кого?). Мне надо извиниться (перед кем?) и у меня снова будет (кто?)

7. Подведение итогов предварительной работы по созданию презентации "Наши педагогические секреты", демонстрация презентации

Цель: уточнение психологических условий успешной работы по развитию речи ребенка.

8. Обсуждение, обмен мнениями

Задание: участникам предлагается оформить игротеку с мячом для дошкольников на исследование родного языка.

Завершающее упражнение: "Я учусь у тебя:"

Цель: подведение итогов, поддержание положительного эмоционального фона.

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мяч со словами: "Я учусь у тебя:" (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: "Да, у меня можно научиться:" или "Да, я могу научить:". Затем он бросает мячик другому участнику.

Дуб – дубок.

Корень –

Дерево –

Игра «Собери дерево».

Логопед раздает детям разрезные картинки деревьев.

Л о г о п е д. Игра называется «Собери дерево», вам нужно быстро и правильно собрать разрезную картинку. А потом каждый назовет то дерево, которое он собирал.

III. Итог занятия.

Тема: «Предлог НА»

Цели:

1. Знакомство с предлогом на, его схемой.

2. Формирование навыка слышать этот предлог в разговорной речи.

3. Формирование навыка составления предложений с предлогом на.

4. Закрепление навыка составления предложений из слов.

5. Развитие внимания, памяти, слухового восприятия, пространственного восприятия.

6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: бабочка, схема предлога на.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Куда села бабочка?».

Логопед перемещает бабочку с предмета на предмет.

Л о г о п е д. Посмотрите, на чем сидит бабочка? (На столе, на цветке, на книге...) .

Запомните, если предмет находится наверху, на чем-то мы употребляем предлог на.

Бот как выглядит наше слово (вешает схему на доску).

II. Основная часть.

Игра «Хлопни, если услышишь».

Л о г о п е д. Я прочитаю вам предложения. Если услышите слово на , хлопайте в ладоши (логопед выделяет голосом предлог).

Мама купила печенье.

Мила села на стул.

Я катаюсь на санках.

Миша получил двойку.

Журнал лежит на столе.

Игра «Что получилось?»

Логопед выставляет на доску схему.

Л о г о п е д. Давайте составим предложение с предлогом на .

Галка сидит на заборе.

Аналогично дети составляют предложения по схемам:

Листок - земля.

Котенок - кресло.

Мяч - пол.

Книга - полка.

Игрушки - стол.

Физкультминутка.



Игра «Составь предложение».

Л о г о п е д. Все слова в предложении рассыпались. Расставьте их по порядку.

Конфетка, столе, на, лежит (конфетка лежит на столе).

Папа, на, лег, кровать.

Села,бабочка,цветок,на.

Котенок,на,залез,березу.

Бабушка, стул, на, сидит.

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Давайте вспомним, когда мы употребляем предлог на ?

Тема: «Фрукты»

Цели:

1. Уточнение представления о фруктах.

2. Расширение и активизация словаря по теме.

3. Закрепление навыка согласования числительных с именами существительными.

4. Закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных единственного и множественного числа.

5. Закрепление навыка образования относительных прилагательных.

6. Развитие внимания, памяти, мышления, зрительно-моторной координации, пространственного восприятия.

7. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: муляжи фруктов, разрезны картинки (фрукты) на каждого ребенка, банки с вареньем (вырезанные из бумаги, на банках нарисованы фрукты), мяч, картинки с изображением 5 яблок.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Собирание разрезной картинки «Фрукты» (из 5-6 частей).

Каждый ребенок собирает свою картинку и называет фрукт, который у него получился.

Л о г о п е д. Яблоко, груша, банан... как назвать это одним словом?

Сегодня мы поговорим с вами о фруктах.

II. Основная часть.

Игра «Сосчитай до 5».

Л о г о п е д. Посчитайте до 5 те фрукты, которые вы собрали.

(Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов...)

Игра «Угадай фрукт».

Логопед выкладывает на стол фрукты (или муляжи фруктов):

Банан, лимон, яблоко, апельсин, киви, груша.

Угадайте, о каком фрукте я говорю:

Желтый, сладкий, длинный (банан).

Аналогично логопед описывает еще 2-3 фрукта.

Игра «Угощенье от Карлсона».

Логопед прячет в группе банки с вареньем (вырезанные из бумаги, на банках нарисованы фрукты).

Л о г о п е д. Дети, вспомните, что Карлсон больше всего любит? Он с утра прилетел к нам в группу и спрятал угощенье - банки с вареньем. Давайте их найдем. Каждый возьмет себе по одной банке!

Дети ищут угощенье.

Л о г о п е д. Какое варенье в ваших банках?

(В банке яблочное варенье...)

Физкультминутка.




Самое обсуждаемое
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция
Праздничные интерьерные украшения «1 сентября Шаблон колокольчика на 1 сентября для вырезания Праздничные интерьерные украшения «1 сентября Шаблон колокольчика на 1 сентября для вырезания


top