Рекомендации по предметно-игровой деятельности. «методические рекомендации по организации предметно – игровой среды для детей раннего возраста» (фгос до в образовательном процессе оу)

Рекомендации по предметно-игровой деятельности. «методические рекомендации по организации предметно – игровой среды для детей раннего возраста» (фгос до в образовательном процессе оу)

по совершенствованию предметно-развивающей среды групп детского сада.

Целью данного направления деятельности воспитателя: инновационный подход к организации развивающей среды в соответствии с ФГТ, обеспечивающий гармоничное развитие личности дошкольника.

Задачи:

  1. Моделирование предметной среды для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.
  2. Моделирование социокультурной пространственно-предметной развивающей среды, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
  3. Организация предметно-развивающей среды для эффективного воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

В последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует Предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.

Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.и поддерживает воспитатель.

Мощный обогащающий фактор детского развития - социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержания семейных досугов. Детский сад как образовательный центр всегда несет в себе не только заряд "запрограммированной" культуры, но и испытывает влияние культурной ауры микрорайона, села, города, по-разному обогащающих жизнь детей, их опыт деятельности и переживаний. Все эти среды: семейный дом, детский сад, школа, микрорайон, город (село), природные и парковые ландшафты - могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности.

Сам же детский сад с многообразием помещений, их назначения, характера деятельности людей в них тоже достаточно интересная для ребенка микросреда, которая и должна составлять первые моменты его знакомства с миром.

Базисные компоненты развивающей предметной среды включают не только групповые помещения, но и другие функциональные пространства. Детское учреждение целиком должно принадлежать детям и взрослым - их воспитателям. Детские учреждения являются своеобразным культурным центром и для родителей, их клубом, в котором они смогут предложить свои таланты и получить удовлетворение своих родительских ожиданий.

Разнообразные базовые компоненты развивающей предметной среды дают возможность избежать рутины и неформально организовать педагогический процесс. Ведь если ребенок все время занят полезным и интересным делом, это уже большая педагогическая удача. Деятельный, инициативный ребенок может быть только там, где он чувствует себя в теплом, уютном, родном доме, открытом для него, его друзей, воспитателей и родителей.

Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского образовательного учреждения, включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещения для взрослых, например, в методический кабинет, кухню или кастелянную, должен быть ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям.

Полноценное развитие ребенка не может происходить только внутри его детского мирка, для него нужен выход в широкий мир, и это мир взрослых. Именно поэтому в образовательном учреждении должны присутствовать все три масштаба предметной среды, в которой действует ребенок.

Это положение относится ко всем базисным компонентам развивающей предметной среды образовательного детского учреждения, об оформлении которых надо тоже позаботиться.

Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития, во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили; во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам (пластмассовые и резиновые игрушки, фанерные и картонные плоскостные изображения натуральных предметов для строительных игр, игр с песком, водой и т.д.); в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом, и все эти в прошлом значимые вещи сегодня выступают для детей побочным подспорным материалом.

Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный.

В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.

Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. Чтобы выполнять функции развития ребенка этого возраста, она должна быть, прежде всего, развитой сама. Ее развитие зависит от игровой среды, которую создадут взрослые. И чем больше на пути у ребенка в этот период развития игры встретится препятствий, тем эффективней будет развитие и ребенка и игры. В старшей группе основные зоны деятельности – познавательная, интеллектуальная, математическая, экологическая, речевая, двигательная, художественная, исследовательская, трудовая, конструкторская в разных ее видах – строительная, техническая, художественная, музыкальная, театрализованная и т.д.

Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания. Говоря о проектировании развивающей среды детей подготовительной группы, хочу предупредить желание взрослых превратить эту группу в школьный класс с наглядными пособиями, географическими и историческими картами, схемами и пр. Создавая среду, работая с детьми, всегда надо помнить слова замечательного отечественного психолога А.В.Занкова: «Прежде чем начинать работать с детьми, задайте себе два вопроса: Зачем это ребенку? Сколько ему это будет стоить? Не надо превращать жизнь ребенка в спешку достижений, надо просто бояться интенсифицировать его старение.

К развивающей среде дошкольных учреждений предъявляются требования педагогические, эстетические, гигиенические и экономические.

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

Поэтому считаю, что в последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Практическая, продуманная реализация развивающей функции среды ставит педагога перед необходимостью постоянно импровизировать и в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной. Сегодня это качество - умение импровизировать - актуально, поскольку без него не может быть реализован поиск педагогической технологии, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированной модели.


Игровой центр – это личное пространство ребенка, где он имеет возможность свободно действовать. Как его устроить, чтобы ребенку было удобно, и он мог полноценно развиваться? Чтобы ответить на них, прежде всего определимся с возрастным диапазоном. Возраст от одного года до трех лет психологи обозначают как "рфанний", от трех до шести-семи лет как "дошкольный".

Наличие игрового уголка - противовес неистребимой тяге многих родителей к гиперопеке, к стремлению держать ребенка в зависимости от своей воли и настроения.

"Начинка" игрового уголка связана с занятиями, которым может предаваться ребёнок в возрасте от двух до шести-семи лет, один или с близким взрослым, или с другом - сверстником.

На самом деле, для игрового уголка нужно не так уж много. Необходима оптимально насыщенная предметная среда, стимулирующая разнообразные занятия дошкольника и в то же время не пресыщающая его, а толкающая на путь творчества, изобретательности. Главное, надо помнить, что игровой уголок - личное пространство ребенка, которым он владеет полностью.

Игровая комната для ребенка является местом развития творчества и воображения. Создание пространства, которое будет вдохновлять детей на радостные игры, предоставляет удивительные возможности для выбора причудливого декора.

Подумайте об удобной зоне отдыха для ваших деток (можно разбросать подушки). Если в детской комнате есть стол, то его надо разместить таким образом, чтобы было удобно действовать и сидя, и стоя, со свободным подходом к любой стороне.

Игрушки и материалы, которые приобретаются для ребенка, должны быть безопасными для их физического здоровья и отвечать требованиям Госстандарта России и Госсанэпиднадзора России.

Недопустимо приобретать игрушки и материалы у случайных людей и в несанкционированных торговых точках. Необходимо учитывать возрастную адресованность игрушек и материалов.

Вновь приобретенные игрушки и материалы перед использованием детьми необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой (игрушки, с которых смывается краска, нельзя давать детям; мягкие игрушки очень сложны в обработке, поэтому детям в возрасте до 1 года они не рекомендуются).

Игровая среда не должна порождать отрицательные эмоции, проявление страха, неуверенности, беспокойства.

Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено.

В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка игрушек и материалов.

Игрушки и материалы, размешенные на открытых местах (полках, и т. д.), должны создавать приятную для глаз цветовую гамму без избытка ярких, "кричащих" тонов.

В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для различных : игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.

Для игровой деятельности необходимы:

Сюжетные игры и игрушки:

    игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей); игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы); различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);
игры с правилами:
    мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т. п. - на физическую компетенцию; детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т. п.- на умственную компетенцию; настольные игры типа "гусек" и "лото" - на удачу (шансовые).

Для развития необходимы дидактические (обучающие) или и игрушки.

К ним относятся:

    пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др.; настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению (разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов); материалы для простейшего экспериментирования (металлические, деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать, что тонет, что плавает и т. д.). Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна осуществляться только со взрослыми людьми.

К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, и конструирование. Для развития этих видов деятельности необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы (с тупыми концами) и др.

Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.

При наличии "стационарного" оборудования (гимнастических стенок, колец, канатов) необходимо иметь гимнастический мат для предупреждения травматизма детей.

При создании развивающей среды в семье необходимо предусмотреть место для хранения дополнительного материала (различных безопасных шнуров, резиновых трубочек, палочек, пластиковых бутылочек, шишек, камешков, которые можно широко использовать в играх с детьми (например, шнур можно использовать для "заправки" автотранспорта, шишки и камешки - для игры в "Магазин" и т. д.).

Развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут на время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону. Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте. Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр и занятий.

Взрослым очень важно поддерживать игры детей и, по возможности, принимать в них участие.

В настоящее время развитие творческих способностей занимает значительное место в воспитании и образовании детей дошкольного возраста. Особое значение решение данной задачи приобретает в раннем возрасте, так как духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Детям раннего возраста присуща способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов , явлений, произведений искусства. Ребенок открывает мир как радостное, полное красок, движения, звуков, целое. В ДОУ, в ходе различных видов деятельности, дети и получают знания об искусстве, знакомятся с различными его видами, что дает детям возможность эстетически осваивать мир во всем его многообразии.

В рамках реализации художественно-эстетического направления успешно решается весь комплекс задач творческого развития детей раннего возраста. В соответствии с ФГТ данное направление развития детей включает такие образовательные области как «Художественное творчество » и «Музыка» , задачами которых является развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества, развитие музыкально-театрализованной деятельности детей.

С учетом вышесказанного, при решении задач данного направления развития детей раннего возраста, следует создать такие условия и систему материальных объектов в ДОУ, при которых деятельность педагога была бы наиболее эффективной. Таким образом, необходимо, чтобы предметно-развивающая среда соответствовала задачам художественно-эстетического направления развития детей раннего возраста, их возрастным особенностям, а также обеспечивала интеграцию и взаимосвязь различных образовательных областей.

Предметно - развивающая среда - это система материальных объектов, обеспечивающая разностороннее развитие и воспитание ребенка. В связи с этим необходимо учитывать некоторые требования, общие для организации предметно-развивающей среды в рамках различных направлений развития :

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное- она должна способствовать развитию собственной активности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства, мобильность предметно-развивающей среды .

3. Объекты предметно-развивающей среды должны быть ориентированы на безопасность и возраст детей.

4. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир , окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста .

В рамках реализации художественно-эстетического направления предметно-развивающая среда также имеет свои особенности.

В ходе педагогической практики мной были разработаны рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в рамках реализации художественно-эстетического направления , учет которых обеспечит наиболее эффективное решение задач творческого развития детей раннего возраста.

Для наиболее успешной реализации художественно-эстетического направления развития следует предусмотреть уголок художественного творчества и уголок музыкально-театрализованной деятельности, которые интегрируются между собой и дополняют друг друга в решении задач образовательных областей «Художественное творчество » и «Музыка» . Наполнение данных уголков может быть различным, в соответствии с образовательной программой ДОУ и календарно-тематическим планированием.

Исходя из задач данных образовательных областей, в уголках должны быть представлены различные музыкальные инструменты, доступные детям раннего возраста, необходимые атрибуты для театрализованной деятельности (игрушки настольного, пальчикового театра, куклы би-ба-бо и т. д., материалы для художественного творчества . Очень важно, чтобы все материалы и атрибуты должны находиться в доступном для детей расположении, чтобы дать им возможность проявлять собственную активность и самостоятельно действовать с ними.

Важное значение при организации среды в рамках реализации данного направления имеет соблюдение некоторых правил, а именно :

Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности.

Формирование навыков изобразительной деятельности.

Развитие творчества детей и их возможности самореализации .

Развитие умения использовать различные материалы для художественного творчества , соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения .

Приобщение детей к музыкально - театральному искусству через знакомство детей с различными видами театра (настольный, кукольный, би-ба-бо, пальчиковый, а также возможность детей самостоятельно действовать с ними.

Способствование развитию творческих способностей детей раннего возраста.

Таким образом, предметно-развивающая среда в рамках реализации художественно-эстетического направления развития детей должна быть организована с учетом определенных требований , а также рекомендаций , выполнение которых позволит наиболее эффективно решать задачи образовательных областей «Художественное творчество » и «Музыка» , а также развития творческих способностей детей раннего возраста.

Организация предметно-игровой и пространственно-развивающей среды является необходимым условием формирования игровой деятельности ребенка. При организации такой среды педагоги стремятся сделать ее универсальной, т.е. способствующей различным видам детских игр (сюжетно-ролевым, театрализованным, дидактическим, конструктивным и др.), разнообразным по содержанию (семья, аптека, стройка, магазин, поликлиника). Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова).

Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

Игра является совместной деятельностью, поэтому в каждой группе следует предусмотреть достаточный ассортимент игрушек, обеспечивающий возможность одновременного участия в игре всех детей и разнообразие игр. В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (игрушечная мебель, посуда, кукольная одежда, игрушки, имитирующие бытовые предметы: утюг, телевизор, газовая плита, предметы для стирки). Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется, по мере освоения детьми тех или иных игровых действий.

Для отобразительных игр необходимы образные игрушки. Они могут размещаться в различных местах группового помещения и использоваться педагогом для создания игровых ситуаций. Набор игрушек должен содержать и многофункциональные игрушки (конструкторы), позволяющие развертывать такие игры, как «автобус», «поезд», «корабль».

В пространственно-развивающую среду, которая имеет непосредственное отношение к сюжетно-ролевым играм, включается и природный уголок. В нем могут разворачиваться различные игровые ситуации, входящие в сюжет ролевой игры. Например, в игре «семья» действие переносится в природный уголок, когда мама, папа и дочка отправляются на прогулку в парк.

Педагогу следует предусмотреть наличие в игровом уголке предметов, которые дети могли бы использовать в роли предметов-заменителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре.

Целесообразно привлекать к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними расставлять игрушки, обыгрывая каждую новую игрушку и вызывая к ней эмоциональное отношение, следить за чистотой игрушек и их состоянием, отдавать игрушки в семью воспитанников для ремонта и обновления.

Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера) хранятся в специальном шкафчике, доступном для детей, или на вешалке. Отдельно предусматривается хранение костюмов для игр-драматизаций.

Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребенка предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Этим объясняется необходимость иметь в группе разнообразные настольные игры, соответствующие интересам детей и стимулирующие их развитие. Дети дошкольного возраста также охотно играют с мелкими дидактическими игрушками (куклами, машинками, солдатиками, фигурками животных, разборными домиками). Эти игрушки используются для воплощения замысла в сюжетно-ролевой игре и выполняют вспомогательные функции (например, украшение интерьера, игрушки для дочки в игре «семья»).

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества

Структурное подразделение «детский сад» ГБОУ СОШ с.Старая Рачейка

муниципального района Сызранский Самарской области

по организации предметно - игровой среды

в средней группе, согласно ФГОС ДО.

Разработала методическую

Бегей Марина Владимировна

  1. АНАТАЦИЯ …………………………………………………………… 2 стр .
  2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………….3-4 стр .
  3. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ………….5-9 стр .
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………10 стр .
  5. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………11 стр .
  6. ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..12-18 стр.

АНАТАЦИЯ.

В настоящее время детские сады сегодня функционируют и развиваются в условиях нестабильной социально-экономической и образовательной ситуации. Меняются нормативные правовые основы. Это не может не повлиять на развитие его предметно-развивающей и игровой среды как части образовательного процесса. Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в образовательном процессе дошкольных учреждений. Поэтому поиски путей повышения его эффективности и совершенствования всегда оказываются связанными с разработкой предметно – средовых моделей организации педагогического взаимодействия с детьми в условиях детского сада.

Научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей и игровой среды как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи Л. А. Венгер, Ф. А. Сохин, Н. Н. Поддъяков, О. М. Дьяченко, Г. Г. Кравцов.

Между тем, не стоит забывать, что среда развития ребенка дошкольного возраста – это и пространство его жизнедеятельности, поэтому, современная среда, в первую очередь, должна обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее социальной и предметной составляющими.

Данная методическая рекомендация разработана на основе анализа современных исследований, разработок и педагогической практики и посвящена организации предметно – игровой среды для воспитанников средней группы дошкольных учреждений.

Цель методической разработки заключается в разъяснении правильной организации в средней группе дошкольного учреждения предметно-игровой среды.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в дошкольных учреждениях, прежде всего: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно ориентированная модель воспитания детей, и это требует организационных изменений.

Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации предметно-развивающей и игровой среды в учреждениях.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому у воспитателей возникает интерес к обновлению предметно-развивающей и игровой среды в ДОУ.

По мнению С. Л. Новоселовой понятие предметно-развивающей среды определяется как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать предметно-игровую среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей дошкольного возраста.

В стандарте четк о прописаны принцы развивающей среды, она должна быть:

Трансформируемой;

Полифункциональной;

Вариативной;

Доступной;

Безопасной.

ФГОС ДО рекомендует, что образовательное пространство должно быть достаточно хорошо оснащено средствами обучения и воспитания, в том числе игровым оборудованием. Среда должна предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Пространство должно легко трансформироваться исходя из замысла воспитателя в организации своей работы, согласно замыслу или желанию ребенка .

Предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

Вариативность среды предполагает наличие в различных пространств, в том числе для игры, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей, в том числе и игровую.

Доступность среды должна предполагать свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Все материалы и оборудования должны быть исправны, безопасны и правильно хранимы.

Организация развивающей и игровой среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО должна дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающей ребёнка конкретного мира…. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е. И. Тихеева

Организуя предметную среду в групповом помещении для детей средней группы нужно помнить, что пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Важно наладить разумный двигательный режим, создавать условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий.

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

В средней группе предметно-игровая среда должна быть существенным образом (если не сказать - радикально) изменена, по сравнению с младшими группами. Постоянные сюжетообразующие наборы (тематические зоны) уступают место более гибким сочетаниям сюжетообразующих игрушек. Дети уже частично сами организуют среду под замысел.

На пятом году жизни проявляется высокий интерес к сюжетно-ролевой игре. Дети среднего дошкольного возраста, играя, любят как-то обозначить свою игровую территорию. В связи с этим часто возникают конфликты, когда не участвующие в игре дети пытаются игнорировать правила игры, либо вторгаются на территорию играющих. Во избежание этого, можно использовать лёгкие раскладные ширмы, цветные шнуры, игровые коврики. Обозначив, таким образом, игровые границы, играющие чувствуют себя увереннее, игровая группа быстрее сплачивается, возникают новые замыслы.

Ребёнок средней группы, как и младший дошкольник, любит многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты, и если сюжет игры воспроизводится с увлечением, то не надо побуждать детей к новой игре, вносить новые игрушки, атрибуты. Пусть дети насладятся знакомым сюжетом игры в полной мере. Снижение эмоционального фона, речевой активности и быстрое сворачивание игры - сигнал о необходимости существенных изменений в игровой среде. В этом случае в группу вносятся атрибуты для новых сюжетов, Сюжеты игр в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребёнка опытом: семья, магазин, детский сад, праздник и другие.

Пятилетний ребёнок придаёт большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. Поэтому в игровых наборах для средней группы должны быть куклы разных полов и профессий, игрушки (котята, лисята, собачки, медведи и другие) разных, не очень крупных размеров; наборы мебели крупной и для игр на столе, посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. Необходим в группе запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера и различной формы, бечёвок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок. Всё это найдёт своё применение в игре и будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества.

Не стоит забывать о месте для ряженья, куда стоит добавить предметы украшения, детали для обозначения профессии, костюмы сказочных героев, маски животных. В группе надо иметь зеркало, где ребёнок может увидеть своё преображение.

Для того чтобы воспитать у детей привычку после игр убирать игрушки на место, целесообразно приобрести пластиковые контейнеры, корзины, тканевые модули для игрушек. Ребёнку легче собирать игровой материал в них, чем укладывать его в коробки или раскладывать на полку .

Таблица №1. Организация предметно-игровой среды для детей 4-5 лет с целью всестороннего воспитания и развития.

Центры развития

Материалы и оборудование

ИГРОВОЙ ЦЕНТР

1. Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр (предметы-заместители).

Врач : шапочка с красным крестиком, халат, атрибуты (трубка, шприц, градусник, бутылочка из-под лекарств, баночки из-под мазей с палочкой, пипетка, вата, бинт, горчичники - прямоугольные кусочки медицинской клеенки, таблетки, нарисованные на кусочках картона).

Шофер, мотоциклист : ремень безопасности, шлем, перчатки; копии разных инструментов - гаечный ключ, молоток, отвертка, пассатижи, насос; бензоколонка - кубы, модуль; шланг - веревка; руль.

Повар : колпак и фартук, посуда, продукты.

Летчик : фуражка, пилотка, атрибуты (штурвал), пульт управления с функциональными кнопками - дверные звонки; выключатели - реальные предметы, дети сами мастерят из них пульт.

Машинист: железнодорожная фуражка, инструменты, пульт.

Парикмахер: халат, расчески, бигуди, ножницы, тазик, шампуни, духи, мыло, полотенце.

Моряк, капитан : бескозырка, матросский воротник, капитанская фуражка, бинокль; якорь на шнуре; мачта с флагом; инструменты; бутафория - штурвал, капитанский мостик, спасательный круг, подзорная труба.

Ящик замечательных вещей : бобины от магнитофонной ленты, разнообразные колпачки (большие, маленькие, деревянные, резиновые, пластмассовые), катушки, трубки, кубики, бруски, цилиндры, кегли, палочки, звонки, выключатели, всевозможные пробки, пластины из фанеры (разной длины, ширины и формы), веревки, кусочки поролона, цветные лоскутки.

2. Оборудование для режиссерской игры: многофункциональные кубики; макеты (объемные - домики, гаражи; плоскостные - карты-схемы игрового пространства, ширмы); наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда); животные (сказочные, реалистичные; в старшей группе - фантастические существа); неоформленный игровой материал: кубики, шарики, колечки от пирамидок, бутылочки; символы пространства (реки, солнце, скамейки, цветы, грибы; в старшей группе - неопознанные предметы и объекты; в подготовительной к школе группе - мелкие плоскостные изображения и несколько игровых полей).

ЦЕНТР ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Театрализованная деятельность

1. Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.

2. Кукольный театр.

3. Театр из игрушек-самоделок.

4. Театр резиновых игрушек.

5. Пальчиковый, перчаточный, варежковый театры.

6. Клубковый театр.

7. Театр марионеток.

8. Плоскостной театр.

9. Теневой театр.

10. «Уголок ряженья»: костюмы, украшения - кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках.

11. Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов).

ЦЕНТР ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ (ИГРОТЕКА)

1. Игры: «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб».

2. Серия: «Сложи узор», «Волшебный куб», «Сложи картинку».

3. Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»).

4. Модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений.

5. Игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»).

6. Игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева»).

7. Альбомы с образцами логических упражнений.

ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР

1.Строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей.

2. Образцы построек и поделок.

3. Пластмассовые банки, коробки разных размеров.

4. Палочки.

5. Наборы для моделирования

ЦЕНТР МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

1.Музыкальные игрушки (озвученные – музыкально-плоскостные балалайка, пианино и т.д.); народные игрушки;

«МАГАЗИН»

Предметы-заместители: касса, весы, весовые гири, деньги, пакетики с «продуктами»: сахарный песок, мука, макароны, крупы, горох, бобы. Баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, таблички с наборами продуктов, овощей, фруктов для блюд: суп, борщ, каша, компот; наборы овощей, фруктов из пластмассы, картона, фанеры, объемные из клеенки, набитой внутри поролоном; муляжи - продукты (булочки, пирожки): сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые.

«ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

Трюмо с зеркалом, расчески, щетки (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских.

«СПАЛЬНЯ»

Кроватки разных размеров (3-4), с постельными принадлежностями по размеру кровати (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало - 3-4 набора), люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее. Куклы-младенцы в конвертах. Шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол мальчиков, девочек, наборы зимней и летней одежды.

«КУХНЯ»

Кухонный стол, стулья, кран, плита, полка или шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды, элементы домашней посуды: настоящая маленькая кастрюлька, ковшик и т.д., набор овощей и фруктов (из папье-маше),

«ПРАЧЕЧНАЯ»

Гладильная доска, утюжки, одежда куклы, игрушечное постельное белье

«БОЛЬНИЦА»

Кукла-доктор в профессиональной одежде с символом (медицина - красный крест), фонендоскоп, градусник, можно тематический набор.

Принимая во внимание изложенные выше принципы по построению развивающей и игровой среды, ФГОС дошкольного образования, к данным методическим рекомендациям разработаны следующие дополнения:

Оценочный лист состояния предметно-игровой среды в средней группе (Приложение № 1).

Анкета для воспитателей по теме «Руководство сюжетно – ролевыми играми детей 4-5 лет» (Приложение № 2).

- Вопросы к педагогическому совету «Условия для активизации интеллектуальных способностей и мышления у детей 4-5 лет через организацию предметно-игрового пространства ДОУ» (Приложение № 3).

Критерии оценки игрушки, обеспечивающие безопасность ребенка, его защиту от негативного влияния игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие (Приложение № 4).

Критерии оценки игрушки, обеспечивающие развитие ребенка (Приложение № 5).

Анкета для родителей по состоянию и улучшению условия для развития игровых способностей ребенка в ДОУ (Приложение № 6) .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку нужно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Из поколения в поколение дети традиционно играют в семью, в больницу, в школу, в пароход и т. д. Однако без правильно подобранной предметно-игровой среды в группе ДОУ, участия воспитателя и искреннего интереса его к этому крайне важному виду детской деятельности, старшие дошкольники во многом могут оставаться на таком же уровне развития, что и малыши.

Насыщенная предметно-развивающая и игровая среда должна стать основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка - дошкольника. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с.
  3. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.
  4. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
  5. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.
  6. Артамонова О./Предметно-пространственная среда: её роль в развитии личности. Дошкольное воспитание. 2005-№4.
  7. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада.// Журнал "Справочник руководителя дошкольного учреждения", 2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Оценочный лист состояния предметно-игровой среды в средней группе.

Воспитатели___________________________________________________________

№ п/п

Показатели

Баллы оценки степени проявления показателей

самооценка

эксперт.оценка

Примечания

1. Предметно-игровая среда обеспечивает психологическую безопасность ребенка

Не провоцирует на агрессивные действия, насилие, проявление жестокости.

Не порождает отрицательных эмоций, проявления страха, неуверенности, беспокойства.

Не вызывает преждевременный интерес к сексуальным проблемам.

Не провоцирует пренебрежительное, негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

ИТОГО:

2. Предметно – игровая среда безопасна для физического здоровья и отвечает требованиям Госстандарта и Госсанэпиднадзора России

Оборудование и игрушки изготовлены из безопасных для здоровья материалов

Имеют возрастную адресованность

Поддерживаются в чистоте

ИТОГО:

3. Предметно – игровая среда обеспечивает разностороннее развитие детей

И имеет следующие качества

Полифункциональность (возможность гибкого, вариативного использования)

Дидактическая ценность, коррекционная направленность

Эстетическая направленность

Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям ребенка

ИТОГО:

4. Система условий обеспечивающих всю полноту развития разных видов игр

В игровой комнате выделены мини-среды для разных видов игр и созданы соответствующие условия:

Для режиссерских и сюжетно-ролевых игр:

Игрушки и поделки для режиссерских игр (подг. возраст)

Комплекты образных игрушек и атрибутов для реализации замыслов в сюжетно-ролевых играх

Для театрализованных игр:

Костюмы, элементы костюмов, театрально-игровые атрибуты

Разные виды театров

Театрально-игровое оборудование

Аудиовизуальные средства

Оформление спектакля, элементы костюмов, сделанные детьми по собственным дизайнерским проектам

Расположение, количество игрового оборудования и материалов удобно для детей и организации коллективной деятельности

Существует периодическая сменяемость игрового оборудования, что стимулирует активность детей

ИТОГО:

СРЕДНИЙ БАЛЛ:

Для определения количества баллов по каждому показателю рекомендуется следующая шкала:

1 балл – показатель отсутствует полностью

2 балла – показатель присутствует частично

3 балла – показатель присутствует в полном объеме

Состав экспертной группы:

Дефектолог…………………………… /подпись/……………..

Логопед………………………………../подпись/………………

Ст. воспитатель………………………./подпись/………………

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Анкета для воспитателей




Самое обсуждаемое
Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне? Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне?
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция


top