Игры с грудничком. Подходящее время для обучения. Простые развивающие игры для младенцев до трех месяцев

Игры с грудничком. Подходящее время для обучения. Простые развивающие игры для младенцев до трех месяцев

Организовать игру для своего грудничка бывает непросто даже маме со стажем. Что уж говорить о неопытных… Поможем тем и другим! Вот какие есть игры для грудничков.

Впервые дни малыш и мама приходят в себя после радостного, но все же тяжелого испытания - родов. В роддоме времени и сил для игр у них точно не будет. Зато дома… Игры для грудничков по месяцам (1,2,3,4,5,6,7,8,9 месяц)
1. Пестрый мир
Игрушек для младенцев сейчас продается достаточно. И все такие красивые, забавные. Наш совет: в первый месяц ограничьтесь все же теми, что легко моются и не раздражают ребенка.
Показывая игрушки новорожденному, можно заметить, что его привлекают яркие, сочные цвета: красный, желтый, оранжевый. Однако кроха еще не может долго смотреть на объект: взгляд блуждает.
2. На палочке
Зрительному сосредоточению ребенка необходимо учить. Идеальный вариант - прикрепить игрушку к длинной палочке. Тогда в поле зрения ребенка окажется только игрушка. Уложите малютку на спину. На расстоянии 60-70 см от его глаз расположите игрушку, закрепленную на палочке. Малыш должен сначала ее увидеть и зафиксировать на ней взгляд. Увидел? Начинайте двигать игрушку вправо, влево, вверх, вниз - все это на расстоянии в 20-30 см от лица ребенка.
3. Звук и цвет!
Если ребенок, несмотря на ваши старания, не следит глазами за игрушкой, попробуйте привлечь его внимание колокольчиком. Демонстрируйте его на вытянутой руке, не показывая своего лица. Научившись следить за предметом, издающим звук, малютка будет искать его глазами, едва заслышав знакомую трель. Подобные игры помогут заложить у ребенка основы для развития зрительного и слухового сосредоточения. Той же цели служат музыкальные мобили с движущимися игрушками. Но малютка быстро привыкает к ним и теряет интерес! Приходится менять „ассортимент». Кроха тянется к новым игрушкам, широко раскрывает глаза? Отлично! Значит, новая забава его заинтересовала. Возможно, наибольший интерес вызвала игрушка определенного цвета. Именно он будет вызывать у малыша комплекс оживления (забавные дрыганья ручками и ножками).
4. В движении
До 3 месяцев приоритетным остается эмоционально-личностное общение с ребенком. Во время купания, кормления и массажа ласково разговаривайте, играйте с крохой. Это послужит важным целям:
развитию общих движений;
развитию пальчиков;
активизации зрительных, слуховых и тактильных ощущений у ребенка. Примерно до 1-2 месяцев пальчики крохи сжаты в кулачки. Это естественно! Не стоит насильно разжимать их. Чтобы помочь пальчикам расслабиться, поиграйте с крохой.

Игры для грудничков по месяцам

„Солнышко»
Ласково приговаривая, погладьте тыльную сторону детских ладошек. Они рефлекторно выпустят пальчики-лучики. Улучив момент, вложите в правую ручку крохи погремушку с удобной ручкой. Он тотчас схватит ее. Теперь возьмите руку малыша вместе с погремушкой и скажите: „Вот какая славная игрушка! Как она гремит? Вот как!» Уже через несколько дней кроха сам попытается схватить любимую игрушку и погреметь ею.

5. Кроха-звонарь
Если раньше вы располагали игрушки на одном уровне, теперь используйте два. Одну гирлянду с игрушками-погремушками прикрепите на высоте 60-70 см над грудью ребенка, а другую - на расстоянии 10 см над его животиком. В поле зрения крохи окажется верхняя подвеска. Он ее видит, тянется к ней, но задевает гирлянду из погремушек над животиком, и та издает звук. Он еще не понял, как появился этот звук и почему нижняя гирлянда начала раскачиваться. Малютка замирает, а затем вновь энергично взмахивает ручками. Звук повторяется. Теперь кроха осознает, что все двигается и звучит в результате его действий, и совершает их уже целенаправленно.
6. Счастье в понимании
Потребность произносить звуки у крохи появляется в процессе игр и при любом взаимодействии с вами. Пока малыш бодрствует, разговаривайте с ним, пойте песенки, тетешкайтесь. Кроха прислушивается к вашему голосу, успокаивается и внимательно следит за выражением лица? Просто чудесно! Значит, он готов вступить с вами в диалог. В процессе такого диалога ребенок подстраивается под вашу интонацию, копирует выражение вашего лица и издает либо отрывистые звуки „кхы», „гы», либо протяжно тянет гласные: „а-а-а», „ы-ы-ы». Малютка всем своим видом приглашает взрослого к общению: активно двигает ручками и ножками, агыкает, строит забавные призывные гримасы. Если вы в ответ наклоняетесь над ним и начинаете говорить, кроха просто сияет от счастья: его понимают, его любят!
7. Киндер-сюрприз
Любой предмет в руках взрослого может превратиться в увлекательную забаву.
Взять, к примеру, футляры от киндер-сюрприза. Из них можно сделать массу игрушек. Величину футляров подбирайте сообразно возрасту малютки и размеру его кисти: забава должна удобно располагаться в руке, но не помещаться во рту! Если внутрь яйца вы поместите какую-то „гремелочку» (горох, фасоль, бусинки), придется футляр обшить тканью. Это даже к лучшему. Если несколько футлярчиков обтянуть разной тканью, получатся отличные тренажеры для развития кинестетических (кожных) ощущений. Подобными тренажерами можно греметь, кидаться, их можно катать, бросать и ловить. Поверьте, для грудничка подобные занятия очень увлекательны!

Пальчиковые развивающие игры
8. Разные формы
А теперь возьмем деревянную пирамидку. Перебирая ее колечки диаметром от 5 см и больше, малютка приспосабливает к ним свой кистевой захват, учится манипулировать предметами, перекладывает их из одной руки в другую.
Начиная с 6 месяцев в руки малютки вкладывают предметы неудобной формы: призмы, бруски, цилиндры, кубы. Каждый предмет рассматриваем и обыгрываем.
О любом новом предмете расскажите малышу простыми словами: „Посмотри, какая интересная коробочка! В ней что-то лежит. Послушай, как она гремит. Давай ее откроем. Сними крышечку. Вот так. Что в коробочке? Шарик! Возьми его в ручку». Примерно так.
Неизменный восторг у ребенка вызывают шкатулочки, футляры, кастрюльки. Их можно открывать, закрывать, наполнять, можно что-то прятать в них. Когда эти игры-манипуляции с домашней утварью будут освоены, можно смело давать малышу матрешку или специальные формы-вкладыши.
9. Стройка века
Строительные игры из конструктора - отдельная тема.
Малыш может вместе с вами сооружать лесенку, домик, башню, гараж. В детской начинается настоящий строительный бум.) Научившись ползать, кроха затащит на свою „стройплощадку» все, что попадется под руку. И квартира превратится в настоящий шедевр раннего детского зодчества!
10. Побуждаем
Кроха уже пробовал „зеркалить» ваши движения: высовывал язык, жмурился? Прекрасно! Ваши гримасы забавляют малыша, он и сам не прочь их повторить. Например: „Ехали мы, ехали, ехали в Орехово на лошадке вороной: цок, цок, цок, (Вы цокаете языком, а малыш пытается повторить). Остановим лошадку: тпру!» (С силой дуем, вызывая вибрацию губ.) Подобные игры очень полезны.

Развивающие игры для девочек
Начинайте обучать ребенка цветоразличению до года. Если вы будете без устали называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), уже к году малыш будет их знать. И на вашу просьбу: „Дай красный кубик!» - принесет именно его, а не синий. Цвета отрабатываются и на прогулке („Смотри, какая ЗЕЛЕНАЯ травка, какой КРАСНЫЙ жук, ЖЕЛТЫЙ цветок»).
У ребенка могут быть свои цветовые предпочтения. Попробуйте продемонстрировать одновременно две игрушки разных цветов (одна - любимого цвета). Малыш раз за разом тянется за одним и тем же цветом? Что ж, все это означает только одно: он научился различать цвета.

Развивающие игры для мальчиков
Каждое ваше словесное обращение к ребенку должно побуждать его совершать действие. Так идет освоение предметного и глагольного словаря. „Гулять пойдем?» - говорите вы. Малыш в ответ кивает головой. „Надо одеться. Где твоя шапочка? Надевай ее. А где сапожки?» и так далее. Чтобы ребенок смог понять и выполнить вашу инструкцию, повторяйте ее в течение нескольких дней.
То же самое и с играми. Каждому игровому движению, взаимодействию с игрушками и предметами малыша необходимо обучать. И сопровождать эти действия словами. Речь взрослого служит ребенку эталоном. И рано или поздно (лучше рано) ваш малыш заговорит, подражая своим любимым маме или папе.

Остались позади месяцы радостного и, вместе с тем, тревожного ожидания рождения малыша на свет. И вот наконец-то вы внесли свою драгоценную ношу в родной дом. Отныне в вашей жизни начинаются новые этапы: вам предстоит познакомить кроху с окружающим внешним миром, привить новые навыки и любовь к прекрасному.

Причем лучше приступать к своим приятным обязанностям, начиная с первых дней жизни малютки. И не стоит думать, что кроха слишком мал для занятий. Наоборот, следует помнить, что ранние впечатления играют огромную роль в формировании детского мозга. Поэтому для ребенка первых месяцев жизни не столь важно приобретение новых навыков. Гораздо важнее, чтобы он находился рядом со взрослыми, ощущая любовь родителей, а также — свою значимость для них.

Головной мозг и нервная система — «ключи» к познанию окружающего мира

Сейчас ни для кого не секрет, что малыш, находясь еще в утробе, реагирует на эмоциональное состояние матери и звуки, поступающие извне. Ведущая роль в этом механизме отводится головному мозгу и нервной системе, которые обеспечивают взаимодействие крохи с окружающими как внутриутробно, так и сразу после рождения. При этом головной мозг воспринимает сигналы, поступающие извне и анализирует — формируются четкие связи, оказывающие влияние на развитие малыша.

И если какая-то связь используется часто, она становится постоянной и устойчивой. Между тем, когда связь редко или совсем не применятся, шансы на сохранение у нее невелики.

К примеру, когда кроха с самого рождения слышит вокруг речь, с большей вероятностью он быстрее научится говорить. Тогда как если с ребенком ранних лет мало говорили, редко или не читали для него, скорее всего, ему трудно будет овладеть навыком речи.

Поэтому для того, чтобы головной мозг превратился в мыслительный и эмоциональный орган, необходимо давать ему «пищу» — яркие впечатления и положительные эмоции.

Имеется три основных момента в обучении человека:

  • Зависимость от генетически обусловленных способностей и воспитания (стимулирование обучения, поощрение и забота).
  • Особенности мозга детей первых лет жизни: из любого опыта и правильного обучения они извлекают большую пользу.
  • Процесс приобретения новых знаний продолжается всю человеческую жизнь.

Однако в стремлении дать ребенку самое лучше, как и в любом другом деле, важно не переусердствовать. И самый лучший способ — наблюдать за крохой, чтобы определить его предпочтения. Поэтому окружите свое чадо заботой, родительским вниманием и лаской.

При этом помните, что малыш ощущает потребность в исследовании, которое необходимо поощрять разговором, улыбкой, физическим контактом (например, поглаживанием или поцелуями), пением и так далее. Иначе кроха быстро потеряет интерес и желание познавать неизведанное.

Итак, давайте знакомить малютку с окружающим миром, полным новых ощущений и интересных занятий.

Игры для грудничков в возрасте от 0 до 3 месяцев

Помогают заложить «фундамент» для дальнейшего развития и получения новых навыков, чтобы малыш, повзрослев, жил в гармонии с самим собой и стал полноценным членом общества.

Развивайте слух

Варианты игр

  • Вначале возле ребенка позвените небольшим бубенчиком (несильно), затем — колокольчиком побольше.
  • Перенесите «уроки музыки» на кухню: продемонстрируйте какой звук при постукивании ложкой (несильно) издает хрустальный стакан, а какой — кастрюля. Только не переусердствуйте, иначе напугаете кроху. А вообще, кухня — любимое место большинства детей. Ведь там столько всего интересного!
  • Пойте песни как колыбельные, так и веселые. Удивительно, но уже в месячном или полуторамесячном возрасте большинство здоровых малышей по-разному реагируют на звуки музыки: при веселой начинают «танцевать» (махать ручками и ножками), при грустной затихают.

Игра с погремушкой

  • Возле ребенка тихонько потрясите погремушкой, затем — чуть сильнее. При этом можно напевать любую песню (например, «Топ, топ, топает малыш»).
  • Увидев, что ребенок обратил внимание на погремушку, повернув голову на звук, медленно перенесите ее немного в другу сторону. Затем повторите движение и песенку.
  • Когда кроха станет немного старше, вкладывайте ему в руку погремушку, приучая самостоятельно извлекать из нее звук.

Детям в раннем возрасте нравится петь, поэтому несколько повзрослев, малыш попытаться имитировать звуки, которые он слышал ранее.

Интересный факт

В былые времена плачущих младенцев вносили в курятник, а куры, заслышав орущего «пришельца», начинали кудахтать и хлопать крыльями. Как ни странно, но квохтанье утешало даже самый безутешный плач.

Конечно, кудахтать над своим чадом вы, скорее всего, не станете. Однако попробуйте применить альтернативу: вместе с ним послушайте негромкий и монотонный звук (например, шум работающей стиральной машинки).

Приучайте реагировать кроху на свое имя

  • Когда малыш находится в кроватке, подойдите с одной стороны и позовите его по имени. Продолжайте звать, пока малютка не начнет поворачивать голову либо глаза в вашу сторону для поиска источника звука. Повторяйте занятия, обойдя кроватку, с другой стороны.
  • Во время массажа или гигиенических процедур нежно разговаривайте с малышом, называя его по имени.

Помогайте малютке осознать собственное тело

Причем, эти игры также и укрепляют связь между вами и малышом.

Игра с «Ветерком»

Возьмите в свои руки ладошки малыша, и нежно подуйте на них, приговаривая нараспев: «это твои ладошки», а затем поцелуйте их. Точно также знакомьте ребенка с другими частями тела: ручками, ножками, шеей и так далее.

Игра «Баю-баюшки-баю»

Качая ребенка на руках, приговаривайте: «Баю-баюшки-баю, я тебя люблю». Произнося слово «тебя», целуйте часть тельца: носик, шею, щечки и так далее.

Приобщайте к прекрасному

Музыкальные вкусы у нас формируются по мере взросления, причем у всех они разные: одни, к примеру, предпочитает электронный стиль, другие — классический.

Однако в младенческом возрасте малышам лучше слушать негромкую и успокаивающую музыку, поскольку именно такие звуки кроха слышит, находясь в утробе у матери.

Прекрасно подойдут колыбельные песни или инструментальная музыка. Причем подбирайте музыкальные произведения, в которых мелодия повторяется — укрепление связи между головным мозгом крохи и окружающим миром.

Формируйте зрение, внимание и способность следить за предметами

В этом возрасте для младенца привлекательно человеческое лицо, поэтому над кроваткой можете повесить забавную рожицу или фотографии членов семьи.

Однако самое любимое — мамино лицо. Поэтому, когда держите кроху на руках либо гуляете с ним, проявите свои актерские способности и погримасничайте: стройте смешные рожицы, открывайте или закрывайте глаза, издавайте губами различные звуки и так далее.

И не забывайте, что малютка — маленький повторяшка. Поэтому спустя немного времени, он начнет вам подражать.

Игры с предметами

Для этих целей лучше выбрать яркие и однотонные игрушки, поскольку крохе легче сфокусировать на них взгляд. При этом постарайтесь, чтобы игрушки не загромождали пространство вокруг ребенка.

Несмотря на изобилие игрушек разных форм и расцветок, неваляшка продолжает пользоваться успехом. У нее имеются явные преимущества: выразительное лицо и яркий насыщенный цвет, издает негромкий и мелодичный звук. То есть развивает как слух, так и зрение.

Чтобы заинтересовать младенца нужно совсем немного: качнуть игрушку рядом с ним. Когда кроха немного повзрослеет, привяжите к неваляшке ленточку и постепенно учите малютку пользоваться игрушкой. И это не просто забава. Такая игра развивает у ребенка способность прослеживать причинно-следственные связи между действием и результатом.

Также прекрасно для малыша в этом возрасте подойдут мобили и небольшие музыкальные игрушки.

Развивайте осязание (способность ощущать прикосновения)

Поскольку это поможет крохе познать окружающий мир и себя:

  • Потрите о ладошки малютки различные виды тканей. К примеру, для таких целей прекрасно подойдет атлас, шерсть или махровая ткань. При этом четко называйте вещь или предмет, который даете ребенку потрогать (например, блуза или халат).
  • Давайте своему ребенку слышать различные запахи: апельсина, цветов и так далее. Однако соблюдайте осторожность, поскольку запахи могут вызвать аллергические реакции.

Укрепляйте ручки и ножки

Игра для ручек

  • В ладошку крохи вложите свой указательный палец. Как правило, малыш сразу хватается за него — естественная реакция всех новорожденных (врожденный рефлекс, который по мере взросления исчезает).
  • Каждый раз, когда малютка захватывает ваш палец, хвалите его. Например, произнося такие слова: «Какая ты у меня сильная/сильный (имя)».

Причем такая игра для ручек способствует двигательному развитию ребенка, улучшает внимание и формирует способность следить за предметами. Кроме того, она развивает мелкую моторику рук, которая важна для формирования речи.

Игра для ножек

«Велосипед»

  • Положите кроху на спинку, затем двигайте его ножки подобно движениям во время езды на велосипеде.
  • Играя, можете напевать песенку на тему езды. Например, «Мы едем, едем, едем в далекие края».
  • Либо рассказывать стишок:

«Крути, крути педальки быстрей, быстрей, быстрей.

Чудесная прогулка, нам вместе веселей».

Невербальное общение — передача информации без помощи речи

Каждый из нас во взрослой жизни хотя бы раз задает себе вопрос: как относится ко мне объект моего обожания, партнер по бизнесу или коллега по работе? В большинстве случаев, мы находим ответ на него внутри самих себя. Иногда он нас радует. Однако бывает и так, что он разочаровывает, поэтому не хотим верить в свои выводы, терзаясь сомнениями. Ну а когда все-таки все точки над «и» расставляются, сетуем, что не прислушались к своей интуиции раньше.

На самом деле мы делаем вывод неосознанно, анализируя поведение своего партнера: его жесты, мимику, позы и так далее. То есть мы понимаем его эмоциональное состояние на «языке тела» — невербальное общение.

Точно так же и малыш на уровне подсознания ощущает, как относятся к нему окружающие.

Поэтому передавайте крохе различными способами, что вы его любите. Тогда он почувствует себя в безопасности.

Невербальные игры

  • Во время проведения гигиенических процедур, переодевания либо выполнения двигательных упражнений тихо произносите (можно напевать) простые слова: прижимаю и целую, я тебя люблю. При этом нежно целуйте носик, пальчики, ладошки, подтверждая свои слова действием.
  • Мама — самый близкий человек для ребенка, поскольку его существование зависит от вас. Ведь именно вам он посылает сигнал SOS в виде плача или кряхтения, когда появляется «опасность»: голод, жажда, боль и так далее. Поэтому, увидев ваше лицо, кроха оживляется и радуется. Так не лишайте его такого удовольствия.

Один из вариантов игры

Близко наклонитесь к малышу, и пропойте ему песенку либо нежно произнесите:

«Привет, привет, я так тебя люблю

Привет, привет, потрогать тебя могу

Привет, привет, потрогать маленький носик

Привет, привет, поцеловать твой маленький носик».

Причем, стишок можно повторять, а произнося последнюю строчку, называть другие части лица: губы, веки, глаза.

На заметку маме: все должно быть в меру

  • Чтобы укрепить связи головного мозга малыша с окружающим миром, необходимо сюжет игр повторять по несколько раз. И лишь затем переходить к другой увлекательной для малыша игре.
  • Внимательно следите за малюткой во время занятий, если увидите, что он устал, хочет спать, пить или кушать, прервите игру. Лучше вернуться к ней позднее либо на следующий день.
  • «Повторение — мать учения». И эту истину, пожалуй, оспорить трудно. Поэтому играйте с малышом каждый день закрепляя знания, полученные ранее.
  • За любое достижение всегда хвалите малютку. Поскольку, привыкнув к одобрительному восклицанию и словам, кроха с нетерпением будет ждать повторения. Ну а в следующий раз игра будет куда увлекательнее.
  • Не старайтесь привить определений навык раньше, чем ребенок сможет его усвоить согласно возрасту.

Поэтому, чтобы проще ориентироваться, прочитайте статью на нашем портале как развивается ребенок до года. .

Игры для развития слуха, зрения и осязания подготавливают ребенка к разговорной речи.

врач-ординатор детского отделения

Все девять месяцев в ожидании ребенка вы в большей степени материально готовились к его появлению: покупали крошечные ползунки и распашонки, кроватку и балдахин, и много чего другого, необходимого для ухода за малышом. И вот у вас на руках долгожданный комочек счастья, которому нужна ваша любовь и забота. Малышу, прежде всего, нужны ваши нежные руки и любящий взгляд. Все манипуляции, которые вы проделываете день за днем, надо превратить в игру – от этого будет польза и малышу, и вам, ведь игра – это способ уйти будничной рутины. Прежде, чем перечислить и описать игрушки и игры, в которые можно и нужно играть с ребенком, хочу рассказать, зачем это надо делать.

Зачем надо играть с ребенком

Почему ребенку недостаточно того, чтобы его кормили, поили, мыли и укладывали спать. Почему малыш все время голоден для любви (раскрою секрет: дети растут от любви).

Если перестать разговаривать с ребенком, молча и бездушно выполняя «обязанности по воспитанию»,
Если стараться побыстрее положить его в кроватку, чтобы «не приучить к рукам»,
Если игнорировать плачь малыша и с первых дней заниматься сомнительной дрессурой, ребенком неизбежно овладеет синдром тяжелей физической и психической отсталости, а именно – госпитализм.

Малыш заболевает, если ему не хватает общения с родителями: физического и эмоционального контакта. В результате начинается замедляться развитие (в особенности умение ходить), ребенок плохо прибавляет в весе и мало растет. Тормозится развитие также и нервной высшей деятельности мозга. Зайдите в любой Дом малютки, где на попечении государства живут детки с рождения до трех лет (потом их переселяют в детские дома). Новорожденные лежат по боксам, с ними, конечно, общаются медсестры: но детей много, а женщин мало, всех на руках не поносишь. Впоследствии, прекрасная игровая, занятия, замечательные санитарно-гигиенические условия и полноценное питание, - все это все равно не компенсирует бедность детей на эмоции, речь и мышление воспитанников более ограниченны, по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье. Все чаще госпитализм фиксируют и в неблагополучных семьях, где мамины объятия и улыбка являются дефицитом.

Так что, не думайте, что ваши разговоры с малышом ему не нужны, мол, он все равно ничего не понимает. Играя с ребенком, вы насыщаете его головку знаниями о мире, в который он пришел. Игра – это практика развития и большая школа жизни для малышей. Это правило, о котором уже давным-давно писал мой любимый американский педагог, детский психолог Аллан Фромм в своей книге «Азбука для родителей», цитрую: «Точно так же как взрослый человек должен работать, ребенку необходимо играть. Для него игра - то же самое, что работа для взрослых людей. И то, и другое в равной мере – плодотворны. Ошибочно думать будто игра - это только способ занять детей, чтобы он не мешали нам. И дело не только в необходимости как-то протянуть время, пока они подрастут. Игра сама по себе и полезна и продуктивна. Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете».

Какими должны быть игрушки у грудничка

Игрушки должны быть сделаны из материалов, которые останутся безопасными для малыша, даже если они попадут ему в рот (а это обязательно произойдет). А именно: качественный пластик, дерево, резина.

Игрушка не должна разваливаться спустя день-два игр, она должны быть прочной.

Если детскую комнату психологи рекомендуют оформлять в пастельных тонах, то игрушки, наоборот, должны, как говорится, «цеплять» взгляд. Хорошо, если первые игрушки вашего малыша будут основных (не смешанных) цветов: синий, желтый, красный, зеленый. Так устроен орган зрения ребенка, что именно их он первыми начинает различать.

Мобиль над головой, другие подвески, погремушка в руке: не стоит усердствовать в презентации сразу всех игрушек. Малыш от этого только перевозбудится, пользы от такого развлечения будет немного, а даже наоборот. Показываем две-три игрушки, новые демонстрируем только через четыре-пять дней. Малышу они уже неинтересны. Спустя опять же пять дней снова можно вытащить из сундука погремушки, показанные первыми. Они будут восприняты на «ура», как новые. Это правило, кстати, действует и для намного более старших детей. Не обязательно постоянно покупать игрушки, чтобы было, чем занять ребенка, достаточно разделить игрушки на две части и прятать на время с глаз долой, чтобы они вновь стали милыми сердцу малыша.

Немного отвлеклась, да ладно. Итак, для чего служат игрушки ребенку до первого дня рождения? Во-первых, малыш с их помощью развивает зрение, слух и получает тактильные ощущения. Во-вторых, благодаря игрушкам ребенок оттачивает движения рук и ног, развивает координацию. В-третьих, познает, что такое форма, цвет, размер. Конечно, у малыша при виде мяча, не будет проноситься в голове: «круглый», нет, но если ребенку мимолетно сообщать эти дополнительные сведения обо всех предметах, которые есть в доме, на улице и т.д., то к годику вы будете отличать квадратный кубик от круглого мячика.

Итак, какие игрушки нужны грудничкам?

От рождения до 3 месяцев
  • Традиционно родители дарят своему ребенку погремушку. Их может быть много. Они выполняют задачу привлечения внимания ребенка. Сначала мама тихонько потряхивает игрушкой в 15-20 см от лица ребенка, малыш пробует сфокусировать на ней взгляд, и с каждым разом это у него получается все лучше и лучше. Вскоре ребенок сам сможет схватить погремушку и обязательно попробовать ее на вкус. Хорошо, если в вашей коллекции будут погремушки контрастных цветов. Также годится все безопасное без мелких деталей, что можно сжимать и хватать.
  • Разноцветный – электронный или заводной мобиль. Надо прикрепить его к краю кровати и завести механизм: мобиль начнет движение и зазвучит музыка. В первые месяцы жизни малыша мобиль очень даже занимает ребенка, у мамы появляется возможность передохнуть в то время, как кроха смотрит за крутящимися игрушками и слушает приятную мелодию. Так развивается слух и зрение.
  • Даже новорожденному можно будет интересен воздушный шар, наполненный гелием (он прекрасно парит в воздухе). Если в семье есть старший ребенок, поручите эту миссию ему. Так вы убьете сразу двух зайцев: первенец почувствует свою значимость, ведь ему дали возможность сделать что-то для своего братика или сестренки, а младший получит лучшего друга на всю жизнь. Так, после того, как старший ребенок вдоволь наиграется и продемонстрирует все возможности шарика, привяжите его к ручке малыша. Сначала ребенок не сможет установить связь между своим движением и полетом шарика надо головой. Знание и умение манипулировать этим предметом обязательно придет, но немного позже.
  • Пока малыш не способен различать полутона и светотени, а занять его все-таки надо, в такой ситуации на помощь придет обыкновенная рожица, нарисованная лично вами обыкновенным черным фломастером. Тут не важны ваши художественные способности: главное, чтобы у лица были все черты, присущие нормальному человеку. То бишь: глаза, нос, рот. Малышу будет очень интересно рассматривать картинку, почти так же, как ваши дорогие черты. Подобный эффект имеют другие черно-белые картинки.
  • К трем месяцам малыш не просто реагирует на любые звуки, он активно ищет его источник. В это время вам очень пригодятся музыкальные игрушки: дудочки, пищалки, погремушки, колокольчики. Разговаривайте с ребенком всегда и везде: он живо интересуется не только, о чем вы там ему рассказываете, ему важна интонация, любые переходы от тихого до громкого звука. Комментируйте абсолютно все: машина едет, фен жужжит, собачка лает, телефон звонит и т.д.
  • Неваляшка, конечно, еще подождет, пока малыш ее сможет лично попробовать свалить, но, все же, ее тоже вполне можно запустить в мир ребенка. Просто раскручивайте и пытайтесь опрокинуть неваляшку до тех пор, пока это действие не надоест ребенку. Игрушка обнаруживает в ребенке желание познавать все больше и больше, также неваляшка способствует развитию зрения.
  • Очень практичную и простую игрушку вы можете сделать сами. Купите толстую, широкую резинку для волос, хорошенько пришейте к ней маленький колокольчик – все, готово. Теперь одевайте ребенку эту игрушку попеременно на оба запястья руки. Малыш будет подергивать ручками, в это время колокольчик будет звенеть: забава та еще, всем малышам нравится! Формирует координацию движений, умение сосредотачиваться на звуке.
  • У вас обязательно должны быть игрушки, выполненные из материалов различных фактур: мягкие, шершавые, скользкие и.т.д. Можно просто вкладывать ребенку в ручку кусочки разных тканей. Так у ребенка вы будете развивать тактильную чувствительность. Ощупывая поверхность различных материалов, малыш на другом уровне познает окружающий мир. Можно пошутить: наденьте на ножку ребенка носочек. Кроха обязательно потянется за ним, сначала будет пытаться снять его, а когда это получится – обязательно засунет в рот (поэтому игрушки, и все, что вы даете ребенку, надо постоянно мыть).
  • В три месяца малыш уже умеет внимательно следить за предметом. Покажите ему маленькое представление. Прямо на краю кроватки пусть с вашей помощью туда-сюда побегает какая-нибудь зверушка: зайчик или медвежонок, это неважно. Ребенок будет непременно следить за перемещением мохнатого товарища и наверняка наградит вас гулюканьем.
  • Развивающие коврики украсят будни вашего малыша. А заодно выработают у ребенка правильное отношение к кровати, где он только спит, а не играет. Таким образом, кроватка будет у него ассоциироваться со сном и отдыхом, а вот развивающий коврик – с бодрствованием и игрой. Игрушки, подвешенные на дугах коврика, настолько интересны, что могут заменить многие экземпляры, продающие отдельно и по гораздо более высокой цене. Коврик снабжен и безопасным зеркальцем, в которое малышу будет весьма интересно посмотреть на себя. Игрушки выполнены из различных материалов, в них вставлены «шуршалки» и «трещалки». Развивающий коврик будет развивать вашего ребенка незаметно и комфортно для него. Пригодится до 1 годика.

От 4 до 6 месяцев

  • Ближе к четырем месяцам детей многих начинают беспокоить прорезающиеся зубки, поэтому в коллекции игрушек должен появиться прорезыватель. Обычно их выполняют в форме различных зверей, птиц или рыбок, поэтому прорезыватель вполне можно считать еще и игрушкой. Она специально сделана так, чтобы ее можно было удобно сосать, жевать, даже грызть.
  • Мобиль не теряет своей актуальности, только вот в период от трех до шести месяцев детки становятся намного сильнее, чем прежде. Поэтому внимательно проверяйте, насколько надежно прикреплен мобиль перед тем, как запустить его для ребенка. Малыш уже спокойно дотягивается до подвешенных игрушек, поэтому плохо закрепленный мобиль грозит упасть при любом резком движении ребенка.
  • Небольшой мягкий кубик или мячик, такой, чтобы ребенок спокойно мог его захватить ладонью. Было бы вообще замечательно, если внутри игрушки будет бубенец. Тогда помимо зрительно-моторной координации, вы разовьете в своем ребенке еще и слух. Ближе к шести месяцам вы можете посадить ребенка к себе на колени и дать возможность ему уронить мячик или кубик на пол. «Бах, упал!- в тот самый день вы совершите революцию в голове у ребенка. В ближайшее время (даже если вы сами не показывали, как падают предметы), выбрасывание игрушек из кровати станет самым любимым развлечением. Это вытворяют дети всех поколений. Это же так весело!
  • В предыдущие три месяца вы уже показывали малышу, как играет дудочка, как свистит свисток, теперь, когда ребенок хорошо держит головку и может не менее десяти минут пролежать на животе, можно показать ему небольшое пианино, которое работает на батарейках. Малыш с удовольствием будет нажимать клавиши, извлекая новые звуки.
  • Никогда не устаревают и всегда актуальны обычные бусы с крупными бусинками. Их можно трясти, ощупывать, хватать, совершенствуя при этом координацию движений и получать новые тактильные ощущения. Было бы неплохо, если бусы будут сделаны из дерева, все-таки природные материал предпочтительнее пластмассы.

От 7 до 9 месяцев

  • В этом возрасте дети уже умеют сидеть, границы их возможностей расширяются. Теперь можно предложить ребенку деревянный молоточек с колышками, которые нужно забивать. Конечно, все действия вы сначала продемонстрируете сами, ребенок потихоньку будет повторять и вскоре тоже начнет попадать по игрушечным «гвоздикам». Благодаря такой работе у ребенка укрепятся мышцы рук, успешно будет развиваться моторно-зрительная координация.
  • Вот и настало время выбрасывать игрушки из кроватки, параллельно с этим хулиганством развивается мелкая моторика, слух, зрение, познавательные способности.
  • Самое время, если вы еще до сих пор не приобрели, купить малышу мягкие книжки. Пусть их будет несколько и сделаны они будут из разных материалов. Такие книжки можно при желании сделать и самим. Книги могут быть тканевые и сделанные из пластика. Они удобны во всем: если испачкаются, то быстро и легко моются, их можно жевать и не бояться испортить. С ними можно даже купаться. Научите малыша переворачивать странички, обязательно называйте, кто и что нарисовано в книге. Обычно все дети с интересом вглядываются в красочные, яркие картинки. В библиотечке вашего ребенка должны быть и обычные книги, но лучше всего, если они будут выполнены из толстого ламинированного картона. Так они прослужат дольше, и, быть может, доживут до рождения следующего вашего ребенка.
  • Ежедневные купания превратят в праздник специальные игрушки, предназначенные для игр в воде. Кораблики, уточки с утятами, губки в виде зверушек, заводные рыбки, которые надо ловить сачком и.т.д. Игрушки лучше всего давать ребенку всегда, когда он принимает ванну. Ведь это для вас гигиеническая процедура перед отходом ко сну, а для ребенка - это долгожданный праздник в конце дня, прекрасное развлечение и способ снять усталость и напряжение.
  • Игровые центры сочетают в себе несколько различных игрушек: телефон, крутящиеся шарики, движущиеся фигурки и много чего другого.
  • Удовольствие не из дешевых, но весьма увлекательно для ребенка.

От 9 до 12 месяцев

  • Пирамидку можно было приобрести и пораньше, но в 9 месяцев она должны быть уже непременно. Обязательно обратите внимание на то, как она сделана. Жизненный опыт показывает, что самая лучшая пирамидка сделана со стационарным основанием, в которое вставлен и хорошо закреплено стержень (вообще не вынимается), на который ребенок будет одевать колечки. Можно приобрести две такие пирамидки: одну деревянную, другую мягкую, кольца которой сделаны из ткани. Моторно-зрительная координация, мелкая моторика, последовательность действий, изучение цветов, - все это с успехом десятилетия подряд развивает в ребенке пирамидка.
  • Игрушки-вкладыши. Бывают в форме стаканчиков, они вкладываются один в другой, а также могут быть использованы для построения настоящей башни. Игрушки-вкладыши развивают познавательный интерес, мелкую моторику (что важно для развития речи) и, кончено, координацию движений.
  • Обычные кубики, деревянные или пластмассовые. На них могут быть нанесены цифры или буквы, впоследствии по ним можно будет изучать алфавит или счет. А пока вы будете строить, а малыш с удовольствием разрушать. А скоро он составит маленькую башенку из двух кубиков, так в вашем доме начнется эра великого строительства.
  • Игрушка Матрешка может заменить собой и куклу, и игрушку-вкладыш. Изобретенная в 19 веке, она стала народной любимицей, особенно среди детей. Состоит из двух частей, внутри каждой Матрешки находится еще одна, поменьше. Число кукол от шести до бесконечности, все зависит от высоты Матрешки. На примере этой игрушки ребенок учится понимать размер (маленькая, большая), форму, цвета, развивается речь, логика.
  • Деревянные или пластмассовые поверхности, в которых проделаны отверстия различной формы, к этим логическим игрушкам прилагаются вкладыши, подходящие по форме к отверстиям. Квадратные кубики могут пролезть только в квадратные отверстия, круглые предметы – только в круглые.
  • Игрушки-каталки снабжены колесиками и длинной ручкой. Пригодится и машина-каталка. Обратите внимание: колеса должны быть большими. Машины с маленькими колесами двигаются с трудом, ребенок нервничает, психует. Так что, лучше не продешевить и купить такую машину, которая не будет пылиться или вызывать отрицательные эмоции, а только радовать ребенка и развивать у него координацию движений. Такие машины будут интересны не только мальчикам, но и девочкам (что подтверждает пример моей дочери).
  • Потихоньку знакомьте ребенка со всеми спортивными игрушками. Хорошо, если у вас в доме есть хотя бы маленькая шведская стенка. Дети обожают залазить куда угодно и где угодно. Пусть развивают мышцы рук, координацию движений и растут здоровенькими!
  • Металлофон, синтезатор на батарейках, барабан, дудочки – развивают слух и моторно-зрительную координацию.
  • Научиться предсказывать движение предметов, развить зрение и познавательные способности поможет желоб или игровой центр, в которых по спиралевидным проволочкам вниз скатывается шарик.
  • Прыгающая лягушка, убегающая под кровать мышка – заводные игрушки никогда не надоедят малышам и способны осушить самые горькие слезки.
  • Обычная или тряпичная кукла небольшого размера с крупными чертами лица должна быть не только у девочки, но и у мальчика. Ребенок должен уметь позаботиться о кукле: покормить ее, покачать, уложить спать. Так начинается воспитание в будущем мужчине хорошего отца. На куклах хорошо обучать ребенка, как называются части тела, лица, элементы одежды.

Пальчиковые игры, а также русские народные потешки и прибаутки

Начать развивать речь ребенка можно сразу же после того, как выписали из роддома. В этом вопросе рано не бывает, бывает только поздно. Речь ребенка тесно связана с развитием его руки, специалисты называют это мелкой моторикой. Когда мы развиваем тонкое движение пальчиков, мы напрямую влияем на ту область мозга, которая отвечает за появление слогов, а потом и слов, и предложений в речи ребенка. Пока малыш не может кончиками пальцев брать бусинки или мять пластилин, мы должны активизировать необходимые зоны сами. Делать это очень просто, и опять в форме игры! Кормите малыша грудью, тихонько потрите, помассируйте кончики пальчиков ребенка, разотрите их. Как только малыш подрастет, вы можете начать играть с ним в так называемые пальчиковые игры. В них с детьми играли наши предки славяне и зафиксированы они в дошедших до нас детских потешках «Сорока белобока», «Коза рогатая», «Ладушки». Вот пример одной, называется «Семья», попеременно надо загибать и массировать пальчики от большого до мизинца: «Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик мама, этот пальчик мама, это пальчик Вероника (имя ребенка)».

Еще будучи беременной вы даже представить себе не могли, что сможете на ходу придумывать свои колыбельные и так нежно относиться к своему ребенку. Любовь матери, умиление, которое вызывает в ней малыш, передает народная мудрость, вложенная в потешки, прибаутки и пестушки. В старину малышу пестовали, то есть лелеяли. Вот проснулась детка, а мама уже рядышком, сидит и приговаривает:
«Потягунюшки,
Потягунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходюнюшки,
А в ручки = хватунюшки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок!»

Погладили ребенка, расправили ему ручки, ножки, согнули-разогнули, после гимнастики нужно умыться самой и не забыть про кроху:
«Водичка, водичка, умой (имя ребенка) личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!»

Покушал малыш, отдохнул, можно ему еще один стишок рассказать:
В светлом теремочке
«Выросла (имя девочки)
Люди ее любят,
Все ее голубят».

Как играть с новорожденным ребенком

Квартира, в которой вы живете, обычна и привычна для вас, а для вашего малыша – это удивительный, непознанный мир. Узнавать, что это висит на стене и тикает – это увлекательная игра. Можно с самого рождения заранее составить маршрут вашей экскурсии по квартире, и проводить прогулку каждый день не меняя последовательность пунктов. Вот висит зеркало, скажите ему «привет», покажите, где находитесь вы, а где малыш.

Баловаться светом любят абсолютно все дети. Слезы высыхают мгновенно, как только рука ребенка оказывается на выключателе.

Для особых дней, когда у ребенка будет плохое настроение, надо приготовить волшебную коробку. Конечно, это вполне обычная коробка из-под обуви, например, но внутри нее будут богатства, как в вашем детстве. Положите туда маленький мячик, емкость из-под крема, ненужные в доме предметы, но вполне подходящие для исследования маленьким человечком. Как только наступи день «Ч», извлеките коробку и дайте ее ребенку. Он моментально успокоится и будет с энтузиазмом вытаскивать все новые и новые неизведанные предметы.

И закончить столь пространную статью хочу цитатой из любимого мною Фромма: «Ни одна игрушка, взятая в отдельности, не принесет той воспитательной пользы, о которой сообщается на ее упаковке. Это могут сделать только все игрушки сообща. Только все вместе они помогут ребенку с пользой проводить время. Кроме того, смысл игрушек не только в том, чтобы развивать у детей наблюдательность, внимание и прочие полезные качества. Игрушки еще должны просто развлекать, и не мешайте им делать это».

Посредством игры происходит развитие новорожденного – играя, малыш познает мир, получает первые навыки общения сначала с родителями, а потом со сверстниками. Во время развивающих игр у младенцев тренируется мелкая моторика и двигательные навыки, развивается интеллект, внимание и память. Родителям важно знать, как правильно играть с новорожденным ребенком, чтобы помочь его правильному развитию.

Детские игры с новорожденными малышами

Этап общения с ребенком через игры наступает в период с 3-х до 6-ти месяцев. К этому времени он уже вовсю гулит, активно пытается ползать и садиться. Поэтому ему можно предложить новые игры, которые продолжат его гармоничное развитие. В этом возрасте малыш пытается все ухватить, тренируя моторику и координацию движений. В первое время он хватает все предметы, располагая все пальцы кисти на одной стороне, но со временем большой палец он начинает противопоставлять остальным. В ходе игры с новорожденным, для того чтобы захват всегда был правильным, следует как можно больше давать ему хватать и снабдить необходимыми предметами, удобными для хватания.

Для первых игр новорожденного подойдут погремушки с достаточно тонкой ручкой, деревянные ложки, небольшие баночки, в которые можно положить какой-нибудь наполнитель. При этом баночки должны быть надежно закрыты, чтобы ребенок ненароком не проглотил их содержимое. Среди малышей этого возраста пользуются огромной популярностью запаянные прозрачные пакеты, в которых продают фасованные крупы и макароны. Малыш может долго наблюдать, как движутся внутри макаронины при потряхивании пакета. Аналогичный интерес вызовет прозрачная пластиковая бутылка, в которую налито некоторое количество воды или насыпаны та же крупа или мелкие предметы.

Во время игр с новорожденным малышом, делайте так, чтобы малыш умел хватать предметвы любого положения: лежа на животе и на спине, сидя на руках у родителей. Не нужно препятствовать тому, что ребенок тянет в рот схваченный предмет, ведь это один из способов узнать свойства этого предмета. Необходимо только внимательно следить, чтобы он не пробовал на вкус предметы небольшого размера, которые легко проглотить, с острыми краями или мелкими деталями, которые могут отломиться во рту. На этом этапе малышу для развития мелкой моторики пальцев рук надо давать рвать бумагу, но ни в коем случае не газету, так как свинец, входящий в состав типографской краски, вреден для здоровья ребенка. В этом возрасте дети очень любят совершать экскурсии по квартире на материнских руках, когда она показывает и называет предметы мебели, интерьера. Особенной популярностью пользуются экскурсии на кухню.

Если малыш увидит зеркало, то, скорее всего очень им заинтересуется. Ему нравится следить за своей мимикой и движениями, улыбаться и видеть в зеркале ответную улыбку.

Развивающие игры для младенцев 4-9 месяцев

В возрасте 4-5 месяцев малыш уже пробует ползать, поэтому большое внимание следует уделить развитию этого способа передвижения. Малыша надо регулярно выкладывать на животик. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок во время ползания опирался на ладошки, а не на сжатые кулачки. Следует также учить его переворачиваться со спины на живот и наоборот.

К 7 месяцам ребенок хорошо переворачивается со спины на живот и с живота на спину, уверенно хватает погремушки и пытается перекладывать их из одной руки в другую.

В 8 месяцев малыш полностью освоил ползание и уже старается вставать на ножки, держась за опору. Если его поддерживать под мышки, он будет пытаться переступать ножками.

В 9 месяцев он уже много времени проводит, бодрствуя, занимается со своими игрушками, собирая и перекладывая их.

В этот период жизни малыша, т. е. с 4-ти до 9-ти месяцев, можно предложить ему новые игры, направленные на его развитие. В первую очередь это должны быть игры для новорожденных, развивающие мелкую моторику рук, которые одновременно тренируют и развивают речевые центры головного мозга ребенка. Если вы знаете, как играть с младенцем, не ленитесь целенаправленно заниматься развитием мелкой моторики, ваш ребенок начнет разговаривать раньше и внятнее своих сверстников. Для этой цели почти универсальной развивающей игрой для грудничков является обычная пластмассовая пирамидка, состоящая из колечек разной величины, нанизывающихся на стержень. Давать ее ребенку можно уже с полугода, но в этом возрасте он сможет только снимать колечки со стержня, а взрослому придется снова и снова надевать их. Причем в ходе игры с новорожденным ребенком рекомендуется надевать колечки правильно, от большего к меньшему, чтобы малыш приучался к порядку и усваивал закономерность.

Позже малыша надо учить листать странички книги, сначала картонной, а через некоторое время и обычной. Нужно следить и обращать внимание ребенка на то, чтобы он перелистывал странички по одной. Как ещё играть с грудничком, чтобы развивать его мелкую моторику? Многие родители замечают, что детям этого возраста очень нравится играть с застежками-молниями и застежками на липучке. Эти развлечения также тренируют мелкую моторику, только нужно следить за тем, чтобы пальчики малыша не попали в молнию.

Со временем малыши проявляют все больший интерес к тому, что творится на кухне. Поэтому матери могут брать с собой ребенка и на кухню, например в коляске, и заниматься своими делами. А для него наверняка найдется какая-нибудь интересная вещь. Детей все еще занимают прозрачные бутылки, наполненные водой или крупой, пластмассовые ложки и другая одноразовая посуда. Ребенок может учиться складывать пирамидки из пластиковых стаканчиков, греметь самодельными погремушками из баночек, наполненных различным содержимым. Хорошей детской игрой для новорожденных являются «дочки-матери», когда нужно понарошку варить «кашу» и «кормить» игрушки. Он с удовольствием повторяет все, что делает мама на кухне: «размешивает» еду, «раскладывает» ее по тарелкам и пытается впихнуть ее в рот куклам и игрушечным зверушкам.

Когда он активно пытается ползать, лучше всего выделять время для того, чтобы тренировать навык ползания. Лучшим местом для этого является пол, конечно, чистый, застеленный ковром и сверху одеялом, по которому малыш и должен передвигаться. Следует убедиться в отсутствии сквозняков. Для того чтобы стимулировать малыша к ползанию, можно положить его любимую игрушку на некотором расстоянии от него, и для того чтобы ее взять, ему придется проползти.

Или привязать к игрушке ленточку, и каждый раз, когда ребенок приближается к игрушке, потихоньку отодвигать ее. Но надо обязательно дать малышу схватить вожделенную игрушку - его законную добычу.

Через некоторое время можно разложить на одеяле несколько игрушек на определенном расстоянии и предложить малышу переползать от одной к другой.

На видео «Игры с новорожденным» показано, какие первые развивающие занятия можно проводить с грудничками:

Развивающие занимательные игры с грудничками

Как ещё играть с новорожденным, достигшим полугодовалого возраста? Очень полезно играть в прятки. Вначале на виду у ребенка надо спрятать игрушку, прикрыв ее, например, пеленкой, но так, чтобы часть оставалась видна, и попросить его найти, чтобы он понял правила игры. Потом нужно усложнить задачу и спрятать эту игрушку, когда ребенок не видит, но чтобы она по-прежнему оставалась частично видна. Малыш должен постараться найти ее, хотя с первого раза это может не получиться.

Такая игры с младенцем тренирует память ребенка, способность создать образ невидимого предмета. Потом мама может спрятаться и сама, когда ребенок отвернулся, а потом позвать его. Если малыш не смог сразу найти маму, надо выглянуть и позвать его снова. Он будет очень рад, что мама нашлась. Конечно, малышу хочется не только постоянно искать игрушки и родителей, но и спрятаться самому, да так, чтобы его не сразу нашли. Не отказывайте ему в этом удовольствии. Так ребенок будет чувствовать себя любимым и нужным.

В 9 месяцев малыш обычно уже хорошо ползает и пытается стоять, не держась за опору. Еще немного, и он сделает свой первый самостоятельный шаг. А пока он активно «ходит» по квартире, поддерживаемый за обе руки.

В 10-11 месяцев ребенок уже ходит, держась за одну руку, достаточно уверенно. Примерно в это же время малыш произносит свои первые осмысленные слова.

Новые развивающие игры с грудничками направлены на укрепление этих навыков.

Когда малыш активно учится ходить, очень полезно подниматься и спускаться по склонам и ступенькам.Обычно подъем дается малышу легче, поэтому с него и нужно начинать. Постепенно ребенка следует приучать переступать через небольшие препятствия - ветки, лужицы. Когда у малыша, получается, выполнять эти задания, даже не совсем правильно, его обязательно надо хвалить. Ведь он уже не только реагирует на ласковую интонацию, но и понимает смысл сказанных слов.

Когда малыш научится хорошо координировать свои движения игры с новорожденными младенцами должны быть направлены на развитие у них чувства ритма.

Для этого можно прохлопывать с ним ладошками или простукивать песенки и стишки.

Дети в этом возрасте просто обожают исследовать различные банки и коробки - картонные, пластиковые, с закрывающимися или завинчивающимися крышками, разных цветов и размеров. Можно положить в какую-нибудь коробочку игрушку или карандаш, закрыть и отдать малышу. Он будет слышать звук и знать, что внутри что-то есть. Постепенно он догадается, как открыть крышку, чтобы увидеть, что же там гремит. Эти игры способствуют развитию у младенцев мелкой моторики и в какой-то мере логического мышления, ведь надо еще догадаться, как открыть коробку.

Во время купания можно запустить в ванну несколько мячиков или «водоплавающих» игрушек и предложить малышу схватить их. В воде игрушки становятся скользкими, и взять их в руки не так-то просто.

В этом возрасте малышу уже можно покупать первые книжки. Пусть текста в них будет немного, гораздо больше его привлекают большие и красочные картинки, изображения Разных зверей и предметов.

Важно, чтобы они как можно больше соответствовали действительности. Вместе с малышом надо листать книжки и четко называть то, что изображено на картинке. Если это зверь, то можно показать, как он «разговаривает» (кошка - «мяу-мяу», коровка - «му-му»). Скоро ребенок начнет повторять и усвоит, что и как называется. Имеется еще множество развивающих игр грудничков, их можно придумать и самим. Регулярные занятия, проводимые вместе с малышом весело и интересно, разовьют его физически и интеллектуально и укрепят эмоциональные связи в семье.

Статья прочитана 2 177 раз(a).

В какие игры можно играть с новорожденным? Как играть с новорожденным. Мы предлагаем вам игры для новорожденных. Эти игры способствуют развитию общей моторики, развивают навыки общения ребенка, развивают рецепторы рук и зрительные реакции ребёнка.

Новорожденный младенец еще много спит, периоды бодрствования незначительны, но все равно старайтесь находить время для того, чтобы поиграть с крохой.

Не следует бояться брать ребенка на руки из-за боязни избаловать его. Если вы берете малыша, то самым надежным способом воздействуете на него, устраняете дискомфорт, заменив его естественным комфортом, что обеспечивает безопасность и создает условия для развития. Ребенка рекомендуется перекладывать с одного места на другое для смены обстановки, что также создает условия для познания окружающего мира.

❧ В этот период любое побуждение извне дает мощный толчок к развитию.

Игра «Мои ручки, мои ножки»

Цель игры: возможность определения тела как своего, развитие общей моторики, навыков общения.

: стол, покрытый теплой пеленкой.

Ход игры: малыш лежит на спине, мама или папа берут его ладошки и осторожно хлопают ими, приговаривая:

Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки.

На окно поставили,

Остывать заставили.

Как остынут, поедим,

И воробушкам дадим.

Воробушки сели,

Оладушки съели.

Шу-у-у... улетели...

Совет родителям. Температура комнаты, где проводится игра, должна быть комфортной для ребенка: 25 °С.

Растирая стопы ног, мама или папа напевают или приговаривают:

Как у нас ли журавель,

Как у нас ли молодой,

На политочке сидел,

Лапоточки плел:

И себе, и жене,

Ребятишкам по лаптишкам,

А девчонкам По чулчонкам.

Игра: «Ходьба на месте (игра калифорнийских мам)»

История возникновения игры. Несколько мам из Калифорнии (США) в 1984 г. приняли участие в эксперименте доктора Хьюга, который предложил в качестве игры применить «шаговый» рефлекс младенца. Каково было удивление женщин, когда они увидели, что малыши «топают» на месте, а в развитии опережают сверстников.

Цель игры: развитие моторики ребенка, стимулирование зон стопы, развитие анализаторов

Стол с постеленной на него пеленкой (первые дни пеленка должна быть мягкой, приятной, в дальнейшем можно применять мех, грубую шерсть, надувной матрац).

Ход игры : мама или папа берет малыша под мышки и ставит на поверхность стола, ребенок начинает «шагать», при этом можно подбадривать малыша или прочитать небольшое стихотворение (варианты можно найти в главе «Бабушкин сундук»):

Гоп, гоп, гули, гоп,

Сели сыночку на лоб (доченьке, Оленьке (имя ребенка)).

Крылышками хлоп, хлоп!

Сыночек ножкой топ, топ.

Игра «Весело поплаваем»

Цель игры: развитие ощущения собственного тела, окружающей среды, анализаторов.

Необходимые материалы и наглядные пособия: ванночка для купания, ковшик, яркие игрушки. Рекомендации: игру проводить во время купания. Ход игры: мама или папа с большой осторожностью опускают малыша в приготовленную ванну, приговаривая ласковым голосом:

С гуся вода,

С лебедя вода,

А с моего дитятки

Вся худоба —

На пустой лес,

На большую воду,

Под гнилую колоду.

Советы родителям . Если в приготовленную ванну вы опустите локти и это не вызовет у вас неприятных ощущений, значит, ванна приготовлена правильно.

Родители осторожно поливают ребенка из ковша, показывают, как плавают игрушки, как они купаются, умеют плавать и нырять.

Пойду бобром —

По воде плавком,

Трижды окунусь,

Да не захлебнусь.

После купания можно голову малыша наклонить то в одну, то в другую сторону, при этом приговаривая:

Мышка, мышка, вылей воду

На дубовую колоду.

Игра «Я или не я»

Цель игры: развитие ощущения тела, моторики ребенка, чувственных анализаторов.

Необходимые материалы и наглядные пособия: стол, покрытый теплой пеленкой.

Ход игры: ребенка нужно распеленать (если родители используют пеленки), легко прикасаясь, поглаживая его (чтобы расправил ручки и ножки), тихим голосом пропеть или проговорить:

Тяги, тяги, потягушеньки,

На сыночка (дочку) порастушеньки,

Ты расти здоровым во все времечко,

Как пшеничное семечко.

В дальнейшем дайте малышу свободно подвигать руками и ногами, переверните его на животик, на один бок, потом на другой; проделайте это несколько раз, приговаривая:

Ах, ты, моя девочка,

Ласковая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

Ой, ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек.

Игра «Червячок» (или ползаем на Животе)

Цель игры: укрепление мышц брюшного пресса, мышц спины, ног, активизация рецепторов стоп, анализаторов.

Необходимые материалы и наглядные пособия : стол с постеленной на столе пеленкой, яркая игрушка.

Рекомендации: игру проводить до еды. Ход игры: малыша укладывают на живот, игрушку ставят перед малышом на небольшом расстоянии. Необходимо подождать, чтобы малыш освоился, лежа на животе, при этом необходимо сделать «потягушеньки», погладить ребенка по спине от головы до пяточек. Если малышу поставить руки как опору к ножкам, то он будет от них отталкиваться и продвигаться вперед. Мама или папа вновь подставляют руки в качестве опоры, так ребенок продвигается вперед к игрушке. При этом можно приговаривать:

Потихонечку ползу

По шесточку,

Деткам пряники несу

По мосточку.

Шесток упал,

Под мост попал,

Я прянички собирал,

Да, собачку (игрушку, которую поставили перед ребенком) нашел.

Когда малыш «приползает» к игрушке, Вы обязательно называете, что за игрушку он нашел. Необходимо первое время играть с одним и тем же предметом, чтобы ребенок узнавал его.

Совет родителям. Игры, которые предусматривают двигательную активность, необходимо проводить до кормления.

Игра «С удовольствием едим»

Цель игры : развитие навыков общения, развитие анализаторов.

Ход игры: перед кормлением побеседуйте с ребенком, причем общение должно исходить как от мамы, так и от папы. Разговаривайте с малышом, улыбайтесь, можете прочитать ему потешку, можно взять ладошки малыша в руки и, слегка массируя их, приговаривать:

Гойда, гойда, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Стали гули говорить,

Чем Ванюшу (имя ребенка) накормить.

Один скажет — кашкою,

Другой — простоквашкою,

Третий скажет — молочком.

Мы его послушаем,

Молоко все скушаем.

После этого папа приносит малыша маме на кормление.

Игра «Цепкие ручки»

Цель игры : развитие мышечной силы плечевого пояса, рецепторов рук.

Ход игры.

1-й вариант. Малыша кладут на спину, мама или папа подносят к рукам ребенка указательные пальцы, ребенок обхватывает их своими ручками. Как правило, малыш будет пытаться подтягиваться. Осторожно зафиксируйте его ручки, чтобы они не расцепились и кроха не ударился. С течением времени ребенок может переходить в положение сидя. Во время игры вы можете приговаривать:

Тяни холсты —

На покроичку.

Тяни холсты —

На рубашечку.

Тяни-потягивай,

Поперек покладывай.

Плот тяни, ребята, смело,

Чтоб работушка кипела!

Посмелее, не робейте,

Своей силы не жалейте!

Мы, ребята, не робеем,

Своей силы не жалеем!

2-й вариант: с течением времени мышцы плечевого пояса укрепятся, цепкость кистей рук будет такова, что будет возможным переносить ребенка из кровати на стол и обратно. Рекомендовано выполнять это игровое упражнение 1 раз в день, в дальнейшем — несколько раз в день. Малышу будет радостно перелетать с одного места на другое. При этом можно приговаривать:

Три, четыре,

Зацепились,

Подхватили,




Самое обсуждаемое
Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников
Детская ортопедическая обувь Twiki Детская ортопедическая обувь Twiki
Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих


top