Воспитание детей-погодок: возможные трудности и явные преимущества. Магазин умный ребенок

Воспитание детей-погодок: возможные трудности и явные преимущества. Магазин умный ребенок

Воспитание и обучение погодок − сложный и интересный процесс, который имеет больше плюсов по сравнению с обучением и воспитанием детей разного возраста. Особенно это ощущается, когда разница превышает 5 лет. Дети с разницей до 2-х лет проходят кризисные периоды вместе, что позволяет родителям решать одновременно все проблемы. Среди наиболее выделяющихся положительных сторон одновременного взросления можно выделить:

  • Схожий режим. После исполнения 1 года младшему ребенку режим дня у обоих детей становится очень похожим, что позволяет планировать занятия и прогулки для обоих отпрысков с наибольшей пользой. Когда разница больше, настолько синхронизировать малышей не получится, разница в развитии будет требовать от родителей подстраивать режимы и искать компромиссы чаще, чем с детьми-погодками;
  • Одинаковые учреждения образования. Часто дети посещают один детский сад, идут в один класс, кружки, что уменьшает количество задач для решения родителями. Нужно посетить одно родительское собрание, а не два, один утренник или мероприятие, оплата, покупка канцелярии и других необходимых предметов идет по общему для обоих детей списку. Когда малыши подрастут, они смогут вдвоем возвращаться из школы и родителям будет спокойнее;
  • Скорость развития младшего ребенка. Младший, наблюдая за старшим, быстрее усваивает необходимые навыки, стремится подражать и достигать успеха. Изучая мир на пару, дети быстрее усваивают принципы общения, варианты разрешения конфликтов;
  • Опыт мамы. Она уже имеет достаточно опыта, чтобы ухаживать за вторым ребенком быстрее и качественнее. Она может предугадать возможные нюансы и держится более уверенно;
  • Эгоизм и ревность. Дети погодки меньше, чем малыши с большей разницей, ревнуют маму и проявляют эгоизм, так как уже с маленького возраста привыкают, что рядом есть кто-то, с чьим мнением нужно считаться;
  • Особенности обучения. В семьях, где растут погодки, обучение проходит легче: младший, наблюдая за старшим, приобщается к занятиям, запоминает материал, развивается на равных со старшим;
  • Адаптация. Дети из семей, где есть погодки, быстрее адаптируются в социуме. Чаще всего малыши попадают в одну группу в садике или даже один класс в школе, что позволяет им преодолевать трудности привыкания к новым обстоятельствам при поддержке друг друга;
  • Друг и коллега в играх. Малыши-погодки, подрастая, находят общие занятия и могут занимать друг друга. Часто крохи с небольшой разницей в возрасте предпочитают вместе читать, писать, рисовать, освобождая время маме и быстрее развиваясь;
  • Экономия. Если дети одного пола, то многие вещи, которые носит старший могут сразу переходить младшему, то же касается предметов ухода. Подрастая, дети могут меняться вещами, подбирая желаемый образ. Но этот плюс действует только в случае посещения разных классов, в обратной ситуации, это может стать проблемой;
  • Овладение навыками самообслуживания. Дети-погодки быстрее проявляют самостоятельность. Старший вынужден быстрее становиться старше, а младший тянется, видя пример;
  • Обучение в школе. Часто погодки попадают в один класс, что позволяет создавать дух соперничества и конкуренции. Эта ситуация плодотворно влияет на обучение и развитие. Если родители не давят, не сравнивают успехи малышей, здоровая конкуренция не имеет негативной окраски и подстегивает обоих достигать лучших результатов;
  • Свободное время для мамы. При правильно организованном режиме дня после достижения младшим ребенком 1,5 лет, свободного времени станет больше, благодаря совместным играм детей. Они смогут занимать друг друга и самостоятельно находить веселые и интересные занятия, если взрослые подскажут варианты.

Недостатки одновременного воспитания и обучения погодок

Не все так гладко при обучении погодок, в разные периоды могут проявляться разнообразные нежелательные последствия. Чаще всего отмечаются:

  • Сложности обучения при несвоевременном походе в школу. Иногда, когда погодки попадают в один класс, у одного из детей могут возникнуть сложности из-за несоответствия его развития программе. Если старший идет на год позже, то ему может быть скучно, он может перерасти интересы одноклассников. Отдавая младшего в школу на год раньше, не оценив уровень готовности к школьной программе, можно получить кроху, который не справляется с предложенной нагрузкой, из-за чего проявляет нежелание учиться или формирует комплекс неполноценности. Чтобы избежать таких ситуаций, нужно тщательно взвешивать все за и против одновременного поступления в школу;
  • Неуемная любознательность. Обучение и воспитание погодок усложняется их огромной жаждой познания. Один ребенок все время изучает пространство и стремится везде дотянуться, долезть, что может приводить маму в стрессовое состояние. Когда в доме двое детей небольшого возраста, бдительность со стороны родителей должна быть удвоена, ведь старший может помогать младшему добираться в запрещенные места, подбивать на неразумные поступки;
  • Конфликты. Дети погодки при всей своей дружности, пока дорастут до осмысленного возраста, часто могут не только спорить, но и драться, кусаться и пытаться отобрать друг у друга игрушки. На помощь родителям приходит терпение, постоянное спокойное объяснение, равное отношение к обоим детям;
  • Нездоровая конкуренция. При неравномерном распределении времени между детьми, сравнении их способностей и достижений возможно проявление жесткой борьбы за внимание и любовь родителей. Дети могут проявлять агрессию, злорадство, стараться подставлять друг друга под наказание, что не способствует формированию теплых взаимоотношений;
  • Необходимость помощи со стороны. Воспитание двух детей с маленькой разницей в возрасте требует постоянного обращения за помощью к другим людям, что не всегда удобно и легко сделать. Хорошо, если бабушки и дедушки уже не работают и живут недалеко, они могут помочь со старшим ребенком на первом этапе, в обратной ситуации, на плечи мамы ложится серьезная ответственность и нагрузка;
  • Одинаковые игрушки и равенство в покупках. Часто для избежания конфликта родителям приходится покупать одинаковые игрушки, вещи, предметы творчества.

Большинство негативных проявлений легко преодолеваются изменениями в поведении взрослых по отношению к погодкам. Тщательный анализ поступков, отношений между детьми поможет родителям не только исправить нежелательные последствия, но и предотвратить возможные действия.

Особенности воспитания детей-погодок

Когда в семье двое детей с разницей до 2 лет, маме приходится крутиться и искать варианты, как обучать и развивать малышей в соответствии с их потребностями, уделять достаточное количество времени, при этом самой не стать «взмыленной» лошадкой. Мы собрали популярные секреты организации быта и обучения погодок, которые помогут вам решить вопрос воспитания и обучения детей.

С рождения младшего до года

Первый период организации обучения двух детей начинается с рождения младшего ребенка и длится до достижения им 1 года. Это самый сложный в организационном плане отрезок времени, который требует от мамы немало усилий для нормализации процесса, его полноценности. Основной проблемой является необходимость большое количество времени уделять второму ребенку, при этом старший требует не меньшего внимания. Часто, чувствуя новизну своего положения, первенец проявляет нервозность, капризность, ведет себя необычно, требуя возврата прежнего стопроцентного внимания к себе.

Как поступить в такой ситуации, чтобы младший не плакал, а старший не чувствовал себя заброшенным? Есть несколько нехитрых приемов, применение которых точно вам поможет.

График

Главным спасением для мамы погодок на первом этапе становится четкий график для обоих детей. Если подготавливать старшего еще во время беременности к определенному ритму жизни, проделать то же с младшим, все необходимые дела можно выполнять во время сна младшего ребенка или во время самостоятельных занятий старшего ребенка, используя слинг для развлечения крохи. Хорошо объединять прогулку со старшим и отдых младшего. Читая книги или рассматривая различный обучающий материал, держать младшего на руках или уложить рядом на специальном коврике. Старший ребенок находится в возрасте, когда очень важен дневной сон, если совместить графики и уложить обоих малышей спать днем, то можно полежать и отдохнуть самой.

Отучение старшего от бутылочки и соски

Отдельный вопрос, который позволяет облегчить жизнь маме с двумя детьми младше 2 лет – использование сосок и бутылочек. Для нормализации этого процесса опытные мамы рекомендуют приучать первенца к кружке, отучать от соски еще до года. Малыш сам будет с интересом осваивать новые предметы, а вам не придется бороться с попытками отобрать желаемую соску или бутылочку.

Для приучения первенца к кружке желательно использовать пластиковый вариант яркой расцветки, привлекающей малыша. Можно предложить ему самостоятельно выбрать себе предмет для питья, тарелку для еды. Делать это желательно до появления младшего ребенка и сказать малышу, как вы гордитесь его новым умением, как рады, что он уже такой большой, может пить из кружки и есть наравне с родителями. Ощущение собственной важности и умелости придаст малышу смелости, уверенности в собственных силах, простимулирует желание развиваться.

Меры безопасности

Отдельно стоит обратить внимание на обеспечение безопасности для обоих детей. При этом нужно учитывать возрастающие возможности первенца и несмышленость младшего. Подготовка квартиры к пребыванию в ней двоих детей-погодок условно делится на два направления:

С момента, когда в вашей жизни появится второй ребенок, нужно стараться как можно больше внимания уделять старшему крохе. Он еще очень сильно нуждается в маме, поэтому необходимо предоставить ему достаточное количество времени. В период, пока младший бодрствует, можно использовать слинг, читать старшему книжку, играть с ним, собирать конструктор и много разговаривать. Ваше внимание к его занятиям, интересам на этом этапе очень важно, оно позволяет чувствовать вашу любовь. Когда младший ребенок спит, не бойтесь его разбудить, ваш голос успокаивает и убаюкивает, поэтому смело в спокойной манере говорите со старшим ребенком.

Не забывайте рассказать первенцу о вашей любви. Психологи утверждают, что в день каждый ребенок должен слышать не менее 7-8 раз о любви родителей, чтобы чувствовать это.

Если младший капризничает, его тревожат колики, зубы или что-то другое, то не стоит на этот период забывать о старшем ребенке. Пересмотрите ваши совместные занятия и сделайте упор на их качестве, а не количестве. Не стоит говорить первенцу «отстань», «займись чем-нибудь», «понимаешь, что я занята». Малыш еще не поймет ваших слов о загруженности или необходимости постоянно заботиться о младшем, а слова, которые не предлагают конкретного занятия или обладают агрессивной окраской, могут глубоко ранить малыша. Нужно стараться сохранять спокойствие, быть добродушной и внимательной не только к проблемам крохи, но и чувствам старшего ребенка. Не получив вашего внимания, первенец ощутит свою ненужность, заброшенность, что повлияет на темпы его развития.

Период с рождения второго ребенка до того момента, когда он пойдет и сможет активно изучать окружающее пространство, самый сложный в жизни мамы погодок. Младший ребенок требует очень много времени, как и старший, и достаточно сложно организовать день, чтобы удовлетворить каждого из них. Вас должно подбадривать, что этот период продлится недолго и скоро все станет намного легче, дети смогут играть между собой, а вы вздохнуть с облегчением.

От 1 до 3 лет

После того, как младший ребенок пойдет, все станет потихоньку налаживаться, обретет упорядоченность и стабильность. Старшему станет интересно наблюдать за младшим. Где-то к возрасту полутора лет второго ребенка у малышей появятся общие занятия и игры. Наблюдая за старшим, второй будет легче осваивать необходимые навыки, стремиться повторять за ним.

В определенный период вам может показаться, что у вас не погодки, а близнецы или двойняшки, так они будут схожи в своих повадках, но за этим кроется опасность. Если у вас дети с небольшой разницей в возрасте, не стоит забывать, что она есть. Не сравнивайте возможности и достижения, не показывайте, что кто-то из них лучше или хуже. Основной секрет воспитания и обучения погодок – равенство. Дух здорового соперничества появляется там, где дети видят равное отношение к себе, чувствуют свою важность для родителей и понимают, что никого из них не выделяют.

Отдельно во второй период взросления погодок нужно подумать над вопросом личного пространства. Каждый ребенок, как и взрослый, нуждается в собственном уголке, где будут располагаться его вещи, можно проводить свободное время и заниматься любимым делом. Если для младшего это еще не настолько актуально, то старший малыш уже нуждается в этом. Необходимо не только его организовать, но и следить, чтобы младший старался не нарушать границ.

Старший ребенок все больше требует разнообразных занятий, знаний и рассказов обо всех окружающих предметах. После достижения им 2 лет можно задуматься про организацию учебного места и занятий, на которых вы будете обучать его разнообразным навыкам, рисованию. Хорошо, если рядом будет место, в котором удобно сможет разместиться младший ребенок (стульчик, пуфик). На время занятий хорошо предложить младшему делать что-то похожее на действие старшего. Если вы будете рисовать, то подготовьте два листочка, на одном покажите первенцу технику, а на другом дайте возможность младшему рисовать другим карандашом или мелком. Читая старшему, обязательно берите с собой младшего, давайте ему возможность рассмотреть вместе с вами картинки, потыкать в книгу пальчиком.

После года организация обучения и воспитания погодок строится по принципу одновременных занятий, график сна и бодрствования практически одинаковый, что позволяет планировать развивающие занятия, прогулки и совместные игры для обоих малышей.

Третий период взросления погодок (от 3 до 7 лет)

Приблизительно в три года ребенок начинает проявлять активный интерес к обучению, поэтому, когда старшему ребенку придет время обучаться, необходимо предложить ему максимум. Но не забывайте про младшего. Объясняя новый материал, показывая интересные картинки или давая задания, привлекайте младшего отпрыска. Он обязательно заинтересуется и будет запоминать новую информацию. Обучение в тандеме будет стимулировать старшего показать свою сообразительность, превосходство в возможностях над младшим, последующее обучение старшим ребенком младшего.

Единственное, чего стоит опасаться при одновременном обучении погодок – сравнение разновозрастных детей. Никогда не говорите о разнице в достижениях погодок, они разные, у них неодинаковые возможности и условия. Даже, если младший проявляет большие способности, никогда не ставьте его в пример старшему. Не нужно пытаться сравнивать скорость освоения определенных навыков по возрасту. Дети-погодки отличаются друг от друга, они разные люди и у каждого из них свой путь познания мира.

Занимаясь совместным обучением детей, нельзя давать им полностью одинаковые задания без ориентации на их возраст. Так вы можете не рассчитать, дать старшему слишком легкое задание, которое вызовет у него скуку или предложите младшему слишком сложное задание, он может не справиться и подумать о своей неспособности. Оптимальным будет готовить схожие задания, которые отличаются между собой сложностью.

Кружки и секции

После трех лет для многих родителей важным является вопрос развития ребенка при помощи кружков, секций. Когда в семье растут погодки, не стоит сразу отдавать обоих на одно направление. Это должно быть непосредственно желание самого ребенка. Если крохе не нравится или он не хочет посещать ту же секцию, что и брат или сестра, не стоит настаивать. Лучше поинтересоваться, какое направление ему нравится. Дети с небольшой разницей в возрасте, имея схожие интересы, являются разными людьми, и, если один хорошо рисует, не значит, что и второй будет в восторге от такого занятия.

Еще один вопрос, волнующий мам детей-погодок, организация посещения большого количества кружков и синхронизация графиков детей с разными интересами. Когда каждый из малышей посещает по 2–3 кружка, их жизнь становится похожей на бесконечное передвижение между разными секциями, ожиданием окончания занятия у брата или сестры, вечную гонку за временем, в попытке все успеть. В погоне за разнообразными знаниями, которые предлагают развивающие школы и клубы, мамы часто забывают о необходимости свободного времени детей, проводимого за простой игрой. Если очень хочется посещать развивающие занятия, то оптимально ограничиться одним кружком для каждого ребенка, а оставшееся время посвятить домашнему обучению и игре.

О чем еще нужно знать, воспитывая погодок

Круг общения

Круг общения детей может быть разным. Дети-погодки легко находят общий язык с другими детьми, но они не являются копией друг друга и то, что нравится и подходит одному, может причинять дискомфорт другому. Стоит внимательно отнестись к потребностям маленького человека и постараться предоставить ему необходимые условия. Нужно стараться искать не единый подход к обоим детям, а индивидуальный, чтобы помочь им. Если по каким-то причинам компания одного ребенка не нравится другому, нужно помочь ему обзавестись собственными товарищами.

Часто один из погодок более сильный духом. Именно он становится движущей силой в развитии обоих, при чем это не всегда старший ребенок. Родителям важно помочь более слабому в тандеме найти собственное предназначение, увлечения, путь развития. Не оставляйте все на самотек, малыш подрастет, и, если он до этого все время слепо следовал за другим ребенком, будет иметь сложности с выбором, который всегда за него делали. Разговаривайте не только с обоими детьми, но и находите время на беседы по душам с каждым из погодок наедине.

Споры и компромисс

Отдельным вопросом в воспитании детей-погодок является научение их поиску компромиссов в конфликтной ситуации. Не стоит однобоко обучать старшего всегда уступать младшему, вопреки собственным желаниям. Каждая ситуация требует тщательного рассмотрения на предмет справедливости. В некоторых случаях необходимо проявлять внимание к потребностям старшего, предлагая младшему уступить.

Дети дошкольного возраста обладают обостренным чувством справедливости, и, если они ее не ощущают по отношению к себе, у них формируются различные комплексы: от ощущения ненужности и неважности для родителей до острых форм агрессии по отношению к обидчику. В конфликтной ситуации, если вы не были непосредственным свидетелем начала спора или не знаете, в чем заключается причина разногласий, не стоит сразу обвинять и наказывать того, кто совершает неправильное действие. Есть вероятность, что это происходит, как следствие действий с другой стороны. Если вы накажете одного, а другой выйдет сухим из воды, то наказанный воспримет ситуацию как несправедливую, может затаить злобу, а истинный виновник конфликта воспримет свое поведение нормальным и при удобном случае будет оповещать вас о неправильных действиях брата или сестры, опуская свою роль, как нормальное поведение.

Борьба с жалобами друг на друга в семьях с детьми одного возраста − острый вопрос, неоднозначно воспринимаемый родителями. Имея ребенка ябеду, легко контролировать ситуацию, но это может негативно сказаться на взаимоотношениях между детьми. Стоит пытаться бороться с таким поведением и учить защищать друг друга, желать добра и стараться помогать словом и делом.

Сопереживание

Немаловажно, наряду со здоровой конкуренцией, обучать детей умению восхищаться достижениями брата или сестры, видеть прекрасное в их поступках, творениях, научить, как подбодрить в сложной ситуации. Дети-погодки вырастут друзьями, если будут видеть в брате или сестре не только конкурента, но и близкого человека, которому можно довериться и рассказать о своих успехах. Это поможет преодолеть множество сложных жизненных ситуаций, которые ждут впереди. Если дети умеют радоваться успехам друг друга, стремятся понять и помочь, им будет проще проходить рука об руку сложности подросткового периода, невзгоды взрослой жизни.

Безопасность

Обучая погодок, не стоит забывать про уроки безопасности. Когда мама выходит гулять с двумя детьми старше 3 лет на улицу, хорошо, если они знают, как себя вести, слушаются ее команд. Лучшим вариантом будет, если наряду с мамиными уроками, обучением правилам безопасности займутся и другие родственники, которые подскажут крохам, что нужно держаться недалеко от мамы, слушаться ее беспрекословно, исполнять правила дорожного движения. Так дети поймут, что мамины уроки обязательная истина, которую подтверждают все окружающие, будут стараться слушаться и вести себя правильно.

Воспитание детей с небольшой разницей в возрасте – процесс постоянного анализа ситуации, стремление научить и воспитать исходя из возраста и способностей, желание донести важность добрых взаимоотношений. Все эти усилия оправданы и позволяют вырастить добрых друзей и верных товарищей из малышей-погодок!

это дети с минимальной разницей в возрасте, до 3-х лет.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители детей-погодок , связаны с их агрессией, направленной друг на друга, порой с желанием уничтожить сиблинга, ревностью к матери, соперничеством погодок друг с другом, для того, чтобы быть лучшим и любимым для матери, желанием отобрать игрушку у брата или сестры, которой тот заинтересовался, трудностями дисциплины (дети легко заводят друг друга).
1.АГРЕССИЯ. У ребёнка в утробе матери общие с ней физические и психолог ические границы. При рождении общность физических границ нарушается, а вот единые психолог ические границы ребёнка и матери сохраняются до 3-х лет. Приблизительно в 3 года происходит психолог ическое рождение ребёнка, его отделение от матери, хотя первые шаги к своему «Я» малыш делает только, начиная ходить, родители при этом испытывают явные трудности в воспитании своего чада.
Если у малыша рождается братик или сестрёнка до его трёхлетия, то в его единое с мамой психолог ическое пространство, общий с ней мир входит третий, и он оказывается для него лишним. Поэтому маленькие дети очень часто пытаются нанести повреждения своему сиблингу, поколачивают его. Родителям приходится не терять бдительности, чтобы не случилось беды. Перейдя границу трёхлетия, ребёнок продолжает сохранять негативное отношение к своему сиблингу и часто обижает его, толкает, щипает, бьёт беззащитного малыша. Подрастая младший начинает обижать старшего, отыгрываясь за прошлое. Агрессия может достигать таких размеров, что часто единственным выходом из сложившейся ситуации становится разлучение детей .
2.РЕВНОСТЬ. Следующая проблема, с которой могут столкнуться родители погодок
это сильная ревность со стороны детей по отношению к матери. Изначально старший ребёнок был возможно единственным в семье, его опекали, обожали, уделяли максимум внимания. И вот мама забеременела, будучи компетентной матерью она конечно же пытается всё своё время посвящать малышу, но он чувствует, что мама беспокоится ещё о ком-то. Рождается младший ребёнок и происходит ДЕТРОНИЗАЦИЯ старшего, буквально он скинут с трона единственного или младшего ребёнка в семье. Такое падение наносит свои психолог ические травмы и порождает ненависть к малышу, вокруг которого теперь все носятся, а иногда и к маме она же первопричина этих неприятных изменений в его жизни. Любой ценой старший ребёнок желает сбросить младшего с престола, занять своё законное место главного любимчика в семье. Пытается доказать, что он лучше или привлечь к себе внимание, часто истериками, капризами, порчей имущества, напакостничать, только чтобы быть у мамы на виду. Старший ребёнок может на прогулке, в поликлинике убегать от мамы или залезать на высокую горку, только чтобы она оставила маленького и понеслась за старшим, закатывать истерики в магазине, чтобы она уделяла ему максимум своего внимания, без конца разливать соки и молоко дома, только бы мама убирала за ним, а не за младшим.
В такой напряжённой и нервозной ситуации маме, как правило очень сложно сохранять спокойствие. Она начинает раздражаться, срываться, орать на старшего, а у последнего от такого поведения мамы обида на неё только возрастает, а ревность к сиблингу усиливается.
Мама же, прекрасно понимая, что свою заботу и любовь нужно проявлять и к старшему, разрывается между домашними делами, детьми , не дающими ничего сделать, мужем, а иногда и работой. Постепенно она начинает ощущать полное бессилие в отношении многочисленных попыток превратить этот «сумасшедший дом» в уютную обитель с тёплой семейной обстановкой, где растут «цветы жизни».
Однако после 5 лет старший ребёнок может стать гиперпослушным, ответственным, в последствии отличником и достигающим многого. Всё это, только для того, чтобы доказать, что он лучше того инфантильного самозванца, чтобы его ставили в пример младшему и мама любила его больше.
3.СОПЕРНИЧЕСТВО. Какой нормальный родитель не пытается привить своим детям любовь друг к другу, чувство родства, братства, важность поддержки и помощи друг к другу. При воспитании погодок
это сверхсложная задача в их борьбе за власть в семье, «место под солнцем», которое конечно же рядом с мамой. Заметным соперничество становится, когда младшему исполняется 3-4 года. Каждый из детей стремится быть первым во всём. Дети могут перебивать друг друга, стараясь перекричать, сказать (проорать) первее, спорить и хвастаться. А если быть первым не получается, то отказывается от дела вовсе, например, одеваться, убирать игрушки, рисовать, выполнять какие-то учебные задания. И чем больше его заставлять делать то, где он не самый успешный, тем больше негативизма появляется у малыша.
Сравнивать детей друг с другом категорически нельзя. Можно лишь отмечать достижения каждого, сравнивать со своими собственными прежними достижениями и поощрять за это.
4.ДИСЦИПЛИНА. Несмотря на соперничество, в ряде ситуаций погодки демонстрируют удивительное единство целей. Если один сильно возбуждён и разбаловался, другой заводится не на шутку. Вместе они чувствуют свою силу над родителем, которому с двумя просто не справиться. Эффективным способом угомонить их на несколько минут является изолировать друг от друга, например, развести по разным комнатам, на 3-10 мин., но не дольше.
Поведение детей-погодок часто напоминает сообщающиеся сосуды. Если с одним всё замечательно, то другого начинает клинить: он истерит, бесится, отказывается выполнить мамину просьбу или наоборот, если один дебоширит, то другой старается быть паинькой.
5.ОТБИРАНИЕ ИГРУШЕК. Стремление отобрать игрушку, которая понравилась сиблингу, может сохраняться до конца младшего школьного возраста. Дети до школы вообще склонны отбирать друг у друга игрушки, у погодок же это стремление гипертрофированно. Объяснение простое: наличие игрушки в своих руках
это подтверждение целостности личных психолог ических границ, ведь жизнь погодок это постоянное покушение на личное пространство друг друга. Кроме того, то, чего нет в руках, всегда кажется лучше.
Совершенно невозможно приобретать им разные игрушки, несмотря на то, что покупать дорогие игрушки дважды родителям психолог ически трудно.
Выход здесь только один
наличие личных, но одинаковых игрушек у детей . Это часть их приватности, уважение к их психолог ическим границам.


ОПТИМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Позаботиться о хороших взаимоотношениях своих детей нужно ещё во время беременности младшим. Старшему необходимо объяснить, что скоро ваша семья станет ещё больше, а значит и жизнь в ней интересней, родится малыш, он потребует много ухода, но, когда подрастёт, ему, старшему всегда будет с кем играть. Поведение старшего может измениться с Вашей беременностью, он может стать беспокойнее, не давать Вам продыху. В ход пойдут арттерапия на животе. Приобретите пальчиковые краски, в крайнем случае медовую акварель, и предложите старшему нарисовать на Вашем беременном круглом животе рисунок-сюрприз для маленького внутри. Объясните, что маленький всё чувствует, и от этого послания у него очень поднимется настроение. На все семейные праздники и российские торжества предлагайте рисовать рисунки для малыша внутри Вас или что-то лепить ему из пластилина, глины или теста. Объясняйте, что малыш внутри Вас всё чувствует, и очень порадуется всем этим поделкам. Поставьте работы старшего на видное место.
Так формируется бондинг. Бондинг – это незримая связь, которая устанавливается между детьми . Чем она сильнее, тем более дети близки друг к другу.


СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ

1. Не сравнивайте детей друг с другом. Замечайте успехи каждого и хвалите за них. Воспитывайте у детей гордость друг за друга.
2. Старайтесь, чтобы у детей формировалась не монопривязанность, то есть только к Вам, а множественная привязанность ко всем членам семьи. Для этого активно приобщайте родственников к общению и уходу за детьми . Берите пример с больших итальянских семей.
3. Обязательно соблюдайте режим, с первых дней жизни детей не спите с ними в одной пастели. Вводите чёткие правила и следуйте им. Это позволит создать дисциплину.
4. Если Вы наблюдаете нарушенное поведение у своих детей, прежде всего ориентируйтесь не то, чтобы их переделать, а на то, чтобы индивидуально наладить с каждым свои отношения. Ответь те себе на вопрос, чем не доволен ребёнок? Проанализируйте причины.
5. Дела, которые Вам нужно выполнять сидя, делайте пока дети спят, а активные, например уборка, готовка, когда они бодрствуют. Так они не будут Вас отвлекать.
6. С первых дней жизни младшего приучайте старшего ухаживать за ним. Обязательно высказывайте свою гордость за то, что он у Вас такой хороший помощник.
7. Не задаривайте детей игрушками, но и не обделяйте их ими. Старайтесь избегать посещение с детьми гипермаркетов и больших магазинов с игрушками – это через чур для неокрепшей детской психики. Учите детей ценить те игрушки, которые у них есть. При изобилии игрушек дети перестают их ценить совсем. Им всё больше, и больше нужны новые игрушки.
У каждого должно быть своё место для хранения игрушек, за чистоту которого он отвечает.
Приучайте делиться друг с другом всем, начиная от конфет, приучайте делиться и с другими детьми .
Покупайте детям одинаковые игрушки. Этим Вы подчёркиваете их приватность, которую у погодок и близнецов нужно усиленно уважать. Приватность
это личные интересы, дорогие сердцу вещи, чувства, которыми ребёнок не хочет делиться с другими, то, что относится к его внутреннему миру и к уникальности его стиля жизни. Приватность напрямую связана с психолог ическими границами ребёнка, которые образуются приблизительно в 3 года.
8. Будет лучше, если дети будут посещать разные кружки. Ориентироваться при выборе кружков нужно на их интересы. Помните, если в этой сфере отталкиваться от интересов детей, а не своих предпочтений, дети вырастут инициативными, а инициативность
это свойство воли.
9. Создавайте семейные традиции. Семейные традиции укрепляют семью, способствуют формированию у её членов чувства общности судьбы, единства, сплочённости на век, усиливают близость отношений, психологический комфорт в доме. Семейные традиции нельзя путать со способами проведения каникул, отпусков и выходных, например, семейной поездкой в Египет.
Пока дети маленькие семейной традицией может стать чтение им сказки на ночь. Как только младший начал сидеть в стульчике для кормления, устраивайте ежедневные ужины всей семьёй за круглым столом под абажуром без телевизора, где каждый расскажет всем свои новости за день. Обсуждать можно всё что угодно. Это очень укрепляет детско-родительские отношения и отношения между детьми в семье. Культпоходы в театр и музеи по воскресеньям всей семьёй, загородные прогулки каждую субботу. Сделать подарки своими руками на праздники, изготовить всем вместе ёлочные украшения, оформить семейный альбом, родословное дерево, и, ещё море самых разных семейных традиций. Главное, чтобы это стало незыблемыми ритуалами, которые приносят всем удовольствие. «Ничто так не зыблемо в этом мире так, как его переменчивость» гласит китайская мудрость. Семейные традиции
исключение из правил, они гарантируют стабильность, спокойствие, счастье там, где есть непреходящие ценности.
10. Делайте домашние дела вместе с детьми . Так Вы не только воспитываете в них трудолюбие, ответственность, но и улучшаете внутрисемейные отношения, смягчаете стремление конкурировать у погодок . Пришли с прогулки с собакой, разделись, помойте вместе лапы псу, расчешите его. Когда готовите, обязательно зовите детей помогать, например, можно помешать тесто для блинов или массу для запеканки, взболтать яйца для омлета. После еды дети сами должны убрать всю посуду. Они могут помочь протирать листья и поливать цветы. Во время уборки распределите обязанности, кто, что делает, включите музыку, работайте с хорошим настроением и помогайте друг к другу. Если есть дача, приобщайте детей ухаживать за огородом. Всё это сплачивает семью, укрепляет отношения, способствует трудолюбию, ответственности, воли. Так дети развиваются в разы лучше, чем в любой даже самой продвинутой «студии развития по выращиванию маленьких гениев».
11. Совместные игры. До 3-х лет ребёнка лучше не знакомить с телевизором. Позже
максимум полчаса в день, будь то мультфильмы, сказки или детские программы. А вот компьютерные гаджеты способствуют деградации детей . Что Вы можете сделать хорошего для своих малышей, так это приучать их играть вместе. Представьте им игрушки, покажите, как в них можно играть, особенно интересны ролевые игры, обучайте не драться, а самостоятельно разрешать конфликты мирным путём, угощать, всем делиться. Способствуйте тому, чтобы Ваши дети играли в командные игры, например, двенадцать палочек, казаки-разбойники, футбол, так они учатся взаимодействовать в команде и в другие дворовые игры, как например в козла, собачка, вышибала, где они учатся проигрывать. Совместные настольные игры дома всей семьёй или с друзьями в лото, домино, в кости, эрудит и т.д. также учат проигрывать и действовать, соблюдая правила. Развитые социальные навыки способствуют хорошим взаимоотношениям у сиблингов.
12. Определите семейные роли. Обозначьте, что есть младший ребёнок и старший ребёнок. Воспитывайте, ориентируясь на такое распределение ролей. Учите старшего помогать заботиться о младшем, стараться стать ему образцом для подражания, а младшего лучше приучать слушаться старшего, учиться у него. Такое распределение ролей резко снижает конкуренцию, ведь у каждого в семье появляется своё место, развивает ответственность, прививает уважение к старшим, укрепляет семью.
13. Культивируйте в детях сочувствие друг другу, формируйте у них привычку приходить друг к другу на помощь, любую вкусность делить на две части. Это значит, что, когда один из них упал, ударился, учите другого ребёнка пожалеть пострадавшего и морально поддержать его. Приучайте детей радоваться успехам друг друга как своим личным, испытывать гордость друг за друга.

Многие родители, мечтающие о детях с небольшой разницей в возрасте (один за другим), представляют, что выросшие дети будут дружить и превратятся чуть ли не в одно целое. Но очень часто реальность разрушает все ожидания: погодки в старшем возрасте не могут найти друг с другом общий язык, а иногда и вовсе прекращают общение. Каковы причины такого поведения? Как ? Выяснил «Я - Родитель».

Мы собрали заблуждения мам и пап, для того чтобы на реальных примерах показать, какие сложности могут возникнуть при воспитании погодок и как родителям вовремя предотвратить ошибки.

«После роддома мне хочется отдать все свое внимание малышу»

Мнение психолога: Период адаптации после родов действительно очень сложный, и если есть возможность обратиться за помощью к бабушкам и няням, то это самый подходящий момент! Стоит учитывать, что физические и психологические ресурсы не безграничны, поэтому в такой период для мамы необходимо вводить понятие распределения нагрузки. Если часть забот о старшем ребенке берет на себя , это действительно может дать маме сил. При этом важно проследить, чтобы старший не подумал, что младший забирает все время мамы. Желательно уделять большее количество внимания старшему ребенку, пока младший спит или в вечернее время, когда папа возвращается с работы и может помочь с младшим.

Реакция старшего ребенка на вернувшуюся из роддома маму тоже может оказаться далеко не очевидной. Вы думаете, что он соскучился и тут же бросится в объятия. Но встреча может быть и весьма холодной: старший малыш может отталкивать маму, отворачиваться, пищать и даже бить. Ему непонятно, почему мамы не было так долго, и он не может предугадать, не повторится ли такая разлука в ближайшее время, поэтому таким образом малыш пытается защитить себя от переживаний.

В этот момент нужно понимать и принимать смешанные чувства старшего ребенка по отношению к маме. При этом проговорить и свои ощущения: «Я понимаю, что тебе может быть обидно, и кажется, будто я про тебя забыла, но это не так. На время я действительно исчезла - мне пришлось ехать в больницу, чтобы вернуться к тебе с твоим родным маленьким человеком».

Если папа научился управляться с первым ребенком, то с именно он становится основным помощником. Отец может укладывать спать старшего, кормить, гулять с ним, в то время как мама занимается с младшим. Не стоит забывать и о семейных прогулках на выходных.

«Я часто срываюсь на старшего! Он ревнует меня к младшему ребенку, может ударить малыша, все время шумит и прыгает по квартире… Мои нервы не выдерживают»

Мнение психолога: Защищать маленького нужно, но не агрессивными методами по отношению к старшему. Физически наказывать нельзя. В противном случае поведение старшего только усугубится. Скорее всего, старший ребенок не запомнит ругань в столь раннем возрасте, но в подсознании останутся негативные переживания. В этот момент его чувства страха и боли начинают ассоциироваться с младшим ребенком. То есть старший думает: «Я ему что-то сделаю - и после этого получаю». При повторении подобных ситуаций в дальнейшем очень сложно выстроить дружеские, доверительные отношения между погодками. Позже, уже во взрослом возрасте, люди приходят на прием к психологу с искренним непониманием причин ненависти к своему брату или к сестре.

Для того чтобы остановить агрессивное поведение , необходимо четко, но довольно мягко и без повышенных интонаций проговорить, что делать нельзя: «Я понимаю, что ты это делаешь не для того, чтобы навредить специально. Но ты априори больше и сильнее, поэтому можешь сделать малышу плохо и больно». Чтобы ребенок услышал вас и, главное, понял, необходимо перед разговором установить зрительный контакт.

«Одежду мы покупать не будем. Зачем? Младший все носит после старшего»

Мнение психолога: В основном, это касается детей одного пола, но похожая ситуация может наблюдаться и в семьях с разнополыми детьми (например, когда они еще совсем маленькие или носят вещи из разряда «унисекс»). О чем идет речь: у погодок очень часто встречается феномен слияния, когда старший и младший не различают друг друга. Они даже не способны идентифицировать себя при ответе на некоторые вопросы («Кто разбил чашку?»). Оба будут показывать друг на друга. И не потому, что врут - они как будто неделимое целое. Разумеется, в случае с одеждой основная часть вещей будет общая, но все-таки найдите возможность приобрести собственные вещи и младшему ребенку. Эти вещи будут подчеркивать его индивидуальность (подходить под цвет глаз, настроение и пр.). При воспитании погодок необходимо акцентировать внимание не на сходствах, а на различиях.

Любопытный феномен: чем больше этих различий поддерживают мама и папа, тем мягче будут отношения между детьми. И если одному ребенку интересно заниматься музыкой и рисовать, а другой предпочитает бокс и легкую атлетику, постарайтесь услышать желания обоих малышей. Не стоит отдавать их в одну и ту же секцию или вести кого-то одного на занятия насильно. Попробуйте дать возможность детям развиваться отдельно друг от друга . Возможно, со временем они сами увлекут друг друга.

«Они пойдут вместе в школу - в один класс. Удобно будет забирать»

Мнение психолога: Действительно, такой подход экономит время и силы родителей, но если погодки ходят в одну группу в детском саду, отправляются в один класс, то это опять-таки больше напоминает близнецовую модель воспитания. Причем, если мы говорим о погодках, ориентиром в ней служит уровень развития старшего ребенка. Выходит, младшему приходится развиваться не в своем природном темпе, а так же, как старшему. Все-таки разница в возрасте есть! И чем младше дети, тем больше эта разница прослеживается.

Разумеется, воспитание погодок - это отдельная тема, в которой всегда найдется место для дополнительных вопросов, рассуждений и споров, но в целом как при воспитании погодок, так и при воспитании одного ребенка, есть одно универсальное правило: «Ошибки есть у всех родителей - и это нормально». Не нужно казнить себя за ошибки, винить - на чувство вины уходит много энергии, которую можно было бы потратить на исправление ошибок.

Вы запланировали появление еще одного малыша в семье, но не знаете, как отреагирует ваш первенец? Психологи портала Я-родитель подготовили тест для родителей дошкольников, который позволит определить, готов ли малыш к появлению брата или сестры.

Как воспитывать детей в большой семье? Как вырастить их интересными и разносторонними личностями? И самое главное - как сделать их счастливыми? В новой рубрике «КЛУБ МНОГОДЕТНЫХ» на портале «Православие и мир» опытом делится психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова. Пятое заседание посвящено теме воспитания погодков - детей с разницей в возрасте до 2 лет.

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Не секрет, что во многих семьях растут дети-погодки, т. е.дети с совсем небольшой разницей в возрасте. И когда возникает необходимость возить их на занятия, готовить их к школе, возникают определённые сложности.

Дети-погодки - это вообще особая ситуация развития. Надо сказать, что погодками считается разница не только в год, а от года до двух - они тоже растут как погодки.

Потребности таких детей близки, но не одинаковы. Для ребенка-дошкольника каждые несколько месяцев - это огромная ступень развития. А погодки находятся в такой ситуации, что как будто бы младшему почти возможно догнать старшего (с его точки зрения).

Очень часто ритм и развитие младшего ребенка обусловливается именно скоростью развития старшего: он все время тот, кто догоняет, и даже пытается перегнать. Когда старшему, а вскорости и младшему исполняется 3, начинается эра социализации, появляется возможность водить детей на занятия, и у родителей возникает вопрос: как же лучше устроить жизнь с погодками?

Мне кажется, что какой бы маленькой ни была разница, пока дети не выйдут из подросткового возраста, пока им не исполнится 16–17 лет, их не стоит объединять в занятиях. Я знаю ни одну семью, где мама из соображения удобства отдавала погодков в один класс.

Да, это экономит и силы и время, но если мы их отдаем куда-то вместе, мы их ставим в близнецовую ситуацию, и получается, что младшему нужно бежать не в своем темпе, потому что обычно близнецовая ситуация ориентируется не на уровень развития младшего ребенка, а на уровень развития старшего.

Желая объединить погодков, скорее, младшего отдадут на занятия пораньше, чем старшего попозже. И это приведет к тому, что у младшего ребенка возникнут к себе очень высокие требования. У второго из детей-погодков эти требования и так довольно высоки: он и так постоянно смотрит на старшего брата или сестру и старается быть как он. Если еще и родители, и ситуация на занятиях эту идею подкрепляют, младший может стать очень нервным и даже дойти до каких-то невротических проявлений.

Например, 3 и 4 года - колоссальная разница для тех, кто знает, что такое развитие детей. То, что у четырехлетки получается легко и быстро, у младшего получается гораздо медленнее и не так легко просто в силу особенностей созревания нервной системы. У четырехлетки уже дозрело, у трехлетки еще нет.

У четырехлетнего или пятилетнего ребенка уже миелинизированность в нервной системе большая и, соответственно, более быстрая реакция, более высокие результаты. У младшего ребенка в силу того, что еще мало миелина на нервных волокнах, реакции медленнее. И это развитие не в своем темпе накладывает серьезный отпечаток на всю жизнь, даже взрослую. Поэтому краткий ответ на вопрос: водить ли детей вместе на занятия - нет, не водить.

А дома, когда мама занимается с детьми, на кого ей стоит ориентироваться? Она выбирает книжку: выбирать книжку для старшего или для младшего, чтобы почитать сразу обоим?

В занятиях дома с детьми, когда нужно выбирать, какого уровня книжку читать, все-таки нужно выбирать две книжки. Даже год, а минимальная разница год и три, - это совсем не мало. Разные потребности: кому-то нужна «Курочка ряба» еще, а кому-то уже нужна «Красная шапочка» или «Золушка».

Мне кажется, что погодкам нужно выделять их собственный уникальный профиль: вот твой любимый цвет, вот то, во что ты любишь играть (если у одного медведи, то у другого, например, ежи).

Для погодков это особенно важно, потому что у них, как и у близнецов, может быть так называемый феномен слияния эго - что они плохо различают, где кто. Спросишь: «Кто это сделал?», - и они показывают перекрестно: «Это он», - «Нет, это он». И не потому, что они врут - они как будто слитное существо. Нужна спецификация: тебе идет клеточка, а тебе идет полосочка, ты любишь играть в рыцарей, а ты любишь играть в проволочных человечков.

Нужно не сливать их, а, наоборот, подчеркивать различия. Соответственно, если мы дадим себе немного труда, это совсем не сложно.

И важно также, чтобы младший не все донашивал за старшим, потому что это тоже приводит к слиянию. Требования разные, но при этом на младшего как-то особо «не заморачиваются»: все осталось от старшего, мы на него и наденем, ничего, что немножко выстиранное, что не очень идет (покупалось под другой цвет глаз), - ничего, сойдет.

Мне кажется, очень важно какие-то небольшие вещи понимать про каждого ребенка. Конечно же, основная одежда у вас останется. Но купите что-нибудь, что именно его, ему идет, его по стилю, подчеркнет его индивидуальность.

В плане занятий подумайте, что ему более интересно - что не было интересно вашему старшему. Тут нужно не на сходствах акцентировать внимание, а на различиях. Удивительный феномен, что чем больше мама и папа разрешают этих различий, тем мягче отношения между детьми.

Когда каждый из погодков лучше ощущает, кто он, у него становится меньше вражды, и он меньше воспринимает второго как соперника. Нет ситуации отражения: это моя тень, и я хочу от нее отклеиться. Этого все равно в отношениях погодков будет много: младший будет обезьянничать, а потом чуть позже старший будет переживать, что у младшего что-то получается лучше, и он за ним будет тянуться. Поэтому задача родителей - понять уникальность каждого и создать ему личную не только зону в доме, но и личную нишу успешности, развития.

Мне кажется, у погодков обязательно должны быть свои кроватки, и лучше, если они будут не выкатные (есть такие кровати для маленьких комнат, когда одна кровать выкатывается из-под другой ночью, а днем она закатывается). Получается как в камере.

Кровать - это зона, это место жизни, это территория обитания. Там сидят какие-то игрушки, мишки, там под подушкой можно спрятать всякие сокровища. Эта зона должна быть неприкосновенна. Это то, с чем ребенок себя ассоциирует.

Дети-дошкольники любят двухэтажные кровати. Но традиционно, пока младший еще малыш, верхний этаж достается старшему. Вот когда погодки подрастают, может быть, может иметь смыл периодически меняться, договариваться, что «до Деда Мороза ты спишь наверху (до конца декабря - до середины января), а после Деда Мороза, когда елку убираем, до лета спишь ты наверху». Но часто бывает, что одному комфортно внизу, а другому комфортно наверху. И наверху не всегда комфортно старшему. Надо подойти к этому гибко.

Очень важно, пытаясь заниматься дома с детьми, не давать им одинаковое задание, а пытаться учитывать возраст. Мама всегда ориентирована на старшего, мама заточена на потребности старшего. Если вы покупаете рабочие тетрадки, подумайте о том, что было бы интересно второму - не покупайте две одинаковые тетрадки. Есть очень простой ход, который поможет объяснить вашим погодкам, почему вы поступаете именно так. Нужно говорить: «Смотри, тебе сколько годиков (для ребенка количество лет - это магическое понятие, магическое число)?« - «Мне четыре», - «А на этой тетрадке написано: „Пять“. Это только тем, кому пять. Вот ему уже можно. Когда на следующий год тебе будет пять, мы пойдем и купим тебе точно такую же книжку».

Это не будет поводом потом для ревности. Аргументы, связанные с возрастом, ребенок воспринимает как данность. Они немножко чужаки в нашем мире, поэтому магию числа - возраст - они воспринимают с очень большим доверием и почтением.

Точно также, апеллируя к возрасту, стоит реагировать, когда младший сокрушается о своих не таких больших успехах. Например, он все-таки что-то нарисовал, или слепил, или построил - а старший построил лучше. Особенно четко эта разница видна у однополых погодков. Девочка и мальчик - всегда немножко разная сфера. А если обе девочки или оба мальчика, - конкуренция жестче, соответственно, младший попробовал, сделал, а это хуже.

Очень полезно с погодками говорить: «Тебе сейчас сколько лет? Пять? Давай посмотрим нашу папку, как рисовал наш старший Сенечка в пять лет. Видишь, как он рисовал? Но сейчас-то ему шесть с половиной. Что ты смотришь на то, как он рисует сейчас? Давай посмотрим на то, как он рисовал, когда ему было столько же, сколько тебе. И давай посмотрим, как рисуют дети твоего возраста».

Нужно ориентироваться на достижения сверстников. И, конечно, это даст перспективу роста, представления о том, что он может сделать, когда станет старше.

Но есть такое понятие - «возраст психологический». Иногда бывает, что психологический возраст отличается от календарного. Младший может оказаться более зрелым, чем старший.

Мне доводилось консультировать семьи, где младший погодок уже перерос старшего. Не в 3 или в 4 года, но в 6 или в 10 лет это вполне возможно. Он выглядит физически взрослее, физически крупнее; в подростковом возрасте у него могут даже раньше начаться процессы, связанные с созреванием. И тут уже ситуация травмирует старшего: маленькому удалось догнать и перегнать.

Если вы, родители, видите такую историю, нужно говорить вашему старшему о том, что мы все разные; рассказать детям о психологическом возрасте, апеллируя к тем примерам, которые есть в его опыте. Ведь среди нас, взрослых, тоже очень четко видны различия паспортного возраста и календарного: кто-то в 50 лет может выглядеть абсолютным дедушкой, а кто-то - вполне бодрым моложавым мужчиной. И с женщинами такая же картина.

Можно говорить о том, что есть то, сколько человеку лет, а есть то, как он себя чувствует и на сколько выглядит. Это бывает, и это не плохо. Это то же самое, что у него лучше физика, а у тебя лучше русский. Опять же - та же идея спецификации, та же идея подчеркивания различий между погодками с усилением личностных достоинств.

Как быть, если мы поняли, что у нас однополые погодки, и одно и то же занятие им было бы интересно? Нужно смотреть, какого возраста дети в группе, и выбирать этот вариант, только если наши дети находятся в возрастной серединке.

Педагоги инстинктивно любят сравнивать братьев и сестер, а это - огромный повод для развития ревности. Очень неполезно сравнивать братьев и сестер по достижениям. Очень неполезно говорить: «Ну что ж ты, Юля! У тебя вон Маша как легко научилась!».

Тем самым мы просто испортим их отношения. Дети несопоставимы - это как разные планеты, как разные народы. Они родились в одной семье, они очень тесно связаны, но они абсолютно разные. И они не могут быть одинаковые. Даже однояйцевых близнецов нельзя сравнивать, людей вообще нельзя сравнивать.

Идея сравнения людей между собой порождает очень большую вражду, в особенности при маленькой разнице между детьми. Поэтому, даже отдавая в разные группы, но к одному и тому же педагогу, стоит внимательно проконтролировать, а не станет ли он их сравнивать, и, по возможности, предупредить, если с педагогом есть контакт, если педагог вменяем, если у него есть силы, чтобы с родителями общаться.

И если кто-то где то: педагоги, или бабушки, или друзья и подруги, или кто-то на улице, - сравнили детей, нужно обязательно это взять в рамку, сказать: «Знаешь, а мне вообще не нравится идея сравнения. Вы же не скаковые лошади, и вы родились не для того, чтобы соревноваться. Вы родились для того чтобы дополнять друг друга». Тогда отношения будут более мягкими, и ревности будет меньше.

Дети – цветы жизни. Хорошо, когда в семье есть один ребенок, но если их двое, и их разница в возрасте год, еще лучше.

Казалось бы, дети погодки какие трудности и проблемы могут быть, если у них разница всего год, и их вкусы вроде как должны сходится, но не тут было.

Появление в семье малыша – радость и хлопоты родителей. Дети-погодки, охотно общаются друг с другом, старший заботится о младшем, тем самым помогая маме.

Но тем не менее, существует ряд определенных проблем и трудностей, связанных с их воспитанием.

Бывает такое, что старший ребенок, со временем начинает ревновать своего младшего брата или сестру к родителям.

И это абсолютно понятно, ведь мамина чуткость прикована в основном к младшему, так как ему на данном этапе необходимо немного больше внимания и ласки со стороны родителей.

Чтобы избежать такого казуса, необходимо заранее объяснить и подготовить своего старшего ребенка к появлению малыша в семье.

Просто обычными фразами рассказывать и объяснять ребенку, что у него скоро появится братик или сестричка.

Когда самый маленький член семьи родится, необходимо хвалить своего старшенького за помощь, говорить чаще как сильно родители его любят.

Стараться не ругать старшего за то, что он совершил что-то не так, лучше всего спокойным голосом объяснить, как сделать правильно, и в следующий раз дать ему исправиться.

Споры и разногласия между детьми

У детей-погодок могут случатся разногласия в самой банальной ситуации.

К примеру, дети просто не смогли поделить между собой игрушку или какую-нибудь сладость.

Для родителей важно стараться покупать похожие игрушки, а лучше те, которыми можно играть вдвоем: конструктор, кубики.

В такой ситуации лучше всего постарайтесь переключить внимание младшенького, но если не удается, то попросить (но ни в коем случае не требовать) вернуть игрушку на время, похвалив и поблагодарив за этот добрый жест.

Дети всегда индивидуальны, и даже общая возрастная группа не может повлиять на успеваемость и поведенческие особенности.

Не стоит ставить малышей как пример – один для другого, чтобы не вызвать комплексов неполноценности.

Несовпадения режима дня

Здесь важно максимально приблизить режимы отдыха малышей. Даже если не особо удается это сделать в дневное время, главное – ночной сон. Поначалу этого не будет, но со временем, когда старший подрастет, ему захочется ложится спать позже. Особенно ярко может проявится это явление в возрасте 3 лет.

Ссора между детьми

По поводу рождения погодок существуют всевозможные мнения: кто-то считает,что минимальная разница в возрасте, по-своему выгодна с точки зрения развития, а другой считает, что воспитание двух детей одновременно – нелегкий труд. Кто же из них прав, решать каждому человеку самостоятельно.

Плюсы и минусы воспитания детей-погодок

Дети-погодки – ситуация особо популярна в наше время. Потребности таких детей близки, но не одинаковы.

  1. Отказ от грудного вскармливания. Некоторые врачи выступают против вскармливания грудью, во время второй беременности, так как это вызвано выработкой окситоцина, который так же участвует в сокращении мускулатуры матки, а значит тем самым повышается риск выкидыша. Во-вторых, для правильного развития, плоду требуются питательные вещества, которые может дать женский организм. Но когда женщина кормит грудью, все эти вещества уходят на лактацию.
  2. Нехватка времени и отдыха. Когда один ребенок, то мама могла на время прилечь и отдохнуть. Но с рождением второго, это время у нее к сожалению уменьшается.
  3. Финансовые затраты. Придется вдвойне тратиться на подгузники, молочные смеси и игрушки. Если так случилось, что погодки разнополые, то не получится передавать одежду по наследству. К тому же в дальнейшем их придется расселить по разным комнатам, что также приведет к не малым затратам.
  4. Стресс и депрессия. Нередко случается так, что с появлением второго малыша, папа работает намного больше, зарабатывая деньги на семью, а на маму складывается вся ответственность за развитие, уход и воспитание. Частые крики, ссоры, многочисленные капризы и борьба за родительское внимание, может вывести из себя даже самую спокойную и любящую маму.

У детей с небольшой разницей в возрасте совпадают интересы

Но не смотря на все недостатки у детей-погодок есть и свои преимущества:

  1. Адаптация в обществе. Привыкание к садику проходит гораздо проще, ведь у ребенка есть опыт общение не только с родственниками, но и со сверстниками. Дети могут самостоятельно пытаться решать свои проблемы, договариваться на счет игрушек.
  2. Лучшие друзья. Так как, разница в возрасте минимальная, значит вкусы детей более-менее совпадают, тем самым, маме не надо будет со временем ломать голову над тем, какое развлечение придумать детям, они сами смогут себя обеспечить такими занятиями, в которые им интересно играть.
  3. Дети тянутся друг за другом. Минимальная разница в возрасте помогает им чувствовать ответственность младшего за старшего и наоборот. Старший может помогать маме ухаживать за младшим.
  4. Карьера. Вернувшись из декретного отпуска, родители вплотную смогут заняться своей карьерой. Ну а если вдруг захочется сменить рабочее место, то будет больше шансов реализовать задуманное, так как руководители стараются искать женщин с детьми, чтобы не опасаться за внезапный уход в декрет.
  5. Экономия одежды. Об этом факторе говорили в недостатках. Но если дети однополые. То недостаток сразу меняется на преимущество. Ведь не будет особых проблем с куртками, сапогами, и другими вещами, которые старшие просто не успевают износить, за счет того что растут.
  6. Именно у детей-погодок меньше шансов быть эгоистами. Ведь именно они постоянно находятся в контакте с братом или сестрой и привыкают делить между собой игрушки, учитывать желания других.

Между родами оптимальное время на восстановление гормонального, физического и психологического фона женщины – составляет от 2 до 4 лет.

Распространенные ошибки в воспитании детей-погодок

Большинство родителей, воспитывая детей-погодок, допускают ряд ошибок. Это может повлиять на их дальнейшее развитие и взаимоотношение.

Чего же стоит избегать:

  1. Зачастую, родители объединяют своих детей в одну познавательную группу, чего делать не стоит. Психологи утверждают, что в дошкольные годы, развитие ребенка идет колоссальными темпами, и даже разница в пару недель, может сыграть многое, так как каждый уникален, и не похож друг на друга.
  2. Не стоит ради собственного удобства отдавать детей в одну группу детского сада и в один класс. Погодки – не близнецы, а значит у каждого, хоть и похожи, но разные интересы и вкусы. Кроме того, существует риск, что между ними может возникнуть конкуренции, а она ни к чему хорошему не приведет.
  3. Самая распространенная проблема у родителей – сравнивание детей. Ситуация соперничества, со временем может привести к тому, что они могут начать ненавидеть друг друга. И в этом буду виноваты родители, потому что они начинали сравнивать своих детей.

Для ребенка дошкольника каждый месяц – новая ступень. Погодки находятся в такой ситуации, что младший считает как будто ему не угнаться за развитием старшего.

И важно помнить, что если у детей такая небольшая разница в возрасте, не стоит уделять внимания младшему больше чем старшему.

В дальнейшем это может плохо повлиять на их взаимоотношениях.




Самое обсуждаемое
Почему горько на свадьбе Почему горько на свадьбе
Подставка для карандашей и ручек Подставка для карандашей и ручек
Лилия из одноразовых ложечек своими руками Лилия из ложек одноразовых Лилия из одноразовых ложечек своими руками Лилия из ложек одноразовых


top