Тесты и методики для определение леворукости. Особенности развития ребенка левши: диагностика леворукости, вопросы переучивания и маленькие подсказки для родителей

Тесты и методики для определение леворукости. Особенности развития ребенка левши: диагностика леворукости, вопросы переучивания и маленькие подсказки для родителей

Определение рукости.
Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, так как переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья.

В каком возрасте нужно определять ведущую руку? Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4-5 лет. Начиная с 16-20 недель и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны , причем большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.

Действия, которые ребенок выполняет одной рукой, редки и просты (за исключением письма и рисования) и состоят главным образом из повторения одного и того же движения (чистка зубов, еда ложкой или вилкой без ножа, расчесывание). Большая часть повседневной двигательной активности требует участия обеих рук, но каждая рука выполняет свои действия. Приглядитесь, например, как ребенок развязывает узелок, шнурует ботинки, складывает кубики или собирает конструктор. Наблюдение покажет вам, что одна рука (ведущая) осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет.

Существует несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенным является метод количественной оценки с помощью вопросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Этот вариант, как правило, используется при оценке рукости у детей 6-7 лет. Однако не каждый ребенок может объективно оценить, какой рукой он выполняет действия легче, увереннее, лучше. Более эффективно использовать специальные задания.

Наиболее типичные тесты.

1. Переплетение пальцев рук. Предложите ребенку сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей - левой.
2. Поза Наполеона - складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
3. Одновременные действия обеих рук - рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, - более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся.
Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.
4. Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.
5. Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.

Немецкий исследователь Ф. Кречмер предлагает для определения рукости попросить ребенка продемонстрировать следующие действия:
полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванны и т. д.

Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче и точнее, то он - левша. Однако использовать задания, предложенные Ф. Кречмером, не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении рукости важно все: где находится предмет, которым нужно манипулировать, где находится ребенок, как дается инструкция.

Cистема тестов для определения рукости, разработанную М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавским.

Эта система включает игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даем в двух вариантах. Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:

* Лучше, чтобы ребенок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.
* Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребенка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.
* Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т. п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел их, не отвлекался.

Первое задание - рисование . Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: "я не умею", "у меня не получится". Можете успокоить малыша: "Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся" Подбодрите его, скажите, что он делает все верно. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.
Проследите за тем, чтобы ребенок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел.

Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.

Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в такую таблицу:

Задание Левая рука Обе руки Правая рука
1. +
2. +
3. +

Второе задание - открывание небольшой коробочки , например спичечного коробка. Ребенку предлагается несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: "Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек". Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Вы можете использовать для этого задания коробочки со счетными палочками.

Третье задание - "Построй колодец из палочек (спичек)". Сначала из палочек (спичек) строится четырехугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды

Четвертое задание - "Игра в мяч". Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например в корзину, ведерко, круг.

Пятое задание - вырезание ножницами рисунка по контуру. Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т. п.). Учтите, что более активной может быть рука, которой ребенок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10-15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото

Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребенком и только после этого еще раз сформулировать задание: "Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой". Для того чтобы ребенку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.

Шестое задание - нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.

Седьмое задание - выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающимися крышками. Учтите, ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.

Восьмое задание - развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).

В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков - процесс довольно сложный и ребенок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания - составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.

Девятое задание - построить из кубиков дом, ограду и т. п.
Ведущей является рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор, мозаику с конкретным заданием.

Если при выполнении задания ребенок активнее работает левой рукой, то ставится знак плюс (+) в графу "Левая рука", при предпочтении правой - в графу "Правая рука". Если одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу "Обе руки".

Десятое задание - для родителей. Это данные о семейной леворукости. Если в семье у ребенка есть леворукие родственники - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, нужно поставить плюс в графу "Левая рука", если нет - в графу "Правая рука". Если вы получили больше семи плюсов в графе "Левая рука", то ребенок скорее всего леворукий.

Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе "Левая рука" за задания 2-9, а за первое - рисование - плюс будет стоять в графе "Правая рука", то это означает, что бытовые действия ребенок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические - правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой в выполнении графических заданий.

А как быть, если ребенок одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой?

Нередко он начинает писать и правой, и левой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руку, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма. Часто взрослые - и педагоги, и родители - придерживаются такой позиции: "какую руку чаще использует, той пусть и пишет". Но одно дело - выполнять привычные бытовые действия, другое - писать. Существуют даже специальные термины: "графическое функциональное превосходство" (т. е. бывают "графические левши" и "графические правши") и "бытовое функциональное превосходство".

Исследования французских ученых показали, что в 90% случаев "графические левши" оказываются и "бытовыми левшами". Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты.

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой рукой. Как правило, эти дети - левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

Очень часто десяти заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой ребенок действует более активно и ловко. В этих случаях можно выбрать дополнительные задания, например из тех, которые предлагает французская исследовательница М. Озьяс:

1. Выпить воду из стакана..
2. Почистить обувь щеткой.
3. Вставить стержень в отверстие пуговицы (бусины) и поднять ее.
4. Намотать нитку на катушку (лучше использовать деревянные катушки).
5. Перелить воду из одного сосуда в другой.
6. Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать "мишень" на листе бумаги или использовать игру "Дартс").
7. Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или пластмассового конструктора.
8. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр (во фла кон с узким отверстием).
9. Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6 раз) иголкой, булавкой.
10. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
11. Продеть нитку в иголку.
12. Стряхнуть с себя соринки, пыль.
13. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
14. Достать бусинку ложкой из стакана.
15. Позвонить в колокольчик.
16. Закрыть, открыть застежку-молнию.

В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12, 13, 14. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.

По материалам книги Безруких М.М. "Леворукий ребенок."

Леворукость у маленького ребенка

Очень часто родители спрашивают совета: как быть, если ребенок, несмотря на все их старания, упорно действует левой рукой – держит ложку, рисует? Является ли эта особенность детей врожденной? Нужно ли переучивать ребенка-левшу и во что бы то ни стало добиваться, чтобы он все делал (держал игрушку, ел) правой рукой? Большая активность левой руки в одних случаях может быть связана с врожденными особенностями организма ребенка, а в других – она возникает уже после рождения ребенка как результат неправильного воспитания. Ребенок не виноват в том, что он левша, и совершенно недопустимо его за это бранить, запрещать действовать левой рукой и заставлять все делать только правой. Если вы заметили, что ваш ребенок чаще пользуется левой рукой, чем правой, это не должно превращаться в семейную трагедию.

В этой особенности ничего опасного для ребенка нет. С годами при правильном воспитании он научится действовать хорошо и правой рукой. Известно, что взрослые люди-левши практически не страдают от этого.

Значительно больше осложнений и огорчений, а иногда и вреда приносит ребенку не то, что его левая рука активнее правой, а нервирующая обстановка, нередко возникающая из-за этого в семье.

Некоторые неопытные, излишне нервничающие или педагогически не подготовленные родители считают, что такой ребенок просто упрям и делает все левой рукой назло им.

Другие, хотя и понимают, что это не так, ставят перед собой цель, во что бы то ни стало переломить ребенка, заставить его все делать именно правой, а не левой рукой.

В тех случаях, когда леворукость связана с врожденными особенностями нервной системы, попытки настойчивого переучивания недопустимы. Они могут привести к перенапряжению нервной системы, а иногда и к серьезному ее заболеванию. Очень часто переучивание, запреты действовать левой рукой лишают ребенка радости, превращают его постепенно в действительно несчастного, неуверенного в себе человека.

Неправильные условия воспитания могут сделать ребенка левшой и в том случае, когда у него и нет к этому врожденной предрасположенности. Например, если младенец систематически лежит на правом боку, естественно, что его левая, более свободная рука будет активнее правой. Поэтому родители должны своевременно переворачивать ребенка, менять его позу. Некоторые родители кладут ложку слева от тарелки ребенка, и он привыкает брать ложку соответственно левой рукой.

Итак, встречаются дети с врожденной склонностью к более активным действиям левой рукой и дети, которые стали леворукими в силу других причин. И тех и других не следует переучивать, требуя исключительно активности правой руки. Но их надо подготавливать к дальнейшей учебной и трудовой деятельности целенаправленным, тактичным и, главное, постоянным воспитанием привычки действовать не только левой, но и правой рукой.

Условия человеческого труда чаще всего требуют согласованного действия обеих рук. Очень часто правая рука в труде играет главную роль, а левая помогает ей.

Для того чтобы ребенок мог со временем научиться писать, выбрать себе профессию по душе, ему нужно овладеть не только определенными знаниями, но и умением разумно управлять своими руками. Педагоги всегда подчеркивали значение воспитания и обучения в развитии ребенка. Все сказанное в особенности относится к детям со склонностью к леворукости. Правильное и своевременное воспитание имеет для таких детей большое значение.

Совсем не обязательно, что ребенок-левша будет страдать оттого, что левая рука активнее правой. Возможность будущих неприятных переживаний ребенка и его родителей в другом – необоснованном формировании у ребенка чувства собственной неполноценности, ущербности по сравнению с другими детьми. Этого не случится, если родители вовремя помогут ребенку-левше.

Изучение детей раннего возраста показало, что только 36% 4-месячных малышей пользуются правой рукой, 40%–левой и 22%–действуют одинаково активно и правой и левой рукой.

Дальнейшие наблюдения показали, что к концу первого года жизни число праворуких детей постепенно возрастает до 88%, а число леворуких и тех, кто одинаково активно действует обеими руками, падает до 12%. Этот процесс особенно ускоряется, начиная с 7–8 мес. жизни. В этом возрасте ребенок начинает больше играть при непосредственном участии взрослых, во многом подражая им в действиях с предметами.

Праворукость и леворукость ребенка наиболее четко выявляются в его игровых или бытовых действиях с предметами, позднее – в рисовании и, наконец, у более старших детей – при обучении письму.

Для того чтобы правильно организовать в семье воспитательную работу с ребенком, проявляющим склонность к леворукости, необходимо, прежде всего, знать, как развивается вообще у детей раннего возраста их предметно-игровая деятельность. Этапы ее развития одинаковы для всех детей.

Исследования развития предметно-игровой деятельности детей первого, второго и третьего года жизни показали, что правильная организация этой деятельности способствует своевременному формированию ручной умелости, развитию мышления ребенка, его ориентировок в свойствах предметов, с которыми он действует.

Воспитанию и обучению принадлежит решающая роль в полноценном и своевременном становлении психики ребенка. Это верно и для годовалого, и для двухлетнего, и для трехлетнего малыша, и для более старших детей. Основой воспитания является постоянное и содержательное общение взрослых с ребенком. Только в процессе общения с взрослыми, близкими и доброжелательными к нему людьми, ребенок может заинтересоваться разнообразными предметами (игрушками), овладеть, подражая взрослым, правильными способами действий с предметами, понять их назначение и правильно использовать в своей игре. Нельзя думать, что за один «сеанс» ребенка в возрасте, скажем, 7 мес. можно познакомить, например, со свойствами игрушечного ведерка, со способом действия с ним (носить, ставить и т. д.) и с его назначением (насыпать песок, наливать воду и т. д.). Всему этому ребенок учится постепенно.

Условно весь период развития предметно-игровой деятельности в раннем детстве можно разделить на три этапа. Первый этап охватывает почти весь первый год жизни. Это этап ознакомительной игры с предметами и игрушками. Общаясь с ребенком, родители обращают его внимание на различные игрушки, дают их ребенку в руки. Улыбкой, ласковым словом и своими действиями с той или иной игрушкой взрослый формирует у маленьких интерес к игрушке, желание смотреть на нее, тянуться к ней, брать в руки и действовать. На этом этапе действия ребенка носят характер сначала простых, а затем все более сложных манипуляций с предметом. Ребенок манипулирует с игрушкой, рассматривает ее, постепенно знакомится с ее свойствами. На первом году жизни (особенно до 9–10 мес.) он действует примерно одинаково со всеми игрушками: смотрит, хватает, держит, приближает ко рту, рассматривает, помахивает игрушкой, стучит ею, бросает. Однако если внимательно понаблюдать за предметно-игровой деятельностью ребенка на протяжении нескольких месяцев, то можно заметить, что действия его с предметами меняются. Ребенок все чаще и чаще начинает действовать ими более правильно. Погремушку малыш держит обязательно теперь за ручку; толкает шарик, наблюдая, как он катится; куклу не бросает, а прижимает к себе. Все эти изменения свидетельствуют о том, что ребенок поднимается в своем развитии на ступеньку выше, наступает этап игры, для которой характерна специфичность предметных действий. Действия с предметом уж не сводятся к простым манипуляциям, они как бы отражают свойства предмета и в какой-то степени уже начинают соответствовать назначению предмета. Ребенок к концу первого года жизни отображает в своей игре способы действия с предметами, принятые в человеческом обществе.

А что, если ложку ребенок держит во время еды в левой руке? Мать вкладывает ему ложку в правую руку, а он старается переложить ее опять в левую... Мама сердится, ребенок плачет... А виноват ли он? Мама может исправить положение только путем кропотливых, повседневных стараний, без раздражения и акцентировки внимания ребенка на этом его «недостатке».

Родители должны быть очень внимательны, чтобы вовремя помочь ребенку более активно действовать правой рукой. Для этого нужно стараться давать игрушку чаще в правую руку, класть ее так, чтобы удобнее было к ней тянуться и брать ее правой, а не левой рукой.

Для профилактики неврожденной леворукости необходимо, прежде всего, правильное воспитание. Необходимо, чтобы у ребенка своевременно формировалась игровая деятельность. При манипулировании предметами особенно важно следить, чтобы ребенок действовал чаще правой рукой: давать игрушку в правую руку ребенка, класть ее справа от ребенка.

Эти же рекомендации относятся и к тем случаям (относительно редким), когда ребенок является истинным левшой, с той только разницей, что к такому ребенку родители должны быть особенно внимательны. Правильное воспитание, совместные игры с взрослыми членами семьи помогут ребенку-левше своевременно освоить общепринятые способы действия правой рукой без ущерба для его общего психического развития, для формирования его личности.

Ребенку старше одного года, если вы заметили, что он охотнее действует левой рукой, а не правой, очень полезны игры со строительным материалом, различные конструкции, механические игрушки с несколькими рычажками, кнопками, игры с предметами-орудиями.

Особенно важно, чтобы воспитательная работа с ребенком-левшой была бы не только тактичной и постоянной, но и интересной для него. Лучше всего использовать в целях тренировки правой руки ребенка совместную игру с ним. Нужно, чтобы ребенок чувствовал спокойное, доброжелательное внимание взрослого к себе.

Нельзя ребенка со склонностью к леворукости оставлять всегда одного с игрушкой. Нужно находить время для совместных игр с ребенком, показывать ему, как играть с игрушкой, побуждать, чтобы он активно действовал в игре правой рукой, но ни в коем случае не запрещать ему действовать левой. Не правы те родители, которые запрещают ребенку действовать левой рукой, этим самым лишая его возможности играть с интересом, что имеет большое значение для общего развития ребенка. Заставляя ребенка, несмотря на его протесты, действовать только правой рукой, родители невольно тормозят формирование активности, самостоятельности. Нужно позволять ребенку пользоваться левой рукой, одновременно тренируя правую руку, показывая ему, что и правой рукой действовать нетрудно. Главное, помнить, что во всех случаях леворукости необходимо, не ограничивая активности левой руки, помогать ребенку, учиться действовать и правой.

Чувство радости, возникающее во время совместной игры с взрослыми, помогает развитию у ребенка самостоятельности, желания самому делать так же, как взрослые, т. е. действовать не только левой, но и правой рукой.

Не привлекайте внимания ребенка к тому, что он делает «не так», как все. Ваша помощь должна быть ненавязчивой, естественной, она должна пробуждать у ребенка веру в свои возможности, уверенность в своей умелости. Похвалите его даже за небольшие достижения, порадуйтесь вместе с ним – это способствует развитию волевых качеств, так как вызывает у ребенка стремление сделать лучше, чтобы заслужить похвалу. Но необходимо указывать ребенку и на его неправильные действия в твердой, но благожелательной форме, не унижающей его самолюбия. Надо добиваться, чтобы он охотно исправлял ошибки, чтобы у него формировались правильные приемы действия с игрушками и бытовыми предметами.

Своевременная тренировка правой руки без снижения активности левой подготовит ребенка к овладению в школе умением писать правой рукой. Хорошее, радостное настроение, полезные игры и занятия, выполнение разнообразных домашних поручений – все это будет способствовать правильному, всестороннему развитию вашего ребенка. Умелость обеих рук – вот что необходимо развивать у ребенка со склонностью к леворукости. И ему очень нужно ваше внимание, ласковое и постоянное.

Левшество - это один из вариантов развития организма, связанное с особенностями работы головного мозга. У левшей в первую очередь не сформировано межполушарное взаимодействие и и специализация полушарий.

У каждого полушария головного мозга своя роль.

Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением. обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая все возможные варианты. Левое полушарие в основном отвечает за правую сторону тела: принимает информацию о правого глаза, уха, правой руки, ноги. Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение. Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции, зрительно-пространственные функции. Правое полушарие обслуживает левую сторону тела.

Обычно уже к 4-5 годам у детей формируется ведущая рука, глаз, ухо . Ведущая левая рука (ухо, глаз) указывают на активность правого полушария. До этого момента дети могут брать предметы, держать ложку, рисовать, вырезать и т.п. то одной рукой, то другой. Доминантность полушария у них еще не установилась. Важно в это время не настаивать, на том, чтобы ребенок выполнял действия какой-то одной рукой, когда доминантность установится, это произойдет естественным путем.

Леворукость и левшество

Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой.

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха (наблюдение, что ребенок использует чаще).

При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить письмо.

Причины левшества

Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка.

  • Генетическое левшество .

леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей

  • "Компенсаторное" левшество , связанное с каким-либо поражением мозга, чаще -его левого полушария в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка
  • "Вынужденное" левшество . Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
  • псевдолеворукость у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук.

Особенности левшей

Левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.

Исследование эмоциональной сферы : праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание отрицательных эмоций, т. е. они более пессимистичны.Исследования, проведенные в Мичиганском университете (по И. Макарьеву), выявили, что у левшей преобладают такие показатели темперамента, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий фон настроения, комфортность, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности.

По данным ряда психологов , левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.

Привычные проблемы ребенка-левши - стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении "лево", "право", иногда - "выше", "ниже".

В мире левши прочитать или написать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх). При рисовании, например, ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.

Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  1. восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
  2. формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  3. выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник);
  4. копирования;
  5. неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  6. зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  7. очень медленный темп письма.

С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.

Если после 10 лет проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.

Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности.

Огромные трудности стоят перед левшой и при определении времени по циферблату. Они не только зеркально воспринимают одну или обе стрелки, но и делают метрические ошибки - определяют время с разницей в 10-15 минут (это относится и к часовой стрелке).

Обычно у большинства левшей наблюдаются искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций.

Важно, что все эти диспропорции усиливаются при неквалифицированном переобучении детей.

Практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над своей психической деятельностью . Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние или внутренние средства. Причем каждый раз этот процесс просто непредсказуем.

Ребенок-левша как бы всякий раз изобретает свой способ овладения миром правшей. При этом ему все приходится "пропускать через голову". А нейропсихологам известно, что мозг человека - удивительно совершенный и тонкий инструмент, но и он располагает в каждом конкретном случае конечным количеством энергии. Чем больше энергии требуется на высшие психические процессы (мышление, речь, счет), тем больше вероятность "обкрадывания" базальных структур психики (эмоциональных, соматических и прочих).

Как раз этот механизм и наблюдается зачастую у левшей. Если любой ребенок требует к себе внимания в этом смысле, то левша - втрое больше.

Стоит ли переучивать леворуких детей?

Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга . Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка.

Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.

Поэтому следствиями переучивания могут стать: нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.

У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.

Отдельно изучались проявления неврозов у леворуких детей :

  1. Астенический невроз. Симптомы этого вида невроза проявляются в следующем: повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Физически дети активно могут работать только на первых двух уроках, а потом пробудить их внимание очень трудно, но зато возникает двигательная расторможенность. Приготовление уроков дома обычно затягивается, а результаты бывают неудовлетворительными. С особыми трудностями выполняются письменные задания. Почерк неустойчивый (буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений).
  2. Невроз навязчивых состояний. Этот вид невроза проявляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хоть это плохо получается. Родители очень часто видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. У таких детей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем - навязчивые мысли о своей неполноценности . Таких детей довольно часто беспокоят школьные страхи перед неудачами, перед письменными работами.
  3. Невротический энурез. В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но он может проявляться и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх перед наказанием. Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться, образуется замкнутый круг.
  4. Невротические тики. К тикам относят: мигание, облизывание губ, сморщивание лба, подергивание носом. Такие явления редко вызывают волнение и беспокойство родителей. Ребёнок не контролирует эти движения. Тики непосредственно не связаны с выполнением заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребёнок устает, нервничает.

Помощь

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо. Действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения (от 1985г.), где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево
  3. Категорически противопоказано требовать от ребенка-левши безотрывного письма.
  4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
  5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
  6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.

Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому, следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад, военные школу и училище.

Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.

Родителям хотелось бы дать совет: не говорите малышу, что левая рука - плохая. Левша никогда не должен чувствовать ваше негативное отношение. Не сравнивайте вашего малыша с другими (правшами и левшами), не ждите от него таких же успехов, как у других детей. Если вам уж очень захочется сравнить - то сравнивайте его только с самим собой: "Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!" Помните, что он у вас очень необычный и неординарный маленький человек.

Центр Психологические Консультации.

Наш ребенок - левша! Осознание этого факта нередко воспринимается родителями негативно, а то и хуже - как наказание, как приговор судьбы. А так ли это? Попробуем разобраться.

Причины леворукости

Всему живому присуща асимметрия, и наши парные органы тоже не исключение. Один из них обязательно берет на себя главную роль, а другой подчиняется. Окажется ли правая или левая рука ведущей, зависит от трех факторов: наследственности, воспитания и возможных нарушений, полученных малышом в результате перинатальных осложнений и родовых травм.

Обычно доминирующая рука связана с ведущим полушарием головного мозга, противоположным по отношению к нему: если доминирует правое полушарие, то ведущая рука левая.

Леворукость – не прихоть и не дурная привычка, а результат особого устройства мозга, индивидуальная (чаще врожденная) особенность ребенка (примерно такая, как цвет волос или темп речи), а значит, ее нужно просто принять, а не ломать и пытаться перестраивать.

Психологические особенности левшей

Каждое полушарие отвечает за свой особый тип обработки информации:
- правое – «образное» полушарие, обрабатывает информацию мгновенно, воспринимая ее как целостный образ;
- левое – «логическое» – обрабатывает информацию последовательно, перебирая все возможные варианты.

Отличия левши от правши не заканчиваются только лишь на том, что один ребенок активнее пользуется левой рукой, а другой – правой. Все намного сложнее, но главное отличие состоит в том, что у левшей другой способ переработки информации, поступающей из окружающего мира, другие эмоциональные реакции на эту самую информацию.

Поэтому есть ряд психологических особенностей, которые отличают левшей от праворуких детей. Вот основные из них:

Левши обладают прекрасной пространственной ориентацией, «чувством тела», отличной координацией движений, более подвижны, чем правши;
- они более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе, а вот с арифметическим счетом у них проблемы, т.к. эти действия требуют логики, последовательного мышления, а это функция левого полушария;
- они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение, но «схватывание» целостного образа изображения вместо его поэтапного анализа мешает им овладевать чтением;
- левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью (способность к активному воспроизводству речи у них выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов);
- они плохо выполняют деятельность, требующую постоянного самоконтроля;
- более (чем правши) эмоциональны, впечатлительны и ранимы, в связи с чем чаще могут испытывать чувство обиды, гнева, быть раздражительными, особенно в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко;
- левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию.

Чего делать НЕЛЬЗЯ?

  1. Ни в коем случае не занимайтесь переучиванием, поскольку этот процесс является настоящим насилием для мозга малыша. Знайте, что, переучивая ребенка-левшу держать ложку и ручку в правой руке, вы тем самым и перекладываете врожденные функции ведущего у левшей правого полушария на левое, в котором у них нет так называемой проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. Результат:

    У ребенка с задержкой формируется речь, возникают разнообразные логопедические проблемы (дело в том, что развивающаяся на базе слухового восприятия речь просто «не понимает», в каком полушарии ей «осесть», ведь упрямые взрослые ее все время «направляют» в то полушарие головного мозга, которое для этого попросту не предназначено);

    Настойчивое переучивание приводит к невротизации ребенка, самыми распространенными симптомами которой являются нарушения сна и аппетита, головные боли и боли в животе, энурез, заикание и т.п.;

    Неумение взрослого человека ориентироваться на местности (тот самый пресловутый «топографический кретинизм»), неспособность танцевать, невозможность воспринимать мелодии и пр.

  2. Не следует заострять внимание на леворукости ребенка. Ни он, ни окружающие не должны видеть в этом что-то необычное. В противном случае у ребенка может формироваться заниженная самооценка, застенчивость и жизненный сценарий неудачника.
  3. На ребенка-левшу не следует кричать, иначе он замкнется в себе и со временем потеряет контакт с родителями. Причина в природной ранимости и повышенной впечатлительности.

Что НУЖНО делать?

Чтобы ребенок не связывал свои неудачи с тем, что он левша, расскажите ему истории об известных левшах, которые несмотря на свою особенность (а может, благодаря ей!) достигли в жизни больших высот. Среди них художники Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, композиторы Иоганн Себастьян Бах и Людвиг ван Бетховен, ученые Иван Павлов и Альберт Эйнштейн, полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь и многие другие.

Подведем итоги: если вы окончательно убедитесь в том, что ваш ребенок отдает предпочтение левой руке, не огорчайтесь, а учитесь учитывать эту особенность в общении и обучении. А так же НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ ОБ ЭТОМ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ, ведь именно от них во многом зависит то, в какой степени ваш малыш будет подвержен невротизации.

Светлана Шустова, медицинский психолог, психолог-консультант

Многие родители убеждены, что леворукость – это вредная привычка, которую несложно побороть. Нужно лишь заставлять ребенка брать ложку и ручку в правую руку.

Ученые доказали, что левши существовали около миллиона лет назад. Однако современнее родители обеспокоены, если их маленькое чадо кушает и рисует левой рукой. И что же делать в такой ситуации? Пытаться переучить ребенка в правшу или просто не обращать внимания? А если пустить все на самотек, не будет ли ребенок в школе испытывать дискомфорт. Попробуем на этот вопрос внести немного ясности.

Почему к левшам такое негативное отношение?

С давних времен к «леворукости» было негативное отношение. Например, в мусульманских странах нельзя дарить подарки левой рукой, здороваться или подавать пищу. Причем такое отношение наблюдается не только в религиозных традициях разных стран, но и в сказках, в быту. Помните русские сказки: «Направо пойдешь – обретешь счастье, налево – несчастья»? А в последнее время слово «левое» имеет значение некачественного товара.

Возможно, поэтому считают, что детки-левши нуждаются в особом внимании.

Действительно ли ребенок левша?

Так задумано природой, что все в человеческом организме «зеркально» и в то же время асимметрично. То есть две ноги, две руки, одна из которых будет немного сильнее и чуть длиннее другой, два глаза, причем один из них будет ведущим, две ноздри, два уха.

Это же касается и рук, ведь совсем несложно определить, какая рука у человека ведущая.

Явление «леворукость» непосредственно связано с головным мозгом. Мозг состоит из правого и левого полушария. Каждому полушарию отведена своя роль. Так правое полушарие отвечает за работу левой стороны тела: получает информацию от левой руки, ноги, уха, глаза, а левое полушарие, соответственно, отвечает за работу правой стороны. Помимо этого, левое полушарие заведует абстрактным, логическим и аналитическим мышлением. А правое, отвечает за образное мышление, эмоции и восприятие искусства. Поэтому получается, что маленькие левши – это творческие натуры, они более эмоциональны и ранимы.

Однако не стоит делать поспешных выводов – если ребенок кушает и пишет левой рукой, то его можно считать левшой. В действительности у левши ведущая роль отведена не только левой руке, но и левой ноге, левому уху и левому глазу.

Но сделать вывод, является ли ваш ребенок левшой или нет, можно не ранее 5-ти летнего возраста, потому что до этого времени малыши одинаково используют правую и левую руку.

Почему малыш левша?

На сегодняшний день наука не может точно ответить на этот вопрос, но существует несколько теорий.

Гены. Замечено, что у леворуких детей один из родителей или родственники являются левшами. Существует гипотеза, что есть ген, который определяет развитие праворукости. А генов леворукости нет. Поэтому, те, кто не получил ген «праворукости», являются левшами и на это не влияет наследственность. Об этом свидетельствует тот факт, что у леворуких родителей рождаются правши и наоборот.

Подражание и желание выделиться. На выбор доминирующей руки влияет фактор подражания, а иногда желание выделиться. Например, если ребенок ложный левша, а тестирование показывает, что он правша. Просто ребенок может кушать и писать левой рукой, как делает мама, сидящая за столом напротив. Или бывают ситуации, когда ребенок хочет выделиться из общей массы детей в детском саду или школе и начинает кушать и рисовать левой рукой.

Импринтинг. Как только малыш появляется на свет, в его подсознании хранятся первые зрительные, обонятельные и осязательные сигналы. Например, если с первых дней жизни, во время кормления кроха лежит на левом боку, его правая ручка абсолютно свободна, и он может ею шевелить, а левая прижата к туловищу. Эти незначительные шевеления рукой в памяти крохи будут связаны с приятным удовольствием – утолением голода. Поэтому у малыша устанавливается ассоциативная связь между приемом пищи и движением правой руки. В данном случае, правая рука будет доминирующей. А если при кормлении малыш лежит на правом боку, и это единственное влияющее обстоятельство, то не исключено, что левая рука станет «главной».

Описание маленького левши

Если вы предполагаете, что ваш малыш левша, то в скором времени вы начнете замечать, что он наделен интересными способностями. Зачастую маленькие левши любят фантазировать, у них развит музыкальный слух, а иногда обладают просто феноменальной памятью. Также это очень чувствительные натуры, прекрасно ориентируются в пространстве и у них очень развито образное мышление. На первый взгляд, кажется, что быть левшой – это так здорово. Но есть одно «но». Левое полушарие головного мозга, которое более развито у правшей, отвечает за логическое мышление, чтение, письмо и способности к математике.

Детки левши читают намного медленнее, потому что смотрят на слова справа-налево (так мы видим отражение написанного в зеркале). На решения задач у них уходит значительно больше времени, чем у правшей.

Нужно ли переучивать?

Не стоит пытаться переучить ребенка в правшу. Во-первых, это практически не принесет результата, а во-вторых, они и так испытывают массу неудобств. Им неудобно рисовать, писать, водить машину. Но левши не замечают тих неудобств, они просто приспособились. Однако маленькие левши не должны забывать о существовании правой руки, чтобы активнее работало левое полушарие мозга.

Вот несколько примеров упражнений для правой руки:

  • Пусть ребенок рассортирует прищепки разными руками. Например, красные прищепки собирать левой рукой, а синие – правой.
  • Предложите малышу правой рукой, используя пипетку, перелить воду из одного стакана в другой.
  • Когда малыш будет учить буквы алфавита, нарисуйте в один ряд букву «р» и несколько букв нарисуйте неправильно – зеркально и предложите малышу найти эти буквы.

Не забудьте, что свет при чтении и письме должен падать справа, поэтому левшам нужно ставить лампу с правой стороны. Очень часто из маленьких левшей вырастают талантливые люди. Например, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Билл Гейтс. Поэтому не исключено, что ваш маленький левша очень талантлив.




Самое обсуждаемое
Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне? Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне?
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция


top