Логические игры в обучении дошкольников. Как развить логику у ребенка: советы, игры, задания. Педагогические возможности игры в развитии логического мышления

Логические игры в обучении дошкольников. Как развить логику у ребенка: советы, игры, задания. Педагогические возможности игры в развитии логического мышления

Алла Корнеева
Логические игры как условие успешной готовности к школе

В современной практике дошкольного образования четко прослеживается сдвиг в обучении элементарной математике детей в сторону развивающей. Сегодня, математика должна стать для ребенка не просто системой знаний, а мощным инструментом познания окружающего мира, стимулирующим самостоятельную разработку ребенком средств логического отражения объектов и постижения отношений между ними, что в результате в совокупности обеспечивает интеллектуально-познавательное развитие личности.

Развивающая направленность обучения в логических играх , математике является ведущей тенденцией современного процесса обучения дошкольника . Поэтому математика должна стать для ребенка необходимым методом исследований, которые связаны с задачами ежедневной практической жизни.

Развитие логического мышления - одна из главных задач всестороннего развития детей, которому следует уделять серьёзное внимание. Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, процесс поисков и открытия существенно нового.

Развитое мышление даёт возможность ребенку понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе, общественной жизни и межличностных отношениях. Логическое мышление является основополагающим при достижении успеха в жизни . С его помощью человек способен проанализировать любую ситуацию и выбрать наилучший вариант действий в сложившихся условиях . Логическое мышление необходимо постоянно тренировать, лучше всего - с раннего детства, чтобы избежать стереотипного мышления, которое свойственно основной массе людей.

Занимательные игры на мышление обучают ребёнка выделять главное, обобщать и делать соответствующие умозаключения. Постепенно игры развивают у детей умение думать и рассуждать самостоятельно, что так важно для гармоничного развития.

Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

Решается она в основном средствами занимательности в обучении математике. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления .

Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.

Первоначальным источником познания детей является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений.

В процессе чувственного познания у них формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений.

Понимание логических определений , понятий находится в прямой зависимости от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания.

Чем богаче будут их естественно - научные представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям.

В связи с этим дошкольник является субъектом естественно-математического пространства и этому отводится важное место в системе дошкольного образования .

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе . Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения . К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления , основными приемами : сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса .

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения уровня сформированности математических способностей, логического мышления дошкольников и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в системе дошкольного образования .

В настоящее время имеется множество игр и упражнений, направленных на развитие образного и логического мышления , памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление , базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышление к высшей его фазе - абстрактному мышлению.

Организация математического образования и развития на различных этапах дошкольного детства обусловлена продвижением ребенка по познавательным уровням освоения математики : от сенсорно-предметного к образному. Плавное продвижение ребенка по лестнице логического развития , обеспечивает самостоятельное открытие детьми смысла математических отношений при помощи предметного действия и наглядного образа.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики у дошкольников-условие успешной их подготовки к письму Практика обучения в 1 классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при.

Формирование мыслительного компонента у старших дошкольников, как условие успешной подготовки к школе Формирование мыслительного компонента у старших дошкольников, как условие успешной подготовки к школе» Современная система образования предъявляет.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми как условие успешной социализации дошкольника Слово социализация происходит от латинского "socialis", что в переводе значит "общественный". Человек в процессе социализации становится.

Математический проект «Интеллектуальные и логические игры в развитие математических способностей у дошкольников» Математический проект «Интеллектуальные и логические игры в развитие математических способностей у дошкольников» «Без игры нет и не может.

Протокол родительского собрания «Готовность ребенка к школе - залог успешной адаптации» ПРОТОКОЛ №1 родительского собрания в подготовительной группе МБДОУ «ДСОВ с приоритетным осуществлением деятельности по художественно эстетическому.

Благодаря играм дети развивают находчивость, сообразительность, умению добиваться цели. Не малую роль в развитие умственного развития ребенка играют логические игры. В этом разделе собраны логические игры для раннего развития детей.

Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

В целях развития логического мышления нужно предлагать ребенку самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Игры логические ненавязчиво учат ребёнка максимально развивать свои интеллектуальные способности, находить способы для решения, получать выводы. Все игры имеют понятное описание на русском языке, что облегчает первое знакомство с условиями задач. Для малышей, только начинающих играть в компьютерные игры мы советуем такие несложные упражнения на смекалку, как "Крестики нолики", "Протяни нить".

Логические игры для детей, они же головоломки, они же пазлы, они же задачи на мышление, очень полезны для собственного развития человека. Современной истории доподлинно неизвестна история возникновения первых логических игр в человеческой цивилизации, историю логических игр оставим историкам и перейдем к полезным фактам. Когда вы решаете логические игры, развивается логическое мышление, скорость мышления, вы начинаете быстрее находить решения поставленных задач, что так полезно в современном быстро меняющемся мире. Логические игры незаменимы для развития детей школьного и дошкольного возрастов. Все логические игры имеют ярко выраженную математическую направленность, это математика, геометрия. Если вы хотите развивать вашего ребенка в так называемом творческом русле - музыка, танцы и т.п., возможно логические игры будут бесполезны для творческих профессий, но бесспорно помогут симметричному развитию личности.

Смотрите на этом сайте

  • Говорящие книги (компьютер показывает пиктограмму слога и может проговорить его вслух)
  • Онлайн игра

Как сделать математику интересной для ребенка? Как поиграть в нее? Как развить у малыша логическое мышление?

У многих взрослых математика ассоциируется с числами и операциями над ними, и поэтому зачастую детей в первую очередь обучают цифрам и счету. Но лучше начинать формировать математическое мышление не с этого.

Мы, взрослые привыкли оперировать буквами, цифрами, схемами — у нас развито абстрактное мышление. Мышление ребенка устроено иначе — психологи называют его образным. Действительно, дети исследуют мир, используя все пять органов чувств: на ощупь, на вкус, по запаху, по звуку и разглядывая его. Вот и математику им прежде всего надо дать "потрогать". А сделать это проще всего в бытовых делах и в игре.

Математика — творческая наука, в нее интересно играть. Математические игры помогают ребенку по-новому взглянуть на мир, обратить внимание на те процессы и закономерности, которых он раньше не замечал. Математическое мышление обогащает личность, делает жизнь более интересной и насыщенной. Основные задачи начального обучения математике — научить ребенка делать самостоятельные умозаключения, находить закономерности и решать логические задачи.

Чему учить в первую очередь?

  1. В первую очередь стоит научить малыша взаимному расположению предметов : "правее", "левее", "выше", "ниже", "за", "перед". Мы живем в трехмерном мире, и хорошо бы помочь ребенку построить модель этого мира. На эту тему есть множество игр: в робота, на прохождение лабиринта, простейшее программирование.
  2. Второе важное умение — классифицировать предметы по признакам : сначала по одному, затем по двум и так далее. Например: красные кубики сложить в одну кучку, синие — в другую. Это будет классификация по цвету. Добавляем классификацию по размеру: большие красные фигурки в одно ведерко, маленькие красные — в другое, большие синие — в третье. Тут же можно ввести и классификацию по форме предмета и как следствие познакомить ребенка с геометрическими фигурами.
  3. Также полезно научить ребенка измерять длины предметов . Можно измерять в метрах и сантиметрах, но лучше сначала использовать различные предметы-мерки: машинки, куклы, затем — ладошки, шаги. И сравнивать, что длиннее и в чем. Например, длину питона можно измерить в яблоках, попугаях или в одинаковых шагах. А можно обвести контур тела ребенка на листе ватмана, а затем измерить его разными игрушками-мерками. Через этот прием ребенок легко усвоит относительность мерок, и ему будет наглядно видно, что сравнивать можно, только если длины измерены одинаковыми мерками.
  4. Вводить числа лучше всего через подсчет количеств и измерение длин. Важно также показать ребенку разницу между номером предмета (например, шестое яблоко) и количеством (шесть яблок).
  5. И только после того, как ребенок хорошенько усвоил понятие количеств, можно обучить его математическим операциям : сложению, вычитанию, делению и умножению.

Комментировать статью "Не учите ребенка считать! Логические игры для малышей"

Еще по теме "Математика для малышей":

Как сделать математику интересной для ребенка? Как поиграть в нее? Как развить у малыша логическое мышление? Затем был организован математический кружок для детей 4- 6 лет...

Головоломка для малышей. Головоломки для детей 4-5 лет. К 3 годам дети начинают узнавать геометрические Из него собирают фигуры по образцам - силуэтам, но если такая задача для ребенка еще Смастерить родителям такую логическую игру тоже Не учите ребенка считать!

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Посмотрите другие обсуждения на тему "какое лучше пособие по математике петерсона или...

Не учите ребенка считать! Логические игры для малышей. человек онлайн. Во что играют у Вас дети 6-10 лет? Интересуют игры на тему английского, математики, русского и логики. А по матиматике у нас была замечательная игра " Математика на планете счетоводов ".

Хитрости математические. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье...

Не учите ребенка считать! Логические игры для малышей. Обучение математике в раннем возрасте - математические и логические игры для детей 3-4 лет. С нашими детьми мы играем в математические игры с самого раннего детства, лет с 3. Первой была игра "Путешествие...

« Математика для малышей ». Примерные варианты заданий по ознакомлению детей с сенсорными эталонами детей 4-го года. Вы уже не достигните тех результатов...

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Считает девочка до 5 нормально. 5-3, 2+1, 3+2 -все правильно решает.Где больше,где меньше-все отвечает. А вот цифры 3,4,5 путает. Не учите ребенка считать! Логические игры для малышей. У многих взрослых математика ассоциируется с числами и операциями над ними, и...

Не учите ребенка считать! Логические игры для малышей. Как сделать математику интересной для ребенка? Как поиграть в нее? Как развить у малыша логическое мышление? Затем был организован математический кружок для детей 4- 6 лет - мы провели вместе два...

Не учите ребенка считать! Логические игры для малышей. Научите ребенка проигрывать. Иногда маме тяжело начинать игры с ребенком из-за неудобной организации пространства. Перенеситесь мысленно в любой детский садик или развивающий центр.

Комментировать статью " Математика малышам. "Е.В. Сербина. « Математика для малышей » Примерные варианты заданий по ознакомлению детей с сенсорным.

Разделы: Работа с дошкольниками

Проблема развития речи остается одной из актуальных проблем теории и практики. Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития человеческой личности.

Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их, обогащению, расширению, к формированию нашего сознания.

Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи- значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества.

Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка. Песталоцци писал: "В раннем детстве: как можно больше расширять круг их наблюдений, прочно и систематически укреплять их представления, добытые при наблюдении, давать им обширное знакомство с языком, необходимое для выражения словом".

Все живые существа наделены способностью воспроизводить звуки, но только у человека звуки складываются в определённой последовательности, которая облекается смыслом, логикой, мудростью. Этой способностью является- речь . Она позволяет выражать свои суждения, чувства, эмоции, выражать себя, как личность.

С развитием общества самым ценным стало время, которого так не хватает. Рабочие дни у родителей стали ненормированными. В погоне за престижной зарплатой многие молодые семьи перекладывают ответственность по воспитанию детей на бабушек, телевизор, воспитателей.

С каждым новым набором можно отметить нарастающую, как ком, проблему нарушений речи, практически через одного дети нуждаются в помощи логопеда.

Не считаю правильным то определение, что дети - это наше будущее. Нет, дети- это наше настоящее. В их играх, поступках, поведении мы можем увидеть всё наше общество. Вместе с семьёй дошкольное воспитание должно неустанно являться основой, примером правильного направления в развитии гармоничной личности.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных.

Эта задача состоит из ряда специальных, частных задач:

  • воспитание звуковой культуры речи;
  • обогащение, закрепление и активизация словаря;
  • совершенствование грамматической правильности речи;
  • формирование разговорной (диалогической) речи;
  • развитие связной речи;
  • воспитание интереса к художественному слову;
  • подготовка к обучению грамоте.

Как бы хотелось, чтобы ребёнок почувствовал красоту и звучность родного слова, полюбил его, проник в его внутренний мир, научился говорить и мыслить ясно и понятно.

Воссоздание внутри себя мира- идет всю жизнь, но особенно интенсивно - в первые годы жизни.. И очень важно помочь ребёнку, как можно успешнее, овладеть прекрасным даром.

Как показывает практика, речи нужно учить путём примера. Слышит ребёнок речь правильную, в которой используются сравнения, антонимы, синонимы, обогащённую образами, ясную- невольно воспринимает её и мало- помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. От простой, понятной песенки, сказки, рассказанной на уютном диване, дума ребёнка расцветает, жадно впитывая впечатления добра и красоты.

Педагоги дошкольники закладывают в детях образец правильной речи, постоянно заботясь о расширении словарного запаса детей, развитии детских представлений, формировании общих понятий, подводят к усвоению грамматической системы в любом режимном моменте, на любом занятии.

В настоящее время успешное обучение в школе совсем не связано с тем, умеет ли ребёнок читать, считать в пределах 100, но всё чаще обращается внимание на то, умеет ли он передавать свои мысли грамотно, связно, обширно. Овладел ли он навыком искать закономерности, подготовлен ли он к решению логических задач, что в свою очередь требует нетрадиционного подхода к проблеме, умеет ли он анализировать, обобщать, классифицировать, сопоставлять, делать выводы.

Поэтому, осознавая, что это процесс, который требует тренировки, я стала придавать развитию логического мышления большее значение. Ищу новые, наиболее эффективные подходы, возможности, направления для реализации намеченных целей, а именно, развитие логического мышления через речевые задачи и упражнения.

Деятельность учреждений дошкольного образования направлена на создание необходимой среды для развития личности воспитанников, их способности к творчеству. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие изменения, В готовности использовать новые возможности, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выдвижении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество даёт возможность удовлетворять высшую человеческую потребность- потребность в самореализации.

Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления, которое в свою очередь создаёт базу для интеллектуального развития личности.

Современный ребёнок оказался в информационном потоке. И далеко не каждый может сориентироваться в нем. "Переработать" всю информацию часто оказывается весьма сложной задачей. Для решения этой проблемы и успешной подготовки детей к обучению в школе, освоением компьютерных технологий необходимы не столько определённые знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.

Логика-наука о законах и формах такого мышления, которое отличается строгой определённостью, последовательностью и обоснованностью. Она подчиняется законам: тождества, противоречия, исключённого третьего.

Законы логики часто выступают как правила логического мышления. Для развития логики обязательна тренировка. Для дошкольников- это одна из важнейших составных его психических процессов. Овладение логическими приёмами определяет легкость и быстроту установления причинно- следственных связей и развивает речевую активность.

Некоторые приемы обучения логическому мышлению хорошо известны педагогам, они тесно перекликаются с развивающими упражнениями, заданиями.

Работая с детьми над развитием речи, я поняла, что многое уже делаю и применяю.

Игра, развитие мышления, словарная, работа, творчество, познание, саморазвитие- вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме логического развития дошкольника на занятиях по развитию речи.

Игра является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития. Игровое общение -есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

Игровые занятия проводятся в соответствии с сеткой занятий по возрастам, наработанный материал, игры можно использовать в режимных моментах. Занятия проводятся по подгруппам, имеют свою структуру, отработанную в ходе работы с детьми.

На каждом этапе занятия ставятся конкретные задачи. Логическое мышление тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому на занятиях большое внимание уделяется развитию этих процессов. Ребятам предлагаются игры "Узнай по описанию", "Что лишнее?", "Звериная семья", "Дело мастера боится", "Чей домик?", "У павлина хвост павлиний", "Кто кем будет", "Разложи по порядку", "Сравнение предметов из одной группы классификации", "Бывает не бывает", "Нелепицы", "Повтори группу слов, но во множественном числе".

Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, расширяется словарный запас, развивается сосредоточенность, наблюдательность, усидчивость. Они учатся планировать, сочинять, рассказывать, правильно задавать вопросы, отыскивать интересные и необычные решения.

На занятиях используются наглядные, практические и словесные методы обучения. Занятия построены на коммуникативно - познавательной основе, что представляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно - логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность.

Содержание системы занятий опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Эти игровые занятия помогают каждому его участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами и родителями.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно-устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью еще не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Этому способствует игровая деятельность. Благодаря игре личность ребенка приобретает очень важное новообразование:

  • в игре развивается мотивационно- потребностная сфера;
  • преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм;
  • развивается произвольность поведения;
  • развиваются умственные действия.

В моей группе ребята с большим интересом играют в словесные игры.

Например, "Слово в слове", "Восстановим сказку", "Веселые слова", " Слова ассоциации", "Скажи наоборот", "Шаги", "Хорошо, плохо", "Про что так говорят", "Угадай звук, подбери слово", "Чем отличаются слова", "Кто больше", "Стихотворная каша", "Распутай поговорку" и т.д., а также следят за книжными новинками. В подготовительной группе дети могут самостоятельно загадывать логические задачи, разгадывать ребусы, кроссворды. Вместе с родителями устраиваются различные конкурсы: "Необычный ребус", "Продолжи ряд", "Закономерности", " Это интересно", и т. д.

В работе используется наглядный материал, как фабричные настольно-печатные игры, так и карточки, сделанные своими руками вместе с родителями.

Следует отметить, что такая "школа" оставляет у ребенка большое моральное удовлетворение творческим трудом, приучает к мыслительной деятельности, увлекает познавательностью.

Логические игры, как и развивающие, имеют следующие характерные признаки:

1) необходимость действовать в воображаемом плане, что ведёт к развитию всех типов мышления, способности выстраивать воображаемые ситуации;

2) умение фантазировать, что делает ребёнка независимым от разных обстоятельств, позволяет модулировать ответы;

3) логические игры способствуют развитию воображения, интеллекта, памяти, совершенствуют личность.

Всякая игра для ребёнка- это набор правил и различных целей. Знакомство детей с задачами игры происходит при помощи разных форм. Цели и задачи игр идут в порядке возрастания сложности, что позволяет совершенствовать навыки и умения детей. Вот некоторые примеры игр:

1. На развитие звуковой культуры речи. Нужно подбирать такие игры, которые помогут закреплять правильное произношение звуков, что важно при овладении письмом.

Д/И "Послушай, как слоги разговаривают между собой"

Са-са-са - на траве роса.
Со-шо-со-шо-очень хорошо.

Игру можно усложнить. Предложите детям самим придумать рифму.

2. Развитие фонематического слуха. Это, впоследствии, основа для грамотного письма.

Д\И "Превращения"

ПР: кот-рот (меняется первый звук)

ром-рог (меняется последний звук)

ром- Рим (меняется середина)

Усложните, задайте детям вопрос. Как "крот " превратиться в "рот "?

3. Развитие графических навыков. Установлено, что для овладения навыками письма очень важно развитие движения пальцев и кистей рук. Для закрепления графического изображения букв предлагаю игру:

Д\И "На что похожи колючки у ежа?"

На картинке еж с колючками, а дети дорисовывают разные буквы вместо колючек. Усложните, пусть будут части букв, надо догадаться, что за буква спрятана.

4. Умеет ли ребёнок мыслить логически.

  • закончи предложение.
  • найди лишнее слово
  • проведи аналогию, подбирая пару к третьему слову, по аналогии с первой парой. И т. д.

Вот некоторые особенности, которые помогут педагогу:

  • не рекомендуется требовать от детей сиюминутного исполнения задач в игре, возможны варианты, которые вас потрясут.
  • педагогу необходимо давать детям возможность составлять самостоятельно новые варианты заданий, а также проявить максимум своих знаний и навыков.
  • по мере возможности воспитателю надо создавать такие условия, которые опережали бы развитие способностей ребёнка.
  • следует создать атмосферу свободного и радостного творчества.

Способность ребенка к решению словесных логических задач во многом зависит от уровня развитости его речи. Стартовый уровень освоения логических цепочек во многом опирается на упражнения и игры, которые используются с целью речевого развития

Успех, имеет прямую зависимость от подготовки воспитателя, как теоретической, так и практической, а также от заинтересованности родителей. Работа с родителями может строится по следующим направлениям:

  • Привлечь родителей к сбору материалов.
  • Организовать мини-консультации.
  • Привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений "Викторина", "КВН", деловой игре "Умники и умницы".

Для повышения эффективности мероприятий, педагогу следует наладить обратную связь, получение информации о ходе процесса и его результатах. Таким образом, при реализации данного опыта необходима тесная связь с родителями для закрепления знаний, изменения мотивационных установок.

К началу обучения в школе у детей развиваются необходимые формы общения со сверстниками, умеют описывать интересное событие, случай по схемам, развивается фантазия, дети становятся мыслящими. У них горят глаза, речь становится выразительной, что позволяет им стать хорошими собеседниками, выступать перед большой аудиторией и т.д.

Процесс диагностирования является неотъемлемой частью любого образовательного процесса любого дошкольного учреждения. Рзультаты свидетельствуют о том, что уровень речевой подготовки повысился. В ответах детей стали звучать такие фразы, как "Я думаю, что:", "Мне кажется:", "Ты не прав так- как:" и т.д.

В результате дети не только приобрели знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и стали использовать эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря.

Надеюсь, что мой опыт поможет коллегам - практикам в совершенствовании взаимодействия с семьями с целью коррекции детско-родительских отношений, формирования у дошкольников речевой и коммуникативной компетентности, позволит и детям и взрослым раскрепоститься, научит их общаться друг с другом, повысит эмоциональный настрой, сплотит семью.

Современные педагоги успели оценить важность развития логического мышления у детей детсадовского возраста. Получив представление об элементарных законах логики, научившись анализировать, сравнивать, обобщать и выделять частное, предвосхищать результат, ребенок будет чувствовать себя комфортнее, оказавшись за школьной партой.

Значение логических игр в развитии дошкольника

Собственно мышление и мышление логическое необходимо понимать как родовое и видовое понятие. Человек как существо разумное, которому присуща высшая нервная деятельность, получает информацию извне. Его сознание отражает эту информацию непосредственно или опосредовательно. Подобный вид познавательной деятельности присущ всем психически здоровым людям.

Особенностью мышления у ребенка дошкольного возраста является то, что он может не только синтезировать мысль, но и выразить ее на словах. Педагоги-психологи характеризуют его мыслительный процесс как наглядно-образный, то есть ребенок видит предмет и может определять его свойства, предназначение без выполнения каких-либо действий с ним. На основе наглядно-образного мышления можно развивать логическое.

Оно же представляет собой умение перерабатывать полученную информацию через призму законов логики. Целью развивающих логику игры у дошкольников является обучение детей основополагающим логическим операциям. То есть, в игровой форме дети 4-6 лет учатся:

  • анализировать;
  • обобщать (классифицировать);
  • выделять частное (синтезировать);
  • сравнивать;
  • строить гипотезы.

Логические игры способствуют развитию у ребенка:

  • внимания;
  • памяти;
  • концентрации;
  • умения выражать свои мысли;
  • самостоятельности;
  • целеустремленности.

Кроме того, логические игры формируют у дошкольников предпосылки, которые в будущем помогут им развязывать сложные математические задачки.

Виды логических игр с примерами

1. Логические конструкторы

Пожалуй, конструктор является наиболее полезной и увлекательной игрушкой, когда-либо изобретенной человечеством. Обычно, эта игрушка ассоциируется с яркими игровыми наборами, в которых из отдельных деталей можно собрать пиратскую шхуну, станцию скорой помощи, вокзал, прочее. Но логические конструкторы представляют собой нечто другое. Обычно, они деревянные, пластиковые или металлические. Организовывая игры с такими, взрослый ставит перед собой цель — развивать конструктивные умения и логическое мышление дошкольника. Имея перед собой отдельные элементы, ребенок должен в уме спрогнозировать конечный результат, и, действуя последовательно, собрать из конструктора определенную геометрическую фигуру, какой-либо другой объект.

Пример: «Магнитный конструктор»

Игровой набор состоит из металлических палочек и магнитных шариков. Соединяя палочки с помощью магнитов, можно собирать объемные фигуры. Ребенку 5 лет можно предложить собрать модель по примеру, который прилагается к набору. А уже в 6 лет малыш может фантазировать и пытаться сконструировать задуманные им предметы.

Пример: «Блоки Дьенеша»


Этот простой конструктор дает родителям возможность познакомить ребенка практически со всеми приемами логики. Он состоит из набора основных геометрических фигур разного цвета и размера. Фигурки могут быть плоскими или объемными. Готовую игру можно приобрести в деревянном или пластиковом вариантах. Нечто подобное также можно изготовить своими руками из цветной бумаги.

Оперируя с блоками Дьенеша, можно обучить ребенка:

  • выявлять и описывать свойства фигур;
  • сравнивать их;
  • группировать по одинаковым признакам;
  • собирать из отдельных элементов (блоков) единое целое (определенные предмет, символ, животное, прочее.

Ребенку можно предложить следующие виды занятий:

  • Рассортировать блоки по цвету, форме или размеру.
  • Взрослый выкладывает в ряд пять блоков, четыре из которых объедены общим свойством, а один отличается от них (например, четыре зеленых блока и один красный, четыре круга и один треугольник). Ребенок должен убрать лишний и рассказать, почему он выбрал именно его.
  • Взрослый складывает блоки в мешок. Ребенок должен будет опустить в него руку и не глядя описать предмет, который ему попался.
  • Взрослый начинает выстраивать логическую цепочку из трех элементов. Например, он кладет квадрат, круг и треугольник. Ребенок должен повторить эту последовательность. Постепенно количество элементов в цепочке увеличивается.
  • Взрослый берет один блок и прячет его за спиной. Он называет свойства, которыми не обладает фигура. «Это не треугольник и не квадрат». Ребенок должен угадать форму. «Она не красная и не желтая». Ребенок должен отгадать цвет. И так далее.

2. Головоломки

Эти игрушки можно предложить уже четырехлетнему ребенку. Важно, чтобы взрослый, который организовывает игру, правильно описывал ребенку логическое задание и следил за правильностью его выполнения.

Пример: «Палочки Кюизнера»


Головоломка представляет собой комплект из пластиковых или деревянных палочек прямоугольной формы различной длины и цветов. Варианты игр с ними разнообразны.

Четырехлеткам, например, можно предложить такие:

  • рассортировать выложенные на столе палочки по цвету;
  • расставить палочки в линию, начиная самой короткой и заканчивая самой длинной, чтобы получилась лесенка;
  • выложить перед ребенком от пяти до десяти палочек, попросить его сосчитать их.

Старшему же дошкольнику посильны более сложные игры:

  • найти такие палочки, длинна которых, если сложить их вместе, равнялась бы длине самой большой палочки;
  • взять желтую, красную и зеленую палочки и попросить ребенка назвать и показать не красную и не желтую;
  • рассортировать палочки по цвету и сложить из них геометрические фигуры.

Примеры игр с палочками можно найти в специальных сборниках или в Интернете (палочки кюизенера схемы).

3. Графические игры

Сборники логических задач продаются в магазинах книг и игрушек. Подобные развивающие задания можно найти в прописях для малышей. Вариантов таких игр действительно безграничное количество.

Пример: «Лабиринт»


Руководствуясь логикой, ребенок должен преодолеть витиеватый лабиринт и привести медвежонка к бочке меда.

Пример: «Дорисуй по образцу»

Дошкольник должен воспроизвести рисунок по примеру либо соединить точки.

Пример: «Найди лишнее»

В линейке из предметов ребенок должен отыскать лишний и рассказать, почему он сделал именно такой выбор.

4. Словесные логические игры

В процессе словесных логических игр дошкольники учатся воспринимать информацию на слух, анализировать и воспроизводить ее, тренируют внимание и память.

Пример: «Скажи одним словом»

Взрослый называет ряд предметов, ребенок должен их обобщить:

  • круг, ромб, треугольник – фигуры;
  • синий, красный, зеленый – цвета;
  • машина, автобус, поезд – транспорт;
  • чашка, тарелка, сковорода – посуда;
  • папа, мама, дедушка – семья.

Пример: «Чем отличается»

Взрослый называет пару слов, ребенок должен назвать их отличия:

  • лето и зима;
  • машина и корабль;
  • дерево и куст;
  • мяч и кубик.

Можно разнообразить игру карточками (или игровыми наборами).

Организация логических игр педагогами

Подобная игровая деятельность имеет целенаправленный характер, она обязательно должна быть запланированной. Организация логических игр педагогами в дошкольных учреждениях, как правило, происходит в три этапа:

  • Подготовительный: педагог принимает решение, какой конкретно закон логики будет прорабатываться в процессе игры, подбирает дидактические материалы и наглядные пособия.
  • Формирующий: происходит непосредственно игра, основанная на операциях с дидактическим материалом. Решаются задачки на логику исключительно под контролем педагога, а иногда и при его участии.
  • Контрольный: с целью проверки и закрепления преподнесенных малышам знаний педагог может продолжить им развязать типовые логические задачки самостоятельно.
    Развивающими логику заданиями, которые можно предложить дошкольнику, являются конструкторы, лабиринты, головоломки, настольно-печатные (графические) и словесные игры. Организовывая логическую игру, можно также использовать любые игрушки, предметы-заменители, прочее.



Самое обсуждаемое
Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников
Детская ортопедическая обувь Twiki Детская ортопедическая обувь Twiki
Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих


top