Как выбрать игрушку для малыша. Как выбирать детские игрушки? Инструкция для родителей. Правила выбора детских игрушек

Как выбрать игрушку для малыша. Как выбирать детские игрушки? Инструкция для родителей. Правила выбора детских игрушек

Что такое детские развивающие игрушки.

По большому счету, любая игрушка имеет право называться развивающей, т.к. любая форма игры способствует развитию ребенка и его адаптации к социуму. Девочка, играющая в куклу, на самом деле вполне реально примеряет на себя роль мамы, которой она станет, когда вырастет. Дети обожают ролевые игры, подражая действиям взрослых. Играя, они учатся жить. Нередко можно обратить внимание, что ребенок заменяет игрушки реальными предметами, стараясь максимально приблизить себя к реально существующему положению вещей в обществе. Отсюда – разбросанные по всей кухне мясорубки и навсегда пропавший будильник.

Сегодня все чаще звучит термин «детские развивающие игрушки». Причем неважно, какой возраст у ребенка, взрослые твердо уверены, что в развивающей игре ребенок обязательно должен подключать логику. Ребенка заваливают всевозможными карточками, конструкторами, мозаиками, недоумевая, почему он не хочет играть в предложенные ему игры и упорно продолжает наряжать кактус, объявив семье, что сегодня они встречают Новый год. Хотя игрушка покупалась для ребенка в соответствие со всеми указаниями возраста на упаковке.

Взрослые должны учитывать, что роль любой развивающей игрушки, в первую очередь, заключается в активизации самостоятельной детской деятельности. Игрушка должна давать толчок к самостоятельной и творческой игре. Если ребенок не в состоянии сам играть в игру после вашей подсказки, он практически сразу теряет к ней интерес. Это относится к большинству дидактических игр. Дидактические развивающие игры на отработку определенных действий могут быть полезны на ранних стадиях развития детей, но затем они тормозят развитие, ограничивая свободу воли и творческий потенциал малыша.

Детские развивающие игрушки делят на те, что способствуют формированию каких-то конкретных предметных навыков, и те, что помогают в развитии социальной и личностной областей в жизни ребенка. Первые игрушки полезны в раннем возрасте, вторые – в дошкольном и школьном возрастах. Далее рассмотрим эти соответствия по конкретным возрастам ребенка.

Развивающие игрушки детям до года.

С рождения малыш развивается благодаря общению и наблюдению. Поэтому к развивающим игрушкам для малыша до года можно смело отнести подвесные игрушки. Желательно, чтобы они были с акцентами в виде хорошего объема, цвета, звуков (погремушки, бубенчики). Простой тряпичный мячик, подвешенный над ребенком, может стать первой развивающей игрушкой для малыша, которую он сможет взять в руки.

У детей до года формируется сенсомоторная деятельность, когда согласовывается работа глаз и рук. Развивающие игрушки до года должны содержать элементы, способствующие этому развитию: достать-положить кубики в коробку, скатить шарик по желобку, игрушки вкладыши. Когда нужно определить форму и размер вкладыша и разместить его в правильном отверстии. Как ни странно, но обычный мячик является отличной игрушкой для малыша: когда ребенок ловит мячик, как раз и происходит развитие согласованной работы зрения и рук. Помимо этого, мячик всегда можно использовать в игре на отработку основных понятий «дай» и «возьми».

Давайте детям дол года куклы. И неважно, кто у вас растет: мальчик или девочка. Ребенок должен узнать в кукле человека и посредством игры отрабатывать основные физиологические нормы поведения: сидеть, лежать, гулять и т.д.

Развивающие игрушки детям от года до 3-х лет.

От года начинает развиваться мелкая моторика рук. Кроме всего прочего, отделы головного мозга, отвечающие за развитие моторики и речи, находятся радом, и развитие одного провоцирует более быстрое развитие другого. Развивающие игрушки детям до 3-х лет должны содержать в себе уже более мелкие и сложные элементы. Вкладыши и пирамидки должны быть более интересными с точки зрения формы и количества элементов. Взрослые часто наблюдают, как дети этого возраста не расстаются с пультами от техники, пытаясь отковырять кнопочки. Замените пульты на бусы (побеспокойтесь только о надежности шнура, чтобы любимое чадо не наглоталось бусинок), сачки для вылавливания чего-либо, совочки и т.д. Не отказывайте ребенку в простых бытовых безопасных вещах: ложках, расческах, тряпочках и т.д. Пусть ребенок пытается убираться, расчесываться, есть самостоятельно.

Очень важны для детей до 3-х лет развивающие игрушки с предметами неживой природы. Обязательно включайте в игру воду и песок. Пусть он изучает их свойства. Сейчас много всевозможных пособий с цветным песком, как для самых маленьких, таки для детей постарше.

Продолжайте играть с ребенком в куклы. Постепенно малыш сам начнет усложнять «жизнь» куклы, подключая более сложные социальные аспекты поведения. Кукла начнет есть, дружить, гулять, убираться и т.д. Лучше, если кукла будет похожа на самого ребенка. И она обязательно должна иметь атрибуты быта: одежду, ванночки, постель. Иногда полезно, чтобы в игре появлялись предметы-заменители: кубик может служить столом, тряпочка – скатертью, шашка – тарелкой. Это очень сильно стимулирует развитие фантазии у ребенка.

В этом возрасте можно подключать к развитию сказки, которые расскажут ребенку о насущных понятиях добра и зла, дружбы и предательства, любви и ненависти. Огромное количество книжек-малышек с элементами анимации помогут превратить чтение сказки в захватывающее представление.

Развивающие игрушки детям от 3-х лет и старше.

Начиная с 3-х лет к арсеналу игрушек более активно прибавляются игрушки-заменители: всевозможные тряпочки, шнурки, брусочки, ракушки, орехи и т.д. Из всего этого материала ребенок начинает творить свой собственный мир. Значение ролевых игр резко возрастает, поэтому развивающие игрушки для детей от 3-х лет и старше должны иметь полный комплект всех атрибутов действительности: не важно - заменители или, собственно, сам предмет.

Ребенок должен обрасти фигурками животных и большим количеством кукол, так как куклы должны уже общаться друг с другом. Ребенок начинает награждать кукол и животных своими характерами и стилями поведения. Зачастую в качестве места разворачивания событий начинают использоваться места под столом и других потаенных участках квартиры.

Именно в этот момент мальчики начинают проявлять активный интерес к машинкам, т.к. уже, как правило, успели покататься в настоящей машине и оценить её назначение. В качестве развивающих игрушек покупайте детям от 3-х лет машинки с нефиксированными элементами. Пусть открываются дверцы у большого грузовика. За рулем будет сидеть любимый мишка, а в кузове – все его друзья.

Отличное решение для ребенка от 3-х лет – пальчиковые куклы и куклы для театра.

Именно в этом возрасте дети начинают проявлять активное внимание рисованию и аппликациям. Моторика у них уже сформирована для того, чтобы держать безопасные ножницы, кисточку, карандаш.

Обращайте внимание на материал детских развивающих игрушек. Осязание играет большую роль в жизни ребенка. Не нужно заваливать малыша пластмассовыми игрушками под страхом аллергии. Ваш малыш будет расти в очень обедненном пластмассовом мире. И не забывайте правильно организовать пространство ребенка: у него должен быть только его уголок, на который взрослые не претендуют. Учите ребенка убираться на своей территории.

Вопреки расхожему мнению, большинство электронных игрушек тормозят развитие ребенка. Результат получается простым нажатием кнопок, и ребенок не отслеживает причинно-следственных связей. Поэтому не перегружайте вашего малыша подобной электроникой, как бы он ни просил. Ребенок должен сам организовывать процессы: готовить их, реализовать, получать результат. Это формирует характер, усидчивость и самостоятельность малыша в этом мире. Тренирует его мышление и фантазию.

Дата: Апрель 2, 2014

Не так давно психологами был проведен занимательный эксперимент. В одной и той же комнате оставлялись поодиночке взрослые и дети. За ними должны были вот-вот зайти, поэтому они не нервничали и вели себя как обычно. А в это время за ними наблюдали экспериментаторы.

Действия взрослых определялись в зависимости от того, что они видели. Если замечали на столе часы - смотрели время, журнал - листали, другие же садились в кресло и просто сидели, разглядывая окружающую обстановку.

А вот детки, спустя совсем небольшое время придумывали игру, используя первый попавшийся предмет, зачастую не по назначению. Однако, их это мало волновало и от процесса ожидания они получали максимум удовольствия.

А все от того, что игра - ведущий вид деятельности ребенка и его форма понимания жизни. Причем, не дополнительная, а жизненно важная потребность, наряду со сном, питанием, здоровьем, безопасностью и обучением.

В феврале 2013 года ООН настолько озаботилось безразличием общества к теме игры, что внесло ряд дополнений в Декларацию о Правах Ребенка. В этом дополнении Право ребенка на Игру было признано приоритетным и предлагался ряд мероприятий для того, чтобы это право обеспечить.

По-моему, это говорит о том, что пришло время сделать акцент на изучении влияния игрушки и игры на ребенка. И я провела опрос на тему «А как вы выбираете игрушки своим детям?».

В нем приняло участие около 40 человек. Конечно, этого количества мало для построения научной теории, но вполне достаточно, чтобы уловить общую тенденцию.

Итак, 34% родителей ответили «мой ребенок сам покупает себе игрушки», 29% — «покупаю то, что нравится мне», а 16% перед покупкой изучают отзывы в интернете. Также нашлись родители, прислушивающиеся к рекомендациям близких (11%) или продавцов-консультантов (11%). За пункт «покупаю то, что рекламируют» не проголосавало ни одного человека.

Детские психологи и продвинутые родители категорически против того, чтобы дети сами выбирали игрушки. Ведь их действия зачастую неосознанны. Ребенок реагирует на яркую упаковку, прислушивается к рекламе и хочет все и сразу. В результате детские комнаты завалены однотипнымии бесполезными игрушками, с которыми ребенок поиграл несколько раз и бросил.

Еще один популярный подход - покупать то, что нравится родителям. В этом случае они руководствуются принципом: «У меня таких игрушек в детстве не было, так пусть у моего ребенка будут». В этом случае покупки опять-таки носят стихийный характер и приводят к тому же результату - игрушек полная комната, а поиграть нечем.

Поэтому я хочу задать несколько вопросов, уважаемые мамы и папы. А вы согласны, что к выбору игрушек для своего ребенка нужно подходить более осознано? Что от правильного выбора зависит прогресс развития вашего малыша? И что игрушка - лучший помощник, чтобы познакомить ребенка с окружающим миром и привить ему необходимые навыки?

В этой статье я предлагаю свою методику. Всего 7 шагов, и выбор правильной, полезной игрушки вам гарантирован. Приступим?

Шаг 1. Определяем бюджет покупки

На этом этапе важно определить сумму, которую вы готовы потратить на игрушку.

Расходы на детей «съедают» ощутимую часть семейного бюджета. Питание, одежда, здоровье и обучение ребенка стоят на первом месте. Но всегда можно значительно сократить расходы, не теряя на качестве, если заранее все спланировать. То же самое касается и игрушек.

Продумайте заранее сколько вы готовы потратить на игрушку и заложите эти расходы в семейный бюджет. Тогда перед походом в детский магазин у вас не будет паники - вы точно знаете свой лимит и можете сосредоточиться на более важных вещах.

Шаг 2. Расставляем приоритеты

В этом вопросе у вас есть отличное преимущество - вы лучше всех знаете своего ребенка и его потребности в развитии. Существуют четыре основных направления в деятельности ребенка. И, соответственно, четыре вида игрушек:

    игрушки, которые помогают развивать физические навыки ребенка - мячи, кегли, скакалки, обручи, горки, каталки, велосипеды и самокаты, электромобили и педальные машины, качели и наборы игр на свежем воздухе;

    игрушки для стимулирования интеллектульно-познавательной сферы ребенка - кубики, конструкторы, пазлы, мозаики, наборы научных экспериментов, лото, домино и другие настольные игры;

    игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию ребенка - мягкие игрушки, куклы, транспорт (поезда, машинки, самолеты), наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин, всевозможая кукольная утварь и предметы быта;

    игрушки, влияющие на творческое самовыражение ребенка, - всевозможные поделки своими руками, наборы для творчества, пластилин, краски и карандаши, раскраски.

Ваша задача определить, в чем ваш ребенок нуждается в этот момент. Для этого загляните в коробку с игрушками. Допустим, у вашей трехлетней доченьки полным полно кукол, детской посудки и мебели. Также вы обнаруживаете хороший набор красок и раскрасок, парочку наборов для лепки и аппликаций. Но нет ни одной настольной игры, кроме рамок-вкладышей, которые малышка собирает уже на раз-два-три. Кроме того, на улице весна, а в арсенале ни одной игры на свежем воздухе и даже мало-мальски приличного мяча.

Путем проставления галочек очень просто определиться с приоритетами. В нашем случае это будут: настольная познавательная игра или конструктор и игрушка для игры на свежем воздухе. Теперь вы совершенно точно знаете, что вам нужно, и шансы купить полезную игрушку увеличиваются. Пора собираться в магазин.

Шаг 3. Выбор магазина и времени его посещения

Тут существует три варианта: поход в магазин с ребенком, без него и покупка в интернет-магазине. При покупке в интернет-магазине вы существенно экономите время, но лишаетесь возможности потрогать и как следует рассмотреть игрушку. Решать в любом случае вам.

И еще один момент. Если все-таки ребенка не с кем оставить и решено отправиться за покупкой с ним, то уделите немножко времени для того, чтобы подготовить детку морально и замотивировать.

Например, можно преподнести это так: «Помнишь как тебе понравился мячик Славика? Хочешь, чтобы у тебя тоже появился красивый мячик? Сейчас мы сходим за ним в магазин и вместе выберем самый лучший. А на обратном пути обязательно побудем на детской площадке, и ты поиграешь новой игрушкой со своими друзьями».

Или так: «Давай-ка придумаем какой-нибудь сюрприз для папы? Предлагаю приготовить вместе какую-нибудь вкуснятину, а потом поиграть всем вместе в интересную игру. Только вот игры у нас нет. Может, сходим в магазин и выберем что-нибудь?».

В запланированное время идем в магазин.

Шаг 4. Обозначаем свою потребность в магазине

В магазине важно сразу обозначить ваши предпочтения. Даже самый нерадивый продавец в силах сориентировать вас и показать, где представлены настольные игры, мячи или куклы. А уж если вам повезло на профи, то задача существенно облегчается. Обязательно сообщите продавцу возраст ребенка и диапозон цены, чтобы ограничить дислокацию до минимума. А затем попросите проконсультировать по данному вопросу или же займитесь самостоятельным поиском.

Производители игрушек облегчили задачу - на упаковке или этикетке игрушки они указывают рекомендуемый возраст и приводят краткую аннотацию.

В большинстве интернет-магазинов существует удобная для пользователей навигация. Как правило, есть возможность выбрать возраст и категорию игрушки. А каждая картинка снабжена описанием.

Допустим, вы нашли подходящий вариант, а может быть, и сразу несколько. И уже готовы совершить покупку. Прошу вас не спешить и довести дело до конца, согласно инструкции.

Как говорится, доверяй, но проверяй.

Шаг 5. Проверяем игрушку на безопасность

Даже самая полезная с виду игрушка может оказаться вредной. Поэтому первым делом понюхайте, потрогайте и как следует разглядите игрушку. Она должна быть прочной и приятной на ощупь. Качественные игрушки не имеют резкого специфического запаха, потому что краска и материал нетоксичные.

Для самых маленьких деток актуальными параметрами являются отсутствие мелких деталей и острых углов. А также размер игрушки - она должна быть достаточно большая, чтобы малыш не смог ее проглотить и достаточно маленькая, чтобы ей можно было с легкостью манипулировать.

Кроме того, игрушки должны быть приспособлены для мытья или стирки.

Обратите внимание на цвет - он должен быть естественным и приятным. Все перенасыщенные кислотные окраски лучше проигнорировать.

Уточните у продавца наличие сертификата качества и попросите его показать. Только после этого вы можете быть уверены, что игрушка не причинит вреда вашему ребенку.

Наверное, вы думаете, что теперь-то уж точно можно оформлять покупку. Однако прошу вас набраться терпения и провести еще один важный тест, описанный в шестом шаге.

Шаг 6. Анализируем развивающую и смысловую нагрузку игрушки

Главная функция любой игрушки - активизировать деятельность ребенка. Поэтому вы четко должны понимать, что ребенок с ней будет делать. В этом и заключается развивающий эффект: игрушка должна быть открыта и понятна для игры, закреплять и формировать новые навыки.

Например, купив неваляшку шестимесячному ребенку, мы простимулируем в нем навык ползания и развитие мелкой моторики. А вот для шестилетнего малыша она будет уже бесполезна. Для него прекрасным подарком станет лото. Во-первых, оно закрепит названия чисел и их обозначение в памяти ребенка, во-вторых, он получит положительные эмоции в процессе игры, в-третьих, будет учиться соблюдая правила, достигать определенного результата. И опять же, для двухлетнего малыша лото - совершенно непонятная игрушка. Числа для него — абракадабра, а бочонки слишком мелкие и неудобные для манипулирования. Да и о соблюдении правил он в этом возрасте и слышать не хочет.

Следующий аспект - игрушка должна нести адекватный реальности смысл и вызывать положительные эмоции.

Например, слон-телефон-на-колесиках размывает понятие ребенка об окружающем мире. Это вроде бы и транспорт, но на нем никого не перевезешь. И в то же время и не совсем слон, ведь он телефон. И почему телефон катается, кстати говоря?

Подобное замешательство вызывают игрушки в виде фиолетовой коровки с крыльями. Я не говорю уже об откровенно агрессивных игрушках-злодеях, которых ребенок может напугаться.

И последнее в этом пункте - игрушка должна соответствовать интересам ребенка. И если взрослых привлекают внешняя красота, наличие всевозможных фишек и заморочек, то для ребенка гораздо важнее, если они ее видели у кого-то из своих друзей или она похожа на любимый сказочный персонаж. Кроме того, детки очень индивидуальны в своих предпочтениях. Поэтому, если ваш малыш обожает мишек, то постарайтесь найти набор, с помощью которого можно слепить или раскрасить еще одного мишку.

Если игрушка удовлетворяет хотя бы одной из перечисленных характеристик, то можно смело делать покупку. Но не забудьте про последний шаг.

Шаг 7. Знакомим ребенка с игрушкой

Постарайтесь преподнести новую игрушку по-особенному. Тогда ее приобретение вызовет у ребенка еще больше положительных эмоций. Например, ее можно красиво упаковать и положить в самом неожиданном месте, чтобы малыш случайно на нее наткнулся. Или придумать игру-загадку «Найди клад» в несколько ходов.

Но самое главное - нужно показать, как с этой игрушкой обращаться. Быть может, на какое-то время включиться в игру и продемонстрировать возможности новой забавы.

А вот теперь самое время спокойно вздохнуть и погордиться собой. Со временем, когда вы освоите представленную методику, покупка игрушек будет занимать у вас все меньше времени, но приносить все больше пользы в развитии малыша.

Пусть ваши детки растут здоровыми, счастливыми и гармоничными!

Анна Страшинская — about-toys.info ,

Игрушки в жизни детей имеют немаловажное значение и это знают многие. При помощи игр, ребёнок познаёт мир, учится, приобретает какие-то навыки. И не важно маленький это ребёнок, или постарше, даже подросток, ему непременно необходимы игрушки, для правильного и гармоничного развития и вот о том, как их выбирать, мы и поговорим.

Выбирать игрушки следует по нескольким критериям: возраст ребёнка, его пол и ваши цели. Вообще, изначально надо уяснить, что любые, даже маленькие мягкие игрушки привносят большое значение в воспитании и восприятии мира у детей. Кроме того, не бывает неинтересных игрушек. К любой игрушке можно у ребёнка развить интерес и также его погасить.

Кстати, ещё одним критерием при выборе игрушки, является её цена. Обычно этот критерий не связан с потребностями или желаниями, а руководиться в основном возможностями. Сразу нужно сказать, что покупая детские игрушки дешево, не означает - плохо. Цена на любой товар во многом зависит не только и не столько от качества, как от того, насколько распиарена игрушка или её производитель. Можно купить вполне качественные детские игрушки недорого и одновременно не худшего качества, чем распиаренный известный аналог.

Но надо учитывать, что покупая детские игрушки дешево, мы рискуем приобрести товар из некачественного, а порой и вредного материала. Чтобы этого не случилось не надо покупать товар с рук, в не установленных для продажи мест, например метро, у неизвестных людей, даже если они покажут сертификат качества на продаваемые ими детские игрушки. У вас нет гарантии, что этот сертификат подлинный.

Идеально покупать детские игрушки недорого, но в специальных магазинах. Конечно у изделия должен быть сертификат, что он изготовлен из невредных материалов.

Как выбрать игрушки по возрасту ребёнка

Разный возраст — это разные увлечения, помните об этом. Чтобы не попасть впросак с подарком ребенку, мы подобрали несколько вариантов подарков для отличающихся друг от друга возрастных групп.

До полугода

Детки изучают мир визуально, пальпаторно, на слух и пробуя на вкус. Сначала они любят просто бить по игрушке, весящей над ними и наблюдать за её движением, слушать её звук. Ближе к шести месяцам, ребенок пробует схватить игрушки, а потом взять в рот. Соответственно лучшими будут маленькие мягкие игрушки, погремушки и зубные колечки.

До года

В этом возрасте ребёнка больше интересуют яркие, красочные игрушки, издающие звук и, которые можно кусать. Также подойдут маленькие мягкие игрушки, погремушки, музыкальные и клавишные игрушки. Кстати, уже в этом возрасте малыш может учиться элементарным манипуляциям, например нажимать на кнопочки и слушать музыку.

До двух лет и старше

Дети в этом возрасте уже начинают учиться и вот тут им будет очень полезно покупать не просто игрушки, яркие и музыкальные, а развивающие. К таким игрушкам можно отнести любые, которые чему-то учат малыша. Это и собирание пирамидки, и конструкторы с большими деталями (чтобы не проглотил), кубики, пазлы и многие другие. Уже в этом возрасте деткам можно покупать книги с яркими картинками, читать им их и показывать рисунки. Кстати, краски, карандаши и фломастеры - тоже будут интересны детям. По мимо этого деткам можно покупать большие и маленькие мягкие игрушки и уже по гендерному признаку.

Как выбирать игрушки для старших детей

Предпочтение детей старшего возраста основывается не только на их интересах, но и на той основе воспитания, которую заложили вы раньше. Также выбор игрушки во многом зависит от характера и темперамента ребёнка. Выбирать в данном случае надо с ребёнком, обязательно направляя его интересы в правильное русло, но не заставляя, не запрещая и без давления. В любом случае крайне желательно исключить жестокие игры и игрушки.

Как выбрать игрушки по гендерному признаку

Тут всё просто: девочки - куклы, мальчики - машинки. Есть такие игрушки, которые нравятся всем. Например, конструкторы и пазлы. Не думайте, что такие игрушки бесполезны. Вовсе нет. Девочку можно заинтересовать шить одежду для кукол, купить набор для вышивания, бисероплетения и так далее. Мальчиков, можно заинтересовать не просто возить машинки без смысла, а например, собирать машинки, самолётики и так далее.

В целом, выбирать игрушки не сложно. Просто обратите внимание, чем интересуется ваш ребёнок и подумайте, какую он получит пользу от той или иной игрушки.

Источник — http://kidsrkids.ru/

Все родители стремятся дать детям лучшее с самого рождения. Что нужно ребенку в первую очередь? Многие ответят — игрушки. И это действительно так. Именно в игровой форме малыш познает окружающий мир, и игрушка, как ни один другой предмет помогает ему в этом.

В настоящее время на прилавках магазинов можно встретить игрушки на любой вкус — простые и сложные, большие и маленькие и конечно развивающие все, что только можно. Потеряться в этом разнообразии легко. Очень соблазнительно купить игрушки для развития мелкой моторики и осязания, музыкального слуха и речи, логики и мышления.

Однако прежде чем бросаться в магазин, следует разобраться, какие игрушки действительно будут полезны ребенку.

Развивающий шар

Для чего нужна игрушка

Первым при покупке чего-либо является ответ на вопрос «зачем?». Раз речь идет именно о развивающей игрушке, значит, что-то Вы хотите развить, чем-то помочь ребенку.

Если речь идет о развитии логики — это будут игрушки одного типа, если о мелкой моторике и координации движений — совсем другого. Покупать все и сразу по принципу «разовьем все» непрактично и выгодно исключительно производителю.

Подумайте, зачем Вы хотели бы купить игрушку и огромный выбор сразу сузится. Затем оцените, насколько хорошо она будет способствовать развитию навыка, и какие дополнительные возможности может дать.

Например, если Вы решили купить пирамидку для развития мелкой моторики и знакомства с размером объектов следует оценить, сколько в ней элементов, различаются ли они по цвету.

Если колечки однотонные — ребенок будет ориентироваться в первую очередь на размер, если цветные — на размер и цвет. Существуют и пирамидки с различной формой деталей — в этом случае малыш будет не только изучать размер и цвет, но и форму предметов.

При каждом усложнении игрушки будет несколько страдать развитие навыка ориентирования исключительно по размеру. Например, ребенок может запомнить последовательность цветов колец, и не придать значения их размерам. А различная форма и вовсе усложнит процесс сопоставления.

Таким образом, если цель именно изучение размеров объектов лучше выбрать более простую и однотонную пирамидку, как бы ни были соблазнительны другие варианты.


Простая деревянная пирамидка — Петушок

Простота и удобство игрушки

Зачастую, когда идет речь о детских развивающих игрушках родители представляют себе нечто сложное и многофункциональное. Что-то что и песенку споет, и животных покажет, и формы определять научит.

Увы, на деле все не совсем так, как хотят показать нам производители товаров для детей. Наличие в одной игрушке кнопок с различными звуками, счетного материала и разного вида фигур, возможно, заинтересует ребенка, но ровно на столько, чтобы изучить, что же может этот предмет.

Что делать с такой игрушкой ребенок может так и не придумать — вроде и крутится и поет и детали разные, но как правильно использовать — не понятно. Да и сами родители, обучая малыша, не станут обращаться к громоздкой игрушке долго — для счета можно использовать кубики или мячики, для изучения формы — различные вкладыши и пирамидки.

Поэтому, если родители хотят, чтобы игрушка развивала мелкую моторику, речь и логику, скорее всего, придется приобрести не одну, а три разные игрушки. Иначе ребенок просто запутается во всем этом функционале и откажется играть.

Разумеется, чем старше ребенок, тем более сложную игру можно ему предложить, однако пользу обычного детского конструктора мало кто будет оспаривать. Он позволит и познакомить ребенка с цветом, формами за счет использования различных деталей, будет способствовать развитию мелкой моторики и логического мышления, оставаясь при этом одной из самых простых игрушек.

Станет ребенок играть или нет, зависит и от возможности самостоятельно осуществлять те или иные действия с игрушкой. Например, в случае с той же погремушкой — будет ли удобно ребенку ее держать, катать, трясти.

Если игрушки предполагают кнопки — сможет ли ребенок самостоятельно нажимать на них. Если речь идет о различных сортерах — насколько удобно будет малышу помещать детали в отверстия. Совсем маленькому ребенку куда удобнее помещать детали сверху, а не сбоку или снизу.


Пирамидка из разноцветных стаканчиков

Возможность фантазировать

Что показательно — зачастую, чем меньше функций предложено производителем, тем больше вариантов игры. Какие действия производить с игрушкой ребенок и родители могут решить сами.

И это является еще одним критерием выбора действительно интересной и полезной игрушки для ребенка. У малыша должно быть множество вариантов использования игрушки, многие из которых он изобретет сам.

Если производителем заложена всего одна конкретная функция — например, надевание деталей на штырьки, то это скорее не игрушка, а тренажер для развития определенных навыков.

На какое время взрослого человека заинтересовало бы выполнение одних и тех же действий, даже если этих действий пять? Не думаю, что надолго.

У ребенка еще больше требований, ведь он активно познает мир, ему необходимо попробовать наибольшее количество действий, познакомиться со всеми возможными результатами собственных манипуляций.

Поэтому некоторая незавершенность игрушки вызывает большую заинтересованность. Следует исходить не только с точки зрения «что можно делать с игрушкой», но и с позиции, «что можно сделать с помощью игрушки».

Например, мозаики — при видимой однозначности назначения они предоставляют ребенку широкие возможности в развитии воображения, творчества, многообразие конечных вариантов. Значит, малыш станет заниматься с такой игрушкой, развивая при этом мелкую моторику и концентрацию, усидчивость и последовательность.

Еще один пример — шнуровка. Часто производители закладывают четкий алгоритм действий со шнурками — прошнуровать конкретную деталь, зашнуровать ботинок и прочее.

Рассматривать такие изделия как игрушки было бы не совсем верно — это скорее инструменты для развития определенного навыка — продевать веревочку в дырочки в определенной последовательности или завязывать ботинки. Навык полезный, но вряд ли ребенок надолго этим заинтересуется и станет играть самостоятельно. Это скорее материал для занятия взрослого с малышом.

Однако, если та же самая шнуровка будет представлена в разных цветах и с картонками с разными типами отверстий, размещенных в разных местах, возможность фантазировать и изобретать собственные узоры, переплетения и комбинации открывают множество различных вариантов перед ребенком, следовательно, могут на долго занять его внимание.

Качество игрушки

Разумеется, говоря о любом виде детских товаров, не следует забывать и о качестве. Все детали должны хорошо крепиться, швы, если они имеются, хорошо прошиты. Недопустимо чтобы из игрушки торчали нитки или набивочный материал, облезала краска с деталей.

Обращайте внимание на этикетку — чем более качественно и грамотно она составлена, тем больше вероятность, что и игрушка не подведет. Обязательно должен быть указан ГОСТ и рекомендации по использованию и уходу.

Подвижные элементы игрушки должны хорошо двигаться, не цепляться. Если элементы вставляются в отверстия или надеваются на штырьки — они должны проходить свободно.

Когда речь идет об интерактивной говорящей игрушке — проверьте качество звучания, звуки должны быть понятны и приятны на слух.

Набивные игрушки желательно выбирать с синтепоном, такие игрушки более безопасные, не склонны накапливать вредные вещества и легко стираются.

Возраст ребенка

И естественно главное, на что следует опираться при выборе той или иной игрушки — это возраст ребенка. В разных возрастных категориях потребности в развитии тех или иных навыков, конечно, будет различной. Будут и различаться игрушки, которые необходимо приобрести.

Желательно, выбирая игрушку рассчитывать на больший срок ее эксплуатации. Например, покупая годовалому ребенку кубики, можно сразу приобрести набор с цифрами и буквами. Сначала они будут использоваться как строительный материал, а в дальнейшем помогут познакомиться с чтением и счетом.

Для детей в возрасте до 3-х месяцев основными органами получения информации о мире являются зрение и слух. Различные погремушки и мобили — первые развивающие игрушки для новорожденных. Основным требованием к игрушкам для этого возраста будет — контрастность. На однотонных и контрастных игрушках легче всего фокусировать взгляд.

После 3-х месяцев ребенок не только умеет следить за игрушкой, но и пытается ее схватить. Таким образом, игрушки для детей этого возраста должны развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, координацию движений. Если игрушка будет пищать и привлекать внимание, побуждать ребенка тянуться за ней, брать в руки, мять, перекладывать — это нужная игрушка.

Идеальной игрушкой для детей от трех месяцев и почти до года может стать развивающий коврик. В нем предусмотрены инструменты для развития тактильных ощущений, мелкой моторики, координации движений.

К 5-6 месяцам не забудьте добавить в арсенал развивающих игрушек зубопрорезыватели. В этом же возрасте можно подключать различные перчаточные куклы. Так ребенок сможет лучше познакомиться с мимикой. Большой плюс подобных кукол состоит в том, что и в дальнейшем Вы сможете использовать их по совершенно различному назначению. От кукольного театра, до совместной «игры в сказку» с ребенком.

Ребенок в возрасте от года до трех познает мир предметов и форм. В этом возрасте ему необходимо получить большой объем информации о предметном мире. Что и как движется, складывается, что к чему относится. Помимо мелкой моторики в этот период начинает развиваться и логика и образное мышление, активно развивается речевой аппарат.

В возрасте около года так же можно начинать осваивать пирамидки, сортеры, конструктор с крупными деталями, книги с толстыми страницами, знакомится с фигурками животных. В качестве развивающих игрушек детям старше года хорошо подойдут различные кубики: мягкие, позже деревянные и пластмассовые.


Деревянные кубики с пазлами

С 1.5-2 лет уже могут активно использоваться пазлы. С двухлетнего возраста можно добавлять и различные шнуровки.

Чем старше ребенок, тем более сложные игрушки можно ему предлагать — более мелкий конструктор, пазлы с большим количеством элементов.

После трех лет, когда основной познавательной деятельностью становится уже не изучение объектов и их свойств, а активное освоение социальных навыков, арсенал игрушек может быть дополнен различными наборами для творчества, игры в доктора или юного химика, различными интеллектуальными играми, интерактивными игрушками.

Обычно после трех лет родители уже знают о предпочтениях ребенка, и ориентироваться во всем многообразии становится немного легче, хотя промахи неизбежны — сложно предугадать наверняка понравится ребенку та или иная игрушка, или нет и как он ею распорядится.


Не секрет, что маленький ребенок познает окружающий мир и учится взаимодействовать с ним именно через игру. Перед родителями часто стоит очень сложный вопрос: как выбрать игрушку?
Многие мамы и папы останавливают свой выбор на необычных ярких игрушках, или, отдавая дань рекламе, покупают замысловатые развивающие конструкции, которыми так и пестрят детские журналы или интернет-страницы. Наверное, этим подходом к проблеме выбора они компенсируют недостаток таких игрушек в своём детстве. Однако, не будем советовать обращаться за консультацией к специалистам, а обозначим основные критерии предпочтений при выборе той или иной игрушки среди огромного многообразия.

Какие игрушки выбирать детям правильно

Каких только игрушек сейчас нет – и целые сказочные дома для кукол и машинки на радиоуправлении и летающие самолеты и даже чудо-куклы, действительно теряешься в таком разнообразии не знаешь, как выбрать игрушку, чтобы она была действительно полезной и интересной ребенку. А в условиях ограниченности денежных средств, к тому же, хочется выбрать и красивую и полезную игрушку. Чтобы не покупать игрушки-однодневки необходимо соблюдать некоторые правила, главным из которых является то, что игрушка должна соответствовать возрасту ребенка.

Как выбрать игрушку для развития мелкой моторики рук у детей двух-трех лет?

Подойдут матрешки, которые помогут изучить ребенку цвета и размеры.

Как выбрать игрушку для дошколят?

Самым лучшим подарком будут профессиональные наборы – «Детский доктор», «Повар», «Водитель». В детских магазинах большой выбор таких наборов, они содержат всё необходимое для перевоплощения ребенка и помогут ему лучше понять ту или иную профессию.

Как выбрать игрушку для девочки?

Выбор куклы (традиционно сложилось, что куклы предназначены именно для девочек) для девочки – мероприятие важное и ответственное, ведь именно игра с куклой развивает фантазию ребенка, заставляет его придумывать интересные истории о ней. Вот почему не стоит покупать куклу уже «готовую ко всяческому употреблению», куклы с кучей одежды и посуды или куклы-роботы. Чем проще будет кукла, чем меньше у неё будет нарядов и аксессуаров, тем лучше. Пусть малыш сам придумает ей имя, профессию или род занятий, пусть сочинит какую-нибудь смешную историю с ней связанную или расскажет, что она умеет делать.

Сейчас в продаже большинство игрушек уже с готовым набором всевозможных украшений, предметами мебели и кучей одежды, а ведь гораздо лучше, когда девочка вместе с мамой мастерит всё новые и новые предметы для своей любимицы. Куклы, для которых уже всё есть с момента покупки, очень быстро надоедают и не дают проявить себя творческой натуре ребенка. Большое значение при выборе куклы имеет выражение её лица. Игрушки становятся для маленьких деток чуть ли не самыми лучшими друзьями, они стараются им подражать и частенько передразнивают поведение своих кукол. Не стоит покупать куклу с плаксивым или агрессивным лицом, а ведь частенько, насмотревшись модных мультиков, дети хотят обязательно купить какого-нибудь мультипликационного монстра. Лучше хорошенько подумать и все тщательно взвесить, прежде чем покупать такую игрушку.

Как выбрать игрушку для мальчика?

Для мальчиков вместо такого вот монстра лучше купить развивающий конструктор. Развивает он и логику, и образное мышление. Если же ребенок не любит возиться с конструктором, можно предложить ему построить из него домик для куклы или же гараж для любимой машины. К тому же, разновидностей конструкторов сейчас хоть отбавляй: и разноцветные пластиковые, и магнитные, и мягкие.

Что касается того, как выбрать механические игрушки, то они опять же не дают никакой воли детскому воображению. Ребенок нажимает на кнопки, уже заранее зная, что произойдет, о чём тут размышлять и фантазировать? Уж лучше заинтересовать его моделированием самолетов или машин, чем два-три дня поиграв с роботом, он забросит его куда подальше и будет требовать себе новую забаву.

  • мелких деталей и деталей «на соплях», которые ребенок может оторвать, откусить, которые могут стать причиной удушения, попав в дыхательные пути;
  • острых углов, необработанных краев и прочих недостатков производства. Края должны быть гладкими, чтобы не царапать кожу;
  • видимых дефектов, будь то «кривая» окраска, неровная сборка, несимметричность деталей и т.п. Все это говорит о не высоком качестве технологического процесса;
  • резиновые игрушки (впрочем, как и остальные) не должны иметь резкого запаха.

Я так же предпочитаю, чтобы на игрушках не было бумажных наклеек. Все потому, что ребенок обязательно потянет её в рот и запросто эту бумагу съест, что не совсем хорошо для его ЖКТ.

Оцените упаковку

Качественные игрушки как попало не упакуют. Это скорее аксиома, чем правило. Полиэтилен с расплывчатыми картинками, непонятный смазанный текст - показатели, по которым от покупки стоит отказать, так же не стоит брать игрушки без каких-либо намеков на упаковку. Нет упаковки? Ищите бирку. Бумажная наклейка на игрушке - опять-таки повод задуматься.

Обратите внимание на место производства, указание о материалах, сертификации и безопасности, возрастные ограничения. Импортные игрушки должны иметь наклейку с переводом. Сомневаетесь - спрашивайте документы на игрушки у продавца.

Конечно преобладающее большинство игрушек китайские. Однако игрушка игрушке рознь и даже среди китайских можно найти вполне приличные.

Даже если упаковка полностью на русском, игрушка может быть сделана в Китае. Это давно норма для любой страны, пугаться этого не стоит, но более тщательно осмотреть игрушку не забывайте.

Проверьте комплектацию и работу механизмов

Это правило распространяется на механические и музыкальные игрушки. Продавец обязан показать и рассказать, как работает игрушка, даже если в игрушке нет в комплекте батареек.

Помню как на кассе проверяла даже юлу, как оказалось не все они крутятся одинаково хорошо и быстро.

Согласитесь, будет крайне неприятно, если игрушка сломается или откажется работать прямо в руках ребенка, а если вы купили ее далеко от дома, то такая покупка может не только огорчить. Не всегда есть желание идти и возвращать игрушку в магазин.

Выбирайте игрушки для ребенка, а не для себя

С этим пунктом, пожалуй, сложнее всего. Когда мы ходим в магазин, так трудно удержаться и не купить своему ребенку то, чего у тебя не было в детстве. Я умаю, что многие со мной в этом согласятся. Не по возрасту купленная игрушка - причина того, что ребенок не сможет с ней правильно играть, а вероятно сломает ее или попросту забросит.

Однако, замечу, что указание возраста для игрушки - понятие все же относительное. Если вы внимательны к ребенку, то заметите к чему он тяготеет. Складывает предметы один на другой - повод купить кубики, конструктор, пирамидку. Пробует соединять предметы или наоборот - конструктор типа «Лего» для самых маленьких будет как нельзя кстати. Нравится катать предметы по полу - составьте малышу автопарк и катайте животных, кукол или кубики. Заметили, что малыш играя на кухне примеряет крышки к кастрюлькам или прячет в сковородке свои сокровища - отличная идея познакомиться с игрушками-вкладышами,сортерами или логическим кубом.

Не смотря на возраст у нас уже появились многие игрушки, которые предназначены для малышей по старше. Хорошо реагирующим малышам на музыку очень понравятся музыкальные игрушки, а если ребенок - любитель понажимать на кнопочки - то лучше подарка просто не найти.

Критерии отбора детской игрушки согласно возрасту ребенка

В психологии выделяются две группы деятельности детей, которые развивают разные сферы психики ребенка . В первую входят те, в которых происходит освоение смыслов и норм отношений между людьми. На этой основе развивается социально- личностная сфера ребенка.

Вторую группу составляют виды деятельности, в которых происходит усвоение способов действия с предметами. На этой основе формируются интеллектуальные и познавательные способности детей, их двигательные и технические возможностей.

В каждом возрасте существует главная линия развития, которой соответствует ведущая деятельность. Приоритетные виды игрушек на каждом этапе возрастного развития определяются, прежде всего, этой ведущей деятельностью и связаны с ее обеспечением.

Это вовсе не означает, что у ребенка в 2 или в 4 года должны быть только однотипные игрушки. Очевидно, что и социально- личностное, и умственное и физическое развитие ребенка происходит во всех возрастах. Поэтому ребенку всегда нужны разные виды игрушек. Кроме того, существует определенные игрушки, которые открывают бесконечно разнообразные по возможности игры и которые нужны во всех возрастах (например, мячи, вкладыши, мозаики, и пр.). И все-таки, для каждого возраста существуют свои особенные игрушки, которые предполагают определенный способ действия и наиболее тесно связаны с возрастными особенностями и задачами развития данного периода.

Простота и доступность

Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. К примеру, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и паровозик, и телефон. Казалось бы, такая универсальная игрушка открывает самые разнообразные возможности для деятельности ребенка. Но – подобное «разнообразие» лишь дезориентирует малыша. Он не знает, что нужно делать - возить слоника, кормить его или разговаривать по телефону. Причем, полноценно выполнить все эти действия невозможно. Гораздо полезнее в этом отношении было бы «разъединить» функции и предложить ребёнку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предметы.

Стимуляция активных действий

«Полезность» игрушки далеко не единственный критерий оценки. В ней как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребёнка. Она обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Соответствие интересам самого ребёнка — важнейшее требование к игрушке, которое, собственно и делает её игрушкой. Но интересы и предпочтения у детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекает внешняя красота, сложность, богатство деталей, или описанное в аннотации развивающее значение. У детей несколько другие «приоритеты». Они могут предпочитать ту или иную игрушку потому, что видели подобную у своих друзей, или потому что она похожа на знакомого сказочного или телевизионного персонажа.

Однако главным привлекающим фактором для ребёнка является возможность что-либо с ней делать.

Кроме того, развивающая роль игрушки заключается в ее способности быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Предметы, предполагающие, пусть и полезные, но стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не для игры. Игра - это сфера образов, условностей, скрытых возможностей. Это, прежде всего, проба своих способностей и выяснение свойств предмета, с которым играешь. Поэтому он должен содержать элемент новизны для поддержания любознательности и собственной активности ребёнка.

Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребёнку. Таким образом, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важное требование для хорошей игрушки.

Поощрение самостоятельности

Игровые действия ребёнка должны быть самостоятельными. Игрушку можно рассматривать как особый предмет, позволяющий ему ощутить уверенность в своих силах. Она должна быть опорой для самостоятельных действий детей, должна помогать ощутить свою компетентность и автономность. Игрушки должны способствовать самостоятельной постановке и разрешению все более сложных задач. Наличие не только «загадки», но и подсказки, вызовет интерес и желание действовать. Предмет игры выбран правильно, если он содержит понятные ребенку ориентиры для его самостоятельной деятельности.

Этика, эстетика, культура

К социальным особенностям игрушки относится, прежде всего, этический аспект, который наиболее тесно связан с её воспитательной функцией. Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Недопустимым является наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное к живому, недопустимы.

При выборе игрушек всегда нужно учитывать и художественный, эстетический аспект.
Важный момент в оценке игрушки - её связь с окружающей общественной жизнью. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что, пользуясь ими, дети осваивают различные общественные модели. Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном для них обществе. Поэтому «современность» игрушки, её способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени», должны учитываться при оценке.

Кроме того, важным достоинством игрушки является её связь с культурными традициями своего народа. «Традиционность» игрушки имеет не только этнографическое или историко-культурное значение, но и является незаменимым средством воспитания и развития детей. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция (дымковская, гжельская, Сергиево-Посадская деревянная игрушка). И, конечно же, важно оценивать технические качества игрушки. На первый план здесь выходят прочность и безопасность.

Таковы самые общие требования, которые необходимо учитывать при выборе игрушки для ребёнка.

Для детей первого полугодия жизни игрушки должны обладать сенсорной яркостью (зрительной, осязательной, слуховой привлекательностью). Говоря простым языком, малышу должно быть приятно трогать такие игрушки, смотреть на них, слушать. Зрение у новорожденных слабое, он способен разглядеть небольшие предметы вблизи, поэтому, не рекомендуется играть с детьми до двух месяцев низко наклоняя над ними голову. Игрушки также не должны превышать размеров головы ребенка. Также, крайне нежелательно для младенческих глаз, чтобы в поле зрения ребенка постоянно попадали предметы слишком больших размеров. Также следует выбирать игрушки ярких теплых цветов.

К 4-6 месяцам стоит приучить младенца и к другим цветам радуги, что обусловлено тем фактом, что дети начинают цвета различать последовательно. Сначала желтый, потом оранжевый и красный, синий и зеленый, холодные цвета появляются позднее, в последнюю очередь появляется фиолетовый. Для самых маленьких выбирайте игрушки с ровными гладкими краями, без выступающих острых углов и легко отделяемых мелких деталей. Напряжение в электрических игрушках не должно превышать 12 В. Окраска должна быть стойкой к слюне, поту, влажной обработке. На третьем месяце ребенок начинает следить за игрушками, которые используются взрослым. Малыш следит за «перемещениями» игрушки, слышит ее звучание. Необходимо, чтобы малыш следил за движениями игрушки влево и вправо, поворачивал головку, учился смотреть и видеть. Ориентировочное прослушивание развивает восприятие ребенка и доставляет малышку огромное удовольствие, поэтому лучше всего, если игрушка будет звучать. Например, мобиль, благодаря которому над кроваткой движутся веселые и разноцветные персонажи под спокойную мелодию.

2-3 месяца — 1 год . С помощью взрослого ребенок учится манипулировать предметами, что является ведущей деятельностью для данного возрастного периода.

Прежде всего, для этого необходимо, чтобы мама и члены семьи обращались с младенцем так, будто он должен включиться в игру. Взрослые втягивают ребенка в общение с помощью игрушки, малыш, реагируя на звук, поворачивает на него головку и находит игрушку взглядом. Любимая игрушка может появиться у ребенка и в три месяца. Чтобы ребенок активно развивался, когда он бодрствует, рядом с ним всегда должна находиться игрушка. Достигнув трех месяцев, ребенок начинает смотреть на подвешенные игрушки, хватать и тянуться к ним, что формирует координацию, развлекает малыша, формирует координацию. Главное, чтобы у малыша были в этом возрасте легкие разноцветные пластмассовые звучащие погремушки, которые нужно постоянно мыть. Попробуйте предложить бумагу с мягким краем, она шуршит, меняет форму.

Книжки — игрушки понравятся малышу в 4-5 месяцев , можно раскладывать и складывать, разглядывать, вместе со взрослым разглядывать рисунки, показывать пальчиком разноцветные картинки. Малыш может и попробовать книжку на вкус — в этом случае переключите его внимание на что-нибудь другое. Кроме погремушек младенцу частенько дарят мягкие и металлические игрушки, с которыми стоит подождать, ведь металлическая игрушка может нанести ребенку травму, а мягкую игрушку нужно постоянно держать в санитарном состоянии. Мягкие игрушки рекомендовано дарить к году и научить нежному с ними обращению, мягкого мишку необходимо вместе с ребенком погладить, обнять, уложить спать. Однако, на пластмассовых погремушках дело не заканчивается. Ребенку также понравятся разные резиновые пищащие игрушки, это могут быть разные звери, куклы. С такими игрушками можно устраивать простые игры, например, прятки. Взрослый спрашивает у младенца, где находится та или иная игрушка, а ребенок ищет глазами предмет, находит его, тянется или может просто смотреть. Для детей от полугода необходимо также развитие двигательного взаимодействия с игрушкой, возможность произвести действие и получить результат. В это время ему наиболее интересны так называемые развивающие центры, части которых можно покрутить, потеребить, извлекая при этом разные заманчивые звуки.

В 1,5 — 3 года ребенку необходимы новые игрушки , в это время ведущей становится предметная деятельность. Ребенок начинает осваивать соотносящие действия, то есть, придает предметам пространственное положение, например, ребенок с удовольствием будет собирать пирамидки и , строить домики из кубиков, закрывать коробки крышками, играть с игрушками, которые разбираются и собираются. В то же время, такие действие требуют от малыша еще и учитывать свойства предметов. Например, чтобы правильно построить пирамидку, ребенок должен учитывать размер колец пирамидки, а иногда и их цвет. Детям очень нравятся такие операции с предметами, но на первых этапах ваше чадо будет нуждаться в вашей помощи, ведь он еще не может сам сложить сложный предмет из его частей. Сначала ребенку необходимо показать, как собрать пирамидку, как построить из кубиков дом. Такие операции также развивают мелкую моторику, и ребенок в свою очередь может выполнять движения, требующие развитой координации движений пальцев. В этом отношении очень полезны игры с пластиковыми блоками «Лего» или с мозаикой.

Для развития малыша очень важны любые перечисленные игры, игры-вкладыши, пирамидки, кубики и конструкторы с большими деталями. Приблизительно с двух лет ребенок начинает интересоваться . На этом этапе появляются любимые, значащие для ребенка, вещи, любимые игрушки, которые помогают преодолеть трудные моменты для ребенка, например, разлуку с мамой или поступление в детский сад. На этом этапе научите ребенка качать куклу, возить ее в коляске, укладывать и кормить. Все эти процесса научать ребенка покровительству, проявлению заботы, сопереживанию. Поскольку такая игрушка может стать лучшим другом для ребенка на многие годы, то просто необходимо, чтобы она была сделана из хорошего материала, была красива и прочна. В этом же возрасте ребенок осваивает орудийные предметы, такие как:

  • ложки
  • чашки
  • совочки
  • лопатки
  • карандаши.

Чтобы освоить такие действия, от ребенка требуется коренная перестройка движений рук, что имеет большое значение для психического развития. При этом не так важен результат, как усвоение принципа употребления какого-то предмета. Например, если ребенок зачерпнул совочком песок, то неважно, что в ведерко попала лишь малая часть, важно, что малыш усвоил технику употребления нового орудия. В раннем возрасте ребенок собирает и хранит различные природные материалы: шишки, семена, палочки, камешки и др. Эти материалы могут быть наделены различным значением, кроме эстетического. В таком возрасте ребенку нравится работать с разными материалами, гладкими, шершавыми, мохнатыми. Для этого используются книжки, имеющие разные на ощупь страницы. С этого же возраста дети начинают интересоваться материалом, вода, песок, крупа, снег, пластилин, фасоль, пуговицы. Ведь именно в это время ребенок осознает, что может создавать творения карандашами, мелками, красками Большое значение и широкое распространение получили так называемые, развивающие игры и игрушки: конструкторы, разные шнуровки, паззлы. Такие игрушки сделаны специально для того, чтобы развивать различные психические функции: память, внимание, восприятие, моторику. Дети любят такие игрушки, однако, обязательно необходимо предлагать свою помощь в случае возникновения трудностей, иначе ребенок потеряет интерес, сталкиваясь с одними и теми же сложностями. И такие развивающие игрушки не должны замещать куклы и машинки для сюжетных игр.

В 3-4 года малыш начинает играть в ролевые игры , в которых ему нужны будут звери и куклы, это относится и к мальчикам, и к девочкам. В качестве игрушек подойдут игры-вкладыши, когда нужно в дощечку с контурами вложить фигурки, подходящие по контурам. Понравятся детям и мячи, кольца, набрасываемые на штырек, простые конструкторы. Лучше избежать «лего» и подобных конструкторов, где детали прочно скрепляются между собой, пока ваше чадо не научилось строить из простых кубиков, сначала деревянных, а потом — пластмассовых. Использование при строительстве деревянных кубиков требует моторных навыков и планирования, ведь в противном случае, задуманная конструкция развалится. Приступая сразу к «Лего» у ребенка не приобретет навыков соотношения частей и удержания равновесия.

В возрасте 4 — 5 лет самое время для разнообразных конструкторов, мозаик, которые предоставляют возможность для развития фантазии и творческого потенциала ребенка. Он все еще интересуется играми с зверюшками и человечками, поэтому, важно, чтобы таких игрушек было много, ребенок будет играть с ними в школу, зоопарк, город. В этом случае ребенку необходимы наборы для сюжетных игр (скотный двор, ремонтная мастерская, причем что-то можно купить, а что-то сделать своими руками из подручных материалов). Постарайтесь выбирать универсальные игрушки (сложно играть с лошадкой, застывшей в беге — такие игрушки имеют свой собственный сценарий и ограничивают возможности игры).

После 6 лет игрушки и игры становятся очень реалистичными . Ребенка интересует сходство модели и оригинала, функциональность игрушки. Очень нравятся детям сложные мелкие конструкторы, особенно с использованием батареек и электричества. Девочки стремятся точно моделировать взаимоотношения взрослых с помощью кукол и аксессуаров к ним. Выбор игрушки Выбирая куклу или мягкую игрушку, обратите внимание на материал, из которого она сделана. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции у детей, а шершавые, холодящие материалы вызывают чувство отторжения у многих. Важное значение имеет также соотношение размеров головы и тела игрушки. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза вызывают у ребенка покровительственное отношение. Желательно, чтобы кукла могла сгибаться, чтобы ее можно было раздеть, она не должна быть слишком роскошной и дорогой. Для кукол также потребуется посуда, мебель и т.д




Самое обсуждаемое
Как связать красивые тапочки спицами и крючком? Как связать красивые тапочки спицами и крючком?
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?


top