Как эмоциональный интеллект влияет на развитие ребенка. Эмоциональный интеллект ребенка: зачем он нужен и как его развивать. Малыш хочет быть в центре внимания

Как эмоциональный интеллект влияет на развитие ребенка. Эмоциональный интеллект ребенка: зачем он нужен и как его развивать. Малыш хочет быть в центре внимания

Вчера Вита, моя 4-летняя дочка, нарисовала яркую картину из множества цветных фигур, и сказала, что она называется «Лабиринт к счастью». Мы с детства идем по этому лабиринту, и одним из основных помощников на пути может стать эмоциональный интеллект.

EQ – основа позитивного мышления, фундамент успешной жизни и личного счастья. Поэтому так важно его развивать. Понимание эмоций, способность распознавать чувства, намерения и мотивацию окружающих открывает больше возможностей, не позволяет опустить руки в сложной ситуации.

Только тем, что видишь, можно управлять. И развитый EQ дает возможность руководить не только собственными переживаниями, но и чувствами окружающих.

Дети смотрят на мир через призму эмоций. Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе. А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат. Он может стать успешным дипломатом или бизнесменом, любящим супругом и счастливым родителем.

Женщинам эмоции более подвластны, нежели мужчинам. Девочка с раннего детства учится состраданию, отзывчивости и пониманию. Каждая игра в куклы позволяет представить себя женой, дочерью и мамой.

Техники развития EQ для взрослых и детей

Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым.

1. Коробочка эмоций

Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:

  • Зрение: счастливая улыбка ребенка.
  • Слух: шум морской волны.
  • Вкус: сладкая клубника.
  • Обоняние: ароматы леса после дождя.
  • Осязание: объятия любимого человека.

2. Язык эмоций

Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую..., потому что..., и я хотела бы...».

На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».

3. Что я чувствую сегодня

Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда...». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.

4. Эмоциональный фотоальбом-путешествие

Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности». Попробуйте делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус – надо его попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!».

Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьей. А еще по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаете новую историю вашей поездки.

5. Эмоции в красках

Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребенок. Очень здорово рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, грусть, злость.

6. Компас эмоций

Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.

Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.

Например, мама может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а дочка – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.

И не забывайте про чтение книг и хорошую музыку. Это неустаревающие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира.

Об эксперте

John Gottman, Joan DeClaire

Raising an Emotionally Intelligent Child

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© John Gottman, 1997

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015

Посвящается работе и памяти доктора Хаима Гинотта

Предисловие

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДЕТИ ПЕРЕЖИВАЮТ ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА, а соответственно, и их родители. За последние одно-два десятилетия в жизни детей произошли огромные изменения, из-за которых им стало труднее освоить навыки человеческих чувств, что предъявляет дополнительные требования к их родителям. Родители должны узнать о более эффективных способах обучения своих детей основам эмоциональной и социальной жизни. И данное практическое руководство призвано помочь им в этом.

Возможно, эмоциональное воспитание никогда еще не было столь необходимым. Давайте посмотрим на статистику. За последние несколько десятилетий число убийств среди подростков увеличилось в четыре раза, количество самоубийств – в три раза, удвоилось количество изнасилований. За этими цифрами стоит общее эмоциональное нездоровье общества. Изучение общенациональной случайной выборки из более чем двух тысяч американских детей, по оценке их родителей и учителей сначала в середине 1970-х, а затем в конце 1980-х, продемонстрировало долгосрочную тенденцию к снижению основных эмоциональных и социальных навыков. За это время показатели снизились более чем по сорока пунктам. В среднем дети стали более нервными и раздражительными, более угрюмыми и капризными, более подавленными и одинокими, более импульсивными и непослушными.

Это снижение является результатом значительных изменений, происшедших в нашем обществе. Новые экономические реалии вынуждают родителей работать больше, чем предыдущие поколения, а значит, у них остается меньше свободного времени, которое можно провести с детьми, нежели с ними проводили их собственные родители. Все большее количество семей проживает вдали от своих родственников, часто в районах, где родители маленьких детей боятся позволить им играть на улицах, не говоря уже о том, чтобы зайти к соседям. Вместо того чтобы играть со сверстниками, дети проводят все больше времени перед экраном телевизора или компьютера.

Но в течение всей долгой истории развития человечества дети знакомились с основными эмоциями и получали социальные навыки от своих родителей, родственников, соседей и из импровизированных игр с другими детьми.

Отсутствие возможности научиться основам эмоционального развития приводит к неблагоприятным последствиям. Факты свидетельствуют, что у девочек неспособность различать чувства тревоги и голода в будущем приводит к беспорядочному питанию, а те, кто в ранние годы не научился контролировать свои порывы, имеют большой шанс забеременеть в подростковом возрасте. Для мальчиков импульсивность в ранние годы может означать повышенный риск вступления на путь преступлений и насилия, и для всех детей неспособность справиться с тревогой и депрессией увеличивает вероятность злоупотребления наркотиками или алкоголем в дальнейшей жизни.

Учитывая новые условия, родители должны максимально использовать драгоценные моменты, которые они могут посвятить своим детям, и приложить целенаправленные усилия, чтобы привить им ключевые навыки межличностного общения, такие как возможность понять и справиться с беспокоящими их ощущениями, контроль над импульсами и эмпатия. В своей книге Джон Готтман предлагает научно обоснованный и в высшей степени практичный способ, позволяющий родителям дать своим детям необходимый набор инструментов для дальнейшей жизни.

Введение

ПРЕЖДЕ ЧЕМ СТАТЬ ОТЦОМ, я почти двадцать лет занимался возрастной психологией и изучал эмоциональную жизнь детей. Но лишь в 1990 году, когда родилась наша дочь Мория, я начал по-настоящему понимать отношения между родителями и детьми.

Как и многие родители, я не мог представить себе той силы чувств, которые буду испытывать к своему ребенку. Я понятия не имел, как буду взволнован, когда она впервые улыбнется, научится говорить и читать книгу. Не представлял себе, сколько терпения и внимания она будет требовать у меня каждую минуту и насколько сильно я буду хотеть удовлетворять ее потребность во внимании. С другой стороны, меня удивили те чувства огорчения, разочарования и уязвимости, которые я начал испытывать с рождением дочери. Я огорчался, когда не мог с ней общаться. Испытывал разочарование, когда она плохо себя вела. Чувствовал себя уязвимым, когда осознавал, насколько опасным может быть мир. Для меня потеря дочери означала бы, что я потерял все.

Осознание собственных эмоций помогло мне сделать ряд открытий в своей профессиональной деятельности. Как еврей, чьи родители сумели сбежать из Австрии, чтобы не стать жертвами холокоста, я был близок к теоретикам, которые отвергали авторитаризм как способ воспитания морально здоровых детей. Я считал, что семья должна быть демократичной и что дети и родители должны выступать в качестве разумных и равных партнеров, а годы моих исследований динамики семейной жизни показали, что наибольшее влияние на благополучие детей в долгосрочной перспективе оказывают эмоциональные взаимодействия между родителями и детьми.

Удивительно, но бо льшая часть сегодняшних популярных советов родителям игнорирует мир эмоций. Они опираются на теории воспитания, где большее внимание уделяется проступкам и игнорируются чувства, которые как раз и служат их побудительной причиной. Однако конечная цель воспитания детей состоит не в том, чтобы воспитать послушного и сговорчивого ребенка. Большинство родителей хочет для своих детей гораздо большего: воспитать высоконравственных и ответственных людей, которые вносят вклад в жизнь общества, обладают достаточной силой, чтобы делать свой собственный выбор, используют свои таланты, любят жизнь и те удовольствия, которые она предлагает, имеют друзей, заключают удачные браки и сами становятся хорошими родителями.

В ходе своих исследований я обнаружил, что одной любви для этого мало. Оказалось, секрет воспитания состоит в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. К сожалению, часто бывает, что отношение к эмоциям (своим и своих детей) любящих и заботливых родителей встает на пути к общению с ребенком, когда тот испытывает страх, или злится, или сильно опечален. Этот недостаток можно устранить путем приобретения базовых навыков эмоционального воспитания.

Я подробно изучал семьи с помощью тщательно спланированных лабораторных экспериментов и наблюдал за дальнейшим развитием детей. После десяти лет исследований обнаружил группу родителей, дети которых развивались лучше других. Оказалось, что когда эти дети испытывали сильные эмоции, их родители делали пять очень простых вещей, которые я и назвал «эмоциональным воспитанием».

Вырастая, дети, с которыми родители занимались эмоциональным воспитанием, становились теми, кого Дэниел Гоулман называет «эмоционально развитыми» людьми. Они умели лучше управлять своими эмоциями, быстрее себя успокаивали, когда были расстроены, их сердечные сокращения раньше приходили в норму. Благодаря более высокой эффективности физиологических реакций, отвечающих за успокоение, они меньше болели инфекционными заболеваниями. У них была выражена способность к более высокой концентрации. У них лучше складывались отношения с другими детьми даже в сложных социальных ситуациях в подростковом возрасте, когда чрезмерная эмоциональность является значительным препятствием (например, когда их дразнят). Они лучше понимали людей, у них было больше друзей, они лучше учились в школе. Иными словами, у них развивался своего рода IQ по отношению к людям и миру чувств, или эмоциональный интеллект. Эта книга расскажет вам о пяти шагах, которые помогут вам развить эмоциональный интеллект вашего ребенка.

Опытный специалист по семейной психологии Джон Готтман наглядно показывает, что те стереотипы поведения, которые мы привыкли считать «правильным», не способствуют становлению эмоционального интеллекта ребенка. В книге есть все необходимое чтобы диагностировать свой тип поведения, и найти стратегии поведения, которые лучше всего подойдут вашей семье, а также поможет:

  • проявлять больше внимания к эмоциям ребенка;
  • использовать проявление эмоций как возможность для обучения и сближения с ребенком;
  • проявлять эмпатию и лучше понимать настроение ребенка;
  • обсуждать эмоции на языке, понятном ребенку;
  • помогать ребенку справляться с тяжелыми ситуациями и проблемами.

Для кого эта книга

Это книга для родителей, педагогов, учителей.

Об авторе

Профессор психологии в Вашингтонском университете, основатель The Gottman Institute — организации, помогающей семейным парам и родителям налаживать отношения в семье.

Цитаты из книги

Секрет воспитания

Оказалось, секрет воспитания состоит в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. К сожалению, часто бывает, что отношение к эмоциям любящих и заботливых родителей встает на пути к общению с ребенком, когда тот испытывает страх, или злится, или сильно опечален.

Три типа родителей

Среди родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональный интеллект, я выделил три типа: отвергающие (это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей), неодобряющие (это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций), невмешивающиеся.

«Тебя бесит, что Дэнни забрал у тебя игру, - может сказать отец. - Меня бы это тоже взбесило. Но бить его неправильно. Что ты можешь сделать вместо этого?». Детям важно объяснить, что проблемой являются не их чувства, а их плохое поведение.

Три зоны поведения

Предлагаем родителям создать свою систему правил, состоящую из трех зон - зеленой, желтой и красной. Зеленая зона охватывает поведение, которое разрешено и желательно. Желтая зона - это поступки, которые в целом не разрешаются, но мы можем с ними смириться. Красная зона - это недопустимое поведение.

Конфликты в семье

Продолжайте оставаться в курсе повседневной жизни своих детей. Чтобы защитить детей от негативных последствий супружеских конфликтов, нужно оставаться для них эмоционально доступными. Это требует внимания к повседневным рутинным событиям, вызывающим в детях эмоциональный отклик.

Страх быть брошенным

Существует естественная причина, по которой дети этого возраста зачарованно слушают такие сказки, как «Белоснежка» или «Приключения Оливера Твиста». В этих историях проговаривается страх, общий для большинства детей дошкольного возраста, что однажды их могут бросить.

Отзыв

Все дети рождаются с безграничным любопытством, но как его сохранить, как вырастить ребенка, умеющего прислушиваться к своему сердцу? Множество книг и статей посвящены развитиюэмоционального интеллекта - той части нашего я, которая отвечает за мотивацию, самоощущение человека в мире, адаптивные способности, умение создавать и поддерживать отношения. Эта книга -о доверии ребенку, о безусловном принятии, об умении слушать. О том, насколько важно идти за ребенком, отвечать на его потребности, помогать тогда, когда ему нужна помощь, и не вмешиваться, когда он хочет сделать это «сам!», сколько бы ему ни было лет - 2, 12, 22...

Эмоциональный интеллект, помимо прочего, включает в себя способность к глубокой эмпатии, умение мудро вести за собой и следовать за другим, не теряя себя, уважать чужие границы и развивать свои таланты, принимать и дарить любовь и поддержку. Отношения не могут быть подлинно глубокими, не могут развиваться без умения делиться с другим своим внутренним миром. Большинство из нас с раннего детства учится игнорировать или прятать свои чувства, не придавать им значения, а потом мы оказываемся способны только на вымороченные, убогие отношения. В свою очередь то, какой уровень эмоционального интеллекта мы передадим нашим детям, зависит от нашей собственной способности чувствовать и готовности расти и развиваться в этой душевной сфере. Жизнь, со всеми ее радостями и бедами, - это «большая школа» эмоций.

Поэтому книга очень понравилась. Прекрасный публицистический стиль - книга читается на одном дыхании! Не перегружено теорией, сплошная практика и примеры. Эмоциональное вос - именно то, что необходимо абсолютно всем детям и их родителям. Найти общий язык, преодолеть проблемы переходного возраста с минимальными потерями - все это возможно на принципах эмоционального воспитания. В книге вы найдете много простых ответов на сложные вопросы о воспитании ребенка. Авторы рассказывают о том, почему эмоциональное вос просто необходимо ребенку. В книге приводятся примеры самых разных трудностей в процессе воспитания, а также конкретные советы и способы решения проблем. Прочитав ее, вы, с большой вероятность, пересмотрите многое в себе.

Книга будет полезна как специалистам-психологам, так и педагогам, родителям, так как написана в доступном, легком для понимания изложении. Специалисты найдут для себя материал для диагностики и практической работы с родителями. Родителям помогут понять идеи книги многочисленные примеры из жизни.

СТРАТЕГИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Если вы и ваш ребенок будете регулярно практиковать эмоциональное вос , то со временем накопите достаточный опыт. Вы станете лучше осознавать собственные чувства и охотнее их выражать. Кроме того, ваш ребенок научится ценить преимущества решения проблем вместе с родителями.

Это не означает, что эмоциональное вос гарантирует спокойную жизнь. Вам все равно придется сталкиваться с препятствиями в тех случаях, когда вы, несмотря на желание быть в контакте с эмоциями своего ребенка, по ряду причин, не можете получить от него отчетливый сигнал. Иногда, независимо от того, что вы говорите или делаете, вы не сможете донести до ребенка информацию, так как он будет находиться в своем мире, и с таким же успехом вы могли бы обращаться к стене.

Ниже приводится отрывок из книги «Эмоциональный интеллект ребенка» Джона Готтмана и Джоан Деклер издательства «Манн, Иванов и Фербер» (2015 год), в котором есть несколько стратегий поведения с ребенком в различных ситуациях.

Используйте для воспитания вашего ребенка «строительные леса» и похвалу

«Строительные леса» - это техника, которую семьи, занимающиеся эмоциональным вос м, успешно применяли в нашем лабораторном эксперименте с видеоигрой. Во-первых, эмоциональные воспитатели говорили в медленной, спокойной манере и давали детям минимум информации, достаточный только для того, чтобы начать игру. Затем они ждали, пока ребенок сделает что-то правильно и хвалили его за конкретное действие, а не в общем. (Например: «Хорошо! Ты вовремя нажимаешь на кнопки». Во время обучения такой тип похвалы гораздо эффективнее, чем более расплывчатое: «Хорошо! Теперь ты делаешь правильно».) После этого родители, как правило, давали чуть-чуть больше инструкций. И, наконец, они повторяли с детьми каждый шаг, облегчая им переход от простого к сложному. Мы назвали эту технику обучения «строительными лесами», потому что родители использовали каждый маленький успех ребенка, чтобы повысить его уверенность в себе, и подтолкнуть к переходу на следующий уровень компетентности.

” В отличие от чрезмерно критичных родителей, эмоциональные воспитатели не только редко использовали критику и унижение, но и не вторгались на территорию ребенка - то есть не начинали играть вместо него.

Во время возведения «строительных лесов» такие родители говорили размеренно и спокойно – так, как говорит по телевизору мистер Роджерс. Уравновешенный темп его сюжетов резко отличается от другой популярной телевизионной программы для детей «Улица Сезам», предназначенной для передачи конкретных знаний, таких как изучение цифр, алфавита и тому подобного, где используются остроумные, яркие персонажи и быстрый темп, позволяющие захватить и удерживать внимание детей. Речь в стиле Роджерса хорошо подходит для разъяснения сложных понятий, связанных с чувствами и поведением детей.

Не пытайтесь навязать ребенку свои решения

Один из самых быстрых способов помешать эмоциональному воспитанию - сказать ребенку, который расстроен или злится, как бы вы решили эту проблему.

” Чтобы понять, почему, представьте аналогичную ситуацию в вашем браке. Типичный сценарий выглядел бы примерно так: жена приходит домой с работы, расстроенная ссорой со своей коллегой. Ее муж анализирует проблему и, в течение нескольких минут, излагает план решения. Но вместо того, чтобы почувствовать благодарность, жене становится еще хуже. Причина в том, что муж не проявил сочувствия, не показал, что понимает, какие грусть, гнев и разочарование она испытывает. Единственное, что он показал – как можно просто решить проблему. Для нее же это может значить, что она не слишком умна, раз не сумела додуматься до этого решения сама.

Представьте себе, насколько бы ей стало лучше, если бы вместо немедленного совета, муж предложил ей помассировать спину, а в это время просто послушал, как она описывает свою проблему. Выговорившись, она может начать придумывать собственные решения, и вот тогда, уже доверяя к этому моменту своему супругу (и отлично себя чувствуя после массажа спины), она может попросить его совета. В конце концов, муж предложит совет, а жена получит решение, которое она сможет услышать. Она ощутит поддержку своего партнера, не будет чувствовать себя униженной и ее самооценка повысится. Этот метод работает и в отношениях родителей с детьми.

Будьте честны со своим ребенком

Кажется, что у большинства детей есть шестое чувство, когда их родители, особенно отцы, говорят им правду. Поэтому эмоциональное вос должно быть чем-то большим, чем механическое произнесение фраз: «Я понимаю» или «Меня это тоже свело бы с ума». Правильные слова не сблизят вас с ребенком, если они не идут от сердца. Более того, жульничество может стать причиной утраты доверия и вбить клин в ваши отношения. Так что прежде чем что-то сказать, удостоверьтесь, что вы действительно понимаете своего ребенка. Если вы не уверены, то просто говорите то, что видите и слышите. Задайте ребенку несколько вопросов, старайтесь держать линию связи открытой, и ни в коем случае не фальшивьте.

Читайте вместе детские книги

С младенчества и до подросткового возраста прекрасным способом познакомить ребенка с эмоциями служит чтение хороших детских книг. Книги помогают детям создать словарный запас для разговора о чувствах, и рассказывают о различных способах, при помощи которых люди справляются с гневом, страхом и печалью.

” Правильно подобранные, соответствующие возрасту книги могут дать родителям повод поговорить о вопросах, традиционно вызывающих затруднения, например, «откуда берутся дети» и «что случилось с дедушкой, когда он умер».

Хорошим поводом для семейных бесед может служить совместный просмотр телевизионных программ или фильмов. Но я думаю, что книги работают лучше, потому что читатель и слушатель могут в любой момент остановиться и обсудить то, что их взволновало. Кроме того, при чтении вслух у детей возникает ощущение, что в истории принимает участие их семья, поэтому сюжет и характеры кажутся им ближе.

Хорошо написанные детские книги могут помочь взрослым войти в контакт с эмоциональным миром своих детей. Одна из матерей в нашей родительской группе рассказывала, как она читала своей десятилетней дочери рассказ о группе девочек ее возраста. Девочки в рассказе были расстроены тем, что одна из них должна была уехать. Это была простая история о вполне обычной ситуации, но она глубоко тронула мать, которая вновь испытала все те чувства, которые она пережила, когда ее семье пришлось переехать. Вспомнив, какой преданной может быть детская дружба в этом возрасте, мать смогла лучше понять значение дружбы для своей дочери.

К сожалению, многие родители перестают читать детям вслух, как только те научатся читать сами, но некоторые все же продолжают читать своим детям книги вплоть до подросткового возраста. Подобно привычке собираться вместе за ужином, чтение вслух дает гарантию, что взрослый и ребенок будут постоянно встречаться и делиться тем, что их интересует.

Продолжение можно прочесть в Главе №4 книги – Джон Готтман, Джоан Деклер

ПРАВИЛЬНО ЛИ СКРЫВАТЬ ССОРЫ РОДИТЕЛЕЙ ОТ ДЕТЕЙ?

ПОПРОСИТЕ ВЗРОСЛЫХ, ЧЬИ РОДИТЕЛИ БЫЛИ НЕСЧАСТЛИВЫ В БРАКЕ, вспомнить детство, и скорее всего, вы услышите рассказы о печали, неоправдавшихся надеждах и переживаниях. Кто-то из них расскажет, каким необъяснимым был развод их родителей, и сколько боли он им причинял. Другие вспомнят, что их родители были несчастливы в браке, но решили не разводиться «ради детей», и что им было очень тяжело смотреть, как два самых важных человека в их жизни изо дня в день причиняют друг другу боль.

Не важно, состоит пара в браке, живет раздельно или разведена: если мать и отец относятся друг к другу враждебно и с презрением, их дети страдают. Ваши взаимоотношения, будь это брак или развод, создают для детей «эмоциональную экологию». Так же как дерева зависит от качества окружающих его воздуха, воды и почвы, эмоциональное детей определяется качеством связей между окружающими его людьми. Ваше взаимодействие с партнером влияет на достижения вашего ребенка, его способность управлять своими эмоциями и находить общий язык с окружающими. Если родители помогают и поддерживают друг друга, их дети обладают более развитым эмоциональным интеллектом. Если дети постоянно становятся свидетелями враждебных отношений родителей, они могут столкнуться с серьезными проблемами в будущем. Для детей вреден не только сам конфликт между родителями, но и то, каким образом он ведут спор.

Для родителей (состоящих в браке или разведенных), которые находятся в состоянии семейного конфликта, это может быть тревожной новостью, но я надеюсь, что она станет для них поводом улучшить отношения.

Есть и хорошая новость: эмоциональное вос может оказывать буферное действие в супружеских конфликтах. Дети, чьи родители помогают им справляться с отрицательными чувствами, защищены от многих разрушительных последствий семейных потрясений, в том числе, и от последствий развода. На сегодняшний день эмоциональное вос является единственным методом, который имеет доказанный буферный эффект, предохраняющий ребенка от последствий развода.

И, наконец, план действий, направленный на то, чтобы стать хорошим родителем, подходит и для улучшения отношений между супругами. Те же взаимоотношения, что родители практикуют со своими детьми, - эмоциональная осознанность, сочувствие и открытое совместное решение проблем – являются хорошим способом сохранить брак. Так что, становясь лучшими родителями, вы одновременно улучшаете отношения с супругами.

Защита ребенка от негативных последствий супружеских конфликтов

УЗНАВ, ЧТО ИХ ССОРЫ наносят детям огромный ущерб, некоторые родители могут задуматься о необходимости полностью прекратить супружеские конфликты, или, по крайней мере, скрывать их от детей. Это не просто плохая идея, ее невозможно реализовать. Конфликты и гнев являются нормальными составляющими повседневной семейной жизни. Пары, которые могут открыто выражать свои разногласия и договариваться, имеют лучшие отношения в долгосрочной перспективе. Родители, признающие свои отрицательные эмоции, имеют больше возможностей помочь своим детям справиться с чувствами гнева, печали и страха. Наблюдая определенные виды семейных конфликтов, дети могут извлечь из них пользу, особенно если родители вежливо выражают несогласие и конструктивно подходят к решению проблем. Если дети не видят, как взрослые спорят, сердятся друг на друга, а затем разрешают свои разногласия, значит, они не получают важных уроков, которые могут развить их эмоциональный интеллект.

Разрешать конфликты следует так, чтобы они стали для ребенка положительным примером, а не негативным опытом. Конечно, это легче сказать, чем сделать, особенно, учитывая то, как супруги (и бывшие супруги) могут раскаляться от эмоций друг друга. Тем не менее, родители могут относиться друг к другу так, чтобы приносить пользу своим детям.

Продолжение можно прочесть в Главе №5 книги –«Эмоциональный интеллект ребенка», Джон Готтман, Джоан Деклер


Здравствуйте, дорогие друзья, читатели и гости. Сегодня я хочу рассмотреть тему «эмоциональный интеллект у детей». В последнее время она все больше интересует родителей, и, на мой взгляд, не зря. Сейчас переизбыток информации о том, как развить умственный интеллект ребенка с пеленок. Существует масса различных методик раннего развития, а также множество авторских курсов, программ и тренингов на эту тему. Про эмоциональный же интеллект подавляющая часть родителей не знает практически ничего, да и сам термин появился лишь в 90-х годах прошлого столетия.

Однако, эмоциональный интеллект у детей развивать даже важнее, чем пресловутый IQ. Ведь это такое явление, которое включает в себя умение различать, понимать и управлять собственными эмоциями и эмоциями тех людей, с которыми общаешься.

Посмотрев на опыт предыдущего поколения, можно увидеть, что все эмоции делились на хорошие и плохие. И если радоваться, смеяться и чувствовать себя счастливым было хорошо, то плакать, злиться или бояться было позорно. Отголоски такого воспитания я прекрасно вижу внутри своей семьи. Я позволяю дочке поплакать, позлиться, потопать ногами и даже покричать, и не вижу ничего плохого в том, что она открыто выражает свое недовольство или признается в том, что она чего-то боится. В это же время, ее бабушка, педагог по образованию, может запросто сказать о том, что плакать не красиво, кричать и возмущаться нельзя, а боятся, например, прививок, могут только дурачки.

Почему же так важно развивать не только интеллект или творческие способности ребенка, но еще и необходимо уделять время на развитие детских эмоций? Плотное расписание занятий и жесткий график посещения кружков, секций и школ раннего развития вполне способно вытеснить свободную игру ребенка, не оставляет времени на задушевные разговоры или «дурачество» с родителями. Сюжетно-ролевая игра, самостоятельная деятельность, наблюдения и анализ очень важны для своевременного формирования и развития эмоций ребенка.

Некоторые исследования показывают, что эмоциональный интеллект связан также и со способностью человека чувствовать себя счастливым. Детки с развитым эмоциональным интеллектом имеют более высокую самооценку, они уверены в себе, быстро адаптируются к новым обстоятельствам, следуют принятым правилам поведения в обществе, успешнее обучаются и пользуются популярностью у своих одногруппников и одноклассников. Кроме этого они эффективнее решают конфликтные ситуации и проявляют меньше тревожности.

Развивать эмоциональный интеллект так же как и умственный можно с самого рождения крохи. Но, конечно, стоит учитывать возраст ребенка и средства развития эмоций. Дошкольный и младший школьный возраст будут самыми благоприятными периодами усиленных занятий с детьми. Именно в это время у ребенка совершенствуется самосознание, способности понимать других людей, умение принимать позицию собеседника и учитывать чувства и потребности окружающих людей.

Как развить эмоциональный интеллект у детей?

Самое доступное средство — это, пожалуй, чтение книг. Через проживание сказочных ситуаций, через обсуждение рассказов, через объяснение поведения того или иного персонажа, дети знакомятся разными ситуациями и чувствами героев. Они могут увидеть разные точки зрения персонажей на одну и ту же ситуацию, а также книги обогащают речь ребенка и ему в будущем будет проще разобраться со своими чувствами и выразить их словами.

Общение и игры с другими детьми. Игра помогает ребенку расслабиться, а также проявить все чувства, которые он испытывает. Во время игры никто не давит на ребенка и не контролирует его поведение. В это время ребенок показывает свои истинное «я».

Для того, чтобы привить ребенку чувство ответственности необходимо привлекать его к домашним делам, вместе ходить по магазинам, предоставлять сделать самостоятельный выбор при покупке продуктов или принадлежностей для праздника.

Разговаривайте с ребенком, обсуждайте прошедший день, позволяйте ему быть самим собой в кругу семьи, дайте возможность проявить свою индивидуальность. Создайте комфортную ситуацию, для того, чтобы ребенок не стеснялся делиться своими впечатлениями и переживаниями прожитого дня.

Будьте примером для своего чада. Показывайте приемлемые и желательные модели поведения в разных жизненных ситуациях. Соблюдайте принципы .

Эмоциональный интеллект — это основа понимания собственных эмоций и чувств окружающих. О десяти работающих способах развития детского EQ рассказывает Виктория Шиманская — психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта у детей «Монсики», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить» и мама двоих детей.

Развитый эмоциональный интеллект — залог личного благополучия и успеха, однако работать над ним нужно с раннего детства. Именно поэтому сегодня перед родителями стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем.

1. Первое и самое важное — принять своего ребенка таким, какой он есть. Вся его индивидуальность, особенности характера, внешности и духовные качества — это данность, которая нуждается в полном принятии и безусловной любви.

2. Развитие всех пяти чувств. Раскройте перед ребенком этот мир во всем его многообразии. Тут замечательными помощниками могут стать коробочки эмоций, в которых собраны предметы, напоминающие определенное чувство, переживание, навык. Очень сложно объяснить ребенку, что такое счастье, но ему можно дать послушать, как оно звучит, каков его аромат и вкус. Дайте ребенку послушать колокольчик, ощутить аромат апельсина и попробовать на вкус шоколад. Детские ассоциации сработают лучше любых слов!

Особенно хорошо воспринимаются ребенком тактильные сказки. Здесь вашими помощниками могут стать любые предметы, которые есть в доме. Рассказывая сказку, дайте ребенку понюхать приятные ароматы аромамасел, ощутить прикосновение капелек воды или послушать звуки музыки.

3. Спорт. Физическое развитие напрямую связанно с развитием речевых и других важных функций мозга. Доказано, что во время физической активности улучшается мозговая деятельность, восстанавливается кровообращение, налаживается работа всех жизненно важных процессов. При этом наш мозг рассчитан на ходьбу на расстояния до 19 километров в день! Движение — это жизнь, поэтому спорт для детей важен как кислород.

4. Приключения. Создавайте для ребенка каждый день новые приключения. Ломайте шаблоны и показывайте этот мир с новой стороны. Очень важно, чтобы это были позитивные моменты, приятные знакомства, интересные игровые пространства. Такая атмосфера способствует социализации и развитию символического мышления, благодаря которому мы учимся понимать намерения и мотивацию других людей.

5. Музыка. Не пренебрегайте классической музыкой, ведь она общается с нами исключительно через чувства. Для ее понимания не нужно знать языка или видеть движений музыканта. Поэтому для ребенка это самый простой и действенный способ познакомиться с миром эмоций.

6. Чтение. Читайте ребенку сказки с воодушевлением, с эмоциями. Старайтесь привить ему любовь к книгам. Покажите, насколько интересен мир фантазии. Такой поход развивает воображение, расширяет словарный запас, но самое главное — с помощью сказки ребенок лучше начинает понимать свои и чужие эмоции.

7. Игра — это еще один ключ к развитию EQ. Играя с ребёнком, вы можете проявлять самые разные чувства, показывать на примере вымышленных персонажей как негативные, так и позитивные эмоции, обращать его внимание на их намерения и поступки. Этот бесценный опыт ребенок с успехом будет переносить и в реальную жизнь.

8. Сон. Недостаток сна негативно влияет почти на все сферы жизни. А ребенку на стадии развития полноценный сон и умение расслабляться просто жизненно необходимы. Для того чтобы научиться переходить в расслабленное состояние, можно взять пример с нашего сердца — за всю жизнь оно бесконечное количество раз сжимается и разжимается.

Разучите игру «Сердце»: возьмитесь за руки и образуйте ими контуры сердца. Сильно-сильно напрягаем все мышцы тела — и расслабляемся, можно даже упасть, если игра на мягком полу. И так несколько раз. Практикуйте эту игру вместе с ребенком — так он научится быстро переходить из одного состояния в другое.

Отдельное внимание стоит уделить ритуалу укладывания. Очень важно придерживаться устоявшихся традиций — например, чистим зубы, обливаем ноги контрастной водой, после чего укладываем ребенка в кровать. Читаем сказку при свете настольной лампы около 10-12 минут, выключаем свет, целуем, говорим, как сильно любим, подтыкаем одеяло и выходим из комнаты.

9. Социализация. С самого раннего возраста приучайте ребенка к коллективным занятиям — имеется в виду опыт общения вдвоем или втроем. В семье — это совместная уборка или творчество. С гостями — это пара интересных игр для двух или трех детей. Именно в общении с детьми происходит практическое освоение чувств и эмоций. Контактируя со сверстниками, ребенок учится определять настроение окружающих, их отношение к нему и, конечно, распознавать эмоции, вызванные различными ситуациями.

Не лишайте ребенка негативных ощущений, позвольте ему правильно ориентироваться в реальности, в которой впоследствии он неизбежно столкнется с обидами и раздражением. Не бойтесь детских садов и коллективного обучения — в этой среде дети лучше всего развивают свой эмоциональный интеллект.

10. Про любовь. Будьте открыты со своим ребёнком. Говорите ему о своих положительных и не очень эмоциях, а самое главное — о своей любви. Пусть каждый новый день начинается и заканчивается объятиями и словами: «Сегодня замечательный день! Я тебя очень люблю! Я счастлива, что ты у меня есть!».

Ну и напоследок — не забывайте о том, что главную роль в развитии эмоционального интеллекта играет мама, именно через нее ребенок начинает познавать мир. Материнская любовь, ласка и доброта учат ребенка самым прекрасных и положительным эмоциям. Поэтому прежде всего просто любите своих детей такими, какие они есть.

Виктория Шиманская

Купить эту книгу

Обсуждение

Комментировать статью "Развитие эмоционального интеллекта у детей: 10 шагов к успеху"

Важен баланс интеллектуального и эмоционального. Из большого текста о неврозах у детей, выдержка, говорящая об опасностях ТИак почему же случаются неврозы там, где мамы вроде бы занимаются опережающим развитием интеллекта? Разгадка проста.

Исследователи приходят к заключению, что полиненасыщенные длинноцепочечные жирные кислоты являются необходимым компонентом питания ребенка, а их отсутствие нежелательно сказывается на развитии интеллекта детей, находящихся на искусственном вскармливании.

Обсуждение

Мой сын пошел в 9 месяцев без какого-либо принуждения, массажа или тренировок, зачастую выказывает незаурядные интеллектуальные способности, хотя на искусственном вскармливании с первого дня жизни. Как это объяснить?

02.02.2000 17:33:22, Игорь

Действительно, с этим можно поспорить. Моему племяннику 4 года, он читает, считает и выдает такие перлы, что закачаешься, а искусственно вскармливался с самого рождения.

28.01.2000 12:42:13, Ксения

Добрый день, мамочки! Рада знакомству. С супругом обожаем свое сокровище и посвящаем все свое время ее развитию. Хотелось бы делиться своими советами по развитию ребенка и услышать методы других мам по обучению любимых чад до 2-х лет!

Обсуждение

Здравствуйте мама Татьяна!Вы пишете:" услышать методы других мам по обучению любимых чад до 2-х лет!"
Я сама воспитатель и стараюсь развивать свою внучку до двух лет...
Знаю родителей,которые занимаются с детьми с самого рождения:)
Во Франции моя знакомая Ольга Суханова обучает тоже с самого рождения, у нее двое детей и она выкладывает видеозанятия в своем блоге - [ссылка-1]
Вот еще: Алиса считает [ссылка-2]
[ссылка-3]

Сашенька 1 год 4 мес читает все: писателей, таблицу Менделеева, таблицу умножения и т.п. [ссылка-4]

Елена Сегал в Германии (двое детей) занимается по системе МИРР с 1999 г.: сын Александр в 8 лет стал чемпионом Франции по карате, а в последнии годы занимает первые места во всемирных олимпиадах по языкам - знает шесть языков, включая китайский, играет на двух инструментах и участвует в конкурсах

Если интересно могу рассказать и о других замечательных результатах раннего развития:)

Развитие детей - самая сложная наука: 6 миллиардов людей давно освоили космос, овладели атомной энергией..., но до сих пор все признают, что не умеют развивать и воспитывать детей!

Занимаются сдерживанием развития детей до 2-х лет власти: "Чем же будут заниматься педагоги начальных школ!?" - оправдываются они.

Таким образом, выходит, что ваш ребенок не должен развиваться вовремя, своевременно и оптимально и он не должен раскрыть свой гигантский, может быть, гениальный потенциал и стать поддержкой своей семьи и опорой страны, а обязан, по замыслу чиновников кормить армию педагогов!

Поэтому лучше всего обратиться к ученым, к рекомендациям основателей - авторов современной теории и практики раннего развития и обучения детей: Никитину, Тюленеву и Зайцеву, которые совершили самоотверженные подвиги в условиях строжайших запретов властей на иссследования возможностей раннего возраста. Несмотря на репрессии, гонения и бесчисленных, нанятых властями медиакиллеров и бизнес-киллеров, эти авторы создали методы интеллектуального развития детей до 2-х лет, и поведали миру о своих открытиях и реальных практических результатах.

Кроме обычных, примитивных представлений об интеллекте, были выделены "социальный интеллект" - для общения и социализации, "физический интеллект" - интеллект олимпийских чемпионов, "эмоциональный", "математический", "управленческий", "нравственный", "религиозный" и другие виды интеллекты (более 100 видов!). За 60 лет в системе МИР ребенка были созданы и апробированы методики развития всех этих видов интеллекта.

За более, чем 50 лет своего существования методы раннего интеллектуального развития ребенка (сокращенно - МИР) прошли гигантский путь в невероятной борьбе за будущее наших детей и внуков: от закона Б.П. Никитина о НУВЭРС - 1968 (см.), до системы П.В. Тюленева "Читать и печатать, считать, знать ноты... - раньше, чем ходить" 1988-1995 как основы развития и образования детей эры Человека Развитого в XXI веке.
В 1999 году методики раннего развития были официально (Конгресс США) признаны стратегическим оружием - ОМП 3-го приоритета, способным в несколько раз повысить или уничтожить потенциал страны (в 20 раз! - что иллюстрировалось на примере России) с наименьшими затратами. Поэтому ни в коем случае нельзя обращаться к импортируемым неизвестно кем и неизвестно зачем методикам "иностранных авторов" - вы никогда не будете знать, кто за ними стоит и будете зависеть от конкурентов и никогда не сделаете ребенка конкурентоспособным - см. в Интернете: "Главный закон методик раннего развития детей".
Создатели методик раннего развития детей доказали: каждый ребенок обладает гигантским генетическим потенциалам, и способен стать гением в нескольких областях- см.: "Что надо знать родителю о возможностях интеллектуального развития своего ребенка?"
На основе полученных результатов сформулированы примерно следующие «законы методов интеллектуального развития» - см. в Интернете:
«Развитие ребенка до 1 года – воспитание гения»
«Развитие ребенка до 2-х лет – воспитание таланта»
«Развитие ребенка до 3-х лет – воспитание одаренного»
«После трех лет – воспитывать гения, таланта и одаренного уже поздно» и т.д.

Но тут, к сожалению, не обошлось без политики: "традиционная система образования" в РФ спланирована, как известно, оккупантами (Луначарским и т.п.) ещё во времена "цветной революции" 1917, в 20-х годах так, чтобы сократить потенциал детей в 10 - 20 раз. Это называется "переформатирование общества" и воспитание новой нации, неспособной к защите своих интересов - бессильной перед перестройками и цветными революциями - как было в Югославии, как теперь на Украине... То есть, в дошкольном и школьном образовании делается всё для того, чтобы ваш ребенок смог реализовать только 5 % своих возможностей из 100 %. Для этого надо было установить и навязать такие сказки, методики, порядки и "традиции" в домашнем, дошкольном и школьном образовании, чтобы отвадить детей от учебы и творческого развития - под лозунгом "Не лишайте детей детства!". Вот и всё.

Так что все вопросы и желания родителей, по-видимому, сводятся к одному: "Как воспитывать ребенка одарённым и вырастить его конкурентноспособным?" - наверное, много информации на эту тему можно найти в Интернете.

Желаю вам удачи и успехов в развитии и воспитании ребенка! :)

Первые 1000 дней – период наиболее активного роста и развития малыша, когда питание и обучающие занятия закладывают основу для его здорового будущего. В это время главная задача мамы – сделать правильный выбор и создать оптимальные условия для развития ребенка с первых дней жизни. Чтобы помочь ей на этом пути, эксперты клуба современных мам Nutriclub.ru запустили всероссийский образовательный проект «Навигатор развития». Зачастую мамы превращают раннее развитие ребенка в гонку за...

Последствия потери или длительного разлучения с матерью могут быть краткосрочными и долгосрочными, т.е., влияющими на развитие личности ребенка в целом. Серьезность этих последствий зависит от того, в каком возрасте ребенок потерял заботящуюся фигуру. Условно, по глубине нарушений и по степени воздействия разлуки на психику, детей можно разделить на две возрастные группы: а) маленькие дети до 4 лет б) дети от 4 до 16 лет Такое разделение по возрастам имеет значение, поскольку первые 3-4 года...

Мы подготовили подборку книг, которые помогут родителям вырастить своих детей успешными. И у вас есть возможность выиграть одну из девяти книг подборки! Поспешите! Розыгрыш будет длиться неделю! «Как все устроено». Легендарная энциклопедия, которая объясняет, как работает все на свете, и рассказывает, почему знание физики может быть очень полезным. Эта книга поможет сформировать у детей интерес к науке и покажет, что наука может быть действительно увлекательной. «Эмоциональный интеллект...

Существует распространенный стереотип, что с возрастом наши профессиональные способности снижаются. Это неправда. Сегодня многие научные исследования подтверждают обратное - с годами профессиональные способности только растут, обогащаясь приобретенным опытом. По современным меркам, именно после 50 наступает самое плодотворное, профессионально успешное время в жизни. Начать новую карьеру, с нуля запустить бизнес, найти работу своей мечты, освоить незнакомую профессию - все это более чем...

Развитие интеллекта ребенка сейчас все больше интересует родителей. Давайте вначале определимся, а что же такое интеллект. В Википедии дано такое определений: "Интеллект (от лат. intellectus - понимание) - качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая...

1. Забудь про недостатки. Лучше почаще думай о своих достоинствах. Это первая и основная заповедь. 2. Меньше сиди дома. Вокруг куча всего интересного! 3. Умей слушать. Уважай чужое мнение. Не навязывай свое. 4. Пахни собой. Найди «свой» парфюм, ведь запахи ассоциируются с людьми:) 5. Не бойся меняться. Развивайся, двигайся вперед. Пробуй. Ищи себя. 6. Запасись конфеткой. Все рекламы твердят, что свежее дыхание облегчает понимание. Так оно и есть! 7. Следи за шагами. Не надо постоянно...

2 смены: 1-15 июня - главная тема - ФОТОТУР 16-30 июня - главная тема - Развитие Эмоционального Интеллекта Программа (еще уточняется, что-то может убавиться, что-то прибавиться, но йога обязательно!): *Йога по утрам *Мягкая школа, аквааэробика (еще уточняется) *Фототренинг - Занятия для взрослых. «Мама-лучший фотограф!». О том, как сделать снимки своих детей более выразительными и красивыми. Только в первой смене! *Развитие Эмоционального Интеллекта у детей и взрослых и родительский клуб...

Будут сдвиги - будут дальнейшие шаги. И дали гормоны(забыла какие), которые остановили ее рост. То есть, она осталась где-то на росте 7- 10 летнего ребенка, без груди, без менструации, без возможности рожать детей.

Обсуждение

Моему сыну 10 лет, умеренное УО, то же редкий генетический синдром. Хочу сказать, что с 2-х до 4,5 лет у него вообще не было видимого прогресса при наличии постоянных занятий, я прекрасно это помню, так как страшно переживала по этому поводу. Когда так долго нет сдвигов, и не знаешь чего ждать, сомнения естественны. Но потом, по-немногу, дело начало двигаться - тут правильно сказали, что нужно искать "ваших" специалистов, мы к этому времени сменили трех-четырх - и никак, а с пятым - получилось:) В 5,5 сказал первые слова, хотя нам уже прочили "безречевого" ребенка, в 6 начал говорить простыми предложениями. Потом второй скачок, к школе, в 8 лет в умственном развитии. Сейчас учится в коррекционной школе, класс для детей со сложной структурой дефекта, усваивает материал при постоянных занятиях со специалистом, няней и мной (только математика нам не дается). Зато сейчас новый этап - понимание себя как отдельной личности, непростой для нас, но интересный.
Я хотела подтвердить высказанную уже мысль, что развитие идет скачкообразно, иногда с долгими-долгими перерывами в этих скачках:) А вы еще так малы, и у вас все-все-все еще впереди. И, конечно, очень рано думать, что ваш сын всегда будет на том уровне, на котором он сейчас находится. Наверное, будем реалистами, до нормы вы не вытянетесь - но я вас уверяю, вы еще много-много раз будете удивляться его подвижкам и успехам.

Хехъ... навернео придется и лекотеку покинуть, по крайней мере до родов(((сегодня еле его утащила туда, потом еле притащила обратно, весь вечер в лежку(((очень страшно за малыша(((

Эмоциональная задержка развития. Сыну 9 лет. Дома почти 4 года. Со сврстниками (моей 10 лет) ей делать нечего, общих интересов практически нет. Ребенок все может прекрасно в плане интеллекта. Программа у ребенка очень легкая.

Обсуждение

знаете, проблема нисколько не отличается от такой же у кровных детей. У нас в классе и у друзей периодически появляются дети из загородных домов по дмитровке. Так вот все они жадно начинают общаться в школе. А кто и не прекращал) хотя учится с 1 класса, а сейчас например 8-й
Теория вашего психолога красивая, но...Как же у многих психологов существуют красивые сказки про причины проблем.Все-то они знают: как жить правильно и что будет. Но я в нее не верю. Поскольку близко знаю двух очень дорогих и умело учащих жизни психологов (а на деле у них самих снежный ком проблем и на личном фронте и с детьми, и оно не улучшается).Клиенты смотрят в рот и находят все новые и новые сказки про причины неудач благодаря их креативу. Да воз и ныне там. Сапожник без сапог в этой профессии как повар, не умеющий готовить, но учащий этому.
Вам нужен приходящий учитель для освоения технологий и техники работы над домашним заданием. Банально научить учиться, научитьь искать информацию научить организации работы.
Порядок выполнения дз. План. Как сделать быстро и правильно упражнение? Как выучить стих? Как читать задачи и понимать их? Как быть, если задача не решается. Ввести эти техники работы в привычку; а уж посеешь привычку, пожнешь характер. Много пятерок в портфеле - лучшая мотивация к учебе.

Вы никогда не задумывались, отчего, даже если ребенок кровный (на гены не спишешь, родители медалисты)здоров, много играл и играет:-), а все равно ответственности нет? Я думаю, это качество во многом врожденное. Меня никогда этому не учили, имеем гиперответственность, брата не учили - имеем здоровый пофигизм. Родители одни, методу не меняли. Так что с детьми, у которых это качество на подкорке не заложено, разумны вырабатывание привычек и рефлексов, технологии, мотивация, режим и разумная организация времени. Как в армии. 8 часов на уроки в день не научит дитя делать их самому, только отвращение разовьет. Мнение, конечно, частное. Но не знаю ни одного случая, чтоб годами сидели до заката над дз и потом вдруг озарение пришло "я буду делать все сам и быстро"

06.12.2012 09:40:07, Темурика

а, ну и брат младше на 2.5 года - самое то для игр было всегда, пока не наверстал.

Но был развит бытовой интеллект и природная осторожность и смекалка, поэтому не Моему ребенку тоже 10 лет, дома с 3 лет, 4 года посещали хороший логопедический сад, во Главные проблемы у нашего - слабая волевая сфера, задержка психо- эмоционального развития, т.е...

Обсуждение

Нашему было 10 лет в 4 классе. Читал хорошо, т.к. его научили это делать повара ДД. Он им помогал, а они с ним- читали. Но, читал только механически, не понимая ни слова. Дизартрия- не говорил почти, речь обыкновенную плохо понимал в силу общей недоразвитости и отсутствия словарного запаса. По записи в личном деле "значительно снижены все виды памяти, регулярные занятия с логопедом на протяжении года не дали положительной динамики". Т.е. ничего не мог повторить. Ни движения, ни услышанный текст, ни прочитанный текст. Отсутствовали таки базовые понятия, как больше-меньше, раньше-позже и т.д. Т.е. НЕ понимал о чем это абсолютно. Но был развит бытовой интеллект и природная осторожность и смекалка, поэтому не сразу мы все поняли. Удивляло, что не мог пересказать НИКАК, даже не понимал о чем простые русские народные сказки, объемом 1/2 страницы. Ни одного предложения не мог составить. Рассказ (пересказ) о Летнем саде (10 предложений) мы готовили недели две. Решетки, скульптуры -и т.д.- все как иностранные слова. Ортодонт, увидев его язык сказала, что язык большой и вялый. Не развиты мышцы, еще бы, Коля все время молчал!. Не смотрел телевизор, т.к. не понимал о чем там первое время. Не переспрашивал не понятные слова, т.к. не понятно было абсолютное большинство слов. Кроме этого, мышление- ближе к конкретному и отсутствие пространственного и логического мышления. Официальный УО. Не знал времена года, месяцы и другую элементарную информацию. Самое страшное, что и не мог запомнить. Все надо было повторять до 1000 раз- БУКВАЛЬНО. Я до сих пор не могу понять как мы его взяли и где были наши глаза и знания.
Учеба - это ад. Да, в коршколу не отдали, т.к. это было для нас не приемлимо так же как для вас))). Да и рядом их нет. Занимались сами ежедневно+ репетиторы.
Кстати, если школьный учитель говорит, что мальчик просто запущенный, то, имхо, не так все плохо. У нас первая учительница в ноябре бегала по школе с криками: "Как взяли умственно отсталого в нормальную школу!" А педстажа у нее 50 лет и учеников она знает. Разницу в математических понятиях "больше На и больше Во столько-то" усвоили через год где-то. Просто ЗПР с IQ 73 балла стал через 10 месяцев домашней жизни и ежедневных занятий+ ноотропов.Мне кажется, у вас не на столько запущенный мальчик. Действительно от стресса можно забыть все. Я, сдавшая госы в институте на 5 и имеющая красный диплом, и то первые 5 минут успокаивалась на экзамене, а потом уже формулировала ответ. Иначе- каша в голове от волнения. Может от горя забыть, может не усвоить. Но 2 класс- это так мало и столько времени до 5 класса догнать!
Оперативная память действительно относительно легко тренируется и улучшается с помощью ноотропов.
Кстати, имена наш до сих пор запоминает с трудом, хотя учится в 8 классе общеобразовательной школы.
Удачи!

Большинство малышей, попав в семью, догоняют обычных детей и по эмоциональной сфере, и по умственному развитию. А интеллект тут ни при чем, если нет поражения гол.мозга, ребенок будет развиваться и с режимом так же, если его установить, сообразуясь с...

Обсуждение

Наш отказник с рождения, но мы забрали очень рано: в 3 месяца. Были трудности и со здоровьем, и с развитием. Я считаю, что то, что мы его забрали так рано, помогло ему преодолеть и не самый благополучный (по всей видимости) внутриутробный период, и 3 месяца без мамы. Сейчас умный, красивый, здоровый малыш.

Любые факторы развития влияют на личность ребенка и "откладывают отпечаток на всю его дальнейшую жизнь".
Но, мне кажется, все не так катастрофично, как вам было сказано в ШПР. Большинство малышей, попав в семью, догоняют обычных детей и по эмоциональной сфере, и по умственному развитию.

Часто мы определяем круг интересов детей, исходя из наших установок, представлений о полезности и даже страхов. Тогда в ответ на восклицание: «Мама! Я хочу рисовать!» – ребенок слышит: «Ты девочка! Ты должна танцевать!» Обычно наши представления о том, кому и чем нужно заняться, отражают больше наши собственные мечты или разочарования и мало соответствуют реальной ситуации и индивидуальности малыша. Как показывает жизнь, самый лучший тест на определение способностей и подходящего возраста для...

Вас не смущает, что мы готовим детей к жизни в мире, которого еще нет и о котором мы ничего не знаем? В отличии от поколений наших мама и бабушек, у нас нет даже иллюзии о том, что мы знаем - какие навыки им нужны, какую профессию выбрать. Точно мы можем сказать только, что все будет совсем не так, как раньше. Все будет быстро меняться. И наш опыт скорее всего не пригодится нашим детям. Как вы решаете для себя - что выбирать для ребенка, на что его ориентировать, какой ВУЗ предпочесть?

Обсуждение

Не выбираю, не ориентирую, сам разберется. Но пока что ребенок (ему 15) тяготеет к профессии, которая существует тысячи лет и которую имели один его дед и один прадед (и которая мне раньше совсем не нравилась, но с тех пор как ребенок ее выбрал, нравится всё больше и больше).

Самое главное, вовремя выявить способности, превратить их в склонности - а дальше помочь с развитием талантов. И не навязывать свои взгляды на жизнь. Ребёнок не может прожить вашу жизнь.

Интеллект подтянулся вслед за эмоциональным здоровьем. В общем, терпения Вам и успехов! 17.03.2010 10:38:35, Наталья1971. подтверждаю, такие логопеды есть. и на логопедической базе есть методики когнитивного развития детей до 3х лет.

Обсуждение

Пангея, моей девочке в возрасте около 2 лет была оформлена инвалидность в связи с задержкой психомоторного и речевого развития тяжелой степени (видимо, предполагалось, что ребенок имбецил). Затем отмечалась "значительная положительная динамика" и в результате её 4 года нервно-психическое развитие соответствовало 2,5 годам. Сейчас ей 7 лет, в сентябре пойдем в массовую школу, развитие в целом соответствует возрасту, есть решаемые проблемы, с которыми мы справимся. Так что главное - не отчаиваться и верить в ребенка, всё ещё может сильно измениться. Что делать конкретно - подскажут специалисты.

То, что плохо жует, перенапряжен корень языка, плохая речь-это указывает на гипоксическое повреждение.
Однозначно необходим логопед и если нет противопоказаний по эпи-логопедический массаж.
Из педагогической коррекции-ЦЛП на ул. Строителей, институт коррекционной педагогики, центр "Подсолнух" на маршала Бирюзова, "Наш солнечный мир".
Из медицины-институт медтехнологий на Опарина, д.4, запись 438 3089,если нет противопоказаний, курсы обкалываний могут дать стимул к преодолению психоневрологических задержек.

Это "педагогический" диагноз, означающий, что ребенок интеллектуально развивается с отставанием от Скорее речь идет об эмоциональных нарушениях. Вам нужен хороший, внимательный и любящий детей детский психолог. Терпения Вам, любви и веры в успех!

Обсуждение

ЗПР расшифровывается как "задержка психического развития". Это "педагогический" диагноз, означающий, что ребенок интеллектуально развивается с отставанием от возрастной нормы, ощутимым, но недостаточным для умтсвенной отсталости. В МКБ "ЗПР" нет, а есть смешанное специфическое расстройство психического развития. Главное "лечение" - коррекция познавательной сферы.
Но то, о чем Вы пишете, к ЗПР имеет непрямое отношение. Скорее речь идет об эмоциональных нарушениях. Вам нужен хороший, внимательный и любящий детей детский психолог. Но и он не ускорит эмоциональное созревание Вашего сына. Будет Вас сопровождать, помогать советами, что-то откроет\закроет в опыте Вашего ребенка - да. Но проблем за Вас не решит. 9 месяцев - слишком маленький срок для такого прорыва.
Терпения Вам, любви и веры в успех!

Лично я давала все, что нам выписывали: Фенибуд, атаракс, ноотропил, кавинтон, нейромультивит. Не одновременно, конечно, а как назначали. От лекарств видела только положительный эффект. У нас и ЗПР+ОНР+ госпитализм+очень была плохая память (все виды). Думаю, что мы закончили 4 класс обычной школы (без понижения на 1-2 класса), в немалой степени благодаря препаратам. Но у нас ребенок был совсем не умным, катастрофически мало знал для 10 лет. Дома год. ЗПР еще "лечили" ежедневными дополнительными занятиями. Занимаемся и летом каждый день.

уф, прочла все ниженаписанное и как-то неуютно мне стало...:)Я люблю заниматься с детьми.Я люблю откапывать в энциклопедиях ответы на их вопросы.Я люблю наблюдать, как, каким образом дети будут решать свои проблемы (хотя они еще маленькие и их проблемы далеки от того, кто и что сказал во дворе.В основном это проблемы крепления деталей конструктора или попытки въезда на велосипеде на горку)Мне нравится читать старшему книжки по 100 раз, а мелкому читать стихи наизусть.Нравится наблюдать за их реакцией, делать карточки и петь зайцевские склады. Делая все это я чувствую себя, что называется, в своей тарелке:) Правда вот с приятельницами я это не обсуждаю:), обычно находятся другие темы для разговоров, разве что совет спросить...Сижу вот теперь и думаю - может и правда я человек недалекий...дети действительно занимают очень большую часть моей жизни... хотя я и не страдаю от этого:)

Развивающие игры. 10 шагов к успеху. Для детей старшего дошкольного возраста. УЧИСЬ РАЗМЫШЛЯТЬ. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления. (пособие для начальных классов).

Обсуждение

Ох, Надежда Григорьевна, где ж Вы раньше были, пока я из Москвы не уехала? Спасибо, все равно, будем искать-доставать.

Надежда Григорьевна, большое спасибо Вам за заботу! Срочно бегу искать и рассматривать эти книги, поскольку мы как раз сдали собеседование и, наконец, полностью свободны в выборе дальнейших занятий:-). Пора подумать и о приятной программе на лето. Первыми на очереди у нас стоят деление/умножение - обещала объяснить сразу после собеседования, до этого боялась запутать, другие идеи надеюсь найти в указанных книжках. Почему-то возраст старший дошкольник - первоклассник очень плохо обслужен "продвинутой" литературой. Положим, в 5 лет достаточно сложным казался учебник Петерсон для 1-го класса, попозже пойдет Перельман и иже с ним, а в промежутке - какая-то лакуна, просто брать учебники 2-го-3-го классов кажется скучным, хочется чего-то с изюминкой
;-). Еще раз большое Вам спасибо.




Самое обсуждаемое
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?
Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает


top