Эмоциональный интеллект и его развитие у детей. Как развить эмоциональный интеллект у ребенка и зачем это нужно? Эмоциональный интеллект и физическое развитие дошкольников

Эмоциональный интеллект и его развитие у детей. Как развить эмоциональный интеллект у ребенка и зачем это нужно? Эмоциональный интеллект и физическое развитие дошкольников

ирина сонина
Эмоциональный интеллект и жизненный успех. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников

Эмоциональный интеллект и жизненный успех.

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Вся наша жизнь - непрерывный поток стрессов, событий, разговоров, конфликтов, разочарований и впечатлений. Мы каждую минуту что-то переживаем. Но понять природу этих переживаний бывает сложно даже взрослому, не говоря уже о детях. Вот почему важно вовремя научить ребёнка разбираться со своими эмоциями: не подавлять их, а дружить с ними. Когда эмоции - не враги, а друзья, они начинают помогать в достижении цели. Взрослым важно помнить, что успех не всегда равен счастью. Всё что «надо», но «не хочу», отражается на здоровье. В конце школьного обучения 82% детей хотят учиться хорошо и только 36% учатся с удовольствием.

Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. / Л. Выготский / Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины. Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств, в том числе эмпатия, которое первоначально означает процесс эмоционального проникновения в состояние другого человека.

Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем.

4.6 Целевые ориентиры… в младенческом и раннем возрасте: Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами…

4.6 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты

Эмоциональный интеллект -это способность понимать свои эмоции и чувства, управлять ими так, чтобы не только гармонично взаимодействовать с окружающими, но и достигать своих целей.

Конечно, управлять эмоциями маленькому ребёнку не под силу, потому что он прежде всего должен узнать, что это такое. Он должен понимать, почему ему сейчас грустно, почему он смеётся или, к примеру злится. Эмоции – это тоже знания, получаемые посредством опыта и разъяснений взрослых. Эмоции бывают разными – приятными и не очень. Ребёнок не должен пугаться отрицательных эмоций, вызывающих у него негативные чувства. Все эмоции важны и нужны для нравственного становления каждого человека, но объяснить это в нежном возрасте, когда ребёнок ещё только присматривается к миру, не зная его законов, - действительно, сложная задача.

Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, на мой взгляд, является классификация К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.

Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов.

Чем же эмоциональное воспитание ребенка отличается от обычного воспитания? Наблюдая и подробно анализируя слова, действия и эмоциональные реакции семей, был обнаружен поистине значительный контраст. Дети, чьи родители постоянно использовали эмоциональное воспитание, имели более крепкое здоровье и более высокую успеваемость. У них лучше складывались отношения с друзьями, наблюдалось меньше проблем с поведением, они были менее склонны к насилию. Дети, имеющие опыт эмоционального руководства, обладали лучшим эмоциональным здоровьем и испытывали меньше негативных, а больше позитивных чувств.

Есть и еще один результат: когда матери и отцы использовали технику эмоционального воспитания, их дети быстрее восстанавливались. Они грустили, сердились или испытывали страх, попадая в трудную ситуацию, но быстро себя успокаивали, приходили в норму и продолжали продуктивную деятельность. Иными словами, эти дети имели более высокий эмоциональный интеллект.

Еще одно неожиданное открытие, которое было сделано в ходе исследований, связано с отцами. Результаты показали, что, когда отцы практикуют метод эмоционального воспитания, они оказывают чрезвычайно положительное влияние на развитие эмоционального интеллекта своих детей. Если отцы понимают чувства своих детей и стараются помочь им решить проблемы, дети лучше успевают в школе и успешнее устанавливают отношения с другими людьми. И наоборот, эмоционально отдаленные отцы, суровые, критичные и отвергающие эмоции, оказывают глубоко негативное влияние на детей. В среднем такие дети хуже учатся, больше ссорятся с друзьями и больше болеют. (Этот акцент на отцах не означает, что мать не влияет на эмоциональный интеллект. Ее взаимодействие с детьми играет немаловажную роль. Однако мы выяснили, что влияние отца является гораздо более сильным, будь оно хорошим или плохим.)

И наконец, эмоциональное воспитание не означает отсутствия дисциплины. На самом деле, когда родители эмоционально близки со своими детьми, больше в них вкладывают, значит, могут оказать на них большее влияние. Положение позволяет быть строгими. Если родители видят, что дети делают ошибки или не хотят выполнять какую-то работу, могут сделать им замечание. Они не боятся устанавливать границы. Не боятся сказать, что дети их разочаровали, когда знают, что они могут сделать лучше. А поскольку между родителями и детьми в таких семьях существует эмоциональная связь, то дети прислушиваются к словам, их интересует мнение родителей и они не хотят вызывать недовольство. Таким образом, эмоциональное воспитание помогает мотивировать детей и управлять ими.

На формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия (способность к сопереживанию). Таким образом, эмоциональный интеллект включает в себя:

самосознание,

контроль импульсивности,

уверенность,

самомотивация,

оптимизм,

коммуникативные навыки,

умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта:

1. Понимание и осознание эмоций освобождает нас от страхов и предрассудков, поэтому нам легче мыслить нестандартно, легче принимать решения.

2 Обладая высоким эмоциональным интеллектом, мы способны вести за собой, т. к. внушаем людям доверие, надёжность, вдохновение.

3. У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии.

Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

Умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

Способностью сознательно влиять на свои эмоции;

Умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

Способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

Умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

Способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного Алекситимия - Затруднение в осознании и определении собственных эмоций – повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.

Комфортная организация режимных моментов;

Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т. д.);

Игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т. д.);

Арттерапия (рисование, ритмопластика, танец);

Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;

Психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);

Телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка;

Задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т. п. ;

использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т. д.);

Дети с развитым эмоциональным интеллектом:

Отличаются более высокой самооценкой

Уверены в себе

Быстро адаптируются к новым обстоятельствам

Готовы следовать принятым правилам поведения в обществе и при этом имеют собственное мнение, которое готовы защищать

Много читают и учатся с интересом

Быстрее устанавливают контакт со сверстниками и со взрослыми людьми

Умеют разрешать конфликты и находят выход из сложных ситуаций

Техники развития EQ для взрослых и детей

Коробочка эмоций

Банка счастья

Язык эмоций

Что я чувствую сегодня

Эмоциональный фотоальбом – путешествие

Эмоции в красках

Компас эмоций

Дети более восприимчивы ко всему новому, их психика похожа на пластилин - гибка и бесхитростна. Но вот что будет слеплено из этого пластилина, зачастую зависит только от взрослых.

Поэтому давайте начнём с себя!

Использованная литература:

Джон Готтман, Джоан Деклер

Эмоциональный интеллект ребенка Практическое руководство для родителей

Виктория Шиманская. Монсики

Само словосочетание «эмоциональный интеллект» многим кажется странным и нелогичным. Ведь нам привычно, что интеллект – это рациональность, противоположная чувствам. Однако у человека есть и такое качество, которое позволяет анализировать, сравнивать, контролировать и совершать другие операции, но в сфере эмоций.

Эмоциональным интеллектом называется способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать желания и мотивацию других людей, а также умение управлять своими эмоциями. Он включает в себя способность к сопереживанию, осознание собственных границ и уважение к границам окружающих, умение развивать и использовать свои таланты, дарить и принимать любовь и поддержку. Впрочем, эмоциональный интеллект, как и любые полезные навыки, необходимо развивать.

Это факт
Впервые понятие «эмоциональный интеллект» употреблялось еще в 70-х годах XX века, но особого резонанса тогда не получило. Позже, в 1990-х годах, несколько авторов в своих работах пытались развить понятие «эмоциональный интеллект». Но, пожалуй, своего расцвета теория эмоционального интеллекта достигла в 1995 году, когда Д. Гоулман написал первую научно-популярную книгу «Эмоциональный интеллект». Сегодня специалисты, занимающиеся с детьми, отмечают, что только лишь умственный интеллект (IQ) не гарантирует счастья и успеха ребенка в будущем.

Что даст ребенку развитый эмоциональный интеллект?

1. Комфортная социализация.

Он сможет лучше распознавать настроение окружающих, их к нему отношение (эмпатия), понимать то, что хочет сам (целеустремленность), и искать пути, как этого добиться (мотивация). Такому ребенку будет проще строить отношения, ведь он «чувствует» своих людей, тех, с кем у него есть что-то общее. И, самое главное, он сможет понимать собственные чувства и желания. Это важно: ведь нередко родители, проецируя свои несбывшиеся мечты на ребенка, навязывают ему занятия, к которым у него душа не лежит (игра на фортепиано, единоборства, изостудия и др.).

2. Общее благополучие ребенка.

Низкий уровень эмоционального интеллекта, как показывают исследования ученых, повышает риск возникновения психосоматических заболеваний. Возможно, от того, что ребенок не умеет осознавать и выражать свои отрицательные эмоции, под влиянием воспитания загоняет их внутрь, а нервная система дает свой «ответ»…

3. Преуспевание в жизни.

Исследователи установили, что около 80 % успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20 % – умственные способности. Неразвитый EQ может нивелировать карьерные перспективы, разрушить близкие отношения и привести к разного рода зависимостям. Ведь эмоциональный интеллект – это то, как человек может справиться со стрессами и трудностями.

4. Взаимопонимание с близкими.

Именно от эмоционального интеллекта зависит то, что называется «погода в доме». Атмосфера благополучия, понимания, искренности между родителями и детьми напрямую зависят от способности понимать свой внутренний мир, принимать его и делиться им с близкими. Дать волю чувствам

Развитие эмоционального интеллекта у ребенка может происходить уже «с пеленок». Для малыша очень важно формирование чувства базового доверия к миру, и мама с самого его рождения (а в идеале и с момента беременности) должна стараться создать для крохи атмосферу безопасности. Частое ношение на руках, быстрая и позитивная реакция на звуки, издаваемые малышом, телесный и зрительный контакт, колыбельные и разговоры с ребенком уже в младенчестве дают ему понять, что мир открыт и доброжелателен для него. Это является первым звеном формирования положительной самооценки и оптимистичности малыша.

Для развития эмоционального интеллекта ребенку, прежде всего, необходимо полноценное общение с близкими, будь то мама, папа, бабушка или дедушка. Именно это порой вызывает наибольшую трудность, поскольку взрослым нередко оказывается тяжело преодолеть барьер, воспитанный в себе годами. Однако необходимо преодолеть в себе запрет на выражение чувств и учиться вместе с ребенком ими управлять.

Итак, с чего начать работу над воспитанием эмоционального интеллекта у ребенка? Вот несколько способов.

  • Богатый мир эмоций. Важно учить ребенка называть свои чувства и выражать их, ведь малыш нередко не способен сам определить, что его мучает, и уж тем более высказать это. А ведь в нашем языке есть десятки слов, обозначающих разнообразные оттенки эмоций! Помочь малышу познакомиться с этим богатым миром может чтение художественной литературы. Неплохо иметь дома словарь или список эмоциональных состояний, к которому можно обратиться, описывая свое чувство и помогая ребенку выразить свое: «Ты не подошел к друзьям на площадке, потому что стеснялся».
  • Мимика, жесты, поведение. Надо обращать внимание детей на те способы, по которым они могут распознать эмоции окружающих: мимику, интонацию, жесты, поведение. Понимая, что чувствует собеседник или партнер по игре, малыш сможет реагировать адекватно ситуации. Существует множество игр, направленных на развитие способности распознавать чувства, например, игры-пантомимы, или лото, где на карточках изображены конкретные ситуации, а вам с ребенком необходимо подобрать к ним нужные карточки со словами-эмоциями.
  • Искренность на собственном примере. В общении с ребенком не стоит бояться проявлять и озвучивать собственные чувства, делиться ситуациями из жизни, пусть и не совсем приглядными: «Знаешь, а я ведь тоже солгала своему начальнику, что уже сделала работу, и мне теперь очень стыдно. Вот думаю, что мне теперь делать?» Говорите с малышом, особенно если вы недовольны его поведением. Ваше я-сообщение («Мне так грустно, когда я вижу разбросанные игрушки») быстрее найдет отклик в душе ребенка, чем критика или выговор.
  • Услышанные переживания. Когда малыш подрастает и начинает высказывать свои переживания, важно помочь ему в этом. Постарайтесь показать свое внимание ребенку (смотрите ему в глаза, присядьте, чтобы быть на его уровне), проговорите в утвердительной форме то, что услышали. «Ваня отнял у меня машинку!» – «Ты расстроился и обиделся на Ваню и не хочешь с ним дружить».
  • Социальное взаимодействие и коллективные игры. Для малыша взаимодействие с разными людьми в различных обстоятельствах (при поддержке и близости родителей) дает опыт знакомства с видами темперамента и способами выражения чувств. Поощряйте коллективные игры ребенка с детьми разного возраста, приобщайте малыша к настольным играм со старшим поколением, организуйте возможность для малыша бывать в разных обстоятельствах и получать новые впечатления (например, ездить с ним не только на машине, но и автобусе, электричке).

Безусловно, все родители хотят видеть своего ребенка счастливым. Поэтому не забывайте помогать развитию эмоционального интеллекта наряду с другими «талантами» малыша.

Звездные родители

Наталия Лесниковская, актриса, Егор (5 лет) и Марк (3 года)

Прежде всего, я сама стараюсь быть внимательной к сыновьям. Если Марк или Егор вдруг упадут или поранятся во время прогулки, я их всегда жалею. Мой супруг, Иван, увлекается разведением растений. Весной он подарил сыновьям по лотку, куда они сами сажали семена, ухаживали за ними. Это воспитывает ответственность.

Ирина Сашина, телеведущая, Саша (13 лет), Герман (10 лет), Рома (7 лет), Марийка (1 год)

Воспитать сочувствие, отзывчивость – это задача любого родителя. Мне бы очень хотелось, чтобы мои дети выросли добрыми. Поэтому при встрече с нищими (на улице, в церкви…) объясняю детям, что надо помогать им по мере сил. Также иногда меня приглашают на благотворительные мероприятия, в том числе в детские дома. Я неоднократно брала сыновей с собой. Еще мы вместе отбирали игрушки ребятам из детского дома.

Скажу вам сразу, читая книгу известного во всем мире психолога Джона Готтмана "Эмоциональный интеллект ребенка", мне иногда хотелось воскликнуть "не верю", начать спорить с автором или даже отшвырнуть этот труд в сторону. И все же уверена, что книгу нужно прочитать каждому родителю, хотя бы для того, чтобы понять, умеем ли мы понимать собственного ребенка и сопереживать ему.

Эта книга - руководство для родителей, которые хотят помочь своим детям научиться регулировать свои эмоции.

Каждый родитель знает, как важен интеллект ребенка: без него не преуспеть в школе и в жизни. Не менее важно и умение владеть своими эмоциями, на которое обращают гораздо меньше внимания.

Опытный специалист по семейной психологии Джон Готтман наглядно показывает, что дети с высоким эмоциональным интеллектом уверены в себе, имеют крепкое здоровье, добиваются успехов в учебе и уверенно взаимодействуют с другими людьми.

Важная цитата: Хорошее воспитание начинается в вашем сердце и продолжается в те моменты, когда ваши дети переживают сильные эмоции: расстраиваются, злятся или испытывают страх. Оно заключается в оказании поддержки тогда, когда это действительно важно. Эта книга укажет вам правильный путь.

Еще одно предупреждение

Начиная читать книгу, не ждите увлекательной прогулки. Опытный психолог Готтман пишет на своеобразном языке. Конечно, он пытается избежать терминов, непонятных среднестатистическому родителю. И все же текст полон словечек типа "вагальный тонус", "парасимпатическая нервная система", "блуждающий нерв"... Кроме того, вам придется с карандашом в руке честно ответить на множество тестовых вопросов, выполнить практические задания и даже вести дневник эмоций. А главное, скорее всего вам придется измениться и пересмотреть свои отношения с ребенком. Вы к этому готовы? Тогда вперед.

В чем особенность этой книги

В последнее время родители просто помешались на том, чтобы воспитать из своего ребенка гения. О раннем развитии, хорошем образовании и знании иностранного языка чуть ли не с колыбели говорят все и везде. Каждый родитель знает, как важен интеллект ребенка: без него не преуспеть в школе и в жизни. Готтман убедительно доказывает, что не менее важно и уметь владеть своими эмоциями, на которое обращают гораздо меньше внимания.

Если же о детских чувствах специалисты и говорят, то все советы, как правило, сводятся к простой мысли о том, что в основе воспитания лежит безусловная любовь. Но как именно ее проявлять, чтобы ребенок действительно чувствовал себя понятым и принятым, объясняется не всегда. Более того, даже встречается неэффективный совет - игнорировать негативные чувства, переключать ребенка на что-то другое и вести себя так, как будто их не было.

В книге "Эмоциональный интеллект ребенка" используется иной подход к воспитанию - это не просто поверхностные советы опытного педагога - без расшифровки и объяснения, это путь изнутри - наружу, от эмоций и чувств к действиям, от понимания, к сочувствию и действию, путь от внутреннего, духовного к внешнему, это другая система координат для воспитателя.

Важная цитата: Подумайте о переживаниях своего ребенка, представив аналогичную ситуацию в мире взрослых. Представьте, что жена приходит домой с работы, расстроенная ссорой с коллегой. Ее муж анализирует проблему и тут же излагает план решения. Но вместо того чтобы почувствовать благодарность, жене становится только хуже. Причина в том, что муж не проявил сочувствие, не показал, что понимает, какие грусть, гнев и разочарование она испытывает. Единственное, что он показал, - как можно просто решить проблему. Для нее же это может значить, что она не слишком умна, раз не сумела додуматься до этого решения сама.

Этот принцип работает и в отношениях родителей с детьми.

Что может дать эта книга

Книга поможет вам:

  1. проявлять больше внимания к эмоциям ребенка;
  2. использовать проявление эмоций как возможность для сближения с ребенком;
  3. лучше понимать настроение ребенка;
  4. обсуждать эмоции на языке, понятном ребенку;
  5. помогать ребенку справляться с тяжелыми ситуациями и проблемами.

Шаг 1. Осознание эмоций ребенка.

Шаг 2. Эмоция как средство для сближения и обучения.

Шаг 3. Сочувственное выслушивание и подтверждение обоснованности чувств ребенка.

Шаг 4. Помочь ребенку обозначить эмоцию словами.

Шаг 5. Введение ограничений + помощь в решении проблемы.

Важная цитата : Сердиться на детей можно и нужно. Родители должны честно выражать свой гнев при условии, что он направлен на конкретную проблему, а не на черты личности или характер ребенка. При разумном использовании родительский гнев может быть частью эффективного поддержания дисциплины.

Почему эту книгу важно прочесть папам

Ключевой роли отца в воспитании ребенка Готтман посвятил целую главу. Впрочем, вы, наверное, сами догадывались (или читали раньше), что мальчики, выросшие без отцов, с большим трудом находят баланс между мужской напористостью и самоограничением, папины дочки, вырастая, как правило выстраивают здоровые отношения с мужчинами. В книге "Эмоциональный интеллект ребенка" тоже утверждается, что детям нужны отцы. Однако есть и важное различие: для правильного эмоционального развития подходит не любой папа. Помогают отцы, которые проявляют эмоции, поддерживают и могут успокоить ребенка в тяжелые моменты. И наоборот, оскорбляющие, критикующие, унижающие или проявляющие эмоциональную холодность отцы наносят детям глубокие травмы.

Важная цитата : Залог успешного отцовства не в том, чтобы выполнять свою работу, несмотря на присутствие детей. Речь идет о принятии своей роли в труде, который будет продолжаться как минимум двадцать лет и называется воспитанием человеческого существа. Потребуется сбавить обороты и побыть со своими детьми лицом к лицу, находясь на том уровне, которого требует их возраст.

Дополнительные бонусы

Исповедуя идею того, что ребенка может вырасти счастливым только в счастливой семье, Готтман подробно описывает, как избежать "Четырех всадников Апокалипсиса", которые рано или поздно приведут к разводу.

Всадник №1. Критика. Негативные замечания о личности вашего партнера.

Всадник №2. Презрение. Презрение очень похоже на критику, но это следующий этап отношений. Супруг, который презирает своего партнера, на самом деле намерен его оскорбить.

Всадник №3. Оборонительное поведение. Если один из супругов чувствует, что в его адрес летят презрительные оскорбления, для него вполне естественно занять оборонительную позицию. Но в браке это чревато еще большими неприятностями, поскольку супруги перестают слышать друг друга.

Всадник №4. Стена. В какой момент один из партнеров просто закроется, потому что разговор для него станет слишком болезненным.

В книге рассказывается, как улаживать супружеские конфликты. Ну а если разногласия с супругом достигли апогея, то хотя бы как сделать так, чтобы не вовлечь ребенка в вашу зону конфликта.

Важная цитата: Продолжайте оставаться в курсе повседневной жизни своих детей. Чтобы защитить детей от негативных последствий супружеских конфликтов, нужно оставаться для них эмоционально доступными. Это требует внимания к повседневным рутинным событиям, вызывающим в детях эмоциональный отклик.

И еще пара бонусов. Книга заканчивается краткой характеристикой всех возрастных особенностей детей от рождения до 14 лет. Кроме того, дан список детских книг, которые помогут вам и вашему ребенку поговорить о сложных эмоциях.

И напоследок несколько фотографий, которых нет в книге, но которые доказывают, что ребенок стоит того, чтобы изменить свою жизнь.

Оказалось, секрет воспитания состоит в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. К сожалению, часто бывает, что отношение к эмоциям любящих и заботливых родителей встает на пути к общению с ребенком, когда тот испытывает страх, или злится, или сильно опечален.

Три типа родителей

Среди родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональный интеллект, я выделил три типа: отвергающие (это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей), неодобряющие (это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций), невмешивающиеся.

Эмоциональное воспитание

«Тебя бесит, что Дэнни забрал у тебя игру, - может сказать отец. - Меня бы это тоже взбесило. Но бить его неправильно. Что ты можешь сделать вместо этого?». Детям важно объяснить, что проблемой являются не их чувства, а их плохое поведение.

Три зоны поведения

Предлагаем родителям создать свою систему правил, состоящую из трех зон - зеленой, желтой и красной. Зеленая зона охватывает поведение, которое разрешено и желательно. Желтая зона - это поступки, которые в целом не разрешаются, но мы можем с ними смириться. Красная зона - это недопустимое поведение.

Конфликты в семье

Продолжайте оставаться в курсе повседневной жизни своих детей. Чтобы защитить детей от негативных последствий супружеских конфликтов, нужно оставаться для них эмоционально доступными. Это требует внимания к повседневным рутинным событиям, вызывающим в детях эмоциональный отклик.

Страх быть брошенным

Существует естественная причина, по которой дети этого возраста зачарованно слушают такие сказки, как «Белоснежка» или «Приключения Оливера Твиста». В этих историях проговаривается страх, общий для большинства детей дошкольного возраста, что однажды их могут бросить.

Стать специалистом по чувствам означает освоить несколько навыков, объясняет Марк Брэккет , директор Йельского центра эмоционального интеллекта. Во-первых, признавать эмоции в себе и других («Да, я действительно огорчен!»). Во-вторых, понимать причины и последствия эмоций («Эта хандра из-за погоды или из-за курса валют?»). В-третьих, точно маркировать происходящее («Моя досада обусловлена растерянностью»). В-четвертых, выражать эмоции социально приемлемым способом («В этом племени уволенные рвут на себе волосы»). В-пятых, управлять своими эмоциями («Я постою на голове и все пройдет»), а также помогать другим людям справиться с чувствами («Я принес тебе чай и готов тебя выслушать»).

Почему бы вообще не забыть про все эти эмоции?

Герой с волевым подбородком, который успешно действует, не испытывая ни страха, ни сомнений, — это миф. Без эмоций люди не смогут даже контрольную написать, да и вообще на нее не придут: незачем. Работы американского невролога Антонио Дамасио ясно показывают , что, отключив эмоции, человек и вовсе лишается способности принимать решения. По большому счету эмоция — это дополнительная информация. Если человек понимает, что с ней делать, то это сильно помогает в решении разных жизненных задач.

Зачем это детям

Родители, как правило, стараются сосредоточиться на развитии академических навыков. Считается, что детям важнее уметь производить арифметические операции с грибочками, чем вовремя догадаться, что кто-то сейчас заплачет. С этим готовы поспорить американские ученые, которые уверяют , что эмоциональная компетентность играет решающую роль в академическом успехе. И это объяснимо. Почти тридцать лет назад первопроходцы в изучении эмоционального интеллекта — Майер и Саловей — доказали , что чувственная сфера прямо влияет на внимание, память, способность к обучению, на умение общаться и даже на физическое и умственное здоровье.

Психологи из Орегонского университета добавляют , что школьники с развитым эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, легче налаживают отношения в школе и более эмпатичны, чем их неподкованные товарищи.

Кадр из фильма Warner Bros.

Много ли зависит от родителей

Вообще-то, да. Психологи считают, что детям растить эмоциональный интеллект помогает родительская отзывчивость, а также коучинговый подход к эмоциям : папа и мама рассказывают о своих переживаниях, а заодно своим примером демонстрируют, что с чувством можно не только стучать кулаком по столу, но и работать. К тому же многое зависит от обстановки в семье. Чем благополучнее домашняя атмосфера, тем больше шансов научиться распознавать полутона настроения по наклону головы бабушки. В 2011 году британские ученые опубликовали исследование , изучавшее жизнь 17 000 детей. Из него стало очевидно, что уровень психического благополучия сильно коррелировал с будущим успехом.

С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект

В 2-4 года дети вполне распознают базовые эмоции: счастье, печаль, грусть, страх. Чем лучше посетитель детского сада разбирается в эмоциях, чем больше знает слов для их обозначения, тем меньше у него поведенческих проблем.

Кадр из фильма Universal

Как развивать эмоциональный интеллект у детей от 2 до 7 лет

Психолог и педагог детского центра «Дом гнома» Ирина Беляева рекомендует четыре шага для развития эмоционального интеллекта у детей до 7 лет.

  • Показать эмоцию. Можно изображать разные чувства, рисовать рожицы, демонстрировать крупные планы из мультфильмов.
  • Называть эмоции. В Йельском центре эмоционального интеллекта даже разработали специальную шкалу настроения , на осях которой нужно отмечать свое состояние и называть его. Особенно важно замечать счастливые моменты: «Ты сильно воодушевлен. Кажется, тебя посетило вдохновение. Вижу, ты польщена», — говоря с детьми о положительных переживаниях, мы расширяем их картину мира.
  • Попросить ребенка изобразить ярость, смятение и замешательство.
  • Обсудить личный опыт. В каких ситуациях ребенок испытывал те или иные эмоции, что помогло? Заодно имеет смысл расшифровать телесные знаки: что я чувствую и в каком именно месте. Стучит ли у меня в висках, подкатывает ли ком к горлу и откуда взялись эти слезы? Что хочет сказать язык тела другого человека: ему интересно меня слушать или он старается не уснуть?

Полезно создавать книги эмоций. Туда вклеивается лицо ребенка с комментариями. «Тут я сердит и сжал кулаки». Важное знание для ребенка — эмоции не навсегда, они проходят, меняются, а еще на них можно влиять.

Кадр из фильма Sony/Columbia

Как развивать эмоциональный интеллект у детей от 7 до 10 лет

Клинический психолог, психотерапевт Екатерина Блюхтерова, создательница «Мастерской домашней психологии», советует следующие шаги.

  • Проявлять свои родительские эмоции. Ребенку необходимо знать, что папа не просто так с изменившимся лицом бежит к пруду, а он очень-очень разгневан тем, что из его ботинок сделали домики для хомяков. «Мама озабочена, дедушка в эйфории, дядя боится грозы» — это нужно детям не просто проговаривать, но и показывать мимикой и языком тела.
  • Озвучивать чувства ребенка. Даже в 8 лет не просто разобраться, что с тобой происходит, пока родитель не скажет: «Вижу, ты места себе не находишь от досады». При этом важно поддерживать ребенка и утешать.
  • Не ставить запрета на детские чувства, но находить им социально приемлемый выход. «Давай поплачем, а потом пойдем в чулан топать ногами и рвать салфетки».
  • Использовать терапевтические истории, которые предлагают стратегию поведения в сложной для ребенка ситуации. «Одна девочка тоже пришла в новый класс…»

Кадр из фильма Universal

Как развивать эмоциональный интеллект у подростков

Подросткам могут помочь все вышеперечисленные пункты. На что стоит обратить внимание особо.

  • Провокационное поведение подростка легко перепутать с эмоциональной глухотой. С 12 лет у детей начинает работать биологическая программа на отделение от родителей, поэтому многие вещи подростки делают, чтобы им поскорее сказали: «Кажется, тебе пора!»
  • Родителям важно признать, что у ребенка появилась масса сложных, новых и раздирающих ощущений, не отвергать и не обесценивать их. Можно вспомнить себя в этом возрасте, рассказать о своем опыте и посочувствовать человеку, который проходит через все это сейчас.
  • Полезно обсуждать книги и фильмы о нравственных дилеммах и сложном моральном выборе. Это поможет подростку взглянуть на мир глазами другого человека.

И что — действует?

Да, это работает. Исследования Университета Британской Колумбии, Иллинойского университета в Чикаго и Университета Лойолы подводят результаты программ по развитию эмоционального интеллекта, которые американцы внедрили в школах, и солидарно заявляют : у детей и впрямь улучшаются психическое здоровье, социальные навыки и результаты обучения. Причем все это оказывается полезным даже спустя годы.

Что читать по теме

Психолог Ирина Беляева рекомендует родителям книги «Эмоциональный интеллект» Д.Гоулмана и «Эмоциональный интеллект ребенка» Д.Готтмана и Д.Деклер . Обсуждать эмоции с детьми можно на примере детских книг: для 3-летних подойдет игровая книга Михаила Яснова «Большая книга эмоций» , книга Джудит Виорст «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, плохой день» , серии Русе Лагеркранц «Моя счастливая жизнь» и Дороти Эдвардс «Моя озорная сестренка» . Лучше выбирать книги с рассказами про детей, а не антропоморфных животных, так как истории про людей дети скорее воспринимают как истории о себе. С 5 лет можно размышлять над книгами Оскара Бренифье, например «Что такое чувства?» . С 7 лет и до старости — развивать эмоциональный интеллект при помощи художественной литературы, кино, искусства, даже при помощи компьютерных игр. Важно обсуждать с ребенком, почему здесь такие герои, такие картинки, такая музыка, такой цвет. В любой хорошей книге есть что обсудить: от «Саши и Маши» Анни М.Г.Шмидт до «Гамлета» и «Братьев Карамазовых» .




Самое обсуждаемое
Как связать красивые тапочки спицами и крючком? Как связать красивые тапочки спицами и крючком?
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?


top