Экологическое развитие в детском саду. Примерный план занятия на тему «Как делается хлеб» в средней группе. Как провести занятие по экологии в детском саду

Экологическое развитие в детском саду. Примерный план занятия на тему «Как делается хлеб» в средней группе. Как провести занятие по экологии в детском саду

Ольга Прибыткова
Экологическое воспитание детей в детском саду

Проблема взаимосвязи человека с природой всегда имела место. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры , экологического сознания , формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.

Экологическое воспитание - новая категория , которая непосредственно связана с наукой экологией , различными ее ответвлениями. В классической экологии центральными понятиями являются : взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания : функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.

Взаимодействие человека с природой - второй, чрезвычайно важный аспект экологии , ставший основой бурно развивающихся отраслей - социальной экологии , экологии человека - не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования , успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания , которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка : заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры - базисные качества человеческого начала в человеке. Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества : материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно -образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей , готовящихся к поступлению в школу.

В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг :

Связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития;

Многообразие живых организмов, их экологическое единство ; сообщества живых организмов;

Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность.

Первая и вторая позиции - это классическая экология , ее основные разделы : аутэкология , рассматривающая жизнедеятельность отдельно взятых организмов в их единстве со средой обитания, и синэкология , вскрывающая особенности жизни организмов в сообществе с другими организмами на общем пространстве внешней среды.

Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера . Третья позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов - сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них. У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.

Четвертая позиция - это элементы социальной экологии , позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах потребление и использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов) . Ознакомление с этими явлениями позволяет начать вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.

Все обозначенные позиции содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста согласуются с содержанием общеобразовательной области «Экология » , представленной в Концепции общего среднего экологического образования . Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих методов воспитательно -образовательной работы с детьми. Специалисты по дошкольной педагогике подразделяют методы обучения на словесные, наглядные и практические. В понятие "педагогический метод" вкладывается более широкий контекст - не только обучение, но и организация других видов деятельности, в которых взрослый оказывает на ребенка воспитательное воздействие . Построение методов экологического воспитания базируется на следующих принципиальных моментах : 1) учете специфики содержания экологического воспитания , исходящего из биоэкологии с ее центральным понятием взаимосвязи организма и среды; 2) подходе к любой совместной деятельности как педагогическому методу, если эта деятельность : насыщена экологическим содержанием , позволяет решать задачи экологического воспитания детей ; систематическая, регулярно повторяющаяся; планируется и организуется воспитателем ; нацелена на достижение воспитательно -образовательного результата; 3) одновременном решении в деятельности воспитательных и образовательных задач и понимании их соподчиненности в экологическом воспитании .

В педагогическом процессе используются как традиционные методы, так и инновационные. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются, это :

Наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе);

Словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);

Практические (экологические игры , опыты, труд в природе) .

Наряду с традиционными методами существуют и инновационные методы : использование элементов ТРИЗ, проектной деятельности и др.

На занятиях и в обобщающих беседах используются отдельные приемы мнемотехники – мнемотаблицы и коллажи. В старшей и подготовительных группах детям предлагаются кроссворды.

Но особо важное значение имеет использование педагогами таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование.

Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л . А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Таким образом, реализация программы формирования у детей начал экологической культуры возможна лишь посредством соответствующих методов и форм воспитательно -образовательной работы. В педагогическом процессе должны использоваться как традиционные так и инновационные методы.

С наукой экологии дети познакомятся в школе, однако экологическое воспитание необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Кому-то может показаться это преждевременной мерой. Однако детские психологи отмечают возраст 5-6 лет как самый восприимчивый, открытый к познанию. В этот период формируется отношение ребенка к себе, к окружающему миру, выстраивается координата ценностей.

С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается, и наша цель, цель современных родителей и педагогов –воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к другу, беречь ее, совершенствовать методы по ее спасению.

Экологическое воспитание в детском саду способствует:

  • формированию объективных представлений о процессах, происходящих в природе;
  • формированию бережного отношения к природе.

Для работы по экологическому направлению в детском саду могут быть использованы следующие программы:

  • Базисная программа развития дошкольников «Истоки»,
  • Рыжова Н.А.: «Наш дом — природа»,
  • Николаева С.Н.: «Юный эколог»,
  • Воронкевич О.А.: «Добро пожаловать в экологию»,
  • Кондратьева Е.Е.: «Мы»,
  • Вересов А.: «Мы земляне»,
  • Попова Т.И.: «Мир вокруг нас»,
  • Кочемасова Е.Е.: «Здравствуй, мир!».

Экологическое воспитание в детском саду должно начинаться с самого воспитателя

Сформировать экологически сознательную личность может только экологически грамотный человек. Воспитатель должен обладать рядом умений.

Любопытным является исследование, проведенное в Тюменской области. В нем принимало участие более 200 респондентов: 167 воспитателей и 71 заведующая из местных дошкольных учреждений. Исследование проводилось в форме анкетирования. Приведем показательные данные.

На вопрос о том, проводится работа в ДОУ по экологическому направлению воспитателями, не имеющими соответствующего образования или специалистами-экологами , оказалось, что

  • только в 1,4% детсадов занятия проводят специалисты-экологи;
  • в 98,6% случаев занятия проводят воспитатели, не имеющие экологического образования.

Кроме этого, в большинстве своем дошкольные учреждения испытывают недостаток в программно-методических материалах экологической направленности :

  • только 16,9% детских садов обеспечены необходимым оборудованием и методическим материалом в достаточном количестве;
  • в 56,3% детских садах наблюдается недостаток в методматериале;
  • в 26,8% ДОУ нет вообще никаких образовательных материалов экологической направленности.

О необходимости прибегнуть к помощи методиста-эколога заявили заведующие 84,5% дошкольных учреждений.

Экологическое воспитание в детском саду осуществляется в виде различных форм :

  • самыми популярными оказались экологические занятия и беседы – 33,9%;
  • экскурсии и фенологические прогулки – 22,6%,
  • наблюдения в природе – 14,5%,
  • досуговые занятия – 10,8%,
  • игры – 9,7%;
  • практическая работа (опыты) – 4,8%,
  • консультации с родителями – 2,2%,
  • тематические выставки – 1,6%.

Формы экологического воспитания в детском саду

Экологическое воспитание в детском саду осуществляется в нескольких направлениях: непосредственно с главными участниками образовательного процесса — с детьми, на педагогическом уровне, во взаимодействии с родителями.

Формы работы с детьми

Формы работы с детьми включают экологические занятия и беседы. С детьми обсуждаются правила безопасного поведения в природе, проводятся занятия «Кладовая природы», «Лес — помощник человека», «Полезные изобретения» и другие.

Музыкальный руководитель вместе с методистом и воспитателями готовит экологические праздники : «День экологических знаний», «День Земли», «Праздник лета». Организуются досуги в форме КВН «Знатоки природы».

Во время целевых прогулок, экскурсий воспитатель вместе с детьми проводит наблюдения в природе . Это может быть как непосредственное знакомство с окружающей флорой и фауной, так и образовательная работа, например, с шедеврами изобразительного искусства: рассматривание пейзажных картин.

Практический опыт дети получают, помогая ухаживать за растениями и животными. По мере взросления ребенка круг его обязанностей расширяется. Часто привлекаются дети более старшего возраста к совместным проектам с дошкольниками из ясельных и младших групп. Например, младшие ребята выращивают овощи на огороде, а их старшие товарищи проводят показательные мастер-классы по приготовлению салатов и других блюд из этих овощей.

Дети подготовительной группы могут вести «экологический дневник» , в который заносят все наблюдения, заметки, опыты.

Формы работы с педагогическим коллективом

Как показало исследование, приведенное выше, педагогический коллектив нуждается в повышении квалификации, приобретении соответствующих навыков по предмету экологии. На это направлены деловые игры , например, «Экологическое воспитание средствами живой природы», обзоры парциальных программ, семинары «Дидактические игры с экологическим содержанием».

Востребованным оказывается практикум «Новые игровые приемы, способствующие экологическому воспитанию дошкольников».

Одним из стимулирующих факторов является дух соревновательности. Организуются вернисажи педагогических идей «Экологические прогулки», «Природоохранные акции», «Формы работы по экологическому воспитанию».

Для повышения уровня экологической грамотности педагогов выпускаются буклеты по актуальным экологическим проблемам в мире вообще и в городе в частности.

Формы работы с родителями

Взаимодействие с родителями является необходимой составляющей экологического воспитания в детском саду. Взрослый своим примером должен подавать пример ребенку.

Несмотря на то, что многие родители не имеют свободного времени, они все же с энтузиазмом откликаются на предложения принять участие в совместном субботнике , озеленении территории детского сада, подготовке кормушек, сборе мусора, батареек и прочее.

Экологическое образование следует продолжать и за пределами дошкольного учреждения. На выходные или каникулы дети получают задание собрать вместе с родителями экспонаты для музея природы в саду, сделать поделку из природного материала, нарисовать стенгазету .

Опыт работы воспитателя детского сада "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".

Автор: Скрипникова Валентина Михайловна.
Данная статья может быть полезна воспитателям детского сада, родителям, педагогам дополнительного образования.
Пояснительная записка:
В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.
Экологическое воспитание следует начинать с дошкольного детства, именно в этом возрасте закладывается основа представлений о природе, формируются основы экологического сознания.
Задачи экологического воспитания
1. Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения ко всем объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
2.Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру.
Цель экологического воспитания детей - получение детьми достоверных знаний, представлении, приобретение навыков ответственного, доброжелательного, бережного отношения к природе.

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего Мир
природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный
источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Семья, как ячейка общества, воспитывает в нас самые прекрасные качества: трудолюбие, заботу о ближнем, усердность, сочувствие, сопереживание.
Окружающий мир – это самый богатый источник знаний для ребенка. Маленький человечек бережно и с интересом относится к цветочкам, бабочкам, яркому солнышку да ко всему, что он видит вокруг себя. Взрослым, поддерживая вот такой искренний интерес ребенка к природе, важно помнить о воспитании бережного отношения к ней. Любовь к окружающему миру взрослые должны прививать ребенку с самого раннего детства с пеленок, своим личным примером. С самого рождения ребенок любит природу, стремится к единению с природой. Дети этого возраста чутки и отзывчивы. Они сопереживают, сочувствуют, у ребёнка формируется стиль поведения в природе. (Не бросят камень в кошку, не оставят после себя мусор, не разорят муравейник, не сорвут без надобности цветок и листок).
Дети должны знать, что растения и животные, птицы - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, заводят потомство, а самое главное, чувствуют боль.


Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, воздух, птичке – семена, вода и тоже воздух, животным – корм и вода, воздух.
Правильное отношение к живым существам является конечным результатам и воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре.
Если ребёнок не знает и не понимает ничего то, что происходит за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может.


Форма работы с детьми дошкольного возраста:
- привлечение дошкольников к наблюдениям и сравнениям.

Например, после появления нового листочка, бутона, цветка можно предложить воспитанникам «сфотографировать» растение, а затем нарисовать растение с натуры. Затем сравнить растение, нарисованное с растением с «фотографии». Обязательно сделать вывод, что изменилось, какие несовпадения. Такие действия способствуют развитию наблюдательности, внимательности к некоторым деталям, да и способствуют развитию сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста.
- метод демонстрации.
Этот метод заключается в том, что ребенку необходимо демонстрировать натуральные предметы, их изображения с помощью картинок, фотографий, кинофильмов, диапозитивов.
Метод демонстрации используют для того чтобы уточнить, обобщить, систематизировать знания детей дошкольного возраста о предметах, явлениях в окружающей действительности.
- метод рассказывания.
Рассказывая ребенку о явлениях, предметах окружающей действительности., вы обогащаете впечатления у ребенка, оказываете влияние на его ум, воображения ребенка, на его чувства, его отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Рассказ должен иметь четко определенную тему, художественную форму, быть динамичным, основываться на близких и интересных для детей фактах, можно привести примеры или случаи из своего личного опыта.
- чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы.
Этот метод способствует расширению знаний дошкольников о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сочувствия и сопереживания.
- беседа.
Беседу используют для обобщения и систематизации знаний у детей дошкольного возраста. Беседуя ребенок дожжен знать, о чем идет речь, чтобы включиться в диалог, поддержать беседу, слушать и понимать собеседника, иметь возможность ответить на какие-то вопросы, задаваемые по ходу беседы.
- игра.
Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является – игра, поэтому играя, ребенок учиться взаимодействовать с природой, учиться общаться с птицами, животными, растениями, учиться взаимодействовать с предметами неживой природы.
Игры бывают разной классификации:
- дидактические игры экологического содержания.
В дидактической игре имеются определенные правила, своя структура и система оценивания детей.
Существует несколько видов дидактических игр: настольно-печатные игры, игры с предметами, словесные игры.
Настольно- печатные игры, это игры направленные на развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, классификация, обобщение).
Игры с предметами – это игры с различными материалами (мозаикой, листочками, шишками и т.д.)
Словесные игры направлены на развитие внимания, быстроту реакции и связную речь.
Очень важно в развитии экологического воспитания являются посещение зоопарка, цирка, океанариума, экскурии.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Наблюдая как живут животные в зоопарке, цирке, кто и как за ними ухаживает, ребенок начнёт строить из
кубиков, кирпичиков или другого материала клетки для животных и птиц, заселять их игрушечными животными.
Дети получают не только знания о жизни животных, о внешнем виде, среде их обитания, но и учатся за ними ухаживать и заботится о них. Они строят красивые, большие, удобные клетки, кормят их, моют клетки. Распределяют обязанности, контролируют работу друг друга (директор, сторож, шофёр и так далее).
Знакомя детей с животными, живущими рядом с человеком, дать возможность ребёнку принимать активное участие за животными (покормить, почистить клетку), привлечь к созданию условий для них от холода.


- Игры с природным материалом.
Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, порой его создают, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике в своей игре. Дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.


И самое главное привить ребенку главные принципы жизни его в гармонии с природой:
1. «Не навреди».
2. «Познавая, не разрушай».
3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».
4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:
1. Что я хочу сделать?
2. Зачем мне это нужно?
3. Кто и что при этом приобретает, а кто и что потеряет?
5. «Подумай о последствиях!»


У всех людей, какой бы они не были национальности, в какой стране они не жили у них одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.
Все эти методы способствуют развитию познавательных процессов у ребенка, способствуют формированию у ребенка ценности к окружающей его действительности, воспитывают у ребенка бережное отношение к природе, ко всему, что его окружает.
Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить детям своим личным примером.

экологический воспитание дошкольник природа

Замечательные зарубежные педагоги прошлого (Я.А. Коменский, И.Т. Пестолоцци, Ж.Ж. Руссо, А. Дистерверг) и России (Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, Н.К.Крупская, В.А. Сухомлинский) считали совершенной саморазвивающую природу ребенка, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования личности. Идея экологии в воспитании не является чем-то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Сами проблемы экологии не рассматривались примитивно, только как природоохранительная деятельность, а прежде всего как единство человека и природы. При изучении окружающей среды перед детьми не ставится задача познать ее как единое природное сообщество с присущими только ему связями и зависимостями, научить дошкольников устанавливать даже те закономерности, которые могут быть подмечены ими в повседневной жизни. В общении с природой важно научить дошкольников взаимодействовать с ней. С одной стороны это должно быть достаточно уверенное, адекватное поведение в природной среде, с другой - бережное обращение с растениями и животными. Достичь этого можно, если умело сочетать практические методы, использовать самостоятельность и активность детей.

В экологическом воспитании дошкольников большое значение имеет природное окружение. Имеются специальные дошкольные учреждения, располагающиеся в непосредственной близости от лесопарков, парков, скверов. Но большая часть из них ограничивает общение ребенка с природой. Только организация труда в уголках природы и на участках детского сада здесь может происходить. Считается, что подобное возможно, если сам педагог любит и знает природу, тогда его действия направлены на сохранение и приумножение. Постепенно, начиная с дошкольного возраста, у ребенка формируются единственно верные представления о природе и человеке, как о равноправных партнерах, когда человек защищая природу, не оказывает ей благотворительность, а сохраняет жизнь себе подобным.

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями не живой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена оппозиции естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека.

Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей; оно в значительной степени начинает определять политику государства, развитие производства, медицины, культуры. Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представление о природе и формах отношения к ней.

Важным условием возникновения у детей дошкольного возраста сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов - двух наиболее важных сфер психического развития дошкольников. Проявление нравственных эмоций тесно связано с моральным выбором, когда ребенок оказывается перед одинаково возможными, но разными по своей нравственной сути решениями. При взаимодействии ребенка с растениями и животными нравственный выбор облегчается тем, что состояние объектов природы определяется конкретным практическим действием ребенка и может быть изменено только им. Последствия неправильного взаимодействия с объектами живой природы часто отсрочены, поэтому у дошкольника должно быть развито умение предвидеть возможные последствия своих поступков. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о растительном и животном мире, приучать их любить и охранять природу. Важнейшим условием воспитания у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы. В основе такого осознания лежит взаимосвязь интеллектуального и эмоционального, по выражению Л.С. Выготского, сплава «интеллекта и аффекта».

Исследователи провели интересные эксперименты, в результате которых были выявлены возможности:

формирования у дошкольников знаний о жизненно необходимых проявлениях человека, животных, растений (питание, рост, развитие);

осознания ребенком своей схожести с представителями живой природы;

перевода сопереживания, сочувствия в содействие.

Введение в систему представлений об окружающем мире элементарных знаний о своем организме, подведение детей к пониманию общих для всех живых существ свойств и качеств имеет особое значение в установлении связи между биологическим и социальным в человеке и на уровне отношения к себе (нетерпимость к вредным привычкам, осознание важности режима, гигиены и т. п.), и на уровне отношения к другим (создание условий для роста и развития растений и животных, бережное отношение к природе и т. п.). Дошкольнику легче установить сходства, чем найти различия. Именно они ведут к идентификации с собой (животному (растению) больно, как мне; оно двигается, дышит, питается, как я). Дети дошкольного возраста по-разному ощущают (сопереживают) растительный и животный мир природы. При низком уровне развития ощущений они могут не различать понятия «живая» и «неживая природа», делят растения и животных на «плохих» (вредных) и «хороших» (полезных); при необходимости неохотно оказывают им помощь, часто совершают отрицательные поступки по отношению к неизвестным или вредным, по их мнению, животным. При среднем (индифферентном) уровне развития дети различают эти понятия, но равнодушны к природе, или это отношение утилитарно, сообразуется лишь с полезностью ее для самого ребенка. Отрицательных поступков дошкольник при этом не совершает, но и не проявляет внимания к растению или животному. При высоком (положительном) уровне развития сопереживания дети четко различают понятия «живая природа», «неживая», высказывают мнение о единстве человека и природы. Интерес к объектам природы у них устойчив. Они проявляют сочувствие, желают помочь любому растению, животному. Правда, таких детей немного, но даже их небольшое число позволяет предположить, что при определенных условиях у детей старшего дошкольного возраста может быть сформировано устойчивое, сознательное, сочувственное и заботливое отношение к живой природе.

Учитывая первичные эмоциональные связи человека с природой, которые возникают посредством чувственного восприятия, воспитатель организует разнообразные наблюдения с максимальным привлечением органов чувств. При этом решаются следующие задачи: дошкольники подводятся к пониманию того, что каждое животное -- живое (оно двигается, дышит, питается, растет, дает потомство); устанавливается степень «похожести» на человека (есть глаза, уши, рот, сердце, легкие); вызывается чувство радости от общения с живым существом.

Многолетние наблюдения педагогов за детьми показывают, что дошкольник уже в пяти - шестилетнем возрасте в основном ориентируется в таких понятиях, как «живая» и «неживая природа», различает их, выделяет характерные особенности «живой» (растет, питается, движется, размножается, изменяется) и «неживой природы» (не растет, не питается, не движется, не размножается, не изменяется). Дошкольники часто нарушают правила взаимодействия с объектами живой и неживой природы, потому что у детей еще не развито умение обращать внимание на их состояние. Поэтому так важно сформировать у ребенка сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Наиболее распространенная причина негативного отношения к природе у детей дошкольного возраста -- отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях и особенностях развития. Здесь сказывается и ограниченность непосредственного общения с природой, особенно в условиях города, недооценка некоторыми педагогами проблемы воспитания у детей познавательных интересов к окружающему миру, в том числе и природе.

Бездумное, а порой жестокое отношение к природе -- результат нравственной невоспитанности детей, когда они глухи к состоянию других людей, тем более животных и растений; не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь.

Дошкольнику свойственна подражательность, в силу которой он заимствует образцы поведения, легко поддается внешним влияниям. Заимствования бывают и педагогически ценными, и отрицательными, поскольку критическое мышление развито у детей недостаточно. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. Взрослые, с умыслом или невольно ранящие детские души жестоким отношением к природе, наносят вред делу воспитания гуманности у детей, травмируют их незрелую психику. Пути экологического воспитания в детском саду следующие: формировать у детей элементарные представления о растениях и животных как живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение. Деятельное проявление бережного отношения детей к природе наблюдается в играх, при выполнении трудовых обязанностей, в повседневной жизни. Дошкольников надо обучать навыкам ухода за растениями, животными. Систематический труд в природе формирует у них привычку заботиться о живом. Однако этот процесс во многом зависит от мотивов, которые побуждают трудовую деятельность ребенка. Мотивы трудовой деятельности могут быть различны. Сильным стимулом к труду может стать интерес к совместной деятельности с взрослыми или сверстниками. В качестве действенного мотива выступает познавательный интерес. Побудительную силу приобретают и общественные мотивы, которые проявляются в стремлении дошкольника сделать что-то необходимое, нужное, полезное для окружающих. Формирование у детей нравственно значимых мотивов труда по уходу за растениями и животными требует специальной педагогической работы. Воспитатели должны помнить правило: чем однообразнее, привычнее, непривлекательнее процесс труда для детей, тем важнее его мотивировка. Для осуществления экологического воспитания большое значение имеет эстетическое восприятие природы детьми. Усиление эстетической стороны при ознакомлении детей с природой, широкое включение в этот процесс произведений искусства - важный фактор экологического воспитания.

Исходным звеном воспитания положительного отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана многочисленными отечественными исследованиями (педагогическими и психологическими). Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Эти положения являются критериальными для создания развивающей экологической среды в ДОУ.

Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

Экологическая среда в детском саду - это прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

Цель экологического воспитания: именно формирование в ребенке положительного отношения к живому, которое должно базироваться на его глубинном, чувственно - эмоциональном опыте. Знания при этом, отнюдь, не умоляются, но им придается другой статус (статус средства осуществления деятельности, которую необходимо освоить) и, соответственно меняется методика включения этих знаний в воспитательный процесс. На основе такого психологического подхода можно формулировать принципы экологического воспитания:

  • 1. Цель: Формировать мотивационные основы экологического сознания в фактической мотивированной деятельности, в совместной деятельности со взрослым (отношение взрослого к природе модель построения взаимоотношений ребенка с окружающим миром).
  • 2. Знания: рассматривать их как средства, вводимые в деятельность, направляемые уже сложившейся мотивацией определенного содержания.

Учитывать возрастные, индивидуальные особенности развития деятельности и сознания ребенка: ведущую деятельность, содержание мотивационных основ экологического сознания, структуру совместной деятельности со взрослым.

Начинать экологическое воспитание можно с самого маленького возраста, когда дети приходят в ясельную группу детского сада. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех работы, является хорошее понимание воспитателем психофизиологических особенностей для детей этого возраста. В возрасте двух-трех лет дети должны научиться различать, правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны называть их главные сенсорные свойства, форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, познавать видимые составные части предметов и объектов, получить элементарные представления о возможной деятельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование первоначального понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирование первых умений правильно взаимодействовать с растениями и животными, участвовать в деятельности по созданию для них нужных условий.

Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке необходимы зерна и вода, на участке тоже нужна вода, а воробьям зимой крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, способами функционирования в совершенно определенных условиях это есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое в соответствии с программой «Юный эколог» является результатом, показателем воспитанности.

Проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослыми деятельности, направленной на поддержание нужных для обитателей зоны природы условий и на общение с ними. Такая деятельность окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель. Экологическое воспитание дошкольного возраста предполагает:

  • -Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
  • -Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
  • -Развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красот природы, восхититься ею, желание сохранить ее).
  • -Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе является следующее:

  • -Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека;
  • -Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их практической деятельности и в быту;
  • -Проявление активного отношения к объектам природы (действенные заботы, умение оценить действие других людей по отношению к природе).

И так, экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему ему миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природы.

Формируя гуманное отношение к природе воспитатель должен исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то что носит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общей для всех нас Дом, безнравственный. Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти в жизнь другого живого существа изнутри (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль, как свою собственную. Чувство сострадания, сопереживания определяют действенные отношения детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшему в беду.

Активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывают эмоциональное табу на действия, причиняющие страдания и боль всему живому. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Отношение к объектам природы является конечным результатом экологического воспитания дошкольников.

Таким образом, передача экологических знаний - это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе. Отношение разных детей неоднократно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент. Преобладание познавательного аспекта в отношении - это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе.

РЕФЕРАТ

Тема:

«Экологическое воспитание в детском саду»

Написан:

Воспитателем

Зайчик И.Н.

Г. Волгореченск, д/сад №57, 2002г.

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там - лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб….

И ни кто как будто специально черным этим делом не занимался. Так хочется развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, не само. А по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то и земля, что бы нас ублажать. А про то, что мы сами – часть этой земли, не вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а нас – не думавших – миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с этой самой землей, на которой живем. Что поразительно: болезнь эта не только горожанина одолела, но плохо знакомы с землей и многие сельские жители! И взрослые и дети. Им вроде бы и рассказывают, что земля нас и кормит, и одевает и согревает. Получается, что это как бы само собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Детям машина, скажем, друг и брат, а обыкновенная полынь – это где-то, где-то….

Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророчества слова Ф.Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой» за каждую победу она нам мстит». К чему все это привело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Но вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже поощрялась. Форма поощрения оказывали бесконечно разнообразными: от детских стихов

(«Мы были за речкой, на том берегу,

На большом, душистом заливном лугу.

Бабочек ловили и венки плели

На колхозном сене отдохнут легли….

Стрекозу поймали, крылья хороши!

За кувшинкой лезли через камыши….»)

До безудержных, экологически безграмотных, хозяйственных проектов.

Любовь к земле, всегда связана с любовью к родным местам – к своему городу, селу, где человек родился и живет.

* * *

В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или лесом и изучая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир, как тропинка, озеро. Болото становится ареной многих событий и происшествий, а заросшая излучина вмещает целый подводный мир.

Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше богатство. Его надо беречь. Однако за последнее время резко сократились в нашей области уловы рыбы, так как реки загрязняются промышленными отходами. Защиты просят не только рыбы, но и птицы и звери, обитающие в лесах, и сами леса. Топор не щадит водоохранные посадки, прекращающие обмеление рек и озер, рост оврагов, он губит деревья, защищающие транспортные пути, поля от разлива.

Известно, что к использованию естественных богатств следует подходить с особой осторожностью. Не много времени требуется, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и ее многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в него на другое лето птицы, а без них начнут хиреть окрестные леса и рощи.

О родной природе. О ее богатствах нужно воспитывать в детях заботу.

Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за городскими домами, т. е. все то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому, что стоит им повзрослеть чуть-чуть; как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки-паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им.

Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, посадки, их суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание. «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах.»

А может, стоит задуматься еще и над тем, как разные времена года позволяют затрагивать разные струнки в душах детей?

В старшей группе представления детей о природных явлениях в неживой и в живой природе должны расширятся и умножаться. В это время формируется реалистическое понимание этих явлений и умений устанавливать взаимосвязь между ними.

Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Но ведь логика природы как раз и состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов.

Современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы, экологические связи, по моему мнению, отражают самую сущность экологии. Без их раскрытия окажется, попросту, невозможным полноценное экологическое воспитание детей.

Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить по крайней мере три задачи:

1). Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;

2). Помочь понять им для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;

3). Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).

Можно представить себе три уровня изучения природы:

    Объекты природы рассматриваются в отдельности, не обращая внимание на их связи;

    Объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. внимание концентрируется на том, например, чем питаются те или иные, строятся соответствующие цепи питания. Или выясняется, скажем, значение леса для реки и т. д.;

    Это уровень, когда рассматриваются уже не просто предметы, процессы. Вспомним у Энгельса: «Надо было исследовать предметы, прежде чем можно было бы преступить к исследованию процессов; надо же сначала знать, что такое данный предмет, чтобы можно было заняться теми изменениями, которые с ним происходят». Какие изменения в природе нас интересуют при знакомстве с природой, прежде всего?

Во-первых, сезонные, в основе которых лежат действие естественных факторов. Во-вторых, те, которые вызваны деятельностью человека.

Для решения таких задач, как:

    Сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о природе нашего региона.

    Воспитания привычки заботиться о его природе и ее обитателях; нахождение взаимосвязи явлений в природе, умений делать выводы.

    Воспитание любви к природе своего города; полезно создание экологической тропы.

Эта тропа может быть проложена в городском парке или других зонах отдыха, на территории детского сада.

Создание экологической тропы следует начинать с организационной работы по изготовлению карты – схемы прохождения маршрута, подготовки стендов и указателей. Объектами экологической тропы могут быть:

    Памятники природы: редкие для нашей местности растения или старые деревья, растущие на территории детского сада.

    лекарственные растения, специально высаженные на участке.

    Уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе.

    Питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы древесно–кустарниковых растений, цветов.

    Участок для труда. Это может быть специально оборудованный уголок.

    Зона отдыха. Для этой цели подойдет и спортивная площадка.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические программы.

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Старость – это мудрость, это жизненный опыт, это тепло и уют дома. Забота об уходящем поколении – это истинный гуманизм, подлинное свидетельство благородства и милосердия.

      Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.

Прежде всего, нам самим пришлось пополнить свои знания о родном городе и его природе в музее, подобрали литературу о нашей земле.

Провели занятие – викторину с целью выявить, что дети знают о природе Костромской области.

После всего этого наметили план ознакомления детей с природой нашего региона. Вот такие определились темы: «Что нужно знать о лесе?..», «Красная книга нашей местности», «Кто и как охраняет у нас природу?»

Воспитательная работа была связана со всеми видами детской деятельности.

Впечатления дети передавали в рисунках, играх, аппликации. Я провожу с детьми занятия по изо-деятельности: рисуем различными методами. Детям нравится метод «тычок». "Тычок" подчеркивает пышность растения (одуванчик), пушистость животного (зайчик) и т. д.(рисунки прилагаются).

В старшей и подготовительной группе дети хорошо выполняют поделки из природного материала. Во время экскурсий в парке мы с детьми заготавливали природный материал: шишки, ветки, различные коряги. На занятиях изготавливают различные поделки. Показывают детям, что может получится из простой шишки, из коряги, из скорлупы грецкого ореха.

Также знания, полученные на занятиях закрепляются в дидактических играх: «С какого дерева листок?», «Знаешь ли ты грибы?», «Узнай и назови», «Путешествие по лесу» и т.д.

На базе новых знаний и представлений у детей появилось желание побольше узнать о родной природе. Красива она во все времена.

      И тем не менее, я не раз замечала какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, дети любили играть под деревьями, они укрывали их от дождя, защищали от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени их листочков, не обращали внимание на их шелест. Мало кто из детей любовался, только что распустившимися цветами, их яркими красками.

Я поставила перед собой задачу: научить детей, не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Но с чего начать?

Я провела беседу о том, что еще в далекие времена крестьяне и горожане у своих домов высаживали и белоствольные березы, и чарующую своим ароматом черемуху, яркую рябину. Люди заботились, чтобы природа родного края была богаче и краше. И тогда, мы с детьми решили продолжить эту работу. Остановились мы на выращивании цветов – это самое доступное для детей практическое занятие. Участвовали в труде ребята активно, с желанием и старанием. Я уверена, что дети занимавшиеся хотя бы раз посадкой зеленых насаждений, как правило, не ломают их, не рвут в последствии. На территории детского сада имеется небольшой цветник. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приемам труда, я старалась объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогала испытывать радость от хорошо выполненной работы. В зимний и осенний период года дети трудились в уголке природы. Они учились ухаживать за комнатными растениями. Подобраны были растения контрастные по строению стебля, форме, величине и т.д., требующие разнообразных приемов ухаживания.

Чтобы возрос интерес к уголку природы, я давала детям возможность общения с ее обитателями в любое время. Давала задания связанные с наблюдением и требующие определенного времени общения. (Закрывает ли рыбка глазки?, Когда плачут Калы? и т. д.). большой интерес вызвало знакомство с географией (где родина комнатных растений). Из этих бесед дети делали выводы: почему Ванька - мокрый такой сочный, а у кактуса нет листьев. Узнавали из новых бесед какие животные живут в природе рядом с этими растениями. Рассмотрели значение этих растений (плющ – с одной стороны ядовитое растение, с другой стороны - лекарственное), нашли родственников среди наших растений. Заметили индивидуальность каждого растения, дети научились составлять о них сказки и загадки.

При получении новых знаний, дети охотнее ухаживали за растениями, с желанием принимали друг у друга эстафету дежурства.

Очень важно было, убедить родителей продолжать начатое в саду дело и дома, в семье.

С самого начала года мы вели с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно рассматривали расписание на участие. В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке я учила детей видеть прекрасное, показывала, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака. Ребята все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углублялись их знания, обогащались чувства. Экскурсии в парк, на луг, к пруду обогащали детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили. Природа окружающая ребенка в городе, это не только участок детского сада. Это и деревья на его улице, и газоны вокруг его дома, и цветы в его дворе. Замечает ли их ребенок или равнодушен к ним? Какие деревья растут на вашей улице? – спросила я однажды у детей. Лишь немногие смогли ответить. Тогда я организовала экскурсию по улицам нашего района. Дети сразу же узнали знакомые деревья. Что бы расширить представления детей, усилить их впечатления, я провела несколько целевых прогулок и экскурсий в парк. Наш парк очень красивый. Сейчас я составляю календарь природы своего парка, чтобы знать за ранее, когда какое явление можно показать детям.

Очень помогли мне в работе наблюдения за домашними животными, птицами, насекомыми. Я не сторонник содержания животных в уголке природы, поэтому мы наблюдаем за ними в естественных условиях. Наблюдение за птицами, живущими у нас, помогли детям сделать вывод об отлете птиц в теплые края.

Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносились в календарь наблюдений. В результате этого знание у детей систематизировались. Дети видели, как эти изменения влияют на животных, на детские игры, труд людей и т. д. Параллельно велась работа с народным календарем.

Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.).

Наблюдения, прогулки, экскурсии давали обогащенную почву для размышлений, побуждали в детях пытливость и любознательность. У них возникали бесчисленные «Почему?» и «Зачем?». А мне позволили следить за детскими проявлениями во время общения с природой. Это мы, взрослые, знаем как она оскудела и обнищала, а малыши, вырвавшись в лес, где трава им по плечи, где цветы и бабочки перепутались в глазах, не знают об этом. И слава Богу они не сразу узнают то, что уже печалит нас. Пусть сначала научатся радоваться, чтоб потом могли оценить потери.

Очень заинтересовали детей народные приметы. Я объяснила им, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Вспомнили несколько народных примет. Дала задание узнать дома хотя бы по одной. Сколько было радости, когда приметы эти подтверждались собственными наблюдениями! а меня больше радовало что, используя полученные знания, ребята особенно старались проявить заботу о животных и растениях.

Основные же знания о природе нашего района, экологические знания. Дети получают на занятиях. Очень помогли мне книги «Игровые экологические занятия с детьми» Молодовой и «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Николаевой.

На занятиях, основной моей задачей является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или других людей) в природные процессы. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей окажется просто невозможное полноценное экологическое воспитание. Систематизируются знания об объекте (строение, особенности, что помогает жить? Как защищается, чем питается). В старшей группе я стала показывать на 1-2 объектах, что без них не может обойтись природа. Объекты природы рассматриваются с разных сторон: комары – хорошо, комары – плохо; крапива – хорошо, крапива – плоха и.т. д. Природные факторы также рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае и злые в другом (солнце, вода). В ходе этих занятий рассказываю детям о бедах о бедах атмосферы и что этим бедам способствует.

В раскрытии связей природы (живой - неживой, живой – живой, неживая - человек, живая - человек) помогают игры, которые мы иногда придумываем и сами. Например «4 лишний» (белочка, зайчик, гриб, елочка) Как их объединить? Детям очень нравиться придумывать такие игры. Играют в них охотно, с интересом.

На занятиях из серии «Растения летом и осенью» появляется возможность раскрыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению. Предлагаю детям такие вопросы: докажи на примерах, что растения и животные тесно связаны между собой; почему для растений очень важно, чтобы распространялись их плоды и семена? Почему плоды дуба и орешника не могут распространяться ветром, а плоды липы, березы, клена могут. Какое значение для леса играют грибы?

На занятиях из серии «Насекомые и птицы нашей области» отмечаем черты приспособленности птиц к условиям нашего региона, обсуждаем такой интересный факт, касающийся перелетных птиц. Почему они улетают еще за долго, до исчезновения корма. Как же они узнают о приближении голодного времени. Оказывается они замечают, что к осени дни становятся короче и это служит им сигналом к отлету.

На занятиях «Дикие животные» - продолжается формирование представления о приспособленности животных к условиям жизни, о пищевых целях. Что бы дети лучше представляли себе пищевые связи в природе, использую динамические схемы (модели). На фланелиграфе прикрепляются изображения животных и растений, а между ними стрелки. Работа с динамическими схемами вызывает у детей большой интерес.

Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях «Птицы зимой». Например узнав о жизни снегирей, дети обратят внимание на то, что эти птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима наступила раньше и большая часть корма уже съедена. Дети узнают о том, что с наступлением зимы изменяется пища дятла (летом – насекомые, зимой – семена хвойных). Рассматриваем строение клюва разных птиц и связываем с характером корма, поведение птиц и строение их клюва. Во время беседы о подкормке птиц, важно подчеркнуть, что холод легче переносят птицы если есть корм. При этом закладывается представление о (взаимосвязях) взаимодействии экологических факторов, в данном случае птицы и температура окружающей среды.

На занятиях из серии «Насекомые и птицы весной» показываю, что распространенное деление насекомых на вредных и полезных является не верным. Учу детей относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно насекомое не погибло от руки человека зря!

Когда рассказываю что такое лес, луг; где кто живет, обязательно обращаю внимание какой этаж занимает объект. Учу детей жалеть данный объект, если он в этом нуждается (полить, подкормить и т.д.). Как вывод знакомства с лесом и лугом, прудом и рощей выделяем правила поведения в этих местах, правила сбора даров природы, лекарственных растений; разобрать от куда берутся народные названия (чернушки, петрушки, серый гриб и т. д.).

А на занятиях из серии «Ждут помощи», «Спасены человеком» - знакомлю детей с редкими растениями, животными, птицами и насекомыми нашего региона. Знакомлю, кто у нас и как охраняет природу. Учу и самих относиться к природе бережно.

Вместе с детьми и родителями сейчас мы начали работу по составлению «Красной книги нашего региона» для детского сада. Таким образом ребята решили провести природоохранную работу среди младших товарищей.

Не правильное поведение малышей и порой даже взрослых, натолкнуло ребят на мысль составить серию уроков, которые можно преподать не знающим, как себя вести людям.

Назвали мы эти уроки «Секреты Лесовичка». Этот мудрый старичок (картонная фигурка Старичка - Лесовичка) постоянно бывает у нас на занятиях по Ф.Н.Э.К. Учит он нас всему. Мы и группу решили назвать его именем, а в группе создали для него уголок.

В проекте у нас еще составление «Зеленой книги». В ней мы хотели собрать материалы о природе нашего региона, очерки, рассказы, стихи, вырезки из газет фотографии. Для этой книги мы собираем загадки придуманные нашими ребятами, сказки и рассказы в основе которых лежат знания о природе края. полученные на занятиях.

Этот творческий поиск закладывает начальные формы осознано правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней.

А пока эта работа еще на первой стадии, дети ведут другим образом пропагандистскую работу: рисуют плакаты, готовят праздники и развлечения, концерты.

Очень важно, чтобы воспринимая весь материал, дети думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, индивидуальные задания, обращение к опыту детей; важно научить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспитателю.

Представление детям возможности выражать свои знания и чувства через слово, художественное творчество делает знания более точными, а чувства более глубокими.

Интересно проходят занятия, на которых дети сами выбирают форму выражения одной и той же темы: одни лепят, другие рисуют красками, третьи карандашами. Взаимосвязь занятий с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребности в познании и отражении окружающего. Моя задача – поддержать интерес к игре, дать пищу для его углубления.

Весьма важно в школу экологического воспитания вовлекать, не только детей. Не в меньшей степени нуждаются в ней взрослые, не умеющие или не желающие видеть экологических проблем, равнодушных к гуманным побуждением детей.

Эффективное средство работы с родителями – экологический стенд. Наш стенд называется «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь!». Здесь и слова знаменитых людей, статьи призывающие к добрым чувствам, милосердию, бережному отношению к природе, дающие конкретные экологические знания. В помощь родителям создана рублика «Советы и секреты старичка - Боровичка», где знакомим родителей с нашей природой ее тайнами и загадками.

Было проведено родительское собрание: «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к родной земле». Органицация проведения собрания (выставка художеств, литературы о природе, детских работ, выставка поделок из природного материала) родителей в обсуждении доклада.

Предлагаю родителям сходить с детьми в лес к реке, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Советую какие книги прочитать с детьми, какие стихи разучить.

В начале апреля запланирован праздник «День птиц» с участием родителей. Готовятся стихи, конкурсы, песни, игры. Дано домашнее задание смастерить скворечники.

Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту.

Так постепенно в процессе работы, я стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Уже виден результат работы.

Многие дети, я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле не подобающе.

А главное – земля стала ближе.




Самое обсуждаемое
Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников
Детская ортопедическая обувь Twiki Детская ортопедическая обувь Twiki
Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих


top