Какова основная цель этнокультурного воспитания дошкольников. Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста «Родной край. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Этнокультурное воспитание дошкольников путем

Какова основная цель этнокультурного воспитания дошкольников. Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста «Родной край. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Этнокультурное воспитание дошкольников путем

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста.

Региональная стратегия в области дошкольного образования опирается на Концепцию национальной образовательной политики РФ. Её реализация предполагает включение в образовательные программы ДОУ национально-регионального компонента, содержанием которого является историко-культурный потенциал региона, а целью – использование этого потенциала в решении образовательных задач.

Традиционно в течение веков коми-пермяцкий народ сохранял и передавал из поколения в поколение культурно-исторические и национально-региональные ценности, которые способствуют воспитанию достойного и успешного члена современного человеческого сообщества.

В Законе об образовании РФговорится о том, что основные образовательные программы должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности.

Формируемая часть образовательной программы в нашем ДОУ осуществляется через реализацию национально-регионального компонента.

В работе с детьми педагогами используется культурно-исторический материал коми-пермяков и ценности народной культуры.

В дошкольном учреждении осуществляется национально-региональный компонент. Цель формируемой части образовательной программы мы определяем как: формирование личности ребёнка, способной активно познавать окружающий мир, ориентироваться в нём и на деятельностной основе осваивать ценности народной культуры.

Задачи:

1.Развитие способности освоения этнокультурного опыта региона, историко-культурных ценностей, на деятельностной основе.

2.Формирование гражданских чувств, воспитания любви к малой Родине, уважительного и бережного отношения к духовному и культурному наследию.

3.Создание этноразвивающей среды в ДОУ.

Реализация регионального компонента в ДОУ организованно по направлениям:

Физическое развитие

Социально-личностное развитие

Познавательно-речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие: работа ведётся по региональной программе «Система» Л.Н.Пустынниковой

В программе предусмотрено использование разнообразных национально-региональных компонентов содержания физкультурного образования (народные подвижные игры, праздники, спортивные упражнения и спортивные игры, гибкость в реализации двигательного режима) с учётом климатических и погодных условий.

Социально-личностное развитие: посещение старшими детьми краеведческого музея им.П.И. Субботина-Пермяка», детской библиотеки им. А.Н.Зубова.

Познавательно-речевое развитие: ознакомление детей с родным краем:

-«Отчий дом» (род, жилище, мироуклад дома, обычай, традиция, праздники, коми-пермяцкая кухня).

-«Труд людей» (труд, народные промыслы, известные люди труда, изделия декоративно-прикладного искусства).

-«Парма» (лес, животные, растения, география, реки, охраняемые территории, названия районных центров).

-«Кудымкар» - центр культуры Пармы» (история возникновения, улицы, памятные места, известные люди, героические подвиги, памятники).

Художественно-эстетическое развитие: изобразительное искусство и художественная деятельность:

Ознакомление детей через все виды деятельности (лепку, аппликацию, рисование) с разными видами декоративно-прикладного искусства коми-пермяков, работами художников, коми-пермяцким орнаментом;

Формирование у дошкольников основ эстетической культуры с использованием материала об обычаях, традициях и культуре коми-пермяцкого народа;

Ознакомление детей с коми-пермяцкими произведениями художественной литературы разных жанров и устного народного творчества.

Программа Музыкальный мир Пармы:

Формирование любви к музыке, уважение к песенным традициям коми-пермяцкого народа на основе активного восприятии и ознакомления с произведениями коми-пермяцких композиторов и музыкального фольклора.

Слушание коми-пермяцких произведений, разучивание песен, хороводов, игра на национальных музыкальных инструментах.

Библиографический список

1.Дерябин В.С. Иньвенский коми-пермяки в XX в., 2009 – 170 с.

2.Жуковская Р.И. Родной край. – М.: Просвещение, 1990 – 176 с.

3.Кривощекова Л.В. Обучение коми-пермяцкому языку детей дошкольного возраста. – К.: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 1996 – 196 с.

4.Тотьмянина Т.Е. Поют и пляшут дети Пармы. – К.: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 2007 – 268 с.

5.Пустынникова Л.Н. Региональная программа физического воспитания детей 3-7 лет «Система» - Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1997 – 64 с.

Татьяна Трещева
Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста

Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Воспитание детей в духе и на материале традиционной национальной культуры, восстановление системы преемственности народных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуаций. Это и послужило выбору темы моей статьи.

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является :

Приобщение детей к культуре своего народа;

- развитие национального самосознания;

Воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;

- развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.

Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия . Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности . Поэтому к главным компонентам формирования этнокультурной компетентности является создание условий для :

Целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре;

Воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста .

Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников , мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству разных этнических групп, дети- дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность). Русское народное творчество : сказки, игры, песни легли в основу дошкольного воспитания нашего детского сада, нашей группы. Большое внимание уделяется следующим видам работы :

Изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц;

Знакомство с русскими народными игрушками и играми;

Создание «Русской избы» (мини- играми музея в детском саду) .

Первое, с чем мы начинаем знакомить малышей – это конечно, русские народные потешки, пестушки, песенки, которые используем в ходе режимных моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь, обедая : «Ладушки, ладушки» , «Потягуни - потягушечки» , «Кашку варили» .

Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами, народы востока - жемчужиной, нанизанной на ниточку. Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращается внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, положим о труде, но они очень похожи по смыслу. У татар : «Без труда и зайца не поймаешь» , «Меньше говори – больше делай» у русских – «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» , «Делу время – потехе час» .

В младших группах идет приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.) . От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом, способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках - они требуют уже не только любознательности, но и смекалки. В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества.

В детском саду традиционно проводятся народные праздники : Колядки, Масленица и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками : Рождество и Пасха. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Ещё лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду мини-музее «Русская изба» продемонстрированы традиционные национальные костюмы народов Поволжья, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Педагог дает понятия старинных неупотребляемых в современном языке народных слов, объясняя при этом их значение (чугунок, ухват, прялка, керосиновая лампа, лучина и т. д.) В «Русской избе» дети начинают познавать историю своего народа.

Старинная мудрость напоминает нам : «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» . Необходимо донести до сознания детей , что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей . Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования : гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития , развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.

Публикации по теме:

Развитие внимания детей дошкольного возраста Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира, в восприятии его, осмыслении, запоминании, Для этого необходимо развивать.

Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика.

Актуальность Современная система дошкольного образования и ее содержание в контексте внедрения ФГОС ДО должны быть максимально приближены.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста В младшем дошкольном возрасте познание начинается с непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Ребенок при виде.

ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В МБДОУ ДЕТСКОМ САДУ № 41 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПО ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

(районная экспериментальная площадка).

Тема эксперимента : «Этнокультурное воспитание детей через систему дополнительного образования».

Характер эксперимента: Формирующий (воспитательно-образовательный).

Цель педагогическая: Развитие духовно-нравственной сферы через включение дошкольников в систему дополнительного образования.

Задачи этнокультурного воспитания.

    Создать условия для приобщения детей, воспитателей, родителей к основным этнокультурным ценностям российской цивилизации.

    Создать условия для успешного овладения детьми навыками в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, способствовать развитию детского творчества.

    Обеспечить единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника.

    Создать единый этнокультурный аспект воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру родителей.

    Включить в систему «детский сад – семья – школа» учреждения культуры, что приведет к созданию общности людей – носителей ценностей отечественной культуры.

    Обеспечить воспитателей этнокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренний потенциал ребенка.

Статус экспериментальной площадки : Районная.

Цель исследовательская: Разработка и экспериментальная проверка системы организационно-педагогических условий для дошкольного образовательного учреждения способствующих развитию этнокультурной сферы дошкольников.

Объект изучения: воспитательно-образовательный процесс в группе ДОУ с использованием организационных форм и методик обучения дополнительного образования, способствующих воспитанию этнокультурных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования : Организационно-педагогические условия, способствующие этнокультурному воспитанию.

Проверяемая в ходе эксперимента гипотеза :

Этнокультурное воспитание дошкольников будет более успешным, если воспитательно-образовательный процесс будет опираться на созданную и апробированную в ДОУ систему дополнительного образования, а также на систему взаимодействия педагогов, родителей и социума (учреждения образования и культуры).

Сочетание традиционных и игровых занятий, индивидуализация образовательных процедур, ориентация на игровую деятельность, использование методик, развивающих духовно-нравственные представления детей, применение нетрадиционных форм организации игровой и художественной деятельности, включение материалов, имеющих развивающий эффект, сочетающих игру и экспериментирование, создание среды для этнокультурного развития детей – будет способствовать развитию базисных основ личности.

Подготовка коллектива к проведению эксперимента, участие в эксперименте обеспечат повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

Ожидаемые результаты освоения детьми экспериментальной программы:

    появление у детей устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве;

    умение детей дать эстетическую оценку окружающим явлениям, событиям, предметам, нравственную - поведению людей;

    умение детей различать виды и жанры произведений основных видов русского народного искусства;

    наличие творческих проявлений в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;

    владение знаниями об исторических и культурных традициях России;

    владение коммуникативными вербальными и невербальными навыками.

База эксперимента : группа 10 - 15 детей 2007 года рождения.

Методы и методики исследования:

1. Формирующий эксперимент.

2. Констатирующий эксперимент.

3. Наблюдение.

4. Анкетирование родителей.

5. Тестирование

6. Контрольные задания

7. Социометрические исследования в группах.

Уровни экспериментальной работы, состав и функции участников.

Эксперимент формирующего характера по обозначенной в настоящей программе теме.

Руководитель эксперимента – Березина Н.Г. –заведующий МДОУ.

Научный руководитель: Брусова О.П., ведущий специалист отдела образования.

Участники:

Овечкина Н.Р. заместитель заведующей по воспитательной и методической работе;

Григорьева И.И. - педагог дополнительного образования, руководитель хоровой студии, руководитель этнокультурного кружка «Родничок»;

Патурова Ю.Ф. - педагог-психолог

Зуева Л.А. – воспитатель; руководитель театральной студии;

Смирнова С.В. – воспитатель, руководитель изостудии;

Зубарева О.А. – воспитатель.

Участники: воспитатели и специалисты, работающие в детьми экспериментальной группы, воспитанники 2007 г. рождения, родители воспитанников.

Основные документы: Устав МДОУ, Программа экспериментальной деятельности МДОУ, методические пособия, содержащие этнопедагогические технологии, ежегодные планы опытно-экспериментальной работы, учебные планы.

Методологическая основа работы: положения теории Л,С.Выготского о развитии творческих способностей ребенка.

Формы отчетности : итоговый аналитический отчет в Муниципальный экспертный совет, доклады на научно-методических конференциях, семинарах, коллегиях, материалы в педагогические издания.

Реализация экспериментального проекта будет проходить в три этапа:

    организационно-подготовительный (средняя группа – дети 4-5 лет);

    основной (старшая, подготовительная группы – дети 5-7 лет);

    заключительный (диагностический – подготовительная группа – дети 7 лет).

Этапы эксперимента:

    Диагностический этап (2011-2012 уч. год)

    Прогностический этап (2011-2012 уч. год)

    Организационный этап (2011-2012 уч. год)

    Практический этап (2012-2014 уч. год)

    Обобщающий этап (2013-2014 уч. год)

I этап подготовительный (организационный):

    Изучение опыта педагогов России по экспериментальной работе «Этнокультурное воспитание детей через систему дополнительного образования».

    Определение интересов, представлений детей с помощью определенных диагностических процедур и наблюдений.

(На каждого ребенка заводится индивидуальная карта развития. По диагностическим материалам определяется уровень развития детей, уровень творческих проявлений, психических процессов, тревожности, лабильности нервных процессов

    Анкетирование родителей (проводится опрос об их видении пребывания ребенка в экспериментальной группе. Анкеты анализируются с целью выявления уровня грамотности родителей, их представлений о нравственно-духовном развитии детей, их эстетического развития. По результатам анализа разрабатываются план совместной работы, консультации по истории России, оформляются тематические и образовательные стенды, оформляется «Родительский абонемент» (для домашнего пользования). При необходимости педагоги проводят индивидуальные беседы и занятия с родителями.

    Составление перспективного плана работы.

    Разработка конспектов занятий, развлекательных, игровых и музыкальных упражнений, этюдов и т.д.

    Подготовка дидактического, демонстрационного и развивающего материала. Создание фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, аутотренингов, музыкальных минуток.

    Формирование развивающей среды (Развивающая среда в группе создается как фактор формирования в растущем человеке добра красоты и включает: внутренний интерьер группы; световой фон; уголки детского творчества; театральный и музыкальный центры; центр релаксации.

    Выработка системы взаимодействия специалистов, педагогов, родителей ДОУ и учреждений социума для обеспечения целостного педагогического процесса.

II этап (основной)- старшая, подготовительная группы):

Основной этап включает время непосредственного воспитательно-образовательного процесса. Воспитание и развитие детей направлено на решение следующих задач:

    Освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ этнокультурных категорий и ценностей.

    Создание условий для успешного овладения детьми навыками в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества

    Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить в согласию и т.д).

    Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).

    Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний).

    Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов внутри ДОУ и в процессе взаимодействия с социумом).

    Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.

Интегрированный план основан на синтезе искусств, который используется в трех направлениях: искусство включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды; искусство составляет содержание образования; искусство используется в различных видах художественной деятельности, служит развитию детского творчества.

Образовательный процесс направляется на развитие восприятия, формирования умения наблюдать, вглядываться, вслушиваться, выделять гармонию, характер. Постепенно дети приобретут способность образной эмоциональной оценки предметов, увеличится удельный вес осмысления произведений искусства– дети овладевают содержанием, формой и выразительными средствами. Будет реализовываться личностно-ориентированный подход и дифференциация образования и воспитания каждого ребенка.

III этап (заключительный) :

    Проведение итоговой диагностики, которая позволит выявить уровень этнокультурного развития детей на основе сравнительного анализа результатов образовательной деятельности в экспериментальной и параллельной группах МДОУ за все годы.

    Оформление карт музыкального и психомоторного развития.

    Проведение анкетирования родителей с целью выявления степени удовлетворенности от работы педагогов, развития детей. На основании данных диагностики делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике этнокультурного развития детей, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков.

    Выявление недостатков, трудностей и проблем в работе.

    Проведение музыкально-театрализованного представления, участие в котором принимают дети, педагоги, родители (создание сценария, подготовка костюмов, декораций, подбор музыки, оформление музыкального зала, разучивание песенного, литературного и хореографического материала).

    Описание опыта экспериментальной деятельности, представление итогового аналитического отчета в муниципальный экспертный совет, доклады на научно-методических конференциях, семинарах, коллегиях, материалы в педагогические издания.

    Проектирование программы дальнейшей экспериментальной деятельности МДОУ.

Основные концептуальные положения программы эксперимента.

Педагоги МДОУ постоянно ведут поиск наиболее эффективных путей, позволяющих организовывать работу с детьми, ориентируясь на личностный подход, что не представляется реальным без целенаправленной опытно-экспериментальной работы.

Работа в экспериментальном режиме предполагает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышения квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей. Педагог, как правило, пропуская цели и задачи эксперимента через себя, открывает и изобретает что-то свое. Экспериментальная деятельность становится средством развития и помогает привлечь интеллектуальные и материальные ресурсы для решения проблем дошкольного образования.

Ключевая роль экспериментальной группы нам представляется в формировании общей культуры детей, развитии их физических и интеллектуальных качеств, создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы художественной деятельности.

Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Педагогическая деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей экспериментальной работе духовно-нравственные ценности русской традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. Кроме того этнохудожественная деятельность выступает инструментом социальной терапии, корректирующего психоэмоциональное и личностное развитие ребенка, помогая ему лишиться страхов, комплексов.

Исторический аспект проблемы.

Этнокультурное воспитание – это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Поскольку «идея детского сада» пришла к нам из Германии, известный отечественный педагог П. Ф. Каптерев говорил о недопустимости переноса на русскую почву «немецко-специального вида» детского сада. Культурно-исторический опыт народа должен определять своеобразие воспитательной работы в детских садах. Национальные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей любого этноса, диктуют свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. Учитывая традиции русского народа, особенности детского восприятия, главными предметами изучения в российских детских садах, по мнению П. Ф. Каптерева, должны стать: природа родного края; родной язык; устное народное творчество; историко-этнографические рассказы о своем и других народах, помогающие развитию детских представлений об этническом многообразии мира; иностранный язык.

Методологической основой этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста во второй половине ХIХ – начале ХХ в. в России являлась идея народности, обоснованная К. Д. Ушинским. Принцип народности определял основой воспитания родной язык, изучение родной истории, традиций и обычаев народа.

В частных детских садах, открываемых в крупных городах, планы воспитательной работы включали в себя достаточно широкое использование произведений русского народного творчества: сказок, народных песен, подвижных игр, игр с пением на сюжеты русских народных сказок. Происходило и приобщение дошкольников к культуре других народов, но в основном зарубежных: немецких, английских, французских. Детям читали сказки братьев Гримм, Г.-Х. Андерсена, на музыкальных занятиях звучала музыка французских, немецких композиторов. В народных дошкольных учреждениях детей приобщали в основном к русской культуре. Однако там, где была необходимость, воспитатели при организации своей работы исходили из национального состава детей группы. В национальных детских садах воспитательная работа строилась на основе двуязычия, с широким использованием народного творчества, народных праздников. К средствам этнокультурного воспитания в изучаемый период нами отнесены: детские издания (журналы, книги), народные игры, игрушки, дидактические пособия, экскурсии, изучение иностранных языков.

Содержание и подходы к этнокультурному воспитанию в советский период меняются в соответствии с новой идеологией. С постепенным нарастанием социально-политического влияния на образовательный процесс меняется педагогическая терминология, используемая в образовательном процессе. Термин «нравственное воспитание», как отмечено в исследовании Л. М. Казарян, не отвечал классовым задачам воспитания и носил аполитический характер. В 20-е гг. XX в. основное внимание акцентируется на социальном, общественно-политическом воспитании. В это понятие входило и воспитание идеологии, определенных нравственных качеств и навыков поведения, начал коллективизма, интернационализма, атеизма и общественной активности. В связи с этим этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в этот период можно рассматривать через призму интернационального воспитания, которое стало занимать ведущее место в теории и практике дошкольного образования. Этнокультурная составляющая образовательного процесса в дошкольных учреждениях раскрывалась через такие принципы, как:

принцип связи детского сада с окружающей действительностью, предполагавший расширение детских представлений в процессе ознакомления с бытом, культурой своего народа, с культурными достижениями всего человечества;

построение воспитательной работы в детском саду на родном для детей языке, использование произведений устного народного творчества;

принцип изучения окружающей ребенка социальной среды, в том числе и национальной.

Наблюдается тенденция в преемственности с прошлым веком средств и форм этнокультурного воспитания детей. Однако их содержательная составляющая определялась решением задач интернационального воспитания, действенными формами и средствами которого признавались: общественно-политический праздник (Октября или Первого мая), книги, количество которых было сравнительно мало (А. Барто «Братишка»), и ощущалась явная необходимость их создания; общение детей разных национальностей как непосредственное, так и опосредованное при помощи переписки; яркие события политической жизни страны: выборы в Верховный Совет, трудовая активность трудящихся разных национальностей. В этот период в практике дошкольных учреждений появились игры-путешествия, в которых ставилась задача уточнения детских представлений о жизни народов; игры-драматизации по содержанию детских книг и рассказов, освещавших жизнь, труд разных национальностей, национальные обычаи. С середины 1930-х гг. стали создаваться новые типы кукол, воплотившие интернациональные образы; игрушки, знакомившие детей с историей своей страны. Национальные куклы стали занимать почетное место в игровых уголках дошкольных учреждений. Этнокультурное воспитание в данный период реализовывалось за счет использования музыкального и танцевального, устного народного творчества, которое входило в повседневную жизнь, быт детского сада.

Народное творчество в 1940–60-е гг. рассматривалось в нескольких аспектах: и как средство воспитания любви к Родине, к своему народу, и как средство воспитания нравственных качеств личности, развития детского творчества, и как средство приобщения к культуре других народов.

В начале 80-х гг. XX в. общество все больше ощущает потребность в реформировании школы, в гуманизации образовательного процесса, который связывали с введением в него этнокультурного содержания.

Этнопедагогизация образования во многом обусловлена работами

Г. Н. Волкова, который ввел в научный аппарат сам термин «этнопедагогика», выделил гуманистические основы народной педагогики, обозначил ее проблемы, выделил факторы и средства воспитания.

Этнокультурное воспитание на современном этапе направлено на развитие этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, на воспитание культуры межнационального общения, на развитие их способности мыслить образами и выражать свое отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности.

Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников.

Наиболее ценной для воспитания и обучения ребенка становится духовная культура и особенно искусство. Произведения разных видов искусства близки эмоциональной природе ребенка, его способности мыслить образами и выражать свое отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности.

Наиболее доступными из них для дошкольников являются следующие.

Народная игровая культура.

Ребенку понятны и интересны такие ее формы:

    народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные);

    народные игрушки;

    народные праздники;

    народный театр.

Традиционно русская народная игровая культура рассматривается как средство вхождения ребенка в пространство родной культуры. Вместе с тем введение элементов русской народной игровой культуры в педагогический процесс детского сада может способствовать ознакомлению детей с историей России, воспитанию толерантного отношения к разным народам, культурному развитию дошкольников.

Устное русское народное творчество.

Его ценность состоит в познавательном, эстетическом и воспитательном значениях. Фольклорные тесты естественно включаются в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную). Произведения устного русского народного творчества содержат единые архетипы, выражающиеся в образах, сюжетах, морали. Их освоение помогает дошкольнику понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей.

Декоративно-прикладное искусство русского народа.

Оно отражает культурные ценности русского народа. Знакомство со спецификой русских народных декоративных промыслов позволяет дошкольникам увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от внешних особенностей жизни этноса (главным образом среды обитания – север, юг России, Сибирь), а общность определяется единством нравственных и эстетических ценностей, независимо от места проживания. Возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании предметов на основе народных традиций, делает этот процесс увлекательным и полезным для ребенка.

Культурное пространство музея.

Музей, как социокультурный феномен обладает большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников в русской культуре, благодаря наглядно представленным памятникам и музейным экспонатам. Современные технологии делают доступным и интересным процесс приобщения дошкольников к русской культуре в условиях музея. Кроме того, возможно использование элементов музейной педагогики в самом ДОУ за счет организации и деятельности детского мини-музея.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х отводилось особое место в повседневной жизни наших предков. И редкие праздники, и отдых после трудового дня не обходились без массовых игр, состязаний в силе и ловкости. Сегодня мы вспомним игры наших предков, поиграем в некоторые из них. В данное время эти игры забыты. И мы думаем, что в будущем дети с друзьями, со своими родными будут играть в эти игры.

Игра: «Путы». Завязываем сначала левую лодыжку, а потом к ней привязываем правую таким образом, что между ногами остается немного места. Команды бегут до отметки и обратно, та команда, которая пришла первой считается победителем.

Игра: «Урони полено». Игроки, взявшись за руки, встают в круг. В центре круга ставится полено высотой примерно 50 см. По команде игроки начинают быстро кружиться, стараясь сделать так, чтобы находящийся вблизи полена участник уронил его. Но этот участник должен, наоборот, сделать все возможное, чтобы не сбить полено. Выигрывает та команда, которая не уронила полено.

Игра: «Кочкарник». Для игры берут поленья 20 см длиной и 7 см толщиной. Ведущий отводит игроков и завязывает ему глаза. Затем 3 раза поворачивает их и направляет в сторону поленьев. Победителем считается тот, кто пройдет с закрытыми глазами между поленьев (кочек), ничего не задев.

Народная игра - понятие многомерное. Она несет символическую информацию о прошлом, передает подрастающему поколению традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности. Для детей дошкольного возраста доступны, полезны якутские народные настольные игры как «Хабылык» (Лучинки), «Хаамыска» («Камешки»), «Баайа» («Волчок»), «Тырыынка» («Палочки»), «Тыксаан» («Фишки») и др. .

При обучении спортивным играм в детском саду необходимо формировать у детей положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям. Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту . Таким образом, народная подвижная игра является основой физического развития, фундаментом настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного роста, формирования психики, качества проявления духовных способностей, жизненной активности.

Список использованной литературы:

1. Григорьева А.А. Этнопедагогика якутской семьи как феномен мировой цивилизации // Актуальные проблемы воспитания и развития личности: сб. ст. - М.,1999. - С. 33-40.

2. Осокина Т.И. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для восп. дет. сада. - М.: Просвещение, 1988. - 239 с.

3. Федоров А.С. Народные игры и забавы саха. - Дьокуускай: Бичик, 2011. - 96с.

© Петрова Т.И., Васильева Т.С., 2018

Т.И. Петрова

канд. пед. наук, доцент, СФ БашГУ, г. Стерлитамак, РФ, E-mail: [email protected]

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Каждый этнос с его историей и культурой представляет собой сокровищницу социокультурного

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х творчества народа. Этнос как таковой существует, действует, пока обладает присущей ему самобытностью, сохраняет и совершенствует этнические признаки.

Ключевые слова Национальная культура, этнос, дошкольники, духовное развитие

В Республике Башкортостан реализуются государственные программы по сохранению и развитию национальных культур и языков народов республики. Среди них «Возрождение и развитие башкирского народа», «Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан», «Народы Башкортостана», программы по изучению, возрождению и развитию фольклора народов Республики Башкортостан, которые дали импульс духовному возрождению народов . Не случайно 2018 год в Башкортостане был объявлен Годом семьи, что привлекает к данной проблематике особое внимание.

Этнокультурологическая экспедиция Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета проходила в Зилаирском районе республики. Целью экспедиции было обобщение педагогического опыта по художественно-эстетическому воспитанию детей с учетом этнокультурного компонента в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. В ходе экспедиции особое внимание уделялось дошкольным образовательным организациям, так как здесь формируются основы духовных и культурных ценностей родного края, где ребенок ежедневно сталкивается с проявлениями народной культуры: праздниками, семейными традициями, ритуалами, поведением окружающих, в том числе и педагогов.

В дошкольной образовательной организации «Радуга» села Матраево дети в башкирских национальных костюмах под руководством воспитателя и музыкального работника показали прекрасное знание башкирского языка и обычаев башкирского народа. При входе в детский сад участников экспедиции встречали дети исполнением башкирской народной песни. Комната группы была стилизована под башкирскую юрту и обставлена народной утварью (самовар, стол, пиалы, самотканые полотенца и паласы). Часть этого оформления была изготовлена детьми. На воспитателях были платья, которое носили в старину башкирские женщины, на голове платок, на ногах - галоши. Познакомившись с культурой народов, населяющих нашу республику, послушав песни и увидев народные танцы, мы попробовали изысканные блюда башкирской кухни.

Следующим пунктом экспедиции была дошкольная образовательная организация «Ляйсан» деревни Юлдыбаево, где дошкольники занимаются в кружках русского и башкирского фольклора. Дети совместно с родителями и воспитателями готовились к приезду гостей: изготовили куклы в национальных костюмах, разучивали песни, стихи на родных языках, учили народные танцы и игры. Дети подготовительной группы совместно с воспитателем и музыкальным работником, одетыми в национальные костюмы, представили нам инсценировки игр разных народов («Куреш» («Борьба на поясах»), «Бесэй менэн сыскан» («Кот и мыши») с песнями и танцами («Ете тсы^» («Семь девушек») и т. д. Мы наблюдали высокий национальный подъем, чувство гордости и национального самосознания детей, когда они вместе играют, поют и танцуют. Гости приняли активное участие в национальных играх и театрализованных представлениях.

Неоценимую педагогическую ценность в поликультурном развитии дошкольников имеют экскурсии, проводимые воспитателями в историко-краеведческие музеи деревни Юлдыбаево и села Зилаир. Музейная среда формирует у детей не только потребность в ознакомлении с культурным наследием, но и уважение к другим культурам. Дети в музее могут увидеть подлинные предметы народного быта и прикладного искусства разных народов, проживающих в районе (народные костюмы, головные уборы, предметы бытовой утвари, посуда, народные музыкальные инструменты кубыз, курай, фотоальбомы, картины, шэжэрэ (башкирская родословная, генеалогическая запись племен и родов у башкир, а также у других тюркских народов) и многое другое). Экспонаты музея учат понимать историческое прошлое родного села, района, республики .

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х

Таким образом, посетив дошкольные образовательные организации Зилаирского района, в котором проживают и работают люди разных национальностей, мы сделали вывод, что в районе ведется большая работа по сохранению традиций и культуры разных народов, начиная с дошкольного детства. В детских садах закладываются основы любви к своей культуре, к родному краю, развивается творчество, происходит приобщение детей к традициям, обрядам, обычаям родного края. Список использованной литературы:

1. Ирназаров Р.И. Этническая субъектность: факторы ее реализации. // Проблемы модернизации в социокультурных портретах регионов России: сб. матер. VIII Всерос. науч.-практ. конф. по программе «Социокультурная эволюция России и ее регионов». - Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. - С. 141-148.

2. Петрова Т.И., Петров С.С. Формирование личности ребенка младшего возраста в условиях поликультурного пространства региона // Научный потенциал. - 2015. - №1 (18). - С. 51-54.

© Петрова Т.И., 2018

Константин Григорьевич Терзи

кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры(МГАФК),

п. Малаховка, Российская Федерация

ФАЗОВАЯ СТРУКТУРА ЖИМА ШТАНГИ ЛЕЖА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

СПОРТИВНОЙ ЭКИПИРОВКИ

Несмотря на то, что в последнее время появляется все больше публикаций посвященных технике выполнения соревновательных упражнений пауэрлифтинга, интерес к этой теме не угасает. Однако, в основном, эти работы основываются на субъективных оценках и таких методах исследования как видеосъемка и оценка экспертов. Наш эксперимент проводился на базе МГАФК с использованием комплекса методов исследования таких как: тензодинамометрия; акселерометрия; электрогониометрия и видеосъемка, что позволило существенно расширить знания в области теории и методики спортивной тренировки в пауэрлифтинге.

Целью исследования являлось: выявления фазовой структуры жима штанги лежа с использованием спортивной экипировки, на основании комплексного анализа основных действий при выполнении упражнения на примере спортсменки высокой квалификации МСМК.

Спортсменка выполняла жим штанги лежа на горизонтальной скамье в условиях приближенных к соревновательным. Особенность выполнения жима в спортивной экипировке заключается в том, что упражнение выполняется исключительно с максимальным или около максимальным весом штанги (95-100 %). В данном случае для анализа был выбран вес снаряда 152,5 кг, что составило 95 % от максимального результата показанного спортсменкой в этом упражнении (рис.1, 2 и табл. 1).

Предварительный анализ полученных в ходе эксперимента данных показал, что общепринятая фазовая структура соревновательного упражнения - жим, не совсем корректна и может быть существенно дополнена.

Так, при выполнении основных действий, на основании полученных в ходе эксперимента данных, автор выделяет три периода, семь фаз, шесть ключевых положений и три промежуточных. Общая продолжительность основных действий составила 12,05 с.

«В мире не было и нет человеческой особи, которая была бы внеэтнична», - так говорил Лев Гумилёв. И прежде чем приступить к раскрытию темы, давайте разберем этимологию слова «этнос».

Существует достаточно много определений этноса. Стоит лишь завести разговор об этносах, как обязательно возникнет фигура, которую невозможно пройти молчанием: Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) с его теорией «этногенеза». Слово «этнос» в греческом языке имело много значений, в том числе принимаемое нами за основу: «вид, порода»; в современном понимании - это та или иная историческая общность людей, большая или малая.

Последний тасманец, пока он был жив, представлял собою этнос, будучи единственной особью. Принадлежность к тому или другому этносу воспринимается всеми людьми как нечто подразумевающееся.

В метисных формах это несколько осложняется, но все же остаются, - во-первых, ощущение своего и чужого и, во-вторых, характерный для того или иного этноса стереотип поведения.

То и другое вместе являются достаточными индикаторами для определения этнической принадлежности, но, кроме того, оба отражают какую-то физическую реальность, существующую помимо взгляда наблюдателя и его мнений или воззрений. Широко распространено мнение, что «народность» - это общественная форма, свойственная феодальной формации, промежуточная между племенем и нацией. Поэтому мы отказываемся от использования терминов «народность», «племя», «нация» и вводим термин «этнос», под которым понимаем все коллективы определенного сорта, данного нам непосредственно в ощущении, как свет, тепло, боль и т. п. Любое из этих ощущений имеет физическую природу, как например колебания фотонов, движение молекул, раздражение окончаний нерва и т. д. Но для того чтобы вскрыть содержание ощущений и существуют естественные науки, в том числе предлагаемая здесь - этнология. Поскольку можно считать доказанным, что взаимодействие человечества с природой в сфере географической среды осуществляется именно через этнические коллективы, то насущной задачей становится раскрытие нашего ощущения этноса, как явления физического бытия мироздания. Ради этого необходимо довольно сложное построение и эмпирическое обобщение разнообразных фактов. Гумилев Л.Н. Этнос и ландшафт: Историческая география как народоведение [Текст]/Л.Н. Гумилев// Доклады Географического общества СССР. - 1968.- вып.3.- с. 193-202. (со сноской - публикуется в порядке обсуждения. - Ред.журнала Изв.ВГО)

Академик Ю.В. Бромлей считал, что «этнос в узком смысле слова» - это «исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований, т. е. самосознанием».

В научный оборот в России термин «этнос» ввел ученый, оказавшийся после Октябрьской революции в эмиграции, Сергей Михайлович Широкогоров Дугин А.Г. Социология этноса (Структурная социология). Лекция № 7//Центр консервативных исследований. - 2009. [Электронный ресурс]/ URL:http://konservatizm.org/konservatizm/sociology/220409204809.xhtml (дата обращения 21.09.2012) (1887-1939). Ему и принадлежит ставшее классическим определение «этноса».

«Этнос» есть группа людей

Говорящих на одном языке

Признающих свое единое происхождение

Обладающих комплексом обычаев укладом жизни хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп».

В этом определении подчеркивается языковая общность (вынесенная на первое место не случайно), общность происхождения, наличие обычаев и традиций (то есть культура), а также способность к четкому различию этих традиций и обычаев от обычаев и традиций других этносов (дифференциация).

Сходное определение «этноса» (точнее, «этничности» - Ethnizitat) дает Макс Вебер - «этничность есть принадлежность к этнической группе, объединенной культурной однородностью и верой в общее происхождение». Определение Широкогорова более полное, так как подчеркивает общность языка.

Самое важное в понятии этноса - это утверждение его базовой данности в основе всей структуры общества. Язык, культура, знание об истоках и обычаях есть у каждого человека. И этот комплекс существенно варьируется от общества к обществу. Основополагающей матрицей такого комплекса (то есть сочетания всех элементов - иногда собирательно называемых «культурой») и является этнос.

По мнению А.Г. Куца, этнос - это устойчивое, естественно сложившееся сообщество людей, противопоставляющее себя другим аналогичным сообществам, что определяется ощущением комплиментарности (свой - чужой), и отличающееся своеобразным стереотипом поведения. Куц А.К. Глобальная этносоциология: Учебное пособие/А.К. Куц. - Омск: ОмГУ. - 1997. -212 с.

Есть ещё определение из «Малой энциклопедии этногосударствоведения»: «Этнос - стабильный коллектив людей, который сложился в результате естественного развития на основе специфических стереотипов сознания и поведения».

Детально рассмотрев определение этноса, можно смело сказать, что одним из объединяющих признаков этноса является культура, т.е. определенные культурные традиции определенного народа, складывающиеся из века в век и передающиеся из поколения в поколение. Именно культурное наследие отличает один этнос от другого. Исходя из вышесказанного, мы переходим к определению таких понятий, как «этнокультура» и «этнокультурное воспитание».

Этническое самосознание есть чувство принадлежности к данному этносу. Важным его компонентом выступает представление об общности происхождения его членов, т.е. совместная историческая практика предков.

Этническая культура включает язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, передаваемые из поколения в поколение. Но этнические системы не сводятся только к одному, хоть и базисному, элементу - этносу. Существует, по мнению исследователей (Л. Гумилев, В. Беляев и др.), этническая иерархия, которую можно представить в следующей последовательности: суперэтнос, этнос, субэтнос, консорция, конвикция. Суперэтнос - целостная группа этносов, возникших одновременно в одном регионе, как правило, с единым происхождением, культурой, психологией (славяне, тюрки и др.). Субэтнос - подсистема этноса со спецификой в религии, языке, культуре, истории, самосознании и самоназвании (в этносе «русские» - камчадалы, поморы, сибиряки и др.; в этносе «татары» - кряшены, мишари, казанские, касимовские, астраханские татары и др.). Консорция - группа людей с общей исторической судьбой (гильдии, секты и пр.). Конвикция - группа с общностью жизни, однохарактерным бытом и семейными связями (предместья, слободы и т.д.).

Понятие этнокультура сложилось на рубеже XX-XXI вв. и стало широко применяться как речевое сокращение понятия «этническая культура», не имея при этом четкого определения. Поэтому данный термин встречается в основном в современных исследованиях.

Проблема этнокультурного обучения и воспитания нашла свое отражение в ряде исследований ученых-теоретиков, педагогов-практиков Т.И. Баклановой, В.Г. Волкова, Л. И. Васеха, Е.В. Ершовой, А.С. Каргина, М.Ю. Новицкой, С.Б. Серяковой, Т.Я. Шпикаловой и др. Известен исследовательский опыт А.Б. Афанасьевой, Т.Ф. Бабыниной, Е.С. Бабуновой, Э.Ф. Вертяковой, Г.И. Губа, А.П. Елисеевой, В.Б. Манджиевой, Н.А. Минулиной, В.В. Модоровой, А.Б. Панькина, О.Н. Степановой. Разработанные и реализуемые психолого-педагогические методы направлены на совершенствование художественного воспитания и образования учащихся на лучших традициях народной культуры.

Так, например, Л.И. Васеха считает, что этнокультура, будучи сложной и внутренне противоречивой иерархией сакральных и профанных идеалов, социализирует людей, консолидирует их совокупную деятельность, представляя собой единое целое.

Таким образом, этнокультура формирует человека не только как умелое и разумное существо, но и как носителя религиозного, этнического и межнационального смысла. Проблемы этнологии и этнопедагогики: сб. ст. и мат-лов[Текст] / под ред. Л.И. Васеха. //Новосибирск: Издательство НГПУ.- вып. 8. - 1999. - 183 с.

В исследованиях Э.Ф. Вертяковой, А.П. Елисеевой, В.Б. Манджиевой, Н.А. Минулиной, В.В. Модоровой этнокультура рассматривается как культура конкретного этноса, которая находит свое выражение в определенном этническом самосознании материальных и духовных ценностей, проявляющихся в нравственно-этических нормах, образе жизни, одежде, жилище, кухне, социально-бытовых установках, этикете, религии, языке, фольклоре и психологическом складе Зенкова Л.Г. Этнокультурная среда как психолого-педагогическое условие этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств[Текст] / Л.Г. Зенкова // Вестник Томского педагогического университета. - 2012. - вып. 4. - С. 195-197.

Можно констатировать, что этнокультура - это культура конкретного этноса, где непосредственно происходит сохранение локальных этнических норм (материальных и духовных ценностей). Личность как субъект этнокультуры является не только ее потребителем, но также носителем и творцом культурных ценностей, определяющим в своем развитии качественные характеристики воспроизводства этнического опыта.

Таким образом, основываясь на современных подходах в определении понятия «этнокультура», можно сделать вывод, что она неизменна в своих проявлениях, так как в ее основе лежит традиция, которая не подвержена различным изменениям, происходящим в нашем обществе, и является устойчивой формой с устоявшимися ценностями, народной мудростью.

Народная художественная культура всех этносов, проживающих на территории Тверской области определяет основу и содержание этнокультурного воспитания молодежи в культурно-досуговых учреждениях области с использованием всех ее составляющих: музыкального фольклора, народных ремесел и промыслов, календарно-обрядовых праздников, народных игр, бытовых танцев и хороводов для формирования целостных представлений об этнокультурных особенностях своего народа. Взаимосвязь игровой, концертной, театрализованной деятельности, соответствующей возрастным особенностям развития данной возрастной группы (от 14 до 29 лет), направлена на освоение молодежью народной художественной культуры и перевода ее в личный опыт, достижение положительного результата.

Исходя из определения понятий "этнос", "этнокультура", которые были даны нами вначале параграфа 1.1 настоящего исследования, мы сочли необходимым дать определение основополагающего для нашего исследования понятия "этнокультурное воспитание» в культурно-досуговых учреждениях.

В определении понятия «этнокультурное воспитание» мы следуем за Г.И. Губой, который понимает его «как деятельность, направленную на повышение этнической осведомленности, формирование основ национального самосознания и положительной этнической идентичности через усвоение ценностных ориентаций своего народа и обеспечивающую успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры». Тюленасова Э.Р. Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста: автореферат диссертации канд. педагог. наук [Текст]/Э.Р. Тюленасова: ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет. - Челябинск: 2011. № 4841001

Также этнокультурное воспитание можно определить, как - целенаправленное взаимодействие поколений, направленное на межэтническую интеграцию и способствующее уяснению общего и особенного в традициях рядом живущих народов, в результате которого происходит формирование этнокультурной направленности личности.

Этнокультурное воспитание представляет собой сложное социально - педагогическое явление. Оно базируются на фундаментальных основах народной педагогики, теории этноса, этнопсихологии, философии, культурологии, социально-культурной деятельности и других пограничных отраслей научного знания. Содержащийся в нём региональный этнокультурный образовательный компонент должен рассматриваться как необходимый структурный элемент социально-культурной сферы.

Этнокультурное воспитание можно трактовать двояко:

Во-первых, как исторически сложившуюся и развивающуюся деятельность этноса по созданию и развитию своей культуры (собственных праздников, обычаев, обрядов, самобытных произведений народного художественного творчества), воплощающей этническое самосознание, этнические стереотипы и характер народа;

Во-вторых, как деятельность различных социально-культурных институтов, государственных и негосударственных структур, направленную на изучение, сохранение, развитие традиционной народной культуры и трансляцию ее произведений и ценностей в современное социокультурное пространство.

В нашем исследовании этнокультурное воспитание рассматривается во второй трактовке этого понятия, что соответствует теме исследования. Королева Г.М. Этнокультурная деятельность в регионах: педагогическое проектирование и реализация [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук/ Л.Г. Королева: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. - Москва: 2011. - 19с.

Этнокультурное воспитание предусматривает, прежде всего, освоение этнокультурных ценностей, взаимодействие различных культур в плюралистической культурной среде, адаптацию к иным культурным ценностям. Соответственно в этнокультурном воспитании учет этнических и национальных особенностей является основополагающим, тогда как интернациональное воспитание ориентировано на формирование личности вне этнической культуры. Гордиенко Н.В. «Этнокультура греков». Создание условий для сохранения и изучения учащимися школы этнокультурного наследия народов Республики Адыгея [Электронный ресурс] /sch18.adygnet.ru/dok/gordien1.docx (дата обращения 29.12.2012).

Этнокультурное воспитание устраняет противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств, с другой стороны и предопределяет адаптацию этнических групп друг к другу; культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.

В последние годы обращение к идее этнокультурного воспитания как способу обновления содержания воспитательной деятельности обретает особую значимость. Этнокультурное воспитание личности является центральной проблемой современного образования. Чем глубже человек знаком со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.

Этнокультурное воспитание это целенаправленный процесс приобщения к народной художественной культуре, содействующий усвоению традиций, обычаев, основ нравственности; развитию лучших черт человека, его творческого потенциала; обеспечивающий положительный эмоциональный фон развития. Поэтому одним из психолого-педагогических условий этнокультурного воспитания в культурно-досуговых учреждениях является организация целостной этнокультурной воспитательной среды. Зенкова Л.Г. Этнокультурное воспитание дошкольников в детской школе искусств [Текст]: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.01 /Л.Г. Зенкова: Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2012.

Под этнокультурным воспитанием молодежи мы подразумеваем систему взаимосвязанных компонентов (мотивационно-целевого, содержательно-процессуального и организационно-методического), необходимых для организованного и целенаправленного процесса воспитания молодежи в духе любви к родной культуре как неотъемлемой составной части мирового культурного сообщества. Развитие образования и воспитания с ориентацией на национальные традиции культуры осмысливается многими исследователями. Так, В.К. Шаповалов определяет этнокультурную направленность образования мерой ориентированности целей, задач, содержания, технологий воспитания и обучения на развитие и социализацию личности как гражданина полиэтничного государства. Шаповалов Валерий Кириллович. Этнокультурная направленность российского образования [Текст]: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01: Ставрополь, 1997 311 c. РГБ ОД, 71:98-13/5-1

Социальная значимость этнокультурного образования подчеркивается в исследованиях Е.П. Белозерцева, Т.И. Березиной, а А.Б. Панькин считает, что система образования, направленная на этническую культуру, обеспечивает сохранение и развитие этнических констант центральной культурной темы этноса. Мы солидарны с мнением педагогов о том, что понимание и сохранение своей самобытности, целостности и независимости, свободы личности можно осуществить через понимание родной культуры. Этнокультурное воспитание начинается с первых дней жизни ребенка и продолжается всю жизнь. Именно через родную культуру можно осуществить поликультурное воспитание. Этнокультурное воспитание тесно сопряжено с этнокультурным образованием. Исследования, касающиеся этнокультурного обучения, показали, что в основе этнокультурного обучения лежит управляемое познание этнической культуры, усвоение и проживание традиций, обычаев и обрядов, отраженных в общественно-историческом опыте народа, овладение опытом этнохудожественной деятельности. То есть речь идет о вполне распространенных в социально-культурной деятельности этнокультурных технологиях, которые осуществляются через: национально-культурные и культурно-образовательные центры, дома народного художественного творчества, воскресные школы, студии и самодеятельные объединения, решающие задачи культурного самоопределения и саморазвития, сохранения этнических и национальных культур. Эти технологии - основа возрождения народных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

В то же время нельзя забывать, что представители этнических меньшинств и мигранты среди молодежи сталкиваются с множеством образовательно-воспитательных проблем. Они располагают иными знаниями и ценностями (язык, религия, культурные традиции), и это мешает им реализовывать себя в пределах педагогических требований, построенных на культурно-образовательной традиции большинства. Пренебрежение культурной традицией молодежи этнических групп часто отрицательно сказывается и на них.

Вот почему особое внимание в культурно-досуговых учреждениях направлено на этнокультурные технологии, которые рассматриваются социально-культурной деятельностью, как инструмент межнационального и культурного обмена и сотрудничества, координации и реализации межнациональных программ развития культуры и досуга, взаимообмена и контактов в социально-культурной сфере, направленных на утверждение культурной самобытности каждого народа, обеспечение возможности для реального полилога культур и равноправного культурного диалога представителей различных стран и национальностей, обеспечение возможности для каждой национальной культуры и традиции, обеспечение включенности отдельно взятой личности в современные мировые, международные, межнациональные, общецивилизационные социально-культурные процессы.

Воспитание толерантности - фактор, необходимый для осуществления межкультурного взаимодействия при преодолении ксенофобии среди молодежи, так как оно есть и условие, и залог успешного взаимодействия между представителями разных культур. В настоящее время не вызывает никакого сомнения, что успешное общение между этносами немыслимо без толерантности. Толерантность стала составной частью демократического развития общества, она находится в центре внимания в деятельности различных государственных и общественных структур, воспитанием толерантности занимаются и педагоги.

Категория «толерантность» в переводе с латинского («tolerantia») означает «терпение» и трактуется как терпимость к чужим мнениям и верованиям. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» [Текст] // Век толерантности: Научно-публицистический вестник.- Москва: МГУ, 2001.- С. 8-18. В русском языке в XIX в. глагол «терпеть» насчитывал множество лексем. Он выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т.д. Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность. Основой приведенного определения является такое качество человека, как терпимость. Согласно Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, «толерантность» - это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Декларация принципов терпимости ЮНЕСКО [Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года]/[Электронный ресурс]: URL: http://un.by/f/file/Tolerance%20declaration.pdf (дата обращения 29.12.2012). Толерантность может проявляться и на уровне политических сил, выражающих готовность к допуску инакомыслия, и на уровне жизни отдельной личности, выражающейся в стремлении переубеждения с помощью аргументов, и в признании позиций противной стороны. В межэтнических отношениях толерантность просто необходима.

Зарубежными специалистами в области этнопсихологии и этнопедагогики уже предпринимались попытки изучения факторов, оказывающих влияние на толерантность (терпимость) и интолерантность (нетерпимость) в межэтнических отношениях и др. В отечественной науке отдельные аспекты толерантного воспитания можно найти у М.М. Акулича, М.Т. Алиева, Т.В. Болотиной, Ю.А Красина, Г.Ф. Семигина и др. Проблемы формирования толерантной культуры нашли отражение в трудах М.С. Кагана, В.В. Макаева, З.Д. Мальковой, В.Н. Мясищева, Л.А Петровской, Л.Л. Супруновой, Н.Н. Ярошенко. И хотя исследования проблем толерантности стали проводиться сравнительно недавно, учеными уже сделан немалый вклад в изучение данной проблемы. Особо в этой связи можно выделить работы, связанные с вопросами этнопсихологии и становления толерантного мышления (В.В. Гриценко, Н.М. Лебедевой, В.Н. Павленко, Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатовой и др.). Апанасюк Л.А. Этнокультурное воспитание в преодолении ксенофобии среди молодежи России [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/29_NIOXXI_2012/Pedagogica/5_117083.doc.htm (дата обращения 29.12.2012).

О необходимости этнокультурного воспитания говорится в целом ряде государственных документов: так, Закон РФ "Об образовании" в задачах воспитания выделяет следующее: "приобщение молодёжи к достижениям мировой и отечественной культуры; изучение истории, традиций и обычаев, как своего народа, так и других народов республики". Закон об образовании РФ от 10.07. 1992 г. № 3266-1 [Президент Российской Федерации в 1992 г.]

В настоящее время, обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнически смешанных семей, значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения.

Целостность и будущность России во многом связана с ее полиэтничностью. Здесь проживают более 150 национальностей, которые принадлежат к разным этнолингвистическим семьям и группам, исповедают разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. И именно система досуговых учреждений обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности. С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых стратегий и подходов в деле формирования у молодежи этнокультурной компетентности. Быть этнокультурно компетентным - это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность.

Одна из задач культуры - воспитание позитивного отношения к этнокультурным различиям, обеспечивающих прогресс человечества и условия его самореализации личности. Этнокультурная компетентность предполагает готовность человека к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на культурно-массовых мероприятиях, направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде.

Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение молодого человека изначально в родную для него, а затем и иные культуры. Важной задачей специалистов культурно-досуговых учреждений является научить человека осмыслять социальные процессы, анализировать знания об этнических культурах, находить и признавать в них общее и различное. Процесс осмысления должен основываться на изначально позитивном восприятии всех этносов и критическом отношении к инцидентам и конфликтам на национальной почве. Для этого необходимо иметь непредвзятую позицию самому специалисту учреждения досуга в оценке поведения членов многонационального коллектива, уметь преодолевать свои предубеждения (если таковые есть).

С одной стороны, одной из задач досугового учреждения является воспитание у молодежи позитивных установок и навыков общения в многонациональном и многоконфессиональном российском обществе.

С другой стороны, также особый интерес представляет самостоятельная исследовательская деятельность молодежи, направленная на сбор, изучение, анализ и использование материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии своего народа, а также других народов, проживающих на территории его малой родины.

Таким образом, молодые люди постепенно в практике реального общения открывают для себя сходства и различия с другими народами, знакомятся с разными этнокультурами, учатся жить в обществе, где образуются новые культурные конгломераты.

· ознакомление с историей и традициями собственного народа;

· ознакомление с историей и традициями народов, составляющих этнокультурное окружение;

· возрождение традиционных промыслов и ремесел;

· популяризация творчества, изучение обрядов и игр народов;

· анализ и выявление общего, частного и особенного в культуре, традициях и истории народов, проживающих на единой территории.

Поиск эффективных путей этнической ориентации личности привел к определению сущностной роли образовательной системы вообще и системы обучения в школе в частности. Модели этнокультурной адаптивности личности, ее гармонизации с окружающим миром строятся на принципах этнокультурного воздействия, которое организуется в высшем учебном заведении путем разработки и внедрения этнокультурных педагогических технологий.

Содержательная сущность работы определяется этнопедагогическим воспитанием и использованием обычаев и традиций воспитательного опыта, знакомством с рукодельными ремеслами и художественно-изобразительным, устным народным творчеством. На этой этнической площадке студенты не изолируется в избранном фрагменте этнокультуры: этнопедагогические механизмы и методика овладения навыками и умениями традиционной культуры призваны продемонстрировать ему возможности их использования в современном социально-культурном процессе. Этому способствуют:

Игровой принцип освоения информации, обращение к театрализации;

Осознанное следование принципам устного народного творчества: коллективность, импровизационность, вариативность и синкретизм;

Создание позитивного психологического реагирования на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей молодежи;

Регламентация проводимых мероприятий законами календарно-земледельческой и семейно-бытовой циклизации;

Работа над осознанием и освоением не только приуроченности мероприятия, но и его нравственно-эстетической ценности и практической обусловленности;

Открытость этнической эстетической модели, предполагающая опору на современные научные отрасли - культурологию, социологию, этнографию. Жибраева К. Этнокультурный подход к воспитанию[Текст]// № 3 (76).- 2010

Этнокультурное воспитание молодежи строится в соответствии с половозрастными особенностями данной возрастной группы и предусматривает использование совокупности воспитательного потенциала традиций русского народа и других народов, проживающих на территории Тверской области в наиболее адекватных формах, методах в различных сферах жизнедеятельности молодежи, в том числе в и культурно-досуговых учреждениях.

Успешная реализация процесса этнокультурного воспитания молодежи зависит от создания оптимальных социально - педагогических условий, связанных с согласованностью в воспитательной деятельности семьи, школы и конечно культурно-досуговых институтов; использованием многообразия традиционных национальных форм воспитательной работы; творческим участием в народных праздниках, и участием народных умельцев и мастеров в работе коллективов декоративно-прикладного творчества по национальным видам ремесел и спортивных секций; подготовкой родителей к этнокультурному воспитанию подростков в семье. Божедонова А.П. Этнокультурное воспитание школьников на традициях якутскогосельскогосоциума [Текст]: диссертация канд. пед. Наук/ А.П. Божедонова: РГБ ОД. - Москва. -2006.- 172 с. 61:07-13/833

Воспитательные задачи этнокультуры. Бондарева Н.А. Технология этнокультурного воспитания // Школа, 2001.-№5.-с.38-41.

Таблица № 1

Общечеловеческие ценности

Мировоззрение

Цели воспитания

Черты характера для становления как «идеал»

Черты характера для становления как «антиидеал»

ТРУД - основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека

Я - труженик и своим созидательный трудом обеспечиваю благополучие семьи и Родины.

трудолюбие, прилежность, дисциплинированность, ответственность, надежность, организованность, целеустремленность, настойчивость, инициативность, исполнительность, работоспособность, профессиональная гордость, уважение к мастерству

леность, безответственность; необязательность, беспечность, пассивность, нерешительность

КРАСОТА - фактор благополучия в мире, результат природосообразности и разумной духовной деятельности человека, средство его творческого развития

Я - ценитель и создатель красоты, которую понимаю, как высшую духовную ценность и фактор благополучия в мире.

эстетическое восприятие природы и человека, эстетика поведения, способность понимать гармонию и красоту, восприимчивость к прекрасному в жизни, отвержение безобразного, восхищение красотой

принятие и восхищение дисгармонией мира, безразличие, равнодушие к безобразному

ЧЕЛОВЕК - абсолютная ценность, ”мера всех вещей”, цель, средство и результат воспитания

Я - достойный человек, занимающийся своим духовным развитием.

оптимизм, организованность, самодисциплина, настойчивость, самоуверенность, самообразование, самосовершенствование, самокритичность, забота о психическом и физическом здоровье, опрятность

пессимизм, беспечность, слабохарактерность, растерянность, тупоумие, безразличие, необъективность, неряшливость, равнодушие по отношению к своему здоровью

ЗНАНИЕ - результат разнообразного, и, прежде всего, творческого труда. Знания ученика - критерий труда учителя

Я - образованный человек, стремящийся к разнообразному, созидательному и прежде всего творческому умственному и физическому труду

сообразительность, любознательность, старательность, настойчивость, инициативность, саморазвитие, оригинальность мышления, увлеченность, общая осведомленность, познавательный интерес

тугодумие, нерешительность, пассивность, банальность мышления, глупость, рассеянность, легкомыслие, безразличие

КУЛЬТУРА - великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так в особенности в духовной жизни людей

Я - культурный человек и значит хорошо знающий историю своего Отечества, культуру народа

деликатность, чуткость, вежливость, воспитанность, щедрость, тактичность, опрятность, отзывчивость, образованность, интеллигентность, доброжелательность, гостеприимство, искренность, терпеливость

скупость, жадность, бестактность, неряшливость, равнодушие, лицемерие злобность, лживость грубость, несдержанность

ОТЕЧЕСТВО - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками

Я - россиянин, патриот своей Родины, ее защитник и постараюсь своим добрым трудим принести пользу Отечеству.

патриотизм, чувство долга, активность, порядочность, благородство, смелость, отвага, скромность, свободолюбие, практичность, деловитость, ответственность, демократичность, гордость, достоинство, мужество

подлость, предательство, трусость, хвастливость, зазнайство, тщеславие, раболепство, робость, женственность (у мальчиков), тиранство, беспечность, услужливость

СЕМЬЯ - начальная структурная единица общества, естественная среда

Я - семьянин, продолжатель прогрессивных традиций своих предков, хранитель этнокультурных ценностей своего семейного рода.

женственность (у дев.), нежность, честность, щедрость, хозяйственность, искренность, коллективизм, гостеприимство, доброжелательность, заботливость, трудолюбие

скупость, жадность, лицемерие, хитрость, эгоизм, суровость (у дев.), агрессивность, грубость, неряшливость, эгоизм

ЗЕМЛЯ - общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века Земля людей и живой природы

Я - землянин, хранитель и защитник земли людей, моих родных и живой природы.

заботливость, внимательность, обеспокоенность, бережливость, порядочность, благородство, нравственность, духовность

равнодушие безответственность, беспечность, черствость, недальновидность

МИР - покой и согласие между людьми, народами, государствами, главное условие существования Земли и человечества

Я - миролюбивый человек, стремящийся к покою и согласию между людьми, народами и государствами.

миролюбивость, умение идти на компромисс, доброжелательность, терпеливость, доброта, искренность, сострадание, сопереживание, отзывчивость, деликатность, тактичность, воспитанность, честность, справедливость

придирчивость, мелочность, злобность, лживость, черствость, невнимательность, бестактность, аморальность

Рассмотрев все аспекты этнокультурного воспитания можно сделать следующие выводы: этнокультурное воспитание - это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.



Рисунок 1 Структурно-функциональная модель этнокультурного воспитания молодежи в культурно-досуговых учреждениях посредством национальных праздников

Этнокультурное воспитание определяется введением в воспитательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у молодежи интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.




Самое обсуждаемое
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?
Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает


top