Духовно-нравственные традиции семейного воспитания. Духовно – нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании Нравственные традиции

Духовно-нравственные традиции семейного воспитания. Духовно – нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании Нравственные традиции

Этические традиции

Бесшумно раздвинулась дверь, состоящая из тщательно обработанных деревянных планок и полупрозрачной матовой бумаги, обычно применяемой в японском доме вместо стекла. Так же бесшумно в комнату входит средних лет японка в национальном кимоно с широкими, свисающими рукавами – служанка семьи академика Охара. Переходя порог, она очень изящно опускается на колени, а затем отбрасывается назад и садится на пятки своих подогнутых ног. Легким движением рук она быстро закрывает подвижные створки двери.

– Привычка открывать и закрывать дверь не стоя, как это принято у европейцев, а сидя, – глядя на появившуюся в комнате японку, поясняет Охара, – объясняется главным образом традицией низкого расположения дверей и окон. Тайна приземистой посадки в основах японской архитектуры легко постигается, если на композицию японского дома и интерьера смотреть не стоя, а сидя на полу. Иными словами, для того, чтобы понять некоторые особенности японского быта и обычаев, необходимо прежде всего сесть на пол, как это принято у японцев.

Именно с такой позиции раскрывается секрет того, что японцы столь часто опускаются на колени. Уже обращение со старинным замочным устройством на двери японского дома – «хикитэ» – требует такой позиции, поскольку оно расположено на высоте около семидесяти сантиметров от пола. И, несмотря на многообразие существующих в наш век замочных систем, в японских домах по-прежнему, как и в далекую старину, пользуются этим крайне примитивным замочным устройством в виде деревянной задвижки. Пользование внутри дома скользящими створками двери, которые также имеют низкое расположение, удобно лишь в том случае, когда вы сидите или стоите на коленях.

Многое объясняется, разумеется, ростом японцев, которые в массе своей весьма приземисты и в среднем не выше полутора метров. Любопытно, например, что около ста лет тому назад японка выше полутора метров неизбежно становилась предметом всеобщих насмешек. Теперь же средний рост японки, по статистическим сведениям, почти полтора метра, то есть на восемь сантиметров выше, чем пятьдесят лет тому назад.

Оставаясь на коленях, вошедшая в комнату японка сперва обращается к нам лицом, опускает руки на циновку перед коленями, делает глубокий и продолжительный поклон. Ее голова опускается почти до самого пола, а ладони рук упираются в пол. В зависимости от того, как далеко вперед вынесены руки и насколько глубок поклон, можно судить о степени уважения. Делая поклон, японка произносит фразу вежливости: «Гомэн кудасай!» – «Прошу извинения!»

Приветственный церемониал – давняя традиция японцев, соблюдаемая до сих пор, хотя и далеко не всеми японцами. Она восходит к отдаленному прошлому и связана не только с выражением уважения и почтительности, но нередко и с сознанием вассальной зависимости в эпоху феодализма.

– Со дэс нэ! – произносит Охара. – Поклон является самой обычной, если не единственной формой приветствия среди японцев. Рукопожатие у нас не принято. Этот обычай не свойствен японцам, отнюдь не встречает у них понимания. Он представляется нам странным и грубым. Крайне редко японцы обмениваются рукопожатием. Тем более не наблюдается этого среди японок. Правда, делают это отдельные японцы, побывавшие в Европе или Америке и познакомившиеся там с иностранными манерами, заморскими обычаями. Но и они быстро отказываются от рукопожатий, как только возвращаются в свою национальную среду… У иностранцев японская обрядность, кажется, вызывает удивление и улыбку?

– Национальные обычаи и традиции, – замечаю я в свою очередь, – у разных народов бывают различны. Они возникают в определенных исторических условиях и общественных отношениях, на них часто лежит печать времени. В старину среди россиян существовал, например, обычай кланяться друг другу, при этом нередко поклоны делались до самой земли… Со временем этот обычай утратился, возникли другие формы обмена приветствиями. И так, видимо, не только в России… Что же касается японского церемониала приветствия, то, хотя он иногда и вызывает у недостаточно воспитанного европейца ироническую усмешку, в нем есть что-то значимое и, пожалуй, поучительное, – добавил я.

Кланяются японцы особенно, весьма чинно, с тактом и достоинством. Встречаясь, они останавливаются на довольно значительном расстоянии, сгибаются в поясе и некоторое время остаются в такой позе. Головные уборы при этом снимаются. Японки, которые обычно не носят шляп, когда одеты в национальное кимоно, снимают с плеч шали и перчатки. Японцы и японки, одетые по-европейски, непременно снимают с себя пальто, если делают глубокий поклон.

– Приветствуя друг друга, стоя или сидя, японцы всегда соблюдают определенные правила, форму и степень поклона, – продолжает Охара. – Существует три разновидности поклона. Самый почтительный поклон – «сайкэйрэй» – делается в знак глубокого уважения или признательности. Такой поклон совершается обычно перед алтарем в синтоистском храме, буддийском монастыре, перед национальным флагом или весьма высокой персоной. Второй вид приветствия – ординарный поклон, при котором корпус наклоняется на двадцать–тридцать градусов и сохраняется в таком положении около двух-трех секунд. Наконец, простой поклон, который совершается каждодневно. В этом случае делается легкий наклон корпуса и головы, продолжающийся лишь одну секунду. Кланяются японцы стоя, если встречаются на улице, в общественных зданиях, в европейском помещении или в любом помещении с деревянным полом. Поклоны сидя делаются обычно в национальном японском доме, в комнате с циновочным настилом, где, как правило, все сидят на циновке.

Рассказывая, Охара сэнсэй изредка привставал, движением корпуса показывая, как именно делается поклон. Каждый его поклон, неторопливый и плавный, отличается особенной пластичностью и утонченностью.

Японские имущие слои выработали и культивировали в своей среде изысканную, «высокого порядка» учтивость – внешнюю вежливость в обхождении, во взаимоотношениях. Эта учтивость и такт в поведении создавали впечатление упорядоченности отношений японцев, порождали иллюзию социальной сносности их жизни. Именно в этом проявляется пресловутая японская терпимость, за которой скрываются лицемерие и ханжество. И не только скрываются. Само лицемерие облекается в форму вежливости и приобретает силу нормы, критерия. И здесь подлинная вежливость отступает: дорогу простолюдину уступают, пожалуй, лишь в одном случае – когда он совершает последнее путешествие в черной карете.

В сегодняшней Японии многое, разумеется, претерпевает изменения, во всяком случае утрачивает свою первоначальную сущность. И низкие поклоны, которыми обмениваются японцы, скорее являются лишь условным жестом вежливости, выражением почтительности. Поклоны заменяют японцам не только приветственные рукопожатия. Они часто делаются для выражения благодарности, приглашения или извинения. Некоторые японцы и японки, особенно старшего поколения, делают многократные поклоны при встрече друзей и гостей. Это рассматривается как проявление вежливости и такта. Молодежь послевоенного периода, однако, почти без исключения, рассматривает эту традицию скорее как пережиток и рукопожатию отдает явное предпочтение.

– Положительно не могу взять себе в толк, – нескрываемо возмущался однажды университетский профессор в моем присутствии, – что привлекательного в европейской манере рукопожатий: хватают люди друг друга за конечности и начинают неистово их трясти или с таким варварством сжимают пальцы, что хрящи трещат. К чему этот садизм? Ведь эта традиция восходит к глубокой древности, когда дикари, истреблявшие друг друга, при встречах и переговорах взаимно показывали друг другу руки в подтверждение отсутствия опасных предметов.

– Отнюдь не идеальна привычка японцев, – возражал ему молодой аспирант, – отбивать земные поклоны и разыгрывать друг перед другом спектакли ханжества. От этой феодальной обрядности веет каким-то средневековьем. Рукопожатие же – это приветственный контакт людей, который выражает дружественные чувства, настроение, восторженность и т. п.

– От такой восторженности, – продолжал иронизировать профессор, – моя жена едва не лишилась руки. Один заморский гость так выразительно обменялся с нею рукопожатием, что ее правая конечность чуть не выскочила из плечевого сустава, и она вот уже полгода обивает пороги знаменитостей европейской медицины… К чему это выкручивать руки, да еще у слабых японок, которые после этого не могут даже пальто подать своему супругу… или поднести его багаж…

– Воспитанные европейские мужчины, – не сдавался аспирант, – сами подают даме пальто, уступают ей место, пропускают даму вперед…

– Помимо садизма с тяжелыми увечьями, – не внимает своему оппоненту профессор, – далеко не всегда, кажется, безупречно у этих волевых джентльменов и с гигиеной рук, особенно в условиях бактериологической флоры тропического климата. Того и смотри, что такой заморский джентльмен наградит тебя еще вечным подкожным зудом…

– Японцам давно пора критически посмотреть на свои архаические традиции, давно обветшалая обрядность которых в наше время выглядит анахронизмом, вызывает усмешки, иронию, особенно у иностранных гостей.

– У каждого народа есть свои давние традиции, свои национальные обычаи, свой привычный образ жизни. Ими нельзя пренебрегать. Вспомните, что говорят об этом мудрецы прошлого: «Учтивость, вежливость распространяются среди народа с помощью добродетели, чтобы он был вечно единодушен». Так понимали эти вещи и древние китайцы, так они зафиксированы в их наиболее раннем памятнике «Шуцзин» («Книге истории»), в главе «Пань Гэн» . Здесь корни нашей духовной традиции, нашей морали… Недопустимо высокомерно игнорировать самобытные национальные обычаи и вызывающе демонстрировать свои симпатии ко всему заморскому, американскому.

Видно было, что аспирант хотя и призвал себе на помощь древних китайских классиков, но не чувствовал себя особенно твердым в них, да и не склонен был к дальнейшему обострению диалога со своим профессором: он замолчал, хотя по всему было видно, что он явно остался при своем мнении.

Из книги Японские записи автора Федоренко Николай Трофимович

Традиции и творчество

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

Традиции чайного напитка Так называемый черный чай («котя»), который получил наибольшее распространение главным образом в Европе и Америке, представляет собой те же листья чайного куста, но, в отличие от зеленого чая («сэнтя», «бантя», «гекуро», «матя», «хикитя»),

Из книги Чудо-остров. Как живут современные тайваньцы автора Баскина Ада

Из книги Мудрость Востока и Запада. Психология равновесия автора Гьяцо Тензин

Национальные традиции Сегодня во всем мире входит в моду обращение к народным обычаям, к историческим традициям. В Америке устраивают состязания ковбоев и шоу индейцев. У нас в России время от времени появляются на эстраде, а потом и на телевидении русские народные

Из книги Грязный футбол автора Дрейкопф Марсель

Две традиции Экман: Я очень признателен вам за то, что вы нашли время для этих бесед. Надеюсь, что благодаря взаимодействию двух таких разных интеллектуальных традиций - буддизма и западной психологии - мы сможем помочь друг другу высечь в себе искры новых идей, которые

Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Древние традиции 28 января 1900 года представители 75 немецких футбольных клубов собрались в лейпцигской гостинице «Мариенгартен», чтобы основать Немецкий футбольный союз. После того как были обговорены сугубо спортивные моменты, тренеры перешли к не менее важной части

Из книги Морские волки Гитлера. Подводный флот Германии в период Второй мировой войны автора Фрейер Пауль Герберт

XV. ТРАДИЦИИ Горский этикет Этические и нравственные нормы играли в культуре народов Северного Кавказа особенно важную роль. Складываясь и развиваясь на протяжении столетий, они способствовали духовному самосохранению и развитию нации, регулировали поведение в

Из книги Моя маленькая Британия автора Батлер Ольга Владимировна

Подлинные традиции К августу 1914 года лишь на пяти субмаринах кайзеровского флота были установлены дизельные моторы. Остальные подводные лодки были оснащены устаревшими нефтяными двигателями. Поэтому в высших сферах были просто поражены сообщением о том, что уже в

Из книги Повседневная жизнь Французского Иностранного легиона: «Ко мне, Легион!» автора Журавлёв Василий Витальевич

Традиции Корни британских свадебных традиций - в древнеримских и англосаксонских временах, буржуазной викторианской эпохе и народном фольклоре. Всерьез следовать всем обычаям невозможно, но даже несуеверный человек на собственной свадьбе проявляет слабость: жених

Из книги Памятники Византийской литературы IX-XV веков автора

Традиции в легионе Накрахмаленная скатерть. Стол, за которым может с легкостью разместиться вся «компани» - целое отделение. Тарелки хорошего фарфора. Остро заточенные столовые ножи и удобные мельхиоровые вилки. Куверты накрыты безупречно, с учетом всех тонкостей

Из книги Монолог о Себе в Азии автора Николаева Мария Владимировна

Из книги И Промысл Божий не обижает никого автора Рожнёва Ольга Леонидовна

Исторические традиции Отпускание воды (дневняя плотина) «Мы были на празднике Отпускания воды в Дуцзянъяне. Праздник светский, но церемония древняя – ей уже две тысячи лет, как и местной плотине, самой старой из действующих в мире. Отпускание воды воспроизводит культ

Из книги Русская мафия 1991–2014. Новейшая история бандитской России автора Карышев Валерий

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати автора Колина Аугусто

Воровские понятия и традиции Моя первая встреча с ворами в законе произошла несколько лет назад, когда я начинал свою адвокатскую карьеру. Тогда один мой коллега, опытный адвокат, пригласил меня участвовать в уголовном деле в качестве второго адвоката у вора в законе. До

Из книги Мальта без вранья автора Баскина Ада

Из книги автора

По традиции Начну с семьи Андрея и Януллы. Не только потому, что знаю их лучше других – все-таки виделись каждый день, – но и потому, что это традиционная мальтийская семья. Новые веяния не только не разрушили ее жизнь, но и, наоборот, сделали еще более гармоничной.

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин.

Тема, на которую мы сегодня будем беседовать, очень обширная и, главное, - очень важная. Мне пришла в голову идея поговорить о ней с Вами, когда я увидел новость о Вашем участии в Международном культурном форуме (в ноябре). Было написано, что идея пригласить представителя Церкви для участия в дискуссии возникла именно со стороны форума. Само мероприятие, насколько я понимаю, светское, поэтому это очень важный шаг светского общества навстречу Церкви в понимании важности ее участия в возрождении духовно-нравственных традиций. Расскажите, пожалуйста, о Вашем участии, о чем Вы говорили на этом форуме с его участниками.

Прежде всего надо сказать, что по отношению к данному мероприятию было послание нашего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. Он уделил этому достаточно внимания и указал на важность всех тех вопросов, что имеют непосредственное отношение к жизни нашего общества, к тем духовным ценностям, которые являются непреходящими.

В докладах и дискуссиях этого форума речь шла о том, что традиции, которые сохранялись в нашем обществе на протяжении более чем тысячелетия, очень важно сегодня, когда идет большой информационный поток, не просто сохранить в определенном месте (потому что страна у нас большая), а приложить все усилия, чтобы вместе с Русской Православной Церковью формировать гражданина нашего общества в рамках именно духовных традиций. Сейчас, когда перед нашим государством стоит большая задача в формировании гражданского общества, очень важно понимание того, что формироваться оно должно именно на духовно-нравственных ценностях.

Духовно-нравственные традиции и, что очень важно, обычаи являются регуляторами действий человека в обществе во все времена, служат средством для формирования нравственных ценностей, важных духовных составляющих нашей культуры. И духовно-нравственные ценности являются для современного человека не всегда понятными.

По известным событиям революция, которая произошла сто лет назад, внесла очень серьезные коррективы в жизнь нашего общества. В начале 90-х годов произошел вообще серьезный слом той сложившейся системы, которая была в стране. Одновременно с этим мы наблюдали серьезные изменения во всем мире; они происходят и по сей день. Когда сейчас такое информационное пространство, доступное для всех, очень важно, чтобы наши духовные ценности сохранились. Немаловажным является и то, что духовно-нравственные традиции имеют важную воспитательную функцию. Мы должны воспитывать как подрастающее поколение, так и способствовать тому, чтобы люди любого возраста, обращающиеся к нашим традициям, могли бы дать себе совершенно точный ответ на вопрос, почему их важно сохранить.

Очень часто люди, не очень хорошо знающие и изучающие обычаи (если мы говорим о православной традиции), некоторые из них называют языческими. Могли ли быть отголоски язычества, когда Русь приняла христианство и стала развиваться, сохранилось ли что-то похожее на какие-то языческие обычаи? Откуда возникает это мнение?

Прежде всего было бы очень неплохо, чтобы наше общество знакомилось с нашей культурой, чтобы у нас был определенный культурный уровень. Это, конечно, связано с формированием мировоззрения. У нас в обществе должна быть устойчивая система взглядов на нашу культуру в том числе. Когда мы говорим о Древней Руси, как нам не вспомнить наши музыкальные инструменты? Скажем, гусли, трещотки, наши древние музыкальные инструменты - ложки и так далее. Мы, безусловно, обо всем этом вспоминаем, и это имеет место. Более того, у нас в XIX веке появился прекрасный оркестр имени Андреева, который уже тогда занимался популяризацией наших традиционных музыкальных инструментов. Это чудесный, сохранившийся по сей день оркестр, который по всему миру рассказывает (и показывает это) о богатстве нашей культуры, наших музыкальных инструментов. И это тоже является очень важной составляющей. Потому здесь очень важен и необходим просветительский момент.

Многие вопросы, которые ставятся разными представителями нашего общества, напрямую связаны с тем, что общество является недостаточно информированным. Среди тех средств массовой информации, которые рассказывают о тех или иных проблемах повседневной жизни, очень мало внимания уделяется вопросам, связанным с нашими духовно-нравственными традициями, в том числе обычаями. Здесь есть определенный вакуум, который, безусловно, нужно заполнять.

Сейчас речь идет о том, что нам очень важно заниматься воспитанием будущего поколения уже начиная с детских садиков. Было бы очень хорошо, если бы те приходы, которые в состоянии организовывать такие детские сады, создавали бы их, чтобы у нас появлялись приходские школы. Чтобы шел такой образовательный процесс и мы бы таким образом воспитывали наше будущее поколение в духовно-нравственных традициях. Эта задача очень объемная, очень серьезная. Слава Богу, что она стоит сегодня перед нашим обществом, и Русская Православная Церковь не в стороне от всего этого, мы пытаемся прикладывать все возможные усилия. Но опять-таки есть очень и очень много вопросов, связанных с этим. Это и материальная составляющая: нужны и здания, строения, нужно и финансирование. С другой стороны, нужен и соответствующий кадровый состав, который мог бы этим требованиям удовлетворять. То есть это довольно обширная проблема.

Тем не менее со стороны государства был сделан большой шаг при вводе дополнительных модулей в общую образовательную программу: это «Основы православной культуры», «Основы мировых религий». Насколько я понимаю, изучаются эти модули довольно подробно. Я знакомился с методичками, и в этих модулях (особенно в том, который касается православной культуры) довольно подробно освещаются все аспекты православной культуры, православного храма, также освещаются таинства. Это довольно большой шаг, хотя опять-таки озвученная Вами проблема кадрового состава существует, к сожалению: не всегда удается найти педагога, который мог бы рассказать об этом квалифицированно. Дело в том, что педагоги не всегда являются прихожанами, регулярно посещающими храм, и изучают многое одновременно со своими учениками. Шаг сделан большой, но еще далеко и тяжело придется нам идти на этом сближении.

Если мы говорим об организации приходских детских садов и приходских школ, не снимаем ли мы частично этим ответственность с государства?

Думаю, не снимаем, потому что духовно-нравственная традиция - это исторически сложившиеся формы взаимоотношений людей, передаваемые из поколения в поколение и поддерживаемые силой общественного мнения. Все это было нарушено в советский период и в начале 90-х годов, когда был провозглашен культ «золотого тельца» и все в нашей стране стало приобретать достаточно уродливые очертания. Поэтому сейчас для нас очень важно формировать будущего гражданина нашей страны - человека, который сможет в дальнейшем из поколения в поколение передавать эти духовно-нравственные традиции.

Сейчас от нас зависит очень многое в этом плане: мы должны помочь формированию этого мировоззрения, попытаться показать людям те традиции, которые у нас были и которые прерваны сто лет назад, раскрыть их. И объединить все силы нашего общества, чтобы сохранить все духовные ценности, которые у нас существуют. Но для этого мы должны прикладывать много усилий, и если мы не будем заниматься сейчас воспитанием подрастающего поколения (а серьезная функция заключается как раз в воспитании), то фактически в нашей стране не будет будущего. Воспитание имеет очень большое значение, и то, что на сегодняшний день есть возможность выбора модуля по изучению основ нашей православной культуры, это очень важно.

В частности, в нашем храме псаломщик является человеком с образованием и преподает в общеобразовательной школе. И преподает достаточно успешно. Более того, факультативно я тоже посещаю эту школу, обязательно общаюсь со школьниками и каждый раз вижу горящие глаза, живые лица, слышу отклики со стороны детей. Мы их приглашаем в храм, в храме очень подробно рассказываем об его устройстве; приглашаем в церковный дом, тоже все показываем и рассказываем. И эти дети, потом и вместе со своими родителями, периодически приходят к нам в храм, который становится для них уже близким и дорогим. У них уже есть определенное понимание, что Русская Православная Церковь - это живой организм, что она идет навстречу каждому человеку и человек может получить здесь ответы на многие свои вопросы. И дальше жизнь может идти уже таким образом, что у них будет понимание того, что происходит и с ними, и вокруг в обществе.

Один из священников нашего храма, отец Константин, тоже имеет необходимое образование и уже не первый год успешно преподает этот модуль. Мы тоже устраиваем экскурсии по храму. Слава Богу, дети приходят и пишут потом умилительные отзывы. Я провожу эти экскурсии, и очень интересно наблюдать, как они с открытыми ртами стоят и слушают, а потом пишут: «Я обязательно приду сюда с родителями, потому что я не знал, что здесь, оказывается, так красиво и хорошо». Тем не менее, на мой взгляд, это маленькая доля школ, которые готовы к такому более активному участию Церкви даже в работе по этим направлениям, которые уже, скажем так, официальные. Особого всплеска все равно не наблюдается. Может быть, прозвучит пессимистично, но не получается ли это где-то впустую? Или все-таки эти семена дадут свои всходы? Возможно, не сейчас, а в более сознательном возрасте этих детей?

Мне неоднократно приходится участвовать в жизни той или иной школы, когда меня просят и когда есть такая возможность. Я прихожу факультативно побеседовать со школьниками разных классов, и каждый раз мне удается донести до них какие-то вещи, которые являются для них очень важными. Каждый раз я получаю очень живые отклики. Причем приходят и преподаватели, завучи, внимательно слушают. И доносится нечто такое, что касается сердец, не только юных, но и сердец преподавателей, и они обращаются к православию. Поэтому мне кажется, что от самих пастырей Церкви тоже зависит очень многое: насколько мы будем стремиться к тому, чтобы быть активными членами общества. Когда мы молимся в храме, мы тем самым совершаем то, что и обязаны совершать, - это очень важно и необходимо, потому что самое большое, что может совершаться, - это та бескровная жертва, которую мы приносим. Но мы должны идти и к людям, стремиться к тому, чтобы слово пастыря звучало и в школах, и в высших учебных заведениях.

Мы начали с того, что я принимал участие в этом форуме, но я постоянно принимаю участие в различных конференциях в разных высших учебных заведениях. И каждый раз в различных залах - а иногда собираются очень большие залы - ощущаю на себе пристальное внимание. Как правило, всегда очень много вопросов, и это свидетельствует о том, что у людей есть духовные запросы, есть духовная потребность. Причем эти вопросы задают не только студенты, но и преподаватели, и другие представители нашего общества. Более того, со стороны представителей наших различных корпораций тоже есть очень много вопросов: они нуждаются в том, чтобы пастырское слово звучало. Поэтому в плане формирования нашего общества активная деятельность священнослужителей просто необходима.

Почва на сегодняшний день действительно благодатная. Ни разу мне не пришлось встретиться ни с грубостью, ни с хамством по отношению к нашей Церкви, ни с какими-либо иными проявлениями, которые бы говорили, что люди очень негативно относятся к Церкви. Более того, на различных мероприятиях, где я присутствую с такими депутатами, как Резник, Ягья, я сталкивался с тем, что этим людям тоже нужно, чтобы доносилась наша позиция, что надо ее объяснять. В таком случае наше общество будет более цельным, более единым в понимании важности сохранения наших духовно-нравственных традиций, обычаев в воспитании и формировании будущего поколения, в формировании тех духовно-нравственных ценностей, которые являются для нас очень важными, потому что у нас очень богатая история.

Более того, духовно-нравственные традиции воспитываются не только в детях, они доступны человеку в любом возрасте. Человек в любом возрасте имеет возможность отмечать те или иные праздники, события и таким образом являться полноценным членом общества. Скажем, на сегодняшний день, когда мы отмечаем те или иные важные события в истории нашей страны, наше общество выступает практически единым фронтом. Мало тех людей, которые на самом деле являются врагами нашего общества, хотя, конечно, есть и такие. Но в основной массе отношение к нашим традициям в обществе положительное. Другое дело, что мы должны все это объяснять, рассказывать.

Форум, о котором мы говорили в самом начале, еще раз заставил нас проговаривать те или иные положения, которые являются важными в процессе формирования нашего общества, потому что у нас сейчас идет его становление. Каждый раз, когда мы встречаемся и проговариваем те или иные вопросы, для нас это является очень важным. И каждый раз мы обращаемся к нашей истории, а история у нас действительно очень богатая. Я уже упоминал музыкальные инструменты, но очень важно сказать и о нашем языке, потому что именно на нашем родном языке мы говорим и формулируем очень важные для нас мысли. Более того, у нас сохраняется возможность передачи на нашем языке из поколения в поколение тех духовно-нравственных традиций, которые являются для нас очень и очень важными. Поэтому здесь очень большая составляющая.

Участвовали ли в этом форуме, кроме представителей Русской Православной Церкви, представители других конфессий и вероисповеданий? Участвовали ли они в дискуссиях и диспутах? Были ли те, кто освещал проблематику духовно-нравственных традиций с точки зрения иных верований?

В данном случае на той площадке, где мы находились, приглашенными были представители только Православной Церкви. Здесь разговор шел именно о том, что в рамках духовно-нравственных традиций очень важно сохранять взаимодействие с Русской Православной Церковью на территории всей нашей страны. Но были представлены музыкальные коллективы из разных республик (например, из Дагестана, Бурятии), и люди рассказывали, насколько они пытаются сохранять свои местные традиции, которые были у них испокон века. Более того, царская Россия очень благосклонно относилась к существованию традиций на этих территориях, ни в коем случае никогда их не ущемляла, чему эти народы благодарны. По сей день эти народы нуждаются в том, чтобы они были услышаны, поняты, потому что они являются частью нашего гражданского общества, и очень важно, чтобы в нем не было никаких противостояний.

Русская Православная Церковь всегда была веротерпимой к различным вероисповеданиям на территории нашей огромной страны, и здесь у нас как раз есть возможность показывать и проводить очень взвешенную, грамотную политику в плане взаимоотношений, для сохранения определенного культурного уровня. Потому что разрушить что-то всегда очень легко, а добиться того, чтобы у нас в обществе было полное взаимопонимание, очень и очень непросто, проблем здесь возникает много. Тем не менее тот факт, что Русскую Православную Церковь приглашают обсуждать вопросы, связанные с культурной жизнью нашего общества, говорит о том, что в обществе есть такая потребность и заинтересованность, и мы не можем на это не откликаться. Конечно, мы откликаемся. Более того, надеемся, что в дальнейшем и в этом отношении тоже будет плодотворная работа.

Если посмотреть на деятельность, ведущуюся в нашем городе, то Совет по культуре при нашей Санкт-Петербургской митрополии действует весьма и весьма активно. У нас проходят различные мероприятия и в Мариинском театре, и в Александринском, и в других местах. Проходит очень много фестивалей, много мероприятий, и все это свидетельствует о том, что мы стремимся к тому, чтобы не только проговаривать те или иные важные для нас положения, но в то же время свидетельствовать и делами о нашей готовности к активному участию в жизни общества.

Как я понимаю, разговор шел в рамках сохранения и возрождения духовно-нравственных традиций на основе культурно-творческого наследия?

Да, шла речь о том культурном уровне, который является для нас весьма и весьма важным, потому что представить на сегодняшний день жизнь нашего общества как-то разорванной на части просто нельзя. Мы должны быть единым целым. У общества есть разные составляющие. Культурный уровень определяется в том числе тем, насколько мы, представители Русской Православной Церкви, активно участвуем в культурной жизни нашего общества. На сегодняшний день мы показываем, что действительно участвуем. Более того, готовы и далее плодотворно участвовать. И это является важным свидетельством для всего нашего гражданского общества, насколько мы готовы вовлекать его в сохранение тех духовно-нравственных традиций, которые у нас были, и насколько мы хотим, чтобы они дальше передавались из поколения в поколение, так как они уже исторически сложились.

В одной статье психофизиолога Павла Васильевича Симонова, посвященной духовно-нравственным ценностям, я столкнулся с таким разграничением: он пишет, что духовность - это стремление к истине, а душевность - стремление к добру. На Ваш взгляд, не является ли наша жажда возрождения духовно-нравственных традиций стремлением к возрождению именно душевности в обществе, то есть стремлением все-таки, наверное, отдельных членов общества к добру? Потому что если мы говорим об истине, то можем говорить и о внутреннем нравственном законе, заложенном в нас при творении Господом.

Особенно в период советской власти и после 90-х годов не потеряны ли духовно-нравственные ценности именно с точки зрения душевности как стремления к добру в том числе?

Не потеряны. Потому что, как мы помним слова Тертуллиана, душа по своей природе христианка, поэтому в ней Богом заложена та искра, уничтожить которую просто невозможно никаким образом. Другое дело, что начиная с 90-х годов нашему обществу предлагаются ориентиры, прежде всего связанные с какими-то материальными проявлениями. Также сейчас идут мировые процессы, говорящие об определенном гедонизме. Поэтому сохранение духовно-нравственных традиций является для нас очень важным, потому что тогда мы сохраним нашу Россию, сохраним нашу культуру. В противном случае все это будет размыто. Сейчас средства массовой информации, Интернет - это такой сквозняк, сохраниться в котором человеку достаточно сложно. Плюс еще очень много транснациональных корпораций, которые тоже размывают понятие национальной культуры. Кроме всего прочего, мы знаем, что идеологи мировой экономики начиная с 90-х годов говорят, что важно, чтобы были размыты межнациональные понятия, стерты культурные различия и так далее. Поэтому сохранить наши национальные и культурные традиции очень важно, так как это будет серьезное противостояние этому. По нашей Конституции, на сегодняшний день идеологии у нас быть не может, тем не менее вопрос о сохранении духовно-нравственных традиций и обычаев - это возможность прежде всего сохранения России как православной страны и воспитание общества в таком ключе, который бы помогал передавать из поколения в поколение все, что у нас есть, - эту величайшую сокровищницу.

Вопрос очень серьезный, и наша Русская Православная Церковь, мне кажется, делает в современных условиях все возможное. Поэтому когда идет речь о том, что возникает некий пессимизм, то, наверное, можно сказать: нельзя объять необъятное, не могут сразу произойти глобальные изменения в преображении людей - это длительный процесс. Вспоминаю: когда началась перестройка, разрушился Советский Союз, это было время непростое для психики; для всех современников это был определенный слом, который, безусловно, сказался на всех нас. И сейчас новое поколение, которое этого не переживало, все начинает с чистого листа. И здесь как раз очень важным оказывается, чтобы мы помогли им в формировании такого мировоззрения, которое является для нас именно духовным, православным. Чтобы эти люди были Иванами, помнящими свое родство, бережно относящимися к своей истории, своим духовно-нравственным традициям, обычаям, и чтобы в дальнейшем они могли бы передавать все это из поколения в поколение. Такая серьезная, ответственная задача стоит сейчас перед нами. Как мне кажется, мы делаем все возможное в этом направлении.

Можно ли было делать в этом направлении что-то большее, покажет будущее: как говорится, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». В будущем потомки оценят, что было сделано в период нашего времени, но мне кажется, что сделано очень много. Многими пастырями Церкви были приложены титанические усилия по организации духовной жизни как на приходах, так и вне их. И сейчас мы знаем многих пастырей, которые трудятся в этом направлении, и трудятся очень ярко. И многие светские люди, видя эту деятельность пастырей Церкви, тоже активно участвуют в этом.

Мне приходится много ездить по нашей стране, и, к моей большой радости, я встречаю много положительных откликов на проповеди нашего Святейшего Патриарха Кирилла, на его деятельность в разных городах, разных населенных пунктах. И у меня тоже от этого появляется радость: несмотря на то, что определенные средства массовой информации нашу Русскую Православную Церковь очерняют, тем не менее подавляющее большинство населения положительно оценивает деятельность ее представителей. Поэтому у меня есть определенные надежды на то, что наше общество будет и дальше пошагово развиваться в этом направлении. И мы будем прикладывать все возможные усилия для воспитания и формирования подрастающего поколения и для помощи уже взрослым людям.

Беседам со студентами я уделяю очень много внимания, пытаюсь, что называется, подробно разжевывать многие положения. Иногда приходится слышать: «Батюшка, подождите, объясните еще вот это»... В воскресной школе нашего прихода занятия ведет преподаватель нашей духовной академии, и у нас всегда полная аудитория, всегда много вопросов и много желающих услышать слово Божие. Хотя преподаватель не в священном сане, тем не менее люди тянутся слышать слово Божие. Поэтому я надеюсь, что значительная часть нашего общества с каждым годом будет все больше и больше обращаться за духовными советами и будет более бережно относиться к нашим духовно-нравственным традициям.

- Будем надеяться. Дай Бог! Вы говорили, что сейчас молодежь пишет с чистого листа большей частью. Но чтобы писать какую-то повесть, основанную на духовно-нравственной традиции, должна быть какая-то предыстория. К сожалению, получается, что нам, детям 90-х, приходящим к взрослому мировоззрению именно в эти кризисные годы, тяжело воспроизводить эти духовно-нравственные традиции, так как мы их не видели в связи с тем общим состоянием, которое наше общество претерпевало в те годы. Ни о каких духовно-нравственных позициях речи не шло, остаться бы в живых, выжить в тех условиях. Получается, наше поколение испытывает голод в знании, восприятии этих духовно-нравственных традиций.

Потому что прежде всего это должно передаваться через семью. А в советский период семьи были неполными; отца, как правило, не было. Я рос в центре нашего города, тогда Ленинграда, и в подавляющем большинстве семей была безотцовщина; как правило, детей воспитывала одна мать. Мне повезло: у меня были папа и мама, бабушки и дедушки; они все занимались моим воспитанием, и в нашей семье духовно-нравственные традиции не прерывались, а передавались из поколения в поколение.

Наверное, я бы не был тем, кто я есть, если бы не родился и не вырос в той семье, в которой родился и вырос. То же мы можем говорить и про нашего Патриарха Кирилла, и про многих других священнослужителей и духовных людей. В 90-е годы это действительно была большая проблема, но она стоит и сейчас, когда очень много неполных семей… Как в советские годы: мать должна отработать, сходить купить продукты, приготовить, поэтому ребенку уделялось мало времени. Как правило, это были коммунальные квартиры, как здесь в Петербурге; их и по сей день остается очень много. В этой ситуации мы прикладываем определенные усилия; например, в нашей епархии проводится много встреч с серьезными разъяснениями для подготовки молодых людей, желающих создать семью. В том числе у нас предлагаются беседы и для священнослужителей. Более того, мы стремимся делиться опытом нашей епархии и с другими городами и епархиями, пытаемся делать все возможное в этом направлении. Однако это мало паханное поле, здесь еще трудиться, трудиться и трудиться, но эта работа ведется, причем работа масштабная. Можно сказать, идет невидимая большая, серьезная духовная брань. На сегодняшний день мы боремся на каждом клочке земли за душу нашего человека. И это не просто какие-то высокопарные слова.

Мы говорили про наш Совет по культуре, есть и другие отделы и комиссии; все они делают по своему направлению все возможное. Я знаю, что все пастыри Церкви прикладывают титанические усилия, чтобы каждый на своем месте мог и отслужить, и в то же время сделать все возможное в рамках своей непосредственной деятельности. Поэтому ведется кропотливая работа, и это в нас вселяет определенный оптимизм: Господь с нами, Господь поможет нам в той деятельности, которую мы на сегодняшний момент осуществляем. Поэтому здесь не может быть никакого пессимизма. Наоборот, мы радуемся тому, что Господь дает нам возможность свидетельствовать об истине и прикладывать все усилия, которые мы на сегодняшний день можем приложить. Но, как свидетельствует Священное Писание, как это было две тысячи лет назад, «жатвы много», и те делатели, которые есть на сегодняшний день, делают то, что могут делать. И, на мой взгляд, делают это очень грамотно и качественно. Каждый раз я благодарю Господа Бога за всех наших пастырей Церкви, когда молюсь, стараюсь по возможности всех поминать перед лицом Божиим, чтобы Господь каждому помогал в его важном и ответственном служении.

Очень важно, что сегодня появляются труженики и не в священном сане, которые активно участвуют именно в этой деятельности. Нельзя сказать, что их очень много на нынешний день, тем не менее они есть, и с каждым годом их становится все больше и больше. Более того, мы видим, что наше священноначалие уделяет этому тоже очень большое внимание, и это имеет свои хорошие, положительные результаты.

Здесь возникает тем больше недоумения. В век такого, казалось бы, безграничного доступа к информации любого рода, когда человек имеет все-таки (кто-то, может быть, это осознает, кто-то не осознает) жажду этих духовно-нравственных ценностей, жажду к этим именно традиционным устоям, к сожалению, приходится наблюдать крайнее отсутствие стремления к познанию (имеется в виду историческая литература и литература художественного характера, скрывающая, в общем-то, все богатство, наследие духовной культуры и нашей страны, и всего мира). Вы говорите, что студенты принимают активное участие в общении с Вами, задают очень много вопросов. Возникали бы эти вопросы, если бы люди обращались, скажем так, к письменно-информационному наследию, к источникам на тему духовно-нравственных традиций нашей страны?

Каждый раз, когда мы общаемся с молодежью, мы ощущаем, что она на сегодняшний день перегружена информацией. Информации очень много, раньше такого потока, конечно, не было. И ориентироваться в этом информационном сквозняке довольно непросто. Поэтому от нас зависит очень многое в плане сохранения духовно-нравственных традиций и формирования мировоззрения. Потому что если мы постараемся сформировать правильное православное мировоззрение, то молодым людям будет значительно легче ориентироваться в этом информационном сквозняке, они будут обращаться к тем источникам, которые дадут им такую духовную пищу, что пойдет им на пользу.

Ведущий: диакон Евгений Фомин

Записала Ксения Сосновская

Марина Вишнякова
Духовно-нравственные традиции семейного воспитания

Трудно найти человека, который не жаловался бы на юное поколение. Очень многое в нашей юности и юности наших друзей трудно соотнести с ценностями нынешней молодежи. При этом в современной психолого-педагогической литературе предлагается множество подходов (японское воспитание , американская толерантность и отсутствие «давления» (ребенок не должен вырасти закомплексованным и зажатым, отечественные психологи тоже дают советы, общаться с ребенком КАК). Мы можем найти массу советов, как поступать в той или иной ситуации, но конфликт не разрешается, а продолжает углубляться. Почему? Готовые инструкции отучают вникать в суть, отучают жить своим умом и сердцем и, оторванные от традиций воспитания , оказываются несостоятельными. А традиции эти – это традиции христианской культуры, которая являлась основой жизни множества поколений в течение тысячи лет.

Рассмотрим этапы развития личности ребенка.

От рождения до трех лет

1. Мир состоит из своих и чужих. Свои – это узкий круг родственников. Если представление «свой – чужой» не усвоено, развитие ребенка в будущем будет идти неправильно. Чтобы ребенок научился привязываться к кому-то всем сердцем, до трех лет он должен сначала привязаться к своей матери. Сейчас все больше людей, для которых семья не представляет ценности. Человек, усвоив в детстве картину мира, где все равны, где всегда много новых людей, будет скучать в семье, для него даже случайные приятели и семья будут одинаково интересны.

2. Мир состоит из мужчин и женщин. С 4 лет мальчики усваивают мужской тип поведения и начинают впитывать прежде всего те знания, которые понадобятся ему как мужчине. В настоящее время грань между мужским и женским поведением все более размывается. (тетя – дядя, стиль «уни-секс» ). Поведение мужского типа формируется под влиянием образа отца-хозяина, главы семейства , отца-умельца, который все умеет делать своими руками. А женственное поведение явно говорит о большом влиянии матери, которая хочет, чтобы ее ребенок был самым красивым и самым аккуратным, а не самым сильным и сноровистым, как этого хотят отцы. В этом возрасте ребенок, наблюдая за отцом и матерью, бабушкой и дедушкой, создает свои представления о том, какие отношения бывают между мужчиной и женщиной, как надо относится к детям. Даже если супруги расходятся, когда ребенку всего 4-5 лет, он уже успел усвоить образец для подражания в своей будущей семье.

От трех до семи лет

Главная задача этого периода – освоение и усвоение мужского и женского поведения через игры. На предыдущем этапе дети сформировали свои представления о мужчинах и женщинах, теперь они пробуют быть ими, правда, пока в игровой форме. Важной особенностью этого периода является то, что мальчики для получения мужского воспитания должны переходить на воспитание к мужчине – отцу или деду. В древности в княжеских семьях воспитанием мальчика занимался «дядька» , позднее – гувернеры. Находим множество примеров в художественной литературе. Мужчину должен воспитывать мужчина . На этом этапе мальчик должен усвоить следующие черты настоящего мужчины :

Защитник, воин, герой. Все это ребенок осваивает, играя в войну, в богатырей, воюя с врагами. При этом ребенку необходимо предлагать образы и идеалы родной культуры и истории. Для правильного воспитания мальчики должны иметь примеры для подражания, стремиться быть героями. Эти образы родители должны прививать чтением былинных сказок, показом старых советских мультфильмов, военных фильмов, которые остаются в душе ребенка. К сожалению, сегодня такими героями становятся персонажи компьютерных игр, которые героями в привычном понимании этого слова и не являются.

Хозяин, кормилец, помощник. Мужчина должен быть трудолюбив, он должен кормить семью. Важно, чтобы именно в этом возрасте ребенок выполнял какую-то работу по дому. Если в этом возрасте ребенок не приучится трудиться, то лень будет чертой его характера. Хозяйское отношение к дому ребенок впитывает только через совместную работу с отцом. В реальной жизни ребенок не имеет такой возможности по причине, скажем откровенно, некоторой пассивности отцов. Современный индустриальный уклад жизни, потеря хозяйского отношения (наемничество) не способствуют формированию ответственного отношения к жизни. Никто не призывает возвращаться к натуральному хозяйству, но, восхищаясь достижениями цивилизации, необходимо помнить о том, чем приходиться платить за эти достижения.

Строитель, умелец. Мальчик должен научиться самостоятельно что-нибудь выдумывать, творить и, наконец, доводить свои замыслы до конца. Современные дети завалены готовыми игрушками. Взрослые наивно думают, что чем сложнее и интереснее игрушка, тем ребенок будет более развитым. Но все как раз наоборот.

Девочки на этом этапе остаются с матерями, чтобы усвоить женский тип поведения :

Сказочная принцесса. Девочка может и должна играть в сказочную принцессу. Ведь в будущем ей предстоит стать для кого-то такой необыкновенной сказочной принцессой. Девушка, впитавшая этот образ, будет искать очень чистых отношений. Это особенно важно в наше время, когда между молодыми людьми в подростковом возрасте все меньше романтики. Только романтика может спасти в подростковом возрасте от искушений физиологического созревания, которое они переживают.

Золушка. Это образ труженицы, умелой хозяйки.

Мама. Каждая девочка должна готовиться стать мамой. Поэтому все девочки должны играть в дочки-матери. В православной литературе не раз отмечалось. Что куклы должны быть именно в виде маленьких деток, пупсиков, а вовсе не в виде Барби.

Именно в этом возрасте в детских душах закладывается патриотизм, любовь к Родине. Если до трех лет ребенок уже разделил весь мир на своих и чужих, то теперь его представления о своих несколько расширяются. У него появляются понятия своего рода, своего народа. (игра в солдатиков) В этой игре у ребенка формируются нормальные представления о добре и зле. Если у ребенка другие представления о мире и он видит в нем больше злого, чем доброго, то душа его будет в постоянном напряжении и психика может не выдержать такого давления. Именно поэтому сказки для детей должны быть добрыми и дети не должны видеть никакой жестокости. В русских сказках всегда присутствуют злые силы, но они никогда не бывают всесильными и часто изображаются с иронией.

Хочется еще раз подчеркнуть, что нормальной средой для воспитания является семья . Но где воспитываются современные дети ? В образовательных учреждениях 7 часов в детском саду и столько же с родителями. Детсадовский возраст очень важен для формирования личности, а половину всего времени ребенок проводит в обстановке, совершенно непохожей на домашнюю. Чем отличается обстановка семьи от детского сада? В семье есть четкая иерархическая структура. Есть взрослые, есть старшие братья и сестры и есть младшие. Ребенок имеет определенное место в этой иерархии. В коллективе сверстников все равны. Все воспитание в семье построено на том, что младшим прививается послушание старшим, а старшие приучаются заботиться о младших. Ребенок, пройдя эту двойную школу (школу послушания и школу заботы) вырастает нормальным человеком – послушным и заботливым. Если мы хотим вырастить настоящего гражданина, то очень желательно воспитание именно в семье . Все общество устроено иерархично. Есть начальство, есть подчиненные. У каждого свои права и обязанности, и у каждого своя ответственность. Ребенок именно в семье впитывает правильное отношение к старшим и младшим, и то, что он встречает во взрослой жизни, уже было им освоено в детстве. В семье же формируется особое отношение к старикам (Век геронтофобии) . Довольно часто в обыденной жизни мы вспоминаем лишь три негативных библейских образа и легко можем дать им характеристики : Ирод – убийца, Иуда – предатель, Хам – тот, кто не почитает своего отца, смеется над ним. Я думаю, этот ряд неслучаен. Грех непочитания родителей стоит рядом с самыми тяжкими преступлениями. Пятая заповедь гласит : «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и продлились дни твои на земле». И никаких условий «если» , при которых бы следовало почитать и при которых не следовало. И на этой заповеди сходятся все конфессии мира (кавказское долголетие у мусульман; это единственная заповедь, в справедливости которой можно убедиться при жизни).

Это не значит, что детей нельзя отдавать в детские сады. Просто если родители принимают подобное решение, то надо осознавать необходимость усилить домашнюю составляющую воспитания и все свободное время посвящать общению с ребенком, предавая жизненный опыт в совместной деятельности (не беседой, не наставлениями)

Почему именно сегодня остро встал вопрос о традициях в воспитании детей ? В недавнее время было единое педагогическое пространство : в семье, в детском саду, в школе, на улице были единые педагогические требования, созданные единой идеологической системой. Одной из самых важных черт современной жизни является отсутствие какой-либо государственной или хотя бы общепризнанной идеологии. Идеология предполагает наличие идеалов (героев, примеров из жизни, достойных подражания, норм морали (что такое хорошо и что такое плохо) и иерархии ценностей (например, общественные интересы выше личных) . Идеология как система воспитания может быть и христианской, если государство начнет воспитывать подрастающее поколение на примере христианских мучеников и подвижников, возьмет заповеди Божьи в качестве моральных норм и будет ориентироваться на христианскую иерархию ценностей (например, Ищите прежде всего Царствия Божия и правду Его и это все приложится вам (Мф. 6, 33) . Пусть не все еще готовы к тому, чтобы полностью придерживаться христианского образа жизни, но очевидно, если в семье не будет никакой идеологии, это крайне опасно. Чтобы к чему-то стремиться, что-то оценить, нужна шкала, точка отсчета, и количество знаний, на которые в большинстве своем сегодня ориентируются родители, здесь не поможет.

Сегодня мы говорили о традициях семейного воспитания . Русский язык – очень чуткая система. В нем даже морфемы имеют некое лексическое значение. Так, приставка «вос-» (восстание, восхождение) в слове «воспитание » определяет вектор детоводительства– «ВЕСТИ К ВОЗВЫШЕННОМУ» . И делать это с любовью, ибо только «Любовь долготерпит, милосердствует… не раздражается, не мыслит зла…все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит»/

Духовно – нравственные основы семьи

и народные традиции в семейном воспитании

Общество покоится на духовно – нравственных основах человеческой души, которая закладывается в семье, в ней формируется, из неё вырастает. Семья, как важное звено общества, оказывает непосредственное и сильное влияние на всестороннее его развитие путём воспроизводства населения, обогащения материальными и духовными ценностями, т. к. именно в ней воспитывается характер и формируется духовный опыт будущих граждан общества.

Восстановлению духовных основ семьи может способствовать укрепление связей между поколениями. Чтобы между родителями и детьми не возникла душевно - духовная "дистанция", нужно не допускать ее между отцом, матерью, с одной стороны, и их родителями - с другой.

Сама природа распорядилась так, что старшие постигали премудрости бытия , нарабатывали жизненный опыт, когда младших еще не было. Чем опытнее старшие, тем больше они могут передать младшим, предостеречь, сохранить их, а главное, своей бескорыстной любовью учат такой же любви детей и внуков. Не потому ли, что "старые и малые" более свободны от соображений житейской выгоды, отношения между ними более искренни и духовны. Если дети лишены такого общения, их души недополучают любви, семейной теплоты, того, что на всю оставшуюся жизнь делает детство доброй сказкой, они черствеют, из обихода уходят понятия добра и зла, духовность заменяется практицизмом. Иными словами, случается то, что в таком изобилии представлено в нашей повседневности.

Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.

А ведь в семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: "Мать праведная - ограда каменная", "Отец

сына не на худо учит" и много других примеров...

За счет чего традиционный строй семьи, давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с немощными ближними? Ответить на этот вопрос поможет нам краткая характеристика составляющих семейного уклада. Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:

1. обычаи - установившиеся, привычные формы поведения;
2. традиции - переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значи - мого содержания культуры, жизни семьи;
3. отношения: сердечные чувствования и настроения;
4. правила - образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки доброй благочес - тивой жизни;
5. распорядок - установленный порядок в течение дел дня, недели, года. В отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений , сезонными изменениями в быту и труде.

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Если Вы хотите что бы в семье был порядок, устанавливайте свои традиции для своей семьи. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание , то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

Неплохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. Так, за вечерним чаем все члены семьи рассказывают о том, что произошло интересного в течение дня, обсуждают планы на будущие выходные. Главное, что бы и дети были включены в активное обсуждение, высказывали свое мнения.

Полезный обычай - разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее. И свидетельство ответственности за свои поступки для ребенка.

Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём празднование должно сводиться не только к поеданию чего - то вкусного, а совместной деятельности в проводимом событии взрослых и детей. Для детей все праздники - необычные и сказочные, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша.

Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Главное назначение песни - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви.

Художественная литература" href="/text/category/hudozhestvennaya_literatura/" rel="bookmark">художественной литературы », «Художественное творчество», «Музыка».

Традиции живы, пока их чтут, берегут и передают из поколения в поколения, благодаря чему и не прерывается связь поколений. Программа «Истоки» имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России.

Таким образом, духовно – нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании, могут быть решаемы на основе обращения к высшим духовным ценностям национальной культуры. Справиться семье с такой непростой задачей поможет система дошкольного воспитания и обучения направленная на формирование и развитие духовно – нравственных качеств личности, ориентированная на абсолютные ценности.

Материал подготовлен воспитателем средней группы №8

Исторически сложившиеся традиции, обычаи народа во всей своей совокупности средств художественной выразительности, эмоциональности, яркости, колоритности помогают формировать лучшие стороны личности, её нравственность, красоту, гражданственность, чего так не хватает нам в жизни, в общении друг с другом.

При подготовке молодой смены к жизни и труду лучшие воспитатели всегда обращались к сокровищнице педагогической мудрости, кропотливо созданной всей чередой поколений, прошедших ранее по Земле. Великолепным источником идейно-нравственного воспитания младших школьников в нашей практике зарекомендовал себя народный опыт соответствующих занятий с детворой.

Положительный опыт и традиции воспитания подрастающего поколения, сложившиеся издавна и тесно связанные с культурой и обычаями народов нашей страны, не теряют своей значимости и по сей день. Нам интересен опыт воспитания, наиболее яркие традиции и принципы воспитания, являющиеся кладезем народной педагогической мудрости.

Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставила не только перед нами, нашими отцами и дедами, но и перед дедами наших дедов - в веках и тысячелетиях. И века и тысячелетия решалась эта задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, на чём зиждется всё человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа.

Поднимая к свету и жизни своих детей, родители воспитывают в них любовь к Родине, матери, труду, заботятся о нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения. Доброта, честность, уважение к старшим, справедливость, мужественность, совестливость - качества, которые пестует народ в детях. И это основа, это «киты» народной педагогики.

И потому нам стоит не только внимательно присмотреться к тем традициям воспитания подрастающего поколения, которые уже существуют тысячелетия и которые так бережно хранит наш народ, но осмыслить их, воспринять, открыть им дверь в нашу жизнь, учитывая при этом, что, сформировавшись в определённых жизненных условиях, впитав в себя исторический опыт народа, своеобразные народные традиции воспитания хороши и действенны, прежде всего, у себя «дома». Но мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это источник мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Забывая свои корни, мы разрываем связь времён и поколений, а человек без памяти прошлого оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём.

Наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет нам решить все сложные проблемы нашего бытия. Но уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов есть зёрна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.

Сейчас, воспитывая подрастающее поколение, необходимо обращаться к такому ценному учебнику жизни, как народная педагогика. Свод законов тут прост, но в них огромен многовековой опыт поколений. В этой сокровищнице житейской мудрости немало поучительного могут найти и учёные - педагоги, и родители.

Люди тысячелетиями воспитывали детей. За это время формировались у каждого народа своеобразные обычаи, добрые традиции. Думается, что они стали тем основанием, которое называется народной педагогикой.

«Народная педагогика - это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранявшегося в устном народном творчестве, обычаях, детских играх и игрушках и т. п.».

«Этнопедагогика - наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике, быта, педагогике семьи, рода, племени, народности и нации».

Духовное богатство народа тесно связано с народной педагогикой, нравственными заповедями религии. Поэтому народная педагогика рассматривается как духовный феномен, присущий сознанию народных масс, как идеалы и взгляды, которые отражают педагогическую мудрость народа. История классической педагогики вобрала в себя опыт народной педагогики многих стран и народов через труды Я. А. Каменского, К. Д. Ушинского и др.

Каждый народ имеет свои традиции, многие из них составляют общечеловеческую ценность. В качестве традиции выступают идейно- нравственные принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды. Традиции помогают регулировать поведение людей, предостерегают от неверных поступков, создают уверенность в будущем, служат мощным средством их объединения. Традиции формируют сложные привычки - определённую направленность поведения, доносят до новых поколений, как эстафету, как завещание прошлых поколений, образец убеждений и чувств, раскрывают, во имя чего стоит жить и трудиться. Необходимость использования прогрессивных национальных традиций в нравственном воспитании объясняется, прежде всего, тем, что они связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношения людей, в них наиболее ярко и своеобразно отражён накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость и выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества. Прогрессивные традиции и обычаи - это высокохудожественное творение народа, его лучших талантов, в них сконцентрированы духовные силы и умственная энергия народа.

Не может одно поколение быть похожим на предыдущее, иначе остановилось бы течение жизни. Но у каждого должно быть ощущение своей связи с теми, кто пришёл на землю раньше нас, кто дал нам жизнь, и не просто ощущение связи, но и потребность в продолжение дел, начатых задолго до нас.

Историческая память является одним из сильнейших средств формирования национального самосознания школьников. Осознание себя наследником и продолжателем дела бесчисленных ушедших поколений, сопричастности к ним является необходимым условием воспитания будущего гражданина. На наш взгляд, писатель В. Распутин, размышляя о традициях народа, его судьбах, высказал в интервью очень интересную мысль: «Сколько в человеке памяти, столько в нём и человека».

Учащиеся должны умом и сердцем понять, что в общественной эволюции валена преемственность традиций поколений, понимание того, что само это не приходит. Это воспитывается кропотливой работой воспитателей и учителей.

В начальных классах у учащихся сохраняется интерес к героической тематике, возникает более глубокое понимание смысла героических образов. Осмысленным становится понимание патриотизма: любовь к родной стране, её народу, готовность защищать Родину, вера в победу доброго, справедливого дела. Особенно сильное воздействие на чувства младших школьников оказывают встречи и дружба с участниками Великой Отечественной войны. Горизонты понимания расширяются, и дети понимают, что любовь к Родине - это любовь к матери, к своей земле, своему народу, его прошлому, настоящему и будущему. Народная педагогика растит в душах детей чувство Родины, родства с окружающим миром. У народа есть все случаи жизни ребёнка поэтические шедевры.

Традиционно считается, что воспитать хорошего человека можно не страхом перед физической силой, а боязнью огорчить другого.

Если возьмём пословицы, поговорки, сказки, былины, песни, загадки, то убедимся в богатстве идей трудового воспитания. Педагогика труда - одна из сильнейших традиций. Народная педагогика учила трудолюбию с малых лет поначалу в семейных делах, но вырастал человек, и проверка его трудовой подготовки всегда была общественной. Одна из важнейших заслуг трудовой традиции состоит в разработке принципов оценке человека по его отношению к людям. Идеи трудового воспитания чрезвычайно богаты и разнообразны. Особенно значимой является мысль о том, что безнравственно жить за счёт других, что дети должны познать радость труда на пользу семье как можно раньше. Было подмечено, что во многих делах взрослые не очень нуждались в помощи детей, могли бы обойтись без них. Но привлечение детей к труду осуществлялось сознательно. Когда на свет появлялась девочка, ей дарили маленькую прялку, потом побольше. Сначала - игра, а потом уже серьёзное задание. Учили не скучному однообразию детских поделок, а ремеслу, показывая значимость труда ребёнка. Чаще всего это был совместный со взрослыми труд. А коллективное сопереживание, общая радость, забота друг о друге способствовали тому, что ребёнок рос в понимании, что доброта, трудолюбие, сила, щедрость - всё хорошее нужно всем, дорого окружающим, является общим достоянием.

Опора на традиционные формы организации трудового воспитания и трудовой деятельности народа может оказать большую услугу в выработке у молодёжи трудовых умений и в формировании трудолюбия.

Прекрасной традицией является важная роль семьи, в которой происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Огромное значение в воспитании детей имеет бабушкина педагогика. Она всё видит и знает, в любую минуту готова влить целебные соки жизни в росток детского сознания. Общение с бабушкой способствует воспитанию чувств, приобщает к человеческому братству, к ощущению бесконечности нашего удивительного мира.

Дети должны быть подведены к сознанию того, что семья объединяет самых близких людей, которые заботятся друг о друге, жизнь семьи зависит от того, как все относятся к своим обязанностям, находить повод выражения заботы о других.

Педагогический опыт многих поколений предоставляет богатейший арсенал народной воспитательной мудрости, который содержится в сказках, играх, обрядах, загадках, пословицах и т. д.

Каждый народ хотел видеть своих потомков такими, чтобы ими можно было гордиться: честными, добрыми, смелыми, трудолюбивыми и т. п. В воспитании таких качеств человека неоценимую помощь окажет игра. Играя, дети совершают отважные поступки, переживают необычные приключения. Обычно они стремятся брать на себя такие роли или функции, которые связаны с проявлением высоких благородных качеств: смелости, мужества, решительности, великодушия. Воспитательная ценность игры в том, что ребёнок, играя, вполне сознательно выполняет определённые этические нормы поведения. Многие игры способствуют расширению кругозора, совершенствованию познавательных психических процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения, речи. Игры детей содержат много шуток, юмора, часто перемежаются потешками, считалками, частушками. В процессе игр дети приучаются к общению между собой, взаимными услугам, взаимному сохранению интересов. Игры имеют большое воспитательное значение.

В нашем исследовании серьёзное внимание в воспитании добротворчества у младших школьников уделялось при организации детских праздников. Взрослые и дети собирались вместе, пели, играли, танцевали, выражая себя. Художественное оформление праздников имело огромное воспитательное значение. Оно сильно влияло на эмоциональную сферу детей и взрослых, углубляло переживания, укрепляло чувство единства, выявляло творческие способности и таланты.

Большое воздействие на детей оказали такие народные праздники: «Встреча весны», «Масленица», «Золотая осень», «Новогодний праздник», «Мама, папа, я - дружная семья». В ходе праздников использовались хороводы, веснянки, колядки, загадки, пословицы и т. п.

Воспитание ребёнка начинается с люльки. В колыбельной песне, которую поёт мать сыну, её надежды и заветные желания видеть его заботливым сыном и отцом, воином и тружеником, честным, сильным, гордым и храбрым. В колыбельной дочери воспевается доброта, верность, домовитость, гордость, трудолюбие.

Далее в семье или детском саду дети с затаённым дыханием слушают сказки и басни о героических подвигах во имя блага других. Показателем может быть использование сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» и былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

В сказке выражается мечта народа о вольности, свободной жизни, вера в победу добра над злом, в чудодейственную неиссякаемую силу народных героев-защитников родной земли. В былине показана героическая борьба русского богатыря Ильи Муромца за мир и счастье своего народа.

Велика роль сказки в воспитании у младших школьников нравственного поведения, в воспитании добротворчества. По силе воздействия на чувства 6-9-летних детей вряд ли может сравниться какой-то жанр народного творчества со сказкой. Без сказок немыслимо воспитание благородства души, чуткости к людскому горю. Благодаря сказке, ребёнок познаёт окружающий мир не только разумом, но и сердцем. Из сказки молодое поколение черпает понятия справедливости и несправедливости. Сказка - сильное средство воспитания любви к Родине. Сотворённые народом сказочные герои живут тысячелетиями, доносят до сердца и разума ребёнка могучий творческий дух своего героического народа, его идеалы. Сказка - ложь оказывается самой настоящей правдой: она рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, она учит быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм, доброжелательность и т. д.

Судьба традиционной народной сказки в современности определяется прежде всего её высокой идейной направленностью, её подлинным гуманизмом, сочетающимся с исключительной художественной ценностью. Всем этим объясняется жизнеспособность сказки в наши дни как источника воспитания доброты у младших школьников. Благодаря возрастным особенностям 6-9-летних детей - подражательности, рефлексивности, - у детей воспитываются лучшие человеческие черты характера.

Гуманизация процесса воспитания и обучения предвидит поиск путей оптимизации общения школьников с целью повышения его воспитывающего и развивающего воздействия на личность. Задача педагогов состоит в том, чтобы общение, как постоянная актуальная потребность ребёнка, выступала источником информации, способствующей накоплению нравственного опыта и опыта общения. Значительный резерв повышения содержательности общения, его нравственной наполняемости таит в себе народная сказка.

Роль сказки в оптимизации общения между детьми заключается в следующем:

Развитие интереса у ребят к объектам и явлениям окружающего мира;

Обострение восприимчивости и чувствительности к потребностям окружающих и желание оказать им посильную помощь;

Возникновение у школьников под воздействием благополучного конца сказки оптимистического настроения, что положительно сказывается на развитии доброжелательных отношений между ними;

Содействие усвоению детьми речевого этикета;

Формирование у детей нравственных оценок с позиции добра, справедливости.

Наиболее эффективным путём использования сказки является её драматизация. В играх - драматизациях по сюжетам народных сказок ребёнок выступает то объектом, то субъектом общения, впитывая из их содержания мудрость предков.

Сказка и сегодня нужна нам. Она не только забавляет и развлекает, она утверждает чувство справедливости и любовь к добру, она воспитывает смелость мысли и дерзость воображения. Эти качества необходимы человеку во все эпохи, а в нашу - как никогда прежде.

В воспитании нравственных качеств личности огромную роль играет театр кукол, один из древнейших видов искусств, дошедших из глубин веков.

Раскрывая все стороны жизни народа, представления о добре и зле, неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представляют пословицы и поговорки. Их очень удобно использовать для воздействия на разум и чувства человека, влияния на личность и её черты, для привития таких качеств, которые вытекают из целей воспитания.

Тщательный отбор пословиц и поговорок по содержанию, неоднократное повторение способствует тому, что нравственные принципы, заложенные в них, становятся убеждениями, глубоко проникают в мотивы поведения и поступков. В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены вековые традиции народа: любовь к родине, трудолюбие и свободолюбие, храбрость и стойкость, любовь к матери, желание творить добро и т. п.

В воспитательной работе хороший эффект даёт обращение к много численным крылатым выражениям, в которых заключены понятия добра и справедливости, чести и совести, честности и правдивости, чуткости, трудолюбия и взаимопомощи, мужества и героизма, отношения отцов и детей, уважения к старшим, гостеприимства и т. д.

Народная педагогика требует от родителей воспитывать детей в постоянном труде и приучагь их к труду. Дети должны привыкнуть к труду так, чтобы всякое безделье тяготило их. Им внушалась мысль о важной роли труда в жизни человека: «Труд красит человека», «Работа хлеба не просит, она сама кормит». В сказках, пословицах и поговорках осмеивались люди, отчуждённые от труда. Главными героями сказок были люди труда. В народе ценили мастерство и умение выполнять свое дело. Поэтому детям внушали, что любая работа зависит от человека, его умений и мастерства. Особо ценилось качество выполняемой работы: «Каков мастер, таково и дело».

Начало народоведения закладываются в семье. Начиная с раннего возраста, ребёнок должен знать родственные отношения, нормы обращения со взрослыми: здороваться, благодарить, обращаться с просьбой, отзываться на предложения, помогать близким принимать участие в подготовке праздников.

Важная задача нравственного воспитания младших школьников - развитие интереса к своей жизни и жизни близких: где и как они жили, чем занимались, что хорошего сделали для людей, воспитания стремления к продолжению семейных традиций. Особое место занимают народные традиции. Дети должны понимать, что это мудрость народа, их нужно знать и почитать. Семья приобщает детей к народным песням, сказкам, пословицам и поговоркам, приметам, народным играм, приветствиям, народным промыслам.

Таким образом, народная педагогика - естественный процесс, неотъемлемая часть жизни народа. Всё лучшее, что есть в духовных сокровищах народа, оседает в его педагогической культуре. Самое главное в народном воспитании - то, что обеспечивает естественное, многообразное богатое общение поколения.

Народная педагогика позволяет рано включать детей в педагогический процесс - воспитания, самовоспитания, взаимного воспитания, обеспечивает максимальную самостоятельность воспитуемым.

Основываясь на несомненной актуальности использования традиций народной педагогики в современных условиях как источника воспитания доброты у младших школьников, мы считаем своевременными следующие рекомендации:

Систематическое приобщение детей к родному фольклору;

Использование всех жанров устного народного творчества с учётом возрастных особенностей детей:

Для осуществления демократизации, гуманизации школы полнее, глубже применять систему народных воспитательных средств, призванных укреплять преемственность поколений;

Всемерно поддерживать интерес к духовным сокровищам народа, принимать энергичные меры к возрождению семейных, этических, педагогических традиций, к воссозданию и углублению семейно-родственных отношений.




Самое обсуждаемое
Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников
Детская ортопедическая обувь Twiki Детская ортопедическая обувь Twiki
Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих


top