Развитие способностей у детей кратко. Понять ребенка — это важно! Развитие специальных способностей ребенка

Развитие способностей у детей кратко. Понять ребенка — это важно! Развитие специальных способностей ребенка

Условия развития способностей у детей

Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. По этой причине для развития способностей крайне важно включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту дея­тельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструиро­вать, занимаясь с детским ʼʼКонструкторомʼʼ, пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу зна­чительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам - научным и техническим кружкам в школах, при домах пионеров, при детских технических станциях, литературным, музыкальным, художественно-изобразительным - при школах, ЖЭКах, домах пионеров.

Одна из задач советской системы воспитания - всœестороннее развитие способностей у всœех детей. Одностороннее, узкое, одно­бокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всœему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со спо­собностями, должен доминировать, но при этом учитель стре­мится к всœестороннему, гармоническому развитию личности ре­бенка, повышению его общей культуры и расширению кругозо­ра. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей.

Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе, иначе говоря, каждыйспособен получить среднее образование, овладеть учебным материалом в пределах школьных программ. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента. Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обла­дает возможностью развития и специальных способностей. ʼʼБеста­ланныхʼʼ людей нет. Надо только помочь человеку найти себя, показать ему его возможности. Здесь велика роль учителя. Это он, вдумчивый и чуткий наставник, формирует способности и таланты учеников п умело направляет их развитие.

Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не прояв­ляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятель­ность, тем больше возможностей для развитаяспособностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе, организующее деятельность детей, играет очень важную роль в развитии их способностей. При этом не всякая деятельность, в которую вклю­чают ребенка, автоматически формирует и развивает способно­сти к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

В первую очередь, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок дол­жен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятель­ности, тогда у него возникнет стремление по собственной ини­циативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересован­ность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формаль­ное, равнодушное и безразличное отношение к ней - необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на разви­тие способностей.

Посколькуспособности могут принœести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю нужно активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезны­ми, глубокими, устойчивыми и действенными.

Конечно, далеко не всœегда способный, к примеру, к математике или музыке школьник самостоятельно проявляет интерес к этому предмету. Бывают случаи, когда вследствие тех или иных обстоятельств(неудачная методика обучения, плохое знакомство с предметом, неблагоприятные жизненные обстоятельства, противодействие родителœей и т. д.) школьник мало интересуется соответствующим предметом, проявляет даже равнодушие к нему. Но если ребенка по-настоящему заинтересовать деятельностью, то очень быстро (и часто неожиданно для окружающих) эти интересы и склонности всœецело захватывают школьника.

Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. К примеру, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и в их последующем деталь­ном разборе в кружке; полезны специальные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительным описанием виденного и слышанного.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, что­бы он преследовал цели, всœегда немного превосходящие его на­личные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во всœе более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определивши­мися способностями.

Развитию способностей детей содействуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности кружковой, работы: математические, технические, биологические, литературные, му­зыкальные, художественные, драматические кружки, в которые следует привлекать и младших школьников. К примеру, в лите­ратурных кружках практикуется выпуск литературно-творческих рукописных журналов, организация и проведение силами учащих­ся литературно-творческих конкурсов и вечеров, проводятся специальные упражнения на описание предметов, по выразитель­ному чтению, сочинœения по картинœе и т. д.

Во многих школах созданы уголки живой природы, оборудо­ваны специальные помещения, где дети в свободное время зани­маются моделированием, столярными и слесарными поделками, работают с наборами ʼʼконструкторовʼʼ и т. д. Важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности. всœем младшим школьникам. На занятиях по труду в начальных классах дети изготовляют несложные изделия из дерева, картона, бумаги, пластилина, проявляя незаурядную смекалку, изобретательность, творчество. На этих занятиях у ребят развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.

Воспитывая способности детей, нужно развивать у них настой­чивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприят­ные задатки и способности не дадут результата. Иногда школь­ник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде люби­мым занятиям. В этих случаях учитель должен подбодрить ребен­ка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.

Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правиль­ное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, нужно внушать способному ребенку, что он вовсœе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превос­ходит товарищей в одном, то они превосходят его во многом другом.

Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо по­нял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъяв­лять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.

В совместной работе школы и семьи создаются самые благо­приятные условия для всœестороннего развития творческих сил и способностей детей.

Вопросы для повторения

1. Дайте определœение способностей и поясните его.

2. Назовите общие условия формирования и развития способностей.

3. Что такое задатки и какова их роль в развитии способностей?

4. Какие виды способностей вы знаете?

5. Раскройте сущность одного из видов специальных способностей (в за­висимости от вашей специальности).

6. Какова роль интересов и склонностей в развитии способностей?

7. Покажите, в чем заключается связь развития способностей с трудо­любием и настойчивостью человека.

8. В чем заключаются условия формирования способностей у школь­ников?

Условия развития способностей у детей - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Условия развития способностей у детей" 2017, 2018.

Нет родителей, которые бы не хотели гордиться успехами взрослого сына или дочери, но есть папы и мамы, которые ровным счетом ничего для этого не делают. Если вы не относитесь ко вторым, тогда задумываться о том, как развить способности у ребенкав той или иной области, нужно не тогда, когда он пойдет в школу, и уж тем более не тогда, когда он будет ее заканчивать, а значительно раньше!


Многие родители уповают на развивающие занятия в детском саду. Правы ли они? Теоретически ребенок, посещавший детский сад, действительно будет готов к школе. Воспитатели целенаправленно развивают ребенка, приучают его работать на занятиях в коллективе и индивидуально. Но этого, если вы действительно хотите дать ребенку очень хорошую базу, мало. Мало, потому что это всего лишь полчаса для детей в возрасте от двух до трех лет; примерно час для малышей от четырех до пяти; и около двух часов для ребятишек от пяти до шести лет. Остальное время отводится для игр, прогулок, приема пищи, отдыха.

Если родители не воспитатели и не педагоги



Предвидим вопрос некоторых родителей: чем они могут помочь своему ребенку, если у них нет педагогического образования? Именно из-за своей некомпетентности они и пускают развитие ребенка на самотек, надеясь только на воспитателей да на учителей. На самом деле они могут помочь ребенку сделать серьезный шаг вперед, и вот что для этого надо делать:

  1. Много читать ребенку, постараться привить ему любовь к книгам.
  2. Часто разговаривать, при том не только на бытовые темы. В круг бесед включать вопросы, которые бы расширяли кругозор ребенка.
  3. Не разрешать малышу бездельничать: занимать его досуг полезными занятиями. Пусть рисует, лепит, конструирует, иными словами – «думает»!
  4. Приучить ребенка к усидчивости, научить его сосредотачиваться на каком-то одном деле.
  5. Не забывать хвалить его за какие-то «изобретения», «открытия»; поощрять его творчество.

Задача родителей – определить, к чему ребенок склонен!



Бывает, ребенок еще учится в школе, а будущая его профессия уже определена. Например, очевидно, что он станет спортсменом, поскольку уже имеет награды; или ему даются прекрасно иностранные языки – переводчиком; побеждает на предметных олимпиадах по точным наукам – его ждет техническая специальность или, быть может, карьера ученого. Так получается только тогда, когда родители вовремя заметили способности ребенка в той или иной области и направили все силы на их развитие.



Многие же папы и мамы, не зная толком, как развить способности у ребенка или даже как их определить, бросаются в крайности: они отдают ребенка во всевозможные кружки и школы, обращаются к частным учителям – и всего-то им кажется мало. Ребенок получает такой объем информации, что просто не может ее «переварить», от него столько требуют, что он физически не справляется с заданиями, и, в конечном итоге, у него нигде нет успехов! Родители разочарованы: столько усилий, столько времени, столько денег, а ребенка нигде не хвалят. Именно поэтому не надо стараться отдавать сына или дочь туда, куда ходят «все» – надо постараться определить, в чем он может превзойти своих сверстников, где у него будут отличные результаты.

И роль наследственности здесь тоже нельзя отрицать. Если родители музыканты – возможно, и у ребенка абсолютный музыкальный слух и в успехах он превзойдет их самих. Или кто-то из родителей – спортсмен: почему бы ребенку не стать продолжателем династии «олимпийцев», если он унаследовал отличные физические способности?

Кружки, секции музыкальные школы и студии – нужно ли их посещать?



Обязательно! И не надо повторять вслед за кем-то из далеко не самых мудрых родителей: «Ничему там не научат!» Научат, обязательно научат ребенка следующему:

  1. Терпению и трудолюбию. Пока другие дети будут просто «гулять» во дворе, ваш ребенок будет тренироваться или постигать азы искусства, тем самым опережая в развитии своих сверстников.
  2. Работать в коллективе. Одно дело сидеть рисовать дома, где никто не увидит и не раскритикует твой рисунок, другое – среди ровесников, которые не всегда делают приятные замечания; но они же будут и восторгаться, если у их товарища действительно что-то получится очень хорошо.
  3. Сравнивать свои достижения с чужими, адекватно оценивать их. Как правило, мамы и папы умиляются всему, что показывают им их дети: рисункам, поделкам, кувыркам и т.д. Преподаватель и тренер лишены сентиментальности: они судят по итогам выставки или соревнований, где будет сразу ясно, насколько успешно занимается ребенок.
  4. Стремиться к победе, лидерству в любом деле. Успех других окрыляет: хочется им подражать – стать такими же ловкими, сильными, сообразительными, искусными.

У каждого ребенка есть свои способности. Родителям же остается вовремя их определить, поскольку на некоторые занятия есть возрастное ограничение – можно опоздать!

За последнее двадцатилетие институт семьи претерпел некоторые изменения. Молодые супруги не всегда спешат завести детей, считая, что сначала надо достичь материального и финансового благополучия, сделать карьеру, обустроить свое жилье, попутешествовать по миру и тому подобное. Поэтому, когда в семье ожидается прибавление, возникает вероятность того, что супруги могут допустить различные ошибки, принимая решение о том, как развивать ребенка с рождения. Пропустить момент раскрытия его индивидуальности, способностей.

Способности — это индивидуально-психологические особенности, которые обеспечивают легкость и скорость приобретения знаний, умений и навыков, но не приравниваются к ним.


По мнению ученых, способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Не развивающаяся способность или же способность, которую человек перестает использовать на практике, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., личность поддерживает и развивает в себе соответствующие способности. Поэтому чем раньше родители решат, как развивать новорожденного ребенка, тем больше у него шансов на успех в дальнейшей деятельности и самореализации.

Познание и его роль в развитии ребенка

Как известно, масса мозга ребенка при рождении составляет 25% от массы мозга взрослого человека, но в два с половиной года его масса возрастает втрое, а в семь лет составляет уже 90% от мозга взрослого. Представьте, сколько надо познать маленькому человеку, чтобы заполнить свой мозг. Вот почему так важно помогать ребенку реализовывать его постоянное желание познавать и исследовать окружающий мир.

Первые годы жизни — самое лучшее время для воспитания детей и развития их способностей. Если не начинать этого делать, когда ребенок еще, как говорится, лежит поперек лавки, наверстать упущенное впоследствии будет почти невозможно. Некоторые психологи советуют родителям именно в семье начинать формировать в своих детях триаду базисных качеств:

  1. Нравственность — как уважение к другим людям и природе;
  2. Ответственность за свои поступки;
  3. Волевые качества, необходимые для достижения своей жизненной цели.

В семье, где созданы условия, опережающие и стимулирующие развитие малыша, расширяются его возможности познавать окружающий мир и проявлять себя в разнообразной деятельности.

По мнению одного из психологов, потребность в познании — это прежде всего потребность в движении к результату, в самом процессе познания. Конечный результат, собственно, здесь невозможен. Ведь каждое знание, любой результат — это только один из этапов пути познания.

Доказано: если родители общаются с малышом с самого рождения, воспринимают его как равного, то к году он уже общается с помощью слов. А в возрасте до пяти лет становится настоящим лингвистом.

Способы развития малыша

Возможность развивать ребенка существует постоянно. Важно только правильно это делать.


Побуждайте к творческому решению различных ситуаций

Каждая, даже совсем обыденная ситуация из жизни ребенка — прекрасная возможность для развития его творческих, интеллектуальных способностей. Родителям нужно только направить малыша, подтолкнуть его к самостоятельному открытию. Для примера рассмотрим несколько ситуаций.

Маленькая Света играет с мячиком. Вдруг он закатился под диван, но мама не спешит на помощь, наблюдая за дочерью. Девочка хочет получить игрушку — она ложится на пол и заглядывает под диван. Мяч лежит у самой стены и рукой его не достать. Света пытается дотянуться, но тщетно. Мама незаметно для дочери кладет на пол длинную линейку. После многих неудачных попыток ребенок задумывается и вдруг замечает линейку. НЕ сразу получается подтолкнуть мяч, но когда все же это удается, радостная улыбка, чувство победы озаряют лицо Светы. Замечательный результат!

Наблюдая за малышом во время таких ситуаций, можно убедиться, как сосредоточенно, напряженно работает его ум и как быстро при этом он развивается. Не стоит бояться перегрузить или переутомить ребенка.

С самого начала предоставляйте ему большую свободу при выборе деятельности, способов работы, чередования дел, определения времени выполнения задания. При этом, предоставляя ребенку свободу, стоит предлагать ему ненавязчивую помощь. Но только не превращать свободу в безнаказанность, а помощь — в обычную подсказку!

Не делайте за ребенка то, что он сам может сделать. Не думайте за него, если он может додуматься сам.

Двухлетний Дениска, держа в руках ковшик с компотом, подходит к закрытой двери и останавливается, размышляя: «Что же делать, как открыть дверь?». Мама уже готова помочь, но вовремя останавливается, вспомнив, что сын должен учиться преодолевать трудности. Дениска ногой пытается открыть дверь — не удается. Тогда пробует, прижав ковшик к груди одной рукой, второй — открыть дверь. Но она тяжелая, компот выплескивается из наклоненной посуды. Досадно! Рядом сидит папа и подбадривает: «Ну, сынок, думай!». Наконец парень понял, поставил ковш на пол и, открыв дверь, подталкивает его вперед. Ура! Препятствие преодолено!

Все счастливы — малыш, который самостоятельно сделал открытие и родители, которые его подбодрили, поддержали, проявили искреннюю заинтересованность. Главное помнить, что незаслуженная похвала может только нанести вред.

Активизация познавательной потребности и стремления к самому процессу познания возможна лишь в том случае, если ребенок будет чувствовать удовольствие от умственного усилия. Познавательная потребность проявляется, развивается и закрепляется как потребность, потому что вместе с ней включается механизм положительных эмоций.

Организуйте развивающие игры

Большую часть времени, предшествующего поступлению в школу, ребенок, как правило, проводит в общении со своими родителями. Поэтому важно, чтобы взрослые правильно подбирали задачи, придумывали соответствующие игры. Ведь бывает так, что столкнувшись с любопытством ребенка, родители иногда теряются, не знают, что делать или опасаются, что у них не хватит знаний, терпения и умений. Действительно, знания и умения не помешают, но для малыша любой рассказ услышанный от родителей — самая большая радость и удовольствие.

Существует множество игр и упражнений, которые способствуют развитию физических, интеллектуальных, художественных и творческих способностей. Предлагаем некоторые из них, доступные даже самым маленьким.

Понять ребенка — это важно!

Сегодня, к сожалению, большинство родителей заняты в первую очередь работой и бытом. На проблемы своих детей им просто не хватает времени и поэтому они ограничивают свое воспитательное воздействие только запретами и проявлением недовольства поведением ребенка. Другая крайность — слишком амбициозные, не в меру озабоченные успехами своих детей мамы и папы. В таких семьях требования к малышам завышенные, их возможностей не знают и не понимают.

Вероятно, что такие родители когда-то сами не реализовали себя в какой-то сфере деятельности и настойчиво навязывают свои несбывшиеся мечты сыну или дочери. Ребенку нанимают нескольких репетиторов, чтобы он стал еще умнее, учат его музыке, чтобы развить слух, водят в танцевальный класс, чтобы он наслаждался гармонией движений, и в бассейн, чтобы закалялся, был здоровый и сильный. Казалось бы, все хорошо. Но не много ли для одного ребенка?

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог реализоваться в этой жизни, найти дело по душе, стать успешным человеком. Многие прикладывают все усилия для этого, с младенческих лет развивая малыша, водя его на кружки, находя лучших учителей и репетиторов. Чтобы такой подход принес максимум пользы, необходимо как можно раньше выявить способности ребенка и целенаправленно развивать именно их. Для этого мамам и папам следует знать, какие склонности бывают у детей и в каком возрасте они определяются. Об этом мы и поговорим сегодня.

Способности, склонности и задатки

Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками.

Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название "склонности". Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет.

На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Однако, если малыш родился в неблагоприятных условиях, его таланты могут никогда не проявиться. Способности важно вовремя замечать и поддерживать. Вряд ли бы Моцарт достиг столь выдающихся результатов, если бы в его доме не было ни одного музыкального инструмента.

Задатки художника

Творческие способности детей проявляются раньше других. Будущие художники с 3-5 лет:

  • подолгу и с удовольствием занимаются рисованием, лепкой, аппликацией;
  • передают через используемый материал характерные особенности предмета или персонажа;
  • не нуждаются в шаблонах, без подсказок открывают новые техники и приемы;
  • замечают красоту вокруг себя, любуются радугой, искрящимся снегом, с удовольствием рассматривают картины в музеях;
  • мастерят поделки прикладного характера, которыми можно украсить интерьер комнаты или использовать для создания стильного образа (бусы, браслеты).

Таких малышей важно приобщать к совместному творчеству, устраивать домашние выставки. Обязательно посетите музей изобразительных искусств, покажите ребенку репродукции знаменитых картин. Обращайте его внимание, как с помощью определенных красок или мазков художник добился нужного эффекта.

Музыкальный дар

Иногда его проявления можно заметить у годовалого малыша. Будущие композиторы и исполнители:

  • эмоционально реагируют на музыку, двигаются в такт;
  • узнают песню по первым нотам;
  • легко воспроизводят услышанную мелодию;
  • сами сочиняют простые песенки;
  • любят играть с музыкальными инструментами.

Если ваш ребенок проявляет такие качества, познакомьте его с классической музыкой. Вместе сходите на концерт, в оперу, посмотрите детский балет. Приобретите музыкальные игрушки. Когда малыш подрастет, установите на компьютер программы по созданию музыки. И, конечно же, отведите чадо в музыкальную школу.

Артистические данные

Многие великие актеры в раннем детстве с удовольствием читали стихи, взгромоздись на табуретку. Вашему малышу близка эта стезя, если он:

  • любит выступать перед публикой;
  • очень эмоционален;
  • выразительно жестикулирует;
  • подражает любимым героям, пародирует их движения, поведение, голос;
  • рассказывая о чем-то, пытается вызвать у слушателя определенную реакцию.

Творческие способности детей дошкольного возраста проявляются ярко всего в 10-15% случаев. Возможно, ваш ребенок пробует себя в разных областях. Задача родителей заключается в заботе о Знакомство с классической музыкой, занятия лепкой и рисованием, постановка домашних спектаклей, посещение театра юного зрителя - все это должно присутствовать в комплексе.

Литературные способности

Писателю требуется не только хорошая фантазия, чувство языка, творческий склад ума, но и жизненный опыт. Поэтому литературный талант проявляется достаточно поздно. Это может произойти в юношестве или во взрослом возрасте. Однако некоторые предпосылки можно заметить уже у дошкольников. К ним относятся:

  • любовь к книгам;
  • умение увлекательно и логично пересказать сюжет;
  • большой словарный запас;
  • интерес к сочинению собственных историй, стихов;
  • богатая фантазия.

Поощряйте попытки ребенка самостоятельно придумать сказку, вместе читайте интересные книги, играйте в игры со словами и рифмами. Даже если из чада не выйдет великого поэта, на уроках русского языка эти занятия сыграют свою роль.

Родителям важно уделять особое внимание развитию творческих способностей Именно в этот период можно научить их оригинально мыслить, свободно выражать себя через разные виды деятельности. В школьные годы на первый план выходит обучение и к жизни в обществе.

Спортивные задатки

Первые шаги на пути своей карьеры известные танцоры, гимнасты, пловцы и фигуристы делали в возрасте 4-5 лет. Стоит подумать о выборе спортивной секции, если ваш малыш:

  • очень подвижен;
  • отличается хорошей координацией, гибкостью, силой, ловкостью, выносливостью;
  • не боится упасть или получить синяк, покоряя очередную конструкцию на детской площадке;
  • любит играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях;
  • способен проявить завидное упорство, обучаясь кататься на коньках или прыгать через скакалку.

Технические склонности

Заметить их можно в старшем дошкольном возрасте. Такие дети:

  • предпочитают играть с машинками и конструкторами;
  • собирают из имеющихся в наличии деталей новые модели;
  • часто рисуют транспорт и технику;
  • пытаются самостоятельно что-нибудь "починить";
  • любят помогать отцу с ремонтными работами;
  • разбирают игрушки и приборы, чтобы понять, как они сделаны.

Развитие способностей у малышей иногда требует жертв. Это именно тот случай. Чтобы защитить от юного исследователя домашнюю технику, приобретите детскую мастерскую, подарите сломанный телефон и запишите чадо в технический кружок с 1 класса.

Математические таланты

Явные склонности чада к той или иной науке становятся очевидными в средних или старших классах школы. Психологи предостерегают от слишком раннего навешивания ярлыков, деления детей на "гуманитариев" и "технарей". Тем не менее, свидетельством математических способностей у ребенка может быть:

  • интерес к вычислениям и измерениям;
  • легкое восприятие и запоминание знаков, символов;
  • решение сложных для его возраста задач, примеров;
  • умение ориентироваться по часам и календарю еще до школы;
  • любовь к заданиям на логику и смекалку, головоломкам;
  • способность сравнивать предметы, классифицировать их по различным признакам.

Прививать к математике стоит вне зависимости от его склонностей. В школе этот предмет считается одним из основных. Подготовить малыша к освоению формул и теорем помогут игры, развивающие логику, абстрактное мышление, а также знакомящие с числами и геометрическими фигурами. В продаже можно найти много книг с интересными заданиями подобного типа.

Интеллектуальные способности

Наклонности к истории, физике, биологии или химии проявляются обычно в подростковом возрасте. О возможном таланте к наукам у малыша свидетельствуют:

  • любознательность;
  • отличная память;
  • интерес к учебе;
  • наблюдательность;
  • способность подолгу концентрироваться на интеллектуальных занятиях;
  • попытки поставить собственные опыты, эксперименты;
  • любовь к чтению энциклопедий;
  • увлечение ребусами, загадками на сообразительность и логику.

Способности ребенка только начинают формироваться, поэтому важно направить их развитие по правильному пути. Будущему ученому требуются не только глубокие знания в определенной области, но и умения творчески работать с информацией, формулировать проблемные задачи, самостоятельно находить их решение.

Для активности предлагайте ребенку решать интересные задания, требующие тщательного анализа ситуации и гибкости мышления. Играйте в игры, которые развивают произвольное внимание, учат строить прогнозы, придумывать эффективные стратегии.

Задатки лидера

Организационные способности ребенка становятся очевидными в среднем школьном возрасте. До этого мы можем говорить о них условно, так как дети еще только учатся общаться, взаимодействовать с коллективом, дружить. Настоящий лидер не тот, кто хочет быть первым и всеми командовать. Это человек, готовый взять на себя ответственность за других людей, вдохновить их и повести за собой.

Говорить о наличии лидерских задатков у малыша можно, если он:

  • самостоятелен;
  • быстро адаптируется к незнакомой ситуации;
  • уверенно общается с посторонним человеком, как с ребенком, так и со взрослым;
  • пользуется популярностью у сверстников;
  • любит руководить другими;
  • может увлечь друзей любимой игрой;
  • умеет убеждать, не пуская в ход кулаки;
  • интересуется чувствами и мотивами поведения окружающих людей.

Родителям таких детей следует давать им возможность самим принять решение, сделать выбор. Лидер должен с детских лет понять, чем чревата ошибка и как ее можно исправить. Поручайте малышу ответственные задания, хвалите за инициативу. В конфликтной ситуации вместе ищите компромисс. Обязательно прививайте сыну или дочке правильные моральные ценности. Ведь ему предстоит стать примером для других.

Ищем таланты

Развитие способностей у детей дошкольного возраста - дело нелегкое. Часто малыши интересуются всем понемногу. Важно, чтобы мама и папа разделяли любые занятия малыша, вместе с ним рисовали, пели, разгадывали загадки или бегали за мячиком. Это вселяет в маленького человечка уверенность в себе и желание экспериментировать.

На первое место в этом возрасте выходит развитие творческих способностей у детей. Умение создавать что-то новое, мыслить нестандартно обязательно пригодится в будущем и художнику, и ученому, и руководителю фирмы.

Способности ребенка при уважительном отношении к ним станут залогом его успешного будущего. Детей без талантов нет. Родителям важно отказаться от своих стереотипов и принять малыша таким, какой он есть. Тогда он раскроется и сможет вырасти счастливым человеком.

Психологи уверены: неспособных детей не существует. Зато существуют бездарные учителя и невнимательные родители, которые могут загубить талант ребенка и не реализовать потенциал, заложенный от рождения.

Развитие способностей у детей в младшем возрасте

Как утверждают специалисты по раннему развитию, чем раньше вы начнете занятия с ребенком, тем лучше. при помощи специальных методик с 6 месяцев: наиболее популярны методики Доманна, Зайцева, Никитиных и Монтессори. Именно в этом возрасте малыш с жадностью впитывает знания.

Развитие речи зависит от развития крупной и мелкой моторики ребенка. Используйте для занятий кубики Зайцева, карточки Доманна. Если система раннего развития будет верно построена, то малыш не будет перенапряжен, перегружен. Уделяйте внимание психике, телу, физическому и умственному развитию. Такие уроки принесут радость не только малышу, но и родителям.

Для полноценного необходимо применение методик сенсорного развития, формирование представлений о свойствах предметов: цвете, форме, положении в пространстве, величине, вкусе и запахе. В раннем возрасте совершенствуется деятельность органов чувств, накапливаются представления об окружающем мире. Готовность к обучению в школе зависит от сенсорного развития ребенка.

Всего существует 5 сенсорных систем:

  • вкус;
  • слух;
  • зрение;
  • обоняние;
  • осязание.

Чтобы развивать сенсорные способности ребенка, разработаны комплексы упражнений на познание метрических систем, для изучения цветов и оттенков, развития тактильного восприятия.

Способы развития способностей у ребенка

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался и это развитие было разносторонним, всегда придерживайтесь следующих правил.

  1. Предлагайте ребенку развивать способности в игровой форме. Для этого можно приобрести развивающие игры, дидактические материалы в магазинах. Вы можете самостоятельно создавать дидактические материалы для игры, использовать подручные средства.
  2. Никогда не говорите таких фраз, как: «Ты не справишься», «Ты все равно ошибешься», «Это у тебя не получится». Это дает ребенку убеждение в том, что он не способен научиться чему-то и развить свои способности.
  3. Мотивируйте ребенка возможностями, которые откроются перед ним в результате овладения навыками.
  4. Заинтересуйте ребенка несколькими дисциплинами. Предложите рисовать, считать, сочинять стихи, развивать физические способности. Так вы сможете определить, какие способности развиваются лучше всего и на что стоит обратить внимание.
  5. Имейте в виду, что занятий в саду, школе недостаточно для развития способностей у ребенка. Оказывайте помощь и предлагайте заниматься саморазвитием.

Каждый ребенок будет развивать таланты и способности с большим удовольствием, если вы будете в него верить. Малыш, понимая, что родители и учителя радуются его достижениям, всегда будет стараться добиться больших результатов.

Рождение личности ребенка

Для воспитания в ребенке уверенности в себе, духа сотрудничества, отзывчивости, необходимо применять методики позитивного воспитания. Дети, уверенные в своих силах, не так поддаются , они не испытывают потребности в бунте.

Воспитывайте ребенка, удовлетворяя его потребности в безопасности и любви, прививайте моральные ценности, помните, что ребенок —это личность, он хочет, что бы к нему прислушивались, замечал, ценили. Родители должны выслушивать и понимать своих детей. Воспитывайте самостоятельность, будьте примером поведения, тогда развитие способностей у детей будет иметь положительный результат.

Согласно теории А. Н. Леонтьева, личность рождается дважды. Первое «рождение» происходит в дошкольном возрасте, в этот период устанавливается определенная иерархия мотивов, соотнесение побуждений и социальных мотивов. Второе «рождение» личности происходит в подростковом возрасте, после осознания собственных мотивов поведения и возможности самовоспитания.




Самое обсуждаемое
Как связать красивые тапочки спицами и крючком? Как связать красивые тапочки спицами и крючком?
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?


top