Что делать если ребенок отказывается делать уроки. Как заставить ребенка делать уроки, не портя себе и мужу нервы? Пока школьник занят домашним заданием, закрыть дверь в его комнату

Что делать если ребенок отказывается делать уроки. Как заставить ребенка делать уроки, не портя себе и мужу нервы? Пока школьник занят домашним заданием, закрыть дверь в его комнату

Все родители школьников мечтают о том, как их чадо, вернувшись с учебы, обедает и сразу же приступает к выполнению домашнего задания. Мамы и папы хотят, чтобы их ребенок был внимательным и сообразительным, легко справлялся со всеми школьными заданиями без помощи со стороны и не уставал радовать своей хорошей успеваемостью. Однако такая идеальная картина встречается лишь в немногих семьях, и большинство родителей чаще наблюдают совершенно другое: ребенок не хочет делать домашнее задание и вместо этого готов заняться чем угодно, лишь бы не уроками. Мама с папой расстраиваются и нервничают, это напряжение передается крохе, и в итоге вся семья попадает под влияние стресса. Почему так происходит, и как этого избежать?

Ребенок ленится

Большинство родителей считают, что их ребенок отказывается делать домашнее задание по единственной простой причине - ему просто лень. Действительно, есть дети, которые очень ленивы от природы, и их вообще трудно заставить хоть чем-то заниматься. Однако, перед тем, как ставить своему крохе диагноз «патологический лентяй», родителям стоит внимательнее присмотреться к поведению своего чада и, скорее всего, они с удивлением заметят, что малышу лень лишь делать уроки, а вот читать интересную книжку, смотреть мультфильм, проводить время за новой компьютерной игрой у него получается очень даже хорошо. Если любое другое занятие, кроме выполнения домашнего задания, способно увлечь кроху надолго, значит дело вовсе не в природной лени, а в чем-то другом.

Если ребенок не хочет делать уроки впервые, родителям ни в коем случае нельзя на него кричать, угрожать или сравнивать с кем-то из одноклассников. Нужно выяснить причину отказа от выполнения домашнего задания. Это может быть усталость, непонимание предмета или что-то другое. Как вести себя с ребенком, объясняет детский психолог Екатерина Цуканова.

Ребенок боится неудачи

Многие дети панически бояться потерпеть неудачу в любом деле, и домашнее задание – не исключение из правил. Страх сделать что-либо не так обычно сказывается на поведении школьника: его можно застать подолгу сидящим над каким-либо учебником без совершения иных действий. В таких случаях обычно говорят «смотрит в книгу – видит фигу».

Если за ребенком замечено такое поведение, лучше всего серьезно поговорить с ним, спросить, чего он боится и по какой причине. Если у школьника возникает страх перед учительницей, которая очень строго относится к ошибкам в домашнем задании, скажите ему, что поговорите с учителем об этом, и не забудьте действительно это сделать. Если же кроха боится гнева со стороны родителей за плохую оценку, убедите его в том, что ругаться не будете, даже если у него что-то не получится. Покажите малышу, что вы всегда с ним рядом, понимаете его и можете оказать любую помощь, как только он об этом попросит. Искренний разговор с ребенком поможет ему расслабиться и больше не бояться.

Ребенок не понимает предмет

Некоторые дети никак не могут приступить к выполнению домашнего задания по определенному предмету из-за того, что у них имеются какие-то сложности с этим уроком. К примеру, школьник может не понимать новый материал по математике или физике, и именно поэтому всячески отлынивает от выполнения уроков по этим предметам. У некоторых детей возникают сложности с логическим или образным мышлением, и в зависимости от этого у них возникают трудности в точных и гуманитарных науках соответственно.

Помощь ребенку в этом случае заключается в совместном одолении тех трудностей, которые возникли. Вместо того, чтобы ругать ребенка за невыполненное задание и упрекать его в лени, поговорите с ним и узнайте, что ему дается труднее всего, а после – начните совместные занятия, во время которых подробно объясняйте крохе непонятные моменты. Если вы сами не сильны в нужном предмете, можно нанять репетитора или договориться со школьным учителем о дополнительных индивидуальных занятиях.

Ребенку не хватает любви и внимания

Некоторые дети отказываются выполнять домашние задания лишь по той причине, что им хочется специально вызвать беспокойство со стороны мамы с папой. Они ощущают , и таким своеобразным способом добиваются хоть какого-то проявления чувств от взрослых.

В такой ситуации главное – дать ребенку почувствовать вашу любовь и внимание. Проанализируйте собственное поведение: как часто вы хвалите своего кроху, интересуетесь ли, как прошел его день, говорите ли ему о том, что любите его. Помните, что ребенку необходимо одобрение со стороны родителей и участие в решении его проблем, поэтому лучше лишний раз обнимите малыша и скажите ему, какой он молодец, когда он сядет за выполнение уроков. И не забывайте всегда интересоваться тем, как прошел очередной школьный день у вашего ребенка.

Детский психолог Екатерина Цуканова дает советы, как сформировать у ребенка привычку выполнять домашние задания, как организовать режим дня, как дать почувствовать любовь родителей, чтобы малыш не боялся неудач и сложностей.

В вашем браузере отключен JavaScript

Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно

Некоторые дети, для снятия с себя обязанности делать домашние задания, прибегают к хитростям и уловкам: притворяются, что не понимают чего-то, жалуются на сильную усталость, просят помощи родителей. Чаще всего мамы с папами, беспокоясь о том, чтобы их ребенок не переутомился, с легкостью выполняют домашнее задание за него, позволив ему лишний вечер отдохнуть. В результате за выполненные родителями задания, школьник получает похвалу от учителя, и постепенно понимает, что маму с папой можно использовать в своих интересах.

Если вы заметили, что ребенок очень часто просит вашей помощи, и вы несколько раз за неделю делаете домашние задания вместо него, пришла пора прекращать это, иначе ваше чадо разучится делать что-либо

В ход идут уговоры, компромиссы и, чего уж таить, крики и скандалы. Но, как оказалось, чтобы заставить ребенка делать уроки без всех этих побочных эффектов, нужно просто оставить его в покое. Как это сделать, рассказала Екатерина Мурашова.

Ребенок не хочет делать уроки. История первая

— У меня чудесная девочка. Добрая, отзывчивая, ласковая, умная. Если ее попросить, всегда мне поможет по хозяйству. На все праздники рисует мне рисунки — «любимой мамочке». Она учится в третьем классе. И учится-то неплохо! Но вот смотрите, я просто плачу, потому что у меня уже сил нет. Почему? Сейчас я скажу. У нас с ней все замечательно, пока дело не доходит до приготовления уроков.

Она прекрасно понимает, что уроки все равно нужно делать. Едва ли не каждый вечер мы с ней договариваемся, как все завтра будет: она сама сядет, их быстренько сделает (для нее это совсем не трудно), и мы с ней не будем ругаться. Но вот на следующий день доходит до дела и у нее находится сто отговорок: сейчас я доиграю, сейчас водички попью, котика бабушке отнесу, бабушка просила ей плед из шкафа достать (это было вчера вечером, но она вспомнила только сейчас), а вот скажи мне, мама, я давно хотела тебя спросить…И все это может тянуться часами! Сначала я пытаюсь себя сдерживать, отвечаю спокойно: давай потом, садись за уроки, уже вечер, ты потом уже ничего соображать не будешь, но в конце концов не выдерживаю и просто ору, как сержант на солдата: «Алена, садись немедленно, иначе я не знаю, что с тобой сделаю!» Тут она обижается и начинает плакать: «Мама, что ты на меня всегда кричишь?! Что я тебе сделала плохого?» А я и правда чувствую себя каким-то монстром, ведь она у меня хорошая девочка-то! Но ведь нельзя уроки-то не делать! А если все на самотек пустить, так она до десяти часов проволынит, когда уже спать нужно, а не математику решать… Что нам делать? Я не хочу портить свои отношения с дочкой!

Ребенок не хочет делать уроки. История вторая

— Самое обидное вот что: если он все-таки сядет и сосредоточится, ему все эти уроки — тьфу! За полчаса-час все сделает в лучшем виде. Когда я сам был маленьким, это называлось — сила воли. Мы ее сами у себя тренировали, понимали, что это важная для жизни вещь. Так вот у нее ее нет, это я вам должен ответственно заявить. Мы до вас были у психолога, еще в четвертом классе. Она сказала: болезнь у него, синдром дефицита внимания. Какой дефицит, если он всегда мог лего (маленькие такие детальки, вы знаете?) по пять часов подряд собирать, а теперь, если дорвется, в компьютере такие сложные уровни проходит, что у меня самого терпения бы не хватило! Так что не в болезни дело, ответственности просто нет за свою будущую судьбу. А откуда взяться, если все вокруг только и делают, что их развлекают? Я ему говорю: ты пойми, надо просто взять себя в руки, сесть и сделать эти проклятые уроки. А потом все — до вечера гуляй, свободен! Он вроде понимает, но как доходит до дела… Матери и теще вообще хамит. Когда они мне жалуются, а я — к нему, отвечает: я их никогда сам первый не трогаю, пусть они не лезут, это мои уроки, в конце-то концов… Я пробовал вообще убирать компьютер. С уроками лучше — если делать совсем нечего, сгодятся и они. Но настроение все время поганое, обстановка в семье взрывоопасная, да и вообще — компьютер это же не носитель зла какой-то, это важный современный инструмент для всего, в том числе и для социализации и получения информации, нельзя сегодня из соображений какой-то сомнительной пользы растить ребенка в пещере и кормить корешками… Но что делать-то, это же всего лишь седьмой класс, а мы вообще-то планировали одиннадцать, у него совершенно нормальные мозги, это все учителя в один голос говорят, да я и сам вижу, но с таким прилежанием…

Ребенок не хочет делать уроки. История третья

— Ой, вот только вы не начинайте, пожалуйста! Я это уже тысячу, если не миллион раз слышал! И все сам понимаю: десятый класс, надо уже собраться и думать о своей дальнейшей судьбе. Надо много заниматься, чтобы хорошо сдать ЕГЭ… ну что там еще надо? Я все знаю! И вообще на сто процентов согласен. Вот мать мне не верит, думает, я ей вру, чтобы она отвязалась, а я не вру — я сам все время думаю, что вот, с завтрашнего дня, с понедельника, с новой четверти возьмусь как следует, подтяну то, что пропустил, и буду каждый день все уроки делать. Я правда так думаю! Ровно до того момента, когда надо отложить телефон, выключить комп, музыку (у нас в классе есть такие, которые могут под музыку заниматься и даже под телевизор, а я не могу, мне тишина нужна) и сесть, наконец. И вот тут — полный аут. Вы не поверите, я иногда даже учебник с тетрадью не могу себя заставить из сумки достать… Иногда подумаю: да что ж это я, псих какой-то, что ли! Заставлю все-таки, принесу сумку, выну все, только соберусь позаниматься… И сразу сто разных дел вспоминаются: Вике обещал позвонить, «Вконтакте» надо кое-что срочно посмотреть, мать еще в среду просила кран на кухне подкрутить… Я понимаю, что таблеток от такого быть не может, но, может, гипноз есть какой?

Вы слышали такие монологи? А может, даже сами их произносили?

А представляете, сколько тысяч (да что там — миллионов!) родителей и детей по всему миру произнесут их прямо сегодня!

Как заставить ребенка делать уроки: советы психолога

Я хочу сообщить вам потрясающее известие: кажется, я знаю методику, позволяющую решить эту проблему! Хочу сразу сказать: эту методику придумала не я, а тринадцатилетний мальчик по имени Василий. Так что если все верно и за решение такой общераспространенной проблемы полагается Нобелевская премия мира в семье, то это не мне, а ему — Васе.

Я ему, если честно, сначала не очень поверила. Очень уж все просто. Но я — экспериментатор по воспитанию и образованию. У меня первая должность после окончания университета так и называлась в трудовой книжке — «стажер-исследователь».

Поэтому я провела эксперимент. Отловила двадцать семей, которые у меня в кабинете произносили монологи, подобные вышеприведенным, рассказала им о Васиной методике, и подговорила их попробовать, а потом мне отчитаться. Отчитались семнадцать из двадцати (трое просто пропали из моего поля зрения). И вот у шестнадцати из семнадцати — все получилось!

Что нужно делать? Все очень просто. Эксперимент длится две недели. Все готовы к тому, что ребенок, может быть, вообще уроков за это время не сделает. Никаких, никогда. У маленьких можно даже с учительницей договориться: психолог порекомендовал эксперимент для улучшения сложной обстановки в семье, потом отработаем, подтянем, сделаем, не волнуйтесь, Марья Петровна. Но двойки ставьте, конечно.

Что дома?

Ребенок садится за уроки, ЗАРАНЕЕ зная, что делать их он НЕ БУДЕТ. Это понятно? Ну вот такой договор. Достать книжки, тетрадки, ручку, карандаши, блокнот для черновиков… что там еще нужно для приготовления уроков? Разложить все. А вот именно ДЕЛАТЬ УРОКИ — вообще не нужно. И это известно заранее. НЕ БУДУ делать.

(Но если вдруг захотелось, тогда можно, конечно, что-то немножко и сделать. Но совершенно необязательно и даже нежелательно, если честно).

Выполнил все подготовительные этапы, посидел за столом десять секунд и пошел, допустим, играть с котом. Потом, когда игры с котом закончены, можно еще раз подойти к столу. Посмотреть, что задано. Узнать, если чего-то не записал. Раскрыть тетрадь и учебник на нужной странице. Найти нужное упражнение. А ДЕЛАТЬ опять ничего НЕ НУЖНО. Ну, если сразу увидел что-то простое, что можно за минуту выучить (написать, решить, подчеркнуть), — тогда сделаешь. И если взял разгон и уже не остановиться, ну тогда еще что-то… Но лучше оставить на третий подход. Но вот же это, это вообще легкотня. А вообще-то планируется встать и пойти поесть. А вовсе не уроки… А эта задача не получается… не получается… не получается… Ну ладно, сейчас в ГДЗ решение посмотрю… А, так вот тут что было! Как же я не догадался-то!.. А теперь что — только английский и остался? Нет, его сейчас НЕ НУЖНО делать. Потом. Когда потом? Ну вот сейчас только Ленке позвоню… Почему это, пока я разговариваю с Ленкой, мне лезет в голову этот дурацкий английский? Гнать его поганой метлой! Еще! И еще! Ленка, а ты вот это сделала? А как? Я там чего-то не въехала… А, вот там как… Ага, записала… Но делать не буду! НЕ НУЖНО! А вдруг потом забуду, что поняла? Не, ну проще, конечно, его сейчас сделать, хотя я и не собиралась… И это что, получается, я уже все уроки сделала?! И времени еще не очень много? И никто меня не заставлял? Ай да я, молодец какая! Мама даже не поверила, что я уже все! А потом посмотрела, проверила и так обрадовалась!

Ну вот какую-то такую солянку и излагали мне отчитывавшиеся о результатах эксперимента мальчики и девочки (со 2-го по 10-й класс). С четвертого «подхода к снаряду» делали уроки практически все (многие — раньше, особенно маленькие).

Как это работает?

Ну, во-первых, для многих действительно труден сам инициационный момент. Сесть (усадить ребенка) за уроки. Потом, когда сели, все уже легче (если не само собой) идет. Вы зарядку пробовали когда-нибудь делать? Согласны, что труднее всего заставить себя начать? Редко кто уже встал в позу на коврике, поднял руки, вдохнул и — бросил все на середине упражнения. Если уж начал, сегодня доделает, скорее всего… Здесь то же самое. Провели без всякого принуждения подготовительные действия (я не буду делать уроки, я свободен на две недели, это такие условия эксперимента), первую ступеньку преодолели успешно, а дальше — уже включился стереотип или еще что вполне рефлекторное.

Во-вторых, вообще нет сопротивления (себе и родителям). Я не собираюсь делать уроки. Наоборот. То есть мне ничего не грозит. Эксперимент странного психолога освободил меня на время от заезженной семейной пластинки. Мне даже любопытно…

В-третьих, включается парадоксальная интенция. А чего это за маразм-то? Я вот разложил учебники, нашел задание, вот, уже вижу эти примеры, прикинул, как их решать, вот здесь сократить надо… И что — сейчас не запишу это, а пойду телек смотреть? Глупость какая-то! Никто же не обязывал меня только двойки эти две недели получать!.. Наоборот — вот все удивятся!

Это дети. Родители, конечно, в основном просто тихо млели от санкционированной психологом эмоциональной разгрузки.

Результат: у четырех детей успеваемость стала несколько хуже, но совершенно не катастрофически. У девяти — осталась в среднем на прежнем уровне (но уже без родительского давления).

Правда, почти у всех изменилась структура успеваемости: как-то вдруг стало ясно, какие предметы ребенку нравятся, какие даются легче, какие тяжелее (это понятно, ведь родители больше внимания и давления вкладывали в то, что идет хуже, и поэтому результаты там зачастую в итоге получались лучше. Сами дети, конечно, поступали наоборот)..У двух детей (средние классы) успеваемость резко взлетела вверх, с двоек-троек на частые четверки и даже пятерки — чисто на парадоксальной интенции: вот видишь, я тебе говорил, что если ты от меня отстанешь, все будет зашибись! Я прав? Нет, вот ты теперь прямо здесь, у психолога, скажи, я прав?! И еще один ребенок добровольно от эксперимента отказался на третий день и попросил родителей по-прежнему его заставлять садиться за уроки, ему так привычнее и проще, он от этого эксперимента нервничает и заснуть не может… Мама, узнав от меня об остальных результатах, тихо поплакала у меня в кабинете и ушла усаживать свое чадо дальше. Если ребенок просит…

Вот такая методика. Мне очень понравилась, честно сказать. Делюсь с читателями, уверена, что еще кому-то будет полезна.

А как вы приучаете ребенка делать уроки?

Ребенок не хочет делать уроки: четыре главные причины

Самая частая причина отсутствия желания делать домашнюю работу - ребёнок не понимает материал. Страх не справиться с заданием может начисто отбить стремление хотя бы попробовать.

Другой причиной может быть усталость. Не многих взрослых можно побудить заниматься умственной работой по 8 часов каждый день, а детям приходится делать это независимо от их способностей и желания. Усталость, накопившаяся в течение недели, оставляет только одно желание - отдохнуть.

Не редкость ситуация, когда ученик надеется, что кто-нибудь сделает за него хотя бы часть работы. И это не удивительно, учитывая, что в младших классах родители с готовностью активно участвуют в выполнении заданий. Им часто кажется, что задания для первого или второго класса очень просты, и если они сделают за малыша пару-тройку упражнений, ничего страшного не произойдёт. Однако потом ребёнок искренне не понимает, что случилось: раньше мама с готовностью выводила за него палочки и колечки, рисовала картинки, а уравнения он должен решать сам.

Человек устроен так, чтобы идти путём наименьшего сопротивления. Поэтому лень нельзя исключать из списка причин, по которым в ответ на призыв делать уроки можно услышать протяжные стоны.

Как заставить ребенка делать уроки без скандалов?

Как добиться того, чтобы ребенок делал уроки с настроением и без нервов со стороны его и родителей?

Прежде всего нужно выявить настоящую причину нежелания учиться дома. Многие родители склонны думать, что ребёнок исключительно ленится, и придумывает байки об усталости, головной боли и трудных заданиях, лишь бы ничего не делать. Большинство мам и пап категорично заявляют об этом фразой: «Не хочу слышать никаких жалоб! Тебе лишь бы в компьютере сидеть!»

Неудивительно, если это так: ребёнку действительно больше хочется играть, чем учиться - и это нельзя считать отклонением от нормы. Проявить понимание в этом вопросе - не значит пойти на уступки. Можно объяснить ребёнку: «Я понимаю, что не очень хочется. Мне тоже часто не хочется делать то, что нужно. Поэтому давай ты пойдёшь делать задания, я - чистить картошку, а вечер проведём в своё удовольствие?»

Делая что-то вместе, можно между прочим рассказать ребёнку, какую пользу приносит ему своевременное выполнение домашних заданий: он учится планировать свой день, становится более усидчивым и ответственным. Всё это будет нужно ему для достижения других жизненных целей.

Важно делать это не в форме нотаций, лучше если это прозвучит в виде шутки, например, сравнивая занятия ребёнка с тренировками ниндзя. Они тоже нудные и тяжёлые, но результат вызывает восхищение.

Если школьник отказывается от выполнения домашней работы, потому что не понимает предмет или задание - это не значит, что он лукавит. Некоторые современные учебники составлены так, что без дополнительной помощи просто не обойтись. Многие учителя отмечают, что сама формулировка текста учебника часто требует объяснения.

Поэтому стоит заверить ребёнка, что если он не сможет разобраться после честной самостоятельной попытки, кто-то из родителей постарается ему помочь. Часто для этого достаточно просто вместе прочитать задание, нарисовать схему или помочь ребёнку сформулировать мысль.

Как только становится заметно, что он понял суть задания, нужно предоставить ему возможность закончить его самостоятельно. Чувство удовлетворения от этой маленькой победы побудит ребёнка не бояться сложных вопросов.

Если один и тот же предмет изо дня в день даётся ребёнку с трудом, возможно, стоит пригласить репетитора. Во-первых, он поможет ребёнку лучше разбираться в вопросе. Например, изучение иностранного языка требует индивидуального подхода, что в школе невозможно. Поэтому если у ребёнка нет врождённой способности к языкам, ему может пригодиться дополнительная помощь. Во-вторых, занятие с репетитором поможет ученику быть более организованным.

Не стоит оставлять без внимания жалобы ребёнка на усталость или головную боль. Это может быть результатом стресса, с которым школьники сталкиваются каждый день. Возможно, стоит проконсультироваться с врачом, он может порекомендовать витамины и детские антистрессовые препараты.

Кроме того, стоит проконтролировать ребёнка, чтобы он вовремя ложился спать, правильно питался и не избегал умеренной физической нагрузки. Спорт - один из лучших способов бороться со стрессом и закалять организм.

Не менее важно, чтобы у учащегося было хорошее рабочее место и всё необходимое для выполнения работ. Есть маленькая хитрость: хорошо, если предметы, которыми ребёнок пользуется, ему нравятся. Удобные ручки и карандаши, красивые тетради. Иногда детей радует такой простой момент, как возможность писать цветными ручками в черновике. Не стоит лишать их таких маленьких радостей.

При этом возле рабочего места школьника не должно быть того, что могло бы его отвлечь: компьютера, телевизора или телефона. Важно, чтобы было тихо, ведь когда пытаешься сосредоточиться на том, что не очень нравится, любой шум отвлекает.

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?

Многие мамы и папы жалуются, что их дети делают уроки, только если кто-то из них сидит рядом, и контролирует каждое движение ручкой. Каждый раз принудительно заставлять ребенка делать уроки - утомительно для всех членов семьи. Как помочь школьнику стать самостоятельным?

Нужно дать понять ребенку, что выполнение домашних заданий - его прямая обязанность. Поэтому, начиная с первого класса, ребёнок должен пробовать выполнять их сам. Если будет создан грамотный , ребёнку проще будет его придерживаться.

Нужно помочь сыну или дочери видеть последствия принятых решений. Например, если ребёнок сделал уроки пораньше - у него будет больше времени для себя. Справился самостоятельно - у родителей было время, чтобы приготовить что-то вкусное, или отремонтировать нужную ему вещь. Проигнорировал занятия - будет вынужден всё свободное время посвятить дополнительным учебным мероприятиям. Мама была вынуждена сидеть рядом - ребёнок вместо неё делает что-то, что она не успела.

Этот метод потребует немало времени. Не стоит думать, что ребёнок сразу поймёт связь, моментально решит всё делать правильно, или не будет капризничать, проверяя, не пойдут ли родители ему на уступки.

Когда лучше делать уроки?

Чтобы выполнять задания было проще, лучше делать их, пока в памяти свежи объяснения учителя. Однако здесь стоит учитывать возраст и способности учеников.

Так, недавно врачи опубликовали исследования, касающиеся учащихся младших классов. Младшим школьникам после того, как они вернулись со школы, нужно покушать и поспать хотя бы полчаса. Сон поможет справиться со стрессом, оставив его в первой части дня, и набраться сил для второй его половины. Кроме того, это является привычной частью дня для ребят, которые ходили в детский сад. Соблюдение режима хорошо повлияет на нервную систему и здоровье ребёнка в целом.

Ученики постарше не хотят спать после школы. Им хочется погулять, пока на улице светло и играют другие дети. Родители понимают, что если сын или дочь выйдет гулять, потом ему будет сложно организовать себя, будет довольно трудно заставить ребенка делать уроки. При этом все понимают, что детям нужно двигаться и играть, а они столько часов просидели за партой. Есть несколько вариантов решения этого вопроса:

  • Если ребёнок очень ответственен и действительно вернётся через час и сядет за уроки, можно предоставить ему такую возможность;
  • Если нет, лучше посоветовать ему разделить работу: сначала он сделает письменные задания, потом погуляет час-полтора, а вечером сделает устные уроки;
  • Выполнять задания в школе. Во многих общеобразовательных учреждениях есть дополнительные занятия, на которых учителя помогают детям делать уроки прямо в классе. Если таких занятий нет, можно попробовать договориться с классным руководителем. Придя домой, ученику нужно лишь повторить устные задания.

Если делать домашнюю работу несколько часов подряд, переутомление обеспечено. Необходимо делать перерывы: на 15 минут после 40 минут занятий, или на 10 минут, после того, как закончил уроки по одному предмету.

Как нельзя заставлять детей делать уроки

Воспитание детей начинается с родителей. Есть несколько жизненных ситуаций, которые могут сильно повлиять на желание школьника делать уроки.

Пример взрослых

Если мама требует от детей собранности, но при этом имеет привычку откладывать дела на потом, они не будут её слушать. Они будут на неё смотреть и делать так же. В этой ситуации бессмысленно требовать обратного. А если дети увидят, что родители прикладывают усилия для борьбы со своими недостатками, это покажет им, что такое возможно.

Нетерпение

Некоторые репетиторы просят, чтобы родители не присутствовали на уроках, потому что те начинают торопить детей. Иногда, подгоняя, они унижают достоинство ребёнка. Можно услышать фразы вроде: «Ты что, глупый совсем?», «Тебе что, до сих пор не понятно?», «Вот другие дети сами всё делают, а ты…». Стоит ли упоминать, что после этих слов ребёнку вообще ничего не хочется делать?

Непосильные нагрузки

«Сделаешь уроки, и сразу помоги младшей сестре!» - после этих слов ребёнок будет делать уроки до утра. Потому что понимает - шансов отдохнуть у него нет. Обучение и воспитание детей - обязанность родителей, а ребёнку после школы и домашней работы необходимо иметь время для отдыха.

Боязнь неудач

«Получишь двойку - домой не приходи!» - родители-максималисты так побуждают ребёнка стремиться к отличным результатам. И удивляются, когда видят обратный эффект. А ведь страх перед плохой оценкой мешает ребёнку сосредоточиться на самом задании. Важно помочь понять школьнику, что ошибки — это неотъемлемая часть процесса обучения, и нужно относиться к ним, как к указателям, в чём можно стать лучше.

Некоторые дети говорят, что домашняя работа - лучший способ поссориться с родителями. Но если родители будут иметь правильный взгляд на учёбу своих детей, они быстро научат ребенка делать уроки самостоятельно и быстро, а выполнение домашних заданий станет отличной тренировкой на пути к взрослой жизни. Это научит их усидчивости, планированию и умению советоваться по сложным вопросам.

Здравствуйте, дорогие читатели. Думаю, практически все родители школьников сталкивались с проблемой, когда ребенок не хочет учить уроки. Это довольно распространенная ситуация. Поэтому данная статья будет весьма актуальной. Вы узнаете, какие причины могут вызывать нежелание выполнять домашнее задание, а также, что с этим делать, как помочь малышу.

Возможные причины

Некоторые родители, сталкиваясь с проблемой нежелания ребенка учиться, могут даже не подозревать о том, что провоцируют такое поведение. Главное, не ругать ребенка, попробовать разобраться в сложившейся ситуации, найти вероятные причины и решить их. Давайте рассмотрим, на чем чаще всего основано нежелание делать уроки.

  1. Обычная лень. Однако, предполагать у своего малыша эту причину стоит, если вы и раньше замечали за ним нежелание что-то делать или доводить начатое до конца. Если же он отказывается выполнять исключительно домашнее задание, причина не в лентяйстве. Нужно искать другие варианты.
  2. Страх ошибок. Малыш может волноваться, что не справится с выполнением поставленной задачи. Как правило, понаблюдав за таким школьником, можно заметить, что он тратит много времени на прочтение одного урока. Вот только после этого в голове практически ничего не остается. Весь процесс учебы сопровождается сильным стрессом и волнениями.
  3. Сложности с пониманием конкретного предмета. Возможно, ранее этого не было и проблемы возникли с новой темой. Если вы видите, что малыш не хочет выполнять один урок, к тому же ранее все было в порядке, скорее всего, причина в непонимании предмета.
  4. Способ привлечь внимание. Ребенок может специально не делать задание, чтоб родители обратили на него внимание. Особенно часто так происходит с детьми, недополучающими любовь и ласку своих родителей. В частности, когда они постоянно на работе.
  5. Нежелание выполнять домашнее задание самостоятельно. Некоторые дети нуждаются в вашей помощи и поддержке. Такие малыши с радостью делают уроки в компании с мамой, но совершенно не хотят выполнять в одиночестве. Тут нужно быть осторожным, ни в коем случае не делать задания за него, а лишь только объяснять и направлять.

Мой сын старается делать уроки без моей помощи. Но он очень радуется, когда мы вместе садимся за книги. Ему хочется показать, какой он умный, как легко получается решать примеры по математике или, как быстро он способен выучить стих. Для сына очень важна похвала и мое одобрение. Поэтому я всегда отвожу время на выполнение его уроков. Иногда он сам пытается мне объяснить темы и рассказать, как и что нужно сделать, представляет себя в роли учителя. Вместо него делать уроки мне не приходится, но я всегда помогаю при возникновении сложностей при выполнении заданий.

  1. Избалованность. Возможно, ребенку в детстве позволяли многое делать. Теперь вам сложно заставить малыша отойти от телевизора или прекратить играть на компьютере . Очень сложно усадить за уроки.
  2. Боязнь критики. Возможно, ваш малыш волнуется, что выполненное им задание будет раскритиковано, его назовут «тупицей» или «неучью». Такой страх не может рождаться на пустом месте. Вероятно, малыш и ранее слышал подобное от родителей или от учителя.
  3. Сильный стресс. Дети, которые растут в неблагополучных семьях или у них дома часто слышны скандалы, или в школе кто-то обижает, не могут сосредоточиться и начать выполнять задания. Им тяжело сконцентрироваться из-за накопившихся волнений. Нередко, и положительные эмоции не дают возможность собраться и начать выполнять поставленную задачу.
  4. Проблемы с учителем. Известны такие ситуации, когда ребенок регулярно приносит домой двойки и категорически отказывается выполнять какой-то один урок из-за того, что педагог предвзято к нему относится.
  5. Наличие раздражающего фактора. Ребенок может испытывать трудности с выполнением домашних заданий, если в это время стоит грохот или играет музыка, или даже, мама пылесосит, плачет младший братик.

Как действовать

Если ребенок не учит уроки, что делать становится главным вопросом родителей. Давайте рассмотрим возможные варианты.

  1. Привейте своему ребенку вкус успеха. Расскажите ему, что при получении хороших оценок, за выполнение домашних заданий, его будут хвалить, ставить в пример. А ведь это так приятно, стимулирует еще лучше учиться. Помните, что ему и в жизни это очень пригодится.
  2. Если у вашего малыша не хватает сил выполнять все уроки на «отлично», то можно основные усилия направить на любимые предметы. Нет ничего страшного в том, что ребенок не будет круглым отличником или у него появятся тройки в табеле. Это гораздо лучше, чем растрачивать нервы малыша и свои, заставляя правильно выполнять все уроки.
  3. От ребенка, особенно в подростковом возрасте, родители могут услышать что-то типа «зачем мне вообще ходить в школу и учиться». Тут главное вовремя сориентироваться и объяснить своему «ученику», что это он делает в первую очередь не для вас или учителей, а для себя. Расскажите, как благодаря своей учебе, вы смогли удачно поступить в университет, закончить его и найти хорошую работу. А ведь в будущем это пригодиться и вашему отпрыску.
  4. Для младшего школьника хорошим примером станет рассказанная история о каком-то ребенке или сказочном персонаже, который, благодаря отличной учебе, смог добиться больших успехов. Детям нравятся такие сказки.
  5. Первокласснику привить любовь делать домашнее задание можно с помощью их выполнения в игровой форме. и цифры, изображая их на листке бумаги в виде веселых персонажей. Читайте книги, разыгрывая целые сценки.
  6. Объясните ребенку, что не можно близко к сердцу воспринимать свои ошибки. Он на них только учится. А чужая критика должна восприниматься нормально и рассматриваться, как способ повышения своих знаний и недопущения ошибок в будущем.
  7. Если ребенок находится в сильно угнетенном или, наоборот, в возбужденном состоянии, сначала успокойте его, поговорите, пусть малыш выскажется. Только потом садитесь за уроки.
  8. Если проблемы с деланьем уроков основаны на присутствии отвлекающих факторов, позаботьтесь о том, чтоб их не было. Малышу важно сконцентрироваться для правильного выполнения задания.

Как нельзя поступать

  1. Не приклеивайте ярлыки своему ребенку. Родители совершают глубокую ошибку, если говорят своему малышу, что он «бестолочь» или «лентяй». Своими высказываниями вы заставляете его поверить в свою несостоятельность. Такими поступками, вы не добьетесь улучшений его поведения. К тому же, вы серьезно травмируете его психику, что будет проявляться и по мере его взросления.
  2. Не применяйте шантаж, крики или физическое насилие, заставляя выполнять домашнее задание.
  3. Не перехвалите ребенка. Нередко частая похвала может приводить к тому, что малыш начинает чувствовать себя сверхчеловеком, превозносит себя над другими детьми. В один прекрасный момент решит, что больше нет необходимости учиться. Он и так лучше всех.
  4. Нельзя говорить, что вы «будете очень рады» или, что вы «очень разочарованы». Ребенок должен понимать, что выполняет задание не для того, чтобы порадовать или огорчить маму, а сам для себя.
  5. Не превышаете допустимую опеку. Нельзя выполнять уроки вместо своего малыша. Помогать делать домашнее задание следует до определенного возраста, постепенно уменьшая свое участие. Но не стоит и прогонять ребенка, если даже в старших классах у него возникают трудности с выполнением, например, задачи по химии или упражнения по английскому язык у.
  6. Не стоит часто мотивировать малыша материальными презентами. Всего должно быть в меру.

Возможно, в вашей голове возникает вопрос, как заставить ребенка учить уроки? Главное, не забывайте, что это нужно делать без скандалов и применения силы и, конечно, с учетом индивидуальных особенностей и физических возможностей малыша.

Если вы хотите, чтоб ребенок не терял желания заниматься уроками и добросовестно выполнял домашние задания, следует установить правильный распорядок дня и придерживаться его ежедневно.

  1. Важно выполнять домашнее задание только в хорошем настроении и при положительных эмоциях.
  2. Не заставляйте малыша делать уроки сразу после возвращения со школы. Ученик должен отдохнуть от уроков и писанины, не менее часа. Покормить ребенка, если нужно, положите спать или отправьтесь с ним на прогулку.
  3. Позаботьтесь о проветривании помещения. Повышение уровня кислорода в комнате значительно улучшит работоспособность мозга.
  4. Учите ребенка в первую очередь выполнять самые тяжелые задания, постепенно переходя к легким.
  5. Если юный школьник не справляется с выполнением, помогите ему, подскажите, объясните, но не делайте уроки вместо него.
  6. Желательно выполнять все задания до наступления 19:00. После этого времени работоспособность мозга значительно снижается, ребенку намного сложнее запоминать или выполнять упражнения.
  7. Помните, что нельзя или кричать на него. Эффективности от ваших действий не будет, кроме того, может пострадать психика.
  8. Не разрешайте ребенку есть во время выполнения уроков, максимум можете предложить ему что-то попить.
  9. Не оставайтесь безразличными к вопросам малыша. Отвечайте на них.
  10. Проявляйте особый интерес к жизни ребенка за пределами квартиры. Не забывайте посещать родительские собрания, наладьте контакт с учителем. Будьте в курсе всех школьных событий, не забывайте об этом разговаривать со своим ребенком.
  11. Помните о перерывах между выполнением уроков. Нет необходимости напрягать психику малыша в течение двух часов, он и так полдня провел в школе. Пусть сделает треть заданий и небольшой перерыв, потом еще треть — сможет, к примеру, посмотреть мультфильм, а потом — последнюю треть.
  12. Обязательно хвалите малыша за успешное выполнение домашнего задания.
  13. Разрешайте своему «ученику» проводить досуг, так как ему хочется.

Теперь вам известно, как учить уроки с ребенком. Помните, что силой и угрозами вы ничего не добьетесь, а только усугубите сложившуюся ситуацию. Родители должны вовремя выяснить, в чем причина такого поведения и помочь малышу с ней справиться. И не ставьте завышенные требования, не ждите отличных отметок по всем предметам. Позвольте ребенку учиться, так, как он на это способен. Не заостряйте внимание на его провалах и не забывайте хвалить за успехи.

Школьное время насыщено не только новыми впечатлениями, общением со сверстниками и интересными событиями. Этот период характеризуется также напряженной учебой и постоянными домашними заданиями, которые ребенок не всегда хочет делать. И порой возникает закономерный вопрос: нужно ли заставлять школьника, или нет?

Ликвидировать причину

Проще простого заставить школьника выполнять домашнее задание. Но подобные действия могут привести только к появлению негатива к школе и школьной жизни. Поэтому родители должны набраться терпения и выяснить, почему же это происходит. В зависимости от выявленной причины уже предпринимать те или иные действия.

Нет интереса к учебе

Младшие школьники с удовольствием выполняют только ту работу, которая им интересна. Некоторые дети не любят выполнять легкие задания, даже если это сделать нужно (как сказал учитель). Задания, к которым отсутствует интерес, выполняются всегда в последнюю очередь, когда ребенок уже устал и хочет спать. О качестве выполнения приходится только мечтать.

Решением проблемы будет повышение мотивации к учебе . Можно придумать систему поощрений за каждое выполненное задание. Или сделать карту сокровищ, на которой нарисованы острова (по количеству дней в четверти). На каждом островке есть несколько точек (учебных предметов), через которые движется фишка (обозначает самого школьника — кладоискателя). Каждое выполненное задание – шаг вперед. К концу четверти ребенок доходит до конца пути и получает клад (билет в цирк, театр, прогулка на теплоходе).

Заинтересовать школьника можно знаниями. Ведь каждый день он узнает что-то новое. Интересно будет завести тетрадку-дневник «Что нового я узнал сегодня». Каждый день в нее записывать все, что узнал в течение рабочего дня. Можно разделять знания по предметам: красной пастой писать то, что узнал на уроке математики, синей – русского языка, а зеленой – на литературе.

Ошибки родительского воспитания

Зачастую у детей пропадает интерес к учебе в результате неправильного подхода со стороны родителей:

  • Если школьнику постоянно напоминать о том, что он бездельник, то он об этом никогда не забудет и станет соответствовать приписываемому статусу: зачем что-то менять, если в тебя никто не верит?
  • Еще одна ошибка воспитания – желание облегчить жизнь ребенка, сделать его детство легким и беззаботным, решая за него все задачи. Конечно, малышу становится неинтересно просто переписывать решенные задания в тетрадь, да и отсутствие закрепления (на это рассчитаны домашние задания) не позволяет полноценно усвоить материал.
  • Когда родители позволяют ребенку долго играть на компьютере или постоянно смотреть мультфильмы, то не стоит удивляться тому, что он будет мало уделять внимания книгам.
  • Иногда школьника заставляют сидеть, пока не выполнит все задания. Это чревато нарушением здоровья и снижением интереса к учебе (как может нравиться то, что заставляют делать?).

Как избежать подобных проблем:

  1. Помочь ребенку поверить в себя, поддерживать даже в случае неудачи.
  2. Никогда не выполнять задания за школьника – это его работа. Можно только помочь при необходимости, подтолкнуть к решению.
  3. Контролировать время, проведенное за компьютером и телевизором. Воспитывать любовь к чтению собственным примером (пусть даже это будут журналы – главное, читать!).
  4. Установить время отдыха ребенка (например, пятиминутный перерыв через 20 минут работы).

Пробелы в знаниях

Непонимание и сложность заданий – частая причина нежелания выполнять задания даже у взрослых. Что уж тут говорить о детях? И смысла заставлять их делать то, что они не понимают, нет.

Единственное решение проблемы – устранение этих пробелов. Можно обратиться за помощью к учителю или нанять репетитора. Как вариант – найти онлайн-тренажеры в интернете по проблемной теме.

Усталость

Ответственные дети стараются выполнить домашнее задание сразу, когда придут домой. Постепенно у них скапливается усталость (ведь организм не отдохнул). А это приводит к эмоциональному напряжению, агрессии, нежеланию учиться. Устают дети, которые посещают большое количество кружков и дополнительных занятий.

Чтобы избежать негативных проявлений усталости, важно обеспечить организму отдых . А это – соблюдение режима дня и полноценный сон. Нежелательно делать домашнее задание после школы – пусть ребенок немного отдохнет, поспит или прогуляется на свежем воздухе, а в 16-00 (когда начнется второй пик мозговой активности) приступит к выполнению упражнений. Начинать лучше со сложных предметов, переходя к более легким.

Конфликт с одноклассниками или учителем

Иногда причиной «нелюбви» к домашним заданиям становятся классный коллектив или конкретный учитель.

Что делать в этом случае:

  1. Определить масштабы «трагедии»: может быть, сама проблема ребенком воспринимается гораздо острее, чем есть на самом деле.
  2. Помочь ребенку разрешить конфликтную ситуацию, посоветовать, как поступить.
  3. Если ситуация не меняется, то ребенка лучше перевести в другой класс (школу).
  4. Если учитель игнорирует школьника, относится к нему предвзято, то следует подумать о замене педагога.

Нельзя игнорировать проблемы социализации школьника. Результатом бездействия может быть не только потеря интереса к учебе: постоянные конфликты провоцируют психические расстройства.

Или не заставлять?

По мнению психологов, заставлять ребенка делать что-либо против его воли не следует. Необходимо помочь ему осознать необходимость и пользу выполнения домашней работы. Все-таки, самостоятельная работа позволяет детям закрепить то, что уже изучили в школе, лучше запомнить материал, научиться его использовать. Пропуск этого этапа провоцирует появление пробелов в знаниях, поэтому делать это не рекомендуется.

Опытные психологи советуют не заставлять ребенка делать домашнее задание, а помочь ему. При этом не забывать о том, что вы – любящие и мудрые родители, одновременно строгие и добрые, справедливые и терпеливые.

В общении с ребенком не следует забывать простые жизненные правила, которые помогут сохранить добрые отношения и доверие:

  • Нужно уважать ребенка, помнить, что он – личность со своими уникальными способностями и характером.
  • Важно постоянно напоминать ему о том, что дорог, помогать поверить в себя, делиться уверенностью в том, что малыш сможет справиться с любой неудачей.
  • Не стоит забывать о том, что дети, какого бы возраста они ни были, нуждаются в родительской поддержке.
  • Не использовать для поощрения учебной деятельности учащихся материальные и денежные вознаграждения – не всегда подобный метод будет действовать, только тогда, когда дети будут нуждаться в чем-то.

Есть еще несколько психологических хитростей, которые позволят помочь ребенку быстрее справиться с заданиями:

  1. Если ребенок делает домашнее задание всегда в одно и то же время, то это постепенно входит у него в привычку, а значит, и заставлять потом будет не нужно.
  2. Уроки лучше делать в тот день, когда их задали: во-первых, знания будут лучше усваиваться, а во-вторых, будет казаться, что домашнего задания задали не так уж и много, ведь часть уже будет выполнена.
  3. С младшего школьного возраста нужно научить детей выполнять упражнения самостоятельно, тренировать умение концентрироваться, чтобы в старших классах уже не контролировать их.

Немаловажную роль для развития учебной мотивации играет : если ребенок не желает возиться с домашней работой, нужно убедить его в том, что своевременное выполнение заданий – это хорошо.

Причиной тому могут послужить такие мотивы:

  • Можно получить хорошую отметку на следующем занятии.
  • После сделанного дела на душе становится легче – она освобождается от груза ответственности.
  • При выполнении заданий развиваются такие качества, как ответственность, усидчивость, умение концентрировать внимание, значит, ребенок постепенно развивается.

Не стоит забывать и о похвале: за правильно решенный пример, за умение находить ошибки, красиво писать, самостоятельность. Похвала рождает в ребенке уверенность в собственных силах, заставляет соответствовать указанному стандарту, пробуждает интерес.




Самое обсуждаемое
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?
Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает


top