Когда и как научить ребёнка ползать: упражнения и полезные рекомендации врача. Как научить ребенка ползать на четвереньках? Упражнения, чтобы научить ребенка ползать вперед

Когда и как научить ребёнка ползать: упражнения и полезные рекомендации врача. Как научить ребенка ползать на четвереньках? Упражнения, чтобы научить ребенка ползать вперед

Ползание – важный и необходимый этап в развитии, который подготавливает ребенка к ходьбе. Оно укрепляет и развивает мышцы ног, рук и спины. Ползание формирует естественный изгиб позвоночника, что в дальнейшем поможет при ходьбе. Помогает избавиться от пониженного или повышенного тонуса, устранить асимметрию в теле, кривошею и другие нарушения в функционировании опорно-двигательного аппарата грудничка.

Ползание развивает координацию и интеллект. Это позволяет малышу делать различные движения, держать равновесие и ориентироваться в пространстве. Помогает крохе освоить чувство ритма. Чем подвижнее и активнее ребёнок, тем лучше работает мозг и лучше кровоснабжение, эффективнее происходит психоэмоциональное и умственное развитие. Кроме того, за счет ползания младенцы получают большую свободу в передвижении. В данной статье мы рассмотрим, во сколько месяцев и когда малыш начинает ползать. Узнаем, как научить ребенка ползать.

Когда дети начинают ползать

Малыш начнет ползать после трех месяцев. В это время ребенок учится переворачиваться, замечает разные интересные предметы и игрушки вокруг, до которых хочется дотянуться. Возникают и первые попытки подползти к заветному предмету. В 5 месяцев малыш уже может подползти к интересующей вещи на животике. Причем детки делают это по-разному. Один ребенок ползает назад и вперед, второй – вбок, а третий – по-пластунски.

В шесть месяцев ребенок может начать двигаться на четвереньках. Это уже настоящее полноценное ползание, после которого дети постепенно встают и переходят к ходьбе. , зависит от индивидуального развития. Малыши с лишним весом осваивают ползание немного позднее. Подвижные и активные детки ползают на четвереньках уже в 6 месяцев, другие начинают осваивать этот процесс в 7 месяцев, а некоторые даже в 8.

Нельзя пропускать этот важный этап, а сразу ставить кроху на ножки и обучать ходьбе. Это может вызвать серьезные проблемы в работе мышц и позвоночника, привести к травмам в связках спины, неправильной осанке и искривлению позвоночника. Давайте рассмотрим подробнее, как научить ребенка ползать.

Выкладывание на животик

Выкладывание ребенка на животик – очень важная процедура, которая поможет малышу укрепить мышцы и научиться подниматься на ручках. А ведь это главное условие ползания на четвереньках. Педиатры советуют начинать выкладывание после того, как заживет пупочная ранка на 2-4 неделю с момента рождения. Лежа на животе, кроха развивает двигательные функции и навыки, укрепляет мышцы шеи, спины и плеч. Так он научится опираться на руки, .

Выкладывание на животик обеспечивает правильное развитие ребенка, так как предотвращает деформацию черепа сзади, которая может возникнуть из-за постоянного лежания новорожденного на спине. Кроме того, такая процедура налаживает пищеварение и устраняет колики, развивает хватательный рефлекс и предотвращает развитие пупочной грыжи.

Сначала малыша выкладывают на твердую поверхность, а после трех месяцев начинают класть на специальный развивающий коврик или даже под. Но если вы выкладываете ребенка на пол, учтите, что поверхность должна быть чистой, ровной и безопасной. Полезные советы о том, как правильно выкладывать грудничка на животик, вы найдете .

Как помочь ребенку начать ползать

  • Мотивируйте малыша на ползание. Например, покажите новую яркую или любимую игрушку либо интересный предмет. Вещи кладут перед грудничком с разных сторон. Пытаясь дотянуться, кроха будет двигаться и попытается подползти к заветному предмету;
  • Если игрушка не вызывает интереса, сначала дайте потрогать ее малышу, а затем отодвиньте и оставьте на некотором расстоянии от крохи;
  • Покажите как ползать и достать заветный предмет или игрушку на собственном примере. Помните, что дети двигаются и часто подражают другим. Кроме того, можно использовать пример другого уже ползающего малыша;
  • Регулярно делайте массаж и проводите гимнастику для грудничка. Прекрасно помогают . Даже самые обычные покачивания на мяче прекрасно укрепляют мышцы живота и спины, оказывают благоприятное действие на физическое развитие младенца;
  • Когда малыш начнет ползать, откажитесь от использования манежа. Он ограничивает свободу передвижения и кругозор ребенка, стремления крохи к ползанию. Манеж можно применять в крайних случаях, когда малыш остается один без присмотра;
  • Создайте ребенку комфортные и безопасные условия для ползания, освободите как можно больше пространства. Застелите полы пледом или ковром, уберите опасные предметы, закройте мебельные углы. Находитесь рядом с малышом и не оставляйте одного!;
  • Одевайте на ребенка свободную одежду, которая не стеснит движений. Какую одежду выбрать для новорожденного и грудного ребенка постарше, читайте в статье .

Полезные упражнения

Самых маленьких учите сохранять равновесие. Положите малыша на твердую поверхность вниз животом. Возьмите махровое полотенце, сверните валиком и подложите под грудь ребенку. Рядом разложите игрушки. Это упражнение учит удерживать голову и действовать сразу обеими руками, развивает и укрепляет вестибулярный аппарат, координацию движений.

Упражнение “лягушка” поможет малышу освоить навыки ползания по-пластунски. Положите младенца на живот и обхватите ноги за нижнюю часть голени. Сгибайте и разгибайте ноги по очереди, имитируя плавающие движения лягушки. Повторите движения четыре-пять раз, придержите ноги в согнутом состоянии и дайте ребенку оттолкнуться самому.

Для укрепления мышц рук повесьте над ребенком игрушку. При этом малыш должен лежать на животе. Он попытается схватить висящий предмет одной рукой, а на второй будет стараться приподняться. Когда кроха научится хватать игрушку одной рукой, можно формировать опору на обе руки.

Чтобы научить ребенка стоять на четвереньках, подложите под него небольшой валик или подушку. Покачайте кроху на валике, чтобы он делал упор то на ноги, то на руки. Покажите, как нужно правильно ползать. Для этого должны быть задействованы два человека. Один располагается перед ребенком и перемещает правую руку крохи вперед, в это же время второй перемещает вперед правую ногу. Затем, наоборот.

Если ребенок не ползает

Беспокоиться нужно начинать после девяти месяцев. Если малыш еще не ползает на четвереньках в 10-11 месяцев, обратитесь к педиатру! Врач выяснит, почему кроха еще не ползает и назначит подходящие упражнения и массаж, чтобы грудничок быстрее освоил этот процесс.

Не удивляйтесь и не пугайтесь, если ребенок ползает назад или вбок, передвигается на спинке. В этот нет ничего страшного, малыш нашел наиболее удобный и комфортный способ передвижения. Главное, чтобы он двигался, а ползание при этом не обязательно должно быть традиционным. В данном случае покажите правильный вариант ползания на собственном примере или примере другого ребенка.

Для ускоренного развития и обучения можно использовать специальный трек для ползания. Это узкий пеленальный столик с мягкой серединой и бортиками. Вы можете купить готовый трек либо соорудить оборудование самостоятельно из доски или столика и мягкого одеяла. Столик слегка наклоняют и сначала кроху учат ползать сверху вниз, а затем переводят на ползание вверх, при этом ножки поддерживают ладонью.

Ребенок растет, и родители с удовольствием наблюдают за его преображением, гордятся его новыми умениями. Однако если замечают, что малыш отстает от знакомых детей, то немного расстраиваются. Одно из таких умений – ползанье. Некоторые дети начинают ползать по-пластунски и не хотят становиться на четвереньки.

Мамы задаются вопросом: как научить малыша ползать на четвереньках? А ведь бывает, что ребенок вообще пропускает этот этап и начинает сразу с хождения. На вопрос нужно ли ползанье для малышу, врачи утверждают – да.

Такие навыки моторного развития, как умение держать голову, садиться, ползать, вставать и ходить у детей появляются в разное время. Существуют средние нормы по возрасту для появления этих умений. Но отклонение от этих нормативов не значит, что ребенок отстает в развитии, просто у него такой вариант нормы. Очень редко встречаются заболевания, при которых нарушается моторное развитие, поэтому большинство детей проходит все этапы развития, включая ползанье.

Еще когда ребенку три месяца, положив его на животик, можно заметить, что он пытается ползти на животе. Некоторые дети уже в 4-5 месяцев могут стоять на четвереньках, а в полгода начинают активно ползать. Другие же делают первые попытки уже в 8-9 месяцев. Педиатры считают, что средняя норма, когда малыш должен начать ползать это 6-10 месяцев.

Крупные дети, как правило, двигаются менее активно, и этот навык у них также возникает несколько позже сверстников. А если дело касается недоношенного крохи, то его нормы развития сдвигаются еще больше. Поэтому такой малыш вполне может начать ползти в 10-11 месяцев, ели он родился на 2 месяца раньше срока.

О пользе ползания. Нужно ли этому учить

Бывает, что ребенок пропускает этап ползанья. Он учится переворачиваться на животик, садиться, вставать, а затем сразу ходить. Родители гордятся, что их чадо такое умелое, сразу пошел, да еще и раньше других. Но так ли это хорошо для малыша? Специалисты уверены, что нет.

Нельзя недооценивать умения ползать для здоровья ребенка. Это умение помогает малышу сформировать мышечный корсет спины, укрепить руки и ноги, развить координацию движения. Все это поможет малышу в будущем правильно ходить, избавит хрупкий позвоночник крохи от несвоевременных повышенных нагрузок.

Поэтому не стоит торопить ребенка ходить, лучше направить его на нужный этап развития, помогая научиться ползать.

Условия развития навыка

Если родители хотят научить малыша ползать, то можно помочь ему, создав подходящие условия для развития этого навыка.

  • Прежде всего, ребенку понадобится простор для движения.

Лучшее решение для этого – пол. В манеже или в другом ограниченном пространстве у крохи нет стимула, чтобы ползти. Поэтому нужно опускать малыша на пол, предварительно его подготовив и убрав опасные предметы подальше.

  • Поверхность для того, чтобы учиться должна быть твердая и жесткая.

Это может быть специальный коврик, жесткое покрывало и другое. На скользкий паркет или линолеум опускать кроху не стоит. Кровать также вряд ли подойдет – она слишком высокая. Не стоит использовать также наклонные плоскости.

  • Необходимо завлечь кроху, стимулировать его двигательную активность.

«Приманкой» может стать любимая игрушка, новый интересный предмет, домашняя кошка или собака. Вообще хорошо окружить ребенка интересными вещами, чтобы привлекали его внимание.

  • Можно расположить на пути следования крохи небольшие преграды в виде скрученного пледа и прочего.

Это заставит малыша поднимать корпус, если он ползает по-пластунски.

  • Еще один способ научить маленького исследователя – поместить его в среду таких же ползающих детей.

Это может быть центр раннего развития или просто пригласите друзей с малышами в гости. И возможно вскоре вы сможете принять участие в таком чемпионате:

Готовность к ползанию в разном возрасте

Часто родители начинают беспокоиться, что их малыш не ползает в 5,6,7 месяцев. Это особенно расстраивает, если знакомые сверстники уже овладели навыком. Не стоит торопить малыша. Наверное, он уже пытается это делать, но нужно создать ему соответствующие условия, помочь овладеть подготовительными навыками, укрепить мышцы тела, а дальше он справится самостоятельно.

В 5 месяцев ребенок старается переворачиваться на животик и ползти. Иногда бывает, что ползти получается сначала назад, а потом вперед. Если кроха ползет на животе, то можно помочь ему научиться вставать на четвереньки.

В случае, когда ребенок не научился переворачиваться на животик, необходимо сначала помочь ему освоить это умение. Повернуть малыша на бочок, и завлекать игрушками, чтобы он сам перевернулся, потянувшись за ними.

В 6 месяцев ребенок уже освоит переворот на животик. Продолжаем обучать его перевороту с животика на спинку, вставать на четвереньки, поднимать туловище из положения «лежа на животе», тянуться за игрушками. Для укрепления мышц спинки, пресса, рук и ног выполняют специальную гимнастику, можно на фитболе. Помогут массаж и плаванье.

К 7 или 8 месяцам дети чаще всего уже самостоятельно начинают пытаться ползать. Иногда, прежде чем научиться передвигаться на четвереньках, малыши проходят такие этапы:

  • Подтягиваясь только руками, ползут на животе;
  • Ползут по-пластунски, работая руками и ногами, но, не отрывая живот от пола;
  • Бывает, что малыш поднимает попу и ползет на выпрямленных ногах;
  • Ползают на четвереньках.

В 8-9 месяцев дети обычно уже научились ползать, начинают вставать у опоры, умеют садиться самостоятельно. Иногда ребенок учится ползти после того, как научился вставать и садиться. После этого ему легче стать на четвереньки.

Если к 10 месяца малыш не ползает, не садится и не пытается встать, то следует проконсультироваться с врачом.

Как научить ползать

Учить ребенка имеет смысл, если ему больше 7-8 месяцев, а сам он ленится ползать или не достаточно развит физически. Тогда есть необходимость помочь ему при помощи массажа и специальных упражнений. Однако если малышу нет и шести месяцев, а родителям очень хочется чтобы он ползал, то обучение не нужно, просто создайте условия для освоения этого навыка и наберитесь терпения.

Если вы уверены, что ребенок здоров, у него нет нарушенного тонуса в мышцах рук или ног, заболеваний опорно-двигательного аппарата или неврологического характера, то можно помочь малышу выработать этот навык применяя такие упражнения:

Упражнение 1. Положение ребенка лежа на животе. Малыш опирается на ручки и поднимает туловище. Подложить под грудь валик, чтобы ребенок держал корпус, опираясь на валик. Показываем крохе игрушки, поднимая их чуть выше его головы. Это поможет укрепить мышцы шеи и плечевого пояса, развивать координацию движения. Игрушки постепенно двигаем, ребенок должен следить за ними.

Упражнение 2. «Тачка». Учимся переставлять руки. Ребенок лежит на животе, опираясь руками, поднимает верхнюю часть корпуса. Поднимаем его ножки, поддерживаем его под грудь. Ручки в том же положении, упираются в твердую поверхность. Направляем малыша так, чтобы он шел, переставляя ручки. Можно поставить на расстоянии игрушку, пусть дойдет до нее.

Упражнение 3. «Лягушка». Ребенок лежит на животе. Опирается на ручки. Мама сгибает ножки малыша в позу лягушки, дает малышу оттолкнуться, выпрямив ноги. Повторить несколько раз. Это упражнение также будет полезно, если малыш научился ползти назад, а не вперед. В таком случае полезно периодически давать ему оттолкнуться от вашей руки, запоминая правильное направление — вперед.

Упражнение 4. Учимся стоять на четвереньках. Положить под грудь и живот маленькую подушку или валик. Малыш при этом стоит на четвереньках. Зафиксировать на время такую позу.

Упражнение 5. Поставить малыша на четвереньки. Один помощник удерживает малыша в такой позе, поддерживая по животик. Можно подсунуть ткань или пеленку под грудь и как бы подвесить малыша. Второй взрослый переставляет по очереди то ручку, то ножку ребенка, показывая как ползти.
Можно поползать вместе с ребенком, чтобы ему было интересней и понятней, что делать.

Все эти упражнения направлены на укрепление мышц малыша и улучшение координации движений, если выполнять их регулярно, то вы сможете научить малыша необходимому навыку. Выполнять их нужно, когда ребенок в хорошем настроении, соблюдать спокойствие и доброжелательность, чтобы занятия приносили только положительные эмоции.

Примеры других упражнений вы можете посмотреть на видео:

Меры безопасности

Для того, чтобы занятия прошли благополучно, необходимо заранее побеспокоиться о мерах предосторожности:

  1. Обезопасить ребенка от столкновения с углами, дверцами шкафов, убрать скатерти со столов, чтобы малыш не стянул на себя что-нибудь со стола. Заблокировать доступ на лестницу.
  2. Обеспечить нормальную температуру в помещении, чтобы было не холодно и не жарко.
  3. Одежда должна быть удобной.
  4. Лучше учиться на полу, но если такой возможности нет, то следить, чтобы кроха не упал с высоты.
  5. В поле досягаемости ребенка не должно быть электрических проводов, розеток, электроприборов.
  6. Убрать из зоны досягаемости бытовую химию, косметику, гаджеты, медикаменты, туалет для домашнего питомца. Дети учатся ползать очень быстро, и родители не всегда привыкают к такому новому порядку, поэтому лучше побеспокоиться о безопасности ребенка заранее.

Мнение доктора Комаровского

Известный педиатр утверждает, что не стоит торопить ребенка и нужно дать ему время самому освоить все навыки. Каждый ребенок имеет свой ритм развития, и подгонять его не нужно. В то же время доктор отмечает большую пользу от ползанья. Он говорит, что чем позже малыш начнет ходить прямо, тем здоровее будет его позвоночник.

Однако доктор не призывает пускать все на самотек. В книге «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» он отмечает:

Таким образом, ребенку нужно давать развиваться самостоятельно, но массаж, гимнастика, закаливание и правильный образ жизни, который обеспечивают родители, помогут крохе преодолеть все трудности и научиться ползать, вставать, ходить и все остальное.

Более подробно о мнении доктора об этом навыке вы узнаете из видео.

Ползание – важный этап в жизни младенца, подготавливающий опорно-двигательную систему к последующим нагрузкам при ходьбе. Большинство детей осваивают этот навык самостоятельно. Но если у малыша возникают проблемы с передвижением, ему не обойтись без помощи родителей. Для этого мамам и папам потребуется разобраться в вопросе о том, как научить ребенка ползать.

Польза ползания

Для маленького человека очень важно прохождение всех этапов роста, запланированных природой. Это обеспечивает нормальное развитие важнейших систем организма. Возраст перехода к следующему периоду и продолжительность прохождения каждого зависят от индивидуальных особенностей малыша, главное – сохранение последовательности. Пропуск какого-либо из этапов может отрицательно сказаться на дальнейшем физическом и психологическом развитии ребенка.

Специалисты считают, что процесс ползания необходим малышам и оказывает положительное влияние на организм:

  • тренирует руки и укрепляет мышечную систему младенца;
  • развивает чувство баланса и равновесия, укрепляет вестибулярный аппарат;
  • укрепляет позвоночник, формируя правильную осанку;
  • развивает координацию движений нижней и верхней половины тела;
  • формирует представление о схеме собственного тела;
  • устанавливает межполушарное взаимодействие головного мозга, включая поочередно правое и левое полушария, что снижает риск нарушения процессов чтения и письма в дальнейшем;
  • способствует изучению окружающего мира;
  • учит фокусировать взгляд на том же расстоянии, на котором обычно пишут, читают, рисуют;
  • формирует начальные навыки ориентации в пространстве, необходимые позже для успешного обучения письму, геометрии, ориентации во времени;
  • развивает мелкую моторику, стимулируя ловкость рук;
  • совершенствует тактильные ощущения, заменяя массаж ладошек и способствуя снижению мышечного тонуса.

Когда ребенок начинает ползать

Не существует единого шаблона, по которому должны развиваться все дети без исключения. Есть лишь усредненные данные, примерно определяющие возрастные рамки, когда малыш способен освоить тот или иной навык.

В среднем ребенок начинает ползать в период с 6 до 9 месяцев, обычно после того, как он научился уверенно сидеть. Ведь из положения сидя гораздо удобнее вставать на четвереньки. Но первые попытки ползания могут быть предприняты крохой уже в возрасте 5 месяцев. Некоторые малыши к 6-7 месяцам активно передвигаются ползком, другие не делают попыток месяцев до 8. Это зависит от целого ряда факторов.

  • Развитие опорно-двигательного аппарата . Ребенок не сможет ползать, пока у него недостаточно укреплены мышцы рук и спины. Для этого необходимо выполнять с ребенком различные комплексы упражнений. Кроме того, для малыша лучшая гимнастика – когда он поочередно или одновременно поднимает ручки и ножки, лежа на животе. Дети, которых часто кладут на живот, обычно с удовольствием занимаются такой зарядкой.
  • Общее состояние здоровья малыша . Если у ребенка есть проблемы со здоровьем (например, ортопедические), процесс ползания может оказаться ему не по силам.
  • Рождение раньше срока . Недоношенные дети часто отстают в развитии и начинают ползать гораздо позже своих сверстников. Это может произойти примерно в 10 месяцев.
  • Уровень развития нервной системы . Освоение принципа перемещения тела в пространстве во время ползания является результатом напряженной работы головного мозга. Нервная система ребенка должна быть готова к такой нагрузке.
  • Особенности телосложения . Детям с плотным телосложением ползать тяжелее, чем худеньким малышам, из-за большего веса им труднее удерживать свое тело в нужном положении.
  • Индивидуальные особенности . Каждый ребенок познает окружающий мир в собственном ритме. Активные и предпочитающие тактильные ощущения малыши начинают ползать раньше. Более спокойные и склонные к наблюдению младенцы могут поползти позже.
  • Гиперопека со стороны родителей . Если родители слишком опекают свое чадо, у ребенка может не возникнуть потребности в ползании. Ему нет необходимости тянуться, чтобы что-либо достать, ведь мама подаст все, что он захочет, и принесет все, к чему малыш проявляет интерес.
  • Пол ребенка . Как правило, девочки опережают мальчиков на некоторых этапах развития, поэтому ползать они часто начинают раньше.

Стимулирование ползания

Для более раннего стремления к ползанию необходимы благоприятные условия, которые могут обеспечить малышу родители. Для этого с ребенком нужно заниматься, начиная с рождения: делать гимнастику, чаще класть кроху на животик. К 4 месяцам суммарное время, отведенное для физических упражнений, должно составлять не менее 30 минут в день.

Отличным стимулятором физического развития ребенка является массаж. Конечно, кроха и без него научится рано или поздно сидеть, ползать и ходить. Но массаж, особенно профессиональный, способен ускорить эти процессы, укрепляя и оздоравливая организм малыша.

Если ребенку уже исполнилось 7 месяцев, а он еще не делает ни малейших попыток передвигаться самостоятельно, можно помочь ему, создавая необходимые условия и выполняя с ним комплексы упражнений для активного движения.

Оптимальные условия

Свободное пространство . Ребенку необходим простор, чтобы он мог свободно перемещаться. Если его пространство ограничено кроваткой или манежем, ползать он может и не начать. Кровать или диван будут небезопасны для обучения навыку ползания. Отвернувшись даже на пару секунд, мама рискует обнаружить кроху на полу.

Манеж очень удобен в некоторых случаях, например, если маме нужно отлучиться ненадолго в другую комнату или на кухню. Но злоупотреблять его использованием, ограничивая пространство малыша, не стоит. Для нормального развития крохе необходимо постоянно изучать окружающий мир.

Подходящая поверхность . Лучшим вариантом для ползания является пол. На него можно постелить покрывало или плед, накрыв сверху простыней. Так поверхность будет достаточно твердой, но при этом комфортной и безопасной, если вдруг ручка малыша подвернется и он ударится лбом. Также можно постелить на пол туристический коврик.

Отсутствие сквозняков . Нужно убедиться, что в квартире нет сквозняков. Холодный воздух, который опускается вниз, где будет находиться малыш, может стать причиной простудных заболеваний.

Безопасная среда . Прежде чем пустить ребенка на пол, взрослым следует осмотреть окружающее пространство с точки зрения своего чада в прямом смысле. Для этого нужно опуститься на четвереньки или лечь на пол и оглядеться. Место может считаться безопасным, если:

  • надеты накладки на острые углы;
  • мебель надежно закреплена;
  • убраны провода и сетевые удлинители;
  • поставлены заглушки в розетки;
  • шторы не свисают до пола;
  • пол чистый;
  • убраны все мелкие, бьющиеся и острые предметы, до которых малыш может дотянуться;
  • при наличии домашних питомцев убраны миски с кормом и лотки с наполнителем.

Удобная одежда . Для ползания подойдет легкая одежда, которая не будет сковывать движений ребенка. Например, футболка с коротким рукавом и шорты. Колени лучше оставить открытыми, так малышу будет удобнее на них опираться.

Упражнения для освоения навыка ползания

До того как начать обучение ребенка ползанию с помощью специальных упражнений, родителям необходимо получить консультацию врача. Может оказаться, что нежелание малыша осваивать полезный навык вызвано проблемами со здоровьем, такими как повышенный или пониженный мышечный тонус, нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата. В этом случае упражнения вместо пользы могут ухудшить состояние ребенка. Специалист поставит правильный диагноз и назначит комплексную терапию. Если же никаких отклонений в развитии не выявлено, можно приступать к занятиям.

Начальный комплекс

  • Для уверенного передвижения ползком малыш должен опираться на полностью раскрытые ладони. В этом поможет использование фитбола. Малыша кладут животом на мяч, крепко придерживая за ножки. Продвигая мяч вперед, кроху медленно и осторожно наклоняют головой вниз. Как только ручки ребенка достанут пола, кроха тут же раскроет ладони, чтобы опереться.
  • Для развития коленных суставов и стимулирования отталкивания подойдет следующее упражнение на фитболе: малыша положить на мяч животом вниз, придерживая одной рукой за спину. Другой рукой поочередно сгибать ножки ребенка так, чтобы он упирался ступней в ладонь взрослого. Через некоторое время кроха сам начнет отталкиваться ножками, слегка продвигая мяч вперед.

Укрепление плечевого пояса

Бывает, что ребенок не ползает из-за того, что у него слишком слабые руки. Это можно исправить с помощью специальных физических упражнений, направленных на развитие определенной группы мышц.

  • Самых маленьких полезно приподнимать за ручки, при этом малышу будет удобно держаться за деревянную палочку или пальцы взрослого. Можно аккуратно покачать ребенка вперед-назад.
  • Малыша, уверенно держащего головку (обычно это бывает к 3-4 месяцам), можно положить на живот, подложив под грудь небольшой валик (например, свернуть одеяло). В таком положении крохе будет удобно брать игрушки, так как ему не приходится опираться на руки. Это упражнение способствует укреплению мышцы спины, а также развивает вестибулярный аппарат.
  • В полгода ребенок уже способен приподниматься на руках, лежа на животе. Ему важно научиться брать игрушку одной рукой, перенося вес на другую. Для освоения этого навыка можно положить ребенка на живот, подвесив перед ним яркую игрушку на небольшой высоте, чтобы ему пришлось тянуться к интересному предмету.
  • С ребенком, которому исполнилось 8 месяцев, полезно выполнять еще одно упражнение для укрепления ручек: положить малыша на живот и, аккуратно приподняв за ножки, чуть подтолкнуть вперед. Ребенок, опираясь на руки, начнет перебирать ими по полу. Нужно соблюдать осторожность, не толкать слишком сильно, чтобы малыш не ударился головой об пол.

Малыш не хочет ползать: как заинтересовать

Бывает, что физически ребенок готов к ползанию, никаких проблем со здоровьем нет, все условия созданы, но кроха упорно отказывается учиться передвигаться самостоятельно. Тогда родителям придется проявить упорство, чтобы заинтересовать своего «ленивого» малыша и побудить его к движению.

Наклонная плоскость . Ребенка легче будет научить ползать на поверхности, которая имеет небольшой угол наклона. Для этого подойдет широкая доска. Можно обить ее каким-либо материалом, достаточно гладким, чтобы не повредить кожу малыша, но при этом не скользким. Доску укладывают слегка под наклоном, прочно закрепив. Ребенка кладут на живот в верхней части, постоянно придерживая и подстраховывая во время спуска.

Достать игрушки . Взять яркую игрушку (лучше новую либо ту, которая сильно интересует малыша), отодвинуть ее от лежащего на животе ребенка так, чтобы она была у крохи перед глазами, но достать ее он не мог. Желанный предмет будет отличным стимулом для движения вперед. По мере того как ребенок продвигается, игрушку можно отодвинуть еще. Но после того, когда малыш немного проползет, игрушку ему нужно отдать, иначе он потеряет к ней всякий интерес.

Можно разложить несколько предметов (игрушек) на различном расстоянии. Их не должно быть слишком много, 3-5 будет достаточно, чтобы внимание малыша не рассеивалось. Раскладывать игрушки нужно так, чтобы какие-то из них ребенок мог достать, поворачиваясь на месте, а другие – продвинувшись вперед. Наибольший интерес у детей обычно вызывают музыкальные и двигающиеся игрушки, а также домашние питомцы. Но последних не всегда можно уговорить сидеть на месте, наблюдая за подползающим с неизвестными целями младенцем.

Совместное ползание . Если игрушки и прочие предметы не заинтересовали маленького исследователя и не вызвали у него желания ползти, придется взрослым самим встать на четвереньки. Малыш будет в восторге, если мама с папой покажут ему, как интересно и весело ползать всем вместе. Можно помочь малышу, передвигая поочередно его ручки и ножки.

Хорошо, если у ребенка есть возможность понаблюдать за другими активно ползающими сверстниками. Желание подражать может побудить кроху повторить движения за другими детьми и попробовать ползти.

Ползание способствует правильному психологическому и физиологическому развитию ребенка. Не следует пропускать этот важный этап, пытаясь сразу поставить малыша на ноги и обучая ходьбе. Родителям не нужно пытаться опередить время, лучше просто помочь крохе реализовать свои возможности. Главное – постараться пробудить интерес к движению, создавая для этого все условия.

Ползание полезно, прежде всего, потому, что оно помогает тренировать руки. Известно, что при этом устанавливается связь между полушариями мозга, что способствует улучшению координации, исключению дислексии и дисграфии. Это ускоряет развитие, ведь чем больше малыш в движении, тем быстрее он будет познавать мир. Для него это целое «открытие Америки» - пусть даже и в пределах отдельно взятой квартиры!

Так, когда же родителям ожидать новых достижений ползунка? Считается, что начало данного периода приходится на возраст 4–8 месяцев. Бывает, что даже после 8 месяцев ребенок не передвигается на четвереньках либо ползает, но очень плохо. Поэтому в силах родителей помочь ему, делая при этом ежедневные специальные упражнения, о чём будет сказано ниже. А пока для успокоения переживающих мамочек, расскажем о том, как же ползают детки. Выбор каждого варианта подсказан малышу его телом и интуицией:

  • Одни ползают, опираясь на ручках и «шагая» на корточках.
  • Другие опираются на прямые руки и ножки, согнутые в коленках, - и так поочерёдно передвигают их.
  • Третьи «работают» ручками, а согнутые ножки лишь подтягивают.
  • Четвертые как бы «выбрасывают» одну ножку вперёд и прокладывают ею путь, а другую поджимают под себя.
  • Ну, а пятые любят ползти задом наперёд, пятясь назад, как рачки, и при этом, мило заглядывая себе между ножками, чтобы, так сказать, уточнить маршрут.
  • И последние - «червячки» и «лягушонки»: первые старательно извиваются на полу, направляясь к намеченной цели, а вторые продвигаются на животике и при этом отталкиваются ступнями и ножками.
Что касается специальных упражнений, что научат ребенка ползать, то перед их началом целесообразно проконсультироваться с педиатром, ортопедом и неврологом. Ребенок может плохо ползать из-за таких проблем со здоровьем, как гипо- или гипертонус, слабость мышц рук или нарушения опорно-двигательной системы. В данном случае стимулировать ослабленный организм, - значит ухудшить его состояние. Будьте бдительны! Но если врачи сообщат, что со здоровьем ребенка всё в порядке, то можете смело приступать к занятиям.

Упражнения, помогающие ребенку быстрее начать ползать

Упражнение №1

Цель: улучшить опору на прямых ручках.

Для ползания на четвереньках требуется хорошая опора на прямых руках и способность опираться лишь на 3 точки. В среднем, к полугоду ребенок при положении «лежа на животе» начинает приподниматься на прямых вытянутых ручках и даже захватывать игрушку одной рукой, при этом спокойно опираясь на другую. Но это всё теория, в реальности начало ползания во многом зависит от родителей, в силах которых проводить упражнения и делать лёгкий массаж после водных процедур.

Положите ребенка на животик и подвесьте погремушку так, чтобы она оказалась немного выше его головы. Для захвата ему придётся «поднапрячь» верхнюю часть туловища, вытянуть ручки и достать, наконец, одной рукой эту игрушку. Лучше сначала заинтересовать его в этом, дав малышу её потрогать, а затем уже подвесить вверх.

Упражнение №2

Цель: научить «работать» руками в положении «лежа на животе».

Скатайте одеяло и сформируйте из него небольшой валик. Подложите под грудь ребенку валик так, чтобы голова и ручки свисали с него, а ноги и живот были на диване (или можно на полу, но постелите что-нибудь мягкое). Так ему будет намного проще брать обеими руками игрушки, поворачивая голову и тем самым тренируя вестибулярный аппарат.

Упражнение №3

Цель: научиться стоять на четвереньках.

Подложите под живот скатанное одеяло или небольшую подушку так, чтобы ручки и ножки свисали по сторонам подушки, а живот и грудь оказались на самой подушке. В таком случае малышу придется вынужденно встать на четвереньки.

Упражнение №4

Цель: научить стоять на коленках.

Кто-то из деток абсолютно не любит ползать на коленках, они передвигаются довольно забавно - поднимаясь на прямых ручках-ножках и так быстро передвигаясь вперед. Но перед тем, как ставить на четвереньки, следует научить его стоять на коленках:

  • прижимаем спиной малыша к своему животу;
  • одной рукой обхватываем под мышками;
  • другой - ставим на диван коленками, а не стопами ног, таким образом, чтобы к вашему телу оказалась прижатой ровная спинка ребенка. Путь он попытается походить в данном положении. Как только будет освоено упражнение, медленно опустите дитя вперёд, так, чтобы ручками он смог опереться на диван, но оказался на четвереньках.

Упражнение №5

Цель: научить переставлять ножки при положении «на четвереньках».

Постелите на пол матрас (желательно высокий) и положите ребенка так, чтобы грудь оказалась на матрасе, локти опирались на поверхность матраса, ну а коленками малыш стоял на полу. Встаньте с противоположного конца и двигайте матрас к себе. В этом случае ребенок начнёт передвигать коленками, так как опора для верхней части тела тоже движется вперед.

Упражнение №6

Цель: научить переставлять ручки.

Поднимите ребенка над любой поверхностью (например, стола), держите одной рукой под грудь, другой - поднимайте ноги. Упражнение рассчитано на то, чтобы он смог ладошками опираться на стол. Слегка подталкивайте его с целью, чтобы он переставлял руки. Для стимула положите рядом яркую, любимую игрушку.

Упражнение №7

Цель: научить ребенка ползать на четвереньках.

Данное упражнение лучше выполнять обоим родителям. Поставьте дитя на пол, чтобы он оказался в положении «на четвереньках». При этом один будет отвечать за перемещение ног, а другой - за перемещение рук (один передвигает вперед правую ручку, а другой подталкивает левую ножку, и наоборот).

Видео, как научить малыша ползать


Дорогие мамочки-папочки! При обучении вашего чада ползанию помните о трёх главных вещах:
  • Снимите все пространственные ограничения: не держите его постоянно в манеже или кроватке, а лучше почаще выкладывайте на пол.
  • Стимулируйте яркими игрушками, разбросанными по полу, - пускай ребёнок учится самостоятельно ползать и собирать их.
  • Покажите на своем примере, как нужно ползать. Больше всего полугодовалым деткам нравится передвигаться по-пластунски вслед за мамой или папой. Не забывайте проводить ежедневные упражнения и массаж. Ну и, конечно же, не стоит переживать, если карапуз не ползун, а принц, «восседающий» на троне и требующий перемещения на маминых-папиных руках. Они ничем не уступают по показателям развития своим сверстникам и уже очень скоро начнут безбоязненно и уверенно делать свои первые шаги!

Ползание младенцев часто считается необязательным промежуточным этапом развития, и некоторые родители даже гордятся, что их карапуз не ползал, а сразу начал ходить. Среди врачей нет однозначного мнения, должен ли ребенок в обязательном порядке ползать – одни специалисты предлагают не переживать, если ребенок не стремится ползать, но в остальном развивается удовлетворительно, а другие рекомендуют научить грудничка передвигаться на четвереньках, поскольку этот этап развития очень важен.

Так ортопеды отмечают, что ползающие малыши лучше подготовлены к нагрузкам, возникающим при ходьбе, у них лучше развиты двигательные навыки, а психологи и неврологи считают ползание важным для формирования у ребенка в дальнейшем некоторых навыков.

Польза ползания

Многие родители воспринимают ползание как несовершенный этап умения перемещаться в пространстве, поэтому не понимают, почему врачи рекомендуют учить кроху ползать, если ребенок не хочет этого делать сам.

В процессе ползания у грудничка:

  1. Устанавливаются связи между полушариями мозга. Благодаря этому значительно улучшается координация движений и снижается риск развития дислексии (неспособности осваивать навыки чтения при должном уровне развития других способностей) и дисграфии (неспособности осваивать навыки письма)
  2. Активизируется активность мозга, зрение и слух
  3. Активно развиваются тактильные ощущения, так как малыши, ползая, соприкасаются с разнообразными поверхностями
  4. Развивается пространственная ориентация

Кроме того, когда малыш ползает, он начинает познавать не только окружающий мир, но и собственное тело. Передвижение ползком требует от ребенка умения соотносить зрительную информацию с размерами и возможностями тела, он должен научиться определять, куда двигаться и как обходить препятствия.

Способствует передвижение ползком и развитию разговорной речи.

Вставший на четвереньки малыш получает возможность изучать новую картину мира. Сколько времени он наблюдал за окружающими предметами с высоты, постоянно находясь на руках у взрослых! Теперь же предметы вокруг стали ближе, поэтому зрительное восприятие обостряется, и ребенок лучше воспринимает новые цвета и формы.

Когда дети ползают, у них активизируются все зрительные поля. Малыш приучается смотреть себе под руки, вниз, а хорошо развитое нижнее поле зрения напрямую связано с осторожностью и возможностью легко освоить школьные навыки.

Во время ползания у крохи происходит планомерное формирование координаты «высота», а если ребенок не хочет ползать и сразу пытается ходить (тем более в ходунках), планомерное формирование нарушается независимо от того, во сколько месяцев карапуз пошел.

С психологической точки зрения малыши, которые ползают, вырастают более настойчивыми и целеустремленными. Когда дети начинают ползать (обычно ребенок начинает ползать в возрасте 6-7 месяцев), у них уже прекрасно развито зрение. Малыш отлично видит заинтересовавший его предмет, расположенный на расстоянии, и чтобы достать его, ребенок вынужден прикладывать усилия. Так формируется характер крохи и понимание того, что любая поставленная цель требует приложения усилий.

Кроме того, когда малыш ползает, он на подсознательном уровне начинает привыкать находится некоторое время без мамы и занимать себя самостоятельно.

В этот период малышу требуется повышенное внимание, так как он в состоянии дотянуться до опасных предметов, но уверенно ползающую кроху легче научить ходить, чем детей, проводящих время в безопасном манеже. Перемещение на четвереньках помогает малышу психологически привыкнуть к самостоятельному передвижению, а окрепшие мышцы придают уверенности.

Как ползание влияет на физическое развитие

Когда малыш пробует ползать, у него развиваются основные нервные реакции.

Ползание помогает:

  1. Научиться подчинять себе тело, так как для того чтобы ползти, ребенку надо освоить чередование конечностей, умение делать поворот и осматривать окружающее
  2. Компенсировать неврологические проблемы, которые не удалось полностью устранить с помощью массажа (дистония и кривошея)
  3. Подготовить благодаря укреплению мышц спины позвоночник к повышенным нагрузкам для ходьбы, что позволяет избежать в будущем развития остеохондроза

До того момента, когда малыш поползет, ему надо научиться находить источники звуковых сигналов и распознавать сигналы визуальные, переворачиваться в сторону интересующего предмета.

Когда ребенок ползает, всю эту информацию ему нужно соотносить со своими возможностями. Кроме того, когда малыш ползает, активизируется мозговая деятельность благодаря одновременной работе ручек и ножек (конечности правой стороны чередуются с конечностями левой стороны).

Для того чтобы ползать, дети должны уметь лежа на животике держать голову, приподниматься, опираясь на раскрытые ладошки, предплечья и вытянутые ручки, а также самостоятельно переворачиваться.

Если ребенок не ползает

Многие родители не представляют, во сколько месяцев грудничок начинает ползать, сравнивают данные всех знакомых и очень переживают, почему их малыш еще не ползает.

Существуют определенные сроки, в которые ребенок обычно начинает ползать, однако развитие каждого малыша происходит по-разному. Темперамент у детей различен, поэтому непоседа и неугомонный исследователь начинает ползать с 5-ти месяцев, а спокойный или ленивый карапуз может поползти и в 8 месяцев. И эти сроки являются вариантами нормы.

Известный детский врач Комаровский отмечает, что даже очередность формирования различных навыков носит индивидуальный характер, поэтому не торопите природу, не ориентируйтесь на определенные сроки (во сколько ребенок должен сесть, встать и т. д.).

Отдельно стоит отметить трусишек, которые предпочитают познавать мир на родительских руках, и крупных детишек – таким малышам надо помочь проползти первые метры и т. д.

Однако взрослым стоит обращать внимание на общее развитие крохи и вовремя определить, почему ребенок не ползает, так как возможно наличие серьезных заболеваний, препятствующих нормальному развитию ребенка.

Большинству детей для того чтобы поползти достаточно возможности часто бывать на полу, где возможно свободное перемещение, и наличие интересной цели.

Если карапуз полностью здоров и просто ленится проявлять двигательную активность, ему надо помочь освоить навыки ползания и научить перемещаться самостоятельно (зачастую такие ленивцы не желают даже переворачиваться самостоятельно).

Если дитя не начинает делать попытки проползти хоть немного, малыша можно научить ползать, делая с ним специальные упражнения.

Как помочь малышу освоить навыки ползания

Как отмечает Комаровский, важно не только то, сколько времени вы занимаетесь с ребенком, но и регулярность занятий. Доктор рекомендует не использовать ходунки и не помогать ребенку садиться и вставать, так как задача родителей – стимулировать малыша самостоятельно осваивать новые двигательные навыки.

Упражнения с гимнастическим мячом

Хорошо стимулируют развитие двигательной активности у младенцев упражнения на фитболе (гимнастическом мяче). Занятия могут включать:

  1. Покачивание. Малыша выкладываем на животик (а затем и на спинку), и, придерживая рукой, слегка покачиваем
  2. Упор ручками. Мяч с лежащим на животике карапузом (мы его придерживаем за ноги) толкаем вперед. В момент приближения к полу малыш инстинктивно выставит перед собой ручки и раскроет ладошки (подобные упражнения помогают научить кроху разжимать кулачки, ведь для ползания ребенок должен уметь опираться на ладони)
  3. Упор ножками. Упражнение выполняется так же, как и предыдущее, но малыш должен коснуться пола полной ступней

На видео все эти упражнения хорошо продемонстрированы

Можно поместить гимнастический мяч в детскую кроватку в ноги малышу – так мы учим его отталкиваться ступнями. Стимулирует ползание и сгибание ножек в положении лежа на мяче.

Упражнение «тачка»

Научить малыша опираться на ручки можно, приподняв кроху так, чтобы одна ваша рука поддерживала его под грудью, а вторая – за ноги. Ручки ребенка должны касаться твердой поверхности – так мы учим малыша перебирать руками, опираясь на ладошки.

Упражнение с валиком

Научить малыша работать руками помогает свернутое в валик одеяльце. Оно помещается под грудь грудничка, лежащего на животе. При этом ножки и животик лежат на поверхности кровати, а голова и ручки свисают с валика. По бокам надо положить игрушки – это стимулирует ребенка поворачивать голову и перебирать руками, а также тренирует вестибулярный аппарат.

Посмотрите видео о развитии навыка ползания у грудничка

Упражнение с игрушками

Хорошая опора развивается и при попытках малыша достать одной рукой игрушку, приподнявшись на вытянутых руках.

Полезно также сесть на пол, посадить кроху перед собой между вашими ногами (лицом вперед), а на некотором расстоянии от ваших ног положить игрушки. Чтобы достать игрушку, ребенок вынужден будет потянуться за ней, перевернувшись на живот. Помогите ему при этом прилечь животом на вашу ногу, а ножки малыша согните, зафиксировав их своей второй ногой. Так ребенок некоторое время будет играть, стоя на четвереньках.

Не забывайте и об обычной гимнастике, а так же массаже.

Упражнения с полотенцем

Помогают научить карапуза подниматься на четвереньки упражнения с полотенцем. Ребенок выкладывается на животик, а поперек туловища снизу пропускается скатанное в рулон полотенце. С помощью этого полотенца малыш приподнимается над поверхностью так, чтобы ладошки и коленки слегка касались поверхности, и немного покачиваем кроху.




Самое обсуждаемое
Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников
Детская ортопедическая обувь Twiki Детская ортопедическая обувь Twiki
Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих


top