Как проявить интерес ребенка к чтению. «Интерес к чтению стал расти. Развитие познавательного интереса к чтению у младших школьников

Как проявить интерес ребенка к чтению. «Интерес к чтению стал расти. Развитие познавательного интереса к чтению у младших школьников

Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя -найти привлекательный момент в них, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать?

Методике известны многие приёмы отработки техники чтения, т.е. правильного способа чтения, правильности, темпа и отчасти выразительности.

Главный из них - это многочтение, такой приём, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.

Виды работы на уроках чтения:

1. Чтение всего текста

2. Чтение текста, с целью деления на части и составления плана

3. Чтение по готовому плану

4. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу

5. Чтение цепочкой по предложению

6. Чтение цепочкой по абзацу

7. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку

8. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос

9. Чтение самого красивого места в тексте

10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком)

11. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста

12. Чтение с целью нахождения в тексте 3 (4.5...) выводов

13. Установление путем чтения причинно-следственных связей

14. Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев

15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора

16. Нахождение и чтение образных слов и описаний

17. Нахождение и чтение слов с логическим ударением

18. Вычленение слова из текста к предложенной схеме, например: чн, леи

19. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило

20. Нахождение в тексте самого длинного слова

21. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов

22. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т.п.

23. Чтение с пометками непонятных слов

24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным слова записаны на доске)

Наверное, все согласятся, что любое действие, которое диктуется сверху, и в котором у человека нет личной заинтересованности, выполняется неохотно и, как правило, даёт мало пользы. Поэтому учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно.

Ниже рассмотрим основные виды чтения.

Возвращающееся чтение - это перечитывание уже знакомых детям произведений через некоторое время. Такое чтение способствует развитию у детей положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их воображение. Вместе с тем происходит углубление и переоценка полученных ранее впечатлений, когда воспринятые образы всплывают в памяти и высвечиваются по-новому, приближая ребёнка к пониманию идейно-художественного смысла произведения.

Основным моментом урока «возвращающегося» чтения является выдвижение предположений в классе о том, «почему Саше или Наташе захотелось перечитать это произведение». Также следует не только раскрывать детям значение повторного обращения к произведению как возможность дополнительной встречи с полюбившимися героями и их авторами, но и помогать ученикам выявлять всё новые смыслы произведения, подводя детей к осознанию своего обновлённого восприятия читаемого.

Свободное чтение - это обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать. Значение такого чтения заключается в следующем:

Любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребёнка возможности свободно определять своё отношение к нему, включающее заинтересованность содержанием чтения, личностью автора или в стремлении к духовному росту, желанием не отставать от других в читательских умениях и др.

Свободное чтение как чтение без стесняющих ребёнка рамок позволяет ему читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, что само по себе стимулирует желание вести этот диалог. Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов .

Психологами установлено, что на каждом возрастном этапе развития человека формируется ведущий тип деятельности, способствующий развитию личности. Для младших школьников - это учебная деятельность, в процессе которой ученик осваивает теоретические знания и одновременно развиваются произвольность поведения, отвлечённое мышление, мыслящая память. Ученик из объекта обучения становится субъектом учения. Знания усваиваются им не вообще, а в форме учебной деятельности.

Общие структурные элементы учебной деятельности: учебная задача, цель и мотив, ориентировочные и исполнительские действия, самоконтроль и самооценка продукта деятельности - должны присутствовать в обучении всегда. Значит, содержанием обучения должны стать не только предметные знания, умения и навыки, но и деятельность по их усвоению. Опора на мотивацию учения, знание способов действия решения задачи, операций по усвоению знаний - это то новое, что постепенно вносится в практику начальной школы.

Таким образом, деятельность ребёнка направляется на формирование общих умственных действий - умений учиться и специальных предметных действий в системе любого учебного курса.

В систему формирования учебной деятельности должно быть включено и обучение чтению. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребёнка по другим предметам. Чтение как один из видов речевой деятельности соотносится с общей структурой деятельности, в том числе и учебной, поэтому навык чтения не может формироваться полноценно без мотивации учения, без наличия ориентировочных и исполнительских действий в процессе его освоения, а также без воспитания при этом у учащихся чувства самоконтроля и самооценки.

Чтение осуществляется с помощью литературы, но основной проблемой является формирование читателя на начальном этапе его развития, а именно: овладение прочными навыками чтения и способами работы с художественным и научно-популярным текстом.

Несмотря на то, что начальную школу называют школой навыка, недооценивающей общее или умственное развитие ребёнка, но можно утверждать, что навык чтения формируется на уровне букваря. Далее навык чтения развивается спонтанно и его формирование не управляется. Вот почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте.

Как говорит известный критик и философ И.Ф. Карякин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё… пока не обожжётся этим открытием -- до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нём".

Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда:

Ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем,

Когда он откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала .

Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для него.

Сухомлинский пишет: «То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным» .

Поэтому проблема пробуждения и развития интереса к чтению как к уникальному виду деятельности и явлению культуры приобретает особое значение.

Существует мнение, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система.

Начало этой системы - в семье. Прежде всего, ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в 16 веке были написаны строчки: Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему.

И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать?

Но ведущая роль в решении этой задачи принадлежит урокам чтения.

Анализ существующих программ по литературному чтению младших школьников показывает, что, несмотря на позитивные изменения в системе работы по литературному образованию младших школьников программы все же несовершенны.

Так, например, основное внимание уделяется развитию технической стороны чтения (техника чтения) и смысловой (обучение анализу художественного произведения). Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие.

Как же действовать учителю? Конечно же, начать надо с учета возрастных особенностей младших школьников.

В возрасте 7-9 лет идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта.

Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению.

Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои - это, прежде всего герои действия.

Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще.

Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитывать учителю при подготовке к уроку?

Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. О важности для ребёнка способности чувствовать, переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В.Г. Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно "больше чувствовали":

"Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время" В.Г. Белинский.

Другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом "наивного реализма". Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?"

Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.

Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.

Эти качества восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит и к уроку чтения.

На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.

Если учитель будет придерживаться той установки, что в художественном произведении важно не только то, что написано, но и как написано, с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать внимание на художественную форму произведения, которая более важна в художественной речи, чем в обычном общении.

Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей интерес к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и почему автор говорит об этом, почему говорит именно он, почему говорит так, а не иначе и почему автору удаётся вызвать у читателей такие мысли и чувства.

В настоящее время проблема развития интереса у школьников к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Телевидение, интернет постепенно вытесняют книгу с того пьедестала, который она занимала до недавнего времени. Теперь для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируется в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. Горько, больно, обидно, ведь когда- то мы были самой читающей страной мира. Перед учителем словесности, на мой взгляд, стоит одна из главнейших задач современности - возродить отодвинутый на задний план интерес школьника к чтению.

Воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость. Процесс обучения чтению должен быть непрерывным, начиная с начальной школы, и в идеале должен научить ребенка видеть в книге произведение искусства. Традиционно знакомство с литературой в среднем звене начинается с изучения фольклора. Характерной особенностью данного курса является первое знакомство школьника с понятием выразительных средств литературного языка. В этом отношении фольклор является богатейшим материалом таких литературных приемов, как аллегория, сравнение, метафора, эпитеты, олицетворение и другие. С точки зрения развития «умения читать» для меня, как учителя литературы, являются интересными задания следующего типа:

1) рассмотреть типичных сказочных животных и определить, какие черты человеческого характера они отождествляют;

2) проследить, какие народные человеческие имена традиционны для животных и людей в русских сказках, а какие в зарубежных и как это связано с характером героя;

3) обратить внимание учащегося на схожесть многих народных сказок;

4) проанализировать эпитеты, используемые для описания отрицательных и положительных героев (на примере 2- 3 сказок), какие сравнения используются при этом;

5) предложить учащимся по выписанным эпитетам определить характер и внешность героя;

6) по иллюстрациям к сказке охарактеризовать героя, используя соответствующие литературные приемы (для данного задания особо результативным является использование на уроке репродукций лубочной и палехской живописи), можно предложить учащимся 5 классов самим нарисовать иллюстрацию к произведению;

7) создать презентацию понравившейся сказки или любимого героя.

По моим наблюдениям подобные задания пробуждают у школьников интерес к тексту, как объекту исследования. А элементы игры и соревнования облегчают учащимся ознакомление с азами литературоведения и развивают навыки анализа литературных произведений.

С целью повышения читательского интереса и общего эстетического развития целесообразно более широко использовать межпредметные связи, в первую очередь между предметами изобразительного искусства и музыкой. В связи с этим провожу следующие задания:

Предлагаю ребятам составить словесные портреты героев, прослушав музыкальные отрывки;

Предлагаю сопоставить эпизоды из музыкального и литературного произведений и проанализировать выразительные средства;

Организовываю викторину «Угадай, кто идет?» (по музыкальному фрагменту определить героя, найти соответствие в тексте произведения);

Предлагаю подготовить иллюстрации наиболее запомнившихся моментов произведения.

В процессе изучения поэтических произведений необходимо добиться понимания учащимися, что стихотворение - это поэтический образ, а не только рифма и ритм. Наиболее действенным способом развития читательских навыков является широкое использование на уроках выразительного чтения. С точки зрения В.И. Чернышева, «легко слушается и понимается чтение ясное, отчетливое, хотя и не громкое», главное при чтении «выразить чувство читаемого, а не свое собственное», что возможно лишь при условии глубокого проникновения в содержание текста. Умение вдумываться в читаемое и передавать понятое движением голоса, интонацией, благотворно сказывается на формировании коммуникативных навыков.

Формируя у учащихся навыки зрелого чтения, я, как учитель, готовлю их к выполнению различных видов воспроизведения прочитанного, прежде всего к пересказам - краткому и подробному. На основе чтения и анализа текстов ученики овладевают навыками изложения собственных мыслей: идут по пути от наблюдений мыслей к самостоятельному воспроизведению мысли.

В силу большого объема текста литературного произведения, изучаемого в старших классах, возникает проблема нехватки учебного времени для более детального рассмотрения всех интересующих моментов произведения, поэтому большую помощь в повышении интереса школьников к произведению оказывают внеклассные тематические мероприятия. На мой взгляд, наибольший интерес и практический эффект имеют следующие мероприятия:

1) литературные вечера, где предлагается учащимся сценически представить эпизод различных литературных произведений, (причем, как и произведения, так и эпизоды могут быть выбраны самостоятельно школьниками в рамках темы литературного вечера);

2) литературные «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Самый умный», «Умники и умницы», где командам - участникам предлагаются выдержки из произведения, с целью определить автора и название; можно подготовить вопросы по произведению или творчеству любого писателя, определенного темой игры (при этом вопросы могут готовить сами ученики).

Данные мероприятия позволяют провести оценку кругозора, сферы интересов, степень восприимчивости художественного текста учащимися, а так же проследить динамику интеллектуального развития ребенка.

Настоятельно рекомендую старшеклассникам вести читательский дневник, назначение которого - помочь при подготовке к уроку и, что особенно важно, помочь при подготовке к ЕГЭ. В читательском дневнике выделяю следующие разделы:

2. Название произведения

3.Главные герои (их характеристика)

5.Проблемы

6.Комментарий к проблемам (краткий)

7.Примечание (чему учит произведение, что понравилось, общее впечатление, может быть, какие-то афоризмы и т.д.)

Читательский дневник - один из способов, позволяющий поддерживать чтение в школах, прививать культуру чтения, контролировать деятельность ученика как читателя.

Одним из эффективных способов повышения читательского интереса старшеклассников я считаю проведение уроков внеклассного чтения. Это не стандартные занятия, а уроки, основанные на материале современной молодёжной литературы, которые проводятся совместно с детской библиотекой №8.

Современная литература вызывает определённый интерес у подростков. Как сделать уроки внеклассного чтения по данной теме интересными и нужными современным юношам и девушкам? Совместно с детской библиотекой мы проводим уроки внеклассного чтения по произведениям современной литературы. Ребята предлагают произведение современной литературы, с которым идём в библиотеку на обсуждение. Ответственная группа готовит аннотацию, дополнительные вопросы и видеоматериал. Учитель и библиотекарь продумывают форму занятия, разрабатывают вопросы для диспута.

Cовместная работа с детской библиотекой создаёт условия для проведения интересных уроков по современной литературе, что вызывает у подростков живой интерес, желание читать произведения отечественной литературы.

Без личного примера учителя, я считаю, невозможно вызвать интерес к чтению, поэтому с удовольствием хожу с детьми в библиотеку, наблюдаю за проявлением их читательского интереса, вместе выбираем книги, пытаемся найти ответы на интересующие нас вопросы. Научить ребенка мыслить, рассуждать, разбудить в нем чувства и желание творить - это, нам мой взгляд, самое заветное желание любого учителя.

Мы живем в сложное время и только способность к диалогу позволит нам всем сохранить человеческое достоинство и помнить всегда «как слово наше отзовется» в сердцах и умах наших учеников…

В статье рассказывается о процессе формирования интереса к чтению у дошкольников. Воспитание и поддержание интереса к чтению у детей во многом зависит от взрослого, который становится посредником между ребенком-слушателем и писателем. При этом отсутствие собственно читательской мотивации у ребёнка не будет помехой: ее заменяет мотивация игровая. Предлагаются различные игровые ситуации, стимулирующие ребенка к чтению.

Как вызвать интерес к чтению у дошкольников

Итак, ваш ребёнок прочитывает слоги, а вслед за ними – короткие слова, и вам хочется дать ему в руки детскую книжку: пусть прочитает надписи под картинками, ведь они очень простые, и написаны крупным шрифтом. И ребёнок читает, но обойтись без маминой помощи ему сложно.

У самого ребёнка слова никак не складываются в предложения, смысл только что прочитанного слова тут же теряется, потому что всё внимание пока поглощено процессом соединения звуков. Не торопитесь усаживать ребёнка за книжки. Переход от чтения отдельных слов к чтению текста должен быть специально подготовлен. И здесь вам на помощь прейдут игры- с их помощью ребёнок одолеет технические сложности чтения. При этом отсутствие собственно читательской мотивации у ребёнка не будет помехой: ее заменит мотивация игровая .

1.​ «Переставь вывески». Ветер пролетел над городом и сорвал вывески с магазинов. Помоги жителям города разобраться, где какой магазин. (На бумаге нарисованы витрины магазинов и изготовлены вывески: Овощи, Фрукты, Продукты, Мебель и т.д), прежде, чем малыш поймет, куда поставить вывеску, ему нужно её прочитать.

2.​ «Где чей подарок?». Для игрушек заранее приготовьте подарки, завёрнутые в пакеты или бумагу (это могут быть конфеты, фрукты, овощи, рисунки). Детям объясняется, что подарок нужно отдать тому, кому он предназначен. Для этого малыш должен прочитать название на подарке.

3.​ «Накорми зверей». Для этой игры потребуются картинки с изображениями различных животных (можно использовать и игрушки). Дети выбирают себе животное. Теперь его нужно накормить. На столе перед детьми карточки с названиями кормов- кушаний: овёс, молоко, мясо, сено, морковь… Карточки перевёрнуты, дети по-очереди открывают их и читают названия блюд, предлагая их животным.

4.​ «Слово рассыпалось». Подул сильный ветер и перепутал в слове буквы. Давай подумаем, что здесь было за слово? Л А И С (лиса). А еще, какие слова можно составить из этого слова?

Таким образом, игры могут быть самыми разнообразными — всё зависит от вашей фантазии и желания помочь ребёнку.

Так, в игры, направленные на обучение грамоте, органически вплетаются и другие задачи:

  • тренируются память и внимание;
  • развиваются речь и мышление;
  • воспитываются вкус и привычка к интеллектуальным занятиям.

Как слоги слить в слова?

Грамота, письменность уже сделались, интересны и доступны вашему ребёнку. Он уже читает афиши и вывески и даже сам хочет прочесть сказку, но… ещё слишком велик разрыв между его реальными читательскими способностями и усилиями, которых требует самостоятельное чтение книг.

Взят лишь первый барьер на пути от безграмотности к беглому чтению: ребёнок научился соединять буквы в слоги. Слог является на первых порах единицей чтения. Если добуквенный этап звукового анализа не был пройден слишком поспешно, то в слоговом чтении ребёнка вы не услышите так называемого «рубленого слога»: кру!-гом!, нор!-ка! Ребёнок должен читать слова протяжно, медленно, как бы перетекая от одного слога к другому: сссоооссснннааа. «Рубленый слог» опасен: он очень затрудняет переход от слогового чтения к чтению целыми словами. Как же помочь ребёнку преодолеть второй барьер на пути к беглому чтению: начать читать не по слогам, а целыми словами?

Переход к чтению целыми словами ускорит и облегчит работа ребенка с ударением, которое как бы скрепляет, объединяет отдельные слоги в целостное слово.

Незаменимым средством здесь окажутся слогоударные схемы, к работе (игре) с которыми малыш уже подготовлен, если имеет опыт работы со звуковыми схемами и умеет выделять в слове ударный звук, т.е. тот звук, который тянется долго, если позвать это слово: стооол, ракееета, молокооо.

С ребенком обговаривается, что тот звук называют ударным, по которому ударяют молоточком человечки-звуковички, поэтому он звучит звонко и долго. От того, по какому звуку ударят звуковички и зависит то, как звучит слово: если в слове «ракета» ударят по звуку «а» — первому, то получится не ракееета, а рааакета (слог Ра тянется, а остальные произносятся быстро). Поэтому звуковички не могут ошибаться, иначе «испортят слово». Следует отметить, что ударным может быть только гласный звук, и если он в слове один, то естественно, он и будет ударным звуком: дом, стол, мед.

Прежде чем начать с ребенком игры со слогоударными схемами, прорепетируйте сами: от вас эти игры потребуют виртуозности, достичь которой взрослому легко. Попробуйте произнести: «У лукоморья дуб зеленый» неторопливо, но в темпе естественной речи, а при этом рисуйте схему слогов и ударений: У лукоморья дуб зеленый. Получилось? Тогда начинайте игру с ребенком. Не получилось с первого раза? Вам нужно потренироваться минут 10-15.

Хорошей тренировкой в поиске ударений может стать игра «Укротитель». Ребенок укрощает бизона, если успеет быстро (на счет «три») поставить ударение на карточке со словом «бизон». Если удар (ударение) нанесен недостаточно быстро или метко, дрессировщик будет ранен (не опасно, конечно же). Можно взять разные слова, обозначающие название животных. После десяти ран дрессировщика временно снимают с опасной работы и отправляют пасти стадо. (Пастух сзывает заблудившихся коров: «Зорька! Апрелька! Звездочка».) Если пастух правильно поставит ударение на карточке с именем коровы, она возвращается в стадо. При этом полезно скрепить слово «скрепками», т.е. разделить на слоги: Ап-рель-ка, Зорь-ка, ма-ши-на. Сделать это не так уж сложно. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Можно играть в игры, когда само слово не пишется, а рисуется схема и ставится ударение на ударный слог.

При этом ребенку можно предложить игру «Слово убежало». Слово убежало с карточки, и остались лишь «скрепки». Давай подумаем, что за слово здесь было, и напишем его. (На столе стоят 3-4 игрушки или карточки с рисунками). Взять нужно слова, имеющие 1,2,3,4 слога, т.е. разные по слоговому составу: коза, волк, поросенок. Ребенок должен выбрать ту карточку со схемой, которая соответствует каждому животному. Чтобы выполнить это задание, малыш должен прежде произнести название каждого животного и выяснить, сколько слогов в этом слове. Ваша помощь и терпение будут верными помощниками в этом нелегком деле. Игра — незаменимый помощник в обучении и воспитании дошкольников.

Играя с ребёнком в звуки, буквы и слова, можно преодолеть трудности и барьеры на пути к грамоте. Но игра имеет свои ограничения, она не всемогуща, и только игровыми средствами довести ребёнка до беглого самостоятельного чтения едва ли возможно. Дело в том, что игровой интерес лишь частично и временно совпадает с интересом читательским. Причины, мотивы, побуждающие человека играть и читать — разные. И помогая ребёнку в игре преодолевать первые технические сложности чтения, вы должны позаботиться о воспитании не только умения, но и желания читать.

Если ребёнок не хочет читать?

Часто родители удивляются, видя, что для того, чтобы ребёнок начал самостоятельно читать и писать сделано всё возможное, а малыш не проявляет большого желания и интереса к чтению. Как же сделать, чтобы процесс чтения, пока ещё трудный, стал для ребёнка личной необходимостью?

Простейший путь создания у ребёнка потребностей в письменной речи – это жизненно важная переписка. Её содержание прямо зависит от личных особенностей ребёнка, от его жизненного опыта. Переписка должна задеть ребёнка лично.

Это может быть письмо к бабушке, дедушке, сестре, другу, сказочному герою. Очень важно, чтобы ребёнок получил ответ на своё письмо, при этом действительно от того, кому писал. Желательно, чтоб ответ был написан печатными буквами, несколько предложений из небольшого количества слов. Когда ребёнок ждёт этих писем, он с удовольствием будет их читать сам и писать ответы.

Очень интересно любому ребёнку будет читать книгу о самом себе. Эту книгу могут изготовить родители. Взять несколько альбомных листков, свернуть пополам и скрепить скрепкой. Книга про… (имя). На каждом листе книги будут истории про вашего ребёнка 2-3 предложения, написанных вами печатными буквами. А вверху оставляется место для рисунка, который можете нарисовать вместе с малышом после того, как будет прочитана история. Эта книга может стать не только любимой книгой вашего ребёнка, но и дневником, который ребёнок будет вести вместе с вами.

Так, например, в предложении: Нина любит… (ребёнок сам должен записать то, что он любит). Ясно, что первые приключения очень коротки и связаны с реальным опытом и характером вашего ребёнка. Повествование можно оборвать на самом интересном месте так, чтобы ребёнок сам захотел его продолжить, досочинить и дописать.

Если папа и мама очень заняты и не могут позволить себе частое общении с ребёнком, можно устроить с ним переписку: рассказать о своей работе, здоровье и многом другом. А малыш, в свою очередь поведает свои тайны.

Американские психологи предложили дошкольникам, только что овладевшим грамотой, вести своеобразный дневник самонаблюдений, который полезен не только для выработки потребности и привычки в записи, но и для развития самосознания ребенка. Дневник самонаблюдений называется «Книга, которая растет вместе со мной». На первой странице ребенок описывает свою внешность. Взрослый заготавливает примерно такой трафарет словесного портрета, куда ребенок вставляет нужные слова:

Меня зовут ….
Мне … лет
Волосы у меня …
Глаза у меня … и т.д.

По тому же принципу незаконченных предложений строится описание семьи, друзей ребенка, его любимых занятий, привычек, умений, желаний, опасений. Ясно, что, вырастая и меняясь, ребенок не раз вернется к вопросам типа: «Я больше всего хочу…», «Я лучше всего умею…», «Я хочу научиться…», «Я не боюсь…», «Я боюсь…», «Я хочу изменить в себе…», дополнит и изменит свои предыдущие ответы, а главное, перечитывая написанное, лучше познакомится сам с собой.

Вот лишь несколько возможных способов включения письменности в детский обиход и развития интереса к чтению. Быт любой семьи предоставляет много возможностей замены устного общения письменным. И письменное общение с родными или с самим собой не может не принести желанных плодов: ребенок приохотится к записи, чтение станет добровольным, а значит, усовершенствуется и его техника. Но это не приведет автоматически к потребности читать книги. Ведь письменное общение с автором книги гораздо труднее, чем письменное общение с мамой, адресующей свое письмо лично и точно.




Самое обсуждаемое
Пуловер из меланжевой пряжи для девочки Пуловер из меланжевой пряжи для девочки
Что можно показать на фестивале английского языка Что можно показать на фестивале английского языка
Сильные заговоры на работу и карьеру Сильные заговоры на работу и карьеру


top