Камнерезное и ювелирное искусство Урала. Особенности формирования и развития, характерные особенности, выдающиеся мастера, современное состояние. Камнерезное искусство - культурное богатство страны

Камнерезное и ювелирное искусство Урала. Особенности формирования и развития, характерные особенности, выдающиеся мастера, современное состояние. Камнерезное искусство - культурное богатство страны

Исторический очерк

«Старик Фабержей» из Петербурга, которого уральский писатель-сказочник Бажов упоминает как высшего авторитета в ювелирном искусстве, не отказался бы взять в свою команду современных ювелиров-камнерезов Урала, таких как Борис Харитонов, (погиб в 2006 году в автокатастрофе), и других.

«Мне кажется, — рассказывал заслуженный художник РФ Борис Харитонов, — Фаберже очень точно выразил душу русского ювелирного искусства, а именно – стремление к разнообразию, к совершенству и самовыражению. Русское ювелирное искусство – это непрерывное познание себя, познание России» . Урал в целом – это зона повышенной биоэнергетики. Не случайно, Карл Фаберже покупал камень для своих мастерских именно в Екатеринбурге. Здесь, на границе Европы и Азии, — зона разлома тектонических глыб, особая биоэнергетика камня и биоэнергетика человеческих рук, прилагаемых к этому камню.

Сто лет назад ситуация с уральским камнерезно-ювелирным искусством рассматривалась иначе. Франц Бирбаум указывает, что «иногда каменные изделия приобретались от Екатеринбургских кустарей и отдавались для исправления недостатков, улучшения полировки на указанных заводах (небезынтересно отметить, что стоимость этих исправлений большею частью превышала цену, за которую они были куплены)» [ 2, С. 32]

«Сношения фирмы, продолжает Бирбаум, с уральскими производителями до 1914 года носили чисто случайный характер. Время от времени они приносили нам кое-какие изделия. Работы эти большей частью были неудовлетворительные во всех отношениях. Больно было смотреть на прекрасные камни, испорченные невежественной обработкой. Фирма приобретала эти изделия ради камней, ломали их, спасая отдельные части, или, когда это было возможно, исправляли дефекты рисунка и обработки» [Там же]

О развитии камнерезного искусства в 1920-1980 гг. в Свердловске мы имеем скупые сведения. Известно, что уральские камнерезы исполняли карту СССР для выставки 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. Город был закрытым для иностранцев. В отличие от Ленинграда, где на рубеже 1970-1980-х годов проявила себя «группа Монастырского», а ещё раньше прошла выставка , у свердловских камнерезов было мало шансов получить зарубежную известность, и познания в зарубежном искусстве камня были слабее.

Иногда противопоставляют Екатеринбург Петербургу, забывая, что у Петербурга население в четыре раза больше и двести лет был столицей империи. Оба города имеют много геологических заведений и геологических музеев. Любовь к петрографии в крови уральцев. Но количеством изделий сейчас взяли уральцы. Говорить, что их изделия рангом ниже петербургских было бы неверно. Это вещи, рассчитанные на другие категории покупателей.

Коллекционирование камнерезного искусства

Одной из первых в Екатеринбурге в начале 1990-х годов фигурки стала исполнять фирма и — . Они создали целую коллекцию для руководителя «Уральской золото-платиновой компании» г-на Тимофеева Н.И. В той же фирме работал . Традиционно со времён Фаберже лучшие камнерезы Санкт-Петербурга были выходцами с Урала. Теперь же мы наблюдаем интересное явление: талантливый камнерез с Урала Илья Боровиков обучался почти целый год изготовлению фигурок в Петербурге, в фирме «Эболи». Петербургский художник Сергей Фалькин приехал в город на Неве из Забайкалья. Два года работала в Петербурге иркутянка .

Собирание предметов камнерезного искусства имеет свою особенность. Здесь не надо тщательного поддержания климатического режима, как в произведениях живописи. Предметы менее габаритны, легче перемещаются на выставки, меньше реставрации. Стоимость предметов уже сравнима с дорогими полотнами знаменитых художников – неизбежны издержки на охрану.

В советское время не было предметов собирания, камнерезное искусство замерло в своём развитии на 70 лет. Коллекционеры в СССР были, собирали Фаберже, но называть имя придворного ювелира не рисковали. Среди собирателей люди высокого вкуса и воспитания: композитор Исаак Дунаевский, балерина Зинаида Гельцер, актриса Любовь Орлова, семья Утёсовых, акад. Курчатов и первые советские космонавты. Из современных коллекционеров отметим семью народного артиста СССР Иосифа Кобзона (у него в коллекции около 200 «человеческих» каменных фигурок), московского бизнесмена Леонида Владимировича Макаревича – одна из самых больших коллекций фигурок, банкира Искандера Муртазина (более 100 «человеческих» фигурок уральских мастеров). Профессор Николай Иванович Тимофеев из Екатеринбурга, самый первый еще на рубеже 1980-1990-х годов, стал собирать «каменных человечков» (более 70) и дал толчок развитию резьбы по камню на Урале и коллекционированию.

Николай Овчинников – один из самых известных в России коллекционеров камнерезного искусства. Он собирает произведения мелкой камнерезной пластики, созданные ведущими мастерами Екатеринбурга в течение последних 20-ти лет. Гордостью коллекции являются программные, знаковые произведения, сыгравшие важную роль в развитии камнерезной школы постсоветского Екатеринбурга, работы талантливых уральских художников.

Коллекционирование произведений художников территориальной школы, да еще такой разнообразной, как уральской, требует незаурядного художественного чутья, «художественного стержня».

Друг Фаберже, проф. Н. Могилянский говорил о «роскоши коллекционирования», которую мог позволить себе придворный ювелир. Акад. Павлов, говорит о коллекционировании, как «инстинкте цели». Без талантливого, знающего коллекционера нет успешного художника.

Сейчас нет таких «всеохватных» коллекционеров, какими были сам Карл Фаберже и его второй сын Агафон Карлович. Они собирали «всё». У Агафона Фаберже было в 1935 году 8 камнерезных «человеческих фигурок» серии «русские типы», из которых пять ранее принадлежали царю. Отметим концептуальную составляющую любой коллекции, которую ей сообщил собиратель, принцип, избранный по его творческой воле. Набор предметов приобретает новую гармонию и новое звучание. Разнообразие принципов очень большое.

Коллекция Николая Овчинникова имеет не только художественную, но уже и историческую ценность, поскольку предметы, изготовленные в 90-х годах прошлого века практически отсутствуют на художественном рынке, владение ими является целью для меценатов и поклонников камнерезного искусства.

Современные мастера

Отличие многочисленного уральского сообщества камнерезов, в том, что здесь меньше представлено старшее поколение, практически нет людей старше 55 лет. Из старшего поколения можно отметить только заслуженного художника РФ Борис Харитонова (1938-2009), но строго говоря, он не был «чистым» камнерезом, сочетая в себе талант в первую очередь ювелира и гравёра высочайшей квалификации и резчика по кости. С камнем он не успел поработать в полной мере, преждевременно ушёл из жизни. Самые опытные и (оба 1955 г.р.). Остальные, в подавляющем большинстве принадлежат к группе «молодых» по нашей классификации, 1971 г.р. и моложе. Но и здесь есть градация. Конечно, в этой группе уже считается признанным мэтром. Есть и талантливая молодёжь, например, 1988 г.р., исполнитель замечательных «военных фигурок», который в настоящее время заканчивает Архитектурную академию. Условно, поколение Алексея Антонова и его ровесников, с многими из которыми он обучался в Художественном ПТУ № 42 можно назвать «семидесятниками»: это (1977-2006), (1977 г.р.), Виктор Моисейкин (1973 г.р.), Роман Яшкин (1975 г.р.), (1978 г.р.). В этом большое отличие молодых екатеринбургских мастеров от их коллег из Кунгура, среди которых как раз преобладают мастера возрастом за 55 лет, со стажем работы в отрасли не менее 35 лет. Выбранный нами анализ биографий оказался оправданным для классификации разнородной группы уральских мастеров.

Изучая проблему развития Уральско-Сибирской камнерезной школы, её дифференциации на региональные школы, а также с целью составления «Словаря камнерезов России», автор предпринял несколько поездок на Урал и в Сибирь, проехав в 2009 году по маршруту Транссибирской магистрали до Владивостока, а в 2010 году до Иркутска, посетив города Киров, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Красноярск и Иркутск. В ходе исследования было выявлено, что развитие камнерезного искусства в уральско-сибирской провинции повторяет путь развития авторского камнерезного и ювелирного направления в Ленинграде (Санкт-Петербурге) и Москве, пройденный в 1970-1990 гг. Это образование группы элитарных художников, имеющих, и главное, создающих свою клиентуру. В этом и есть диалектика категорий пространства и времени. Культурная провинция перестаёт быть послужным потребителем столичных новостей. Авангард рождается в провинции.

В Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах проживает около 40 млн. чел., в том числе в Уральском округе — 12,6 млн. чел., в Сибирском — 20,5 млн. чел. Территория СФО составляет 30% территории России. В Дальневосточном округе проживает — 6,7 млн. чел. (2002 г.), больше, чем во всей Прибалтике. Численность населения трёх округов 27% от общероссийской, здесь сосредоточено более 90% каменных месторождений страны. Часто искусством начинают заниматься геологи или коллекционеры камня. В этом сходство с Петербургом, который три века центр геологической науки в России. Во Владивостоке и Хабаровске первые ростки камнерезного искусства рождаются в недрах предприятий геологоразведки, бывших мощных региональных отделений системы «Союзкварцсамоцветы» (добыча стратегического камня – кварца), однако в Хабаровском и Приморском краях нет квалифицированного художественного руководства и креативных идей в камнерезном искусстве.

Была проанализирована информация из профессиональной периодической печати: журналов «Русский Ювелир», «Ювелирное Обозрение», «Ювелирная Россия», «Навигатор ювелирной торговли», и других; электронной газеты «Российской Ювелирная сеть», каталогов ювелирных выставок – ярмарок, каталогов музеев, итоговых документов конкурсов ювелирного искусства: «Ювелирный Олимп» (Выставочное Объединение «Мир Камня», Санкт-Петербург), персональных каталогов художников, материалов научных конференций музеев, коллоквиума «Ювелирное искусство» , материалы Всероссийского музея ДПИ и народного искусства, ответов из провинциальных музеев на запросы автора. Часто вопросы ставили сотрудников музеев в затруднительное положение (в Хабаровске, Кемерово, Новокузнецке, Владивостоке, Чите), так как последние 20 лет пополнения коллекций камнерезного и ювелирного искусства практически не было, при отсутствии финансирования. Системной работы по составлению списков камнерезов и ювелиров практически никто не ведёт. Музейщики боятся работать с изделиями из драгоценных металлов и камней, а пожертвований в музеи практически нет. В постсоветском пространстве нет монографических исследований и справочников, фиксирующих состав камнерезов и ювелиров – художников, какие были даже в советское время. «Золотая кладовая» есть только в Омском художественном музее и , но в художественных музеях Новосибирска, Барнаула, Красноярска, Иркутска и других – отсутствует.

Региональный принцип изучения оказался оправданным. Было выявлено возникновение новых ювелирно-камнерезных центров в самостоятельной России, в том числе возрождённых, как «иркутская ювелирная школа». Здесь усилиями проф. Л.М. Лобацкой при Иркутском Политехническом институте (технический университет) с 1996 г. готовят ювелиров с высшим образованием, с основательной подготовкой по камнерезному искусству. Развитие новых ювелирно-камнерезных центров в Новосибирске, Красноярске, Барнауле, Хабаровске и других городах является некоей компенсаций от потери мощных украинских и закавказских заводов, которые производили до половины всего объёма ювелирной отрасли СССР.

В референтную группу художников Урала и Сибири, творчество которых было изучено, попали 34 чел. Среди них не было «чистых» ювелиров, все они в большей или меньшей степени работали с камнем. Сейчас нет также и «чистых» камнерезов. Многие владеют двумя специальностями, поскольку ювелирное обрамление занимает много времени и затрат. В группу попали в ювелир С. Квашнин из г. Кирова, художники-камнерезы А. М. и А.В. Овчинников из г. Кунгура Пермской области (все члены Союза художников). Екатеринбург: ювелиры: Б.Н. Харитонов (1938-2009; заслуженный художник РФ, проф. Н. Кузнецова, В. Хахалкин, С.А. Пинчук – все члены Союза художников; В. В. Бобров (руководитель ювелирного производства, в прошлом ювелир), камнерезы , ; Омск: Ольга и Владимир Крышковец, члены СХ. Новосибирск: В.К. Павлов (член СХ, председатель жюри конкурсов ювелиров), М. Балдин, В. Зеленцов, камнерез Д. Гутов (1964 — 2008). Горно — Алтайск: камнерез Трифонов. Томск: ювелир А.Э. Дюсьметов. Ангарск: Д. Л. Коршенбойм, О.В. Селиванчук, Иркутск: ювелиры-камнерезы Аркадий и Наталия Лодяновы (заслуженные художники РФ) Д. Беломестных; известный скульптор и ювелир Даши Намдаков (член СХ); камнерезы (член СХ) и В. Крюков (кандидат геолого-минералогических наук, председатель Творческого союза камнерезов и ювелиров Восточной Сибири). Улан-Улан-Удэ: Д. Будажабэ (член СХ).

Резюме

В 1990-2010-х гг. происходит перманентное прогрессивное развитие камнерезного искусства урало-сибирского региона, возникновение новых и возрождение старых центров, появление нескольких десятков новых имён, из которых выдвигаются лидеры-художники и художники-воспитатели (по акад. Рыбакову «волхвы — хранительник»), хранители лучших традиций художественной обработки камня. Развитие, как и в центре России (Петербург, Москва) происходит с опорой на собственной силы, силами молодого поколения (до 30-40 лет), без действенной помощи государства и организаций Союзов художников. Последние сами переживают не лучшие времена. В Екатеринбурге действенная подготовка ювелиров и камнерезов, функционирует единственный в стране , который провёл уже 10 конкурсов Имени А.К. Денисова-Уральского, выходит журнал (с 2001 г.), отражающий проблемы уральского ювелирного и камнерезного искусства, проводятся научные конференции с тематикой уральского камня, оказывают значительную помощь коллекционеры.

Литература

  1. Камнерезное искусство Урала. Коллекция Николая Овчинникова. Каталог. Екатеринбург, 2010. — 192 с., (в каталоге 143 предмета).
  2. Т. Фаберже, В. Скурлов. История фирмы Фаберже. СПб.: 1993. – С.38.
  3. Б. Харитонов. Мои встречи с Фаберже // Фаберже и его продолжатели. СПб, 2008, с. 564-565.
  4. Н. Могилянский. Некролог. Памяти К.Г. Фаберже // Фаберже и петербургские ювелиры. 1997. – С. 622.
  5. История фирмы Фаберже. СПб.: 1993. – С. 32.
  6. Е. Казакевич. Екатеринбургская камнерезная школа // Фаберже и его продолжатели. СПб.: 2009. – С. 530-535.
  7. Отражение. Творческая Студия Наталии Бакут. Выставка в Константиновском дворце. Санкт-Петербург 30 марта-29 апреля 2011. Буклет. – С.18.,

Урок №1

Эпиграф к уроку:

Багрецом, желтизною и просинью
Самоцветы Урала полны –
То блеснут малахитовой озимью,
То блеснут синевою волны.

В этих камешках искры рассеяны –
Удивляют и радуют взгляд:
То зажгутся сиянием северным,
То, как южные звезды, горят…

“Замысел”

Задача урока:

  1. Расширить знания учащихся о красоте различных пород уральского камня.
  2. Разбудить у детей интерес к ювелирному и камнерезному искусству.

Показать на образцах использование минералов, камней в историческом декоративно-прикладном искусстве и современности.

Зрительный ряд.
  1. Книга: Б.В. Павловский “Декоративно-прикладное искусство Урала”.
  2. “Историко-краеведческий Свердловский музей” – книга.
  3. Набор слайдов “Малахит в собрании Эрмитажа”.
  4. Книга С.М. Николаев “Камни. Мифы, легенды, суеверие.”
  5. Набор открыток и таблиц по ювелирному и камнерезному искусству Урала.
  6. Детский поисковый материал.

Ход урока “Жанр, сюжет, структура урока”.

Кто мне скажет, как называются горы, на которых расположен наш город и озера? – Уральские. –

В давние времена люди называли Уральские горы Каменным Поясом (можно показать на карте). Каменный Пояс славится своими богатствами: Пушистыми шкурками соболей и куниц, узорчатыми каменьями и железной рудой.

Древние рудознатцы, люди, которые находили руду и плавили из нее железо, работали на маленьких печах. Заводов тогда не было. Руды железной на Урале было столько, что не заметить ее было просто нельзя. Иногда она целыми скалами выходила на поверхность. Слухи об Уральских горных богатствах дошли до Москвы. Царю Петру I для большой войны со шведами нужны были пушки, ядра, якоря, ружья, и он послал на Урал гонца с царским указом: “… в пристойных местах, где руды сысканы, строить заводы и на тех заводах лить пушки, гранаты и всякое оружие.

Но богатством Каменного Пояса была не только руда, но и редкие драгоценные камни. Уральские мастера обрабатывали эти камни. Сначала они изготовляли только пуговицы для мужских кафтанов и нарядных женских сарафанов. А потом уже и вазы, чаши, колонны украшали дворцы Москвы и Петербурга. Особую славу принес уральским мастерам малахит.

Малахит – особенный минерал. Среди цветных камней Урала он, пожалуй, самый уральский. И вопреки поверью старых горщиков, что этот зеленый камень приносит горе, люди любуются изделиями из малахита, дивятся умению уральских мастеров. (Показать иллюстрации с изображениями яшмы, мрамора, горного хрусталя, малахита и изделия из них. Рассказ о выставке – Ярмарке в г. Челябинске 30-31 марта сего года “Каменных дел мастера” - показ каталога, проспекта с выставки).

Любят такую красоту не только люди, но и… даже рыбы и птицы неравнодушны к блестящему и самоцветам. В XIX веке в зобу одного дикого голубя, подстреленного в Южной Африке, обнаружили идеальные жернова: 43 алмаза общим весом более 1 грамма. Глухари в Якутии нередко склевывают яркие сердолики, а у одного из них нашли крупный алмаз. Известен случай, когда в прошлом веке на Урале курочка ряба “снесла” настоящий алмаз. Находки россыпного золота в зобах диких таежных птиц тоже не редкость, хотя в качестве жерновов оно из-за мягкости не очень-то и пригодно. Птички ошибались, их завораживал цвет.

Рабочие изумрудных копей Колумбии одно время необыкновенно полюбили… своих домашних курочек, не расставались с ними повсюду, охотно брали с собой даже на работу. Оказалось, что курица с удовольствием склевывала блестящие зеленые изумруды, помогая тем самым контрабанде: по выходе с работы горняков тщательно осматривали вооруженные контролеры, “глупых” же кур пропускали домой бесконтрольно.

Аналогично этому в Южной Африке в прошлом столетии старатели алмазной добычи считали выгодным для себя разводить домашнюю птицу и ручных страусов, которые копали в отвалах, разыскивали и проглатывали алмазы, оказывая тем самым немалую финансовую услугу своим хозяевам. Тысячу лет назад с этой же целью китайцы использовали домашних кур и уток в местах распространения россыпного золота.

Существовали также многочисленные поверья при поиске кладов и месторождений самоцветов, их отработке и огранке кристаллов. Причем во всех горнодобывающих районах они были разными, но многое их объединяло. У горняков ряда стран существовало поверье, что если обратить внимание на попутный, второстепенный самоцвет – главный и наиболее ценный самоцвет может “обидеться” и в горную выработку не попадет, а то и саму выработку разрушит и навечно похоронит в ней шахтеров. У старых уральских гранильщиков камня бытовало, например, поверье: взявшись за огранку, работу надолго не прерывать и тем более – не передавать камень другому, т.к. возможен его сглаз.

Подобных примеров можно привести немало. С удивительной теплотой описал некоторые из них в своих сказах замечательный уральский сказочник П.П. Бажов. В сказке “Железковы покрышки” он писал о малахите, что это радостный камень и широкой силы: “…самому вислоносому дураку покажи и тому весело станет”. По тем же старым уральским поверьям, столь красочно описываемым П. Бажовым, “…в красоте малахита собрана вся радость Земли”, “…малахитовые изделия особенно приятно носить людям добрым, кому счастья не хватает”, “…тепло от него, будто на пригривенке сидишь, да еще кто тебя мягким гладит”…

По поверьям этот самоцвет может сделать человека невидимым, а того, кто пьет из малахитовой чаши, способен научить понимать язык животных.

Малахит – символ жизни и роста, по-видимому, поэтому он является ярко выраженным “детским оберегом”: уже с глубокой древности вырезали из него детские амулеты, охраняющие ребенка от болезни, испугов и всевозможной опасности. Естественно, для человека нет ничего дороже ребенка. В старину глубоко верили, что кусочек малахита, прикрепленный к детской колыбели, отгоняет злых духов. Осененный этим самоцветом ребенок спит спокойно, крепко, без неприятных сновидений.

“Силой своей малахит колыбели детей охраняет,
И отвращает еще от них всевозможные беды,
Чтобы недобрая доля их нежным телам не вредила”.

Верили в существование отношений между самоцветным камнем и его владельцем. Так как каждый драгоценный камень, по тем же поверьям, обладает своей, только ему присущей энергией и при тесном контакте с человеческой аурой оказывает на нее положительное или отрицательное воздействие. В те давние времена (да и сейчас) немало людей верили в свой счастливый камень. Они носили его, сообразуясь со своими хворями, месяцами рождения, знаками Зодиака и т.д. Владельцы камней-талисманов и амулетов видели в них особую, ниспосланную свыше силу, а вера в это – уже значительная часть успеха.

В качестве примера подобного внушения можно привести историю с бриллиантовым перстнем Ф.И. Шаляпина, переданным им своей партнерше Илке Поповой, переживавшей кризис голоса. Хозяин перстня уверял, что перстень принадлежал некогда самому Петру I и освящен патриархом всея Руси, что тот, кто носит перстень, всегда будет “в голосе” и не будет иметь проблем с возрастом. И действительно, когда певица пела с перстнем, у нее никогда не было срывов, хотя до этого они случались. Вера в чудодейственную силу перстня была у нее так велика, что Федор Иванович был вынужден подарить его певице.

В своем стихотворении “Талисман” А.С. Пушкин писал:

“И, ласкаясь, говорила:
Сохрани мой талисман,
В нем таинственная сила!
Он тебе любовно дан…
Но когда коварны очи
Очаруют вдруг тебя,
Иль уста во мраке ночи
Поцелуют, не любя –
Милый друг! От преступленья,
От серьезных новых ран,
От измены, от забвенья –
Сохрани мой талисман.

В самоцветных камнях звучит прекрасная музыка, высокая поэзия и лучше всего эту поэтическую мелодию любви к ним выразил наш великий А.С. Пушкин, обращаясь к своему любимому изумрудному перстню:

“Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи –
Храни меня, мой талисман…

(Просмотр слайдов “Малахит в собрании Эрмитажа”)

Именно уральские мастера изобрели особый прием изготовления изделий

из малахита, получивший название “русской мозаики”: куски плотного малахита распиливались на тонкие (2-3мм) пластинки – “фанеру”, которые затем тщательно подгонялись по рисунку и так, чтобы не было видно швов. Все это наклеивалось на форму из камня (мрамор, тальковый или хлоритовый сланец) или металла, неровности зашлифовывались и заполировывались. Этим методом стали изготавливать многочисленные шкатулки для драгоценностей, табакерки, коробки, чаши, столешницы.

После пожара, случившегося в императорском Зимнем дворце в декабре

1873 г. Демидов предложил для восстановления дворцового убранства партию высокосортного уральского малахита, которым была украшена гостиная Александры Федоровны.

Итоговый урок.

Тема: Камнерезное и ювелирное искусство Урала.

1. Расширить знания учащихся о красоте различных пород уральского камня.

2. Разбудить у детей интерес к ювелирному и камнерезному искусству Урала.

3. Показать на образцах использование камней в историческом декоративно-прикладном искусстве и современности.

4. Урок: Закрепление знаний о камне.

При выполнении конкретного задания показать учащимся, что в руках человека-творца камень становится частицей разумной жизни.

5. Внушить учащимся мысль: Рожденный природой, но согретый теплом человеческого сердца, камень становится умным и добрым помощником, способным нравственно обогатить и передать духовную красоту смысла человеческой жизни.

А помогли мне в этом:

Элементы сюжета урока. Завязка сюжета урока – просмотр видеофильма.

Здравствуйте, дети, - и гости, тоже здравствуйте.

Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Ну а, впрочем, в тесноте, да не в обиде!

Вы только что увидели фильм. В моих кладовых делались съемки этого фильма.

Я думаю, ребята, и образ вам мой знаком? Слышала я, что вы, ребята, прониклись вниманием, любовью и большим интересом к каменьям. Целых три урока погружались в тайны каменьев уральских. Вот и захотелось мне узнать, что вы узнали. Запомнили о камнерезном и ювелирном искусстве Урала, да и заодно, коль уж я здесь, поучить вас мастерству.

Каменных дел мастерами не хотите ли быть?

Народная мудрость гласит: “Где труд, там и счастье!”

Если мы сегодня хорошо потрудимся, к концу вы будете счастливы – оценкой, а я буду довольна вашими знаниями, подарками. Поскольку я знаю, вы готовы сегодня сделать поделку из камня, правда, камни-то у вас пока на бумаге.

Ну а сейчас вспомним кое-что из прошлых уроков, ведь Повторенье – мать ученья!

Кто этот знаменитый человек, что так много написал сказов об Урале и уральских мастерах?

А какие сказы вы знаете?

Вот я сейчас и проверю.

По преданиям – покровительницей уральских рудокопов была хозяйка Медной горы (иногда ее попросту называли Малахитницей).

Считалось, что она за доброту великую, чистоту душевную, честность большую могла наградить ценной находкой да и научить обрабатывать камень.

Я вам показываю иллюстрацию, а вы мне называете, какому сказу Бажова она соответствует.

Много вы, ребята, разных промыслов изучили, а уральские-то не забыли? (Игра – карточка. В папке-кладовой карточка-задание.)

Вы сегодня согласились быть каменных дел мастерами – так покажите свои навыки.

Рассыпалась ваза моя, а осколки – где-то в классе. Данила – мастер сделал бы это быстро. А вы? –

Ответите на мои вопросы, значит, соберем вазу, нет – ну тоже неплохо. Не сразу Москва строилась, мастерству учиться надо.

Как называется камень, который
Силой своей он колыбели детей охраняет
И отвращает от них все возможные беды:

/Малахит/

2. Отрывок из какого сказа Бажова вы слышите:

“А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали зелененькие, большие, хризолитами называются. Видали?”

/Серебряное копытце/

3. Какие бывают камни?

Поделочные, драгоценные, вулканические, метаморфические.

4. Из каких каменьев делали вазы?

/Малахит, родонит, Яшма, и.д./

Знания свои вы мне показали.

А теперь уменья ваши будем проверять. Но помните, я сказала, что пришла научить вас мастерству. Всему сразу не научишь, но вот хотя бы несколько советов.

А оценит вашу работу настоящий Данило-мастер.

Вот и закончили мы свой рассказ о камнерезном и ювелирном искусстве Урала.

Смотрю на ваши подарки, налюбоваться не могу. Трудно выбрать, какие изделия лучше.

Да и выбирать я не буду – все вазы хороши.

Куда пойти учиться?

Вопросы детям.

  1. Что интересного было на уроке?
  2. Чему новому научились?
  3. Какие трудности мы сегодня преодолели? Какие задачи решили?
  4. Что нам не удалось на уроке? О чем подумать, поразмыслить, почитать?
  5. Кто мы сегодня? “Зрители”, искусствоведы, ювелиры.
  6. О чем вы из содержания уроков расскажете дома, родителям, родственникам?

Загадочным блеском
Сверкают каменья,
Таят человека черты,
Камень надежды,
Камень терпенья,

Камень мечты. /о камне-талисмане/

Домашнее задание: Продолжаем изучать искусство Урала, и снова лист чистой бумаги и краски.

Уральские заводы в XVIII веке выросли за тысячи вёрст от обжитых мест, подчас в глухой лесной чащобе. И уже в этом факте заключена огромная их роль в развитии всей русской художественной культуры: вместе с заводами здесь мужало и рождённое ими искусство.

Богатство и многообразие русской художественной культуры поистине безграничны. Сформировавшаяся в процессе становления и развития самосознания русского народа, сложения русской нации русская художественная культура создана трудом народа - талантливыми народными мастерами, выдающимися художниками, выразившими интересы и думы широких народных масс.

Различные края России вливали в могучий поток русского искусства свои дары. Нет нужды перечислять нам здесь всё то, что вносилось русским народом в его художественную сокровищницу. Но как бы ни было поразительно богатство художественной культуры России, её нельзя себе представить без уральского вклада. Вклад Урала в художественную культуру России был не только велик, но и примечательно своеобразен. Прочным фундаментом, на котором и расцвело декоративно-прикладное искусство Урала, явилась промышленность, его основными центрами были заводы. Значение промышленности в развитии края и его культуры отлично понимали ещё сами современники. В одном из официальных документов мы читаем: «Екатеринбург как своим бытием, так и цветущим состоянием обязан только заводам».

Всё это было качественно новым и своеобразным явлением в истории русского искусства. Развитие уральской промышленности порождало рабочий класс, свою рабочую интеллигенцию, будило творческую и общественную мысль. Это была благоприятная атмосфера для развития искусства.

Уральские заводы в XVIII веке выросли за тысячи вёрст от обжитых мест, подчас в глухой лесной чащобе. И уже в этом факте заключена огромная их роль в развитии всей русской художественной культуры: вместе с заводами здесь мужало и рождённое ими искусство. Медвежьи углы превратились в очаги трудовой и творческой деятельности русского народа, несмотря на страшный гнёт и социальное бесправие, в которых она протекала. Всё это заставляет нас теперь по-новому представить себе картину развития художественной культуры России, которую нельзя более ограничить на Востоке голубой границей Волги. Урал становится форпостом русской художественной культуры, важным этапом в её дальнейшем продвижении в глубь Сибири и Азии, на Восток. И в этом его немалое историческое значение.

Урал - родина ряда видов русского декоративно-прикладного искусства. Именно здесь зарождается искусство росписи и лакирования металлических изделий, завоевавших себе столь большую популярность в стране. Огромное значение имело изобретение в Н. Тагиле прозрачного лака. Он сообщил расписным изделиям необычайную прочность и ещё больше способствовал их известности. Под несомненным влиянием уральских лакированных металлических изделий, соединив их с традициями местной живописи, родилось и росло производство расписных подносов в Жёстове, возникшее в начале XIX века. Влияние расписных уральских изделий испытали и расписные сундуки в Макарьеве (ныне Горьковская обл.).

С полным основанием мы можем считать Урал и родиной русской промышленной обработки мрамора, подчинённой потребностям отечественной архитектуры, созданию монументально-декоративных произведений. Именно эти черты с первых шагов определили особенности уральского мраморного производства, в отличие от других районов камнерезного искусства России. Академик А. Е. Ферсман указывал, например, что на Петергофской гранильной фабрике во второй половине XVIII века меньше всего полировали мрамор. Не получили широкого размаха приготовления ваз, каминов, архитектурных деталей из мрамора и в Олонецком крае, на Алтае обрабатывали главным образом яшмы и порфир. Важно отметить, что уральские мастера были первыми, кто сделал попытку использовать уральский мрамор для создания станковых произведений скульптуры, в частности портрета.

Уральские художники камня были создателями «русской» мозаики, обогатившей древнее мозаичное искусство». Известный в Италии способ оклейки изделий каменными плитками применялся к произведениям небольших размеров. Изобретение «русской мозаики» делало изготовление монументальных декоративных произведений из малахита, лазурита, некоторых пород живописных, красочных яшм более экономичным, открывало дорогу их ещё более широкому развитию. Она впервые была применена уральцами и в архитектуре, как это мы видели на примере колонн, облицованных пёстрой, красно-зелёной кушкульдинской яшмой.

Промышленный Урал поднял на новую высоту и ряд художественных производств, существовавших ранее в других районах России, влил в них свежие жизненные силы. Он развивал и совершенствовал древние традиции русского искусства. Так стало с русским художественным оружием. В Древней Руси мы знаем его великолепные образцы, отлично выкованные и искусно «набитые» золотым узором.

Златоустовская гравюра на стали, драгоценное золочение клинков, производившееся уральскими мастерами, продолжали замечательные традиции прошлого. Но это было не механическое их повторение, а развитие самой сути этого искусства, выражавшее в новых исторических условиях старинную любовь народа к узорчатому оружию, прославляющему храбрость и стойкость русского воина, его любовь к Родине.

Широко известным было мастерство русских кузнецов, чеканщиков, литейщиков, создававших великолепные декоративные произведения. Известный исследователь русского художественного металла Н. Р. Левинсон пишет о древнерусском декоративном искусстве: «Различные металлы, чёрные и цветные, издавна использовались не только для утилитарных целей, но также и для художественного творчества. Холодная и горячая ковка, чеканка, литьё - все эти виды обработки и отделки поверхности металлов или их сплавов создавали многообразные возможности для художественного и технического совершенства предметов».

Древнее русское искусство художественной обработки металла в условиях развитой, технически совершенствующейся уральской металлургии поднимается на качественно новую ступень своего развития. Медная посуда, украшенная орнаментом, зарождение и развитие уральской бронзы, монументально-декоративное и камерное чугунное литьё, гравюра на стали - всё это дальнейшее продолжение национальных русских традиций. Камнерезное и гранильное искусство Урала также продолжало издревне присущую русскому народу тягу к цветному камню. Проходя тернистым путём развития, каждый вид уральского искусства обогащал художественную кладовую России.

Уральское художественное чугунное литьё органически влилось в русскую архитектуру, когда она была пронизана высокими патриотическими идеями. Оно, выражая замыслы выдающихся зодчих, подчёркивало красоту зданий, придавая ему торжественную величественность. Мосты, решётки, отлитые уральцами, уверенно вошли в архитектурные ансамбли, в повседневную шумную жизнь городов. Чугунное литьё Урала было связано с проблемой гражданственности, которая лежала в основе русской архитектуры XVIII века - первой половины XIX века.

Художественная обработка камня на Урале обогатила русское искусство великолепными камнерезными произведениями, большей частью классическими по форме и созданными из отечественных материалов руками народных мастеров. Мастера с глубоким художественным чутьём сумели проникнуть в сущность замысла того или иного изделия. Богатство их фантазии как в выборе природного узора, так и в создании его нового рисунка из малахита или лазурита поистине неистощимо. Произведения уральского камнерезного искусства были связаны с жизнью. Их нельзя рассматривать как что-то совершенно оторванное от реальной действительности. При всей специфике художественных форм в них отразилась красота русской земли, зелень её лесов и полей, синее раздолье озёр, глубина неба, яркая красочность закатных часов.

Всё это придавало изделиям уральских мастеров национальный характер, который является одной из отличительных особенностей развития художественной обработки камня на Урале. В этих изделиях заключены чувства человека, его переживания и впечатления, придающие изделиям непосредственность, человеческую теплоту. Произведения камнерезного искусства Урала выражают оптимистическое, жизнеутверждающее содержание.

В мощных каменных вазах, в торшерах и канделябрах видно не только технически совершенное мастерство и своеобразное отражение могучей русской природы, но и чувство гордости народа-художника, высоко ценящего неисчерпаемые богатства своей Родины. В этом патриотический смысл камнерезного искусства. Художественные изделия из цветного уральского камня стали подлинно русскими классическими изделиями, отвечающими характеру развития русского искусства.

Искусство промышленного Урала - это ветвь русской художественной культуры. Но оно развивалось и в тесном контакте с западноевропейским искусством. Сила Урала, его культуры была не в изолированности, а в связи со всей мировой культурой. На Урале работало немало иностранных мастеров разной степени знаний и творческой одарённости.

Определенную пользу принесли итальянцы братья Тортори, обладавшие хорошим знанием технологии обработки мрамора, немцы Шафы, владевшие техникой гравировки на стали и позолотой, и другие. Но никакие приезжие мастера не могли бы ничего дать, если бы семена их знаний не упали на благодатную почву. Такой почвой и был промышленный Урал.

Здесь в ряде районов ещё до приезда иностранных мастеров существовали свои художественные традиции. Как, например, это и было в Златоусте, где ещё в конце XVIII - начале XIX века работало немало талантливых художников, чьё творчество способствовало успешному развитию златоустовской гравюры, росту местной художественной культуры. Вот почему совершенно не прав В. Боков, утверждавший, что именно немцы «внесли в Златоуст сто лет назад в глухое и отдалённое место культуру». Они принесли знания технологии оружейного производства, а не культуру в широком смысле слова. Нельзя голословно отрицать изучение уральцами зарубежной культуры, её опыта и достижений, как это делалось в прошлом, но грубейшей ошибкой была бы недооценка творческих сил народа.

Патриотический смысл искусства уральских мастеров проявился в том, что ими были созданы такие произведения из камня, чугуна, стали и др., которые ранее казались недосягаемыми для России. И вот благодаря мастерству уральцев, как и искусству мастеров Петербурга, Тулы, Алтая, Петергофа, Олонецких заводов и других, были созданы такие образцы промышленного искусства, которые выдвинули Россию на одно из первых мест в Европе.

Ещё современники понимали патриотическое значение уральского искусства. Они чутко уловили глубочайший смысл развития на далёком Урале художественной культуры, справедливо оценивая её как проявление могучих творческих сил России. Обозреватель первой выставки русских мануфактурных изделий в 1829 году, рассматривая уральские расписные металлические изделия, прямо приходит к выводу: «По сей статье мы можем совершенно обойтись без иностранцев».

С чувством глубокой патриотической гордости журнал «Отечественные записки» отмечал высокие качества златоустовского художественного оружия: «Ковка клинков, полировка, рисовка, травка, позолота и вообще вся отделка оружия сего производства собственными одними русскими оружейниками и не уступает в совершенстве лучшим версальским произведениям сего рода».

Известный русский пейзажист Андрей Мартынов, побывав на Урале и познакомившись на месте с художественной обработкой камня, восхищаясь мастерством и талантом художников из народа, писал об уральских изделиях, «которые во многом не уступают древним антикам, всё сие делается русскими крестьянами». Очень высоко художник оценил и расписанные тагильские подносы, на которых, как отмечал он, была «видна даже мастерская живопись».

Как бы обобщая мнение наиболее передовых представителей русского общества, «Горный журнал» писал в 1826 году об Урале: «От простого котла Белорецкого завода до красивого клинка Златоустовской фабрики, всё свидетельствует об успехах в нашем отечестве искусств промышленных, принявших с некоторого времени новый полёт к своему усовершенствованию».

Но произведения уральских мастеров завоевали известность не только в своём отечестве, вызывая восторженные отзывы современников. Выйдя за рубеж, они и там не потеряли своей красоты и впечатляющей силы. На всех международных выставках камнерезные изделия, чугунное литьё, художественное оружие Урала неизменно отмечались наградами, приобретая мировое признание и значение. Высокую оценку заслужили, например, произведения уральских камнерезов на Всемирной выставке 1851 года в Лондоне: «Изумительные капители и вазы, производимые там (Екатеринбургская гранильная фабрика. - Б. П.) из самых тяжёлых материалов, можно сказать, превосходили любые подобные произведения древнего искусства...».12

Художественные изделия далёкого Урала необычайно широко разошлись по всему свету: их можно было встретить не только в Европе, но и даже в далёкой Австралии.13 Они популяризировали многообразие русского искусства, творчество талантливых художников из народа.

Искусство промышленного Урала знаменует собой одно из значительных достижений русской художественной культуры. Оно отразило творческую инициативу, пытливый ум рабочего человека, неумирающее мастерство. Без него нельзя себе представить весь подлинный размах русского декоративно-прикладного искусства.

Истоком для развития камнерезного и ювелирного искусства на Урале послужило необыкновенное богатство его недр. Цветные поделочные камни (так называемые самоцветы) были открыты еще в 17 веке. Около 1635 года в предгорьях Урала были обнаружены медные руды малахита. Еще раньше здесь были найдены «узорчатые каменья» - сердолики, агаты, яшмы.а в 1668 году Михаилом Тумашевым открыто богатейшее месторождение цветных камней близ Мурзинской слободы, недалеко от Верхотурья, а в 1700 – яшмовая гора на реке Аргунь.

Настоящий расцвет наступил с 1700 г., когда Петр I занялся горными исследованиями всерьез и повелел основать в Москве специальный приказ по горным делам. Ученые-естествоиспытатели, путешествующие по Уралу с научными экспедициями, приносили новые вести о заново открытых камнях. В 1720 году Пётр I посылает на Урал Татищева, поручая ему управление казёнными заводами. Вскоре после приезда на место В. Н. Татищев намечает построить на реке Исети завод. В 1723 году в центре Урала возник новый город - Екатеринбург, который становится центром горнозаводской промышленности Урала. С ростом и развитием Екатеринбурга связано и развитие уральского камнерезного искусства в XVIII-XIX веках.В 1738 году в городе Екатеринбурге основана камнерезная мастерская, ставшая в 1765 году Екатеринбургской гранильной фабрикой. Она была открыта в непосредственной близости от крупных мраморных месторождений, вслед за ней – Колыванская и Локтевская. Первыми изделиями, приготовленными в конце 20-х годов на Урале, была мелкие предметы из твердых пород. Однако постепенно усиливается интерес к различным породам красочных яшм.

С 1726 впервые мелкая камнерезная пластика стала употребляться в виде вставок в конских сбруях, мундштуках, в рукоятях ножей и кортиков, в табакерках; с 1782 - в печатях из агата и горного хрусталя; с 1786 - в чернильницах; с 1787 - в пуговицах.

В начале 18 века уральские мастера-кустари научились обрабатывать недавно открытый цветной камень, заложив, таким образом, традиции местной школы камнерезного искусства. Уральские мастера подходили к обработке камня с философской точки зрения. Уральскую школу камнерезов всегда отличала особая любовь к камню, понимание его природной красоты. Основным принципом камнереза было не нарушить данную природой красоту камня, а лишь как можно лучше выявить её и подчеркнуть. Одним из основателей художественной обработки камня на Урале по праву нужно считать русского механика-самородка Никиту Бахарева. Бахарев, построив фабрику, постоянно совершенствует механизмы. Он, например, реконструировал резной станок. Иван Сусоров- талантливый уральский механик-изобретатель, ученик Бахарева. Вместе они создали вододействующие механизмы.

На Урале драгоценные камни, добытые на приисках, стекались в кладовые Екатеринбургской гранильной фабрики, которая уже в 1774 году выросла в мощное предприятие по переработке самоцветов. Здесь, на фабрике, постепенно складывается, развивается искусство гранильщиков.
Широко распространенная на Руси в XVI-XVII веках обточка драгоценного камня в кабошон была задолго известна уральцам. Принципы же европейской огранки стали проникать сюда лишь в XVIII веке. Их распространение связано с именами поручика Рефа, присланного на Урал Петром I в 1725 году, а также итальянских мастеров И. Батиста и В. Тор-тори, рабочих петергофской фабрики Ф.Тупылева, И.Назарова, С.Кузьмина, приехавших с Я. Данненбергом.
Кабошон - отполированный сверху камень круглой или овальной формы.

Расцвет ювелирного и камнерезного искусства пришелся на конец 18 - начало19 века. В это время Екатеринбургская гранильная фабрика находилась в «цветущем состоянии». Существовал сложившийся коллектив мастеров, которые в совершенстве овладели разнообразными приемами обработки камня – и гладкой поверхности, и самого сложного орнамента, и великолепной русской мозаики. Мастера создавали произведения искусства по проектам знаменитых русских архитекторов и скульпторов: Воронихина, Росси, Стасова, Монферрана, Брюллова и др. Велико значение изобретательской мысли, художественного творчества выдающихся уральских мастеров И. Сусорова, И. Патрушева, С. Ваганова, М. Колмогорова и др. Им уральское камнерезное искусство обязано своим быстрым расцветом.

В конце 18-го и особенно в первой половине 19-го века, когда добыча камня достигла пика активности, из поделочных самоцветов изготавливали большие парадные вазы и чаши, колонны, скульптуру, облицовывали каменной мозаикой и плиткой стены, полы и потолки величественных дворцов и храмов. Много изделий из малахита Екатеринбургской гранильной фабрикой было выпущено и отправлено в Петербург.

Нигде, кроме России, не умели и не умеют делать именно из яшмы вещи, которые сразу же становились шедеврами мирового искусства. Это прежде всего относится к произведениям, выполненным уральскими художниками-камнерезами Яковом Васильевичем Коковиным и Гаврилой ФирсовичемНалимовым. Они работали в XIX в. на Екатеринбургской гранильной фабрике. Благодаря талантливым камнерезам Южно-Уральске яшмы стали известны всему миру.

Первоначальная обработка камней сводилась к обсечке их стальными инструментами, разрезке камня пилами из листового железа и сверлению железными сверлами. Все инструменты смачивались водой с наждаком. После грубой обработки камень передавался для детальной обработки на «обшарном» станке, где камень прижимался винтами к вертящемуся деревянному шкиву.

Технология обработки твёрдого камня состоит из следующих этапов: сортировка сырья, распиловка, сверловка (ощипка), подбивка, шлифовка. полировка. Камень сортируется по окраске и рисунку; существенными показателями качества, на которые обращают внимание при сортировке, являются однородность и отсутствие трещин.

С 1802 по 1847 гг. просуществовала школа по резьбе «антиков». Изготавливали модные в то время камеи. В начале XIX века с установлением высокого классицизма необыкновенно популярными среди знати становятся камеи, вырезанные из драгоценных и полудрагоценных камней. Камеи вставлялись в броши, медальоны, кольца, осыпались бриллиантами, изумрудами. На камеях изображались греческие, римские герои, божества, древние поэты и философы, русские императоры и императрицы. Для резания выбирались ленточные яшмы, агаты, сардониксы с ровными прямыми слоями. На светлых слоях резались фигуры, а более темные оставлялись под фон. Но по мере того как ветшал высокий классицизм, проходила и мода на камеи, свертывалось их производство.

Одним из наиболее распространенных видов продукции уральских камнерезов являются каменные печати. Начало производства печатей относится к концу 18 века. Основную массу составляют печати из горного хрусталя и дымчатого кварца, затем идут печати из яшмы, родонита, агата, малахита, лазурита и редкие образцы печатей - из аметиста, аквамарина, цитрина. Печати изготавливались не только на императорской фабрике, но в большей степени в частных мастерских. В более ранних образцах форма ручек была призматической, главная декоративная роль отводилась самому камню. Ко второй половине 19 в. появляются печати с резными ручками в виде миниатюрной скульптуры.

С 1840-х годов в моду входят пресс-папье. До конца XIX века они претерпели трансформацию – от пластин приполированного цветного камня к пластинам из калканской яшмы или сланца с цветными картинками в технике флорентийской мозаики и далее к роскошным рельефным натюрмортам из разных фруктов и ягод.

Малахитовой эпохой в камнерезном искусстве стали 30-40-е годы XIX века, когда малахит в монументальных декоративных изделиях становится эмблемой русских богатств. Предметы из малахита выполнялись в технике «русской мозаики».

Техника «Русская мозаика» - техника мозаики в камнерезном искусстве, в которой пластинками из цветного поделочного камня (чаще из малахита) как бы оклеивают основу из недорогого прочного камня. При этом пластинки очень тщательно подбираются по цвету и рисунку, а изделие выглядит так, будто оно выполнено из монолита. Техника русской мозаики позволяет максимально выявить красоту камня.

Русская мозаика отличается от флорентийской мозаики еще и тем, что она выполняется не только на плоском основании, но и на криволинейных поверхностях (сферических, цилиндрических и т.д.). Они находят широкое применение при украшении не только небольших изделий камнерезного искусства (шкатулок, столешниц, письменных приборов и т.п.), но и для декоративной отделки помещений.

В камнерезной технике русской мозаики применяются следующие приемы:

Ленточный (струйчатый) узор - пластинки камня располагаются сплошной полосой и подбираются так, чтобы линии рисунка из одной пластинки плавно переходили в линии на другую. Узор должен непрерывно струиться.

Мягкий бархат - прием применяется при отделке больших участков поверхности, при этом пластинки подбираются таким образом, чтобы линии рисунка мягко переходили друг в друга во все стороны, а весь набор производил бы впечатление единого камня.

Узор на две или на четыре стороны - для реализации этого приема нужно отпилить от цветного камня пластину толщиной от 3 мм до 6 мм. Рисунки на обоих срезах пластинки получаются одинаковыми, поэтому, отпилив вторую пластинку и совместив ее с первой, можно получить симметричный рисунок на две стороны. Если от этого же камня отпилить еще две пластинки и соединить с двумя первыми, то получится узор на четыре стороны. Таким же образом можно делать композиции на шесть и более сторон, комбинируя их в различные узоры и украшая различные вещи.

Говоря о развитии камнерезного и ювелирного искусства Урала, нельзя не упомянуть созданное в 1870 году Уральское общество Любителей Естествознания (УОЛЕ). Продукцию ее составляли коллекции цветных камней и горных пород Урала. Особенно славились настольные «горки», изготовленные искусными мастерами Д.К.Кубиным, А.В. Оберюхтиным, Н.В.Фроловым. По инициативе общества впоследствии была создана Научно-минералогическая мастерская, при которой был сформирован цех по огранке уральских камней.

Работы мастеров фабрики получили мировое признание, ими восхищалась Европа. Мастера также изготавливали малахитовые браслеты и ожерелья, бусы из хрусталя, аметиста, использовали яшму в брошах, браслетах, сережках, запонках. Основным орнаментальным мотивом в то время был растительный, покрывавший сплошной сеткой поверхность изделия. Впоследствии мастера выработали особый вид броши-веточки, имитируя в камне гроздь винограда, смородины. Эти ювелирные изделия отличались разнообразием, выдумкой, мастерством.

К 80-м годам 19 века складываются основные центры гранильных кустарных промыслов в Екатеринбурге и его окрестностях: Березовском, Нижне-Исетске, Верхне-Исетске, Уктусе, Полевском, Мраморском. Обработка твёрдых пород камней развивалась не только в Екатеринбурге, но и в примыкающих к нему районах - Берёзовском, Шарташском, Нижне-Исетском и Верх-Исетском заводах. В Берёзовском заводе главным образом занимались гранением бусок, запонок, приготовлением искр или вставок. В Нижне-Исетском и Верх-Исетском заводах кустари преимущественно гранили цветные камни.

20 век стал для уральского камнерезного и ювелирного искусства периодом тяжелых испытаний. Кустари-гранильщики оказались в полной зависимости от заказчиков. Крупные скупщики держали мастерские и магазины не только в Екатеринбурге. Они втридорога продавали скупленные за бесценок изделия кустарей. В погоне за заработком мастера вынуждены были тратить на работу более 15 часов в сутки, не заботясь об изяществе изделий. Вынужденная быстрота, приводившая к ухудшению изделий, вела к новому, еще большему понижению цен. Промысел ширился, разрастался и... вымирал.

Первая мировая война и последовавшая за ней Октябрьская революция ставят под вопрос само существование камнерезного и ювелирного дела. Сложившиеся мастера уходят на фронт, те из них, кто возвращается после войны, не могут найти себе применение по старой специальности. Так в 1918 году было принято решение о закрытии екатеринбургской гранильной фабрики и распродаже ее имущества.

20-е годы – начало возрождения

1919 г. - приказ ВСНХ о восстановлении гранильного дела, возвращение мастеров-гранильщиков и ювелиров на фабрику

В1938 г. основан гранильный цех

В 1941 г. - ювелирный цех, и организовано ювелирное производство

1938 – организация цеха по огранке самоцветов

1941 – реорганизация минералогической мастерской в ювелирно-гранильную фабрику.

1945 – открытие Художественно-ремесленного училища № 42, подготавливавшего ювелиров

В 1959 году на Свердловской ювелирно-гранильной фабрике уральские огранщики А.А.Чижиков и Е.А.Андреев впервые в России изготовили из алмазов бриллианты. 60-е годы – период больших технических новшеств.

Возрождение началось в 1919 году. Как только был освобожден Урал от колчаковцев, горный совет ВСНХ издал приказ о восстановлении гранильного дела. В пятидесятые годы в Свердловске было покончено с надомничеством. На фабрику пришло новое, молодое поколение рабочих, получивших хорошую подготовку в художественно-профессиональном училище, открытом в 1948 году. Появились первые специалисты, технологи, инженеры. Много внедряется технических и технологических новшеств, совершенствуется процесс золочения вещей, плавка драгоценных металлов.

В первой половине ХХ в. заметный вклад в каменную пластику в анималистическом жанре внесли А.К. Денисов-Уральский и Н.Д. Татауров. С середины ХХ в. стал разнообразнее выбор изделий, а в последней трети века развилось изготовление сувениров и значков.

Важнейшее направление ювелирного искусства - украшения: серьги, крестики, бусы, браслеты; оклады для икон из яшмы, родонита, изумруда, малахита и др. камней.

Огромное влияние на формирование уральской ювелирной школы оказало искусство киевских мастеров-ювелиров. Дело в том, что в годы Великой Отечественной войны в Свердловск был эвакуирован Киевский ювелирный завод. При содействии его специалистов в 1942 году на свердловской фабрике был организован цех по сборке и реставрации часов, часовых механизмов, изготовлению циферблатов, а также ювелирное производство золотых и серебряных украшений.
После войны фабрика прочно встала на ноги, чему немало способствовало применение новых технологий. Уже в произведениях уральских ювелиров того периода просматривается акцентирование природной красоты камня в сочетании с яркой образностью.

Современное состояние

С началом рыночной эпохи Уральские горы вновь оказались востребованы – сегодня камнерезное искусство России переживает второе рождение, количество прекрасных мастеров, способных порой встать на одну доску с великими умельцами прошлых веков, растет, и наилучшим доступным материалом стали, конечно, добываемые на Урале самоцветы, которые любят и знают и по всей России, и в дальнем и ближнем зарубежье.

Современные школы ювелиров, работающих с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями, дополненными зернью и филигранью, сформировалась на Урале во второй пол. ХХ в. Представители ее: В.Я.Бакулин, В.Ф.Ветров, Б.А.Гладков, В.У.Комаров, Л.Ф.Устьянцев, В.Н.Устюжанин, В.Н. Храмцов.

Зернь - мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани.

Скань, филигрань - вид ювелирной техники: ажурный или напаянный

на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью и эмалью.

Такое событие российской истории, как открытие якутских алмазов, также оказало огромное влияние на формирование уральской ювелирной школы: ведь в 1959 году именно уральские огранщики А. А. Чижиков и Е. А. Андреев впервые в России изготовили из алмазов бриллианты. Не забывали уральцы и о своём природном богатстве: в том же 1961 году на фабрике (впоследствии ставшей Свердловским ювелирным заводом, а затем – предприятием «Ювелиры Урала») был создан камнерезный участок. Здесь делали ювелирные вставки из поделочного камня: яшмы, родонита, агата, бирюзы, малахита, сердолика, дымчатого кварца, обсидиана,лазурита, амазонита, оникса, беломорита,халцедона…

В 60-70-е годы ХХ столетия окончательно оформилась уральская ювелирная школа – самобытная и яркая. Можно было уже с уверенностью говорить о её отличительной черте: в композиции украшения уральские ювелиры предпочтение неизменно отдавали не металлу, а камню. Во второй половине XIX в. определяющую роль в их производстве играли кустари.

Молодые мастера исполнились решимости создать ювелирные украшения, вытеснить старое, надоевшее, отжившее. И главное - возродить в изделиях красоту природного уральского самоцвета.

С возникновением этой группы обновляется ассортимент массовых изделий из золота и серебра с полудрагоценным и поделочным камнем, разрабатываются и осваиваются изделия с бриллиантами, формируются стилевые особенности уральского ювелирного искусства, его направления.

В произведениях последних лет заметны реминисценции барочных украшений и модерна. Изделия из золота занимают значительное место в заводской продукции. Они выпускаются крупносерийными и малосерийными тиражами. Массовый ассортимент изделий из золота составляют в основном кольца, серьги, кулоны, запонки, спроектированные для специальных случаев: элегантные дневные украшения, небольшие вечерние украшения и парадные гарнитуры.

Сегодня в камнерезном искусстве выделяются два направления. Одни мастера продолжают творческий поиск в традиционных формах уральского камнерезного промысла. Другие – разрабатывают свои авторские изделия в стиле современного дизайна. Широко используется глиптика (резьба по цветному камню), создаются объемные мозаики, насыпные картины. В своих работах мастера стремятся с наибольшей полнотой выявить декоративные качества и природную красоту самоцветного уральского камня.

Сейчас существует множество предприятий и фирм, занимающихся художественной обработкой камня («Камни Урала», «КаРо», «Силуэт»). Ассортимент их продукции широк и разнообразен: сувениры из природного камня, декоративные часы, письменные приборы, вазы, шкатулки, панно, шахматные столы, нарды, подсвечники и т.д.

2005 г. - ОАО «Ювелиры Урала» получило главную премию конкурса «Российский национальный Олимп»

Сегодня ювелирное и камнерезное искусство Урала – калейдоскоп манер и стилей.

Художественные направления - от классики до современного авангарда. Работы уральских художников отличаются чистотой стиля, ярко выраженным национальным характером. Их произведения привлекают классической простотой и ясностью форм.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29

То, что утеряно и забыто!

Камнерезное искусство является одним из древнейших материальных проявлений культуры. Наскальная живопись, первые орудия труда, первые усыпальницы, первые чудеса света – всё это появилось благодаря обработке камня. Декоративное проявление обработки камня и называется камнерезным делом, а создание уникальных по красоте и сложности декоративных изделий из камня – камнерезным искусством.

История

История камнерезного искусства России имеет многовековую историю. В захоронениях (10-13 вв.) славянской знати встречаются ожерелья и серьги из сердоликов и горного хрусталя, также обнаружено большое количество импортных камней и изделий из них, которые привозились, как правило, из Византии и Китая.

Камнерезные работы XVI века характеризуются широким использованием драгоценных материалов и виртуозным применением сложных приемов художественного декорирования. В XVII веке широко используется сочетание поделочных камней с речным жемчугом, такие украшения носили уже горожанки и зажиточные крестьяне. Рубинами, изумрудами и алмазами украшались вещи аристократии. XVIII в. - время расцвета камнерезного дела на Руси. Для строительства новой столицы России нужен был строительный, поделочный и декоративный камень. В Алтайском крае и на Урале нашли богатые месторождения, для разработки которых были созданы государственные предприятия.



Переломной для всего камнерезного и ювелирного искусства Росси стала эпоха Петра I. В 1720 году царь Пётр I назначил Татищева В.Н. первым горным начальником уральских и сибирских заводов. Среди разных ремёсел, которые Василий Никитич намечал завести в будущем Екатеринбурге, было камнерезное и гранильное дело. Именно в это время как никогда стали востребованы богатства Урала - начались целенаправленные поиски и освоение самоцветных месторождений, были обнаружены месторождения изумрудов, хризопразов, рубинов, топазов, александритов, аметистов, турмалинов. Драгоценные камни, добытые на многочисленных приисках, стекались в Екатеринбург. Уже в 1774 году Екатеринбургская гранильная фабрика выросла в мощное предприятие по переработке самоцветов. Сформировались традиции изготовления изделий из малахита - браслеты и ожерелья, броши-веточки, элементы декора. Произведения уральских камнерезов тех времён украшали великолепные интерьеры царских резиденций, элементы которых ныне представлены в Эрмитаже. В 1851 году Россия впервые участвовала во Всемирной выставке в Лондоне. С тех пор уральские самоцветы узнали и полюбили во всем мире. Крупнейшими производители ювелирных украшений и сувениров того времени были «Сазиков», «Овчинников», «Хлебников», «Болин», фирма «Фаберже».

С наступлением XX века драгоценные камни обрели второе рождение: были в моде изделия из самоцветов в античном духе, и пышные многоярусные ожерелья.

Важнейшей задачей камнерезного искусства России нужно считать создание произведений монументального характера, продолжение лучших традиций прошлого. Всё лучшее, что было создано художниками камня в прошлом, было воссоздано именно в это время. Не случайно, поэтому первые же наиболее значительные произведения советских лет, совершенно новые по тематике, были связаны с монументальным искусством, с советской архитектурой. Не только Московский метрополитен должен был располагать богатством уральского пестроцветного камня, но и прекрасные дворцы культуры, возникающие в различных промышленных центрах, и многие другие общественные здания.

Реальность

В настоящее время в их интерьерах почти нет цветного камня. Камнерезное искусство и добыча декоративного камня были просто уничтожены. Месторождения были брошены, так как гораздо более выгодными ресурсами были драгоценные камни, уголь, нефть. Мастера-камнерезы, оставшись без государственных заказов, ушли из профессии или занялись производством мелких сувениров из дешевых материалов.

Как выглядит убранство современного дома/квартиры? Там красуются гипсовые или мраморные вазы, торшеры, а богатство декоративного камня не использовано. Даже сравнительно лёгкий для обработки камень - змеевик (серпентинит) в крупных изделиях почти не употребляется, в то время как он, наравне с другими декоративными камнями, должен найти себе место не только в облицовке зданий, но и в убранстве интерьеров домов, офисов, в садах, парках и культурных объектах.

С момента становления новой России камнерезное искусство забывалось всё сильнее. Добыча практически не подлежит восстановлению. Крупные города захлестнула волна дешевого мрамора и нефрита. Откуда берутся эти материалы? Продавцы утверждают, что это Итальянский мрамор, качественный, брендовый товар. На деле всё совсем не так. То, что предлагается на рынке под видом итальянского мрамора – это африканский, южно-американский и какой угодно ещё мрамор, а иногда и «недомрамор» (кварциты), который прибывает в Италию, проклеивается целиком специальным клеем (эпоксидная смола), подкрашивается по необходимости и поставляется на экспорт под брендом этой страны.

Совершенно права была народный художник СССР В. И. Мухина, когда говорила: «Нельзя обойти молчанием, не пожалеть исчезновения производства, никогда и никакой страной не превзойдённых, наших каменных, малахитовых, яшмовых, нефритовых и других ваз».

Вазы, чаши, торшеры и другие произведения из красочных яшм, змеевика, малахита, лазурита должны служить не только украшением, но выполнять определённую воспитательную роль. Они должны, прежде всего, вызывать в русских людях чувство патриотической гордости богатством и могуществом Родины, чувство восхищения творчеством народных художников, равного которому нет в мире.

Свет.

Не смотря на удручающее положение этой области культуры нашей страны – есть еще энтузиасты, которые уже более 3-х лет создают бренд российского камнерезного искусства - StoneAge . История создания бренда уходит ещё в советские времена. Начало пути было положено еще 40 лет назад.

В 1973 году, группа школьников обнаружила в подвале Дворца пионеров камнешлифовальный станок. В школе на уроках труда дети пытались зажимать в тисках и шлифовать напильником куски уникального ильменского амазонита. В то время никто из их окружения не мог научить ребят камнерезному делу, и даже тому, как правильно отполировать камень, что лишь еще больше подогревало интерес будущих мастеров.

В 1980 году в Челябинске появилась первая полноценная детская камнерезная мастерская. Именно в этом месте наши мастера, а в будущем и их подмастерья, получали первые навыки по работе с камнем.

В 90-е камнерезные мастерские стали появляться одна за другой, только ленивый не занимался отделкой камня. Однако уровень многих мастерских оставлял желать лучшего, и материалы использовались самые дешевые и некачественные, ведь каждый старался обогатиться на этом деле.

Мастер – Николай Иванович Андреев не гнался за быстрыми деньгами, он прилежно выполнял свою работу, учился всем тонкостям камнерезного дела, а все деньги тратил исключительно на шлифовальные станки и инструменты по отделке яшм, малахита и прочих ценных пород камня. Годы трудов, затраченных сил и средств окупились. Мечтой Николая Ивановича было возрождение русской школы камнерезного искусства, преображение в произведения искусства своих творений. Последние 15 лет мастера работали в собственной творческой мастерской, совмещая это с научной деятельностью и общественной работой в Российском юношеском геологическом движении.

Как энтузиасты от науки и культуры, они не занимаются поточным производством изделий из камня, т. к. считают это коммерцией, а не творчеством. Все их изделия по-своему уникальны. Это и нестандартные идеи, которые каждый раз для своей реализации требуют изготовления новых станков и приспособлений по работе с камнем. Благодаря этому появились новые технологии по обработке камня. По этой причине стали делать мозаичные столешницы, каждая из которых по-своему уникальна.




Самое обсуждаемое
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция
Праздничные интерьерные украшения «1 сентября Шаблон колокольчика на 1 сентября для вырезания Праздничные интерьерные украшения «1 сентября Шаблон колокольчика на 1 сентября для вырезания


top