Воспитание детей в еврейских семьях. Традиции и воспитание детей в израиле

Воспитание детей в еврейских семьях. Традиции и воспитание детей в израиле

«Чем отличается израильская система образования от российской?»

Дочка с января ходит в израильскую школу — в первый класс, в Хайфе. Иврита она пока не знает (кроме небольшого набора слов и фраз), но учится хорошо (математика, рисование вообще отлично, чтение понемногу тоже продвигается - читают по вечерам с мамой). Помогает и то, что учительница говорит по-русски.

Столкнулись с неожиданной для нас проблемой - агрессивностью израильских детей. Происходит это, например, так: мальчики из ее класса подходят на перемене и начинают толкать и шлепать. Или на выходе из школы подбегает одноклассник и бьет в лицо. Или сильно толкает; один раз на перемене толкнули так, что дочка упала и потеряла сознание. Или заталкивают в лужу. Или, проходя мимо, ломают ее поделку. Или несколько мальчиков хватают Настю за руки, а кто-то один бьет в живот. И так далее.

Какое-то время она ходила на перемене, натянув курточку на белокурые волосы, чтобы ее не вычислили местные, в таком же виде выбегала со всех ног ко мне из школы. Мы, конечно, ходим к учительнице, звоним ей. Она вполне милая женщина, у меня к ней нет претензий. Беседует с детьми, звонит родителям.

Почему объектом агрессии выбрали мою дочку? Настя отнюдь не урод, а симпатичная блондинка. Она не вредная, никогда не будет никого дразнить и тем более бить, дать сдачи она тоже не может. В Москве она ходила в детский сад, никто никогда ее не бил и вообще не обижал (это бы и воспитательницы не допустили). Видимо, это происходит потому, что она другая. И не говорит на иврите. Это наша частная проблема, но я хочу сказать о проблеме более широкой. Как бывший школьный учитель. Я несколько месяцев приглядываюсь к израильским детям, израильскому воспитанию и образованию. И детский садик у меня прямо под окнами - очень удобно наблюдать.

Есть такой местный миф: в Израиле очень заботятся о детях, нигде так не относятся к детям, как здесь. Ребята, хорошо, вы любите свою страну, но хорошо относиться к детям — значит их воспитывать и образовывать, а не просто «пасти». Продолжение мифа: мы даем детям свободу, поэтому они потом, став взрослыми, двигают наша страну вперед и дальше других стран (технологии и прочее); полная свобода рождает в детях самостоятельность мышления и тягу к творчеству.

Смотрю с балкона на детский сад. Три воспитательницы сидят в кружок, беседуют. Периодически кричат на какого-нибудь ребенка. Вот стоит мальчик, на вид лет пяти, с надувной игрушкой. Роняет игрушку. Падает рядом. Встает, поднимает игрушку. Роняет игрушку… Чуть дальше мальчик бьет девочку по голове. Получает за это от нее ногой. Бьет ее по голове… Нет, я не против (кроме шуток), это все тоже нужно. Но разве было бы насилием над детьми, если бы воспитательницы показали им, скажем, какую-нибудь игру? Или что-нибудь рассказали? А сидеть кружком и болтать - такие педагогические приемы недорого стоят.

По моим наблюдениям, израильские дети (уточним: в Хайфе, чьи родители родились в Израиле) отстают по нравственному и умственному развитию от московских как минимум на два года. Отсюда и наша с Настей проблема. Дети просто туповаты и диковаты (и одно с другим связано). Что тут может сделать учительница?

Программа в школе тоже, мягко говоря, не напряженная. Свобода? Нет, это не свобода, это скука! Говорят так: «Первые шесть классов - расслабуха, зато потом…» Но вот я побеседовал с одним, другим родителем, у кого дети заканчивали здесь школу, - и потом тоже слабая программа. А про воспитание говорят: их в армии воспитают. Ребята-патриоты, поздно браться за образование ребенка, когда он уже догнал ростом учителя! И воспитывать поздно, когда он уже вырос.

Целый ряд репатриантов из России и Украины, приехавших в Израиль с детьми, говорили мне, что они в ужасе от здешнего образования. Так кто же двигает технологии? Видимо, не те, кто учится в государственных школах. Оказывается, в Израиле очень хорошо развита система платного альтернативного образования. Вот кто двигает! Но для страны это плохо. Не всем альтернатива по карману - и многие талантливые или просто умные дети остаются за бортом.

Я в Израиле человек новый, просто высказываю свои наблюдения и беспокойство. Если я не прав, поправьте меня.






















1 из 21

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

В Израиле, согласно Закону об обязательном образовании от 1949 г. и поправкам к нему от 1980 г., существует система всеобщего обязательного образования, охватывающая детей от пяти до пятнадцати лет: годичное обучение в так называемом обязательном детском саду, где осуществляется подготовка ребенка к школе, и десятилетнее школьное образование Закон устанавливал принцип бесплатного восьмилетнего школьного образования (с шести до 13 лет) и обязательного дошкольного образования детей в возрасте пяти лет.

№ слайда 4

Описание слайда:

Подавляющее большинство детских садов, начальных и средних школ в Израиле - государственные или муниципальные. Израильская система дошкольного воспитания принимает детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет. В 6 лет дети начинают посещать школу. Детские сады принадлежат женским организациям, крупным предприятиям, религиозным организациям, а также частным лицам. Детские сады, как и вся система просвещения в Израиле, бывают как светскими, так и религиозными.Все детские сады в Израиле платные, кроме старшей подготовительной группы, которая по "Закону о всеобщем обязательном образовании" обязательна для посещения, это как бы "нулевой" класс школы в рамках системы дошкольного воспитания.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

При записи родители должны указать, в какой сад они хотят определить ребенка - светский или религиозный. Детские сады для детей от двух до четырех лет (за исключением детских садов в городах развития и кварталах, где средний уровень доходов жителей невысок) и обучение в высших учебных заведениях - платные. Существуют платные ясли, принадлежащие главным образом общественным организациям (ВИЦО, На‘амат, Амана и другим).

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Данные таблицы свидетельствуют, что доля воспитанников детских садов в еврейском секторе (78,6%) тождественна проценту еврейского населения в общей численности населения страны; никакой дискриминации национальных меньшинств в этой сфере нет. В детских садах религиозного ультраортодоксального направления, входящих в число государственных или муниципальных дошкольных учреждений, воспитываются 27,2% детей из еврейских семей.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Паутон Предназначен для детей самого младшего возраста (до 3 лет) и функционирует в качестве группы "Маон Йом" или "Мишпахтона". Заведение, как правило содержит частное лицо, которое само устанавливает, какие дети будут приняты и на каких условиях. Обычное время работы с 8 до 12 или 13 часов.

№ слайда 11

Описание слайда:

Маон Йом Принимает детей в возрасте от трёх месяцев до пяти лет, часы работы с 7 утра до 16 часов. Данные заведения находятся под контролем Министерства труда и Министерства образования. "Маонот" находятся в собственности различных общественных организаций, которые не ставят своей целью получение прибыли. Их цель - поддержать работающих женщин. В "Маоне" дети получают завтрак, обед и полдник. Няни имеют соответствующую лицензию от Министерства труда. Размер оплаты устанавливается на весь год и определяется в зависимости от доходов семьи. Чтобы зарегистрировать ребёнка в очередь(это понятие здесь встречается довольно часто), необходимо заранее прийти в организацию, которая его содержит или узнать в муниципалитете ("Ирия").

№ слайда 12

Описание слайда:

Частные детские сады. Величина оплаты определяется инспектором в соответствии с качеством детского сада. Они отличаются по качеству оборудования и квалификации воспитателя. Частные садики, в которых содержится более 10 детей, должны иметь соответствующую лицензию. В частных детских садах, обладающих лицензией, мест часто не хватает.

№ слайда 13

Описание слайда:

Кдам Хова Предподготовительная группа - предназначена для детей в возрасте 4 лет. В городах развития эта группа охватывает детей в возрасте 3 лет. В этих детских садах новым репатриантам предоставляются скидки до 90% в течении первых четырёх лет в стране. Этот вид садов функционирует по районам под контролем муниципалитетов, где и проходит регистрация в последние две недели февраля.

№ слайда 14

Описание слайда:

Семейные ясли (мишпахтон) Это частный небольшой детский сад непосредственно на дому у воспитательницы. Воспитательницы таких садиков проходят специальную профессиональную подготовку. Условия, в которых содержатся дети, – площадь, оборудование, количество игрушек, программа воспитания и развития детей – должны соответствовать установленным критериям.

№ слайда 15

Описание слайда:

Иногда мишпахтон расположен в частном доме с участком, часть которого выделяется под детский сад, иногда просто в городской квартире. В мишпахтон принимают не более пяти-шести детей в возрасте от нескольких месяцев до 2-3 лет. Многие родители видят их преимущество перед детским садом именно в том, что там меньше детей, более домашняя обстановка и более личное отношение к их ребенку.

№ слайда 16

Описание слайда:

Продленный детский сад (маон) Предназначены для детей в возрасте от 6 месяцев до 3-4 лет, в некоторые продленные сады принимают детей только с полутора лет, в других есть ясельная группа для самых маленьких.Сады работают шесть дней в неделю, в течение всего года, кроме праздничных выходных дней и летних каникул в последние 2 недели августа. Дети находятся в них с 7.00 до 16.00 часов, получают завтрак, горячий обед, полдник и спят после обеда. Обычно сад располагается в помещении с собственным участком, где все приспособлено для игр и прогулок детей.

№ слайда 17

Описание слайда:

Кроме занятий с воспитательницей – чтения, рисования, пения, прогулок, игр – в яслях организуются занятия ритмикой и музыкой, для которых приглашается учительница музыки. Большинство маонов принадлежит двум всеизраильским женским общественным организациям. Есть также сады, принадлежащие частным лицам либо религиозным организациям. В сельской местности и на поселениях маоны обычно относятся к местным органам самоуправления. При многих садах организована подвозка детей в сад и домой за дополнительную плату.

№ слайда 18

Описание слайда:

Муниципальный детский сад – ган тром-хова Муниципальные детские сады принимают детей с 3-х лет. Главное их отличие от маонов в том, что они работают только до 13.00 часов. В таких садах не готовят, завтрак дети приносят с собой из дома, обычно это бутерброд и фрукты. В последнее время, в рамках введения правительственной программы удлиненного учебного дня, некоторые муниципальные сады перешли на работу до 15.00 часов, в них дети получают горячий обед, но не спят днем. Таких садов пока немного.

№ слайда 19

Описание слайда:

Старшая подготовительная группа (ган-хова) В старшую группу детского сада принимаются дети, которым до конца декабря текущего учебного года исполняется 5 лет. В отличие от всех остальных типов детских садов ее посещение обязательно (и бесплатно), как и учеба в школе. Дети проводят в саду 5 часов – с 8.00 до 13.00 часов. Старшая группа детского сада готовит детей к школе. Программы развития и обучения детей разрабатываются министерством просвещения с привлечением университетских консультантов – специалистов по раннему развитию ребенка. Детей не учат читать и писать, но прививают им необходимые для дальнейшей учебы навыки.

№ слайда 20

Описание слайда:

В большинстве садов есть телевизор для просмотра детских утренних телепередач и своя небольшая библиотека. Раз в неделю ребенку выдают книжку, которую дома ему читают родители или старшие братья и сестры. Многие сады сегодня оборудованы компьютерами. Проводятся уроки ритмики и пения, дети участвуют в спектаклях, спортивных соревнованиях, экскурсиях.Ган-хова работает по тому же расписанию, что и школа – на него распространяются все школьные каникулы, летние каникулы продолжаются два месяца – июль и август. Дети новых репатриантов соответствующего возраста начинают посещать ган-хова сразу же после приезда.

№ слайда 21

Описание слайда:

«Так Господь один водил его». «Смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего».

Основой основ воспитания в Едеме была семья. Адам был сыном Божьим (см. Лк. 3:38) и от своего Небесного Отца получал наставления. Школа первых людей, по существу, была семейной школой.

В Божественной системе воспитания, адаптированной к человеческим условиям после грехопадения, Христос является представителем Отца, связующим звеном между Богом и человеком. Он - великий Учитель человечества. Именно Он изначально задумал, чтобы в людях отобразился Его образ, чтобы семья была школой, а родители - учителями.

Воспитание в семье превалировало во времена патриархов. В семейных школах Бог создавал самые благоприятные условия для развития характера. Люди, руководимые Им, следовали тому плану жизни, который Он определил ещё в Едеме. А те, кто отвергнул Бога, строили себе города, жили в них, упиваясь роскошью, великолепием и пороком, что и сегодня отличает современные города, делая их и гордостью мира, и его проклятием. Люди, твердо следовавшие Божьим принципам жизни, всегда жили среди полей и холмов, они были земледельцами, скотоводами и пастухами, и в своей свободной, независимой жизни с её широкими возможностями трудиться, учиться и размышлять они познавали Бога и учили своих детей следовать Его делам и путям.

Таким был метод воспитания, который Бог хотел установить в Израиле. Однако израильтяне, выведенные из Египта, не были готовы сотрудничать с Ним в воспитании детей. Родители сами нуждались в наставлении и дисциплине. Живя в пожизненном рабстве, они умственно деградировали, превратились в невежественных и невоспитанных людей. Они не знали Бога своих отцов и не верили в Него. Среди язычников они сами стали постепенно становиться язычниками. Бог желал поднять их на более высокий нравственный уровень и дать им познания о Себе.

В посылаемых им испытаниях, во всех скитаниях, в голоде, жажде и усталости, в опасности со стороны вражеских народностей Бог стремился укрепить их веру, показать им силу, постоянно ведущую их ко благу. Уча их доверять Своей любви и силе, Он хотел открыть им образец того характера, которого они могли достичь с помощью Его милости.

Драгоценными были уроки, полученные Израилем во время пребывания на Синае. Это был период особой подготовки к наследованию Ханаана. Окружающая обстановка благотворно влияла на осуществление Божьего плана. На вершине Синая стоял облачный столп, который был их путеводителем и затемнял равнину, где люди поставили палатки, а ночью огненный столп заверял их в Божественной защите. Когда они спали, манна с небес тихо покрывала землю вокруг стана. С двух сторон лагерь окружали в торжественном великолепии обширные высоты, напоминая о бесконечности и величии Творца. Человек ощущал своё ничтожество и слабость в присутствии Того, Который «взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы» (Ис. 40:12). Явлением Своей славы Бог хотел запечатлеть перед Израилем святость Своего характера и заповедей, а также чрезвычайную вину согрешений.


Но израильтяне не смогли усвоить урок. В Египте они привыкли к видимым божествам, и им трудно было понять существование или характер Невидимого. Понимая их желание видеть Того, Кому они поклоняются, Бог дал им символ Своего присутствия. «И устроят они Мне святилище, - сказал Он, - и буду обитать посреди их» (Исх. 25:8).

Моисею было указано построить святилище по небесному образцу. На горе Бог показал ему модель небесной скинии и все её принадлежности.

Этим Он открыл народу Свой славный характер и желал сделать Израиль средой Своего пребывания. Когда на Синае провозглашался закон, Бог прошел пред лицом Моисея, возгласив: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх. 34:6).

Но они были бессильны постичь величие и любовь Творца. Событие на Синае только убедило их в собственной ничтожности и беспомощности. Другой урок был в скинии, в служении жертвоприношения, и учил прощению грехов народа и возможности благодаря жертве Спасителя иметь жизнь вечную.

Только Христос мог осуществить искупление человека, которое символизировала скиния - это славное строение. Ее стены сверкали золотом, отражающим цвета радуги, на узорчатых крышах возвышались херувимы, благоухал вечнокурящийся фимиам, наполняющий ароматом всё окружающее, священники в белых незапятнанных одеждах торжественно передвигались в глубине святилища между фигурами склоненных в служении ангелов, там обитала слава Праведнейшего. Бог сделал все возможное, чтобы Его народ понял Его план спасения человека. Намного позже об этом написал апостол Павел, вдохновленный Духом Святым:

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы» (1 Кор. 3:16, 17).

Велика была честь, оказанная Израилю в построении святилища, но такой же великой была и ответственность. Строение несравненного великолепия, требующее для сооружения самых дорогостоящих материалов и высочайшего искусного мастерства, должно было быть возведено в пустыне людьми, только что вышедшими из рабства. Это казалось нереальной задачей. Но Тот, Кто повелел строить, давал торжественное обещание сотрудничать со строителями.

«И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселиила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростию, разумением, ведением и всяким искусством... И вот, Я даю ему помощником Атолиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали всё, что Я повелел тебе» (Исх. 31:1-6).

Какой совершенной была эта ремесленная школа в пустыне, в которой были наставниками Христос и Его ангелы!

В построении и устройстве святилища должен был участвовать весь народ. Там была работа и рукам, и голове. Требовались самые разнообразные материалы, и всех приглашали жертвовать по расположению сердца.

В этом труде и пожертвованиях израильтяне учились сотрудничать с Богом и друг с другом. А еще им нужно было приготовиться к духовному построению - Божьего храма в своих душах.

Еще в Египте израильтяне объединялись в свои колена, избирая себе руководителей. С самого начала странствования в обетованную землю Бог давал им уроки воспитания и дисциплины. На Синае Израиль как народ имел уже стройную организацию. Порядок, так четко прослеживающийся в Божьем водительстве, проявлялся в укладе жизни Израиля. Бог был центром власти и правления. Моисей как Его представитель должен был провозглашать законы Его именем. Затем следовал совет семидесяти, затем священники и правители, «и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками» (Втор. 1:15), и, наконец, на специальные должности назначались служащие. Стан израильский представлял абсолютный порядок. Скиния, постоянное место присутствия Бога, находилась в центре стана, а вокруг неё располагались палатки священников и левитов. Каждое колено сосредоточивалось лагерем вокруг своего знамени.

Были установлены незыблемые санитарные правила. Это было обязательно не только для здоровья, но и как условие присутствия среди них Бога. Моисей провозгласил: «Господь, Бог твой, ходит среди стана твоего, чтоб избавлять тебя... а посему стан твой должен быть свят» (Втор. 23:14).

Воспитание израильтян не исключало все их обычаи. Всё, что способствовало их благу, было предметом Божественной заботы. Даже в питании Бог осыпал их своими благами. Манна, которой они питались в пустыне, содействовала развитию физических, умственных и духовных сил. Однако многие из них не были удовлетворены ограничением диеты и страстно желали вернуть то время, когда они «сидели у котлов с мясом, когда... ели хлеб досыта!» (Исх. 16:3). Всё же мудрость Божьего выбора была очевидной для них, и они не могли это отрицать. Несмотря на условия жизни в пустыне, среди них не было ни одного болеющего.

Во всех их странствованиях ковчег, в котором хранился Закон Божий, направлял их путь. Остановки в пути указывались снижением облачного столпа. До тех пор, пока облако оставалось над станом, они оставались в палатках. Когда облако поднималось, они снова продолжали странствие. Как остановка, так и дальнейший путь торжественно знаменовались. «Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань. Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись. Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!» (Чис. 10:35,36).

Странствуя по пустыне, народ получил много драгоценных уроков, и пережитый опыт был запечатлен в песнях. При освобождении от армии фараона всё воинство Израилево объединила песня триумфа. Далеко по пустыне и над морем раздавался радостный припев, и горы вторили эхом хвалебные речи: «Пойте Господу; ибо высоко превознесся Он» (Исх. 15:21). В дальнейших странствованиях израильтяне часто пели эту песню, ободряя сердца и воспламеняя свою веру. С заповедями, полученными на Синае, с обетованиями Божьей помощи и храня память о Его чудесных избавлениях, запечатленных под Божьим руководством в песнях, распеваемых в сопровождении инструментальной музыки, народ продолжал идти, и голоса всех сливались в едином хвалении.

Таким образом их мысли возвышались над испытаниями и трудностями пути, а неугомонный, непокорный дух смягчался и успокаивался, принципы истины утверждались в памяти, и вера их крепла. Согласованные действия научили народ порядку и единству, сблизили с Богом и друг с другом.

О взаимоотношениях Бога с Израилем на протяжении сорока лет странствований по пустыне Моисей сказал: «Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего», «чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет» (Втор. 8:5, 2).

«Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой; ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего. Как орёл вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих: так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога» (Втор. 32:10-12).

«Ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему, и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии. И дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных, чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его» (Пс. 104:42-45).

Бог окружил Израиль всеми благами, дал им большие преимущества, чтобы Его имя было прославлено и окружающие народы почувствовали эти благословения. Если они будут следовать путями послушания, Он обещал поставить их «выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии». «И увидят все народы земли, - сказал Он, - что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя». Народы, услышав о всех этих постановлениях, скажут: «Только этот великий народ есть народ мудрый и разумный» (Втор. 26:19; 28:10; 4:6).

На Синае Бог представил Себя Моисею как «человеколюбивого и милосердого, долготерпеливого и многомилостивого и истинного» (Исх. 34:6). Закон Божий, данный Израилю, содержал и ясное руководство о правилах воспитания. Отцы и матери среди Израильского народа должны были научить детей этим принципам, воплощенным в Божественном законе. Моисей, направляемый Богом, объявил им: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6:6, 7).

Однако Божьи уставы не должны были преподаваться в виде голой теории. Возвещающие истину должны были сами жить по её принципам. Только своей жизнью отражая характер Божий в честности, великодушии и бескорыстии, они могли воздействовать на других.

Подлинное воспитание - это не принудительное наставление неподготовленного и невосприимчивого разума. Необходимо развивать умственные способности и пробуждать интерес учащихся. Для этого хорошо следовать Божьему методу обучения. Тот, Который создал разум и знает его возможности, обусловил развитие человека в соответствии с его дарованиями. В семье и в святилище, через природу и искусство, в труде и веселии, священными сооружениями и памятными местами, ритуалами и обрядами - бесчисленными знаками Бог дал Израилю уроки, содержащие Его принципы и сохраняющие память о Его чудесах.

Обращение к этой «живой» истории производило сильнейшее впечатление на ум и сердце последующих поколений. На примере воспитания Богом Своего избранного народа мы видим, что совершенная жизнь - это жизнь, в центре которой находится Христос. Он благоволит всем тем желаниям и помогает развивать все те способности, которыми Он Сам наделил человека.

Создатель красоты, Сам любитель прекрасного, Бог наделил Своих детей способностью восторгаться красотой. Он предусмотрел также их потребность в доброжелательном и дружеском общении, которое развивает и обновляет радость жизни.

Праздники Израиля занимали не последнее место в их воспитании. Обычно жизнь семьи была и школой, и церковью, родители были первыми учителями в светском и религиозном развитии своих детей. Но три раза в году назначалось время для общественных встреч и богослужений. Эти собрания проводились вначале в Силоме, а позднее в Иерусалиме. Преимуществом присутствовать на праздниках пользовались только отцы и сыновья, но никто не хотел быть в стороне, и поэтому, насколько это было возможно, отправлялось всё семейство; но, разделяя их гостеприимство, там собирались также и чужестранцы, левиты и бедные.

Путешествие в Иерусалим, в простом патриархальном обычае среди весенней красоты, обилия середины лета или славной осенней зрелости, было удовольствием. С жертвами и приношениями благодарности, от седовласого старца до маленького ребенка, они приходили, чтобы встретиться с Богом в Его святой обители. Во время путешествия детям рассказывались истории прошлого, так горячо любимые и старыми, и молодыми, пелись песни, ободряющие путешественников, вспоминались Божьи заповеди, и все это, переплетаясь с благословенным влиянием природы и доброжелательным человеческим восприятием, навсегда запечатлевалось в памяти молодого поколения.

Церемония пасхального служения в Иерусалиме напоминала историю о кроплении кровью, ангеле-губителе и грандиозном исходе из земли рабства. Собрание открывалось вечером, все мужчины стояли с препоясанными чреслами, обутые, с посохами в руках, с «поспешной» едой (см. Исх. 12:11): агнцем, пресным хлебом и горькими травами - и внимали торжественной тишине. Этот обычай тревожил воображение и впечатлял сердце.

Праздник урожая - с дарами фруктовых садов и полей, с проживанием в кущах целую неделю, с вечерами общения, со священными памятными служениями, с щедрым гостеприимством Божьих работников из святилища по отношению к Его детям, странникам и бедным, - объединял всех в благодарении к Тому, Который помог благополучно прожить год и благословил землю плодородием.

Таким образом народ Израиля проводил в благоговении один месяц в году. Это было свободное от забот и трудов время, в истинном смысле полностью посвященное воспитанию.

Ханаанская земля была разделена между всеми коленами Израиля, за исключением только левитов - служителей святилища. Бог хотел и в этом научить Своих детей, а через них и народы последующих поколений, правильному владению землёй. Распоряжаясь своим имуществом, родители не могли продать наследственную землю своих детей, но если все же они вынуждены были это сделать, то в любое время свободно могли выкупить ее. Долги прощались каждый седьмой год и пятидесятилетие или в год юбилея, таким образом вся земельная собственность возвращалась к прежнему владельцу. Каждая семья наделялась имуществом и таким образом была защищена от крайностей - богатства или бедности.

Распределяя землю среди всего народа. Бог предусмотрел занятие, наиболее благоприятное для развития, - заботу о растениях и животных. Каждый седьмой год земля оставалась под паром, а её самопроизвольные продукты доставались бедным. Это был еще один Божий урок. В год отдыха народ имел широкие возможности для разнообразных занятий, общения друг с другом, богослужений и для проявления благожелательности, так часто вытесняемой жизненными заботами и трудами.

Если бы принципы Божьих законов о распределении имущества сохранились в обществе и до нашего времени, насколько иным был бы наш мир! Соблюдение этих принципов предотвратило бы ужасное зло, причиной которого во все века является угнетение богатыми бедных и ненависть бедных к богатым. Это помешало бы накоплению огромного богатства земными властелинами, это предупредило бы такие явления, как невежество и деградация десятков тысяч людей, чей низко оплачиваемый рабский труд способствует увеличению несметных богатств. Это помогло бы мирно решить современные проблемы, которые могут ввергнуть мир в анархию и кровопролития.

Принесение Богу десятины от всех прибытков: от фруктового ли сада и урожая с поля, от садов или от овец и рогатого скота, от умственного труда или ремесла, посвящение второй десятины для бедных и других благотворительных целей приносит благословение и направлено на то, чтобы освежать в памяти людей истину о том, что всем владеет Бог и что они могут быть каналами Его благословений. Такое воспитание искореняет малейший эгоизм и развивает великодушие.

Целью воспитания в Израиле было познание Бога, единство с Ним в ученье и труде, уподобление Ему в характере, - это воспитание родители получали от Бога и должны были передать это воспитание своим детям.

Папа + Мама

Если говорить об отношениях между мужчиной и женщиной, то в израильской семье оба супруга одинаково важны и значимы. Хотя женщина и уступает главенствующую роль супругу, это не означает, что он в чем-то важнее или лучше. Считается, что у каждого супруга своя роль и свои определенные функции, с которыми никто лучше него не справится.

Мудрая израильская женщина прекрасно понимает, что не способна выполнить всех обязанностей супруга или справиться без него, точно также как и мужчина понимает объем работ женщины по хозяйству. Именно поэтому каждый человек в семье важен на своем месте. В израильской семье нет ущемления прав женщин, она может поступать так, как считает нужным, но при этом лучше советоваться со своим супругом.

Израильское семейное воспитание

В еврейских семьях особое отношение к воспитанию детей. Как в любой семье, родители в Израиле желают своим детям самого лучшего, хотят, чтобы они выросли добрыми и умными, получили хорошее образование, нашли достойную и высокооплачиваемую работу и добились успеха в жизни, стали уважаемыми людьми.

Для осуществления родительских мечтаний детей нужно воспитывать и в любви к своей религии, подрастающее поколение должно с уважением относиться ко всем имеющимся национальным и религиозным традициям. При этом любовь еврейских родителей к детям безгранична, пожалуй, нигде нет такого культа детей, как в еврейских семьях. Помимо безграничной любви, в воспитании детей придерживаются еще нескольких обязательных правил.

Нельзя создавать комплексы – еврейская мама никогда не скажет своему ребенку, что он плохой или что он совершил глупость. Позиция еврейских родителей – у моего ребенка нет и не может быть недостатков. Вполне возможно, что недостатки родители видят, но кроме них об этом никто не узнает. С детства каждому ребенку ставится высокая планка, его уверяют в том, что он способен на большие успехи, чем умеет, и в скором времени ребенок их действительно достигает.

Разумная свобода – еще один принцип еврейского воспитания, который сочетается с жесткими требованиями к ребенку. Ребенок в семье может делать все в пределах разумного, жесткое воспитание начинается после того, как дите переступает черты недопустимого, например, применяет физическое насилие или неуважение к старшим.

Мама в еврейской семье не уставая хвалит своего ребенка , делает это при малейших успехах и достижениях. Об успехах малыша сразу же узнают все знакомые и родные. Если же достижения действительно серьезные, то со стороны родителей обязательно будут аплодисменты и восхваления. Евреи уверены, что если приучить в ребенке видеть только хорошее, в том числе и мелочи, то это в корне изменит поведение малыша. А для того чтобы усилить и укрепить стремление детей к хорошему, нужно позволить как-нибудь ребенку «подслушать», как его хвалят родители перед своими друзьями.

Высокая степень ответственности за поведение родителей перед детьми – еще один принцип воспитания в израильских семьях. Евреи точно знают, что даже незначительное слово, сказанное второпях, любой мелкий проступок, совершенный родителями на глазах ребенка, может иметь необратимые последствия. Именно поэтому своим примером родители во всем направляют детей. Родители никогда не понукают детьми, не вынуждают их делать что-то через силу, ибо ничто так не толкает на плохие поступки, как постоянные нравоучения.

Родители должны забыть о криках, ругани, унижении и давлении. Замечания, если их необходимо сделать, нужно говорить наедине. Основу любой еврейской семьи составляют отец и мать, именно к этому приучают родители своих детей буквально с рождения. Ведь если ребенок поймет, что родители живут друг для друга, что в их взаимоотношениях присутствуют любовь, уважение и забота, то ребенок будет чувствовать себя защищенным. И именно такие отношения он в будущем будет строить в своей собственной семье.

Родительское воспитание начинается задолго до рождения малыша. Девушка, вступая в брак, уже готова стать матерью, потому что изначально ее учили жить не для себя, а для дома и семьи. Евреи знают, что если воспринимать родительство как обузу, то вырастить хорошего ребенка будет сложно. Ведь известно, куда силы направляешь, оттуда их и получаешь. Еврейские дети сызмальства умеют распоряжаться своим временем, они не знают, что такое лень и праздное времяпрепровождение.

Именно поэтому постоянно быть занятым делом для еврейского ребенка считается нормой. Для того чтобы ребенок вырос полноценной личностью, ему никогда не нужно ничего навязывать или подавлять его личное мнение, к нему нельзя относиться пренебрежительно только из-за того, что он маленький. Общаться с ним нужно так, как будто все взаимоотношения записаны на пленку и зрителями этой пленки являются родители и выросший ребенок. И пусть родителям не будет стыдно за свое поведение.

В традициях еврейского воспитания – обязательно поощрять любое желание ребенка задать вопрос. С раннего детства ребенка приучают изучать, рассуждать и анализировать услышанное. Ни одно утверждение не должно быть голословным, нужно уметь аргументировать свою позицию и отстаивать свое мнение. Если ребенку поставили какое-то условие, то в израильских семьях его обязательно соблюдают, иначе слова родителя потеряют для ребенка значимость, и он научится их игнорировать.

Еще одно древнее еврейское правило касается того, как вести себя в доме, чтобы он стал приятен для всех. Каждый член семьи говорит не менее десяти приятных фраз, прежде чем сделать критическое замечание. Таким образом, пропорция между приятными и неприятными словами – один к десяти. Пока нет десяти приятных, нет места и одному неприятному.

Запреты еврейских семей

Нельзя требовать от детей делать то, что они не хотят. Нельзя постоянно говорить о деньгах, иначе ребенок будет считать, что это самое важное в жизни, а человеческие взаимоотношения не важны. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он постоянно был отличником, иначе он может вырасти карьеристом. Недопустимо дома злословить – в противном случае у ребенка сформируется негативное отношение к окружающим. Нельзя заставлять ребенка учиться, если он этому противится. Израильская система воспитания очень мудра и интересна, к тому же она приносит соответствующие плоды. Ведь недаром средний коэффициент интеллекта у евреев составляет 107-115, что превышает средний уровень IQ европейца (100). И еще одна любопытная цифра - 25% нобелевских премий получены евреями, так может и нам стоит воспользоваться их методами воспитания детей?

Юлия Ким

1. Нельзя создавать детям комплексы

Еврейская мать никогда не скажет- ты плохой, она скажет- как мог такой хороший мальчик как ты, сделать такую глупость?

«У моего ребенка нет, и не может быть недостатков» – такая позиция еврейских матерей. Возможно, они их и видят, но кроме них об этом никто не узнает.

2. Разумная свобода

Современное еврейское воспитание сочетает две, казалось бы, противоречивые вещи: свободу ребенка и жесткость требований. Хорошая метафора, описывающая этот стиль: просторная, свободная комната с жесткими стенами.

В еврейских семьях детишки хотят родителям по голове, и раскрашивание папиного паспорта маминой стобаксовой помадой - не повод укоризненно смотреть на ребенка. Для родителей-евреев свобода ребенка - не специальное «воспитание», а воздух, которым нельзя не дышать.
Жесткое воспитание начинается тогда, когда ребенок переступает черты недопустимого. В еврейской семье понятно, что мамины духи на дворовых кошек вылить можно, а вот бить бабушку по голове нельзя.

3. Хвалить ребенка по любому поводу

Мама всегда хвалит своего ребенка. Эта хвала начинается с самого рождения ребенка. Еврейская мама восторгается даже самыми малейшими успехами, достижениями малыша, пусть это будет всего лишь новый слог или первая неумелая клякса в качестве первого рисунка. Об этом обязательно узнают все друзья и знакомые, а главное ребенок должен увидеть, что его хвалят в присутствии всех. Если же достижения ребенка серьезнее, то без долгих аплодисментов и восхвалений со стороны всей семьи не обойтись.

Если мы приучим себя замечать в детях все их хорошие проявления, включая «сущие мелочи», и поощрять их при каждом удобном случае, это, возможно, в корне изменит их поведение. Чтобы укрепить их стремление к хорошему, позвольте им как-нибудь «подслушать», как мы рассказываем об их успехах своим друзьям.

4. Высокая степень ответственности за свое поведение

Евреи верят, что даже самое незначительно слово, брошенное второпях и мелкий проступок, совершенный родителем на глазах ребенка, может иметь необратимые последствия, поэтому своим примером и очень ответственным поведением по отношению ко всему сказанному и сделанному еврейские родители направляют своих детей.

5. Любовь и уважение в семье - залог психического здоровья ребенка

Еврейская традиция объясняет, что основу любой семьи составляют муж и жена - отец и мать. Поэтому детей необходимо с малых лет приучать к тому, что на первом месте всегда ставится внимание матери к отцу и отца к матери. Если ребенок усвоит, что его родители живут, прежде всего, друг для друга, убедится, что их взаимоотношения пропитаны уважением, любовью и заботой, он будет чувствовать себя защищенным. А, кроме того, подобное поведение родителей - прекрасный пример для подражания. Именно такие отношения он постарается создать в собственной семье, когда вырастет.

6. Учиться быть родителями

Родительское воспитание начинается еще до рождения ребенка. Девочка, вступая в брак, уже готова стать матерью, ее не учат «жить для себя», ее главная карьера – дом и семья. Если изначально материнство и отцовство рассматривать как обузу, ограничение, то вырастить хорошего ребенка будет очень сложно. Как известно, куда направляешь свои силы, оттуда и получаешь.

Стремясь воспитать успешных, самостоятельных и твердо стоящих на ногах детей, еврейские мудрецы разработали целую систему воспитания, с которой в Израиле любой желающий может ознакомиться на специальных родительских курсах. Подобные курсы есть при синагогах и еврейских школах во многих городах мира. Вот вам и первый закон успешного воспитания – оно начинается с собственного воспитания и обучения, приобретения отдельных профессий «жена и мама» и «муж и отец».

7. Учить детей правильно распоряжаться временем

Еврейские дети не знают, что такое лень и праздное болтание по дворам: скрипка, английский, математика - все одновременно и помногу. С малолетства дети приучены к тому, что постоянно быть занятым делом - это нормально.

фото взято — prointerest




Самое обсуждаемое
Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников
Детская ортопедическая обувь Twiki Детская ортопедическая обувь Twiki
Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих


top