Вороний день (Вурна хатл) - праздник встречи весны у народов Севера. Вороний день: почему ханты поклоняются вороне

Вороний день (Вурна хатл) - праздник встречи весны у народов Севера. Вороний день: почему ханты поклоняются вороне

Праздник народов севера «Вороний день»

(старший дошкольный возраст 5-7 лет)

Цель : приобщение детей к национальным традициям народов Югры - ханты и манси.

Задачи.

Образовательные:

Познакомить детей с одним из весенних праздников народов севера, с традициями, обычаями, фольклором.

Развивающие:

Обогащение словарного запаса детей;

Развитие художественно-творческих способностей детей.

Воспитательные:

Воспитание уважительного отношения к национальным традициям народов севера;

Воспитание бережного отношения к птицам, природе родного края.

Образовательная область «Художественное творчество» (технология музейная педагогика).

Предварительная работа : знакомство с традициями народов севера, изготовление детьми оригами - вороны, изображение деревьев(береза, для завязывания ленточек,),чтение художественной литературы, выставка детских рисунков, выставка совместного творчества детей и родителей.

Оборудование : проектор, ноутбук, музыкальный центр, подборка аудиозаписей, спортивный инвентарь.

Дети сидят в зале. Ответы на загадки появляются на экране (презентация).

Ведущий.

Мы гостей встречаем,

Праздник начинаем!

Празднуем весны приход,

День вороний у ворот!

Отгадайте, когда это бывает?

Загадка

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной )

«Доскажите словечко»

Прошла зима и каждый рад.

Спешит весна и месяц… (март)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется…(апрель)

Ведущий : Апрель - это не просто весенний месяц – это месяц, возвращения перелетных птиц на Родину. Радуются приходу весны не только перелетные птицы, больше всех радуются первому весеннему солнышку птицы, которые зимовали у нас на севере. По мнению хантов и манси, "вороны приносят весну". Они первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая саму природу. В представлениях и обрядах обских угров вороны выступают также покровительницами женщин и детей.

А сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете зимующих птиц и перелетных птиц.

Игра «Перелетные и зимующие птицы»

Набираются 2 команды по 3 человека:1 команда – «Зимующие птицы»,

2 команда – «Перелетные птицы».

Правила игры:

Перед вами картинки с изображением перелетных и зимующих птиц. Каждая команда выбирает себе картинки по названию команды и укладывает их в свой обруч. Выигрывает команда, допустившая меньше количество ошибок. По окончанию игры дети каждой команды показывают выбранные картинки зрителям и называют изображенную птицу. Если зрители согласны - хлопают, если не согласны – топают.

Ведущий: На дворе апрель – середина весны. Давайте узнаем, что происходит в лесу. А чтобы попасть туда надо взяться за руки, закрыть глаза и хором произнести такие слова:

Ветер, ветер, ветерок!

Знаешь сотни ты дорог.

Ты подуй дружок сильней,

Отнеси нас в лес скорей.

Ведущий: А в лесу весна идет полным ходом!

Игра «Как…»

Я буду начинать фразу, а вы ее заканчивать.

Снег тает, как… мороженое.

Лед на реках трещит, как… сухарик

Капель звенит, как … колокольчик.

Облако пушистое, как… вата.

Дятел стучит, как… (молоток).

Птицы поют, как (кто?)… (певцы, артисты, радио).

Весна. Звенит капель, дышит свежестью и все вокруг поет. Споем и мы.

Дети исполняют песню о весне «Весна-красна»

Ведущий : Поют все - даже ворона. Ее громкое «Кар» разносится по всему лесу. Народы севера – ханты и манси, считают ворону первой птицей, которая приносит весну к нам на север. Сейчас я вам расскажу весеннюю сказку. Усаживайтесь, ребята, поудобнее и слушайте внимательно.

Сказка о вороне.

Когда-то очень давно ворона залетела в наши северные края и была очень удивлена тем, что здесь так холодно, пасмурно и вокруг ни души. Она села на ветку, собрала все свои силы и каркнула во все свое «воронье горло» (дружно, хором). Ее пронзительное: «Кар!», прокатилось по северным лесам. Этот крик разбудил природу и человека. И началась весна! За это люди благодарны вороне и с тех самых пор, каждой весной празднуют Вороний День.

Традиция праздновать Ворна хатл появилась в древние времена. Давным-давно, как гласит хантыйская легенда, пришла зима с трескучими морозами, солнце скрылось за облаками, нескончаемые снегопады и метели довели людей до отчаяния: темно, холодно, голодно. Запасы продуктов закончились, мороз стал ещё крепче и люди, звери, деревья застыли, замёрзли. Казалось, что всё живое превратилось в ледяные фигурки. И вот однажды в эти суровые снежные края, то ли по ошибке, то ли из любопытства залетела ворона. Летит она час, два, а кругом тишина. Ни звука, ни шороха не слышно. Мёртвая тишина. Испугалась ворона и от отчаяния громко закричала: «Каррррр!». Её крик был таким пронзительным и громким, что сосульки на деревьях разлетелись, люди проснулись, звери зашевелились, и даже солнце выглянуло и засияло так ярко, что появились ручейки, проталины, и на земле всё ожило. Вот с тех самых пор у народа ханты появился праздник почитания вороны, священной птицы, которая своим криком разбудила матушку природу и спасла всё живое.

В благодарность за своё спасение люди с наступлением тепла устраивают в честь неё праздник, поют песни, приносят жертву и дарят подарки. Конечно, Ворна хатл сейчас не такой как в древние времена, когда весну встречали с прилётом вороны и с появлением первых проталин и ручейков. Тогда праздник начинался в апреле в южных районах, а заканчивался в мае на севере. Сейчас ханты празднуют Вороний день 7 апреля. Приготовления к проведению торжества начинаются заранее.

Весенние приметы

Ведущий: Если внимательно наблюдать за вороной, можно определить какой будет весна. А вы знаете приметы народов севера?

Продолжите предложение:

1.Ворона села на верхушку дерева …значит, весна будет долгой.

2. Ворона села на нижние ветви дерева –… быть скорой весне.

3. Если ворона села на высокое дерево - … весна будет долгой, затяжной.

4. Ворона сидит на низком дереве – … ждать быстрой весны.

Вороний день

Явленье птицы, символ новой жизни.

Вороне в тундре каждый рад:

Близка весна. Ворона – первый признак.

У птицы просят мудрости, добра.

Готовят стол из угощений разных..

И рады дети – множество забав.

Приносит им весенний первый праздник.

Ведущий: На вороний день все нарядно одевались. Женщины подходили к березе и кланялись, повязывали цветные ленточки, просили у вороны мудрости и добра, спокойствия в семье, и здоровья своим детям. В «Вороний день» - родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!» И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки.

(Воспитатели и дети кланяются березе и повязывают цветные ленточки.)

А что делали дети? Конечно, дети, как и всегда, играли. И мы с вами сейчас поиграем.

Игра «Воронье гнездо» Прилетит к нам на север ворона и начинает строить гнезда или ремонтировать старые.

Правила игры: набираются 2 команды по 3-4человека и по команде начинают «строить гнезда» из ваты, веточек, пакли. Чья команда построит самое теплое и надежное гнездо.

Ведущий: А вот эта игра проверяет быстроту и выносливость.

«Прыжки через нарты».

Состязание способствует развитию быстроты, прыжковой выносливости. Описание состязания. Количество участников не ограничено. По сигналу участники начинают выполнять прыжки через нарты, ведущий ведет счет. Побеждает тот, кто больше совершил прыжков.

Ведущий:

Игра «Собери ягоды» на развитие внимания, координационных движений. Описание игры. Игроки располагаются в одну шеренгу. Ведущий называет название ягод: «черемуха» - необходимо подняться на носки, руки вверх, кисти рук вращаются, «морошка» - наклон вперед, «малина» - присед, руки вперед. Участники должны правильно повторить имитацию движений по названию «ягод», ведущий после нескольких повторений, сознательно ошибается, участники должны выполнить строго по названию. Если кто – то из игроков ошибается, то он делает шаг вперед и т.д. Победителем становится тот, кто выполнил меньше шагов.
Ведущий: . На Вороний День, задабривая ворону, ветки березы украшали бубликами и баранками. Посмотрите на экран, на что они похожи? Какая по форме баранка – круг обозначает солнце. А солнце - это тепло, весна, начало обновления в природе. Вот и мы всех угощаем таким вкусным солнышком – т. е. несем весну. И сегодня мы вас угощаем баранками – весенним солнышком, символом новой жизни.

У хантов этот замечательный весенний праздник Ворна хатл (Вороний день), когда детям дарят подарки, друг другу желают здоровья, счастья и благополучия, приносят жертву богам, родовым и семейным духам с просьбой оградить родных и близких от бед и несчастий

Подарки детям – обязательный атрибут праздника. Поэтому к седьмому апреля ребятишкам шьют наряды, готовят сладости и игрушки. Утром хозяйки чума будят сыновей и дочерей с песнями и прибаутками: «Вставай, моё солнышко ненаглядное! Кто рано встаёт, тот везде успеет. Поспеши, радость моя, ворона прилетела, подарки, наверное, принесла, ведь ты у меня в этом году был послушным, примерным ребёнком. Выгляни на улицу, посмотри, нет ли там и для тебя чего-нибудь». А на улице, что за чудо, на ветках деревьев висят узелки. У каждого рода своя песня к этому празднику, но все они прославляют ворону: «Мать ворона прилетела, связку сушек принесла. Выходите, дети, поскорее, разбирайте угощенье!». Вот так с детского радостного смеха начинается этот день, а для родителей нет ничего лучше, чем счастливое лицо ребёнка.


Лидия Александровна Паршакова
Сценарий весеннего хантыйский праздник «Ворна хатл. Вороний день»

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «ВОРОНИЙ ДЕНЬ »

Цель : Знакомить с культурой, бытом и искусством народа ханты ;

Действующие лица :

Ведущая

Бабушка (Хозяйка чума)

- Ворона

Необходимый материал :

Для обряда окуривания : березовый гриб – кушмалты сан, мех водоплавающего животного (бобра, нерпы) – вой пун, металлическая чаша.

Для игр : Палочки-хворост , 8 конусов, 4 бруска-болотца, 2 рыбки, 2 ложки, 4 тарелки, 2 стула, крупа, 2 шкуры, 2 гимнастические палки пластмассовые, 2 гимнастические палки деревянные, 2 обруча, 1 веревка длинная, 2 «стада оленей» , ленточки.

Ход праздника:

На сцене стоит чум . Звучит песня «Анки варах»

Ведущая : Здравствуйте дорогие гости, милые детки! Сегодня собралось здесь много гостей, все пришли к нам на весенний хантыйский праздник «Ворна хатл » . Если праздник хантыйский , то давайте и поздороваемся друг с другом на хатныйской языке «Вуща ула!»

Сейчас, дорогие гости мы проведем обряд очищения. Обряд этот проводится для очищения жилища от злых духов, для того, чтобы попросить у добрых духов здоровья, тепла, взаимопонимания и всего хорошего.

Согласно древним поверьям, именно ворона своим карканьем пробуждает природу к новой жизни. Ворона несет Благую весть на Север, весну, тепло и солнце. В хантыйских преданиях Ворона ассоциируется с женским духом, с мифологической небесной девой, богоматерью, покровительницей женщин, детей и семейного счастья.

Накануне родители укладывали детей спать пораньше, а затем развешивали на ветках деревьев угощения. Отмечать праздник начинали с раннего утра. Взрослые и дети радовались и старались не проспать зарю.

(дети спят в чуме, бабушка выходит из чума с угощениями, затем развешивает угощения на ветках березы, заходит в чум и начинает будить детей)

Бабушка : Нявремат нох кила, нох кила. Детки вставайте, просыпайтесь (дети просыпаются и выходят из чума, видят, что на деревьях развешаны угощения, снимают их и радостные забегают в чум).

В чуме топиться печка, горит огонь. Возле печки сидит бабушка, и что-то мастерит. К ней обращаются дети.

Дети (радостно) : Анканки, ванта ворна имен муневан тус калащ. Бабушка, посмотри нам ворона принесла угощения .

Дети : Бабушка, расскажи, откуда появился костер?

Бабушка : Появился костер от искорки. Без огня в чуме жизни нет. Когда есть огонь в чуме, в нем всегда тепло и уютно. Огонь – жизнь для чума, поэтому его нужно беречь и охранять.

Дети : Бабушка, а снег откуда?

Бабушка : Снег это «белая снежинка – маленькая льдинка» . Белые, пушистые хлопья покрывают всю землю, а у нас на севере снега выпадает большое количество, после которого талая вода наполняет реки.

Дети : Бабушка а правда, что снег тает весной и прилетают птицы?

Бабушка : Правда, а в день прилёта ворон , ханты отмечают весенний праздник «Ворна хатл » «Вороний день » ! По поведению птиц судили о том, какая будет весна : Если ворона села на низкое дерево – весна будет скоротечной, если на высокое - затяжной.

Дети : Ой, бабушка расскажи, как ворона , прилетая на север, приносит весну!

Бабушка : Слушайте, как об этом говорится в старинной легенде.

«Давно это было. Как – то весной прилетела ворона в северный край . Летала, кружила, смотрела кругом : холодно, хмуро, никого нет. Собралась тогда ворона с силой и каркнула во всё горло. Полетел её звонкий крик над просторами севера. От этого крика и ожила земля, проснулся человек. С этого дня повели свой род ханты .

Бабушка с детьми выходят из чума.

Ханты фольклорный коллектив «Кунавт нэ» исполняют песню «Вороний праздник » по окончании песни прилетает «Ворона » .

Ворона : Здравствуйте, дорогие гости! Долго я к вам летела из далеких теплых краев. И вот, с вами. И пусть с моим появлением маленькие девочки и маленькие мальчики родятся! На ямку с теплыми гнилушками из их люлек я присяду. Замершие лапки свои отогрею.

Дети : Вуща ула ворна ими . Здравствуй, Ворона ! Так это ты весну можешь позвать?

Ворона : Да! Я каждый раз прилетаю первой, чтобы весну позвать, да похвалиться перед ней, сколько детишек за зиму в чумах появилось.

Бабушка : Так детишки маленькие, их мамы еще на улицу не пускают. Как же ты можешь знать?

Ворона : Из детских колыбелек, перед моим прилетом выносят подстилочки и складывают перед чумом. Сколько подстилочек, столько и детей прибавилось в стойбище. А я в них лапки грею, а то еще холодно.

Бабушка : Поможем вороне , построим ей гнездо. Чем больше гнездо, тем больше летом семья найдет утиных гнезд, тем успешнее будет охота.

Игра «Построй гнездо»

В игре участвуют 2 команды. 2 команды строят гнездо, из палочек-хвороста пробегая между конусами.

Ворона : Посмотрите, какие гнезда мне построили ребята. Молодцы!

Бабушка : Ворона , наши детки так ждали твоего прилета и подготовили для тебя стихотворения.

Скачет чёрная ворона ,

Интересно очень, боком,

Орех по земле катает,

Его клювом разбивает.

Ворона , ворона

Приятна и мила

И даже, отдаленно,

Похожа на Орла!

На берёзе возле дома

Строила гнездо ворона .

Охраняет днём и ночью,

Мамой стать ворона хочет .

Нынче праздник , древний праздник .

В гости еду, еду я.

Каждый чтит Вороний праздник .

Люди как одна семья!

Ворона : Наш край называют краем болот. И вам приходится много ходить по топким местам. Сейчас поиграем в игру «Перейди болото»

необходимо : 4 бруска – болотца.

По сигналу первые игроки, не сходя с первых брусков, кладут второй брусок перед собой и переступают на него двумя ногами. Освободившийся брусок перекладывают вперёд и переступают на него. Так оба постепенно передвигаются к финишу, находящемуся от линии старта на расстоянии 5-7метров. Возвращаясь обратно бегом.

Ворона : Вороний день «Ворна хатл » – это праздник женщин . Издавна считалось, что женщину, которая 7 апреля первой увидит ворону , ожидает счастье. Поэтому женщины старались, затопив огонь в очаге, быстрее выйти на улицу. По поверьям ханты , кто первым увидит красавицу ворону и даже другую прилетевшую птицу, то его ждет удача в течение всего года : на охоте, на рыбалке и т. д. А это – самое главное для хантыйского народа .

Приглашаем Тоярову Н. А. и дочь Евгению исполнить песню «Хулам нови хопты»

Ворона : А где же наша красавица весна, что то задерживается она. Давайте позовем весну и встретим ее веселой песней .

Дети старшей группы исполняют песню «Веснянка» .

Весна : Здравствуй милая ворона ! Как я рада тебя видеть! Здравствуйте детки, здравствуйте гости дорогие!

Ворона : Вуща ула хорам тови! Здравствуй весна красна! Посмотри сколько сегодня собралось здесь гостей, все пришли к нам на весенний хантыйский праздник «Ворна хатл » .

Весна : Ребята, птицы наши друзья обижать их нельзя. Они приносят пользу людям и являются украшением природы, а как они красиво поют.

Давайте споем песенку птичкам «Тиф, тиф» , дети средней группы исполняют песню.

Бабушка : Вороний праздник раньше в каждом селении проводился по-своему. Готовили пищу на костре, устраивали стол, а кусочки еды кидали в сторону леса, как будто вороне . Чтобы она принесла удачу, счастье, тепло. Стол с угощением обязательно ставили около берёзы.

Ворона : А теперь мы поиграем в игру «Накорми птиц»

В игре участвуют 2 команды. Для игры необходимо : 2 ложки, 2 тарелки и 2 миски, 4 стула. По сигналу бегут первые игроки, переносят крупу ложкой из миски в тарелку, которая находится на расстоянии 3 метра. Выигрывает тот, чья команда быстрее перенесет крупу.

Весна : Весеннее тепло , прилет вороны – первой весенней птицы дают людям силу, в этот день меряются силой , играют в подвижные игры, и нам пора немного поразмяться, потягаться в силе, умении, ловкости.

Национальные игры «Катание на шкурах» , «Метание тынзяна на хорей» , «Перегони стадо»

Бабушка : Есть у нашего народа ещё один обычай. В Вороний день взрослые и дети привязывают к веткам деревьев ленточки и загадывают желания, веря, что они сбудутся. Ленточка на дереве – это подарок небесному богу Турому. По поверьям, бог обязательно исполнит одно желание. Обычно ханты священным деревом считают березу – символ небесной чистоты. Давайте и мы загадаем желания и украсим нашу березку яркими ленточками.

(Дети и взрослые привязывают к дереву ленточки)

Весна : У хантов принято в этот день угощать , не только ворону , но и друг друга. И сейчас мы приглашаем всех гостей на чаепитие. И на прощанье мы хотим вам пожелать :

Желаем, чтоб Ваши мечты исполнялись,

А все неудачи скорей забывались!

Бабушка :

Желаем счастья и добра,

Чтоб жизнь, как день была светла !

Ворона :

Мы ещё раз поздравляем вас с традиционным праздником «Ворна хатл » . Желаем всем всего самого доброго и пусть загаданные желания в этот день непременно сбудутся . Оена, пищена, йисана, нуптана улаты!

Весна, бабушка и ворона угощают детей и гостей ароматным чаем, затем прощаются и уходят.

* Вороний день (Вурна хатл) - праздник встречи
весны у народов Севера. Именно эта птица по
поверьям ханты и манси " приносит весну ", так как
первой прилетает и карканьем будит природу.
* В этот день проводится обряд бескровного
жертвоприношения верховному богу Торуму. Прилет
вороны после долгой зимы на Север в мифологии
обских угров связывался с приходом весны и тепла.
* В хантыйских и мансийских легендах вороны
выступают покровительницами женщин и детей. В
этот день обязательно готовили традиционные
угощения: в том числе кашу саламат и уху, выпекали
из теста фигурки зверей.
* Приносили жертву духам и загадывали желание,
повязав ленточку с монеткой на ветви священного
дерева.

ВОРОНИЙ ДЕНЬ – ВСТРЕЧА ВЕСНЫ

Вурна хатл – 7 АПРЕЛЯ

Ворона на Север прилетает
одной из первых, в апреле,
когда еще лежит снег и
бывают заморозки. Своим
криком она как бы
пробуждает природу и,
кажется, приносит саму
жизнь. Наверное, поэтому
ханты и манси считают эту
птицу покровительницей
женщин и детей и
посвящают ей специальный
праздник - «вороний день».

Давным-давно жила ворона и была она белая,
белая!!!
Жила она тогда с людьми. Жили они в мире и благополучии. Люди очень
любили ворону за ее доброту и красоту. Но вдруг наступили тяжелые
времена. В реках пропала рыба, в лесу нет зверей, пропали ягоды.
Закончились все запасы, наступил голод, да и кормить животных нечем. И
отправилась ворона на поиски пищи.
Летала, летала и прилетела обратно к людям. Увидели люди, что ворона стала
черная и глазам своим не поверили. Стали сердиться на нее и выговаривать.
Какая ты плохая, ворона, зачем ты ела мертвых зверей и рыб, только поэтому
ты стала такая черная. Раньше ты была красивая, белоснежная. А сейчас ты
стала черная и мы не хотим, чтобы ты жила с нами. Улетай и никогда больше
не прилетай к нам. Как бы не жили плохо, никто не должен опускаться до такой
низости. Ворона просила прощения, но люди не смогли ей простить. И тогда
она улетела.
Прошло время. Люди простили ворону, и каждый год в конце зимы ворона все
равно возвращается к людям и они очень рады видеть ее. И каждый раз
благодарят ворону за то, что она им приносит много солнца и тепла!"
Вот так повествует легенда, древняя, как и сам народ ее сложивший.

По обычаям хантов и манси, за всеми
вещами маленьких детей нужно строго
следить, чтобы с ребенком не
случилось несчастье. Это касается и
тех предметов, которые младенцу уже
не нужны. Поэтому гнилушки -
стружки мягкой древесины, которые
насыпали в люльку вместо пеленок,
складывали после использования в
укромном месте. Ханты считали, что
ворона, прилетев с юга, в холодные
дни греет лапки на этих теплых
стружках и приговаривает: «Побольше
бы детей на землю приходило, чтобы
было мне где погреть свои лапки».

Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушк

РАНЬШЕ НА ПРАЗДНИК СОБИРАЛИСЬ ТОЛЬКО
ПОЖИЛЫЕ ЖЕНЩИНЫ И ДЕВОЧКИ. ОНИ
ГОТОВИЛИ УГОЩЕНИЯ, СРЕДИ КОТОРЫХ
ОБЯЗАТЕЛЬНО БЫЛА ГУСТАЯ КАША-БОЛТУШКА
«САЛАМАТ».
НЕПРЕМЕННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ПРАЗДНИКА
БЫЛИ ТАНЦЫ. НЕКОТОРЫЕ ГРУППЫ
ХАНТОВ И МАНСИ СВЯЗЫВАЛИ ЭТОТ
ПРАЗДНИК С БОГИНЕЙПРАРОДИТЕЛЬНИЦЕЙ КАЛТАЩЬ,
КОТОРАЯ ОПРЕДЕЛЯЛА СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ,
ОТМЕЧАЯ ИХ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ НА
СВЯЩЕННЫХ БИРКАХ, ПОМОГАЛА ПРИ РОДАХ.
НА ЖЕНСКИХ ПРАЗДНИКАХ, СОВЕРШАВШИХСЯ В
ОПРЕДЕЛЕННЫХ МЕСТАХ, ЧАСТО ПРИВЯЗЫВАЛИ
ЛОСКУТКИ ТКАНИ НА ДЕРЕВО. ЦЕЛЬЮ ТАКИХ
ПРАЗДНИКОВ БЫЛО СТРЕМЛЕНИЕ К
БЛАГОПОЛУЧИЮ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ - ЗАБОТА О
ДЕТЯХ.

Танцуют традиционную куреньку, акань-акань, ойкаикв, а также исполняют танцы,
изображающие весеннее поведение птиц.

Непременным элементом праздника были традиционные мансийские танцы.
Мужчины и женщины исполняли их отдельно под струнный музыкальный
инструмент саигвильтат (Поющее дерево), колотушку. В танце, изображавшем
весеннее поведение птиц, женщины закрывали лицо и голову платком,
оставляя лишь небольшие отверстия для глаз. Эти танцы имели и магическое
значение.

С этой героиней связывали праздник и северные
ханты. По их представлениям "ворона чистая
птица". Во время праздника на краю деревни
совершали "жертвоприношение" этой птице: на
столе ставили горячую кашу и чай. Сюда могли
прийти только маленькие девочки и старушки.
По традиции, в этот день участники праздника
готовят мясо оленя, ходят друг к другу в гости,
угощаются.

В некоторых районах, например, на реке Конде, нет вороньих праздников, но
понятие о вороне и там связано с заботой о воспроизводстве жизни, здоровье и
благополучии детей. Про нее здесь говорили, что она "прилетает, кто, где родит,
добра желает". Мох, на котором видели сидящую ворону, стелили детям, чтобы
они были счастливы. У восточных башкир весенний обряд "Воронья каша"
означал встречу Нового года. Девушки и молодые женщины украшали деревья
лоскутками разноцветных тканей, монетами, бусами, платками, а потом ходили
вокруг дерева, произнося пожелания: "Пусть пищи хватит каждой паре!", "Пусть
хватит пищи и людям и птицам!". Башкиры иногда заставляли залезать детей на
деревья, есть ритуальную кашу и кричать там, подражая голосу и повадкам птиц.
Хотя в настоящее время прямых контактов между башкирами и обскими уграми нет,
характерные особенности их весенних женских праздников могут свидетельствовать
о контактах предков этих народов. Это и привело к появлению общих черт в
культуре. Вороний месяц был также известен селькупам, салымским,
васюганским- ваховским, александровским и среднеобским ханты, чулымским
тюркам, барабинским татарам, эвенкам, коми, удмуртам. Есть ли вороний
праздник у других народов?

Вороний день - "Вурна хатл" (хант.), отмечается 7 апреля на Благовещенье Пресвятой Богородицы. Вороний день - любимейший праздник обских угров и поэтому широко отмечается во всех национальных поселках округа. В Ханты-Мансийске празднование проходит в парке-музее "Торум - Маа".

В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день готовили мясо оленей и других домашних животных, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также изображавшие весеннее поведение птиц. Их исполняли женщины, закрыв лица платками.

На краю деревни совершали поры (бескровное жертвоприношение) - ставили стол с жертвенной пищей для ворон. На березы вешали символизировавшие солнце свежие калачи, которые съедали дети. С этим праздником связаны различные приметы и гадания: какими будут весна, погода, охота, улов рыбы, сбор ягод и т.п. На празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывал легенду о вороне.

Праздник водяного царя Витхона , отмечается в Березовском районе и ряде национальных сел Югры весной, после вскрытия рек. Витхон (манс.), или Вит-куль (хант.), - водяной царь, персонаж религиозных верований, мифов и сказок обских угров, почитается духом воды, хозяином всех водоемов. По разным вариантам мифа, Витхон – сын небесного божества Торума либо древний человек-богатырь, которого Торум поставил присматривать за реками.

В день первого спуска лодок на воду Витхону коллективно приносится жертва. В прошлом, как правило, практиковался Ир (принесение в жертву животных), в настоящее время обычно ограничиваются бескровным угощением духа повседневной пищей, часто выливают в реку стакан водки.

Праздник Обласа , проводится ежегодно в июле в Нижневартовском районе, поочередно в каждом национальном поселке. Гвоздь праздничной программы – гонки на обласах. В каждом заезде участвуют 5-6 обласов, затем победители заездов соревнуются между собой. Состязания проводятся отдельно в группах юношей до 17 лет, мужчин - до 55 лет, а также мужчин-ветеранов и женщин. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо.

Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная в игре в палочку. Для этого две женщины садятся на землю, упираются ступнями друг в друга и, вцепившись руками в палочку, тянут ее каждая к себе, пытаясь отобрать у соперницы. Вечером – застолье. В последние годы в празднике обласа принимают участие представители коренных народов других регионов России и из-за рубежа.

День оленевода, проводится в феврале в Нижневартовском и Березовском районах, как правило, приурочивается ко Дню защитника Отечества 23 февраля. Уже с утра гремит музыка, хозяйки готовят традиционное угощение – оленину и чай. Праздник длится целый день. Можно заскочить погреться в чум, съесть кусок мяса или строганины, выпить чаю или пропустить чарку-другую, чтобы согреться.

Главное зрелище праздника – гонки на оленьих упряжках. Этих увлекательных состязаний пять: гонки рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Отдельно соревнуются мужчины и женщины. Одновременно с гонками проходят другие соревнования по традиционным северным видам спорта: метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, тройной прыжок, метание топора на дальность.

Медвежий праздник . Культ медведя издавна широко распространен в Евразии и Северной Америке. Суеверное, почтительное отношение к медведю определяется сходством медведя и человека. Медведя-тотема нельзя было убивать и есть его мясо. В миропонимании ханты медведь не только опасный лесной зверь, но и возвышенное обожествляемое существо – сын Нуми Торума.

Праздник проводится в доме охотника. В прежние времена голову ряженного медведем покрывали платком, на глаза клали кружки из бересты или монеты, чтобы медведь не мог видеть своих убийц. Лапы украшали кольцами и ленточками. Перед медведем ставили угощение, вино, фигурки из теста, изображавшие оленей, после чего извещали медведя о том, что его якобы убила русская стрела и пуля, заодно просили не пугать в лесу женщин и детей.

Программа увеселения начиналась с песен, рассказывающих о небесной жизни медведя и его земных деяниях. Утром пели песню пробуждения и хвалебные песнопения. Затем начиналось драматическое представление. Важное место занимали обряды "отречения", когда охотники с почтением обращались к медведю и говорили, что они не виноваты в его смерти. Мужчины выступали в берестяных масках, женщины танцевали, закрыв лица и руки платками.

На Руси ворону не очень любили - считалось, что эти птицы нечистые и зловещие, питаются падалью, громко и пронзительно каркают. Предвестником смерти у многих народов слыла эта черная птица. Однако, у коренных народов Севера ворона считается птицей, несущей на хвосте весну и жизнь.

Как известно привычный для нас ханты и манси не отмечают. Для них начало года - это весна, время, когда природа пробуждается от криков первой птицы - вороны.

Ворона - первая птица, которая прилетает на Север. Она начинает вить гнезда и громко каркать, зовя весну и пробуждая природу. Более того, ворона считается покровительницей матерей и младенцев. Актриса Любовь Рочева: «Женщины - продолжатели рода, поэтому я считаю, что это - очень важный для нас праздник».

Девушка в национальной одежде Фото: АиФ / Денис Вторушин

В этот день из детских люлек выгребали старые древесные опилки (так называемый мокрый цап, который использовался для впитывания влаги), заменяли свежими. Использованную стружку высыпали все в одно место на окраине селения под пеньком. Считалось, что ворона, прилетев с юга, садится на теплые стружки и греет лапка. Мох, на котором видели птицу, стелют в люльки под младенца.

В вороньей песне, записанной на р. Северной Сосьве есть слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!»

Легенды о вороне

О воронах складывались легенды. Одна из которых гласила о том, что ворона раньше имела белый окрас, но провинилась и стала угольно-черной. Ворона жила с людьми в чуме как домашняя птица. Но наступили тяжелые времена, людям самим нечего было есть. Они выгнали ворону, и та полетела искать пропитание. Птица покружила и увидела падаль. Наклевалась вдоволь и полетела обратно к людям. Но оперение вороны поменялось и стало черным. Люди прогнали птицу, потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости опускаться нельзя.

Погнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона - первая вестница весны на Севере.

Древние божества ханты Фото: АиФ / Екатерина Лосецкая

Другая хантыйская легенда рассказывает о том, что ворона является прародительницей ханты. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался род ханты. Люди были очень признательны вороне. И был тот день седьмым от начала месяца твердого наста. Ун кер тылыщ 7 - мет хатл».

Обычаи и традиции

По традиции в Вороний день ханты и манси на священных местах готовят пищу на костре, молятся духам, кланяются березе. Береза - это символ женщины (как мы уже упоминали ранее, ворона считается покровительницей женщин). На деревья повязывали разноцветные лоскутки, монеты, кукол и бублики, которые символизировали солнце. После праздника все на прощание обязательно кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца.

Бублики на кедре - мужском дереве Фото: АиФ / Екатерина Лосецкая

Сургутянка Пелагея Хлобыстова рассказала, что ленточка на дереве - это подарок богу Торуму. По поверьям, бог обязательно исполнит одно желание. «Раньше ведь не интересовались нашей культурой: «Ой, это хантыйское не интересно, пошли дальше», а теперь вот более стали чувствовать за последние годы. Лет 10 с уважением относится к нам уже, какая у нас интересная культура», - рассказывает женщина.

Ханты и манси заботились и о будущем доме пернатой гостьи. В этот день малыши делали своими руками гнезда из веток, камышей, украшенные яркими лентами. Считалось, что чем больше гнезд, тем добрее будет священная ворона.

Подражая криками птиц, участники праздника приглашали всех к общей трапезе. На стол обязательно подавались уха и мясной суп. Также неотъемлемой частью праздничного стола считался суп из тетерева. Эта птица в отличие от вороны не считалась у аборигенов священной. Кроме супа на стол подавали уху из трёх рыб: щуки, окуня и муксуна. Саламат и печеных птичек.

Затем у мужского дерева закалывают оленя, и в момент смерти жертвенного животного три раза кричат «туруму», как бы провожая оленя из этого мира в мир иной. Шкуру и череп оленя вешают на святое дерево. Вкусив свежую оленину, празднующие должны выпить по две чарки и свежей оленьей крови.

После пиршества устраивали игры и танцы. Молодые люди могли показать свою удаль и силу в национальных видах спорта: бег с палкой, тройной национальный прыжок, борьба, метание тынзяна на хорей. Всего 7 дисциплин. На Вороньем празднике исполнялись традиционные мансийские танцы «Куринька», «Акань, акань», «Ойкаикв».

Вороний день по-хантыйски «Вурна Хатл», принято отмечать вторую субботу апреля. С 2013 года в Югре этот праздник стал официальным и за несколько лет завоевал популярность в Югре. Посмотреть на шоу, отведать национальной кухни, прикоснуться к таинству древнего народа найдется много желающих.

В этом году праздничные мероприятия пройдут на территории гостиничного комплекса «Югорская долина». Старт 12 апреля в 13:00.

Фото: АиФ / Гузель Биктимирова




Самое обсуждаемое
Пуловер из меланжевой пряжи для девочки Пуловер из меланжевой пряжи для девочки
Что можно показать на фестивале английского языка Что можно показать на фестивале английского языка
Сильные заговоры на работу и карьеру Сильные заговоры на работу и карьеру


top