Святки, традиции праздника. Святки - народные традиции, обычаи и приметы праздничных дней

Святки, традиции праздника. Святки - народные традиции, обычаи и приметы праздничных дней

Есть в христианской традиции особый праздник – отмечают его в период начиная с Рождественского Сочельника 6 января (канун Рождества Христова 7 января) до наступления дня включительно 19 января.

На период Святок приходятся три праздника — Сочельник (6 января), Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (19 января). Эти две святочные недели относят к периоду веселья и отдыха, формы которых могут быть различными. А поскольку торжества длятся более одних суток, то и употребляют слово «Святки» лишь во множественном числе.

Об истоках традиций

История праздника восходит к глубокой древности. Упоминание о Святках есть в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в далеком 373 году, и в церковном уставе преподобного Саввы Освященного, почившего в 532 году. А в 567 году дни, следующие от Рождества Христова до торжества Богоявления, церковь официально причислила к праздничным.

Что делать на Святки

Верующим предписывалось славить Рождество и Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа, посещать богослужения – ведь не только же за накрытым столом проводить святые дни. Добропорядочный христианин во время святочных празднеств был обязан отстоять хотя бы одну службу в церкви. В эти дни чаще обычного раздавали подаяния беднякам, одаривали деток, помогали немощным старикам.

К Святкам, 6 января, заканчивается . В этот день, вечером, в Сочельник, готовятся к празднику , который отмечают 7 января.

В Сочельник накрывают постный стол из 12 блюд в сумерках до первой звезды. По традиции, даже в нерелигиозных семьях, в день Сочельника постились.

7 января празднуют Рождество и включают в застолье мясные блюда. Подробнее о том, что подают на стол в Сочельник и на Рождество читайте .

Л. Соломаткин. «Славильщицы», 1868 г.

Как отмечают Святки православные

Святочные колядования — один из основных обрядов праздничного периода. Время исполнения — первые три дня Рождества (включая Сочельник, но чаще — рано поутру на Рождество), а также в канун и первый день старого Нового года (ночь с 13 на 14 января); канун Крещения.

Колядование включает исполнение благожелательных песен — колядок , славящих Рождество Спасителя. Как правило, колядующие — чаще детвора — небольшими группами ходили из одной избы в другую. Они могли быть наряжены самым затейливым образом: медведем или козой, бродягой или коробейником, кикиморой или бесом. Ряженые пели поздравительные песни, а выступив – требовали угощений. Благодарили хозяев за дары тоже песнопениями.

Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются преимущественно на севере, в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое».

Нередко во время ритуальных обходов домов исполняли и иной праздничный обрядхристославление . Он символизировал собой приход волхвов, возвещающих о Рождестве Иисуса Христа. Исполнители обряда (чаще всего это были дети либо молодежь) ходили группами до 15 человек. Славили Христа по обычаю в первый или второй день Рождества. Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка – символ Вифлеемской звезды. Славильщики песнями поздравляли хозяев, те же в свою очередь одаривали гостей пирогами, баранками, пряниками либо монетками.

Традиции Святок включают также церемонию посевания . Деревенская ребятня или пастухи ходили из дома в дом и носили с собой зерно в варежках. В горницах гости имитировали сев, приговаривая при этом ритуальные пожелания добра и привлекая будущий богатый урожай. По завершении обряда хозяева одаряли или угощали посевателей.

Ольга Кваша. Колядки. 1976 г.

В святочные дни во многих избах учиняли настоящие спектакли. Такое действо называли вертепом. По сути, это был мобильный кукольный театр, представлявший зрителям мистерию Рождества Христова. В качестве кукол выступали сделанные из глины или дерева ангелы, волхвы, несущие дары пастухи.

Чем угощают во время Рождественских Святок

Основная задача святочных угощений у православных христиан состояла не в насыщении – скорее, еда была символом праздника. На стол подавали и , а также традиционную (в Рождественский сочельник и Крещенский сочельник) — это блюдо обычно приготавливали из цельного зерна (пшеницы, ячменя, пшена) с добавлением лесных ягод и меда. Зажиточные семьи могли приготовить кутью с изюмом и орехами. А еще гостей угощали узваром – напитком из сухофруктов, подслащенным медом.

Январь – время, когда световой день начинает медленно увеличиваться. А потому в Святки обычно пекли блины, издревле считавшиеся символом света и солнца. Нередко перед Рождеством хозяюшки готовили печенье, называемое колядками. Форма у такой выпечки могла быть разная, но вот тесто всегда изготавливали пресное – из ржаной муки. Это угощение могли есть и с квасом, и с чаем, и со щами.

Зачастую к святочному столу, начиная с 7 января, подавали жареного поросенка – его почитали символом грядущего плодородия и благополучия. В праздник могли употреблять и другие мясные деликатесы: баранину, дичь, рябчиков, гуся или курицу.

Надежда Полуян-Внукова. Рождественский вечер

Как украшают дома

В убранстве домов накануне Рождества всегда присутствовали свечи – их свет символизировал самого Христа. К празднику готовились, запасаясь крупными восковыми свечками, горевшими почти сутки: огонь зажигали с наступлением темноты, а тушили к исходу следующего дня.

В период Святок крестьяне разбрасывали по полу изб солому, а в красный угол ставили сноп. Не забывали и об украшении садов: фруктовые деревья во дворе было принято обвязывать ленточками. Находившихся в хозяйстве кур кормили праздничной кутьей. Все это делали, дабы привлечь в дом счастье и достаток.

Константин Маковский. «Святочные гадания», 1890-ые

Святочные гадания

Церковь не одобряет святочные гадания. Гадальщицы считают карты всего лишь игрой

В пору Святок было принято гадать о будущем . То, что некогда было обрядом языческих жрецов, со временем стало девичьей забавой. И хотя церковь никогда не поощряла суеверие, сами гадальщицы относились к этому процессу как к игре. Девушки уединялись в каком-нибудь помещении – приступая к ворожбе, каждая из них распускала волосы, снимала с себя крест и обереги. Существовали разные способы гаданий: с использованием зеркала, по травам и цветам, по звукам и свечному воску. И пусть такая игра не открывала завесы будущего – в ней было много смеха и святочного снега, пения и надежды на счастье.

Окончание Святок 19 января

Заканчивались Рождественские Святки в день – 19 января (другие названия — Богоявление, Водосвятие, Водокрещи, Иорданов день). Православные приходили к замерзшим водоемам, дабы окунуться в студеную воду – для этого во льду проделывали крестообразную прорубь. Все окрест иордани украшали узорами из дерева и цветными лентами. Строгий пост, предшествующий Крещенскому сочельнику, а также окунание в освященную воду, помогали люду очиститься от всех грехов, случившихся на Святках – как вольных, так и невольных.

В ожидании Крестного хода на Богоявление. 1898 г. Автор неизвестен

Как отмечают праздник католики

Католической церковью этот период именуется Рождественским временем. Он длится от сочельника Рождества (вечер 24 декабря) до дня Крещения Господня (первое воскресенье после торжества Богоявления). Основу такого времени составляет Октава Рождества: она состоит из 8 дней и заканчивается 1 января – в день Торжества Пресвятой Богородицы.

Весь этот период считается очень торжественным: духовенство появляется на литургиях в кипенно-белых праздничных облачениях. В последний день Святок – 6 января – католики устраивают Карнавал. Его кульминация обычно приходится на три дня, предваряющие Великий пост. И хотя сроки этих торжеств строго регламентированы церковным календарем, по сути празднества тесно связаны с язычеством – с проводами зимушки-зимы и встречей долгожданной весны.

Католическое христианство отмечает между Рождеством и Крещением зимние Святки. Когда начинаются эти праздники? Люди начинают празднование в полдень 6 января и продолжают до 19 января.

Святки - история праздника

Одними из самых любимых и весёлых праздников на Руси издавна считаются Святки. История праздника зародилась еще в V веке. В IV веке принято было праздновать Богоявление сначала в восточной части Римской империи, а некоторое время спустя - и в западной. Этот праздник был посвящен Рождеству Христа, Крещению Христа в реке Иордан и поклонению волхвов. Отмечали его 6 января. Позже Четвёртый Вселенский Собор в 451 году в целях унификации решил установить раздельное празднование для всей Христианской Церкви. Так между Рождеством и Крещением было официально установлено 12 праздничных дней. Согласно церковному уставу в эти дни запрещалось совершать таинство брака, нельзя было наряжаться в кумирские одеяния, устраивать на улицах пляски, игрища и петь песни.

Видео про Рождественские Святки

Однако в многочисленных российских регионах народ нарушал святость этих дней гаданиями и различными другими языческими обычаями.

Сегодня разные церковные поместья называют эти 12 праздничных дней по-разному - Рождественские дни, Святки, Святые дни.

Значение слова «Святки» в православии - 12 святых дней, которые празднуются между Рождеством и Крещением.

Традиции Рождественских Святок

По традиции на Святки принято было ходить в гости к близким и знакомым, дарить подарки, угощать детей сладостями. В эти дни заботились о бедных, подавали милостыню нуждающимся, дарили подарки для детских домов, приютов и тюрем. Иногда даже цари переодевались в простолюдинов и ходили в тюрьмы, чтобы дать заключенным милостыню.

Особенное значение на Святочные торжества имела семейная трапеза. Количество приготовленных блюд обязательно было нечетным. Среди святочных угощений на столах присутствовали такие блюда, как блины, маковники, сбитни, овсяные кисели, шарики из сладких крошек.

Главной традицией святок была и остаётся кутья (сочиво). В переводе с греческого языка «кутья» значит «вареная пшеница». Настоящую кутью принято было готовить из пшеницы, в которую добавлялись мак, грецкие орехи, мёд, изюм. Считалось, что от того, насколько вкусной получится кутья, будет зависеть благополучие всего года.

Сегодня кутья готовится из риса, овса или перловки. В настоящее время специально для Рождественской кутьи в магазинах продают шлифованную пшеницу. Современные хозяйки украшают это праздничное блюдо цукатами, мармеладом или фруктами.

В старину на Руси в первый день святок люди разжигали костры, пламя которых поддерживалось на протяжение все двенадцати дней празднования. Принято было подниматься на холм и спускать с него горящее колесо, символизирующее уход старого года. Люди считали, что вместе с горящим колесом в старый год уходили все невзгоды и неприятности.

В настоящее время Рождественские святки и их прекрасные традиции соблюдаются и современными славянами. Так, например, до наших дней сохранилась традиция коляды . Колядующие наряжаются в костюмы, ходят по домам, поют хозяевам колядки и поздравляют с Рождеством. Хозяева же дарят колядующим сладости или деньги. Как правило, сладостями угощаются дети, которые приходят колядовать к своим крёстным, родственникам или близким знакомым. Для этого накануне детишки усердно учат колядки. Взрослых же приглашают за стол, угощают выпивкой и закуской, после чего колядующие отправляются в следующие дома. Считается, что чем больше колядующих посетило дом, тем благополучнее выдастся следующий год.

Утром, на Старый новый год в каждый дом должен войти посевальщик - мужчина, который поёт засевальные колядки и разбрасывает при этом по всему дому зерно. В этот день женщина не должна входить в дом первой, поскольку считается, что она может принести несчастье или неприятности. Поэтому женщинам разрешается входить только после мужчины. Зерно же, которое было разбросано посевальщиками, нельзя убирать в течение нескольких дней.

В последние Святочные дни люди готовились к Крещению . Это большой двунадесятый праздник, в канун которого лучшими деревенскими мастерами прорубалась крестообразная прорубь в замёрзшем водоёме. Прорубь украшалась ледяными кристаллами, узорами из дерева или лентами. После этого в день Крещения люди окунались в этой проруби, смывая, таким образом, со своего тела грехи и болезни. Считается, что в Крещение на Землю опускается Божья Благодать, отчего вся вода становится священной.

Конец Рождественских святок, 19 января - это день, когда люди идут в церковь святить воду. Эта вода называется Крещенской и хранится как святыня целый год.

Как и когда праздновать Святки?

Сегодня, как и раньше, люди празднуют Святки в январе. Однако празднования происходят несколько по-другому, чем это было много лет назад. Старые традиции забываются, а ведь к праздничному столу можно приготовить и кутью, которая привнесёт в дом особенную, волшебную атмосферу настоящего Рождественского праздника.

Многие люди перед праздниками готовят специальные новогодние венки, которые крепятся к входной двери, придавая жилищу праздничное настроение. Вообще Святки ассоциируются с елью, свечами, колядками, кутьёй, мандаринами, мигающими гирляндами, снегом и, конечно же, подарками. Со Святками заканчивается пост и начинаются праздники.

В Рождественскую ночь, с появлением в небе первой звезды, людям, которые постились, разрешается есть любые блюда. Поэтому к празднику всегда стараются приготовить много вкусных разнообразных кушаний. Как правило, на Рождественских столах присутствует мясо, рыба, колбасы, различные сладости и десерты. Современные люди зачастую связывают Святки с выпивкой и едой. Как праздновать эти дни, каждый решает самостоятельно, но всё же следует знать, что считается необходимым в какой-либо из них посетить церковную службу. Среди двенадцати Святочных дней довольно много церковных праздников:

  • 7 января - Рождество.
  • 8 января - день Пресвятой Богородицы.
  • 14 января - обрезание Господне и день святого Василия Великого.
  • 15 января - Серафима Саровского.
  • 16 января - день памяти пророка Малахии.
  • 17 января - день собора 70 апостолов.
  • 19 января - Крещение.

Гадания на Святки

Очень любят Святки незамужние девушки, которые с нетерпением ждут этих дней, чтобы погадать на суженого. Гадания на Святки начинаются ночью 6 января и продолжаются до Крещения. Однако наиболее благоприятными днями для гаданий считаются Рождественский, Васильевский (под Старый новый год) и Крещенские вечера, поскольку в это время наблюдается особая активность нечистой силы и душ покойников. Рождественские гадания, по мнению многих экстрасенсов, являются самыми результативными.

Гадание с домовым

Считается, что в каждом доме обитает «свой» домовой. Для этого гадания следует в Рождественские Святки налить в блюдце молоко и поставить его у порога. Кусочек восковой свечи растапливается и выливается в блюдце, одновременно приглашая домового попить молока и поесть воска. После по получившимся фигуркам из застывшего в молоке воска девушки судят о своём будущем:

  • Наличие в миске множества мелких восковых капелек вокруг основной большой фигурки говорят о том, что девушка будет жить богато. Чем меньше таких капелек, тем меньше денег у неё будет.
  • Большие фигурки извлекаются из молока, внимательно рассматриваются и на основе своего воображения определяется, на что похожа фигурка.

Гадание с обувью

Если сравнивать это гадание с некоторым другими, то можно назвать его одним из наиболее простых и безопасных. С помощью такого гадания девушка сможет узнать, в какой стороне живёт её суженый. Для этого нужно выйти за ворота, снять с левой ноги сапог и бросить его через забор. После этого девушки смотрят, в какую сторону повернулся носок сапога после падения. Если носок повёрнут к гадающей, то в этом году замуж она не выйдет. Направление носка сапога указывает в ту сторону, откуда следует ждать любимого.

Гадание по имени

Девушки в полночь в зимние Святки выходят на оживлённый перекрёсток и спрашивают имя первого встретившегося прохожего мужчины. Как зовут прохожего, так и будут звать будущего возлюбленного девушки.

Видео про гадания на Святки

Гадание с носком

В ночь перед Рождеством, Старым новым годом или Крещением девушка ложится спать, одев на левую ногу носок. При этом нужно сказать: «Суженый-ряженый, приходи сегодня ночью меня разувать». Кто во сне придёт к девушке, за того она и выйдет замуж.

Конечно, не стоит рассчитывать на стопроцентный результат гаданий, ведь это всего лишь часть Святочных традиций и повод для молодёжи как следует повеселиться!

А как Вы празднуете Святки? Придерживаетесь ли народных традиций? Расскажите об этом в

Русская национальная культура самобытна. В праздновании Святок слились православное и языческое начала. Этот магический период был особенно любим нашими предками.

История появления праздника

Святочные дни – период между двумя православными праздниками (Рождеством и Крещением). Начинаются Святки «от звезды», появляющейся первой в рождественский сочельник, а заканчиваются освящением воды 19 января - Крещение Господне.

Таким образом, святые дни имеют непосредственную связь с христианскими праздниками. Но отмечались Святки населением Древней Руси еще до принятия православного вероисповедания. В то время почитали бога Коляду, олицетворявшего в язычестве солнце и смену времен года, а Святки назывались колядными. Богатый урожай на грядущий год просили славяне у верховного божества Святовита.

В церкви традиция святых дней установлена в V веке. Изначально , поклонение волхвам и Крещение отмечали в один день, 6 января. Но в IV столетии некоторые восточные церкви стали праздновать Рождество раньше, чем Крещение. После чего Четвертый Вселенский собор официально узаконил раздельное отмечание праздников с установлением между ними промежутка в 12 дней.

Традиции праздника

Чтобы получить расположение божеств, славяне проводили многочисленные ритуалы, к которым относились:

Разжигание костров;
общесемейные трапезы;
колядование;
гадания и др.

С принятием православия языческие традиции не ушли в прошлое, а переплелись с христианскими. В первый святочный день было заведено разжигать костер и поддерживать его вплоть до Крещения. Люди поднимались на холм и спускали вниз горящее колесо, символ уходящего года. Славяне верили, что благодаря этому их покинут все беды и трудности.

Молодежь, наряженная сказочными персонажами и животными, шествовала по домам со склеенной рождественской звездой и исполняла народные песнопения. Иногда девушки переодевались парнями, и наоборот. Все это делалось для того, чтобы злые духи не узнали человека и не смогли ему навредить. В колядках содержались пожелания благополучия, достатка, а скупым на подарки хозяевам предрекалось разорение.

Обязательными считались три общих семейных застолья (в рождественский, крещенский сочельники и на Васильев день. Обычно в эти праздники на стол подавались:

Кутья;
блины;
овсяный кисель;
сбитни;
маковники.

Количество блюд в обязательном порядке должно было быть нечетным. Славяне полагали, что в святые дни души умерших родственников находятся рядом с нами. Поэтому, если в ушедшем году кто-то из близких покинул наш свет, готовился дополнительный прибор.

Непременным атрибутом Святок являлись гадания. Чаще всего свою судьбу хотели знать незамужние девушки. На суженого гадали разными способами: с помощью колоды карт, зеркал, книги, петуха, волоса, сапожка, лука и т. п. Девицы чаще всего собирались вместе, но можно было обратиться к темным силам и в одиночку.

Обязательные условия - распущенные волосы и снятые обереги, в том числе крестики. Юноши тоже желали знать свою судьбу: какой по характеру будет их невеста, насколько она красива. Также славянам было интересно, станет ли грядущий год плодородным. Святочные гадания традиционно проводились в бане или возле нее.

Время от Васильева дня (14 января) до Крещения называлось «страшной» неделей (в противоположность первой «святой»), ибо считалось, что в этот период нечистая сила имеет над людьми особую власть. Чтобы оградить себя и близких от этого, славяне окропляли жилье святой водой, рисовали мелом крестики на дверях и окуривали комнаты ладаном.

В Святки особое внимание уделялось нищим, больным и нуждающимся. Посещались детские дома, лечебницы, места заключения, подавалась милостыня на улицах.

Крещение представляло собой день очищения от грехов и болезней. Чтобы освободиться от них, славяне проделывали во льду отверстие в форме креста и смывали с себя все дурное посредством купания в ледяной воде, которая считалась святой. На год вперед запасались крещенской водичкой, имеющей особую силу.

В продолжение двух рождественских недель обязательно нужно было посетить хотя бы одну из церковных служб. Также запрещалось работать, отдавая дань памяти значимым христианским событиям.

Празднование Святок в наши дни

В нынешнее время в святые дни принято ходить друг к другу в гости, преподносить подарки, готовить праздничные блюда. Основным яством до сих пор считается кутья. Первоначально ее готовили из пшеницы с добавлением меда, изюма, мака, орехов. Сейчас для этого кушанья используются рис или перловка, а также фрукты и мармелад.

Сохранилась и традиция колядования, особенно в сельской местности. Дети наряжаются в различные костюмы и ходят по домам поздравлять хозяев с Рождеством и старым Новым годом. В ответ колядующие получают деньги и угощения.

Поверья и приметы на Святки:

1. Во время общесемейных праздничных трапез обращали внимание на то, насколько вкусным вышло главное угощение – кутья. От этого зависело счастье предстоящего года. Кутьей потчевали не только домочадцев и гостей, но и домашних птиц. Делалось это ради богатого урожая. С той же целью существовал обычай повязывать плодоносящие деревья в саду лентами.

2. Благополучие дома и семьи находилось также в прямой зависимости от количества колядующих, посетивших жилище.

3. Полагали, что в старый Новый год женщине не следует первой входить в жилище, иначе постигнут неприятности.

4. Чтобы нечисть не навредила, древние славяне в святые дни облачались только в новые и чистые одеяния, раскладывали на полу солому и устанавливали в красном углу с иконами сноп сена.

5. Примета гласила: запрещается выносить сор из помещений в первую неделю Святок, иначе духи грозят семейными неурядицами.

6. Древние славяне верили в то, что сны, увиденные в святые дни, пророческие. Особым «почетом» окружалось сновидение, пришедшее в рождественский сочельник.

7. Еще считалось правильным не скупиться на покупки в продолжение святых двенадцати дней. Обязательное обновление в прихожей – новый ковер.

8. Существовало и такое поверье: загаданное в канун Рождества желание непременно сбудется.

9. Многие чаяния славян связывались с природными силами и явлениями. Так, метель перед Рождеством сулила быстрое обновление природы весной и хороший медовый сбор летом.

10. Богатый урожай хлеба следовало ожидать в случае инея на деревьях в первые рождественские дни.

11. В случае если праздник Рождества Христова выдастся достаточно теплым, весну следует ждать холодной.

Изгнание Святок

Перед Крещением происходил особый обряд, получивший название «изгнание Святок». Было принято сжигать солому и сор, накопленные за этот период. Также, провожая Святки, пылающий сноп сена возили по селению с радостными восклицаниями. Посредством этого беды и трудности прошедшего года уходили в прошлое. Накануне Крещения организовывались посиделки, веселые гульбища с песнями и плясками.

В преддверие зимних праздников это слово всегда на слуху. Святками (или святыми днями) называют двенадцать праздничных дней между Рождеством и Крещением. Согласно григорианскому календарю, это период 6 -19 января, а в районах Полесья его продлевают до 20 и 21 января. Некоторые источники растягивают эту пору до целого месяца (6 декабря - 6 января).

Слово «святки» знакомо нам по произведениям русских классиков. У Гоголя и Пушкина святки описаны как череда зимних дней, свободных от дел и насыщенных увеселениями, обрядами и, конечно же, гаданием. В эти дни веселись все, вне зависимости от возраста и положения в обществе. Многие святочные традиции сохранились до наших дней.

На время святок приходятся важнейшие православные праздники:

  • 7 января - Рождество Христово.
  • 8 января - Собор Пресвятой Богородицы.
  • 14 января - Обрезание Господне и Васильев день.
  • 19 января - Крещение, или Богоявление.

История появления святок

Хотя святки тесно связаны с православными праздниками, отмечать эти дни жители Древней Руси начали задолго до принятия христианской веры. О возрасте традиции говорит тот факт, что в большинстве славянских языков пора носит практически одинаковые названия. В некоторых странах существуют слова «коляда» или «колядные святки». Они происходят от имени бога Коляды, который в славянской мифологии олицетворял солнце и смену времен года.

Святки в царской России

К заслуженному отдыху и веселью славяне приступали, обмолотив хлеб и закончив все земледельческие работы. Особое значение этого периода в старинные времена объясняется его «пограничностью»: солнечный день становился длиннее, солнце поворачивало с зимы на лето, один хозяйственный год сменялся следующим. Считалось, что в святочные дни людям доступна связь с высшими силами.

В это время наши прадеды почитали бога языческого бога Святовита. Исследователи до сих пор не уверены, какой ролью наделяли древние священники это божество и почему его удостаивали таких почестей. Скорее всего, Святовит был одним из воплощений Перуна - верховного божества славян. В праздничные дни наши предки старались всячески потешить бога и попросить у него богатый урожай.

Святочные забавы

С целью заслужить расположение божества проводилось множество ритуалов, часть которых перекочевала в наши времена. После принятия христианства эти обычаи не исчезли, а только изменились и даже переплелись с церковными. Например, древняя традиция молодежи наряжаться зверями и сказочными персонажами и ходить от избы к избе, поздравляя хозяев с праздниками и получая в вознаграждение лакомства, существует до сих пор.

Правда, раньше ряженные разыгрывали юмористические сценки, пели и играли на музыкальных инструментах. В особом почете были ребята, которые переодевались до неузнаваемости. Юноши часто наряжались женщинами, а те, соответственно, примеряли мужские наряды. Церковь не одобряла таких развлечений, но её запреты никого не останавливали. Сегодня же колядки имеют преимущественно духовное содержание, а исполняют их чаще всего дети на Рождество (6-8 января).

Колядки в старые времена

Со славянской коляды вырос обряд христославления. Его участники воссоздают приход волхвов и в своих песнях славят Иисуса. Атрибут христославления - шестиугольная рождественская звезда, которую ряженые носят с собой. С древних времен сохранился обряд «посевания»: дети и пастухи носили зерно в рукавицах и разбрасывали его в крестьянских домах. Это символизировало засевание полей и предвещало хозяину избы пышный урожай.

В святочные дни гуляньям предавались и стар и млад. В дневные часы крестьяне катались на санках, танцевали, смотрели представления народных театров. По вечерам семьи и друзья собирались вместе, загадывали загадки и рассказывали истории. На Рождество до сих пор существует традиция приглашать в дом гостей или навещать близких.

Особенно популярны были такие посиделки среди молодых парней и девушек. После святок всегда было много свадеб, ведь собрания часто были местом встречи будущих супругов. Неудивительно, что святочные «вечеринки» нередко сопровождались шалостями и розыгрышами, а порой - драками и хулиганством.

Обряды и поверья

У праздничных дней была и другая сторона, связанная с поверьями и ворожбой. Люди не сомневались, что в эту пору среди народа гуляют души предков, а вместе с ними - всяческая нечисть. Во избежание неприятностей наши прадеды следовали различным приметам. К примеру, в Рождественские дни надевали только новую и чистую одежду, разбрасывали по полу солому, а сноп сена (дидух) ставили в угол с иконами.

Дидух — праздничный сноп сена, использующийся в качестве оберега на Рождество

Чтобы следующий год принес урожай, домашнюю птицу кормили праздничной кутьей, а плодовые деревья в саду обвязывали лентами. Сор из дому нельзя было выносить с 6 по 14 января, а нарушение традиции грозило ссорами в доме.

Вторая неделя святок считалась часом разгула нечистой силы. В это время жилье окропляли свяченой водой, окуривали ладаном, а над дверью рисовали мелом крест. Внимание обращали и на сны, увиденные в святочные дни. Они расценивались как вещие. С приходом христианства в это время считалось всеобщим долгом помогать ближним, а бракосочетания разрешались только после завершения святок.

Святочные гадания

В торжественную пору люди, вопреки страхам и запретам, пытались заглянуть в будущее. Чаще всего обряды проводились в ночи перед Рождеством, Крещением и Васильевым днем - 6,13, 18 января соответственно. Больше всего крестьян интересовало, будет ли год богат на урожай. В деревнях до сих пор живы такие приметы: если в Сочельник выпало много снега, весна наступит рано, а меда будет в изобилии. А вот Рождество без заморозков и вьюги грозит холодной весной.

Неизменной частью праздников были и остаются девичьи гадания. Самое распространенное состояло в том, чтобы бросить сапожок на дорогу. Куда укажет носок обуви, с той стороны и ждать жениха. Не менее популярно и гадание на тенях. Чистый лист бумаги нужно смять, выложить на тарелку и поджечь. Когда бумага почти сгорит, рядом с ней ставится свеча. В тени, которую лист отбросит на стену, можно увидеть картину будущего.

Гадания — неотъемлемая часть святок

Еще одно гадание выполняется с помощью двух зеркал, стоящих напротив. Ровно в полночь девушка должна сесть между ними, зажечь свечу и разглядеть в отражениях лицо суженого. Существует похожее гадание с обручальным кольцом. Незамужняя девушка бросает его в стакан воды и вглядывается в отражение внутри кольца. Простым способом узнать свою судьбу считается гадание на книге, как правило, Библии. Не открывая её, нужно загадать любую страницу и строку, а затем открыть и прочитать предсказание.

Чаще всего девушки ворожат в компаниях. Распространено гадание на нитях. Участницы отрезают кусочки одинаковой длины и поджигают их одновременно. Очередность потухания ниток указывает, кто первая выйдет замуж. Если огонек гаснет сразу или сгореает меньше половины нити, значит, что девушка останется одна. Кстати, традиция нырять в прорубь на Крещение появилась как средство смыть заработанные на святках грехи.

Издавна гадания для русского народа являлись значимым обрядом. Сначала они были частью языческих священнодействий, затем постепенно стали любимым занятием накануне великих праздников. Большое число народных гаданий приходилось на Святки, пору таинственную и волшебную.

Святки – это зимние праздники, от Рождественского Сочельника до Крещения Господня (6-19 января по новому стилю), ассоциировались у наших предков с необычайным временем, когда рубеж между земным и потусторонним миром ослабевает. Считалось, что после наступления Рождества распахиваются небесные врата, и заскучавшая нечистая сила опускается на землю, свободно разгуливает среди людей и способна бесчинствовать до самого Крещения. Сильно злит нечисть и то, что в начале года день начинает прибавляться – как говорится, «солнце – на лето», а значит, не за горами и всеобщее весеннее возрождение. Особенно опасной считалась вторая неделя Святок – так называемые «страшные вечера».

Общие сведения о святках

Никогда русская семейная жизнь не живет в таком раздолье, как на святках. Здесь все возрасты принимают участие в веселости, особенно женский пол. Молодые люди среди игр и веселий выбирают для себя суженых; старики рассказывают про старину; старушки подтверждают разными опытами достоверность гаданий. И все это совершается вечерами, в полном собрании многих семейств. Женщины позыватки обходят дома с приглашением, где есть девушки, в семейство зажиточное, где лелеется ненаглядное дитятко, краса девичья, зазноба молодеческая.

Вся важность святочных вечеров заключается в гаданиях, передаваемых из рода в род. Отыскивать первоначальное появление этих гаданий нет никакой возможности. Предания наших предков, письменные и словесные, ничего не говорят об этом. Было бы очень несправедливо, если бы мы приписали их существование временам нехристианским русского народа, как доселе делают с предметами, не вполне объяснимыми. Мы останемся при одном мнении, что святочные гадания усвоивались русской жизни в продолжение многих веков, при постоянном или временном сношении наших предков с соседними народами. Если бы была возможность тщательно проследовать отдельные поверия по пограничным местам в разных веках, потом следить их распространение по внутренним городам, тогда бы мы могли с точностью означить: из какой страны, из какого города, от какого народа перешли к нам суеверные поверия, где они были приняты, где нет, где исчезли, где и доселе существуют. Мысль едва исполнимая, едва возможная в своем осуществлении; но, как вероятная, она проистекает из действительного бытия мифов древней восточной жизни, столь редко переживавших свои периоды, столь явно переходивших от одного народа к другому. Мы знаем быт великоруссов, мы постигаем быт малоруссов, мы верим в отдельное существование быта белоруссов; но можем ли мы смело сказать, что они отделены один от другого? Их разнообразные проявления заставляют думать, будто они никогда не сливались один с другим, будто никогда жизнь великорусская не селилась на полях малорусских, если бы история не указывала нам на постепенные возрасты того и другого, если бы не говорили нам дела, что каждый из них осуществлял свою данную мысль при содействии другого. Отчего мифы, поверья, семейные сказания Белоруссии отличаются от мифов, поверьев, семейных сказаний Великорусски? Отчего малорусе верит в поверие, едва известное великоруссу и о котором совершенно не знает белорусе? В чем заключается основная причина переселения мифов от одного народа к другому? Отчего происходит их усвоение той или другой общественной жизни? Подробное обозрение общественной и семейной жизни решительно оправдывает предположение о переходе поверий в русскую жизнь в продолжение многих неков и от многих народов.

Святочные гадания, совершаемые доселе в русской семейной жизни, производятся вечерами, с 25 декабря по 5 января, и притом в разное время. Так одни совершаются вечером, другие в полночь, а третьи приготовляются ко сну. Вечерние гадания обыкновенно начинаются с той минуты, как скоро освещают огнем комнаты. Некоторые из них представлены ниже.

Когда начинаются Святки в России

Святки начинаются в России с Рождества Xристова и продолжаются до крещенского сочельника. С присоединением Малороссии к России, в половине XVII в., малороссияне начали мало помалу заимствовать некоторые святочные обряды от русских. Святки составляют собственно время забав. Мы нигде не видим, чтобы святки праздновались с такой безотчетной веселостью, как между русскими. Многие славянские писатели, оставившие нам прекрасные отрывки по части древности, ничего не сообщили о святках.

Древние христиане освящали все торжественные праздники благочестивыми делами. Государи освобождали народ, с Р. Х., от разных недоимок, уменьшали подати, выпускали преступников из темниц и проч. Пастыри наставляли людей святить праздники Господни богоугодными приношениями. Христиане ревностно выполняли благие внушения наставников, делая в пользу страждущего человечества посильные подаяния, которые Церковь освящала Божескими благословениями. Эти дни, ознаменованные душеспасительными делами, прослыли святками или святыми; народ же обратил их в свои забавы.

Святки, происходя от глагола «святить», находятся в тесной связи с воспоминаниям о Рождении Спасителя мира.

В какое время появились святки в России? Откуда они перешли к нам? Об этом нет никаких исторических сведений. Изустные рассказы не превышают древности ста лет. Святки, конечно, сделались известными по введении христианской веры в России, но об них ни Нестор, ни продолжатели его летописи не упомянули. Перерывая многие русские летописи, я не встречал названия святок ранее XVII века; история же насчет сего предмета совершенно молчит. Летописцы наши, описывая события гражданские и церковные, не заботились о житье-бытье наших предков, а старые обычаи исчезли вместе с преданиями. Ныне собирают предания, и как это тяжело! Нельзя не допустить, что святки праздновались еще в отдаленные времена. Хотя новый год считался первоначально с марта месяца, со дня Благовещения; после с сентября месяца, в великокняжение Симеона Гордого и наконец (когда Петр В[еликий] ввел общее европейское летосчисление) с генваря месяца 1700 г.: однако это летосчисление не изменяло святочных дней; празднование их приходилось в одно и то же время, как ныне. Но при всем усилии, решение вопроса о положительном появлении святок остается невозможным по причине недостатка свидетельств.

Наши праотцы, без сомнения, праздновали святки иначе, нежели жившие после них и нежели празднуем мы сами. Время изменяет много в жизни. Самые забавы и игры предков уже не те, какие нынче. Весьма было бы полезно, если бы можно было представить картину житья-бытья давно минувших веков: в ней бы мы увидели историю нашей народности. Теперь одни старого времени люди утешают нас рассказами о былом, а нянюшки забавляют своими простодушными повестями о том, как припеваючи веселились наши деды, и поют песни о прошлом по одному искаженному слуху.

Предмет святочных забав

Предмет святочных забав весьма разнообразен: он выражает народное веселье и семейную жизнь в гаданиях и переряживании, которые совершаются ночью, а ночи в это время бывают как нарочно темные, наводящие ужас на самих участников святочных игр.

Коляда

В святочный период проходила Коляда, старинный языческий обряд, сопровождавшийся обходом домов с песнями и поздравлениями. У древних славян это был праздник народившегося солнца, день рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры, вокруг которых плясали, с горы скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, чтобы избежать неурожая, собиралась в избе, где плясала и слушала сказки.

Коляда не обходилась без ряженых. В вечернее время и ночью по домам ходили ряженые – колядующие. Они пели колядные песни, высказывали хозяевам благопожелания и достаток в будущем году, за что получали обрядовую еду и подарки.

Православная церковь активно боролась с подобными остатками язычества путем прямых запрещений, организацией своих праздничных служб, а также христианским переосмыслением традиционных народных обрядов.

Святочные гадания

Собравшись все вместе, в один дом, девицы выходят на улицу: здесь каждая из них должна спрашивать об имени первого встретившегося ей человека. Они верят, что таким именем будет называться их суженый. Это самое окликание производится под Новый год; девушки тогда выходят на перекресток с пирогом.

Ходят слушать под окна чужих домов и, внимая разговору веселому или скучному, предрекают себе такую же жизнь в замужестве. Ходят в темноте в дровяной сарай, берут полено из поленницы и потом в покоях смотрят: если оно гладкое, го муж будет хороший; а если кому попадется суковатое, особенно с трещинами, то он будет дурной и сердитый.

Выводят из конюшни лошадей через оглоблю. Если которая зацепит оглоблю ногами, то муж будет сердитый; если же перескочит чрез нее, то муж будет тихий и смирный. Подходят к амбарам: если услышат пересыпку хлеба, то уверяют себя, что их замужняя жизнь будет достаточная. Слушают под церковным замком: если подслушают пение - «со святыми упокой», то это предвещает смерть; если услышат что-нибудь свадебное, то означает, что в том же году выйдут замуж.

Снимают с насести кур и приносят в ту горницу, где транее приготовлено в трех местах: вода, хлеб, кольцы юлотые, серебряные, медные. Если чья курица будет нить воду, то муж будет пьяница; если будет есть хлеб, то муж будет бедняк; если возьмет кольцо золотое, то муж будет богач; если серебряное, то муж будет ни богат, ни беден; если же сдвинет с места медное, то будет нищий.

Пересчитывают в лестницах балясы, говоря: «Вдо-иец, молодец», и, доходя до последней, смотрят: на каком слове остановились, такой будет и муж. Выходят к забору и говорят: «Залай, залай, собаченька, залай, серенький волчок». В которой стороне услышит девушка лай, в той стороне будет жить замужем. Если лай раздается близ дома, то это показывает, что отдадут замуж не в дальнюю сторону; если же лай будет тихий, едва слышный, то будет выдана замуж на чужую сторону.

Бросают башмаки чрез ворота на улицу, потом выходят сами на улицу и смотрят: в которую сторону он обращен носком, там и быть замужем. Худой признак для девушки, когда ее башмак лежит обращенный к домашним воротам: в этот год не быть ей замужем. Ходят смотреть в окна соседей во время ужина. Если заметят сидящих за столом с головами, то предвещают себе, что будущие родные все будут живы; если же видят без голов, то думают, что они скоро все вымрут.

После подблюдных песней выносят воду на двор, и каждая из девушек, отливая несколько этой воды под верею, берет в горсть снегу. Приходя в покой, смотрят: какого цвета снег, таков будет и суженый. Полуночные гадания всегда начинаются после ужина, с 12 часа ночи. В них участвуют взрослые девицы, в присутствии опытных старушек. Исчисляем эти гадания.

Гадающие девушки садятся у окон, выговаривая каждая: «Суженый, ряженый! поезжай мимо окна». Если которая услышит поезд с криком, с свистом, то предрекает себе жизнь веселую и хорошую; а когда поезд будет тихий, то предрекает себе замужнюю жизнь в бедности. Вывешивают за окно ключи, щетку. Кто из проходящих их пошевелит, спрашивают его: «Как звать?» Думают, что этим именем будет называться суженый.

Берут скорлупы грецких орехов, режут восковые свечи на маленькие кусочки, вставляют в скорлупы, пускают плавать в чашку, наполненную водою. Потом каждая из девушек зажигает свечки своей скорлупы. Здесь замечают: которая потонет, та умрет незамужнею; у которой скорее сгорят свечки, та прежде всех выйдет замуж; а у которой будет гореть долее всех, той не бывать замужем.

Отчаянная девушка накрывает в пустой комнате стол скатертью, кладет прибор, кроме ножа и вилки, и говорит: «Суженый, ряженый! приди ко мне поужинать». Все окружающие выходят в ближние покои, а она, оставшись одна, запирает двери, окна, садится за стол с ожиданием суженого. Признаки приближения суженого суть следующие: ветер жужжит под окнами, с свистом; удары в окна, в дверь; смрадный запах. Потом является суженый. Девушка должна сидеть на своем месте, молчать на все вопросы, замечать черты лица и платье. Суженый садится за стол, начинает говорить. Девушка вместо ответа спрашивает: «Как звать?» Суженый сказывает имя, вынимает что-нибудь из кармана. В этот миг девушка должна говорить: «Чур моего места! чур моей загадки!» Суженый исчезает, оставляя на столе вещь, им принесенную. Если она сробеет и не зачурает, то суженый производит разные проказы.

Девушки выходят на двор, берут скатерть за края, старушка всыпает снег. Раскачивая скатерть, приговаривают: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» В это время каждая девушка прислушивается, как лают собаки. Хриплый лай означает суженого старика, звонкий- молодого, толстый - вдовца. Делают с вечера из воску стадо лебедей по числу девиц. Лебедку окрашивают румянами, а лебедь остается белым. Гадальщицы выбирают для себя лебедя с лебедкою, опускают в чашку с водою и накрывают платком. Пред тем временем, как ложиться спать, смотрят, как плавает лебедь с лебедкою? Если плавает вместе, то замужняя жизнь будет согласная; если разошлись порознь, то будет вражда.

Самые отчаянные и пожилые девушки выходят в лунную ночь на реку послушать в прорубь. Нянюшки стелют воловью шкуру. Девушки садятся слушать и смотреть в воду. Которая выйдет в этот год замуж, та увидит своего суженого в воде, точно в таком наряде, в каком он придет на сговор; которой же сидеть в девках, та только услышит один стук из воды. Наливают с вечера в рюмку воды, опускают кольцо и выставляют на мороз. Перед сном нянюшки приносят рюмку и смотрят: сколько бугорков, столько родится сынков, а сколько ямок, столько дочек.

Нянюшки с вечера обсевают золой башмаки и прячут под кровати, будто скрытно от девушек, между тем как каждая наперед договаривается об этом. Девушки встают и смотрят: на чьих башмаках будет больше золы, тем предрекается большое богатство. Берут вечером, впотьмах, с кудели пряжу, начесывают на гребень и спускают за окно. Пред сном смотрят: какие волосы на гребне, такие будут и у суженого. Гадания на сон совершаются девушками по указанию старушек и, для большей действительности, людьми посторонними.

Собирают из прутиков мостик, кладут под подушку. Девушка, ложась спать, говорит: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня чрез мост». Суженый является во сне и переводит за руку чрез мост. Кладут под подушку гребенку, говоря: «Суженый, ряженый! причеши мне голову». Суженый является во сне и чешет голову. Берут наперсток соли, наперсток воды, смешивают и едят. Ложась спать, девушка говорит: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот пить мне подаст». Суженый является во сне и подает пить. Кладут под подушку четырех королей и говорят: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне». Суженый снится во сне в виде какого-нибудь короля.

Святки являют собой странную смесь языческих обрядов с христианскими традициями. Понятно, что из язычества родом гадание, игры, наряды, не имеющие ничего общего с христианскими целями и настроением. Собственно, как и "славление", то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездой, вертепом и тому подобными предметами. А вот в самом слове - "святки" - скрыто значение, святость дней, в которые произошло столь радостное для христиан событие.

На Руси святки праздновались всеми, но в основном это было время молодых. Для потешных и забавных игр парни и девушки загодя готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. В масках с шутками-прибаутками обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни. Основная цель колядования - пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. У русских колядки, как правило, предназначались всей семье в целом. Каждая хозяйка в свою очередь щедро одаривала гостей, угощая выпеченными из теста фигурками птиц и зверей, конфетами и другими сладостями, проявляя к гостям милосердие.

Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет Святки из всего календарного года, Это объясняется, во-первых, тем, что праздники приходились на момент зимнего солнцестояния и осмыслялись как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом; а во-вторых, комплексом представлений о приходе в первый день Святок на землю с того света душ умерших и о разгуле нечистой силы с Рождества до Крещения.

Недельный тур, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с ком фортом (трекинг) в горном курорте Хаджох (Адыгея, Краснодарский Край). Туристы проживают на турбазе и посещают многочисленные памятники природы. Водопады Руфабго, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Большую Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Гуамское ущелье.




Самое обсуждаемое
Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников
Детская ортопедическая обувь Twiki Детская ортопедическая обувь Twiki
Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих


top