Современное учебное пособие по парикмахерскому делу. Учебник по парикмахерскому делу

Современное учебное пособие по парикмахерскому делу. Учебник по парикмахерскому делу

Красота - неотъемлемая часть каждой женщины. Именно на красоту женщины тратят больше всего времени и денег. Маникюр, педикюр, макияж и фигура - это очень важно, но больше всего девушку украшают её волосы, которые обязательно должны быть ухоженными. Выглядеть роскошно нашим волосам помогают парикмахерские. И что бы мы без них делали?

укладка...

С одной стороны, парикмахерское искусство - это точная наука, но с другой стороны, парикмахер должен уметь чувствовать каждого клиента, так как одна и та же стрижка может выглядеть на всех по-разному. Парикмахерское искусство, несомненно, является одним из самых ответственных, так как требует внимания и умения мастера. Он не имеет право на ошибку, ведь от его работы всецело зависит внешний облик клиента. На плечах парикмахера лежит важная задача - создание целого образа. Ему нужно не только изучить различные техники, но и научиться их качественно применять. Итак, сегодня мы поговорим о таком понятии, как колористика.

Что это такое?

Что собой представляет колористика? Вообще, в широком понятии колористика - это наука о цвете. Она изучает природу и взаимодействие цветов, их совместимость, гармонию. Оттенки играют немаловажную роль в образе человека. Оказывается, существуют даже специальные колористические центры, которые помогают людям подобрать цвета, подходящие их В нынешнее время не менее важна колористика для парикмахеров. Теория ученого Иоганнеса Иттена и стала основой для этой техники. Согласно этой теории, всех людей можно условно разделить на четыре цветовых типа, соответствующих временам года.

Гармония цвета

Именно на игре цвета и его оттенков построена колористика для парикмахеров. Теория цветоделения немецкого ученого В. Оствальда лишь подтвердила многообразие основных характеристик цвета. Для того чтобы научиться правильно сочетать цвета, был придуман так называемый Обычно его делят на четыре равные части. Каждая часть будет заключать в себе гармонирующие цвета. Всю можно разделить на теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, зеленый, фиолетовый). Также, цвета подразделяются на первичные и вторичные. Первичные - это те, которые нельзя получить путём смешивания. К ним относятся только три цвета - жёлтый, красный и синий. Вторичными называют те, которые можно получить при смешивании основных. Для того чтобы понять, как правильно сочетать тона, нам нужно обратиться к цветовому кругу. В него нужно вписать треугольник с равными сторонами. Цвета, расположенные на вершинах этого треугольника, и будут являться гармоничными.

В парикмахерском искусстве замечательные свойства цветов смешиваться, дополняя или изменяя друг друга, используются довольно часто. Например, когда нужно избавиться от нежелательной желтизны при блондировании.

Немного из истории

Сделать свой образ ярче люди стремились еще в древности. Они окрашивали волосы кровью и отварами трав, маслами известняком - придумывали изощренные методы. Самой популярной натуральной краской для волос того времени была хна, которая производится и по сей день. Интересно, что волосы окрашивали не только женщины, но и мужчины.

В средние века, согласно церковным законам, окрасить волосы в другой цвет приравнивалось к совершению греха. Девушек с рыжими волосами называли ведьмами и сжигали на костре. Нарушая церковные устои, женщины продолжали окрашивать волосы.
С течением времени люди стали придумывать более гуманные методы окрашивания волос. Они поняли, что лучше обратиться к химии, нежели использовать органы и кровь неповинных животных. На мировую арену вышли известнейшие в наше время бренды - "Лореаль", "Шварцкопф", "Лонда".

Виды колорирования

Широкий колорит цветной палитры позволяет нам экспериментировать с волосами. Если раньше волосы просто красили в один тон, то сейчас вариантов намного больше. Какие же техники окрашивания волос существуют сегодня?

Омбре. В последнее время эта техника пользуется невероятной популярностью как среди подростков, так и среди взрослых женщин. Техника заключается в плавном переходе цвета от темных корней к светлым кончикам. Такое окрашивание универсально, т. к. подходит и брюнеткам, и блондинкам, и рыжим.

Блондирование. Волосы окрашивают в различные Такая техника подойдёт даже брюнеткам, правда, придется изрядно попотеть, чтобы добиться желаемого результата.

Мелирование. Традиционная техника окрашивания, которая пользовалась популярностью сначала на западе, а потом покорила и Россию, а именно ее женскую половину. Мелирование создает эффект выгоревших на солнце волос, так же как и техника шатуш.

Поговорим о нюансах

Чтобы клиент был доволен результатом, обязательно нужно учесть некоторые нюансы:

Перед окрашиванием изучите структуру кожи головы и волос.
- Вы обязательно должны войти в психологический контакт с клиентом. Узнайте его требования и подумайте, соответствует ли им реальная возможность.
- Используйте только качественную краску, не экономьте на своих клиентах.
- Теперь что касается цветового круга. Помните, что переход от одного оттенка к другому осуществляется только по направлению часовой стрелки.

Главное - не допустить ошибку

Допускать ошибки запрещает колористика для парикмахеров. Теория и практика - понятия неразделимые. Поэтому мастер должен уделять внимание не только теоретической части, но и практической. Но не всегда виноват мастер. Да, он, определенно, несет вину за результат. Но ваши волосы могут просто не поддаться красителю. Поэтому основная задача парикмахера-колориста заключается в том, чтобы изучить структуру ваших волос и подобрать нужные ингредиенты. Вы можете записаться на уроки колористики для парикмахеров. Посещая их, вы узнаете очень много новой и полезной информации.

В целях предотвращения неудовлетворительного результата и закрепления навыка придумали задачи по колористике для парикмахеров. Смысл их в том, чтобы рассчитать нужное количество красителей для получения определенного результата. Поэтому, как и любая другая техника, колористика для парикмахеров - теория и практика.

В любом деле навык приходит со временем. Колористика для начинающих парикмахеров может оказаться довольной трудной для освоения. Но не стоит отчаиваться и опускать руки, если у вас что-то не получается. Для того чтобы овладеть этой техникой, вы можете записаться на обучающие курсы по колористике для парикмахеров, посетить различные тренинги, уроки.

Основы колористики должен знать каждый парикмахер, дабы избежать неудовлетворительного результата. Окрашивание волос - это серьёзный процесс, и базовые знания о цвете, его оттенках и сочетаниях помогут вам удовлетворить запросы клиентов и порадовать их качественной работой и прекрасным результатом!

Парикмахерское дело начинает свою историю в древние времена - около 5 тысяч лет назад. Благодаря многочисленным раскопкам и древним рукописям удалось получить некоторое представление о развитии парикмахерского ремесла. На ранних стадиях развития человеческого общества уход за волосами объяснялся стремлением к удобству и чистоте и только гораздо позже - эстетическими мотивами.

Стремление к красоте - естественная потребность человека, и зависит она от степени его культурного развития; следовательно, парикмахерское ремесло не могло оставаться на месте. Жители античного мира обладали большим набором парикмахерских средств: мужчины брили бороды каменными или бронзовыми бритвами, женщины делали прически, применяя для этого различные кремы, гребни, заколки. Древние египтяне заменяли свои волосы искусственными париками. Парик вначале был головным убором жрецов, а позже служил украшением для представителей господствующих классов.

Считается, что наиболее развитым парикмахерское дело было в Греции. Культ человеческого тела в этой стране не мог не оказать влияния и на прически, без которых не могло быть полной гармонии. Известно, что греки знали много целебных косметических средств. Им было знакомо и искусство завивки волос на металлический стержень. А формы причесок и бород свидетельствуют о высокоразвитом художественном вкусе. В Греции же стали появляться украшения для волос в форме диадем, цветов, лент и пр. Для сохранения прически употреблялись сетки для волос и воск.

Влияние на развитие парикмахерского ремесла оказал и Рим. В период своего расцвета римляне знакомились с культурой побежденных народов и все лучшее перенимали для себя. Стали входить в моду массажи, которые делали парикмахеры. Разумеется, такую роскошь могли позволить себе только патриции. Выполняли эти работы рабы, которых называли косметами.

Отсюда впоследствии и произошло название "косметика". Завоевание Германии Римом подтолкнуло римских парикмахеров к изобретению специальной краски, что позволило окрашивать волосы в светлые тона. (Это объясняется тем, что черноволосые римлянки стали подражать белокурым германкам.) Секрет изготовления краски, к сожалению, не сохранился. В те времена римляне начали коротко стричь волосы. Появилось много забот и у дамских парикмахеров. Форма женских причесок на первых порах носила, несомненно, греческий характер, но затем был выработан свой римский стиль, особенностью которого явилась сжатость форм (для греческих причесок был характерен пучок, торчащий сзади).

В средние века (после X в.), когда начали основываться города, парикмахерское ремесло получило настоящее развитие. Рост населения городов вызывал и появление ремесленников. Так же как и в древнем Риме, парикмахеры работали банщиками. Последние брили, стригли и причесывали своих клиентов. Впоследствии появились ремесленники-брадобреи, которые стали конкурировать с банщиками.

Прически средневековья не дали интересных форм. Женщины носили длинные волосы (с пробором посредине), сзади заплетенные в косы. Прически были простые и скромные. Согласно указанию костелов, женщины носили чепцы, косынки, часто выполненные из дорогих материалов.

В конце средневековья наступает поворот к старым, классическим прическам греческого типа, правда, с небольшими изменениями. Греки закрывали лоб волосами, а новый стиль предусматривал искусственное увеличение его за счет сбривания некоторой части волос выше лба, при этом иногда сбривали и брови. Как и в Греции, применялись различные украшения для волос. Этот стиль относился главным образом к XV в. Законодателем был французский королевский двор.

В XVI в. появляется новый стиль - барокко. Модны были очень высокие прически. Этот стиль также основывался на древних формах. По-прежнему волосы украшались драгоценностями и покрывались шляпкой-беретом.

Жена Людовика XIII была законодательницей нового типа прически: мелких легких локонов над лбом и длинных локонов по бокам, спускающихся на плечи. Прически уже не делались высокими, но волосы продолжали украшать драгоценными заколками, шпильками и нитями. В 1680 г. вошла в моду новая форма прически в различных вариациях (в зависимости от страны). Эта мода продержалась около 30 лет. Называлась она "а ля фонтанж". Это - высокая прическа, которая со временем изменилась и стала еще выше. Она требовала специального каркаса из проволоки. Для украшения стали применяться банты и жемчуг.

В XVIII в. парикмахерские работы достигли небывалого совершенства. Значение прически в моде было признано главенствующим. Моды эпохи рококо отличались изысканностью, миниатюрными формами и изяществом. Красивые воздушные локоны обрамляли переднюю часть головы, задняя оставалась гладкой. По бокам, до плеч, свешивались крупные локоны. Позднее к этой прическе стали добавлять для украшения жемчужную диадему.

Затем стали появляться различные вариации причесок с применением пудры. Волосы со лба зачесывались вверх. Иногда они с затылка подымались кверху, завязывались и оформлялись трубчатыми или кольцевыми локонами. Этим успешно решалась гармония линий прически, для чего применялись не только естественные волосы клиентов, но и накладки из искусственных волос, чаще всего цвета блондин. В период позднего рококо стали входить в моду широкие прически различных форм, которые были несимметричными. Для устойчивости употреблялся проволочный каркас.

В период рококо стал широко применяться способ завивки на коклюшки и тупирование волос.

Конец XVIII в. явился переломным в стиле причесок. После Французской революции не стало стиля рококо. Начатые в то время раскопки Помпеи, выявившие произведения древних греков и римлян, обусловили тенденцию следовать великим и прекрасным, но в то же время простым и скромным образцам античного мира. Мода причесок стала принимать формы греческого стиля. Они стали проще и естественнее. Волосы слегка завивались, были свободно распущены или же закладывались одной брошью.

В начале XIX в., после прихода к власти Наполеона, появляется новый стиль в прическах и одежде, схожий с древнеримским. Прически делались преимущественно сверху. Волосы снова стали украшаться драгоценностями. Началось "нашествие" локонов - круглых, спиральных, трубчатых, плоских и т. д. Наряду с этим многие женщины еще носили пудреные прически. После поражения Наполеона все прически стиля "ампир" стали постепенно исчезать. Франция теряет свое положение законодателя мод.

С этого времени (1820 г.) тон в моде и искусстве задавала Вена. В прическе появились новые линии, которые с течением времени трансформировались в свой стиль. Наблюдался новый взлет парикмахерского искусства. Прически были очень сложные и требовали большого мастерства при выполнении. В 1830 г. возникает стиль "бидермайер". Новая прическа выглядела мещански по сравнению с начальным периодом, она была плоской и угловатой.

Во второй половине XIX в. началось бурное развитие капитализма, а следовательно, и техники. В работе дамских мастеров все шире применяются различные газовые и электрические аппараты. Появились завивка волос, механическая стрижка и другие виды работ, выполняемые с помощью механических и электрических приспособлений. В связи с этим искусство дамского парикмахера все больше обесценивалось. В России в эти годы парикмахерские работы велись, как правило, иностранцами. Законодателем мод по-прежнему была Франция.

Первая завивка была изобретена французом Марселем в 1885 г. В 1904 г. была применена уже 6-месячная завивка (перманент).

В 1916 г. в Германии организована первая выставка мод, где были представлены и образцы парикмахерских работ. В это время появляется мода на короткую стрижку (под мальчика), которую женщины встретили с одобрением, так как она экономила время и требовала меньших затрат.

В царской России в эпоху капитализма национальное парикмахерское дело развивалось медленно. В то время наблюдалось вообще преклонение перед заграничным. Дамские мастера-французы отводили русским парикмахерам лишь роль подмастерьев. И хотя они не раз доказывали, что никакая сложность дамского парикмахерского искусства им не страшна, но укоренившаяся зависимость от заграницы продолжала довлеть над русскими мастерами вплоть до Октябрьской революции.

В первые годы Советской власти парикмахерское искусство, естественно, находилось на невысоком уровне. Советскому народу приходилось решать грандиозные задачи социалистического строительства в тяжелых условиях гражданской войны, послевоенной разрухи, капиталистического окружения. Однако по мере того как залечивались раны войны, восстанавливалось народное хозяйство, улучшалось благосостояние народа, партия и государство выделяли все больше средств на развитие службы быта.

В конце 30-х и 40-х годов довольно широкая сеть парикмахерских оказывала населению большой ассортимент услуг.

Наряду с модными в то время стрижками типа "фокстрот" женские парикмахеры с успехом выполняли довольно сложные прически методом укладки волос горячими щипцами. Популярна была и длительная завивка (перманент). На коротких волосах она выполнялась горизонтальным методом, на длинных - вертикальным.

Технологический процесс завивки осуществлялся паровыми и электрическими аппаратами довольно примитивно, так как аппаратура изготовлялась еще кустарно. Для окраски употреблялись преимущественно металлические красители.

В послевоенный период парикмахерские работы начали быстро развиваться. Изобретенный в 1937 г. химический метод завивки волос в 50-е годы был широко внедрен в парикмахерских нашей страны. Наряду с этим стала популярной холодная укладка волос на бигуди. Эти виды работ постепенно вытесняли из практики парикмахеров укладку горячими щипцами, завивку паровыми аппаратами. А появление окислительных красителей из парафенилендиамина позволило упростить технологию и расширить гамму цветов (оттенков) при окраске волос.

Наша промышленность в достаточном количестве производит необходимое оборудование, а профессиональные училища готовят квалифицированных мастеров. Парикмахерские строятся по типовым проектам с учетом санитарных норм и требований. В 60-е годы система парикмахерских услуг стабилизировалась. Сейчас действуют лаборатории при научно-исследовательских институтах, которые разрабатывают новейшую технологию, оборудование и инструменты для парикмахерских работ.

Все это позволило коренным образом улучшить парикмахерское дело. Широкую популярность получили конкурсы парикмахеров на лучшую прическу. Мастерство парикмахеров широко известно. Они неоднократно завоевывали призовые места и награды на международных конкурсах парикмахерского искусства.

Все женщины уделяют много внимания своему внешнему виду. Одни ухаживают за собой самостоятельно, в домашних условиях, а другие становятся частыми клиентами салонов красоты. В любом случае для создания порядка на голове, потребуется посещения парикмахерской. Красивые и здоровые волосы не только привлекают внимание окружающих, но и придают уверенности самой женщине.

Колористика в искусстве парикмахера

Любая профессия требует определённого опыта и знания своего дела от А до Я. Но мастерство не рождается на пустом месте. Любой начинающий стилист должен приложить максимум усилий, чтобы полностью овладеть своей профессией. Важно не останавливаться на достигнутом: изучать соответствующую литературу, просматривать видео, брать уроки у более профессиональных коллег и так далее.

На парикмахера возлагается большая ответственность за своего клиента, чтобы результат ему понравился полностью. В этой работе важно не только знать все технические моменты, но и уметь грамотно применять их на практике. Так вот, остановимся на такой науке, как колористика.

Само по себе, понятие колористика подразумевает под собой гармоничное сочетание различных цветов . Играя цветовыми оттенками на волосах, можно до неузнаваемости изменить любой образ.

На сегодняшний день окрашивание волос в однотонную гамму стало не так актуально. В тренде стали причёски с сочетанием нескольких цветов. Однако, не так просто правильно подобрать несколько цветовых оттенков грамотно. Здесь требуется опыт, знания и чутье на конечный результат.

Теоретически, всех людей условно делят на четыре цветовые гаммы - по временам года. От этого и стоит отталкиваться при окрашивании волос.

Основы колористики

Колористика в искусстве парикмахера базируется на теории цветового круга . Человеческий глаз способен различить и уловить огромное количество всевозможных полутонов и оттенков. Но, все они базируются на трёх основных цветах:

  • красный;
  • жёлтый;
  • синий.

При смешивании этих красок в разных пропорциях, можно получить другие варианты цветов и оттенков.

Этот цветовой круг стал отличным подспорьем в работе парикмахера, помогая им подобрать соответствующий колор при окрашивании волос. Помимо этого, с его помощью можно исправить допущенные ошибки и нейтрализовать неудачный результат.

При работе с кругом Освальда , необходимо строго придерживаться следующих позиций:

  • колеры, находящиеся по соседству в вершинах треугольника, отлично гармонируют между собой;
  • если надо нейтрализовать неудачно полученный цвет при окраске волос, то выбирается тот, что напротив.

К примеру, если обесцвечивание локонов было произведено неудачно и появился жёлтый отлив, то нейтрализовать его сможет сиреневый пигмент, который идёт напротив. Такие колера называются дополняющими. Вся цветовая палитра в круге условно разделяется на тёплые и холодные тона. Кроме этого, существуют первичные, вторичные и третичные цвета.

Первичные цвета

Самым мощным цветом в круге Освальда считается синий , относящийся к холодной гамме. Следует помнить, что при разбавлении этим цветом любую краску, она становится насыщеннее и темнее.

Вторым по значимости идёт красный колор , который при смешивании с синим даёт краску более светлого оттенка.. Если же его смешивать с жёлтым, то наблюдается противоположная картина.

Самым слабым по силе воздействия, считается жёлтый тон . Соединяя его с другими цветами, они приобретают большую яркость и насыщенность.

Вторичные оттенки

Подобная цветовая категория получается путём смешивания в равных пропорциях цветов из первой категории. Вот получаемый результат такого синтеза :

  • синий+красный=фиолетовый;
  • синий+жёлтый=зелёный;
  • красный+жёлтый=оранжевый.

Когда в замес включается один первичный и один вторичный колер, то по итогу получается третичный цвет. Все остальные варианты комбинаций цветовой палитры относятся к категории сложных. На круге Освальда можно наглядно ознакомиться со всеми приведёнными выше цветовыми комбинациями. Круг поделён на 12 самостоятельных секторов, где первичные тона имеют по отношению друг друга угол в 120 градусов. Все остальные же распределены между ними.

Недаром, вся цветовая палитра опирается всего на три цвета , и круг Освальда в парикмахерском искусстве — просто находка.

Цветовые вариации красок для волос

Чтобы охарактеризовать любой краситель для волос, необходимо отталкиваться от двух основных понятий: глубины и направленности.

Глубина тона определяется по специальной шкале, от тёмного к светлому. В популярных красках серии Эллон, такая градация выглядит следующим образом:

Под цветовым направлением понимается концентрация оттенков с одним доминантом.

Комбинирование цветов в колористике

напрямую связано с колористикой . Чтобы правильно пользоваться этой наукой, необходимо досконально изучить все её нюансы и закономерности. Иначе, парикмахер не сможет профессионально смешать краски, чтобы получился необходимый цвет волос.

Ещё один важный момент, который нельзя обойти стороной перед окраской, это текущее состояние волос клиента. На исходный результат влияет не только цвет и глубина выбранного тона, но и натуральный пигмент в волосах. Кроме того, волосы могли перекрашивать раньше и присутствие в них ещё и старого красящего пигмента нельзя недооценивать.

Именно поэтому, чтобы осуществить грамотное окрашивание волос, необходимо соблюдать гармонию цвета . До сих пор существует множество противоречивых мнений по поводу существования единого эталона цветовой гармонии. Одни говорят о её существовании, а другие этот факт отрицают.

Несмотря на это, существует стандартный ряд сочетания цветов, которым чаще всего и пользуются.

Гармония родственных оттенков - это расположенные по соседству друг к другу цвета. Сочетая их, получается комфортный для восприятия цвет.

Выделяются несколько групп подобного рода:

  • сине - красный;
  • жёлтый с красным;
  • синий и зелёный;
  • жёлто-зелёный.

Комплементарная гармония - это когда соединяются противоположные цвета, что даёт резкий контраст.

Монохромное комбинирование берёт за основу соединение цветов из одной цветовой гаммы, но имеющую разную степень светлости и насыщенности. Полученные таким образом оттенки, обладают выраженной статичностью, теплотой, спокойствием и уравновешенностью. К ним не относятся белый, чёрный и серый цвет.

Ахроматическое сочетание подразумевает состав из двух, трёх однотонных колеров. К таковым относятся чёрный, белый и серый. На волосах такой ахроматизм возможно создать путём мелирования отдельных локонов. Седина также считается ахроматической гармонией.

Практическое внедрение колористики

Несмотря на богатство цветовой палитры, все красящие составы имеют в основе своей только четыре цвета: синий, красный, жёлтый и серовато-зелёный. Единственное различие между ними, это разница в концентрации и количестве.

Чтобы клиента полностью удовлетворил конечный результат, парикмахеру следует предварительно учесть несколько нюансов:

  • доскональное изучение кожи головы и структуры волос;
  • налаживание близкого психологического контакта с посетителем, чтобы было проще определиться с его предпочтениями;
  • использование в работе исключительно качественных красителей, желательно профессионального типа как линейка красок Эстель.

Главное правило для любого парикмахера — не ошибиться в своих действиях , ведь от этого зависит многое: настроение клиента, красота причёски, репутация самого мастера. Практика и теория неотрывно связаны между собой, и разделять эти понятия будет ошибкой. Для пополнения своего практического багажа, станет нелишним брать специальные уроки мастерства вживую или по видео.

Для начинающих стилистов наука колористика не так быстро поддаётся освоению. Но отчаиваться и отказываться от дальнейшей работы точно не стоит. Труд и терпение со временем дадут свои удовлетворительные результаты и прибавят уверенности.

Введение

парикмахерский договор отраслевой

Искусство бывает разным, но если оно настоящее, это всегда - сотворение прекрасного. Можно создавать шедевры живописные и скульптурные, зримые и воспринимаемые на уровне ощущений. Парикмахерское искусство сочетает в себе многие элементы. Его произведения - это и целостный зрительный образ, и «скульптурная» композиция, и дизайнерская находка мастера. При этом парикмахерское искусство, пожалуй, - самая демократичная разновидность творчества, потому что каждый человек может по своему желанию напрямую соприкоснуться с ним.

А помогают нам в этом мастера, для которых парикмахерское искусство стало профессией и всей жизнью. Создание прически - это создание целого и целостного образа каждого человека.

С одной стороны, парикмахерское искусство - это точная наука, которой нужно учиться, как математике. Но при этом парикмахер никогда не стрижет одинаково. Даже если применяет одни и те же технологии одних и тех же стрижек, на разных людях они получаются по-разному. Хорошо это будет или плохо - зависит от мастера. По сути, в создании «того самого» - самого подходящего конкретному человеку - образа при помощи прически неглавное ни длина, ни цвет, ни структура волос. Главное, чтобы был найден «правильный путь».

парикмахерский договор услуга отраслевой

История возникновения парикмахерского искусства

Истоки парикмахерского искусства уходят в глубокую древность. Известно, что уже за 2-3 тысячи лет до новой эры нашим предкам было свойственно украшать свою внешность прическами. Проходили века, постепенно человек вносил в создаваемые им предметы, в том числе в прическу, свое представление о красоте, которое отражает и его индивидуальный вкус, и общий эстетический идеал, присущий конкретной эпохе. Но одежда и прическа оказываются также явлениями утилитарными и социальными. У разных народов сформировался свой стиль и определенные традиции, связанные с природными условиями страны и положением человека в обществе.

Изучение истории парикмахерского искусства представляет не только познавательный интерес, но и практическую ценность, так как некоторые детали можно использовать и в настоящее время. Интересную форму причесок создали в Древнем Египте. Для ее выполнения требовались услуги специально обученных рабов. Египтяне окрашивали волосы хной, украшали прически декоративными элементами.

Модным цветом волос в Древней Греции считался белокурый. В классический период повседневная мужская прическа состояла из коротко остриженных волос, «полной» (то есть от виска до виска) недлинной бороды и усов. Некоторые щеголи носили длинные волосы, завитые в локоны и подхваченные золотым обручем. В торжественных случаях укладывали волосы надо лбом в виде красивого банта, так называемой цикады.Греческие женщины носили длинные волосы и знали несколько типов причесок, но классической прической можно считать так называемый греческий узел - коримбос. При этой прическе длинные волосы расчесывали на прямой пробор, завивали волнами и довольно низко спускали их на лоб, так как, по эстетическим понятиям того времени, лоб должен быть невысоким (между бровями и волосами лоб открывался лишь на ширину двух пальцев). Далее волосы спускали вдоль щек, а сзади приподнимали и на затылке укладывали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Часто волосы укладывали в сетку, сплетенную из золотых шнуров, или надевали изящное украшение - стефану. Стефаны имели разнообразную форму и всегда были богато украшены.

Мужская прическа в различные периоды римской истории была разной. Волосы могли быть и завиты в локоны, и расчесаны гладко, с челкой надо лбом. Обычно римляне брили лицо, однако в моде были и небольшие завитые бородки.

Очень многообразны и сложны были прически римских патрицианок. В некоторые периоды носили гладко причесанные волосы, разделенные на прямой пробор: иногда завивали волосы в длинные локоны, иногда носили «греческие» прически, - но истинно римскими были высокие прически из локонов, укрепленных на каркасе. Веерообразный каркас укреплялся надо лбом и по форме напоминал русский кокошник. На него крепились аккуратными рядами локоны. Остальные волосы, заплетенные в косу, укладывались на затылке в виде корзиночки. Модными считались белокурые и русые волосы.

История культуры феодального общества делится на два основных периода: раннее (IX-XII века) и позднее средневековье (XIII-XV века). Огромную роль в жизни людей начинает играть церковь, поэтому и развитие парикмахерского искусства зависело от регламентации церкви, которая стремилась усмирить «греховную человеческую плоть».

В период раннего средневековья мужская прическа была примитивной: волосы подстрижены до мочек ушей, а спереди - челка. В XI веке носили длинные волосы, распущенные по плечам.

Девушки носили либо длинные косы, либо распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем, а замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Чаще всего таким убором служил круглый платок из белой ткани с отверстием для лица. В XV веке огромное значение приобрели головные уборы, в частности чепцы, а прическа, наоборот, утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы надо лбом и затылком подбривали.

Эпоха Возрождения, или Ренессанс, была важнейшим этапом в истории парикмахерского искусства. В это время в Италии у мужчин считалась модной прическа двух основных типов: волосы или гладко зачесывали назад, или носили прическу с челкой. Лицо гладко брили.

У женщин особенно красивыми считались золотые волосы. Красивым считался высокий лоб. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинаций кос, локонов, украшенных жемчужными бусами, вуалями, лентами. Иногда молодые девушки носили распущенные волосы.

В Испании у мужчин в моде была короткая стрижка, а также борода и усы. Испанки носили простую и строгую прическу, чаще всего так называемое бандо: расчесанные на прямой пробор волосы спускались вдоль щек, а сзади складывались в шиньон. Волосы красиво убирали цветками, обручами, драгоценностями. Во Франции в прическах проявились самобытные черты, отражающие вкусы складывающейся нации. Особое влияние на мужские прически оказал последний король XVI столетия Генрих IV. В моду вошли зачесанные назад волосы, закрученные вверх усы и маленькая острая бородка. Поскольку король рано начал седеть, в моду вошла пудра для волос, но пудрили в это время только виски.В первой половине XVI века прическа у женщин имела вид двух полукруглых валиков, уложенных надо лбом, и обычно украшалась бусами или небольшим, выгнутым по форме прически чепчиком с вуалью. В конце XVI века форма женской прически существенно меняется. Появляется прическа двух типов. Волосы либо завивали рядами волн и зачесывали назад, либо поднимали высоко вверх, где закрепляли на проволочном каркасе. Иногда дамы носили парики.

На мужские и женские прически англичан очень повлияла внешняя пышность двора королевы Елизаветы. Волосы мужчины коротко стригли, но их костюмы были украшены вышивкой, бордюром, драгоценными камнями и кружевами. Женщины носили сложные прически, украшая их чепцами и головными повязками. Иногда носили парики.

В XVII веке Франция становится законодательницей в области мод и причесок. Окончательно складывается стиль барокко, наиболее полно выражающий вкусы аристократии этого времени. Прически эпохи барокко были всецело подчинены этикету двора и отличались пышностью, чопорностью, огромным количеством украшений и сложной техникой выполнения.

В начале XVII века прическа у мужчин состояла из длинных волос, распущенных по плечам. Дворяне отпускали маленькую бородку и небольшие усы у края губ. Позже вошли в моду парики. Пышная прическа состояла из массы длинных, завитых в локоны волос, причем модным цветом волос считался белокурый. Этот парик напоминал львиную гриву.

Женская прическа в течение второй половины XVII века менялась бессчетное число раз. Из кратковременных модных причесок можно выделить несколько типов. В 60-х годах прическа еще сохраняла некоторую естественность. Волосы расчесывали на прямой пробор и пышно взбивали над висками, скрепляя сзади на шее, а завитые концы волос спускали в виде двух длинных локонов на плечи. С 70-х годов женская прическа стала напоминать по форме мужской парик. Локоны укладывали рядами так высоко, что прическа подчас возвышалась надо лбом на 50-60 сантиметров. Иногда дамы этого времени носили гладкую прическу с узлом, сколотым на затылке, - так называемый узел смирения.

С 90-х годов в моду вошла прическа фонтанж. Она состояла из комбинации локонов, уложенных на голове рядами и для закрепления смазанных белком, и выгнутого в различные фантастические формы проволочного каркаса, который украшался заложенным в складки газом, кружевом, цветами и лентами. В случае необходимости прическа дополнялась искусственными волосами.

В первой половине XVIII века появляется стиль рококо, который как бы завершает развитие стиля барокко. Рококо - декоративный стиль, носящий черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувственности. Эти черты присутствовали и в мужских и в женских прическах.

Мужские прически времен рококо были небольшими по объему. Волосы завивали в локоны, а иногда гладко зачесывали назад. Сзади их завязывали черной лентой или прятали в черный мешочек. Обычно волосы пудрили. В моду вошли белые пудреные парики.

Женская прическа также была небольшой и состояла из локонов, поднятых вверх, сколотых на затылке и украшенных лентами, пучками перьев, цветами, нитками жемчуга. Волосы обычно пудрили. В 70-х годах XVIII века прически становятся особенно сложными. На «изготовление» модной прически - куафюры - уходило по несколько часов. Женщины старались сохранить ее в неприкосновенности на несколько дней. Прически делали следующим образом: волосы расчесывали, на макушку ставили легкий каркас, на который поднимали и крепили волосы; далее их завивали, пудрили и, наконец, приступали к украшению. Для этого использовали ленты, цветы, кружева. Иногда на голову водружалась целая корзина с плодами или даже макет корабля со снастями и парусами. Иногда на голове была масса драгоценностей, которые превосходили вес самой головы.

Французская революция 1789 года ознаменовала наступление новой эры, что отразилось и на прическах. Вдохновленные идеями Свободы, Равенс Братства, идеологи французской революции обратились к образам античного мира, черпая у древних идеи демократии, строгость нравов и эстетические идеалы. Вторая половина XVIII века - это период классицизма ведущего стилевого направления. У мужчин волосы были коротко острижены, и пудра вышла из употребления. Женские прически имели многообразные формы, но очень упростились, сделались ниже, волосы завивали в локоны.

С приходом к власти Наполеона I появился стиль ампир, который в архитектуре и интерьерах по внешним признакам напоминает классицизм, теперь художников и архитекторов вдохновляют не строгие и изящные формы греческих храмов, а тяжеловесные и пышные формы римской архитектуры. Волосы мужчин стригли и завивали в тугие локоны, лицо брили, но на щеках от виска оставляли узкие полоски волос, называемые фаворит. У женщин прически менялись очень часто. Носили и чешский узел, и прически из различных комбинаций локонов.

После свержения Наполеона в искусстве 20-30-х годов рождается новое направление - романтизм. В прическах господствует стилевое направление, которое носит немецкое название - бидермайер. Этот стиль стал синонимом бюргерского благополучия и уюта и был ведущим до 40-х год. Во Франции почти идентичный стиль носил название «стиля Луи Филиппа».

Мужчины носили короткие, завитые в локоны волосы, приподнимала надо лбом в виде кока. В 40-х годах волосы удлинились, доходили до ушей. Иногда их круто завивали. В 50-е годы были модны довольно длинные, расчесанные на косой пробор волосы, часто завитые в локон. В 60-е годы в моду вошли сравнительно короткая стрижка, бакенбарды. К концу века волосы стали коротко стричь.

Женские прически 30-х годов представляли собой настоящие произведения искусства. Волосы расчесывали на боковой пробор, укороченные с боков пряди завивали в крупные локоны и укладывали над висками. Длинные пряди волос сзади поднимали наверх и на темени укладывали в различные шиньоны. В 40-е годы новым кумиром высшего общества стала «светская львица» - модница с волосами рыжего цвета. В 50-е годы прическа состояла из пышного шиньона, а иногда расчесанные на прямой пробор волосы укладывали сзади в специальную сетку. В 60-е годы волосы поднимали надо лбом в виде двух валиков, а на плечи и спину спускали длинные локоны.

В 70-80-х годах прическа почти не меняется по форме. Она состоит из длинных, спущенных на спину локонов, а над висками волосы обычно зачесывали высоко вверх.

В России в области моды ориентировались на Францию. Многие салоны принадлежали французским мастерам. Модные журналы выписывались из Парижа, где проходили даже конкурсы мастеров-парикмахеров. В 1860 году русские мастера Агапов и Андреев заняли первое место на конкурсе, а в 1888-1890-х годах Иван Андреев получил за прически ряд наград и Почетный диплом заслуженного профессора парикмахерского искусства.

Характер причесок 1890-1900-х годов снова изменяется, в связи с переменами, происшедшими в общественной жизни конца столетия. Мода становится еще более интернациональной, появляется деловой стиль, выражающийся в простоте и рациональности причесок.

В 1904 году в Германии впервые была выполнена продолжительная завивка волос - перманент. Перманент быстро распространился по всей Европе. В 20-х годах XX века в моду вошли прически с короткой стрижкой. Также появляются новые химические красители и осветлители волос. Окраска волос позволила придавать прическе дополнительный эффект, оживлять ее.

С изобретением химической завивки произошел настоящий переворот в парикмахерском искусстве. Этот метод завивки волос не только с успехом конкурировал со всеми другими способами, но и постепенно вытеснил их. Благодаря химической завивке можно получить хорошие результаты при обработке волос самых различных свойств и строения.

С появлением кинематографа на форму причесок большое влияние оказывает искусство кино. В свое время в моду вошли прически героинь Греты Карбо, Марлен Дитрих. В России ориентировались на прически актрис Людмилы Целиковской, Марины Ладыниной, Любови Орловой.

В 50-60-е годы актриса Брижит Бардо вводит новые прически - «конский хвост» и «Бабетту».

В 1971 году известный мастер Видаль Сэссун показал новые стрижки, которые выполнялись только ножницами. В 70-е годы появляются панки, которые выражают протест против общества не только своим поведением, одеждой, но и прической.

Художники-модельеры облагородили стиль танков, создав стрижки «еж», «каскад». Моду 80-х годов отличают прически из длинных волос свободного силуэта, струящиеся локоны, как на длинных, так и на коротких волосах. Преобладают теплые естественные цвета волос: каштановый, рыжий, коричневый, блондин.

Новинка этого периода - жемчужный блондин, сочетание пепельных волос с более светлыми волосами на концах.

Мода модой, какой бы она ни была, но прическу и стиль каждый человек может подобрать индивидуально. Чтобы быть красивым и модным каждый день, необходимо чувствовать себя комфортно долгое время, а не только в день посещения парикмахерской.

Интернет-ресурсы

Дополнительная литература

Литература (основная)

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1. Павленок, П.Д. Социология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Павленок П.Д., Савинов Л.И., Журавлев Г.Т.- Электрон. текстовые данные.- М.: Дашков и К, 2010.- c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4454.- ЭБС «IPRbooks», по паролю

1. Социология. Под. ред. Скворцова Н.Г. - М. :Проспект, 2009

2. Социология. Шайхисламов Р.Б. Уфа:УФИ, 2006.

3. Социология. Под ред. Лавриненко В.Н. - М.: ЮНИТИ, 2009

4. Социология Исаев Б.А. – СПб.: Питер, 2007

5. Методы социологических исследований. Добреньков В.И., Кравченко А.И. - М.: ИНФРА-М, 2009

6. История западной социологии: этапы, идеи, школы. Желтов М.В. - М.: Академический проект, 2010

7. История социологии. Осипов Г.В. Култыгин В. П., - М. Норма, 2009

8. История социологии. Кукушкина Е.И. - М. Высшая школа, 2009

  1. Федулова А.В. Социология. Учебные программы. МАБиУ, 2007

1. http://www.humanities.edu.ru

2. http://ihtik.lib.ru/edu

3. http://window.edu.ru/window_catalog

4. http://ido.edu.ru

5. www.asi.org.ru - Агентство социальной информации

  1. Введение
  2. Организация помещений в парикмахерских и виды оборудования
  • Характеристика салонов парикмахерских
  • Оборудование
  • Организация рабочего места парикмахера
  • Правила обслуживания посетителей
  • Санитарно – гигиенические требования к содержанию помещения
  • Требования к освещению помещений
  • Требования к отоплению и вентиляции
  • Контрольные вопросы
  • Мытье и массаж головы
    • Общие сведения о волосах
    • Типы и фактура волос
    • Технология мытья головы
    • Технология массажа головы
    • Контрольные вопросы
  • Материаловедение
    • Понятие и назначение парфюмерии
    • Основные сведения о химии
    • Витамины
    • Духи, одеколоны, туалетные воды, лосьоны и шампуни
    • Действие химического состава на волосы
    • Контрольные вопросы
  • Инструменты и приспособления при выполнении парикмахерских работ
    • Приспособления
    • Режущий инструмент
      • Ножницы
      • Машинки для стрижки волос
      • Бритвы
    • Инструмент для расчесывания волос (расчески)
    • Инструмент для укладки и завивки волос
      • Бигуди
      • Щипцы
      • Коклюшки
    • Контрольные вопросы
  • Стрижка волос
    • Основы стрижки
    • Основные понятия стрижки
    • Характеристика основных зон головы
    • Классический вариант выполнения простой стрижки
    • Другие варианты выполнения простой стрижки
    • Основные виды простой стрижки
    • "Родственники" стрижки "простой"
    • Рост волос на НЗЗ
    • Комбинирование или составление стрижки
    • Рекомендации
    • Рекомендации (2)
    • Приложение
    • От автора
  • Окрашивание волос
    • Введение в окрашивание
    • Физиология волос и окрашивание
    • Идентификация натурального цвета волос
      • Тон и насыщенность
      • Определение натурального цветового уровня и тона
    • Выбор краски
      • Выбор уровня, тона и интенсивности окраски
      • Анализ цвета глаз и кожи
    • Теория цветности:
      • Закон цветности
      • Краска для создания натурального цвета волос
    • Классификация красок для волос:
    • Перекись водорода
    • Осветление волос
      • Типы осветлителей
      • Действие осветлителей
      • Роль натурального пигмента
      • Временной фактор
      • Осветление неокрашенных волос
      • Осветление отросших волос
      • Неровное осветление
      • Тонеры
      • Подкрашивание отросших волос
      • Особые эффекты
    • Консультация
    • Процедуры окрашивания волос
    • Седина: проблемы и их решение
    • Контрольные вопросы
  • Завивка волос на продолжительное время
    • Механизм изменения формы волос при химической завивке
    • Этапы химической завивки
    • Технология выполнения химической завивки:
      • Основные методы и приемы химической завивки волос. Классическая химическая завивка
      • Ошибки при выполнении химической завивки, вызывающие отрицательные последствия
      • Уход за волосами с химической завивкой
    • Контрольные вопросы
  • Укладка волос
    • Общие сведения об укладке
      • Основные элементы прически
      • Средства для укладки волос
    • Выбор прически:
      • Классификация причесок
      • Моделирование прически в зависимости от формы лица
    • Укладка волос холодным способом
    • Укладка волос с применением бигуди
    • Укладка волос с применением фена
    • Укладка волос с применением электрических щипцов
    • Начесывание и тупирование
    • Контрольные вопросы

    Парикмахерское искусство является одним из древнейших видов деятельности человека, которая направлена в первую очередь на улучшение (украшение) его внешности. Развитие и совершенствование парикмахерского искусства тесно связано с эволюцией человеческого общества, изменением условий быта, повышением уровня общей культуры. Из века в век разные исторические периоды человек создавал новые предметы быта, которые отражали его представления о красоте, индивидуальный вкус и общее понятие об эстетическом идеале, присущие конкретной эпохе. Изменялись также одежда, украшения и прически. В зависимости от природных условий, положения человека в обществе и ряда других факторов у каждого народа формировались свои определенные стиль и традиции, которые отражались в одежде и прическе. В каждой эпохе, отдавая дань моде, мастера парикмахерского дела создавали новые формы, линии и декоративные элементы прически.



    Понятия красоты менялись на протяжении веков, и то, что казалось прекрасным в один период, позднее выглядело уродливым и наоборот. Наиболее заметно это проявлялось в костюме и прическах, которые тесным образом связаны с внешним обликом людей.

    Древние гречанки красили волосы в русый цвет с красным оттенком и делали из них пышные красивые прически - коримбос. Так, во времена античности в Древней Греции прически из длинных завитых волос укладывали в конусообразные пучки, волосы надо любом располагали волнами или мелкими локонами, оставляя при этом расстояние между бровями и началом роста волос на ширину двух пальцев, т.к. по эстетическим понятиям тех времен считалось, что женский лоб должен быть невысоким. В античном мире законодательницей моды на прически была императрица. Придворные дамы и знатные римские матроны подражали ей. С приходом немок-рабынь модными становятся волосы русого цвета. В период позднего Средневековья (XIV в.) широко использовались различные краски для волос, кроме рыжего, т.к. рыжий цвет считался проклятьем дьявола.

    В середине XVI века красивой считалась прическа увеличенной формы. Для этого волосы взбивали тупеем. При необходимости добавляли фальшивые волосы. Для создания прически использовали различные приспособления: проволочный каркас, ленты, обручи.

    В дальнейшем натуральные волосы вытеснил парик, свисающий на плечи и спину густыми прядями. Такой парик просуществовал долгое время.

    В России женщины и девушки носили косы или распущенные волосы. В старину на Руси существовало правило: девушки носили одну косу, заплетенную низко на затылке и украшенную лентой. Выйдя замуж, женщина переплетала в день свадьбы девичью косу на две и укладывала их вокруг головы короной. С той поры она всю жизнь обязана была носить платок, чтобы мужчины - и посторонние, и члены семьи - не могли видеть ее волос.

    В высших сословиях волосы завивали в кудри. Позднее длинные косы заплетались на темени и украшались внизу лентами, шелковой, золотой, жемчужной кистью, треугольными подвесками и другими украшениями. Отдельные пряди перевязывались цветными шнурками, у девушек высших сословий золотыми или жемчужными нитями. На лбу носили ленты, в том числе зубчатые, широкие, на твердой основе, в которым иногда подвешивались различные украшения - кисти, пряди жемчуга, кольца. Венец декорировали на лбу поднизью - сеткой с подвесками, драгоценными камнями.

    С приходом в моду стиля модерн (начало XX века) естественный цвет волос меняется на противоположный с помощью интенсивных красящих веществ. Модной является прическа высокая, конусообразная, завитая широкими волнами, низко спускающаяся на лоб, или гладкая, на прямой пробор. С низко опущенными на щеки волнистыми волосами.

    Силуэты и формы причесок через определенное время повторялись. Так, прически Древнего Рима стали носить в XIX веке по всей Европе, а парики спустя 200 лет в 60 годах XX века. Каждое время вносило что-то свое, новое, точного копирования не было. Развитие основных форм одежды и причесок происходило в непосредственной связи с социально-экономическими, природными условиями, эстетическими и моральными требованиями, общим художественным стилем, модой.

    Культурные, деловые связи, которые стали успешно развиваться со многими странами мира, оказали большое влияние на моду и стиль прически. В 50-е годы входят в моду прически французских популярных киноактрис Бриджит Бардо и Марины Влади. Эти прически отличались друг от друга, но их объединяло одно - общее признание у женщин разных стран.

    В 60-е годы прически стали более монолитными. В моду вошел начес. Прически увеличились в размерах, появилась объемность. В них отсутствовали мелкие детали. Форма прически могла расширяться или уменьшаться. Для этого использовали срезанные пряди, крепе, мягкие синтетические волокна. В этот период в моду входят прически типа "колокол", "клевер", "конский хвост", модны цвета, напоминающие металлы: медь, бронзу, серебро, латунь.

    Во второй половине ХХ века начинают носить прически с распушенными волосами, подражая героине фильма "Колдунья" в исполнении французской актрисы Марины Влади. Свободно падающие волной белокурые волосы надолго вошли в моду.

    В 70-ые годы мода на парики проходит, возвращаются "маленькие" прически с геометрической стрижкой. Новая волна особенно четко проявилась в прическе "Гаврош". Начес окончательно вышел из моды.

    Следующей популярной прической явилась прическа "под пажа", при которой стрижка делалась неравномерной, наверху, надо лбом короче, от висков, к шее длиннее. Становится модным естественное "движение волос". Это проявляется в методе новой стрижке английского парикмахера Видала Сэссуна. Все его прически отличаются простым, но вместе с тем изысканным движением волос. В конце ХХ века в общей моде определились два основных направления: фольклорный стиль (кантри стайл), военизированный стиль времен войны и послевоенных лет (милитери стайл).

    В последнее десятилетие формы причесок изменились. На смену объемным формам причесок пришли более гладкие, маленькие прически с пышной челкой. Прически стали скромнее. Гладкие волосы от пробора укладываются в изящные небольшие пучочки. Иногда на волосы надевают сеточки, перевивают цветными шнурами. Добавлением к прически являются шиньоны, окрашенные светлее или темнее, чем естественный цвет волос. Носят парики, но они мало чем отличаются от естественных причесок.

    В современной моде большое значение имеет маленький штрих, придающий особый шарм прически, - это может быть гофрированная прядь на гладких волосах, взлохмаченная челка, высвеченный блик. Экстрамодные блестящие, даже сверкающие волосы, что достигается с помощью лаков, эмульсий и обесцвечивания.

    В моде заколки из металла, черепахового панциря, шелковые, капроновые, шифоновые, атласные и др. банты, черные бархатки, сетки, накрахмаленные цветы под цвет платья, ленты, шнуры. Современная мода столь многолика, что каждый может выбрать себе прическу, которая ему нравится и подходит.

    Модельеры сегодня пытаются предсказать, какими станут прически в будущем веке. В Японии лучшие парикмахеры решили "сконструировать" шедевр 2084 года. Печать отозвалась об этом произведении искусства так: "... нечто среднее между распущенным хвостом павлина и клумбой"

    Современные мастера дизайна прически (модельеры, парикмахеры) учитывают при работе тенденции моды сегодняшнего дня, используя в то же время богатый исторический опыт парикмахерского искусства. Разрабатывая свои проекты и создавая модели современных причесок, они применяют отдельные элементы причесок прошлых веков.

    Сделать внешность человека более привлекательной – одна из целей парикмахерского искусства. Можно строго подчиняться законам моды, которых множество, но так и не достигнуть этой цели, если не учитывать одной важной истины: каждый человек имеет свой индивидуальный стиль.

    Салоны – парикмахерские оказывают множество видов услуг, с помощью которых профессионалы – мастера парикмахерского дела помогают сформировать тот или иной образ человека, подчеркнув его индивидуальность и привлекательность. Профессия парикмахера является одной из основных и престижных в сфере обслуживания.

    Парикмахерское дело – это технология парикмахерских работ, включающая в себя целый ряд технологических операций по обработке волос.

    Парикмахерское дело объединяет несколько основных видов работ с волосами: мытьё, просушивание, стрижку, завивку, окраску, укладку, изготовление и использование в прическе постижерных изделий (париков, кос, шиньонов и др.), при выполнении которых применяется множество различных способов, методов и средств по уходу за волосами.

    Практичные стойкие линии прически, учитывающие как актуальные требования моды, так и индивидуальные черты человека и создающие гармонию образа, оказывают большое влияние на самочувствие и психическое состояние человека.

    Умение добиться образцового гигиенического состояния волос и кожи головы, подобрать прическу, соответствующую типу лица, завуалировать возможные недостатки внешности и подчеркнуть ее индивидуальность – все это является основными задачами при освоении парикмахерского дела.

    Профессия «Парикмахер» предназначена для выполнения конкретных видов работ с волосами при обслуживании взрослого и детского населения в парикмахерских разного типа (специализированных, салонах).

    Характер труда парикмахера зависит от вида оказываемых услуг, специализации парикмахерских и их залов (женский, мужской), конкретных форм организации труда и методов обслуживания клиентов (обслуживание по предварительной записи, на дому, предоставление дополнительных видов услуг и др.), а также от применяемых технологий, материалов и средств специального назначения.

    Выбор профессии является важнейшим событием в жизни каждого человека, и происходит это в том возрасте, когда еще только начинает складываться жизненный опыт, еще не слишком точны ориентиры и высока вероятность ошибки. Чтобы избежать ошибки, необходимо знать, в чем заключается сложность той или иной профессии? Какие психологические требования предъявляются к ней? Какими способностями должен обладать человек, избравший ту или иную профессию? Также при выборе профессии необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, степень эмоциональной возбудимости, впечатлительности, энергичности и т.п.

    Основными требованиями, предъявляемыми к профессии «Парикмахер», являются:

    • наличие хорошего состояния здоровья;
    • высокая чувствительность к цвету и оттенкам;
    • хорошая координация движения рук;
    • хорошее зрение;
    • наблюдательность;
    • выдержка;
    • стрессоустойчивость;
    • умение организовать свое рабочее место.

    Для освоения этой профессии необходимы знания из разных предметных областей: химии, материаловедения, рисунка, истории прически, истории искусства, культуры общения и др.

    Профессию парикмахера должны выбирать люди, обладающие творческой натурой и достаточно развитым эстетическим вкусом, кроме того, им должны быть присущи такие личные качества, как чуткость, внимательность, отзывчивость, также способность анализировать ситуацию и умение находить индивидуальный подход к каждому клиенту.

    Парикмахеру должны быть свойственны также следующие качества:

    • развитая зрительная память и оперативное мышление;
    • умение быстро ориентироваться и принимать правильное решение в конфликтных ситуациях;
    • тактичность, доброжелательность, дисциплинированность;
    • общительность, отзывчивость;
    • уважение к клиентам;
    • способность правильно оценивать поступки клиента и свои действия, умение предвидеть их последствия.

    Парикмахер должен владеть определенными знаниями по психологии, этике, эстетике и праву. Эти сведения необходимы в его практической работе для правильного выбора рациональной тактики обслуживания клиентов.

    Каждый клиент, обратившийся в парикмахерскую, по-своему уникален и неповторим. Для успешного обслуживания парикмахеру следует научиться понимать клиентов и профессионально общаться с ними. При решении этой задачи необходимо уметь определять и учитывать такие черты характера клиента, как самостоятельность и решительность, безынициативность и пассивность, доброжелательность и придирчивость, словоохотливость и молчаливость.

    Вместе с темпераментом и характером обслуживаемого клиента следует также учитывать его пол, возраст, состояние здоровья и манеру поведения.

    Важнейшим показателем при оценке успешной деятельности парикмахера и уровня его мастерства является его профессиональное поведение.

    Профессиональное поведение, как и форма одежды, призвано выделить работника сферы обслуживания среди присутствующих в салоне.

    К профессиональному поведению работника сферы обслуживания предъявляются определенные требование. Так, например, он обязан быть доброжелательным и радушным. Эти качества должны лежать в основе поведения парикмахера, хотя достичь этого не так-то просто. В ответ на радушие и теплое отношение большинство клиентов ведут себя аналогичным образом. Они становятся более благожелательными и доверительными по отношению к обслуживающему персоналу. Чтобы вызвать расположение клиента, надо постараться показать ему свою искреннюю заинтересованность его заботами, выделяя его на время обслуживания из общей массы присутствующих. С первых минут пребывание в салоне-парикмахерской клиент должен чувствовать себя желанным гостем. Об этом может свидетельствовать даже тон разговора парикмахера с клиентом. Успех обслуживания нередко зависит от того, в какой форме ведется разговор с клиентом. Можно сказать, что поведение работника сферы обслуживания во многом схоже с игрой актера.

    Профессиональное мастерство позволяет парикмахеру быть не просто исполнителем своего дела, но и творчески относиться к нему. Хороший парикмахер умеет быстро понять желание клиента даже в том случае, если клиент сам не совсем четко излагает свою просьбу о характере стрижки и прически. Настоящий профессионал парикмахерского дела должен уметь выполнить стрижку или прическу, отвечающую требованиям современной моды, с учетом индивидуальных особенностей клиента. В этом и состоит отличительная черта парикмахерского искусства - прическа должна подчеркивать индивидуальность человека, гармонировать с его внешностью и при этом соответствовать духу времени.

    Парикмахерские услуги относятся к числу наиболее востребуемых в повседневном быту и имеют наибольший объем на рынке сервисных услуг.

    Обычно парикмахерские размещаются либо в отдельно стоящих зданиях, либо на первых этажах жилых домов, комбинатов бытовых услуг, общежитий, гостиниц, вокзалов, крупных предприятий. В настоящее время в создании новых салонов участвуют ведущие европейские, американские и французские фирмы («Велла», «Барберс», «Жак Дессанж» и др.).

    В зависимости от оборудования, используемых парфюмерно–косметических материалов и технологий, а также квалификации работников все существующие предприятия данной сферы подразделяются на три основные категории: салон люкс, салон-парикмахерская, парикмахерская.

    1. Салон люкс. Предприятия этой группы предоставляют наиболее сложные комплексные парикмахерско – косметические услуги. В таких эксклюзивных салонах происходит слияние парикмахерско – косметического обслуживания с лечебно – оздоровительным.

    Салон люкс отличается широким выбором услуг (не менее 15-20), включая косметические и консультационные, а также компьютерный подбор причесок. Здесь делают эксклюзивные прически, макияж, маникюр, педикюр, наращивание ногтей. В салонах люкс используются новейшие технологии, прогрессивные технологическое оборудование и инструменты.

    В салоне люкс не менее 25% парикмахеров должны иметь квалификацию модельер – художник, а остальные – парикмахер 1-го и 2-го класса.

    2. Салон – парикмахерская. На предприятиях этой категории используют фирменные оборудование и материалы. Работают в них модельеры – художники и парикмахеры 1-го и 2-го класса (не менее 50% от общей численности). Стоимость обслуживания в таких салонах ниже, чем в салонах люкс.

    Салон – парикмахерская обеспечивает выполнение художественных причесок, стрижек и других видов услуг.

    3. Парикмахерская. Такие предприятия не оснащены новейшим оборудованием и имеют небольшой ассортимент парфюмерно–косметических материалов.

    Парикмахерские предоставляют все виды услуг. В них работают парикмахеры, специалисты по косметическому уходу за лицом, мастера маникюра и педикюра.




    Самое обсуждаемое
    Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
    Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?
    Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает


    top