Смотрины, сговор, рукобитие - русские свадебные обряды. Свадебный обряд русского народа. Сватовство и рукобитие

Смотрины, сговор, рукобитие - русские свадебные обряды. Свадебный обряд русского народа. Сватовство и рукобитие

– становились настоящими ритуальными действами.

На Руси свадьбу играли, словно выполняли магический обряд. Каждый шаг был выверен, любая мелочь что-то означала, на что-то указывала, могла предсказать будущее…

Свадебный обряд полностью сформировался в 13-14 веках. По крайней мере, так говорят историки. И суть свадебного обряда не менялась потом на протяжении многих лет, хотя и некоторые моменты все же в разных местностях трактовались по-разному.

Итак, традиционная свадьба на Руси 13-14 века начиналась со сватовства.

Сватовство – это первое, что случалось перед свадьбой. Потом проходили смотрины, рукобитие, вытие, девичник, выкуп. И, наконец, венчание, гулянья и свадебный пир.

Все обряды призваны напоминать: девушка переходит из рода своего отца в род мужа. Поэтому во все время свадебных церемоний восхвалялись духи мужнего рода, чтобы переход молодой под их покровительство прошел благополучно.

Переход от одного к другому – это смерть в одном и рождение в другом. Поэтому символика говорит именно об этом: смерть и рождение вновь. Вот, к примеру, девичник перед свадьбой. Во время него принято было ходить в баню . Поход в баню символизировал обмывание покойника. Вытие (плач о невесте, которая покидает отчий дом) – то же, что и плач о покойнике. А на венчание в церковь невесту ведут под руки, словно она безжизненное тело… А после венчания жених вносит невесту в дом на руках (традиция жива до сих пор), не потому что он сильный и может поднять хрупкую барышню, так жених якобы обманывает домового: вносит невесту, словно она новорожденная – новый член семьи. И она в доме оказалась, а в дом и не входила – вот и домовой принимает ее.

Сватовство. Сватами по традиции были родственники жениха. Чаще всего мужчины.

Когда сват заходил в дом предполагаемой невесты, то делал некое обрядовое действо: садился в определенное место, стучал печной заслонкой и так далее. Потом произносил текст. Не напрямую просил он руки дочери для жениха. Все было завуалировано: «У вас товар, у нас купец», «Наш гусачок ищет себе гусочку». Родители девушки отвечали в таком же духе. И в первый раз непременно отказывали. Этого требовал обычай. Только после уговоров свата папа и мама невесты соглашались выдать свою доченьку за их «купца» или «гусочка»…

Смотрины проходили после сватовства. Родители невесты приходили в дом жениха, чтобы «оценить обстановку». То есть посмотреть, бедно или богато живут в доме, хватает ли зерна, хлеба и прочих припасов. Сколько чего водится в хлеву… Не обрекать же родную доченьку на жизнь впроголодь?

Если родители невесты оставались довольны домом жениха, то далее следовал обряд рукобитие (сговор, запой, пропой, заручины, запоруки, просватанье, своды и так далее) – церемония, которая нужна только для того, чтобы назначить дату свадьбы.

На сговор, который обычно проходил через две недели после сватовства, в дом невесты приходили не только родственники, но и почти все жители деревни. Угощения-то всем предлагали…

После сговора начиналось вытие – период перед свадьбой. Называется так, потому что в это время невесте полагалось плакать и причитать, сетуя на свою долю-долюшку. По крайней мере, так было у северных народов. Южане делали наоборот – все это время жених приезжал в дом невесты, и там устраивали пляски, пели песни.

А еще в этот период невеста должна была готовить приданое: одеяло, перину, подушки, вышитые полотенца, рубахи для будущего мужа.

Накануне свадьбы невеста непременно ходила в баню и устраивала девичник . На девичнике девушка прощалась с подругами. И со своей девичьей жизнью. Основное действо – расплетение невестиной косы.

В день свадьбы к невесте обычно приезжал дружка – брат или другой родственник жениха. Невеста к его приезду уже должна быть готова: одета, причесана. Она сидит в красном углу и дожидается. Дружка проверял, готова ли невеста встретить жениха. Если готова, то к дому ее отправлялся свадебный поезд , «пассажирами» которого были жених, дружка, а также родственники и друзья.

В доме невесты проходил выкуп . Между прочим, его проводят в наши дни почти точно так же, как и много веков назад.

Как только невеста выкуплена, поезд движется к церкви, где пройдет венчание . Затем невесту привозят в дом мужа. Наступает самая приятная часть свадебной церемонии – застолье . Все веселятся, поют . Одним словом, от нашей современной свадьбы в этот момент свадьба на Руси мало чем отличается.

Традиционно цикл образования новой семьи делится на несколько этапов:

Досвадебные обряды (знакомства, смотры невест, девичьи гадания);

Предсвадебные обряды (сватовство, смотрины, сговор, девичник и жениховы посиделки);

Свадебные обряды (отъезд, свадебный поезд, венчание, свадебный пир);

Послесвадебные обряды (второй день, визиты).

Сватовство

В роли сватов обычно выступали родственники жениха, пользовавшиеся особым уважением, иногда - его родители или даже специально приглашенные люди, известные своим красноречием и обаянием. Иногда пользовались услугами свах, которые должны были вначале подобрать невесту: разузнать о том, какое приданое дается за ней и в чем оно состоит - в одежде, деньгах или вотчинах. Кроме того, через сваху жених узнавал подробности о красоте и нраве невесты, которую в некоторых случаях мог видеть открыто только в день свадьбы. В случае успеха сваха получала от заинтересованной стороны определенное вознаграждение и обязательно кашемировую шаль. Входя на крыльцо дома невесты, сваха ступала на первую ступень правой ногой и при этом говорила: «Как нога моя стоит твердо и крепко, так слово мое будет твердо и крепко, тверже камня, лепче клею и серы сосновой, острее булатного ножа; что задумаю, да исполнится».

Дату сватовства выбирали особо. Прежде всего это должно было быть нечетное число, но ни в коем случае не тринадцатое, идеальный вариант - третье, пятое, седьмое или девятое числа месяца.

Сватать, как правило, отправлялись после захода солнца. После ухода сватов кто- либо из домашних связывал все кочерги и ухваты вместе - для удачи в деле. По дороге желательно было не встретить никого из знакомых и ни в коем случае ни с кем не разговаривать. Перед тем как постучать в дверь, надо было непременно прикоснуться плечом или рукой к дверному косяку. После приглашения в дом вначале полагалось перекреститься и только затем начинать разговор о будущем браке. И самая верная примета успеха дела - прикоснуться перед началом переговоров к ножке стола, за которым чаще всего велась беседа.

В разговоре не полагалось называть вещи своими именами: разговор начинали с посторонних тем и непосредственно к переговорам приступали в иносказательной форме: «Ищем телочку, не заблудилась ли» или «Хотим купить телочку», «У вас товар, у нас купец», «У вас куничка, у нас охотник» и т. д. Если ответ был положительным, родители невесты и сваты должны были трижды обойти вокруг стола, а если нет - сваты удалялись, стараясь закрыть дверь спиной, что должно было помешать девушке выйти замуж.

Сватовство проходило в два этапа - на первом принимали принципиальное реше-ние о том, состоится ли брак, а на следующий день договаривались о смотринах, которые, по обычаю, проходили через неделю в доме невесты.

Смотрины

Это событие состояло из двух частей - знакомства жениха и невесты и торга за приданое. Главное действующее лицо этого события - невеста, которая стремилась предстать перед родителями жениха в лучшем виде. По обычаю, она должна была переодеться не меньше трех раз, показать свое умение рукодель-ницы и собственноручно приготовить угощение.

Затем родители будущих супругов удалялись для переговоров о размере приданого. Если договориться удавалось, жених и его родители выходили в сени или на крыльцо, где обменивались мнениями о невесте, даже если они хорошо знали ее. Когда они возвращались, жениху подавали стакан медового питья. Если он согласен был взять девушку в жены, он выпивал его целиком, если нет - возвращал его полным. После этого договаривались о дне сговора, который устраивали обычно через две-три недели после смотрин.

Сговор

Это событие происходило в доме невесты, на него собиралась ближайшая родня жениха и невесты. По сути это была помолвка, объявление о решении молодых людей вступить в брак, на которой оговаривались условия заключения брака, планировали свадьбу, подарки, которые должны были сделать жених, невеста и ближайшие родственники, назначался день венчания. Со дня сговора видеться жениху и невесте не полагалось, общались они только с помощью записок, могли передавать друг другу подарки. Именно со сговора положено было невесте плакать, даже если жених ей нравился и шла она замуж по любви. Завершался сговор молитвой, жених, невеста и родственники трижды обходили вокруг стола.

Сваха была главным действующим лицом сговора, устраивая брак, она должна была соблюдать множество условностей: она не должна была садиться во все время свадебного сговора (иначе у молодых дети будут долго «сидеть» - поздно встанут на ноги), она не должна была есть и пить, оберегая будущих детей от обжорства и пьянства. Войдя в сени, сваха тайком похищала веник и прятала его в оборках широкой юбки во все время сговора: тогда, по поверью, сватовство должно было быть удачным. С той же целью перед началом сговора сваха грела руки у печи - считалось, что в печи обитают духи умерших родственников, поэтому, грея руки, сваха оказывала им уважение и просила совета. Как только сваха входила в дом, двери немедленно запирали на крючок, чтобы случайный гость, зашедший в дом, не сглазил будущих жениха и невесту. С той же целью до окончания сговора запрещалось открывать дверь кому бы то ни было.

На второй день после сговора совершался обряд вручения невесте Божьего мило-сердия - икон, которые позднее вместе с ее приданым отвозили в дом жениха. В их число входила и икона родительского благословения. В этом обряде участвовали крестная мать и крестный отец, которые также благословляли иконой. С этого дня невесту освобождали от всех работ по дому, она должна была заниматься только приданым и подготовкой к свадьбе.

Приметы и обычаи сговора

Тот платок, над которым новобрачная, будучи еще сговоренной, плакала, оста-вался навсегда в доме родителей, чтобы жить замужем - не плакаться.

Свадебный сговор не устраивали в среду и в пятницу - постные дни (пост в эти дни связан с тем, что в среду Иуда предал Христа, а в пятницу Христос был распят).

Рукобитье

Это событие происходило за несколько дней до венчания. Сваты с отцом и матерью жениха в сопровождении родственников ехали к отцу и матери невесты. Приглашенные садились за стол, покрытый скатертью, на котором стояли пирог и соль. Отец невесты зажигал перед образом свечу, и все в избе вставали, а двери запирали - чтобы посторонний не мог сглазить. С молитвой родители молодых через стол скрепляли правые руки сватов, и, взяв со стола пирог, обводили им вокруг рук, трижды приговаривая: «Дело-то сделано, хлебом-солью укреплено, навеки и навеки, аминь». Над руками пирог разламывали, одну половину отдавали отцу жениха, а другую - отцу невесты (чья половина окажется больше - у того больше силы, счастья, здоровья, долголетия и богатства). Пирог должен был храниться у жениха и невесты до свадьбы, а после венчания новобрачные должны были съесть его прежде всего; причем жених - невестину половину, а невеста - женихову. При этом приговаривали: «Ешьте, милые, во славу Божию, во любовь вечную, бесконечную, яко же идно тесто в пироге, такожде и ваша плоть воедине до скончания века, неба и земли, аминь».

Накануне свадьбы. Девичник

Жених присылал подарки невесте - иголки, нитки, шелк, холст, ножницы и другие принадлежности для рукоделия. По традиции, в сундучок с подарками непременно надо было положить кнут и изюм и другие сухофрукты и сладости. Этот дар означал, что если будущая супруга оскорбит или обидит мужа, то бу-дет бита кнутом, а если будет хорошо себя вести, то изюмом и сладостями он обещает, что у нее не будет недостатка в дорогих вещах. Жених должен был также передать невесте драгоценности к свадебному платью, гребенку, зеркало, румяна, духи и мыло. Невеста в ответ посылала жениху рубашки или другую одежду, платки собственной работы.

На девичнике невеста прощалась с «красотой» - повязкой из парчи с позументами и лентами, которую девушка носила на гуляньях и хороводах, которую уносила ее сестра или подруга. Это был грустный день - невеста прощалась с девичеством и готовила себя к тяжелым испытаниям семейной жизни. Накануне свадьбы для невесты топили баню, которую охраняли друзья жениха или родственники невесты - караульщики. Обычно топил баню брат невесты, а воду носила сестра. В бане невеста мылась мылом, присланным женихом, угощала подруг, которые ее сопровождали, сладостями, присланными женихом.

В завершение невеста через плечо, не глядя, бросала мыло, веник, ленту из косы; подружка, которой удавалось поймать что-нибудь из этих предметов, по поверью, должна была в скором времени выйти замуж.

Обряд сватовства состоялся, предложение родственников жениха породниться принято родственниками невесты благосклонно, смотрины невесты и осмотр приусадебного хозяйства жениха прошли успешно. Теперь идет подготовка к последним досвадебным обрядам – сговору и рукобитию. Сговор и рукобитие – это такие досвадебные обряды, на которых родственники жениха обсуждали с родственниками невесты организационные и хозяйственные вопросы. На таких свадебных обрядах как сговор и рукобитие решались вопросы о том, кто какие финансовые средства вложит в организацию и проведение свадебной церемонии, где будут жить молодые после процедуры венчания в церкви, какое за невесту дают приданое, и другие важные вопросы. Рукобитие получило свое название от такого свадебного обряда: отец невесты и отец жениха надевали шубы, протягивали через полу шубы друг другу руки, а старший сват разнимал руки отцов, в то время как все присутствующие произносили: «На счастье!». После этого отец жениха дарил отцу невесты и самой невесте какой-нибудь небольшой символический подарок. Свадебные обряды сговора и рукобития заканчивались широким праздничным пиром, на котором отмечалось окончание досвадебных обрядов. Следующий шаг – это вручение невесте икон. Отец невесты снимал икону, целовал дочь, вручал икону ей, благословляя ее тем самым на брак. После этого иконы отправлялись в дом жениха, где невесте предстояло поселиться после процедуры венчания, после свадебного торжества. Следом за иконами в дом жениха отправлялись подарки, которые невеста делает родственникам жениха, так же отправлялось и приданое невесты. Только после таких свадебных обрядов как сговор и рукобитие начиналась подготовка к свадебному торжеству. Только после таких обрядов как сговор и рукобитие девушка считается просватанной. Через несколько дней после свадебного обряда рукобития жених и невеста встречаются на людях, обмениваются обручальными кольцами. Заказывать обручальные кольца должен был жених. Обручальные кольца были с собой гравировкой – на обручальном кольце жениха были выгравированы инициалы невесты и дата их венчания, на обручальном кольце невесты выгравированы инициалы жениха и так же дата их венчания. После этого события свадьба должна была состояться практически в ста процентах случаях. С этого момента жизнь жениха и невесты очень строго регламентировалась, повседневная жизнь жениха и невесты подчинялись строгим канонам. Соблюдались все необходимые свадебные приметы, жениха и невесту оберегали от сглаза, общения с «недобрыми» людьми. Считалось, что после помолвки до совершения обряда венчания жених и невеста становились удобными мишенями для различных негативных воздействий. Считалось, что любое, специальное или случайное действие, может «испортить» жениха и невесту, то есть в буквальном смысле навести порчу на жениха, невесту или на их дальнейшую супружескую жизнь. Поэтому жениху и невесте, чтобы оградить себя от недоброго влияния, приходилось соблюдать очень много ритуальных действий. Свадебные обряды сговора и рукобития существуют и сегодня. Конечно, они не имеют такого символического значения, как раньше. Сегодня у свадебных обрядов, таких, как сговор и рукобитие, остался только практический смысл – семьи жениха и невесты обсуждают те же организационные и хозяйственные вопросы, что и двести лет назад – где будут жить молодожены после свадьбы, что дарить молодоженам на свадьбу, как распределить расходы на организацию и проведение свадьбы. Желаю вам счастливой семейной жизни и приглашаю вас посмотреть созданные мной и свадебный макияж, посмотреть мои работы вы можете перейдя в раздел фото причесок и фото макияжа, с уважением свадебный стилист на свадьбу Воробьева Лариса.

Далее в предсвадебном этапе следует «Сговор» у бедных крестьян проводился в тот же день что и осмотр двора жениха, у богатых - через два-три дня. Здесь договаривались о приданом невесты и о размере кладки получаемой с жениха.

Кладка состояла из определенного количества денег, одежды для невесты и продуктов для свадебного стола. На кладку невеста с подругами шила подарки жениху и всей будущей родне. Кладка либо полностью поступала в распоряжение невесты и входила в состав ее личного имущества, либо шла на уменьшение свадебных расходов, тем самым она обеспечивала некоторую имущественную самостоятельность и даже свободу новобрачной в чужой семье.

Кладка она же приданое в традициях была четко проговорена, все знали что для этого нужно. Девушка должна была приготовить одеяло, подушки, покрывало на постель, несколько скатертей, подзоры, занавески на окна, тканные половики, словом все, чем можно было убрать новое жилье.

Часто в разных местностях добавляли такие предметы как куски материи, шубы. Невеста должна была раздавать созданные ею вышивки подругам и родственникам. Как отмечает Ю.Хижняк в своей статье: «Все что девушка подготавливала к свадьбе вывешивалось в избе на всеобщее обозрение, а в домке жениха прежние занавески заменялись невестиными.»

Отец и родственники подтверждали непорочность девушки и несли ответственность за нее.

Сговор заканчивался рукобитием, во время которого отец невесты и отец жениха жали друг, другу руки обернув их полой кафтана, утверждая полное согласие на брак. А невеста, в свою очередь, отдавая свой лучший платок жениху в знак окончательного решения выйти замуж. В своей книге Панцюк Е.К. пишет: «Невеста во время сговора сидела где-нибудь у печки или «в куте» под палатьями - стонала, плакала и причитала, если сама неумела, то к ней приглашалась женщина - «выльница», умеющая выть, причитать…».

Некоторые до свадебные и свадебные причитания и плакальные песни вы можете найти в Приложении 2.

Так же рукобитие в некоторых регионах проходило и в немного другой интерпретации: приглашенные отец и мать жениха входили в дом невесты, рассаживались за столом, на котором стоял пирог и соль. Двери запирались, чтоб ни кто не мог помешать важному делу. Все молились, затем скрепляли руки сватов и, трижды обводя скрепление пирогом, говорили: «Дело-то сделано, хлебом-солью укреплено, навеки и навеки. Аминь.» пирог разламывали и отдавали по половине отцам жениха и невесты. Этот пирог хранился до венчания, а после чего - становился первой пищей для новобрачных, причем жених съедал невестину половину пирога а невеста - женихову.

На рукобитье невеста рыдала и причитала, прощаясь с родным домом, отцом и матерью, подругами. Все это проходило между пированьем и разговорами.

После сговора и рукобития начиналось пиршество, в котором принимали участие представители обеих сторон. Пиршество именовалось «запоем».

В это время жених с товарищами, взяв гостинцы, отправлялся к невесте. Невеста с подругами угощала жениха, ему пелись величальные песни. Затем все отправлялись кататься.

Сговор рукобитие и запой являлись окончательными действиями подтверждающими согласие семей жениха и невесты на заключение брака. Теперь отказаться от брака не могла ни одна из сторон.

После начиналась активная подготовка к свадьбе: варили пиво, кололи скотину, пекли хлеб и т.д.

Отметим, что хлеб имел важное значение в обрядах, жизненных циклах и сопровождал человека всю жизнь. Свадебный хлеб приобретал космогонический характер. По мнению Топорова В.Н. солнце и луна являются олицетворением мужского и женского значения, фигурки птиц и зверей выступают как пожелание обильного потомства, «сад» соотноситься с «цветением» невесты. Поскольку преображение девушки в женщину событие однократное, то и свадебный хлеб пекут только один раз. Если вдова вторично выходит замуж, то второго каравая у нее не будет. После просватанья Невеста начинала «выть». По утрам она должна была встать раньше всех и одевшись начинала причитать, обращаясь по очереди то к отцу, то к матери, братьям сестрам и другим. Затем она полностью отстранялась от хозяйственных дел семьи и занималась вместе с подругами приведением в порядок своего приданного. Подруги приходили к невесте в дом рано утром, а иногда и жили вместе с ней.

Смотрины

Спустя несколько дней после сватовства, жених вновь со своими родственниками наведывался в гости к невесте. На «смотринах» девушка обязана была показать себя во всей красе и продемонстрировать все, чему ее научили родители. Затем мама жениха рассматривала и оценивала все приданое невесты. Каждое действо сопровождалось песнями и причитаниями. В случае отказа от женитьбы девушка могла просто не выходить к жениху.

Сговор

Одним из важнейших исчезнувших обрядов считается «сговор». Через неделю или немного больше после смотрин семья жениха опять шла в гости к невесте. На сговор накрывали гораздо богаче и праздничнее стол, где проходили последние переговоры и составлялся договор, что в определенный день молодой человек обязан жениться на девушке. По-современному это можно назвать помолвкой. После подписания договора обеими сторонами, свадьба была неизбежна. Во время подписания бумаги девушке запрещалось присутствовать за столом. Она лишь могла передать от своего имени через сестру или родственницу подарки жениху и его родным. Молодожены не виделись до свадьбы.

Рукобитие

Еще один обряд, который закреплял безотказную договоренность о свадьбе, был известен, как «рукобитие» или «запой». Этот обряд чем-то схож со «сговором», только на «рукобитии» молодожены могли видеться. Их, как правило, усаживали за стол и подруги невесты величали молодых в песнях. Сама невеста только сидела и причитала, если не вызывали «выльницу», девушку, которая исполняла причеты за невесту. Несмотря на активное передвижение жениха, он был пассивный, т.к. за него все говорили и делали его родные, друзья или сваты.




Самое обсуждаемое
Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников
Детская ортопедическая обувь Twiki Детская ортопедическая обувь Twiki
Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих


top