Сенсорные упражнения. Картотека игр на сенсорное развитие. Дидактическая игра «Собери урожай»

Сенсорные упражнения. Картотека игр на сенсорное развитие. Дидактическая
игра «Собери урожай»

Краткое содержание: Сенсорное развитие детей раннего возраста. Развитие тактильной чувствительности. Развитие тактильных ощущений. Сенсорное развитие ребенка дошкольника. Развитие восприятия у детей

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.

Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.

Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова рагладить.

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, зелей, пластилином, тестом из муки и соли.

Подробнее об играх с песком и землей можно прочитать по ссылкам:

Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.

Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.

Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.

Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Дополнительные развивающие игры:

"Поймай киску"

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

"Чудесный мешочек"

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

"Узнай фигуру"

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

"Узнай предмет по контуру"

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

"Догадайся, что за предмет"

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

"Найди пару"

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

"Что внутри?"

Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количесвто каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

"Отгадай цифру" (букву)

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ. Более подробное описание этого упражнения см. по ссылке >>>>

Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: "Определи на ощупь", "Найди нужную букву", "Покажи букву". Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.

Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных цифр.

"Что это?"

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

"Собери матрешку"

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

"Золушка"

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

"Угадай, что внутри"

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Другие публикации по теме данной статьи:

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного восприятия детей, т.е. от того:

  • насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее;
  • насколько качественно он может оперировать этой информацией;
  • насколько точно он эти знания может выразить в речи.

Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Роль сенсорного развития

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний.

Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить, только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а также и развитие интеллектуально-познавательной сферы.

Посредством осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму предметов, величину и качество. Одновременно с совершенствованием движения кистей рук развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением, развивается сенсорный опыт малыша, а также зрительно-моторная координация.

Поскольку ребенок сопровождает действия словами, называя предметы и рассказывая о них, обогащается его словарный запас, развивается речь, слуховое восприятие.

Упражнения для детей от рождения до года

Поговорим об осязании, то есть о развитии тактильности.

Упражнение 1. «Ладошки»

  • Положите ребёнка на спинку, лицом к себе. Возьмите в свои руки ручку малыша и нежно погладьте.
  • Затем постучите ею о свою ладонь.
  • Потом снова нежно погладьте ручку.
  • Проделайте это упражнение с обеими руками малыша.
  • Затем каждым пальчиком ребенка нежно стучите по своей ладошке, комментируя свои действия. Напоследок нежно погладьте ручки малыша.

Упражнение 2. Массаж

Делайте массаж каждого пальчика в отдельности, разминая их от кончиков к основанию, слегка постучите пальцами своей руки по подушечкам его пальцев.

Эти простые на первый взгляд упражнения активизируют все энергетические каналы организма малыша, так как большинство из них берет начало именно в пальцах человека. Таким образом улучшается кровообращение во всем организме ребёнка, в том числе и мозговое.

Упражнение 3. «Колечко»

Цели: развитие тактильной чувствительности; обогащение сенсорного опыта, развитие моторики.

Материалы: сенсорная пирамидка, кроватка.

Мама располагает ребенка в кроватке, сама стоит напротив него. Сначала она привлекает внимание малыша шуршащим кольцом от пирамидки. Затем надевает его ему на ручку - так, чтобы кольцо было в поле зрения малыша. Если кроха не пытается ухватиться за кольцо или свою руку, мама помогает ему сделать это. Когда малыш освоит упражнение, кольцо нужно надеть ему на ножку и проделать то же самое, как с ручкой.

Упражнение 4. «Вынимаем предметы»

Цели: развитие кинестетического анализатора, обогащение сенсорного опыта.

Материалы: сенсорная емкость (это может быть тканевый непрозрачный мешочек), водяной матрас.

Мама и ребенок располагаются на водяном матрасе напротив друг друга. Мама достает какой-либо предмет из сенсорной емкости. Затем она побуждает ребенка самому вынимать предметы оттуда, комментируя, что именно он достал, например, шершавый брусок, гладкий мячик, колючую щетку и т.д.

Малыш должен научиться различать поверхности предметов по ощущениям.

Упражнение 5. «Ощупывание»

Цели: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.

Материалы, сенсорная емкость, водяной матрас.

Мама и ребенок располагаются на водяном матрасе или просто на мягком коврике напротив друг друга. Мама достает предмет из сенсорной емкости, проводит им по ручке малыша, комментируя свои действия, например: «Я провожу колючим шариком по твоей ручке». Затем она дает ребенку данный предмет для ощупывания. Когда малыш его изучит, мама проделывает действие со следующим. Предметами из сенсорной емкости можно проводить и по другим частям тела ребенка (ножкам, спинке, животику).

Сенсорной ёмкостью может стать коробка или мешочек.

Сенсорные упражнения для детей от 1 года до 5 лет

Упражнение «Оставим след»

Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Мама обращает внимание ребёнка на зеркало. Она просит его посмотреть на свое отражение, потрогать его. После того как ребенок дотронется до зеркала, мама обращает его внимание на след, оставленный на поверхности. Затем она предлагает ребёнку оставить след красками. Ребёнок выбирает краски, «печатает» следы на стекле пальчиком, кистью, ладошкой. Мама обращает внимание ребёнка на то, что отпечатки краски на зеркале светятся в темноте. Потом включает свет.

Упражнение «Кто в зеркале»

Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, самосознания.

Мама обращает внимание ребёнка на зеркало и просит его посмотреть на свое отражение, потрогать его. Затем она рисует на лице ребенка точки: на носике, щечках, подбородке - и снова предлагает посмотреть ребёнку на свое отражение в зеркале.

Упражнение «Нарисуем себя»

Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания.

Мама обращает внимание ребенка: «Посмотри на себя в зеркало, потрогай свое отражение». Затем она дает малышу краски и просит нарисовать на стекле себя. Ребенок обводит на зеркале контур своего лица, рисует глаза, брови, губы и т.д. После этого малыш рассматривает результат без света и при свете.

Упражнение «Рисуем эмоции»

Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания, эмоционального мира детей.

Мама обращает внимание ребёнка на зеркало и просит его посмотреть и потрогать свое отражение. Затем она показывает веселую улыбку и спрашивает у малыша, какая это эмоция. Назвав эмоцию, ребенок должен изобразить ее на зеркале красками.

В ходе упражнения дети рисуют одну какую-либо эмоцию. Затем следует усложнить задачу - изобразить несколько эмоций, свое эмоциональное состояние, а также состояние мамы.

Упражнение «Нарисуй фигуру»

Цели: активизация зрительного, тактильного восприятия, закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики.

Мама обращает внимание ребёнка на зеркало и краски. Она предлагает ему изобразить на поверхности: зеленый круг, красный квадрат, оранжевый треугольник и т.д. При повторении упражнения следует усложнить задачу - нарисовать круг красный, маленький, треугольник зеленый, большой и т.д.

Упражнение «Мишка растерялся»

Цели: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности детей для усвоения обобщающего понятия «цвет».

Мама обращает внимание малыша на расстроенного Мишку. Обращается к ребенку: «У Мишки все бусинки перемешались, и он не может их рассортировать по цветам. Давай поможем Мишке!». Ребенок сортирует бусинки по цветам, а мама помогает ему, проговаривая их названия. При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество цветов бусинок, включенное в одно задание, должно постепенно увеличиваться.

Еще один способ научить ребенка различать цвета —

Упражнение «Подари мишке бусы»

Цели: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности детей для усвоения обобщающего понятия «цвет»; развитие мелкой моторики.

Мама обращается к ребенку: «Мишка собрался в гости, а подарка у него нет. Но мы можем помочь ему собрать бусы». Она показывает малышу, как нанизывать бусинки на нитку, леску (бусы собираются из однородных цветов.)

Упражнение «Выложи бусы»

Цели: формирование умения упорядочивать объекты по цвету, устанавливать закономерность в последовательности цветных элементов, достраивать ряд в нужной ритмической последовательности; развитие мелкой моторики.

Мама показывает ребенку изображение цепочки, состоящей из бусинок, следующих друг за другом в определенной последовательности (например: красная - синяя, красная - синяя). Она обращает внимание крохи на чередование цветов и предлагает продолжить цепочку, соблюдая заданный алгоритм. При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество цветов бусинок, включенное в одно задание, должно постепенно увеличиваться.

Упражнение «Найди по описанию»

Цель: развитие всех модальностей.

Мама описывает каждый предмет. Ребенок должен найти его и повторить описание. Малыш закрывает глаза. Мама дает ему потрогать предмет. Ребенок должен назвать, что это после ощупывания. Если при выполнении задания у него возникают затруднения, мама знакомит малыша с предметом и его свойством, а через некоторое время предлагает попытаться распознать ощущение еще раз.

Упражнение «Волшебный мешочек»

Цель: развитие зрительной памяти, тактильной памяти.

На глазах у ребёнка мама помещает в мешочек различные предметы из сенсорной емкости, называя их свойства. Малыш повторяет тактильные ощущения предметов. Ребенок достает по одному предмету, на ощупь определяя, что именно он достал. Затем мама просит найти такой же предмет, не подглядывая в мешочек.

Упражнение «Сравнилки»

Цель: развитие тактильных ощущений, воображения, мышления, памяти.

Мама предлагает ребенку поочередно вспомнить названия своих ощущений. Затем представить, с каким предметом связано каждое ощущение, что или кто обладает такими свойствами (колючие - ежик, спица; мягкие - котенок, рука мамы и т.п.).

Упражнение «Эмоциональный рассказ»

Цель: развитие всех сенсорных каналов, эмоционального мира детей.

Мама вместе с ребёнком составляет рассказик с помощью тактильных предметов на основе сопоставления их поверхностей. Мама говорит, а ребенок выкладывает предметы один за другим по ходу рассказа, ассоциируя эмоциональное описание главного героя с характером поверхности предмета.

Например: «Летела злая Баба-Яга» - ребенок выкладывает колючий предмет (ассоциация: колючий - злой).

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.


Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.

Интересны ребенку игры с фальгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова рагладить.

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, зелей, пластилином, тестом из муки и соли.

Подробнее об играх с песком и землей можно прочитать по ссылкам:

"Развивающие пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Наши последние публикации:


-
-

-

-

-

-

-

-

-

Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-5 лет

Комплекс наглядно-дидактических материалов для индивидуальных занятий

Составители Л.Н. Павлова, И.В. Маврина, Л.А.Малышева ООО «Издательство ГНОМ и Д»

Развивающие игры и упражнения, предлагаемые вашему вниманию, адресованы детям 3-5-и лет (а также для детей с задержкой психического развития) и могут с одинаковым успехом использоваться как для занятий с ребенком дома, так и при групповых занятиях в дошкольных учреждениях.

Подборка игр и упражнений сделана по материалам программы "Развитие" и может служить пособием для педагогов, работающих по данной программе, а также по любой из программ, рекомендованных для дошкольных образовательных учреждений. Это обусловлено тем, что в пособии представлено описание игр и упражнений, направленных на развитие сенсорных способностей младших дошкольников.

Возраст 3-4-х лет наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, что, с одной стороны, обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем мире, с другой - составляет фундамент общего умственного развития - развития мышления, памяти, воображения,

Одним из важнейших условий приобретения чувственного опыта является освоение ребенком принятых в нашей культуре образцов внешних свойств предметов: цвета (семь цветов спектра); формы (пять геометрических фигур - круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник); величины (три градации - большой, средний, маленький).

Занимаясь с детьми, взрослому нужно четко представлять себе этапность развития восприятия младших дошкольников. Вначале ребенок знакомится с цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); геометрическими фигурами, градациями величины. Затем развиваются представления о разновидностях каждого свойства (оттенках цвета по светлоте, вариантах геометрических фигур, сериационных рядах из предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин). Одновременно дети овладевают способами обследования предметов: последовательного осмотра и описания их формы, группировки объектов по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, сравнения предметов по величине, выполнения все более сложных глазомерных действий.

В итоге, к концу младшего дошкольного возраста, у детей развивается аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетании цветов, расчленять сложную форму предметов, выделять отдельные параметры величины,

Предлагаемые вашему вниманию задания расположены в порядке усложнения действий детей по освоению эталонов (общепринятых образцов) цвета, формы, величины. В пособии содержатся краткое описание игр и игровых упражнений, рекомендации к их проведению, а также иллюстрированный материал в виде цветных таблиц к каждому занятию. Рекомендации составлены с учетом особенностей детей этого возраста в различных видах развивающих заданий и открывают широкий спектр возможностей использования этих заданий (от индивидуальных до групповых)*.

Для успешного проведения занятий взрослому важно стать для ребенка заинтересованным партнером по игре, поддерживать инициативу малыша, не ругать его за ошибки, не превращать игры в скучный урок. В этом случае предлагаемый материал позволит провести игру так, что малыш будет учиться (осваивать и использовать эталоны, способы обследования предметов) незаметно для себя. При таком подходе у детей постепенно будет появляться познавательный интерес, который приходит на смену игровому.

Надеемся, что предлагаемые игры и игровые упражнения понравятся и детям, и взрослым!

При проведении групповых занятий количество материла должно соответствовать числу детей. Некоторые игры, наиболее сложные для изготовления, содержат материал на подгруппу детей (игры: "Разноцветные комнаты", лото "Цвет", "Геометрическое лото", лото "Цвет и форма").

СПРЯЧЬ МЫШКУ

Цель. Закрепление знаний шести цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, синий, фиолетовый и их названий.

Материал.

Листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов - дверцы, мягкая игрушка - кошка.

Взрослый предлагает ребенку поиграть в игру «Спрячь мышку». Сначала он знакомит ребенка с правилами игры, затем они играют вместе. Взрослый раскладывает на столе три домика, рядом кладет квадраты-дверцы шести цветов. Для того, чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей-квадратиком того же цвета, что и домик. Если дверца-квадратик будет другого цвета, отличного от цвета домика, придёт кошка и съест мышку.

Когда все дверцы закрыты, приходит кошка - «ловить мышей». Не найдя ни одной не правильно закрытой дверцы кошка уходит.

Затем ребенку даются три «мышкиных домика» и шесть квадратов всех цветов, предлагается спрятать мышек, пока кошка спит. Ребенок выбирает квадраты-дверцы тех же цветов, что и «мышкины домики», лежащие перед ним, и закрывает их. (Если ребенок ошибается, взрослый вместе с ним ищет нужную дверцу, чтобы надежно спрятать мышку от кошки.) Затем количество домиков можно увеличить.

Примечание: Количество домиков у ребенка варьируется от 3 до 6. Игру можно повторять несколько раз.

В СТРАНЕ ФИГУРОК «ЧЕЛОВЕЧКОВ»

Цель. Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями.

Материал.

Картонные квадрат, круг, треугольник с нарисованными лицами - фигурки-«человечки»; у ребенка - одноцветные круги, квадраты, треугольники такого же размера.

Взрослый приглашает ребенка в страну фигурок-«человечков», рассказывает о ее необычных жителях: достает из коробки круг, квадрат, треугольник (фигурок-«человечков»), обводя контуры фигур пальцем и называя их: «Эту фигурку зовут круг, эту квадрат» и т. д. Затем предлагает ребенку обвести контур каждой фигурки пальцем. Далее проводится игра «Найди такую же». Взрослый поочередно показывает круг, квадрат, треугольник; ребенок выбирает среди фигур, лежащих перед ним на столе, точно такую же, проверяет себя, совмещая выбранную им фигуру с образцом.

Примечание. Для групповых занятий в более сильной подгруппе у детей по две фигуры каждой формы, в более слабой - по одной фигуре каждой формы.

АППЛИКАЦИЯ «САЛФЕТОЧКИ ДЛЯ ФИГУРОК-«ЧЕЛОВЕЧКОВ»

Цель. Ознакомление детей с овалом и прямоугольником.

Материал.

Картонный овал и прямоугольник с нарисованными лицами - фигурки-«человечки»;

у ребенка - 2 прямоугольных листа бумаги для аппликации (один с контурным изображением овала, другой - с контурным изображением прямоугольника), по одному овалу и прямоугольнику, клей, кисточка, салфетка, клеенка.

Взрослый напоминает ребенку о стране фигурок-«человечков» и предлагает познакомиться с новыми «жителями» этой страны. Ребенок вместе со взрослым рассматривает овал и прямоугольник; взрослый называет их, просит ребенка сказать, на какую из знакомых ему фигурок похож овал и на какую - прямоугольник. (Овал похож на круг, только немного вытянут; прямоугольник похож на квадрат, но тоже вытянутый.) Далее ребенок выполняет аппликацию салфеток для фигурок-«человечков», наклеивая на лист бумаги с контурным изображением овал или прямоугольник; дарит салфетки той фигурке, для которой она сделана.

КТО ГДЕ СПИТ Цель. Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

Материал.

Большие фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигурки-человечки);

у ребенка - те же фигуры меньших размеров с «лицами» - один набор; карточки с контурным изображением тех же фигур, той же величины.

Ребенок вспоминает названия знакомых фигурок-«человечков». Взрослый поочередно показывает большие фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, взрослый выясняет, помнит ли ребенок «имя» (название) фигурки-«человечка». Затем взрослый предлагает поиграть с маленькими фи-гурками-«человечками»: уставших «человечков» надо уложить спать в подходящие для них «кроватки», т. е. разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными.

Примечание. Для групповых занятий: в более сильной подгруппе размер фигур может быть меньше, чем контуры на карточке.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОМНАТЫ

Цель . Развитие представлений об основных цветах спектра: красном, оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом.

Материал.

Карточка, разделенная на 6 клеток, карточки шести цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового), набор мелких картонных силуэтов игрушек тех же цветов.

Взрослый дает ребенку большую карточку, разделенную на 6 цветных квадратов, предлагая представить, что это цветные комнаты, в которых живут различные разноцветные игрушки. Ребенок вместе со взрослым рассматривает разноцветные комнаты, называет, какого они цвета. Далее взрослый дает ребенку коробку с силуэтами игрушек шести цветов спектра, просит рассмотреть их, обращает внимание на то, что одни и те же игрушки могут быть разного цвета (машинка зеленая и машинка желтая) и что разные игрушки могут быть одного цвета (красная чашка, красная рыбка, красный флажок). Затем проводится игра: ребенок раскладывает силуэты игрушек но « комнатам», подбирая их по цвету к каждой комнате (в красную комнату - все красные игрушки, в синюю - все синие и т. д.).

Если задание выполнено правильно, на столе появляется многоцветный флажок. При появлении белого флажка ребенок ищет, какие игрушки попали не в свою «комнату».

Примечание. Количество игрушек в коробках может меняться в зависимости от степени подготовленности ребенка. Цвет игрушек должен точно совпадать с цветом «комнат».

ПОСТРОИМ БАШНЮ

Цель. Ознакомление со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), определение величины предмета по отношению к другим: "большой", "средний", "маленький".

Материал.

Картинки с изображением зверей: медведя, лисы, мышки; 3 квадрата постепенно убывающей величины (большой, поменьше, самый маленький);

у ребенка - по три квадрата (большой, поменьше, самый маленький).

Взрослый вместе с ребенком рассматривает изображенных на отдельных картинках зверей, располагая их по порядку: самый большой (медведь), поменьше (лиса), самый маленький (мышка).

Далее ребенок и взрослый строят башню для зверей из квадратов: внизу - самый большой квадрат, затем - поменьше, затем - самый маленький. Ребенок определяет величину квадратов, накладывая их друг на друга. Ребенок и взрослый обсуждают, где удобнее будет жить медведю (внизу), где - лисе (чуть повыше), а где - мышке (на самом верху).

После этого ребенок самостоятельно строит такую же башню из квадратов (дом для зверей) используя способ наложения.

Примечание. Игра может проводиться повторно с большим количеством зверей и квадратов.

ЛОТО «ЦВЕТ»

Предлагаются два варианта игры, которые проводятся поэтапно.

I вариант.

Цель. Развитие представлений об основных цветах спектра, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов.

Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов шести цветов; маленькие карты с теми же изображениями.

В данной игре взрослый является и ведущим и играющим партнером. Он раздает карты лото (на первых порах ребенок может играть с меньшим количеством карт) и предлагает рассмотреть их. Затем проводится игра. Взрослый-ведущий достает из коробки по одной картинке и спрашивает: «У кого такая?» Если у ребенка есть такая же картинка, он отзывается, получает ее и закрывает картинку на карте. Взрослый действует аналогично, создавая в игре положительный эмоциональный настрой. Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все картинки на картах у взрослого и у ребенка.

Примечание. Если ребенок усвоил и запомнил 6 основных цветов спектра, ему можно дать две и более карт лото.

II вариант.

Цель. Развитие представлений об основных цветах спектра, подбор предметов по словесному описанию.

Материал. Тот же.

Игра проводится аналогично I варианту, но взрослый не показывает карточку, а только называет предмет и его цвет. Например: «У кого зеленая машина?», «У кого синее ведро?» и т. д. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на карте лото. Таким образом ребенок ориентируется на название цветов предметов.

Примечание. Игра проводится тогда, когда ребенок начнет свободно ориентироваться в 6 цветах спектра.

ГОСТИ

Цель. Ознакомление со способом группировки но форме геометрических фигур, различающихся по цвету и величине.

Материал.

Картонные круг и овал с нарисованными лицами - фигурки-«человечки»; большие листы бумаги с контурными изображениями круга и овала - «домики» фигурок- « человечков »;

у ребенка - круги и овалы разных цветов и размеров - по 3-4 шт.

Взрослый предлагает ребенку вспомнить про страну фигурок-«человечков» и поиграть с ними. Он достает из коробки большие круг и овал с нарисованными лицами и просит вспомнить их «имена»; сказать, чем отличаются круг и овал друг от друга (овал - вытянутый).

Далее проводится игра: ребенку предлагается помочь заблудившимся «младшим братцам» круга и овала (круги и овалы разного цвета и величины) найти свои «домики». Ребенок группирует все круги, раскладывая их на листе бумаги с контуром круга, все овалы - на листе с контуром овала.

Примечание. Игра проводится повторно с другими фигурами (треугольником, квадратом, прямоугольником).

АППЛИКАЦИЯ «ЕЛОЧКА»

Цель. Использование способа расположения предметов на листе бумаги в порядке убывания величины.

Материал.

Образец аппликации елочки;

у ребенка - по 4-5 треугольников постепенно убывающей величины, лист бумаги для аппликации, клей, кисточка, салфетка, клеенка.

Взрослый показывает ребенку образец аппликации елки и предлагает ему сделать такую же. Внимание ребенка фиксируется на том, как расположить элементы аппликации, чтобы получилась красивая, стройная елочка (в порядке убывания величины).

НАКОРМИМ МИШЕК

Цель. Использование способа соотнесения предметов по величине при установлении соответствия между 2-3 предметными рядами.

Материал. Картинка с изображением 6-8 мишек, стоящих по росту, 6-8 мисочек постепенно убывающей величины; у ребенка - 6-8 мисочек убывающей величины.

Взрослый вместе с ребенком рассматривает мишек, изображенных на картинке, отмечает, что они стоят по росту. Ребенотс говорит, какой мишка самый большой, какой поменьше, еще меньше и т. д. Далее взрослый предлагает поиграть, представить, что мишки пришли из леса и хотят есть, каждому мишке надо дать ту мисочку, из которой он привык есть (самому большому мишке - самую большую миску, тому, кто поменьше - самую большую из оставшихся и т. д.). Взрослый сопровождает свой рассказ показом способа выбора мисочек. Затем ребенок самостоятельно раскладывает миски для мишек у себя на столе, подбирая их но величине от самой большой до самой маленькой, соблюдая принцип отбора, - выбирать самую большую из оставшихся.

Примечание. Игра может проводиться повторно с большим количеством медведей и мисочек, а также с добавлением ложек в соответствии с размером и количеством мисок.

ОКРАСКА ВОДЫ

Цель. Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «тёмный», «светлее», «темнее».

Материал. 2 большие банки с наклейками темно-красного и светло-красного цветов, красная гуашевая краска, кисть;

у ребенка - 2 маленькие баночки с водой, красная гуашевая краска, кисточка.

Взрослый предлагает ребенку поиграть: приготовить соки для кукол. Он показывает, как сделать «сок», - набирает на кисть немного краски и разводит ее в воде, вместе с ребенком рассматривает получившийся светло-красный «сок». Далее взрослый предлагает сделать другой «сок»: макая кисть в краску 2 раза, получает более темную воду.

Внимание ребенка обращается на разницу получившихся оттенков воды (« соков »). После этого ребенку предоставляется возможность самостоятельно сделать воду двух оттенков - светло-красную и темно-красную и вылить ее в банки с соответствующими цветными наклейками.

Примечание. Экспериментирование с окрашиванием воды может проводиться несколько раз с использованием красок разного цвета и получением большего количества оттенков.

ПОСТРОИМ ДОМИКИ ДЛЯ ФИГУР

Цель . Развитие представлений о геометрических фигурах с целью их самостоятельного воспроизведения.

Материал. Большие фигуры пяти форм: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; 13 палочек (можно неоточенные карандаши); тонкая проволока или толстая нитка (для круга - длина проволоки или нитки короче, чем для овала).

у ребенка - фигурки-«человечки» меньшего размера; 13 счетных палочек; тонкая проволока или толстая нитка.

Взрослый показывает ребенку геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), просит вспомнить, как они называются, предлагает построить для них домики. Ребенок вместе со взрослым строит домики для фигур из палочек и «поселяет» туда большие фигуры.

Затем взрослый показывает ребенку круг и овал, ребенок называет их. Домики для круга и овала строятся из проволоки или ниток.

После этого ребенку предлагается самостоятельно построить домики для маленьких фигурок.

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЛОТО

Цель. Ознакомление со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической фигурой (эталоном).

Материал. Пять карт, разделенных на пять квадратов; пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), изображенных на маленьких карточках; 25 маленьких карт с изображением предметов разной формы (по пять разной формы):

круглой - часы, яблоко, футбольный мяч, воздушный шар, апельсин; квадратной - коврик, платок, оконная рама, телевизор, флаг; овальной - дыня, слива, лист, жук, яйцо;

прямоугольной - портфель, конверт, книга, домино, картина; треугольной - елка, пирамидка, косынка, треугольный кусочек сыра, морковка.

Взрослый вместе с ребенком рассматривает материал лото. Ребенок называет фигуры и предметы на маленьких карточках, отмечает, что предметы на маленьких карточках разной формы (круглой - мяч, яблоко, квадратной - коврик, платок и т. д.). Затем проводится игра, в которой взрослый является и ведущим и играющим партнером. Взрослый кладет маленькие карточки с геометрическими фигурами изображением вниз и предлагает ребенку выбрать наугад одну или несколько карточек.

Выбранная карточка помещается с вырез, имеющийся в большой карте. Далее взрослый по одной показывает картинки с предметами разной формы, спрашивая: «Кому нужен предмет такой формы?» Ребенок подбирает себе карточки с предметами, ориентируясь на фигуру в углу большой карты, и закрывает клетки на карте. Игра повторяется 2-3 раза с новыми фигурами.

СОСТАВНЫЕ КАРТИНКИ

Цель. Овладение умением анализировать изображение предмета сложной формы и воссоздавать ее из частей.

Материал. Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: машина, елочка, домик, человечек и т. д.;

у ребенка - одноцветные круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники разной величины и пропорций.

Взрослый вместе с ребенком рассматривает образцы рисунков, анализирует их с точки зрения составных частей изображенных предметов: особенности величины, пропорций и форм, особенности расположения их в пространстве.

Затем ребенок составляет различные картинки из отдельных геометрических фигур самостоятельно.

Примечание. Игру можно повторить с другими образцами рисунков.

ЗАКРОЙ ДВЕРИ В ДОМИКАХ

Цель. Развитие представлений о величине предметов, соотнесение предметов по ширине.

Материал. У ребенка - по 2 вырезанных из картона домика, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте прорези для дверей; по 2 прямоугольника одинаковой высоты, но разной ширины - «двери» (соответственно прорезям в домиках); игрушка - лиса.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть домики, лежащие перед ним, и поиграть в игру «Закрой двери в домиках». Он рассказывает, что в домиках живут зайчики, двери в домиках открыты. Когда на охоту выходит лиса, надо помочь зайчикам надежно спрятаться в домиках, закрыв двери: подобрать к каждому из домиков ту дверь, которая плотно закроет дверной проем в доме. Если ребенок узкий проем закроет широкой дверью, то оставшаяся дверь будет уже проема второго домика, и лиса сможет утащить зайца.

Игра может повторяться несколько раз. В конце игры ребенок сравнивает ширину дверей путем наложения.

Примечание. При повторном проведении игры можно дать ребенку три домика и три дверцы.

ТРИ ВОЗДУШНЫХ ШАРИКА

Цель. Развитие представлений о светлотных оттенках цветов; при использовании белил, составление ряда по светлоте.

Материал. Рисунок трех синих воздушных шариков различной светлоты; у ребенка - листы бумаги с контурами трех шариков, палитра, синяя и белая гуашь, вода, кисточка.

Взрослый показывает ребенку картинку с нарисованными на ней воздушными шарами, вместе с ребенком рассматривает ее: сначала нарисован самый светлый шарик, потом - потемнее, затем - самый темный. Затем взрослый показывает и объясняет, как получить разные оттенки синего цвета с помощью белил: на палитру положить достаточное количество белой гуаши; добавив в белила немного синей краски, можно сделать светло-синий цвет, добавив побольше синего - цвет потемнее.

Получив краску разных оттенков, взрослый раскрашивает шары: первый - светло-синий, второй - более темный, третий раскрашивается чисто синей гуашью.

Примечание. Занятие можно провести повторно, предложив раскрасить 4 шарика, таким образом получить еще один оттенок (еще более светлый).

ИГРА С МЯЧОМ

Цель. Развитие представлений о высоте, развитие глазомера.

Материал. Мяч, 5-6 картонных одноцветных кругов, разрезанных пополам, различающихся по величине последовательно на 1 см. Рекомендации к проведению.

Взрослый предлагает ребенку поиграть в мяч, перебрасывая его друг другу. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет мяч. (Мяч прячется то высоко на шкаф - его не достать с пола, то низко - мяч легко достать.) Ребенок определяет положение мяча (высоко, низко), ищет способ, как достать мяч, если он лежит высоко.

Игра повторяется несколько раз.

В процессе игры создается еще одна игровая ситуация: при доставании мяча упали и разбились «тарелки» (половинки «тарелок» раскладываются на полу), а вторые половинки даются ребенку. Взрослый предлагает подобрать половинки «тарелок» так, чтобы потом их можно было «склеить». Ребенок подбирает и «склеивает» тарелки (складывает две подходящие половинки).

АППЛИКАЦИЯ «РАДУГА»

Цель. Ознакомление детей с системой цветов, включая голубой цвет.

Материал. Картинка с изображением радуги;

у ребенка - лист бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов для завершения радуги, клей, кисточка, салфетка, клеенка.

Ребенок вместе со взрослым рассматривает картинку с изображением радуги, слушает стихи и загадки о радуге.

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот.

Ни одну, ни две, ни три -

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можешь их нарисовать?

Взрослый обращает внимание ребенка на последовательность цветов на картинке и говорит, что в таком порядке всегда располагаются цвета в радуге.

АППЛИКАЦИЯ «ОРНАМЕНТ »

Цель. Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы и цвета.

Материал. Образец орнамента: в центре - зеленый квадрат, по углам - красные круги;

у ребенка - лист бумаги меньшего, чем на образце, размера с контурным изображением того же орнамента: квадрат зеленого цвета, красные круги, клей, кисточка, салфетка, клеенка.

Взрослый вместе с ребенком анализирует образец аппликации: какая фигура и какого цвета наклеена посередине, какие - по углам. Взрослый предлагает ребенку выбрать из лежащих перед ним фигур необходимые и разложить их на листе, после этого сделать аппликацию.

Примечание. При повторном проведении занятия ребенку можно дать большее количество материала: 4 красных и 4 зеленых круга, 4 красных и 4 зеленых квадрата, чтобы у него была возможность выбора.

ЛОТО «ЦВЕТ И ФОРМА»

Цель. Развитие ориентировки на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего (величины).

Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке пятью геометрическими фигурами, тридцать вырезанных фигур пяти форм, шести цветов большей величины.

В данной игре взрослый является и ведущим и играющим партнером. Взрослый достает из коробки но одной фигуре и спрашивает: "У кого такая?" Если ребенок отзывается, он получает ее и закрывает соответствующую фигуру на карте; если не отзывается - фигура откладывается в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все фигуры на картах.

Примечание. В начале ребенку даются 1 -2 карты лото, по мерс освоения игры количество карт у ребенка может увеличиваться.


«У этих детей будут широко открыты глаза, и уши, и все тело, и весь ум для восприятия мира.»

К.С.Петров-Водкин

Многие серьёзные исследования посвящены тому, как сенсорное воспитание способствует разви­тию интеллекта, но мало кто пишет, какие конкретные упражнения помогают это делать. В лучшем случае перечень таких упражнений случаен и короток. Только ещё в начале прошлого века не только поняла важность этой проблемы и даже выделила особый сензитивный (наибольшей восприимчиво­сти) период сенсорного развития, но и разработала специальный материал, который должен удовлетворить естественную потребность ребёнка в сенсорном развитии.

В чем суть сенсорного развития Монтессори?

Монтессори и её последователи понимали, что здоровый ребё­нок получает некоторые сенсорные впечатления уже потому, что он видит , слы­шит , ощущает запах, вкус и так далее. Но можно ли не просто пользоваться этой природной особенностью ребёнка, но и развивать её? Например, японских детей учат различать более ста оттенков серого цвета. Подобные умения Монтессори называла утончением чувств и считала их важным жизненным качеством, способ­ствующим, в том числе, и интеллектуальному развитию ребёнка.

Задача специального материала Монтессори в том, чтобы помочь достичь бо­лее высокого уровня развития чувств, поощрить, расширить и организовать его опыт, научить детей . Этот внешне простой навык особенно ос­тро необходим ребёнку для построения интеллекта и развития его творческих возможностей.

Раскрыть перед ребёнком мир — это только одна из задач. Вторая, и не менее важная, — помочь детям упо­рядочить свои ощущения.

«Уметь различать — характерная черта мышления. Раз­личать — значит группировать, следовательно, в жизни подготовляться к творче­ству»
Монтессори

Косвенно сенсорный материал подводит ребёнка к письму и математике. Эта подготовка может быть разделена на моторную и интеллектуальную. Моторная происходит путём тренировки трёх пишущих пальцев и приучению к свободному и непрерывному движению кисти руки. Интеллектуальная заключается в попол­нении словарного запаса конкретными понятиями. ещё более основательна. Фактически ребёнок получает основопола­гающие математические понятия, такие как «большой — маленький», «длинный -короткий» и т.д.






Желательно не вносить существенных изменений в предлагаемые упражнения, так как они подобраны по определенным принципам. Например, можно заметить, что внешне легче изучать свойства предметов на знакомых при­родных материалах. Мария Монтессори сознательно использует абстрактный материал (материализованную абстрак­цию), который становится своеобразным эталоном того или иного качества. При этом Монтессори исходит из того, что внутренний мир ребёнка представляет со­бой хаос, и столь же хаотичен для него внешний мир. Поэтому только чёткий и точный материал, позволяющий ребёнку выделять признаки предметов в чистом виде, способствует адекватному осознанию внешнего мира. Познакомившись с эталоном, ребёнок может изучать полученное понятие на других вполне реальных предметах. Иными словами, материал становится универсальным ключом к поз­нанию окружающего мира.




Самое обсуждаемое
Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников
Детская ортопедическая обувь Twiki Детская ортопедическая обувь Twiki
Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих


top