Семейные обряды на современном этапе. Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов. Тексты для чтения

Семейные обряды на современном этапе. Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов. Тексты для чтения

Свадьба - самый яркий пример драматизированного обряда, одна из главных картин великой жизненной драмы, той драмы, длина которой равна человеческой жизни... Действие свадьбы длилось много дней и ночей, оно втягивало в себя множество людей, родственников и неродственников, касаясь иной раз не только других деревень, но и других волостей.

Неотвратимость обряда объясняется просто: пришло время жениться, а необходимость женитьбы никогда не подвергалась сомнению. Поэтому как для молодых, так и для их близких - это всего лишь один из жизненных эпизодов, правда, эпизод этот особый, самый, может быть, примечательный. Женитьба - важнейшее звено в неразрывной цепи, подготовленное всеми предшествующими звеньями: детством, событиями отрочества, делами юности, старением родителей и т.д.

Зарождается этот обряд намного раньше, где-то на деревенском гулянье, может быть, еще в детстве, но действие его всегда определенно и образно. Начинается оно сватовством .

В старину в богатых водою местах сохранялся обычай племени чудь на лодках привозить своих дочерей в праздничные и ярмарочные села. Таких невест называли приплавухами . Отец, брат или мать, "приплавившие" девку, вместе с приданым оставляли ее под перевернутой лодкой, а сами уходили в деревню глядеть на праздник. Местные ребята-женихи тотчас появлялись на берегу. Одну за другой переворачивали они лодки, разглядывая и выбирая невест. ("Может ли быть пороком в частном человеке то, что почитается в целом народе?" - задумчиво спрашивает А.С. Пушкин. Русские не брезговали обычаями соседних народов, хотя и были разборчивы) Правда, этот обычай в русских селах не имел широкого распространения. Знакомство ребят и девиц происходило у горюнов и столбушек , на летних и зимних гуляньях.

Зимою, в начале нового года родители женихов прикидывают, что и как, сумеет ли парень сам выбрать себе будущую жену, советуются. Полноценный жених не допускал вариантов, нескольких кандидатур, но такими были не все. Многим при выборе требовалась родительская помощь, зачастую просто из-за стыдливости парня.

В назначенный день, выбрав "маршрут" и помолившись, сваты - родители или близкие родственники - шли свататься. Трудно не только описать, но просто перечислить все приметы, условности и образные детали сватовства. Отныне и до первого брачного утра все приобретало особое значение, предвещало либо удачу, либо несчастье, все занимало свое определенное место. Нужно было знать: как, куда и после кого ступить, что сказать, куда положить то и это, заметить все, что происходит в доме и на дороге, все запомнить, предупредить, обдумать.

Даже обметание валенок у крыльца, сушка голиц у печной заслонки, поведение домашних животных, скрип половиц, шум ветра приобретали особый смысл во внешнем оформлении сватовства. Несмотря на четкость выверенных веками основных правил, каждое сватовство было особенным, непохожим по форме на другие, одни и те же выражения, пословицы говорились по-разному. У одних выходило особенно образно, у других не очень. Конечно же, все это фиксировалось в неписаных сельских летописях. Позднее самое неинтересное навсегда забывалось, а все примечательное передавалось другим поколениям. Традиционные выражения в бездарных устах становились штампом, образами, взятыми напрокат. Традиция, однако, ничуть не сковывала творческую фантазию, наоборот, она давала ей первоначальный толчок, развязывая язык даже у самого косноязычного свата. Впрочем, косноязычный сват - это все равно что безлошадный пахарь, или дьячок без голоса, или, например, хромой почтальон. Поэтому один из сватов непременно был говорун.

В дом заходили без предупреждения, как и всегда. Крестились, рассаживались, обменивались приветствиями. Догадливые хозяева сразу настраивались на определенный лад, невеста уходила с глаз долой. Начинался настоящий словесный поединок. Даже при заведомо решенном деле отец и мать невесты отказывали сначала, мол, надобно подождать, товар у нас нележалый, мол, еще молода да именья мало и т.д. Тем азартнее действовали сваты, расхвали жениха и пуская в ход все свое красноречие. Как смотреть людям в глаза, если дело кончится полным провалом?

Бывали случаи, когда, ничего не добившись сваты на свой страх и риск высватывали другую невесту, младшую, а то и старшую, засидевшуюся в девках сестру, либо уходили в другой дом и даже в другую деревню, если жених был не очень разборчив, а женитьба становилась безотлагательной.

Условные, традиционные уловки и хитрости идут при сватовстве вперемежку с подлинными, натуральными, связанными с определенными обстоятельствами материального и морального свойства. Но получалось так, что традиционные, положения в таких случаях хитрости сами по себе помогали участникам обряда. Народный обычай щадил Самолюбие, он словно бы выручал бедного, а с богатого сшибал лишнюю спесь, подбадривал несмелого, а излишне развязных осаживал.

Сватовство редко заканчивалось твердым обещанием, тем не менее сваты улавливали согласие в нетвердости голоса, в неопределенности причин отказа. Иногда один из родителей невесты рьяно отказывал, другой же делал тайный, едва уловимый знак: дескать, все ладно будет, не отступайтесь. Под конец изрядно потрудившись, все расставались, и родители невесты как бы из милости или из уважения к жениховскому роду давали обещание приехать поглядеть место.

Глядение места, знакомство с домом, где будет жить "чадушко ненаглядное", - вторая по счету свадебная операция. Родители невесты старались приехать ехать невзначай, чтобы увидеть все как есть, но женихова родня тоже не дремала. Чтобы не упасть лицом в грязь, исподтишка готовилась к встрече. Здесь народная традиция позволяла небольшой подлог: разрешалось брать у соседей "именье" напоказ, и в дом к жениху иногда стаскивали соседские одеяла и шубы... И все же бывало так, что смотрящие место по одному виду дома твердо решали не отдавать дочь, а чтобы не обидеть жениха, искали для отказа благовидный предлог.

Родители невесты обходили весь дом, заглядывали в хлевы и во двор, любопытствуя, сколько у жениха скота и утвари, дородно ли хлеба, есть ли на чем спать и какова баня. Только после этого становилось ясным, удачно ли свершилось сватовство или жениху отказано. Если отказано - снаряжали новых сватов...

В случае удачи наступал короткий перерыв, после чего следовала третья часть свадебного действа. В разных местах она называлась по-разному: рукобитье , сговор, запорученье. Но суть оставалась повсюду одна: в этот момент окончательно решают породниться, намечается день венчания, определяется место, где будут жить молодые, количество приданого.

Отныне девушка считается запорученной , она начинает шить приданое. (Вот когда пригодились холсты, которые с детства копились в девичьем сундуке!)

Время между запорученьем и венчанием особенно насыщено причетами, песнями, приметами и т.д.

Ничто не дало так много для народной поэзии, как эта часть русского свадебного обряда!

Только во время девичников, когда девушки помогают своей подруге шить приданое, создано несколько тысяч первоклассных поэтических строк...

Вы, подруженьки, вы, голубушки,

Задушевные-то вы сударушки,

Что я вам буду наказывать:

Вы пойдете на гуляньице,

На гулянье на веселое, -

Меня вспомните, голубушки!

Вы пойдете в леса темные,

Во болотечка во мховые

Собирать грибки и ягодки,-

Меня вспомните, сердешные!

Вы пойдете в пору праздную

Выводить хороводы веселые

И игры играть затейные -

Меня вспомните, болезные!

Вы пойдете во чисты поля,

В зелены луга весенние,

Работать работы страдные, -

Вспомните меня, милые!

На чужой я на сторонушке

Как живу я у чужих людей.

Вспомяните от раденьица.

Когда я-то растоскуюся,

Я приду к вам, вас проведаю,

Про свою вам жизнь поведаю.

Приезд за дарами - четвертый акт свадебного народного действа. Завершают же это действо венчание и свадебный пир .

Любая часть действа, к примеру байна - обряд, предшествующий венчанию, так же как сватовство или же рукобитье, является развернутым и вполне самостоятельным драматическим явлением.

Элемент импровизации присутствовал во всех частях свадьбы, особенно это касалось невесты, свахи и дружки.

Традиционная упорядоченность давала широкий простор и для самовыражения, допускала причетных и песенных вариантов.

Что это, родимый батюшко,

Что у тя за пир собирается,

Что за гости к нам съезжаются?

Собираются на пир пировать

Злые вороги, чужи люди, -

То мои с тобой разлучники.

Говорила я родимому

И в упрос просила, плакала:.

"Не пускай к себе разлучников!"

Не послушался, не сжалился,

На меня, младу, прогневался.

Знать, недолго мне осталося

Посидеть-то здесь, поплакати

У родимыя у матушки.

У кормильца родна батюшка,

У соколов-то братцев милыех!

Причет невесты был образным, но и обязательно выражающим определенные обстоятельства. Песенное обращение и ответ на него также были оригинальными, в своем роде единственными, зависящими от состава семьи, характеров, других обстоятельств. Не могло быть одинаковых по содержанию свадебных песен, как не было одинаковых деревень семей и невест. Мелодии же и большинство психологических, что ли, последовательно сменяющихся свадебных моментов были стабильными. С годами они отшлифовывались и все прочнее укоренялись в обряд. Эти обязательные психологические моменты нередко вступали в противоречие с эмоциональным состоянием участников свадьбы.

Например, дружко, подобно нынешнему затейнику в домах отдыха, обязан был веселить и смешить народ. Для этого недостаточно одних традиционных слов и приемов, нужны вдохновение и талант, а прибаутничать серьезному человеку хочется далеко не всегда. Невеста, соблюдая традицию, в определенных местах должна была плакать, но ведь отнюдь не всякой невесте хочется плакать на собственной свадьбе. И вот та же традиция позволяла безунывной невесте тайком натирать глаза луком, чтобы искусственно вызвать так необходимые в этот момент слезы.

Можно ли назвать эту необходимость ханжеством? Трудно сказать. Скорее всего нельзя, так как категория ханжества не совмещается с общественными, общепринятыми понятиями, она больше подходит для персональной характеристики. Кроме того, традиционное правило тотчас потеряло бы свою силу, перестав допускать исключения. Если невеста не плакала на своей свадьбе, об этом говорила вначале вся волость, но осуждение было отнюдь не единодушным. Все зависело от обстоятельств. Многие вопреки традиции, даже поощряли такое поведение Другие осуждали, но не всерьез, для "блезиру".

Вскоре, однако ж, забывались все разногласия. Традиционное правило народного обычая тем и удивительно, что при своей внешней категоричности допускало тысячи вариантов, годилось для разных условий и для любого характера. Но оно, это правило, всегда и всюду вносило организующее начало, устраняло хаотичность и помогало раскрыться способностям каждого в отдельности.

Иной дружко начинал веселить народ не по вдохновению, а формально, по необходимости. Постепенно он все же входил в раж, забывал то, что его сдерживало. Также и невеста, заставляя себя плакать и причитая вначале неискренно, понемногу заражалась стихией традиционного причета, начинала плакать взаправду. Песни ее и причеты принимали вскоре характер импровизации, а импровизация не бывает неискренней.

Как раз в такие минуты высокоодаренные художественные натуры и создавали величайшие фольклорные ценности.

Календарные и семейные обряды возникли на общей основе, они генетически связаны. Однако между ними существовало большое отличие. Героями календарной поэзии были обожествленные силы природы, герой семейных обрядов - реальный человек. Обряды сопутствовали многим событиям его жизни, среди которых важнейшими были рождение, вступление в брак и смерть. Наиболее развитым в художественном отношении был народный свадебный обряд, поэтому ниже он будет рассмотрен подробно.

Родильные обряды и обряды первого года жизни (периода младенчества) были наполнены ритуальными действиями магического характера: первое купание новорожденного, крещение, первое укладывание в колыбель, обряд угощения родственников и соседей («бабина каша»), обычай одаривания матери новорожденного и бабки-повитухи, обряд первого подпоясывания, первого пострижения и др. Действия имели две направленности: оберегание новорожденного и его матери и обеспечение ему благополучной и долгой жизни. Следы ритуальных песен-пожеланий сохранились в колыбельных песнях; в бытовой практике остались следы заговоров, например: «Как с гуся вода, так с тебя хворь и боль» (при купании). Христианское таинство крещения значительно потеснило древние родильные обряды.

Религиозное мировосприятие было также основой обряда похоронного. Вместе с тем православный похоронный ритуал воспринял и впитал в себя многие обряды и поверья, восходящие к язычеству. Смерть - это переход в инобытие, в древности осмыслявшийся как инициация. Похоронный обряд пронизывает одна идея - убеждение в продолжении существования умершего. С одной стороны, покойного необходимо было умилостивить, облегчить ему путь в мир иной; с другой - требовалось обезопасить живых от возможных вредных действий покойного. На эти две цели была направлена самая разнообразная магия: обмывание умершего, одевание в новую одежду и обувь, вынос ногами вперед, осыпание зерном лавки, на которой лежал покойник, мытье избы после выноса тела, бросание в могилу денег {«Чтобы душа имела чем заплатить за перевоз ее на тот свет»), раздавание на похоронах милостыни, поминки (в день похорон - хоронили на третий день после смерти; на девятый, сороковой день, в годовщину). Поминки постепенно переходили в календарные поминальные обряды.



Похороны - это утрата близкого человека. Чувство горя выражали специальные поэтические произведения - причитания. Их начинали исполнять с наступления смерти, исполняли в течение всего похоронного обряда, а затем - на поминках. Кроме похоронных, известны причитания свадебные и рекрутские, вызванные предстоящей долгой, а возможно и вечной, разлукой. Провожая дочь в нужу дальнюю сторонушку или сына на службу государеву, мать оплакивала свое детище. Причитали и другие родственницы, причитала невеста. Несмотря на неоднократные церковные запреты оплакивать покойников, причитания дожили до наших дней. Их записи, сделанные в ХГХ и XX вв., зафиксировали богатый пласт народной поэзии, поэтому причитания будут рассмотрены специально.

Свадебный обряд

Старинная русская свадьба - это один из самых сложных и очень красивых ритуалов семейной обрядности русских. В традиционной свадьбе нашли отражение не только мировоззренческие представления русского населения, но и народная педагогика, и художественно-эстетические представления, и этнографические особенности, отличающие русскую свадьбу от иных восточнославянских (украинского и белорусского) свадебных обрядов.

Русская свадьба сохранила следы ранних исторических периодов с их брачными отношениями. Наиболее архаичны отзвуки домоногамных (групповых) форм брака, восходящие к матриархату. По своему исконному смыслу обряд является женской инициацией, посвящением девушки-невесты в группу матерей. Древний коллективный характер таких посвящений отражен в девишнике.

В брачных обычаях периода матриархата инициатива принадлежала женщине, нормальным явлением было самопросватывание девушек. В патриархальном обществе все изменилось. Основная свадебная игра развертывалась вокруг похищения невесты (ее прятали от жениха, преграждали дорогу женихову поезду, разыгрывали сцены доступа жениха во двор, в горницу - и проч.). Подчеркивалось активное начало со стороны жениха и ритуальное «нежелание» невесты выходить замуж. В доме невесты пели песни, в которых приезд жениха изображался как ветер, буря, сам же он назывался разорителем и погубителем. Все это следы брака-умыкания, то есть такого, в котором невесту похищали (сначала насильственно, а позже по взаимному уговору).


Следующая форма брака - «купля-продажа», существовавшая, по-видимому, у полян. Жених должен был платить за невесту вено, аналогичное известному у мусульман калыму. В русской свадебной игре разыгрывались сценки выкупа места рядом с невестой, ее косы (или ее самой, что было равнозначно), приданого. Выкуп был небольшой, почти символический: подарками, угощением, мелкими деньгами. Иногда следовало отгадать загадки («Кто краснее солнышка, кто светлее светла месяца?»}. Один из предсвадебных ритуалов назывался рукобитье: сваты и отец невесты "били по рукам", как бы заключая торговую сделку ("У вас товар, у нас купец"). Впоследствии вено было заменено приданым.

В феодальную эпоху в патриархальной семье сложился брак по воле старших, который до реформ Петра I сохранялся во всех слоях русского общества. Позже он оставался только в крестьянской среде. Брак по воле старших отразил представление народа о семейном быте феодальной эпохи: стабильном, с оберегаемыми традициями.

Этнологи полагают, что брачный возраст исторически менялся, поднявшись с 11-12 до 16-17 лет. Связанные с браком по воле старших правила поведения народ закрепил в пословице: «К лавке лицом, по заду дубцом - вот тебе и под венцом!» Утверждалось также: «С кем венчаться, с тем и кончаться»; «Повенчает поп, а развенчает гроб».

Патриархальный брак по воле старших включал в себя как обязательный элемент церковный обряд венчания и начал подчиняться церковным ограничениям. Они распространялись на время для венчания и на степень родства между женихом и невестой.

На формирование русского свадебного обряда большое влияние оказало христианство, став с конца X - начала XI в. главенствующей религией на Руси. С этого времени церковные браки постепенно становятся обязательными, и венчание входит в народный свадебный обряд как его составная часть. Следовательно, в формировании русского свадебного обряда участвовали две традиции: церковная, опиравшаяся на византийское брачное право, и народная, основывающаяся на старых брачных нормах. К XVI веку сложилась терминология русского свадебного обряда, определилась номенклатура свадебных чинов и их функции, были приняты особая свадебная одежда, пища, атрибутика, определились основные обрядовые этапы свадьбы, существовал свадебный фольклор.

Со второй половины XVII в. церковь настойчиво борется за введение церковного брака и вместе с тем усиливает противодействие народному обряду. В официальных документах того времени свадебный обряд называли «бесовским действом», о котором «странно не токмо рещи, но и помыслити». Несомненно, что на народный свадебный обряд заметное влияние начало оказывать православие. С ним связаны многочисленные моления с возжиганием свечей и лампад, особое отношение к благословениям, крестам и иконам, к участию в обряде священнослужителей. Христианские сюжеты проникли и в свадебный обряд.

Время проведения традиционных крестьянских свадеб определялось земледельческим крестьянским и церковным календарем: большинство браков совершали осенью (от Покрова), зимой -от Крещенья до Масленицы; в посты свадьбы «не играли». Считалось что, если играть свадьбу в мае -«молодые будут маяться всю жизнь». В некоторых местах все же играли свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.

На протяжении всей свадьбы совершались христианские моления, благословения иконой или крестом, зажигание свечей и т. д.

С ростом городов, расслоением деревни и разрушением патриархальной семьи брак по воле старших постепенно стал угасать. Обнищавшие крестьяне, не имея средств сыграть свадьбу, находили выход в так называемых свадьбах-самокрутках (их другое название - убегом). Молодые венчались тайно, а потом выпрашивали прощения (иногда это было имитацией, так как родители заранее обо всем знали). Празднования при этом не устраивалось.

Городской свадебный ритуал формировался на основе традиций сельского окружения того или иного города. Однако он был переориентирован на городские формы, городскую моду (свадебный каравай стали заменять тортом, пляски - танцами, повысилось значение инструментальных ансамблей, исполнялись городские песни). В условиях города более важной сделалась роль профессиональных

В XX в. процессы разрушения традиционной крестьянской свадьбы ускорились. Для 20-30-х гг. было характерно изживание церковного венчания, в официальный обряд превратилась канцелярская

Выразительный образ московской свахи А.Н. Островский запечатлел з комедии «Правда - хорошо, а счастье -лучше».


регистрация бракосочетания. Вместе с этим очень упростилась схема обряда и почти выветрилась его поэзия.

В поэзии современной деревенской свадьбы основную роль стали играть частушки, в которых появился новый, нетрадиционный образ девушки-невесты: бойкой, жизнерадостной, острой на язык.

Общая характеристика традиционного свадебного обряда

Народный свадебный обряд не был застывшим, его общие свойства специфически разрабатывались в разных местностях. Типические отличия позволили выделить три основных географических ареала русской свадьбы: среднерусский, севернорусский и южнорусский.

Южнорусская свадьба близка к украинской и, по-видимому, к исконной древнеславянской. Ее отличительный признак - отсутствие свадебных причитаний, общий веселый тон.

Основной поэтический жанр южнорусской свадьбы - песни. У русских обряд этого типа локален (донской, кубанский).

Севернорусская свадьба драматична, поэтому ее основной жанр - причитания. Они исполнялись на протяжении всего обряда. Обязательной была баня, которой завершался девишник. Севернорусскую свадьбу играли в Поморье, в Архангельской, Олонецкой, Петербургской, Вятской, Новгородской, Псковской, Пермской губерниях.

Наиболее характерным был свадебный обряд среднерусского типа. Он охватывал огромный географический ареал, центральная ось которого проходила по линии Москва - Рязань - Нижний Новгород. Свадьбу среднерусского типа, кроме названных выше, играли также в Тульской, Тамбовской, Пензенской, Курской, Калужской, Орловской, Симбирской, Самарской и других губерниях. Поэзия среднерусской свадьбы сочетала песни и причитания, но преобладали песни. Они создавали богатую эмоционально-психологическую палитру чувств и переживаний, полюса которой составляли веселая и грустная тональности.

На территории Сибири фольклористами записаны все типы русских свадеб: у русских старожилов Сибири - севернорусский тип свадебного обряда, от переселенцев с юга России -южнорусский тип свадебного обряда и от потомков переселенцев из центральной части России -свадебный обряд среднерусского типа.

В целом русский свадебный обряд может быть условно разделен на три основных периода: сватовство/просватанье, период подготовки к свадьбе и послевенчальный цикл.

1. Сватовство. Первый период начинался с выбора невесты, осуществлявшийся, как правило,
родителями жениха. При выборе невесты родители прежде всего обращали внимание на поведение и
здоровье девушки, родословную, имущественное положение ее родителей. Наметив сыну невесту,
родители отправляли в дом девушки сватов (дядю, брата или крестного жениха).

Сватовство включало несколько обрядов или актов, совершение которых считалось обязательным: приход сватов, смотрины (просватанье или сговор или просватай), рукобитье (обручанье или заручины или заручанье или пропоины).

Повсеместно данные акты сватовства имели разную местную степень подробности, но повсюду соблюдались следующие правила: приход сватов от одного до трех раз, посадка сватов под маткой / балкой / матицей или только на ту лавку, которая идет по длине пола, иносказательная символическая форма ведения беседы (сватовства). Обязательным ритуалом смотрин было взаимное угощение, одаривание невесты и жениха, в том числе, вином. На этом этапе свадьбы невеста могла/имела право отказаться от замужества. После рукобитья отказ от свадьбы считался позором. Непременными действиями рукобитья были зажигание свечей, застолье, начало пения специальных обрядовых песен (упреки невесты в том, что заручили).

Нередко между просватаньем и смотринами проводилась вечерка, главное назначение которой состояло в общем веселом праздновании молодежи. По многим параметрам свадебная вечерка была своеобразным вариантом обычной сельской вечеринки, отличающейся только лишь подчеркнутым вниманием всех присутствующих к невесте, которую всем нужно было одаривать.

2. После рукобитья начинался период подготовки к свадьбе . В Сибири этот этап назывался
«сборная неделя». Он мог длиться от одной до трех недель или до месяца. В это время девушки
помогают невесте шить приданое, подарки для жениха и дружки, поэтому в алтайском локусе этот
период называют «шитник». Во время сборной недели соблюдался ряд обычаев, сопровождавшихся
специальными песнями и причитаниями. До середины XX в. соблюдались в Сибири обряды вывода
невесты на утреннюю и вечернюю зарю (у староверов Хакасии его называют "отбивание зорь", в


Зауралье - "кричать зорю"), хождения на кладбище к умершим родителям за благословлением, ежедневного расплетения и заплетения косы (косокрашение).

Прощание невесты со своей возрастной группой происходило на девичнике, который обычно устраивался накануне венчания. Однако единого определения девичника в литературе о русском свадебном обряде нет. Во время девичника с головы невесты снимали девичий убор, "красоту" (прощание с девьей красотой). Расплетение косы обычно совмещалось с обрядовой баней невесты, которая, как и многие другие обряды, не имела единого времени проведения (она могла устраиваться утром в день девичника / утром в день венчания / вечером накануне свадебного дня. В староверческих селах (Алтайский край, Курганская область) сохранился обычай катания девок с наряженным веником ("искать дорогу") перед обрядом бани. На Алтае жених для бани привозит четверть пива - поддавать пару; у староверов Курганской области к бане жених привозил мыло и вехотку. В Сибири хождение не­весты в баню и обратно, мытьё в бане сопровождалось причитаниями невесты, матери, специальными причетами подружек.

Вторую группу обрядов до венчального цикла образуют "сборы невесты к венцу", "ожидание поезда жениха", "прощальный стол" с курниками, "приезд свадебного поезда", "бранье", "выкуп косы", столование, благословление и "отъезд к венцу". Параллельно "сбору невесты" в доме жениха происходит "сбор поезда" (распределение свадебных чинов, баня, одевание жениха, столование, благословление жениха, молебен," отъезд поезда за невестой).

3. Послевенчальный цикл - наименее регламентированный этап свадебного обряда. Обычно от венца молодые ехали в дом жениха, где происходило благословление молодых, "окручивание" невесты, свадебный пир, укладывание молодых спать. Следующий день начинался с "бужения молодых", после чего их вели в баню. Далее следовали "блинный стол", "метение мусора". В последующие дни молодые посещают дома родственников, в том числе дом родителей молодой ("хлебины").

Русский свадебный обряд представляет собой сложный и хорошо продуманный спектакль, управляемый искусным «дирижером» - дружкой (в некоторых районах - тысяцким).

Как во всяком драматическом произведении, в свадьбе имеется свой постоянный состав действующих лиц - «чинов», исполнявших определенные традиционные роли. Их поведение четко регламентировалось, но не исключало импровизации. Основные, центральные фигуры свадебного обряда - жених и невеста - пассивные герои, во круг которых разворачивалось действие. Невеста должна была выражать покорность и благодарность родителям, оплакивающая свое "горе" в многочисленных причитаниях и иных грустных, лирических песнях, вплоть до венца.

Активные участники свадьбы были родители жениха и невесты (особенно жениха), ближайшие родственники с обеих сторон, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты (боярки) и др. Дружка (дружко) - представитель жениха, главный распорядитель на -свадьбе, который следил за соблюдением обычая, был главным распорядителем на свадьбе. Он должен уметь балагурить, веселить участников свадьбы. Постоянная импровизация требовала от дружки ума и находчивости. По народным представлениям, дружка был наделен магической силой. По значению в свадьбе и характеру роли близка к дружке сваха. В помощь дружке избирали поддружъе, а в помощь тысяцкому - старшего боярина. Кроме того, активными участниками ритуала были родственники с обеих сторон. Они участвовали в свадебном застолье, обменивались подарками и т.п.

В роли сватов обычно выступали духовные родители жениха - крестный отец или мать. Или же кто-нибудь из родственников - дядя, тетка, женатый брат или сестра, старший зять. Но более почетным было посылать кого-нибудь из односельчан, обладающих красноречием - ловкую, бойкую бабу, известную своим умением устраивать свадебные дела.

Каждый персонаж отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки, цветы, зеленые ветки. Невеста в дни, предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии. В наряде жениха присутствовал цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок или полотенце на плечах и т.д. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

Органичной и в значительной степени организующей частью свадебного ритуала был многожанровый свадебный фольклор. Большая часть образцов свадебного фольклора - поэтические шедевры.

В довенечной части свадьбы русской свадьбы доминировали лирические песни, отражающие внутреннее состояние невесты: ее нежелание расставаться с родным домом, девичьей свободой.


Подобные песни пелись на девичнике, утром свадебного дня. Драматизм ситуации нередко усиливался с помощью эмоционально-экспрессивных причитаний.

Однако после просватанья, в доме невесты обычно проводилась вечерка, наполненная искрометным весельем. Вечерка - это собрания молодежи у невесты с обязательным приходом жениха с друзьями, который одаривал невесту подарками, угощал присутствующих орехами, семечками, пряниками. На вечерках обычно поют приуроченные к свадьбе игровые, «поцелуйные» песни светлого, радостного характера, частушки, а также величальные песни 23 тысяцкому, дружке, невесте, жениху. Во время бранья - обряда передачи невесты жениху в свадебный день - пели корильные 24 песни.

Важное место в свадебном фольклоре занимал непесенный жанр - приговоры дружки. Почти все приговоры произносятся после молитвы и непосредственно перед ритуальным действием, регламентируя конкретные действия участников обряда.

Во время совершения наиболее ответственных свадебных обрядов (расплетения косы невесте, благословения жениха и невесты, окручивания молодой) исполнялись ритуальные песни. Такие песни исполнялись по ходу обряда один раз и позволяли воссоздать, восстановить все его основные, этнографически и ритуально значимые вехи.

Первому свадебному обряду предшествовал выбор невесты, который за редким исключением осуществлялся родителями жениха. Брачный возраст в Сибири устанавливался в 16-19 лет для девушки и 18-25 лет - для парня. При выборе главное внимание обращалось не на достаток семьи, а на трудолюбие и умения девушки. Об этом говорит и народная мудрость: «Наша невеста не по бору ходила, не юбкой трясла, а шишки сбирала да кросна ткала».

Позднее, традиционный крестьянский свадебный обряд послужил основой городского. В условиях города он значительно изменился как в целом, так и в деталях. Постепенно складывался универсальный, можно сказать, «межнациональный» ритуал. Так, к середине ХГХ века в ритуалах горожан наблюдались специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магических элементов, усиление роли профессиональных свах, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями.

Новым рубежом в бытовании традиционной свадьбы стал Октябрьский переворот 1917 г.: объявив войну религии, начали наступление и на традиционную народную культуру, в том числе на свадьбу. Вместо старых традиций пытались создать новую обрядность, соответствующую новой идеологии, но далекую от старой народной традиции. Большинство опытов оказались нежизнеспособными, в то время как старый обряд в той или иной степени продолжает бытовать вплоть до настоящего времени.

Теперь же одного желания «играть свадьбу по старому обычаю», по правилам старинного обряда недостаточно. За долгие годы забвения и пренебрежения к народной культуре была нарушена естественная передача народных знаний, произошли необратимые изменения в общем культурном и духовном облике деревни, была практически полностью утрачена обрядовая культура. Возможно ли ее возрождение в будущем, покажет время.

Мифологическое в русской свадьбе

Главный смысл свадебного обряда состоял в продолжении рода, для чего требовалось пробудить у человека и у природы плодородящие силы. Эта идея связывала воедино все свадебные элементы, отождествляла живое по признаку жизни.

Например, устройство постели для молодых было наполнено магией, обеспечивающей воспроизводство жизни во всех ее видах. Постель стлали на снопах, в местах обработки и хранения зерна (в амбаре, на гумне, в овине) или в помещениях для содержания скота (в хлеве, в подклети).

Обряд был насквозь пронизан магией. Использовались все ее виды. Цель продуцирующей магии (от лат. producentis - «производящий») состояла в том, чтобы обеспечить благополучие жениху и невесте, прочность и многодетность их будущей семье, а также чтобы получить богатый урожай,

Основная функция величальных песен - преувеличение достоинств того или иного свадебного чина. Нередко одна песня исполнялась разным «свадебщикам» с изменением лишь имени собственного и названия чина. Считается, что возникнув как магические произведения, величальные песни утратили связь с магией, сохранив и развив утилитарную и эстетическую функции.

Задача корильных песен - повеселить участников свадебной игры и побудить их к дарам. В их содержании много юмора, не всегда безобидного, и метких негативных характеристик.


Хороший приплод скота. Апотропейная магия (от греч. apotropaios - «отвращающий беду») проявилась i многочисленных оберегах, направленных на предохранение молодых от всего плохого. Этому служил!; иносказательная речь, звон колокольцев, острый запах и вкус, переодевание молодых, покрытие (ил* прятание) невесты, а также самые разнообразные предметы-обереги.

Универсальным оберегом был пояс - часть одежды, принимающая форму круга. Считалось, чтс подпоясанного «бес боится», поэтому венчаться шли в поясе. Магические свойства пояса скреплялк союз молодых: им обвязывали жениха и невесту, узел с приданым, свадебный пирог и др. Вместе с тем с помощью скрученного пояса ведьма могла превратить весь свадебный поезд в волков (у белорусов).

Разнообразные магические функции были связаны с полотенцем: им связывали молодых, опоясывали невесту, перевязывали поезжан, покрывали каравай, стелили как «подножник» при венчании и проч. Полотенца изготовляли из холста и вышивали традиционным узором, который сохранял мифологическую символику и, в соответствии с этим, был представлен характерным цветовым сочетанием: белый - красный - черный.

Многие магические действия восходили к древнему обряду инициации. Поскольку продолжение рода зависело прежде всего от женщины, свадебный обряд отражал женскую инициацию, его центром была невеста. В предсвадебный период невеста носила белую одежду (древний цвет траура), а в день свадьбы - обязательно красную (красный цвет символизировал жизнь). Указания на ритуальную «смерть» содержала поэзия предсвадебного периода. В своем причитании невеста сообщала о страшном сне: будто бы на ее улице стоит пустой раскрытый гроб, ожидающий жертву. Она выражала желание уйти в лес к реке и утопиться - и проч.

Инициация включала в себя обряды с волосами, изменение прически: расплетание косы, продажа косы, окручивание. Этот древний обычай был связан с верой в магическую силу волос.

Многие обряды с печью совершались на протяжении всей свадьбы, как в доме родителей невесты, так и в доме жениха. Все важные дела (например, вынос красоты) начинали в буквальном смысле от печки. Чтобы сватовство было удачным, сваха старалась дотронуться до печки. Благословляли молодых у печного столба. В доме мужа молодая трижды кланялась печи и только потом уже иконам. С приобщением невесты к новому очагу был связан обычай марания: утром после бужения молодых всем чернили лица сажей из печи.

Растительный мир русской свадьбы связан с древними анимистическими представлениями. Живыми или искусственными цветами украшались все участники свадьбы. Цветы и ягоды были вышиты на свадебной одежде и на полотенцах. Особо почитались вечнозеленый барвинок (символ прочности любви и брака) и ягоды калины (символ девичества). Калинкой назывались обряды, связанные с установлением добрачной невинности молодой, а также ее свадебная рубаха.

Животный мир свадебного ритуала восходит к древнеславянским тотемам. Во многих элементах обряда можно увидеть культ медведя (ряжение в медведя, меховая одежда и меховые подарки, использование вывернутого тулупа, символизировавшего шкуру зверя). Медведь должен был обеспечить богатство и плодородие. В некоторых местах атрибутом свадебного пира была жареная свиная голова, имевшая магическое значение (с ней разыгрывались сценки иронического чествования). На свадьбе, Святках и масленице рядились быком, при этом устраивали игры с эротическим смыслом.

С невестой были связаны образы птиц. Плодородящую силу имела прежде всего курица. Она фигурировала и как ритуальная пища, и как живая птица (курица-приданка).

Свадебный ритуал восточных славян имел ярко выраженный аграрный, земледельческий характер.

С идеей плодородия был связан культ воды. В севернорусской свадьбе он проявился в банном обряде, которым завершался девишник. Производились магические действия с водой и с банными атрибутами (печью-каменкой, веником). В отличие от северной, для среднерусской свадьбы характерно послесвадебное обливание - своеобразное игрище, величание молодой женщиы, возможно, уже несущей во чреве новую жизнь. При обливании женщина-мать отождествлялась с матерью-сырой землей: ведь увлажненная дождями земля также могла проявить свою плодородящую сущность.

В добрачных, брачных и послебрачных обрядах молодых осыпали хмелем, овсом, семенами подсолнуха или любым другим злаком. Известны действия не только с зерном, но и с колосьями, с квашней. Культ хлеба проявился прежде всего как чествование каравая, которое в южных зонах было развито в каравай-ый обряд: он начинался в предсвадебном цикле, а заканчивался на княжем пиру раздачей каравая.

С аграрной магией связан древнеславянский культ солнца. По представлениям древних, любовные отношения между людьми порождались сверхъестественным участием небесных светил.


Образ солнца нес в себе свадебный венок невесты. В песне сообщалось, будто бы он упал с неба и был так ярок, что мог осветить дорогу. Особенно значительной была концентрация небесного сияния в наиболее драматичный кульминационный момент свадьбы, а именно когда невеста, сидя за столом и ожидая приезда жениха, как бы расставалась со своей душой девушки. Невеста должна была плакать («Не плачет за столом, наплачется за столбом»). При этом она катала свой венок по столу. Круглая форма венка, его «сияние» и обычай его катания по тесовенькому столику изображали солнце как верховного покровителя обрядового таинства.

Свадебная поэзия

Как уже можно было заметить, древние культы присутствовали на свадьбе в своем материальном (предметном) выражении и в виде поэтических образов фольклора. В древности основная функция свадебного фольклора была утилитарно-магической: устные произведения способствовали счастливой судьбе, благополучию. Но постепенно они начали играть иную роль: церемониальную и эстетическую.

Поэзия свадьбы обладала глубоким психологизмом, изображала чувства жениха и невесты, их развитие на протяжении обряда. Особенно сложной в психологическом отношении была роль невесты, поэтому фольклор нарисовал богатую палитру ее эмоциональных состояний. Первая половина свадебного обряда, пока невеста еще находилась в родительском доме, была наполнена драматизмом, сопровождалась печальными, элегическими произведениями. На пиру (в доме жениха) эмоциональная тональность резко менялась: в фольклоре преобладала идеализация участников застолья, искрилось веселье.

Свадебные песни - самый значительный, наиболее сохранившийся цикл семейной обрядовой поэзии.

Сватовство велось в условной поэтически-иносказательной манере. Сваты называли себя рыбаками, охотниками, невесту - белорыбицей, куницей. Во время сватовства подруги невесты уже могли исполнять песни: ритуальные («Приехали да к Пашечке трое сватов разом... «) и лирические, в которых начинала разрабатываться тема утраты девушкой ее воли («Хвалилася калина...»).

Песню «Не в трубушку трубили рано по заре...» могли петь на сговоре, на девишнике и утром свадебного дня. Этой ритуальной песней отмечался предстоящий, совершающийся или уже совершившийся обряд расплетания косы.

В сговорных песнях монологические формы отсутствовали, песни представляли собой повествование или диалог.

В песнях девишника появлялись монологические формы от лица невесты. Она прощалась с вольной волюшкой и отчим домом, укоряла родителей за то, что отдают ее замуж. Размышляя о своей будущей жизни, невеста представляла себя белой лебедью, попавшей в стадо серых гусей, которые ее щиплют. Мать или замужняя сестра учила невесту, как вести себя в новой семье:

«Ты носи платье, не изнашивай, Ты терпи горе, не сказывай».

Если невеста была сиротой, то исполнялось причитание: дочь приглашала родителей посмотреть на ее свадьбу сиротскую.

Образ девушек-подруг рисовался как стайка малых пташечек, слетевшихся к канареечке, заключенной в клеточку. Подруги то сочувствовали невесте, то укоряли ее за нарушенное обещание не выходить замуж. Девишник был насыщен ритуальными и лирическими песнями.

Кульминацией всего свадебного ритуала был день свадьбы, в который происходило заключение брака и величание молодой семьи.

Утром невеста будила подруг песней, в которой сообщала о своем нехорошем сне: к ней подкралась проклята бабья жисть. Во время одевания невесты и ожидания свадебного поезда жениха пели лирические песни, выражавшие крайнюю степень ее горестных переживаний («Как расшатало белу березоньку...»). Глубоким лиризмом были наполнены и ритуальные песни, в них замужество изображалось как неотвратимое событие («Матушка, что не пыль-то во поле...»). В это же время в доме жениха исполняли песни иного содержания, например: с дружиной молодцев он отправляется из своего чудесного терема за серой утицей-раскрасавицей, жених плывет по реченьке на суденышке, натягивает колену стрелу и пускает в серу утицу («Ой, у Ивана-то хоромы хороши...»).

Но вот свадебный поезд приехал. Гости в доме - словно ураган, сметающий все на своем пути. Это изображается посредством гипербол: подломили залу новую, растопили пару золоту, выпустили


соловья из саду, расслезили красну девицу. Невесту утешает жених («Не было ветру, не было ветру -Вдруг навея-ло...»).

В это время разыгрывались сценки, в основе которых лежал выкуп невесты или ее двойника -девьей красоты. Их исполнению способствовали свадебные приговоры, имевшие ритуальный характер. У приговоров были и другие функции: они идеализировали всю обстановку и участников свадьбы, юмористически разряжали сложную психологическую ситуацию, связанную с отъездом невесты из родительского дома.

Приговоры - это рифмованные или ритмизованные поэтические произведения. В Костромской области после приезда свадебного поезда разыгрывалась сцена выноса елочки - девьей красоты, что сопровождалось большим приговором. Елочку вьшосила одна из подруг невесты, она же произносила приговор. В построении приговора присутствовала импровизация, однако стержень был единый. Приговор начинался со вступительной части, в которой фантастически-возвышенно изображалась обстановка горницы. Использовались эпитеты, идеализирующие окружающие предметы:

...Ко столику подхожу, ко дубовому подхожу.

Ко скатертям ко браным.

Ко напиточкам медяным <медовым>,

Ко яствам сахарным.

Ко тарелочкам золоченым.

Ко вилочкам точеным,

К ножичкам булатным,

К вам, сватушкам приятным.

Затем произносилось приветствие поезжанам. Их идеализация могла получить эпическое развитие: они ехали за невестой чистыми полями, зелеными лугами, темными лесами... Трудный путь женихова поезда передавали гиперболы. Гиперболы использовались и в другой эпической части - е рассказе о том, как девушки добывали и украшали елочку:

...По башмачкам истоптали, По чулочкам изорвали, Зелёну ёлочку ломали. По перчаткам изорвали, По колечечку сломали...

Елочка была главной героиней. Ей произносили величание, в конце которого на ней зажигали свечки:

...Хороша наша девья краса Разнорядно она нарядна Алым ленточкам разувешана. Разным бантикам разубантена, Дорогим камням разукрашена, Восковым свечам разоставлена. Алы ленточки алели, Разны банты голубели. Дороги камни разливалися, Бесковы свечи разжигалися.

Далее совершался обход присутствующих и требование платы за елочку. Начинали с жениха, затем обращались к дружкам, свахам, сродничкам. Способы, которыми побуждали «одаривать» красоту, были разные: например, загадывали загадки. Особенно часто одаривания требовала рифма:

Вот вам последнее словечко: Подарите мне на золотое колечко. Скажу я словечек пяток - Подарите мне на шёлковый платок. Сватушка, у которого красная рубашка, -


Кладите пятирублёвую бумажку; А в голубой - кладите по другой...

Каждый одаривающий гасил свечку. Когда все свечи были погашены, девушка, произносившая приговор, обращалась к невесте. Она говорила о неизбежном расставании с красотой и об утрате невестой навеки ее девичества. Елочку выносили из избы, невеста плакала. Через всю игровую ситуацию красной нитью проходила психологическая параллель между елочкой-девъей красотой и невестой.

Приговоры композиционно состояли из монолога, однако обращения к участникам ритуала приводили к возникновению диалогических форм и придавали приговорам характер драматического представления.

С древности в народе широко бытовали хороводы. Игры, пляски, разнообразные народные песни (трудовые, хороводные, застольные, плясовые, обрядные и другие). По праздниками пели застольную песню о сохе («Ака-суха юрри»).

Традиционные чувашские молодежные праздники и увеселения устраивались во все времена года. В весенне-летний период молодежь всего селения, а то и нескольких селений, собиралась на открытом воздухе на хороводы уяв (вайа, така, пуху). Зимой устраивались посиделки (ларни) в избах, где временно отсутствовали старшие хозяева. Hа посиделках девушки пряли, а с приходом юношей начинались игры, участники посиделок пели песни, плясали и т. д. В середине зимы проводился праздник хер сари (дословно - девичье пиво). Девушки в складчину варили пиво, пекли пироги и в одном из домов совместно с юношами устраивали молодежную пирушку.

Свадьба

Чуваши женились в самой ранней юности, тотчас как выйдут им положенные для того законом лета. Чувашские красотки, напротив, засиживаются в девках очень долго. Потому чтос двенадцати или тринадцати лет, уже более или менее порядочная хозяйка: она нянчится с младшими братьями и сестрами, ходит по воду, стряпает яшку, блюдет за частотою и опрятностью своей хаты, участвует в семейных трудах при уборке сена, при жнитве и молотьбе хлеба. Отец ценит ее работу и не торопится выдавать в чужой дом. Будь ей двадцать пять и даже тридцать лет, будь она неуклюжее смертного греха да только приобрети себе славу хорошей работницы - у нее никогда не будет недостатка в женихах.

За чувашскою невестою никогда не дается в приданое ни копейки деньгами. Напротив жених или отец его должен по татарскому обычаю платить отцу ее калым, простирающийся иногда до 200 рублей и более, смотря по достоинствам невесты.

У чувашей были распространены три формы заключения брака: 1) с полным свадебным обрядом и сватовством (туйла, туйпа кайни), 2) свадьба «уходом» (хер тухса кайни) и 3) похищение невесты, часто с ее согласия (хер варлани).

Во время летнего праздника çимěк проводят свадьбы. В другие времена года чуваши женятся только в исключительных случаях, когда напр. девушка выходит замуж без позволения родителей, или когда парень украдёт невесту.

Жениха в дом невесты сопровождал большой свадебный поезд. Tем временем невеста прощалась с родней. Ее одевали в девичью одежду, накрывали покрывалом. Невеста начинала плач с причитаниями (хер йерри). Поезд жениха встречали у ворот с хлебом-солью и пивом. После продолжительного и весьма образного поэтического монолога старшего из дружек (ман керў) гостей приглашали пройти во двор за накрытые столы. Начиналось угощение, звучали приветствия, пляски и песни гостей. Hа другой день поезд жениха отъезжал. Невесту усаживали верхом на лошадь, или она ехала стоя в кибитке. Жених три раза ударял ее нагайкой, чтобы «отогнать» от невесты духов рода жены (тюркская кочевническая традиция). Веселье в доме жениха продолжалось с участием родственников невесты. Первую брачную ночь молодые проводили в клети или в другом нежилом помещении. По обычаю, молодая разувала мужа. Утром молодую одевали в женский наряд с женским головным убором «хушпу». Первым делом она ходила на поклон и приносила жертву роднику, потом начинала работать по дому, готовить пищу.

В чувашской семье главенствовал мужчина, но и женщина имела авторитет. Разводы случались крайне редко. Бытовал обычай минората - младший сын всегда оставался с родителями, наследовал отцу.

Рождение детей

Первого ребенка молодая жена рожала у своих родителей. Пуповину резали: у мальчиков - на топорище, у девочек - на ручке серпа, чтобы дети были трудолюбивыми.

Тот час после рождения, или даже во время самого рождения, над ребенком читали рразличные заклинания. Бабушка, держа новорожденного на руках пред очагом, бросает в огонь соль, которая от действия огня рассыпается с треском; потом бабушка произносит заклинания над злыми духами, кереметями, чтобы они удалились, так как теперь не их время, говорить бабушка, и плюет на огонь, в сторону, а ребенка кропит веником, приговаривая „Вот пришли через горы и моря синеглазые, смотрит на нноворождённого, удалитесь отсюда, здесь не ваше место, a то сглазите ребенка". „Вот пришли из-за моря великаны, быстроногие и долгорукие (люди), но ребёнок бессилен, слаб, не может с вами бороться, поэтому скорее удалитесь!" „Вот приехали из Питера и Москвы бояре, пришли через Волгу безобразные старушки, колдуньи, чародейки; но удалитесь скорее и без вас дело сделаем". После этого бабушка, плюнувши на ребенка, чтобы его не сглазили, говорит: "Синие глаза, карие глаза, большие глаза и маленькие глаза". Затем плюет в глаза его и поднимая говорит: „Будь большого роста и малого роста! Будь сердит, храбр, быстрый и пр. Потом бабушка обращается к нечистым духам или кереметям и говорит: „Вы теперь не троньте новорожденного и его больной матери, а пойдите в другое место, где вас не ждут!" Затем обращаясь к умершим, она произносит: „Вы еще очень рано пришли за новорожденным ребенком, чтобы взять его к себе, а дайте ему возможность жить, как вы когда-то жили и веселились, не хватайте егозa живот (что бы у него живот не болел) и за голову (чтобы у него голова не болела) и за другие члены, оставьте его в покое, не отнимайте у него жизни, а ступайте к старым, хворым людям, которым уже время к вам идти, a у нас ребенок здоров". В это время мать, или какая ни будь старуха, поминая каждого умершего по имени, вливает в специально сделанную чашку несколько капель вина, или пива, приговаривая: „Вот тебе пиво и вино, ты не тронь нашего ребенка". После этого бывает моление над кашей домашним богам, чтобы они не вредили всему дому. После совершения над младенцем крещения, бывает еще моление. Сначала приготовляют различные жертвоприношения. Варят достаточно пива, пекут маленькие лепешки (юсманы) и затем, сварив кашу, зажигают пред иконами свечи; после этого начинается моление. В этом молении они просят, чтобы Бог сохранил младенца дал бы ему возможность жить благополучно, чтобы дал ему здоровье и добрую нравственность, чтобы он был полезным для родителей.

Большинство детей воспитываются очень жестоко. Родители требуют от них самого беспрекословного повиновениея, и в случае ослушания бьют их жестоко, без всякого сожаления и без разбору, бьют - куда попало; поэтому очень часто дети чуваш растут слабо, бывают бестолковы, но терпеливы.

Обряд имянаречения

После рождения ребёнка и до совершения обряда имянаречения его обыкновенно звали Ятсӑр («Безымянный», «Безымянная»). Период этот, как правило, длился от одного дня до двух недель, причём сам обряд считалось предпочтительным проводить через семь дней. Оставление ребёнка без имени на более долгий срок считалось нежелательным: согласно поверью, послеродовая чистота больше не защищала его от злых духов и колдунов. Кроме того, родители опасались того, что безымянного ребёнка рано или поздно разыщет шуйтан и назовёт его так, как ему самому заблагорассудится.
Ко дню совершения обряда готовились заранее. В доме новорождённого и близких родственников готовились сыр (творог), хлеб и каша, суп и чувашское традиционное пиво сӑра. После завершения приготовлений родители новорождённого созывали самых близких родственников: дедушек и бабушек ребёнка, его родных дядь и тёть, а также некоторых других кровных родственников со стороны отца. Помимо них, родители могли пригласить также тех соседей и знакомых, с которыми их связывали долгие тесные отношения. В общем же, число приглашённых было не очень большим.
Первая часть обряда совершалась внутри дома. Приглашённые родственники и гости брали в руки кусочки хлеба и сыра и, встав лицом к приоткрытой двери, обращались с молитвой к Богу (Турӑ). Подчёркивая, что ребёнок является творением Бога, и что только он один может подарить ребёнку здоровье и долголетие, они обращались к нему, прося дать новой душе здоровья и счастья, а для себя просили обильного урожая, хорошего приплода и больше детей.
«Тебе мягким сыром, пшеничным хлебом молимся, у тебя ищем покровительства, помилуй. Прими от нас, наивных, молитву от души; как мы тебе мягким сырком, мягким пшеничным хлебом молимся, так и у ребёнка пускай речь будет мягкой; пусть будет приветливым, старшего пусть зовёт старшим братом, младшего пусть зовёт младшим братом; встречая стариков, пусть сумеет достойно встретиться и достойно пройти.»
После этого каждый из присутствующих отщипывал понемногу от своих кусочков хлеба и сыра и бросал в четыре угла дома: сначала в почётный угол, затем в угол печи, в передний угол около печи и в угол двери. Таким образом они символически желали новорождённому увидеть весь свет.

Вторая часть обряда проходила во дворе и, по предположению исследователей, являлась актом обращения не только к Богу, но и к духам и предкам. Выйдя во двор, родители и родственники новорождённого приносили в жертву Турӑ кашу и пиво, просили защитить ребёнка и в том месте, где он будет расти, и там, куда он отправится уже выросши; желали ему жить «до тех пор, пока он не обует сапоги задом наперёд» (т. е., до глубокой старости).
Имя ребёнку давал шурсухал (самый уважаемый старик в роду). Он мог либо предложить имя сам, либо спросить мнение родителей или других родственников из числа мужчин. Когда те говорили заранее приготовленное имя, он отвечал: «Ҫапла пултӑр» («Да будет так») - и с тех пор имя закреплялось за новорождённым.
После этого гости снова собирались в доме, где мать приглашала новорождённого к столу, называя того по имени. Родственники тем временем благословляли ребёнка, а один из них выкрикивал его имя в печную трубу и также приглашал его к совместной трапезе, после которой обычно следовали песни и пляски.
Перед уходом родственники снова желали новорождённому ни в чём не испытывать нужду, быть для своих родителей большим подспорьем, а также, вставая из-за стола, одаривали его и роженицу деньгами и необходимыми вещами (одёжкой, пелёнками и т. д.).

Ниме

Ниме – коллективная помощь, устраиваемая односельчанами при выполнение трудоемких и хлопотных работ. Ниме спасал и сохранял чувашей. В жизни селянина много таких моментов, когда требуются коллективные усилия для своевременного выполнения тех или иных хозяйственных работ. Нужно было вывозить лес, строить дом, вовремя убирать урожай – везде на помощь приходил обычай ниме.

Ниме не имеет определенных сроков проведения, однако чаще всего к коллективной помощи прибегали при уборке урожая.

Заключение

Следование канонам традиционной культуры развивает чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации. Проанализировав праздники и обряды чувашского народа, могу сказать, что в жизни чувашей важное значение имела традиция, которая заставляла строго соблюдать важнейшие церемонии со всеми их составляющими атрибутами. Соблюдение обычаев, обрядов, примет и традиций – это внутренний мир человека, его мировоззрение.

Список литературы

1. Культура Чувашского края. Ч.1. /В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров др./ Сост. М.И. Скворцов.- Чебоксары: Чув.книжное издательство, 1995.-350 с.

2. Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. "Чуваши: этническая история и традиционная культура", М., 2000

3. В.Ф. Кохановский. Родной край. - Чебоксары: Чув.книжное изд. 1972.- 144. с

4 .Сбоев В.А. Заметки о чувашах. - Чебоксары: Чуваш, кн. издательство, 2004. - 142 с.
5. Остатки языческих обрядов и религиозных верований у чуваш. Сост. Архиепископ Никанор. Казань. Типолитография Императорского университета, 1910

6. А.Г. Матвеев. Мифы, традиции и обряды чувашей: Конспект лекций/ Чуваш. ун-т. Чебоксары, 2002.-44 с.

Свадьба – очень важный момент в жизни человека. Это ритуал, важное событие и праздник. Она является началом новой семейной жизни двух людей. Конечно, обряды и обычаи, характерные для предсвадебного периода, а так же самой свадьбы, не всегда были одинаковыми. Постепенно идя из глубины веков, эти обряды и обычаи трансформировались, некоторые из них и вовсе исчезли. То есть, они не представлены в современной культуре или же сохранились как отголоски тех далёких времён.

Бракосочетание – это универсальный ритуал. Он есть у всех народов – африканских племен, эскимосов, американских индейцев – независимо от их географического положения и степени развития общества. У всех этих народов можно проследить множество схожих черт в брачной обрядности и традициях, несмотря на то, что их территории расселения находятся за тысячи километров друг от друга.

Русская культура имеет обширный пласт свадебных обычаев и обрядов, которые получили свое разнообразие благодаря широкой области расселения русских, следовательно, благодаря многочисленным региональным вариациям у славянских племен. Свадьба окружена множеством обычаев, символов, обрядовых действий – фата у невесты, обсыпание молодоженов хмелем, зерном, обручальные кольца… Но современный человек едва ли знает, какой смысл кроется за этими обычаями и символикой. Знание истории ритуала бракосочетания помогает лучше понять культуру своего народа и глубже вникнуть в ритуальные действия, совершать их осмысленно.

Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов. Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников.

Русский свадебный обряд очень разнится в разных регионах. Так, на севере России «музыкальная» часть состоит почти полностью из причетов, а на юге - почти полностью из весёлых песен, роль причета там более формальна. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен и обрядовых действий, а систему, очень стройно организованную.

Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII - XIV век. При этом в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии.

При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие: Сватовство- Смотрины – Рукобитие – Вытие - Девичник / Мальчишник – Выкуп - После этого следует таинство венчания – Гуляние - Свадебный пир

Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влечёт за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. Такой переход был сродни смерти в своём и рождению в другом роду. Например, вытие - это то же, что и причитание по покойнику. На девичнике поход в баню - омытие мёртвого. В церковь невесту часто ведут под руки, символизируя тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходит уже сама. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался. Когда невесту сватали, то одевали в красный сарафан и говорили: «У вас товар - у нас купец».

Сватовство Сватали обычно родственники жениха - отец, брат и т. д., реже - мать, хотя сватом мог быть и не родственник. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты.

Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Это делалось для того, чтобы уберечь обряд от действий нечистой силы. Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать.

После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствие девушки.

Смотрины Через несколько дней после сватовства родители невесты (либо родные, если невеста - сирота) приходили в дом жениха смотреть его хозяйство. Эта часть свадьбы была более «утилитарной», чем все другие, и не предполагала специальных обрядов. От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды. Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху.

Если после осмотра хозяйства жениха родители невесты не отказывали ему, - назначался день публичного оглашения решения о свадьбе. В разных традициях этот обряд назывался по-разному («помолвка», «рукобитие», «заручины», «запоруки» - от слов «ударить по рукам», «сговор», «запой», «пропой» - от слова «петь», «просватанье», «своды» и многие другие названия), но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба, а девушка с парнем становятся «женихом и невестой». После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты).

Обычно «сговор» проводится примерно через две недели после сватовства в доме невесты. На него обычно собиралось родственники и друзья семьи, жители деревни, так как день «сговора» был определён после осмотра хозяйства жениха, а за несколько дней до самого «сговора» эта новость распространялась по всей деревне. На «сговоре» предполагалось угощение для гостей.

Обещание жениться часто подкреплялось задатками и залогами. Отказ от обручения считался делом бесчестным, долженствующим навлечь на виновного как небесную, так и земную кару, в виде взыскания расходов, даров, платы за бесчестье, а иногда - и уголовного наказания.

Объявление о помолвке происходило обычно за столом. О помолвке гостям объявлял отец девушки. После его речи молодые выходили к гостям. Первыми пару благословляли родители, затем свои поздравления приносили гости, после чего пир продолжался.

После помолвки родители жениха и невесты договоривались о дне свадьбы, о том, кто будет дружкой и т. д. Жених делал невесте свой первый подарок - часто кольцо, как символ крепкой любви. Невеста, принимая его, давала свое согласие стать его супругой.

Церковное воззрение в древней Руси приспособилось к народному: освящало церковным благословением обручение, совершавшееся часто задолго до заключения брака, и признавало его нерасторжимость; но решающий момент в заключении брака церковь видела в венчанье, за укрепление которого в жизни усиленно боролась.

Вытие Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда - до двух недель). В это время готовилось приданое. В северных традициях невеста постоянно причитала. В южных - каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки» и т. д.), пели и плясали.

Невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество приданого. В основном в приданое шли вещи, сделанные невестой собственными руками ранее.

В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.

Накануне и утром свадебного дня невеста должна была совершить ряд обрядовых действий. Их набор не фиксирован (например, в некоторых регионах невеста должна была посетить кладбище), но есть обязательные обряды, присущие большинству региональных традиций.

Хождение невесты в баню - непременный атрибут большинства региональных традиций. Этот обряд мог происходить как накануне свадебного дня, так в сам свадебный день утром. Обычно невеста ходила в баню не одна, с подругами или с родителями. Хождение в баню сопровождалось как специальными причетами и песнями, так и рядом обрядовых действий, некоторым из которых придавалось магическое значение. Так, в Вологодской области с невестой в баню ходила знахарка, которая собирала её пот в специальный пузырёк, а на свадебном пиру его подливали в пиво жениху.

Девичник

Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами.

На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») - расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» - лента или ленты, вплетённые в косу девушки.

Девичник сопровождается причетами и специальными песнями. Часто причет невесты звучит одновременно с песней, которую поют подружки. При этом имеет место противопоставление причета песне - причет звучит очень драматично, в то время как сопровождает его весёлая песня подруг.

Первый день свадьбы

В первый день свадьбы обычно происходит следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.

Выкуп свадебный

В некоторых традициях утром свадебного дня дружка должен посетить дом невесты и проверить, готова ли она к приезду жениха. Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу.

Жених с дружкой, друзьями и родственниками составляет свадебный поезд. Во время того, как поезд движется к дому невесты, его участники (поезжане) пели специальные «поезжанские» песни.

Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т. п. Выкупать может как сам жених, так и дружка.

Венчание

Перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Перед венчанием невесте расплетали девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором (повойником). Иногда это происходило уже на свадебном пиру, но у старообрядцев две косы заплетали и повойник надевали либо между обручением и венчанием, либо даже перед обручением.

После венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители. Здесь также имеет место сочетание христианских элементов с языческими. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу. Шкура животного выполняет функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте. Этому хлебу также приписывалось магическое действие. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.

[править]

Свадебный пир

После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправляются за подарками в дом невесты.

Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир.

Каждого человека на протяжении всей его жизни сопровождают всевозможные русские традиции, обряды и ритуалы. Их очень много и они самые разные - на каждый день, на праздник и на какое-нибудь торжественное событие в семье.

В основу всех семейных обрядов положена вера, трудовая деятельность, быт и отдых людей. И возникновение обрядов никак нельзя назвать случайным. Требуются столетия, прежде чем какой-нибудь обряд признают в обществе.

Во всех современных традициях, дошедших до сегодняшних дней, воплотились три веры-культуры, представленные языческой, христианской и частично атеистической культурой. Все современные народные традиции являются христианскими, хотя в некоторых до сих пор прослеживаются остатки язычества и атеизма.

Семейные обряды белорусов являются живым голосом народа.

Они учат хорошему. Некоторые русские традиции были заложены в норме общественного поведения. Они оказывали немалое влияние на моральный, этико-бытовой или трудовой облик каждого из людей.

В современном мире существует масса различных обычаев и обрядов и каждый из них можно условно разделить на церковно-религиозные и мирские. Церковно-религиозные обряды имеют в народе тесную связь с церковью, а мирские происходят за пределами церкви, и существуют они отдельно, хотя и имеют тесную связь.

В церковных обрядах можно встретить массу элементов в виде хлеба, воды, ладана, свечей, ивовых веток, колец. Мирские, в свою очередь, заимствовали святой образ, икону, крест, библию, молитву из церковных обрядов. А сам комплекс семейных обрядов представлен обычными, воскресно-праздничными, торжественно-семейными, траурно-похоронными, календарными, бытовыми и хозяйственными.

Особенности проведения семейных обрядов

В основу всех семейных обрядов белорусов положена история и быт народа. Их путь развития очень длительный, и они сумели сохранить следы верований, мировоззрений, семейного и общественного уклада. В семейных обрядах можно найти отражение жизненного уклада, бытовых норм и обычаев рода, семьи. Все семейные обряды отличались четкой структурностью, и каждый народ всегда и строго их соблюдал.

Основными семейными традициями всегда были и остаются таинство крещения, свадьба, похороны. Свадебные обряды были представлены предсвадебной, собственно свадебной и послесвадебной частью. Похоронный обряд состоял из предпогребальных обрядовых действий, погребальных обрядов и поминок.

Все народные обряды до сих пор живут, они пронизаны земными потребностями и духовными идеями, символами, они наделены чувствами и богатыми образами.

Благодаря семейным обрядам происходило формирование характера семейных отношений, психологии и поведения людей.

Все семейные обряды носят воспитательную функцию, и для каждого народа обряды - это священное достояние, которым крепко дорожит каждый человек.

Разновидности семейных обрядов

В русских семейных традициях белорусов со времен язычества происходит отражение полного семейного цикла, состоящего их крещения, свадьбы и похорон. В старину каждый семейный обряд был наделен магическими свойствами, которые служили надежной защитой человека от злых сил.

Таинство крещения. Уже в первые месяцы жизни на Руси крещение ребенка было обязательным и неукоснительным правилом.

Сегодня Крещение в Православной Церкви совершается посредством троекратного погружения с головой в купель со святой водой со словами «Во имя Отца, и Сына и Святого Духа».

При совершении таинства крещения совершается несколько обрядовых действий, наделенных символическим духовным значением:

  • сначала крещаемый обращается лицом к западу - символу тьмы, это делается для того, чтобы он отрекся от сатаны;
  • затем происходит помазание елеем малыша перед погружением в купель, что символизирует непобедимость в борьбе с сатаной;
  • далее крещаемого погружают в воду и Дух Святой дарует семя Жизни и очищение от грехов;
  • после этого на грудь возлагается крест, так крестившийся будет постоянно помнить о кресте как символе спасения;
  • далее происходит русский обряд наряжения в белые одежды, так крестившийся получает очищение от грехов, и с этого момента его жизнь должна стать благочестивой;
  • после наряжения крещенный человек трижды проходит вокруг купели, что символизирует вечность;
  • далее происходит пострижение волос, так новокрещенный предается воле Господа.

Еще одной немаловажной русской традицией в жизни каждого человека следует назвать систему свадебных обрядов, служащих для закрепления брака. В России эта система появилась в пятнадцатом веке. Юноши на то время женились в возрасте двадцати четырех лет, а девушки выходили замуж, начиная с восемнадцати лет.

Условно русские свадебные обряды представлены досвадебными, непосредственно свадебными и послесвадебными обрядами:

  • началом русских свадебных обрядов служит сватовство, при котором получается предварительное соглашение родственников невесты на совершение свадьбы;
  • затем проходили смотрины, когда жених и родители жениха могли увидеть будущую невесту и оценить ее положительные и отрицательные качества;
  • окончательную договоренность относительно свадьбы достигали посредством обряда рукобитья;
  • после этого следовал русский обряд ритуального плача - вытие, целью которого было показать, что в доме невесты жизнь проходила счастливо и теперь ей приходится с ним прощаться, посредством вытия девушка прощалась с подругами, родителями и своей свободой;
  • за день до свадьбы проводился девичник, когда к невесте приходили подруги и помогали шить подарки жениху, весь вечер сопровождался свадебными песнями;
  • в день свадьбы принято было проводить обряд выкупа, который сохранился и по сей день, жених обязан был забирать невесту из дома;
  • после выкупа происходила самая важная часть свадебных обрядов - венчание, при котором жених и невеста получали христианское благословение и становились мужем и женой на всю оставшуюся жизнь;
  • праздновался обряд венчания свадебным пиром, сопровождаемый едой, питьем и веселыми шутками;
  • завершающим русским обрядом свадьбы стоит назвать «хлеб-соль», с которым родители невесты встречают молодых.

При этом теща или свекровь предлагают молодым откусить от каравая кусок. Этот обряд является символом того, что с этого момента молодые становятся крохами одного хлеба.

Завершающим обрядом в православной традиции следует назвать похороны. Как показано в устоявшихся традициях, умершего человека обмывали, переодевали в чистую одежду, которую он ни разу не надевал, затем клали покойника на лавку головой в сторону красного угла, где находились иконы, укрывали при помощи белого холста, а руки складывали на грудной клетке. Согласно старинным русским традициям, похороны после наступления смерти следовало проводить на третий день.

Особо чтимые умершие проносились на руках до самого кладбища.

Весь похоронный обряд сопровождали плач и причитания. Завершением похорон служили поминки или тризна со специальными поминальными кушаньями. Уже на кладбище покойника необходимо было помянуть кутьей. Практически все русские поминки на Руси сопровождались блинами.

Значение семейных обрядов в жизни человека

Каждый семейный обряд, который соблюдался человеком на протяжении столетий, обладал определенными педагогическими функциями. С помощью них подрастающее поколение знакомилось с хозяйственными обязанностями каждого члена семьи, с правилами поведения в супружеской жизни, с подготовкой к материнству, с нравственными нормами народа и со многим другим.

Эта передача знаний осуществлялась не уроками и наставлениями, а наглядными примерами поведения взрослых людей, где не нужны были никакие объяснения. Таким образом каждый ребенок перенимал образец того или иного поведения, становясь непосредственным участником обрядов.




Самое обсуждаемое
Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников
Детская ортопедическая обувь Twiki Детская ортопедическая обувь Twiki
Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих


top