Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это кто? Права и защита детей, оставшихся без попечения родителей. Какие права и льготы имеют дети-сироты

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это кто? Права и защита детей, оставшихся без попечения родителей. Какие права и льготы имеют дети-сироты

Сиротство как социальное явление присуще любому обществу, даже самому гуманному, богатому и цивилизованному. К этому явлению нельзя привыкнуть, но с ним приходится мириться. Намного сложнее спокойно относиться к тому, что с каждым годом при живых родителях становится все больше сирот, так называемых социальных сирот.

Деформация нравственных ценностей, распространение пьянства, жестокости и насилия в семье - все эти факторы повлекли за собой увеличение численности родителей, лишенных родительских прав, и, соответственно, детей, вынужденных воспитываться в детских домах и школах-интернатах, а также детей с отклонениями в умственном или физическом развитии, детей-инвалидов.

Безразличие, царящее во взаимоотношениях между государством и гражданином, к сожалению, иногда отражается на отношении родителей к своим детям. Подростковый возраст - последний период пребывания большинства детей в учреждениях интернатного типа.

В 16-17 лет они покидают школу-интернат и вступают в самостоятельную жизнь. Лишаясь привычных опеки и образа жизни, бывшие воспитанники часто оказываются не готовыми к встрече с действительностью. Процесс социализации ребенка, т. е., становления человека как общественного существа, - один из важных факторов формирования личности наряду с достижением определенного уровня физиологического и психологического развития человеческого организма. Он включает в себя ряд аспектов, существенных с точки зрения взаимодействия ребенка с окружающими:

1. Социальное познание:

a. знание о самом себе;

b. знание о взаимоотношениях с другими людьми;

c. усвоение социальных и культурных ценностей;

d. знание о структуре общества и роли отдельных социальных институтов и т. д.

  • 2. Овладение определенными навыками практической деятельности, включая как предметный мир, так и сферу социальной деятельности.
  • 3. Интериоризация, т. е., усвоение индивидом определенных норм, ценностей, установок, ролей и т. п. - социальных регуляторов, которые обеспечивают соответствие поведения индивида образцу, задаваемому требованиями общества, а точнее, требованиями конкретного социального окружения.
  • 4. Выработку на основе полученных знаний собственной системы ценностных ориентаций, представлений, установок, взглядов и т. п.

В результате этого процесса у индивида складываются системы внутренних регуляторов поведения и социальной ориентации. Социализированный на данном этапе подросток способен сделать осознанный выбор жизненной дороги, определить свою будущую профессии, способен организовать свой досуг, личную жизнь и наладить взаимоотношения с членами той микрогруппы, куда он попадет после окончания школы-интерната.

Таким образом, полноценная, положительная и устойчивая социализация подростков и ребят старшего школьного возраста, воспитывающихся в школах-интернатах для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, должна способствовать оптимизации процесса дальнейшего формирования личности индивидов, а также их интеграции и адаптации в обществе.

Характерная особенность подросткового возраста состоит в том, что в это время наблюдается пик асоциального, отклоняющегося поведения. Подростки наиболее ранимы, восприимчивы к различному патогенному влиянию. Не все дети успешно преодолевают «барьер» вхождения во взрослую жизнь, находят свое место в обществе, тем более дети, лишенные нормальной семейной атмосферы, несущие в себе груз пережитых трудностей конфликтов, потерь. Как известно, нынешние дети, находящиеся на попечении государства, в подавляющем большинстве (80-90%) имеют живых родителей, которые либо оставили их в родильных домах, либо лишены родительских прав, либо находятся в местах лишения свободы, либо оставили детей, и их местонахождение неизвестно.

Многие дети до того, как попали в школу-интернат прошли суровую школу жизни, полную лишений. В результате в детских домах и школах-интернатах оказался сосредоточенным весьма специфический контингент детей, которые отличаются, с одной стороны, отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, а с другой - ярко выраженной социальной, психической. Дети, пребывающие в учреждениях интернатного типа, в большей степени, чем их обычные сверстники, подвержены тревожности, депрессии, страху, интеллектуальным расстройствам.

К тому же, как известно, часть детей имеет диагноз: задержка психического развития. Для воспитанников детских домов и школ-интернатов переходный возраст осложняется еще и тем, что они ощущают себя неудачниками уже по обстоятельствам своего рождения. Они не добиваются достаточного успеха в процессе обучения и общения. А неудачники, как известно, составляют группу риска, пополняют ряды тех, кто населяет колонии, тюрьмы, психиатрические больницы.

У социальных сирот не развита волевая саморегуляция, т. е., способность управлять своей эмоциональной сферой, поведением, общением, деятельностью. Но в условиях коллективного воспитания способность к саморегуляции не имеет благоприятной почвы.

Эмоциональная сфера детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, искажена с самых ранних этапов контакта с внешней средой. Ребенок, интуитивно чувствующий свою заброшенность, незащищенность, стремится к общению с любым человеком, однако часто затрудняется в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, в «чтении» чужих эмоций. Саморегуляция связана и со сферой сознания, которое формируется под влиянием жизненного опыта, опыта общения с другими людьми, в процессе усвоения любой информации, поступающей извне. Таким образом, неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. В основе агрессии лежит потребность в самоутверждении, лидерстве, власти над другими людьми, которая может быть нейтрализована дружелюбием ребенка, его умением дружить и ценить дружбу. Все дети, живущие в учреждениях интернатного типа, вынуждены адаптироваться к большому числу людей. Они постоянно находятся в особых социально-психологических условиях, создающих эмоциональное напряжение, тревожность и усиливающих агрессию.

Дети интуитивно понимают, что могут полагаться только на себя, а потому стремятся утвердиться через нарушение норм, дерзость, насилие. В условиях воспитания детей в учреждениях интернатного типа воспитанники обособлены от внешнего мира, их деятельность регламентирована внутренним распорядком дня, установленным режимом учебы и отдыха. Все занятия проводятся под руководством взрослых.

Детям не предоставляется возможность сделать самостоятельно осознанный выбор того или иного вида деятельности.

Поэтому ученики, как правило, проявляют инициативу в нахождении способов неподчинения, игнорирования правил, моральных норм. Все эти нарушения не приносят блага самим воспитанникам, а являются лишь демонстрацией самостоятельности, способом удовлетворения потребности в самоутверждении.

Начиная самостоятельную жизнь и попадая в условия свободы от внешней регуляции и контроля, они теряются, поскольку привыкли не создавать для себя нормативы поведения, деятельности, а нарушать их. Поэтому для них более понятны и привлекательны «нарушители норм», молодежные группировки преступной направленности.

Дезадаптация в микро- и макросреде, вызванная психическими особенностями и условиями жизни, требует социально-педагогической и психологической поддержки. Все школы-интернаты, детские дома должны иметь штатного социального педагога и психолога, а в лучшем случае - службу медико-психологической реабилитации воспитанников, которая выявила бы особенности детей, проводила бы психодиагностику, вела бы наблюдения за ними, разрабатывала индивидуальные программы социально-психологической помощи, коррекции поведения и обучения.

Специфический тип общения в закрытом детском учреждении создает особый характер поведения воспитанников во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Особенность их жизни, когда они поневоле находятся в ситуации постоянного контакта со взрослыми и с одной и той же группой ребят, с одной стороны, должна способствовать эмоциональной стабильности, защищенности, а с другой - нельзя не видеть недостатков подобного образа жизни.

Он не способствует развитию навыков общения с «домашними» детьми, умению наладить отношения с незнакомым взрослым, адекватно реагировать на ситуацию, оценивать свои качества и качества другого человека для избирательного и дружеского общения.

У воспитанников школ-интернатов не удовлетворены многие социальные потребности, например в неформальном общении, самоутверждении, во взрослом как идеале и др.

Им не хватает социальной и эмоциональной уверенности, у них отсутствуют реальное представление о жизни, правильная нравственная оценка окружающей действительности.

У выпускников школ-интернатов развит страх перед самостоятельной жизнью. Преодолеть у воспитанников недоверие и боязнь внешнего мира можно, как считают педагоги, только через человеческое участие, интеграцию с «домашними детьми», обучение их в обычных школах, а также через сотрудничество с производственными предприятиями, организациями, учреждениями, которые дали бы возможность трудоустройства и способствовали бы адаптации детей в обществе.

Практическим шагом в этом направлении могло бы стать создание при школах-интернатах клубов, кружков, секций, где занимались бы и дети из окрестных домов. Общение с благополучными детьми создавало бы атмосферу таких взаимоотношений и норм поведения, при которых интернатские дети не чувствовали бы себя отверженными. Дети из интернатных учреждений нуждаются не только в расширении социальных связей, но и в психологическом обособлении.

Возможность побыть в одиночестве, уединении необходима для внутреннего сосредоточения, для развития самосознания. Отсутствие свободного помещения, условий для самоанализа и самопознания стандартизирует определенный тип личности. На заданный учителям и воспитателям школ-интернатов вопрос: «Чего больше всего не хватает вашим воспитанникам?» были получены такие ответы: «Возможности уединиться», «Своей собственности», «Комнаты психологической разгрузки». При этом по статистическим данным, на 28 детских домов приходится лишь 17 психологов.

Некоторую озабоченность вызывает физическое здоровье воспитанников. Состояние здоровья детей - залог их общего самочувствия. При этом важны не только объективные показатели, но и самооценки, самоощущения самих детей, привычность, обыденность их физического состояния. Дети-сироты ждут от окружающих долговременных человеческих взаимоотношений, искреннего интереса, общения. Монополия на обучение и воспитание детей-сирот не должна принадлежать только детскому дому или интернату. Двери их должны быть открыты для всех, кто пришел протянуть руку помощи, для сверстников из обычных семей, их родителей, представителей учебных и трудовых коллективов. Иными словами, ответственность за детей, лишенных родительской опеки, следует разделить между всеми членами общества. По словам одной из учительниц, сегодня, если не милосердие и сострадание, то хотя бы разумный эгоизм должен возобладать в нашем обществе по той простой причине, что значительное число воспитанников школ-интернатов и детских домов, по существу, составляют «группу риска».

К сожалению, свое милосердие пока чаще проявляют граждане других стран. Имеется в виду помощь со стороны зарубежных государств, которая, конечно, заслуживает благодарности. Однако и среди наших сограждан, думается, нашлись бы (и находятся) люди, желающие поддержать нуждающихся, в том числе и детей-сирот.

Немало проблем у бывших воспитанников школ-интернатов и детских домов связано с их слабой трудовой и профессиональной подготовкой. Государство делает все возможное, чтобы защитить осиротевших ребят от раннего одиночества, обеспечить им спокойное детство, приблизить условия проживания в школах-интернатах к семейным.

Однако воспитание в духе патернализма не стимулирует формирование таких важных качеств, как адекватное восприятие себя, осознание своей функции в обществе, желание быть полезным людям. У детей часто проявляется иждивенческая позиция, отсутствуют бережливость, ответственность, настойчивость, терпение (последнее качество у своих подопечных отметили лишь 5,7% педагогов). Дети пока во всем полагаются на общество и государство или зарубежных попечителей.

Все это подтверждает мнение некоторых ученых о том, что воспитанникам закрытых учебных учреждений свойственен психологический инфантилизм, обусловленный отсутствием реального видения собственной жизни. У них отсутствует реальное представление о своих способностях и возможностях, а также об адекватных им путях реализации своих интересов, мечтаний и устремлений, детям присуще неумение планировать свою жизненную программу.

Учителя и воспитатели считают: чтобы подготовить воспитанников к будущей самостоятельной жизни, следует отказаться от методов воспитания и обучения, формирующих человека, полностью зависящего от государства, и ориентировать их на проявление самостоятельности, выработку практических навыков во всех сферах человеческой жизни. Важно научить детей рассчитывать, прежде всего, на себя, пробудить в них желание зарабатывать деньги, а не получать.

Для этого ко времени выхода в самостоятельную жизнь они должны обладать определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для нормальной адаптации в обществе. Отсюда в разряд первоочередных задач выдвигается непосредственное и более раннее включение детей в трудовую деятельность. Трудовое воспитание и профессиональное обучение должны быть основой всей работы школы-интерната.

Решение этой проблемы многие преподаватели и воспитатели видят в органическом соединении учебы с производительным трудом, участие в котором способствовало бы развитию у детей трудолюбия, ответственности, профессиональных навыков и умений. Практически это можно реализовать, объединив усилия школы и училищ и использовав материально-техническую базу последних для профессионального обучения воспитанников.

Надо признать, что выпускники школ-интернатов имеют невысокий образовательный уровень, а значит, и ограниченный профессиональный выбор. Для большинства из них реальным остается только один путь - в профессионально-техническое училище. При этом не учитываются ни возможность будущего трудоустройства, ни психофизические особенности и интересы учащихся. Настало время определить целесообразность такого подхода к профессиональному обучению выпускников школ-интернатов.

Немало ребят высказывают желание в будущем стать воспитателями, учителями, врачами, музыкантами, писателями и поэтами. Как утверждают педагоги, среди них есть и одаренные, талантливые дети, обладающие способностями к избранному виду деятельности. Но чтобы развить их природные данные, в распоряжение школ-интернатов необходимо предоставить производственные мастерские, приусадебные участки, экспериментальные лаборатории и многое другое, что позволило бы детям открыть многообразие жизни, попробовать свои силы в тех или иных видах деятельности, приобщиться к избранной профессии.

Иной должна быть и система обучения и воспитания - обеспечивать разносторонними программами и методиками, специальным дидактическим материалом, разнообразными видами наглядности для работы с детьми, имеющими разный уровень интеллектуальных способностей, мышления, восприятия. Причем обучение детей с задержкой психического развития обязательно должно быть индивидуальным.

Главное - найти для каждого из них интересное занятие и на этой основе приобщить к полезному труду, а затем и к профессии. Следуя требованию времени, весьма полезным было бы уделить внимание подготовке воспитанников к предпринимательской деятельности.

Сложной, по мнению педагогов, представляется задача подготовки детей в стенах государственных учреждений к будущей семейной жизни. Следует отметить, что для опрошенных ребят характерны положительные высказывания о семейной жизни, и все они мечтают о крепкой дружной семье. Более всего они опасаются повторить путь своих родителей. Однако реализация их добрых устремлений в сфере семейно-брачных отношений является весьма проблематичной.

Как правило, бывшие воспитанники детских домов и интернатов сталкиваются с серьезными трудностями при создании своей собственной семьи. Они с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, имеют множество проблем в общении с супругом, в результате их брак зачастую заканчивается неудачей. Объясняется подобное обстоятельство прежде всего отсутствием у детей-сирот положительного семейного опыта, зримых примеров для подражания в реальной семейной жизни, не сформированность семейно-ролевых ценностей.

Далее, другая сторона семейных неудач бывших воспитанников государственных учреждений объясняется тем, что им самим практически не предоставляется возможность проявить бескорыстие, соучастие, любовь, заботу, пожертвовать чем-то ради другого, оделить его теплотой и радостью. Как бы ни были привязаны дети к своим иностранным «мамам», как бы ни радовались их письмам, телефонным звонкам и подаркам, привязанность эта, по мнению педагогов, - потребительская, как к источнику всяких радостей и благ. По настоящему близкими людьми дети считают своих кровных родственников - бабушек, дедушек, братьев, сестер и беспутных родителей.

Педагоги и воспитатели в восприятии ребят - это не замена родителей, а просто окружающая среда, к требованиям которой надо как-то приспособиться. Большинство ребят (75%) все же хотели бы жить дома. Учитывая этот факт, некоторые педагоги высказали свое мнение о необходимости сохранения, насколько это возможно, связей детей со своей кровной семьей. При этом, однако, важно обеспечить постоянный социальный контроль за родителями, лишенными родительских прав.

Самое лучшее, что государство могло бы сделать для социальных сирот - это вернуть им семью. Для этого необходимо, работая с детьми по коррекции их поведения, одновременно работать с родителями: помочь избавиться от алкогольной зависимости, с трудоустройством, научить любить своих детей. Задача эта не из легких. Она требует длительных усилий и определенных материальных затрат. Но сводить роль государства в защите детей только к изъятию их из семьи - дело бесперспективное, так как, по сути, не решает проблемы социального сиротства.

При подготовке воспитанников к будущей семейной жизни не следует игнорировать отрицательный семейный опыт детей, а, отталкиваясь от него, подводить их к пониманию причин неблагополучия в семьях и показывать возможные позитивные способы решения семейных проблем.

Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, - это дети, не приученные самостоятельно заботиться о себе, о своих личных и бытовых проблемах. Привыкшие все время жить коллективно, они просто физически не способны выдержать одиночества. У многих из них отсутствует чувство ответственности за свое будущее. Таким образом, каждый выпускник школы-интерната нуждается в помощи и поддержке хотя бы в первые 3-5 лет самостоятельной жизни, трудоустройстве, обеспечении жильем.

Однако в сложных социально-экономических условиях действующие по отношению к социальным сиротам государственные гарантии, к сожалению, не стабильны, например жилищная.

По выходе из школы-интерната выпускники оказываются перед пугающей альтернативой: либо возвращаться в ту домашнюю криминогенную среду, от которой их когда-то спасли, либо идти на улицу, пополняя ряды бомжей и потенциальных преступников. Одни педагоги считают, что надо продлить пребывание воспитанников в школе-интернате до исполнения им 18 лет, чтобы школа «подольше оставалась их домом», «дала им больше знаний», «помогла достичь своих целей», «научила честно зарабатывать и правильно тратить деньги».

Другие предлагают открыть общежития при интернатных учебных учреждениях для временного проживания бывших воспитанников. Тем самым переход во взрослую жизнь был бы постепенным и менее болезненным. По мнению третьих, выпускникам детских домов и школ-интернатов необходим социальный наставник, который бы руководил их приобщением к взрослой жизни, оказывал бы им помощь в решении личных, бытовых, жилищных и других вопросов.

Чтобы преодолеть «ущербность» социализации воспитанников интернатных учреждений, подготовить их к новым условиям взрослой жизни, трудовой и социальной деятельности, нужно приблизить условия жизни в школе-интернате к семейным, обеспечить чуткое и внимательное участие взрослых в жизни детей, увеличить число эмоциональных контактов между детьми, детьми и взрослыми в процессе совместной творческой деятельности, расширить круг общения воспитанников со своими сверстниками из благополучных семей, представителями учебных заведений, учреждений, организаций.

В связи с проблемой профессионального определения необходимо развивать у детей интерес к творчеству, привлекать к производительному труду и тем самым создавать предпосылки для самореализации, активности и самостоятельности, внутренней самодисциплины, ответственности. Бывшим воспитанникам школ-интернатов оказали бы необходимую психологическую помощь созданные реабилитационные центры.

Ребенок может потерять самых близких людей из-за их преждевременного ухода их из жизни.

Однако с ростом благосостояния общества увеличивается число детей, лишенных семейного тепла при здравствующих родителях.

В чем бы ни заключался корень зла, ребенок не окажется один на один с проблемой. Вопросы его развития берет на себя государство.

Рассмотрим, каких детей причисляют к оставшимся без попечения родителей , отличается ли этот статус от сиротства, и на какую поддержку сможет рассчитывать маленький человек.

Особенности статуса

С точки зрения закона понятия сиротства и отсутствия родительского попечения различаются:

Распространены ситуации социального сиротства , когда родители осознанно снимают с себя всю ответственность за ребенка. Эти люди могут быть социально и экономически не состоятельны или вполне успешны в жизни, но всегда ребенок для них помеха. И тогда родители:

  • отказываются забирать детей из медицинских или образовательных учреждений, оформляя официальный отказ. Это может произойти сразу после рождения малыша или спустя некоторое время;
  • попросту «забывают» о детях, находящихся в таких учреждениях без юридического сложения с себя родительских обязанностей.

Еще одна категория причин , когда дети остаются без родительского внимания, связана с деградацией личности матери\отца из-за пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам, асоциальным образом жизни. Причем, в этой ситуации родители иногда по-своему привязаны к ребенку, в редкие минуты просветления проявляя посильную заботу о чаде. Но это исключение из хода событий. Обычно же нахождение в родной семье является эмоциональной травмой и попросту опасно для малыша.

Иногда, чтобы устранить терминологическую путаницу, в категорию детей, оставшихся без попечения, относят и несовершеннолетних сирот. Но мы в дальнейшем будем говорить именно о социальном сиротстве.

Законодательное регулирование вопроса

Нерадивые матери и отцы порицаемы. Но и государство не оказывается в стороне, предоставляя детям в сложной жизненной ситуации поддержку.

Ее принципы регулируют :

  • Семейный Кодекс РФ;
  • ФЗ № 159 от 21.12.96 «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;
  • ФЗ № 44 от 16.04.01 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

При возникновении перечисленных ситуаций, судьбу несовершеннолетнего уполномочены решать органы опеки и попечительства . Сотрудники попечительского ведомства брошенного ребенка, контролируют поднадзорные семьи, условия проживания и воспитания несовершеннолетних в социальных учреждениях

Как оформить данный статус

Оснований для признания ребенка утратившим опеку гораздо больше, чем всем известное лишение родителей их прав.

Но в любом случае органы опеки обязаны принять решение о постоянном устройстве проживания и воспитания несовершеннолетнего в течение одного месяца с момента обнаружения такого основания.

Для чего это нужно

Важно понимать, что данный статус должен присваиваться официально . И сделать это нужно непременно:

  • во-первых, для получения претендентом мер социальной поддержки и льгот. Это весьма продолжительный период времени вплоть до исполнения ребенку 18 лет. Были случаи, когда достигший совершеннолетия человек, фактически оставшийся без родителей, не мог получить только потому, что в свое время органы опеки не оформили должным образом его статус.
  • Во-вторых, официальный статус оградит вторичного сироту от материальных претензий в будущем несостоявшихся родителей. Жизнь полна примеров, когда престарелый алкоголик вспоминает о звании родителя после того, как взрослое чадо добивается существенных успехов, и за его счет можно неплохо нажиться.

Как присвоить статус

Государством предусмотрен особый алгоритм по оформлению статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей. Сделать это несколько сложнее, нежели признать его сиротой.

Здесь придется доказать прекращение правовой зависимости ребенка от родителей (или связи с ними). Эта функция возложена на судебные органы.

Инициатору процедуры нужно представить на заседание документы :

  • решения о заключении под стражу, лишении свободы, а также подтверждения из учреждений УИН об отбывании уголовного наказания;
  • подтверждения об изначальном отсутствии родителей – с прочерками в соответствующих графах, заявления об отказе от ребенка, бумаги о приеме в социальное учреждение найденышей и подкидышей;
  • предварительное решение суда о лишении матери и/или отца родительских прав;
  • справки, выписки и другие подтверждения тяжкого заболевания родителя с ограничением его физической и/или правовой дееспособности от учреждений здравоохранения.

При необходимости могут предоставляться и другие, допустимые законом, доказательства. К примеру, показания свидетелей и очевидцев, аудио и видео материалы.

Но кто может выступить как инициатор присвоения несовершеннолетнему статуса оказавшегося без родительского внимания и содержания:

  • Конечно же, государственные органы опеки и попечительства;
  • Родственники, а также сотрудники образовательных, медицинских и социальных учреждений;
  • При достижении 14-летнего возраста сам ребенок может ходатайствовать (письменно) перед опекой о собственном изъятии из семьи, ограничении в правах родителей и т. д. Однако о судебном рассмотрении вопроса решение принимает госорган.

Со дня получения сообщения о ненадлежащих условиях жизни несовершеннолетнего, органы опеки обязаны в течение 3-х суток проверить место жительства ребенка.

Действия госорганов

Далее опека выясняет факт отсутствия попечительства родителей или родственников и, если ситуация находит подтверждение:

  • принимаются меры по защите прав и интересов (изъятие из семьи, временное размещение в социальной гостинице, детском приюте и т. д.);
  • информация направляется в орган исполнительной власти субъекта для размещения данных в региональном банке данных детей-сирот.

Вместе с этим решается вопрос о постоянном устройстве ребенка, информация о нем размещается в федеральный банк данных детей, оказавшихся без родительского попечения (ФЗ 44).

Исполнительная власть на местах в течение месяца со дня представления данных в региональный банк должна принять меры к устройству несовершеннолетнего в семью граждан на территории своего субъекта. Если подходящий вариант отсутствует, к проблеме подключаются федеральные структуры власти. Они устраивают ребенка на попечение семей из других регионов России.

Действия опекунов, сотрудников соц. учреждений

После назначения статуса эти лица обращаются в МФЦ или ПФР для оформления конкретных , пенсий, а также открытия личного счета ребенка в банке.

При себе нужно иметь пакет документов:

  • паспорт гражданина РФ, для сотрудника учреждения – доверенность на представительство интересов ребенка и организации;
  • свидетельство о рождении опекаемого;
  • документы, подтверждающие льготный статус.

Точный перечень бумаг зависит от конкретных обстоятельств социального/биологического сиротства.

Государственная поддержка данной категории граждан

Пенсия по потере кормильца

Положено только в случае смерти родителей или же признания их умершими/безвестно отсутствующими по суду.

Выплачивается вплоть до достижения ребенком совершеннолетия, при продолжении обучения на очном отделении – до 23 лет.

Образовательные льготы

Выделяется натуральная помощь и пособия на приобретение школьных принадлежностей, учебных пособий, подготовку к школе. в столовой бесплатно.

Также безвозмездны, однако дорогу придется оплатить.

Все дополнительные курсы предоставляются на бесплатной основе. При поступлении в ВУЗы, ССУЗы, колледжи на дневные отделения студенты без родителей продолжают получать назначенные социальные пособия и выплаты.

Если студент получает стипендию, то стандартная сумма повышается на 50%, ежегодно выплачиваются «подъемные» в троекратном размере.

Обеспечение жильем

По завершению обучения в интернате совершеннолетний ребенок претендует на собственные квадратные метры жилой площади.

Но только при соответствии условиям :

  • у него нет социального жилья или недвижимости в собственности (к примеру, оставшейся после родителей);
  • родственники не владеют «лишней» квадратурой, на которой смогут прописать ребенка;
  • если имеющееся жилье не отвечает санитарным и прочим нормам.

«Коммуналка» и ЖКХ

Условие для льгот таково: обучение в школе или профессиональном заведении на очном отделении, а также наличие жилого помещения.

В этом случае они освобождены от коммунальных платежей и за проживание. Жилье собственное? Тогда скидка 100%. Если ребенок живет в квартире опекуна, льгота распространяется на норму площади опекаемого.

Медицина

В учреждениях государственного медицинского обслуживания дети, оставшиеся без попечения родителей, могут рассчитывать на бесплатную помощь . При наличии показаний полагаются льготные путевки в санатории, лекарственное обеспечение. Когда присутствует инвалидность, то список преференций шире в зависимости от группы и заболевания.

Часть помощи полагается из федерального бюджета. Но в последние несколько лет заметна тенденция к перераспределению большей части помощи на региональный уровень. В субъектах действуют собственные программы поддержки данной категории льготников. Узнать о полном спектре мер помощи можно в МФЦ, пенсионных отделениях и органах СЗН.

Социальная помощь

Государство гарантирует им повышенную правовую защиту , которая охватывают основные аспекты жизни:

  • жилищные вопросы;
  • получение образования различных ступеней;
  • трудовые гарантии;
  • медицинское обслуживание.

Правительство всячески поощряет семейную опеку над детьми без родителей, установив единовременные и ежемесячные пособия, натуральные льготы еще и опекунам.

Но нажиться на опекунстве не выйдет: надзорные органы контролируют качество опеки и «ведут» ребенка практически до совершеннолетия.

О правах рассматриваемой категории граждан рассказано в следующем видеосюжете:

Международный опыт работы с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки, ряда развитых стран (Канада, Великобритания) свидетельствует о постепенном отказе от удержания детей в специальных учреждениях и ориентацию на формирование системы приемных семей, как такой, что наилучшим образом учитывает необходимые условия жизни и воспитание ребенка.

Феномен социального сиротства, к сожалению, присущий многим странам мира. Каждое государство определяет собственные пути преодоления этого явления и предоставления социальной защиты детям, которые осталось без родительской заботы.

Подход власти к определению степени необходимости устройства детей в интернатные учреждения значительно различаются в зависимости от страны и обуславливаются общей ситуацией в стране.

Приоритетными формами опеки в международной практике являются:

Усыновление

Опека в семьях родственников

Приемная семья

Интернатное учреждение.

В таких странах, как Румыния, Венгрия в соответствии с принятыми в них законами относительно защиты прав детей любое интернатное учреждение должно быть максимально приближенно к созданию семейной атмосферы воспитания и не может удерживать больше 20-30 детей. На такую реформу интернатных учреждений правительство Венгрии выделило значительные средства из государственного бюджета страны. Практически во всех постсоциалистических странах такие изменения вызвали неудовольствие у руководства интернатных учреждений, но этот процесс происходит активно, несмотря на сопротивление традиционной системы воспитания и удержание детей, лишенных родительской опеки.

По уровню развития системы приемных семей страны можно поделить на такие группы:

Страны, где приемные семьи существуют больше тридцати лет (Великобритания,

о Финляндия, Нидерланды и т.п.);

Страны, где система приемных семей введенна недавно (Венгрия, Румыния);

Страны, где система приемных семей только разрабатывается или планируется

о разрабатываться (Украина, Россия, Грузия, Армения, Болгария, Польша).

Партнерами Украинского института социальных исследований по выполнению проекта "Трансформация государственной системы институтов. Забота о ребенке в Украине" является Университет Де-Монфорт (Великобритания). Именно поэтому хочу привести детально организацию системы опеки и заботы в Великобритании.

Начиная с 50-х лет в Великобритании наработан большой опыт организации установление опеки и заботы над детьми путем создания приемных семей.

Приемная семья - это семья или отдельный человек, которая взял на удержание и воспитание ребенка-сироту или ребенка, лишенный родительской опеки. Эти семьи имеют собственных детей и могут взять на воспитание одного, двух или трех детей, но не больше.

Местные органы власти выплачивают приемной семье определенную сумму денег на содержание ребенка и за то, что она проявляет заботу о ребенке. Этой суммы достаточно для того, чтобы покрыть затраты на содержание ребенка, но ее нельзя рассматривать как заработную плату. Это связано с тем, что структура приемной семьи рассчитана на людей, которые хотят помочь детям, а не получить от этого материальную выгоду.

Приемные родители не имеют возможности выбирать себе ребенка. Решение о направлении детей или подростков к той или другой приемной семье принимает социальный работник. Приемные родители проходят подготовку относительно решения определенных трудностей, которые могут возникать при общении с детьми. В случае, если приемные родители не могут решить каких-то проблем, они обращаются за помощью к социальному работнику.

Существует система краткосрочных приемных семей, которые берут на содержание ребенка на короткое время: несколько недель или несколько месяцев, пока родная семья ребенка не решит своих проблем (болезнь, пребывание в больнице и т.п.) или пока ребенка не направят на содержание в детский дом или в другую семью.

Долгосрочная приемная семья берет ребенка на удержание с момента возникновения необходимости изъять ребенка из неблагополучной семьи ко времени, когда ребенок становится взрослым.

Существуют приемные семьи, которые называются приемные семьи-специалисты. Они берут на содержание детей, как правило, подросткового возраста, у которых имеются проблемы с поведением, или детей с проблемами физического развития, детей-инвалидов. Такие дети требуют больше времени на воспитание и специальных знаний. Семьи, В случае, если ребенку нельзя найти приемной семьи (как правило, это связано с возрастом или со сложным поведением ребенка), его направляют в учреждение, которое называется детским домом. В обычном детском доме содержится, как правило, 6-20 детей. Детские дома создаются с учетом того, что дети долго не будут задерживаться в них. Детей направляют в родную семью (если она готова их принять) или в приемную семью, если возраст ребенка составляет меньше 14 лет.

Детские дома рассчитаны на то, чтобы удерживать ребенка (подростка), если он переживает острые кризы, например, если ребенок сбежал из дома, подросток поругался или подрался с отцом, если родители ребенка погибли. Детские дома расположены недалеко от местожительства родной семьи, не более, чем за полчаса езды. Таким образом, ребенок может продолжать обучение в той же школе, в которой он учился, прежде чем попал в детский дом, имеет возможность посещать членов своей семьи, родственников, знакомых.

Детские дома выполняют разные функции и имеют разную специализацию. Существуют дома, работа в которых направленная на то, чтобы подготовить ребенка к переходу в приемную семью. Некоторые детские дома рассчитаны на детей, которые пострадали от определенного насилия или пережили стресс и требуют терапии, чтобы приспособиться к дальнейшей жизни. Существуют дома для детей, которые страдают от определенных патологий в поведении.

Независимо от специализации детского дома, для большинства детей, которые в нем содержатся, план работы с ними направленный на то, чтобы направить их в приемную семью или создать в родной семье нормальные условия для пребывания. Но для детей, которые из-за определенных обстоятельств не могут жить в семье, тоже существует система детских домов.

Детские дома, в которых дети остаются на долгосрочное содержание, как правило, рассчитаны на детей старшего возраста. Это связано с тем, что приемные родители, как правило, хотят брать на воспитание детей младшего возраста. Тяжело найти семью, которая возьмет на воспитание подростка, который уже сформировалась как личность, имеет свои привычки.

Существуют учреждения для содержания детей старшего возраста -полунезависимые учреждения. Они рассчитаны на содержание детей, которые в раннем возрасте оставили семью, не жили с родной семьей и имеют определенный опыт выживания. Если подростку исполняется 16 лет (это возраст окончания обучения), то он может направиться в такое учреждение и получить там дополнительные навыки самостоятельной жизни. В полунезависимом учреждении контроль за подростками значительно меньше, чем в детском доме, но все равно там есть персонал, который поддерживает детей и учит их. Подростки сами готовят пищу, имеют ключи от собственных комнат.

Если подросток готов оставить учреждение, местная власть находит для него отдельное жилье для начала самостоятельной взрослой жизни. Но несмотря на то, что ребенок оставляет учреждение, он еще требует внимания социального работника. И он посещает его, чтобы помогать в решении жизненных проблем.

Существует и такой тип детских учреждений - дома безопасности. Эти учреждения удерживают детей в "закрытом" состоянии, то есть дети не имеют права их оставлять. В такие дома направляются дети, которые представляют угрозу для себя или других людей. Например, ребенок, который убегает из дома настолько часто, что это представляет угрозу для его жизни, или же ребенок или подросток, которые совершило много правонарушений.

Для направления ребенка к дому безопасности необходимое решение суда.

Еще один тип института удержание детей - колонии. В них содержатся подростки в возрасте от 14 до 19 лет. Содержание ребенка в таком учреждении рассматривается уже не как забота, а как наказание. Нельзя направить к колонии подростка без решения суда, и такая форма содержания детей рассматривается как наказание за преступление.

Существует еще одна форма заботы о ребенке - усыновление. Такая форма заботы выводит ребенка из системы государственной заботы. Как и в Украине, в Великобритании, как правило, усыновляют грудных или совсем маленьких детей, которые не имеют возможности в дальнейшем возвратиться в собственную семью.

Контрольные вопросы

    В чем сущность социального сиротства

    Законодательно-правовая база социальной защиты детей-сирот и детей без родительской опеки в Украине

    Варианты устройства детей-сирот в Украине

    Какие формы социальной защиты детей-сирот в зарубежных странах

ЛИТЕРАТУРА:

1. Психология социальной работы/ О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др.; Под общей ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Питер, 2002. - 201-215 с.

2. Медико-психологічні та соціальні проблеми дітей-сиріт/ Під ред. М.М. Коренева, І.С. Лебець, P.O. Мойсеєнко. - Київ, 2003.

3. Соціальне сирітство в Україні: експертна оцінка та аналіз існуючої в Україні системи утримання та виховання дітей, позбавлених батьківського піклування/ Авт. кол.

Л.С. Волинець, Н.М. Комарова, О.Г. Антонова-Турченко, І.Б. Іванова, І.В. Пеша. - К.: Видавництво, 1998.

4. Закон України „Про забезпечення організаційно-правових умов соціального захисту дітей-сиріт та дітей, позбавлених батьківського піклування" № 2342-IV від 13.01.2005 р.

Литература

    Агапов Е.П. Становление и развитие социальной работы. Р-н-Д 2003

    Ромм М.В. Ромм Т.А. Теория социальной работы. Уч. пособие Н 1999.

    Теория социальной работы. П\р Ромма М.В. Н 2000.

    Фирсов М.В. История социальной работы в России. М., 2002.

    Фирсов М.В. Теория социальной работы М., 2000.

    Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М., 2000.

    Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. ИНФРА-М., 2001.

    Психология социальной работы. п\р Гулиной М.А. ПИТЕР-2002.

    Социальная работа. П\р Курбатова. Р-н-Д 2000.

    Медведева Г.П. Этика социальной работы. М., 2002.

    Бурая Н.П. Соцiальна робота. Харьков, 1996 г.

    Павленок В.Д. Основы социальной работы. Учеб. Пос. М., 2000.

    Теорії і методи соціальної роботи. Підручник за ред. Т.В. Семигіної. Київ., 2005

    Чернецкая А.А. Технология социальной работы. Учебн. Ростов н/Д, 2006.

    Лоренц У. Социальная работа в изменяющейся Европе. Киев 1997 г.

    Теория и методика социальной работы. ТТ. 1-2.- М.: Союз, 1994.

    Социальная работа в системе “Человек-общество-культура”: Учебное пособие. - Саратов: СГТУ, 1994.

    Теория и методика социальной работы. Т.1. - М.: Союз, 1994.

    Антология социальной работы. ТТ. 1-3. - М.: Сварогъ, 1994,1995.

    Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М.: Институт социальной работы, 1995.

    Григорьев С.И. Социальная культура, социальное образование и социальная работа в современной России: пути самоопределения // Российский журнал социальной работы. №1.

    Григорьев С.И. Гуслякова Л.Г. Ельчанинов В.А. Теория и методология социальной работы. Уч. пособие. М. Наука, 1994

    Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии 1989 №1.

    Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М. 1983.

    Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. М., 2004.

    Малкина-Пых И.Г. Кризисы пожилого возраста. Справочник. М., 2005.

    Альперович В. Проблемы старения. М., 2004

    Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. М., 1999.

    Альперович. В. Д. Социальная геронтология. Ростов н/Д 2000.

Дети, которые в связи с жизненными обстоятельствами остались без родительского внимания и заботы, должны быть обеспечены защитой государственных органов. Их определяют в приемные семьи либо в специализированные учреждения, где за ними будет осуществляться надзор и уход. Кроме того, несовершеннолетние в данном случае не считаются сиротами, а только детьми, которые остались без родительского попечения, потому что законные представители ограничены или лишены прав, не исполняют свои обязанности. Сиротой можно назвать только того ребенка, который потерял и отца, и мать, потому что они умерли.

Определение

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который остался без заботы, внимания и материального обеспечения последних, в связи с тем, что они были лишены или ограничены в правах на него, уклоняются от воспитания, длительно отсутствуют, не забирают его из образовательного учреждения.

Вопросами по устройству таких детей в приемные или патронатные семьи либо в специализированные учреждения занимаются государственные социальные службы. Они должны выявлять таких несовершеннолетних, вести их учет, а также осуществлять контроль за их дальнейшей жизнью, питанием и развитием, если последние были переданы для воспитания другим людям.

Устройство

Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, определяются в специализированные учреждения для того, чтобы они могли нормально питаться, развиваться и получать образование.

Существует несколько форм для устройства несовершеннолетних:

  • опека или попечительство;
  • усыновление, удочерение;
  • патронатная или приемная семья.

В случае если такие возможности определения детей отсутствуют, то они должны быть переданы в специальные учреждения. Последние могут быть следующих видов:

  • детские дома;
  • интернаты;
  • социально-реабилитационные центры и приюты.

Ст. 155 кодекса о семейных отношениях говорит о том, что перечень таких учреждений может быть также дополнен иными некоммерческими организациями, которые будут осуществлять свои главные функции в виде надзора за такими несовершеннолетними.

В данном случае помощь детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечивается государством в лице специальных социальных служб, которые занимаются их устройством в приемные и патронатные семьи, а также в специализированные интернаты и временные приюты.

Сроки

Органы опеки вправе определить несовершеннолетних в указанные учреждения для постоянного или временного проживания.

В том случае, когда ребенок помещен в детский дом на неустановленный период, то все обязанности по уходу, питанию и его содержанию ложатся на данную организацию.

Если же несовершеннолетнего определили в интернат временно, то за законными представителями, опекунами, попечителями сохраняются все права. При этом у данных лиц обязательно должны быть уважительные причины (тяжелое заболевание, длительная командировка), в связи с которыми они не могут должным образом следить и ухаживать за детьми.

В независимости от того, временно или постоянно ребенок будет находиться в специализированном учреждении, органы опеки составляют соответствующий акт при его передаче в указанную организацию.

Главные обязанности

На органы опеки возложены следующие функции:

  • обеспечение устройства несовершеннолетнего в специализированную организацию, где он будет получать образование, находиться под присмотром и на полном содержании;
  • осуществление контроля за деятельностью учреждения, где проживают маленькие граждане.

До того момента, пока ребенок не станет совершеннолетним, он будет находиться под их пристальным вниманием и надзором.

Защита детей, оставшихся без попечения родителей, полностью ложится на органы опеки, которые таким образом выполняют свои главные функции.

Помощь

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний гражданин, который вправе получать питание, образование и жилье от государства, потому что он лишился заботы родных и близких людей. Подобную помощь детям оказывают государственные органы, которые их передают в специализированные приюты и интернаты. Для этого и существуют социальные службы. Кроме того, каждый неравнодушный человек может помочь детям, обратившись для этого в специализированное учреждение.

Данные

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который находится в банке учета детей, которые нуждаются в помощи и защите. Для того чтобы получить какую-либо информацию о несовершеннолетних либо при желании их взять для воспитания в семью, необходимо обратиться к региональному оператору. На сайте банка есть анкеты малышей, вместе с фотографиями и краткими сведениями.

Данные о детях, оставшихся без попечения родителей, существуют для учета специализированными органами, которые осуществляют контроль за ними, а также для реализации прав граждан, желающих взять ребенка для воспитания в семью или усыновить.

Формы

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который нуждается в заботе и помощи государства. В данном случае его определением в интернат или приют будут заниматься специализированные органы.

Существует несколько форм устройства несовершеннолетних, лишившихся поддержки близких людей:

  • усыновление или удочерение, которое производится после оформления всех необходимых документов, представляет собой принятие ребенка на правах кровного родства, после чего от него уже невозможно отказаться;
  • опека - устанавливается над малышом до 14 лет, после этого возраста возможно только попечительство; подразумевают под собой проживание несовершеннолетнего с людьми в их доме под постоянным контролем социальных служб;
  • приемная семья - малолетние передаются гражданам после оформления договора; заменяет нахождение последних в специальной организации.

Поддержка государства

Права детей, оставшихся без попечения родителей, ни в коем случае не должны быть нарушены. Поэтому существует государственная поддержка, направленная на их защиту. Дети в данном случае имеют следующие права:

  • на образование;
  • на медицинское обслуживание;
  • на получение жилья;
  • на осуществление трудовой деятельности.

Защита детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с помощью государственных органов опеки, благодаря которым ребенок сможет обрести новую и крепкую семью, которая лучше прежней сможет позаботиться о нем и его будущем.

Труд

Несовершеннолетние граждане, лишенные родительского попечения, при обращении в службу занятости должны быть поставлены на учет в качестве безработных с назначением пособия, которое будет соответствовать уровню средней зарплаты региона. При этом данные лица имеют право пройти профессиональную подготовку с назначением стипендии. Кроме того, если при трудоустройстве работодатель нарушит их права, то он будет нести ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Медицинское обслуживание

Детям, оставшимся без родительского попечения, и сиротам гарантируется бесплатная помощь в случае их болезни. Кроме того, они имеют право на лечение за пределами РФ при наличии достаточных медицинских показаний после обследования, которое будет проведено за счет денег из федерального бюджета. Также указанные несовершеннолетние граждане направляются в оздоровительные лагеря на безвозмездной основе.

Получение жилья

Дети, которые остались без попечения родителей, и сироты должны находиться в специализированных учреждениях, в которых за ними будет осуществляться надзор и контроль со стороны органов опеки. После достижения указанными лицами 18 лет, они имеют право на предоставление им благоустроенного жилья. Кроме того, оно должно быть в состоянии, пригодном для проживания. Возможность получения жилья сохраняется за данными лицами даже после исполнения последним 23 лет.

Судебная защита

В том случае, если нарушаются права детей, оставшихся без родительского попечения, и сирот, то их законные представители и прокурор вправе обратиться в вышестоящие инстанции для восстановления социальной справедливости. При этом данные граждане могут обратиться в суд, который находится по их месту жительства.

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется профессиональными юристами на безвозмездной основе, потому что такое правило установлено законодательством РФ.

Прокурор при обращении в судебный орган всегда исходит из того, что граждане из тех детей, которые лишились родителей, в силу своего трудного материального положения не могут самостоятельно сделать этого. Кроме того, они нуждаются в защите государства.

Организации

Виды учреждений для детей, которые лишились родительского попечения, достаточно сильно отличаются друг от друга, и каждое имеет свое назначение.

К организациям, где содержатся несовершеннолетние, относятся:

  • образовательные, где они обучаются и воспитываются;
  • социального обслуживания, в случае наличия у ребенка выраженных умственных и физических недостатков;
  • системы охраны здоровья.

Учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда могут обеспечить им полноценное образование и развитие, поэтому органы опеки всегда стараются найти для каждого такого малыша хорошую семью.

Данные организации существуют нескольких видов:

  • социальный приют предназначен для временного пребывания;
  • дом ребенка, куда помещаются малолетние до трех лет, в том случае если их оставили после рождения, для помощи матерям-одиночкам;
  • школа-интернат, где несовершеннолетние проживают и учатся;
  • детский дом - специализируется как учреждение для ребят различного возраста.

Кроме того, не сильно впечатляют темпы устройства маленьких граждан в семьи. Поэтому число детей, оставшихся без попечения родителей, становится все больше. Также не каждого ребенка можно взять для воспитания в семью в связи с различными медицинскими показаниями, иногда ему лучше будет находиться под контролем специалистов коррекционного учреждения.




Самое обсуждаемое
Как связать красивые тапочки спицами и крючком? Как связать красивые тапочки спицами и крючком?
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?


top