Методологические аспекты постинтернатного сопровождения детей - сирот. Технологии постинтернатного сопровождения выпускников учреждений государственного попечения Постинтернатное сопровождение детей сирот и оставшихся без попечения родителей

Методологические аспекты постинтернатного сопровождения детей - сирот. Технологии постинтернатного сопровождения выпускников учреждений государственного попечения Постинтернатное сопровождение детей сирот и оставшихся без попечения родителей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ПРИКАЗ

О ПОРЯДКЕ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Приказываю:

В соответствии со статьей 6.1 Закона Республики Адыгея от 24 июля 2007 года N 107 "О патронате" приказываю:

1. Утвердить Порядок постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра образования и науки Республики Адыгея Н.И. Кабанову.

Министр
А.Ш.ХУАЖЕВА

Приложение. ПОРЯДОК ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Приложение
к приказу
Министерства образования и науки
Республики Адыгея
от 26 августа 2015 года N 940

1. Настоящий Порядок регулирует отношения по постинтернатному сопровождению (социальной поддержке) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания их в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов, семьях опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей (далее - лица из числа детей-сирот) до достижении ими возраста 23 лет.

2. Постинтернатное сопровождение осуществляют организации, выполняющие функции по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации лиц из числа детей-сирот (далее - организации по постинтернату).

3. Постинтернатное сопровождение устанавливается на основании личного заявления и документа, подтверждающего статус лица из числа детей-сирот.

4. Организация по постинтернату:

4.1. В течение 10 дней со дня обращения лица из числа детей-сирот издает приказ об установлении постинтернатного сопровождения лица из числа детей-сирот и заключает с ним договор о постинтернатном сопровождении и адаптации по форме, прилагаемой к настоящему Порядку.

Договор о постинтернатном сопровождении и адаптации может быть расторгнут досрочно по инициативе одной из сторон договора, в случае перемены места жительства лица из числа детей-сирот за пределами Республики Адыгея, а также смерти лица из числа детей-сирот.

4.2. Утверждает индивидуальный план сопровождения и адаптации лица из числа детей-сирот (далее - план) по месту его проживания и определяет социального педагога, осуществляющего взаимодействие с органами местного самоуправления, реализующими переданные им полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц (далее - органы опеки и попечительства), профессиональными образовательными организациями, в которых лица из числа детей-сирот обучаются, территориальными подразделениями ФМС России, центрами занятости, организациями социальной защиты и здравоохранения, общественными организациями, волонтерскими движениями и физическими лицами по реализации мероприятий в соответствии с планом.

5. Социальный педагог:

5.1. Организует заключение договора с лицом из числа детей-сирот по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации.

5.2. Согласует с лицом из числа детей-сирот и органом опеки и попечительства по месту его жительства план и координирует его исполнение. Предусматривает в плане участие в пределах их компетенции органов и организаций, указанных в пункте 4.2 настоящего Порядка.

5.3. Оказывает в случае необходимости помощь при взаимодействии лица из числа детей-сирот с органами и организациями, указанными в пункте 4.2 настоящего Порядка.

5.4. Направляет в двухдневный срок органам и организациям, указанным в пункте 4.2 настоящего Порядка, информацию о мероприятиях в пределах их компетенции, включенных в план.

5.5. Ежеквартально осуществляет мониторинг исполнения плана и вносит в него соответствующие изменения. Не позднее 10-го числа месяца, следующего за кварталом, направляет в органы опеки и попечительства информацию о ходе реализации планов.

6. Органы опеки и попечительства:

6.1. Ведут учет лиц из числа детей-сирот.

6.2. Направляют в организации по постинтернату сведения о лицах из числа детей-сирот при перемене ими места жительства.

6.3. Согласовывают план по постинтернатному сопровождению и адаптации лиц из числа детей-сирот.

6.4. Оказывают организациям по постинтернату организационно-методическую помощь по вопросам постинтернатного сопровождения, защиты прав и законных интересов лиц из числа детей-сирот.

7. Органы и организации, указанные в пункте 4.2 настоящего Порядка, по запросу организации по постинтернату направляют сведения об исполнении мероприятий, предусмотренных планом.

8. Координацию деятельности и контроль за организацией постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот осуществляет Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Приложение. Форма договора о постинтернатном сопровождении и адаптации

Приложение
к Порядку
постинтернатного сопровождения
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц
из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей

Форма договора о постинтернатном сопровождении и адаптации

Организация, выполняющая функции по постинтернатному сопровождению и

социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, по окончании пребывания их в организациях для детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов, семьях опекунов

(попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей, именуемая в

дальнейшем "Организация по постинтернату" ______________________________

(полное наименование)

в лице руководителя _______________________________________________________

(Ф.И.О., должность)

действующего на основании Устава Организации по постинтернату, и лицо из

числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

___________________________________________________________________________

проживающий (ая) по адресу_________________________________________________

именуемые в дальнейшем "Стороны", в соответствии с Порядком

постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, утвержденным приказом Министерства образования и науки

Республики Адыгея от ______ 2015 года N ______, заключили настоящий Договор о

нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

Предметом Договора является установление постинтернатного сопровождения

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

формирование и реализация индивидуального плана сопровождения и адаптации

(приложение к настоящему Договору)

___________________________________________________________________________

(Ф.И.О., дата рождения)

___________________________________________________________________________

(место рождения)

___________________________________________________________________________

(место жительства и регистрация)

паспорт серия ________ N _________, _______________________________________

(когда и кем выдан)

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. С целью исполнения настоящего Договора Стороны обязуются:

Организация по постинтернату:

2.1.1. Содействовать в защите прав и охраняемых законом интересов лицу

из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях

обеспечения его успешной социальной адаптации.

2.1.2. Соблюдать права и законные интересы лица из числа детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которого установлено

постинтернатное сопровождение.

2.1.3. Содействовать в предоставлении мер социальной поддержки лицу из

числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.1.4. Формировать совместно с лицом из числа детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, индивидуальный план сопровождения и

2.1.5. Оказывать содействие в дальнейшем самоопределении и социальной

адаптации лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, получении им образования и лечения во взаимодействии с

соответствующими организациями и физическими лицами (родственниками и

близкими).

2.1.6. Предоставлять Организации по постинтернату сведения, необходимые

для исполнения плана.

2.1.7. Сообщать об изменении персональных данных и других сведений,

необходимых для плана.

2.2. Стороны вправе:

Организация по постинтернату:

2.2.1. Получать с согласия лица из числа детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, необходимые сведения о нем.

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по изменению

Лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

2.2.3. Обращаться в Организацию по постинтернату за содействием в

защите своих прав и охраняемых законом интересов.

2.2.4. Обращаться в Организацию по постинтернату за

психолого-педагогической, социально-правовой и иной помощью в целях

обеспечения успешной социальной адаптации.

2.2.5. Вносить предложения по изменению плана.

2.2.6. Обращаться в Организацию по постинтернату с инициативой о

расторжении Договора.

3. СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

Настоящий Договор заключен на срок с ____________до____________.

4. УСЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА

4.1. В Договор могут быть внесены изменения в письменном виде по

соглашению Сторон.

4.2. Настоящий Договор может быть расторгнут досрочно по инициативе

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а

также в случае перемены лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, места жительства.

4.6. Лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, извещает Организацию по патронату о намерении расторгнуть

Договор за 5 рабочих дней.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Любые изменения к настоящему Договору имеют силу, если они

оформлены в письменном виде, подписаны Сторонами и не противоречат

законодательству Российской Федерации и Республики Адыгея.

5.2. Договор составлен в двух экземплярах, для каждой из Сторон, каждый

из которых имеет одинаковую юридическую силу.

6. РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН

Организация по постинтернату Лицо из числа детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей:

Ф.И.О., данные паспорта,

место жительства

подпись руководителя; печать. подпись.

Приложение. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН СОПРОВОЖДЕНИЯ И АДАПТАЦИИ

Приложение
к Форме договора
о постинтернатном
сопровождении и адаптации

Согласовано
Руководитель структурного
подразделения органа местного
самоуправления муниципального
образования, реализующего переданные
государственные полномочия
по опеке и попечительству

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН СОПРОВОЖДЕНИЯ И АДАПТАЦИИ

I. Общие сведения о лице, в отношении которого установлено постинтернатное сопровождение:

Дата обращения ___________________________________________________________

Ф.И.О. ___________________________________________________________________

Дата рождения ____________________________________________________________

Место жительства, телефон ________________________________________________

Семейное положение _______________________________________________________

Наличие сведений о членах семьи __________________________________________

Место проживания до совершеннолетия ______________________________________

Наименование профессиональной образовательной организации ________________

__________________________________________________________________________

Курс, дата окончания _____________________________________________________

Профессия ________________________________________________________________

Место работы, должность___________________________________________________

Доход ____________________________________________________________________

Сведения о наличии судимости _____________________________________________

Потребности на момент обращения___________________________________________

__________________________________________________________________________

Наличие жилья ____________________________________________________________

Увлечения, занятия в свободное время _____________________________________

__________________________________________________________________________

Круг общения _____________________________________________________________

Вредные привычки _________________________________________________________

Общее состояние здоровья (со слов) _______________________________________

Диспансерный учет ________________________________________________________

Трудности на момент обращения ____________________________________________

II. Основные задачи по направлениям совместной деятельности:

Здоровье _________________________________________________________________

Образование ______________________________________________________________

Трудоустройство __________________________________________________________

Проживание _______________________________________________________________

Обустройство и быт _______________________________________________________

Социальные контакты ______________________________________________________

Прочее ___________________________________________________________________

III. Маршрут сопровождения

Органы, участвующие в реализации индивидуального плана сопровождения и адаптации

Мероприятия <*>

Результат

Организация по постинтернату

1.
2.
3.
...

Орган опеки и попечительства по месту жительства

1.
2.
3.
...

Профессиональная образовательная организация

1.
2.
3.
...

Организация, в которой выпускник работает

1.
2.
3.
...

Центр занятости

1.
2.
3.
...

Организация
здравоохранения

1.
2.
3.
...

Правоохранительные органы

1.
2.
3.
...

Органы управления в сфере образования и молодежной политики

1.
2.
3.
...

Общественные организации

1.
2.
3.
...

Кровная семья, родственники, близкие люди

1.
2.
3.
...

Организация, в которой воспитывался

1.
2.
3.
...

Иные заинтересованные организации и лица

1.
2.
3.
...

________________

<*> Постоянно пополняемый раздел

Основания и дата завершения постинтернатного сопровождения

__________________________________________________________________________

Номер и дата заключения о готовности выпускника к самостоятельной жизнедеятельности (при прекращении постинтернатного сопровождения)

__________________________________________________________________________

Дата составления:

__________________________________________________________________________

Специалист организации Лицо, в отношении которого

по постинтернату: установлено постинтернатное

<*> Karpeev O.V. Legal regulation of post-boarding school maintenance (problem statement, methods of solution).

Карпеев Олег Владимирович, соискатель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Ульяновского государственного университета.

В статье рассматривается актуальность правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере постинтернатного сопровождения выпускников образовательных организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отмечается сложность правового регулирования деятельности субъектов, правовой статус которых меняется в процессе этой деятельности. Предлагаются методы решения поставленной проблемы: проведение системного исследования с построением прагматической функциональной модели данного вида деятельности, с последующим моделированием общественных отношений на ее основе, а затем моделированием правовых норм.

Ключевые слова: постинтернатное сопровождение, выпускники образовательных организаций для детей-сирот, правовое регулирование социальной адаптации, правовое регулирование постинтернатного сопровождения.

The article considers topicality of legal regulation of public relations arising in the sphere of post boarding school maintenance of graduates of educational organizations for orphans, children left without parental care and persons from orphans and children left without parental care. The author notes the difficulty of legal regulation of activities of subjects, whose legal status changes in the process of such activity; proposes methods of solution of the stated problem: carrying out of systemic research with building of pragmatic functional model of this type of activities, with further modeling of public relations on its basis, and then modeling of legal norms.

Key words: post boarding school maintenance, graduates of educational organizations for orphans, legal regulation of social adaptation, legal regulation of post boarding school maintenance.

В настоящее время особую актуальность приобретает решение задачи социальной адаптации выпускников образовательных организаций <1> для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - детей-сирот).

<1> В данной статье используется термин, применяемый в Семейном кодексе РФ, - "организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" использует термин "учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который является более широким и включает не только "образовательные учреждения", но и "учреждения социального обслуживания населения", "учреждения системы здравоохранения" и другие учреждения.

Министерством образования и науки РФ отмечается особая сложность периода вхождения выпускников образовательных организаций для детей-сирот (далее - выпускников) в самостоятельную жизнь, сопряженного с большими сложностями и не всегда успешно протекающего: "Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом" <2>.

<2> Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 марта 1011 г. N 06-369 "О направлении рекомендаций" // СПС "КонсультантПлюс".

Авторы вышеупомянутого письма как на особую проблему указывают на формирование "у воспитанников образовательных организаций для детей-сирот особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации".

В результате выпускники зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий, противоправную деятельность <3>.

<3> См.: письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2008 г. N 2372-РХ // СПС "Гарант".

Наличие данной проблемы достаточно давно осознано в сфере педагогики, социологии и психологии <4>. Ее исследование в данных отраслях научного знания завершается выработкой соответствующих предложений и рекомендаций. Практическая реализация данных предложений и рекомендаций сталкивается с отсутствием правовой основы и практической сложностью осуществления мероприятий социальной адаптации в период, когда дети-сироты покидают образовательную организацию <5>.

<4> См.: Лебедев О.Е., Майоров А.Н., Чепурных Е.Е., Золотухина В.И., Семья Г.В. Социализация и образование социальных сирот. Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Доклад / Под ред. А.Н. Майорова. М.: Интеллект-центр, 2002.
<5> См.: Алламярова Н.В., Алексеева В.М. Правовые аспекты социального сиротства // Медицинское право. 2011. N 2 / СПС "КонсультантПлюс".

После того как выпускник образовательной организации для детей-сирот покидает ее, до достижения им совершеннолетия или эмансипации в соответствии с п. 4 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ исполнение обязанностей его опекуна или попечителя возлагается на органы опеки и попечительства по месту его жительства (пребывания).

Практическая сложность реализации этого полномочия является общеизвестным фактом и отмечается в целом по России.

Помощь в жизни и деятельности выпускников со стороны органов опеки и попечительства, осуществляемую в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий, нельзя признать исчерпывающей и достаточной.

Это обусловлено ограниченностью предоставленных полномочий, ориентированностью их в основном на обеспечение первичных потребностей <6> и в ограниченный период времени (до достижения совершеннолетия или эмансипации), а также ограниченной штатной численностью органов опеки и попечительства.

<6> См.: Там же.

Вышеизложенное приводит к выводу о неэффективном функционировании в современной России системы органов опеки и попечительства в части обеспечения интересов выпускников.

Решение данной проблемы путем увеличения штатной численности органов опеки и попечительства с возложением на них дополнительных полномочий по осуществлению социальной адаптации выпускников представляется неэффективным и с экономической, и с функциональной точек зрения.

В связи с изложенным с неизбежностью следует вывод о необходимости реализации задачи по социальной адаптации выпускников путем формирования системы, обеспечивающей дополнительную помощь этой категории граждан.

Данная система должна функционировать во взаимосвязи, но вне органов опеки и попечительства, при сохранении функции контроля ее деятельности со стороны этих органов.

Признаками данной системы должны быть: высокая эффективность; адаптивность к изменяющимся требованиям в зависимости от количественного и качественного состава выпускников; индивидуальность применения в отношении конкретного выпускника.

Создание данной системы обусловливает актуальность правового регулирования общественных отношений в сфере социальной адаптации выпускников. Определенная сложность нормативного регулирования данного вида деятельности дополняется изменением правового статуса выпускников, установленного законодательством РФ, в связи с их взрослением.

Необходимость принятия нормативного акта, осуществляющего такое регулирование, требует исследования общественных отношений в сфере социальной адаптации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа с применением системного метода.

Как отмечает О.С. Разумов, "важность и необходимость системного подхода в постиндустриальном обществе обусловлены интегрированностью, целостностью, органической взаимосвязью и взаимодействием образующих сфер жизни..." <7>.

<7> Разумов О.С., Благодатских В.А. Системные знания: концепция, методология, практика. М.: Финансы и статистика, 2006. С. 7.

Системное исследование предполагает осуществление следующих операций: обнаружение элементов системы; выявление свойств и качеств каждого элемента; анализ связей, отношений и зависимостей элементов системы; обобщение элементов в их качественном взаимодействии; познание функционального назначения, роли и эффективности взаимодействия системы в каждой ее части на среду и обратного влияния среды на систему <8>.

<8> См.: Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. М.: Норма, 2011. С. 99 - 100.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют федеральные нормативные акты, осуществляющие комплексное регулирование правоотношений в вышеупомянутой сфере. Нельзя сказать, что действующее федеральное законодательство полностью игнорирует проблемы детей-сирот, нормативные акты о предоставлении "дополнительных" и "отдельных" льгот или прав для данной категории граждан многочисленны. Однако, анализируя ситуацию в целом, необходимо отметить фрагментарный, непоследовательный, несистемный характер правового регулирования данной сферы на федеральном уровне.

Следствием этого является отсутствие сформировавшегося подхода к постановке проблемы социальной адаптации выпускников в правовой науке, отсутствие строго научных разработок юридических дефиниций применительно к комплексному регулированию этих общественных отношений.

Между тем требования практики оказались настолько насущными, что заставили законодателей отдельных регионов Российской Федерации приступить к самостоятельному нормотворчеству.

Анализ регионального законодательства России приводит к выводу, что в настоящее время пока не сложилась единая система правового регулирования социальной адаптации выпускников, можно отметить также отсутствие единой терминологии и разницу подходов в определении основных понятий, используемых в региональных нормативных актах.

В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы или нормативные правовые акты регионального уровня, регламентирующие организацию работы по социальной адаптации выпускников по варианту так называемого постинтернатного патроната (постинтернатного сопровождения) <9>.

<9>

Кроме того, законами отдельных субъектов Российской Федерации на органы опеки и попечительства возложены полномочия по постинтернатному патронату.

Данное полномочие органов опеки и попечительства не предусмотрено действующим федеральным законодательством, но, по мнению региональных законодателей, не противоречит ему <10>.

<10> К такому выводу приводит анализ нормы права, закрепленной в ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", в соответствии с которой законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с установленными вышеупомянутым федеральным законом.

Данный вариант предусматривает установление особого вида патроната над выпускниками как в возрасте до 18 лет, так и в возрасте от 18 лет и старше, устанавливаемого на основании договора, на возмездной основе, финансируемого из регионального бюджета.

Региональным законодательством устанавливаются требования, предъявляемые к такому "постинтернатному воспитателю" (попечителю), ограничивается также количество опекаемых одним попечителем выпускников.

В качестве недостатков данной системы можно отметить отсутствие возможности оказания широкого спектра квалифицированной, комплексной, специализированной помощи выпускникам, так как патронатный воспитатель не может быть специалистом во всех областях сразу, и отсутствие единства организационно-методического руководства <11> деятельностью постинтернатного воспитателя, что наводит на мысль об отсутствии преемственности процесса социальной адаптации.

<11> Данный вывод следует из анализа региональных нормативных актов, но это может означать лишь то, что осуществление такого руководства не нашло своего отражения в законодательном акте регионального уровня, а фактически осуществляется.

В отдельных регионах России организация работы по социальной адаптации выпускников осуществляется с созданием служб и центров социальной адаптации.

Данные службы и центры могут функционировать как юридические лица - специализированные учреждения, основным видом деятельности которых является организация социальной адаптации выпускников, а также как структурные подразделения образовательных организаций для детей-сирот.

Основными направлениями деятельности таких учреждений или структурных подразделений являются предоставление выпускникам консультативной, правовой, психологической, социально-педагогической и иной помощи, предоставление им при необходимости возможности временного проживания, оказание им содействия в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов.

Данный вариант организации социальной адаптации выпускников обеспечивает преемственность процесса социальной адаптации, а также комплексность и квалифицированность оказываемой помощи. В качестве недостатка данной модели можно отметить высокую себестоимость ее создания на начальном этапе, обусловленную необходимостью выделения помещений для функционирования учреждения, оргтехники, мебели, формирования кадрового состава и т.д.

Как правило, данный недостаток существенно нивелируется путем формирования такого учреждения (центра или службы) на базе ликвидируемой или реорганизуемой образовательной организации для детей-сирот, с передачей всей (или части) материально-технической базы вновь создаваемому учреждению. Аналогично решается вопрос формирования кадрового состава, например, в Государственном докладе "О положении детей в Российской Федерации" за 2010 г., где отмечается наличие во многих образовательных организациях для детей-сирот "постинтернатных блоков, общежитий, социальных гостиниц, центров постинтернатной адаптации" <12>.

<12> В 2010 г. отмечалось наличие постинтернатных блоков в 101 учреждении, что составляет 7% от общего числа. См.: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс".

Необходимо отметить, что Министерство образования РФ рекомендует начинать целенаправленную работу "по подготовке детей-сирот к дальнейшей жизни в обществе, преодолению так называемого кризиса выпуска, связанного с переходом выпускников учреждений для детей-сирот от регламентированной жизни в учреждении к самостоятельному выбору и принятию решений" <13>, задолго до выпуска, практически с первого дня поступления детей-сирот в образовательную организацию.

<13> См.: письмо Министерства образования и науки РФ от 1 марта 1011 г. N 06-369 "О направлении рекомендаций" // СПС "КонсультантПлюс".

Полагаем, что процесс социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как комплекс мероприятий, направленных на формирование у детей-сирот навыков поведения в обществе, способности к самоконтролю и самообслуживанию, целесообразно начинать с момента достижения ими 14 лет. В более раннем возрасте данные мероприятия также необходимы, но целесообразность начала нормативно регулируемого процесса социальной адаптации именно с 14-летнего возраста в условиях образовательной организации для детей-сирот обусловлена особенностями развития большинства воспитанников (основная масса воспитанников отстает в развитии и к 14-летнему возрасту имеет уровень развития, соответствующий 10 - 12 годам). Кроме того, именно к 14-летнему возрасту формируется необходимый уровень самосознания, который характеризуется наличием способности к построению "плана на будущее", заинтересованностью в получении профессионального образования.

Проведенный анализ был направлен на выделение элементов системы социальной адаптации выпускников в широком смысле слова. Понятие "социальная адаптация детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа" по отношению к понятию "постинтернатное сопровождение выпускников" является более широким и соотносится как род с видом, включая в себя весь объем последнего.

В результате анализа можно выделить следующие потенциально существующие элементы системы социальной адаптации детей-сирот, которые могут быть включены в систему постинтернатного сопровождения.

  1. Социальная адаптация на этапе нахождения ребенка в образовательной организации.

Данный элемент относится к постинтернатному сопровождению выпускников как подготовительный и не входит в него в строгом смысле термина "постинтернатное", т.е. "осуществляемое после пребывания в интернате", понимая под интернатом все образовательные организации для детей-сирот, включая детские дома и т.д.

Однако для цели социальной адаптации, с учетом особой важности данного этапа, представляется целесообразным включить этот элемент в систему постинтернатного сопровождения с проведением соответствующего правового регулирования <14>.

<14> Организационные вопросы постинтернатного сопровождения в образовательных организациях для детей-сирот являются предметом пристального внимания государственных органов. См., например: телеграмма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 июля 2011 г. N 18-2/10/2-6484 // СПС "Гарант".

  1. Социальная адаптация на этапе от выпуска из образовательной организации до достижения выпускником совершеннолетия или эмансипации.

Данный элемент непосредственно относится к постинтернатному сопровождению, характеризуется переходом к условиям проживания в "широком социуме", в то же время выпускник не обладает пока полной дееспособностью и нуждается в особом внимании, так как на данный этап "накладываются" проблемы "переходного возраста", характерные для всех подростков.

  1. Социальная адаптация лиц из числа выпускников образовательных организаций в возрасте до 23 лет <15>.
<15> Верхняя возрастная граница - 23 года - обусловлена подходом, нашедшим отражение в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Данный элемент характеризуется наличием полной дееспособности гражданина, в то же время практика показывает, что "социальное взросление" таких граждан, к сожалению, отстает от "физиологической взрослости". В то же время осуществление постинтернатного сопровождения на данном этапе возможно только при наличии заявления гражданина об установлении такого сопровождения.

Все элементы должны быть взаимосвязаны общим организационно-методическим руководством, позволяющим осуществлять последовательное, системное, комплексное решение возникающих проблем в оптимальных временных диапазонах, что обеспечивает достижение интегративного свойства системы. Элемент, обеспечивающий общее организационно-методическое руководство, должен представлять собой отдельный элемент системы, а не быть составной частью одного из элементов.

Для решения поставленной задачи применим метод моделирования систем и построим прагматическую функциональную модель социальной адаптации детей-сирот как вида деятельности, которая описывает последовательность действий системы для достижения интегративного свойства, в данном случае - достижения эффекта адекватной социальной адаптации.

На базе данной модели выстроим структурно-функциональную модель постинтернатного сопровождения в масштабе Российской Федерации, предусматривающую введение саморегулирования деятельности <16>, или в упрощенном варианте и без введения саморегулирования - для субъекта РФ <17>.

<16> Введение саморегулирования деятельности субъектов постинтернатного сопровождения представляется делом будущего.
<17> Автор настоящей статьи ни в коем случае не настаивает на абсолютной истинности предлагаемой модели, а, наоборот, подчеркивает необходимость адаптации ее к условиям конкретного субъекта РФ.

Приняв данную гипотетическую (идеальную) модель в качестве истинной, осуществим моделирование правового регулирования возможных общественных отношений.

Как правило, для решения поставленной задачи необходимо выяснить функциональное назначение, роль и эффективность взаимодействия системы в каждой ее части на среду и обратного влияния среды на систему, но в данном случае говорить о взаимодействии системы со средой нельзя в связи с тем, что система существует лишь в виде гипотетической модели.

Для разрешения данного противоречия предлагается провести поиск аналога модели, существующего в реальности. Для этого необходимо провести исследование характерных признаков общественных отношений, подлежащих урегулированию. Выделив данные характерные черты, провести сличение их с известными характерными признаками уже урегулированных правом общественных отношений, затем провести анализ правового регулирования таких "схожих" общественных отношений с целью выделения компонентов, которые могут быть применены для регулирования интересующих нас общественных отношений. При этом вполне допустимо использование межотраслевого метода юридических исследований, который представляет собой отражение общего междисциплинарного подхода, сочетающего в себе "элементы других методов юридических исследований - сравнительно-правового и системного" <18>.

<18> Челышев М.Ю. Основы учения о межотраслевых связях гражданского права. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2008. С. 144.

В качестве "неполного аналога" предлагается принять комплекс норм, регулирующих общественные отношения в сфере несостоятельности (банкротства).

Выбор аналога обусловлен схожестью черт, характеризующих данные общественные отношения, в частности:

  • наличие публичного интереса в правовой регламентации данных видов деятельности, сочетающегося с высокой вариативностью поведения субъектов, что обусловливает применение соответствующего метода правового регулирования;
  • последовательность, этапность данных видов деятельности, сочетающаяся с эволюцией правового статуса субъектов и объектов деятельности и как следствие - направленность правового регулирования на установление процедуры;
  • неэффективность непосредственного участия государства как субъекта возникающих общественных отношений;
  • необходимость осуществления деятельности квалифицированным субъектом;
  • необходимость государственного контроля осуществления данной деятельности;
  • делегирование исполнения отдельных управленческих функций субъекту, не входящему в структуру государственных органов, осуществляющему деятельность на принципах саморегулирования (или уполномоченной организации - для субъекта РФ).

Изложение смоделированных правовых норм с применением правил юридической техники и выделением общего и частного дает возможность сформулировать проект федерального закона или закона субъекта РФ, регламентирующего общественные отношения в сфере постинтернатного сопровождения выпускников образовательных организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Результаты проведенного моделирования заслуживают рассмотрения в отдельной статье.

Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. Низкий уровень социальной компетентности, свойственный воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Воспитанники интернатных учреждений после выпуска нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных.

Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются: проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития; затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства; затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность; затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки; правовая некомпетентность; возврат в кризисные условия после выпуска. Поэтому возникла необходимость создания эффективной системы сопровождения выпускников на этапе их социальной адаптации.

Постинтернатное сопровождение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа относится к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Гражданский кодекс РФ и Семейный кодекс РФ не содержат норм, устанавливающих и регулирующих механизм сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Таким образом, правовое регулирование института постинтернатного сопровождения на федеральном уровне отсутствует.

Основа постинтернатного сопровождения выпускников заключается, в том числе в межведомственном взаимодействии органов и учреждений системы профилактики, функциональных и территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов юстиции.

Утверждение порядка межведомственного взаимодействия позволит обеспечить создание условий для действенной работы с выпускниками по защите их прав, социализации и адаптации.

В различных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуются программы психолого-педагогического и социального сопровождения, но, как правило, успех которых зависит от заинтересованности администрации учреждения или отдельных воспитателей.

Предлагаю ГУ ТО «Региональный центр «Развитие» разработать региональную программу подготовки к самостоятельной жизни воспитанников учреждений для детей-сирот, направленную на личностное и профессиональное самоопределение, приобретение правовых, социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических знаний и жизненных навыков для полноценного развития, жизнеустройства и адаптации в обществе. Начать с личного знакомства с каждым.

С целью поддержки выпускника в процессе жизнеустройства на базе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы 3 социальные гостиницы.

Содействие в социализации и адаптации выпускников интернатных учреждений и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помощь в формировании и развитии навыков, необходимых для их самостоятельного проживания, оказывают учреждения социального обслуживания семьи и детей. В настоящее время в Тульской области функционирует 12 детских социозащитных учреждений.

Сотрудники учреждений оказывают помощь указанной категории граждан в решении жилищных вопросов и проблем адаптации в учреждениях начального и среднего профессионального образования, при устройстве на работу, в предоставлении мер социальной поддержки, а также восстановлении семейных отношений с родными. За истекший период 2017 года различные социальные услуги получили 502 человека.

В Тульской области в 2016 г. стартовал и реализуется в настоящее время проект «Наставничество», целью которого является поддержка детей в трудной жизненной ситуации (в том числе детей-сирот, детей из неблагополучных семей и детей-инвалидов) через механизмы индивидуальной социальной адаптации детей силами волонтеров, профессиональных психологов и социальных работников.

В 2017 году в проекте «Наставничество», реализуемого Межрегиональной общественной организацией «Старшие Братья Старшие Сестры» совместно с ГУ ТО «Региональный центр «Развитие» при поддержке правительства Тульской области и автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив», приняли участие 15 воспитанников ГОУ ТО «Новомосковский областной центр образования», ГОУ ТО «Киреевская школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа».

Кроме того, в 2017 году начал свою реализацию проект «Наставничество» Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» при поддержке уполномоченного по правам ребенка в Тульской области. Фонд помогает сиротским учреждениям Тульской области уже более 6 лет, а в 2018 годе в формате проекта «Наставничество». По результатам прошлого года наставниками для детей стали 7 человек. Охваченные учреждения: ГОУ Барсуковская школа-интернат, Головеньковский детский дом-интернат, ГУ ТО «Одоевский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

К каждому наставнику прикрепляется один ребенок, встречи с которым проходят регулярно - волонтеры приезжают в гости, проводят вместе с детьми свободное время, занимаются творчеством, делают уроки или совершают поездки. Кураторы и психологи оказывают непосредственную поддержку и сопровождение.

По мнению Уполномоченного, в рамках реализации указанного проекта, между детьми и наставниками будут выстроены доверительные отношения, что в конечном итоге позволит обеспечить несовершеннолетним полноценную поддержку, поверить в свои силы, ощутить уверенность в себе, ощутить желание быть счастливым и дарить добро своим близким.

Модели постинтернатного сопровождения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

, 4 курс, 2016

Научный руководитель – к. п. н., доцент кафедры социологии и социальной работы ПетрГУ,

Аннотация: В данной статье исследуются модели постинтернатного сопровождения, которые, на сегодняшний день, применяются в российской системе социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так же, в статье приведены результаты проведенного исследования на тему «Региональные модели постинтернатного сопровождения детей – сирот и детей, ОБПР Республики Карелия и Мурманской области ».

Ключевые слова: постинтернатное сопровождение, модель постинтернатного сопровождения, региональная модель постинтернатного сопровождения.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в последние годы в Российской Федерации и в ее отдельных субъектах наблюдается ежегодное снижение общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, воспитывающихся в образовательных учреждениях. Однако количество выпускников в Российской Федерации ежегодно составляет около 15 тысяч.

Взрослея в условиях детского дома, воспитанники получают специфичное воспитание, которое препятствует формированию тех навыков, которые необходимы обычному человеку в социальной среде. В период нахождения ребенка в учреждении проблемы социализации и социальной адаптации латентны, т. е. они не оказывают прямого влияния на процесс его взросления. Однако, после выпуска - в постинтернатный период, они начинают приобретать открытый характер.

Все проблемы выпускников можно разделить на две группы: общественные, к которым относятся большие экономические затраты на воспитание, высокий уровень девиантности среди бывших выпускников и, так называемое, «вторичное сиротство», и индивидуальные, свойственные самим выпускникам, связанные с особенностями их личностного становления, - отставание в физическом и интеллектуальном развитии, нарушения в эмоционально-волевой сфере и поведении, неуверенность в себе, низкая самооценка, недоверие к внешнему миру, потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм.

Учитывая весь спектр проблем, с которыми сталкиваются выпускники в постинтернатный период, целесообразным является оказание воспитанникам комплексной поддержки посредством постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться к условиям социальной среды.

В современном законодательстве постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется как комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия и направленных оказание содействия лицам данной категории в получении образования, трудоустройстве, защите и обеспечении реализации прав на жилье, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, а также по обеспечению физического, психического, нравственного и духовного развития.

Понятие «модель», в рамках исследуемой темы, подразумевает под собой как совокупность компонентов по организации деятельности постинтернатного сопровождения, так и отдельно процессуальную часть этой деятельности. Модель включает в себя три блока. Организационный блок, в рамках которого проводятся подготовительные мероприятия по открытию специализированных центров постинтернатной адаптации, формирование системы управления и нормативно-правовой базы, а также планирование самого процесса сопровождения и определение профессиональной команды специалистов сопровождения. Процессуальный блок представляет собой саму технологию постинтернатного сопровождения, то есть его основные составляющие: цели, задачи, мероприятия, мониторинг и другое. Контрольно-результирующий блок включает в себя процесс оценки и анализа результатов – уровень готовности выпускника к самостоятельной жизни .

Региональная модель постинтернатного сопровождения представляет собой комплексную систему сопровождения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, включающую в себя совокупность органов и учреждений региона, вовлеченных в процесс социальной адаптации, оказывающие социальную помощь выпускникам, включая меры социальной поддержки, реализующихся в едином организационно - нормативном поле. Региональная модель строится на основе единства трех направлений деятельности: социально-правовой поддержки выпускников; психолого-педагогического сопровождения; аналитической и информационной работы .

Таким образом, наличие региональной модели может стать эффективным инструментом для решения проблемы постинтернатного сопровождения, так как позволяет создать целостную систему сопровождения в регионе.

В рамках данной темы было проведено исследование на тему «Региональные модели постинтернатного сопровождения Республики Карелия и Мурманской области». Данные регионы были выбраны по причине территориальной близости, схожести демографической ситуации, а также условий и временных рамок создания системы сопровождения выпускников.

В ходе исследования нами было проведено экспертное интервью со специалистами учреждений, оказывающих социальную поддержку детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также стандартизированное интервью с выпускниками организаций для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обоих регионах. Выборка производилась методом «снежный ком».

Критериальным аппаратом нашего исследования послужило исследование, по мнению которой региональная модель постинтернатного сопровождения должна включать в себя следующие элементы: нормативно–правовую базу, регулирующую процесс адаптации выпускников; организационно–управленческую структуру; наличие комплексного межведомственного взаимодействия; организационные модели (формы) постинтернатного сопровождения; единый алгоритм процесса сопровождения; оценку эффективности деятельности учреждений, специалистов и осуществляемых мероприятий; а также информационно–аналитическое и кадровое обеспечение .

Данное исследование позволяет сделать вывод о наличии региональной модели постинтернатного сопровождения в республиках Карелия и в Мурманской области. Статистические данные и результаты проведенных интервью указывают на их определенную эффективность.

Правовую основу деятельности по социальной адаптации выпускников составляет ряд законодательных актов РФ: Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" и «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и т. д.

В настоящее время более чем в ряде субъектов РФ разработаны и приняты законы, определяющие порядок организации постинтернатного сопровождения. Так, в Мурманской области в 2006г. принят закон № 000 «О патронате», в котором впервые было определено понятие «постинтернатный патронат», его основные задачи, условия реализации, а также должностные обязанности учреждений социального обслуживания, участвующих в межведомственной работе по постинтернатному патронату т. д.

Субъектами постинтернатного сопровождения детей-сирот являются представители государственных институтов (органы местного самоуправления , органы опеки и попечительства, образовательные учреждения, а также учреждения других ведомств : социальной защиты , МВД и др.); институты жизнеустройства (замещающая семья, патронатные воспитатели); представители общественных институтов гражданского общества (общественные объединения , конфессиональные организации, социально ориентированные некоммерческие организации).

Тук, в 2012-2013гг. в Республике Карелия КРОО «Служба социальной реабилитации и поддержки «Возрождение» осуществлен проект «Навстречу взрослой жизни». В результате были сформированы такие модели постинтернатного сопровождения, как «Жилье с медико-социальными услугами» и «Жилье с поддержкой наставника». В рамках первой модели выпускнику предоставляется жилье и право обращаться за любым видом помощи, которые имеются на рынке социальных услуг, а также в общественные организации. Вторая модель так же включает в себя предоставление жилья, обеспечение всех условий для формирования навыков самообслуживания, но под присмотром наставника.

В Мурманской области постинтернатным сопровождением активно занимается НОУ «Центр развития семейных форм устройств детей-сирот и детей, ОБПР». Задача Центра: разработка и реализация проектов и программ, направленных на успешную адаптацию выпускников к самостоятельной жизни путем их устройства в профессиональные приемные семьи.

В настоящее время в исследуемых регионах реализуются различные организационные модели (формы) постинтернатного сопровождения выпускников.

Так, в Мурманской области на базе пяти детских домов были созданы пять центров постинтернатной адаптации, которые, по мнению эксперта, являются не продолжением школы-интерната, а местом, где выпускники делают шаги во взрослую жизнь в условиях приближенных к семейным.

В 2015 г. КРБФ «Материнское сердце» был реализован проект «Шаг к самостоятельной жизни», в рамках которого на базе общежития Петрозаводского автотранспортного колледжа, была создана «Социальная квартира» для проведения программ социальной адаптации и реабилитации выпускников. Результатом реализации данного проекта стало проведение работы с 25 учащимися колледжа, которые успешно прошли курс обучения навыкам к самостоятельной жизни.

В 2012 году в Мурманске был сформирован «Дом молодежи – SOS», который представляет собой заключительный этап поддержки выпускников организаций для детей – сирот и детей, ОБПР по программе «Полунезависимого проживания». Такая форма помогает ребятам без особых затруднений перестроиться на полноценную самостоятельную жизнь.

Таким образом, в регионах накоплен определенный опыт сопровождения. Однако региональные модели как комплексные системы сопровождения в республике Карелия и в Мурманской области находятся в стадии формирования. Исследование показало две взаимосвязанные проблемы, требующие решения: межведомственное взаимодействие и необходимость координационного центра по организации постинтернатного сопровождения. Подобный межведомственный подход позволит выстроить региональные программы развития постинтернатного сопровождения сирот на основе глубокого анализа состояния дел в этой сфере, с учетом привлечения широкого круга специалистов.

Список литературы

1.,., Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010.

2. Современное состояние и тенденции развития региональной системы социально-педагогического сопровождения выпускников интернатных учреждений. - Мурманск: Изд-во МГПУ, 2010.

3. Постинтернатное сопровождение детей - сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение/Материалы межрегиональной научно - практической конференции. - Смоленск: - М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!». - 2010.

4. , Региональная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (на примере Республики Хакасия) // Молодой ученый. - 2014. - №13.

6. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda . URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (data obrashhenija: 20.05.2017).

7. Federal"nyj gosudarstvennyj obrazovatel"nyj standart nachal"nogo obshhego obrazovanija obucha-jushhihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami zdo-rov"ja . URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71254376/ (data obrashhenija: 20.05.2017).

8. Furjaeva T.V. Antropologicheskij podhod kak metodologicheskaja ramka sravnitel"nyh issledovanij // Pedagogika. 2015. № 3. C. 22-28.

9. E.M. Safronova, L.S. Beylinson, N.V. Zolotykh, T.Yu. Shevchenko. Gratefulnessasa Life Principle: Essenceand Diagnostics (Blagodarnost" kak zhiznennyj princip: sushhnost", diagnostika) // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Iss. 16. URL: http://www. ijese.net/makale/1139 (data obrashhenija: 20.05.2017).

Perechen" mul"tfil"mov

Neblagodarnyj kozlik . URL: https://www.youtube.com/watch?v=m_ssYePeR5A (data obrashhenija: 19.05.2017).

Pouchitel"nyj mul"tfil"m o tom, kak vazhno umet" byt" blagodarnym . URL: https:// www.youtube.com/watch?v=8v5YcLBfNQM (data obrashhenija: 19.05.2017).

Olen" i volk. . URL: https:// www.youtube.com/watch?v=BMn_Hoy-8M4 (data obrashhenija: 19.05.2017).

Blagodarnost". Detskaja ploshhadka . URL: https://www.youtube.com/watch?v=N-ca9bpy0aM (data obrashhenija: 19.05.2017).

Developing a sense of gratitude

as the way of "healing" disabled students

The article deals with the research results re-gardingthe educational standards for students with disabilities and the analysis of the relevance of developing a sense of gratitude as the characteristics of moral education of a person. It specifies the essence of the phenomenon of "gratitude" as one of the learning results. The author describes the components and characteristics of its development, as well asthe original diagnostic material. The experience in the design and implementation of the educational project "Animation as a means of developing a sense of gratitude"is proposed and described in the article.

Key words: education, gratitude, morality, sense, ability, diagnostics, design.

(Статья поступила в редакцию 24.05.2017)

И.А. ПЛОХОВА, Н.В. БИБИКОВА,

Е.А. ГРИНЕВА

(Ульяновск)

модель постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Отмечается необходимость разработки научно-методологического обоснования социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представлена структурно-функциональная модель постинтернатного сопровождения данной категории детей. Обоснована авторская подпрограмма «Оп"Нпе Клуб Навигатор», которая составила практическую значимость исследования и позволила обеспечить ее эффективность.

Ключевые слова: постинтернатное сопровождение, выпускники интернатных учреждений, модель, подходы, компоненты.

Вопросы сопровождения различных категорий населения на современном этапе является актуальной темой в связи с тем, что до сих пор в цивилизованных странах остается распространенным такое явление, как дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. В рамках данной статьи рассматривается одна из проблем функционирования системы сопровождения - научно-методологическое обоснование постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В системе социальной работы России складывается особая культура поддержки и помощи выпускнику интернатного учреждения - сопровождение. Термин «сопровождение» в психологии, социальной педагогике, социальной работе употребляется как концептуально, так и в отношении практической деятельности по решению конкретных проблем. Сопровождение означает идти рядом с человеком, движущимся вперед, преодолевая трудности. Оно используется по отношению к тому, кому нужна помощь, поддержка в преодолении возникающих (возникших) трудностей (проблем) в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей. В ходе развития человека сопровождение обеспечивает социальное взаимодействие с окружающи-

© Плохова И.А., Бибикова Н.В., Гринева Е.А., 2017

ми людьми в разнообразных личных и социальных ситуациях .

Современная трактовка понятия «сопровождение» позволяет уточнить специфику отношений между выпускниками детских домов и школ-интернатов и субъектами их постинтернатного сопровождения. Как показывает анализ литературы, чаще всего под сопровождением понимается комплекс действий представителей государственных и общественных институтов, обеспечивающих вхождение воспитанников интернатных учреждений в социальную жизнь. Постинтернатное сопровождение также рассматривается как форма воспитания и оказания социальной помощи и поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, являющимся выпускниками учреждений интернатного типа, во время обучения по очной форме в образовательных учреждениях после окончания получения профессионального образования до достижения возраста 23 лет на условиях договора .

В процессе анализа были выделены следующие базовые основания обеспечения постинтернатного сопровождения выпускников детских домов:

1) реализация государственных гарантий по обеспечению прав подростков на социальную адаптацию в обществе;

2) формирование единой государственной системы постинтернатной адаптации выпускников детского дома;

3) ориентирование адаптационных мероприятий в интересах и во благо несовершеннолетнего;

4) адресность адаптационных мероприятий с учетом личностных особенностей выпускников .

Процесс организации сопровождения -это не хаотичное (время от времени) взаимодействие субъектов сопровождения. Этот процесс имеет свою логику и временные континуумы. Ядром процесса сопровождения является сама цель - адаптация выпускника в социуме, а структурными компонентами служат диагностический, программно-методический, технологический и организационный компоненты. каждый из них направлен на решение конкретных задач сопровождения.

Диагностический компонент отражает процедуры, которые необходимы для выстраивания процесса сопровождения. Специалисты опираются на результаты мониторинговых исследований, показывающие, какие объективные и субъективные факторы в определенный период влияют на результативность процесса сопровождения.

кие науки -

Технологический компонент служит для обеспечения технологичности процесса сопровождения. Наличие определенных технологий предполагает, что у специалиста есть возможность ориентироваться при реализации процесса сопровождения, выбирая технологии, которые обусловливают успешность адаптации именно той группы выпускников, которую он опекает. Это позволяет специалисту осуществлять оценку эффективности своих усилий.

Организационный компонент необходим для обеспечения взаимодействия всех участников процесса сопровождения. Структура управления процессом сопровождения дает представление об устойчивости, ресурс-ности, а также динамике процесса сопровождения .

Программно-методический компонент предполагает научную обоснованность реализуемых программ, включение в процесс сопровождения новых инновационных технологий, повышение профессионализма и компетентности работающих с выпускниками специалистов.

Технология постинтернатного сопровождения детей-сирот включает следующие этапы:

1) подготовительный - собирается вся информация о выпускнике, составляется карта социально-поддерживающей сети выпускника, индивидуальная программа сопровождения;

2) адаптационный - предусматривает оказание помощи выпускникам при решении актуальных вопросов, связанных с жильем, получением образования, трудоустройством, оказанием медицинской и юридической помощи;

3) постинтернатное сопровождение по индивидуальной программе - использование дифференцированного подхода с определением сложности проблем .

в процессе проведения исследования была предпринята попытка уточнить сущность и содержание понятия «постинтернатное сопровождение». Постинтернатное сопровождение -это поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая заключается в выстраивании оптимальных социальных отношений; в оказании помощи данной категории детей в решении личностных проблем; в преодолении трудностей социализации на протяжении острого адаптационного периода.

Постинтернатное сопровождение детей-сирот призвано создать условия, способству-

известия вгпу

ющие актуализации проблемы обретения смысла жизни и прогнозирования жизненных перспектив, а также формированию компетенций, необходимых для принятия ответственного решения и самореализации в соответствии с ним. Оно позволяет отследить жизнь воспитанника после выхода из детского дома, оказать различную помощь в решении текущих проблем, тем самым способствуя становлению личности.

в практике деятельности социальной работы неоднократно были предприняты попытки разработки и реализации модели постинтернатного сопровождения различных сфер жизнедеятельности выпускников детских домов. Под моделью понимается искусственно созданное для изучения явление, аналогичное другому явлению, исследование которого затруднено или невозможно. Модели зачастую выступают аналогами изучаемых объектов исследования, являются сходными с ними, но не равнозначными им .

С помощью моделей значительно облегчится возможность преодоления различных трудностей, возникающих на жизненном пути воспитанников детских домов. Можно выделить несколько моделей сопровождения выпускников интернатных учреждений: постинтернатный патронат; семейный патронат, модель семейного центра; стационарные отделения, центры временного пребывания, социальные гостиницы и пр.; предварительная подготовка на базе детского дома (интерната) и последующее сопровождение; сопровождение на базе учреждений начального и среднего профессионального образования; клубы выпускников интернатных учреждений; смешанная модель, предполагающая сочетание элементов из нескольких моделей .

таким образом, несмотря на многообразие моделей постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений, все их объединяют следующие особенности: во-первых, создание специальной социально-педагогической, социально-психологической комфортной, социально-правовой защитной среды; во-вторых, обеспечение индивидуальности сопровождения выпускника; в-третьих, мониторинг процесса адаптации выпускника и проведение необходимой коррекции.

До сих пор нет универсальной модели постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это вызывает потребность в создании эффективной модели постинтернатного сопровождения выпускников. В ходе иссле-

дования мы попытались создать структурно-функциональную модель постинтернатного сопровождения.

Апробация модели проходила на базе областного государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, -Ульяновского специального (коррекционно-го) детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья «Гнездышко» - Центра по развитию семейных форм устройства и сопровождению семей и детей с участием (далее - ульяновский детский дом «Гнездышко») детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей.

на основе анализа результатов диагностического исследования было получено целостное представление об исследуемом феномене и построена модель постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (см. рис. 1 на с. 25). Рассмотрим и обоснуем составляющие части представленной модели.

разработанная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя следующие компоненты:

1) целевой;

2) теоретико-методологический;

3) организационно-технологический;

5) результативный.

1. Компонент целеполагания является главным и системообразующим звеном модели, отвечающим потребностям современного общества и отражающим социальный заказ. Определение цели как главного компонента исследования является важным моментом, т.к. она выступает по отношению к остальным компонентам модели в качестве управляющей инстанции, имеющей образ будущего результата. В данном случае - разработка и реализация современной универсальной модели постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальный заказ обусловлен потребностью общества в развитии системы социальной адаптации и жизнеустройства воспитанников после выпуска из детского дома на основе инновационных форм.

педагогические науки

Рис. 1. Модель постинтернатного сопровождения (составлено авторами)

Создание модели постинтернатного сопровождения выпускников детского дома продиктовано социальным заказом на:

Успешную социализацию выпускников учреждений государственной поддержки детства;

Предотвращение дублирования социального сиротства выпускниками детских домов;

Их профессиональное и личностное самоопределение, успешную конкуренцию на рынке труда.

Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ульяновском детском доме «Гнездышко» строилось на основе внедрения программы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников ульяновского детского дома «Гнездышко» «Поверь в себя». Целью программы является обеспечение успешной социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов. Задачи программы - совершенствование системы социально-педагогической поддержки выпускников детских домов; обеспечение их непрерывного профессионального сопровождения и успешной социальной адаптации; обеспечение развивающей среды для выпускников; формирование правовой грамотности и психологической устойчивости; взаимодействие детского дома, органов опеки и попечительства, учреждений профессионального образования по обеспечению прав и социальных гарантий выпускников; развитие форм взаимодействия и общения выпускников.

2. Следующим по значимости в данном процессе является теоретико-методологический компонент модели, содержащий в себе системный подход. Данный подход позволяет отделить и тщательно изучить каждый элемент системы в отдельности, проанализировать и сопоставить их друг с другом, объединив в целостную структуру. Критериями системного подхода к решению этой проблемы являются:

Реализация социально-педагогической поддержки лиц в возрасте до 23 лет, находившихся до совершеннолетия на полном государственном обеспечении, в рамках государственно-общественной системы поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Внедрение новых моделей постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов;

Оказание комплексной и систематической социально-педагогической помощи выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот с участием в этом процессе государственных, общественных структур.

Системный подход включает в себя ряд иных подходов.

Личностный подход понимается как опора на личностные качества. рассматриваются направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.) не позволяют объективно оценить уровень подготовленности выпускников. ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. однако только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

Деятельностный подход утверждает представление о деятельности как об основе, средстве и главном условии развития и формирования личности; ориентирует личность на организацию творческого труда как наиболее эффективное преобразование окружающего мира; позволяет определить наиболее оптимальные условия развития личности в процессе деятельности. В деятельностном подходе личность, ее формирование и развитие рассматриваются с позиций практической деятельности как особой формы психической активности человека. Согласно подходу, внутреннее богатство личности определяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, которым он наполняет эти виды деятельности .

Информационный подход следует рассматривать как сложную систему процессов переработки информации, которые могут осуществляться как последовательно, так и параллельно, как с использованием информационно-коммуникационных технологий, так и без них.

Компетентностный подход предполагает не усвоение человеком отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе, формирование личностного ответственного отношения к результатам выполняемой деятельности (учебной, поисковой, проектной и т.д.).

3. Организационно-технологический компонент предусматривает поэтапное теорети-

Рис. 2. Сравнительная диагностика уровней (по блокам) до и после эксперимента (составлено авторами)

12 10 5 6 4 2 Сравнительная диагностика

Социально-психологический блок Социально-правовой блок Социально-бытовой блок

Н После 11 9 10

ческое и графическое моделирование в данной работе. На подготовительном этапе были изучены теоретические аспекты постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опыт работы по постинтернатному сопровождению; проведен анализ моделей постинтернатного сопровождения, мониторинг банка данных выпускников; анкетирование с целью сбора и систематизации информации о проблемах выпускников. В процессе организационно-деятельностного этапа была реализована подпрограмма «On line Клуб Навигатор» программы «Поверь в себя».

Аналитический этап включал анализ результатов исследования, проверку эффективности подпрограммы «On"line клуба Навигатор». Проводилась оценка изменения исследуемых индикативных показателей - уровней правовой грамотности, психологической устойчивости и социально-бытовых навыков.

В процессе исследования проводилась работа по повышению правовой грамотности, психологической устойчивости и социально-бытовых навыков с помощью интернет-технологий. Выделены следующие индикативные показатели:

1) уровень правовой грамотности, необходимый для поддержания или изменения право-

вого статуса, оказания юридической помощи, защиты законных прав и интересов;

2) уровень психологической устойчивости, направленный на содействие в улучшении психического состояния, восстановление способности к адаптации в среде жизнедеятельности;

3) уровень социально-бытовых навыков, направленный на поддержание или обеспечение жизнедеятельности в быту.

Подпрограмма «Online Клуб Навигатор» программы «Поверь в себя» была представлена в сети Интернет (в социальной сети «Вкон-такте»). Подпрограмма организована в виде виртуальной группы, которая функционирует в настоящее время и носит открытый характер, т.е. любой человек может вступить в нее и принять участие в ее развитии и совершенствовании, а также в непосредственном общении между участниками.

On"line Клуб предусматривает две формы общения: онлайн и анонимное. Специальное приложение предоставляет возможность задать любой интересующий вопрос анонимно . Очевидное преимущество приложения состоит в том, что ответы на вопросы могут видеть все участники группы, а значит, могут найти что-то полезное и интересное для себя. On"line Клуб представляет собой сбор структурированной, отобранной, полезной информации в виде картинок, видеороликов, аудиофайлов и кратких заметок.

5. Итоги целенаправленной и систематической работы представлен в результативном компоненте в виде разработанной и реализованной универсальной модели постинтернатного сопровождения детей-сирот и де-

тей, оставшихся без попечения родителей. Для определения эффективности реализуемой подпрограммы была проведена контрольная диагностика, которая выявила положительную динамику в повышении уровня правовой грамотности, психологической устойчивости и социально-бытовых навыков выпускников интернатного учреждения (см. рис. 2 на с. 27).

Как показало проведенное исследование, разработанная и реализованная модель имеет значение для решения социальных и психологических проблем постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствует улучшению качества жизни и повышению уверенности в своем будущем у выпускников интернатных учреждений.

список литературы

1. Бибикова Н.В. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты развития творческой личности // Вектор науки Тольяттинско-го государственного университета. 2015. № 1(31). С. 213-217.

2. Гринёва Е.А., Макаров Д.В., Давлетши-на Л.Х. [и др.]. На пути к новой России: духовно-нравственный аспект социально-экологического образования молодежи: кол. моногр. Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», 2015.

3. Курилко Л.В. Постинтернатный патронат -современная форма социализации выпускников детских домов // Социальная работа. 2008. № 3. С. 52-57.

4. Лугина Е.Н. Жизнеустройство и сопровождение в постинтернате московских выпускников: метод. пособие. Пенза, 2012.

5. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука. 2010. № 6. С. 4-10.

6. Плохова И.А. Социальное сопровождение: понятие и классификация // Социально-педагогический контекст образования: проблемы и тенденции: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ульяновск, 2015. С. 386-393.

7. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Сапожнико-ва Т.Н. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот: метод. пособие. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010.

9. Шмидт В. Модели сопровождения выпускников интернатных учреждений // Беспризорник. 2008. № 1. С. 10-14.

10. On"line Клуб «Навигатор» [Электронный ресурс]. URL: http://vk.com/klub_navigator (дата обращения: 15.01.2017).

1. Bibikova N.V. Social"no-psihologicheskie i duhovno-nravstvennye aspekty razvitija tvorcheskoj lichnosti // Vektor nauki Tol"jattinskogo gosudarst-vennogo universiteta. 2015. № 1(31). S. 213-217.

2. Grinjova E.A., Makarov D.V., Davletshina L.H. . Na puti k novoj Rossii: duhovno-nravstvennyj aspekt social"no-jekologicheskogo obrazovanija molo-dezhi: kol. monogr. Ul"janovsk: FGBOU VPO «UlGPU imeni I.N. Ul"janova», 2015.

3. Kurilko L.V. Postinternatnyj patronat - sovre-mennaja forma socializacii vypusknikov detskih do-mov // Social"naja rabota. 2008. № 3. S. 52-57.

4. Lugina E.N. Zhizneustrojstvo i soprovozhdenie v postinternate moskovskih vypusknikov: metod. po-sobie. Penza, 2012.

5. Mardahaev L.V. Social"no-pedagogicheskoe soprovozhdenie i podderzhka cheloveka v zhiznennoj situacii // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2010. № 6. S. 4-10.

6. Plohova I.A. Social"noe soprovozhdenie: po-njatie i klassifikacija // Social"no-pedagogicheskij kon-tekst obrazovanija: problemy i tendencii: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Ul"janovsk, 2015. S. 386393.

7. Rozhkov M.I., Bajborodova L.V., Sapozhni-kova T.N. Vzaimodejstvie sub#ektov postinternat-nogo soprovozhdenija detej-sirot: metod. posobie. Kaliningrad: Izd-vo RGU im. I. Kanta, 2010.

9. Shmidt V. Modeli soprovozhdenija vypuskni-kov internatnyh uchrezhdenij // Besprizornik. 2008. № 1. S. 10-14.

10. On"line Klub «Navigator» . URL: http://vk.com/klub_navigator (data obra-shhenija: 15.01.2017).

Model of post-residential support of orphans and children without parental care

The article deals with the necessity of development of scientific and methodological basis of social support of orphans and children without parental care. The structural and functional model of post-residential support of this category of children is represented in the article. The authors describe theprogramme"On line Club Navigator", which contributed to the practical significance of the study and ensured its effectiveness.




Самое обсуждаемое
Как связать красивые тапочки спицами и крючком? Как связать красивые тапочки спицами и крючком?
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?


top