Развитие элементарных математических представлений до 3 лет. Формируем элементарные математические представления у дошкольников разного возраста. Особенности занятия по математике у дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие элементарных математических представлений до 3 лет. Формируем элементарные математические представления у дошкольников разного возраста. Особенности занятия по математике у дошкольников с общим недоразвитием речи

Ребята, посмотрите, как много у нас гостей сегодня. Давайте поприветствуем их, скажем «Здравствуйте».

- Слышите, кто-то стучит в дверь? Смотрите, к нам на занятие пришёл щенок Шарик, он хочет с нами поиграть. Хотите поиграть с Шариком?

Шарик недавно познакомился с геометрическими фигурами, а вы с ними знакомы?

Какие геометрические фигуры вы знаете?

Шарик будет загадывать загадки, а вы отгадывайте, что за геометрическую фигуру Шарик загадал.

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Отгадайте, друзья,

Слайд 1. (красный круг)

В.: Вы правильно отгадали загадку. А что вы знаете о круге?

Правильно, у него нет углов, и поэтому он может катиться.

А какого цвета круг на этой картинке?

В: Посмотрите, дети, что изображено на этой картинке?

Сколько кругов изображено на этой картинке?

Женя, подойди к доске и сосчитай круги.

Какого размера круги?

Какого цвета маленький круг?

Какого цвета большой круг?

Щенок: Молодцы, дети! Слушайте следующую загадку!

Три вершины, три угла,

Три сторонки у меня.

Дети, кто же я?

Слайд 3. (синий треугольник)

В: Посмотрите, дети, на картинке изображён треугольник.

Кто знает, почему треугольник так называется?

Давайте сосчитаем, сколько углов у треугольника. Оля, выйди к доске и сосчитай углы.

А сколько сторон у треугольника?

Давайте сосчитаем. Андрей, выходи к доске и сосчитай стороны у треугольника.

А какого цвета треугольник на этой картинке?

В: Дети, посмотрите, что изображено на этой картинке?

Сколько треугольников на этой картинке?

Карина, выйди к доске и сосчитай треугольники.

Лера, какого цвета треугольники на этой картинке? Выйди к доске и покажи, пожалуйста.

Гоша, какого размера зелёный треугольник? (большой, средний или маленький)

Женя, какого размера синий треугольник?

Карина, какого размера красный треугольник?

Щенок: Какие же вы молодцы! Слушайте следующую загадку.

Он давно знакомый мой

Каждый угол в нём прямой

Все четыре стороны одинаковой длины

Вам его представить рад

А зовут его…..

(зелёный квадрат)

В: Посмотрите на картинку, здесь изображён квадрат.

Какого цвета этот квадрат?

Сколько у квадрата углов?

Майя, выйди к доске и сосчитай углы у квадрата.

Сколько сторон у квадрата? Серёжа, выйди к доске и сосчитай стороны у квадрата.

Посмотрите, что изображено на этой картинке?

Давайте сосчитаем, сколько квадратов на этой картинке.

Какого размера квадраты на картинке?

Какого цвета большие квадраты?

Какого цвета маленькие квадраты?

Щ.: Вы такие молодцы, разгадали все загадки и ответили на все вопросы!

В: Шарик придумал для нас ещё одну игру с геометрическими фигурами. Поиграем?

Посмотрите, Шарик разложил фигуры по порядку. Посмотрите, какие фигуры изображены?

Какая фигура первая?

Какого цвета квадрат?

Какая фигура следующая, вторая?

Какого цвета круг?

Какая фигура последняя?

Какого цвета треугольник?

Шарик перемешал все фигуры и снова разложил их, но он ошибся. Давайте поможем Шарику, и найдём ошибку?

В: Посмотрите, что Шарик положил не в том порядке на этой картинке?

Молодцы!

Давайте посмотрим на следующую картинку, какие фигуры Шарик неправильно положил?

Какие фигуры поменялись местами?

Правильно, какая фигура должна быть первой?

Какая фигура должна быть второй?

Точно, жёлтый круг остаётся на своём месте.

Какая фигура должна быть последней?

Молодцы! Шарик сложил фигуры ещё раз, и снова ошибся. Давайте поможем ему снова!

Какие фигуры не на своих местах на этой картинке?

Какая фигура должна быть первой?

Какая фигура должна быть второй?

Какая фигура должна быть третьей?

Щ: Спасибо! Вы помогли мне правильно сложить все фигуры! Молодцы!

В: А теперь давайте немного отдохнём!

Встаньте около своих стульчиков, и поиграем вместе с Шариком.

Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.

В: Вам понравилось играть с Шариком?

Вы знаете, у нашего друга Шарика нет домика. Но мы можем помочь ему и сделать домик для него из геометрических фигур.

Поможем Шарику, сделаем для него домик?

Вы знаете, как называется домик, в котором живёт собака?

Молодцы!

Как вы думаете, из чего мы будем делать будку для Шарика?

Пройдите за столы. Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит квадрат, треугольник и круг.

Как вы думаете, из какой фигуры мы сделаем сам домик?

Правильно! Какого цвета квадрат у вас на столе?

Положите квадрат жёлтой стороной вниз на стол.

Откройте клей, возьмите его в правую руку, и намажьте весь квадрат клеем, придерживая его левой рукой.

Поставьте клей на стол, возьмите квадрат, и приклейте его посередине листа, как изображено на картинке на доске.

Из какой фигуры мы сделаем крышу для будки?

Какого цвета треугольник у нас на столах?

Посмотрите на картинку на доске.

Положим треугольник красной стороной вниз на стол. Возьмём клей в правую руку и намажем весь треугольник с белой стороны клеем, придерживая его левой рукой.

Поставим клей на стол, возьмём треугольник в руки и приклеим так, как изображено на картинке на доске, сверху над квадратом.

Какую фигуру мы возьмём, что бы сделать дверь в нашей будке?

Какого цвета круг у нас на столах?

Посмотрите на картинку на доске, куда мы приклеим дверь?

Положим круг синей стороной вниз на стол. Возьмём клей в правую руку и намажем весь круг с белой стороны клеем, придерживая его левой рукой.

Поставим клей на стол, возьмём круг в руку и приклеим так, как изображено на слайде на доске.

Щ: Какие чудесные будки из геометрических фигур вы для меня сделали!

Теперь мне будет где жить! Спасибо!

Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет.

Занятие 1
Конспект занятия
Тема: Один. Много.
Цель: Учить находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из нее один предмет.

Задачи: Познакомить с понятиями «один», «много». Работать над умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже. Познакомиться с понятием «правая» и «левая» рука. Формировать пространственные представления (понятия «перед, за, над»).

Материалы: корзинка с мячиками разного цвета по количеству детей +1мяч для воспитателя.
Ход урока.
1. Дети садятся на ковре и играют с пальчиками под стишок «Будем пальчики считать».
1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать.

(загибаем пальчики)

Вот кулак, а вот ладошка.

(Показать кулак и ладошку)

На ладошку села кошка и крадется потихоньку,

(По ладошке, перебирая пальчиками, продвигается другая ладошка)

Может, мышка там живет?

Кошка мышку стережет. Мяу!

(Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки)

2. У воспитателя корзинка с мячиками разного цвета по количеству детей +1 воспитателю.

Что лежит у меня в корзинке? (Мячики)

Сколько у меня мячиков в корзинке? (Много)

Возьму один мячик. У меня один красный мячик.

Саша, возьми мячик. Сколько ты мячиков взял? Какой у тебя мячик? У тебя один зеленый мячик. Повтори. (Раздать все мячики)

Сколько было мячиков в корзинке? Много.

А теперь сколько осталось? Ни одного.

Было много мячиков, мы взяли по одному, и ни одного мячика не осталось.

3. Физминутка.

Возьмите мячик в правую руку. (Воспитатель стоит лицом к детям и показывает все движения в зеркальном отображении) Переложите мячик в левую руку. Поднимите мячик над головой. Спрячьте за спину. Держите мячик перед собой. Прыжки на месте с мячиком в руках под стихотворение:

Девочки и мальчики запрыгали, как мячики.

Попрыгали, устали, на носочки привстали,

Потихоньку закружились и на коврик опустились.

4. Давайте соберем мячики в корзинку.

Сколько мячиков лежит в корзинке? (Ни одного)

Я положу в корзинку 1 красный мяч.

Саша, положи в корзинку мячик. Сколько мячиков ты положил?

(Все мячики собрать в корзинку)

Сколько в корзинке мячиков? (Много)

Мы положили по одному, и их стало много.

5.Игра "Пеозд".
Мы сидели, мы устали,

А сейчас мы дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Соберем мы паровоз,

чтобы в гости нас повез.

Дети двигаются по группе друг за другом под песенку «Едет, едет паровоз», положив руки на плечи впереди идущего. Паровоз «подъезжает» к уголку природы.

Каких предметов у нас много? Какой предмет один? (Много шишек, одна белочка) Возьми тот предмет, который один и поставь на стол.

«Подъехать» к строительному уголку. - Каких предметов много? Какой один? (Много синих кубиков, один красный.) Возьми 1 кубик из тех, которых много и положи на стол.

«Подъехать» к кукольному уголку. За столом сидят игрушки. - Сколько мишек? (Один) Сколько собачек? (Одна) Сколько кукол? (Одна) Сколько кошечек? (Одна) Сколько всего игрушек? (Много) Возьми 1 игрушку и положи на стол. и т. д.

«Подъехать» к столу. - Что лежит на столе? Для чего нужны? - Это игрушки, нужны для того, чтобы играть. Сколько игрушек на столе? (Много)

О чем еще можно сказать "много", "один"?
6. Итог урока.
Какая игра больше понравилась? Мы с вами считали, каких предметов много, а каких по одному.

^ Игры по теме урока :
1. С ленточками (подвижная):
Воспитатель раздает детям ленточки. - Сколько я тебе дала ленточек и какого цвета? (Одна ленточка красного цвета) Поднимите красные ленточки. - Сколько красных ленточек? (Много) Поднимите синие ленточки. - Сколько синих ленточек? (Много) Присели, ленточки спрятали. Будут под музыку плясать ленточки, которые назову.

Воспитатель включает музыкальный фрагмент, по окончании которого дети приседают и прячут ленточки.

И под музыку сейчас,

синие (красные, зеленые, желтые) ленточки пустились в пляс.
2. Фонарики (подвижная):
Проводится аналогично игре с ленточками. - Сколько у тебя фонариков и какого цвета? (Один, красного цвета) Сколько всего фонариков? Сколько красных, синих?.. Дети поднимают фонарики нужного цвета кружатся под музыку.

Солнце красное зашло.

Стало на дворе темно.

Вы нам детки помогите

Синие фонарики зажгите.
Снова утро на дворе.

Фонари погасли все.

По окончании слов дети прячут фонарики.
3. Летчики (подвижная):
На стульях лежат бумажные самолетики разного цвета. - Возьмите по самолетику. Сколько у тебя самолетиков? Сколько всего летает самолетиков? Пошли на посадку желтые (синие, красные) самолеты. - Сколько осталось летать самолетов? (Ни одного)

Рабочий лист занятие 1
Сосчитай и раскрась. Кого на картинке много, а кто - один?

Занятие 2
Конспект занятия
Тема: Один. Много. Группировка предметов по размеру.
Цель: Учить сравнивать предметы по величине (на глаз).

Задачи: Закреплять умение находить и составлять группу из однородных предметов и выделять из нее один по величине и производить над ними действие. Уточнить знания о понятиях «один», «много». Учить детей ориентироваться на полосках разного цвета.

Материалы: Овощи большого и маленького размера, 2 корзинки, полоски картона зеленого и желтого цвета на каждого ребенка, кружки красного цвета по 5 штук больших и маленьких на каждого ребенка.

Демонстрационный материал: полоски 2-х цветов и красные круги 2-х размеров.
Ход урока.
1. Дети садятся на ковре и играют с пальчиками под стишок «Овощи».
У Лариски 2 редиски,

У Антошки 2 картошки.

У Сережки-сорванца 2 зеленых огурца.

А у Вовки 2 морковки,

Да еще у Петьки 2 хвостатых редьки.

(загибаем пальчики на каждое имя)

2.Игра "Соберем овощи в корзинки"
- Посмотрите, что лежит на столе? Назовите одним словом. Овощи. - Одинаковые ли овощи? Большие и маленькие. - Соберем урожай. В большую корзинку соберем большие овощи, а в маленькую - … маленькие. - Саша, возьми овощ. Как называется этот овощ? Какого он размера? В какую корзинку ты его положишь? Какие по размеру овощи лежат в большой корзинке? В маленькой корзинке?

3. Физминутка. «В огород мы пойдем».

В огород мы пойдем,

Урожай соберем.

Мы картошки накопаем,

Мы морковки натаскаем,

Срежем мы кочан капусты

Круглый, круглый, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

(выполняем движения по тексту стихотворения)

Какие овощи собирали?

4.Загадка.
- Отгадайте загадку, найдите отгадку в корзинке.
Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

Помидоры.

5.Игра "Разложим овощи на грядках."
У каждого ребенка по 2 полоски – грядки. Положим полоски – грядки перед собой. Сначала возьмем зеленую полосочку и положим ее горизонтально. Вот так. Показать. Теперь возьмем желтую полосочку и положим ее под зеленой. Вот так. Показать.
1) На зеленую полосочку – грядку мы положим один большой помидор. Левой рукой придержите полосочку за уголочек, вот так, а правой возьмите большой помидор. Положите его на «грядку» слева, рядом с пальчиками.

На желтую полосочку мы положим много маленьких помидорчиков. Держим желтую полосочку левой рукой. Возьмите один маленький помидор и положите его слева, рядом с пальчиками. Теперь еще возьмите один и положите его рядом. Положите много маленьких помидорчиков, выкладывая их слева направо.

Левой рукой крепко держим полосочку и не отпускаем, а правой выкладываем. - Сколько помидорчиков на зеленой грядке? Один. - Сколько маленьких помидорчиков на желтой грядке? Много.

Соберем в тарелочку все овощи.
2) На другом огороде помидорчики росли по другому. Положите на верхнюю, зеленую полосочку много больших помидорчиков, а на нижнюю, желтую один маленький.

6.Итог урока.
Мы сегодня учились находить большие и маленькие предметы и раскладывать их на полочки слева направо. - Какая игра вам больше понравилась?
^ Игры по теме урока:
1. «Кто больше/меньше? Назови» (игра в мяч):

Воспитатель бросает мяч, ребенок называет, кто больше/меньше и возвращает мяч обратно. - Кто больше слон или бабочка? (собака или мышь, карандаш или книга? И т. д.)
2. «Кто больше/меньше? Закрой карточкой» (настольная игра):
У ребенка карточка с изображением различных предметов. - Какой предмет больше? Закрой его красным квадратиком.
Примеры карточек смотри здесь.

Карточки можно закрывать квадратиками, вырезанными из цветных прозрачных папок-уголков, так как после закрытия картинок, они просвечивают через такую пластинку и можно увидеть правильно ли выполнено задание.
3. «Большие ноги» (подвижная игра):
Большие ноги идут по дороге

Топ, топ, топ, топ.

(Дети шагают большими шагами)

Маленькие ножки бежали по дорожке

Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ.

Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ.

(Дети топают мелкими шажочками)
4. «Разложи по порядку» (настольная игра):
У детей карточка с пустыми окошками и 5 изображений одного предмета разной величины. (Смотри здесь)

Разложи карточки по возрастанию (или убыванию). Помогите вопросами: - Какая самая большая/маленькая? Положи ее в первое окошко слева. Вот так. Показать. - Какая из оставшихся картинок самая большая/маленькая? Положим ее рядом с первой. И т. д.

^ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ.

Математика 3-4 года
Рабочий лист занятие 2

2. Положи большие игрушки в большую коробку, маленькие - в маленькую. Проведи линии. Раскрась.
.gif" width="67" height="86">.gif" width="62" height="64 src=">.gif" width="110" height="156">.gif" width="119" height="126 src=">

.jpg" width="598" height="266">

3. Раскрась мячик, который лежит перед кубиком - красным,
за кубиком - синим, около кубика - жёлтым.

.gif" width="144" height="149">

Занятие 4


Конспект занятия
Тема: Один. Число и цифра один.
Цель: Учить выделять один предмет из группы. Познакомить с числом и цифрой 1.

Задачи: Учить отсчитывать по одному предмету из группы, учить ориентироваться на двух полосках. Познакомиться с понятиями «поровну», «одинаковое количество». Повторить понятия «верхняя», «нижняя» полоска. Учить составлять цифру 1 из двух полосок. Сравнение по длине «на глаз».
Материалы: бельевые прищепки, котенок, картинки с изображением животных от 1 до 5, картинки-мячики, раздаточный мтериал: изображения собачки и кошки на каждого, полоски для выкладывания.
Ход урока.
1.Пальчиковая гимнастика. Котенок.
Кусается больно котенок – малыш.

Он думает это не палец, а мышь.

Будешь кусаться, скажу тебе кыш!

(бельевой прищепкой тихонечко пытаться ухватить за кончики пальчиков или просто открывать и закрывать прищепку)

2.Учить выделять один предмет.
- Котенку одному скучно играть. Давайте найдем тех, кто один и познакомим их с котенком, чтобы они играли вместе. На доске картинки с изображением от 1 до 5 зверей на каждой. Дети выбирают те картинки, где изображено 1 животное и прикрепляют рядом с котенком.
3.Работа на доске.
На доске 2 полоски. Учитель прикрепляет на верхнюю полоску 1 красный круг. - Сколько кругов на верхней полочке? Один.

Учитель выставляет 1 зеленый кружок на нижнюю полочку. - Сколько кружков на нижней полочке? Один. У красного кружочка есть пара. Один красный и один зеленый кружок. Говорят, что кружков поровну или одинаковое количество. Учитель добавляет 1 красный круг. А теперь кружков поровну?

Нет, у 1 красного круга нет пары. Красных кругов больше. Как снова сделать поровну? (2 способа)
4. Физминутка. Будем в классики играть
Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке.

(Прыжки па одной ноге.)
5.Выкладывание на полосках.
Возьмите полосочки, положите их горизонтально одна под другой, вот так. Покажите верхнюю полоску, нижнюю полоску. Придерживайте полоску левой рукой. Правой положите на верхнюю полоску столько собачек, сколько у меня кружков. 1. Сколько собачек ты положил? Почему? Положите на нижнюю полоску столько кошечек, сколько у вас собачек. Сколько кошечек ты положил? Почему?
6.Знакомство с цифрой 1.
- Люди придумали специальный значок, обозначающий, что у тебя один предмет. Этот значок называется цифра. - Это цифра «Один». Чтобы составить цифру 1 нужно взять 2 полоски. Одинаковой ли длины должны быть полоски? Возьмите длинную полоску, положите ее вертикально, вот так. Возьмите короткую полоску положите ее наискосок сверху вниз. Вот так. Получилась цифра 1. Подул ветерок. Подуйте на цифру. Цифра сломалась. Соберите цифру снова.
7.Итог урока.
- С какой цифрой познакомились?

Игры по теме урока:
1. Встанем в пары (подвижная):
Дети встают в 2 ряда напротив друг друга. Один ребенок остается без пары. В каком ряду больше детей? (Мальчиков или девочек?) Почему? У каждого есть пара, а у Лены нет пары. значит мальчиков больше, чем девочек. Под музыку дети разбегаются и по окончании звучания снова встают в 2 ряда. А теперь кого больше девочек или мальчиков? Число детей не изменилось. В каком ряду больше детей? (мальчиков или девочек?) и т. д.

У детей карточки с изображением различных предметов (до 5).
Положи столько же кружков (квадратов и т. п.) , сколько предметов на карточке.

^ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

Занятие 4 рабочий лист


Занятие 5
Конспект занятия
Тема: Число и цифра один. Счет до двух.
Цель: Учить считать до двух.
Задачи: Учить отсчитывать по одному предмету из группы, учить выкладывать счетный материал на полоске слева направо. Учить выкладывать столько же предметов, сколько на карточке. Закрепить понятия «поровну», «одинаковое количество». Закрепить знание цифры 1. Учить составлять цифру 1 из двух полосок.

Материалы: Цифра один, грибы разных видов по одному, грибы для счета 2 штуки, белочки 2, картинки с изображением от 1 до 5 предметов.

Раздаточный материал: карточки с 2 ежиками, грибочки по 3, полоски для игры «Собери цифру 1».
Ход урока.
1.Пальчиковая гимнастика. Пальчики в лесу.
Один, два, три, четыре, пять.

(сжимать и разжимать кулачки)

Вышли пальчики гулять.

(«шагают» по столу)

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот резал.

Ну а этот, лишь глядел!

(разгибают пальчики)

2.Число и цифра один.
- Что на доске изображено? Грибы. - Сколько грибов? Много. - Сколько мухоморов? Подосиновиков? Подберезовиков? Лисичек? Белых? (по одному)

Вот и цифра один.

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.
3.Хлопушечки.
- Сейчас я вам буду показывать картинки, если на карточке будет только 1 предмет, мы будем хлопать в ладоши, а если больше, то спрячем ручки за спину
4.Закрепление образа цифры один.
- Составим цифру один из полосок. Одинаковые ли полосочки? Одна длинная, другая короткая. Составьте цифру один.
5.Физминутка.
Мы в лесок пойдем, шагают

Мы грибок найдем.

В шапочке нарядной поднять руки через стороны

Светло-шоколадной. и соединить над головой пальчики

Ты не прячь грибок Погрозить пальчиком

Под листок свой бок.

Ты ребяткам нужен Круговые движения ладони

К вечеру на ужин. по животу.
6. Счет до двух.
На доске белочка. - Сколько белочек? Одна. - Угостим ее грибочком. Сколько грибочков? Один. Грибов у нас столько же, сколько белочек.

Пришла к нам еще одна белочка. - Сколько стало белочек? Две. А теперь грибов столько же, сколько белочек или нет? Как сделать, чтобы грибочков стало столько же, сколько белочек? Добавить. Теперь белочек и грибов поровну? Сколько теперь грибов? Два и два - одинаково, поровну.
7.Работа с индивидуальными карточками.
У детей карточки, на которых по 2 ежика. - Кто нарисован? - Сколько ежиков? Положим столько грибочков, сколько ежиков. - Как это сделать?

Покажите правую руку, спрячем за спину, левую. Левой рукой будем держать карточку, вот так, а правой выкладывать грибочки слева направо, вот так. - Сколько грибов положили?
8. Итог урока.
- Какую цифру сегодня вспомнили собирали? Один.

Кого мы угощали грибами? Белочек и ежиков. – Сколько было белочек? Ежиков?

Какая игра больше всего понравилась?
Игры по теме урока :
1. "Домино" (настольная)
2. "Найди пару" (настольная)
У детей карточки с 1 - 2 предметами на каждой. Надо найти 2 одинаковые карточки или 2 с одинаковым количеством предметов.
3. "Собери цифру" (настольная)
Издеталей собрать цифру 1.
4. "Узнай цифру на ощупь" (настольная)
На листе картона приклеены цифры, вырезанные из бархатной или наждачной бумаги. Дети должны найти цифру один на ощупь.
5. «Грибочки соберем» (подвижная)
В группе "выросли" грибочки: в разных местах лежат карточки с изображением грибов. - Какие грибы знаете? Сейчас будем собирать грибы. Каждый возьмет только один грибок, который я назову.

Раз, два, три, мухоморы собери. – Сколько у тебя мухоморов? Один. Положим в корзинку. - Сколько всего получилось мухоморов? Много.

Раз, два три, лисички собери.

Раз, два, три, белые грибы собери.

Раз, два, три, подосиновики собери.
6. "Сушим грибы". (настольная)
- Как грибы сохранить на зиму? Высушить, засолить. Мы высушим, соберем на ниточку только съедобные грибы.

У детей карточки с грибами и цветной шнурок. Дети должны собрать все карточки на шнурок, оставив мухомор на столе.

Занятие 6
Конспект занятия

Тема: Счет до двух. Цифра 2.
Цель: Познакомить с цифрой 2. Закрепить счет до двух.

Задачи: Учить выкладывать счетный материал на полоске слева направо. Учить сравнивать совокупности предметов, путем составления пар.

Закрепить понятия «поровну», «одинаковое количество». Закрепить умение определять правую и левую руку. Учить чередовать предметы.

Материалы: Коробки с цифрами один, два. Изображения котят, щенят, 4 рыбок.

Раздаточный материал: Бантики для выкладывания и карточки с двумя котятами. Бантики для игры «Бантики» каждому ребенку красного и синего цвета.
1. Загадка про котенка.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.
На доску прикрепить 1 котенка.

Прибежал еще 1 котенок. Сколько теперь котят? Двое.

2. Знакомство с цифрой 2.

Бабушка прислала котятам угощение. У воспитателя 2 коробки. На одной стоит цифра 1, на другой – 2. В одной коробке 1 рыбка, в другой – две. Один котенок плачет. Почему? Ему обидно, что у него 1 рыбка.

Как сделать, чтобы было поровну? Добавим 1 рыбку. Теперь поровну? Сосчитаем 2 у одного котенка, 2 у другого. 2 и 2 – поровну.

Взрослые придумали специальные значки – цифры. На них можно посмотреть и узнать, сколько рыбок в коробке. Вы уже знаете эту цифру. Как она называется? А это цифра - два.

3.Пальчиковая гимнастика.

Покажи ладошку, расскажу про кошку.

Один, два, три, четыре, пять.

Вот кулак, а вот – ладошка.

На дорожку села кошка

И крадется потихоньку,

Может мышка там живет?

Кошка мышку стережет. Мяу!

4.Закрепление понятия «столько же».

Посмотрите на картинку. Сколько котят? Котята любят играть. Положите столько же бантиков, сколько котят. Сколько бантиков положили?

5.Физминутка.

Эта ручка правая, эта ручка – левая.

Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю.

Будет сильной правая, будет сильной левая,

Будут ручки у меня сильными, умелыми.

6.Игра «Бантики».

Возьмите бантик красного цвета в правую руку, а синий – в левую. Поднимите бантики вверх, спрячьте за спину, протяните вперед.

Сколько бантиков в правой руке? Один. Сколько в левой руке? Один. Возьмите бантики в одну руку. Сколько бантиков всего? Один и один – два. Сколько у тебя бантиков? Два. Спрячьте 1 бантик. Сколько бантиков осталось? Один. Снова покажите бантики. Сколько у тебя бантиков?

7. Чередование предметов.

Котята дружат со щенками. Они еще маленькие и не понимают, почему взрослые кошки и собаки ссорятся. Они любят водить хоровод. Составим хоровод. Воспитатель выкладывает сначала котенка, потом щенка, потом снова котенка, потом щенка, дети продолжают в заданном порядке.

Итог урока:.
Какую новую цифру узнали? В какие игры играли? Какая игра больше всего понравилась?

Занятие 7
Конспект занятия

Тема: Счет до двух. Круг.
Цель: Познакомить с геометрической фигурой - круг.

Материалы: 2 белочки, 2 зайчика на наборное полотно, круг для знакомства с формой, круги для рисования предметов круглой формы.

Раздаточный материал: карточки с машинами, кружочки по 3-5 на каждого для выкладывания, круги большого размера для исследования формы.
1.Пальчиковая гимнастика. Пальчик-мальчик, где ты был?

Мальчик – пальчик, где ты был?

Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, волка,

зайку, ёжика в иголках,

встретил белочку, лисичку,

встретил лося и синичку,

Всем подарки подарил,

всяк меня благодарил.

(загибаем пальчики при перечислении)

Кого встретил пальчик в лесу? Как называют всех этих животных? Дикие.
2.Сравнение групп предметов.

Отгадайте загадку.

Кто по веткам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупло орешки прячет, сушит на зиму грибы? Белка.

А вот и белочки. Какие пушистые. Сколько белочек к нам пришло в гости? 2

А это кто?

Летом серый, а зимой белый. Зайчик.

Сколько зайчиков? Два. Одинаково ли у нас зайчиков и белочек? У каждой белочки есть пара. Значит их поровну. Два и два – одинаково, белочек столько же, сколько зайчиков.

Закройте глазки. Воспитатель убирает одну белочку. Откройте глазки. Что изменилось? А теперь белочек и зайчиков поровну? Кого больше? Как снова сделать поровну? Один способ – прибавим недостающую белочку. Два и два снова поровну.

Опять закройте глазки. Воспитатель убирает зайчика. Что изменилось? Поровну ли теперь белочек и зайчиков? Кого больше? Как снова сделать поровну? Зайчик убежал в лес и не вернется. Надо убрать одну белочку. Один и один – одинаково, поровну.
3.Закрепление понятия «столько же».

Выкладывание. Что изображено на карточке? Машины. Сколько машин? Две. Положи столько же колес, сколько машин. Сколько колес ты положил? Почему?
4.Знакомство с кругом.

Знакомство с кругом.

На какую фигуру похоже колесо? На круг. Вот и к нам в гости пришел круг.

Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я круг. Очень люблю катиться по дорожке. У меня нет углов, поэтому я быстро могу докатиться туда, куда хочу.

Возьмите по одному кругу. Попробуйте покатить. Катятся круги? Покажите левую руку – эта ручка левая, прижмите круг левой рукой к столу. Обведем круг по краю пальчиками правой руки. Нашли уголочки? Их нет. Это круг.
5.Физминутка. Пузырь.

Раздувайся пузырь,

раздувайся большой,

да не лопайся.
6.Фантазеры.

Какие предметы напоминает круг?

Сейчас я дорисую круг до предмета, а вы назовете, что получилось. Воспитатель дорисовывает круги, а дети называют, например, часы, солнышко, воздушный шарик и т. д.

Теперь вы возьмите карточку с кругом и сами дорисуйте его до какого-нибудь предмета.
7.Итог урока.
В какие игры играли? Какая игра больше всего понравилась?
^ Игры по теме урока :
1. Резиночка (подвижная):
Дети встают в круг и берут в руки резинку, у которой концы сшиты вместе. Задание: с помощью резинки покажите большой круг, маленький. Можно изобразить любую геометрическую фигуру.
2. Положи столько же (настольная):
У детей карточки с изображением различных предметов (до 5). Задание: положи столько же кружков (квадратов и т. п.) , сколько предметов на карточке.
3. Геометрическое лото. (настольная)
На большой карточке изображен круг. Задание: найти все карточки с предметами круглой формы и выложить их в "окошках".
4. Геометрическая мозайка. (настольная)
У детей карточки с изображением какого-нибудь предмета из геометрических фигур. Задание: выбрать из набора геометрических фигур нужные для создания данной картинки и сложить.

1 вариант: накладывать геометрические фигуры на карточку,

2 вариант: самостоятельно выложить такое же изображение, как на карточке.

3 вариант: запомнить и выложить изображение предмета по памяти.

Занятие 8
Конспект занятия

Тема: Счет до двух. Шар.
Цель: Познакомить с геометрическим телом - шар.

Материалы: картинки с изображением 1 и 2 предметов, домики цифры 1 и 2, предметы, имеющие форму круга и шара, поднос, шар и круг.

Раздаточный материал: карточки с 1 и 2 предметами для игры на каждого.
1.Пальчиковая гимнастика.

(сжимаем и разжимаем пальчики)

Мы с тобой снежок слепили.

(«лепим» снежок)

Круглый, крепкий, очень гладкий,

(показать)

Но совсем-совсем не сладкий.

(показать ладошки)

Раз - подбросим, 2 поймаем,

3 уроним и сломаем.
2.Цифры один и два.


Эта цифра словно спица,

Очень тонкая девица. (1)
Выгибает цифра шею,

Волочится хвост за нею. (2)
3.Цифры один и два.

Отгадайте загадку, узнайте цифру.
Эта цифра словно спица,

Очень тонкая девица. (1)
Выгибает цифра шею,

Волочится хвост за нею. (2)
4.Счет до двух

На доске 2 дома. На одном цифра 1, на другом – 2. У детей карточки с предметами по 1 и по 2. Посели зверей в свой домик. Если на карточке 1 предмет, то в дом с цифрой 1, а если 2, то в дом с цифрой - 2.
5.Физминутка.

Мы сидели, мы устали, а теперь мы дружно встали.

Ножками затопали, ручками захлопали.

А теперь все мальчики запрыгали как мячики.

А теперь все девочки запрыгали, как белочки.

А теперь мы покружились и на место опустились.
6.Знакомство с шаром.

Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Круг. У меня есть друг. Вот он. Знаете, как его зовут? Шар. Мы с другом очень похожи. Кто внимательный, скажите, чем мы похожи? А чем отличаемся?

У воспитателя поднос с предметами. Если предмет имеет форму шара, положим на тарелочку около шара, а если формой больше напоминает круг, то рядом с кругом.
7.Итог урока.
Какие цифры вспомнили? С каким геометрическим телом познакомились? В какие игры играли? Какая игра больше всего понравилась?


Занятие 9
Конспект занятия

Тема: Счет до двух. Длинный, короткий.
Цель: Познакомить с понятиями "длинный", " короткий". Учить сравнивать по длине методом приложения (наложения)

Задачи: Закреплять счет до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством, закреплять понятия справа, слева.

Материалы: монеты с цифрами 1 и 2, кошелек, игрушки небольшого размера.

Раздаточный материал: полоски-дорожки для сравнения длины наложением, карточки с домиками, карточки с изображением 2 машин с цифрами 1 и 2, карточки с игрушками,
1.Пальчиковая гимнастика.

(поочередно соединяем подушечки пальцев, соответственно тексту, одновременно на обеих руках)

В гости к пальчику большому

приходили прямо к дому

Указательный и средний,

безымянный и последний

Сам мизинчик – малышок

постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья –

Друг без друга им нельзя!
2.Проложи дорожки.

У детей полоски-дорожки и карточки с домиками. - Одинаковые ли дорожки? - Чем отличаются? - Какая из них длиннее? Наложим одну полоску на другую так, чтобы один конец совпадал. Положим длинную дорожку между красным и синим домиками, а короткую между желтым и зеленым домиками. - Где дорожка длиннее вверху или внизу? Поставьте машинку на длинную дорожку. - Домик какого цвета справа от него? Слева? Поставьте машинку на короткую дорожку. - Домик какого цвета справа от нее? Слева?
3.Физминутка.

На улице нашей машины, машины,

Машины малютки, машины большие.

Спешат грузовые, фырчат легковые,

Торопятся, мчатся, как будто живые.

Эй, машины, полный ход.

Я - примерный пешеход.

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.
4.Посади пассажиров по машинам.

У детей карточки с машинами. На одной машине написана цифра 1, на другой – 2 и карточки с изображением 1 и 2 игрушек. - Одну игрушку положим в машину с цифрой 1, а две – с цифрой 2. Найдите машину с цифрой 1. Положите в эту машину одну игрушку.
5.Магазин.

У воспитателя в кошельке монетки с цифрами 1 и 2. Дети по очереди достают монетки из кошелька и «покупают» указанное цифрой количество игрушек.
6.Итог урока.

Какие цифры вспоминали? - В какие игры играли? - Как сравнивали дорожки? - Какая игра больше всего понравилась?
^ Игры по теме урока:
1. Разложим по длине.
У детей по 4 палочки разной длины. Разложим по длине.

Найдите самое длинное бревно и положите горизонтально, теперь найдите самое длинное из оставшихся и положите под первым, и т. д.
Встанем в пары (подвижная):
Дети встают в 2 ряда напротив друг друга. Один ребенок остается без пары. В каком ряду больше детей? (Мальчиков или девочек?) Почему? У каждого есть пара, а у Лены нет пары, значит мальчиков больше, чем девочек. Под музыку дети разбегаются и по окончании звучания снова встают в 2 ряда. А теперь кого больше девочек или мальчиков? Число детей не изменилось. В каком ряду больше детей? (мальчиков или девочек?) и т. д.
2. Разложи на тарелочки.
У детей карточки с тарелками. Под тарелками написаны цифры 1 или 2. Задание: положить нужное количество конфет на каждую тарелочку. Тарелочек может быть 3, 4 или 5. Под каждой надо написать цифры 1 или 2. Можно сделать цифры съемными и тогда можно использовать эти же карточки при закреплении других цифр и отсчитывания другого количества предметов.
3. Собери картинку.
У детей карточки с цифрами 1 и 2 разного цвета, разрезанные на 2 части. - Соберите цифры. - Как они называются?

Занятие 10
Конспект занятия
Тема: Счет до трех. Ориентировка в пространстве.
Цель: Познакомить с образованием числа три.

Задачи: Учить считать до трех, закрепить понятия столько же, поровну, больше, меньше. Продолжать учить сравнивать группы предметов на основе составления пар. Формировать пространственные отношения, закрепить понятия за, на, над, под, в.

Материалы: герои сказки "Три медведя", 3 картинка с изображением стульев, собачка - игрушка.

Раздаточный материал: шишки и грибочки по 4 на каждого, кружки по 10 штук.
1.Загадка:
Возле леса на опушке

трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

кто герои этой сказки?
2.Образование числа 3.
В домике сидели медведи. Мама, Настасья Петровна, и папа, Михаил Потапович. Сколько медведей? Поставим столько же стульев, сколько медведей. Маме один и папе один. Сколько стульев? У каждого есть стул? Что мы можем сказать про медведей и про стулья? У нас стульев столько же сколько медведей, поровну – по два.

Вот прибежал Мишутка. Сколько стало медведей? Сосчитаем. Как стало три медведя? Было два, пришел еще один, стало три.

А чего больше медведей или стульев? Почему? У Мишутки нет стула – медведей больше.

Как сделать, чтобы снова стало поровну? Добавить стул или убрать одного медведя. (Мишутка снова побежал гулять)

Вывод: два и два – поровну, три и три – поровну.
3. Физминутка. Мишка косолапый.
Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенку поет.

Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.

Мишка рассердился, и ногою - топ!

Не пойду я больше по лесу гулять!

Не пойду я больше шишки собирать!
4.Выкладывание
Положите на верхнюю полоску столько шишек, сколько я раз хлопну в ладоши. Считаем. Два. На нижнюю полоску положите столько же грибочков. Сколько грибочков положили? Почему? Что можно сказать о шишках и грибах? Их поровну. Грибов столько же, сколько шишек. Положите еще одну шишку. Сколько стало шишек? Сосчитаем. (Хором и индивидуально). А теперь шишек и грибов поровну? Чего больше? Почему? У шишки нет пары. Шишек три, а грибов – два. Три больше двух. Как сделать, чтобы стало поровну? (2 способа)
5. Игра «Прятки»
Мишутка будет прятаться, а вы ищите,

только с места не кричите,

а тихонько говорите,

пальцем не показывать,

где нашли - рассказывать.

Дети закрывают глаза, а воспитатель прячет игрушку, чтобы дети тренировались правильно употреблять предлоги на, над, под, за, в.
6.Игра в парах.
Дети разбиваются на пары. У каждой пары по 10 желтых и красных кружочков.

Один ребенок кладет определенное количество кружочков, его партнер должен положить столько же своих.
7.Итог урока.
В какие игры играли? Какая больше всего понравилась?

Использованная литература: , Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: "Баласс" 2е изд.).

, "Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей детских садов." - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2001.

Земцова книжки 2-3. Цифры и числа

Земцова книжки 2-3. Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентируемся в пространстве.

Земцова книжки 3-4. Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентируемся в пространстве

Земцова книжки 3-4. Цифры и числа

Конспект занятия по совершенствованию навыков счета в пределах 5 для детей 3-4 лет

Цель: создание условий для развития математических знаний у детей 4 лет

Задачи:

Закрепить знания о геометрических фигурах; совершенствование навыка счета в пределах 5;

Формирование познавательного интереса к математике;

Совершенствование навыка ориентировки в пространстве;

Развивать логическое мышление, память, внимание; развивать познавательный интерес;

Воспитание положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества.

Оборудование: счетные палочки, веревочки, плоскостное изображение паровозика, дидактические полоски с геометрическими фигурами, геометрические фигуры бумажные, игрушки животных.

Предварительная работа. Разучивание стихотворения Ю. Скляровой «Паровоз». Выполнение ритмичных движений под стихотворение.

Ход занятия:

В. Ребята я предлагаю вам отправиться в путешествие. А на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей). А можно отправиться и на паровозике! Но вот беда, паровозика у нас нет? Как же быть? …. (Ответы детей). А давайте вместе с вами самостоятельно сделаем сказочный паровозик! Паровозик можно сделать из фигур, давайте назовем все фигуры, которые мы знаем. (Педагог показывает фигуры, дети называют фигуры). Попробуйте каждый сложить свой паровозик из фигур самостоятельно.

(Если дети не справляются с заданием самостоятельно, педагог помещает на доску плоскостное изображение паровозика).

Игра «Будь внимателен».

П.: - Ребята скучно путешествовать без друзей, давайте возьмем в путешествие зверей и вместе прокатимся …. Но чтобы было веселей я предлагаю вам для начала поиграть и познакомиться с нашими животными (педагог выставляет игрушки домашних животных перед детьми). Сколько много друзей! А хватит ли места всем на нашем паровозике? Чтобы узнать сколько зверей всего, что нам нужно сделать? (Ответы детей). Правильно посчитать! (Педагог поочередно предлагает посчитать каждому ребенку, а затем всем вместе.)

Дети: 1, 2, 3, 4, 5 всего пять.

П.: - Молодцы!

Пока мы собирались в путь, наши глазки захотели уснуть!

(Педагог предлагает детям закрыть глаза, и не подсматривать, а сам расставляет животных вокруг детей).

П.: - Проснулись глазки, а где же наши друзья-проказники? Они все разбежались. Давайте поищем их! Где вы видите животных?

1-й ребенок. Внизу на ковре стоит зайчик.

2-й ребенок. Сзади стоит медвежонок.

3-й ребенок. Наверху на шкафу стоит слон.

4-й ребенок. Впереди стоит лиса.

5-й ребенок. Рядом с лисой белка

П. - Наш паровоз отправляется в путь! Всем занять свои места (дети встают друг за другом, положив руки на плечи и выполняют действия за педагогом) .

Едет, едет паровоз

Мимо елок и берез,

Мимо утренних полей,

Мимо красных снегирей.

Мимо дуба и сосны,

Мимо лета и весны.

Чух-чух, чух-чух пыхтит.

И колесами стучит

Свистит громко ту-ту-ту!

Разгоняя детвору.

Пассажиров тут там

Он везет по городам.

Педагог предлагает детям выполнить задания.

Составить из палочек квадрат и треугольник. (Сколько палочек потребуется, чтоб составить квадрат, а сколько потребуется, чтобы составить треугольник?)

Показать стороны квадрата и треугольника. Сколько углов у каждой фигуры посчитать?

Сделать из шнурочков круг и овал. Можно ли составить их из палочек? Почему? Чем похожи эти фигуры?

П. Ребята мне очень понравилось путешествовать с вами! А вам понравилось? (Ответы детей). А что понравилось больше всего? (Ответы детей).

И мне это тоже очень понравилось, но больше всего мне понравилось когда…..

Галина Борзякова
Конспект занятия по ФЭМП для детей 3–4 лет «Счет. Геометрические фигуры»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей 3-4 лет

Цель : создание условий для развития математических знаний у детей 4 лет

Задачи :

Закрепить знания о геометрических фигурах ; совершенствование навыка счета в пределах 5 ;

Формирование познавательного интереса к математике;

Совершенствование навыка ориентировки в пространстве;

Развивать логическое мышление, память, внимание; развивать познавательный интерес;

Воспитание положительной установки на участие в занятии , навыков сотрудничества.

Оборудование : счетные палочки , веревочки, плоскостное изображение паровозика, дидактические полоски с геометрическими фигурами , геометрические фигуры бумажные , игрушки животных.

Предварительная работа. Разучивание стихотворения Ю. Скляровой «Паровоз» . Выполнение ритмичных движений под стихотворение.

Ход занятия:

В. Ребята я предлагаю вам отправиться в путешествие. А на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей ) . А можно отправиться и на паровозике! Но вот беда, паровозика у нас нет? Как же быть? …. (Ответы детей ) . А давайте вместе с вами самостоятельно сделаем сказочный паровозик! Паровозик можно сделать из фигур , давайте назовем все фигуры , которые мы знаем. (Педагог показывает фигуры , дети называют фигуры ). Попробуйте каждый сложить свой паровозик из фигур самостоятельно .

(Если дети не справляются с заданием самостоятельно, педагог помещает на доску плоскостное изображение паровозика).

Игра «Будь внимателен» .

П.: - Ребята скучно путешествовать без друзей, давайте возьмем в путешествие зверей и вместе прокатимся …. Но чтобы было веселей я предлагаю вам для начала поиграть и познакомиться с нашими животными (педагог выставляет игрушки домашних животных перед детьми) . Сколько много друзей! А хватит ли места всем на нашем паровозике? Чтобы узнать сколько зверей всего, что нам нужно сделать? (Ответы детей ) . Правильно посчитать! (Педагог поочередно предлагает посчитать каждому ребенку, а затем всем вместе.)

Дети : 1, 2, 3, 4, 5 всего пять.

П.: - Молодцы!

Пока мы собирались в путь, наши глазки захотели уснуть!

(Педагог предлагает детям закрыть глаза, и не подсматривать, а сам расставляет животных вокруг детей ).

П.: - Проснулись глазки, а где же наши друзья-проказники? Они все разбежались. Давайте поищем их! Где вы видите животных?

1-й ребенок. Внизу на ковре стоит зайчик.

2-й ребенок. Сзади стоит медвежонок.

3-й ребенок. Наверху на шкафу стоит слон.

4-й ребенок. Впереди стоит лиса.

5-й ребенок. Рядом с лисой белка

П. - Наш паровоз отправляется в путь! Всем занять свои места (дети встают друг за другом, положив руки на плечи и выполняют действия за педагогом) .

Едет, едет паровоз

Мимо елок и берез,

Мимо утренних полей,

Мимо красных снегирей.

Мимо дуба и сосны,

Мимо лета и весны.

Чух-чух, чух-чух пыхтит.

И колесами стучит

Свистит громко ту-ту-ту!

Разгоняя детвору.

Пассажиров тут там

Он везет по городам.

Педагог предлагает детям выполнить задания.

Составить из палочек квадрат и треугольник. (Сколько палочек потребуется, чтоб составить квадрат, а сколько потребуется, чтобы составить треугольник)

Показать стороны квадрата и треугольника. Сколько углов у каждой фигуры посчитать ?

Сделать из шнурочков круг и овал. Можно ли составить их из палочек? Почему? Чем похожи эти фигуры ?

П. Ребята мне очень понравилось путешествовать с вами! А вам понравилось? (Ответы детей ) . А что понравилось больше всего? (Ответы детей ) .

И мне это тоже очень понравилось, но больше всего мне понравилось когда….

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Геометрические фигуры» Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. Тема: «Геометрические фигуры». Обучающие задачи: - закрепить названия геометрических фигур;.

Конспект итогового занятия по математике в средней группе «Путешествие на воздушном шаре. Геометрические фигуры. Счет» Конспект итогового занятия по математике в средней группе. «Путешествие на воздушном шаре» Цель: обобщить, закрепить, систематизировать.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Росинка» комбинированного вида Истринского муниципального района.

Конспект НОД по РЭМП «Геометрические фигуры. Счет до 4. Подвижные игры» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №93» Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений.

Конспект по ФЭМП в подготовительной группе «Знакомство с тетрадью. Счет в пределах десяти. Геометрические фигуры» Образовательная область – познавательное развитие Интегрируемые образовательные области – речевое развитие, физическое развитие Задачи:.

Цель: повторить порядковый счет до восьми, числа и цифры 1- 8, повторить геометрические фигуры, тренировать мыслительные операции. Ход занятия:.

Игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет.

Величина.

«Какой мяч больше»

Цель. Объяснить и продемонстрировать разницу между большим и маленьким мячами.

Материал: два мяча (большой и маленький), две корзины.

Описание. Взрослый стоит на расстоянии 3-5 метров от ребенка и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает и подает его взрослому, затем маленький мяч. Ребенок должен перенести в одну корзину большие мячи, а другую – маленькие.

«Большие и маленькие»

Цель. Научить ребенка чередовать предметы по величине.

Описание. Взрослый показывает ребенку куклу, рассказывает, что она пришла к ним в гости и принесла в корзиночке рассыпанные бусы. Показывает детям большие бусы, нанизывает сначала большую, а затем маленькую (-ОоОоО-). Пока ребенок нанизывает бусины, взрослый проговаривает поочередность бусин. Сделав бусы вместе с ребенком, одевает их кукле.

«Медвежата»

Цель. Классификация предметов по признаку "размер".
Описание. На столе различные предметы двух основных размеров (размер должен легко опознаваться ребенком). Понадобятся два медведя: большой и маленький.
- Жили два медведя: Миша и Мишутка. Миша - большой, Мишутка - маленький.
- Ваня, где Миша, где Мишутка, покажи!
- Однажды они поссорились и стали делить игрушки. Как они делят? Кому большие? Кому маленькие?
Просим ребенка помочь разделить игрушки на две кучки: большие и маленькие. Выполняя задание, ребенок должен пояснять свой выбор:
- Большой мяч - Мише. Большая ложка - Мише. Маленькая ложка - Мишутке. Маленький автомобиль - Мишутке и т. п.
- Какие игрушки у Миши? (Большие.) Какие игрушки у Мишутки? (Маленькие.)

«Перебери палочки»

Цель: учить детей разбирать предметы разной длинны. Развивать внимание.

Материал: два набора палочек (длинные и короткие)

Описание. Перед ребенком лежат перепутанные палочки, разной длинны, ему нужно их перебрать. В одну сторону положить только короткие палочки, а в другую только длинные.

Упражнение «Длинный – короткий»

Цель: учить детей подбирать и сравнивать предметы по величине, понимать и правильно использовать в речи слова длинный – короткий.

Описание: собираясь с детьми на прогулку, предложить им сравнить свои шарфы и определить, у кого шарф длинный, а у кого короткий.

«Ленточки»

Цель. Обучить сравнивать длины приемом приложения, учить пользоваться словами длиннее, короче;

Описание. Сюжет: куклы в магазине выбирают ленты: две куклы (большая и маленькая) и ленты двух размеров (длиннее и короче), цвет лент разный.

Обсуждаем с ребенком на примере двух лент, какие и почему надо купить Маше (большой кукле) и Кате (маленькой кукле). Затем ребенок разбирает остальные ленты, приговаривая: длинная - Маше, короткая - Кате.

Покажи мне все длинные ленты.
- Покажи все короткие ленты.
Возьмите из каждой группы по ленте и, уронив их кучкой, спросите ребенка:
- Почему ты уверен, что эта красная лента длиннее этой синей?
Если ребенок сам правильно выкладывает ленты, сравнивая их длины прикладыванием, это хорошо, если нет, помогаем ему выполнить это действие.

«Найди пару»

Цель: учить детей находить предметы сходные по двум признакам величины (длина и ширина), цвету. Развивать глазомер детей.

Материал: ленты или шнурки разной длинны и ширины.

Описание. Детям предлагается разобрать ленты или шнурки по парам.

«Узкая и широкая дорожка»

Цель. Знакомить детей с понятиями «длинная-короткая», «узкая-широкая», «большой-маленький»

Материал: два шарфа (один большой, длинный, широкий; другой - узкий, короткий), две, любые игрушки (большая и маленькая).

Описание. Воспитатель: «Ой, наши друзья собрались погулять, а дорожки не найдут». Предлагаем сделать дорожки из двух разных шарфов, обращая внимание на размер дорожек и зверят. Ребенок должен сам выбрать дорожку для игрушки подходящую по размеру.

«Спрячь в ладошки»

Цель: различать умение соотносить предметы по величине.

Материалы: маленький и большой шарик.

Описание. Даем малышу шарики. Говорим: «Сейчас я покажу тебе фокус, забираем маленький шарик и прячем его в ладони. Просим малыша сделать тоже самое. Предлагаем повторить фокус с большим шариком. Объясняем, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке. Сравниваем шарики между собой, затем с ладошкой ребенка.

«Найди такое же колечко»

Цель. Учить детей сравнивать предметы по величине путём накладывания одного на другой, находить два предмета одинаковой величины.

Материал: пирамидки из пяти съёмных колец (по одной на каждого ребёнка).

Описание. В игре участвуют 5-6 человек. Воспитатель: «Давайте играть: я разберу свою пирамидку и перемешаю колечки, и вы сделайте так же. А теперь я выберу одно колечко, и ты найди такое же по величине (даёт колечко сидящему рядом ребёнку) ». Когда ребёнок найдёт нужное колечко, педагог говорит: «Теперь верни мне моё колечко, возьми любое своё кольцо и передай соседу, пусть он найдёт такое же».

Чтобы проверить правильность выбора ребёнка, используется приём накладывания. Каждый ребёнок, получивший колечко, после того как находит такое же, даёт задание своему соседу.

Воспитатель отмечает тех детей, кто быстро находит нужное колечко. Игра может пройти один - два круга.

«Сложи лесенку»

Цель. Научить соотносить предметы по величине.

Материал: 5 картонных полосок, различных по длине.

Описание. Кладем перед ребенком полоски и предлагаем из них сложить лестницу. Когда лесенка готова, игрушечная собачка бежит по ней вверх и вниз. Она сразу же обнаруживает ошибки и просит их исправить, потому что она не может подняться по лесенке. Во время постройки лесенки ребенок приговаривает: «длинная полоска, теперь короткая, еще короче и самая короткая полоска»

«Посмотри, назови»

Цель. Учить детей разделять предметы и называть их по одному признаку величины. Развивать глазомер детей.

Описание. Дети сидят в кругу. Воспитатель просит назвать все предметы только большого размера находящиеся вокруг их.

Продолжая игру, воспитатель просит назвать: предметы маленького размера; широкие предметы; узкие предметы; длинные предметы; короткие и высокие предметы; низкие и т.д.

«Кто выше?»

Цель. Учит сравнивать два предмета по высоте, обозначать словами результат сравнения: «выше - ниже», одинаковые.

Описание. Воспитатель вызывает двух детей одного роста и просит встать на небольшом расстоянии друг от друга. Спрашивает: «Как вы думаете, кто из вас выше?». Дает детям высказаться; чтобы узнать, кто выше, надо встать рядом. Какие вы по высоте? (Одинаковые.)

Они вот какие (воспитатель показывает), а я – вот какой высоты (показывает). Кто высокий?

Кто низкий? Кто выше?

«Самый высокий, самый низкий»

Цель . Сравнение предметов по высоте.

Описание. Ребенку предлагается разложить бруски по высоте, начиная от самого высокого заканчивая самым маленьким, а затем назвать их высоту в порядке возрастания (самый низкий, низкий, высокий, самый высокий).

«Две башни»

Цель. Закреплять знания о величине предметов; познакомить с понятиями: высокий – низкий, одинаковые по высоте.

Описание. Постройте из кубиков две башни одинаковой высоты. Затем добавьте или уберите детали так, чтобы башни стали разные – высокая и низкая. Вместе с детьми сравните башни по высоте: «Вот две башни. Чем они отличаются? Ничем, они одинаковые. А теперь чем они отличаются? Эта башня высокая, а эта низкая. А теперь вы постройте башни! ».

Попросите детей построить сначала одинаковые башни, а затем высокую и низкую башни. Можно обыграть сюжет, посадив на верхушку башен маленькие игрушки.

Форма.

«Что катится?».

Цель: знакомить детей с формой предметов. Развивать мышление детей. Воспитывать отзывчивость, желание играть в игры с предметами.

Материал: шарик; кубик; небольшие ворота.

Описание. Организуем веселую игру – соревнования - кто быстрее докатит свою фигурку до ворот, выстроенных на столе. А фигурки, которые нужно катить - это шарик и кубик.

После нескольких проб он поймет, что выиграет тот, у кого шарик. Спросить у ребенка, почему шарик катиться быстрее и стараемся сделать вывод: «Шарик катиться, а кубик нет!». Обращаем внимание ребенка на острые углы, которые мешают кубику катиться и отсутствие углов у шарика.

«Покажи квадрат»

Цель. Познакомить детей с квадратом; учить различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат), обследовать их осязательно-зрительным путем.

Описание. Воспитатель показывает детям красный круг.

Это круг. Перед вами на столе тоже лежит круг. Покажите его – поднимите повыше. Что вы показали? (Круг.) Какого он цвета? (Красный.)

Это красный круг. Обведите его пальцем. Он катится? Попробуйте его покатить по столу.

Затем показывает детям синий квадрат: «Кто знает, что это?»

Если дети не могут ответить, называет геометрическую фигуру, просит всех вместе повторить слово «квадрат» хором, затем 2-3 ребенка произносят это слово самостоятельно.

Перед вами на столе лежит квадрат. Покажите его. Что вы показали? (Квадрат.) Какого он цвета? (Синий.) Можно его прокатить? Почему нельзя? Что мешает? Какую фигуру вы показали?

«Покажи треугольник»

Цель. Познакомить детей с треугольником; учить различать и называть треугольники, обследовать осязательно-зрительным путем, классифицировать фигуры по цвету и форме.

Описание. Перед детьми на столах геометрические фигуры.

У вас на столе есть круг. Покажите его.

Как называется эта фигура? (Круг.) Какого он цвета? (Синего.)

Обведите его пальцем. Он катится? Попробуйте прокатить его по столу.

Воспитатель показывает треугольник желтого цвета.

Кто знает, как называется эта фигура?

Если дети не ответят, называет фигуру, просит повторить название фигуры всем вместе.

Найдите треугольник на столе, и покажи его. Можно прокатить треугольник? Почему его нельзя катить? Что мешает?

«Квадрат и треугольник»

Учить детей различать и правильно называть квадрат и треугольник, продолжать обучать приему обведения контуров моделей фигур и прослеживания взглядом за движением руки;

Описание. «Интересно, что лежит в «чудесном мешочке»? - спрашивает педагог. (Он вынимает и показывает квадрат.) - Как называется эта фигура? Какого она цвета? Покажите свой квадрат! В «чудесном мешочке» еще что-то есть!» Предъявляя треугольник, воспитатель говорит: «Это треугольник. Какого цвета треугольник? Покажите свои треугольники. Какого цвета треугольник у Ани? А у Коли?» Воспитатель обводит контур треугольника, привлекая детей к совместному действию в воздухе. «Какую фигуру мы обвели? Указательным пальцем правой руки обведите сначала треугольник, а потом квадрат». Затем подходит к нескольким детям и спрашивает, какую фигуру они обводят. «Попробуйте, катится треугольник или нет. Почему треугольник не катится? Правильно: этому мешают углы. А квадрат катится? Квадрат не катится, ему тоже мешают углы. Возьмите треугольник в левую руку, а квадрат - в правую. Положите треугольник слева, а квадрат - справа».

«Почтовый ящик»

Цель. Учить детей находить отверстия, подходящие для ○, □, Δ фигурки. Развивать глазомер ребенка.

Материал: геометрические фигурки (плоские)○,□,Δ. Коробка с отверстиями в виде геометрических фигур.

Описание. Ребенку надо опускать письма (фигуры) в ящик, причем каждое письмо в свое отверстие. Не нужно подсказывать малышу, куда опустить письмо, пусть он пробует и ошибается, фигура сама поможет ему найти правильный выход из каждой ситуации. Когда все письма (фигурки) будут отправлены, их можно передать адресату - кукле или мишке, или другим игрушкам.

«Посмотри и назови»

Цель. Учить детей находить в пространстве предметы ○, □, Δ формы и четко произносить названия. Развивать зрительную память.

Описание. Предложить ребенку назвать как можно больше предметов круглой, квадратной и треугольной формы (это могут быть игрушки, посуда, фрукты, овощи и т.д.)

«Рамки-вкладыши»

Цель. Учить детей находить нужное по форме отверстие. Развивать внимательность. Формировать целеустремленность.

Описание. В игре используются коробки, на которых даны контурные изображения фигур, и различные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники. Задание детям - навести порядок, разложить все фигуры по коробкам. Дети вначале рассматривают коробки и определяют, в какую из них, что нужно положить. Затем они раскладывают фигуры по коробкам, соотнося их форму с контурным изображением.
В такой игре дети учатся группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины.

«Найди свой домик»

Цель. Развитие представлений детей о геометрических фигурах.

Ход. Детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат и треугольник.

«В этом домике живут все круги,- говорит воспитатель, - в этом - все квадраты, а этом - все треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагают «погулять»: побегать по группе. По сигналу воспитателя все находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местами.

«Геометрическое лото»

Цель. Учим детей подбирать нужные карточки с изображением нужной фигуры. Развивать внимание у детей. Формировать усидчивость детей.

Описание. Для игры понадобятся карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры). На карточках - разный подбор фигур. На одной - круг, квадрат, треугольник; на другой - круг, квадрат, круг; на третьей - треугольник, треугольник, круг; на четвертой - квадрат, треугольник, круг и т. д. Кроме того, у каждого ребенка - набор геометрических фигур той же величины, что и контурные изображения на карточках (по две фигуры каждой формы разных цветов).

В начале занятия ребенок раскладывает все фигуры перед собой. Карточка лежит на столе перед ним. Воспитатель показывает фигуру, предлагает детям найти у себя такую же и разложить на карточках так, чтобы они совпали с нарисованными.

Количество.

«В лес за грибами»

Цель. Формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много, ни одного».

Описание. Приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного).

«Медведь и пчелы»

Цель. Учить детей составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один».

Описание. Дети сидят на стульчиках - пчелы сидят в своих домиках-ульях. Воспитатель говорит: «Таня - пчелка, Ира - пчелка, Валя - пчелка, Света - пчелка. Сколько у нас пчелок?» «Много пчелок»,- отвечают дети. «Сережа будет медведем,- говорит воспитатель и спрашивает: - Сколько медведей?» - «Медведь один». Пчелки летают по полянке. Как только медведь выходит из своей берлоги, пчелки разлетаются по своим домикам (садятся на стулья). «Вот пчелки вылетели на полянку: одна пчелка, еще одна пчелка, еще одна пчелка - много пчелок. Было много пчелок, пришел медведь - пчелки испугались, разлетелись по своим домикам. В этом домике одна пчелка, в этом домике одна пчелка и в этом домике одна пчелка. Сколько в каждом домике пчелок?» - «Одна».- «Не поймал медведь пчелок и пошел спать».

Игра повторяется несколько раз. Воспитатель фиксирует внимание детей на понятиях «один», «много».

«Много – один»

Цель. Научить соотносить предметы по количеству «много – мало». Закрепить знание детей о количественном представлении.

Описание. Перед подгруппой детей (3-4 ребенка) лежат картины, на которых на одной половине нарисованы много предметов, одинаковых по форме, цвету. Предлагаем найти похожий предмет среди других картин, которые лежат в тарелочке. Просим ответить на вопрос: Где нарисовано много предметов? Где один?

«Бабочки и цветы»

Цель. Формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

Описание. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете бабочками. Наши бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – цветочек. Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать? Бабочкам очень понравилось с вами играть».

«Малина для медвежат»

Цель. Формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

Описание. - Ребята, медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат? (много). А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? (много) Сколько у нас медвежат? (много) Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод.

«Тяжело - легко»

Цель. Учить детей понимать понятия «пустой - полный». Развивать навыки сопоставления.

Материал: 2 коробки одного размера; различные предметы, положенные в одну из коробок.

Описание. Перед детьми лежат 2 коробки: одна пустая, другая с предметами. Предлагаем поднять детям одну из коробок: «Тяжелая». Затем просим поднять другую коробку: «Легкая». Пусть ребенок определит и проговорит, что коробка легкая и тяжелая.

«У кого больше?»

Цель. Формировать представление о количестве. Развивать глазомер детей.

Материал: 2 емкости разных размеров; любые безопасные мелкие предметы.

Описание. Заполняем вместе с детьми ёмкость мелкими предметами. Затем высыпаем на стол в отдельные кучки и смотрим, какая кучка больше, а какая меньше. Подводим итог: в большую ёмкость входит больше по количеству предметов, чем в маленькую ёмкость.

Ориентировка в пространстве.

«Куда спряталась мышка»

Цель. Учить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: «вверху», «внизу», «на».

Описание. Воспитатель начинает игру с загадки:

Под полом таится,

Кошки боится. Кто это?

(Мышка)

К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется». Ставит ее под стол, на шкаф... Дети, открыв глаза, ищут мышку найдя ее, ребята говорят, где она находилась, используя слова: наверху, внизу, на. Игра повторяется 2-3 раза.

«Вверх-вниз»

Цель. Способствовать развитию внимания правильному употреблению предлогов «на» и «под».

Материал: фланелеграф, фигурки: дерево, птица, солнце, цветок и ёж.

Описание. Просим малыша составить картинку на фланелеграфе. Комментируем: «Птицу надо посадить на дерево, а ежа-под дерево. Солнышко у нас на небе, значит надо прикрепить наверху, а цветок-на земле, значит внизу, под солнцем» после чего рассматриваем, что у нас получилось.

«Вверху-внизу»

Цель. Способствовать развитию речи, навыкам ориентирования в пространстве.

Описание. Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.

«Курочка-направо, зайчики-налево»

Цель. Определять местонахождения предмета при помощи слов: « справа-слева».

Описание. Беспорядочно размещаем на фланелеграфе фигурки зайцев и курочек. Справа ставим дерево, объясняем, что здесь живут зайчики, а слева-дом, сюда надо собрать курочек. «Курочки и зайчики поиграли, теперь надо помочь им добраться до дома. Зайцы живут в лесу, он справа от тебя. А дом курочек-слева». Во время игры повторяем: «зайчики - направо, курочки-налево».

«Куда пойдешь?»

Цель. Двигаться в заданном направлении, определять местонахождения предмета при помощи слов: «впереди», «слева», «справа», «сзади».

Описание. В комнате спрятаны игрушки. Воспитатель дает задание детям: «Иди вперед. Остановись. Направо пойдешь - машинку найдешь, налево пойдешь - зайчика найдешь. Куда пойдешь?»

Ребенок показывает и называет направление. Идет в это направлении и берет игрушку.

Игра повторяется несколько раз с различными детьми

«Угадай, что загадали»

Цель. Способствовать развитию представлений о местоположении предметов в пространстве.

Описание. Игрушки необходимо расположить вокруг (впереди, слева, справа, сзади) вызванного ребенка. Воспитатель говорит, что он загадал одну из них игрушек, какую – надо отгадать. Для этого педагог предлагает определение «Она перед тобой (за тобой, сбоку от тебя)». Ребенок называет игрушку, находящуюся в указанном на правлении.

При повторном проведении игры надо поменять местам игрушки или заменить их другими.

«Где же мишка»

Цель. Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.

Материалы: стулья (два маленьких и один большой, два больших игрушечных медведя и другие игрушки.

Описание. Предложите ребенку повторить вслед за вами следующие действия: посадить мишку на стул, за стул, под стул, поставить его перед стулом, рядом со стулом.

Ориентировка во времени.

«Когда это бывает»

Цель. Учить детей ориентироваться во времени.

Материал: карточки с изображением какого-либо временного отрезка.

Описание. Ребенок выбирает картинку, рассказывает, что на ней изображено: утро, день, вечер, ночь.

Варианты картинок: ребенок встает с постели, солнышко поднимается. Ребенок чистит зубы, умывается, делает зарядку, занимается, играет со сверстниками. Смотрит передачу «Спокойной ночи малыши», за окном темно, горит настольная лампа, ребенок в постели и т.д.

«Поможем мишке разложить картинки»

Цель. Учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.

Описание. Предлагаем детям помочь мишке разложить правильно картинки с изображением частей суток. Ребенок раскладывает картинки, по порядку приставляя картинку одну к другой, чтобы мы вместе с ребенком могли проследить всю последовательность частей суток.

«День и ночь»

Цель. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Описание. Это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий. Когда стемнеет, предложите детям поиграть: «Давайте поиграем в игру «День и ночь». Когда я включу свет, и в комнате станет светло, наступит день. В это время вы будете ходить, играть, танцевать. А когда я выключу свет, и станет темно, наступит ночь. Тогда вы ляжете на ковер и будете спать».

«Назови пропущенное слово»

Цель. Закреплять временные представления: утро, день, вечер, ночь.

Описание. Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток:

Мы завтракаем утром, а обедаем...

Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой...

Днем ты обедаешь, а ужинаешь...

Эту игру можно повторно провести в свободное от занятий время.

«Наш день»

Цель. Закрепить представление о частях суток, научить правильно, употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.

Описание. Дети сидят полукругом. Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день). Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения:

Кукла Валя хочет спать.

Уложу ее в кровать.

Принесу ей одеяло,

Чтоб быстрее засыпала.

Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками воспитателя.





Самое обсуждаемое
Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников
Детская ортопедическая обувь Twiki Детская ортопедическая обувь Twiki
Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих


top