Приучаем ребенка к горшку практические советы комаровский. Главные правила в процессе привыкания к горшку. О дрессуре и быстрому обучению

Приучаем ребенка к горшку практические советы комаровский. Главные правила в процессе привыкания к горшку. О дрессуре и быстрому обучению

* Как приучить ребенка пользоваться горшком *

348. Готовность к этому зависит от возраста и от индивидуальных качеств ребенка.

Наслушавшись разных людей, вы, возможно, будете считать, что приучить ребенка пользоваться горшком - тяжелый труд. На самом деле все обстоит гораздо проще. С возрастом дети приобретают способность управлять своим кишечником и мочевым пузырем. Мать должна лишь внимательно следить за своим ребенком, ожидая признаков его готовности, и дружески поощрять его пользоваться горшком.
Прежде всего вам следует помнить, что в различном возрасте у разных детей кишечник и мочевой пузырь функционируют по-разному. Кроме того, и отношение детей к этому виду обучения также неодинаково.

349. У одних детей стул бывает регулярно, у других - нет.

В течение первого года жизни большинство детей почти не чувствуют функционирования своего кишечника. Как только прямая кишка оказывается заполненной, кал выталкивается так быстро, что мать не успевает этого заметить.
У одних детей первый (или единственный) стул в день бывает регулярно через несколько минут после завтрака. Полный желудок заставляет действовать кишечник, особенно после долгого ночного отдыха. Довольно легко "поймать" этот момент. Но сказанное еще не означает, что вы приучили ребенка к горшку. На первом году он еще почти не понимает, что происходит. Пока что вы приучили не ребенка, а себя. Ребенок лишь привыкает к горшку.
У других детей стул бывает один или несколько раз в разное время дня.
Если ребенок испражняется нерегулярно, бесполезно пытаться приучать его к горшку в первый год жизни. Вам придется сажать его на горшок так часто и надолго, что скорее всего он только рассердится и будет нарочно сопротивляться обучению.

350. Второй год.

На втором году жизни у ребенка появляются новые черты, которые очень помогут матери приучить его пользоваться горшком. В этом возрасте ребенок осознает, как сильно он любит свою мать, и ему нравится доставлять ей удовольствие. Если мать по-дружески объяснит ребенку, что ей очень хочется, чтобы он пользовался горшком, и будет хвалить его, когда это ему удастся, то у ребенка появится сильное желание научиться пользоваться горшком в угоду матери. Однако есть факторы, препятствующие этому.

351. Двухлетнего ребенка отличают чувство собственности и упрямство.

В начале второго года жизни ребенок ощущает наполненность прямой кишки. Он может намеренно сдерживать и выталкивать кал. Когда он видит свой кал в горшке или на полу (если на нем не было штанишек), у него появляется собственническое отношение к нему. Он даже немного гордится им. Он может даже привести свою мать, чтобы она полюбовалась его "произведением". Он пока не чувствует к нему никакого отвращения. Он может поиграть со своим калом или даже попробовать его на вкус, как он пробует все вообще.
Многие дети, охотно пользовавшиеся горшком в течение нескольких месяцев, вдруг резко меняют свое отношение к нему, что бывает между 12 и 18 месяцами. Такой ребенок послушно садится на горшок, но ничего не делает. Как только он встает с горшка, он пачкает штанишки либо делает прямо на пол, как будто он никогда не был приучен к горшку. Обычно это происходит с упрямыми детьми, чаще с мальчиками. Многое зависит здесь от поведения матери: ребенка надо поощрять, а не заставлять.

352. Во второй половине второго года жизни дети начинают проситься на горшок.

Обычно они сообщают об этом при помощи определенного слова или звука, который понимает только мать. Некоторые дети начинают проситься и раньше полутора лет, а другие - только после 2 лет.
Разные факторы определяют возраст, в котором ребенок начинает сообщать матери, что он хочет на горшок, но у каждого ребенка это начинается по-разному. Если мать регулярно ловит момент, когда ребенка надо посадить на горшок, он постепенно перенимает ее беспокойство по этому поводу. Если мать тактично поощряет ребенка сообщать ей, когда он хочет на горшок, он, желая ей угодить, старается вовремя заметить, что ему пора. Но есть дети, которых никогда не приучали к горшку, и тем не менее они начинают сообщать матери, когда им нужно на горшок. Некоторым детям в конце второго года жизни неприятно, когда штанишки грязные или мокрые, либо они начинают чувствовать отвращение к виду и запаху кала. Если мать постоянно внушала ребенку, что делать в штанишки нехорошо и неприятно, то ребенок тоже начинает так думать. Но в других случаях, когда мать никогда не показывала отвращения к калу, у ребенка все равно это чувство возникало.

353. В 2 года ребенок стремится подражать.

Стремление двухлетнего ребенка всему подражать иногда играет большую роль в приучении к горшку. Бывает, что ребенок, которого никогда не сажали на горшок, вдруг обращает внимание, что его брат, сестра или товарищ пользуются горшком, и требует, чтобы его тоже посадили на горшок. Часто ребенок, поняв, в чем дело, полон энтузиазма и через 2 дня он уже мочится и испражняется только в горшок. Он может так гордиться своим достижением, что даже надоедает, просясь на горшок каждые несколько минут.

354. Конечный этап - умение самостоятельно осуществлять эту процедуру от начала до конца.

Даже, когда ребенок постоянно просится на горшок, он все-таки ждет, чтобы мать сняла ему штанишки и посадила его. Можно считать, что он действительно пользуется горшком только тогда, когда он научится делать все сам от начала до конца (обычно между 2 и 2,5 годами). Многое зависит от поощрения матери и от того, насколько легко снимаются штанишки. Но почти до 3 лет время от времени возможны непредвиденные случаи: на прогулке, вне дома или во время желудочного расстройства.

355. Отношение родителей к проблеме приучения к горшку.

Оно так же важно и так же разнообразно, как и отношение детей. На одном полюсе - родители, не придающие большого значения приучению к горшку. Они предпочитают начать это по возможности позже. Им не противно менять грязные пеленки до 2 лет, а иногда и дольше. На другом полюсе родители, которые считают, что для развития ребенка и формирования его характера очень важна чистота. Они стараются приучить ребенка ходить на горшок как можно раньше. Им крайне неприятно убирать за ребенком, и они не могут подавить раздражения, если их ребенок пачкает штанишки после года или полутора лет. Все мы, родители, в большей или меньшей степени принадлежим к одному из этих типов. Часто истоки нашего отношения к этой проблеме нужно искать в нашем детстве. Большинство людей стремится воспитать своих детей так же, как воспитали их.

356. Если родители боятся помочь ребенку.

Проблема приучения ребенка к горшку стала представляться особенно сложной в свете последних работ психиатров, психологов и педиатров.
Изучая причины повышенной нервности взрослых и детей, врачи пришли к выводу, что слишком раннее и строгое приучение к горшку, которое раньше было очень популярно, приводило к тому, что ребенок становился крайне упрямым или излишне заботящимся об опрятности "чистюлей". Педиатры рассказывают, что некоторым матерям, долго и безуспешно приучавшим своего первого ребенка проситься на горшок, было страшно заново начать эту борьбу со вторым. Но каково же было их изумление, когда около 2 лет второй ребенок сам начинал проситься на горшок. Это дало надежду некоторым психиатрам, включая и меня, полагать, что если бы удалось убедить родителей не прилагать слишком активных усилий в этом направлении, то, возможно, дети сами бы приучались проситься на горшок. Но, к сожалению, этот метод не приносил желаемых результатов тем родителям, которые в душе были против него и пытались его осуществить, только следуя рекомендациями педиатра, а также тем, которые боясь "переборщить", вообще никак не поощряли ребенка пользоваться горшком.

357. Методы приучения.

Я думаю, не может быть единственно правильного метода приучить ребенка проситься на горшок. То, что получается у одних родителей, может не получиться у других, и уж, конечно, то что подходит для одного ребенка, может быть вредно для другого. При любом методе могут быть неудачи. Главное - определить ваше собственное отношение к проблеме, знать, как по-разному дети реагируют на тот или иной метод, подождать признаков готовности ребенка к этому виду обучения и затем пользоваться методом поощрения, а не порицания.
Раньше родители пользовались преимущественно одним методом: с первых же месяцев подставляли горшок, когда ребенок испражнялся. Но этим много достичь не удавалось. Проходит много месяцев, прежде чем ребенок понимает, в чем собственно дело, и начинает добровольно участвовать в этой процедуре.
Основной недостаток таких ранних попыток - то, что мать, как правило, начинает придавать слишком большое значение этой проблеме и становится все более требовательной, забывая, что главное - это заручиться сотрудничеством самого ребенка. Я думаю, разумнее предоставить ребенку право решать самому. Не сердитесь на него, лучше подождите, пока он подрастет и поймет, что от него требуется, или, по крайней мере, пока он хотя бы начнет самостоятельно сидеть.

358. Методы приучения к горшку со второй половины первого года жизни.

Если у ребенка регулярный стул, родители обычно начинают сажать его на горшок между 7-м и 12-м месяцем. Это разумный метод для тех родителей, которые стремятся научить ребенка проситься на горшок как можно раньше. В этом возрасте ребенок умеет хорошо сидеть и в состоянии частично управлять нижней частью своего туловища. Если стул у ребенка бывает каждый день через 10 минут после завтрака, то успех достигается быстро и без особых усилий. В этом случае ребенку не приходится сидеть на горшке слишком долго, на что у детей редко хватает терпения. Конечно, это только самая первая стадия обучения, так как до года ребенок еще плохо понимает, что от него требуется. Он просто привыкает сидеть на горшке и ассоциирует с ним ощущения, вызываемые испражнениями. Вы скажете, что это подготовит его к дальнейшему обучению. Но следующий стул во второй половине дня вряд ли бывает в одно и то же время, следовательно, его "ловить" не стоит.
Если же и первый стул ребенка нерегулярный, то неразумно пытаться его "поймать" в этом возрасте. Вам пришлось бы сажать ребенка на горшок слишком часто и на слишком продолжительное время, что сделает ребенка нетерпеливым и упрямым.

359. Метод приучения к горшку в первой половине второго года.

Значительная часть родителей начинает приучать ребенка к горшку в первой половине второго года. Ребенок взрослеет и начинает замечать различные части своего тела и их функционирование. Если ему представляется случай, он замечает свое мочеиспускание и испражнение. Если стул у ребенка бывает регулярно в одно и то же время, его можно сажать на горшок на 5-10 минут. Когда он сделает на горшке то, что от него ждут, это производит на него некоторое впечатление. Мать может похвалами увеличить его удовлетворение. Спустя несколько недель ребенок будет еще больше гордиться своим достижением. Это уже почти успех. Ребенок понимает, что он делает то, что нужно, и что испражняться надо в горшок.

360. Метод терпения.

Многие родители предпочитают ждать до второй половины года и поощрять ребенка проситься на горшок, произнося либо слово, либо звук, понятный матери. Мне кажется, что это самый подходящий возраст для приучения ребенка к горшку. От родителей не потребуется слишком много усилий; ребенок берет инициативу на себя и сам проявляет интерес к горшку. Некоторые дети в этом возрасте настолько явственно чувствуют полноту прямой кишки и мочевого пузыря, что начинают проситься на горшок без всяких напоминаний и уговоров.
Если стул у ребенка регулярный, например, сразу после завтрака, его можно начать сажать на горшок на непродолжительное время, начиная с полутора лет. Мать должна проявить свое удовольствие и похвалить ребенка, когда ему удастся сделать на горшке, и попросить его сказать ей на следующий день, когда он захочет на горшок. Дело в том, что в этом возрасте ребенок скорее поймет, что от него хотят.
Если ребенку неприятны или даже отвратительны грязные штанишки, мать может объяснить ему, что если он попросится на горшок, то его штанишки останутся сухими и чистыми так же, как и у взрослых.
В случае, если ребенок не высказывает ни интереса, ни отвращения к грязным штанишкам в конце второго года, мать может оставить его без штанишек (но в комнате, где нет ковра), чтобы он понял, что, собственно, происходит. Тогда мать может предложить ему в следующий раз попроситься на горшок.
Поощрять ребенка проситься на горшок следует постепенно и ласково (не делайте этого слишком энергично). Обычно проходит несколько недель, прежде чем ребенок поймет, что от него хотят. Сначала он сможет сообщать матери после того, как испачкает штанишки. Это уже значительный прогресс, хотя родители этого не считают. Надо ребенка похвалить и попросить его в следующий раз опять сказать, чтобы вовремя посадить его на горшок и чтобы не нужно было менять штанишки.
Мать должна во что бы то ни стало сохранять спокойствие и оптимизм по отношению к "завтра". Она может рассказать ребенку, что и она, и папа, и братья, и сестры, и друзья, и знакомые пользуются туалетом, что он взрослеет с каждым днем, что приятно ходить в сухих и чистых штанишках. Я не хочу сказать, что нужно каждый день повторять эту проповедь от начала до конца, нужно лишь время от времени напоминать об этом. Все это требует огромного терпения. В некоторые дни мать охватит раздражение из-за отсутствия видимого прогресса. Если вы убедитесь, что ваши усилия тщетны, оставьте их на несколько дней или недель. Избегайте раздражения и отчаяния. Старайтесь не стыдить и не наказывать ребенка за грязные штанишки. Помните, что если метод поощрения не помогает, то наказание только ухудшит дело.

361. Если ребенок сопротивляется.

В разделе 351 уже упоминалось о легкой форме нежелания пользоваться горшком: ребенок вдруг отказывается делать в горшок и пачкает штанишки, как только встанет с него.
Если ребенок отказывается пользоваться горшком в течение нескольких недель и если сопротивление его растет, он может сдерживаться, не только сидя на горшке, но и в течение всего дня, если это ему удастся. Это тип запора называется психологическим. Он редко приносит вред организму ребенка, но показывает состояние его нервной системы.
Иногда такое сопротивление можно смягчить, если мать находится рядом с ребенком, ласково с ним разговаривая и изредка напоминая ему, что он должен сделать на горошке. Другими словами, шутками и лаской вы скорее сможете сломить его упорство. Если через 10 минут ребенок все-таки ничего не сделает, отпустите его, не усугубляйте положения. Если через несколько минут он испачкает штанишки или пол, вы, конечно, рассердитесь. Но если вы напомните себе, что таким образом ребенок демонстрирует свою независимость, вы, вероятно, сможете отнестись к этому с юмором. Лучший подход к ребенку в такой ситуации - говорить ему: "Завтра ты, может быть, сделаешь это в горшок, как большой мальчик". Не удивляйтесь, если сопротивление ребенка длится несколько недель. Разумеется, нет смысла произносить одну и ту же речь каждый день. Лучше всего в течение некоторого времени вообще оставить всякие попытки, а затем попробовать снова в один прекрасный день, когда вам покажется, что он стал взрослее и покладистее.
При более сильной форме сопротивления ребенок может вообще отказываться садиться на горшок. Если он не очень упрямится, можно шутками и дружелюбными разговорами отвлечь его внимание и все-таки посадить на горшок. Но, если он категорически отказывается сесть на горшок, значит он действительно боится испражняться, и было бы ошибкой заставлять его. Оставьте его в покое на некоторое время, но недели через две напомните ему дружелюбным тоном, что когда-нибудь он тоже будет пользоваться горшком, как все другие дети. Наблюдайте за ним, и в один прекрасный день он будет готов к этому. С другой стороны, если мать не решается вообще говорить с ребенком на эту тему, это может укрепить его мнение, что то, чего она от него хочет, нехорошо или опасно. Напоминания матери, сделанные уверенным, ласковым тоном, помогут ребенку восстановить свое отношение к пользованию горшком как к обыденному делу, одному из достижений на пути становления взрослого человека.
В некоторых случаях ребенка удается "подкупить": например, предложить девочке красивые трусики с кружевами в награду за то, что она не будет их пачкать и мочить, или костюм мальчику, который ему очень нравится. Многим детям полезно понаблюдать, как другие дети с гордостью пользуются горшком.

362. Боязнь твердого болезненного стула.

Иногда у ребенка постепенно или сразу начинает формироваться необычно твердый кал, который выходит, причиняя боль. Не любой твердый стул болезнен. Например, при спастическом запоре, когда кал выходит маленькими твердыми шариками, болей обычно не бывает. Болезненно выходит твердый стул большим куском с широким диаметром. Проходя через сильно растянутый задний проход, твердый кусок кала может разорвать его край так, что образуется крошечная трещина, которая может увеличиваться при каждом испражнении. Это очень болезненно, и, если стул остается твердым, трещина долго не заживает. Нетрудно понять, почему ребенок, однажды испытавший боль при испражнении, старается избежать его всеми силами. Если ребенку удается удерживать стул в течение нескольких дней, то от этого он становится еще крепче и, следовательно, выходит еще болезненнее. Получается заколдованный круг.
Очень важно немедленно посоветоваться с врачом, если стул ребенка стал твердым, особенно на втором году жизни, когда ребенок особенно чувствителен. Врач может рекомендовать либо лекарство, либо изменение в питании. Хорошо помогает чернослив или сок из него. Если ребенок любит чернослив, давайте его каждый день. Помогают также хлеб и крупы из грубого помола, особенно овсяная.
Некоторое время вам придется успокаивать ребенка, говоря, что его стул больше не будет причинять ему боль, как раньше, потому что помогло лекарство. Если ребенок продолжает бояться и сопротивляться и вам кажется, что боли продолжаются, необходимо показать ребенка врачу. Возможно, образовалась трещина, которая никак не заживает. Иногда бывает необходимо растянуть задний проход под наркозом.

363. Чего следует избегать, если ребенок упорно отказывается пользоваться горшком.

Хотя матери трудно сохранять терпение и не сердиться на ребенка, который никак не поддается уговорам ходить на горшок, она должна знать, как себя вести, чтобы не усугубить положения. Если мать будет заставлять ребенка сидеть на горшке все чаще и дольше, несмотря на его категорический отказ что-либо сделать в горшок, это только усилит его упорство. Гнев родителей, если он не помогает сразу же, только заставляет ребенка чувствовать себя виноватым, но не исправляет его. Если вы будете постоянно стыдить ребенка за его поступки или прививать ему чувство отвращения, то вы все равно почти ничего не добьетесь. Но таким путем вы в конце концов сделаете из него излишне суетливого человека, который боится наслаждаться жизнью или начинать что-либо новое, который сразу падает духом, если что-то не ладится.

* Как приучить ребенка быть сухим *

364. Готовность к обучению.

С одной стороны, приучение ребенка мочиться на горшок - гораздо более трудное или по крайней мере долгое дело. В любом возрасте человеку легче удержать стул, чем мочу. В то время как большинство детей к 2 годам уже испражняется в горшок, очень многие дети в 2,5 года еще довольно часто мочатся в штаны и днем, и ночью. С другой стороны, дети редко сопротивляются, когда их приучают мочиться в горшок днем. Когда они физически в состоянии управлять мочевым пузырем, они охотно это делают, т.е. не отказываются сесть на горшок и не сдерживают мочу, сидя на нем.

365. Мочевой пузырь в состоянии удержать большое количество мочи между 12-м и 18-м месяцем.

У большинства детей в первые полтора года мочевой пузырь опорожняется автоматически и довольно часто. Затем он начинает задерживать все большее количество мочи. Часто в 15-16 месяцев мать впервые с удивлением и удовольствием замечает, что штанишки сухие в течение 2 часов, обычно во время дневного сна. Попытки приучить ребенка к горшку тут не при чем. Просто его мочевой пузырь окреп. Иногда ребенок уже в 12 месяцев остается сухим всю ночь, прежде чем мать начала приучать его к горшку. Как правило, девочки скорее привыкают мочиться в горшок и раньше начинают оставаться сухими всю ночь, чем мальчики. Некоторые дети даже в 2 года вынуждены часто опорожнять мочевой пузырь, иногда каждые полчаса или час. Хотя очень многие дети в 15-18 месяцев в состоянии удержать мочу в течение 2 часов, это еще не означает, что они приучены мочиться в горшок. Если мать помнит время, когда ребенок помочился последний раз, она может вовремя посадить его на горшок, но делать это нужно тактично. Вряд ли дети в этом возрасте в состоянии помнить, что нужно помочиться в горшок и вовремя попроситься, так как пока они почти не чувствуют, как функционирует мочевой пузырь.

366. Часто дети начинают проситься между 18-м и 24-м месяцем.

Некоторые дети в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и сообщать об этом словом или звуком, понятным одной матери. Проситься раньше начинают те дети, которых до этого довольно регулярно сажали на горшок, чем в конце концов привлекли их внимание. В первые несколько недель ребенок часто просится, когда штанишки уже мокрые. Одним матерям это кажется бессмысленным, а другие думают, что ребенок над ними издевается. Не будьте так пессимистичны. Просто вначале ощущение мокрых штанишек сильнее ощущения полного мочевого пузыря. У ребенка самые лучшие намерения. Он делает все, что пока в его силах, и скоро он будет вовремя проситься, если вы оцените его усилия.
Но даже после того, как ребенок начал проситься, он еще частенько будет мочить штанишки. Временами он будет слишком занят, чтобы заметить, что у него полный мочевой пузырь. Мать может заметить, в какие часы ребенок мочится, и напоминать ему. Ребенку еще предстоит перейти к последней стадии, когда он будет вовремя замечать, что ему пора помочиться, и у него хватит умения и чувства ответственности, чтобы самому пойти к своему горшку, самому снять штанишки и т. д., т. е. самому проделать все от начала до конца. Наблюдения над детьми показывают, что даже в 2,5 года они часто мочат штанишки. Очень многие дети не в состоянии нести полную ответственность даже к 3 годам.

367. Метод, при котором с начала второго года жизни мать замечает время мочеиспускания.

Существует два основных принципа обучения ребенка мочиться в горшок. Если мать предпочитает начать обучение как можно раньше (как она, вероятно, начала в конце первого или в начале второго года приучать ребенка испражняться в горшок, если стул его регулярен), она может начать сажать ребенка на горшок тогда, когда ребенок остается сухим в течение 2 часов. Когда это происходит, вы можете быть почти уверены, что: 1) мочевой пузырь достаточно окреп. Следовательно, вам не придется тренировать нечто, совершенно не готовое к обучению; 2) спустя 2 часа после последнего мочеиспускания мочевой пузырь должен быть полным. Следовательно, он должен скоро опорожниться и вам не придется держать ребенка на горшке слишком долго; 3) ваши попытки не будут неожиданными, и обучение будет постепенным, так как вначале ребенок довольно редко будет оставаться сухим в течение 2 часов. Но по прошествии нескольких недель это будет происходить все чаще.
Большинство детей впервые остаются сухими в течение 2 часов дневного сна, некоторые - в другое время дня, а другие дети удивляют свою мать, проснувшись сухими утром.

368. Метод, когда мать ждет, чтобы ребенок сам начал проситься.

Родители, вообще предпочитающие не торопиться с приучением к горшку (они также ждут, пока ребенок сам начнет проситься на горшок для стула обычно в конце второго года), не торопятся приучать его и мочиться в горшок. Ребенок, который между 18-м и 24-м месяцем научился давать знать матери о приближающемся стуле, приблизительно месяц спустя начинает чувствовать и полный мочевой пузырь и сообщать об этом матери, если она поощряет его.
Если мать ждет, чтобы ребенок сам проявил инициативу, то он, вероятно, к концу второго года начнет почти одновременно и мочиться, и испражняться в горшок. Как я уже упоминал, он может надоесть вам в первые несколько дней, просясь на горшок каждые 10 минут в надежде, что ему удастся снова помочиться, чтобы доставить вам удовольствие, и гордясь своим новым достижением.
Я еще раз хочу подчеркнуть следующее: родители, предпочитающие подождать, пока ребенок сам проявит интерес к горшку, не должны думать, что любое напоминание с их стороны испортит весь метод. Большинство детей в конце второго года с удовольствием выполняют пожелания матери, если она высказывает их в дружелюбной форме и учитывает возраст ребенка, не требуя от него невозможного.

369. Некоторые дети не могут мочиться вне дома.

Бывает, что ребенок настолько сильно привыкает к своему горшку, что не может мочиться в любом другом месте. Не сердитесь и не заставляйте его. Если мочевой пузырь ребенка так полон, что ему больно, и все-таки он не может помочиться, посадите его на полчаса в горячую ванну. Может быть, это поможет. Если вы собираетесь путешествовать с ребенком, обязательно захватите с собой его горшок, чтобы не попасть в такой "переплет". Но лучше приучить ребенка мочиться в разных местах и на прогулке тоже.

370. Мальчик начнет мочиться стоя позже.

Родители часто беспокоятся, что их сын не может мочиться стоя. Нет необходимости делать из этого проблему. Он скоро поймет, что стоя ему будет удобнее, особенно, если он увидит несколько раз, как это делают другие мальчики или его отец (см. также раздел 511).

371. Когда ребенок остается сухим всю ночь.

Многие опытные и неопытные родители считают, что необходимо поднимать ребенка ночью с постели, чтобы он остался сухим до утра. Они спрашивают врача: "Теперь, когда он относительно редко мочит штанишки днем, когда его нужно будить и сажать на горшок ночью?" Это ошибочное представление. На самом деле не потребуется никаких усилий с вашей стороны, чтобы ребенок оставался сухим всю ночь. Это происходит, как только мочевой пузырь становится достаточно крепким, если ребенок не нервничает и не сопротивляется приучению к горшку. Один ребенок из ста начинает просыпаться утром сухим с 12 месяцев, хотя мать никогда не приучала его к этому и хотя днем он мочился в штаны. Также многие дети в конце второго года жизни или начале третьего остаются сухими всю ночь, прежде чем научатся хорошо управлять своим мочевым пузырем днем. Во время сна почки автоматически производят меньше мочи (но она более концентрирована), поэтому мочевой пузырь может удержать мочу в течение ночного сна дольше, чем днем.
Большинство детей начинает просыпаться сухими между 2 и 3 годами, небольшое число детей - между 1 и 2 годами, а некоторые - только после 3 лет. Мальчики обычно дольше мочатся в постель ночью, чем девочки, а нервные дети - дольше, чем спокойные. Иногда это оказывается наследственной чертой.

На протяжении довольно длительного периода тысячи молодых пар, у которых появился первенец, а также второй или третий ребенок, прислушиваются к советам доктора Комаровского, одного из самых опытных и авторитетных российских педиатров. Его рекомендации помогают справиться с множеством проблем, возникающих не только у родителей, впервые занимающихся воспитанием ребенка, но и у тех, кто уже благополучно преодолел их ранее.

Физиологическое и анатомическое строение у малышей практически ничем не отличается, но вот особенности психики и упущения в воспитании могут появиться даже на двадцатом младенце. Как приучить ребенка к горшку – проблема, которая возникает у многих родителей, и в разном возрасте. В большинстве случаев, малыш в 2 года уже приучен обходиться без памперсов и обращаться к взрослым за помощью для отправления естественных надобностей.

Ранний возраст обучения и его особенности

Причины, которые привели к такой проблеме, могут быть и физиологического, и психологического плана, и те, кто не прислушался вовремя к советам доктора в то время, когда надо было начинать процесс привыкания, могут нагнать упущенное в более позднем возрасте. Комаровский уверен, что в 2 года – абсолютно нормальное время для выработки такого рефлекса, потому что в период с полутора до двух лет, малыш уже обладает всеми особенностями развития, которые существенно облегчат задачу его родителей.

Развитие происходит по индивидуальному сценарию, а не по учебнику педиатрии, в котором указаны усредненные цифры, выведенные на основании статистических данных.

И если приучить ребенка к горшку не получилось в то время, которое старшее поколение считает обязательным, зная, как правильно это сделать, можно легко справиться с задачей. Тем более, что в 18-24 месяца для этого есть и физиологические, и психологические предпосылки.

Традиционный взгляд на возраст обучения и привыкания к хождению на горшок – 8-19 месяцев. Именно так старшие поколения старались приучить своих детей, и, в большинстве случаев, довольно успешно. Это был трудоемкий и длительный процесс, требовавший терпения и времени. Доктор Комаровский уверен, что привычка ходить на горшок в возрасте от 7 месяцев – не более, чем условный рефлекс, выработанный на определенные звуки, которые издают терпеливые родители, усаживая малыша на емкость для отправления надобностей.

Но выработка условного рефлекса на звуки - это, скорее, удел домашних питомцев, чем путь развития, по которому должен идти человеческий ребенок. Если приучать ребенка к горшку в 2 года, и при этом точно знать, как это правильно делать, желаемого результата можно достичь гораздо быстрее, не затрачивая много времени и вырабатывая четко осознанную необходимость.

Способность контролировать физиологические рефлексы и чувство неловкости за отступление от определенных правил социума – более действенный рычаг управления сознанием, чем реакция на звуковые сигналы и холодный край горшка. Основная проблема, которая может появиться при раннем обучении горшку может проявиться спустя некоторое время, и состоять она будет как раз в том, что впоследствии можно с успехом использовать.

Как только малыш научится контролировать свою мочеиспускательную функцию, он начинает противиться насильственному высаживанию на горшок, потому что его надобности уже не будут соотноситься с определенными звуками. Руководствоваться он будет позывами, возникающими в соответствующих системах, а родителям останется только направлять их в полезное русло.

Если же процесс адаптации был, по мнению взрослых, успешно завершен в раннем возрасте, то в 1,5-2 года их будет очень удивлять тот факт, что малыш отказывается садиться на горшок, когда ему не нужно в туалет, а затем демонстративно (по их мнению) справлять нужду в штанишки.

Ранний период приучения к горшку, по мнению доктора Комаровского, оказывает вредоносное воздействие на психологическую мотивацию и рефлекс мочеиспускания одновременно. Фактически ребенку навязывают еще одно звено в рефлекторной цепи, закрепляющейся в мозгу.

Естественная взаимосвязь выглядит, как «переполненный мочевой пузырь – горшок», а вырабатывается более сложная – горшок + слова родителей – наполнение пузыря – мочеиспускание». В зрелом возрасте это может отозваться болезнями мочеполовой системы, но если приучать ребенка к горшку в 1,5-2 года, возникновения ложных взаимосвязей не произойдет. Как объяснить это старшему поколению, которое, по старинке, требует, как можно раньше отказаться от памперсов и высаживать малыша на стульчик с горшком? Но это уже дело молодых родителей.

Определяющие факторы и педиатрические нормы

Доктор Комаровский делает свои утверждения на основании усредненных педиатрических данных о физиологическом развитии ребенка, наблюдениях и научных фактах. Это может помочь молодым папе и маме, которые будут заниматься социальной адаптацией своего долгожданного любимца, но усредненные данные отнюдь не являются непогрешимой догмой. Особенности индивидуального развития – вот тот стартовый барьер, от которого им следует отталкиваться.

Согласно данным, которые приводятся в учебниках педиатрии, и к которым обращается известный на всю Россию педиатр, развитие среднестатистического малыша происходит так:

  • возможность контроля за выделительными процессами ребенок получает только после года, и у некоторых она наступает гораздо позже;
  • окончательное формирование нервной и выделительной системы начинается по истечении 12 месяцев с момента рождения, и это только начало длительного процесса, который заканчивается к 3 годам;
  • устойчивый контроль над естественными отправлениями формируется незадолго до 2 лет и длится этот процесс до трехлетнего возраста;
  • любые попытки воспитать привычку ходить на горшок до года носят характер негативных, потому что только в год, да и то далеко не каждый малыш обретает предпосылки для успешного начинания процесса.

Если прислушиваться к мнению доктора Комаровского, можно определить готовность своего, неповторимого, уникального и развитого не по возрасту ребенка, чтобы не торопить или не замедлять его приучение к горшку. Есть целый ряд признаков, по которым можно ориентироваться, насколько своевременным является возраст для эпопеи с горшком. Для этого нужно уделять малышу максимум внимания и четко анализировать любые ситуации. Он готов к началу привыкания, если:

  • неоднократно демонстрировал свою готовность сходить в туалет родителям, и пользовался при этом жестом, словом или звуком;
  • он ходит в туалет по большому примерно в одно и то же время, и количество раз, положенное по норме для его возраста;
  • когда его собираются высаживать, а подгузник остался сухим на протяжении более, чем 1,5-2 часа;
  • понимает значение слов покакал и пописал и улавливает разницу между ними;
  • выражает недовольство по поводу полного памперса;
  • может показать части тела и предметы одежды;
  • умеет самостоятельно раздеваться, или, по крайней мере, пытается это сделать.

Если все (или большая часть) перечисленных признаков налицо, можно спокойно заниматься переводом малыша из памперсов на более взрослый режим осознанного существования. Это не значит, что успех будет достигнут моментально, но предпосылки для этого существуют и определяют значительные шансы.

Методические предпосылки

Каждая мама должна быть непросто восторженной родительницей, но и тактичным и последовательным педагогом. Чтобы приучить к горшку малыша, применяются определенные педагогические принципы, которыми непременно нужно пользоваться:

  • не ожидать моментального результата, без проколов и осечек, и не выходить из себя, если они случаются;
  • первое время надевать на время сна памперс и хвалить ребенка, если он остался сухим;
  • успешный поход должен сопровождаться бурными и восторженными похвалами, неудача ни в коем случае не должна вызывать негативные эмоции, ругань или наказание;
  • ребенок должен видеть горшок, его содержимое, процесс выливания и мытья, после дефекации или мочеиспускания, но игра с горшком или перемещение его с места на место недопустимы;
  • после спонтанных походов на горшок нужно вырабатывать распорядок дня и связывать процессы со знаковыми событиями (Комаровский рекомендует обязательно сажать перед сном, прогулкой, и игровым временем).

Эти принципы – не догмы и не заповеди, и можно использовать сразу детское сиденье на унитазе, если малыш выразит к этому желание. Это только основные тенденции, которые можно применить, чтобы быстро завершить процесс адаптации к горшку.

Большинство современных психологов утверждают, что дети нового поколения рождаются очень смышлеными. По их словам, малыши уже на первом месяце жизни начинают проситься на горшок. Услышав подобные заявления, молодые мамочки убеждают себя и других, что они-то уж точно приучат ребенка к горшку с первого раза. В итоге малыш постоянно слышит назойливое «пись-пись», проводит на горшке большую часть своего дня. И вот оно, чудо! Ребенок начинает проситься на горшок! А через месяц другой этот же послушный и одаренный кроха снова начинает пачкать штанишки, приводя в недоумение своего упорного учителя – маму. И в этот момент родители начинают понимать, что проблема вышла из-под контроля, и нужно искать новый подход к приучению ребенка к горшку. Но что думает по этому поводу украинский доктор Комаровский? Когда, по его мнению, стоит приучать ребенка к горшку?

Рецидив или кто виноват

Взрослый человек способен контролировать свои позывы в туалет благодаря собственному мозгу, который и является проводником всех сигналов организма. Но кора головного мозга у малыша еще не сформирована, а значит, осознанного мочеиспускания и опорожнения кишечника у него не может быть в принципе. Заметить момент, когда кроха собирается сделать свои дела, может только внимательная мама. Ведь в этот момент малыш может затихнуть, сделать озадаченное выражение лица, у него могут покраснеть глазки, он начнет тужиться. И в возрасте до года эти моменты молодые мамы стараются не пропустить, тут же предлагая крохе горшок. Однако назвать это приучением к горшку сложно. Скорее у малыша выработается определенный рефлекс – услышал «пись-пись» и увидел горшок, надо писать. Но в природе должно происходить с точностью до наоборот – захотел в туалет, сел на горшок.

Если применять такой подход к делу, то немного повзрослевший малыш, скорее всего начнет бастовать. Ходить в туалет по команде ему надоест, и он будет всячески этому сопротивляться. В итоге мамы вновь столкнуться с проблемой мокрых штанов, а приучение к горшку придется начать заново. Поэтому приучение к горшку Комаровский советует начинать только в момент, когда кроха сможет делать это осмысленно.

Знаменитый детский врач Евгений Олегович Комаровский призывает молодых мам не спешить с приучением к горшку. Этого же мнения придерживаются и многие педиатры. Они в один голос говорят о том, что раннее приучение оказывает губительное влияние, как на психику малыша, так и на нервную систему взрослых.

Сегодня специалисты приводят значения оптимального среднего возраста для приучения к горшку – это 1 год и 6 месяцев. Однако это совсем не означает того, что до этого возраста вы должны водить малыша в подгузнике, или он должен постоянно сидеть в мокрых штанах. Непринужденные высаживания на горшок можно делать и в более раннем возрасте, только не стоит «дрессировать» малыша и переламывать его естественное сопротивление данному процессу. Даже если вы с полугода приучили кроху ходить на горшок (по команде), будьте готовы к рецидиву. И не стоит в этот момент злиться на малыша и ругать его, так вы только усугубите ситуацию.

Кроме возрастных показателей следует обратить свое внимание и на такие моменты:

  1. Малыш должен понимать, что значат слова «какать» и «писать».
  2. Кроха должен научиться терпеть не ходить в туалет по маленькому хотя бы 2 часа.
  3. Ребенку должно быть не комфортно в испачканных штанишках.
  4. Малыш должен знать свои части тела.

Ребенок на горшке – основные правила приучения

Задумываясь над вопросом, когда приучать своего ребенка к горшку, стоит усвоить, что процесс обучения должен быть систематическим. Начинать приучение лучше в теплое время года, когда на малыше находится минимум одежды.

Предлагать горшок лучше сразу после еды или как только малыш проснется. Перед этим не лишним будет познакомить кроху с этим предметом и объяснить ему, а лучше даже наглядно показать, для чего он нужен. Если малыш сходил на горшок, обязательно похвалите его. А если вышла «осечка», не ругайте. Неплохо будет выработать и определенный режим. Встал с утра – на горшок, собираетесь гулять – на горшок, ложитесь спать – на горшок.

Не позволяйте ребенку подолгу сидеть на горшке. Это может вызвать проблемы со здоровьем (геморрой).

Ночь без подгузника

Подгузники стали незаменимы в повседневной жизни современных мам и малышей. Однако их явная польза иногда может быть омрачена такими недостатками, как отсутствие «проветривания» попы крохи. В итоге можно получить сильное раздражение кожи и дискомфорт. И если днем мама может позволить своему чаду пребывание без памперсов, то ночью на такой подвиг способны далеко не все. Ведь маленькие дети ходят в туалет довольно часто, а ночные смены белья негативно сказываются на самочувствии и мамы и ребенка. Но рано или поздно наступает момент, когда от ночных подгузников пора отказываться. Делать это лучше всего в теплое время года или когда у вас дома тепло. Оптимальный вариант отвыкания, это когда малыш уже начинает сам проситься на горшок днем. Скорее всего, захотев пописать ночью, он проснется. А вам останется только лишь понять, с чем связано его пробуждение и посадить его на горшок.

Почему малыш не ходит на горшок

Иногда встречаются дети, которые упорно не хотят ходить на горшок, даже будучи достаточно взрослыми (3 года и более). В этом случае вы должны обязательно проконсультироваться со специалистом. Поскольку это может свидетельствовать о наличии какого-либо заболевания. Чаще всего у детей диагностируется цистит. Однако недержание мочи может быть вызвано следующими причинами:

  • наследственность;
  • незрелость психологического состояния;
  • травмы;
  • задержка развития;
  • неврологические болезни;
  • инфекционное поражение мочевыводящих путей.

Приучить малыша к горшку бывает довольно сложно. Но если проявить терпение, заботу и немного упорства, то данный процесс пройдет на положительной ноте. Помните, кроха обязательно научится ходить на горшок. И в данном случае уместно утверждение – «лучше поздно, чем рано».

Здравствуйте, уважаемые родители, а также бабушки и дедушки. Сегодня мы поговорим о том, когда ребенку пора прощаться с подгузником и знакомиться с горшком. Сейчас большинство мам старается приучить чадо к горшку, чем раньше, тем лучше, во многом под настойчивым контролем бабушек.

Между тем, тему о том, как приучить ребенка к горшку, Комаровский и другие педиатры рекомендуют не открывать до определенного возраста.

Готовность ребенка сходить самостоятельно в туалет определяется:

  • Физиологической зрелостью выделительной системы (контроль над мочеиспусканием и дефекацией);
  • Психическим здоровьем;
  • Этапом развития ребенка (понимает ли он, чего хочет).

Рефлексы мочеиспускания и дефекации у ребенка от рождения не контролируемы, бессознательны. Понимание нужды сходить в туалет у ребенка происходит после года, а чаще всего к полутора годам. К этому времени он только начинает осознавать, но еще не может контролировать эти процессы.

Физиология детей такова, что они учатся туалетной науке долго, месяцами. Временные рамки можно установить между 1,5-2,5 годами. К 3 годам здоровый ребенок уже полностью должен контролировать процессы мочеиспускания и дефекации.

2. Когда приучать ребенка к горшку

Чтобы понять, готов ли уже ваш ребенок начинать знакомство с горшком, убедитесь, что он:

  1. Проявляет интерес к самому горшку;
  2. Понимает, что делают другие дети или взрослые в туалете;
  3. Каким-либо образом умеет демонстрировать то, что он хочет на горшок (переминается с ноги на ногу, зажимает ножки, говорит пи-пи или ка-ка);
  4. Умеет или стремится снимать штанишки;
  5. Знает название частей тела и одежды;
  6. Демонстрирует отвращение к грязному подгузнику или мокрой одежде.

Дорогие мамочки и бабушки, если вашему ребенку уже есть 1,5 года и он проявляет вышеописанные признаки, ему уже пора приучаться к горшку. Если не позволяет возраст или признаков готовности к самостоятельному туалету пока нет, подождите пару месяцев и наблюдайте за ребенком.

Нет смысла начинать постижение горшочной науки раньше времени, так как устойчивого успеха вы не добьетесь. Как говорит доктор Комаровский, это как отдать ребенка в школу до положенного срока:

Бывает, что ребенка высаживают на горшок еще до года, приучая его к нему. Часто такая практика дает результат, но этот результат еще никак не контролируется мозгом ребенка. Вследствие этого, к 1,5 годам ребенок может начать отказаться от попыток высаживания на горшок, протестовать и «делать свои дела» на ковре, рядом с горшком, в штанишки.

Такое поведение взрослеющего ребенка объясняется тем, что он уже понимает, что не хочет на горшок, когда его на него садит мама, он встает с него. Потом же он просто может заиграться и «сделать шкоду» вне горшка.

3. Как приучать ребенка к горшку

Теперь расскажем о том, как правильно начинать знакомство с горшком ребенка, который к этому готов.

Лучшие методы обучения горшочной науке:

  1. Ролевая игра . При этом мама показывает на примере игрушек, как нужно ходить на горшок и для чего.
  2. Пример старших или сверстников . При этом ребенок видит, как другие дети ходят на горшок (дома, в детском саду) или на улице (на прогулке, на площадке), а также видит, что родители тоже ходят в туалет.
  3. При «промахе», когда ребенок описался или обкакался, спокойно рассказать ему, что так делать не нужно, это неприятно, на горшке все получается лучше.
  4. Создать свои ритуалы хождения на горшок . Каждый раз перед выходом на прогулку, перед сном и после пробуждения высаживать ребенка на горшок.
  5. Зная установленный режим дефекации (например, утром или после обеда), а также после питья высаживать ребенка на горшок.

Познакомьте ребенка с горшком заранее и держите на видном месте в комнате, чтобы не пришлось его долго искать при надобности:

Каждый раз, когда ребенок просится на горшок или успешно сделал свое дело на горшке, когда вы его сами на него посадили, обязательно похвалите малыша, выразите свою радость. Тогда ребенку захочется чаще радовать маму, у него сложатся положительные ассоциации с горшком.

Если каждый раз кричать на ребенка за лужи и мокрые штаны, тыкать его попой на горшок насильно и ругать, ребенок будет бояться горшка, игнорировать его. Дорогие мамочки, криком вы не добьетесь послушания ребенка, а тем более не повлияете на естественные физиологические позывы. Когда мозг ребенка достаточно созреет для того, чтобы понимать, хочет ли он на горшок, ребенок сам на него сядет.

Если ребенок «наделает в штаны» пару раз, ему будет самому неприятно и гадко. В следующий раз он попросится на горшок:

  • Начинайте приучать ребенка к горшку в теплое время года, если ребенку исполнилось 1,5 года зимой, не спешите знакомить его с горшком, подождите следующего лета;
  • Держите горшок на видном месте и часто напоминайте ребенку о нем;
  • Обращайте внимание ребенка на других детей, которые справляют нужду на улице или в гостях на горшке (в семье, где есть старший ребенок, младший учится садиться на горшок без проблем);
  • Выбирайте простой горшок, который бы не ассоциировался у ребенка с игрушкой;
  • Можно не сразу пробовать спать без памперса, а снимать иногда при дневном сне, а также одевать в поездках, при этом высаживать ребенка на горшок перед одеванием подгузника;
  • Не начинайте приучать ребенка к горшку, когда он не в духе или болеет, подождите, пока у него проснется интерес к этой затее;
  • Наберитесь терпения и не настаивайте в случаях неудачи, возможно ребенок еще не готов к горшочным делам:

Дорогие родители, не паникуйте, если ваш ребенок еще носит подгузник в 2 года. Не слушайте советчиков, которые говорят, что у вас запущенный ребенок, что на горшок нужно начинать ходить до года. Придет время, и ваш ребенок будет пользоваться горшком. Если малыш уже готов к горшку и интересуется им, начинайте постигать с ним эту нехитрую науку, требующую всего лишь практики.

Снимайте подгузник на день, но одевайте на ночь, ведь ребенок еще не сможет контролировать мочеиспускание во сне. Со временем уменьшайте количество питья перед сном и высаживайте ребенка на горшок. Если несколько ночей подряд ребенок спит с сухим подгузником, можно снимать его и ночью, подстелив клеенку.

Со временем ваш малыш будет самостоятельно проситься в туалет, чему будет и сам рад, ведь это признак его самостоятельности.

Посмотреть видео от доктора Комаровского о приучении ребенка к горшку можно здесь:

Берегите себя и не переживайте по пустякам. Не забывайте подписываться на наши новости. До скорого.

Когда мой малыш станет ходить на горшок? Такой вопрос волнует многих родителей, ведь приучение к «туалетным» делам считается одним из признаков взросления и поводом для гордости. Многие мамы могут заявлять, что ребенок приучен к горшку уже в год, а другие не могут наладить важный процесс и в трехлетнем возрасте.

А что говорят специалисты? С какого возраста приучать ребенка к горшку и как правильно приучить малыша ходить в туалет без слез и истерик: известный педиатр Евгений Комаровский вывел ряд рекомендаций, которые помогут родителям понять физиологию ребенка и принцип приучения без рыданий и неожиданных казусов.

Немного о физиологии

Доктор Комаровский объясняет важный факт сроки формирования рефлексов у малышей индивидуальны . По этой причине не является редкостью ситуация, когда у чада до трехлетнего возраста не получается проситься на горшок. Как формируются физиологические процессы?

  • Естественный переход к контролированию выделений начинается в год и происходит в течение всего второго года.
  • Оптимальное начало навыка варьируется от года десяти месяцев до двух лет шести месяцев.
  • О стойком формировании рефлекса можно говорить к началу трех лет жизни.

Часть родителей пытается выработать рефлекс до года, например, озвучивая мочеиспускание ребенка словами «пи-пи». Путем долгих попыток это получается, но доктор Комаровский подчеркивает, что осознанный контроль у малыша в этот возрастной период отсутствует.

Что может произойти, если родитель активно приучал малыша к горшку до года? На втором году жизни все проделанные усилия могут быть напрасны, так как ребенок начинает отказываться садиться на горшок . Это связано с тем, что пришло время естественного контроля над процессами выделениями, взрослеющий годовалый карапуз не хочет высаживаться, когда его заставляют родители под «пи-пи». Он чувствует, что мочевой пузырь пуст, а его заставляют. Отсюда протесты, лужи на ковре или в углу комнаты.

Так во сколько же, в каком возрасте нужно приучать ребенка к горшку по мнению Комаровского? Доктор советует ориентироваться на психологическую готовность ребенка при приучении к горшку . Поэтому рекомендуемый период начала ознакомления с правильным хождением в туалет начинается от года и продолжается до трех лет. К тому же надо учитывать индивидуальные особенности чада.

Таким образом, желательное время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале – от 1 года до 3 лет.

Успешное приучение будет зависеть от трех факторов . К ним относятся:

  • Развитие органов, в частности мочевого пузыря, прямой кишки, мышц брюшного пресса.
  • Развитие нервной системы.
  • Педагогическая наблюдательность и активность близких родственников.

Предлагаем взглянуть на фото интересных вариантов – это изящный выбор маникюра на долгое время.

О том, как самостоятельно сделать французский маникюр на коротких ногтях гель-лаком, читайте . А тут вы найдете больше идей для маникюра на коротких ногтях.

Давайте разберем точнее, когда надо попытаться приучить ребенка ходить на горшок и как понять, готов ли он к этому.

Как определить психологическую готовность?

Евгений Олегович Комаровский советует обращать внимание на признаки, которые говорят о психологической и физиологической готовности к познанию горшечных дел. Если не учитывать возрастные нормы и готовность ребенка, то можно столкнуться с истериками, апатией, слезами – малыш не готов к новой деятельности .

Если родители при этом применяют насилие, пытаются силой держать на горшке, наказывают за лужицы, то маленький человечек приобретает антипатию к предмету.

Иногда стоит подождать месяца два и снова попробовать приучение ребенка к горшку с рекомендациями Комаровского. Особенно, если ребенок демонстрирует желание к ознакомлению.

Итак, показатели готовности:

  • малыш может более полутора часов оставаться сухим;
  • режим дефекации стабилен и установлен более или менее установленный порядок в этом процессе;
  • чадо может назвать части тела, показать их;
  • ребенок понимает слова «какать», «писать»;
  • присутствует неприязнь к мокрой одежде, появляются отрицательные эмоции, если не меняется грязный подгузник;
  • имеются навыки самостоятельного раздевания.

Но самый главный момент, на который нужно обратить внимание, – это своеобразные способы, слова, жесты, которые демонстрирует малыш, сигнализируя о скором мочеиспускании. К примеру, дети могут зажимать ножки, снимать трусики, трогать низ живота или издавать определенные звуки.

Когда можно и когда лучше приучать ребенка к горшку? Если малыш показывает много признаков готовности, можно начинать важный процесс приучения к туалетному делу. Как сделать это правильно? Доктор Комаровский дает следующие рекомендации:

Чтобы приучение к горшку прошло успешно и без протестов со стороны малютки, доктор Комаровский советует не торопиться с началом . Самое лучшее время – второй год жизни.

Совершенно нормальным считается, если малыш до трехлетнего возраста иногда делает лужицы. Желательно приступать к началу туалетной науки при появлении первых признаков готовности.

Нельзя применять насилие при обучении, если у крохи не получается, то лучше отложить приучение до подходящего момента.

Самое главное, Евгений Олегович советует сильно не переживать за итоговый результат . В его многолетней практике врача-педиатра не было случаев, чтобы родители нормального четырехлетнего карапуза жаловались на неумение пользоваться горшком.

Из этого видео вы узнаете больше от доктора Комаровского – как приучить ребенка к горшку, когда (со скольки лет) нужно начинать приучение и каких правил придерживаться:




Самое обсуждаемое
Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников
Детская ортопедическая обувь Twiki Детская ортопедическая обувь Twiki
Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих


top