Понятие семья, брак. Формы брачно-семейных отношений. Семейные отношения и брачные ценности

Понятие семья, брак. Формы брачно-семейных отношений. Семейные отношения и брачные ценности

Семья как пространство жизнедеятельности.

Жизнедеятельность понимается в двух аспектах: как проживание различных эмоционально значимых жизненных событий и как жизнетворческая деятельность по воспроизведению жизни.

Существование в пространстве семьи позволяет человеку удовлетворять потребность в символическом продолжении жизни после смерти. Существует несколько путей, которыми человек пытается достигнуть символического бессмертия:

Путь первый – биологический. То есть продолжение собственной жизни через потомство.

Путь второй – «творческий». То есть символическое продолжение жизни через свои труды, через устойчивое личное воздействие на других людей.

Путь третий – трансцендентный путь внутреннего опыта. Этот путь предполагает обретение символического бессмертия за счёт глубокого погружения в собственные эмоции, так и в эмоции, разделённые с «другим».

По существу, семья позволяет удовлетворять потребности, лежащие в основе развития личности. Наиболее известная классификация этих потребностей, является классификация, предложенная одним из осноположников гуманистической теории личности А. Маслоу. Включает в себя пять групп потребностей человека:

Ø Физиологические потребности (потребность в пище, одежде, жилье, сне, отдыхе, сексе и т.п.). Для взаимного удовлетворения этих потребностей в семье существуют условия: территория совместного проживания, общее хозяйство, сексуальные отношения между супругами и др.;

Ø Потребность в безопасности и защите. К ним относятся потребности в организации, стабильности, предсказуемости событий, избегании контактов со страхами, болезнями и хаосом.

Ø Потребность в принадлежности и любви. Именно семья впервые в жизни даёт человеку ощущение принадлежности к группе людей, объединённых с ним кровными узами и эмоциональными связями, обеспечивающими любовь и психологический комфорт. Важнейшим условием формирования чувства принадлежности к семье является создание отношений интимности, существующих внутри семейного пространств;



Ø Потребность в уважении (самоуважении). Сам факт наличия у человека семьи делает его социально успешным. Прямое удовлетворение потребности в уважении возможно благодаря тому, что каждый из членов семьи может ощущать свою полезность и значимость в данной группе.

Ø Потребность в само актуализации. Желание человека стать тем, кем он может стать, чтобы полностью реализовать собственный творческий потенциал.

Ещё одна теория американского психотерапевта Э. Берна. С его точки зрения, основными потребностями являются следующие:

v Потребность в признании удовлетворяется в семье за счёт «поглаживаний». Автор называет поглаживанием любое действие, предполагающее признание присутствия другого человека. Оно может реализовываться в любых формах: от интимного физического контакта и прикосновения до ласкового словесного обращения и т.п;

v Потребность в структурировании времени («структурный голод», удовлетворение которого позволяет избегать скуки) может удовлетворяться в различных формах: ритуалах, времяпрепровождении, деятельности, играх, близости.

Развитие альтернативных форм брачно-семейных отношений.

Брак – это юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий права и обязанности.

Под альтернативным браком можно понимать длительный союз мужчины и женщины, который они не намереваются юридически оформлять, сложившиеся между ними интимные, имущественные и другие отношения. Альтернативный брак предполагает много вариантность поведения партнеров, возможность появления совместного потомства и заботы о нем, возможность содержания одного из супругов другим. Из этого следует, что браком правильно считать союз мужчины и женщины, который санкционирован государством, т.е. зарегистрирован в государственном органе регистрации актов гражданского состояния. Зарегистрировавшие законным образом свой брак получают статус мужа и жены. Все альтернативные браки можно считать обыкновенным сожительством, которое выдается за брачные отношения. В современном обществе есть немало вариантов альтернативных браков, из которых можно выбрать более подходящий.

Основные типы альтернативных браков:

1. Виргинальный (девственный, платонический) брак

Такой брак с виду ничем не отличается от традиционного, только муж и жена в нем не живут половой жизнью. Причины, по которым супруги игнорируют интимные отношения, самые различные: медицинские (болезнь одного или обоих супругов), возрастные (преклонный возраст), религиозные (различные духовные практики), идеологические (молодые люди - асексуалы, не желающие иметь детей).

2. Сезонный брак или временной брак (ограниченная временем семья)

Такой брак распространен в Европе. Отношения закрепляются на определенный временной срок - год, два, три. По истечении этого срока брак автоматически прекращается. Изредка семейная пара снова обдумывает все за и против общей жизни и решает расстаться или же договориться еще раз о совместном проживании на какой-либо определенный период времени. Приверженцы этой формы брака считают, что со временем люди вырастают из прежних отношений, как "взрослые дети из старой обуви".

3. Коммунальный брак или групповой брак ("шведская семья")

Это семья, в которой живут несколько женщин и несколько мужчин. Они связаны между собой не только и не столько общим сексом, сколько общим хозяйством и приятельскими отношениями. Если в таких семьях появляются дети, то они воспитываются всеми членами "коммуны", которые руководствуются идеей: "чем больше мужчин и женщин перед глазами ребенка, тем более у него возможностей познавать разнообразие мира".

4.Открытый брак

Традиционная семья, в которой муж и жена допускают романы и интимные связи вне брака. Получил распространение в Европе и в России. В семейной жизни такая пара является друзьями. Им удобно жить друг с другом. А недостаток острых ощущений, взрыв чувств и всплеск эмоций компенсируется на стороне.

5.Гостевой (экстерриториальный) брак

Отношения официально зарегистрированы, но проживание отдельно. Время от времени встречаются, вместе ужинают в ресторане, проводят ночь, время от времени живут вместе, иногда проводят вместе отпуск, но совместного хозяйства не ведут. Некоторые "супруги" умудряются заключить сразу несколько гостевых браков, таким образом, еще более разнообразя свою семейную жизнь.

6.Брак Childfree или сознательно бездетный брак

Идеология "чайлдфри" зародилась практически одновременно в Америке и Европе. Сторонники такого брака отрицают и не признают саму суть и смысл традиционного брака и семьи - рождение ребенка. Приверженцы Childfree считают детей серьезной угрозой комфорту и спокойствию их личной жизни. Но с возрастом ЧФ меняют свои взгляды и убеждения, заложенная программа размножения берет верх и все становится на свои места.

7.Годвин-брак

По фамилии английского анархиста Godwin William - брак, когда супруги владеют общим имуществом, но проживают отдельно. Данный вид брачных отношений получил свое название по имени одного из основателей такой формы брачных отношений - Уильяма Годвина. В своем произведении "Рассуждение о политической справедливости", которое считается библией анархизма, он высказал идею, что такие социальные явления как государство, собственность и брак противоречат природе и разуму человека и общества в целом. Он утверждал, что брак препятствует развитию способностей человека, мешает его счастью и разрушает сознание. И далее делался вывод, что совместное проживание супругов есть безусловное зло, которое мешает всестороннему личностному развитию каждого из них в силу различий их интересов, потребностей, задатков и склонностей.

8.Рациональный брак

Брак по расчету. Такой брак непременно предусматривает определенную конкретно обусловленную выгоду (экономическую, психологическую, сексуальную, хозяйственно - бытовую, профессиональную и т.п.). Внутренняя логика таких браков предельна проста. Пришло время создавать семью. Есть на примете партнер, который подходит и исповедует сходное отношение к браку и к жизни в целом. Создается семья. Каждый партнер получает свои "дивиденды" от такой сделки. Как правило, такие пары перестраховываются и не забывают заключить брачный контракт. Брак приносит удовлетворение только в том случае, если расчет верный.

9.Гомосексуальные браки

Браки между лицами одного пола. Ярые противники однополых браков утверждают, что в соответствии с религиозными нормами и нормами морали, в брак могут вступать только мужчина и женщина. Исходя из этого, требования геев и лесбиянок признать за ними такое же право вступать в брак являются абсурдными. Несмотря на то, что однополые браки в России официально не признаются, они триумфально шагают по планете. Перечень стран, в которых однополые браки узаконены на общенациональном уровне, с каждым годом расширяется. Однополые браки уже разрешены в Аргентине, Бельгии, Исландии, Испании, Канаде, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Швеции, ЮАР. В современном Иране, Афганистане, Саудовской Аравии, Йемене, Сомали, Судане, Нигерии и Мавритании однополые браки являются преступлением и караются смертной казнью.

10.Консенсуальный или гражданский брак

Семейный союз женщины и мужчины, который не зарегистрирован в государственном органе регистрации актов гражданского состояния. Сначала под термином "гражданский брак" имели в виду семейные отношения, не освященные таинством венчания, но признанные государством. В СССР гражданский брак возник в 1917 г. в противовес традиционному церковному и фактически признавался государством до 1944г. Эта форма брака распространена в странах Евросоюза, где свои отношения регистрирует только каждая четвертая пара. В России в гражданском браке живет каждая третья пара. На Украине каждый десятый брак - гражданский. Консенсуальные или, как их теперь называют, гражданские браки перестали считаться девиациями и стали привычным вариантом нормы семейной жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Формы легализации брака

Формы брака

Заключение

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении.

Семья - главный институт человеческого общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие. В представленной работе исследуется институт брака.

С течением времени меняется сама природа брака, порядок его заключения и расторжения, подходы к браку. Это делает тему особенно актуальной.

Степень научной разработанности темы можно охарактеризовать как недостаточную. В современной литературе, институт брака представлен лишь в общих чертах, многие вопросы, требующие научного осмысления, остаются неразрешенными. По большинству вопросов нет единства взглядов. Так, даже проблема понятия и правовой природы брака в работах разных авторов представлена по-разному.

Очень мало внимания уделено истории становления и развития брака в стране. Отсутствуют исследования о перспективах брака в современной Молдове.

Понятие «Брак» и история развития брачных отношений

Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Брак - свободный, равноправный союз между женщиной и мужчиной достигших брачного возраста, не состоящих в другом браке, заключенный в установленном законом порядке, имеющий целью создания семьи.

В истории человечества сменилось немало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм были характерны для отдельных племен, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономическому развитию общества. Для первобытного человеческого стада была присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной, так как еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем. Такие отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей (острые конфликты и драки во время подготовки к охоте). Это стало тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому существованию первобытного стада. Обуздание полового инстинкта началось с установления первобытной общиной половых табу-запретов, которые помогали держать инстинкт в определенных рамках.

Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми. Эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой, и браком, как социально-регулируемым отношением между полами. (Табу были везде. Племена ведда в Цейлон - нельзя женится на старшей сестре, на младшей, на дочери - можно).

На ранней стадии первобытнообщинного строя, с появлением рода, возникает групповой брак. Эта форма группового брака была экзогамией - абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения только с членами других родов. Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии: 1. она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети 2. жизнь требовала расширить социальные контакты, иметь связи с другими человеческими объединениями 3. таким образом можно было достичь установления внутри рода социального мира, так как половые отношения часто провоцировали эти конфликты. Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех этих обстоятельств. Но такие браки еще не приводили к созданию семьи. Дети принадлежали всему роду и воспитывались родовой коммуной. К тому же первобытные люди полагали, что муж не связан биологически с детьми своей жены. По их убеждению беременность происходит лишь по одной причине: дух - родственник женщины вселяет в ее тело духа - ребенка.(жители Тробриандских островов- вместо того, чтобы обвинить жену в измене, считавшейся среди жителей этих островов серьезным преступлением, мужья искренне радовались, что боги-духи посетили дом в период их отсутствия).

К групповому браку относят полигамию (многобрачие), которая включает полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество), когда женщина имеет нескольких мужей, обычно братьев.

Развитие первобытного общества привело к тому, что групповые браки стали вытесняться парными браками. Моногамия привела к концу матриархата. Мужчина захотел передавать по наследству своим детям свою собственность. На этой ступени мужчина живет с одной женой, однако нарушение верности остается правом мужчины, в то же время от женщин требуется строжайшая верность, и за прелюбодеяние их подвергают жестокой каре. Брачные узы, однако, легко могли быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери. Хозяйственной ячейкой еще долго оставался род.

Парный брак возник из потребности сделать отношения между половыми партнерами более стабильными. В дальнейшем мужчина постепенно становится кормильцем детей, т.н. отцом и возникает экономическая ячейка, т.о. меняется характер брака: его целью, наряду с регулированием половых отношений, становится также создание семьи, содержание и воспитание детей.

Традиция связывать брак с соблюдением определенной процедуры его оформления, характерная как для отечественного права, так и зарубежного, восходит, как это принято считать, к праву Византийскому. В конце 9-го столетия (около 893г) император Лев Мудрый издал закон, предписывающий вступать в брак не иначе, как посредством церковного венчания. Только такой брак получал государственную поддержку; несоблюдение же формы предписываемой государством и канонами государственной религии, вело к признанию заключенного союза незаконным. Спустя два столетия требование узаконения брака было распространенно и на низшие слои общества - рабов и крепостных.

Средневековые европейские семьи.

После первого тысячелетия структуры европейских семей подверглись нескольким далеко идущим изменениям. Приблизительно в это время католическая церковь занялась упорядочением норм, касающихся браков, и потребовала, чтобы последующие браки публично объявлялись в церкви. Она также строго ограничила власть феодалов или родителей в устроении браков и воспрепятствовании им, полагая, что единственно необходимой вещью в брачном союзе со стороны родителей является их согласие.

Между тем европейские семьи начали покровительствовать перворожденным сыновьям в наследовании, чтобы предотвратить дробление семейного имущества. В 1000-1200 в Европе возникает новая система наследования, по которой состоятельным родителям разрешалось отделение от их хозяйства единственного наследника, особенно сына. В начале 11 в. в европейских семьях устанавливается патрилинейная практика родственных связей, т.е. осуществление этих связей по мужской линии. До этого европейцы прослеживали родственные отношения как по женской, так и по мужской линии (и дети могли выбирать фамилию от того или другого родителя). Эти изменения имели глубокие последствия для женщины средневековья, чьи законные права на собственность были ослаблены. После замужества принадлежащее по закону имущество женщины переходило в собственность ее мужа, а после его смерти она могла иметь только ограниченные претензии на эту собственность. Единственным требованием средневековой женщины в отношении имущества ее семьи была земля, перешедшая мужу в качестве приданного, или сумма денег, которые она передала мужу во время замужества.

Средневековые семьи основывались на сильной привязанности ее членов. Однако определенные социальные условия сделали структуру отношений внутри средневековых семей отличной от тех, которые имеют место в современной семье. Прежде всего, в средневековой Европе была большая детская смертность. От одной трети до половины рожденных детей умирало в возрасте до пяти лет. В то же время экономические причины заставляли средневековых родителей отправлять оставшихся в живых детей на заработки или для обучение в очень раннем возрасте; часто это происходило, когда ребенку не было еще семи лет. Одни дети отправлялись работать в качестве слуг или подмастерьев; другие предназначались церкви (в практике известные как «пожертвованные для церкви»). Вероятно, не больше трети средневековых семей растили своих детей до совершеннолетия. К тому же на характер средневековых браков влиял существенный разрыв в возрасте мужа и жены. После 12 в. возрастной разрыв супругов увеличился, создавая трудности в установлении между ними тесных взаимоотношений. Размер и структура средневековых семей были очень разнообразными и зависели от их социального статуса. Богатые средневековые семьи имели тенденцию быть большими, сложными единицами. Они были большими не столько из-за высокой рождаемости, сколько от того, что включали в себя большое количество сирот, дальних родственников, слуг и подмастерьев. Для семей победнее была тенденция быть значительно меньшими.

Семья Нового времени в Европе.

Протестантская Европа 16 в. приняла несколько новаций, направленных на усиление института брака. Протестанты требовали родительского согласия для того, чтобы брак имел бульшую силу; они упразднили монастыри, провозгласили законы против избиения жены, нарушения супружеской верности и внебрачной связи и признали право на развод (и повторный брак) в случае ухода одного из супругов, супружеской неверности, крайней физической жестокости и других серьезных оснований.

Европейцы раннего Нового времени считали брак не просто эмоциональной связью, но и экономическим союзом. Они не рассматривали любовь или физическое влечение как предпосылку к браку. Священники настаивали на том, чтобы молодые люди выбирали себе пару, основываясь на состоянии имущества, религиозной принадлежности, семейном интересе, а не на основе физического влечения и романтической любви.

Европейская семья раннего Нового времени отличалась нестабильностью. Причиной была высокая детская смертность, тенденция к уменьшению срока брачных отношений; более половины браков заканчивались, не достигнув двадцатилетнего срока. Высокая смертность способствовала низкой рождаемости. В противоположность общепринятому представлению о ранних семьях с кишащими в них детьми, количество детей в браке обычно было небольшим. Поздние браки, относительно длинные промежутки между рождениями детей, высокая смертность новорожденных и малолетних детей были причиной того, что до взрослого возраста доживало обычно два, три или четыре ребенка.

Семейная жизнь в 20 в.

В течение 20 в. урбанизация, экономическая модернизация (включая индустриализацию и переход к рыночной экономике), соприкосновение с западными обществами и повышение статуса женщины стали причиной сильных изменений облика семьи в Африке, Азии и Латинской Америке. В этих регионах произошло резкое снижение смертности, некоторое снижение доселе высокой степени рождаемости, уменьшение случаев договорных браков и полигамии, ослабление влияния обширных родственных групп (таких как клан и линидж), снижение роли сложных, широко разбросанных многосемейных хозяйств и увеличение роли хозяйств нуклеарной семьи. В добавление к этому развод становится общедоступным в странах подобным Индии и Аргентине - там, где он был запрещен.

Формы легализации брака

Церковный брак - освящённый какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства, в том числе и Республика Молдова, в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГС. В Православии и у католиков бракосочетание составляет одно из Таинств - Венчание.

Гражданский брак - брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви.

Временный брак - в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак и правовые отношения между супругами считаются прекратившимися.

А также еще несколько видов других союзов:

Фактический брак (сожительство) или незарегистрированный брак, часто неправильно называемый «гражданским» -- отношения между партнерами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке. Даже при ведении общего хозяйства и/или наличии общих детей признаётся не всеми религиозными направлениями. В СССР юридически признавался в 1926--1944 гг. Согласно ныне действующему Семейному законодательству, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождённых в браке, не отличаются от прав детей, рождённых вне брака. Законодательством некоторых зарубежных стран признаётся на правах конкубината.

Фиктивный брак - притворное оформление брака без намерения создать семью для получения от государства связанных с ним преимуществ. Доказанное отсутствие намерения создать семью в Молдове является основанием для признания брака недействительным.

Формы брака

Полигиния (1 м + несколько женщин) - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Конечно, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. В шариате есть ограничение на количество жён -- не более четырёх (N?4). Все остальные жительницы гарема жёнами не считаются, однако у них есть определённые гарантии (от хозяина гарема) признания ребёнка в случае его рождения. Тем не менее их положение существенно ниже, чем у жён, и скорее напоминает рабство.

Полиандрия (1 женщина + несколько мужчин) - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов. Следы полиандрии замечены в «Махабхарате» (Одно из крупнейших литературных произведений в мире, «Махабхарата» представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований, новелл, басен,притч, легенд, лиро-дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединённых по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления, состоит из восемнадцати книг (парв) )(5+1): Драупади была женой всех братьев Пандавов).

Почему в одних обществах существует одна форма брака, а в других - другая? Многие ученые подчеркивают роль экономических факторов. Например, распространение полигинии среди оленеводов - чукчей в Сибири объясняется необходимостью пасти каждое стадо отдельно и для каждого стада нужен один пастух, а ему нужно несколько помощниц - женщин. В Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе, она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата, поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену.

Групповой брак (- сожительство нескольких женщин с несколькими мужчинами.В наше время является формой экспериментов молодежи. В русском языке называется «шведской семьей», хотя сами шведы выступают против такого определения.

Однополый брак (М+М или Ж+Ж) - брак или сожительство между людьми одного пола. Во многих странах Запада (Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия, Исландия, Нидерланды, Франция, Бельгия, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, Великобритания и Северная Ирландия, Чехия, Швейцария с 2007 года), а также некоторых регионах стран Северной и Южной Америки однополые пары могут заключать брак. Некоторые церкви также признают гомосексуальный брак (например, Шведская епископальная). В соответствующих национальных языках и законодательствах используется то же слово, которое переводится на русский язык как «брак»; заключение такого союза порождает сходные с браком юридические последствия. Впрочем, понятно, что из этих последствий есть ряд естественных исключений, поскольку в таком союзе не может быть общих биологических детей (но могут быть приемные). В большинстве стран, в том числе и в Молдове, однополые браки не признаются и не регистрируются.

Условия заключения брачного союза

Большинство граждан, находящихся в брачном союзе, живут именно в «гражданском браке» (брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви). Странно, что в нашей стране под данным термином подразумевается несколько иное понятие: когда два человека сожительствуют вообще без какой-либо регистрации. Заключение брака - его формальное оформление и традиции, обряды, обычаи разнообразны в различных странах. В нашей стране обычно бракосочетание является большим праздником как для молодоженов, так для родственников и друзей.

Условиями заключения брака являются :

добровольное согласие лиц, желающих заключить брак.

достижение лицами, желающими заключить брак, брачного возраста (по общему правилу - восемнадцать лет, но может быть снижен до шестнадцати, а по закону субъекта РМ -- до четырнадцати лет).

Не допускается заключение брака :

если одно из лиц уже состоит в зарегистрированном браке.

между близкими родственниками.

между усыновителями и усыновленными.

если одно из лиц признано недееспособным

Церемония регистрации брака в Республике Молдова проводится в органах Записи Актов Гражданского Состояния (ЗАГС-е). Согласно Семейному кодексу Республики Молдова, регистрация брака заключается в личном присутствии лиц, желающих заключить брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления (указанный срок может быть по ряду обстоятельств как увеличен, так и сокращен вплоть до регистрации в день подачи заявления).

брак церковный гражданский заключение

Кризис брака и семьи на современном этапе

В последнее время видно, как этот важнейший институт общества приходит в упадок. Наиболее яркие примеры этого -- участившиеся в последнее время количество разводов, неполные семьи, огромное количество детей-сирот, супружеские измены. К тому же, когда государство способствует углублению этой проблемы, принимая к рассмотрению законы о, правах сексменьшинств. Это все это говорит о кризисе института семьи в обществе.

В настоящее время в молодежной среде сложилось легкомысленное отношение к семье, к браку. Ранняя половая жизнь, ранняя беременность, многочисленные интимные знакомства «без обязательств» становятся нормой нашего общества. Уже видно, как молодеют ИППП (инфекции, передаваемые половым путем), СПИД и ВИЧ, как под влиянием стереотипа «хлеба и зрелищ» молодежь становится неподконтрольной своим родителям, в результате мы имеем браки по «залету», по «расчету», растет число неполных семей и разводов. Эти прискорбные факты могут подтолкнуть нас к мысли, что это не естественный, эволюционный путь развития институтов, а целенаправленный и управляемый процесс, регулируемый СМИ и навязываемый нам.

Непонимание значения и сути брака и как результат быстрый развод -- одна из закоренелых традиций нашего общества.

Между тем супружескую измену большинство людей не считают тяжким грехом. Об этом свидетельствуют результаты исследования Института Горшенина(Украина), касающегося нравственных ориентиров граждан страны. В частности, исследование показало, что только 55,4% считают «поход налево» абсолютно недопустимым поступком. В то же время, треть украинцев не исключает возможности вступить в адюльтер, а еще 11% опрошенных вообще не видят в супружеской измене ничего предосудительного.

Во взглядах современного общества при заключении брака и семьи довольно часто на первом месте находятся финансовая составляющая, а не индивидуальные качества человека. Несмотря на громкие возгласы о гендерном равенстве, правах женщин, об их достойном месте в обществе мы видим совершенно иную картину: процветание проституции, продажа за границу в «рабство», использование труда женщин во вредных для здоровья условиях -- вот современная картина реального положения женщины в обществе. То есть происходит совершенно обратный процесс -- коммерциализация института семьи и плодотворной роли женщины в обществе приводит к естественному результату -- сокращение населения, потенциальных потребителей.

Заключение

Проблема семьи и брака очень обширна и глубока. Это вопрос, касающийся всего нашего общества. Основные институты социализации человека это - семья, школа, армия, церковь и т.д. То есть, семья, является неотъемлемой ячейкой общества, без которой невозможен нормальный процесс социализации.

В настоящее время молодые мужчины и женщины не спешат идти в ЗАГС и регистрировать свои отношения. "Поживем в свое удовольствие", - решают женщина и мужчина и, минуя ЗАГС, начинают совместное существование под одной крышей. "Понравится - будем жить, - рассуждают они, - не понравится - разбежимся в два счета". И становится такой "брак не навсегда" своеобразным экспериментальным полигоном, где можно себе позволить практически все, что угодно. Жене, в частности, не наглаживать супругу рубашки и не особо стараться на кухне, не подстраиваться, не сдерживаться, ездить отдыхать с любимой подругой и вообще жить своей жизнью, чего часто лишены законные супруги.

Сознание того, что у тебя есть право выбора и в любой момент ты можешь изменить свою жизнь, дает определенную психологическую независимость и ощущение внутренней свободы. То есть порождает безответственность между сожителями не только гражданская жена, но и гражданский муж обладают всеми правами и свободами, а вернее, правами на свободу. Возможно, они не спешат регистрировать свои отношения, потому что до конца неуверенны в своих чувствах, но если это в действительности так, то их совместное сожительство, является лишь удовлетворение своих физиологических потребностей, а не целью создания семьи. В последствии это приводит к проблемам в семейной жизни, так как неприспособленные так сказать «супруги» не имеют возможности вполне оценить все стороны настоящего брака.

Количество незарегистрированных браков неумолимо растет, что пагубно влияет не только на рождаемость в нашей стране, но и на нравственную сторону нашего общества. Регулирования со стороны законодательства такие отношения абсолютно ни какого не имеют. И исходя из вышеизложенного проведенного нами исследованием можно смело заявлять, то что наше общество двигается к тому, что бы в корне умолить значение официальной регистрации бракосочетания. Человек научился чувствовать свои права на свободу слова, свободу совести, свободу убеждений. Но разве именно в безнравственном отношении к жизни, должны проявляться эти свободы? Не следует забывать еще один из важных признаков правового равенства… « права гражданина заканчиваются там, где начинаются права другого».

Может ли больное общество, которое порождает безответственность и принимает аморальность действий большинства, создавать здоровый психологический климат для воспитания нормального поколения? Это даже не риторический вопрос, это вопрос который имеет конкретный и естественно вытекающий ответ. Необходимо менять сложившуюся ситуацию.

Список используемой литературы

1.Семейный Кодекс Республики Молдова № 1316 от 26.10.2000

2. Богданова Л.П., Щукина А.С. «Гражданский брак в современной демографической ситуации, «Социологические исследования», 2003, № 7.

3. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. - Казань: Изд-во Казань. ун-та,2003.-420с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Истоки и тенденции развития семьи и брака-эволюция семейно-брачных отношений: в древности, европейский брак в Средневековье и в Возрождении. Религиозные модели семьи: библейские времена, язычество, христианство. Соременные формы брака и семьи.

    реферат , добавлен 20.11.2007

    Изучение основ социологии семьи, основных проблем семейно-брачных отношений современности, их причин и методов их разрешения. Разводы как индикатор кризиса института семьи. Тенденции развития семейно-брачных отношений в России, странах Запада и США.

    реферат , добавлен 27.04.2010

    Характеристика понятия "брачное поведение". Описание культурологических и социологических факторов выбора партнера для заключения брака. Биологические особенности поведения мужчин и женщин. Рассмотрение гендерного различия инстинктивных брачных стратегий.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2010

    Понятия брачного выбора. Типы семейных отношений. Основные характеристики и функции института семьи и брака в современном обществе. Мотивы вступления в брак представителей женского и мужского полов. Влияние факторов на выбор партнера для заключения брака.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2016

    Особенности семейного права до правления Петра І. Сведения о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства. Типы брачных отношений в период с XVII-XX вв. Исследование модели семьи в современном российском обществе.

    реферат , добавлен 22.01.2011

    Групповое качество семейной жизнедеятельности. Брак и семья как социальные институты и их функции. Содержание брачных отношений. Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений. Функции семьи и брака. Перспективы развития.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2008

    Юридическая природа брака. Гражданско-правовой характер брака. Признаки брака. Фактический брак. Церковный брак. Условия заключения брака. Порядок заключения брака. Правовые последствия, связанные со вступлением в брак.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2007

    Брак и семья как социальные институты. Роль семьи в развитии личности. Тенденция развития семейно-брачных отношений. Социальные функции семьи. Формы брака, семейные роли, формальные и неформальные нормы и санкции в сфере брачно-семейных отношений.

    реферат , добавлен 28.01.2011

    Трансформация института семьи. Исследование социального феномена сожительства как формы семейно-брачных отношений. Социологический анализ незарегистрированных союзов. Изучение распространенности неформальных супружеских отношений в повторных союзах.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Значение и суть понятий "этнос", "семья", "восточная культура". Роль и место семейно-брачных отношений в традиционном индуизме, конфуцианстве и исламе. Влияние современности на семейные ценности в арабских странах (на примере Ливана), Индии и Китае.

Групповые браки и т.п.

Меняются формы любовных, семейных и брачных отношений.

В цивилизованных странах девственность до брака не является ценностью в настоящее время. Время советского союза, Тува, быть девушкой не прилично.

Новая «форма» брачно-семейных отношений - так называетмый гражданский брак (=сожительство). Сожительство. Всё больше людей вступают в длительные интимные устойчивые отношения, не вступают в брак. Любовные, парные отношения. Такие формы могут быть с перспективой на брак (пробный брак) и без перспективы.

Визитный брак - это брак с нарушениями некоторых признаков брака, они живут вместе выходные, не полную неделю, они зарегистрированы. Муж приходит к жене и детям на уикенд. Это не семья, псевдосемья, которая закладывает у детей модель собственной супружеской жизни.

Групповые браки и т.п.

Открытая семья характеризуется открытыми в отношении возможностей установления сексуальных связей границами для обоих супругов. Такая семья представляет собой современный вариант полигамного брака, где сохранена лишь одна семейная функция - сексуальная и отброшены все остальные, но в отличие от полигамного брака здесь признается право обоих супругов на свободные от ограничений сексуальные отношения.

Гомосексуальная семья - это устойчивое длительное сожительство однополых партнеров, характеризующееся высокой избирательностью и эмоциональной насыщенностью отношений.

Альтернативными брачному союзу формами существования являются одиночество, сожительство, гражданский брак и пробный брак.

Одиночество может выступать в двух формах - в форме осознанного предпочтения личностью жизнедеятельности вне брачного союза и в форме вынужденного одиночества.

Наряду с традиционными, юридически узаконенными формами брака все большее распространение получают такие формы партнерства, как сожительство и гражданский брак. Распространение в современном обществе сожительства, например в форме пробного брака, обусловлено социокультурными особенностями юношеского возраста и ранней молодости. Постиндустривальное общество характеризуется все большим разрывом между социокультурной зрелостью молодого человека в области ≪потребления≫, а также в социальных и сексуальных отношениях, с одной стороны, и экономической зрелостью, с другой. Увеличение продолжительности периода получения образования и отсрочка начала профессиональной деятельности обусловливают предпочтение молодыми людьми формы сожительства и отсрочки в принятии всей полноты ответственности за семью и воспитание детей.

Различия между пробным браком, сожительством и гражданским браком состоят, во-первых, в продолжительности и стабильности совместного проживания и, во-вторых, в характере социальной презентации отношений. Функция пробного брака - ролевое экспериментирование, моделирование совместной семейной жизни, установление взаимопонимания и сотрудничества партнеров. Пробный брак сравнительно недолог: отношения либо прерываются, либо заключается официальный брак. Общественное отношение к пробным бракам положительное - в них усматривается возможность профилактики и предупреждения разводов как следствия недостаточно обдуманных браков. В Швеции добрачное сожительство приобретает статус признанного социального института. Нередко законный брак заключается после рождения ребенка, и даже второго.

В случае сожительства продолжительность совместного проживания может быть относительно невелика и сопровождаться неоднократными разъездами и воссоединениями, семейные роли в рамках сожительства недостаточно определены, ролевая структура аморфна, границы такой ≪семьи≫ расплывчаты и нечетки, пара публично признает отсутствие брачных обязательств. Вариантом такой формы сожительства является экстерриториальный союз , при котором партнеры не проживают совместно, а сходятся на определенный период, сохраняя стабильность избирательности своих отношений продолжительное время.

Гражданский брак характеризуется длительностью и стабильностью отношений, наличием достаточно структурированной ролевой системой; в значительном числе случаев пара, проживающая в гражданском браке, воспитывает детей, рожденных в этом союзе, границы которого достаточно определенны. Партнеры публично признают свои отношения, настаивая на осознанном предпочтении избранной ими формы союза.

В выполненном В.В. Кондратьевой под нашим руководством исследовании психологических особенностей внутрисемейных отношений в гражданском браке было показано, что в основе гражданского брака в большинстве случаев лежит психологическая неготовность партнеров принять в полной мере ответственность за семью. Главной причиной предпочтения такого брака партнеры считают взаимное доверие и уважение, которое, с их точки зрения, подвергается сомнению самим фактом юридического его оформления.

В качестве других причин предпочтения гражданского брака респонденты указывают нежелание принятия обязательств, ≪пробный≫ характер такого союза (≪чтобы лучше понять друг друга≫ и т.д.), стремление к открытости отношений и возможность беспрепятственной смены партнера. Респонденты, состоящие в гражданском браке, не видят существенных различий ни в ролевой структуре семьи, ни в положении детей, ни в характере эмоциональной связи, считая гражданский брак эквивалентной формой семейного союза.

В истории своих отношений респонденты выделяют добрачный, ≪романтичный≫ период и собственно период гражданского брака. Перспективы юридического оформления брака лицам, состоящим в гражданском браке, часто представляются маловероятными. В случае же отношения к гражданскому браку как к браку ≪отложенному≫ "причины отсрочки заключения узаконенного брака называются следующие:

Отсутствие финансово-экономической и социальной независимости партнеров (молодые люди 20-27 лет);

Отсутствие полной уверенности в правильности выбора партнера, наличие скрытых конфликтов и несогласованности ценностей и убеждений, сохранение права на продолжение поиска брачного партнера.

Гражданский брак рассматривается как отложенное решение об избранности и исключительности партнера. Очевидно, что в этом случае прогноз гражданского брака с высокой долей вероятности оказывается неблагоприятным;

Противоречивое отношение партнеров к гражданскому браку (один из партнеров рассматривает гражданский союз как оптимальную форму брака и не считает нужным ее менять, другой - как период подготовки к вступлению в ≪настоящий≫ брак);

Влияние истории прародительской семьи в форме двух стратегий построения семьи - стратегии избегания и стратегии принятия образца ее семейных отношений. В случае стратегии избегания предпочтение гражданского брака представляет собой протестную реакцию и проявление негативизма в отношении семейного уклада прародительской семьи. Стратегия его принятия представляет собой неосознанное/осознанное повторение модели родительских отношений.

Другой формой гражданского брака стала ≪семья-конкубинат ≫ (М. Босанац), в которой мужчина, находясь в официальном браке, параллельно сохраняет устойчивый параллельный союз с другой женщиной, чаще всего имея в гражданском браке одного или нескольких детей. При этом он реализует всю полноту прав и обязанностей в обоих брачных союзах. Отметим, что достаточно часто обе партнерши осведомлены о наличии параллельной семьи.

Вступление в брак и создание семьи ныне настолько зау­рядное явление, что кажется, так было всегда. Европейский тип брачности возник более 300 лет назад, но история возникновения моногамной семьи насчитывает многие и многие тысячеле­тия.

Считается, что в первобытном человеческом обществе су­ществовал промискуитет, т. е. имели место неупорядоченные половые отношения, когда самцы спаривались поочередно с разными самками. Идея об общности жен и беспорядочном по­ловом общении, господствовавших в первобытном состоянии человечества, не нова, однако абсолютно нерегулируемые поло­вые отношения вряд ли существовали когда-либо.

Прямохождение и переход к мясной пище, которой всегда не хватало, должны были осложнить взаимоотношения в чело­веческом обществе, что неизбежно вело к дракам и убийствам. Об этом свидетельствуют находки черепов предлюдей, на кото­рых имеются следы многочисленных переломов.

Возражения против промискуитета давали аргументацию для прояснения эволюции брачно-семейных отношений. Вайри полагал: «Если такая полная общность жен и имущества суще­ствовала когда-либо, то это было возможно только у народно­стей, живших, наподобие дикарей, дарами богатой, девствен­ной природы, т. е. в очень ограниченном числе на большом про­странстве земли. Если бы тогда существовала общность жен, ка­кой мужчина захотел бы взять на себя заботы о ребенке, о кото­ром он, и конечно вполне основательно, не мог бы с уверенно­стью сказать, что именно он его отец. А так как женщина была бы не в состоянии прокормить своего ребенка собственными силами, то род человеческий не мог бы существовать».

С появлением родов половые сношения были упорядоче­ны, но считать это время наступлением брачных отношений было бы неверно. Половые отношения существуют и до брака и вне его; брак же несет в себе определенные права и обязанности, которые должны быть признаны обществом. Впервые такие обя­занности возникли с появлением группового брака, представ­ляющего собой союз двух родов, который обеспечивал половые отношения между ними. В условиях группового брака, прежде всего, возникали права и обязанности по обеспечению питанием и воспитанию детей и подростков. Все дети находились в женской груп­пе, и лишь повзрослев, мальчики переходили в группу мужчин; ведущая роль стала принадлежать женщине, т. е. наступил век матриархата.

Уже давно было замечено, что у многих народов в основу всех семейных прав кладется происхождение от матери, а не от отца. Сюда следует отнести право наследования племянника, т. е. право наследования брату матери, помимо его собственных де­тей. На основании этого и подобных фактов пришли к тому зак­лючению, что сначала существовал так называемый матриар­хат, который проявлялся по существу в многофункциональнос­ти женщины, а не в ее главенстве.

Группы женщин и мужчин жили рядом, ведя совместное хозяйство. Первоначально не существовало брака как такового, следовательно, не было и семьи, существовали лишь родовые союзы, в которых господствовал «коммунальный брак». Каждый мужчина, принадлежавший небольшой группе, считал себя му­жем всех женщин той же группы. Такие половые отношения у первобытных народов называют гетеризмом.

В первобытном периоде человечества типичными были сле­дующие виды брачно-семейных отношений: 1) неделимая се­мья, состоящая из группы родственников; женщины и дети не имеют определенного мужа и отца, они принадлежат всем муж­чинам группы; 2) сегментарная семья: глава семьи имеет от­дельных жен, у братьев - общие жены, а все сестры имеют несколько общих мужей; 3) индивидуальная семья: общность жен уничтожена, каждый мужчина имеют одну или несколько жен (моногиния, полигиния), или женщина имеет несколько мужей (полиандрия).

Наличие полигамии у примитивных народов связывают с двумя причинами: 1) у них нет «единобожия», существует панте­он богов: старший и подчиненные; 2) отсутствием аскезы.

В тех странах, где господствующей религией является ис­лам, девочек всегда рождалось больше, чем мальчиков, к тому же из-за постоянных войн этот перекос становился еще резче. По законам шариата мусульманин может иметь не более 4 жен (количество наложниц не ограничивалось). Полигамные отно­шения вовсе не отрицают любовь, но любовь не всегда бывает и в привычных нам моногамных браках.

Полиандрия возникла, во-первых, вследствие пережитков матриархата, когда женщина выбирала себе мужа (или мужей) по своему вкусу; во-вторых, у некоторых народов были приняты огромные выкупы за невесту, вот и приходилось родителям не­скольких братьев «покупать» им одну жену на всех; в-третьих, значительное превышение числа мужчин над количеством жен­щин в брачном возрасте.

Следующим этапом развития брачных отношений является моногамный брак в его современном виде. С возникновением ча­стной собственности и расширением меновой торговли постепенно на первый план выдвигается мужчина. Если в парной семье и муж­чина, и женщина участвовали по мере своих возможностей в со­здании материальных и бытовых благ, то теперь женщина посте­пенно утрачивает свое положение, и муж захватывает бразды прав­ления в свои руки. Задача женщины сводится к рождению детей, которые будут наследовать имущество отца. На первый план вы­носится соблюдение супружеской верности. Материнство всегда достоверно известно, а отцовство - нет. Единственный «надеж­ный» способ для мужчины получить в наследники своего соб­ственного ребенка - жестко контролировать и ограничивать жен­щину. (Вспомним варианты русских народных сказок, где жен­щина (девушка) находилась в высоком тереме, до которого на простом коне-то и не допрыгнешь - требовался, как правило, волшебный, да еще окружал женщину сонм нянек и мамок, в функции которых входило, кроме всего прочего, следить и пригля­дывать за своей подопечной.) Патриархат по своей психологичес­кой сути выражает не власть мужа, а власть отца, поскольку связан с наследственным правом. В этом смысле моногамную семью сле­довало бы понимать как односторонне-парную семью: женщина к моногамии перешла (перевели), а мужчина - нет.

За несколько тысячелетий до новой эры в кодексе вави­лонского царя Хаммурапи было закреплено неравенство супру­гов - кодекс признает моногамию, но разрешает мужу брать наложниц, а за неверность особо строго карает жену. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах. Не избежала их и Россия, где женщина была в полной зависимости от мужа, и эта зависимость закреплялась законодательством.

Однако все чаще встречи мужчин и женщин стали носить избирательный характер, что постепенно вылилось в создание семьи. Вероятно, большую роль здесь сыграла женщина. Если уж ее ограничивают, «привязывают» к домашнему очагу и только, по существу, передают в собственность мужа, за которым зак­репляются роли кормильца, добытчика и наследователя, то пусть это будет «любый» мужчина. Постепенно моногамия из домини­рующего поведения становится доминирующей ценностью. В моногамных парах большое значение имеет выбор, семьи стро­ятся на основе любви, ценится супружеская верность.

Впервые в истории равенство мужчин и женщин перед за­коном провозгласила Французская революция 1793 г., когда были введены браки по взаимному согласию, система разводов, отме­нено различие детей на законных и незаконных.

Таким образом, путь к моногамной семье был долгим и сложным. Отношения между полами постоянно претерпевали изменения. Происходят они и ныне: меняются взгляды на поло­вое поведение мужчин и женщин.

Во всех странах уровень урбанизации влияет на структуру семьи. Реже встречаются пространные семьи. Уменьшается чис­ленность детей в семье. В современных городах резко возрастает свободный выбор партнера. Увеличивается возраст вступающих в брак молодых людей. Снижается власть родителей над детьми и власть мужчин над женщинами. Усиливаются миграционные про­цессы, в которые попадает современная семья.

Если ограничиться последними годами европейской ци­вилизации, то можно отметить, что семья строится вокруг суп­ружеских отношений, а не в угоду кровным; растет тенденция членов семьи к индивидуализации; возникают альтернативные формы брачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических пред­рассудков; формируются новые способы решения семейных про­блем.

Динамика семьи

Перемены – это то, что присуще каждой семье. Семья – это единственная социальная группа, приспособившаяся к мно­жеству сменяющих друг друга событий в таком небольшом жиз­ненном пространстве и в течение такого короткого времени.

Если же члены семьи не готовы к изменениям и старатель­но избегают их, то они рискуют попасть в тяжелое положение, так как не ожидают перемен там, где они обязательны. Люди рождаются, растут, работают, женятся, становятся родителями, стареют и умирают. Это человеческая жизнь.

По определению В.В. Столина, семья – это «открытая си­стема, подверженная внешним воздействиям», и, по его утвер­ждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокуп­ность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия».

Это равновесие достигается специфическим распределени­ем прав и обязанностей, формированием общих планов, выработкой способов общения. И чем более противоречиво влияние различных факторов, тем более творческим становится процесс достижения равновесия. В каждый конкретный период действие факторов, которые влияют на семейную жизнь, непрерывно, и поэтому цель выработки равновесного состояния в принципе достижима. Однако с течением времени характер влияний меняется. Чтобы приспособиться к этим изменениям, нужно изменить саму систему отсчета и нарушить выработанное равновесие. От каких-то планов приходится отказываться, какие-то нормы и правила счесть непригодными, лишить себя каких-то человеческих контактов, выработать новые ценности. Итоговый интегрирующий процесс функционирования семьи заключается в сохранении некоторой стабильности и в то же время приспособлении к новым условиям. Таким образом, по мнению Столина В.В., в функционировании семьи прослеживается динамический аспект, который проявляется в виде трех процессов.

Ассимилятивный процесс состоит в поддержании устойчивого состояния открытой семейной системы относи­тельно некоторых фиксированных систем отсчета.

Аккомодативный процесс состоит в сдвиге самой фик­сированной системы отсчета.

Адаптивный процесс является поиском баланса между сохранением некоторого устойчивого состояния и изме­нением семейного функционирования, то есть баланса между двумя первыми процессами.

Эти три процесса характеризуют семью в динамическом аспект.

В семье формируются и развиваются брачно-семейные от­ношения как отражение многообразных и многовариантных меж­личностных контактов, а в целом всей системы ценностей и ожиданий социально-психологического аспекта.

В значительной мере определяющими успешность будущих семейных отношений выступают мотивы вступления в брак.



К настоящему моменту сложились разнообразные формы брачно-семейных отношений, наиболее распространенные из которых следующие:

1. Брачно-семейные отношения на основе честной контракт­ной системы. Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Цементируют и помогают решать жизненно важные проблемы сами условия контракта. Эмоциональная привязанность, которую трудно назвать любовью, но которая все-таки есть в таком союзе, как правило, с течением времени усиливается («доживутся до люб­ви», – по выражению И.С. Тургенева). Хотя, если семья суще­ствует лишь как экономическая единица, ощущение эмоциональ­ного взлета полностью теряется. Люди, вступающие в такой брак, имеют наиболее мощную практическую поддержку от партнера во всех практических начинаниях – поскольку и жена, и муж преследуют собственную экономическую выгоду. В таких брачно-семейных отношениях степень свободы каждого из супругов – максимальная, а личная вовлеченность – минимальная: испол­нил условия контракта – волен делать, что хочешь.

2. Брачно-семейные отношения на основе нечестного кон­тракта. Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака одно­сторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру. Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком вари­анте брачно-семейных отношений она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуа­тируют, все терпит).

3. Брачно-семейные отношения по принуждению. Один из супругов несколько «осаждает» другого, и тот либо в силу опре­деленных жизненных обстоятельств, либо из жалости наконец соглашается на компромисс. В подобных случаях тоже сложно говорить о глубоком чувстве: даже со стороны «осаждающего» скорее преобладают амбициозность, желание обладать объектом поклонения, азарт. Когда такой брак наконец заключается, «осаждающий» начинает считать супруга своей собственностью. Ощущение свободы, необходимое в браке и семье в целом, здесь абсолютно исключено. Психологические основы существования такой семьи так деформированы, что компромиссы, которых требует семейная жизнь, невозможны.

4. Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок. В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью. Это – брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным сте­реотипам. В таких семьях не часто создаются предпосылки для длительной семейной жизни. Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и также случайно рас­падаются, не оставляя глубоких следов.

5. Брачно-семенные отношения, освященные любовью. Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, ко­торые принимают на себя супруги, сугубо добровольные: им приятно проводить свободное время вместе, с членами своей семьи, нравится делать что-то хорошее друг для друга и для ос­тальных членов семьи. Брачно-семейные отношения в этом ва­рианте есть высшая степень объединения людей, когда дети рож­даются в любви, когда любой из супругов сохраняет свою самостоятельность и индивидуальность, - при полной поддержке второго. Парадокс заключатся в том, что, добровольно прини­мая на себя подобные ограничения («Я счастлив, если счастлива ты»), люди становятся более свободными. Брачно-семейная форма таких отношений построена на доверии, на большем ува­жении к человеку, чем к общепризнанным нормам.




Самое обсуждаемое
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?
Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает


top