Почему нельзя допускать школьной перегрузки у детей и как она проявляется. Как не перегрузить ребенка дополнительными занятиями — Получается, что контролировать ребенка нельзя

Почему нельзя допускать школьной перегрузки у детей и как она проявляется. Как не перегрузить ребенка дополнительными занятиями — Получается, что контролировать ребенка нельзя

Вот и прошёл первый учебный месяц у школьников, студентов, а также их родителей. У большинства школяров вместе с учёбой начались дополнительные занятия, репетиторы, музыкальные и спортивные кружки. Родителям же необходимо вместе с ребёнком составлять расписание уроков и секций, чтобы не перегрузить чадо и не шантажировать запретами посещения кружков, если ученик начал отставать в учёбе.

Мне всегда было интересно, почему у всех детей время на учёбу уходит одинаковое, а учатся все по-разному. И очень часто бывает так, что отличники успевают ходить в несколько кружков, участвуют в общественной деятельности школы, отстаивают честь учебных заведений на олимпиадах. А есть дети, которым не хватает времени элементарно выучить устные предметы. О кружках и секциях не может быть и речи.

Что это? Завышенная планка у детей? Нереализованные мечты родителей о золотой медали? А может хорошая учёба - первые шаги на пути к мечте? Ответить на эти вопросы я попросила ученика 7 класса петропавловской школы Славу Перенко , а так же его маму Наталью.

Фотография этого ребёнка на доске почёта висит в школе все 6 лет обучения. Такими детьми гордится учебное заведение и родители. Отличник, дисциплинированный и ответственный молодой человек. В свои 13 лет у него достаточно грамот, медалей и благодарственных писем.

- Слава с первого класса учится на отлично. Скажите, вы усердно занимались с детского сада?

Наталья: Он с детства был любознательный. В четыре года решил, что ему нужно выучить алфавит и научиться читать. Специальными методиками мы не пользовались. Всё происходило по принципу «вопрос-ответ». Причём вопросы задавал Слава. С этого же возраста он начал мне писать письма. Большие. Книги читали мы друг другу по очереди. Никакого принуждения. Заинтересованность у ребёнка всегда была. Это было самостоятельное, добровольное желание, которое мы просто поддержали всей семьёй. Никакого напора с нашей стороны никогда не было.

- Учёба всегда даётся легко?

Слава: Нет, конечно, не всё. Иногда у меня возникают трудности. Самая большая - пересказать что-то. Выучить и применить правило - вот это легко! А вот с пересказами бывает трудновато.

- Наталья, уроки вместе, наверное, делаете?

Нет, никогда не делали. Причём с первого класса. Всегда сам приходил со школы, садился и делал. Проблем никогда не возникало.

Всю начальную школу дети изучают обществознание. И с этим предметом в большинстве случаев помогают родители. Ведь порой ответы на письменные задания находятся не в учебнике.

Наталья: Мы старались приучать Славу к самостоятельности. Если возник вопрос по окружающему миру и нельзя найти ответ в учебнике, нужно обратиться к Интернету. Естественно под нашим руководством. Но запросы набирать самому, искать на сайтах нужную информацию тоже самому. И в зависимости от необходимости переписывать материал в тетрадь, либо собрать связный текст из нескольких источников и распечатать. В домашнем задании главное для нас было, чтобы ребёнок всё делал сам.

- А в целом на уроки сколько времени уходит?

Слава: Минут 30-40. Это если не задано сочинение, которое можно написать за 20 минут. Стихи тоже занимают немного больше времени.

- Назови 3 вещи, которые по твоему мнению отвлекают ребёнка от учёбы.

Слава: Даже не знаю. На уроках это должен быть неболтающий сосед по парте. Дома - доступный WI-FI. А самое главное - лень. Она очень отвлекает от учёбы.

Наталья также называет отвлекающими факторами окружающее общество, современные технологии, особенно игрушки в телефонах, и лень.

- А какие у тебя гаджеты? Как и когда ты ими пользуешься?

У меня есть и телефон и планшет. Но телефоном чаще пользуюсь, как средством связи.

- То есть в игры ты не играешь?

Почему же. Играю. Я же ребёнок. Я просто знаю, что всему своё время.

Наталья: Поговорка «Делу время, потехе час» - это про Славу 100%. За растраченное впустую время я никогда не переживаю.

- Сейчас осталась любовь к книгам? Ты читаешь?

Читаю, если книга интересная. У меня много энциклопедий. Вот классические книги почти не читаю, только школьную программу. Думаю, если бы у меня было больше времени, я бы с удовольствием читал.

- Помимо отличной учёбы в школе у тебя есть ещё увлечения?

Я занимаюсь в музыкальной школе и рукопашным боем, ещё играю на гитаре, фортепиано, пою в хоре.

- Какие успехи у тебя в увлечениях?

Слава: Я часто выступаю с хором в различных конкурсах и фестивалях. Мы всегда занимаем призовые места. Меня приглашали в составе другого хора на Международный хоровой конкурс в г. Сочи.

Наталья: В этом году будем смотреть, как у нас получится петь. Начался переходный период. Формирование голоса, ломка. Всё будет зависеть теперь от этих изменений.

Слава: Рукопашный бой мне очень нравится. У меня много грамот и медалей.

- Сколько лет ты живёшь в таком ритме?

7 лет. На рукопашный бой папа начал меня водить ещё в 5 лет, до школы. А музыкальная школа началась вместе с общеобразовательной.

- Как ты организовываешь свой день?

Слава: Я пишу расписание учёбы, музыкальной школы и секции и вешаю на рабочем столе. Порой мы это делаем вместе с мамой.

Наталья: На начальном этапе расписание формировала я. Разговаривала с педагогами, советовалась, когда удобнее будет ходить в тот или иной кружок. Сейчас этот процесс проходит немного проще.

- Не могу не задать этот вопрос. Ты хочешь ещё куда-либо ходить? Что тебе ещё интересно?

Слава: Я бы с удовольствием ходил на информатику. Некоторые мои одноклассники ходят в этот кружок при школе. Вот это думаю было бы мне очень интересно. Ребята хорошо владеют фотошопом, изучают разные программы: занимаются более интересными вещами, нежели на обычных уроках.

Наталья: С этого года нам придётся втиснуть в наше расписание дополнительную физику. Этот факультатив будет при школе. Предмет нам будет нужен для поступления в вуз. Впрочем, как и рукопашка. Слава с детства грезит профессией пилота гражданской авиации. Поэтому особый упор уже сейчас делаем на определённые предметы. В семье мы поддерживаем все стремления и начинания сына. Наш папа очень хотел быть пилотом. Но сами понимаете, в 90-е годы не каждая семья могла себе позволить отправить учиться ребёнка в другой город. Так что можно сказать, что Слава воплотит папину мечту. Уже сейчас мы знаем критерии для поступления, физические, интеллектуальный данные, знания, умения и навыки, которыми должен обладать пилот.

- Слава, а тебе не кажется, что для тринадцатилетнего ребёнка это очень большая нагрузка?

Слава: Мне иногда кажется, что действительно всего много. Но то, что у меня всё получается, даёт силы и желание заниматься дальше.

Наталья: В такие моменты я стараюсь поддержать сына. Всегда напоминаю ему, ради чего он это всё делает. Ведь если есть мечта, надо делать всё для её осуществления. Вот Слава и делает.

Ты самокритично относишься к выполнению домашнего задания? Ведь 30-40 минут - это очень мало. Или же у тебя бывает прочтение устного предмета «для галочки»?

Слава: Я понимаю, что на любом уроке меня могут спросить. И там эта «галочка» совсем мне не поможет. Да и стыдно становится в такие моменты. Поэтому стараюсь таких неловких ситуаций избегать.

- Какой у тебя любимый предмет в школе?

С этого года у нас началась алгебра. Вот это для меня очень интересно: вычислять, думать, решать. А труды, думаю, нравятся каждому мальчишке.

- В своём классе ты единственный отличник. Нравится ли тебе, когда тебя ставят в пример?

Слава: Мне не нравится, когда меня ставят в пример. А уж тем более, когда говорят, чтобы на меня ровнялись. Тоже мне равнение… Нужно просто контролировать себя, быть организованным. И учёба наладится сама собой.

- Как ты думаешь, что должен уяснить для себя ребёнок, чтобы учёба была не в тягость?

Во-первых, сначала надо сделать уроки, а уже потом заниматься своими делами. Во-вторых, стараться всё делать на максимум своих возможностей. Отвечать побольше, слушать учителя, стараться не отвлекаться. И в-третьих, не быть самонадеянным. Проверять себя и быть самокритичным.

Василина Ящук

У детей энергии – хоть отбавляй, и родители, естественно, всегда хотят направить ее в полезное русло: помочь ребенку реализовать свой творческий потенциал, и заодно приобрести новое хобби. Взрослые всегда поддерживают детей в первых жизненных увлечениях, надеясь, что это поможет им в будущем определиться с профессиональной деятельностью. Разнообразные кружки и секции дают ребенку всестороннее развитие (спортивное, музыкальное, творческое), и мы решили рассказать вам, на что стоит обратить внимание при определении детей в дополнительные образовательные и спортивные учреждения. С какого возраста и на сколько часов можно нагружать ребенка сверх основной учебы? Проверьте, не загружены ли ваши детки сверх нормы!

Дошкольники: приучаем малышей к творчеству

Малыши, которые еще не ходят в школу, просто обожают творить: они поют, сочиняют стишки, придумывают небылицы, пляшут и рисуют. Не всегда во всем этом творческом самовыражении можно найти какой-то определенный смысл, однако именно эти первые «зачатки» проявления собственного «я» крайне важны. И родителям нужно постараться не «загасить» ребенка, а напротив, смотивировать на дальнейшее развитие. Крохи ведь всегда копируют взрослых: вот папа начал собирать шкаф, и сыночек тоже тянется за отверткой; мама начала лепить пельмени, и дочка тут как тут – месит ручками тесто.

В таких случаях нужно найти грань между «это не так, дай я покажу, как надо» и «пусть делает, что хочет, балуется же». Важно направить кроху, но не переделывать его результат. Его уникальная интерпретация «работы» является фундаментом для будущих шедевров.

Создавайте благоприятную для творчества атмосферу, и вы увидите, как ребенок сам потянется за искусством в любом его проявлении: начнет танцевать, подпевать, лепить животных и сочинять сказки. В такие моменты дошколята чувствуют себя творцами и первооткрывателями - поддержите их порыв, обеспечив необходимыми прикладными материалами, или же отдайте малыша в «развивашку».

Выбор кружка: на что обратить внимание

На первый взгляд кажется, что кружки и секции не требуют излишней избирательности, но все же к выбору развивающих центров стоит подойти ответственно. Кружки для дошколят должны включать в себя программы, которые соответствуют возрасту деток и не загружают их чересчур сложными и непосильными заданиями, иначе он быстро переутомится и будет ассоциировать творчество и спорт с усталостью и чем-то недостижимым. Физически и психологически ребенок должен чувствовать себя комфортно, поэтому, прежде чем отдавать ребенка в кружок, присмотритесь к его предпочтениям. Не гонитесь за модными веяниями и за мнимым престижем, помните о том, что сегодня малышу нравится рисовать, а завтра сменит свое хобби на танцы или пение.

Виды деятельности: во сколько лет чем можно заниматься

Живописи, танцам, вокалу, профессиональным видам спорта лучше всего приучать с 5-6 лет. Этот возраст идеален для детей, чтобы учить их «настоящим» знаниям, постепенно отходя от спонтанных желаний и отказов. Ребенок легче приучается к постоянным повторениям и запоминает новые навыки.

Крох в 2 годика лучше отдавать на физкультуру и учить ритмике. Малышам в 5 лет можно посоветовать кружок пения, а обучаться музыкальным инструментам лучше в 6 лет, а то и в 7-8.

Танцы. Если говорить о простом удовольствии от данного вида деятельности, то детям в возрасте 3-4 лет танцы будет в радость, а вот для профессионального занятия (чтобы выезжать на конкурсы и чемпионаты) лучше подождать до 5-6 лет. Однако помните о том, что на уроках танцев малыш не сможет кривляться так, как ему угодно – нужна будет дисциплина и закрепление навыков.

Профессиональный спорт. Тут дела обстоят почти так же, как и с танцами. Не торопитесь спешно определять ребенка в спорт, пытаясь вырастить «будущего олимпийского чемпиона». Вы можете лишить его шанса самостоятельно выбрать «дело всей жизни». К тому же, не забывайте, что профессиональные занятия спортом не всегда позитивно влияют на психику и общее самочувствие крохи. Смотрите на реальные способности и желания сынишки или дочурки. Отдавайте в спорт не ранее 5-6 лет.

Бассейн. До 5 лет малыш ходит в бассейн только для веселого плескания и игр, а вот для адекватного восприятия тренерских указаний лучше подождать 5-6 лет. В целом, обучение плаванию лучше начинать после 5 лет.

Рисование. Рисовать могут и 1,5-годовалые малыши. Но изучить технику рисунка и научиться живописи могут дети только с 4-6 лет.

Иностранные языки. 3 года – возраст, когда малыш уже хорошо воспринимает речь, и мы говорим именно о родном языке. Для изучения иностранных языков нужно подождать, так как если приучать чадо учить «неродные» слова с трех лет, то у него в голове может возникнуть путаница. А ведь формирование родного языка происходит только в 6-8 лет. Логопеды говорят, что если отдать ребенка в кружок, где обещают научить бегло говорить на другом языке, у него может появиться дисграфия – нарушение письма, которое частенько встречается у нынешних школьников. Не торопитесь «вылепить» из ребенка полиглота. Однако если вы твердо решили обучить малыша иностранному языку в 3-4 года, то выбирайте только один, а не два, и помните о том, что уроки должны протекать в игровом формате. Также обратите внимание на регулярность занятий, иначе все старания пойдут коту под хвост – малыш забудет все, чему его учил преподаватель.

Первоклассник: стоит ли отдавать ребенка в кружки

У ребенка началась непривычная, новая жизнь, и его ежедневный уклад полностью поменялся. Он только-только учится жить по-новому, а родителям, конечно, хочется, чтобы первоклассник мог развиваться не только в рамках школьной программы, но и дополнительно увлекался музыкой, спортом или рисованием.

Психологи говорят, что загружать ребенка всевозможными кружками сразу с началом учебного года нельзя. Нужно дать время малышу приспособиться к новым реалиям, пройти процесс адаптации к одноклассникам и учителям, и привыкнуть к урокам.

Даже в том случае, если вы думаете, что ребенок привык, и у него все идет гладко, не спешите.

Малыш учится с удовольствием, у него появились друзья, и остается свободное время? Вы готовы занять его какими-то полезными занятиями, и это верное решение. Но подходите ко всему с умом. Следуйте нескольким советам, и все будет спокойно:

  • Не загружайте ребенка сверх нормы: если весь его день будет расписан по минутам, то в итоге он получит не новые знания, а нарушенную психику и хроническую усталость;
  • Общее число всех дополнительных занятий и время, затрачиваемое на них, зависит исключительно от индивидуального склада ребенка. Для обычного школьника это: не более 2 раз в неделю в будни + 1 раз в выходной. Рассчитывайте и расстояние от дома. Регулярные поездки с одного конца города в другой могут вымотать кроху.
  • Если ваш ребенок гиперактивный, то можете попробовать записать его в несколько секций сразу: он перепробует все, и остановится на каком-то одном занятии.
  • Если же ваш малыш, напротив, спокойный и усидчивый, то лучше сразу записать его только в 1-2 кружка, иначе, с ростом нагрузки в школе, ему будет сложно концентрироваться на чем-то одном.
  • Перерыв между школьными уроками и дополнительными занятиями должен составлять не менее 1 часа.

Норма времени для занятий в кружках и секциях: это стоит запомнить

Количество уроков и затрачиваемое на них время зависят от возраста ребенка. Об этом нужно помнить не только родителям, но и учителям, преподавателям детских клубов и спортшкол.

Занятия в кружках и спортсекциях должны начинаться в 8:00-9:00 утра. Время завершения зависит от того, сколько лет ребенку:

  • не позднее 20:30 – 6-10 лет;
  • не позднее 21:00 – с 10 лет.

Уроки в допучреждениях могут проводиться в любой день недели и месяца (сюда входят каникулы и выходные дни).

Максимальное количество допуроков в неделю и продолжительность по возрастам:

  • дошкольники – 2 урока в неделю, до 35 минут;
  • маленькие школьники (6-10 лет) – до 4 уч. часов в неделю (1 уч. час – 45 минут);
  • школьники постарше (10-14 лет) – до 6 уч. часов в неделю (2 раза в неделю);
  • старшие классы (15-17 лет) – до 10-12 уч. часов в неделю (3 раза в неделю).

Если вы отдали ребенка в 2 кружка сразу или более, то нельзя заниматься в один и тот же день по одному и тому же направлению (например, это относится к спортивным тренировкам).

Практическая часть занятий не должна занимать больше 60-70% от всего урока. А непрерывное течение практической работы не должно превышать следующих нормативов:

  • 4-6 лет = не более 5 минут;
  • 7-9 лет = не более 7-10 минут;
  • 10- 11 лет = не более 10-13 минут;
  • 12-12 лет = не более 15-18 минут;
  • старше 14 лет = не более 20-25 минут.

Начало учебного года уже близко. «Газета.Ru» посмотрела на детей, которые еще чувствуют себя свободными, и пожалела бедняжек. Скоро на них свалятся школа, дополнительные уроки, спортивные секции и прочие обязанности. Как понять, какое занятие подойдет вашему ребенку? Что поощрять, как хвалить и чему на самом деле важно научить? Об этом мы поговорили с системным семейным терапевтом Марией Антиповой.

— , с вашей точки зрения, каждый ли ребенок имеет какой-то талант?

— Совсем бездарных людей нет. У каждого человека есть что-то, что ему нравится делать. Это необязательно талант. Но предрасположенность — точно. Вопрос в том, как ее раскрыть, и решать его приходится бедным родителям: требования общества достаточно высоки, нужно обязательно, чтобы ребенок чем-то занимался.

Часто родители, не обращая внимания на ребенка, начинают придумывать за него, что ему делать.

Мария Антипова

Психолог-консультант, преподаватель московского Центра системной семейной терапии, ведущая семинара «Особенности переживания утраты», группы для супругов «Нам хорошо вдвоем».

Из-за этого дети сегодня очень перегружены — школа, спортивная секция, музыка, дополнительные занятия. У ребенка вся жизнь расписана, а времени и возможности поиграть, проявить себя, как-то раскрыться — нет. Получается, что за всеми этими занятиями родители не видят самого ребенка, не обращают внимания на то, к чему он склонен, да у него и нет возможности это проявить.

— А как понять, к чему именно он склонен?

— Понаблюдать за ним, поиграть, поговорить, дать ему возможность рассказать про себя. Если дать ему свободное время, когда он не выполняет чьи-то требования, не действует по заранее выработанному плану, а делает то, что хочет сам, он обязательно проявит себя.

Правда, есть другая проблема: дети, которых родители перегрузили занятиями в кружках и секциях, часто просто не знают, что делать со своим свободным временем.

Они привыкли, что вся их жизнь расписана и все за них решено, а оказавшись «на свободе», теряются и не знают, чем себя занять.

— Вот да, и многие родители жалуются, что ребенок целыми днями сидит за компьютером.

— Это правда. Но у меня к родителям вопрос: а почему у них дети подолгу сидят за компьютером? Кто регулирует процесс жизни ребенка? Потому что если есть четкие установленные правила — ребенок нигде не сидит. То есть сидит ровно столько, сколько скажет мама или папа. До подросткового возраста установление рамок находится в компетенции родителей. Если рамок нет, видимо, в семье нарушена иерархия.

— Имеет ли право родитель вмешиваться в работу ребенка — например, творческую? Например, когда мама вносит свои исправления в рисунок ребенка, объясняя, что у него что-то не получается, она права?

— Тут я вижу тревогу мамы — она думает, что знает, как правильно, и берет ответственность на себя за то, что делает ее сын или дочь. Это не очень хорошо. Ведь что говорит родитель таким посылом? «Ты не справляешься, я лучше тебя знаю». Если ребенок много раз получает такое послание, слышит сообщение о том, что он что-то неправильно делает, то его творческий потенциал, конечно, закрывается.

— Получается, что контролировать ребенка нельзя?

— У любого контроля есть свой предел. Если мы все время тревожимся, контролируем, оберегаем, делаем за ребенка, говорим, как надо, то мы ребенка, конечно, лишаем доли ответственности за свою жизнь. А это, мне кажется, как раз самое главное — научить детей отвечать за себя.

Знаете, как бывает? До 16 лет держали под постоянным присмотром, определяли во всякие секции, проверяли портфель и делали вместе с ним уроки, а в 16 лет ребенок взбунтовался, мы отказываемся его контролировать — и он делает вообще все, что хочет. Это крайности, которых допускать не стоит.

Нужно потихоньку приучать его к ответственности, с первого класса — за свой портфель, свои тетрадки, свои домашние задания.

Желательно, чтобы к десятому классу он сам уже за многое отвечал. Так же в каких-то дополнительных видах деятельности. Где-то он сам выбирает, где-то мы подсказываем. Всегда сложно соблюсти эту золотую середину — но здесь это как раз очень важно.

— А себя как заставить научиться держать баланс?

— Здесь вопрос личных тревог. На родителей давят учителя, общество, их собственные родители, опыт, хороший или не очень. Но нужно понимать, что дети не обязаны отвечать за наши страхи. Нам нужно справляться с ними самим. Мне кажется, родителям не стоит стараться запихнуть в ребенка побольше навыков и знаний.

Есть другие вещи, которым нужно научить: логически и творчески мыслить, развивать исследовательскую деятельность. Нужно научить ребенка учиться. Собственным примером.

А рисовать, если у ребенка есть желание, он и сам будет. Главное — дать ему посыл к тому, чтобы делать, не боясь ошибиться, не боясь сделать что-то неправильно. Если процесс обучения будет приносить удовольствие, то весь потенциал, который есть у ребенка, он сможет применить.

— Как оценивать результаты труда ребенка?

— Положительно. А если есть замечания, их нужно высказывать тактично — и по поводу труда, а не личности ребенка. Можно оценивать результат труда, а можно — путь, которым он к нему пришел. Можно сказать: «Какую красивую картинку ты нарисовал!» А можно — «Как хорошо ты подобрал цвета, выбрал сюжет, придумал композицию, увидел, как падает свет». Общую похвалу вы таким образом разложите на составляющие и оцените то, как он это делал, как он прикладывал усилия. Процесс — это очень важно. Часто мы игнорируем путь ребенка, да и свой собственный. Если мы его все время обесцениваем, мы обесцениваем куски своей жизни.

— Как понять: ребенок не хочет чем-то заниматься или просто не может?

— Поговорить со своим ребенком. Часто мы оцениваем успехи детей, исходя из своих критериев. Придумываем за них результаты, которых они должны достичь, а если их нет, решаем, что ничего не получилось. Но здесь есть еще один участник этого процесса — это, собственно, сам ребенок.

Я в своей практике встречаю много людей, которые приходят к психологу — и начинают рассуждать о своем ребенке. А когда им задаешь элементарный вопрос: «Что думает по этому поводу ваш ребенок?» — это людей ставит в тупик. Мы очень много живем сами с собой, со своими мыслями, эмоциями, проектами — и очень мало обращаемся к своим детям.

Дети с достаточно раннего возраста могут вам рассказать много о себе. Спросите своих детей.

— В советское время была особенно распространена идея, что если у сына или дочери что-то не получается, это потому, что он ленится. Надо заставлять больше заниматься.

— Сложно говорить о детях вообще. Есть действительно дети, которые ленятся, а есть те, у которых свои особенности. Например, эмоциональным детям нужно больше отдыха.

— А когда он какую-то науку не может освоить, потому что не способен? Например, английский?

— Если вы хотите, чтобы ребенок выучил английский, снизьте ему планку! Пусть овладевает базовыми знаниями, может быть, во взрослом возрасте у него появится мотивация к дальнейшей учебе. Не наседайте на него — иначе он к языку и близко подходить не захочет.

Чем больше мы насилуем своих детей своими тревогами, тем больше они закрываются. По-моему, каждый родитель знает, когда ребенок ленится, а когда действительно он уже не может. А кроме того, лень часто защищает от перегрузок. Родители должны обращать на это внимание. Иначе они так «образуют» свое дитя, что от него не останется вообще ничего.

— Что происходит с человеком, если он занимается не своим делом?

— Взрослого человека заставить заниматься не своим делом достаточно сложно. Если это все же произошло, это значит, что он не очень осознает себя. Как правило, такие люди страдают от депрессий, неврозами — понятно же, что они не получают удовольствия, не испытывают удовлетворения от своей деятельности, они разочарованы в жизни. Они и болеют, кстати, чаще — в соматических болезнях выражается скрытый протест или уход от деятельности, которая не приносит удовольствия.

— То есть если ребенок часто болеет, это может быть связано с тем, что на него слишком давят?

— Ну конечно! Когда мама, бабушка, папа, вся семья от ребенка что-то требует, ребенок не может сказать «нет». А если он заболевает, от него отступают, начинают уделять ему больше внимания, все вокруг него прыгают, он — главный. Болезнь становится хорошим способом уйти от проблем, от деятельности, которую навязывают, и заявить свой протест, не вступая в открытую коммуникацию.

Кстати, хулиганство — это тоже способ избавиться от давления: за проступком следует наказание, и это тоже позволяет не делать того, что не нравится.

Вообще, когда родители заставляют ребенка заниматься тем, чем он не хочет, тогда вопрос, наверное, все-таки к родителям. Почему им так хочется, чтобы он это сделал?

— Ну например, я хочу, чтобы ребенок стал врачом, потому что это хорошая профессия.

— Вы можете, конечно, стоять на своем, заставить ребенка поступить в мединститут. Но сценарий, который за этим последует, — либо он слушается, а потом делает по-своему, когда вырывается из-под родительской опеки, либо он становится врачом, ненавидит всех своих пациентов, себя и вас. Еще один вариант — что ему это когда-нибудь понравится.

Но вообще, когда человек делает под давлением, у него нет возможности осмыслить то, что он делает. Он всегда либо сопротивляется, либо идет по сценарию послушания. Если сопротивляется — это тоже не его выбор.

— Как сделать так, чтобы ребенок все-таки был трудолюбивым?

— Трудолюбию нельзя научить специально. Оно прививается с детства. Убрать за собой вещи, помочь маме, помочь папе, делать какую-то работу по дому. Мы сначала оберегаем своего ребенка от всего, а потом хотим, чтобы он вырос трудолюбивым. Ну так не бывает. Я понимаю, что, когда ребенок помогает в уборке, может получиться скорее еще больший беспорядок.

Но что вам важно — навести порядок или приобщить ребенка к труду? Только не надо использовать труд в качестве наказания: нахулиганил — 10 дней моешь посуду. Это выработает отвращение к труду. И, напротив, очень важно — показывать пример. Дети мало что делают из того, что мы говорим. Они делают то, что мы делаем.

Осень – время для учебы и новых знаний. Помимо школы и детского сада, современные родители особенно внимательно относятся к выбору кружков и секций для ребенка. Все помнят о том, что детей надо развивать и не опоздать с раскрытием талантов. Но в реальности на все получается из того, что задумывают мамы. Дополнительных занятий много, а вот ребенок один. Как бы нам не хотелось дать ему все и сразу, это может плохо закончиться.

Психолог и мама одиннадцати детей Екатерина Бурмистрова говорит о том, что маленькие дети не всегда могут чувствовать свой уровень усталости. К тому же не всем семьям хватает ресурсов на то, чтобы развивать ребенка и ходить на все модные кружки. Поэтому надо учитывать все факторы прежде, чем записывать детей на дополнительные занятия. Часто чрезмерная активность оказывается непосильной для ребенка и пагубно сказывается на его любознательности.

Школа, спорт, рисование, математика – когда в семье один ребенок и три комплекта бабушек

Существует четыре фактора, которые нужно учитывать родителям при составлении плана дополнительных занятий:

  • возраст ребенка;
  • потенциал ребенка, количество сил,
  • его психофизический тип, устойчивость, способности;
  • ресурсы родителей.

Это ресурсы эмоциональные, физические, материальные, организационные. Еще один фактор – это сколько ресурсов у семьи в целом, не только у родителей.

То есть, думая о дополнительных занятиях, надо смотреть на то, каково это будет ребенку и, прежде всего, каково это будет семье.

Здесь есть два типа потенциальных рисков.

Первый – это когда ресурсов у семьи слишком много, больше, чем ребенку нужно.

Возьмем максимально неправильное сочетание факторов – ребенок маленький, сам еще не очень хочет и может, а ресурсов у семьи много, поскольку он один в семье с тремя комплектами бабушек. И при таком количестве взрослых на одного нересурсного ребенка его можно очень сильно перегрузить, и это окажется для него крайне неполезным. Потому что не возможности, не интересы и способности ребенка оказываются в центре внимания, а амбиции взрослых.

Может быть противоположная ситуация.

Чаще у многодетных или малообеспеченных родителей случается, что наоборот, ребенок способный, с высокой обучаемостью, но у семьи нет никаких ресурсов. Нет сил, нет денег, нет здоровья, все круги дополнительных занятий уже пройдены со старшими детьми.

Не могу сказать, что вреднее. Казалось бы, вторая ситуация – более печальная. Но она сохраняет желание что-то делать, и потом ребенок, когда сможет, возможно, все нагонит. Ситуация, когда слишком много, похожа на гипервитаминоз, который опаснее, чем авитаминоз.

Потому и важно с каждым ребенком рассматривать именно его индивидуальную траекторию. Скажем, в семье второй ребенок. С первым – была одна траектория по дополнительным занятиям. Кажется, что путь пройден и семья такую траекторию может потянуть. Но подрастает второй ребенок, и оказывается, что такая траектория внешкольных нагрузок не подходит. Потому что это другой ребенок, изменился возраст родителей и изменилось видение того, что полезно и нужно.

Если с первенцем возникает интеллектуальная и спортивная гонка, и на него обрушивается все, то в случае вторых и последующих детей ситуация развивается с некоторым запозданием. То есть даже вроде можно было бы больше, но уже не так интересно, не так важно, в это уже родители играли.

Мне кажется, нужно отличать свои амбиции по поводу ребенка от его потребностей, желаний, возможностей.

Какой должна быть эта индивидуальная траектория, смогут сформулировать только родители на семейном совете. Именно им определять, что они хотят, что считают правильным для этого конкретного ребенка в конкретном возрасте.

Подчеркиваю – этот вопрос не должна решать одна мама. Часто вопрос о дополнительных занятиях узурпируется, а папа оказывается в стороне, выступая только спонсором всех этих бесконечных кружков. Но мужчины чаще гораздо более здраво относятся к нагрузкам для маленьких детей и более стратегически настроены.

Детский сад и занятия вечером – это как две ставки

Есть вопросы развития детей, вокруг которых общественная истерия наблюдается уже давно. Например, иностранный язык детям начинают предлагать не тогда, когда они уже созрели для этого, а когда мама сочтет нужным, не ориентируясь ни на возрастные, ни на личные особенности ребенка.

Но иностранный язык лучше начинать изучать не раньше трех лет, а то и четырех – для детей с замедленной речью. Можно и после семи лет. В любом случае до семи – только игровые формы изучения языка. Остальное будет только вредить.

Для детей, которых не планируют отдавать в детский сад, начиная с трех лет очень важны какие-то занятия, где бы они находились без мамы хотя бы пару раз в неделю, чтобы ребенок мог научиться «работать» в формате группы.

Если ребенок ходит в детский сад, картина совсем другая. Очень часто у меня на консультациях оказываются дети с невротическими признаками, и мы начинаем с того, что смотрим расписание ребенка. Часто оказывается, что ребенок страшно перегружен. Ему три с половиной года, а он каждый день ходит в обычный детский сад, а после, поскольку мама переживает, что вышла на работу и ребенок не развивается, она его еще по вечерам водит раза по четыре на занятия. Или это делает бабушка. В итоге – возникает перегрузка. Надо понимать, что, скажем, до пяти лет детский сад – это полноценная работа. Все, что сверх – как вторая ставка.

Сейчас наблюдается тенденция в отношении дошкольников и младших школьников – дать им как можно раньше как можно больше. Это все еще работает замедленная бомба утверждения «после трех уже поздно».

Но в итоге, от этого перегруза до школы и в начальной школе, у ребенка возникает большое отторжение ко всем занятиям.

Дошкольника и младшего школьника нельзя перегружать и перестимулировать. Как ни странно, особенно это сказывается на тех, кто очень хочет заниматься. Есть дети, которые ходят на три кружка, но говорят, что хотят заняться чем-то еще. Такие дети по вечерам – очень возбуждены. Могут появиться покусывания губ, сгрызание ногтей, нарушение сна, истеричность. Все из-за перегрузки, которую ребенок сам не чувствует, не осознает, а потому хочет еще занятий.

Родителям нужно помнить о том, что ребенок регулировать свою нагрузку не очень в состоянии до подросткового возраста, до 12–13 лет, да и тогда под вопросом.
Я обычно в разговоре с родителями привожу простой пример. Например, съесть один банан – хорошо, а съесть 20 бананов – совсем плохо, и съесть 7 – тоже не хорошо. Хотя бананы сами по себе хорошие. Причем у кого-то, скажем, от 3 бананов будет расстройство пищеварения, а кому-то и 4 будет нормально. И вопрос дозирования в руках взрослых. Это очень важно, особенно для детей, которые склонны перебирать нагрузку. Важно и самих детей учить определять порог усталости.

Показатели, не чрезмерна ли нагрузка – это вечер рабочего дня, вечер пятницы, конец четверти или триместра.

Он терпеть не может учиться, хочет только посидеть и послушать аудио

Если говорить о том, какой кружок, занятие выбрать, то, наверное, не стоит забывать о спортивных секциях. Мы все, а особенно жители больших городов, живем в ситуации гиподинамии, интеллектуальных перегрузок. В эпоху, когда мы работаем головой, занятия спортом – почти как гигиена, почти как почистить зубы.

Когда ребенок пошел в школу – ему необходимы какие-то занятия, связанные с движением. Надо понимать, что просто спортивные секции, как «что-то, связанное с движением», и профессиональный спорт – это разные вещи. Профессиональный спорт – большая нагрузка, которая, по идее, не должна монтироваться больше ни с чем. Картина, когда ребенок сначала учится в школе, а потом всю вторую половину дня тренируется, как взрослый – неправильная. Это мина замедленного действия. Сначала у вас будет ребенок с высокими показателями, с высокими достижениями. Перегрузки сказываются совсем не сразу, где-то в подростковом, старшем школьном возрасте, в общей астенизации нервной системы.

Мой опыт, и профессиональный, и родительский, говорит о том, что до подросткового возраста ребенка лучше немного недокормить нагрузками, чтобы сохранялось желание чем-то заниматься уже сознательно и дальше. Если перекормить – перегруженный ребенок в подростковом возрасте просто сбрасывает нагрузку. Несильно нагруженный ребенок начинает в подростковом протесте нагрузку добирать. Но это не значит, что все время до этого он может быть полностью расслаблен, как тюлень, и совсем ничем не заниматься. Иначе в подростковом возрасте может быть полный отказ от любой деятельности.

Так что нагрузку дошкольника и младшего школьника нужно выстраивать с учетом подросткового возраста и дальнейшего взросления. Думать не про год, а про весь период.

Да, сейчас ребенку пять лет, и он не может сопротивляться. Вы его ведете сначала на спорт, потом на рисование, потом на английский. И все хорошо: он неплохо рисует, прекрасно плавает и умеет понимать английский на слух. Да, все у вас вроде бы получилось. Это тактические последствия. Теперь посмотрите на стратегические последствия. Он не играл, не гулял, у него сокращены какие-то сферы контакта со сверстниками, а еще он терпеть не может учиться, у него только одно желание – посидеть и послушать аудио, и это совершенно нормальная реакция.

Но если ребенок совсем ничем не занят, он приходит домой и только смотрит мультфильмы, есть опасность виртуализации, когда для ребенка станет значимым виртуальный мир, а не реальная деятельность.

Так что важна та самая «золотая середина». До полового созревания ребенок не должен сильно переутомляться с точки зрения нервной системы. Должна быть здоровая нагрузка, но не перегрузка.

Для ребенка-дошкольника необходимы минимум три наполовину свободных дня в неделю, кроме выходных. Основное, что ребенок должен делать, кроме детского сада – это играть, в том числе в ролевые игры, общаться с родителями, а не бегать, как робот, по занятиям.

Для младших школьников нужно хотя бы два в неделю свободных вечера, без дополнительных занятий, а лучше, как и у дошкольников – три. Воскресенье – полностью свободный от занятий день. Очень часто родители, которые не успевают в будни, на субботу, воскресенье планируют несколько кружков.

Сделайте выбор: спорт и то, что очень просит

Так что же все-таки выбрать? Как я уже сказала, спорт – гигиенический минимум. Плюс то, что ребенок очень просит и к чему явно имеет способности. Скажем, поет или рано считает. Это нужно попытаться поддержать, если есть возможность. Если возможности нет, сегодня существует много вариантов обучения онлайн. Я не сторонник виртуализации, но в некоторых случаях занятия в какой-нибудь онлайн-школе математики порой стоят поездки в другой конец города. Хотя, конечно, живой контакт с преподавателем лучше, чем виртуальный. Здесь нужно смотреть на то, с чего мы начали – сколько лет ребенку, каковы его возможности и возможности семьи.

Очень здорово, если ребенку в дошкольном детстве удастся как-то позаниматься творческими вещами: рисованием, лепкой, аппликацией, скульптурой – это тот возраст, когда развиваются именно творческие способности, идет формирование интеллекта. То есть я за то, чтобы в этом возрасте развивать ребенка в творчестве, а не нагружать логикой и так далее.

Важный момент – всю жизнь мы учимся не чему-то, а у кого-то. Здесь роль мастера, роль педагога в большинстве случаев выше, чем содержание занятий.

Скажем, если вы знаете, что у вас потрясающий человек преподает, например, какое-нибудь выжигание или основы физической подготовки, и это вас совсем не привлекает, а вы мечтаете отдать ребенка на ушу, то все-таки лучше отдать к хорошему педагогу.

Причем важно, чтобы занятия были максимально близко к дому, желательно в шаговой доступности, без лишнего трафика.

Устал или не хочет – быть гибкими, чтобы понять

Бывает, что ребенок просто устал, но занятия бросать бы не хотел, ему нравится, получается. Но вот в какой-то момент он не хочет идти именно из-за усталости. А бывает наоборот, ему не нравятся занятия, он начинает придумывать поводы избежать их. Понять степень усталости: не перегружен ли ребенок, усталость это или просто манипуляция – способны только родители, это вопрос сугубо индивидуальный. И, как ни странно, особенно родители-трудоголики часто не могут разобраться, насколько устал ребенок. Скажем, если мама у себя не видит порога усталости, она не видит и у ребенка, и ребенок не учится его распознавать.

В сентябре все бодро начинают заниматься, набирают миллион нагрузок, потом в ноябре, декабре сдуваются, в марте могут приходить к полной астении. Тут влияют ритмы учебного года, климат средней полосы. Мы в августе не можем представить себе количество сил, которые у нас будут в декабре.

Чтобы благополучно дойти сначала до зимних длинных каникул, а потом и до лета, нужно рассчитывать силы – где-то дать ребенку немного поболеть, что-то пропустить, не бросая. В это время подкормить ребенка витаминами.

Иногда ребенок может манипулировать: покашливать, хвататься за живот, чтобы не ходить на занятия. Здесь тоже нужен подбор индивидуальной стратегии.

Проявлять гибкость – хороший способ научиться видеть нагрузку ребенка, научить его отдыхать, расслабляться, восстанавливаться.

Сказать, например, однажды: «Давай мы пропустим, и ты поиграешь дома». Или: «Сегодня мы поедем вот сюда, тут важное занятие, но в школу придем к третьему уроку, договоримся с учителем». То есть не быть такими винтиками машины, а понимать, что личное выше общественного, что мы можем эти жесткие системы адаптировать под себя, и никто на самом деле не будет против. Если быть в диалоге с учителем, с педагогом, то обычно они понимают, что идет спад, надо ребенку помочь.

Иногда можно сказать: «Да, тебе не хочется идти на сольфеджио, на тренировку, но давай ты сделаешь усилие, а мы тебе добавим еще 10 бонусов, и ты потом быстрее сможешь купить себе игру, которую давно планировал». А где-то надо иначе: «Все, не идем. Я вижу, что у тебя глаза усталые».

Часто из-за перегрузок стартуют спонтанные головные боли, которые потом долго лечат. Нужно не гонять ребенка, как солдатика. Время, когда он будет работать, впереди, вы должны его к этому подготовить и не перегрузить.

3 6 603 0

Перегрузка у школьников – одна из главных образовательных проблем, с которой бьются педагоги, родители и медики.

По статистике, количество детей, страдающих хроническими заболеваниями, возрастает в два раза именно во время обучения.

Дети по 6 часов сидят в школе, а затем еще 2 часа учатся дома. Это приводит к нервным стрессам, постоянному переутомлению и вредит здоровью. Иногда родители могут не заметить тревожных признаков, считая симптомы перегрузки обычной усталостью. В статье мы расскажем, как вовремя заметить симптомы школьной перегрузки и не допустить опасных последствий для своего ребенка.

Учебные нормы нагрузок предусмотрены школьной программой

Нагрузки Нормы
Учебная неделя Может состоять из 5 или 6 дней.
Начало уроков Должны начинаться не раньше восьми часов утра. Если начинать учебу раньше, то нарушаются биоритмы организма. Это приводит к неэффективному процессу обучения и быстрее развивается утомление.
Оптимальная продолжительность урока 45 минут, что для первоклассников слишком много.
Количество уроков в начальной школе Не должно быть больше пяти.
Дни с низкой работоспособностью Понедельник и пятница.
Сколько школьнику положено спать Не менее 9,5 – 10 часов.
Самые трудные предметы Нужно размещать на втором или третьем уроках.

Факторы вызывающие учебную перегрузка

    Есть определенные этапы интеллектуального развития ребенка. Родителям нельзя их ускорять, они должны идти природной чередой. В противном случае, ребенок начнет слишком уставать, что приведет к перегрузке.

    Социальная

    Школьник должен влиться в коллектив, стать частью социального общества. Иногда этот процесс затягивается – тогда ребенок чувствует груз и начинает уставать больше.

    Высокие требования

    Со стороны родителей часто приводят к излишним переживаниям детей.

    Требования к скорости чтения и письма

    От высоких требований устают глаза и кисть.

    Большой уклон на внешкольные занятия также может ударить по здоровью ребенка.

    Ребенок может испытывать слишком большую нагрузку, если много думает о своих чувствах или подавляет их.

Признаки утомляемости у школьника

Давление

Это важный показатель здоровья любого организма.

Норма верхнего детского давления – 80-100.

В случае разницы между верхним и нижним давлением меньше пяти единиц нужно бить тревогу.

Поведение на уроках

Оно может быть либо слишком активным, либо наоборот чересчур безынициативным.

  • Ребенок может перечить учителю;
  • Спорить с одноклассниками;
  • Перебивать или быть вялым, понурым.

Снижение веса

Он начинает стремительно худеть из-за отсутствия нужного количества отдыха и неправильного питания.

Депрессия

  • Стабильно плохое настроение;
  • Он слаб;
  • Теряет интерес к знаниям;
  • Постоянно устает.

Он не притрагивается даже к любимым пирожкам и пирожным.

Вредные привычки

  1. Он может грызть ногти не из-за прихоти, а из-за стресса.
  2. Скрипит зубами во сне, испытывает .
  3. Появление синяков под глазами и .

Возможные осложнения

  1. Из-за школьной перегрузки дети могут страдать от .
  2. Эти болезни могут перейти в хроническую стадию, превращаясь в серьезные психические расстройства.
  3. Очень многие дети страдают от плохого зрения из-за большой нагрузки на глаза, от заболеваний желудочно-кишечного тракта.
  4. Последствиями могут быть снижение физического здоровья, ухудшение состояния нервной системы, потеря интереса к учебе.

Какие дети в зоне риска

Уставать от чрезмерных школьных нагрузок могут абсолютно все дети.

Этому способствуют слишком плотный график:

  • Разнообразные кружки;
  • Секции;
  • Факультативы и репетиторы.

Также это дети со слабым здоровьем и нежеланием учиться.

Особое внимание следует уделять , которые сами могут не заметить, что перегружены.

Тест на определение школьной перегрузки

Тест

С помощью данного теста вы сможете точно определить, есть ли у вашего ребенка перегрузка.

Бывают ли у вашего ребенка скачки давления или существенное отклонение от нормы?

  1. Не было ни разу.
  2. Иногда были скачки давления.
  3. Ребенок часто жалуется на сонливость, частое сердцебиение, тошноту (наиболее распространенные симптомы высокого или низкого давления).

Как школьник ведет себя на уроках?

  1. Слушает учителя, активно отвечает на вопросы.
  2. Иногда становится чересчур активным.
  3. Постоянно сонный на уроках или отвлекается.

Каким бывает настроение ученика в течении дня?

  1. В зависимости от ситуации меняется, ребенок активно реагирует на события.
  2. В последнее время ребенок хмурый, на замечания реагирует слезами.
  3. Постоянно проявляет агрессию и грубость, ругается и обижается.

Сколько времени школьник делает уроки?

  1. Довольно быстро.
  2. Не может сосредоточиться на заданиях, часто делает ошибки.
  3. Делает домашнее задание до самого вечера.

Нормальный ли сон у ребенка?

  1. Ученик спит хорошо, быстро засыпает и просыпается отдохнувшим.
  2. Ребенок наутро выглядит хмурым и уставшим.
  3. Ночью не может уснуть, часто дремлет днем.

Есть ли нарушения аппетита?

  1. Ребенок хорошо питается, съедает всю порцию.
  2. Не завтракает, но берет с собой ланч-бокс.
  3. Очень мало кушает.

Часто болеет?

  1. В случаях, если подхватит инфекцию.
  2. Несколько раз в неделю жалуется на плохое самочувствие.
  3. У школьника часто болит голова, появляется резь в глазах, вес значительно снизился.

Не изменилось ли отношение школьника к дополнительной нагрузке (кружки, факультативы), если они есть?

  1. Ребенок с радостью занимается дополнительными занятиями.
  2. Иногда жалуется на усталость.
  3. Забросил дополнительные занятия или навещает изредка.

Как ребенок ведет тетради?

  1. Записи выглядят аккуратно, ошибок мало или они незначительные.
  2. Иногда меняется почерк, много исправлений.
  3. Почерк неровный и “прыгающий”, некоторые строки зачеркнуты и написаны неразборчиво.

Результаты

Большинство ответов 1 . У ребенка нормальный уровень нагрузки, он все успевает. У него нормированный день и грамотно составленный режим дня.

Большинство ответов 2 . И хотя школьник справляется с перегрузками самостоятельно, следует задуматься о полноценном отдыхе. В выходные ребенку следует отдыхать. Замените утомительные занятия прогулками, играми на свежем воздухе. Если ребенку трудно сделать задания – помогите ему.

Большинство ответов 3 . Следует серьезно заняться здоровьем ребенка, пока у него не появились неврозы. На некоторое время откажитесь от дополнительных занятий. Позвольте ребенку один раз в неделю не идти в школу, так как с перегрузкой он будет плохо воспринимать информацию. Лучше сделайте домашнее задание вместе после отдыха и прогулки. Уменьшите проведение ребенка за компьютером и телевизором.

Если в течение двух недель ситуация не улучшается, обратитесь к детскому психологу.

Заключение

Да Нет 0



Самое обсуждаемое
Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников
Детская ортопедическая обувь Twiki Детская ортопедическая обувь Twiki
Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих


top