Платье елочка выкройка. Костюм елочки — самый праздничный наряд для кого угодно. Как сделать головной убор

Платье елочка выкройка. Костюм елочки — самый праздничный наряд для кого угодно. Как сделать головной убор

Уже в семье начинает закладываться Задача близких людей - создавать условия, при которых ребенок легко сможет приобретать речевые навыки. Недостатки развития могут привести к неспособности выражать собственные мысли, к плохой школьной успеваемости. Если ребенок плохо владеет речью, как правило, он плохо учится. 3-4 лет поможет в игровой форме учиться разговаривать, правильно произносить звуки.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика - это целый комплекс упражнений, направленных на то, чтобы помочь ребенку улучшить работу артикуляционных органов, увеличить силу и объем движений, выработать точность положения языка, губ в произношении определенного звука. Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет тренирует органы звукопроизношения. В психическом развитии малыша речь играет огромное значение. По качеству произношения в целом можно судить об общем развитии. Дети 2-3 лет достигают пика развития речи, они уже могут произносить простейшие звуки, как глухие, так и звонкие Х, В, Ф, Г, Д, К, Н, О. Уже в 3-4 года становятся доступными звуки С, Э, Л, Й.

Физиологически малыши не сразу становятся готовыми к произношению сложных звуков, поэтому им нужно тренировать язычок. Взрослые должны помочь в пополнении словарного запаса. Нужно вести с ребенком беседу, и он предложениями должен рассказывать о своей семье, о погоде, о том, что он делает. Освоить азы произношения звуков поможет артикуляционная гимнастика. Фото детей подтверждают, что счастливы малыши, только когда имеют полноценное общение как с другими сверстниками, так и с взрослыми. Речь в формировании взаимоотношений играет главнейшую роль. Она не может быть врожденной способностью и требует постоянного развития.

Условием становления звукопроизношения является слаженная работа артикуляционного аппарата (языка, губ, неба, нижней челюсти).Главной целью любой артикуляционной гимнастики считается выработка полноценных движений, навыков правильных произношений звуков, укрепление мышц речевого аппарата.

Если у ребенка есть сложности со звукопроизношением и ему предстоят занятия с логопедом, занимаясь артикуляционной гимнастикой, он быстрее подготовит свой речевой аппарат к произношению самых сложных звуков. Также четкий проговор различных звуков - основа при обучении письму. Комплекс артикуляционной гимнастики для детей выполнять нужно, соблюдая некоторые рекомендации:

На начальных этапах занятий все упражнения выполняются очень медленно, лучше делать это перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал свои действия. Задавайте малышу наводящие вопросы: что делает язычок? Где он сейчас находится? Что делают губы?

Заниматься лучше по утрам и вечерам, минут по 5-7. Время занятий зависит от усидчивости малыша. Занятия не должны быть навязанными.

В возрасте 3-4 лет следите за тем, чтобы усваивались основные движения.

В возрасте с 4 до 5 лет повышаются требования - движения должны становится более плавными и четкими, без подергиваний.

В возрасте с 6 до 7 лет дети должны выполнять все в быстром темпе, при этом уметь удерживать язычок на некоторое время без изменений.

Следует напомнить, что артикуляционная гимнастика только готовит к произношению звуков, она не сможет заменить занятий с логопедом!

Упражнения на звуки С, Ц, З

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет включает в себя комплекс на произношение свистящих звуков С, Ц, З.

«Заборчик». Улыбнуться и показать ряды сжатых зубов. Верхний ряд должен расположиться точно над нижним. Положение удерживается до 7 секунд. Повтор 5 раз.

«Слоник». Зубы сжать, а губы в это время вытянуть вперед трубочкой. Держать до 7 секунд. Повтор 4-5 раз.

Упражнения «Заборчик» и «Слоник» чередуются. При этом нижняя челюсть неподвижна. Повтор 5 раз.

«Чистим зубки». Улыбаясь, широко открыть рот. Язычок за зубами двигается влево, вправо (сначала скользит по верхнему ряду, потом по нижнему). Нижняя челюсть неподвижна. Повтор 5 раз.

«Больной пальчик». Слегка зажать губами высунутый кончик язычка, выдыхать воздух так, чтобы он проходил посередине - дуть на палец. Вдох глубокий, плавный выдох. Повтор 4-5 раз.

«Горка». Показать зубки, широко улыбнуться. Кончик языка должен опираться на нижние зубы. При этом спинка языка приподнимается вверх. Удерживать положение до пяти. Повтор 5 раз.

«Ледяная горка». Повторить «Горку» и надавить указательным пальчиком, сдерживая сопротивление язычка. Удержаться до пяти. Повтор 4-5 раз.

Упражнения на звуки Ж, Ш, Щ, Ч

На эти звуки артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет подразумевает повторение упражнений «Заборчик» и «Слоник» и дополнительно включает следующие:

  • «Непослушный язычок». Плоский кончик языка шлепать губами, произнося одновременно «пя-пя-пя-пя…». Повтор при этом 5 раз.
  • «Блин на тарелке». Кончик языка расположить на нижней губе. Произнесим «пя» один раз, не двигать язычком, рот немного приоткрыт. В таком положении находиться 5-10 секунд. Повтор 5 раз.
  • «Вкусное варенье». Облизывать верхнюю губу. Нижний ряд зубов при этом должен быть виден, для этого оттянуть вниз нижнюю губу. Повтор 5 раз.
  • «Индюк». Глубокий вдох, рот приоткрыт, нужно кончиком языка в быстром темпе двигать взад-вперед по верхней губе, при этом произнося «бл-бл-бл…». Звук тянется до 7 секунд.
  • «Дуем на челку». Кончик языка поднять вверх над губой, дуть вверх. Щеки надуваются, воздух проходит через середину язычка. Повтор 5 раз.
  • «Чашечка». Улыбнуться широко, показать зубы, язык высунуть, сложить таким образом, чтобы он напоминал чашку. Удерживать до 10 секунд. Повтор 5 раз.

Упражнения на звуки Л, Р

Повторить упражнения «Заборчик» и «Слоник». Затем чередовать эти два упражнения.

Повторить упражнение «Чистим зубки».

Повторить упражнение «Вкусное варенье».

«Маляр». Рот широко открыть. Язычок - это кисточка. Красим потолок (небо) - двигаем язычком вперед, назад, влево, вправо. Кисточка не должна отрываться от потолка. Язычок не выскакивает за зубки. Повтор 6 раз.

«Лошадка». Рот чуть приоткрыть, показать зубы, улыбнуться. Начинаем цокать языком попеременно быстро - медленно. Делаем для отдыха короткие паузы. Язык присасывается к небу, затем шлепается вниз. При этом нижняя челюсть не двигается.

«Грибок». Рот приоткрыть, показать зубки. Цокнуть языком, а затем присосать его к небу, удерживать до 10 секунд. Уздечка - ножка гриба, язык - шляпка. Повтор 3 раза.

«Гармошка». Повторяем «Грибок», при этом удерживая язык, открываем широко рот, после чего сжимаем зубы. Чередуем. Повтор до 8 раз.

Упражнения для губ и щек

Дыхательная и артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста очень важна для развития и становления артикуляционного аппарата. В игровой форме выполняйте с детьми следующие упражнения для губ и щек:

  • Массаж щек. Растирайте и похлопывайте щечки. Аккуратно покусывайте их изнутри. Упражнение выполняется во время купания или умывания.
  • «Сытый хомячок». Губы сомкнуть, а зубы разжать. Набрать воздуха, щеки надуты. Сначала обе, потом поочередно. Удерживать по 5 секунд.
  • «Голодный хомячок». Все наоборот. Щечки втягивать внутрь, можно помогать руками.
  • «Лопнул шарик». Глубоко вдохнуть, губы сомкнуты. Щеки раздуть и хлопнуть по ним руками, чтобы выпустить воздух.

«Птенчик». Рот широко раскрыть, набрать воздуха, как бы зевая. Следите, чтобы язык был расслаблен. Полный выдох. Повтор 3 раза.

«Слоник». Вдохнуть, вытянуть губы и на выдохе произносить «у-у-у-у…». Держать до 5 секунд. Повтор 3 раза.

Упражнения для нижней челюсти

Артикуляционная гимнастика для детей 3 лет включает в себя упражнения для подвижности нижней челюсти:

  • «Птенец». Открывать, закрывать широко открытый рот. При этом губы улыбаются, а «птенчик»-язычок сидит за нижними зубами. Выполнять упражнение ритмично под счет.
  • «Акулы». Приоткрыть рот. На счет «один» - челюсть вправо, «два» - на место, «три» - челюсть влево, «четыре» - на место», «пять» - челюсть вперед, «шесть» - на место. Движение выполнять очень плавно и медленно.
  • Имитируем жевание с открытым, потом с закрытым ртом.
  • «Обезьянка». Открыть рот, челюсть тянется вниз, одновременно язык максимально вытягивается вниз.
  • «Силач». Открыть рот. Представить, что на бороде висит груз. Закрываем рот, представляя сопротивление. Расслабиться. Повторить. Можно создавать препятствие руками.

Упражнения для языка

Артикуляционная гимнастика для языка для детей представлена следующими упражнениями:

  • «Лопатка». Малыш видит картинку с лопатой. Приоткрывает рот в улыбке. Широкий язык держится на нижней губе. Держать язычок 30 секунд, нижнюю губу не поджимать.
  • «Чистим зубки». Рот слегка открыт, улыбаемся. Кончиком язычка проводим изнутри по зубкам, отдельно дотрагиваемся до каждого. Сначала в одну сторону. Отдохнули. Теперь в другую.
  • «Часики». Малыш видит изображение часов с маятником. Рот широко открыт. Языком поочередно касаться одного уголка рта, затем другого. Нижняя челюсть - неподвижна.
  • «Лошадка». Щелкать язычком, как лошадка копытцами. Начинать упражнение медленно, ускоряя темп (лошадка поскакала быстрее). Работать должен только язык, челюсть не движется. Можно придерживать подбородок руками. Повторить 6 раз.
  • «Поймать мышку». Открыть рот, улыбнуться. Язык лопаткой положить на нижней губе. Произнося «а-а-а-а...», аккуратно прикусить кончик язычка. Мышка попалась. Повтор 5 раз.
  • «Орешки». Рот закрыт. С напряжением касаемся язычком внутренней стороны щек. То справа, то слева. При этом удерживать положение по 5 секунд. Пальчиками снаружи контролировать движения, придерживать язык. Повтор 6 раз.

Артикуляционная гимнастика для детей (сказки)

Все дети любят играть. На игре построено множество методик по обучению. Не исключение и артикуляционная гимнастика. Многими преподавателями используется артикуляционная гимнастика для детей в стихах и сказках. Малыши с удовольствием включаются в игру.

«Сказка о Язычке». Жил в своем домике Язычок. Кто знает, что это за домик? Отгадайте.

В этом домике красные двери,

А рядом с ними - белые звери,

Эти зверушки очень любят плюшки.

Кто догадался? Этот домик - наш ротик.

В домике двери то закрываются, то открываются. Вот так (вместе открываем, закрываем рот).

Озорной Язычок на месте не сидит, часто выбегает из своего домика (язычок высунуть).

Вышел Язычок погреться, позагорать на солнышке (язык «лопатой» на нижней губе).

Подул ветерок, Язычок ежится (свернуть трубочкой), зашел в домик, закрыл дверь (спрятать язык, губы закрыты).

На дворе стало пасмурно, забарабанил дождь. (Бьем по зубам языком, произнося при этом «д-д-д-д...»).

Дома Язычку не скучно. Он напоил молоком котенка. (Открыть рот, водим языком по верхней губе). Котенок облизнулся и сладко зевнул. (Провести языком по губам и широко раскрыть рот).

Язычок взглянул на часики «тик-так». (Рот открыт, язык кончиком дотрагивается поочередно до уголков рта). Котик свернулся в клубок и уснул. «Пора спать», - решил Язычок. (Спрятать язык за зубами и сомкнуть губы).

Младшая группа

Артикуляционная гимнастика для детей младшей группы состоит из самых простых упражнений. В 1 младшей у детей еще не сформированы шипящие, сонорные, свистящие звуки. Основной задачей здесь является овладеть движениями органов артикуляционного аппарата. Нужно развивать слуховое внимание, высоту, силу голоса, длительность вдоха и выдоха, уточнять произношения звуков «му-му», «ква-ква», «тук-тук» и т.д.

2 младшая группа знакомится с более сложными движениями артикуляционного аппарата. Улыбаются губки, обнажаются зубки, язычок поднимается вверх, удерживается, двигается из стороны в сторону. Применяются упражнения «воздушная струя» для дыхания, для движения губ «хоботок», «улыбка», «заборчик», для языка - «лопатка», «часики», «маляр», «лошадка».

Средняя группа

Артикуляционная гимнастика для детей средней группы закрепляет полученные упражнения. Вводятся новые понятия - верхняя, нижняя губа, нижние, верхние зубы. Уточняются движения языка, он делается узким и широким. Учимся правильно произносить сонорные, шипящие звуки. Требования к артикуляционной гимнастике повышаются.

Старшая группа

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста в старшей группе закрепляет весь пройденный материал. Дети знают понятие о спинке языка. Все упражнения выполняются плавно, четко. Органы артикуляции быстро должны переключаться с одного упражнения на следующее, при этом должны устойчиво удерживаться какое-то время. Преподаватель строго следит за правильным исполнением. Движения должны становится со временем четкими, отработанными, легкими, привычными. Проводить занятия можно в любом темпе.

Подготовительная группа

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста в подготовительной группе уточняет все движения языка. Используются упражнения на дифференциацию разнообразных звуков. В это же время у ребенка развивается фонематический слух. Чаще использовать в занятиях сказки, дети быстро осваивают правильные действия. В игре звуки преображаются и лучше ложатся на слух. Дети с удовольствием сами становятся героями сказочных сюжетов.

Артикуляционные упражнения в картинках, стихах и видео, пошаговое описание техники выполнения артикуляционной гимнастики. Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику с ребенком?

Артикуляционная гимнастика в картинках, стихах, видео.

Мы произносим правильно и четко звуки родного языка благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов. В нашей речи звуки быстро сменяют друг друга, поэтому нужно уметь быстро менять положение органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционный аппарат развивается у ребенка не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики.

Для всех детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных, четких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики – отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.

Как проверить подвижность органов артикуляционного аппарата у ребенка?

Подвижность органов артикуляционного аппарата необходима для произношения звуков родного языка. Существуют базовые движения, которые нужны для произношения всех звуков родного языка. Именно об этих движениях мы сейчас и поговорим.

Сначала нужно выяснить, может ли ребенок сделать их по отдельности, а затем – может ли плавно, быстро и легко переключиться от одного движения на другое, ему противоположное.

Ниже даны основные, базовые упражнения артикуляционной гимнастики, в которых можно тренировать подвижность органов артикуляционного аппарата. Проведя данные упражнения с ребенком, Вы также сможете проверить и оценить , насколько развит у него артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика: шесть основных упражнений.

Упражнение 1. Улыбка – Трубочка.

Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.

Стихи для первого движения артикуляционного упражнения:


Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи!

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.

Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!

Стихи для второго движения артикуляционного упражнения:

В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни!

Подражаю я слону — губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Стихи для чередования первого и второго движения в артикуляционном упражнении №1.

Если наши губы улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губы узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.

Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться. (Автор – Т.А. Куликовская)

Наши губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбки.
А теперь наоборот:
Губы тянутся вперед (Автор – Т.А. Куликовская)

Упражнение 2. Открой и закрой дверцу.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Первое движение: Зубы должны быть сомкнуты , губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта».

Второе движение: Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта».

Движения в артикуляционном упражнении чередуются: происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя челюсть. При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

«Дверцы дружно мы откроем,
А потом мы их закроем».

Другой вариант игрового наполнения этого упражнения – «Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко, когда нам холодно.

Упражнение 3. Часики.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.

Затем опросите ребенка высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.

Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!

Стихи о Веселом язычке для артикуляционного упражнения.

Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так, вот так:
Тик-так, тик-так.

Упражнение 4. Лопатка. Иголочка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Получилась «Лопатка»

«Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает».

Движение 2. Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Получилась «Иголочка».

Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.

Чередование этих двух движений и переключение положения языка с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.

То – иголка, то-лопата
Язычок у вас, ребята. (Т.А. Куликовская)

Язык лопаточкой лежит
И нисколько не дрожит.
Мы иголочкой потом
Язык потянем остриём.

Упражнение 5. Качели.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.

Стихи для артикуляционного упражнения:

На качелях я лечу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я пою, лечу, кричу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.

На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом лечу я вниз.

На качелях я катался:
Вверх летел и вниз спускался.

Упражнение 6. Кошечка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам.

Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.

В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.

Стихи для артикуляционного упражнения

Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко –
Поцарапать может киска!

Можно также сделать вариант упражнения – «Горка» и удерживать положение задней части спинки языка вверху на счет.

Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается,
Вот какая горка получается! (Смирнова Е.Б.)

Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!

Как оценивать выполнение артикуляционных упражнений ребенком?

Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее не отслеживая технику выполнения упражнений, «для галочки», то она не достигает своей цели.

При выполнении ребенком артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:

  1. Плавность движений – движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.
  2. Дифференцированность движений – движение выполяется только языком без сопутствующих движений других органов (губ, нижней челюсти).
  3. Равномерность и симметричность движений – движения выполняется симметрично влево и вправо.
  4. Четкость – ребенок знает, как правильно выполнять это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, старается выполнить движения четко, точно, в полном объеме.
  5. Точность – достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.
  6. Устойчивость – ребенок может удержать достигнутое положение губ и языка под счет взрослого. Сначала взрослый считает от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.
  7. Переключаемость – умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.

Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику? Полезные советы.

Как лучше посадить ребенка рядом с собой во время артикуляционной гимнастики?

Во время артикуляционной гимнастики ребенок должен сидеть, а не стоять или лежать на полу или бегать. Лучше, если он будет сидеть не дома на диване, а перед зеркалом на стульчике с опорой ног на твердую поверхность — пол. Главное, чтобы у ребенка была прямая спина, тело было не напряжено, ноги и руки были в спокойном положении.

Во время выполнения упражнений артикуляционной гимнастики ребенок должен видеть в зеркало свое лицо. Можно проводить упражнения перед большим зеркалом, усаживая ребенка рядом с собой. Если большого зеркала нет, то можно давать ребенку маленькое зеркальце, что удобно в домашних условиях или при проведении гимнастики с несколькими детьми (группой). Ребенок контролирует правильность выполнения движений с помощью зеркала.

Также ребенку должно быть хорошо видно Ваше лицо, когда Вы показываете движения.

Как подбираются упражнения для артикуляционной гимнастики?

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно по своему интересу или желанию, по принципу «нравится – не нравится». Они объединяются в комплексы по определенному принципу.

В комплекс артикуляционной гимнастики включаются упражнения, которые нужны для определенной группы звуков родного языка. Например, есть комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков. Его Вы можете найти в статье Есть комплекс, который способствует выработке положений и движений органов артикуляционного аппарата, нужных для произнесения звука Р. Его Вы найдете в статье То есть комплекс артикуляционной гимнастики – это четко обоснованная система артикуляционных упражнений, которая готовит артикуляционный аппарат к произнесению определенной группы звуков родной речи.

Сначала отрабатываются отдельные артикуляционные упражнения комплекса, а потом даются упражнения на переключение от одного упражнения — движения к другому движению. Принцип подбора упражнений – от простых к сложным.

Если ребенку или группе детей трудно дается определенное движение, то дальше не идут. Сначала отрабатывают данное трудное движение, а потом уже вводят новые упражнения. Для того, чтобы старое упражнение не надоело ребенку, его вводят в разные сюжеты.

Есть ли универсальный комплекс артикуляционной гимнастики для всех звуков?

Один из вариантов такого базового комплекса для проверки подвижности органов артикуляционного аппарата дан в этой статье.

Еще один простой базовый комплекс, с которого можно начать занятия артикуляционной гимнастикой с детьми, Вы найдете в статье

Когда и как часто нужно проводить артикуляционную гимнастику с детьми?

Проводить гимнастику нужно ежедневно. Так как когда идет отработка новых движений, то они обязательно должны закрепляться, становиться привычными, прочными, всё более и более точными и лёгкими.

Время на артикуляционную гимнастику – примерно 3-5 минут. Очень удобно делать ее перед завтраком или утренней гимнастикой.

Раньше артикуляционная гимнастика проводилась ежедневно утром в детском саду в каждой группе. У каждого ребенка было свое зеркальце, был комплекс, который отрабатывался с малышами ежедневно. Сейчас, к сожалению, это не так. Но – низкий поклон тем воспитателям, которые делают эту очень нужную для детей работу над звуками в детском саду! И продолжают ее делать и сейчас! Работа эта не очень заметна, но результаты дает замечательные! Спасибо Вам за любовь к детям, к своему делу, к родному языку!

Как проводить артикуляционную гимнастику с детьми разного возраста?

В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится живо, весело, эмоционально, в игре!

С детьми трех лет все упражнения проводятся в форме веселой игры-сказки. Сюжет сказки можно придумать самому и менять, включая в него разные артикуляционные упражнения из комплекса.

К технике выполнения упражнений в этом возрасте не предъявляется больших требований. Главное, чтобы малыши усвоили базовые навыки.

С детьми четырех лет также используются игровые приемы и игровые сюжеты – «сказки Веселого Язычка». Требования к выполнению упражнения повышаются. Дети знакомятся в игровой форме с органами артикуляционного аппарата. Они узнают, что рот – дом для языка. Что в этом доме есть две дверцы – одна из них – губы, а другая — зубы. И учатся выполнять основные комплексы артикуляционных упражнений.

С детьми пяти лет уже артикуляционная гимнастика проводится по-другому. Нужно очень тщательно следить за четкостью и плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью выполнения упражнения во всех его нюансах. Детей учат удерживать положение органов артикуляционного аппарата от 5 до 10 секунд (под счет взрослого). Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.

Отрабатываются все комплексы артикуляционной гимнастики.

С детьми шести лет акцент делается на развитие фонематического слуха. И в артикуляционную гимнастику включаются упражнения на дифференциацию разных звуков.

Как провести артикуляционную гимнастику с группой детей?

Для того чтобы артикуляционная гимнастика дала результат, надо чтобы взрослый видел выполнение упражнений каждым ребенком! Возможно ли это с группой детишек? Да. В этом случае артикуляционная гимнастика проводится так:

  • Сначала взрослый рассказывает об упражнении, показывает картинку, читает стишок.
  • Затем взрослый показывает правильное выполнение упражнения, объясняет, как делать движения.
  • Далее дети выполняют движение.
  • Взрослый проверяет выполнение движения по подгруппам (не более пяти человек в одной подгруппе), комментирует правильность выполнения упражнения.

Если упражнение хорошо выполняется всеми детьми группы, кроме нескольких человек, то с такими детишками нужно провести дополнительно индивидуальную работу. И попросить родителей поддержать Вас и ребенка и выполнять дома артикуляционные упражнения.

Артикуляционные упражнения должны получиться у ребенка сразу или нет?

Как правило, сначала упражнение у ребенка получается не очень хорошо. Его движения напряжены, нет легкости и плавности. Затем постепенно по мере тренировки напряжение при выполнении упражнений исчезает, возрастает координированность движений, уходят ненужные сопутствующие движения, движение становится более симметричным.

Если у ребенка несмотря на Ваши старания всё равно не получаются движения или они выполняются несимметрично (по отношению к правой и левой половине лица), то лучше всего обратиться к логопеду. Также к логопеду следует обращаться, если у ребенка долго не отрабатывается плавность, точность и устойчивость движений органов артикуляционного аппарата.

Что делать, если у ребенка не получается артикуляционное упражнение? Я ему об этом сказала, а он теперь не хочет заниматься.

Если у ребенка не получается артикуляционное упражнение, то ни в коем случае не надо расстраиваться самой! Нельзя также говорить ребенку, что у него не получается! Иначе он просто откажется дальше заниматься. Ведь для малышей артикуляционная гимнастика – это настоящая нагрузка и тренировка.

Лучше всего:

1) Сразу же сказать ребенку о том, что в этом упражнении у него уже получается: «Видишь, какая красивая у тебя улыбка!» , «Твой язычок широкий! Молодец!», похвалить за это.

2) Затем показать ребенку упражнение еще раз, заострив внимание на том нюансе, который он не понял и которые еще не получается. И поставить новую задачу – «Это у нас с тобой уже получается. А теперь мы будем учить язычок… (называем, чему конкретно).

Артикуляционная гимнастика: видео артикуляционных упражнений.

Веселая видеоэнциклопедия артикуляционной гимнастики для дошкольников.

В каждом коротком видео Вы увидите картинку для упражнения, стишок и выполнение упражнения ребенком. Видео не мои и взяты из свободного доступа в youtube. Если у Вас есть какие-либо пожелания к их авторам — пишите на их канал. Если Вы готовы предоставить для этой статьи свои качественные видео с выполнением артикуляционных упражнений детьми бесплатно — то всегда рада. Пишите:-). Пока других видео я не нашла — если Вы поможете нам их найти, будет замечательно!

3.1.Артикуляционное упражнение «Лягушка»

3.2.Артикуляционное упражнение «Расческа»

3.3. Артикуляционное упражнение «Парус»

3.4. Артикуляционное упражнение «Чашечка»

3.5. Артикуляционное упражнение «Кошка»

3.6. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

приносит огромную пользу ребенку. Занимайтесь ей с радостью, придумывайте свои игровые сюжеты, не забывайте делать ее ежедневно, и результат обязательно будет! Желаю Вам успехов!

Много полезных и интересных материалов по развитию речи детей Вы найдете в статьях рубрик и

Если эта статья Вам помогла или у Вас возникли вопросы, буду рада, если Вы оставите комментарий!

До новых встреч на сайте «Родная тропинка»!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Бывает так, что малыш говорит много, но непонятно, как будто у него "каша во рту". Виновником такой невнятности чаще всего выступает ленивый язычок, который в произношении играет очень важную роль - он самый подвижный артикуляционный орган!

Если же язычок у ребенка пассивный - то есть его мышцы слабые, он не может правильно двигаться в полости рта - то красивого произношения у малыша, увы, не будет.

Когда начинать занятия?

Обычно логопеды начинают занятия с детками с 3-4 лет, поскольку на более раннем этапе малышу трудно понять, зачем ему ему нужны эти уроки. Да и высидеть даже 5 минут у активного маленького непоседы не получается. Если вашему малышу уже исполнилось 2 года и вы понимаете, что проблемы с речью у него уже есть, попробуйте делать эту зарядку - весело, в игровой форме, разбивая комплекс на 2-3 части, чтобы не вызывать у крохи нежелание приступать к зарядке в следующий раз.

5 советов

1. Упражнения необходимо проводить ежедневно, лучше утром или вечером, выполняя комплекс упражнений по 5-10 минут.

2. Можно разбить комплекс на 2-3 части, чтобы в течение дня сделать всю зарядку.

2. Проводить занятия лучше в игровой форме, придумывая для упражнений забавные сюжеты.

3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

4. Обязательно делайте упражнения вместе с малышом. Вы показываете - он повторяет. Во время занятий малыш должен хорошо видеть лицо мамы или папы, а также свое собственное, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

5. Оптимально проводить занятия перед зеркалом.

Иголочка, блинчик и другие

Наши упражнения основаны на расслаблении и напряжении язычка, укреплении боковых и прямых мышц. Поэтому выполняйте упражнения по 2-4 раза каждое в этой последовательности. Начнем с разминки.

Блинчик. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губке - но растекся как блинчик.

Иголочка. Язычок напряженный, вытянут вперед и кончик заострен, как иголочка. Выдвигаем вперед язык, как будто колем иглой.

Красим потолок. Язычок движется вперед-назад, касаясь неба.

Красим стены. Напряженный язычок "красит" внутреннюю поверхность щек.

Футбол. Напряженный язычок движется из стороны в стороны, упираясь во внутреннюю поверхность щек.

Катаем яйцо. Язычком выполняем круговые движения: между передними зубками и верхней губой, за щекой, между нижними зубками и нижней губой, снова за щекой и т.д.

И еще несколько динамических упражнений делаем по этим картинкам.

Веселых вам занятий! Только не переусердствуйте: лучше сделать меньше и снова вернуться к зарядке с хорошим настроением.

Речевое развитие – сложный и длительный процесс, в котором возможны сбои. Некоторые из них возникают из-за генетической предрасположенности или неудачных родов, другие же становятся следствием психологических травм или патологий речевого аппарата.

При возникновении проблем не нужно впадать в панику, гораздо продуктивнее обратиться за помощью к логопеду. После обследования врачу будет понятна природа отклонений и приняты меры по их исправлению.

Для чего нужна гимнастика для языка?

Артикуляционную гимнастику полезно делать всем детям. Целью своеобразной физкультуры является улучшение подвижности речевого аппарата, развитие правильной позы губ и языка для чистого произношения звуков. Одних детей она научит правильно разговаривать, других - подготовит к встрече с логопедом и более сложным упражнениям. Комплексы зарядки включают три типа занятий: для языка, губ и щек.

Правильное произношение играет большую роль в психическом и эмоциональном развитии. Общение со сверстниками крайне важно и может усложниться из-за проблем в речевом развитии. Начинать заниматься с ребенком лучше в возрасте до 4 лет. Конечно, можно делать упражнения и позже, но добиться результата будет уже сложнее.

Если малышам 2-3 лет с помощью гимнастики тренируют и развивают речевой аппарат, то детям постарше исправляют имеющиеся дефекты. Физкультура языка способствует быстрому обнаружению и исправлению проблем с произношением.

Речевые зарядки проходят в игровой форме и нравятся малышам. Простые упражнения легко запомнить и выполнять в домашних условиях. Они не требуют большого количества свободного времени и особых усилий от родителей.


Показания к выполнению упражнений для детей 3-4 лет

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Логопедические упражнения тренируют артикуляционные мышцы ребенка и заставляют их активно и правильно работать. Артикуляционная физкультура и массаж для языка показаны детям при выявлении у них врожденных или приобретенных дефектов речи, которые возникают по следующим причинам:

Во всех перечисленных ситуациях речевая гимнастика сочетается с занятиями у логопеда. Постоянное наблюдение и регулярное выполнение зарядки и логомассажа помогает добиться положительных результатов в короткие сроки. Перечисленные отклонения являются основными, но тренировать артикуляционные мышцы полезно абсолютно всем детям.

Симптомы гипертонуса артикуляционных мышц

Гипертонусом называется избыточное мышечное напряжение. Малыши с этим диагнозом часто раздражительны и зажаты. Они не способны расслабиться, даже когда засыпают.

Внешне детей с повышенным тонусом выдают поджатые губы, иногда из-за этого могут образовываться складки. Язык оттягивается назад и напрягается. При этом его спинка изгибается и прижимается к небу, поэтому иногда кажется, что ребенок говорит в нос. Гиперонус мышц не дает полностью поворачивать голову, широко открывать рот или удерживать его в таком положении. Верхняя губа растягивается и прижимается к деснам либо просто приподнимается.

Подобная патология является показанием к назначению расслабляющего массажа. Сеанс начинают мягкими скользящими движениями в области шеи и плеч. Это помогает снизить возбудимость тканей и снять гипертонус корня языка.

Лицевые мышцы массируются продольными и поперечными поглаживаниями лба, области вокруг глаз, щек, линии от мочек ушей к носу. Губы прорабатываются по отдельности сначала мягкими движениями от уголков к центру, затем круговыми с легким надавливанием.

Признаки пониженного тонуса

Иногда мышечный тонус не повышен, а наоборот, ниже нормы. Мышечная гипотония возникает вследствие недоразвития нервной системы и часто встречается у недоношенных детей. Пациенты со сниженным тонусом чересчур спокойны, они хорошо спят и практически не доставляют своим родителям проблем, вот только развиваются такие малыши медленнее своих сверстников.

Гипотонусу свойственны следующие симптомы: обвисшие щеки и контуры лица, нижняя губа выворачивается и практически ложится на подбородок, язык становится вялым и вываливается изо рта. Ребенок просто не в состоянии держать рот закрытым.

Целью массажа в данном случае становится активизация артикуляционных мышц. Начинают его проводить так же с шеи и плеч мягкими обхватывающими движениями. Процедура должна задеть и стимулировать мускулатуру, связанную с мышцами языка.

  • Поглаживающие движения лба, области над глазами, подбородка дополняются разминаниями скуловых и щечных мышц.
  • Щеки массируются с обеих сторон: изнутри и снаружи одновременно.
  • Губы поглаживаются и пощипываются от середины к уголкам. Надавливающие движения должны усиливаться постепенно, не причиняя ребенку дискомфорта и болевых ощущений.

Нередко встречаются пациенты со смешанным тонусом, когда щечки расслаблены, а язык напрягается и прижимается к небу или наоборот - вялый язык, когда нельзя различить его кончика, при хорошем тонусе губ и щек. Таким детям проводится дифференцированный массаж, совмещающий обе тактики.

Что понадобится для выполнения комплекса?

Перед тем, как назначить ребенку логопедический массаж и артикуляционную гимнастику, врач проводит тщательную диагностику маленького пациента. При обследовании проверяется структура шейных и мимических мышц, верхней части туловища. Опытный специалист способен выявить даже незначительные отклонения речевой функции.

Нет необходимости проводить массаж языка в поликлинике, мама может сделать его ребенку самостоятельно в домашних условиях. Предварительно потребуется хорошенько проверить комнату, в которой планируется проводить процедуру, вымыть и согреть руки.

Длительность первых сеансов обычно не превышает 5 минут и постепенно, за 4 занятия, увеличивается до 20. Нужно помнить, что время процедуры зависит и от возраста и эмоционального настроя ребенка.

Обучиться технике массажа можно на приеме логопеда или внимательно изучив следующее видео. Логомассаж задевает все мышцы речевого аппарата, и особое внимание уделяется языку. Разрабатывать его не обязательно при помощи специализированных приспособлений. Для укрепления кончика языка подойдут подручные предметы, такие как ложка или зубная щетка с мягким ворсом (рекомендуем прочитать: ).

Сделать массаж кончика языка не составит большого труда. Помимо щетки потребуются марлевые тампоны, которые размещают под языком. Это необходимо для сбора излишков слюны, при массаже она вырабатывается сильнее. Производя продольные, круговые или поперечные движения по языку, не нужно сильно нажимать на щетку. Действия не должны причинять боль или доставлять неудобства. В большинстве случаев данный процесс нравится детям, даже тем, которые поначалу относились к нему с опаской.

Техника зарядки для языка

Артикуляционные упражнения укрепляют и развивают речевой аппарат. Трехлетним малышами поддаются не все звуки, но при регулярном выполнении зарядки их речь становится чистой.

Эффект от логопедических упражнений будет заметен, только если:

  • занятия проводятся ежедневно;
  • упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы у ребенка была возможность проверить правильность действий;
  • уделяется больше внимания не количеству выученных упражнений, а качеству их выполнения;
  • зарядка начинается с простых комплексов и постепенно усложняется;
  • упражнения преподносятся в игровой шуточной форме, иногда ребенку вообще не обязательно сообщать о том, что он делает упражнение, лучше представить все в форме новой игры.

Малыша необходимо заранее подготовить к гимнастике, рассказав о процедуре, для наглядности можно воспользоваться картинками. После этого проходит демонстрация упражнений, первые попытки их выполнения совместно с ребенком и корректировка.

На начальной стадии разница в тонусе мышц артикуляционного аппарата видна невооруженным взглядом. Постепенно различия сглаживаются, и тонус приходит в норму.

Дети могут начать излишне стараться или нервничать. Необходимо снять эмоциональную нагрузку: размять плечики, потрясти вместе с ними кистями рук. Для улучшения восприятия многие комплексы упражнений дополняются забавными стихотворениями. Это тоже способствует снятию напряжения и лучшему запоминанию зарядки.

Различают два типа упражнений. Разница заключается в том, что при статических действиях губы и язык фиксируются на несколько секунд в определенном положении, а динамические заставляют их двигаться.

Цель массажа

Логомассаж хорошо зарекомендовал себя в восстановлении речевых функций, а при некоторых заболеваниях, например ДЦП, проведение подобных процедур обязательно. У маленьких пациентов с этим диагнозом нарушен мышечный тонус, что неизбежно приводит к речевым дефектам. Массаж помогает добиться:

Необходимо учитывать, что массаж категорически запрещен при:

  • стоматите;
  • конъюнктивите и гингивите;
  • герпесных поражениях слизистой рта;
  • увеличившихся лимфоузлах.

Детям с сильными отклонениями в звукопроизношении дополнение речевой зарядки логопедическим массажем просто необходимо. Массаж улучшает общее состояние организма, стимулирует кровообращение и улучшает обмен веществ. После прохождения полного курса восстанавливается лимфообмен, сократительная функция мышц приходит в норму.

Мнения специалистов

Специалисты единогласно заявляют о пользе развития речи, даже при отсутствии явных отклонений, важно начинать заниматься с ребенком как можно раньше. Логопедический массаж улучшает кровообращение, повышает эластичность мышц и является отличной профилактикой речевых отклонений.

Для того, чтобы малыш заговорил - необходимо его стимулировать, больше с ним разговаривать, а лучше расспрашивать о чем-либо, вынуждая говорить самостоятельно. Речь лучше развивается у детей с широким кругозором и тех, кто привык лепить, рисовать, конструировать, т.е. развивать мелкую моторику рук. Не стоит переживать если в 1,5-2,5 года ребенок не хочет разговаривать, в детском саду это проходит, но с трехлетним молчуном необходимо проконсультироваться у специалиста, чтобы определить причину проблемы.

Всем хорошо знакомы и понятны традиционные виды гимнастики, состоящие из различных упражнений для рук, ног, спины. Мы тренируем их для развития общей моторики, чтобы мышцы стали сильнее, а тело – более ловким и быстрым.

Зачем же надо тренировать язык, ведь в нем нет костей? Именно этот орган является главным для нашей речи, поэтому ему тоже необходимы специальные упражнения. Развитие и укрепление его мышц позволяет точно и четко выговаривать все слова и звуки, делая речь более четкой и понятной.

Артикуляционная гимнастика необходима детям для развития навыков произношения звуков

Артикуляционная гимнастика – что это такое?

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата – повышения подвижности и развития моторики губ, языка, щек, уздечки, что требуется для правильного воспроизводства звуков. Целью занятий артикуляционной гимнастикой является отработка движений всеми перечисленными выше органами и доведение до автоматизма занятие ими нужных позиций.

Ребенку для хорошей дикции и произношения требуются сильные губы и язык, легко меняющие свою позицию. Именно для достижения этого и необходимо заниматься с ним артикуляционной гимнастикой, выполняя специальные упражнения и играя в логопедические игры.

Нередко дефекты речи и недостаточно четкая дикция становятся препятствием для полноценного общения ребенка со сверстниками, что негативно сказывается на его психоэмоциональном состоянии. Уменьшить вероятность появления подобных проблем у детей можно при помощи артикуляционной гимнастики, начинать заниматься которой следует как можно раньше. Детям в возрасте 2 – 4 лет она поможет скорее научиться правильно произносить все звуки, в 5 – 7 лет – скорректирует и уменьшит дефекты речи.



Заниматься гимнастикой для язычка можно с логопедом или дома перед зеркалом

Кому заниматься с малышом?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой можно и самостоятельно, однако следует периодически проводить осмотр у логопеда, начиная с 1,5 – 2 лет (см. также: ). К 4 годам уже довольно четко видно, с произнесением каких звуков у малыша есть проблемы. Бывает, что в пять лет они проходят сами собой, но верно оценить развитие речи у ребенка и определить, насколько оно соответствует возрасту, может только специалист (подробнее в статье: ). Именно он должен заниматься и корректировкой произношения малыша при наличии проблем. Исходя из индивидуальных особенностей, врач назначит специальный комплекс упражнений, объяснит, как правильно их выполнять и продемонстрирует это на собственном примере.

Почти в каждом детском саду работает логопед, поэтому там с малышами также занимаются артикуляционной гимнастикой. Он не только проводит регулярный осмотр, но и, начиная с 5-ти летнего возраста, занимается устранением дефектов, проводя уроки для развития речи. Однако этих занятий зачастую недостаточно, при наличии выраженных проблем потребует регулярно выполнять все необходимые упражнения и дома.

Начинать выполнение упражнений следует перед зеркалом – так ребенок сможет наблюдать за движениями губ и языка. В отличие от взрослых, у которых все движения выполняются автоматически, малышу требуется визуально отображение всех своих действий в ходе занятий для выработки необходимых навыков.



Цель гимнастики - сделать язычок сильным и подвижным и научить его принимать необходимые для произносимых звуков положения

Взрослые, произнося звуки, делают это, не задумываясь о постановке языка, положении губ, дыхании. Ребенку же, который только осваивает их верное произношение, все эти моменты представляются довольно трудными и малопонятными. Губы и язык слушаются его с большим трудом, постоянно пытаясь занять более удобное, но не всегда правильное положение.

Сделать занятия легче и интереснее для ребенка можно, превратив скучные и непонятные упражнения в веселые игры и истории о приключениях языка, сопровождая их стихами и загадками. Предложите представить ему, что его язычок живет в своем домике (рте), где прячется за высоким забором (зубы). Он ложится спать, смотрит в окошко, выходит на прогулку, превращается в котенка или лошадку, катается на пароходе – так вы можете представить любое упражнение, как увлекательную игру и целую историю о его жизни.

Переоценить значение артикуляционной гимнастики для малышей очень сложно. Оно сопоставимо с ролью утренней зарядки и оказывает аналогичное действие на мышцы лица – укрепляет их, улучшает в них циркуляцию крови, развивает подвижность и гибкость. Закрепить имеющиеся навыки и приобрести новые позволит ежедневное выполнение рекомендованного комплекса, отводя на занятия по 5 минут несколько раз в день и повторяя каждое упражнение от 4 до 8 раз.

Вполне возможно, что выполнение некоторых упражнений может вызвать сложности даже у вас. В таком случае делайте их вместе с ребенком, не стесняясь признаться ему в своих затруднениях. Наберитесь терпения, и сохраняйте спокойствие – и в какой-то момент вы добьетесь успеха. Помочь вам в его достижении способны картинки с изображением каждого упражнения по артикуляции или специальные логопедические обучающие видео.

Упражнения и игры

Игра с язычком - одно из первых занятий артикуляционной гимнастики. Родителям надо зачитать текст сказки про язычок и показывать необходимые движения. Сначала ребенок повторяет их, в следующий раз показывает сам.

Ниже приведены примеры упражнений с краткими инструкциями, входящих в основной комплекс для развития артикуляционной моторики у детей младшего дошкольного возраста. Все задания следует выполнять по 4 – 8 раз, динамические – делая по 2 – 6 повторов, для статичных – задерживаться в указанной позиции на 3 – 5 секунд. Перед каждым повтором давайте ребенку немного времени на отдых и расслабление мышц лица и языка.

Универсальный комплекс

  • «Вкусный мед» – делаем следующие движения – распахиваем рот и проводим по верхней губе заостренным язычком сначала в одну, затем в другую сторону. Во время выполнения контролируем подбородок – он должен оставаться статичным.
  • «Иголочка» – распахиваем рот и высовываем напряженный язык, постаравшись придать ему заостренную форму. Фиксируем позицию на несколько секунд.
  • «Качели» – для выполнения широко распахиваем рот и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, затем то поднимаем его к верхней, то опускаем вниз.
  • «Котенок лакает молоко» – распахиваем рот и высовываем язык, затем делаем несколько лакающих движений.
  • «Лопата» – для выполнения данного упражнения необходимо распахнуть рот и поместить расслабленный язык на нижнюю губу. Задерживаемся в такой позиции на некоторое время.
  • «Маятник» – приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке, после чего высовываем заостренный язык и дотрагиваемся его кончиком поочередно до уголков губ. Во время выполнения контролируем положения подбородка – он должен оставаться статичным, и языка – он не должен скользить по губам.
  • «Мостик» – распахиваем рот и упираемся изнутри кончиком язычка в зубы снизу. Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, не расслабляя язык.
  • «Окошко» – медленно распахиваем рот, а затем закрываем.
  • «Орешек» – не открывая рта, поочередно упираемся напряженным языком в стенки щек.
  • «Улыбка» – делается следующим образом: уголки губ растягиваются в улыбке, так, чтобы стали видны зубы, а затем плавно возвращаются в первоначальную позицию.
  • «Хоботок» – вытягиваем губы вперед, как будто хотим поцеловать кого-то, задерживаем их в этой позиции, затем медленно возвращаем в исходную.
  • «Хомячок» – закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой позиции.
  • «Чашечка» – распахиваем рот, затем помещаем на нижнюю губу мягкий язык, загибаем его бока вверх и медленно поднимаем в таком состоянии к верхнему своду.


Примеры упражнений для укрепления языка

Обучение звукам «с», «сь», «з», «зь»

При правильном произнесении данных звуков губы требуется немного растянуть в улыбке, так, чтобы были слегка видны зубы, а язык упирался в зубы спереди, краями же прикасался к жевательным. При такой позиции вдоль языка образуется канавка, при прохождении по которой вдыхаемый воздух образует свистящий шум. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту. Улучшить артикуляцию и научиться правильному произношению данных звуков помогут следующие упражнения:

  • «Свистушки» – растягиваем губы в улыбке, прячем язык снизу за зубами и пытаемся посвистеть.
  • «Сдуваем вату с ладошки» – растягиваем губы в улыбке и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, слегка высунув его. Делаем вдох, и выдыхаем воздух, как будто пытаемся что-то сдуть.

Правильное произношение звуков «ш», «ж»

Рот при произнесении шипящих звуков следует держать слегка открытым, губы – скруглять, а конец язычка – приподнимать к верхнему своду, касаясь его краями жевательных зубов сверху. При таком положении под языком появляется небольшая чашеобразная выемка, через которую на выдохе проходит воздух. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту.



Упражнение «Вкусное варенье»

Параллельно тренировке артикуляционного аппарата необходимо работать с ребенком над определением различных шипящих и свистящих звуков на слух. Делать это можно в игровой форме – например, взрослый произносит тот или иной звук, после чего начинает проговаривать различные слова. Услышав слово с загаданным звуком, малыш должен показать это взрослому – например, хлопком. Научиться правильно произносить данные звуки помогут следующие упражнения:

  • «Вкусное варенье» – открываем рот, растягиваем губы в улыбке и проводим языком 2 – 3 раза по верхней губе, облизывая ее.
  • «Сдунь вату с носика» – кладем немного ваты на кончик язычка. Складываем тот в «чашечку», приподнимаем им вату наверх, и сдуваем ее на выдохе.
  • «Усыпляем язык» – располагаем широкий, находящийся в расслабленном состоянии язык на нижней губе.

Изучение звуков «ч», «щ»

Отработку данных звуков можно начинать лишь тогда, когда ребенок научился произносить глухие шипящие. Для этого подойдут следующие упражнения:

  • «Птенец зовет маму» – слегка приоткрываем рот и помещаем расслабленный язычок на нижнюю губу. Произносим звук «пя-пя-пя», дотрагиваясь до языка губами.
  • Удержание широкого расслабленного языка – распахиваем рот и сохраняем позицию в течение 10 секунд.


Упражнение необходимо для звуков: Р, Рь, Ж, Ч, Щ, С, Сь, Ть, Дь, Ц

При выполнении упражнений важно сохранять язык и губы расслабленными и внимательно контролировать дыхание, не допуская его задержки. Повторяем каждое упражнение по 3 – 6 раз.

Изучение звуков «л» и «ль»

  • «Маляр» – слегка приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке и водим напряженным язычком по верхнему своду.
  • «Пароход гудит» – приоткрываем рот и растягиваем губы, как при улыбке. Зажимаем кончик языка зубами, выдыхаем и произносим «ы-ы-ы» – при верном выполнении вы услышите звук, напоминающий «л».
  • «Раздуваем щеки» – зажимаем кончик язычка зубами и выдыхаем воздух, надувая щеки. Если упражнение выполняется верно, то воздух должен спокойно обтекать язык.


Упражнение «Пароход»

Правильное произношение звука «р»

Произнесение данного звука чаще всего вызывает затруднения, поскольку он дрожащий и переднеязычный. Многие родители сами не всегда отличают его от похожего вибрационного горлового звука. Наработать его точное произношение помогут следующие упражнения:

  • «Лошадка» – распахнув рот, цокаем языком.
  • «Грибочек» – распахиваем рот и приклеиваем язык к верхнему небу, так, чтобы почувствовать натянутость уздечки. Зафиксировать позицию и сохранять ее максимально долго.
  • «Барабан» – приоткрыть рот и растянуть губы в улыбке. Сохраняя позицию бить кончиком язычка по зубам сверху, произнося «д-д-д-д». При поднесении руки ко рту вы сможете почувствовать выходящий толчками воздух. Во время выполнения важно контролировать, чтобы рот был постоянно открыт, а язык не касался нижних зубов.




Самое обсуждаемое
Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников
Детская ортопедическая обувь Twiki Детская ортопедическая обувь Twiki
Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих


top