Общее физическое развитие ребенка дошкольника. Как развивается опорно-двигательный аппарат ребенка? О развитии центральной нервной системы

Общее физическое развитие ребенка дошкольника. Как развивается опорно-двигательный аппарат ребенка? О развитии центральной нервной системы

Все основы закладываются в двух периодах: внутриутробном и дошкольном. Это касается и и физиологических. Именно поэтому и психологическое, и детей должно находиться под самым пристальным вниманием.

Развитие дошкольников разительно отличается от развития в более младшем возрасте. Первые годы организм малыша растет очень интенсивно и относительно равномерно. С четырех лет развитие несколько замедляется. За последующие три года прибавка в росте в среднем составляет около 15 см, в весе - 5 кг. Показатели, конечно, стандартные и могут незначительно варьироваться.

В это время физическое развитие детей начинает постепенно приближаться к организму взрослому, позволяя выдерживать более высокие нагрузки в сравнении с ранним периодом. Но слишком высокие нагрузки, конечно же, недопустимы. Активно формируется аппарат опорно-двигательный, когда естественные изгибы в позвоночнике еще не окончательно сформированы и поэтому не закрепились. Здесь важно не игнорировать осанку, держа ее под постоянным наблюдением. Именно с такого возраста начинают обнаруживать сколиозы, кифозы, прочие нарушения.

Идет активный процесс окостенения ткани хрящевой, именно поэтому с особой осторожностью нужно относиться к нагрузкам. И особенно касается это нижних конечностей. Связки и мышцы еще слишком слабы для усиленных нагрузок. А с учетом незакостенелости хрящевой ткани неправильное детей может привести к опасным в этом возрасте травмам и нарушениям (как пример - плоскостопие).

Существенные различия в мышечные системах дошкольников и взрослых объясняют быструю утомляемость и более быстрое восстановление после нагрузок. Нагрузки однообразные и длительные не только не рекомендуются, но и противопоказаны. Физическое развитие детей должно основываться на включении упражнений для абсолютно всех групп мышц.

Объясняет и особенность развития системы сердечно-сосудистой: шире сосуды, короче путь движения крови, а значит - выше и скорость кровообращения. При высоких нагрузках ребенок быстро возбуждается, ускоряется ритм сердца, нарушаются ритмы сокращений. Отсюда и быстрая утомляемость. Мало того, детскому организму сложно справляться с такими энергетическими скачками.

Что касается нервной системы, процессы возбуждения у дошкольников преобладают на процессами торможения. Именно поэтому дошкольники такие непоседы. Движения у них быстрые, импульсивные, а внимание - неустойчивое. Неточность и беспорядочность движений дошкольника вовлекает в работу движения лишних групп мышц, отсюда и дополнительные нагрузки на системы сердечно-сосудистую и дыхательную.

Физическое развитие детей обязательно должно быть учтено при планировании физических нагрузок и общего рациона. Обмен веществ в дошкольном возрасте очень высок, поэтому для правильного общего формирования организма важно предоставить ребенку полноценное питание и длительные прогулки.

Дошкольнику обязательно нужны физические нагрузки, но они должны быть умеренными. Понятно, что неопытным родителям довольно сложно найти предел в высоких и низких нагрузках, соответствующих возрасту их растущего ребенка. Но с учетом знаний быстрой утомляемости и быстрого восстановления, характерного дошкольнику, физическое развитие детей должно быть основано на самом оптимальном для этого возраста варианте: нагрузки кратковременные, перерывы - частые.

Хорошим выходом станут спортивные секции, танцы, бассейн. Но важно не просто отдать ребенка и уйти, а найти тренера, понимающего эти имеющего определенную программу по работе с дошкольниками.

Заниматься споротом с ребенком вполне можно и дома. При соблюдении простых, элементарных и вместе с тем важных правил.

Помещение должно быть проветренным. Температура 22°C. При более низкой температуре ребенок может простудиться, более высокая температура даст дополнительную и опасную нагрузку на сердце. Составьте график занятий. Занимайтесь в определенное время. Ни в коем случае не перед сном. Начинайте с упражнений легких, постепенно добавляя время и усложняя упражнения. Работать должны все группы мышц.

Получится не все. И не сразу. Не нервничайте, не давите на своего ребенка. Не ругайте. Здесь нужно не только время, но и терпение. И помните: если ребенок устал и чувствует себя плохо - прекратите занятия.

Физическое развитие - закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма. К 6 годам ребенок интенсивно растет и развивается. К 6 годам масса тела у мальчиков - 19,7-24,1 кг. У девочек - 19,0-23,5 кг. Рост: у мальчиков - 111-121 см. У девочек 111-120 см.

В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Организм дошкольника развивается очень интенсивно. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела.

На протяжении первых семи лет у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки.

После пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское общество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения.

Проявления в психическом развитии :

Хочет заниматься интересными делами, умеет сам их находить;

Стремится к контактам, проявляет доброжелательность в общении с взрослыми и сверстниками, адекватность в поведении, эмоциональную отзывчивость;

Стремится к освоению нового (информации, игр, способов действия с различными предметами).

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат и мускулатура) у детей 6-7 лет еще далеко до завершения. Кости детей содержат значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. В 6-8 лет заканчивается формирование физиологических изгибов позвоночника. Скелетная мускулатура ребенка 6-8 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Так, брюшной пресс ребенка б лет как мышечно-фасциональный комплекс еще слабо развит и не в состоянии выдержать значительные напряжения, например, связанные с подъемом тяжестей .

К 6-7 годам хорошо развиты круглые мышцы живота, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. К 6-7 годам заметно увеличивается сила мышц-разгибателей туловища, бедра и голени - это способствует развитию координированных двигательных актов (ходьба, бег, прыжки) и физических качеств (быстрота, сила, выносливость).

Уровень развития костно-мышечной системы и двигательного анализатора у детей 6-8 лет дает им возможность, кроме естественных движений (ходьба, бег, прыжки), имеющих место в повседневной двигательной активности, воспроизводить ряд сложных двигательных действий. Качество выполнения этих движений позволяет сделать заключение об определенной моторной зрелости детей 6-7 лет.

Особенности физического развития детей младшего школьного возраста обусловлены также значительным увеличением тотальных размеров и изменением пропорций тела, за год длина тела увеличивается в среднем на 4-6 см, масса - на 2-2,5 кг, окружность грудной клетки - на 2-3 см. При этом к 7 годам длина ног увеличивается более чем втрое, рук - в 2,5 раза, а туловища - в 2 раза, по сравнению с величиной этих показателей у новорожденного . Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока еще невелики. У ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества) :

Сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги);

Подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);

Прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;

Бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;

Бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и др. удобной рукой на 5-8 м;

Хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.

Двигательная активность оказывает влияние и на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.

В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Однако дети все еще быстро устают, "истощаются" и при перегрузках возникает охранительное торможение. Поэтому одним из основных условий эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) является учет их возрастных особенностей.

С ростом ребенка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений. При этом время появления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития двигательного качества, без которого оно не может быть выполнено. Специалистами по физическому воспитанию отмечено, что при недостаточном развитии быстроты, ловкости у детей формируются неправильные элементы техники основных видов движений. Двигательные умения тесно связаны с физическими качествами. Связь эта взаимная, чем богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться успеха в двигательной деятельности. Двигательные качества у детей развиваются в процессе выполнения различных движений. Объем которых указывается в программе для каждой возрастной группы. Дети 6 лет активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Они умеют их сочетать в зависимости от окружающих условий. Совершенствуются основные движения, ярче проявляются индивидуальные особенности движений, зависящие от телосложения и возможностей ребенка. Значительно увеличивается проявление ловкости, волевых усилий при выполнении трудного задания. Начинает интенсивно развиваться способность целенаправленно совершать движения отдельных частей тела, например - головы, рук, ног, кисти и пальцев рук. У детей постепенно вырабатывается эстетическое отношение к ритмичным, ловким и грациозным движениям.

Таким образом, бег, прыжки, метания - те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка.

Валерия Бабкина
Особенности физического развития детей дошкольного возраста

1.1 Особенности физического развития детей дошкольного возраста

В период дошкольного детства формируется фундаментальная основа для здоровья и полноценного физического развития детей . Этот период охватывает возраст от 3 до 7 лет .

Под физическим развитием дошкольника понимается процесс изменения внешних и внутренних естественных морфофункциональных свойств его организма в процессе онтогенеза . К внешним количественным показателям : изменения размеров и массы тела, к качественным показателям физического развития относятся , прежде всего, изменения функциональных возможностей организма в период возрастного развития , которые отражаются в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности .

В общей системе образования Российской Федерации предусмотрено особое место физическому воспитанию детей дошкольного возраста . Именно в этот важный период жизни в результате целенаправленного педагогического воздействия у детей формируется здоровье, основные физические качества , такие как сила и выносливость, а так же ловкость, быстрота, гибкость; у детей постепенно складывается работоспособность . Немаловажным является и то, что в результате грамотного и правильного воздействия у детей складывается интенсивный рост и развития системы организма и их функций. Именно в этом возрасте формируются предпосылки физических , интеллектуальных, духовных способностей , а так же всестороннего развития личности в целом .

Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста ставит перед собой единую главную цель- подготовка к жизни в обществе, трудовой деятельности, формирование интереса к самостоятельной спортивной деятельности, овладения нужным запасом двигательных навыков и умений на момент поступления в школу, которые помогут усвоить школьную программу обучения и легче пройти период школьной адаптации .

Программа, по комплексному оцениванию физических возможностей дошкольников предполагает анализ показателей, по которым определяют состояние здоровья :

Телосложение;

Основные функциональные параметры;

- развитие двигательной сферы .

Более подробное и комплексное изучение этих показателей позволяет продумать целостный подход к вопросу правильного и гармоничного физического развития детей , исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя. Многие научно-практические исследования возволили выявить тесную взаимосвязь между такими показателями физического развития как : развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка

Физическую подготовленность дошкольников исследуют , по мнению многих авторов, при помощи двух основных составляющих :

Уровень функциональных возможностей основных систем энергообеспечения;

Уровень развития основных физических качеств (силы, скорости, выносливости, гибкости) .

Физическое развития дошкольников характеризуется тем , что у детей недостаточно сформированна устойчивость тела, имеется ограниченность двигательных возможностей, недостаточно сформированны двигательные навыки и качества. Детей в этом ворасте быстро развивается нервная система , укрепляется и растет скелет, крепнет мышечная система, и совершенствуются движения.

Для детей раннего возраста характерено быстрый темп роста и развития организма . Интенсивно увеличиваются морфологические показатели : рост, масса тела. Сила мышц детей ещё не велика , зато заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата. Большой подвижностью отличаются все суставы детского организма, это связанно с ещё слабым физическим развитием .

В этом возрасте процессы нервной системы недостаточно сильны и подвижны, однако связи условных рефлексов отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому процессе физического воспитания необходимо организовывать так, чтобы дети учились правильному выполнению того или иного упражнения, так как полученные навыки прочно и надолго закрепляется. Простые движение, которые ребенок учит с ошибками, сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.

Формирование движений детей первоначально происходит с помощью навыков самостоятельной ходьбы. Ходьба недостаточно оформлена из-за незрелости всего организма : слабость мышц нижних конечностей, высокое расположение центра тяжести тела над тазобедренной осью, отсутствие равновесия вследствие недостаточного развития нервной системы , а поэтому и недостаточная координация движений рук и ног. Овладение навыком ходьбы влияет не только на физическое равитие , но и на эмоциональное состояние ребёнка, помогает расширению интереса к окружающему, изменяет характер поведения его в жизни. Всё это вносит значительные изменения в общее развитие ребёнка .

Правильное развитие ребенка раннего возраста , невозможно без достаточной физической активности . Ислледования показали, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних - не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью. Недостаточная развитость психических процессов, в особенности внимания , не позволяет детям долго сосредотачиваться на чем-то одном, дети быстро утомляются.

К 3 году жизни, у ребёнка оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных ещё пока ему прыжков. Они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит : им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.

Малыша необходимо упражнять в ходьбе и лазанье, учить преодолевать различные препятствия (перешагивания через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.). Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики. Выполняя действия с предметами, ребёнок познаёт свойства, вес, форму, цвет. Происходит развитие мелкой моторики , а это развитие и созревание коры головного мозга, развитие звуковой культуры речи.

Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. В этом возрасте тело ребенка отличается тем, что у ребенка большее развитие преобретает верхние части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.

Дошкольники 3-4 лет отличаются высокой двигательной активностью,однако, отмечается недостаточная согласованность движений, в которых участвуют крупные группы мышц. Для этого периода дошкольного детства характерна повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.

Что касается дыхательной системы организма детей , то структура легочной ткани еще не достигает полного развития ; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, в связи с этим, затрудняет поступление воздуха в легкие затруднительно; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Из-за данных особенностей в развитии ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый : у детей 3-4 лет частота дыхания - 30 в минуту, 5-6 лет - 25 в минуту; у взрослых -15-18. Поэтому детей неглубокое дыхание , что ведет к недостаточной вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а подрастающий организм требует достаточно повышенной доставки кислорода к тканям. Поэтому так важно, заниматься физической культурой , подвижными играми на свежем воздухе, так как это активизируюет процессы газообмена.

Сердечно-сосудистая система детей дошкольников достаточно хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Сосуды в детском организме шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, тем самым скорость кровообращения больше. Исследования показали, что если пульс у взрослого человека равен 70-74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударам в минуту. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако, смена деятельности успакаивает сердечную деятельность ребенка и восстанавливает силы. Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить : чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.

Нервная система в дошкольном возрасте развита лучше , чем у детей раннего возраста . В этом периоде заканчивается становление нервных клеток в головном мозге, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого, но сама нервная система еще слаба. Поэтому надо учитывать легкую возбудимость дошкольников , очень осторожно относиться к ним : не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.

Процесс образования костей у детей в этом возрасте не завершен , несмотря на то, что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете преобладает хрящевая ткань, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей, поэтому так важно в этом возрасте развивать физические качества , в особенности гибкость .

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. Не смотря на это, дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости.

К 4,5-5 годам движения детей становятся более координированными : они осваивают прыжки,бег, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.

У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое : у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602 ,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

В подготовительной к школе группе детей появляется легкость движений, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер . У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура . У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду . Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. У детей развивается выносливость , однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Деятельность детей в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.

Ученные заметили такую закономерность : чем моложе возраст , тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы , интенсивнее протекают все процессы физического развития . Общие возрастные показатели не остаются неизменными - замечается тенденция к их росту. Современные дети в среднем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно , нежели их сверстники 15 – 20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация» .

Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника , как в физическом , так и в психическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.

Для того, чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка , необходимо выполнение ряда условий.

Подбор адекватных средств и методов обучения, творческая направленность педагогического процесса; использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами и прочее.

Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания .

Итак, из всего вышеперечисленного мы поняли, что правильное физическое развитие дошкольников играет немаловажную роль в жизни детей . Все основы закладываются именно в дошкольном возрасте , поэтому этот период так важен в жизни ребенка. Это касается и психологических характеристик, и физиологических . Именно поэтому и психологическое, и физическое развитие детей дошкольного возраста должно находиться под самым пристальным вниманием. Развитие дошкольников разительно отличается от развития в более младшем возрасте . Первые годы организм малыша растет очень интенсивно и относительно равномерно. С четырех лет развитие несколько замедляется. В это время физическое развитие детей начинает постепенно приближаться к организму взрослому, позволяя выдерживать более высокие нагрузки в сравнении с ранним периодом.

В этой статье речь идет о том, что среди других возрастов дошкольный возраст имеет особо важное значение, так как в этом возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем.

Строго фиксированную границу между отдельными периодами детства провести трудно, но среди других возрастов дошкольный возраст имеет особо важное значение. В этом возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. В дошкольном возрасте отчетливо намечаются генетические особенности детей. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью. Влияние мышечной деятельности организма приобретает еще более важное значение, ибо движение является биологической потребностью растущего организма.

Физическое развитие детей дошкольного возраста идет менее интенсивно, чем в раннем детстве. Масса тела годовалого ребенка удваивается к 6-7 годам. Если в течение 1-го года жизни рост увеличивается на 20-25 см, то в 4-5 лет он увеличивается только на 4-6 см. К 5 годам рост новорожденного удваивается. В 5-7 лет интенсивность роста вновь нарастает. Этот период именуется периодом "первого вытяжения".

Одним из важных показателей, определяющих физическое развитие детей, является отношение окружности головы к окружности груди. Чем старше ребенок, тем большое становится разница между этими показателями (окружность груди должна быть большое). На первом году жизни окружность груди превышает полурост ребенка на 7-10 см, а у 7-летнего ребенка она равна полуросту.

В дошкольном возрасте происходит быстрый рост скелета. Сращение черепных швов заканчивается к 4 годам. Форма грудной клетки несколько изменяется, хотя у детей 3-7 лет она еще остается конусообразной, ребра приподняты и не могут опускаться так низко, как у взрослых, что ограничивает амплитуду их движения.

Сроки начала и окончания окостенения различны для различных костей. Так, сращение подвздошной, седалищной и лобковых костей начинается только с 5-6 лет. По мере роста и развития ребенка с переходом его в вертикальное положение формируются физиологические кривизны позвоночника в шейном и поясничном отделах с изгибом вперед, а в грудном и крестцовом - назад. К 6-7 годам они отчетливо намечаются, но только к 14-15 годам становятся постоянными. Конфигурация позвоночника, положение головы, плечевого пояса, наклон таза определяют осанку ребенка. Формирование осанки зависит от многих условий внешней среды (питание, режим для, организация сна), но в основном - от двигательной активности ребенка. большое значение для воспитания правильной осанки имеет симметричное развитие мышц и равномерность опоры на нижние конечности.

До 4 лет свод стопы несколько уплощен - это физиологическое явление. Но при чрезмерной статической нагрузке можно вызвать тяжелое, необратимое плоскостопие, несмотря на высокую эластичность мышц и связочного аппарата голени и стопы. При правильной дозировке нагрузки свод стопы формируется правильно. Это же положение относится к росту и развитию все костной системы у детей. Физически оптимальные нагрузки способствуют нормальному формированию скелета, чрезмерные же отражаются на форме и структуре костей. Это подтверждается исследованиями, выявившими значительную гипертрофию костной ткани при чрезмерной нагрузке на руки при длительной тренировке в метании и на толчковой ноге при тренировке прыжков в высоту.

Интенсивное развитие скелета детей взаимосвязано с ростом, формированием мышц и связочно-суставного аппарата. Чем младше ребенок, тем более эластичен связочно-суставной аппарат. Масса мышечной ткани мала по отношению к общей массе тела, но с возрастом мышечная ткань изменяется. Масса мышц в ходе развития увеличивается больше, чем масса многих других органов. Если масса мышц у новорожденных составляет 23,3% массы всего тела, то у 7-8-летних детей она увеличивается до 27,2%.

Одновременно с увеличением массы мышц совершенствуются их функциональные свойства. Если у грудного ребенка скелетная мускулатура является одним из стимуляторов бурного роста и развития, то в дошкольном возрасте, по мере снижения интенсивности роста, развитие скелетной мускулатуры связано с увеличением ее двигательной активности. Чем выше деятельность скелетных мышц в оптимальных условиях для данного возраста, тем полноценней обмен, функции внутренних органов и систем.

Развитие и улучшение функции опорно-двигательного аппарата в старшем дошкольном возрасте тесно связано с совершенствованием функции внутренних органов и систем.

При интенсивной мышечной нагрузке ребенок обладает малыми возможностями, пос сравнению со взрослыми, за счет недостаточного регулирования кислородного режима. Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом.

Большую роль в развитии и регуляции дыхания играет двигательная активность ребенка. Тренировка дыхательных мышц приводит к увеличению экскурсий грудной клетки, мощности дыхательного аппарата, что в свою очередь создает условия для урежения дыхания, повышения оксигенации крови в легких. С возрастом дыхание становится все более управляемым. Необходимо приучать детей дышать через нос, спокойно. Вдыхаемый через нос воздух раздражает рецепторы верхних дыхательных путей, что рефлекторно приводит к расширению бронхиол (носо-легочный рефлекс). Улучшению управления дыханием способствует пребывание и активная двигательная деятельность детей на воздухе (подвижные игры, лыжи, санки и др.).

Как указывалось ранее, функцию сердечно-сосудистой системы нельзя рассматривать изолированно от функций других систем организма. Работоспособность детского сердца высокая. Масса сердца к 5 годам увеличивается в 4 раза. Развитие мышечной ткани сердца заканчивается к 10-12 годам, а иннервационный аппарат сердца совершенствуется примерно к 7-8 годам. Частота пульса продолжает уменьшаться (в 3-5 лет - 72-110 ударов в 1 мин, в 6-7 лет - 70-80 ударов в 1 мин). Артериальное давление увеличивается, особенно в период с 6-7 до 10 лет.

Считается, что хорошее развитие скелетной мускулатуры, соответствующее возрасту, во многом способствует развитию здорового сердца, а физические упражнения увеличивают возможности организма и удлиняют жизнь человека. Рекомендуется начинать занятия физическими упражнениями как можно раньше для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

В последнее время в связи с явлениями акселерации отмечается и более ранее изменение некоторых функциональных показателей сердечно-сосудистой системы. Так, раньше у детей в 5 лет средняя частота пульса составляла 98-100 ударов в минуту, а сейчас 97 ударов в 1 минуту.

Напряженность обмена веществ продолжает оставаться особенностью растущего организма: чем младше ребенок, тем интенсивнее обмен. Энергетические затраты на 1 кг массы тела с возрастом постепенно снижаются.

Высокая пластичность нервной системы в данном возрасте способствует лучшему и быстрому освоению новых движений, иногда даже сложных.

Дети в процессе свободной игровой деятельности и при занятиях физическими упражнениями овладевают сохранением равновесия, плаванием, ходьбой на лыжах, катанием на коньках и пр. Улучшается ориентировка. Освоение двигательных навыков, особенно в возрасте от 3 до 5 лет, происходит с широкой иррадиацией процесса возбуждения, что затрудняет обучение. У детей этого возраста сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения, невелика. Поэтому внимание детей неустойчиво; они быстро отвлекаются, в связи с чем в этом возрасте рекомендуется максимально использовать показ упражнений и упражнения подражательно-игрового характера, сочетая их со словом. При слишком трудных заданиях у детей может наступить утомление. Вопрос об оптимальных нагрузках должен обязательно учитываться при усвоении некоторыми детьми сложных спортивных навыков (коньки, некоторые виды гимнастики, плавание). В этом возрасте может быть нанесен вред растущему организму, неподготовленному по своим возрастным особенностям к чрезмерным нагрузкам. В этом периоде к перегрузкам не готовы ни центральная нервная система, ни дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Отсутствуют также сила и выносливость. Осторожность в подходе к тренировке детей дошкольного возраста диктуется еще и тем обстоятельством, что усталость как субъективное проявление утомления выражается у них неярко. Это особенно характерно в тех случаях, когда занятия проводятся эмоционально. Повышенные требования, ведущие к перегрузке, являются вредными для здоровья ребенка, т.е.е могут вызвать серьезные изменения как в центральной нервной системе, так и во внутренних органах, нарушить правильный ритм роста и развития.

Развитие ловкости, быстроты, силы и выносливости происходит постепенно и связано с развитием функций центральной нервной системы, с подвижностью, силой и уравновешенностью процессов возбуждения и торможения. Совершенствуется анализаторная деятельность коры головного мозга, становятся более понятными явления окружающей среды, усиливается роль тормозных процессов. Значительно усиливается роль тормозных процессов. Значительно проявляются типологические черты характера. Речь делается связной, ребенок может хорошо передать свои мысли, впечатления. Легко образуются условно-рефлекторные связи, чтение, письмо, проявляется относительный приоритет над эмоциями.

Двигательные качества детей характеризуются генетическими свойствами нервно-мышечного аппарата, одновременно они отражают условия воспитания, влияния окружающей среды. Такой подход к оценке двигательных качеств позволяет понять причины неравномерного формирования двигательных возможностей у детей и обязательное обеспечение соответствующих условий для их всестороннего физического развития.

Необходимо поощрять двигательную активность ребенка, так как большие энергозатраты способствуют не только восстановлению, но и накоплению, что является основным фактором для обеспечения роста и развития организма.

Чтобы вырастить молодое поколение сильным и счастливым, нужно проделать большую работу. Семья должна обратить внимание на физическое развитие детей.

«Быть здоровым – великий труд», – так гласит известная народная мудрость. С давних времен пришло понимание того, что одного потенциала, заложенного в организм человека природой, мало. Чтобы вырастить молодое поколение сильным, крепким и счастливым, нужно проделать большую работу. Общество и семья должны, прежде всего, обратить внимание на физическое развитие детей.

Вспомните хотя бы суровое спартанское воспитание или древнегреческие гимназии. В результате ежедневных целенаправленных занятий и тренировок хрупкие мальчики превращались в выносливых воинов или атлетически сложенных олимпиоников.

Тематический материал:

Так почему же сегодня НИИ педиатрии бьет тревогу, говоря о том, что практически здоровыми можно назвать лишь 10% детей. У 35% дошколят уже диагностированы различные хронические заболевания, у 55% нарушена осанка, а 68 % имеют функциональные нарушения в работе организма? Быть может, мы, взрослые, увлеченные бешеным ритмом современной жизни, стремящиеся вырастить наших детей успешными интеллектуалами, забыли о главном? Давайте на краткий миг приостановимся и проанализируем ситуацию.

Как решить проблему?

Невозможно вырастить детей здоровыми, не уделяя внимания физическому воспитанию, в понятие которого мы, прежде всего, включаем охрану жизни ребенка, укрепление его здоровья, формирование и совершенствование базовых двигательных навыков. Эти задачи важны в любом возрасте, но в дошкольный период они приобретают особенное значение. Дело в том, что с первых дней жизни до 6 лет происходит бурное развитие детского организма:


Важно наладить нормальную работу органов, ведь заложенной сейчас базой человек будет пользоваться всю оставшуюся жизнь. Распределение нагрузки и подбор средств и методов двигательной активности происходит с учетом возрастной и индивидуальной специфики ребенка.

В 2–3 года

Чтобы физическое воспитание приносило только положительные плоды, от родителей и педагогов ДОУ требуется глубокое знание детской физиологии. В младшем дошкольном возрасте особое внимание стоит обратить на:


В этом возрасте ребенок уже многое умеет: он ходит, бегает, прыгает, довольно хорошо владеет руками. Стоит отточить эти жизненно важные движения и усовершенствовать их, постепенно усложняя.

Обратите особое внимание на развитие чувства равновесия, умение преодолевать препятствия (перешагивать, перепрыгивать, карабкаться, проползать).

Полезными будут упражнения на бросание мяча в цель. Они развивают глазомер и координацию, укрепляют мышцы и слабый связочно-суставной аппарат.

В 4-6 лет

Таким деткам свойственна потребность в активном движении. Этой возрастной особенностью обязательно нужно воспользоваться, обучив малышей новым двигательным умениям: бегу, прыжкам, катанию на качелях, игре с мячом. Такие упражнения развивают ловкость, чувство равновесия и умение выполнять координированные движения.

Родителям нужно помнить, что при помощи посильных физических упражнений можно добиться:

  1. Увеличения массы, силы и работоспособности мышц. С четырех лет эти показатели начинают различаться у мальчиков и девочек.
  2. Укрепления мышечного корсета спины и живота, формирующего правильную осанку ребенка.
  3. Повышения работоспособности сердца и силы его сокращений.
  4. Изменения глубины дыхания, которое увеличивает жизненную емкость легких, предупреждает образование застойных явлений в их плохо вентилируемых частях, тренирует подвижность грудной клетки.
  5. Развития мелкой моторики.

В 4–5 лет процесс окостенения позвоночника еще не закончен, он обладает большой гибкостью и податливостью. Об этом нужно помнить, подбирая физические нагрузки для ребенка. Ведь перенапряжение или длительное пребывание в неправильной статической позе могут привести к сутулости или сколиозу.

Регулярные физические нагрузки в сочетании с природными факторами (солнечными, воздушными и водными процедурами) способствуют оздоровлению детского организма и укреплению его иммунной защиты, повышая сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям.

И это еще не все: дошколята открыты для обучения, новые знания они впитывают, как губка, легко создавая нейронные связи в коре головного мозга. Поэтому именно сейчас легче всего привить детям навыки здорового образа жизни: научить их выполнять режим дня, соблюдать правила гигиены, закаливать и укреплять свой организм, что также является важнейшей задачей физического воспитания. А спорт и движение с ранних лет формируют у ребятишек такие ценные качества, как ловкость, выносливость, упорство, трудолюбие и целеустремленность.

Популярные методики

Обязанность по физическому воспитанию и развитию ребенка с рождения до шести лет практически полностью ложится на семью. Чтобы не навредить малышу и добиться хороших результатов, родители должны действовать грамотно и профессионально. А если знаний и опыта не хватает, тогда стоит воспользоваться полезными советами и рекомендациями известных практикующих методистов.

Из опыта В.А. Шишкиной

Основной упор в своей работе педагог делает на двигательную активность, рассматривая ее, как основу для укрепления здоровья, в том числе и психического, профилактики заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы, а также, как важное средство воспитания. Больше половины всего времени бодрствования дошкольники проводят в движении, но при этом не устают, так как очень часто, до 1000 раз в день, меняют позу, поочередно напрягая и расслабляя группы мышц. Эту особенность детского организма нужно обязательно учитывать, создавая условия для чередования различных движений. Заинтересовать малыша можно, превращая сложные и скучные упражнения в увлекательные игры:


Особое внимание методист уделяет малоподвижным детям. Они вялые, пассивные, быстро устают. Но такой недостаток поведения в детском возрасте вполне поддается коррекции. Способ растормошить малыша и привить ему потребность в активности, а также другие тонкости физического воспитания дошкольников вы узнаете из книги В.А.Шишкиной «Движение + движения».

Идеи Никитиных

О семье Никитиных заговорили еще в конце 50-х годов прошлого столетия. Многодетные супруги разработали уникальную систему воспитания, эффективность которой доказали на примере своих детей, которые поражали здоровьем, ловкостью и интеллектом. Все дело – в правильном физическом развитии малышей, расширяющим границы возможностей:


Интересно, что Никитины против режима дня. Они считают, что расписание «по часам» может вызвать переутомление у малыша, и навсегда отобьет желание заниматься вмененным в обязанность делом.

Опыт В.Н. Шебеко

Педагог предлагает уникальную оздоровительную методику с использованием природных факторов. Воздушные и солнечные ванны, водные процедуры дополняют эффект от физических упражнений, поэтому не стоит ими пренебрегать:


Такие занятия на природе имеют большое значение: укрепляют мышцы, сердце и легкие, развивают органы чувств, закаливают, усиливая иммунную защиту, создают психологический комфорт.

Подробнее ознакомиться с их характеристикой можно в книге Валентины Николаевны «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста».

Родители могут позаимствовать интересные идеи, касающиеся системы . Помимо обязательных прогулок, автор методики предлагает:

  • многократно умывать ребенка холодной водой;
  • часто полоскать горло;
  • обязательное ходить босиком;
  • использовать пульсирующий климат – резкую смену температуры окружающей среды.

Педагог не обходит своим вниманием такие темы, как приучение дошкольников к режиму дня, организация активного отдыха и тренировка основных движений в зависимости от возраста малыша. Она вводит в план своих занятий так называемые домашние задания по физкультуре: отработку комплексов утренней гимнастики или упражнений на формирование свода стопы или осанки.

Постулаты Кенеман и Хухлаевой

Совместно созданный этими известными преподавателями учебник «Теории и методики физического воспитания (ТМФВ) дошкольников» издан еще в 1975 году. Но до сих пор он является методологической основой для современных педагогов, пропагандируя связь физического, нервно-психического и . Множество аспектов и положений не теряют своей актуальности и сегодня. Например, некоторые воспитатели предпочитают обучать детишек осознанным движениям поэтапно, следуя рекомендациям методистов:


Задействование мышечной, зрительной, слуховой и звуковой памяти помогает быстро и надолго запомнить упражнение и точнее выполнять его.

Еще один характерный прием, заимствованный из методики Кенеман и Хухлаевой – объяснение правил новых подвижных игр при помощи коротеньких увлекательных историй. Например, обычные догонялки можно обыграть следующим сюжетом: «Вышли в сад цыплятки, желтые ребятки. Зернышки клюют, лапками гребут. А на солнце у дорожки, растянувшись, дремлет кошка. Глазки открывает, цыпляток догоняет». С помощью ярких образов мы добиваемся понимания ситуации, усиливаем эмоции и азарт.

Педагогами составлена подробная программа физического развития ребят в младшей, средней и старшей группах детского сада с учетом показателей их здоровья.

Программа Глазыриной «Физическая культура – дошкольникам»

Здесь сосредоточен уникальный опыт педагога. Речь, прежде всего, идет об укреплении здоровья детей. А этого можно достичь с помощью четко организованного режима дня, соблюдения правил гигиены, закаливания, массажа, водных процедур, физических упражнений и подвижных игр. По каждому разделу автор дает интересные советы и описывает ожидаемые результаты.

Педагог напоминает о необходимости воспитывать во время занятий физкультурой. Например, играя в снежки, напомните ребятам о правилах безопасности. Задайте вопрос: «А можно ли целиться в животных или прохожих?» и объясните, почему нельзя. Выбирая упражнения, отдайте предпочтения тем, которые формируют смелость, выносливость, терпеливость и упорство.

Для решения образовательных моментов Глазырина рекомендует использовать прогулки на свежем воздухе. Обращайте внимание детей на окружающую их природу: полюбуйтесь красотой осенних листьев или голубизной весеннего неба. Попутно учите детей правилам поведения на улице: объясняйте, как дышать на морозном воздухе, как бегать, чтобы не упасть, как успеть сгруппироваться, если поскользнулся.

Также много интересного вы почерпнете для себя, полистав страницы книги Л.Д.Глазыриной «На пути к совершенству».

Опыт Пензулаевой

Пензулаева говорит о том, что занятия для дошколят нельзя превращать в строгий академический урок, лучше – провести все упражнения в игровой форме, интересной и доступной детям. Подбор заданий нужно осуществлять строго в соответствии с возрастными особенностями.

Например, методист обращает внимание, что ходьба является базовым движением, и практически все дошкольники уже довольно уверенно владеют им. Но походка остается тяжелой, они шаркают ногами, неправильно ставят стопу, горбят спину или слишком размахивают руками. Поэтому педагог делает упор на совершенствование навыка, предлагая следующие упражнения:


О подобных занимательных упражнениях на другие виды основных движений вы прочтете в книге Л.И Пензулаевой «Физическая культура в детском саду».

Метод Степаненковой

Педагог делится секретом оздоровления формирующегося организма, дает обоснование совершенствования двигательных навыков и методические рекомендации по проведению занятий, а также знакомит с критериями нормального физического развития малыша. Ребенок должен уметь:


Чтение подобной отечественной и зарубежной методической литературы даст родителям базовые знания по возрастной физиологии, педагогике, психологии и поможет профессионально подойти к вопросу воспитания ребенка.

Анализ показателей физического развития

Как только малыш появляется на свет, медики сразу же оценивают его состояние и физическое развитие, ориентируясь на, так называемые, антропометрические данные. С этого момента каждый месяц на приеме у педиатра ребенка будут взвешивать, измерять длину его тела, окружность груди и головы, а затем проверять соответствие этих показателей усредненным возрастным нормам. Для этого медики и родители могут воспользоваться различными способами.

Центильный метод

Центиль – это графа в специальной таблице, куда занесены результаты антропометрических измерений детей разных возрастных категорий в порядке возрастания. Причем из ста человек, участвовавших в исследовании, указывают данные третьего (или пятого), десятого, двадцать пятого, пятидесятого, семьдесят пятого, девяностого и сотого ребенка в порядке возрастания – от самых низких показателей, к высоким. Для удобства нумерация сохраняется в том же порядке, только указывается в процентах, да еще дублируется номером колонки от 1 до 8.

Пользоваться таблицей несложно:

  • вы снимаете антропометрические показатели ребенка;
  • сравниваете их с нормативными данными и проводите оценку;
  • центильный коридор с 3 по 6 колонку (от 25 до 75%) считается нормой, в таблице он выделен цветом.
  • столбцы 1 и 8 могут указывать на патологию развития, а 2 и 7 – требуют дополнительной консультации врача;
  • следует учесть, что значения для мальчиков и девочек будут отличаться.

Родителям важно помнить, что диагностику заболеваний по центильным таблицам не проводят.

Если выявлены какие-либо отклонения, паниковать не стоит: причиной их отличия от нормативных данных могут стать индивидуальные особенности ребенка или наследственные признаки.

Шкалы регрессии

В этом случае антропометрические измерения рассматриваются в совокупности, принимая за базовую единицу рост крохи. Суть этого метода в том, что при увеличении длины тела соответственно должны измениться и другие параметры: объем головы, грудной клетки и вес.

Нормативные шкалы построены на основании проведения многочисленных исследований детей одного возраста, национальности и пола, проживающих в одной местности. Значения роста малыша разбиваются на 5 групп: от низкого до высокого. В остальные графы заносят так называемый коэффициент регрессии, который показывает, как меняются показатели других антропологических измерений, при увеличении длины тела на 1 см. Как работать с такой шкалой:


При избыточном или недостаточном росте и весе педиатр направит ребенка на консультацию к эндокринологу. Эти показатели часто помогают выявить нарушения обменных процессов на ранней стадии развития.

Для оценки физического состояния ребенка можно использовать и другие методы: сигмальных отклонений, скриннинг-тесты, номограммы или измерение физиометрических показателей.

ФГОС

Федеральный образовательный государственный стандарт – это нормы и принципы, которые определяют основные положения физического развития детей младшего возраста. Образовательная часть ФГОС направлена на:

  • укрепление здоровья;
  • тренинг таких физических качеств, как сила, работоспособность, гибкость, координация;
  • формирование желания активно двигаться;
  • создание первичных представлений о культуре здоровья;
  • зарождение интереса к различным видам спорта.

Способ решения таких задач зависит от возраста ребенка и реализуется в определенных видах деятельности под непосредственным руководством взрослых. Среди наиболее эффективных:


В документе отмечается взаимосвязь физической культуры с трудовым, эстетическим, духовным и нравственным воспитанием ребенка, поэтому необходима, как важный составной элемент гармоничного развития личности.

В разделе «Содержание психолого-педагогической работы» намечены конкретные цели, на которые должны обратить внимание преподаватели и воспитатели, а также даны рекомендации к их достижению, например:

  • для укрепления мышц брюшного пресса, спины, плечевого пояса необходим массаж, лечебная гимнастика, специальные упражнения и двигательную активность;
  • обучение правилам гигиены предлагается проводить в форме дидактических игр, решения различных сюжетных задач, практической деятельности.

И, конечно, особая роль отводится родителям. В семье, где мама и папа активны, любят спорт, являются сторонниками здорового образа жизни, не может вырасти слабый, пассивный, безразличный и злой ребенок.




Самое обсуждаемое
Как связать красивые тапочки спицами и крючком? Как связать красивые тапочки спицами и крючком?
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?


top