Маленький герой. Призвание женщины

Маленький герой. Призвание женщины

Есть женщины, которые точно сестры милосердия в жизни. Перед ними можно ничего не скрывать, по крайней мере ничего, что есть больного и уязвленного в душе. Кто страждет, тот смело и с надеждой иди к ним и не бойся быть в тягость, затем что редкий из нас знает, насколько может быть бесконечно терпеливой любви, сострадания и всепрощения в ином женском сердце. Целые сокровища симпатии, утешения, надежды хранятся в этих чистых сердцах, так часто тоже уязвленных, потому что сердце, которое много любит, много грустит, но где рана бережливо закрыта от любопытного взгляда, затем что глубокое горе всего чаще молчит и таится. Их же не испугает ни глубина раны, ни гной ее, ни смрад ее: кто к ним подходит, тот уж их достоин; да они, впрочем, как будто и родятся на подвиг... Ф.М. Достоевский "Маленький герой". «Ставропольская дева», «героиня долга», «женщина без страха и сомненья» - такими словами характеризовали современники юную сестру милосердия Римму Иванову, единственную в истории России женщину ‒ кавалера ордена Святого Георгия, не имевшего офицерского звания.Римма Михайловна Иванова родилась 15 июня 1894 года в Ставрополе в семье казначея духовной консистории. Окончив курс Ольгинской женской гимназии она стала учительницей в земской школе села Петровское. Молодая учительница мечтала продолжить свое образование, но планам этим не суждено было сбыться - в 1914 году началась война с Германией. Долго не раздумывая, в первые же дни войны Римма записалась на кратковременные курсы по подготовке медицинских сестер, по окончании которых была направлена в епархиальный лазарет. Но чем дольше Римма работала в госпитале и чем больше слушала рассказы о тяготах фронтовой жизни и страданиях раненных на передовой, тем сильнее становилось ее желание быть с действующей армией. И в январе 1915 года, несмотря на протесты родителей, Римма добровольно отправилась на фронт, в 83-й Самурский пехотный полк, который до войны дислоцировался в Ставрополе. Остаться при полковом лазарете она наотрез отказалась и, коротко остригшись, под именем санитара Ивана Иванова отбыла на передовую. Когда же тайна юного добровольца была раскрыта, Римма продолжила службу под своим настоящим именем. Отважная сестра милосердия бросалась в самое пекло боя, туда, где она была так необходима раненным воинам. Вскоре она стала любимицей полка. Благодарные солдаты и офицеры, окруженные ее заботой, не могли ей нахвалиться. Доблесть и мужество Риммы Ивановой при спасении раненых были отмечены наградами - двумя Георгиевскими медалями и солдатским Георгиевским крестом. Командир полка отмечал: «Неустанно, не покладая рук, работала она на самых передовых перевязочных пунктах, находясь всегда под губительным... огнем противника, и, без сомнения, ею руководило одно горячее желание - придти на помощь раненым защитникам Царя и Родины. Молитвы многих раненых несутся за её здоровье к Тосковавшие по дочери родители уговаривали Римму вернуться домой и передохнуть от ужасов войны. Уступив настойчивым просьбам, летом 1915-го она взяла отпуск и приехала в Ставрополь. Но попытки родни удержать ее, не увенчались успехом - уже через месяц Римма снова отправилась на фронт, поступив в распоряжение 105-го пехотного Оренбургского полка под начало своего брата - полкового врача Владимира Иванова. Не желая «отсиживаться» в тылу, пылкая девушка попросила направить ее фельдшером в 10-ю роту, дравшуюся в это время на передовой в районе села Мокрая Дуброва Гродненской губернии. 9/22 сентября на участке, где находились позиции 10-й роты, начались ожесточенные бои. На передовые позиции полка обрушился шквал артиллерийского огня. Девушка едва успевала перевязывать раненых. Как отмечал командир корпуса генерал Мищенко, сестра, невзирая на уговоры полкового врача, офицеров и солдат, продолжала выполнять свой долг на передовой линии. Враг напирал и почти вплотную подошел к русским окопам. Силы роты были на исходе. Оба офицера были убиты. Отдельные солдаты, не выдержав натиска неприятеля, поддались панике. Тогда Римма выскочила из окопа и с криком «Солдаты, за мной!» бросилась вперед. За отважной сестрой милосердия ринулись все, кто еще был способен держать оружие в руках. Отбросив противника, русские солдаты ворвались во вражеские окопы. Но радость успешной контратаки была омрачена - немецкая пуля тяжело ранила находившуюся в первых цепях Римму. Скончалась героиня славной смертью храбрых на передовой линии 105-го полка, оплакиваемая солдатами и офицерами. Ей был всего лишь 21 год... По инициативе личного состава полка на имя Императора Николая II было направлено ходатайство о награждении Риммы Ивановой орденом Святого Георгия 4-й степени. Царь оказался в непростом положении - это был сугубо военный орден, которым награждались исключительно офицеры. Лишь одна женщина в России ранее была удостоена Военного ордена - его учредительница Екатерина II. Однако Государь решил сделать исключение. Несмотря на то, что Римма Иванова не только не была офицером, не являлась дворянкой, но вообще не имела никакого воинского звания, Царь подписал именной указ о награждении. Таким образом, Римма Иванова стала первой и единственной русской подданной, награжденной орденом святого Георгия за 150 лет его существования. Похоронили Римму Иванову в родном Ставрополе, в ограде Андреевской церкви воздав ей воинские почести. Великий князь Николай Николаевич прислал на могилу Риммы серебряный венок, перевитый Георгиевской лентой. А протоиерей Симеон Никольский, обращаясь к горожанам, сказал: «...Сестра милосердия стала предводителем воинства, совершила подвиг героя... Город наш, город Ставрополь! Какой славы сподобился ты! Франция имела Орлеанскую деву - Жанну д"Арк. Россия имеет Ставропольскую деву - Римму Иванову. И имя ее отныне будет вечно жить в царствах мира...»Сама же Римма в последнем письме к родным оставила такой завет: «Мои хорошие! Если любите меня, то постарайтесь сделать так, чтобы исполнилось мое желание: молитесь Богу, молитесь за Россию и человечество». Вскоре о героине сложили песню, написали посвященный ей вальс, местные власти учредили стипендии ее имени. В Вязьме был установлен памятник - стела героям войны, на одной из граней которой золотом было записано имя Риммы Ивановой. Общественность начала сбор средств на установку памятника героине в Ставрополе, но революция и гражданская война помешали воплощению этого замысла. Герои Великой войны, прозванной «империалистической», новой власти оказались не нужны. Имя сестры милосердия Риммы Ивановы, вынесшей из-под огня около шестисот русских раненых воинов, забыли. Место ее захоронения сровняли с землей, и лишь в наши дни в ограде Андреевского собора установлено скромное надгробие на предполагаемом месте ее захоронения. На здании бывшей Ольгинской гимназии появилась мемориальная доска, а Ставропольской епархией и местным медицинским колледжем учреждена премия имени Риммы Ивановой «За жертвенность и милосердие». Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук

12 мая 1820 года родилась Флоренс Найтингейл, основательница профессии сестра милосердия и общественный деятель Великобритании. В Крымскую кампанию Флоренс вместе с 38 помощницами, среди которых были монахини и сёстры милосердия, отправилась в полевые госпитали. Солдаты рассказывали о ней легенды, называя её «леди со светильником», потому что по ночам с лампой в руках она всегда сама обходила палаты с ранеными. Есть ли место подвигу сестер милосердия сегодня? Об этом мы говорим с настоятельницей Марфо-Мариинской обители монахиней Елисаветой (Поздняковой).

Матушка Елисавета, День рождения Флоренс Найтингейл, 12 мая, считается Всемирным днем медсестры. На ваш взгляд, чем работа медсестры отличается от служения сестры милосердия?

По большому счету, я думаю, что медсестра ничем не должна отличаться от сестры милосердия. Раньше, в XVI-XVII веках медициной занимались в основном только мужчины, это направление было их преимуществом, женщин-докторов не было. Только в XIX веке стали открываться учебные заведения, которые обучали медицинскому делу женщин. Но ухаживать за больным, помогать ему, скрашивать дни его болезни всегда призваны были женщины: и дома, и в больнице. Во время войн, конечно же, только женщины ухаживали за ранеными. Начиная с Русско-турецкой войны на фронт уезжали женщины, которые формировали из себя общины милосердия, и они помогали раненым. Они слушались указаний врача, а когда врача рядом не было, просто делали все, что могли: перевязывали, ухаживали, кормили, поили пациентов, в общем выхаживали их.

К концу Русско-турецкой войны движение сестер милосердия расширилось, они оказывали огромную помощь фронту и раненым. Тогда и сложился героический образ сестры милосердия. Почему героический? Потому что сестры выносили раненых с поля боя, рискуя собой. Во время сложных переходов, марш-бросков сестры, как бы им ни было тяжело, шли вместе с отрядами, заботились о своих раненых, о тех, кому было плохо, выхаживали их и всегда ассоциировались в глазах людей с жертвенным подвигом.

А в XIX веке, как я уже говорила, появились учебные заведения, которые обучали медицинскому делу, и тогда уже сестры стали ухаживать за больными более профессионально. Но все же, основная концепция служения сестры милосердия даже у самой Флоренс Найтингейл заключалась в системе ухода: в проветривании комнаты, поддержании безопасного инфекционного режима. Ведь об этом ничего не знали тогда. То, что говорила Флоренс Найтингейл, в свое время было открытием. Да, просто не знали таких простых вещей, что, например, когда комнату проветривают, в ней становится меньше микробов и больные быстрее выздоравливают и нужно, чтобы больные были чистенькие, чаще менять им нательную одежду и постельное белье. Для нас это сейчас естественно, элементарно, но тогда этого не было и достигалось, к сожалению, большим трудом, потому что сестры не успевали: одежды особенно не было, перевязочного материала тоже не хватало. Но они старались все это соблюдать, и Флоренс Найтингейл положила много сил для того, чтобы внедрить эту систему ухода. А в постреволюционное, советское время уже появилась медсестра...

- И служение сестер милосердия нивелировалось...

Потому что те люди, которые пришли к власти, пытались убрать даже из лексикона все, что ассоциировалось с прежним строем, и название сестры милосердия попало под эту же категорию. Сестру милосердия переименовали в медицинскую сестру.

Но по сути медицинская сестра - это та же сестра милосердия, но квалифицированная, обученная, та сестра, которая должна быть всегда рядом с пациентом, которая жалеет больного, слышит его просьбы и пытается помочь. То есть сестра, именно сестра. Как мы относимся к своим братьям, точно так же сестры должны относиться к пациентам, быть всегда рядом. Потому что врач в современных больницах ведет курс лечения, но к больному заходит редко. Медицинская сестра рядом с больным бывает намного чаще. Это очень важно, и я думаю, что не должны отличаться сестры милосердия от медицинских сестер. Но, к сожалению, сейчас они все же отличаются друг от друга.

Если учесть зарубежный опыт, то в странах, где в свое время обошлись без революционных потрясений, тоже есть должность медсестры, а есть, при монастырях - сестры милосердия. Все-таки как-то в наше время образовалась довольно четкая грань между медсестрой и сестрой милосердия, хоть этого и не должно быть.

Да, такое деление существует, но я думаю, это произошло, потому что сегодня разделено само общество. Понятно, что сестра, если она по сути своей христианка, где бы ни работала, в простой больнице или в сестричестве, она будет вести себя одинаково. Сестры светские, нецерковные - не пойдут в сестричество милосердия. В свое время митрополит Филарет (Дроздов) хорошо сформулировал, что служение Богу должно быть главным для сестры милосердия, все, что она делает, она делает для Бога через своих ближних. Христианский образ жизни, причем строгий, - это один из показателей настоящей сестры милосердия.

На ваш взгляд, почему сегодня одна девушка идет в сестры милосердия, а другая хочет стать обычной медицинской сестрой? Что здесь движет в выборе?

Прежде всего нужно понять, что сегодня «сестра милосердия» - это не название профессии, а обозначение христианского служения. Оно может сочетаться с получением специального образования по профессии «медицинская сестра». В Москве есть православное медицинское училище, где дают профессиональное образование - Свято-Димитриевское. В Свято-Димитриевском училище нет разделения на медицинскую сестру и сестру милосердия. В дипломе у выпускниц написано "медицинская сестра", потому что это государственный стандарт. Но на практике помимо того, что студентки изучают церковные предметы в курсе своего обучения, они также, приобретая медицинские навыки, обучаются тому, как нужно общаться с пациентом, учатся быть милосердными.

- Этого не преподают в обычных медучилищах?

Нет. В каком-то виде обучают азам общения с пациентом, но этому не придается столько значения, сколько следует. Кажется, что медицинская сестра должна только умело делать все манипуляции. На самом деле, умело сделанные манипуляции, - это только 50 % успеха. Очень важно, насколько сестра сумеет найти подход к больному, что он получает от нее. Не могу точно сказать где, но проводили такой опрос: "Вы хотите, чтобы к вам пришла сестра добрая, ласковая, но которая не очень хорошо владеет манипуляциями, не сказать непрофессионально, но что-то у нее может не получаться, либо сестра очень профессиональная, но грубая?". И на удивление большинство людей выбрали конечно добрую, ласковую сестру.

- А если добрая, ласковая сестра так неумело поставит капельницу, что это повредит больному?

Понятно, что профессионализма никто не отменял, и это непременное качество в том же Свято-Димитриевском училище к студенткам которого в плане профессионализма предъявляются очень высокие требования. Сестра должна уметь все делать на пять с плюсом, чтобы не растеряться, вовремя и правильно среагировать. Но при прочих равных добрая сестра лучше поможет пациенту. Я сама была сестрой, сама работала с пациентами, и я знаю, как люди, попавшие в больницу, нуждаются в тепле и заботе. Как правило, больные люди всегда в сестрах ищут какого-то сочувствия, понимания. Допустим, пациенты говорят какой-то сестре: "Давайте вы будете делать мне укол, а не она". Потому что один и тот же болезненный укол двумя сестрами делается по-разному. То есть от сестры более внимательной, кажется, что и уколы не такие болезненные.

Вы были сестрой милосердия на протяжении долгого времени. Скажите, как каждого пациента воспринимать, как первого? Ведь усталость рано или поздно приходит, а тут, как вы говорите, каждый пациент нуждается в улыбке, заботе, а их десятки, даже больше. Как не устать морально и каждого воспринимать, как единственного?

Я не знаю, ставят ли сестры перед собой цель каждого пациента воспринимать как единственного, но быть внимательной и усердной - это обязанность каждой сестры. Понятно, что сестры устают, и что в наших больницах они очень сильно перегружены. Если на Западе на одну сестру приходится пять-шесть пациентов, то у нас бывает по 50 и по 60 больных...

Мне кажется, здесь очень важен критерий веры. Когда сестра делает это для Бога, а не просто так, чтобы показаться добренькой, она понимает, что даже когда она устала - эта усталость тоже приносится в жертву Богу. Я думаю, что в какой-то момент это добро в ней развивается, увеличивается. Как говорят, что зло, если ему попускать, становится все больше, также и добро - растет в душе у человека. Человек учится быть добрым, его сердце расширяется. В первые дни работы сестра сначала, конечно, очень сильно устает, и у нее не хватает сил на всех, на целую смену, но потом, если она старается, через все усилия, я думаю, что Господь дает больше терпения.

Нам иногда кажется, что нужно заходить в палату и всегда солнечно улыбаться - совсем нет, быть добрым можно по-разному, и пациенты это чувствуют. Конечно, очень приятно, когда сестра заходит и сразу улыбается. А бывает, важнее просто быть доброй и спокойной, иногда достаточно сказать несколько пациенту: "Сейчас сделаем укольчик", и больше ничего не нужно, чтобы он понял, как настроена к нему сестра. Сейчас часто говорят о том, что социальное служение, в том числе и церковное, приводит через какое-то время к эмоциональному и профессиональному выгоранию. Я не знаю, с чем это связано, я сама уже давно думаю над этой проблемой, но однажды епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон сказал мне замечательные слова: "Может быть, это чувство тяжести, чувство безысходности, которое в какой-то момент возникает, это не что иное, как чувство тяжести своего креста. Нужно не сгибаться под ним, не падать, а просить у Бога помощи и идти дальше".

- А почему считается, что сестра милосердия - это самый младший медицинский персонал, больше санитарочка?

Потому что раньше, в советское время, медицинские сестры не занимались уходом за больными. Они только выполняли четкие манипуляции: инъекции, процедуры... А ухаживали за больными, просто по доброте сердечной, а не по должностной инструкции - санитарки, которые мыли полы. Она моет полы, смотрит, что некому больного покормить - и бежит к нему. В какой-то момент в России медицинские сестры вообще просто разучились ухаживать за пациентами. Были утеряны все правила профессионального ухода. Сейчас проблема ухода за пациентами очень острая. Поэтому выпускницы Свято-Димитриевского училища часто идут сначала в больницы и занимаются уходом, так как в этом училище наряду с другими дисциплинами дается очень хорошо и качественно программа профессионального ухода. Сестры милосердия не там, где престиж, а где существует острая необходимость в них.

Там, где помощи не хватает - там они. На Западе есть такая схема: сестры разделяются на обычных медицинских сестер и на младших медицинских сестер. На младших медицинских сестер ложится как раз обязанность по уходу. Это не санитарки, которые моют полы, стены, а именно ухаживают за пациентами, потому что правильный уход занимает очень много времени. Но в принципе ухаживать за пациентами должны не обязательно медицинские сестры. Это могут быть просто женщины, которые обучены уходу, мы у себя в обители обучаем простых людей ухаживать за больными родственниками. Существуют приемы ухода, которые позволено выполнять любому человеку, далекому от медицины, для этого не требуется диплома медицинской сестры.

- На ваш взгляд, современная сестра милосердия, которая выполняет уход за больным на дому - кто она?

Патронажная сестра милосердия выезжает к больному на дом. У больных на дому потребности в принципе одни и те же: они так же хотят кушать, хотят быть чистыми, опрятными, в их квартире должно быть чисто. Может быть, именно поэтому Великая Княгиня, создавая обитель, хотела, чтобы сестры ухаживали не только в здешней больнице за пациентами, но выходили в семьи, в дома и там помогали. Потому что как недавно очень верно и тонко заметил один из наших докторов, он сказал, что когда мы находимся в больнице, хоть и прописаны во всех законах права пациента, но по факту получается, что главный в больнице - врач, после него - медицинская сестра, и в последнюю очередь пациент. На дому так не получается, потому что сестра приходит в гости. Она всегда гость, дома хозяин - пациент. И это очень правильно, так же должно быть и в больнице. Сначала сестры оценивают, в какой обстановке живет пациент, начиная от его физических возможностей и заканчивая помещением, в котором он находится, и потом составляет план ухода за ним. Мы столкнулись с такой проблемой: очень много одиноких людей нуждаются в уходе, а сестер - мало. И, хоть это дело высокое, благородное и многих воодушевляет, - уход за больным - это подвиг. Но на него, к сожалению, идут немногие.

- Как вы думаете, почему в Москве столько одиноких людей?

У кого-то нет родственников, какие-то люди остаются одинокими и при наличии родных. Раньше, до революции, люди были, может быть, немного мягче, поэтому больным помогали просто те, кто рядом с ними находится. Если это не родственники, то соседи или еще кто-то. Но, как мы видим, Великая Княгиня не зря посылала своих сестер в семьи, видимо, и тогда была востребована эта помощь. И сейчас так же, сестры именно поэтому идут в эти дома, где совсем никого нет, где люди часто лежат одни. Больные были и есть всегда, им всегда нужен уход. Но только сейчас, наверно, из-за того, что утратилась традиция милосердия, все больше остается людей немощных. Может быть, из-за того, что медицина улучшилась. Да-да, многие люди, которые раньше, наверно, быстро бы погибли, сейчас живут и им нужно помогать. И для этого нужны сестры милосердия. Так должно быть, это естественно.

В последнее время я часто слышу разные мнения о женском призвании, и, признаться честно, сама порой задаю себе этот вопрос: а какое предназначение у меня в этой жизни? Да, у меня, как и у многих, прекрасная семья, интересная работа, любимые друзья. По выходным мы ходим в храм. Однако при всей кажущейся полноте жизни я неизменно ощущала нехватку чего-то важного. Пришло понимание того, что я хочу не только вкладываться в себя, семью и профессию - это моя прямая обязанность, но делать что-то по зову души, без каких-либо внешних мотиваторов.

Полгода назад в моей жизни появилось очень неожиданное служение (если бы мне об этом сказал кто-то несколько лет назад - ни за что бы не поверила) - один раз в неделю я приезжаю в паллиативное отделение, где находятся люди с серьезными, неизлечимыми заболеваниями. Всего один час рядом с тяжело больными пациентами - и из стен этого учреждения я выхожу совершенно другим человеком. Я вдруг перестаю чувствовать усталость, забываю о сиюминутных трудностях и понимаю, как прекрасна эта жизнь, как она многогранна и полноценна. Я ловлю себя на том, что жду каждой новой встречи с теми, кто уже на грани смерти, и в ком такая жажда жизни.

Есть такая мудрость, что если тебе плохо, найди того, кому еще хуже, и помоги ему. Но если у тебя всё относительно хорошо, стоит ли ждать каких-то неприятностей, чтобы начать отдавать часть своей жизни тем, кто нуждается в поддержке и внимании? Наверное, именно этим руководствуются сестры милосердия, рядом с которыми я тружусь долгое время, но чья мотивация порой скрыта от посторонних глаз. Согласитесь, это не типичная ситуация, когда современная женщина не просто пытается стать идеальной матерью или хозяйкой, но еще и часть своего времени, сил и энергии отдает совершенно незнакомым людям.

Сейчас в екатеринбургской Православной службе милосердия более 50 сестер, которые несут свое служение во всех социальных проектах - от помощи детям до поддержки бездомных. Все они - самые обычные девушки и женщины: студентки и пенсионерки, новоиспеченные и многодетные мамы, трудоголики и домохозяйки. Всех их объединяет одно - искреннее желание помогать тем, кто нуждается в уходе, внимании и поддержке - бытовой, материальной, душевной или духовной.

Глядя на них, понимаешь, что роль и призвание женщины может быть не только в семье и работе, есть еще одна незаслуженно забытая сфера, где женщина может себя реализовать, - это путь служения ближним. Именно служения, бескорыстного и даже жертвенного, каким шла в начале XX века княгиня Елизавета Федоровна, царственные княжны Романовы во время Первой мировой войны, медсестры в ходе Великой Отечественной. Служение современной сестры милосердия еще более разнообразно, каждая из них может найти себе дело по душе.

Традиционно сестринская забота незаменима в детской сфере - прогулки, сопровождение на время лечения в больнице, творческие и игровые занятия. Порой сестра милосердия оказывается для одинокого больного ребенка пусть не родной матерью, но на какое-то время единственным близким человеком, способным разделить боль и страхи своего маленького подопечного. В сестринской поддержке нуждаются не только малыши, но и родители, например, в детском онкоцентре, где сестры помогают пережить потерю ребенка его близким. Часть сестер ухаживают за одинокими, пожилыми людьми на дому, в больницах и домах-интернатах, а также служат бездомным. Именно служат, потому что люди, попавшие на улицу, - это особая категория подопечных, к которым нужен особый подход и огромное сердце, полное любви и заботы.

Бывает, я очень грущу от нехватки времени и сознания собственной беспомощности перед лицом множества важных и срочных дел, и я смотрю на сестер милосердия - как они всё успевают? Но, как сказал классик, человек всегда находит время на то, что для него действительно ценно, что находит отклик в его сердце. И если кроме удовлетворения собственных потребностей и интересов, выполнения своих прямых трудовых или домашних обязанностей женщина находит возможность позаботиться о том, кому сейчас больно, трудно и страшно, - мне кажется, это достойно уважения.

Совершенно очевидно, что не каждой дано стать матерью Терезой. И вовсе не обязательно идти против системы или вывозить больных детей из зоны боевых действий. Но я уверена, что многим из нас под силу хотя бы одним добрым делом, словом, взглядом утешить и поддержать ближнего. И в этом тоже подлинное женское предназначение.

На войне всегда всего не хватает. И особенно остро не хватает младшего и среднего санитарного персонала.

Если почитать требования, предъявляемые к хорошему санитару, то станет ясно: за такого человека передерутся все строевые командиры. Санитар должен быть умным, ловким, аккуратным, проворным, сильным и честным - прямо-таки идеал солдата!

На практике работать санитарами чаще всего направляли отходы обучения - слишком тупых, слишком неуклюжих… Проблему эту вскоре заметили, и от командования пришло решение: создать общину милосердных сестёр во Христе, которые бы добрым словом и правильным действием приносили облегчение раненым.

Первой такой общиной в мире стала Крестовоздвиженская община милосердных сестёр, а также присоединившиеся к ним сердобольные вдовы.

Разумеется, вначале их не приняли всерьёз. Великий пессимист князь Меньшиков, главнокомандующий в Крыму, меланхолически заметил: «Вы при этой общине сифилитическое отделение открыть не забудьте». Почитать устав ему было некогда: сёстры, помимо прочего, давали подписку о целомудрии в течение службы.

Портрет Даши Севастопольской

Дочь простого матроса Даша Севастопольская - Дарья Лаврентьевна Михайлова - оборудовала на свои средства перевязочный пункт и очень много сделала для раненых; но в общину эту не попала.

Именно с Крестовоздвиженской общиной приехал в Крым Николай Иванович Пирогов, и крымский опыт лёг в основу знаменитой книги «Начала общей военно-полевой хирургии». Его инструкции для сестёр общины предписывали заботиться о собственном здоровье.

Вместе с врачами сёстры проделали гигантскую и самоотверженную работу. Семнадцать из них погибли (в основном, от болезней: почти все переболели тифом).


Сёстры Крестовоздвиженской общины с попечителями незадолго до отправки во Владивосток, 1904 год

80 сестёр милосердия после окончания войны выразили желание продолжить работу в мирное время. Первыми больницами с участием женского персонала в России стали Кронштадский и Калинкинский военно-морские госпитали.

Флоренс Найтингейл

Независимо от Крестовоздвиженской общины из Англии в Турцию - а затем в Крым - приехали 38 женщин во главе со знаменитой Флоренс Найтингейл: медсестрой и национальной героиней Британии. Она родилась в аристократической семье, имела много возможностей проявить самые разнообразные таланты, но выбрала тот, из-за которого и порвала с семьёй - уход за больными.

В октябре 1854 года Флоренс было 34 года, и она уже занимала должность суперинтенданта (директора) в учреждении по уходу за больными аристократками. Иными словами, у неё был практический опыт как в уходе за пациентами, так и в грамотной организации.


Флоренс Найтингейл

В Крыму она застала настоящий медицинский ад. Толпившиеся в палатах раненые и больные, полное пренебрежение к послеоперационному уходу, голод, холод и крысы.

По настоянию «дамы с лампой» (так Флоренс прозвали за ночные обходы палат) госпитали расширили, питание улучшили, по подписке собрали значительные средства, и к концу Крымской войны всё преобразилось. Самые банальные (с современной точки зрения) меры типа «протопить печку, вымыть полы и накормить не плесневелыми сухарями, а мясным супом» - творили чудеса.

После войны Флоренс Найтингейл сыграла огромную роль в реформе медицинской службы армии Великобритании.

Например, она ввела такие усовершенствования, как оснащение госпиталей системой канализации и обязательная подготовка всего больничного персонала.

Женское бюро и мамаша Бикердайк

Разумеется, в ходе Гражданской войны в США женщины не могли оставаться в стороне!

Набор возражений был стандартный: женщина упадёт в обморок при виде крови, не сможет встроиться в командную цепочку армии; женщина - это соблазн и падение нравственности; женщине нельзя видеть обнажённое мужское тело.

Но требования морализаторов отступили перед требованиям армии.

Доротея Дикс, основательница приютов для умалишённых, 19 апреля 1861 года явилась к Военному Секретарю США, основала Женское бюро армии США и стала «суперинтендантом санитарок».

По мнению мисс Дикс, потенциальная санитарка должна была быть старше тридцати, здоровой, внешне непривлекательной, одеваться просто «почти до отвращения» («plain almost to repulsion in dress»). Также она должна уметь готовить согласно больничным диетам и не носить никаких украшений. Жалованье (40 центов в день) тратится либо на улучшение рациона (разумеется, ни капли спиртного!), либо на благотворительность.


Экзаменовали кандидаток в Вашингтоне, Чикаго и Сан‑Луи.

Помимо организованных санитарок в госпиталях работали монашки и неорганизованные доброволицы... головная боль для любой больницы. «Они хотели немного, - иронически писал доктор Бринтон, - только комнату, постель и зеркало». (Для женщины из общества, привыкшей к прислуге, это примерно как для типичной нашей современницы «два квадратных метра на полу, пенка, спальник и зубная щётка»).

Беда была в том, что комнат, кроватей и зеркал не хватало. Бринтон предпочёл пятнадцати доброволицам пятнадцать монашек, которые без жалоб разместились в одной комнате и понимали, что такое дисциплина.


Доротея Дикс

К 1863 году мисс Дикс достала всех. Она требовала, чтобы её санитарки руководили мужским персоналом, подчиняясь только врачам. При этом она работала очень много, была у всех на виду и убрать её казалось решительно невозможным.

Наконец руководство пошло на классический обходной маневр: 29 октября 1863 года официальным приказом Доротею назначили вторым человеком после Генерального Хирурга по всем вопросам, связанным с санитарками. И первое распоряжение Генерального Хирурга Барнса по санитаркам было следующим: принимать женщин без различия возраста, роста и внешности.

Текучесть кадров стала огромной, но одно ясно - по количеству участниц Женское бюро в десятки раз превзошло все предыдущие опыты.

Были доброволицы, которые не вписывались ни в какие рамки.

Знаменитая мамаша Бикердайк, закалённая годами семейной жизни, являлась в госпитали с лозунгом «Генеральная уборка!».


Мамаша Бикердайк разбирается с неосторожным хирургом

Под её руководством к отдраиванию всего, что можно отдраить, привлекались и выздоравливающие, и санитары, и врачи. Если начальник госпиталя приходил на шум и интересовался: «От кого это миссис получила полномочия командовать в госпитале?», ответ был простым и неопровержимым: «От Господа нашего всемогущего». После этого и начальник получал тряпку и фронт работ…

«Мамаша» не признавала госпитальных диет и возила с собой запасы самодельных сиропов, которыми щедро снабжала солдат.

Всех их - и «санитарок мисс Дикс», и католических монашек, и протестанток, и просто доброволиц - солдаты называли «сёстрами милосердия» и очень любили.

Хотя, конечно, не обходилось без эксцессов. В воспоминаниях одной сестры упоминается пациент, который при виде приближающейся санитарки быстро раздевался догола, ложился поверх одеяла и кричал: «Сестрица, посмотрите-ка, что у меня есть!».


На Юге процесс внедрения санитарок проходил более деловито и без скандалов. Закон приняли в сентябре 1862 года. Он устанавливал строгий норматив: две сестры-хозяйки на каждый госпиталь, две их помощницы, две сестры-хозяйки на палату и «другие санитарки и повара по необходимости, лучше всего - женщины».

Мужчин из госпиталей быстро забирала война, их места довольно естественно занимали женщины. Богатые дамы работали и помогали деньгами (а у любого нормального плантатора жена была главным бухгалтером и старшей медсестрой поместья), девушки среднего достатка просто работали, а совсем бедные даже получали жалованье.

Первые шаги женской помощи в военно-медицинском деле поначалу казались неуклюжими, наивными и неловкими. Но женская отвага, храбрость и решительность посрамили скептиков и навсегда остались в мировой истории.




Самое обсуждаемое
Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников
Детская ортопедическая обувь Twiki Детская ортопедическая обувь Twiki
Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих


top