Когда угасает рефлекс моро. Хватательный рефлекс у новорожденных

Когда угасает рефлекс моро. Хватательный рефлекс у новорожденных

Когда крохотный младенец рождается на свет, кажется, что он совсем беззащитен перед новым для него миром. Однако природа позаботилась о его защите, наградив определенным набором важных для его жизни способностей, инстинктами, которые отвечают за успешную адаптацию и развитие. Речь идет об условных и безусловных рефлексах, благодаря которым малыш способен выжить.

Безусловные рефлексы новорожденного - это то, что в первую очередь оценивается неонатологами в роддоме, а следом педиатры по этим реакциям «читают», насколько он развит, есть ли какие-то патологии и отклонения.

Условные рефлексы - это те «наработки» малыша, которые останутся с ним на всю жизнь, то, что он приобрел в ходе развития и набора опыта. Проще говоря, это то, что маленький человечек делает осознанно, понимая цели и причины своих действий.

Зачем они нужны?

Врожденные рефлексы новорожденных запускаются автоматически, как только ребенок приходит в этот мир. Это своеобразные маленькие программы, которые начинают сразу же исполняться. Даже первый вдох считается рефлективным, ведь малыша никто не учил дышать.

Их насчитывается несколько десятков (около 75), но в педиатрии различают 15 клинически важных безусловных рефлексов новорожденных, задачи у которых самые разные: некоторые исчезают мгновенно после рождения малыша, так как запрограммированы только способствовать этому самому рождению, другие нужны для стимуляции развития новых, а есть такие, которые остаются с человеком на всю жизнь.

Жизнь новорожденного всецело зависит от взрослых, которые за ним ухаживают. Он не способен самостоятельно добыть еду, питье или сам себя согреть. Только от опекунов зависит благополучие маленького человечка, только они могут сделать так, чтобы ему не было холодно и голодно.

Но вместе с тем от врожденных рефлексов новорожденных, от их активности, будет зависеть возможность принятия ребенком этой заботы. Что это означает? Давайте для примера возьмем кормление малыша. Для того, чтобы его накормить, вам понадобится грудь с молочком или бутылка со смесью. Но ведь крохе придется сосать грудь или бутылочку! От выраженности его сосательного рефлекса будет зависеть исход кормления: чем активнее этот рефлекс, тем вернее малыш доберется до заднего молочка - самого жирного и питательного. Так что это умение обеспечивает ему выживание.

Безусловные (врожденные) рефлексы

В положении на спине

Поисковый рефлекс Куссмауля

Если дотронуться или погладить легким движением по уголку рта ребенка рядом со щечкой, он повернет головку в сторону раздражителя, приподнимет ее немного и приоткроет ротик. Таким образом младенец ищет еду. Реакция угаснет к 3 месяцам, так как к этому возрасту еду он будет видеть глазами - грудь или бутылочку. У грудничков с повреждением лицевого нерва этот рефлекс слабый или вовсе отсутствует.

Сосательный

Это жизненно необходимый механизм, позволяющий малышу выжить. Благодаря ему он принимает пищу - сосет молочко из груди или смесь из бутылочки. По сути мы говорим об обычном процессе кормления.

После того, как кроха насытится, сосательный рефлекс угасает. Но уже через полчаса или час возобновляется снова. Сохраняется он у малыша до года.

Помните: отсутствие или ослабление сосательного и глотательного рефлексов может объясняться тем, что младенец еще не голоден. Наиболее выражены они только перед кормлением.

Но если сосательного рефлекса нет, если малыш плохо сосет, неправильно захватывает сосок, у него подтекает жидкость из уголка рта, он набирает много молока, а проглотить не может, то все это является поводами для беспокойства.

Рвотный рефлекс

Он необходим младенцу, если тот подавится. Детки сразу после рождения, умея сосать, все равно не могут есть «как по маслу», отчего часто захлебываются и давятся. Рвотный рефлекс помогает выплюнуть обратно молочко, которым он подавился.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Если вложить свои пальцы в ладошки месячного малыша и надавить на них немного, то он их сразу же захватит, приподнимет головку по средней линии. Некоторые детки могут открыть ротик, и даже высунуть язык. Эта реакция особенно выражена в период новорожденности, сохраняется до 2 месяцев, а к третьему пропадает.

Хватательный

Если вложить пальцы в ладошки малыша и слегка надавить на них, он рефлекторно схватится за них, причем очень сильно. Хватательный рефлекс, существующий до 3─4 месяцев, постепенно трансформируется в условный, когда ребенок будет уже не бессознательно захватывать игрушку, а целенаправленно.

Рефлекс Робинзона

Малыш способен с такой силой сжимать пальцы взрослого, что может сам приподняться. Рефлекс Робинзона похож на хватательный рефлекс и имеет все его черты.

Нижнехватательный (подошвенный)

Если надавить на ступни младенца ближе к пальчикам, в ответ на это он эти пальчики сожмет. Исчезает к году.

Рефлекс Моро (обхватывания)

Если хлопнуть ладонью по месту, где лежит младенец, в 20─30 см от него, в ответ должно произойти разведение рук в стороны и разжимание пальчиков (первая фаза) и сведение с попыткой обхватывания или обнимания себя (вторая фаза). Нередко в первую неделю после рождения малыша проявляется только первая фаза. Отсутствие второй не говорит об отклонении. Это более устойчивый рефлекс, он держится почти до 5 месяцев, а его отдельные элементы можно увидеть и в 6 месяцев.

Рефлекс Бабинского

Если раздражать наружные края подошв ребенка от пятки к пальцам, в ответ произойдет выраженное разгибание большого пальца, а остальные пальчики раскроются подобно вееру. Может вызываться у детей до 12 месяцев.

В положении стоя

Автоматическая ходьба или шаговый рефлекс

Шаговый проверяется следующим образом: врач ставит малыша на ножки, при этом он стоит либо на полной стопе, либо может встать на носочки. Если его покачать и наклонить вперед, он будет совершать шаговые движения. Это и есть рефлекторная автоматическая ходьба, присущая для младенцев первого месяца жизни. Так кроха готовится к вертикализации тела в пространстве. Однако это умение исчезнет в 2 месяца, этот рефлекс самый быстрый по угасанию.

Рефлекс опоры

Отмечается две фазы:

  • Ребенок подгибает ножки в коленных и тазобедренных суставах, когда взрослый берет его под мышки.
  • Ребенок разгибает ножки и полной стопой стоит на твердой поверхности, например, пеленального столика.

Это умение будет сохраняться у него не дольше 2 месяцев.

Рефлексы на животе

Защитный

Если новорожденного положить на животик, то он немного приподнимет головку и повернет ее в сторону. Он защищает себя, чтобы не задохнуться. Он появляется одним из первых, буквально в родильном зале. Малыша выкладывают маме на живот в первые минуты после его рождения, и он поворачивает голову в сторону.

Спинальные

При помощи спинальных рефлексов врач-педиатр сможет проверить набор реакций, которые отвечают за работу мышечного аппарата грудного ребенка.

Рефлекс Галанта. К примеру, ребенок лежит на животе, у него согнуты ручки и ножки, и если провести каким-нибудь раздражителем вдоль позвоночника ребенка (параллельно ему), то его тельце выгнется, а нога разогнется в сторону раздражителя.

Рефлекс Переса. Если провести пальцем по позвоночнику снизу вверх─ от попки к шее, ─ то малыш одновременно согнет и приведет к животику ножки, а спина выгнется. Нередко наблюдается открытие анального сфинктера, кроха может описаться. Эта реакция проверяется последней, так как вызывает у ребенка дискомфорт, малыш начинает громко кричать. Поэтому проверять его самостоятельно не рекомендуется. Рефлекс Переса проявляет себя до 4 месяцев.

Рефлекс ползания Бауэра

Под ножки малыша подставляются руки взрослого. Кроха начнет совершать ползающие движения. Иногда требуется подтолкнуть малыша, чтобы спровоцировать эти движения. Наблюдается у новорожденных с рождения и фиксируется до 4 месяцев.


Отсутствие рефлексов у новорожденного требует его немедленной реанимации

Слабые или нет совсем

У некоторых новорожденных они очень слабые, проявляются не отчетливо или включаются чуть позже. Виной тому могут быть родовые травмы, некоторые болезни и т. д. У недоношенных детей и малышей, переживших легкую асфиксию, слабо проявляются оральные и спинальные реакции.

А вот если их нет вообще, то крохе необходимо немедленно оказать реанимационную помощь, которая проводится только специалистами. Отсутствие реакций может говорить о самом неприятном - от внутриутробных пороков и тяжелых родовых травм до сильной асфиксии или удушении пуповиной. Чем быстрее будет устранена проблема, тем менее неприятными будут последствия. Правда, детский организм очень гибкий, резервы, которыми его наградила природа, огромны. Поэтому в большинстве случаев все обходится хорошо, и организм быстро восстанавливается.


После появления на свет новорожденного ребенка, все его органы и системы начинают адаптироваться к совершенно новым условиям жизни. Совсем маленькие детки лишены основных человеческих навыков, которые им предстоит осваивать в дальнейшем по мере взросления. Немаловажную роль и значение в процессе адаптации, занимают рефлексы новорожденных, с помощью которых малыш выживает и может в дальнейшем полноценно жить без них.

При появлении крохи, его первыми осматривают педиатр и невропатолог. Очень важной частью осмотра является проверка врожденных рефлексов. При нормальной работе центральной нервной системы, все физиологические рефлексы должны быть у ребенка в норме. Их тестирование проводится специалистами в теплом, хорошо освещенном помещении. При этом малыша в состоянии бодрствования, сухого и сытого, укладывают на ровную полужесткую поверхность, что также имеет значение для правильной диагностики.

Оглавление [Показать]

Основные группы рефлексов

Врожденные рефлексы новорожденных являются ничем иным, как специфической ответной реакцией, на те или иные внешние раздражители. Каждый из рефлексов возникает и исчезает в определенное время. Одним свойственно появляться непосредственно при рождении и с взрослением малыша затухать, другим – появляться уже в процессе взросления.


Все рефлексы у здорового новорожденного ребенка, должны иметь симметричный характер. Речь идет об одинаковом ответе левой и правой стороны на раздражители. Ненормальной реакцией считается, когда рефлекс присутствует с одной стороны, а с другой – отсутствует.

Это может свидетельствовать о проблемах с нервной системой.

Рефлексы можно условно классифицировать на две основные группы:

  • безусловные рефлексы новорожденных, которые заложены самой природой, имеют место сразу после рождения и со временем утихают, уступая место условным;
  • условные рефлексы новорожденных, которые ребенок приобретает из собственного жизненного опыта в процессе созревания головного мозга и физического, а также психоэмоционального развития.

Среди врожденных или безусловных рефлексов различают около 15 видов. Именно они помогают пережить ребенку сложный процесс адаптации, связанный с приспосабливанием к совершенно новым условиям жизни. Некоторые из них выполняют толчковую роль для приобретения других рефлексов, а некоторые и вовсе остаются с ребенком на всю жизнь.


Среди врожденных рефлексов можно выделить несколько групп:

  • с помощью которых обеспечивается нормальная жизнедеятельность всех систем малыша – дыхательный, глотательный, сосательный, а также спинальные;
  • с помощью которых слабый детский организм может защищаться от внешних раздражителей, например, холода или жары, яркого света и т.д.;
  • временные, играют разовую роль в жизнедеятельности малыша, например, во время родовой деятельности при прохождении по родовым путям младенец способен рефлекторно задерживать дыхание.

Оральные рефлексы новорожденных

Под этим понятием следует понимать, возможность малыша сосать материнскую грудь или соску при искусственном вскармливании, а также глотать получаемую пищу.

Среди основных оральных рефлексов следует отметить:

Сосательный - начинает себя проявлять буквально с первых часов жизни малыша. Проявляется он в виде готовности ребенка хватать своими губами любые раздражители, которые касаются губ или попадают в ротовую полость. Активные и ритмические сосательные движения обеспечивают ребенку питание и проявляются примерно до 1 года жизни, после чего начинают постепенно стихать. (подробнее о сосательном рефлексе)

Глотательный - с помощью которого ребенок может глотать поступающую пищу.


Хоботковый - при малейшем прикосновении к губам ребенка, он выпячивает их, свернутыми в трубочку, что напоминает хоботок. За это отвечает круговая мышца рта, которая непроизвольно сокращается при прикосновении (зачастую уже к 2-3 месяцам пропадает).

Поисковый или рефлекс Куссмауля - при котором ребенок опускает нижнюю губку и поворачивает головку в сторону раздражителя, активно занимаясь поиском маминой груди. Происходит рефлекс при каждом осторожном прикосновении к уголкам рта малыша и чаще всего также присутствует лишь в первые месяцы жизни ребенка.

Ладонно-ротовой или рефлекс Бабкина - выражается в открытии ротика ребенком с одновременным движением головы в направлении раздражителя при легком, одновременном нажатии на его ладошки. Явно выражен только в первые месяцы и уже к третьему месяцу жизни ребенка начинает постепенно угасать.


Спинальные - представляющие собой набор специфических реакций, которые указывают на состояние мышечного аппарата малыша. Специалисты проверяют эти рефлексы на протяжении всего периода новорожденности.

Защитный - активируется в первые часы жизни ребенка. Если малыша выложить на животик, его головка поворачивается в сторону и он пытается ее приподнять (подробнее об удерживании головки). Таким образом от природы у ребенка заложена защитная функция от нарушения дыхания.

Хватательные и двигательные реакции

Рефлексы Робинсона и Янишевского или хватательный - выражаются в хватательном движении обеих ручек малыша и достаточно сильном удерживании в ручках маминых пальцев. Иногда сила захвата бывает настолько сильной, что таким образом удается даже слегка приподнять ребенка. Начинает ослабевать этот рефлекс примерно к 3-4 месяцам жизни новорожденного. Если он сопровождает малыша в более позднем возрасте, то это может указывать на наличие неврологических проблем.

Рефлекс Бабинского или подошвенный , когда легкое поглаживание наружной части подошвы ребенка сопровождается раскрытием пальчиков на ножках в виде веера. При этом с тыльной стороны стопы слегка сгибаются. Этот навык оценивают по его энергичности и симметричности.


Рефлекс Моро - происходит в виде двух фаз, являющихся специфической реакцией малыша на громкий стук или другой резкий звук. При этом в первой фазе ребенок раскидывает в стороны ручки, разжимая при этом пальчики и выпрямляя ножки. Во второй фазе малыш возвращается в свое прежнее положение. Иногда его называют рефлексом объятий, так как во второй его фазе ребенок делает движение, которое напоминает объятие самого себя. Остается явно выраженным примерно до 5-месячного возраста.

Рефлекс Кернига - проявляется в виде специфической ответной реакции на попытки разжать ножки в коленных суставах и отвести их в стороны в тазобедренном суставе. У нормального здорового ребенка сделать это движение не удается. Проявляется до достижения малышом 4 месяцев.

Рефлекс автоматической походки или шаговый - малыш делает движения ножками, имитирующие самостоятельную ходьбу. Происходит это, когда его немного приподнять, слегка наклонив тело вперед. При этом он должен наступать на всю ступню, что является хорошим сигналом. Если же стопы начинают цепляться друг за друга или ребенок становится с опорой на пальчики, то это может быть сигналом для обращения к неврологу.

Рефлекс Галанта , при котором определяется степень ответной реакции позвоночника ребенка на внешние раздражители. Малыш должен выгнуть спинку, если провести по позвоночнику пальцем (в дальнейшем, выгибание спинки может говорить о проблемах).

Это далеко не полный список всех реакций. Существуют и некоторые другие врожденные реакции, которые в обязательном порядке проверит специалист в роддоме.

В каких случаях родителям следует беспокоиться

В случаях, когда врожденные рефлексы проявляются со слабой степенью интенсивности или немного запаздывают, необходимо обратиться за консультацией к специалисту. Такие отклонения могут указывать на определенные проблемы со здоровьем, например:

  • получение малышом травмы в период родовой деятельности;
  • присутствие некоторых заболеваний;
  • рождение ребенка недоношенным;
  • рождение с асфиксией;
  • специфическая индивидуальная реакция на прием некоторых лекарственных препаратов и т.д.

Особо опасной будет ситуация, когда рефлексы полностью отсутствуют в виду серьезных родовых травм, тяжелых внутриутробных пороков, глубокой асфиксии. Этот факт является основанием для проведения экстренных реанимационных мероприятий. Однако, если ребенку своевременно помочь, то можно с легкостью избежать проблем, так как резервы организма малыша огромные.

Чтобы новорожденный младенец выжил после родов и быстрее адаптировался к новым условиям жизни, природа дала крохам рефлексы. Так называют реакции на какие-либо раздражители, как действующие на малыша извне, так и внутренние. При этом у только что родившегося малютки есть множество рефлексов, которые нужны ему лишь в первые месяцы жизни. Их проверка и оценка помогает определить, здоров ли младенец.


Рефлексы новорожденного служат показателем того, что ребенок здоров и развивается нормально Основные рефлексы и их виды

Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными. Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение. Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту.

Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.

Если рефлексы не проходят к положенному сроку, возможно, необходима консультация невролога

Далее, по мере роста карапуза, в его жизни появляются новые рефлексы, основанные на опыте малютки. Их называют условными, поскольку для их выработки нужны определенные условия, например, если мама будет кормить грудью карапуза в определенной позе, то, когда она уложит малютку в это положение, младенец сразу же начнет делать сосательные движения. К важным для крохи первого года жизни условным рефлексам можно отнести захватывание предметов руками, жевание и самостоятельную ходьбу.

Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:

  • Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
  • Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
  • Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).

Безусловные рефлексы новорожденного, которые вызываются воздействием на рот или рядом с ним, называют оральными. В эту группу рефлексов относят сосательный, хоботковый, глотательный, поисковый (его также называют рефлексом Куссмауля), рефлекс Бабкина и другие. Рефлексы, за проявление которых ответственен спинной мозг, называют спинальными. К ним относят рефлексы Моро, Галанта, Бауэра, опоры, хватательный, защитный и другие рефлексы.

Таблица основных врожденных рефлексов

Название рефлекса, возраст проявления

Как вызвать и какая реакция нормальна

Сосательный

(с первых часов после родов до 3-4 лет.)

Провести по щеке ребенка, ввести указательный палец в рот крохи или дать малышу грудь либо бутылочку – ребенок начнет совершать сосательные движения.

Защитный

(с первых часов после родов до 1,5 месяцев)

Уложить кроху на живот – младенец рефлекторно развернет голову в сторону.

Хватательный

(с рождения до 3-6 месяцев)

Надавить чем-то малышу на ладошки – ребенок обхватит ладошками предмет или ваши пальцы.

Опоры

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить кроху вертикально, чтобы малыш касался ножками твердой опоры – малыш выпрямит туловище и будет стоять на полной стопе.

Шаговый

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить младенца вертикально и немного наклонить ребенка вперед – малютка при наклоне сделает несколько автоматических шаговых движений.

Поисковый

(с рождения до 3-4 месяцев)

Погладить щечку или уголок рта малыша – ребенок повернет голову в сторону раздражения, опустит губу и подвигает языком. Если надавить на верхнюю губу младенца, кроха будет разгибать голову и открывать ротик, а при нажатии на нижнюю губу вызывают сгибание головы и опускание нижней челюсти.

Задержки дыхания

(с рождения до 4-5 месяцев)

Опустить малыша в воду, брызнуть водой на личико карапуза или направить в лицо младенца струю воздуха – малютка задержит дыхание на несколько секунд и закроет глазки.

Галанта

(с 5-6 дня жизни до 3-4 месяцев)

Провести рукой по спине ребенка вдоль позвоночника – малыш выгнет спинку, а нога на стороне вызова рефлекса разогнется в суставах.

Хоботковый

(с рождения до 2-3 месяцев)

Быстро притронуться пальцем к губам малютки – кроха вытянет губки вперед.

Бабинского

(с рождения до 1-2 лет)

Провести штрих по подошве ребенка – стопа согнется с тыльной стороны, а пальчики веерообразно разойдутся.

Робинсона

(с рождения до 3-6 месяцев)

Дать малышу большие пальцы рук и приподнять кроху – младенец сильно обхватит пальцы ладошками и будет держаться.

Переса

(с рождения до 3-4 месяцев)

Провести пальцами вдоль позвоночника младенца (по его остистым отросткам), двигаясь вверх от копчиковой кости к шейному отделу – малыш начнет кричать (вызов рефлекса воспринимается крохой отрицательно), приподнимет голову, разогнется и будет сгибать ножки и ручки.

Бабкина

(с рождения до 2-3 месяцев)

Надавить большими пальцами на обе ладошки крохи – малыш будет открывать рот и сгибать голову.

Моро

(с первого дня после родов до 4 месяцев)

Положить малыша на спинку и ударить с обеих сторон его головы по поверхности, приподнять ноги крохи вместе с тазом, резко опустить находящегося на руках младенца на 20-30 см вниз, а затем поднять обратно – малыш будет отводить ручки в стороны и открывать кулачки, после чего вернет руки обратно так, будто кого-то обнимает.

Бауэра

(с 3-4 дня жизни до 4 месяцев)

Уложить ребенка на живот, а затем приложить к его стопам ладонь – кроха начнет спонтанно ползать, отталкиваясь от руки ногами, но без координации своих движений (это обуславливает второе название данного рефлекса – «спонтанного ползания»).

Врожденные рефлексы новорожденного называются безусловными рефлексами

Как проверить многие важные рефлексы, вы можете увидеть, посмотрев следующее видео.

Причины аномальной реакции на вызов рефлекса

Рефлексы могут быть ослабленными или отсутствовать при:

  • Гипоксическом поражении ЦНС во время родов.
  • Внутричерепной родовой травме.
  • Гипотонии мышц.
  • Травмах спинного мозга.
  • Угнетении нервной системы медикаментами.
  • Парезах.

Как выработать рефлексы?

Для успешного развития условных рефлексов у ребенка раннего возраста важно действовать планомерно и регулярно. К примеру, для стимуляции хватательного рефлекса малышу нужно постоянно вкладывать в ручки разные предметы, подвесить над кроваткой игрушки, к которым крохе захочется дотронуться, предлагать захватить вещи, которые ему понравились.

Регулярными упражнениями родители могут развить рефлексы ползания, ходьбы, жевания и многие другие, которые кроха осваивает в первый год жизни.

Чтобы развить рефлексы ребенка, нужно регулярно с ним заниматься Что делать, если рефлексы снижены или отсутствуют?

У некоторых младенцев рефлексы проявляются не сразу или их включение запаздывает, что нередко связано с родовыми травмами или заболеваниями ЦНС. Сразу после родов педиатр должен проверить основные рефлексы и оказать малышу помощь при их отсутствии.

Врач проверяет наличие рефлексов у малыша сразу после его рождения

Особенно важен сосательный рефлекс, ведь с помощью него малютка получает пищу. Если он отсутствует, кроху приходится кормить через бутылочку или зонд, а в некоторых случаях – вводить питательные вещества внутривенно.

После выписки из роддома всех деток ежемесячно осматривает педиатр и в ситуации, когда какой-либо рефлекс выражен плохо или сохраняется после того срока, в котором он должен угасать, врач направит младенца на более детальное обследование к неврологу. Специалист оценит все рефлексы и при необходимости назначит требуемое малютке лечение.

В следующем видео популярный доктор Комаровский расскажет еще больше о безусловных рефлексах новорожденного ребенка.

Появившийся на свет ребенок обладает рядом автоматизмов (безусловных, атавистических, физиологических, условных), играющих большую важность на каждом этапе его развития. Некоторые умения, например: врожденные, приобретаются сразу после рождения крохи, другие – по мере ее взросления. Правильно ли развиты рефлексы новорожденного, а также работа нервной системы – оценивает детский педиатр или невропатолог.

Основные рефлексы у младенцев: безусловные и условные

Что же такое «рефлексы» (автоматизмы)? Согласно «Большой Советской Энциклопедии» – это физиологическая реакция организма маленьких детей на внешние раздражители, которые проявляются на какие-то действия. По тому, как у крохи выражены физические способности (например: хоботковый, сосательный, хватательный) можно оценить его психофизическое развитие.

Разделяют 2 основные группы – это безусловные и условные.

Безусловные рефлексы новорожденных – для чего нужны?

В период новорожденности (первые несколько месяцев) ярко выражены только безусловные рефлексы: глотательный, роговичный, сухожильный. Эти и другие врожденные умения позволяют грудным детям, как можно быстрее адаптироваться к новой жизни вне утробного организма.

Наличие безусловных рефлексов у ребенка играет важную роль, а именно:

  • защищают организм, помогают выжить и приспособиться к новым условиям;
  • обеспечивают нормальную деятельность нервной системы и выживание во внешней среде впервые месяцы после рождения;
  • помогают правильно развиваться и формируют новые рефлексы в старшем возрасте.

Важно! Если ребенок не проявляет каких-либо рефлекторных реакций на раздражитель, его необходимо показать врачу.

Ослабление или отсутствие у грудничка базовых рефлексов может свидетельствовать о неврологических расстройствах и негативно влиять на его дальнейшее развитие.

Условные рефлексы новорожденного – как проявляются

Полагаясь на медицинскую энциклопедию, условные рефлексы новорожденных относят к числу врожденных реакций младенческого организма на внутренние и внешние раздражители. Они формируются в процессе развития ребенка и служат «фундаментом» для приспособления к новым условиям жизнедеятельности.

В зависимости от вида контактного раздражения выделяют простые (половой, пищевой, ориентировочный, оборонительный) и сложные (имеют выраженный эмоциональный характер).

Физиологические рефлексы ребенка

Родителям кажется, что родившийся ребенок беспомощное создание, которое ничего не умеет делать. Однако некоторые физиологические способности помогающие крохе выжить уже заложены в утробе матери.

Итак, давайте изучим оральные рефлексы, которые имеются у новорожденных деток.

  • Сосательный

Данный рефлекс необходим для питания и развивается с первых дней жизни грудного ребенка. Как правило, продолжается до 1-1,5 года, а затем, постепенно угасает. Если в ротовую полость малыша положить соску (пустышку) или дать материнскую грудь, то появятся сосательные движения губами и язычком.

  • Глотательный

Это врожденный автоматизм на глотание пищи через ротовую полость. Он подконтрольный нервной системе и остается на всю оставшуюся жизнь.

  • Хоботковый рефлекс

Проявляется при легком прикосновении указательным пальцем к губам ребенка. Ответная реакция на раздражитель – сокращение мимических мышц верхней и нижней губы и выпячивание вперед в виде «хоботка» (трубочкой). Такой рефлекс позволяет малютке плотно захватить сосок во время прикладывания к груди.

  • Ладонно-ротовой (Бабкина)

Автоматизм Бабкина существует до 3 месячного возраста. Проверяется путем надавливания пальцем руки на ладонь малютки. Рефлекс ребенка на это действие – поворачивание головы в сторону ладони и открытие рта.

  • Поисковый (Куссмауля)

Суть рефлекса, если осторожно прикоснуться к углу рта (щеке) новорожденного, он начнет поворачивать голову, чтобы найти грудь своей мамы. В ответ на нежную манипуляцию кроха открывает ротик и начинает кушать молоко.

Бывалым мамочкам этот оральный рефлекс уже знаком, поэтому перед началом грудного вскармливания они прикасаются соском к щечке младенца.

  • Рефлекс защиты

Не менее значимым является защитный рефлекс, который проявляется во время переворотов на животик. Находясь в позиции «лежа на животе» кроха сразу повернет голову на бочок. В первый месяц жизни грудничка его наличие способствует развитию дыхательной функции.

Спинальные рефлексы у младенца

Спинальные безусловные автоматизмы или двигательные рефлексы проявляются с первых минут жизни новорожденного. По их выраженности можно узнать состояние скелетных мышц у ребенка. Объективную оценку и динамику их развития может дать только специалист. Поэту плановые осмотры играют важную роль при патронатном наблюдении за крохой.

Согласно медицинскому справочнику к спинальным рефлексам относятся:

  • Верхний хватательный рефлекс (Янишевского или Робинсона)

Хватательные рефлексы определяют реакцию ладошек ребенка на факторы внешних раздражителей. Если прикоснуться к ладони новорожденного или положить погремушку, он крепко сцепит ее своей ручкой. Иногда сжатие пальчиками настолько сильное, что младенца можно легко приподнять. Атавистический рефлекс Янишевского существует непродолжительное время – от 1 до 4 месяцев, после чего затухает.

  • Шейный тонический рефлекс (ассиметричный и симметричный)

Ассиметричный тонический рефлекс у малышей возникает в период новорожденности. Он характеризуется высокой возбудимостью и повышенным мышечным тонусом. У здоровых детей проявление тонического автоматизма наблюдают в возрасте двух-четырех месяцев, а ближе к полугодию он ослабевает или вовсе исчезает.

Диагностируется шейный автоматизм следующим образом: например, при повороте головы ребенка в левую сторону, он согнет правую ножку и ручку, а две противоположные – автоматически выпрямит. Такое положение тела чем-то напоминает «фектовальщика».

У детей с патологией ДЦП присутствие асимметрического рефлекса остается на долгий период времени. Такой категории малышей очень трудно ориентироваться в пространстве (отсутствует фокусировка взгляда) и координировать свои движения.

Симметричный тонический рефлекс проявляется в любом положении тела новорожденного. Он может быть сильно выраженным или слабым.

При сильно выраженных шейных рефлексах, ребенок не может принять удобную позицию, ему тяжело свернуться в калачик, сесть и даже ползать. После полугода возможна частичная задержка развития мелкой моторики.

Самостоятельно определить степень растяжения и сжатия мышц можно с помощью простого упражнения: наклонив голову ребенка к груди, сделать несколько движений на разгибание и сгибание рук и ног. При сильном сопротивлении ручек во время разгибания, а ножек при сгибании, кроху следует показать врачу-ортопеду.

  • Рефлекс опоры

Опорный рефлекс проявляется у новорожденного до 2 месячного возраста. Если кроху поставить ступнями на твердую поверхность, то он выпрямит ножки и будет стараться стоять.

  • Ползания (Бауэра)

Спинальный рефлекс Бауэра в норме у ребенка – до 4 месяцев. Выложенный на животик младенец будет проявлять попытки ползать (отталкивающие движения от ладоней взрослого), если его ножки почувствуют малейшую опору.

  • Шаговый (автоматической походки)

Как и ползание, данный рефлекс угасает на 2 месяце жизни ребенка. Проявление автоматизма походки у новорожденного можно наблюдать, если приставить его ступни на стол или другую твердую поверхность. Находясь вертикально, он начнет автоматически передвигать левой и правой ножками.

  • Галанта

Рефлекс Галанта проявляется, если провести пальцами или ладошкой (сверху-вниз) по позвоночнику. На внешний раздражитель в паравертебральной области ребенок выгибает спинку дугой. У детей этот автоматизм сохраняется впервые 2-3 месяца.

  • Подошвенный

Если провести ладонью по подошве (от подушечки к пятке), то большой пальчик начнет разгибаться. Одновременно четыре других пальца, веерообразно раздвигаются в стороны и разгибаются. Такую реакцию малыша на внешний раздражитель, еще называют рефлексом Бабинского.

  • Рефлекс Моро у грудничка

Можно проверить 3 способами: хлопком по пеленальному столику либо другой поверхности, на расстоянии 10-15 см от младенца; пассивным выпрямлением ножек; опусканием тела вниз и поднятием в исходное положение. В ответ на раздражение новорожденный реагирует так: вначале отводит ручки в разные стороны, а затем возвращает к туловищу, как бы его охватывая. Данный автоматизм можно наблюдать у детей с первых дней новорожденности. Как правило, он угасает после 4 месяцев, у недоношенных деток может длиться намного дольше.

  • Кернинга

Проверяется у грудного ребенка до 2-3 месяцев, путем сгибания ножек в коленных суставах на сопротивление. Рефлекс Кернинга считается в норме, если разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах невозможно.

Как проверять наличие рефлексов у младенца

Большинство молодых родителей не знают что делать, если рефлексы у ребенка ослабленные, отсутствуют или не угасают после 5-6 месяцев развития.

Иногда причиной угасаний автоматизмов у детей могут стать послеродовые травмы, недоношенность, противопоказанность принимаемых лекарственных препаратов или заболеваний во время протекания беременности.

Появление и угасание врожденных рефлексов можно проверять у невропатолога, как при плановых осмотрах малютки, так и самостоятельно дома.

  • При каждом кормлении грудью или из бутылочки проверять, как ребенок реагирует на легкие прикосновения к щечке, или верхней губе – открывает ли он ротик, ищет ли раздражитель. Таким способом мама проверит реакцию на оральные рефлексы новорожденного.
  • Во время игр с 2-3 месячным малышом, как можно чаще давать в ручки игрушки (погремушки). Проверить степень развития хватательного рефлекса очень просто: положите в ладонь крохи свой указательный палец, и вы заметите, как он молниеносно сожмет своей ручкой. В случае угнетения, проконсультируйтесь с врачом.
  • Наблюдайте, поворачивает ли кроха на бок головку, когда лежит на животике. Ослабление или отсутствие поворотов головой может свидетельствовать о наличии такого неприятного заболевания как ДЦП.
  • Во время удерживания грудничка в вертикальном положении, поставьте его стопы к опоре, он должен совершить активные движения ножками. Так проверяются рефлексы опоры и автоматической походки.

Контролировать ответные реакции организма необходимо постоянно, особенно впервые месяцы жизни новорожденного. В случае каких-либо отклонений – это может свидетельствовать о патологических нарушениях в развитии мышечной, костной и нервной систем.

Родителям, которые знают, какие должны быть рефлексы в норме, когда возникают, их значение, намного легче воспитывать и растить здорового ребенка.

Рефлекс - это бессознательная реакция организма в ответ на воздействие раздражителей, поступающие из окружающей среды. Они делятся на безусловные и условные.

Безусловный рефлекс - это врожденное реагирование на уровне инстинкта на определенные стимулы.

Условный рефлекс - это реакция организма, которая вырабатывается под воздействием определенных условий в процессе жизнедеятельности малыша.

Безусловные рефлексы по мере развития нервной системы угасают. Наибольшую роль они играют у малышей в период новорожденности и являются существенным диагностическим признаком многих нарушений, в первую очередь, в нервной и мышечной системе крохи.

Рефлексы у новорожденных:

Наличие правильных врожденных (безусловных) указывает на нормальное и завершенное развитие плода и достаточный уровень созревания его нервной системы.

Все отклонения от нормы свидетельствуют о нарушениях в нервной системе и требуют консультации невролога и контроля за состоянием и развитием ребенка.
Такие нарушения могут иметь временный характер и являться результатом адаптационных расстройств, незрелости плода даже в случае доношенности.

Рефлексы у новорожденных проявляются при участии определенных мышц и воздействии на них раздражителей. Нормальное проявление рефлекса возможно только при нормальной мышечной силе и напряжении в совокупности с ничем не нарушенной цепной реакцией начиная от раздражителя до ответной реакции на него.

Чем глубже недоношенность малыша, тем слабее рефлекторные реакции его мышц.

Сосательный, глотательный и поисковый рефлексы:

Сосательный и глотательный рефлексы появляются независимо друг от друга и являются начальными признаками зрелости нервной системы плода. Правильное формирование этих рефлексов заканчивается к 32-й неделе беременности, что позволяет новорожденному сразу после рождения уметь сосать и глотать.

Наиболее зрелым безусловным рефлексом новорожденного является сосательный. Вызвать его способны раздражители, которые вовсе не связаны с процессом кормления. Легко прикоснувшись к щеке малыша, он сразу поворачивает головку в вашу сторону, выпячивает губы и начинает искать соску или грудь.

Поисковый рефлекс говорит о нормальном напряжении и силе мышц шеи. Но очень быстро он исчезает.

Сосательный рефлекс - один из важнейших безусловных рефлексов новорожденных

Рефлекс Моро:

Рефлекс Моро (спинальный) начинает проявляться у всех доношенных новорожденных. Он характерен для малышей в возрасте до 1 месяца.

Протекает такая реакция в два этапа:

1. Ударив по поверхности, где лежит кроха, на расстоянии 15 см от головки или неожиданно разогнув ножки, он разведет ручки в стороны, разогнув при этом кулаки;

2. Возвращение рук в начальную позицию по истечении нескольких секунд.

Первая фаза такого рефлекса вызвана испугом ребенка, вторая - желанием найти защиту у мамы.
Наиболее сильно такой вид рефлекса проявляется в первые 2 недели жизни малыша. Чаще всего его проявление можно заметить при пеленании, смене одежды, купании.

Такой рефлекс у ребенка - это реакция на страх. Поэтому приближаться к малышу необходимо очень плавно и аккуратно.
Отсутствие или слабая выраженность такой реакции у новорожденных указывает на очень слабый тонус мышц или другие нарушения в нервной системе. Также важно учитывать и контролировать симметричность проявления реакции Моро.

Рефлекс Моро угасает к месячному возрасту

Рефлекс хватания:

Протекает в две стадии:

1. При надавливании пальцем на ладонь или стопу малыша, он сожмет пальчики;

2. Малыш так сильно охватывает пальчики взрослого своей кистью, что его вполне можно поднять за руки.

Этот рефлекс может сохраняться до 4-х месяцев. Взамен ему должно прийти произвольное и осознанное захватывание предметов детскими ручками.

Хватательный рефлекс существует до 4 месячного возраста

Постуральные рефлексы:

Таки рефлексы длятся на протяжении всего периода воздействия раздражителя. Наблюдение за этими рефлексами позволяет доктору оценить, нормально ли протекает двигательное развитие малыша. К этой категории реакций относят следующие:

1. Рефлекс опоры;

2. Автоматическую ходьбу;

3. Рефлекс ползания.

Ползание:

Необходимо кроху уложить на животик и приставить ладошку к его стопам. Ребенок инстинктивно оттолкнется от нее, а мышцы-разгибатели нижних конечностей будут поочередно сокращаться. Малыш начнет ползти.

Рефлекторное ползание (рефлекс Бауэра)

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы:

Необходимо взять малыша подмышки и удерживать головку. Стопы должны полностью соприкасаться с поверхностью. Здоровый ребенок будет сильно разгибать ножки, стопой упираться в поверхность. Когда это произойдет, наклоните ребенка слегка вперед - он сделает несколько маленьких шагов. В некоторых случаях дети в процессе такой «ходьбы» скрещивают ножки в районе голени и стопы. Такая реакция называется автоматической ходьбой. Важно оценивать симметричность таких перекрещиваний ног и их силу.

Рефлексы автоматической ходьбы

Шейный рефлекс:

Уложите малыша на спинку. Пассивно поворачивайте его головку вбок. При таком повороте в одну сторону конечности будут автоматически разгибаться, а в другую - сгибаться. Иначе такой рефлекс называют ассиметричным шейно-тоническим. Такой же рефлекс можно вызвать, уложив ребенка на спинку, подложив под лопатки ладошки рук взрослого и приводя голову к груди. При сгибании головы ручки будут сгибаться, а ножки разгибаться. При возвращении головы реакций ног будет противоположной.
Этот вид рефлекса не проявляется у всех новорожденных. Больше всего его наблюдают у младенцев более старшего возраста.

У новорожденных этот рефлекс часто проявляется поворотом туловища в сторону головки.

Рефлекс Галанта:

Такая реакция сформирована с 27-й недели беременности. Кроху необходимо уложить на спинку и поочередно проводить пальцем от копчика к шее с обеих сторон от позвоночника. В ответ на это малыш выгибается вбок дугой, которая открыта в бок раздражителя. Выраженность такого рефлекса указывает на состояние тонуса и работы мышц спины и их симметричность.

Рефлекс Галанта

Глазной рефлекс Пейпера:

Такая реакция позволяет в очень раннем возрасте определить, видит ли ваш малыш. Необходимо направить сбоку к глазкам ребенка свет маленького фонарика. В ответ на это у крохи сузятся зрачки, он сомкнет веки и откинет голову назад. Если в это время поднести руку к глазам малыша, то реакции никакой не последует. Такой вид безусловных рефлексов очень быстро исчезает, поскольку орган зрения привыкает к свету.

Рефлекс «глазки куклы»:

Иногда такой рефлекс называется «убегающие глазки». Его суть состоит в том, что при повороте головки малыша вбок глазные яблоки двигаются в противоположную сторону. Этот рефлекс практически полностью исчезает до десятого дня жизни, поскольку зрительные нервы очень быстро развиваются и дозревают.

Рефлекс Керера:

Относится к слуховым рефлексам. При резком звуке ребенок плотно смыкает веки. Если такая реакция отсутствует, то никогда не рассматривайте это явление как глухоту у малыша. Рекомендуется повторять такие проверки несколько раз. Только после длительного отсутствия реакции необходимо более тщательно наблюдать за состоянием ребенка.

Рефлекс перекрестного разгибания:

Необходимо уложить малыша на спину и аккуратно разгибать ногу в колене. Одновременно проводите пальцем по подошве. В результате такого воздействия вторая нога ребенка сначала согнется в колене, затем разогнется и прикоснется стопой к раздражителю - пальцу руки взрослого.

Сильнее всего такой рефлекс проявляется с 34-36-й недели беременности, но в некоторых случаях его можно наблюдать и у недоношенных детей с 28-й недели беременности.

Важно проверять такой рефлекс с обеих сторон на симметричность и соблюдение последовательности реакции. Асимметрия, как правило, указывает на нарушение в нервной системе и костно-мышечном аппарате (дефекты тазобедренного сустава).

Рефлекс Переса:

Указывает на нормальное развитие шейных мышц и их тонус. Определяется таким образом: приподнимите малыша в вертикальное положение и обратите внимание на угол между головой и спиной. Чем он меньше, тем ниже тонус мышц шеи у новорожденного. Особенно хорошо заметен такой рефлекс у недоношенных детей, когда их головка сильно запрокидывается назад.
Если подобная картина отмечается у доношенных малышей, то это может указывать на заболевания, которые приводят к слабости шейных мышц. Также часто такое состояние наблюдается у детей после приема обезболивающих препаратов или вследствие послеродового ацидоза.

Повышенной тонус шейных мышц легко определить так: приподнимите малыша за ручки вертикально. Если он в таком положении легко удерживает головку как ребенок 2-3 месяцев - это сигнал наличия определенной патологии, что требует наблюдения за крохой. Наиболее частая причина такого состояния - гипоксия. С первых дней жизни таким детям назначают специальный комплекс упражнений и расслабляющий массаж.

Подошвенные рефлексы:

Такие рефлексы являются физиологическими только у новорожденных и младенцев. У детей более старшего возраста они указывают на наличие патологии.

Проведите пальцем руки по внешнему краю стопы в направлении от пятки до большого пальца. При этом к подошве должны пригибаться все пальчики, кроме большого - он отклоняется назад. Очень часто ребенок одергивает ногу при воздействии раздражителя. Такая реакция носит название рефлекс Бабинского.

Другой вариант такого рефлекса: несильными и отрывистыми ударами воздействуйте на пальчики ног со стороны подошвы. В ответ на это пальцы будут сгибаться. Эта реакция иначе называется рефлексом Россолимо.

Оба вида подошвенных рефлексов не имеет никакого диагностического значения у малышей первого года жизни.

Хоботковый рефлекс:

Заключается в выпячивании губ ребенка при прикосновении к ним пальца взрослого. Объясняется эта реакция сокращением мышцы рта малыша - сосательного мускула. Сохраняется этот рефлекс 2-3 месяца, потом исчезает. Если этот рефлекс сохраняется до шести месяцев, тогда необходимо сообщить об этом педиатру.

Регулярная проверка рефлексов и контроль за динамикой их развития имеют важное диагностическое значение. Часто отклонения в рефлексах являются наиболее ранними признаками заболеваний центральной нервной системы.

После появления на свет новорожденного ребенка, все его органы и системы начинают адаптироваться к совершенно новым условиям жизни. Совсем маленькие детки лишены основных человеческих навыков, которые им предстоит осваивать в дальнейшем по мере взросления. Немаловажную роль и значение в процессе адаптации, занимают рефлексы новорожденных, с помощью которых малыш выживает и может в дальнейшем полноценно жить без них.

При появлении крохи, его первыми осматривают педиатр и невропатолог. Очень важной частью осмотра является проверка врожденных рефлексов. При нормальной работе центральной нервной системы, все физиологические рефлексы должны быть у ребенка в норме. Их тестирование проводится специалистами в теплом, хорошо освещенном помещении. При этом малыша в состоянии бодрствования, сухого и сытого, укладывают на ровную полужесткую поверхность, что также имеет значение для правильной диагностики.

Врожденные рефлексы новорожденных являются ничем иным, как специфической ответной реакцией, на те или иные внешние раздражители. Каждый из рефлексов возникает и исчезает в определенное время. Одним свойственно появляться непосредственно при рождении и с взрослением малыша затухать, другим – появляться уже в процессе взросления.

Все рефлексы у здорового новорожденного ребенка, должны иметь симметричный характер. Речь идет об одинаковом ответе левой и правой стороны на раздражители. Ненормальной реакцией считается, когда рефлекс присутствует с одной стороны, а с другой – отсутствует.

Это может свидетельствовать о проблемах с нервной системой .

Рефлексы можно условно классифицировать на две основные группы:

  • безусловные рефлексы новорожденных, которые заложены самой природой, имеют место сразу после рождения и со временем утихают, уступая место условным;
  • условные рефлексы новорожденных, которые ребенок приобретает из собственного жизненного опыта в процессе созревания головного мозга и физического, а также психоэмоционального развития.

Среди врожденных или безусловных рефлексов различают около 15 видов. Именно они помогают пережить ребенку сложный процесс адаптации, связанный с приспосабливанием к совершенно новым условиям жизни. Некоторые из них выполняют толчковую роль для приобретения других рефлексов, а некоторые и вовсе остаются с ребенком на всю жизнь.

Среди врожденных рефлексов можно выделить несколько групп:

  • с помощью которых обеспечивается нормальная жизнедеятельность всех систем малыша – дыхательный, глотательный, сосательный, а также спинальные;
  • с помощью которых слабый детский организм может защищаться от внешних раздражителей, например, холода или жары, яркого света и т.д.;
  • временные, играют разовую роль в жизнедеятельности малыша, например, во время родовой деятельности при прохождении по родовым путям младенец способен рефлекторно задерживать дыхание.

Оральные рефлексы новорожденных

Под этим понятием следует понимать, возможность малыша сосать материнскую грудь или соску при искусственном вскармливании, а также глотать получаемую пищу.

Среди основных оральных рефлексов следует отметить:

Сосательный — начинает себя проявлять буквально с первых часов жизни малыша. Проявляется он в виде готовности ребенка хватать своими губами любые раздражители, которые касаются губ или попадают в ротовую полость. Активные и ритмические сосательные движения обеспечивают ребенку питание и проявляются примерно до 1 года жизни, после чего начинают постепенно стихать. ()

Глотательный — с помощью которого ребенок может глотать поступающую пищу.

Хоботковый — при малейшем прикосновении к губам ребенка, он выпячивает их, свернутыми в трубочку, что напоминает хоботок. За это отвечает круговая мышца рта, которая непроизвольно сокращается при прикосновении (зачастую уже к 2-3 месяцам пропадает).

Поисковый или рефлекс Куссмауля — при котором ребенок опускает нижнюю губку и поворачивает головку в сторону раздражителя, активно занимаясь поиском маминой груди. Происходит рефлекс при каждом осторожном прикосновении к уголкам рта малыша и чаще всего также присутствует лишь в первые месяцы жизни ребенка.

Ладонно-ротовой или рефлекс Бабкина — выражается в открытии ротика ребенком с одновременным движением головы в направлении раздражителя при легком, одновременном нажатии на его ладошки. Явно выражен только в первые месяцы и уже к третьему месяцу жизни ребенка начинает постепенно угасать.

Спинальные — представляющие собой набор специфических реакций, которые указывают на состояние мышечного аппарата малыша. Специалисты проверяют эти рефлексы на протяжении всего периода новорожденности.

Защитный — активируется в первые часы жизни ребенка. Если малыша выложить на животик, его головка поворачивается в сторону и он пытается ее приподнять (). Таким образом от природы у ребенка заложена защитная функция от нарушения дыхания.

Хватательные и двигательные реакции

Рефлексы Робинсона и Янишевского или хватательный — выражаются в хватательном движении обеих ручек малыша и достаточно сильном удерживании в ручках маминых пальцев. Иногда сила захвата бывает настолько сильной, что таким образом удается даже слегка приподнять ребенка. Начинает ослабевать этот рефлекс примерно к 3-4 месяцам жизни новорожденного. Если он сопровождает малыша в более позднем возрасте, то это может указывать на наличие неврологических проблем.

Рефлекс Бабинского или подошвенный , когда легкое поглаживание наружной части подошвы ребенка сопровождается раскрытием пальчиков на ножках в виде веера. При этом с тыльной стороны стопы слегка сгибаются. Этот навык оценивают по его энергичности и симметричности.

Рефлекс Моро — происходит в виде двух фаз, являющихся специфической реакцией малыша на громкий стук или другой резкий звук. При этом в первой фазе ребенок раскидывает в стороны ручки, разжимая при этом пальчики и выпрямляя ножки. Во второй фазе малыш возвращается в свое прежнее положение. Иногда его называют рефлексом объятий, так как во второй его фазе ребенок делает движение, которое напоминает объятие самого себя. Остается явно выраженным примерно до 5-месячного возраста.

Рефлекс Кернига — проявляется в виде специфической ответной реакции на попытки разжать ножки в коленных суставах и отвести их в стороны в тазобедренном суставе. У нормального здорового ребенка сделать это движение не удается. Проявляется до достижения малышом 4 месяцев.

Рефлекс автоматической походки или шаговый — малыш делает движения ножками, имитирующие самостоятельную ходьбу. Происходит это, когда его немного приподнять, слегка наклонив тело вперед. При этом он должен наступать на всю ступню, что является хорошим сигналом. Если же стопы начинают цепляться друг за друга или ребенок , то это может быть сигналом для обращения к неврологу.

Рефлекс Галанта , при котором определяется степень ответной реакции позвоночника ребенка на внешние раздражители. Малыш должен выгнуть спинку, если провести по позвоночнику пальцем (в дальнейшем, ).

Это далеко не полный список всех реакций. Существуют и некоторые другие врожденные реакции, которые в обязательном порядке проверит специалист в роддоме.

В каких случаях родителям следует беспокоиться

В случаях, когда врожденные рефлексы проявляются со слабой степенью интенсивности или немного запаздывают, необходимо обратиться за консультацией к специалисту. Такие отклонения могут указывать на определенные проблемы со здоровьем, например:

  • получение малышом травмы в период родовой деятельности;
  • присутствие некоторых заболеваний;
  • рождение ребенка недоношенным;
  • рождение с асфиксией;
  • специфическая индивидуальная реакция на прием некоторых лекарственных препаратов и т.д.

Особо опасной будет ситуация, когда рефлексы полностью отсутствуют в виду серьезных родовых травм, тяжелых внутриутробных пороков, глубокой асфиксии. Этот факт является основанием для проведения экстренных реанимационных мероприятий. Однако, если ребенку своевременно помочь, то можно с легкостью избежать проблем, так как резервы организма малыша огромные.

Новорожденный ребенок, только появившийся на свет, кажется совсем беспомощным. Однако это не так. Он обладает многими умениями, заложенными природой, которые называются рефлексы.

К сожалению, мало кто из родителей интересуется тем, насколько хорошо проявляются у их малыша такие автоматизмы. Тогда как знания о сути каждой рефлекторной реакции и способах ее проверки, поможет следить за правильностью развития ребенка, состоянием его нервной системы.

Что такое рефлексы

Рефлексы – это автоматическая реакция организма, на какие – либо раздражители. В новорожденный период, который длиться чуть меньше месяца (28 дней), младенец обладает только безусловными рефлексами. С их помощью малыш приспосабливается к окружающему миру.

Наличие хорошо выраженных автоматизмов свидетельствует о правильно сформированной нервной системе ребенка. Поэтому в первые дни рождения младенца педиатр и невропатолог обязательно диагностируют степень проявления у него всех необходимых рефлекторных реакций.

Многие врожденные рефлексы можно вызывать у малыша специально, делая это в виде гимнастики. Главное убедиться, что ребенок здоров и такие упражнения не доставляют ему неприятных ощущений.

Рефлексы новорожденных делятся на две группы, в зависимости от того, какой отдел нервной системы отвечает за их функционирование:

  1. Двигательные сегментарные рефлексы обеспечиваются участками спинного мозга и мозгового ствола. Их подразделяют на оральные и спинальные автоматизмы;
  2. Позотонические надсегментарные рефлексы регулируются центрами среднего и продолговатого мозга. К ним относятся автоматизмы, отвечающие за контроль мышечного тонуса в зависимости от положения головы и туловища.

Большинство безусловных рефлексов со временем исчезает. Их называют рудиментарными. Время затухания у каждого рефлекса разное. Часть автоматизмов необходима лишь на адаптационном этапе, отдельные рефлекторные реакции служат основой для новых осознанных навыков и пропадают по мере их формирования. Есть и такие рефлексы, которые остаются у ребенка на всю жизнь.

Виды рефлексов

Всего выделяют 16 наиболее значимых рефлекторных реакций новорожденных.

Оральные рефлексы

Сначала рассмотрим оральные рефлексы. Их наличие очень важно для ребенка, поскольку они обеспечивают процесс сосания.

  • Сосательный рефлекс – это умение новорожденного совершать сосательные движения. Он проявляется при любом раздражении ротовой полости. Стоит младенцу ощутить, что у него во рту находится какой-либо предмет, он плотно обхватывает его с помощью губ и языка и начинает активно сосать. Читайте подробнее о кормлении грудью >>>

Сосательный рефлекс затухает очень поздно. Сторонники самоотлучения замечают, что ребенок забывает как именно нужно сосать грудь в районе 3-5 лет.

  • Глотательный рефлекс – обеспечивает возможность проглатывать пищу, которая находится во рту у младенца. Данный автоматизм сохраняется в течение всей жизни;
  • Хоботковый рефлекс – заключается в умении малыша складывать губки «трубочкой». Такая реакция возникает, после быстрого прикосновения или легкого постукивания пальцем по верхней губе ребенка. При этом у него непроизвольно сокращается круглая мышца рта и губы вытягиваются вперед;

Данный рефлекс необходим для совершения сосательных движений. Он исчезает через 2 – 3 месяца после рождения малыша.

  • Искательный или поисковый рефлекс – имеет такое название, поскольку связан с поиском младенцем материнской груди. При легком касании уголка рта ребенок поворачивает голову в сторону источника раздражения, а его нижняя губа опускается.

При проверке искательного рефлекса нужно производить очень точные касания. Помимо уголков рта можно надавливать на средину верхней или нижней губы. В этом случае ребенок должен соответственно запрокидывать или наклонять голову вниз. Если неправильно делать такие манипуляции в результате можно получить демонстрацию хоботкового рефлекса.

  • Рефлекс Бабкина – представляет собой следующий процесс: при надавливании на ладошки новорожденного (в области бугорка от большого пальца) он открывает рот и сгибает голову в поисках груди. К 2-3 месяцам эта рефлекторная реакция должна исчезнуть.

Спинальные рефлексы

Не менее важны для новорожденного спинальные автоматизмы. К ним относятся все другие виды непроизвольных движений ребенка, которые он совершает телом и конечностями.

  1. Хватательный или обезьяний рефлекс – это бессознательное сжимание и удерживание в ладошках какого-либо предмета. Обычно для проверки такого автоматизма взрослые вкладывают малышу в ладошки указательные пальцы. При этом он крепко захватывает их и не отпускает.

Ребенок должен держать настолько сильно, что его можно будет таким образом приподнять над поверхностью, на которой он лежит. К 3 – 4 месяцам у младенца этот рефлекс сменяется на осознанные действия, когда он тянется и берет предмет в руки самостоятельно.

  1. Защитный рефлекс – заключается в умении новорожденного при выкладывании его на живот сразу же поворачивать голову в сторону. Этот автоматизм обеспечивает возможность младенцу дышать в любом положении его тела. Со временем ребенок научиться приподнимать и удерживать головку, а данная рефлекторная реакция исчезнет. Читайте также: Когда ребенок начинает держать голову >>>
  2. Подошвенный рефлекс – срабатывает при надавливании пальцем на подошву в области второго и третьего пальца. При этом новорожденный должен поджать пальцы стопы. Таким образом проверяют тоническую реакцию сгибателей пальцев ног.
  3. Рефлекс Бабинского – также проверяется на стопе младенца. Для этого необходимо сделать поглаживающее движение по внешнему краю стопы в направлении от пятки к пальцам. Рефлекторно пальцы распрямляются и разводятся в стороны (веерообразно).
  4. Рефлекс опоры и выпрямления – представляет собой способность малыша упираться о поверхность полной стопой. Для проверки данного автоматизма ребенка нужно держать на весу, зафиксировав его головку, а затем опустить вниз. В поднятом положении у младенца ножки поджаты к животу, но когда происходит касание поверхности, он опирается на нее и выпрямляет туловище. Такой автоматизм сохраняется довольно долго, до 8 – 11 месяцев.
  5. Рефлекс автоматической ходьбы – проверяется одновременно с предыдущим. После того, как ребенок стал на стопу и выпрямился, его слегка наклоняют вперед. Малыш должен сделать несколько шаговых движений по поверхности. Иногда в процессе такой ходьбы его ножки могут перекрещиваться. Через полтора месяца младенец должен научиться переставлять ноги правильно. Узнайте, когда ребенок начинает ходить осознано>>>.
  6. Рефлекс ползанья – проявляется, если положить новорожденного на живот. Он начинает совершать хаотичные движения телом, пытаясь сдвинуться с места. В это время нужно подставить ладонь к подошвам младенца. В ответ на такое раздражение его движения должны активизироваться. В 4 месяца ребенок перестает проявлять подобную реакцию. Теперь он будет пытаться отталкиваться от опоры и продвигаться вперед. Подробнее о том, когда ребенок начинает ползать >>>
  7. Рефлекс Моро – его можно охарактеризовать как «реакция на испуг». Для проверки нужно уложить новорожденного на пеленальный столик и двумя руками одновременно сильно ударить по столу с двух сторон возле его головы. Сначала малыш должен резко развести руки в стороны, разжать пальцы, выпрямить ноги, но потом быстро вернуться в исходное положение.
  1. Рефлекс Галанта – позволяет проверить реакцию позвоночника на раздражитель. Следует уложить младенца на бок и сверху вниз провести пальцами с двух сторон по околопозвоночным линиям. При этом он будет дугообразно выгибать спину.

Позотонические рефлексы

Позотонические рефлекторные реакции связаны с формированием у ребенка умений поднимать голову, сидеть или стоять, которые предполагают наличие способности правильно перераспределять нагрузку на мышцы в зависимости от положения тела.

  • Рефлекс Магнуса – Клейна – еще его называют ассиметричным шейным тоническим автоматизмом. Предварительно новорожденного нужно положить на спину и повернуть его голову на бок. Рука и нога с той стороны, куда будет повернут ребенок – распрямятся, а с противоположной стороны – согнутся. Это положение называют «позой фехтовальщика».

Такая рефлекторная реакция угасает по достижении младенцем двухмесячного возраста.

  • Симметрический тонический шейный рефлекс – заключается в срабатывании сгибателей и разгибателей конечностей при запрокидывании и наклоне головы. При запрокидывании – ребенок выпрямляет руки и сгибает ножки, и наоборот.

Данные рефлексы наблюдаются у младенцев постоянно.

Нарушения рефлекторных реакций

Проверка рефлексов является обязательной процедурой для диагностирования правильности развития ребенка. В случае выявления каких-либо отклонений в проявлении рефлексов у новорожденного, необходимо пройти срочную консультацию у специалиста. Своевременная коррекция дает возможность организму младенца быстро восстановиться и в дальнейшем развиваться без патологий.

Итак, на что же нужно обращать внимание?

Прежде всего, важно помнить, что у новорожденного должны проявляться абсолютно все из перечисленных рефлекторных реакций. У недоношенных, а также младенцев, у которых при рождении была асфиксия или родовая травма, безусловные рефлексы выражены более слабо.

Обязательно нужно следить за периодами угасания рудиментарных автоматизмов. Если по истечении обозначенных сроков рефлекторная реакция остается ярко выраженной, это свидетельствует о нарушении деятельности центральной нервной системы.

Также неблагоприятным показателем служит резкое изменение (усиление или ослабление) рефлексов у новорожденного. Это может быть в результате:

  1. нарушения мышечного тонуса, подробнее об этом: гипертонус у новорожденного >>>;
  2. патологии нервной системы;
  3. воспалительных заболеваний;
  4. реакции на лекарственный препарат.

При проверке проявлений рефлексов следует учитывать такие моменты:

  • Незначительное усиление рефлекторных реакций младенца может наблюдаться при повышенной нервной возбудимости;
  • Оральные рефлексы наиболее выражены в период перед кормлением. Когда ребенок сыт, он может проявлять их не так явно;
  • Рефлекторная реакция на раздражитель должна быть одинакова с обеих сторон.

Конечно же, важно обращать внимание на общее состояние младенца. Если при изменениях в проявлении рефлекторной реакции отсутствуют другие неврологические патологии, то это может являться индивидуальной особенностью организма новорожденного и не окажет отрицательного влияния на его дальнейшее развитие.

Главное, чтобы врач после осмотра сделал заключение «физиологические рефлекторные реакции младенца в норме». Такой диагноз означает, что ваш ребенок чувствует себя хорошо и у него со здоровьем все нормально.

Когда ребенок появляется на свет, его нервная система еще не сформирована. Тем не менее, для адаптации в “новом мире”, у малыша уже присутствуют некоторые умения - рефлексы новорожденного (ответная реакция на воздействие раздражителя из внешней или внутренней среды организма). Рассмотрим что уже умеет новорожденный и как правильно проверить основные автоматизмы.

Рефлексом называют ответную реакцию живого организма проходящую с участием ЦНС (центральной нервной системы) на какое-либо воздействие.

В зависимости от типа образования или биологической значимости рефлексы новорожденных и грудных детей разделяются на группы.

По типу образования

Учитывая тип образования все виды рефлексов делят на:

  • безусловные (врожденные) - с которыми уже рождается ребенок;
  • условные (приобретенные) - личный опыт ребенка.

По анатомическому расположению

За функционирование рефлексов отвечают разные отделы нервной системы. В зависимости от того какой отдел НС обеспечивает реакцию, рефлексы делятся на 2 группы:

  • Двигательные сегментарные (обеспечиваются спинным мозгом и мозговым стволом);
  • Надсегментарные позотонические (обеспечиваются центрами продолговатого и среднего мозга).

По биологической значимости

В зависимости от назначения врожденные рефлекторные реакции разделяют на 4 класса:

  • обеспечивающие работу основных систем организма (дыхание, пищеварение, выделительная система);
  • защитные (зажмуривание глаз, кашель);
  • ориентировочные (реакция на новый стимул);
  • атавистические (наследственные которые исчезают на протяжении 2-4 месяцев).

Основные рефлексы новорожденного: таблица по месяцам

Всего выделяют 13 наиболее важных рефлексов малыша. Приведем их краткую характеристику в таблице.

Название рефлекса Как вызвать/Как проявляется Когда угасает
Моро При резком поднимании или опускании младенца, полусогнутые в локтях руки раскидываются по сторонам, а пальцы растопыриваются; после - руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки. После 4 месяцев
Ассиметричный шейно-тонический (Магнус-Клейна) При резком повороте головы, лежащего на спине ребенка,в сторону повернутой головы вытягивается рука и нога; противоположные конечности сгибаются принимая “позу фехтовальщика”. После 4 месяцев
Шагательный При вертикальном удержании ребенка (упирая ступни о твердую поверхность) чуть переместив туловище вперед можно заметить что-то похожее на шаги. После 2-3 месяцев
Опоры При вертикальном удержании ребенка касаясь подошвами ног края стола, малыш будет пытаться встать на него. После 2 месяцев
Хватательный (кисти) При касании к ладони пальцем малыш крепко сжимает его, а при попытке забрать - сжимает еще больше. После 5 месяцев
Бабкина При давлении на ладонь и предплечье любой из рук, ребенок открывает рот, закрывает глаза и поворачивает голову в сторону раздражителя. После 4 месяцев
Хватательный (стопы) При нажатии на переднюю часть подошвы у ребенка происходит тоническое (обеспечивающие тонус мышц) сгибание пальцев стопы. После 9 месяцев
Симптом Бабинского При поглаживании ступни от пятки до пальцев можно заметить тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев. После 6 месяцев
Поиска груди При касании пальцем щеки малыша, он будет поворачивать голову в сторону раздражителя и открывать рот, будто ищет сосок. После 3-4 месяцев
Сосательный При засовывании пальца ребенку в рот, он будет совершать сосательные движения. После 12 месяцев
Плавательный При расположении младенца вниз животом в воде, он будет пытаться совершать координированные плавательные движения. После 6 месяцев
Глотательный При попадании в рот пищи обеспечивает возможность проглатывания. Не проходит
Зрачковый При ярком свете или засыпании зрачки ребенка сужаются, и при пробуждении или в темноте расширяются. Не проходит

Спинальные двигательные автоматизмы

Обеспечиваются спинным мозгом. Создают “библиотеку” элементарных позных и двигательных программ, которые потом перерастают в намеренные движения. Рассмотрим основные:

Защитный

Попробуйте положить новорожденного на живот, он сразу повернет головку (данная реакция проявляется еще с первых часов жизни).

Важно!

У детей с отклонениями рефлекс может отсутствовать, нужно сразу помочь малышу чтоб он не задохнулся.

Опоры и автоматической ходьбы

Если вы возьмете малыша под мышки (не забывайте при этом страховать головку), он поставит ножки рядом и будет пытаться ходить.

Ползания (Бауэра)

Если приложить ладонь к ступням новорожденного, он рефлекторно начнет отталкиваться, совершая ползающие движения - спонтанное ползание (данная реакция исчезает до 4 месяцев).

Хватательный

При надавливании на ладонь, новорожденный обхватывает пальцы (проявляется еще с рождения). С третьего месяца жизни этот механизм становится все более интенсивным и нарастает.

Этапы развития:

  • От рождения до 2 месяцев (когда грудничок сжимает пальцы родителей. Большую часть времени ручки сжаты в кулачки);
  • Три месяца (ребенок пытается схватить интересующие его игрушки);
  • От четырех до восьми месяцев (маленький уже научился достаточно крепко держать предметы);
  • Девятый - двенадцатый месяц (успешное хватание предметов как правой, так и левой рукой).

Робинсона

При надавливании на ладонь малыш обхватывает пальцы настолько сильно, что его можно смело приподнять вверх (автоматизм проявляется при проверке у новорожденного хватательного рефлекса).

Галанта

Если провести пальцем по позвоночнику младенца, он начинает изгибаться, образуя дугу (соответствующая ножка разгибается в суставе).

Переса

Указательным пальцем проводим по позвоночнику младенца. Возникает задержка дыхания, далее следует крик. Все мышцы приходят в тонус, приподнимается таз, ручки, ножки.

Моро

Говоря простыми словами, это реакция на испуг. Она проявляется при хлопке или ударе в 15 см от головки. При этом ручки и ножки раскидываются, а потом обратно возвращаются в исходную позицию.

Важно!

Данный автоматизм проверяет врач, родителям не стоит делать это слишком часто, поскольку вызывать испуг крайне не желательно.

Кернига

У ребенка лежащего на спине одну ногу сгибают в коленном и бедренном суставах, но выпрямить их не удается (нормальная реакция). Исчезает рефлекс после 3-4 месяцев.

Оральные сегментарные автоматизмы

Оральные сегментарные автоматизмы несут в себе несколько понятий.

Сосательный

Положив в рот соску или палец, можно заметить активные сосательные движения.

Поисковый (Куссмауля)

Если поглаживать лицо в области ротика, не касаясь губ, то губа опускается, отклоняется язычок и головка поворачивается в сторону раздражителя (данный автоматизм присутствует до 3-4 месяцев).

Хоботковый

Постукивая пальцем по губам, они вытягиваются хоботком (существует до двух месяцев жизни).

Ладонно-ротовой (Бабкина)

Нажав на подушечку большого пальца, открывается ротик и головка сгибается (проявляется до 3 месяцев).

Надсегментарные позотонические автоматизмы

К надсегментарным позным рефлексам относятся:

Асимметричный шейный тонический рефлекс Магнуса-Клейна

Если повернуть голову новорожденного лежащего на спине чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча, конечности к которым обращено лицо разгибаются, противоположные - сгибаются.

Симметричный тонический шейный

При сгибании головы повышается мышечный тонус в сгибателях конечностей (зачастую в верхних), при разгибании - в разгибателях (данная реакция исчезает на 2 месяце жизни).

Лабиринтный тонический (ЛТР)

В зависимости от того лежит ребенок на спине или на животе, повышается тонус мышц:

  • на спине - разгибателей тела (шеи, спины, рук, бедер, голеней) и конечностей;

Шея и позвоночник ребенка напряжены, голова запрокинута назад, ноги разогнуты, стопы в положении подошвенного сгибания. Он запрокидывает голову, выпрямляет туловище, руки и ноги. При попытке согнуть голову ощущается существенное сопротивление. Голова не сгибается. Вместе с ней приподнимается и туловище, как «доска».

  • на животе - сгибателей тела и конечностей.

Лежа на животе у ребенка приподнят таз, согнуты ноги, руки, опущена голова. Он не может поднять голову и опереться на ручки, а так же прижать нижнюю часть туловища к поверхности, на которой он лежит, прогнуться. Руки находятся под грудной клеткой в согнутом положении, кисти сжаты в кулаки; бедра и голени чаще приведены и согнуты, тазовый отдел туловища приподнят.

ЛТР у здорового малыша практически не выражается (проходит на 2 месяце жизни).

Рефлекс Ландау (лабиринтный установочный)

При удержании ребенка свободно в воздухе лицом вниз. Сначала он поднимает голову (лицо вертикально, рот горизонтально), потом происходит тоническое разгибание спины и ног. Если опустить головку к груди, тонус исчезает и тело складывается (появляется на 5-6 месяце жизни и угасает на 2 году).

Что делать если у новорожденного слабые рефлексы

Проверка рефлексов - обязательная процедура которая позволяет проверить правильность развития малыша.

Важно!

Если рефлексы выражаются не полностью или не выражаются вовсе, нужно срочно проконсультироваться у специалиста.

Проблема может быть вызвана:

  • внутриутробной инфекцией при беременности;
  • нарушением мышечного тонуса;
  • нарушением нервной системы;
  • травмой ребенка при тяжелых родах;
  • реакцией на сильные лекарственные препараты.

Важно!

Иногда перед кормлением мама может заметить слабовыраженный сосательный рефлекс. Волноваться не стоит. Возможно это говорит лишь о том, что малыш не голоден.

Обращайте внимание не только на наличие, а и на угасание рудиментарных (рефлексы которые со временем пропадают) автоматизмов. Не пренебрегайте плановыми осмотрами. И помните, незначительные отклонения могут быть особенностью организма, которые никак не скажутся на дальнейшем развитии малыша.




Самое обсуждаемое
Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников
Детская ортопедическая обувь Twiki Детская ортопедическая обувь Twiki
Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих


top