Из какой ткани сшить народный сарафан. Русская народная одежда с выкройками

Из какой ткани сшить народный сарафан. Русская народная одежда с выкройками

Всякий народ имеет свои традиции и обычаи, а также национальные наряды, которые отличают его от представителей других народностей.

Что касается России, то такой одеждой стал русский сарафан , представляющий собой платье без рукавов. По внешнему виду данный тип одежды отличался в отдельных регионах страны по типу кроя и материалу. Однако можно отметить, что подобный наряд надевали и представительницы европейских государств.

Слово «сарафан», по мнению ученых, произошло от иранского «sapara», которое означало - «надетый с головы до ног». При этом первоначально слово означало плечевую одежду мужчин. Немного истории…

В современном понимании «сарафан» считается термином , который означает русские традиционные одежды с лямками для горничных. Сарафан являлся народным женским костюмом в северных и центральных российских губерниях, затем перекочевал в Сибирь, и только потом стал очень модным в южной части страны.

Древние русские сарафаны были косоклинными и прямыми. Наиболее старые из них по своему крою напоминали рубаху в виде туники, поскольку центральное полотно было согнуто пополам, а сбоку пришито пару косых клиньев. Создавались они из шерстяных либо домотканых материалов синего, красного, белого либо черного цвета.

До первой половины 20 века такие русские сарафаны сохранились в некоторых Воронежских уездах в качестве элемента костюма девушек.

Разнообразие фасонов по стилям

Наиболее распространенными типами фасонов считались слабо расклешенные глухие сарафаны, прямые с лямками, расклешенные с короткими рукавами, в виде юбки пришитой от лифа и с пуговицами впереди.

Ключевой особенностью такой одежды считается ее внушительный вес, объясняющийся применением огромного количества деталей при пошиве. Наиболее грузными моделями являются красный праздничный, синий и белый русский сарафан . Для изготовления одежды мастерицы применяли овечью тканую шерсть, которая предварительно проходила окрашивание ольховой либо дубовой корой. Кроме того, обязательно использовали бархат и тесьму для украшения низа.

Ежедневным вариантом считался сатиновый прямой сарафан (его называли саяном). Цвет наряда подбирался по возрасту женщины. Молодежь носила бордовые и красные сарафаны, а пожилые - синие либо черные.

Современная интерпретация образа с русским сарафаном

Русская стилистика сарафанов пользуется достаточно большой популярностью у современных модных дизайнеров. Время от времени на подиумах Ив Сен Лорана и Поля Пуаре можно встретить платья, исполненные в традиционной русской классике, задекорированные аппликациями, лентами и вышивкой. Отечественный дизайнер Зайцев давно слывет почитателем накидок из меха, кокошников и сарафанов.

Обыденными и ежедневными подобные наряды сложно назвать, однако у каждого человека имеются поводы, чтобы блеснуть в них! Легкий русский сарафан можно надевать для летней прогулки. В наше время стало очень актуальным проводить тематические мероприятия. Например, почему бы невесте не надеть шикарный праздничный сарафан с кокошником? Это всегда будет выглядеть эксклюзивно и стильно. Подобное торжество обязательно запомнится всем вокруг!

Пролистав каталоги специализированных магазинов и пересмотрев коллекции модных дизайнеров, девушка сможет легко отыскать нужный ей русский сарафан, купить его и носить в своем удовольствие!

Модели русского сарафана на полных женщин

1. Юбка на бретелях - фасон русского сарафана, который полюбился многим дамам. Согласно старинным поверьям, придумала его русская барыня. Именно поэтому в любой русской сказке девушки носили такие одежды. Этот сарафан имеет разную длину - до пола либо ниже колен. Длинная модель на тонких бретелях - праздничный вариант, а чтобы фигура казалась более стройной, дизайнеры применяют различные хитрости. В основном добавляется геометрический узор.

2. Вязаная модель русского сарафана будет смотреться гармонично жарким летом, а также холодной осенью. Плотная либо кружевная вязка в форме цветов и прочих узоров сможет выгодно подчеркнуть достоинства пышной фигуры. Такой сарафан сегодня можно отыскать в любом магазине, предлагающем выбор одежды ручного изготовления. Конечно, такая модель будет стоить дорого, если это не машинная вязка.

3. Балетный русский сарафан - данный вариант считается наиболее воздушным, без рюш и воланов. Именно это и необходимо девушкам с пышными формами. В наше время мода на струящиеся модели балетного сарафана стала набирать не шуточные обороты.

Присмотритесь к фото, возможно, вы решите, что и в вашем гардеробе должна быть сто стильная вещица.

Русский сарафан женский и детский - фото

    Сарафан включает 6 деталей.по два элемента на боковушки,переднюю и заднюю половинку,и подкладка до бедер.когда шьешь ввтачки на груди и спинке нужно строить одновременно с подкладом.на боковых сторонах шить строчки на талии.на спине посередине делается складка до талии.тогда наряд идт свободного кроя.по выкройке уйдт материала 800 см шлка и вискозы,700 см бязи и 300 см шлка на рубаху.

    Русские сарафаны бывают разных выкроек, раньше их шили обычные женщины, кто-то был мастерицей и шил замысловатый, сарафан, а кто-то выбирал модель попроще.

    Вот одна из простых выкроек сарафана.

    Для сарафана лучше взять атласную ткань и красивую конву. Сарафаны могут быть разных цветов.

    Сшить русский сарафан для девочки своими руками очень просто. Вам понадобится ткань, замеры ребенка, выкройка и желание 🙂

    Также определитесь с типом сарафана, они бывают разными.

    Существует много видов русского сарафана: косоклинный глухой, косоклинный распашной, круглый русский сарафан... На фото представлены эскизы этих сарафанов:

    Для детей чаще всего шьют круглый сарафан на бретельках или косоклинный на бретелях. Ниже выкройки косоклинных сарафанов:

    Желаю успеха!

    Русский народный сарафан имеет свободный покрой, сшить его не трудно даже начинающей мастерице. Такой национальный костюм носят и в наши дни, изменив только фасон.

    Шьется из ситца, шелка, атласа и др.

    Для начала измеряем объем груди и спинки, делаем выкройку в соответствии с этими размерами, переносим на ткань, вырезаем составные части: кокетка, 2 трапеции, 2 боковины, 2 лямки. Соединяем детали, прострачиваем на машинке, украшаем стразами, бусинами, ленточками, цветочками и т.д.

    Можно сшить такой симпатичный сарафан для девочки, например, из своих старых джинсов.

    Чтобы не ошибиться с размерами, рекомендую взять за основу любое детское платье. Сама выкройка очень легкая (см картинку). Самое сложное - сделать бант и отделать сарафан тесьмой. Думаю, при желании, с этой задачей справится любой начинающий.

    Для начала нужен качественный материал (чем то напоминающий шелк), из которого сарафан для девочки делать будет. Выкройку сарафана можно найти здесь. Распечатайте и аккуратно прорисовываете выкройку на материале, из которого будете сарафан вырезать. Вырезать нужно аккуратно и все - иначе ничего не получится, если не хватит какого либо кусочка для сарафана.

    Главное смотрите за тем, что бы сарафан был удобный - не очень длинный, не очень широкий. И что бы в нем не было девочке тесно. Когда все вырежете - аккуратно зашейте (предварительно взяв мерки с девочки) и получите сарафан, который не стыдно будет девочке надеть.

    P.S: А можно сделать все гораздо быстрее - как на видео ниже. Русский сарафан можно сделать подобным же образом.

    Пожалуй упустили самое главное - сарафан будет шиться именно под вашего ребенка, поэтому вам необходимо и шить под его размеры, вам не подойдут какие-то конкретные выкройки, необходимо снять размеры с вашего ребенка. Ниже на картинке показано какие размеры потребуется снимать не только для пошива сарафана, но и также для пошива остальной одежды.

    Как видите, всего несколько основных размеров. Это рост, обхваты шеи, талии, бедер, обхват груди, ширина спины, ширина груди. Вот с учетом этих размеров нужно делать выкройку.

    Русский сарафан можно сшить и в домашних условиях. Для этого вам понадобится красная ткань, желательно, атласная, а также различные ленты золотых или серебряных оттенков. А выкройку для такого сарафана предлагаю вам такую:

    Что бы сшить русскую народную одежду для девушки, или для женщины, можно использовать вот такую выкройку. Далее вам уже останется выбрать из какого материала вы сделаете сарафан, и как вы сарафан украсите, отделаете.

    Чтоб выглядеть индивидуально, лучше всего сшить сарафан своими руками, выбрав ткань и модель по своему вкусу.

    Самое главное - правильно скроить сарафан.

    Можно выбрать хорошую выкройку сарафана в журналах по шитью, а можно и попробовать сотворить индивидуальное.

    Можно сшить простейший сарафан вообще без выкройки: нужно выкроить прямоугольник, одна сторона-объем груди, другая - длина сарафана без лямок. Зашиваем боковой шов, выворачиваем, одеваем на себя и непосредственно на себе булавками намечаем где будут лямки. Если выкроить прямоугольник одинаковой ширины сверху и снизу то верх можно присборить резинкой.

    А еще сарафан можно украсить карманами, аппликациями, пайетками, стразами, бисером и бусами, различными вышивками

    выкройки и советы по шитью тут и еще тут

Был важной частью жизни женщин на Руси. По крою, тканям и украшениям сарафана можно было безошибочно определить семейный и социальный статус женщины, ее возраст и местность, откуда она родом. В этом материале мы расскажем об основных видах сарафанов и подскажем, как их сшить своими руками.

Русский сарафан и кокошник - самые узнаваемые детали традиционного костюма славянских народов, проживавших в Российской империи. Первые упоминания этого слова есть в летописях XIV века, впрочем, тогда этот предмет одежды носили мужчины. Сарафаном называли широкий, расклешенный книзу кафтан. В этом нет ничего удивительного: само слово sarapa или sarapai предположительного иранского происхождения, переводится буквально как "одетый с головы до ног" и означает мужскую одежду с рукавами.

Несколько столетий спустя эта деталь одежды стала полностью женской. При этом популярность сарафанов настолько выросла, что они стали вытеснять во многих губерниях традиционную поневу - расшитую ткань, которую крестьянки носили, обернув вокруг бедер.

Первые известные исследователям сарафаны на Руси были "глухими" и косоклинными. Наиболее древние образцы напоминали туники. Изделие состояло из одной детали, согнутой пополам, к которой по бокам были пришиты прямые отрезы ткани или несколько косых клиньев.

Сарафаны шили из самостоятельно сотканных материалов, окрашивали также в домашних условиях. Большая часть сарафанов до XIX века были натурального цвета, неокрашенные. С развитием фабричного производства в Российской империи крестьяне стали закупать яркие разноцветные ткани и шить одежду из них.

Сарафан, как и другие детали русской одежды, был наполнен символами, важными для крестьянина. Края изделия (как и края русской рубахи) украшались сложными вышивками, в которых были зашифрованы знаки, оберегающие владелицу сарафана от дурного глаза, колдовства, злых духов. На спине сарафанов до наших дней сохранилась необычная деталь, которая называется в народе "лягушка" или "вилка". Форма этого элемента действительно напоминает распластанную лягушку - символ деторождения, плодовитости, богатства. Женщины верили, что такой амулет убережет женское здоровье, спасет от бесплодия, сделает детей здоровыми.

Мы подготовили для вас выкройки русских народных сарафанов и видео мастер-класса по изготовлению русского косоклинного сарафана.

Видео

Мастерская Ангел производит множество вариантов русских сарафанов - , и . Некоторые модели - стилизованые, они адаптированы для сценических выступлений - хореографических номеров, спектаклей, народных гуляний. Часть моделей - приближены к аутентичным. При их создании художники Мастерской учитывали цвета, элементы отделки, мотивы вышивки и крой, характерные для той или иной местности. Отдельное место в коллекции сарафанов от Мастерской Ангел занимают изделия, выполненные по мотивам традиционных русских народных росписей - Гжель, Хохлома, Городецкая роспись и т.д.

Можно, зайдя в соответствующий раздел сайта.

Сарафан как национальная русская одежда и сегодня присутствует в нашем гардеробе, только в несколько изменённом и усовершенствованном виде. Подобные сарафаны можно встретить как в зимний, так и в летний период. Простота кройки и использование различных по типу и оттенку тканей сделали современные сарафаны достаточно распространённым типом одежды, подходящей как для офисного стиля, так и для пляжей.

В этой статье мы подробно расскажем о нескольких способах того, как создать своими руками предка современных сарафанов - традиционный русский сарафан.

Для того, чтобы изготовить сарафан своими руками, вам потребуется : два с половиной метра плотной ситцевой либо сатиновой ткани, ширина которого составит 1, 1 метра; двести сантиметров ткани с мелким узором (ширина лоскута - девяносто сантиметров); красивое кружево либо оригинальная тесёмка (десять метров); бумага для первичной выкройки; метр для измерений.

Описание работы

1. Необходимо при помощи ленты определить ширину грудной клетки и спинки.

Затем перенести ваши мерки на листочек бумаги. Далее из разноцветного тканевого лоскута нужно вырезать два элемента "А", "Б" и "С". В результате у нас получаются кокетка и лямки нашего изделия. Для того, чтобы произвести отделку русского сарафана, нужно вырезать из лоскутов ткани, которые остались от основных деталей, ленты, ширина которых составит семь сантиметров.

2. Из монотонной ткани следует сделать выкройку 2-х трапеций. Их высоту мы определяем, учитывая нужную вам длину изделия. По нижнему краю длина составит один метр десять сантиметров, а вверху создайте разные основания трапеций. Лоскут, находящейся сзади, должен быть на пять сантиметров шире, чем деталь спины, а передний лоскут должен быть шире на восемь сантиметров.

3. Необходимо сшить боковые части кокетки, а с помощью тесьмы обработать верхнюю часть.

4. Посередине переднего лоскута нужно пришить отделочную ленточку. Присоединить её нужно совместно с тесьмой, которую следует пришить вдоль самого шва.

5. Соединяем швами бока переднего и заднего лоскутов. Кромку отделываем цветной лентой с тесьмой, которую проложили параллельно шву. Затем проутюжим подол. Применяя крупные стежки, прострочим верх лоскутов. Далее нужно собрать в так называемую «кулиску» низ кокетки по ширине.

6. После того нам нужно сшить кокетку и низ изделия. Далее проглаживаем и обрабатываем с изнаночной стороны каждый шов. Лямочки нужно сложить пополам, обработать их швами, прокладывая тесьму по краям. Лямки тоже обрабатываем утюгом, определяем их расположение и длину, одев при этом само изделие. Присоединяем их швами к кокетке.

В результате ваш сарафан готов!

А вот ещё один способ создать русский сарафан своими руками.

Стоит напомнить, что каждый регион России имел свои традиции в создании сарафанов. Изделия могли отличаться особенностями ткани, цветом, узорами, а также другими деталями. Существовали также отличия между праздничными и повседневными моделями сарафанов.

Вот ещё одна инструкция для изготовления русского сарафана .

1. Вам понадобятся такие элементы выкройки: 4 детали бретелек 2-ой длиной от места над грудью до плечевой точки (ширина элемента - пять сантиметров); деталь спинки (длина от центра лопатки до пяток, ширина - половина обхвата над грудной клеткой); элемент передней части изделия в виде трапеции; по верхней части ширина составляет половину обхвата над грудной клеткой. Обратите внимание, что каждая деталь должна иметь припуски на швы.

2. Части бретелек следует сложить попарно друг на друга, лицевой часть вовнутрь, далее нужно прострочить обе пары по трём сторонам и вывернуть их. А потом обработать шов по краю четвёртой стороны.

3. Если в ваших планах - декорировать изделие с помощью вышивки на части груди либо спины, нужно сделать накладку из ткани с вышивкой на края деталей сарафана. Далее следует подгибать края по бокам на двух главных лоскутах ткани, обработать их машинным швом (слева вышивку не нужно пристрачивать). Элементы необходимо соединить друг с другом по правому боку целиком, а по левому - в верхней части позаботиться о месте для молнии.

4. Затем делаем подгиб краев вверху и внизу основных лоскутов ткани, обработать их машинным швом. Если предусмотрена вышивка, то следует оставить некоторое расстояние (симметричное), куда можно будет спрятать края бретелек.

5. Бретельки необходимо прикрепить, используя шов «зигзаг» либо так называемый «через край». Если предусмотрена вышивка, то следует расположить края бретелек между вышивкой и главной частью тканевого лоскута. Молнию вшиваем по левому боковому шву между вышивкой и главной частью тканевого лоскута.

6. Изделие можно декорировать бусинками, лентами, красивой тесьмой либо пуговицами.

Такая модель сарафана имеет довольно широкий шаг. Поэтому вам в ней будет максимально комфортно .

Историческая справка

Сарафан - собирательный термин, обозначавший длинную горничную одежду на широких плечиках или лямках.

Термин сарафан, имевший, вероятно, иранское происхождение, возник от слов «sapara» или «saparai» (одетый с головы до ног), обозначал первоначально длинную мужскую плечевую одежду с рукавами. В зависимости от материала, кроя или места бытования сарафан мог называться: саян, сукман, касталан, ферязь, шубка, клинник, атласник, кумачник, штофник, бархатник, пестрядник, костыч.

Сарафаны, или сарафанцы, были известны по русским письменным источникам начиная с XIV века. Первое упоминание о них относится к 1376 году, когда в Никоновской летописи эти термины были использованы для характеристики довольно узкой, длинной распашной мужской одежды. Однако описания их кроя и использовавшегося при изготовлении материала не были приведены.

Впервые термин "сарафан" как вид женской одежды упоминается в текстах XVII в. Это была одежда в виде цельного платья с рукавами или без них, с пуговицами или без пуговиц, надевавшееся через голову.

В XVIII - XIX вв. сарафан был известен на севере Европейской России, в центральных губерниях, на Волге и в Сибири. Его носили там как девушки, так и замужние женщины.

Наряду с холщовой рубахой сарафан входил в состав женского крестьянского костюма преимущественно в северных и центральных, а также ряда южных губерний Европейской России, Сибири, вплоть до 40-х годов XX века.

Во второй половине XIX века он получил широкое распространение в южных районах Европейской России как модный девичий костюм.

Впервые термин «сарафан» применительно к женской накладной или распашной одежде был зафиксирован в текстах XVII века. Эта была, судя по письменным источникам, горничная одежда в виде цельного платья с рукавами или без рукавов с пуговицами или без пуговиц, надевавшаяся через голову. Кроме того, сарафаном в этот период времени называли высокую юбку на лямках. Вопрос о том, был ли известен тип одежды на лямках в более раннее время, чем XVII век, в настоящее время дискуссионен. Одни ученые предполагают, что он бытовал уже давно, но обозначался другими терминами, такими как «ферязь», «касталан», «сукман», «саян», «шубка». Они использовались в некоторых районах России еще в начале XX века как аналог термину сарафан. Другие исследователи считают, что термин сарафан стал применяться в XVII веке к совершенно новой, неизвестной ранее одежде на лямках. В XVII веке сарафан, с рубахой, кокошником или венцом был одеждой женщин всех сословий России. В XVIII веке, когда дворянство и богатое купечество перешли на ношение одежды европейского типа, сарафан превратился в одежду небогатых слоев населения (.купечество, ремесленники, крестьяне). С середины XIX века он стал только крестьянской одеждой. Крестьянские девушки и замужние женщины использовали его как праздничную, повседневную и рабочую одежду вплоть до начала 20-х годов XX века. Позднее он сохранялся как одежда женщин старшей возрастной группы, а в 50…60-е годы как погребальная одежда.

Ткани для сарафанов

В связи с большим спросом среди купечества, мещанства и зажиточного крестьянства на шелковые ткани для изготовления традиционных русских сарафанов отечественные мануфактуры в конце XVIII в. наладили выпуск специальных "сарафанных" тканей. Центром их производства был Коломенский уезд, г. Коломна.

Сарафанные ткани поражают яркостью расцветок и броскими узорами. Чаще всего это были изображения букетов цветов, которые заключались в клеимы, обвитые лентами, концы лент завязаны бантами. Характерной особенностью этих тканей было использование в узоре черных нитей. Это создавало иллюзию объемности рисунка, подчеркивало в нем игру светотени.

Н. Солонинкин. "Хоровод". Миниатюра. 1992г. Федоскино.

По качеству материала костюма определяли степень зажиточности и даже сословную принадлежность его владельца. Так, крестьянские девушки в соответствии с их богатством или бедностью в праздник водили отдельные хороводы: наиболее богатым был хоровод "бархатниц", затем хоровод девушек, одетых в "гарусники" - сарафаны из шерстяной ткани, а бедные составляли хоровод из одетых в "ситцевики".

В зажиточных семьях праздничные сарафаны шили из парчи, шелка, бархата. В северных губерниях самыми завидными невестами считались девушки, носившие "золотые" сарафаны вышитые золотными цветами по белой ткани.

Вместе с тем в некоторых северных губерниях девушкам до двадцатилетнего возраста не полагалось носить сарафаны из атласа или гаруса.

Бережное отношение крестьян к своей одежде подтверждается также и тем, что в особо праздничных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять столь тяжело доставшийся наряд. На свадьбе невесту в самом дорогом сарафане под руки выводили к гостям, после чего ее уводили и переодевали в менее дорогой. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных сундуках - больших коробах из липы.

К середине XIX века сформировались четыре наиболее широко распространенных и устойчивых типа сарафанов:

Типы конструкций русских сарафанов (основные и производные)

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан

Этот тип сарафана являлся самым древним и просуществовал до конца XIX века под названиями «шушун», «саян», «ферязь», «дубас», «глухарь», «костолан» и др. Отличительной особенностью глухого косоклинного сарафана являлось его цельное переднее полотнище. Наиболее древний его вариант - глухой туникообразный сарафан - шился из одного перегнутого пополам полотнища ткани, образующего переднее и заднее полотнища сарафана. Бока его в швах расширялись вшивавшимися по всей длине скошенными вверху двумя прямыми отрезками ткани или клиньями с подклинками.

Вырез ворота делался в центре перегнутого полотнища. Он был небольшим (округлым или прямоугольным) с неглубоким нагрудным разрезом, с застежкой на пуговицу или с завязками.

В процессе своего бытования глухой сарафан претерпел некоторые изменения в крое. Его перестали шить туникообразным - широкие лямки начали выкраивать вместе с небольшой спинкой из заднего полотнища ткани. При этом переднее полотнище продолжало делаться цельным.

Глухие косоклинные сарафаны шились преимущественно из тканей домашнего изготовления - красного сукна, черной и темно-синей шерстяной домотканины, белого и синего холста. Вырез ворота, проймы для рук и подол глухих сарафанов украшали обшивкой из крашеного холста или кумача, в некоторых случаях узкой полосой вышивки и аппликацией из ткани.

Туникообразный глухой сарафан имел широкие плечики и небольшие овальные проймы для рук. Некоторые разновидности глухого сарафана имели сзади откидные фальшивые декоративные рукава, пришивавшиеся к краю проймы. Этот сарафан был распространен во всех губерниях Европейской России, в Приуралье и Сибири. Он сменил в это время глухой сарафан и в губерниях северо-запада страны.

2. Распашной или с центральным передним швом косоклинный сарафан

Шился такой сарафан из трех полотнищ ткани - двух впереди и одного сзади. В нижней части в его боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Передние полы застегивались на металлические пуговицы и петли из тесьмы или сшивались. Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или из отдельного куска ткани.

Косоклинные сарафаны получили распространение к началу XIX века в северо-западных губерниях - Новгородской, Псковской, в Сибири и на Алтае, в Восточной Латвии, а также в указанных выше южнорусских губерниях.

Ткани, использовавшиеся для изготовления распашных косоклинных сарафанов, были самыми разнообразными. Среди них встречались холщовые и шерстяные домашней выделки ткани различных цветов, а также набойка, бархат, парча, полупарча, тафта, штофный шелк, кумач, нанка, китайка и другие хлопчатобумажные фабричные ткани. Часто для тепла или придания жесткой формы сарафаны шились на холщовой подкладке.

На края передних пол сарафана или соединявший их шов нашивались имевшие, помимо чисто утилитарного значения, еще и декоративную функцию различного вида пуговицы - дутые, украшенные чернью, гравировкой и зернью из серебра, литые оловянные и медные, саженные мелким речным жемчугом и перламутром, металлические с цветными стеклянными вставками. Их количество и ценность зависели от того, на какого назначения сарафан они нашивались.

Будничные сарафаны шились из более простых, а праздничные - из дорогих тканей. Украшения сарафанов, нашивавшиеся вдоль передних пол и по подолу, тоже различались. У будничных сарафанов это могли быть полосы кумача или текстильные ленты с неярким узором, у праздничных - металлическое кружево, позумент, бахрома, шелковые ленты и тесьма.

Рубахи, надевавшиеся с распашными косоклинными сарафанами, отличались от рубах, использовавшихся с глухим сарафаном, богатым декором в верхней части.

3. «Круглый» или «прямой» («московский») сарафан

Наиболее популярным и широко бытовавшим почти на всей территории расселения русских крестьян к середине XIX века стал третий тип сарафана, получивший название «круглого» или «прямого» («московский»).

Он шился преимущественно из ткани фабричного изготовления, в виде широкой высокой юбки, присборивавшейся на груди. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивали лямки.

Узкие лямки сарафана выкраивались из той же ткани или тесьмы и пришивались на груди и спине.

Будничные круглые сарафаны шились из клетчатой домашней пестряди и фабричных тканей темных тонов. Праздничные - из набойки, кумача, яркого ситца и сатина, шелка, кашемира, парчи и полупарчи. Подол, а иногда и грудь круглых сарафанов, украшали нашивками позумента, бахромы, шелковых лент, тесьмы, аппликациями из ткани.

Круглый сарафан был прост в изготовлении, легок, более ярок, чем холщовая крашеная одежда, и поэтому быстро стал популярен и значительно потеснил громоздкий косоклинный сарафан в крестьянском быту. Он шился из четырех - шести прямых полотнищ ткани - «точей». Первоначально круглый сарафан служил преимущественно одеждой молодых женщин, но постепенно он завоевал симпатии у всех возрастных групп населения.

Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Последний назывался "с передком" или "с грудкой".

4. Сарафан с лифом

Вариантом круглого сарафана являлся сарафан с лифом. Он состоял из двух частей: пышной сосбореной юбки и пришивавшегося к ней, плотно охватывавшего грудь лифа. Застежка делалась по центру переда на пуговицы или крючки и петли.

Такие сарафаны бытовали в центральных районах России. Сарафан с лифом стал прототипом безрукавного приталенного платья.

В современное время модные дизайнеры в своем творчестве часто обращаются к теме русского народного костюма и в частности к теме русского сарафана. На подиумах все чаще и чаще можно увидеть элементы этого русского народного костюма.

Посмотреть каталог готовых выкрое к




Самое обсуждаемое
Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников
Детская ортопедическая обувь Twiki Детская ортопедическая обувь Twiki
Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих


top