Хобби и увлечения подростков. «Вредные» увлечения подростков

Хобби и увлечения подростков. «Вредные» увлечения подростков

Дети подросткового возраста проходят несколько этапов становления личности. В это время ребенок ищет свое место в мире, заводит друзей, у него появляются кумиры. Подростка переполняет энергия и интерес к жизни, поэтому он стремится попробовать разные занятия. Некоторые проявляют свои таланты, занимаясь музыкой, танцами, спортом. Другие же находят самовыражение через потенциально опасные увлечения, в том числе экстремальные. Если такие хобби не контролировать, ребенок может пострадать.

Компьютерные игры

Даже взрослые часто попадают в зависимость от компьютерных игр. В глазах подростка это хобби выглядит еще более привлекательным. Ведь в игре можно стать отважным героем. Виртуальная реальность всегда насыщена яркими событиями, приключениями, авантюрами, которые не происходят в жизни.

Однако подростки легко теряют самоконтроль, поэтому начинают пропадать в виртуальной реальности круглые сутки. Это быстро приводит к проблемам в их настоящей жизни. Ученые установили, что компьютерные игры вызывают зависимость той же силы, что и алкоголь с наркотиками.

Компьютер заменяет собой все - общение с друзьями, учебу, развитие интеллектуальных способностей и талантов. Фактически виртуальная реальность лишает подростка будущего. Он рискует вырасти замкнутым, закомплексованным и необразованным человеком, который будет испытывать трудности с поиском работы и устройством личной жизни.

Однако чрезмерная увлеченность компьютерными играми чревата развитием не только психологических проблем, но и ухудшением физического самочувствия. Для подростков, которые много времени проводят в виртуальной реальности, характерны заболевания позвоночника:

  • остеохондроз;
  • сколиоз;
  • защемление нервов;
  • межпозвоночная грыжа.

Игры так затягивают, что подростки нередко забывают о еде. Они доводят себя до истощения и голодных обмороков. Бывает и обратная ситуация: некоторые подростки, сидя за компьютером, постоянно жуют чипсы, бутерброды, сладости. В результате они набирают лишний вес. В обоих случаях наносится непоправимый вред желудку.

Поскольку подросток-игроман практически не бывает на свежем воздухе, у него возникает дефицит витамина D. В результате ослабляется иммунитет, ребенок начинает часто болеть. Во время игр по ночам высокая контрастность монитора усиливает нагрузку на зрение. Нарушение режима дня и отдыха вызывает проблемы со сном.

Многие читали новости о том, как умер старшеклассник после 22-дневной игры в фэнтези-стратегию. Подросток восстанавливался после перелома ноги. Чтобы скоротать время, он решил поиграть в компьютерную игру. В качестве официальной причины смерти мальчика был назван тромб, который образовался в месте перелома. Однако кардиологи заявили, что такие явления характерны для тех, кто живет в виртуальной реальности. Если человек, который провел много часов в сидячем положении, резко встает, тромб может оторваться. Это приводит к закупорке сосудов, последующему инсульту или легочной эмболии.

Экстремальный спорт


Подростки часто обращаются к экстремальному спорту, считая, что риск - легкий способ привлечь к себе внимание, заставить окружающих уважать себя. Кроме того, сноуборд, бэйс-джампинг, альпинизм, роуп-джампинг позволяют получить яркие эмоции и адреналин. Однако эти виды спорта обходятся дорого, поэтому дети не могут ими заниматься без согласия и помощи родителей.

Наибольшую опасность представляют доступные для подростков способы пощекотать нервы и продемонстрировать сверстникам свою смелость. Подобные увлечения родителям контролировать гораздо сложнее. Так, среди подростков популярен паркур. Трейсеры преодолевают различные препятствия: залезают на стены без страховки, перепрыгивают через заборы, перила лестниц. Риск травмироваться в паркуре очень высокий, причем не только для новичков. Даже с опытными трейсерами происходят несчастные случаи.


Сейчас становится популярным еще более опасное хобби - зацепинг. Подростки цепляются к последнему вагону поезда, карабкаются на крышу, а весь процесс снимается на телефон. Среди зацеперов особенно престижным считается езда на крыше поезда через тоннель. Конечно, такое увлечение оборачивается огромным количеством несчастных случаев. Подростки падают с крыш вагонов, умирают в результате ударов током. Смельчаки пытаются зацепиться за скоростной «Сапсан». Однако для большинства эта поездка становится последней.

Среди потенциально опасных занятий можно выделить тяжелую атлетику. Подросткам, безусловно, нужно заниматься спортом. Однако при поднятии тяжестей важно соблюдать меры предосторожности, контролировать нагрузки. Лучше, если подросток будет заниматься под контролем тренера. В противном случае он рискует растянуть связки, повредить позвоночник.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Военно-спортивные игры


Игры, связанные с двигательной активностью, безусловно, приносят пользу. Однако некоторые из них являются травмоопасными.

Так, популярностью у подростков пользуется военно-спортивная игра хардбол. Она предполагает применение очень реалистичного оружия, стреляющего точно и на высокой скорости. Вместо пуль используются шарики из металла. Однако при отсутствии должной защиты такой снаряд может проникнуть в тело на глубину до 1 см.

В хардбол играют в условиях, приближенных к боевым. Участники должны проявлять чудеса выносливости, меткости, ловкости. Все это требует от подростка моральных и физических нагрузок, к которым растущий организм попросту не готов. Полигоны для проведения игр обустраиваются на заброшенных пустырях, в развалинах зданий. Стоит на секунду отвлечься - и можно оступиться, вывихнуть или сломать ногу.

Страйкбол и пейнтбол - облегченные версии хардбола. Хотя в процессе этих игр вероятность травмироваться ниже, назвать их безопасными нельзя. Часто участники получают ушибы, а также поражения глаз.

Мода и красота


Девушки в подростковом возрасте активно интересуются модой, косметикой, стараются выглядеть красиво. Это естественный этап взросления. Проблема заключается в том, что тинейджеры нередко зацикливаются на своем внешнем виде, и для других хобби в их жизни не остается места. В наше время даже парни-подростки начинают наносить макияж, садиться на диеты, чтобы улучшить фигуру, подбирать модную одежду.

Стремление выглядеть красиво может превратиться в манию. Популярные среди подростков татуировки и пирсинг вызывают негативную реакцию у большинства родителей. Поэтому дети отправляются в подпольные салоны, где мастера соглашаются проводить любые процедуры за минимальную оплату. В таких условиях редко соблюдается стерильность инструментов. Зимой подростки часто носят легкую одежду, потому что она выглядит более стильно. В будущем это грозит проблемами с почками и другими заболеваниями.

Девушки в погоне за идеальными формами порой полностью отказываются от еды. В интернете даже есть форумы, посвященные анорексии. Там девушки делятся советами, как выдерживать голод, как наказывать себя за еду. Такие издевательства над организмом не проходят бесследно. Кроме того, используя с юного возраста большое количество косметики, подростки рискуют вызвать преждевременное старение кожи.

Красота требует затрат, и дети начинают клянчить деньги у родителей. Сталкиваясь с отказом, они становятся еще более капризными и неуправляемыми. Это сказывается на атмосфере в семье.

Селфи


Повальное увлечение селфи только на первый взгляд кажется безобидным. На самом деле это хобби сопряжено с опасностями для подростков, поэтому его окрестили «селфицидом». Пытаясь сделать самое оригинальное фото, чтобы получить больше лайков и комментариев, дети забывают о безопасности.

Страсть к селфи иногда становится для подростков фатальной. Они погибают при разных обстоятельствах: одни пытаются сфотографироваться на мотоцикле и попадают в ДТП, не справившись с управлением, другие разбиваются в результате падения с высоты, третьи - нечаянно наносят себе увечья. Одно время широко обсуждалась новость о девушке, которая фотографировалась, приставив к голове травматический пистолет, и случайно нажала на курок.

Что делать, если у ребенка появилось опасное хобби?

Запреты, нотации и наказания - все эти методы неэффективны при воспитании подростков. В этом возрасте дети считают себя самостоятельными, на все имеют свое мнение и очень болезненно реагируют на критику.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Успех воспитательной работы с подростками, как известно, во многом зависит от умения правильно направить их интересы. В чем же своеобразие интересов в подростковом возрасте?

В процессе изучения основ наук расширяется кругозор подростка, область его интересов становится значительно более широкой по сравнению с интересами младшего школьника. Интересы младшего школьника в основном вращаются вокруг узко конкретного содержания его жизни, связаны по преимуществу с его деятельностью в школе и дома. С расширением круга знаний, обогащением жизненного опыта у подростков появляются новые, самые разнообразные интересы, развиваются и углубляются, в частности, познавательные, общественно-политические интересы и устремления.

Интересы подростка отличаются большей устойчивостью по сравнению с интересами детей младшего школьного возраста. Часто приходится наблюдать, как какой-нибудь интерес сохраняется у школьника в течение всего- подросткового возраста, углубляясь и Обогащаясь содержанием, и впоследствии сохраняется на всю жизнь. Наряду с этим для подростка характерна большая любознательность в соединении с активностью, которые часто приводят к неустойчивости и разбросанности интересов, периодически сменяющимся стремлением заниматься то одним, то другим или многими делами одновременно. Семиклассник Гера В. упорно старается записаться одновременно в кружки «Умелые руки», драматический, филателистический, в волейбольную и туристическую спортивные секции. Кроме этого, он состоит членом авиамодельного кружка при Доме пионеров. Его одноклассник Петя Ю. не отличается такой разбросанностью-он состоит членом всего одного кружка, но зато область его интересов очень часто меняется: в течение года он последовательно «менял» кружки: географический, художественного слова, волейбольный, пока, наконец, не остановился (надолго ли?) на шахматном. Об одном из таких подростков остроумно писала школьная газета:
То амебы, то Алехин, То поэзия, то спорт. Больше сотни увлечений За один лишь только год!

И наличие одновременно многих интересов, и частая смена их в равной степени нежелательны. Хотя это и диктуется часто свойственным подростку жадным стремлением познать больше, но приводит обычно лишь к удовлетворению поверхностного любопытства. Поэтому правильно поступают те учителя и родители, которые сдерживают такую «любознательность». В частности, во многих школах ученикам запрещается состоять более чем в двух кружках, а также часто переходить из кружка в кружок без уважительных причин. Школа и семья должны всемерно содействовать развитию стойких интересов. При многообразии интересов (что в разумных пределах не только допустимо, но и необходимо) надо особо выделять и воспитывать основной, жизненный, «стержневой» интерес.

Интересы в подростковом возрасте часто приобретают форму увлечений, причем таких, которые буквально захватывают подростков в ущерб всем прочим занятиям. Если шахматы - то десятки партий в день, если чтение - то бессонные ночи за книгами, если уж увлечение техникой - то до самозабвения. Таков семиклассник Алексей Р. Читая интересную книгу, он затыкает уши и весь отдается чтению. Его зовут обедать - он не идет и отвечает резкостью. Из-за увлечения чтением он нередко опаздывает в школу. У него отнимают книгу - не помогает. Зачастую он засиживается за чтением книги до поздней ночи, и его не могут уложить спать. Таким же было его увлечение фотографией. Учение было заброшено, целые дни он снимал, проявлял, печатал. Увлекается он и футболом, убегает на стадион с уроков и готов сидеть там целыми днями. Конечно, с подобной формой проявления интересов мириться не следует.

Интересы в этом возрасте становятся более осознанными. Подросток часто сознательно направляет и поддерживает их. В этой связи возникают и опосредствованные интересы (чтореДко встречается в младшем школьном возрасте) - подросток может с увлечением заниматься тем, что еще недавно казалось ему неинтересным и скучным, если это имеет отношение к объекту его интереса. Например, интересуется он моделированием кораблей или самолетов, а для этого нужно иметь представление о теории устойчивости корабля, аэродинамической теории, для чего, в свою очередь, надо хорошо знать математику и физику и уметь производить довольно сложные вычисления. Вот и заинтересовался подросток математикой, которую еще вчера «терпеть не мог».

Наконец, интересы подростка отличаются большей активностью, действенностью, чем интересы младшего школьника. Подросток не просто чем-то интересуется, к чему-то неравнодушен; он стремится удовлетворить свои интересы в деятельности. Не просто интересоваться техникой, а сооружать модели, приборы, конструировать, не просто интересоваться, агротехникой, а работать на опытном участке, выращивать растения, не просто быть футбольным «болельщиком», а самому играть в футбол.

Остановимся более подробно на некоторых видах интересов подростка.

Важнейшее значение имеют познавательные интересы подростка, направленные на познание явлений природы и общественной жизни. Они развиваются в процессе изучения основ наук.

В отличие от учебных интересов младшего школьника познавательные интересы подростка начинают определяться уже самим содержанием знаний, а не только различными привходящими моментами (как-то: внешняя занимательность, способ обучения и т. д.). Интересы, сформировавшиеся в процессе обучения, становятся важнейшими мотивами приобретения новых знаний. В подростковом возрасте познавательные интересы выходят за рамки школьных программ. Подростки начинают читать и изучать научно-популярную литературу, посещать популярные лекции, принимают активное участие в различных кружках, в туристических походах. Познавательными интересами, как правило, определяется и распространенное в подростковом возрасте стремление к коллекционированию растений, насекомых, геологических пород, почтовых марок, старых монет. Коллекционирование следует поощрять, давая ему правильное направление, чтобы оно не выродилось в простое «собирательство», в бесполезное накопление тех или иных экспонатов.

Не следует резко и бестактно пресекать естественный интерес подростков к сбору предметов, даже когда он и приобретает нежелательные формы.

В одной из школ к учителю физики стали обращаться шестиклассники с просьбой пояснить назначение различных частей машин, станков, оборудования, которые они, оказывается, специально собирали. Учитель вместо того, чтобы удовлетворить их любознательность, запретил подросткам собирать «хлам» и приставать к нему с несерьезными вопросами. В другой школе учитель истории высмеял подростков, которые сообщили ему, что собирают в окрестностях Москвы «археологические находки».

Совсем иначе поступил учитель истории другой школы. Узнав, что шестиклассники собирают марки, но делают это без всякой цели и системы, он познакомил школьников с задачами и организацией филателистического дела, рассказал историю почтовой марки, показал, как"природа, история и экономика страны находят свое отражение на рисунках марок. Коллекционирование марок приняло в этой школе правильное направление и дало новый толчок развитию познавательных интересов: учащиеся стали особенно интересоваться географией, экономикой и историей различных стран, марками которых они располагали.

Одна из читательниц журнала «Семья и школа» рассказывала, как ей удалось превратить бесцельное стремление к сбору растений у своих детей-подростков в сознательное коллекционирование с познавательной целью. В этом помогла ей книга Н. Верзилина «По следам Робинзона». Эта книга вызвала большой интерес к наблюдению и коллекционированию растений еще и потому, что она умело ориентировала читателей-подростков на непосредственные наблюдения.

Обычный сорняк - мокрица приобрел в глазах подростков новое значение после чтения этой книги. Оказывается, это - «растительный барометр». По его цветам можно предсказать погоду. Если до девяти часов утра венчик цветка не поднимается и не раскрывается, то днем будет дождь. Учащиеся узнали,., что это растение можно употреблять в пищу в сыром виде как салат, варить из него щи.

По цветку одуванчика стали определять время. Корзиночки цветка в ясную погоду открываются в шесть часов утра, закрываются в три часа дня. Ребята стали собирать цветы мать-и-мачехи, зная, что это лекарственное растение, хорошо помогающее при кашле.

Познавательные интересы подростков весьма избирательны., Одни учебные предметы в связи с этим их очень интересуют, к другим они относятся равнодушно. На возникновение и развитие у подростка интереса к различным учебным предметам большое влияние оказывает личность учителя, а также способ и форма подачи им учебного материала. Известны факты, когда уважение к учителю переносится и на его предмет. Нам приходилось наблюдать очень яркий случай. В V-VII классах одной из школ преподавал очень хороший географ, остроумный и жизнерадостный человек. И он сам, и его предмет были очень популярны в школе. Географию все учащиеся считали самым интересным предметом.

В следующем учебном году географ не работал в этой школе. Пришла в школу новая учительница химии, большой мастер своего дела. К географии быстро охладели, но.химия стольже быстро стала любимым предметом семиклассников. На следующий год - снова перемены: сменилась учительница химии, по« явился новый учитель русского языка (этот предмет считался среди подростков «скучнейшим»). Учитель оказался не только превосходным знатоком своего предмета, но и отличался особенной любовью к нему. Любопытно было наблюдать, как быстро его предмет завоевал популярность, и с каким интересом подростки занимались грамматическим анализом предложений. А химия - та вновь стала в глазах школьников заурядным предметом. Все это было настолько ярко выражено, что учителя шутили: «Была «эпоха» географии, потом - химии, теперь настала «эпоха» русского языка!»

Большое значение в развитии интересов к учебным предметам имеют успехи, достижения или, наоборот, неудачи подростка в изучении предмета. Успехи, обычно связанные с радостными переживаниями, повышают интерес к предмету, неудачи (особенно частые неудачи) в значительной степени снижают интерес.

Нам рассказывали об одном подростке, который не интересовался иностранным языком, не любил его, как он говорил сам. Но положение резко изменилось, когда ему была дана возможность пережить несколько раз радость успеха. Учитель несколько раз добился хорошего выполнения задания этим подростком и очень серьезно, тепло, в присутствии класса отметил его успехи. Сейчас этот подросток кончает институт иностранных языков.

Значительно реже встречаются случаи, когда неуспех, неуда* ча вызывали бы интерес к соответствующему предмету. Если после ряда неудач подросток начинает усиленно заниматься предметом, то это чаще объясняется не возникновением интереса к нему, а самолюбием. Интерес же может возникнуть позже.

Исследования показали, что возникновению и развитию познавательных интересов у подростков способствуют такие учебные задания, которые требуют умственного напряжения, само^ стоятельного, активного размышления. Занимательное и развлекательное, а также легкое и Простое может, конечно, вызвать интерес, но интерес этот не будет носить подлинно познавательного характера. О вреде такого обучения, связанного с злоупотреблением внешней занимательностью, говорил еще К. Д. Ушинский.

В наибольшей степени познавательный интерес у подростков возникает тогда, когда изложение учителем материала построено в виде развернутого описания деятельности исследователя, прокладывающего новые пути в науке, открывающего новое, причем поиски нового связаны с борьбой, преодолением трудностей. Борьба за решение новых задач в науке для младшего подростка должна быть показана конкретно на доступных его пониманию фактах. Для подростка старшего возраста может иметь место более отвлеченное, более обобщенное описание. Таким способом удавалось возбудить познавательный интерес подростков к учению Павлова, Мичурина, Циолковского, к исследованиям Менделеева, Ломоносова, Миклухо-Маклая. Конеч-* но, большую роль играет и умение учителя убедительно показать значение того или иного научного открытия, его общественную ценность. (Исследование Н. Г. Морозовой.)

Важное значение имеет и такой характер сообщения подросткам новой темы, который пробуждал бы у детей интерес к знаниям. Например, учительница зоологии ленинградской школы № 217 Э. Д. Ягудина перед началом изучения в VII классе темы «Происхождение птиц» вывешивает таблицу с изображением ящерицы и орла и предлагает учащимся установить черты сходства этих, казалось бы, совершенно различных по внешнему виду животных. После того как учащиеся с ее помощью найдут сходные черты (размножение с помощью яйца, отсутствие желез на теле, что вызывает его сухость, наличие рогового покрова в чешуйках ящерицы и на клюве, когтях и перьях орла), учительница говорит: «Это сходство ие может быть случайным, оно говорит о родстве птиц и пресмыкающихся. Очевидно, от пресмыкающихся и произошли птицы. О происхождении птиц и пойдет речь на этом уроке». Такой прием введения в новую тему вызывает у подростков интерес, желание узнать то, что еще неизвестно. Известны и другие средства, стимулирукидие развитие познавательного интереса, такие, как введение элемента новизны, опора на прошлый опыт подростков, вовлечение их в творческую работу на уроке, а также экскурсии, лабораторные работы и так далее.

Значительно развиваются в подростковом возрасте читательские интересы. Содержательная сторона читательских интересов подростка определяется в какой-то мере, его возрастными особенностями. В книгах особенно интересует подростка яркий, занимательный сюжет, напряженное, динамически развертывающееся действие. Он предпочитает книги, где описывается деятельность отважных героев, людей сильной воли, мужественных в борьбе с трудностями, книги, где много действия, борьбы, приключений. Это характеризует не только мальчика-подростка (как это принято думать), но и девочку, но, конечно, первых в несколько большей степени. «Молодая гвардия» Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Полевого, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Чапаев» Фурманова, «Два капитана» Каверина- это любимые книги не только юношей и девушек, ной старших подростков. Советский подросток любит также читать книги о жизни и подвигах своих сверстников. Книги: «Судьба барабанщика» и «Тимур и его команда» Гайдара, «Дорогие мои мальчишки» Кассиля, «Улица младшего сына» Кассиля и Поляновского, «Четвертая высота» Ильиной, «Сын полка» Катаева, «С тобой товарищи» Прилежаевой очень популярны среди подростков. Особое место среди таких книг занимают «Повесть о сыне» Е. Кошевой и «Повесть о Зое и Шуре» Л. Т. Космодемьянской.

Наряду с этим подросток любит книги с научно-фантастическим и приключенческим сюжетом, книги о путешествиях, где его привлекает смелое предвидение грядущих успехов науки и техники, необычные приключения, загадочные происшествия. Такие романы Жюля Верна, как «Дети капитана Гранта», «80 ООО километров под водой», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан», некоторые рассказы и романы Джека Лондона, Г. Уэллса, Конан-Дойля, Дюма, Майи Рида, а также книги о путешествиях Пржевальского, Миклухо-Маклая, Ли-вингстона, Ф. Нансена, Т. Хейердала, научно-фантастические романы Обручева, Беляева интересовали и будут интересовать целые поколения подростков. Наконец, подростка привлекают книги о жизни исторических личностей - Петра I, Суворова, Кутузова. Повышается в подростковом возрасте и интерес к научно-популярной литературе.

О большой силе эмоционального воздействия литературных произведений могут свидетельствовать некоторые высказывания подростков.
«Прочитал «Повесть о настоящем человеке». Досадно, что книга кончилась! Я стал как бы старше после прочтения этой книги, начал внимательно присматриваться к людям, к окружающей жизни». (Ученик VI класса В. А.)
«Книгу о Зое и Шуре Космодемьянских я почти выучил наизусть. Какие это были люди!» (Ученик VII класса Н. П.)

«У меня головы не выходит образ капитана Гаттераса из одноименного романа Жюля Верна. Какая удивительная целеустремленность! Человек идет к цели и весь наполнен только ею». (Ученица VII класса Р. И.)

«Даже слезы выступили на глазах, когда прочитал о гибели Д"Артаньяна». (Ученик VII класса П. С.)

Интерес подростка к острой, занимательной фабуле, напряженному действию с неожиданными поворотами событий приводит иногда к нездоровому увлечению малохудожественной литературой.

Свойственное большинству подростков нетерпеливое стремление следовать за развитием сюжета часто приводит к весьма характерному для них способу чтения - всецело поглощенный динамическим развитием сюжета, борьбой, действиями героя или героини, подросток пропускает, как досадные помехи, замедляющие действие, описания природы, действующих лиц, различного рода рассуждения, историко-географические сведения и т. д. Он желает скорее узнать, «чем кончится дело», и все эти описания и рассуждения воспринимаются подростком как нечто «скучное» и «неинтересное».

Мы специально наблюдали, как подростки читают такие разнохарактерные произведения, как «Тарас Бульба» Гоголя, «Дети капитана Гранта» Жюля Верна, «Белеет парус одинокий» Катаева. В большинстве случаев оказывалось, что они напряженно следили за основной сюжетной схемой произведения, судьбой геров (и хорошо, во всех деталях запоминали это). Как правило, бегло просматривались (или даже совсем пропускались) и плохо запоминались художественные описания быта запорожских казаков («Тарас Бульба»), многие описания природы и геогра-« фических исследований («Дети капитана Гранта»), описания моря, шумного города («Белеет парус одинокий»).

Читательские интересы подростков не должны выпадать из поля зрения воспитателя. Воспитатель, во-первых, должен заботиться о правильном подборе литературы для подростков, о воспитании у них вкуса в этом отношении, о создании хорошо подобранной домашней библиотечки ученика, учитывая прежде всего идейную и художественную стороны произведения, а также доступность его подростковому возрасту. Дело в том. что подросток еще не подготовлен к восприятию и пониманию ряда серьезных произведений классиков художественной литературы. К таким произведениям, всю глубину содержания которых трудно самостоятельно осмыслить учащимся VI-VIII классов, относятся «Война и мир» Л. Толстого (не говоря уж об «&нне Карениной» и «Воскресении»), «Гроза» А. Островского, «Отцы и дети» Тургенева, многие произведения Горького. Учитель должен помогать даже пятнадцатилетним мальчикам и девочкам понять такие классические произведения, как «Евгений Онегин», «Горе от ума» или «Герой нашего времени». Преждевременное чтение вредно еще и тем, что может создать у подростка предубеждение против тех или иных не понятых им высокоценных произведений. К сожалению, иногда учителя (и чаще родители) не учитывают в должной мере этих соображений и даже поощряют слишком раннее знакомство с классиками.

На страницах журнала «Семья и школа» О. Левина описала такую сценку:
В библиотеку приходит мать.
- Скажите, у вас есть «Хождение по мукам» А. Толстого и «Тысяча и одна ночь»? Мой сын нигде не может достать этих книг.
- А;сколько лет Вашему сыну?
- Четырнадцать. Он учится в шестом классе.
- Не считаете ли вы, что ему еще рано читать эти книги?
- Нет, что" вы! Мой мальчик читает все. Он даже «Угрюм-реку» Шишкова читал.
- А вы сами-то читали «Угрюм-реку»?
- Нет, не читала.

Учитель, родители должны рекомендовать подростку полезные, доступные его возрасту книги (но чтобы эта рекомендация не носила характера «навязывания»), в частности книги, соответствующие основному интересу подростка, с целью его углубления. Тактично и осторожно следует показать бесполезность или даже вредность той или иной книги, ее слабые художественные достоинства, примитивный сюжет. Реже над% прибегать к прямым запретам (запрещение часто приводит к обратному результату- возникает и усиливается интерес к такой книге).

Если интерес к чтению приобретает форму страсти (подросток бессистемно читает одну книгу за другой), нужно сдерживать его от такого слишком «азартного» чтения. Прочитывая чрезмерно большое количество книг, подросток не успевает обдумывать их содержание, приучается к поверхностному чтению.

Важно следить, чтобы чтение подростка не превращалось в торопливое поверхностное «скольжение» по страницам в погоне за внешней занимательностью. Надо обращать его внимание на художественную ценность описаний природы, быта, портретов людей, на высказываемые автором мысли. Нужно чаще вовлекать подростка в беседы по поводу прочитанных им книг, обмениваться с ним мнениями, помогая правильно понять и оценить идею произведения, те или иные его стороны.

То, что говорилось по поводу читательских интересов подростка, целиком относится и к весьма распространенному в этом возрасте интересу к кинофильмам. Кино, будучи очень серьезным фактором воспитания, может принести большой вред, если подросток смотрит кинокартины в неограниченном количестве и без контроля со стороны воспитателей за соответствием их содержания возрастным возможностям школьника. Сила воздействия на подростка кинокартины вследствие большей яркости, наглядности в ряде случаев превосходит силу воздействия литературы. Нездоровые увлечения низкопробной кинопродукцией (в свое время это был пресловутый «Тарзан», теперь - «Парижские тайны», «Железная маска») или фильмами для взрослых приобретают в подростковом возрасте иногда характер своеобразной «эпидемии». Многие из подростков смотрят такие фильмы по нескольку раз. Например, мы знали подростков, которые смотрели «Парижские тайны» по 6-8 раз! Подобные фильмы, как неоднократно отмечалось, вызвали среди подростков волну нездорового подражания. «Мне нравится, когда в кино показывают смелых и находчивых героев. Мне нравятся драки и приключения, как в «Мушкетерах»,- говорит пятиклассник.

Наряду с этим в старшем подростковом возрасте появляются и более серьезные киноинтересы:. «Больше всего люблю фильмы, которые заставляют думать о жизни, размышлять»; «Люблю фильмы о наших сверстниках. Но хороших таких картин мало. У нас в классе большинство ребят гораздо умнее и интереснее, чем герои в кино»,-говорят восьмиклассники («Материалы лаборатории психологии воспитания Института психологии АПН РСФСР»).

Родителям и учителям необходимо регламентировать посещение кинотеатров школьниками. Кино не должно поглощать много внимания, отвлекать ученика от его основных обязанностей. Д. С. Макаренко считал, что наиболее разумная норма посещений кинотеатров школьниками не более 2-3 раз в месяц. По данным же обследования, проведенного лабораторией психологии воспитания Института психологии АПН РСФСР, оказалось, что городские подростки в среднем смотрят по 2-3 фильма в неделю.

При частом посещении киио и неразумном подборе кинофильмов у школьников вырабатывается дурная привычка поверхностно воспринимать содержание фильма, бездумно «глазеть», по выражению А. С. Макаренко, на экран. Это предупреждается строгим регулированием количества посещений, тщательным подбором фильмов (в соответствии с возрастом школьников), а также организацией обсуждений, обмена мнениями, предварительных и последующих бесед и т. д.

Необходимо упомянуть и об общественно-политических интересах, которые в подростковом возрасте достигают заметного развития, хотя в основном характеризуют более старший возраст. Развитие общественно-политических интересов связано не только с повышением общего кругозора подростка, но прежде всего с более активным участием его в общественно-политической жизни. Подросток начинает активно интересоваться событиями общественной жизни, внешней и внутренней политикой, международным положением, борьбой трудового народа за мир во всем мире.

Подросток обычно с интересом читает газеты, в первую очередь «Пионерскую правду». Старшие подростки читают «Комсомольскую правду», а также некоторые другие газеты, хотя язык газет (кроме детских и для молодежи) понятен и доступен не всем подросткам. Они обычно с большим интересом участвуют в политинформациях, любят высказывать свои собственные суждения по общественно-политическим вопросам (и далеко не всегда эти суждения являются примитивными или наивными), знают имена многих политических деятелей, дела и подвиги борцов ЗА мир.

Весьма характерным для подростка, преимущественно мальчиков, является резко возрастающий интерес к технике. Здесь половые различия выражены довольно часто. Разумеется, технические интересы свойственны и девочкам-подросткам (и в немалой степени), но в основном они все-таки характеризуют подростка-мальчика.

Развитие интересов к технике связано с быстрым ростом производства, научным прогрессом, огромным значением техники, в жизни нашей страны, широкой популярностью людей - творцов техники. Подросток довольно глубоко для своего возраста интересуется новейшими достижениями технической мысли в нашей стране: развитием радиолокации, телевидения, замечательными воздушными кораблями, ракетной техникой. Надо было видеть необычайно увлеченных подростков, которые толпились на Выставке достижений народного хозяйства в Москве в те дни, когда там были экспонированы макеты космических кораблей, с каким жаром обменивались они впечатлениями, обнаруживая недюжинные познания!

Подростки любят читать такие журналы, как «Знание - сила», «Техника - молодежи» (рассчитанные на читателей более старшего возраста), посещают научно-популярные лекции и доклады, подбирают собственные библиотечки по техническим вопросам.

Интерес к технике отличается ярко выраженной действенностью. Подростки охотно занимаются в кружках авиамодельных, электротехнических, радио, стремятся строить довольно сложные механизмы и действующие модели машин, участвуют в работах по радиофикации школы, по оснащению физического кабинета.

Очень часто интерес к технике возникает и развивается в процессе игр, связанных с решением технических задач: соору-. жением плотин, шлюзов, ветродвигателей, мостиков, плотов, пещер и т. д. Такие игры увлекают младших подростков и очень полезны для развития технической мысли.
Гидролог Г. Д. Савостии рассказывает о том, как у него впервые возник интерес к его будущей специальности, к технике.

«Началось это все, на первый взгляд, с пустяка. Любимым занятием младших подростков было,- рассказывает Герман Данилович, - возиться в ручьях. В деревне, где я рос, за нашим домом была канава, в которой и проходили наши игры. Мы любили делать запруды и в образовавшемся водоеме пускать наш «флот». Здесь я впервые познакомился со шлюзованием: наша шумная игра привлекла соседа, он учился в Москве и приехал в деревню на каникулы. Он заинтересовался нашей игрой и дал совет сделать отвод от нашего главного «водохранилища» и на нем установить щиты, которые можно поднимать. Мы так и сделали. Образовалась водяная мельница. Мы усовершенствовали ее, обложив кирпичами и камнями. Здесь же установили маленькое водяное колесо, которре-вращалось, вызывая наш восторг. Затем перекрыли маленький ручей и там поставили большие колеса. Вот с этих игр и возник у меня устойчивый интерес к гидросооружениям. Кажется пустяк, а определил мой жизненный путь».

Такие игры полезны тем, что ставят подростка перед определенной технической задачей, определенным вопросом, заставляют его думать и искать ответ.

Ошибку делают те учителя и родители, которые на все вопросы дают ответы сами. Следует не столько отвечать на вопрос подростка, сколько указывать источник, где можно найти ответ. Не следует забывать и о том, что поставленный вопрос может остаться без ответа, следовательно, необходимо через некоторое время проверить, как искал подросток ответ, нашел ли он его, правильно ли ответил.

Интерес к технике относится к числу таких, которые нужно всемерно развивать, создавая для этого благоприятные условия. Широкая сеть хорошо оборудованных и обеспеченных квалифицированными руководителями кружков, детских технических станций, организация экскурсий на предприятия, выставки, популяризация соответствующих книг, встречи со специалистами- все это содействует указанной цели. Разумеется, и дома следует помочь подростку найти удовлетворение своим желаниям и стремлениям, он должен, по возможности, иметь свой уголок, инструменты и материалы для поделок. Не следует пренебрежительно относиться к познаниям и умениям подростка в области техники, к его «возне» со старыми часовыми и велосипедными механизмами, к его попыткам самостоятельно починить электрический утюг, электрическую плитку, провести электрический звонок.

Наконец, интерес к спорту также принадлежит к числу интересов, характерных для подростка. В этом возрасте большим уважением пользуется сила, ловкость, а следовательно, и спорт как средство приобретения этих качеств. Подросток любит спортивные игры (футбол, хоккей, волейбол), которые привлекают его яркими проявлениями силы, ловкости, находчивости, смелости. Он знает фамилии многих десятков спортсменов, составы команд, результаты многих спортивных встреч. Почти у каждого подростка есть свои любимые команды, успехи и неудачи которых он глубоко переживает. Интерес к спорту также носит действенный характер. Подростки охотно занимаются лыжным и конькобежным спортом, шахматами.

Увлечение спортом имеет и свои теневые стороны. Во-первых, оно часто так захватывает подростка, что отодвигаются на задний iyiaH все другие дела, а во-вторых, часто имеют место несистематические занятия спортом с нарушением режима, что вредно отражается на здоровье. В своем стремлении скорее приобрести силу, выносливость и ловкость подростки иногда увлекаются спортом до такой степени, что это начинает приносить им вред: поднимают тяжести, занимаются утомительным бегом, продолжительным плаванием и тому подобным.

В одной из школ старшие подростки увлекались «соревнованиями» по поднятию пудовой гири. Поднять такую гирю над головой одной рукой считалось у них «сдать экзамен на аттестат силача». Некоторые поднимали такую гирю до изнеможения. И это делалось в таком возрасте, когда заметно сказывается возрастная сердечная недостаточность.

Такой же характер носит часто и игра в футбол, продолжающаяся часами. В другой школе массовое увлечение футболом приняло столь пагубные формы, что пришлось специально пригласить для беседы заслуженного мастера спорта (личность для юных футболистов сверхавторитетная!), который убедил (не без труда) подростков в том, что при игре в футбол важен режим, правильные тренировки, врачебный контроль.

Развивать у подростка интерес к спорту, конечно, необходимо. Но воспитатель должен, помнить указания А. С. Макаренко: этот интерес, во-первых, не должен превращаться в пассивный интерес созерцателя-«болельщика», а В0_-втогшх, не должен становиться основным и даже единственным содержанием жизни подростка, В подростковом (обычно старшем) возрасте начинают складываться профессиональные интересы. Это связано не только с тем, что старший подросток, по мере того как он приближается к возрасту жизненно-трудового самоопределения, начинает задумываться о своем будущем, но и с тем конкретным фактом, что после окончания VIII класса многие учащиеся идут непосредственно в сферу материального производства или поступают в техникумы, специальные училища и на курсы. Если интересы младших подростков обычно еще не связываются в их сознании с выбором профессии, то у старших подростков на основе научных, технических и прочих интересов часто уже формируются профессиональные интересы. Если младший подросток интересуется собственно техникой, то старший подросток уже начинает интересоваться профессией инженера и техника.

Приведем несколько высказываний 15-летних подростков (материалы Н. И. Крылова), из которых видно, что, говоря о своих интересах, старшие подростки часто связывают с этим свои намерения в отношении будущей профессии, причем намерения эти приобретают нередко очень определенную форму- конкретного планирования своего будущего пути.

«Большую часть свободного времени я посвящаю радиотехнике. В дальнейшем я выберу профессию радиоинженера. После окончания VIII класса я поступаю на радиотехническое производство и иду в IX класс школы рабочей молодежи1, а потом поступлю в институт». По отзывам учителей, этот малЬчик очень интересуется радиотехникой, успешно занимается по физике и знания его гораздо шире и глубже программного материала, много читает радиотехнической литературы. «Я очень люблю работать на токарном станке, мастерить что-нибудь из металла. Я хочу получить профессию токаря-фрезеровщика». Школьник очень успешно работает в школьных мастерских, в свободное время помогает преподавателю готовить станки и инструменты к очередным занятиям. «Я хочу на будущее выбрать себе профессию педагога. Люблю возиться с малышами, заниматься с ними. В этом году летом я поеду работать вожатой в пионерский лагерь. После окончания VIII класса буду поступать в педагогическое училище, а если не примут - пойду туда после окончания X класса». «Я выбрал себе профессию механика. После окончания школы буду работать в нашем колхозе. Для меня самым интересным занятием является изучение машины. Я умею водить трактор и автомашину»,-рассказывают ученики.

Подросток без увлечений, равно, что ребенок без игрушек. В подростковом возрасте, скорее, должно настораживать отсутствие увлечений. Нередко одно увлечение сменяется другим, и это тоже нормально. Подросток сам выбирает себе занятие, как некий плацдарм для дальнейшего высвобождения от опеки родителей. Другое дело, что не всегда эти увлечения полезны, безопасны и следуют потребностям души...

Увлечения подростков: модные и не очень

Зачастую подростки выбирают то или иное увлечение не только руководствуясь потребностью познания себя и других, но и слепо следуя моде.

Помните время, когда множество подростков увлекалось собиранием марок, обменом их прямо на уроках, а добыть недостающую марку серии считалось большой победой? Теперь такое и подобные этому увлечения не в чести. Зато уже не первый год в моде такое подростковое увлечение, как граффити, то есть роспись стен, заборов и прочих вертикальных поверхностей краской из баллончиков.

А девичьи дневники со стихами и песенками про несчастную любовь? Вот было увлечение, так увлечение. Почти повальное. Дневникам девочка-подросток поверяла свои чувства и мечты. Теперь дневники заменили социальные сети, а реальные встречи и письма – общение в «аське», «агенте» или по скайпу. Это в чести и почти повсеместно. Так же, очень популярны серьезные знакомства в сети.

Компьютерные игры. Вот еще одно модное увлечение подростков, просиживающих иногда за «компом» сутками. Переход в игре с уровня на уровень, особый интернетовский сленг, познание тонкостей и хитростей новой игры и землистый цвет лица от нечастого пребывания на свежем воздухе, - вот что объединяет подростков-игроманов. Если подросток соблюдает какую-то меру, это еще куда ни шло, но если игра для подростка, как наркотик, - пора бить тревогу и принимать меры.

Вышли из моды игра на гитаре у подъезда по вечерам и пение полублатных песен. Ныне в моде увлечения так зазываемого информативно-коммуникативного характера. То есть, подростки сколачиваются в группы, ведут пустые разговоры или бессмысленно, на первый взгляд, созерцают происходящее, перекидываясь короткими фразами. На самом же деле подростки получают информацию, не требующую критической обработки, но, на их взгляд очень важную, позволяющую получить новые впечатления. Это увлечение «тусоваться» в группах - самое простейшее. Как и просматривание телепередач, всех подряд.

Сколачивание в группы по интересам – увлечение более сложное. Ведь идеи таких групп могут быть самые разные: от модных субкультур эмо и готов до фанатической преданности какому-либо футбольному клубу и организаций скинхедов. А последнее может завести очень далеко.

Увлечение экстремальными видами спорта тоже в моде. Это и понятно, ибо желание получать острые ощущения владеет каждым вторым подростком, не считая каждого первого.

Очень модное увлечение девочек-подростков – похудение. Им не нравятся свои фигуры, которые в таком возрасте и не могут быть идеальными; девочки садятся на диеты, и здесь тоже надо быть начеку, дабы подросток не получил такое нервное заболевание, как анорексия.

Словом, увлечения для подростков могут быть самыми разными. Следует только оценить, вредны они подростку или нет, и если ничего опасного не прослеживается – не стоит ему мешать или навязывать свое мнение. Ведь все проходит...

Модные увлечения подростков сегодня — компьютер, спорт, современная музыка. А ваш ребенок ничем не интересуется? Предложите один из перечисленных ниже вариантов.

Итак, давайте поговорим об увлечениях современного подростка.

Сложный подростковый возраст и все сопутствующие с ним проблемы настигают любого ребенка и его родителей. Одни дети входят в него рано и длится он дольше, другие – позже. Основная проблема – это отрицание родителей того, что ребенок имеет свой взгляд, увлечения. Любой подросток – личность, пускай не до конца сформировавшаяся. И увлечения подростков – это его стремление реализоваться в этом мире.

Иногда взрослым тяжело понять хобби подростка. Они считают его вредным. Иногда родители пытаются навязать свои взгляды насильно. Такой подход воспринимается молодыми людьми агрессивно. Понимание и поддержка здесь будет более уместна.

На самом деле практически любое увлечение подростков, конечно же, кроме вредных привычек, неопасно, если оно не заменяет ему общение со сверстниками и учебу .

Увлечения подростков


Компьютер — увлечение подростков. ikirov.ru

Хобби подростка сегодня – это компьютерные игры, общение через интернет и спорт. Именно эти три увлечения считается самым популярным среди нынешней молодежи . И, если спорт не вызывает у родителей негативных эмоций, то компьютер раздражает всех без исключения.

Почему ребенок выбирает компьютерные игры как свое хобби? Это его способ расслабиться , отвлечься от школы и занятий или просто чтоб не отставать от своих сверстников. Компьютерный мир затягивает. Поэтому необходимо следить за тем, чтоб он не заменил ребенку реальность.

Общение через интернет – второе по по пулярности увлечение подростков. Часто, все начинается после того, как вы переезжаете на другое место жительства или когда подросток возвращается с летнего лагеря. Общение с друзьями через расстояние неопасно, если при этом он продолжает общаться с новыми знакомыми, заводит друзей.

Такое хобби подростка как спорт – скорее радует, чем огорчает. И тут очень сложно определиться каким именно видом спорта он захочет заниматься. Это должен быть сугубо его выбор. Однако, если походы на спортивные кружки прерваться в «каторгу», есть вероятность того, что подросток возненавидит спорт навсегда.

Как найти хобби для подростка

Бывает такое, что подросток не может найти себя, а вам очень хочется помочь ему в этом. Что можно предложить подростку?

Увлечения для девочки-подростка


Хобби и увлечения подростков. petitefleur.ru

Идея № 1

Девочки в этом возрасте очень эмоциональные и сильно переживают по по воду своей внешности. Поэтому различные курсы, например, парикмахерские, визажиста или кройки и шитья не только могут заинтересовать юную леди, но пригодятся в будущем.

Идея № 2

Если еще не так давно кружки «Умелые ручки» на которых обучали вышиванию, вязанию или изготавливать из бисера были актуальны, то сегодня такой кружок набирает максимум одну группу в году. Однако, стоит попробовать предложить и этот вариант. Возможно, он заинтересует ее .


Хобби и увлечения подростков. best-woman.ru

Идея № 3

Спортивные секции есть и для девочек. Сегодня же увлечения подростков спортом не может не радовать. Попробуйте поговорить с ней об этом.

Идея № 4

Девочки чаще, чем мальчики тянутся к искусству. Поэтому некоторым из них могут понравиться кружки музыки, фото или рисования. Только не стоит настаивать именно на фортепиано. Возможно, ей более по душе скрипка, саксофон или гитара.

Увлечения для мальчиков-подростков


Увлечения и хобби подростков. freemin.ru

Идея № 1

Мальчишки - это будущие мужчины. Поэтому основная их «проблема» доказать всему миру, что он самый сильный, мужественный. На этом стремлении можно сыграть. Предложите молодому человеку заниматься спортом, мотивируя это тем, что спорт сд елает его сильным, ловким.

Идея № 2

Мальчики-подростки не то что тянутся к искусству, они просто уважают современную музыку. Поэтому многие из них наверняка


Увлечения и хобби подростков. umeivse.ru

захотят заниматься на курсах гитары (скрипку и саксофон лучше не предлагать).

Идея № 3

Еще одно интересное хобби для мальчиков – это коллекционирование чего-либо. Это могут быть постеры, диски с любимой группой или что-то другое. Однако, такое хобби наверняка потребует некоторых средств. Но уж лучше на постер, чем на пиво. Согласны?

Каким бы ни было увлечение подростка не стоит категорически не соглашаться с ним или запрещать. Многие молодые люди будут продолжать заниматься запретным делом просто из чувства противоречия. А вот если он увидит в вас поддержку и понимание, то проследить за тем, чтоб ваше чадо не «наломало дров» станет легче.

Нередко можно услышать от людей старшего поколения сетования на то, что современная молодежь ничего не делает, ничего не умеет, ничем не интересуется, кроме компьютеров и всевозможных электронных устройств.

Такой точки зрения, к сожалению, нередко придерживаются и преподаватели, и даже родители молодых людей. Увлечения подростков в лучшем случае кажутся им зачастую странными и никчемными, в худшем же случае они объявляются вредными и с ними ведется борьба!

«Темные» люди

Когда я только начинала работать в ВУЗе, меня ужасно огорчал тот факт, что многие из студентов, неплохо разбираясь в вопросах осваиваемой специальности, совершенно не имеют представления о живописи, литературе, искусстве, истории и других областях.

Их совершенно не интересовали вопросы, не имеющие непосредственного отношения к профессии. Когда же я пыталась поговорить с ними на эту тему, они искренне удивлялись: «А зачем мне это?» Размышления о том, что личность должна быть развитой всесторонне, им не были свойственны.

Я всеми силами пыталась хоть как-то изменить ситуацию. Придумывая задания для лабораторных работ, я старалась подобрать интересные и разнообразные темы, с которыми ребята вынуждены были ознакомиться, чтобы выполнить задание. Кому-то доставалась тема о великих полководцах, кому-то – о подводных лодках, кому-то – по произведениям русских классиков.

Мои старшие и более опытные коллеги лишь посмеивались надо мной. Скажу честно, мои усилия долгое время были тщетными. Ребята ухитрялись выполнять задания, не изучив тему. Так, например, разрабатывая базу данных полководцев, они бездумно вбивали фамилии военачальников в один столбец, названия битв - в другой и успокаивались на этом.

При сдаче лабораторной у них могли появляться совершенно парадоксальные ошибки. Например, когда разработанная ими система сообщала, что «М.И.Кутузов руководил сражением на Курской дуге», у меня волосы вставали дыбом, а они даже не понимали, с чего я взяла, что тут ошибка!

Я была в отчаянии и хотела уже отказаться от своей затеи, которая более трех лет не давала результатов, но все изменил случай.

Проблеск надежды

Однажды студент, которому досталась тема о классической музыке, спросил меня, можно ли поменять тему и сделать лабораторную, взяв за ее основу информацию о современной музыке. Разумеется, я согласилась.

Когда он сдавал лабораторную работу, мне сразу стало ясно, что она сделана очень тщательно, продуманно, и студент великолепно ориентируется в предметной области! Он более получаса рассказывал мне о современной музыке, о ее направлениях, о ее истории, об авторах и исполнителях.

В его программе, которую он написал для лабораторной, было сделано намного больше, чем требовалось. Я не являюсь поклонником современной музыки, но мне действительно было интересно. Видимо, почувствовав мой интерес, он как-то неуверенно предложил посмотреть еще одну возможность разработанной им системы.

Его программа могла воспроизводить некоторые мелодии. Одну мелодию мне довелось прослушать. Он спросил, понравилась ли мне эта музыка. Я ответила ему честно, что не являюсь поклонником такого направления в музыке, но настроение автора улавливаю, и описала ему те эмоции, которые вызвала у меня данная мелодия.

Он был просто горд! Автором этой мелодии оказался он сам. На основе этой лабораторной работы он сделал потом великолепный курсовой проект. К сожалению, руководитель не позволил ему писать дипломную работу по этой теме, и дипломная работа у него была слабенькой. А жаль… Мог бы получиться великолепный диплом!

Лед тронулся

После этого случая ребята стали сами предлагать темы, которые им интересны. Мы с ними обсуждали, как сделать лабораторную или курсовую работу на основе тех тем, которыми они интересуются. Большинство ребят впоследствии написали шикарные дипломные работы, взяв за основу свои собственные материалы.

Как я поняла, самая большая проблема заключается в том, что увлечения ребят не всегда адекватно воспринимаются взрослыми. Многие студенты никогда не рассказывали о своих увлечениях, опасаясь, что будут не поняты.


Так, например, среди наших студентов оказались несколько любителей пейнтбола. Я вообще имела весьма смутное представление об этой игре. В нашем городе всего только несколько лет назад открылся клуб для игры в пейнтбол. Мне почему-то казалось, что этой игрой увлекаются преимущественно весьма обеспеченные люди, которые коротают так свое свободное время.

Откуда взялось у меня такое представление? Не знаю. Возможно, увидела в каком-нибудь фильме. Оказалось все совсем иначе! Ребята с большим трудом уговорили меня сходить с ними на игру (в качестве зрителя, разумеется!) Оказалась весьма интересная активная спортивная игра, чем-то отдаленно напоминающая любимую с детства «Зарницу».

Один студент занимается поделками из спичек. Он приносил фотографии великолепных замков, собранных им за долгие годы. Красота неописуемая! Знаю наверняка, что мне не хватило бы терпения столько времени строить спичечный замок, а ему – хватает!

Еще один парень коллекционирует пробки от пивных бутылок. Казалось бы, что за увлечение? Но ему нравится! У него огромная коллекция этих пробок. Это вовсе не означает, что он сам выпил все пиво, пробки от которого сумел собрать.

Когда ребята узнали об этом увлечении, ему стали приносить пробки. Большую часть из принесенных пробок он отвергает, но про некоторые говорит, что это редкий экземпляр!

А однажды на выпускном вечере наша студентка (назовем ее Танечка) подарила каждому из преподавателей персональный подарок – нарисованную собственными руками маленькую картину с цветами.

И хотя на каждой картине были цветы, я обратила внимание, что цветы всем достались разные. Я не знаю этого наверняка, но думаю, что Танечка выбирала, для кого какой цветок нарисовать. К сожалению, почти все Танины картины остались лежать на столах среди использованных салфеток и грязной посуды.

Мне было очень обидно, что коллеги настолько невнимательно отнеслись к юношескому порыву. Моя картина до сих пор стоит у меня на полочке. На фотографии именно она.

Новые увлечения, новые ценности

Основываясь на своем опыте, могу сказать, что у современных подростков и молодых людей есть увлечения, есть занятия, которые им по душе! К сожалению, их увлечения часто не воспринимаются старшим поколением. Мы порою даже не пытаемся их понять. Нам легче осуждать их «никчемные забавы».

Очень трудно понять, что те ценности, которые были дороги нам, потеряли свою значимость для нового поколения. У них появились свои. Они пытаются сформировать собственное мировоззрение, которое очень сильно отличается от нашего.

Возможно, со мною многие не согласятся, но мне кажется, что первый шаг для решения вечной проблемы отцов и детей должны сделать старшие. Именно старшие, как более мудрые, более опытные, более терпимые.

Да, нелегко, наверное, принять увлечение ребенка, который считает себя байкером и гоняет на мотоцикле в экстравагантном виде. Но можно попытаться понять. И только тогда можно будет рассчитывать на понимание со стороны подростка. Можно надеяться, что он с уважением будет относиться к нашим ценностям только тогда, когда мы сами научимся уважать его мир.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,




Самое обсуждаемое
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?
Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает


top