Духовные болезни и здоровье человека. Размышления о духовном здоровье нации

Духовные болезни и здоровье человека. Размышления о духовном здоровье нации

Мы очень часто слышим слова “православие”, “духовность”. А что они означают? Мы употребляем много понятий, которые не имеют четкого “образа” в нашем сознании. Мы, например, говорим о Боге. Кто Он? Мы говорим о религии и о грехе. Что это такое? Что такое “духовное здоровье нации”? И почему нас интересует этот вопрос? Разве не должно быть первичным здоровье телесное? Еще в древности говорили: “В здоровом теле – здоровый дух”. И вдруг сейчас на первое место мы выдвигаем, кажется, нечто совсем другое.

Не так давно я прочитал очень интересную сказку, написанную маленьким “человечком”, четырехлетним Данилкой из Петрозаводска.

В лесу росло волшебное дерево. В дереве было дупло, где очень хорошо жили муравьи: в тепле, там не дул ветер, никто им не мешал. Однажды прилетела сова. Одних муравьев она съела, других разогнала и стала в дупле жить. Но однажды сова услышала стук. Птица высунулась из “норы”, посмотрела направо, налево: никого не обнаружила. Успокоилась и нырнула в дупло. Но стук вновь повторился. Сова выскочила из “норки”. Никого нет. Снова раздался стук. Маленький Данилка написал: “У совы застучало сердце, оно говорило: “Сова, зачем ты съела муравьев? Зачем ты их разогнала?”.

Мальчик сделал потрясающий вывод, перед которым, мне кажется, может склониться любой психолог и любой философ: сова была злая, а сердце у нее было доброе. Эта мысль маленького Данилки наводит на важные размышления.

Если мы посмотрим на нашу жизнь, то поразимся многим вещам. Сейчас говорят, что Россия находится в кризисе: в том, другом, третьем. Хочу успокоить: не думайте, что такое положение только в нашей стране. Ничего подобного! Будем в этом отношении спокойны. Весь мир находится в кризисе. И еще неизвестно, в какой точке земного шара он имеет большую силу.

Мы обращаем внимание на “внешние” кризисы, материальные: психологический, экономический, демографический и др. Подчас люди делают неверные выводы, утверждая, что духовное здоровье человека определяет его внешнее благополучие и чем более “духовен” человек, тем внешне он более “благополучен”. Мы часто слышим: “Бог наказал человека за грехи”. Следовательно если у меня все хорошо, я здоров и процветают дела, то я чуть ли не свят. Так ли это? Таковы ли зависимость и взаимосвязь этих двух начал? Нет.

В России преобладают трудности внешнего порядка, а на Западе “царит” комфорт жизни, – всем известный факт. Во время поездки в Австрию мы, русские, были поражены красотой Вены. Город-музей. Как спокойны люди, какие прекрасные кафе. Культурная жизнь. Что еще нужно? Меня часто спрашивают: “Алексей Ильич, на Западе такие хорошие отношения между людьми, спокойствие, а что же такие нестроения у нас, в России?!” Постоянно находясь в подобных условиях, в замечательной теплой водичке, человек и выходить из нее не хочет. Так он никогда и не выходит. “Тихо и плавно качаясь, море забудем, друзья!” Весь смысл жизни остается здесь, в “теплой водичке”. Человек отстраняется от реальности. Но она, хотим мы того или нет, стоит перед каждым человеком. Как бы мы ни закрывались от действительности, зарывая головы в песок подобно страусам перед лицом опасности, мы никуда от нее не денемся. В “теплой водичке” человеку не хочется думать о будущем. И он не думает. Я хочу рассказать, как хоронили одного из выдающихся религиозных деятелей. Он был кальвинист по убеждению. Когда он скончался, приехало много высоких-превысоких религиозных лидеров, чтобы воздать последнюю дань человеку. Церемония проходила чрезвычайно “интересно”. Все собрались в кальвинистском соборе. Поставили портрет умершего, перед которым говорили положенные речи. А в это время катафалк с телом покойного подъехал и был загнан в самый дальний угол соборной площади, чтобы никто не видел и даже внимания не обратил, где он там. Так прошла церемония, процессуально-гражданская или гражданско-религиозная панихида, после чего каждый отправился в свою сторону. Только маленькая кучечка самых близких родственников пошла к катафалку, чтобы “проводить” покойного в последний путь.

В этом комфорте жизни человек совершенно забывает, что он – существо, не вечное на земле, смертное, что он должен задуматься над смыслом жизни, над вопросом “Зачем я живу?” Ведь все идет своим чередом, необратимо, в одну сторону. Но мы даже не слышим, кто, где скончался. Комфорт внешней жизни, к которому так стремится человек, обладает предательским свойством.

Сегодня мы сталкиваемся с такими вопросами, фактами, событиями, от которых подчас содрогаемся.

Посмотрите, какие проблемы стоят перед нами в третьем тысячелетии. Получается, будто тот, кто сильнее, может делать все что угодно: и погубить любое государство, и разгромить любой народ.

Не случайно В.Я. Пропп как-то сказал: “История человечества наполнена кровью”. Но ведь человечество и каждый человек в отдельности стремится к счастью, комфорту, благополучию. Возникает интересный вопрос: так что же происходит? Откуда такой потрясающий парадокс? Мы все вместе хотим мира на земле, справедливости, счастья. Чтобы люди уважали друг друга, помогали, любили. Я хочу, чтобы ко мне хорошо относились, но не понимаю, что и я к другим должен относиться таким образом. Но что же мы видим? Чем наполнена история?

Когда после эпохи Возрождения наступила эпоха гуманизма, когда провозглашали: человек человеку Бог есть, – конечно, не сомневались, что через сто лет, ну через двести, через триста и говорить нечего – на Земле наступит рай. А что говорит история? Боже мой! В мире властвуют войны: Тридцатилетняя война, Столетняя война, дальше войны, наконец, ХХ век, на который смотрели как на вершину человеческого благополучия, залит кровью – такого количества жертв история никогда не знала.

Великое непонимание лежит где-то в “середине” человека. Он думает: могу сделать для себя благо за счет крови и страдания других людей. Помните, у Достоевского, Иван Карамазов рассказывает о мальчике, затравленном собаками? Автор спрашивает читателей: “Можно ли построить благополучие хотя бы на капле невинной детской крови?” – Нет.

Духовное – это самое ценное, что есть в человеке, – утверждает религия. Что значит “духовное”, “духовность”?

Раньше думали, что богов много, что они подобны нам, наполнены всеми страстями, присущими людям. Наш мир – это Космос, это Красота. Это Он. Это разум. Это Бог.

В богословии существует два подхода к описанию Бога. Одно из них говорит, что Бог – существо, о котором мы, к сожалению, сказать по существу ничего не можем, потому что все наши слова и понятия заимствованы из трех- или четырехмерного мира, в котором мы живем. Поэтому, что бы мы ни сказали о Боге, слова будут крайним ограничением, чуть ли не искажением Бога. Бог, в конечном счете, понятие, определяющее некий идеал, реально существующий – я подчеркиваю – идеал человеческого совершенства.

Вся история человечества говорит, что этот идеал есть Бог. Он есть дух. Как понять “дух”? Здесь мы можем провести следующую аналогию… Закон тяготения – где он? Никто не скажет? Мы в законе тяготения? Или он в нас? Мы знаем, что это такое? Мы прекрасно понимаем его действие, когда падаем и получаем шишку на лбу. Мы не видим закон, но мы себя раним, когда поступаем против него. В земной реальности закона тяготения есть некая природа нашего существа.

Один из великих святых сказал: “Бог есть и называется природой всего существующего”. Духовную реальность мы называем Богом, личностью. Но личностное существо в то же время является духовным, не материальным. Бог находится ни в каком-то созвездии. Он, как закон тяготения, все проницает. Все в Нем. Мы в Нем.

И вот величайшее открытие, которого не знала история человечества. Христианство открыло нечто, что до сих пор с трудом принимается. Бог есть любовь, и только любовь. Бог никому не мстит, никому не творит зла, не гневается для того, чтобы причинить человеку страдания. Нет. Все в мире совершается в полном соответствии с внутренним состоянием человека. Человек – богоподобное существо, и он, если хотите, может творить свою судьбу этим соответствием или несоответствием Богу. Отсюда поразительный вывод: основным законом бытия, основным двигателем человеческой жизни должна быть любовь. Любовь – это не физическая реальность, не химическая, не биологическая – это духовная реальность. Это очень важно осознать. Оказывается, тот, кто поступает вопреки этому закону, наказывает себя.

Хорошо говорить: “Любим друг друга”, а кто-то толкнул в бок, и пропала любовь. Получается, что любим тех, кто нас любит, терпеть не можем тех, кто нас терпеть не может.

Когда человек творит зло другому, он совершает поступок, равносильный третьему закону Ньютона: действие равно противодействию. Чем с большей силой я бьюсь головой о стену, тем больший вред я причиняю себе, а не стене.

Когда ученый открывает тот или иной закон, в мире начинается ликование, ему вручают престижные премии. Он открыл закон. Какое достижение. А дело в том, что, зная закон, мы можем поступать правильно, мы можем не вредить себе и приносить пользу остальным.

Кому-то любовь человека к человеку покажется несправедливой. Скажу так: справедливость является одной из форм любви человека к человеку.

Там, где не соблюдается основной закон, начинается страдание. Православие говорит, что человек как существо, созданное по образу и подобию Божию, имеет доброе сердце, даже когда он творит зло. В каждой душе, в каждом сердце горит огонек любви. Его важно увидеть в других людях.. (Вспомним сказку маленького Данилки.) Православие призывает к тому, чтобы это Добро не угасить, не захламить, а, напротив, развить.

Любовь – это не влюбленность, которую люди испытывают, а через месяц делят последний целлофановый пакет. Любовь – это свойство, как, например, свойство вкуса. Его можно погубить, а можно развить. Все свойства, которыми обладает человек, не случайны, они способны давать наслаждение. Напор чувств – это же удивительное благо. Представьте, что творится с меломаном, когда он слушает музыку, – отойдите и не мешайте ему! Человек получает наслаждение.

Итак, как и все свойства, любовь можно укротить, а можно раскрыть во всей полноте.

У человека есть несколько уровней существа. Первые два элементарные, в которых он подобен животным: физический и биологический. Психологический (третий) уровень резко выделяет человека из мира животных – это способность к эстетическому чувству и переживанию. Скажите, что проку, если человек физически здоров, а психически ненормален? Увы, нет человека. Над психологическим стоит нравственный уровень. Что проку, если человек физически здоров, но он негодяй. Да избави Бог от него. И есть еще более высокий уровень, который определяет достоинство человека, – духовный, когда душа стремится к святыне, к истине, к добру. Стремления, поиски человека определяют его духовное состояние. Православие указывает путь, с помощью которого люди могут осуществить свои стремления. Важно не забывать, что духовность и нравственность – разные вещи.

Внешнее поведение, характер отношения к людям, к делу, закону – все это мы называем “нравственностью”. Человек ведет себя безупречно, он прекрасный семьянин, никогда не ответит грубым словом, он глубоко нравственный человек. Однако этот прекрасный человек может в то же время гореть жаждой славы, жаждой богатства, может завидовать и зеленеть от того, что хорошо другим людям.

Духовность – это внутреннее состояние души, которое меняется, зависит от нашей воли, от разума, от мировоззрения. Духовность скрыта от внешнего взора. Это то, что происходит во мне или может происходить. То, что в результате способно превратить меня в совершенно другое существо.

Духовность – конечная, а не промежуточная цель жизни, то, к чему человек стремится. Дух творит себе форму. Моя жизнь, жизнь общества, народа определяется духовным состоянием, степенью присутствия того, что мы называем “истинной человеческой любовью”. Христианство говорит, как воспитать в себе любовь.

Существует целая наука. Называется она громко, подчас это слово приводит людей в дрожь, когда оно звучит, становится немножко страшно и чуть-чуть не по себе. Действительно, название у нее суровое – аскетика. Как страшно! Все думают, что аскетика – это не есть, не пить, не вступать в брак и вообще ходить опустив глаза в землю. А аскетика – просто наука о правильной человеческой жизни, центром которой является внимание к духовной стороне существования.

“Аскео” значит “упражняюсь”. Аскетика – это “упражнение”, “бой” внутри человека, благодаря которому происходит удивительный процесс очищения души от “ненормальных” эмоций, чувств, мыслей, которыми мы даже и не поделимся друг с другом, потому что подчас это гадкие вещи. Православие настаивает на чистоте души.

Кстати, должен сразу сказать, что аскетика – наука, проверенная более чем двухтысячелетним опытом. И до христианства были люди, которые уже познали, как воспитывается великое и святое свойство –любовь. Оказывается, невозможно приобрести любовь к человеку, который наполнен тем, что религия называет “страстями”.

Один из великих святых Православной Церкви сказал, что под миром нужно разуметь не человеческое общество само по себе, а совокупность страстей, которыми живет человеческое общество и человек.

О людях, живущих страстями, очень хорошо написано: смотрите, чтобы не уничтожить друг друга. Откуда в истории человечества войны? Откуда ссоры? Откуда убийства? Откуда воровство? Не от страстей ли, воюющих в нашей душе? Когда на телевидении идет пропаганда алчности, не стоит надеяться, что здесь найдется место любви. Когда я завидую, о какой любви может идти речь? Когда я притворяюсь, лгу, весь наполнен жаждой славы, богатства и прочих вещей, не ждите от меня любви. Мы уничтожаем это святейшее и чистейшее чувство, которое делает человека человеком.

Церковь, Евангелие учат: тот, кто не борется со “злыми” чувствами – завистью, осуждением, – никогда не сможет приобрести чувство любви, которое будет распространяться на всех людей равным образом. Евангелие говорит: любите даже врагов ваших. Нужно, насколько позволяют силы, к врагам относиться с великодушием, а если можно – с любовью. Когда я люблю, я счастлив. Когда я ненавижу, я, именно я, страдаю. Оказывается, путь к приобретению любви как свойства лежит через решение жить, как это положено действительно святому человеку, т.е. никому не причиняя зла, не держа в себе дурного, через борьбу с собой. Немецкий поэт XVII века, писал: “Бой с самим собой есть самый трудный бой, победа из побед есть победа над собой. Духовность приобретается внутренней борьбой”. Не только христианство, но, я уверен, что и все религии обращают внимание на то, из чего исходит наша человеческая жизнь, чем она действительно может быть наполнена, что является ее содержанием. Религия направлена на существование человека, на душу, сердце.

Христианство утверждает, что человеческую деятельность, творчество определяет в конечном счете духовное состояние. Посмотрите, как ведут себя влюбленные. Они “окрылены”, видят всю красоту мира. Обратите внимание на человека в гневе, раздраженного, человека, мрачного духом.

Здоровье нации – это прежде всего духовное здоровье. Без борьбы со страстями, мерзостями, без чистоты души ни о каком здоровье речи быть не может. Христианство предлагает “средства” очищения любви – это Церковь, молитва, Таинство.

Сегодня же все силы души обращаются только на внешнюю сторону жизни. Мы забывали о самом главном: о душе. Что делает человека счастливым? Разве просто внешние вещи? Один священник рассказывал мне о миллиардере, который покончил с собой. Я был потрясен. Думаешь: вот, внешние блага делают человека счастливым. Оказывается, нет. В таких случаях и задумываешься, где же корень, центр, из которого может забить источник счастья человека.

Хочу закончить замечательным стихотворением английского поэта:

Ночь смотрит тысячами глаз,
А день глядит одним.
Но солнца нет, и по земле
Тьма стелится, как дым.
Ум смотрит тысячами глаз,
Любовь глядит одним.
Но нет любви, и гаснет жизнь,
И дни плывут, как дым.

О проблеме здоровья стало модным говорить везде: В СМИ, на телевидении, в учебных учреждениях. Многие действительно понимают и принимают такую ценность, но что традиционно вкладывается в это понятие - здоровье или, как принято сегодня говорить, индивидуальное здоровье человека? Его физическая и духовная сущность в чём состоит? Стоит понять, правильно ли мы в целом определяем для себя понятие «индивидуальное здоровье».

Здоровье общественное и индивидуальное. В чём отличие?

Понятие общественного здоровья достаточно широкое и включает в себя понятие о благополучии и благосостоянии общества. От того, какой показатель имеет индекс здоровья социума, зависит состояние психологического климата социума. В народе иногда можно слышать определения «больное общество», «заражённый социум», «неблагополучный климат коллектива» - эти словосочетания напрямую отражают состояние и проблемы функционирования определённого коллектива или его части, но не отдельного члена этого коллектива. Понятие индивидуального здоровья отличается конкретизацией и предметным отнесением к определённому человеку, имеет несколько составляющих, прежде всего, таких как духовное и физическое здоровье.

Без учёта всех компонентов понятие будет неполным. В связи с понятие характеризуется как позитивное состояние индивидуальной личности, находящейся в гармонии между всеми составляющими понятия индивидуальное здоровье: его физическая, духовная и социальная сущность.

Физическое благополучие, его место в комплексной системе здоровья

Эмоциональный комфорт личности напрямую зависит от физического комфорта. Под понятием физического здоровья, в узком смысле, подразумевается отсутствие заболеваний и соматических расстройств организма. В более широком смысле физическое здоровье обеспечивается двигательным тонусом, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, сочетанием умственного и физического труда с умением отдыхать, исключением из употребления различных психоактивных веществ.

У человека может не быть в анамнезе заболеваний, патологий систем и органов, но общий тонус организма при этом значительно снижен, сон нарушен, умственная активность непродуктивна. Это, в первую очередь, свидетельствует о том, что физическое и духовное здоровье человека находятся в дисгармонии, которая постепенно приведёт к возникновению психосоматических осложнений и впоследствии к заболеваниям уже на физическом уровне.

Факторы, влияющие на физическое здоровье личности

Считается, что состояние физического здоровья человека напрямую зависит от фактора наследственности. Генетическая предрасположенность к определённым заболеваниям приводит к конституционной ослабленности конкретных органов, что со временем и становится причиной развития патологий. Следующим, не менее важным фактором является образ жизни человека, наличие вредных привычек, уровень осведомленности о факторах, наносящих вред здоровью человека. Многие заболевания человек провоцирует у себя сам, пренебрегая правилами здорового образа жизни и поддаваясь искушениям и соблазнам. В связи с этим чётко прослеживается тесная связь между понятиями духовное и физическое здоровье.

Духовное здоровье человека

Под понятием духовной составляющей индивидуального здоровья принято понимать способность человека справляться со сложными обстоятельствами жизни, сохраняя при этом адекватную модель поведения и оптимальный эмоциональный фон. Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и правильной ориентацией в нём. Достичь совершенства духовного здоровья человек может:

  • научившись жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром одновременно;
  • научившись прогнозировать и моделировать жизненные ситуации;
  • сформировав стиль собственного реагирования.

Духовное и физическое здоровье человека, находясь в тесной взаимосвязи, совместно влияют на показатель общего самочувствия: расстройство духовного здоровья влечёт за собой ухудшение физических показателей и наоборот.

Факторы, формирующие духовную составляющую здоровья человека

Понимать, что такое и следовать ему дано не каждому: многие, зная правила, тем не менее, предпочитают жить без правил. Поэтому первым и главным фактором, влияющим на духовное здоровье, является установка на здоровый образ жизни. Человек склонен повторять те типы поведения, которые приносят удовольствие, поэтому отказаться от некоторых пищевых привычек, вредных стереотипов бывает достаточно трудно. Естественно, что выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности и напрямую зависит от индивидуального образа жизни.

Не менее важным фактором при выборе стиля жизни является окружение, демонстрирующее разные модели существования и формирующее устойчивые стереотипы поведения у отдельных членов. Окружение, как известно, напрямую влияет на индивидуальное здоровье, его физическая и духовная сущность зависят от уровня мотивации к следованию правилам здорового образа жизни.

или умение жить в социуме

Под понятием понимается способность человека адаптироваться в природной и социальной средах обитания. Достигается оно умением предвидеть возникновение угрожающих и нестандартных ситуаций, оценивать их возможные последствия, принимать обоснованное решение и действовать, сообразуясь со своими возможностями. Понятие социальной адаптации включает в себя полную приспособленность человека к условиям коллектива. Физическое, социальное и духовное здоровье каждого члена общества составляет общее социальное благополучие коллектива. В здоровом социуме нестандартные ситуации возникают значительно реже и носят, как правило, природный характер.

Факторы, влияющие на социальное здоровье

Важным социальным фактором является состояние окружающей среды, в которой проживает человек. Загрязнение природных ресурсов приводит к повышению стрессового фона организма, физическим нарушениям в состоянии человека, снижению эмоционального фона. Не менее важным фактором есть также доступность качественного медицинского обслуживания, что значительно снижает риск возникновения и осложнений у людей. На этом фоне значительно повышается или понижается уровень физического благополучия, эмоционального стресса, страдает духовная составляющая здоровья. Духовное и физическое здоровье в совокупности с социальным и составляет индивидуальное здоровье личности. При этом все три составляющие являются одинаково значимыми и взаимодополняющими.

Здоровье как главная ценность

Понимание и осознание здоровья как главной ценности в современном мире дано не каждому. Чаще всего человек выводит на первый план карьеру, материальные блага, престиж в обществе, забывая о здоровье и внутренней гармонии. Лишь утратив здоровье, люди начинают понимать его ценность, однако вернуть утраченное бывает нелегко, а иногда невозможно.

Современная притча о богатом человеке повествует о том, как молодой бизнесмен скопил огромное состояние и жил только рад наживы и денег. Однажды за ним пришёл Ангел смерти и велел собираться. Бизнесмен просил дать ему немного времени, ведь он не успел главного в жизни, но Ангел был неумолим. Тогда молодой человек решил купить немного времени и предложил миллион, потом два, затем всё своё состояние за несколько дней жизни. Купить жизнь не удалось, так как деньги не имеют ценности в успешный бизнесмен отправился за Ангелом, не завершив главного в своей жизни. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность находятся в гармонии тогда, когда человек правильно расставляет приоритеты и следует им.

Гармонично развитая личность - залог здоровья?

Учитывая то, что три составляющие индивидуального здоровья взаимодействуют и дополняют друг друга, можно утверждать, что залогом здоровья человека будет внутренняя и внешняя гармония. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность не могут быть совершенными без социального благополучия, в свою очередь, социально адаптированным не может быть человек с нарушенным физическим или духовным началом. Здоровый питание, эмоциональный комфорт, позитивный психологический настрой, правильная расстановка приоритетов - залог гармонично развитой личности, имеющей совершенное физическое, духовное, социальное здоровье. Человека такого сейчас найти трудно. Но в ваших руках стать им.

2. «Здоровье - это состояние полного физическо­го, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефек­тов», - записано в уставе Всемирной организации здравоохранения.

В общем понятии здоровья имеются две неотде­лимые составляющие: здоровье духовное и физи­ческое.

Физическое здоровье предполагает отказ чело­века от вредных привычек (табакокурения, упо­требления алкоголя и наркотиков и др.). Чтобы достигнуть высокого уровня такого здоровья, че­ловек должен рационально питаться, соблюдать правила личной гигиены и безопасного поведения, оптимально сочетать работу и отдых, физический труд и умственную деятельность, выполнять необ­ходимый объем двигательной активности.

Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно до­стигается умением жить в согласии с окружающи­ми людьми, способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учетом необходимости, возможности и желания.

Физическое и духовное здоровье находятся в гармоничном единстве и постоянно взаимно влия­ют друг на друга.

3. Практическое задание (ситуация). Ваши действия при заблаговременном оповещении о землетрясе­нии и при внезапном землетрясении, если оно за­ стало вас дома.

3. При заблаговременном оповещении о землетря­сении следует:

Включить телевизор (радио) и выслушать сообщение;

Закрепить мебель, тяжелые вещи переместить на пол;

Отключить газ, воду, электричество, пога­сить огонь в печах;

Взять документы, необходимые вещи и сле­довать в указанное место.

Практика показывает, что при внезапном зем­летрясении от первых толчков до последующих", более сильных, когда начнет разрушаться здание, есть 15-20 с. За это время нужно или покинуть здание, или занять в нем относительно безопасное место.

Покидая здание, не следует пользоваться лиф­том, нельзя эвакуироваться из окон, не разбив пе­ред этим остекление.



При укрытии в здании наиболее безопасными местами являются: дверные проемы, места у ко­лонн и под балками каркаса, ниши в капитальных внутренних стенах, углы, образованные этими стенами, а также места под прочными столами и рядом с кроватями.-

Билет № 8


1. Особенности состояния водоемов в разное время гола. Правила безопасного поведения на водое­мах зимой.

1. Водоемы являются опасными в любое время го­да. Летом они опасны при купании и пользовании плавсредствами. Опасность чаще всего представляют сильное течение (в том числе подводное), глубо­кие омуты и подводные холодные ключи. Весной и летом к этим факторам прибавляется низкая тем­пература воды. Зимой большинство водоемов покрывается льдом, который является источником серьезной опасности, особенно после первых моро­зов и в период оттепелей. В это время очень высок риск провалиться под лед. Поэтому важно соблю­дать правила безопасного поведения на зимних во­доемах. Основные из этих правил заключаются в следующем:

Надежным является лед, имеющий зеленоватый или синеватый оттенок, а желтоватый лед - опасен;

Опасны участки льда в местах впадения рек и ручьев, у крутых берегов, на крутых изгибах русла;

Места, где поверх льда выступает вода, представляют большую опасность, так как обычно сви­детельствуют о наличии промоины;

Преодолевать водоем по льду следует в свет­лое время суток и при хорошей видимости;

При движении по льду группы людей необход­имо соблюдать дистанцию примерно 5 м;

При наличии рюкзака необходимо предус­мотреть возможность быстрого освобождения от него (лучше нести его на одном плече),

Провалившись, необходимо облокотиться на лед, перенести на него одну ногу, затем вытащить вторую, перекатиться на лед и осторожно перемес­титься в сторону от опасного места. Перед этим лучше освободиться от обуви.

2. Здоровье индивидуальное и здоровье общественное, факторы, влияющие на них .

2. В общем понятии здоровья различают индиви­дуальное и общественное здоровье. Под индивиду­альным здоровьем понимается личное здоровье каждого человека. Оно во многом зависит (по дан­ным некоторых специалистов, на 50%) от самого человека, его мировоззрения, образа жизни, куль­туры, а также от других факторов (наследственнос­ти, состояния здравоохранения и т. д.).

Общественное здоровье складывается из состоя­ния здоровья каждого из членов общества. Боль­шое влияние на его уровень оказывают политиче­ские, социальные, экономические и природные ус­ловия.

Большое влияние на состояние и индивидуаль­ного и общественного здоровья оказывают физи­ческие, химические, биологические, социальное и психологические факторы внешней среды.

Физическое воздействие выражается во влия­нии электромагнитных и электрических полей, солнечного света..

Химические факторы связаны прежде всего с широким применением в производстве и быту различных дезинфицирующих, консервирующих, моющих, лакокрасочных и других средств.

Биологические факторы способны отрицатель­но влиять на здоровье, вызывая инфекционные за­болевания.

Социальное воздействие связало с жизнью об­щества. Поступательное и спокойное развитие об­щественных отношений гарантирует снижение воздействия таких отрицательных факторов, как неуверенность в завтрашнем дне, разрушение обы­чаев, традиций и устоев.

Важное значение для здоровья имеет психоло­гический климат в семье, школе, трудовом кол­лективе. Доброта, внимание, помощь и поддержка благоприятно влияют на людей, а ссоры, конф­ликты, неумение общаться, как правило, приво­дят к стрессам и не способствуют сохранению и ук­реплению здоровья.

3. Практическое задание (ситуация). Во время дохо­да в лес за грибами или ягодами вы отстали от группы и заблудились. Ваши действия.

3. Если во время похода за грибами или ягодами вы отстали от группы, следует:

Попытаться догнать группу;

Попытаться привлечь внимание товарищей криками;

Остановиться и ждать, когда за вами вернутся;

При необходимости (травме, плохом самочувствии, ухудшении погоды) развести костер и по­строить временное жилище.

Заблудившись в лесу, следует остановиться и оценить ситуацию. Прислушаться к звукам, ос­мотреться вокруг (по возможности с возвышенно­го места), искать дорогу, тропу, ручей или реку. Найдя их, следует определить направление выхо­да и двигаться в этом направлении.

Билет № 9

1. Правила ориентирования на местности. Опреде­ление сторон горизонта; определение направле­ния движения на местности.

1. Ориентированием называется умение опреде­лять свое местонахождение относительно сторон горизонта, окружающих объектов и форм рельефа, находить нужное направление движения и выдер­живать его.

Основные способы ориентирования:

По компасу;

По небесным светилам (по Солнцу, по звездам, по Луне);

По местным признакам.

В солнечный полдень направление тени указы­вает на север. Направление на север можно опре­делить по солнцу и часам. Если часовую стрелку направить на солнце, то биссектриса угла между этой стрелкой и направлением на 12 часов (летом на 1 час) будет линией «север - юг». До полудня юг будет находиться справа от солнца, а после полудня - слева.

Ночью направление на север можно определить по Полярной звезде. Направление на север и юг можно определить и по местным признакам:

Зимой снег больше подтаивает на южных склонах холмов, бугров и северных скатах ям и углублений;

Лишайники и мхи сильнее развиты с северной стороны стволов деревьев;

На смолистых деревьях в жаркую погоду с южной стороны выделяется больше смолы;

В горах южные склоны более сухие и теплые;

Лесные просеки, как правило, прорубают в направлениях север - юг и запад - восток;

Северный склон муравейника обычно круче, чем южный.

Ориентируясь по местным признакам, выводы можно делать после неоднократной проверки по­лученных результатов.

Направление движения выбирается по тропам и дорогам, вдоль рек и ручьев, по лесным просе­кам, которые обычно ведут к населенному пункту, хозяйственному или производственному объекту» При наличии компаса и карты может быть ис­пользован метод движения по азимуту.

2. Пути достижения высокого уровня здоровья. Факторы, определяющие индивидуальное здо­ровье человека.

2. Достичь высокого уровня здоровья можно че­рез индивидуальную систему привычек и поведе­ния человека, называемую здоровым образом жизни.

Основными путями достижения этой цели являются:

Необходимый уровень двигательной активности, обеспечивающий потребность организма в движении;

Закаливание, повышающее сопротивля­емость организма к заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды;

Рациональное питание (полноценное и сба­лансированное);

Режим труда и отдыха;

Правильное экологическое поведение;

Эмоциональная и психическая устойчивость;

Отказ от вредных привычек (курение, употребление наркотиков и алкоголя);

Сексуальное поведение, соответствующее нормам общества.

Практика показывает, что здоровый образ жиз­ни с раннего детства - это фундамент долголетия и крепкого здоровья в зрелом возрасте.

На индивидуальное здоровье человека влияют и определяют его уровень многочисленные факто­ры. Основными из них являются:

Наследственность;

Состояние системы здравоохранения в реги­оне;

Физические, химические, биологические, социальные и психологические факторы внешней среды;

Образ жизни человека и его отношение к своему здоровью (влияние этого фактора составля­ет примерно 50%).

3. Практическое задание (ситуация). Во время отдыха на природе вы решили искупаться в незна­комом водоеме. Ваши действия по обеспечению личной безопасности во время купания.

3. При купании в открытых водоемах в целях без­опасности запрещается:

Купаться в местах, где установлены щиты с надписью «Купаться запрещено»;

Заплывать за буйки;

Подплывать к судам, лодкам, плотам и дру­гим плавсредствам;

Нырять и прыгать в воду в незнакомых местах, а также с лодок, катеров, причалов и других сооружений, не приспособленных для этих целей;

Купаться в нетрезвом виде;

Устраивать на воде игры, связанные с ныря­нием и захватом друг друга;

Плавать на досках, лежаках, бревнах, надувных матрасах и камерах;

Подавать крики ложной тревоги;

Приводить с собой собак и других животных.

Необходимо уметь не только плавать, но и от­дыхать на воде. Наиболее известны следующие способы отдыха:

Лечь на воду спиной, расправив руки и ноги, расслабиться и, помогая себе удержаться в таком
положении, сделать вдох, а затем после паузы - медленный выдох;

Вдохнуть, опустить лицо в воду, обхватить колени руками и прижать их к телу, медленно вы­дохнуть в воду, а затем сделать быстрый вдох над водой.

Если во время купания свело ногу, надо позвать на помощь, затем погрузиться с головой в воду, сильно потянуть ногу на себя за большой палец, а затем распрямить ее.

Ни у кого не вызывает сомнения, что каким бы видом деятельности человек не занимался, прежде всего, он должен быть здоровым. Мы все желаем друг другу здоровья. Но что такое здоровье? Часто под этим понимается только здоровье физическое, в лучшем случае психическое. Духовное здоровье игнорируется. Игнорируется тот факт, что духовность - основа душевного и физического здоровья. Вопрос: что важнее духовное и нравственное состояние или интеллектуальный багаж и практические навыки - теоретически не вызывает сомнения - и то и другое важно для человека, и они не противоречат друг другу. На современном этапе, на практике предпочтение отдается именно второму. Именно обширность и разнообразность знаний становятся главной задачей образования, именно процесс приобщения к культуре и называется духовным образованием. Но так ли это? Само слово "образование " происходит от слова "образ", - восстановление в человеке образа Божия, воссоздание духовной красоты человека, смыслом жизни которого являются непреходимые духовные ценности. Личность, напичканная противоречивыми разнообразными знаниями, становится разрозненной, развивающей наименее уникальные свои качества; она склонна к "душевной депрессии", к потере смысла жизни - к экзистенциальному неврозу. Такая личность может видеть себя лишь исполнителем социальных ролей и носителем биологических потребностей, склонна к уходу от проживания своей жизни, своей индивидуальности, своей отдельности.

В России различные социальные, мировоззренческие учения неизменно соотносили себя с традиционным для нашей страны православным умозрением, в центре внимания постоянно оказывался неисчерпаемый духовный опыт личности. В качестве главнейших составляющих древнерусской образовательной традиции можно выделить следующие:

Образование подчинено потребностям внутреннего духовного развития человека;

Основным направлением воспитания признавалось религиозно-нравственное воспитание, по отношению к которому развитие физических и интеллектуальных способностей играет вспомогательную роль;

Процесс обучения и воспитания - это не только передача формального знания, но и трансляция живого опыта целостной личности, вследствие чего, главное руководящее место в этом процессе принадлежало учителю, духовному отцу, старцу, тому человеку, авторитет которого был обусловлен его подлинной причастностью к Богу. Предполагалось, что духовные постижения призваны направить человеческое бытие, помочь человеку в его становлении как духовного существа. Глубинная особенность русского умозрения восходила к аскетической традиции восточного православия. Понятие аскезы означает духовное подвижничество, конечная цель христианской аскезы - святость, соединение человека с Господом, обожение человека, уподобление человека Иисусу Христу. Это путь бесконечного совершенствования.

Святоотеческая аскетическая традиция на протяжении всего XIX в. сохраняла очаги святости и высокого духовного подвижничества. В этом столетии жили почитаемые на Руси святые праведники Серафим Саровский и Иоанн Кронштадский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, старцы Оптиной Пустыни Леонид, Макарий, Амвросий, к которым за поддержкой и духовным советом в разное время ездили известные философы и писатели.

Они своей жизнью учили, что истинная цель духовной жизни - в стяжании Духа Святого. Все остальное - молитва, пост, милостыня - только средства к достижению благой цели. Дух претворяет душу человеческую в Храм Божий, "в пресветлый чертог вечного радования". Характер и степень духовности человека определяется той целью, которую он ставит перед собой в жизни. Основной закон человеческой жизни ясно сформулирован Христом: "Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и все приложится вам" (Мф. 6: 33).

Известный русский философ И.В. Киреевский считал, что направленность мышления верующего "заключается в стремлении собрать все отдельные части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум и воля, и чувство, и совесть, и прекрасное, и истинное, и удивительное, и желанное, и справедливое, и милосердное, и весь объем ума сливается в одно живое единство и таким образом восстанавливается существенная личность человека в ее первозданной неделимости". (3, 400). Рациональное знание представлялось русским философам главной опасностью для развития личности. Если абстрактный разум развивается односторонне, человек теряет способность непосредственного познания истины, утрачивается "тот внутренний корень разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума". Под воздействием рационализма личность распадается на ряд духовных функций, которые плохо связаны между собой. В одной душе возникают многие центры - доминанты, которые выходят из-под власти "Я" как целого, наступает деперсонализация личности. Внутреннее рассогласование сохраняется и в том случае, когда разуму удается возобладать над другими разъединенными способностями духа. Деспотизм разума лишь углубляет разъединение личности, внутренние силы духа ослабевают, человек утрачивает живую веру, так как вера "не вмещается в одной какой-либо познавательной способности, не относится к одному логическому разуму, или сердечному чувству, или внушению совести; но обнимает всю цельность человека и является только в минуты этой цельности и соразмерно ее полноте".(4, 249).

Согласно Киреевскому, лишь мышление, одухотворенное верой, способно соединить в одно целое разные части души, найти то внутреннее средоточие, в котором разум и воля, чувство и совесть, прекрасное и истинное слились бы в одно живое единство, воссоздав тем самым истинную сущность человека в ее первозданной нераздельности. Дух, по мнению известного русского философа И.А. Ильина, самое главное в человеке. Это - сила личного самоутверждения, основанная на верном восприятии своей личностной "самосути" в ее предстоянии Богу и в ее достоинстве. Дух есть живое чувство ответственности, воля к совершенству; умение распознавать и принимать совершенное; способность к бескорыстной любви и самоотверженному смирению. Дух - это сила личного самоопределения человека, источник самоосвобождения, приводящий к полноте личной свободы. Это - "потребность священного", радость осознания себя нашедшим свое призвание, дар молитвы, "сила поющего сердца", "жилище совести", место рождения искусства и источник правосознания, основа патриотизма, здоровой государственности и великой (1, 51-52). Дух и духовность позволяют нам почувствовать себя не работниками у хозяина, а сыновьями отца, наследниками, сотрудниками и создателями.

Апостол Павел христианскую духовность описал так: "Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать" (Галл.5: 22-26). Апостол говорит о том, что человек духовно очистившийся пребывает в постоянной глубокой радости, у которой есть один несомненный признак - она не может обернуться своей противоположностью.

Суть духовной жизни в христианстве - начинается со способности увидеть себя, свое истинное лицо, свои болезни, свои грехи. Известный психотерапевт Алексейчик А. пишет: "с точки зрения психологии грех - это нежелание выйти из состояния самотождества. Если брать философски и теологически, то грех - это отпадение от Бога, отпадение от духовного в материальное. Это утверждение себя как себя без своего отношения к другому человеку, к Господу Богу. Грех - это то состояние, которое объясняет "я" через "я-же", через себя, делает из себя единственную точку реальности. Грех есть то, что закрывает от "я" реальность. Ибо видеть реальность - это значит именно выйти из себя и пережить свое "я" в "не-я", то есть - в другом, в зримом. По большому пониманию, это значит - полюбить по-настоящему; мы выходим из себя, если уходим к любимому, а не выходим - к своему врагу. В образах - грех есть непрозрачное, мрак, мгла, тьма. Свет есть являемость, реальность. Тьма же, напротив, отъединенность, разрозненность реальности, невозможность явления друг другу, невидимость друг для друга. И это касается не только наших взаимоотношений, но и внутренних наших процессов, которые становятся невидимыми друг для друга. Наши ощущения становятся невидимыми для наших чувств, для наших потребностей". В памяти начинается конфабуляция, в мышлении - сверхценные идеи, в эмоциональной сфере - сверхценные чувства, страстные желания, фантазии, человек начинает "выходит из себя", "сходить с ума".

Чем более греховен человек, тем менее он видит реальность, тем менее видит свою греховность, свою болезнь. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (МФ.9: 12). Видящий себя разумным и добродетельным не способен встать на путь исцеления, так же как больной, который не осознает своего недуга, не идет к врачу лечиться. Петр Дамаскин называет способность видеть свои грехи "началом просвещения души", а признаком ее здравия - когда ум начинает зреть свои согрешения, множеством своим подобные морскому песку". Это видение - начало и критерий правильности духовной жизни.

К духовному оживлению человека часто приводит не здоровье, а болезнь. Если болезнь отрезвляет, пробуждает от духовного сна, позволяет увидеть свою греховность, побуждает искать спасение в Боге, то она становится благом для человека. Благодаря болезни человек переходит с эгоцентрического уровня на духовный уровень - " в пределах которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним, человек приходит к пониманию человека как образа и подобия Божия, поэтому и другой человек приобретает в его глазах не только гуманистическую, разумную, общечеловеческую, но и особую, сакральную, божественную ценность".(1, 7). Человек начинает духовно выздоравливать.

Литература.

*1. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. М., 1986.

2. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Собр соч. в 2 т. !993. Т. 1.

3. Кириевский И.В. Полн. Собр. Соч. Т.1.

Кириевский И.В. Отрывки// Человек. Ч.2.

Http://www.ioannp.ru/publications/53328

Духовное здоровье в наше время отошло на второй план, и это совсем не верно. Согласно древней китайской поговорке: в здоровом теле здоровый дух, становится вполне ясно, что без психологических и духовных составляющих наше физическое здоровье — ничто само по себе, и нуждается в поддержке. Ведь недаром многие врачи говорят, что множество болезней надумано, и прочно засело у нас в голове и медленно отравляет жизнь, капля за каплей. Духовное здоровье человека — это немалая составляющая здорового образа жизни и счастливой гармоничной жизни. Меняется время, меняются ценности и приоритеты, но здоровье по-прежнему стоит на главенствующих позициях.
Итак, духовное здоровье – это совокупность норм, взглядов, убеждений, которые позволяют человеку вращаться внутри социума, контактировать с другими индивидами, и формировать свой взгляд на окружающий мир. Это также способность следовать моральным устоям, правилам и устоям негласной правды и справедливости, и возможность жить и развиваться в гармонии со своим внутренним миром. Многие люди почему-то отождествляют духовное здоровье с религией и переводят его в форму молитвы, что совсем не соответствует истине, а является лишь стереотипом общества. Чтобы быть духовно здоровым совсем не обязательно посещать церковь и молиться, нужно просто быть честным по отношению к себе и своим поступкам, постоянно стремиться к чему–то новому и развиваться.
Во многом степень вашего духовного здоровья и его сохранности будет зависеть от взглядов на мир, людей, окружение, и то как вы все это переводите на собственную личность. Также у вас должна быть способность прогнозировать предстоящие события, и находить место контакта с другими людьми и выявление точек соприкосновения с ними. Во многом духовное здоровье определяет и физическое, и неразрывно с ним связано. Подумайте сами: у человека который живет в гармонии с самим собой, окружением, у которого есть цель в жизни, и поддержка вряд ли будут проявляться вредные привычки, скверное отношение к окружающим, и желание себя уничтожить. Такие люди жизнерадостны и открыты, к ним автоматически тянуться другие, и им вовсе не надо употреблять различные виды наркотических веществ чтобы расслабиться и отдохнуть. Человек определивший себя в этой жизни и знающий куда он двигается не обременяет себя ненужным багажом отвратительных проявлений человеческой природы.
Люди которые страдают от тех или иных недугов часто недовольны собой, и они ищут причину этого в окружающих, а не в себе, пытаясь перевернуть все с ног на голову. Боятся признаться, что причина всех их неудач находиться в них. Недовольство собой часто может порождать стрессы, скуку к жизни, равнодушие к себе, а все это легко трансформируется в обжорство, алкогольную и никотиновую зависимости, и прочие мелкие изъяны, которые накопившись вместе разрушают вашу жизнь и здоровье.
Если физическое здоровье дано нам от природы, и наша задача не растерять то, что у нас есть на мелочи жизни, то духовное по сути своей – своеобразная философия жизни, которая накапливается с годами и приумножается, исходя из накопленных знаний.

Для того чтобы приумножить свое имеющееся и не сбиться с пути учитывайте следующие три жизненных принципа:

  • смысл жизни(это может быть семья, любимый человек, работа, хобби, пристрастие, другими словами, то что наполняет вас энергией и заставляет двигаться вперед, пока есть ориентир вас трудно сбить с пути)
  • помощь окружающим(делая другим людям добро и оказывая помощь, вы тем самым подтверждаете свою значимость в этом мире, поднимаете свою самооценку и продолжаете совершенствоваться и расти, а это очень много значит
  • сохраняйте эмоциональное равновесие, человек который живет ровно, и которого не бросает в море эмоций живет всегда дольше нежели неуравновешенный холерик. В вашей жизни должны быть эмоциональные разрядки, но они должны быть сбалансированными и заранее определенными и предсказуемыми.




Самое обсуждаемое
Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников
Детская ортопедическая обувь Twiki Детская ортопедическая обувь Twiki
Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих


top