Анализ физического воспитания дете разновозрастной группы. Педология. Программно-нормативные основы физического воспитания детей дошкольного возраста

Анализ физического воспитания дете разновозрастной группы. Педология. Программно-нормативные основы физического воспитания детей дошкольного возраста

Елена Провоторова
Физкультурное занятие в разновозрастной группе 4–6 лет «Путешествие на лесную полян»

Цель :формирование стремления заниматься физической культурой.

Задачи : упражнять в ходьбе в колонне по одному,в прыжках с продвижением вперед,в перешагивании через предмет,в ходьбе приставным шагом.

Пособия :обруч,кубики 5-6 шт. ,тоннель,гимнастическая скамейка,по две бабочки на каждого ребенка,цветы

занятия упражнений дыхание указания

1. Вводная Дети проходят в зал. Ребята,

часть на улице холодно,мороз,а так

хочется тепла. Вам хочется

чтобы было лето?Давайте с

вами совершим путешествие

Проходят через обруч на лесную поляну

но чтобы туда попасть нужно

пройти сквозь "волшебные

ворота".Тогда в путь.

(Дети проходят через

"волшебные ворота")

Вот мы с вами оказались на

лесной опушке .

Построение в шеренгу

Обычная ходьба 2 круга Давайте сейчас обследуем

лесную опушку . Будьте

внимательны!

Ходьба на носках 1/2 круга Не будем нарушать тишину.

Пройдем тихо,на носках.

Руки на пояс.

Обычная ходьба 1 круг Спина прямая,ноги выше

поднимаем.

Бег 2 круга (в умеренном) Увидели вдруг лису,побежали

не спеша.

Обычная ходьба 1 круг Держим дистанцию,спина

Прыжки с продвижением 1/2 круга Прыгаем легко, как зайчики.

Обычная ходьба 1 круг Спина прямая,работаем

руками. Молодцы,ребята

посмотрите на нашей поляне

живут разноцветные бабочки .

Подойдите и каждый

возьмите по две бабочке.

Перестроение в две колоны.

2. Основная Общеразвивающие

часть упражнения (с бабочками)

1."Бабочки порхают"

5-6 раз И. п. -основная стойка,руки внизу

В.:1-3 руки в стороны

2-руки вверх,поднять носки.

4-И. п. 5-6 раз 2."Летим на цветок"

И. п. -основная стойка,руки к плечам.

1-поворот туловища в право,руки в стороны.

3-поворот туловища в лево,руки в стороны. 3."Бабочки уснули"

Перепрыгивание 5-6 раз И. п-основная стойка. руки в низ

1.-присели,руки в перед

2-вернутся в И. п.

4."Бабочки проснулись, 4-5 раз И. п. -основная стойка,руки внизу

солнцу улыбнулись" 1-Наклон вперед,руки в сторону.

5. Прыжки вокруг бабочек И. п-основная стойка,руки на пояс

(бабочки на полу)

Прыжки вокруг бабочек на двух ногах

Молодцы!Оставьте своих

бабочек на цветной поляне ,

Основные виды движения

1. Перешагивание Перешагиваем через

препятствия

2. Проползание через Ребята,перед нами еще одна

преграда это горная пещера

"тоннель" Мы тоннель преодолеем,в него

мы проползаем,и к заветной

цели скоро мы прейдем

(Дети проползают на

четвереньках через тоннель)

Молодцы! Но перед нами

висячий мост. Это испытание

для самых смелых.

3. Висячий мост" Дети выполняют ходьбу

приставным шагом

по скамейке.

Молодцы!Все преодолели

этот сложный путь.

Подвижная игра "Сова" Действовать по сигналу

3 Часть Ребята,наступает вечер,пора

возвращаться в детский сад.

Давайте бабочкам поможем

найти свой домик-цветок,

такого же цвета как бабочка.

Проходят через обруч Проходят через "волшебные

Молодцы ребята!Вы

справились со всеми

заданиями и преодолели

все преграды

встретившиеся вам на пути.

Публикации по теме:

Физкультурное развлечение «Путешествие на лесную полянку» (первая младшая группа) Цель:закрепить некоторые навыки двигательной активности, познакомить детей с лесными жителями, порадовать детей встречей с ними, прививать.

Физкультурное сюжетно-игровое занятие в первой младшей группе «Путешествие в страну Смешариков» Физкультурное сюжетно-игровое занятие в первой младшей группе "Путешествие в страну Смешариков" Программное содержание: - Образовательное:.

Физкультурное занятие с элементами здоровьесберегающих технологий подготовительная к школе группа Тема: «Путешествие на необитаемый остров.

Физкультурное занятие «Путешествие в Страну сказок» Физкультурное занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК» Цель: Формировать эмоционально положительное отношение и интерес к движениям. Вовлекать.

Физкультурное занятие в младшей группе «Путешествие в Страну сказок» На тему «Путешествие в Страну сказок» Программное содержание: Закреплять умение ходить в колоне по одному,переступая через препятствия.

Физкультурное занятие в старшей группе «Путешествие в страну здоровья» Физкультурное занятие в старшей группе "Путешествие в страну здоровья" Задачи: закрепить навыки выполнения спортивных, циклических упражнений.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в лесную страну» Конспект интегрированного занятия «Путешествие в лесную страну» в подготовительной группе Цель: обобщение и систематизация у детей полученных.

Алексенцева Антонина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Фил.д/с "Ивушка", МБДОУ д/с "Алёнка"
Населённый пункт: С Ярославка, Никифоровского р-на, Тамбовской обл
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ" В РАНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
Дата публикации: 05.09.2016
Раздел: дошкольное образование

Перспективное планирование образовательной области

«Физическая культура» в разновозрастной группе.
Месяц /недели Цели (программное содержание) занятий Сентябрь 1.
1

.
Мл. Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному,.развивать умение сохранять устойчивое равновесие при ходьбе по уменьшенной площади опоры, упражнять в энергичном отталкивании двумя ногами от пола и мягком приземлении при подпрыгивании на месте. Ст. Упражнять детей в ходьбе с перешагиванием через кубики,.мячи, п р ы г а т ь н а 2 - х н о г а х с п р о д в и ж е н и е м в п е р ё д.
2
. Мл. Развивать умение сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади; закреплять умение прокатывать мяч в определённом направлении, подбрасывать и ловить мяч, не прижимая его к груди; развивать навыки выполнения упражнений с мячами. Ст. Перебрасывать мячи, стоя в шеренге, двумя руками. снизу, после уд а р а м я ч а о б п о л п о д б р а с ы в а т ь в в е р х 2 - м я. р у к а м и. (не.прижимая.к.груди)
3.
(на воздухе)* Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному и врассыпную; в умении действовать по сигналу; развивать ловкость и глазомер при прокатывании мяча двумя руками 2.
1
. Мл. Учить детей энергичному отталкиванию от пола и приземлению на полусогнутые ноги при подпрыгивании вверх, доставая до предмета. Упражнять в прокатывании мяча. Ст. Учить детей подбрасывать мяч вверх и ловить его после хлопка, ползать по гимнастической скамейке на ладонях и коленях, на предплечьях и коленях.
2.
Мл. Развивать умение сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади; имитировать повадки птиц; закреплять умение прыгать на двух ногах; совершенствовать навыки ходьбы и бега. Ст. Упражнять в перебрасывании мяча друг другу 2-мя руками из-за головы, ползать по гимнастической скамейке на ладонях и коленях.
3.
* Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному, на носках; упражнять в прыжках. 3.
1
. Мл. Упражнять детей в ходьбе колонной по одному, беге врассыпную. Развивать умение катать обруч друг другу. Упражнять в лазанье под шнур.
Ст
. Учить пролезать в обруч в группировке, боком, прямо, ходить по гимнастической скамейке с мешочком на голове.
2
. Мл. Развивать умение сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади; закреплять умение прыгать на обеих ногах с продвижением вперёд; совершенствовать навыки действий с обручами.
Ст
. Учить прыгать на 2-х ногах с мешочком между коленями и ходить «Пингвином»., ходить по скамейке с мешочком на голове.
3
.* Упражнять в ходьбе в обход предметов, поставленных по углам площадки; повторить подбрасывание и ловлю мяча двумя руками;
упражнять в прыжках, развивая точность приземления 4.
1.
Мл. Продолжать развивать умение детей останавливаться по сигналу воспитателя во время ходьбы и бега. Учить умению группироваться при лазанье под шнур. Упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры. Ст. Учить прыгать на 2-х ногах с мешочком между коленями и ходить «Пингвином»., ходить по ск амейке с. м е ш о ч к о м. н а. г о л о в е.
2
. Мл. Развивать умение сохранять равновесие на ограниченной и приподнятой площади; закреплять умение спрыгивать с высоты 30-50см. совершенствовать навыки подлезания под дуги правым и левым боком, не касаясь руками пола. Ст. Учить ходить по гимнастической скамейке с мешочком на голове, совершенствовать навыки подлезания под дуги правым и левым боком, не касаясь руками пола.
3
.* Упражнять в перебрасывании мяча друг другу, развивая ловкость и глазомер; Упражнять в прыжках. Октябрь 1. 1.Мл.Развивать умение детей сохранять устойчивое равновесие при ходьбе на повышенной опоре; упражнять в энергичном отталкивании от пола и мягком приземлении на полусогнутые ноги в прыжках с продвижением вперед. Ст. Учить ходить по скамейке приставным шагом, перешагивая через кубики, прыгать на 2-х ногах через шнуры прямо, боком.
2
. Мл. Развивать умение прыгать в длину с места; правильно занимать исходное положение и правильно выполнять замах при метании вдаль из свободной стойки (рука поднимается вверх и назад); совершенствовать навыки.сохранения.равновесия.при.ходьбе.по.ограничен-ной.площади. Ст..Учить.бросать.мяч.2-мя.руками.от.груди, перебрасывать друг другу из- за головы, ходить по скамейке с приседанием на середине.
3.*
Упражнять в перебрасывании мяча через сетку, развивая ловкость и глазомер; в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе и беге по уменьшенной площади опоры. 2. 1. Учить детей находить свое место в шеренге после ходьбы и бега. Упражнять в приземлении на полусогнутые ноги в прыжках из обруча в обруч. Закреплять умение прокатывать мяч друг другу, развивая точность направления.движения. Ст..Упражнять..детей.в.прыжках.,спрыгивании..со.скамейки..на полусогнутые.ноги, переползать через п р е п я тс т в и е. 2.Мл. Упражнять прыжкам в длину с активным взмахом руками вперед и вверх; закреплять умение сохранять равновесие в ходьбе по шесту, по узкой доске; совершенствовать навыки ползания; развивать фантазию. Ст. Учить метать мешочки в горизонтальную цель правой и левой рукой, подлезать под дугу правым и левым боком, не касаясь пола. 3.* Упражнять детей в ходьбе с выполнением различных заданий в прыжках, закреплять умение действовать по сигналу. 3.
1
.Мл.Повторить ходьбу в колонне по одному, развивать глазомер и ритмичность при перешагивании через бруски; упражнять в прокатывании
мяча в прямом направлении, в лазанье под дугу. Ст. упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке с поворотом на середине, приседанием, перешагиванием через мяч. 2.М л. Упражнять в ходьбе по ограниченной площади, сохраняя равновесие; закреплять навыки ползания, прыжков на двух ногах через гимнастические палки; развивать умение разгадывать загадки. Ст. Учить пролезать через 3 обруча(прямо, правым и левым боком), прыгать на двух ногах через препятствие. 3.
*
Упражнять.детей.в.ходьбе.и.беге.между.предметами,.поставленными произвольно по всей площадке; в прокатывании обручей, в прыжках на двух ногах. 4.
1.
М л. Развивать умение детей находить свое место в колонне после ходьбы и бега. Повторить лазанье под дугу, не касаясь руками пола; упражнять в сохранении устойчивого равновесия. Ст. Учить выполнять игровые задания: «Попади в корзину», «Проползи, не задень», «Не упади в ручей». 2. Мл. Развивать умение метать шишки на дальность, разгадывать загадки; развивать глазомер, фантазию; закреплять умение сохранять равновесие при ходьбе между кубиками. Ст. Игровые задания: «На одной ножке по дорожке», «Ловкие ребята», «Перешагни- не задень». 3.* Повторить ходьбу и бег колонной по одному; упражнять в бросании мяча в корзину, развивая ловкость и глазомер. Ноябрь 1. 1. Мл. Упражнять детей в ходьбе и беге с изменением направления движения, ходьбе и беге между предметами. Закреплять умение удерживать устойчивое равновесие при ходьбе на повышенной опоре. Упражнять в прыжках на двух ногах. Ст. Учить детей ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь.2-мя.руками, ползать на четвереньках,подталкивая головой.набивной.мяч. 2. Мл. Закреплять умение сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади; закреплять навыки лазания по гимнастической стенке; совершенствовать навыки ходьбы и бега. Ст. Учить детей ползать по скамейке с опорой на предплечья и колени, вести мяч с продвижением вперёд.
3.*
Упражнять в ходьбе и беге с изменением направления движения; ходьбе и беге «змейкой» между предметами; сохранении равновесия на уменьшенной площади опоры; повторить упражнение в прыжках. 2. 1.Мл. Учить детей ходить и бегать по кругу, взявшись за руки. Упражнять в ходьбе и беге на носках. Продолжать учить приземляться на полусогнутые ноги. Упражнять в перебрасывании мяча друг другу Ст. Продолжать учить детей подбрасывать мяч вверх и ловить его после хлопка, подпрыгивать на 2-х ногах, перебрасывать мяч друг другу руками из-за головы. 2. Мл. Закреплять умение подлезать под препятствие ограниченной высоты (в приседе, в положении лежа); совершенствовать навыки сохранения равновесия при ходьбе по ограниченной площади.
Ст. Учить ходить по канату боком приставным шагом, руки на поясе, мешочек на голове, перебрасывать мяч 2-мя руками из-за головы. 3.* Упражнять детей в ходьбе колонной по одному, выполняя задания для рук, беге с перешагиванием через шнуры. Закреплять умение детей действовать с мячом по сигналу воспитателя. 3. 1.Мл.Упражнять детей в ходьбе и беге с изменением направления движения; в бросках мяча о землю и ловле его двумя руками; повторить ползание на четвереньках. Ст. Учить подлезать под шнур боком, прямо, не касаясь руками пола, ходить по гимнастической скамейке с мешочком на голове, руки на поясе. 2.Мл.Закреплять умение сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади, прыгать на двух ногах, пролезать в обруч, не задевая верхний край спиной и пол – руками; совершенствовать навыки выполнения упражнений с обручами. Ст. Упражнять в прыжках на правой и левой ноге между предметами, совершенствовать навыки выполнения упражнений с обручами. 3.*Упражнять детей в ходьбе между предметами, не задевая их; упражнять в прыжках и беге с ускорением. 4. 1. Мл. Упражнять детей в ходьбе и беге с остановкой по сигналу воспитателя; в ползании на животе по гимнастической скамейке, развивая силу и ловкость; закреплять умение сохранять устойчивое равновесие и правильную осанку в ходьбе. С т. И г р о в ы е з а д а ни я: « М я ч вод я ще м у » , « К то с к о р е й д о флажка»(ползание по скамейке). 2.Мл.Учить разнообразным видам ходьбы; совершенствовать навыки ползания и прыжков на двух ногах с продвижением вперед. Ст. Упражнять в прыжках на правой и левой ноге между предметами, совершенствовать навыки выполнения упражнений с обручами. 3.* Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки (из колонны); Повторять ходьбу и бег с установкой по сигналу воспитателя; развивать глазомер и силу броска при метании на дальность, упражнять в прыжках Декабрь 1. 1.Мл.Закреплять умение сохранять устойчивое равновесие и правильную осанку в ходьбе по уменьшенной площади опоры; развивать ловкость и координацию.. движений в прыжках через препятствие. Ст. Учить перешагивать через бруски, шнур, справа и слева от него, развивать ловкость и координацию.. движений в прыжках через препятствие. 2.Мл.Закреплять умение подлезать под дугу; совершенствовать навыки прыжков в длину. Ст. Учить ходить по наклонной доске боком, приставным шагом, перешагивать через бруски, шнур, справа и слева от него, 3.*Упражнять в ходьбе и беге между сооружениями из снега; в умении действовать по сигналу воспитателя. 2. 1.Мл.Упражнять детей в перестроении в пары на месте; в мягком приземлении на полусогнутые ноги; закреплять умение прокатывать мяч,
развивая глазомер. Ст. Учить подбрасывать мяч 2-мя руками вверх и ловить его после хлопка. 2.Мл..Закреплять.умение.прокатывать.мяч,.развивая..глазомер. Ст.. Учить прыгать попеременно на правой и левой ноге до обозначенного места, ходить по гимнастической скамейке с мешочком на голове 3.*Развивать умение брать лопатки для снега и переносить их к месту занятий; упражнять в ходьбе ступающим шагом. 3. 1.Мл.Упражнять детей в ходьбе в колонне по одному; развивать умение ловить мяч, брошенный товарищем. Упражнять в ползании на четвереньках на повышенной опоре. Ст. Учить лазать по гимнастической стенке до верха, лазать разными способами,.не.пропуская..реек. 2.Мл.Закреплять умение прыгать на двух ногах, навыки выполнения упражнений..с.обручами. Ст. Учить ползать с мешочком на спине, перебрасывать мяч друг другу 2- мя.руками.снизу.с.хлопком.перед.ловлей. 3.*Упражнять в метании на дальность снежков, развивая силу броска. 4. 1.Мл. Закреплять умение детей перестраиваться в пары из колонны по одному. Уметь находить свое место в колонне. Учить правильному хвату рук за края доски при ползании на животе; упражнять в умении сохранять равновесие в ходьбе на повышенной опоре. Ст…Упражнять.в.перепрыгивании.между.препятствиями, подбрасывать и п р о к а т ы в а т ь м я ч в л ю б ы х н а п р а в л е н и я х. 2. Закреплять навыки ходьбы между предметами, сохраняя равновесие. 3.* Упражнять в метании на дальность снежков, развивая силу броска. Январь 1. 1.Ст. Упражнять детей в перестроении в пары на месте, в мягком приземлении на полусогнутые ноги; закреплять умение прокатывать мяч, развивать глазоме Мл. Учить подбрасывать мяч 2-мя руками вверх и ловить его после хлопка. 2.Ст.Учить детей бросать мяч двумя руками, снизу друг другу, от груди; пролезать в обруч боком, развивать уверенность в себе, быстроту реакции,ловкость;воспитывать активность,смелость,самостоятельность. Мл. Учить отбивать мяч о пол, перебрасывать мяч друг другу, развивать умение ходить и бегать. не наталкиваясь на других детей. 3.Повторение игровых упражнений на закрепление
1–2. Мл. Продолжать учить ходьбе и бегу между предметами; развивать умение перебрасывать мяч друг другу; повторить задание в равновесии; воспитывать целеустремленность. Ст. Учить детей бросать мяч двумя руками, снизу друг другу, от груди; пролезать в обруч боком, развивать уверенность в себе, быстроту реакции,ловкость;воспитывать активность,смелость,самостоятельность. 3*. Упражнять в беге и прыжках вокруг снеговика. 1-2.Мл. Повторить ходьбу и бег между предметами, не задевая их; ползание по гимнастической скамейке на четвереньках, развивать ловкость в упражнениях с мячом. Ст.Учить.детей.пролезать.в.обруч.боком,.ходить.с.перешагиванием.через.ку бики.с мешочком.на.голове. 3*. - упражнять в прыжках между предметами, в прокатывании мячей между предметами, в бросании мяча вверх и о землю и ловля его 2-мя руками. 2. 3. Февраль 1. 2. 3. 4. 1,2 Мл. Повторить ходьбу и бег между предметами, не задевая их, ползание по гимнастической скамейке на четвереньках, развивать ловкость в упражнениях с мячом; Ст. Учить детей пролезать в обруч боком. ходить с перешагиванием через кубики с мешочком на голове. 3.Продолжать упражнять в ходьбе и беге междуспортивными сооружениями на участке, в умении действовать по сигналу воспитателя. 1,2 Мл. Упражнять в ходьбе с выполнением заданий по сигналу воспитателя, в прыжках из обручав обруч, развивать ловкость при прокатывании мяча между предметами. Ст. Учить метать мешочки в вертикальную цель, правой и левой рукой, прыгать на 2-х ногах через палку. 3. *. Развивать ловкость и глазомер при метании мешочков. 1-2.Мл. Упражнять в ходьбе и беге врассыпную между предметами, в ловле.мяча.2-мя.руками,.в.ползании.на..четвереньках по скамейке.. Ст…Учить…ходить…по…гимнастической…скамейке,…приставляя пятку о д н о й н о г и к н о с к у д р у г о й, р у к и з а г о л о в о й. 3*.Упражнять.в.метании.на.дальность. Игровые.упражнения: «Ктодальше.бросит», Найдем.снегурочку», Подвижная игра «Мороз –Красный Нос» 1-2. Мл. Упражнять в ходьбе с изменением направления движения, в ползании в прямом направлении,...прыжках. между. предметами. Ст. учить подбрасывать мяч и ловить его правой и левой рукой,прыгать с ноги на ногу, между предметами. поставленными в ряд.
3*. Развивать ловкость и глазомер при метании мешочков.

- 109.00 Кб

1. Типы физкультурных занятий для детей смешанной

по возрасту группы и особенности их организации 3 – 4

2. Структурные части физкультурного занятия и

критерии эффективности его проведения 5

3.Подбор упражнений для каждой части занятия 6 – 8

4. Способы организации детей в каждом виде упражнений 9 – 12

5. Обеспечение дифференцированной нагрузки на занятии 13 – 16

Список литературы 17

Приложения

1. Типы физкультурных занятий для детей смешанной по возрасту группы и особенности их организации

Работа в разновозрастной группе требует от воспитателя хорошего знания программы и умения быстро ориентироваться в выборе путей решения одинаковых задач применительно к детям разного возраста и уровня обученности.

Обучение в такой группе организуется в виде занятий трех типов:

1) со всеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием для возрастных подгрупп;

2) со всеми детьми по разным разделам обучения (одним рисуют, другие считают);

3) с одной возрастной подгруппой (другая в это время самостоятельно играет).

Практика показывает, что при обучении движениям следует использовать занятия первого и третьего типа. Второй тип неудобен, так как внимание рисующих детей отвлекают занимающиеся физкультурой.

Третий тип используется при освоении упражнений, специфических для данного возраста. Например, со старшими дошкольниками разучиваются прыжки с разбега, различные способы метания, ползание по-пластунски, проводятся игры и упражнения в соревновательный форме, эстафеты и так далее. Малыши же учатся самостоятельно ходить по большому кругу, одновременно начинать и оканчивать общеразвивающие упражнения, реагировать на сигналы и зрительные ориентиры и так далее.

По возрастному составу смешанная группа может быть 2-х возрастной, а в однокомплексном детском саду - 3-х и 4-х возрастной. В любом случае на физкультурных занятиях первого типа целесообразно делить группу на две подгруппы. В одну подгруппу организуются дети, составляющие по возрасту большинство. Дети третьего возраста присоединяются к смежному. Например, одну подгруппу составляют старшие дети, вторая состоит на 2/3 из малышей и на 1/3 из детей среднего возраста. Но дети среднего возраста лишь организационно относятся к младшей подгруппе. В разных видах упражнений требования к ним конкретизируются. Например, вся младшая подгруппа упражняется в катании мячей друг другу. Но малыши катают мячи диаметром 20 см, а дети среднего возраста - диаметром 12-15 см, и расстояние при этом увеличено на 80-100 см. Кроме того, малыши могут катать мячи, сидя на полу, а дети среднего возраста - из наклона, или приседа.

Специфические трудности в организации и проведении физкультурных занятий существенно возрастает в группе, объединяющей контрастные возрасты - старший и младший.

Начинать совместные занятия следует примерно со 2-го квартала. К этому времени завершается период привыкания у малышей: они овладевают элементарными действиями, научаются в общих чертах ориентироваться в пространстве, понимать указания воспитателя.

2. Структурные части физкультурного занятия и критерии эффективности его проведения

Физкультурные занятия в разновозрастной группе строятся по общепринятой схеме:

1. Вводная часть. (строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений).

2. Основная часть:

а) общеразвивающие упражнения (комплекс);

б) упражнения в основных движениях (2-4);

в) подвижные игры (1-2).

3. Заключительная часть (спокойная ходьба, или игра малой подвижности, или танец).

Но форма записи плана должна отражать общность содержания и вместе с тем дифференцированность двигательных заданий, структурное единство и вместе с тем разную длительность одного и того же занятия для разных возрастных подгрупп.

Результативность обучения на физкультурных занятиях первого типа определяют три главных фактора:

Подбор упражнений с учетом требований и уровнем общей и двигательной подготовленности детей;

Организация детей в каждом виде упражнений;

Дифференцировка нагрузки для каждой возрастной подгруппы.

3.Подбор упражнений для каждой части занятия

В подборе упражнений воспитатель руководствуется программными требованиями. Под этим следует понимать не только перечень конкретных навыков, но и доминирующие общепедагогические задачи, соответствующие возрасту: формирование интереса к физическим упражнениям и желание заниматься - у малышей, достижение правильности и точности выполнения заданных упражнений - у детей среднего возраста, развитие двигательной инициативы и самостоятельности - у старших дошкольников.

Навыки пространственной ориентировки у малышей очень несовершенны. Поэтому во вводной части занятий первого типа не следует планировать сложные перестроения, ходьбу в рассыпную с последующим построением в колонну, ходьбу шеренгой - упражнения, трудные для младших детей. Здесь удобны и уместны передвижения в колонне обычным шагом, шагом на носках, с высоким подниманием колена, боковыми приставными шагами. Те же способы движения подходят и для перемещения врассыпную. Разнообразить двигательные действия могут различные положения рук - на поясе, за головой, за спиной, в стороны. Все двигательные задания должны быть посильны для малышей и в то же время интересны для старших. Это могут быть образные упражнения. Например, "...Сначала пойдем как мышки, а потом - как слонишки... "- ходьба на носках в чередовании с жесткой ходьбой на всей ступне; "...Ребятки станут медвежатками " - ходьба обычным шагом в чередовании с ходьбой вперевалочку и тому подобное. Интересны и полезны игровые задания, стимулирующие проявление различных физических качеств. Например, хлопки в ладоши на каждый шаг совершенствуют чувство ритма; ходьба в приседе (для старших), держась за руку малыша, развивает устойчивое равновесие; "Где твой дружок?" - старшие, двигаясь врассыпную, останавливаются, малыши находят своего старшего партнера - приобретают навыки пространственной ориентировки.

Комплексы общеразвивающих упражнений подбираются как для выполнения без предметов, так и с предметами. Предметы должны быть одного вида, например кубики, ленточки, флажки, мячи. Обручи и палки на занятиях первого типа скорее всего неуместны, так как ими не владеют малыши, а погремушки не следует использовать потому, что они создают психологический дисбаланс у старших. Эти предметы можно использовать на занятиях третьего типа, то есть с одной возрастной подгруппой.

Интересны и полезны детям всех возрастов общеразвивающие упражнения на предметах - стульях, скамейках, у предметов - у гимнастической стенки, у бревна, у песочницы. Можно проводить и упражнения в парах - старший ребенок с малышом.

Еще большего внимания требует подбор упражнений в основных движениях. Разница в уровне двигательных умений старших и малышей велика, поэтому в целях рациональной организации и эффективного контроля лучше подбирать для обоих возрастов упражнения одного вида, например ползание, упражнение в равновесии, прыжки в длину с места. Разумеется, двигательные задания должны отличался по сложности.

Далеко не каждая подвижная игра может быть использована на совместном физкультурном занятии. Следует подбирать такие игры, которые можно трансформировать, приспосабливая двигательные задания для обоих возрастов. Лучше всего подходят для этого игры с бегом. Например, из программы для старшей группы - "Гуси", "Мы - веселые ребята"; из программы для младшей группы "Кот и мыши", "Воробышки и кот", "Самолеты". Не меняя замысла игр, в них можно варьировать протяженность и виды бега. Удобны так же такие игры, в которых играющие делятся на две группы, согласно ролям. Например, "Караси и щука", где караси прячутся за камешки; "Мышеловка", где одни дети - мыши, другие же образуют мышеловку. Нужно чередовать исполнителей ролей, не смешивая малышей и старших,

Но нельзя объединять детей, например в игре "Хитрая лиса", потому что малыши не умеют бегать врассыпную с увертыванием; в игре "Волк во рву", так как прыжки с разбега недоступны малышам в игре "Два мороза", "Ловушка", так как младшие дети не смогут резко остановиться и стоять, не шевелясь.

К участию в общих играх малышей следует готовить. На раздельных занятиях или на прогулке воспитатель разучивает с ними игры и игровые упражнения, которые по сути своей становятся подводящими к общей игре. Так, игровые упражнения типа "Догоните меня", "Бегите в домик" благоприятная основа для разных вариациях. Дети могут догонять воспитательницу или игрушку в ее руках (куклу, мишку, лисичку), девочки - мальчиков и наоборот. "Домиками" могут быть скамейки, лежащие на полу обручи, кубики; на участке детского сада - стационарное физкультурное оборудование, растения и др. Дети также могут имитировать разные образы. Например, дети-гуси, бегают по площадке, щиплют травку, а по сигналу: "Гуси, домой! Волк за горой!" - прячутся в домик. Так обеспечивается их последующее участие в игре "Гуси-гуси". Игровое упражнение "Убегайте от меня" может стать самодеятельной игрой "Карасики и лягушка": дети-карасики плавают в пруду, лягушка громко квакает, карасики уплывают и прячутся за камешки-кубики, расставленные по кругу (пруд). Это подготавливает малышей к участию в игре "Караси и щука".

4. Способы организации детей в каждом виде упражнений

Продуманная организация детей в каждом виде упражнений - важное условие, обеспечивающее высокую моторную плотность занятия. Воспитатель разновозрастной группы во многом опирается на умения старших детей, их подготовленность.

Во вводной части занятия дети строятся в колонну или шеренгу. Впереди - старшие, малыши уверенно пойдут за ними по большому кругу. Можно строиться в колонну парами - малыш со старшим ребенком. В таком случае младшие стоят слева. Соответственно, при построении в две шеренги младшие дети. стоят в первой шеренге, значит во вводной ходьбе старшие будут идти по внешнему кругу.

На общеразвивающие упражнения дети строятся в звенья, причем старшие от младших. Например, два звена старших и одно малышей или наоборот. Последний по порядку старший ребенок выводит вперед младшее звено, а затем становится в конец старшего звена.

Выбор способа организации детей при выполнении основных движений (фронтальной, групповой, индивидуальный) зависит от конкретных педагогических задач, вида и технической сложности упражнений, подготовленности к ним детей, наличия оборудования.

При фронтальном способе организации дети выполняют упражнения одного вида (как и в одновозрастной группе), но сложность их различна для каждой подгруппы. При этом дети размещаются так, чтобы воспитатель мог непосредственно помогать малышам. Например, упражнение в равновесии - ходьба по скамейке: длиной 4 м, высотой 30-40 см - для старших; длиной 2 м, высотой 20-25 см - для младших.

При групповом способе организации, детей делят на подгруппы (2-3), каждая из которых выполняет свое задание. Но если в одновозрастной группе подгруппы через некоторое время меняются местами, то в разновозрастной группе этого не происходит. Малыши составляют первую подгруппу, которая действует под непосредственным руководством воспитателя. Подгруппа (2-я и 3-я) старших детей выполняет упражнения относительно самостоятельно. Иначе говоря, контроль со стороны воспитателя за старшими детьми преимущественно визуальный. Поэтому упражнения должны быть знакомы детям и не требовать страховки. Важно, чтобы они имели характер конкретных заданий, и способствовали формированию у ребят умения планировать и оценивать свои действия. Некоторые примеры таких упражнений:

Сбей кеглю - катание мячей (шаров) друг другу из положения с колена с попаданием в цель - кегли, стоящие между детьми;

Забрось мешочек на скамейку;

Проведи мяч (от черты до черты, до противоположной стены, по дорожке);

Брось мяч товарищу через сетку (натянутую веревку);

Пронеси мешочек на голове и не урони (обычным шагом, в приседе, танцевальным шагом);

Скачи по красной дорожке на одной ножке, по синей дорожке - на другой ножке;

Прыгай со скакалкой как умеешь;

Кто умеет долго скакать со скакалкой (на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу - все это на месте и продвигаясь вперед; вращать скакалку можно не только вперед, но и назад).

Время от времени воспитатель останавливает всех детей для того, чтобы оценить выполнение, подсказать лучший способ действия, подкорректировать размещение детей на площадке, сообщить новое задание и так далее.

Во второй половине года можно и малышам предлагать для самостоятельного выполнения отдельные упражнения игрового типа. Например, пока воспитатель работает со старшими детьми, младшие скачут на палочке верхом.

Применение индивидуального способа организации имеет различные мотивы (доучивание, коррекционная работа, выполнение более сложного задания отдельными детьми) и согласуется с фронтальной и групповой организацией.

Очень важно при любом способе организации обеспечить возможно большую повторность упражнений в основных движениях, не нарушая при этом установленного регламента занятия. Именно от повторности действий зависит, скорость образования и прочность двигательных навыков. Поэтому порядок выполнения упражнений (одновременно, поочередно, поточно) должен быть целесообразным в каждом конкретном случае. Так, упражнения с мячами - подбрасывание и ловля (или без ловли у малышей на первом этапе обучения), ведение мяча на месте и с продвижением и тому подобное - всегда выполняется одновременно мяч должен быть у каждого ребенка. Упражнения, требующие страховки, например прыжки с разбега, выполняются поочередно: следующий разбегается после того, как предыдущий приземлился. Но спрыгивать со скамейки могут сразу по 3-4 ребенка. Аналогично, прыгать в длину сместа могут поочередно по 3-5 ребят, метать в цель можно поочередно по 1/2 группы (или подгруппы), например нужно попасть мешочком с песком в обувь стоящего напротив. Упражнения характеризующиеся длительностью действия, например, разные виды ползания, как правило выполняются поточно особенно на этапе разучивания. Например, четверка за четверкой (пятерка, шестерка) дети ползут вдоль зала, воспитатель, перемещаясь в нужном направлении, корректирует их действия. Но на этапе закрепления и совершенствования эти же упражнения могут выполняться одновременно - дети размещаются у длинной стены, чтобы ползти поперек зала. В таком случае в отведенное время повторить упражнение можно большее число раз. К тому же после активного выпрямления (потягивания, подпрыгивания, прогибания) у противоположной стены дети могут возвращаться назад другим движением – прыжками на одной или двух ногах, бегом спиной вперед, шагом с закрытыми глазами, кружась волчком, танцевальными шагами.

Краткое описание

Работа в разновозрастной группе требует от воспитателя хорошего знания программы и умения быстро ориентироваться в выборе путей решения одинаковых задач применительно к детям разного возраста и уровня обученности.
Обучение в такой группе организуется в виде занятий трех типов:
1) со всеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием для возрастных под

Содержание

1. Типы физкультурных занятий для детей смешанной
по возрасту группы и особенности их организации 3 – 4
2. Структурные части физкультурного занятия и
критерии эффективности его проведения 5
3.Подбор упражнений для каждой части занятия 6 – 8
4. Способы организации детей в каждом виде упражнений 9 – 12
5. Обеспечение дифференцированной нагрузки на занятии 13 – 16
Список литературы 17
Приложения

kjОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В РАЗНОВОЗРАСНОЙ ГРУППЕ

Занятия по физической культуре в разновозрастной группе могут иметь разные формы проведения - индиви дуальные, подгрупповые, фронтальные.

Фронтальная форма - совместные занятия со всеми детьми одновременно с одним программным содержанием.

В занятия вводятся практически одни и те же движения (ходьба группой за воспитателем в заданном направлении, со сменой направления и пр.). Усложнение двигательных знаний происходит за счет разнообразия способов и условий выполнения. Предусматриваются лишь различия в дози ровке и требованиях к выполнению упражнений.

Движения детей 2-3-летнего возраста еще не сформи рованы как произвольные, они часто непреднамеренны. Однако у них появляется возможность устанавливать не которое сходство с образцом. Дети действуют по подража нию, не придерживаясь точно заданной формы движений, и передают только общий рисунок движения.

Воспитатель следит, чтобы старшие дети выполняли движения точно и правильно в соответствии с образцом, с большой амплитудой, осознанно следили за положения ми и движениями частей своего тела в разнообразных упражнениях.

Фронтальная форма проведения занятий с одним про граммным содержанием, но имеющим разные требования позволяет сосредоточить внимание детей на изучаемых движениях.

С целью увеличения двигательной активности детей во время занятия не следует включать упражнения, требую щие длительного их ожидания и страховки со стороны воспитателя (лазанье по гимнастической стенке, ходьба по разновысотным бумам, прыжки в длину с места). В то же время не советуем включать в занятия сложные двига тельные задания с организацией их в физкультурном зале (прыжки через скакалку, бег с преодолением препятст вий). Предлагаемые задания желательно разучивать с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях во время прогулок.

Занятия по физической культуре условно состоят из трех основных частей: вводной, основной и заключитель ной.

Вводная часть подготавливает организм ребенка к предстоящей физической нагрузке, повышает эмоциональное состояние детей, активизирует их внимание. Во ввод ной части может создаваться игровая мотивация двига тельной деятельности детей. В некоторых случаях она пе реносится в основную часть занятия. При этом большое значение отводится музыкальному сопровождению.

Во вводной части занятия планируются одинаковые за дания для детей разного возраста. Вводятся упражнения в ходьбе и беге в разном темпе и направлении. Дети 2- 3 лет могут идти обычным, спокойным шагом; 4-5-лет ние дети - на носочках, высоко поднимая колени; 6- 7-летние дети идут в колонне по два, совершая различные движения руками.

Построения детей для выполнения общеразвивающих упражнений различны: врассыпную, в круг, в пары, друг за другом. Детям 2-3 лет оказывает помощь в построении инструктор по физической культуре.

В основной части занятия программируются задачи на формирование двигательных навыков, выполнение разных видов движений, их разучивание и закрепление. Обраща ется внимание на целенаправленное развитие физических качеств и координационные способности детей. В этой ча сти происходит развитие сюжета.

Начинается основная часть с комплекса общеразвиваю щих упражнений, которые могут быть под одним названи ем, например: «Мы петрушки», «Зима», «Самолеты».

Структура общеразвивающих упражнений должна быть одной и той же, а дозировка может увеличиваться в зависимости от возрастных и индивидуальных возмож ностей детей. Могут также усложняться исходные положе ния рук и ног.

Малыши подражают старшим и пытаются повторять за ними упражнения, их не следует останавливать и обра щать внимание на их качество выполнения. Воспитатель может включать для детей старшего возраста упражнения более сложного характера для ног (сгибание ноги в колене и выпрямление ее вперед, оттягивание носков, сгибание стопы и пр.), для туловища (повороты в стороны, держа руки на поясе и разводя их в стороны, при поднимании обеих ног над полом и пр.). При этом малыши выполняют произвольные движения.

Большой интерес вызывают у детей упражнения с предметами и пособиями (погремушками, мячами, флаж ками, кубиками).

После выполнения общеразвивающих упражнений сле дуют основные виды движений. Предлагаем одно и то же движение (ходьба, прыжки, бросание и ловля предметов) для детей разного возраста. Но при этом знакомим млад ших детей 2-3 лет с выполнением движения в целом, а для детей 4-5 лет уточняем элементы движений или за крепляем у них двигательные навыки. К детям 5-7 лет предъявляются требования к качеству выполнения заня тий. Предлагаем использовать разные способы выполне ния одного и того же движения, например: проползание на четвереньках, подлезание под различные препятствия или перелезание через мягкий бум (бревно).

В смешанной группе можно давать детям разные упражнения, но при этом инструктор по физической культуре должен распреде лить детей на две подгруппы с учетом их возраста (подгрупповая форма проведения). Например, малыши (2- 3 года) под контролем помощника воспитателя упражня ются в катании мяча и продвижении за ним разными спо собами (ползание на четвереньках, бег или спокойная ходьба). В это время педагог с другой подгруппой (дети 4-7 лет) разучивают новое движение.

После основных видов движений проводится общая для всех детей подвижная игра. Игры, включающие раз ные виды движений (ходьбу, бег, прыжки, метание, пол зание и пр.), выполняются всеми детьми одновременно. Например, игры «Поезд», «Самолеты», «Солнышко и дождик» и пр. К самым маленьким детям воспитатель не предъявляет никаких требований к качеству выполнения действий.

Для развертывания действий детям пятого года жизни уже не безразличны игровые условия и принятая на себя роль. Меняется отношение детей к выполнению роли. Дети осознают задачу: поймав зайца, волк останавливает его, затем ловит других зайчат. В основном в этом возрас те исполнение ведущей роли берет на себя воспитатель.

Важно, чтобы содержание игровых действий было по нятно детям и вызывало у них положительные эмоции и высокую двигательную активность.

В заключительной части занятия происходит посте пенный переход от физической нагрузки к спокойному со стоянию организма ребенка. Может продолжаться обще ние с различными игровыми персонажами.

Занятие по физической культуре заканчивается для всех возрастных групп одновременно. Однако если воспи татель замечает утомляемость у малышей, то он дает им небольшой отдых, используя игровые приемы. Можно предложить упражнения на релаксацию из положения ле жа, сидя или малоподвижную игру на ориентировку в пространстве: «Найди, где спрятано», «Найди свое место».

В группе с детьми 2-7 лет предлагаем проводить заня тия разного типа: игрового, сюжетно-игрового и трениро вочного.

Занятия игрового типа отличаются тем, что они вклю чают хорошо знакомые детям движения. В играх закреп ляются двигательные навыки, происходит развитие физи ческих качеств в меняющихся ситуациях.

Сюжетно-игровое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий мир ребенка. Занятие состоит из разных ви дов основных движений и игровых упражнений общераз-вивающего имитационного характера: «Магазин игру шек», «Ежиха и ежата» и пр. Этот тип занятия повышает интерес детей к различным движениям.

Тренировочное занятие направлено на развитие двига тельных возможностей детей. Оно включает многообразие циклических, ритмических движений, игровые упражне ния на развитие быстроты движений, ловкости и выносли вости. Этот тип занятий может носить обучающий и сме шанный характер.

Занятие обучающего характера направлено на ознаком ление с новым движением. Занятие смешанного характера ставит задачи разучивания и закрепления нового движе ния, а также совершенствования движений, освоенных ра нее. Оно главным образом строится на повторении уже пройденного материала.

Обучение детей таким движениям, как лазанье по гим настической стенке, метание, желательно проводить не большими подгруппами, при этом используя игровые дви гательные задания.

Процесс организации обучения движениям детей в раз новозрастной группе требует большого умения со стороны воспитателя. Следует учесть знание и двигательный опыт старших детей, дать им возможность использовать показ физических упражнений для самых маленьких. Воспита тель привлекает 4-летних детей к выполнению упражне ний вместе с малышами, поручает им ответственные роли в подвижных играх.

Необходимо поощрять стремление детей передавать свой двигательный опыт, а также их участие в расстанов ке и уборке физкультурных пособий. Младшим детям вос питатель не дает большой нагрузки, предлагает им пона блюдать за выполнением упражнений или за игрой стар ших детей.

Подгрупповая форма занятия проводится с учетом уровня физической подготовленности детей разновозрастной группы. В начале года воспитатель проводит тестиро вание детей по основным двигательным заданиям (бег на 10 м, прыжки в длину с места, метание мяча удобной рукой) и определяет их уровень физической подготовлен ности. В то же время воспитатель изучает состояние здоро вья, физическое развитие и индивидуальные особенности детей. Затем на основе полученных данных педагог рас пределяет детей на две основные подгруппы.

В первую подгруппу зачисляются дети, впервые посту пившие в детский сад, трудно привыкающие к его услови ям, а также дети, часто болеющие, имеющие низкий уро вень физической подготовленности.

Вторую подгруппу составляют дети, имеющие более высокий уровень физического развития, показатели их физической подготовленности находятся в пределах сред них величин и выше.

Внимательное изучение ребенка позволяет выявить уровень развития физических и духовных сил ребенка, на метить программу воспитания и обучения, правильно ор ганизовать жизнедеятельность малыша в детском саду. При этом важно выбрать необходимые приемы и методы, соответствующие индивидуальным возможностям детей, и своевременно провести коррекционную работу, направлен ную на решение оздоровительных и вспомогательно-обра зовательных задач.

Список детей разновозрастной группы следует состав лять с указанием возраста и пола.

Занятия по физической культуре в разновозрастной группе с детьми 2-7 лет советуем проводить в игровой форме. Занятие может начинаться с эмоционального рас сказа воспитателя, где задается воображаемая ситуация. Эффективным приемом является описание игровой ситуа ции, где представлены детские герои и персонажи различ ных сказок.

Список использованной литературы:

  1. Васильева, М.А.. Малокомплектный детский сад. [Текст]/ М.А. Васильева, М., Просвещение. 1988.
  2. Рунова М. Особенности организации занятий по физической культуре. [Текст]/ М. Рунова. Дошкольное воспитание, 2002. №10.
  3. Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. [Текст] / Э.Я. Степаненкова. М., Мозаика-Синтез, 2009.

Несмотря на то, что разновозрастные группы являются самыми многочисленными в обществе, опыт разновозрастного общения детей долгое время в основном ограничивается семьей. Традиционно в большинстве детских садов дошкольников разделяют строго по возрастам. И для этого находится достаточно оснований: это, прежде всего, удобнее педагогам, т.к. облегчается процесс обучения, упрощается режим, требования выполнения программ также наиболее полно и легко может осуществиться в одновозрастной группе детей. Ушли в прошлое большие разновозрастные компании детей во дворе, зачастую в отношениях старших и младших наблюдается или игнорирование, или жесткий авторитаризм, можно сказать, «ранняя дедовщина» . Ни для кого не секрет, что во многих семьях растет один или два ребенка. Большие семьи, «родовые гнезда» сейчас редкость. Дети и родители видятся урывками, совместный досуг ограничен или заботами, или собственными интересами родителей.

Таким образом, большую часть времени ребенок проводит со своими сверстниками. Но не лучше может обстоять дело и в семье, имеющей более одного ребенка. Разновозрастное общение детей в семейном контексте приобретает особое значение. Первой и близкой возрастной группой, влияющей на развитие личности ребенка, являются его братья и сестры – социальная группа сиблингов. Не зря рождение второго ребенка считается одним из стрессовых факторов для первенца, как и наличие старшего для младшего тоже становится жизненным испытанием. Независимо от разницы по ряду качеств отношения между ними дают опыт, совершенно отличный от опыта общения как со взрослым, так и с ровесниками, нередко этот опыт оборачивается психологическими проблемами, которые приходится решать уже во взрослой жизни. Не случайно практика создания разновозрастных групп рассматривается и зарубежной, и отечественной педагогикой как важнейшая задача социального и личностного развития детей, а при этом признается особая значимость подобных групп для детей из семей, имеющих одного ребенка, а во многих странах у педагогов формируют профессиональную установку на поощрение контактов между детьми разного возраста, пола и социального положения. Для старших детей такая группа своей целью имеет развитие эмпатии, понимание возрастных особенностей и возможностей человека, умение договариваться и находит конструктивное решения. От младших требуется не только активное участие в играх, позволяющее развивать свои возможности, очень важно формировать у них позитивное отношение к взаимодействию со старшими, желание научиться новому, радоваться победам и не бояться проигрыша.

В целом отношение к разновозрастным группам неоднозначное, но меня как педагога, ведущего клубню работу, заинтересовало мнение о целесообразности формирования такой группы при проведении нетрадиционных форм занятий, где отсутствуют жесткие рамки учебного процесса. Опыт совместных детско-родительских физкультурных занятий дал положительные результаты и сам по себе как одна из форм детско-родительского сотрудничества, общения, и в плане удачной наполняемости игровым содержанием, которое как нельзя лучше отвечало одной из главных целей – улучшение детско-родительских отношений. Я решила попробовать организовать игровые занятия детей младшего и старшего возраста по принципу клубной работы «Навстречу друг другу» . Принимая решение о занятиях, я надеялась использовать следующие особенности взаимодействия в разновозрастной группе:

  • Ролевое участие ребенка, особенно старшего постоянно меняется, поэтому постоянно подключаются различные механизмы, активизирующие поведение личности: если он выступает, как младший, срабатывает механизм подражания, ка старший – включается механизм «социального взросления» . Для развития ребенка очень важно, чтобы он выступал в разных ролевых позициях.
  • Выполняя некоторые педагогические функции – контроль, научение – старший ребенок получает дополнительную возможность утвердить себя, получить признание, осознать свою полезность, востребованность как союзник или помощник педагога – особенно это важно для тех, кто по каким-либо причинам не может реализовать себя в группе сверстников.
  • Компенсаторская функция занятия – удовлетворение потребностей детей предшкольного возраста, связанных с их стремлением к взрослости: почувствовать ответственность, помочь, поддержать. Кроме того, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, ответственности, причастности к работе другого.
  • При этом пользу получают не только старшие дети, но и младшие; сокращение возрастной дистанции позволяет им расти своих глазах, так как при сравнении со старшим ребенком ему легче представить себя более старшим по возрасту, нежели сравнивая себя со взрослым, часто лишне довлеющим и опекающим.
  • Стимулирующая функция: благодаря совместной деятельности активизируются и проявляются индивидуальные качества, например заботливость, ответственность, которые в условиях своей группы дети могут и не проявлять.

Таким образом, характерная особенность разновозрастной группы – это расширение ролевого репертуара детей. Старшим детям предстояло заменить в играх и упражнениях взрослых. В некоторых играх и упражнениях они выполняли контролирующую функцию, например, проследить, чтобы младший ребенок забрался вверх по шведской лестнице и не упал. Это простое, на первый взгляд, упражнение многому учит: зрительный контроль требует, сосредоточенного внимания, хорошего глазомера, младший при этом получает больше свободы, чем с большим взрослым и в тоже время чувствует себя в безопасности. Старший ребенок вовлечен в свой первый педагогический и человеческий опыт ответственности. Часть игр предполагала сотрудничество, при этом старшему отводилась позиция сильного, а младшему необходимо проявлять ловкость и координацию: младший ребенок сидит у старшего на коленях и таким образом им надо передвигаться. Упражнение требует приложения достаточных усилий и стимулирует телесные контакты – чтобы не упасть младшему ребенку нужно очень крепко держаться за старшего.

Как и в детско-родительской программе, я ориентировалась не только на физическое оздоровление детей, но и на решение проблем психологического плана, как общих, так семейных и индивидуальных. Соответственно подбирались игры и упражнения. Общая особенность всех упражнений – присутствии в разной степени телесного контакта. Например, большие дети становятся в ряд и образуют своеобразный тоннель, или мост. Под мостом «едут» машинки – младшие дети. В какой-то момент мост «рушится» - падает. Нужно выбираться из-под завалов: младшему приходиться и вывертываться, и выкручиваться, проявляя силу, и ловкость, и волевые усилия. Происходит работа со страхами – темноты, прикосновения. А где еще можно безнаказанно организовать кучу малу? В игре «Бревнышки» телесный контакт сочетается с применением силового усилия. Это интересно еще и тем, что ведущую роль здесь играют младшие. Игра дает им прекрасную возможность поменяться ролями и почувствовать себя силачом. Очень важной, особенно для маленьких детей, является метафорическая составляющая игр, когда даже простое упражнение имеет волшебную историю: ребенок не просто перекатывается по полу – это бревнышко для постройки дома. На опыте первых же занятий я убедилась, что упражнение, ставшее частью игры, усваивается намного быстрее и лучше. В игре «Мостик» телесный контакт связан и со снятием эмоционального напряжения: младшему ребенку нужно проявить немало ловкости и координации, чтобы пройти по спинам больших ребят, лежащих на полу. А что делают в этот момент большие – всегда хохочут. Сою лепту вносит нестандартность упражнений, непривычность их для детей, которые уже привыкли к жесткой регламентации. Вообще, элемент забавности очень важен в играх – он прекрасно помогает снять эмоциональное напряжение. Есть игры, в которых и телесный, и эмоциональный контакт играют главную роль, отодвигая остальное на задний план: в игре «Хозяин и щенок» происходит смена роли для младшего ребенка. Он играет роль большого хозяина для своего щенка. Как большой и добрый хозяин обращается со своим маленьким питомцем – играет с ним, ласкает, успокаивает – проигрывая это, дети получают бесценный опыт эмпатии и доброжелательности.

Конечно, большое беспокойство вызвало первое занятие – как дети пойдут на сотрудничество друг с другом: не напугаются ли маленькие, не разочаруются большие. Ритуал встречи и прощания обязателен для каждой игры. Наши встречи начались с того, что младшие выбирали себе «дружков» , а старшие приглашали их играть. Никто из старших не остался без пары, каждый пережил счастливые мгновения быть выбранным. На втором занятии младшие уже смело бежали к своим избранникам. А вскоре на прогулках дети стали «узнавать» друг друга, пропало равнодушие, они вспоминают, как играли вместе, радуются друг другу. Большую роль играет и ритуал прощания – дети говорят друг другу ласковые слова, дарят ласковые прикосновения. Иногда мы организуем танец под веселую музыку. Все это создает позитивно эмоциональный настрой. Чтобы сохранить атмосферу взаимной доброжелательности, принятия друг друга, я отказалась от соревновательных игр. И, конечно, не обошлось без коллективных «догонялок» разного вида. После нескольких занятий стали поступать отзывы от родителей: мама старшей девочки, которая занималась с младшей сестрой отметила, что драки и споры дома пошли на спад, девочки и дома играют в игры с занятий, у старшей закрепилась модель поведения старшей, меньше стало инфантильных реакций. Мама мальчика, часто плачущего, склонного к капризам, рассказывает, что он стал гораздо спокойнее и увереннее и пытается «воспитывать» теперь уже старшего брата.

В заключении хочу отметить, что занятия не терпят схематичности, часто приходится менять игры и упражнения в зависимости от реакций детей и ситуации, но я удовлетворена результатами и считаю такую работу важной и полезной для формирования у ребенка способности жить и работать в группе или коллективе, умения конструктивно сотрудничать и брать на себя ответственность.




Самое обсуждаемое
Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников
Детская ортопедическая обувь Twiki Детская ортопедическая обувь Twiki
Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих Вязаная ажурная шапочка для куклы Paola Reina Вязание крючком шапочка для куклы начинающих


top