Основные направления и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей с нарушениями интеллекта. Современные формы взаимодействия семьи и школы

Основные направления и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей с нарушениями интеллекта. Современные формы взаимодействия семьи и школы

Доклад по теме:

«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ»

Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей.

В.А.Сухомлинский

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. (слайд 3)

Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”.

Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Именно семья с раннего детства призвана заложить у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. (слайд 4)

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Из данных диаграммы по уровню образования родителей мы видим, что родители в нашей школе в основном имеют среднее общее образование (31%), а также у многих – образования нет вовсе (23 %), начальное профессиональное образование имеют 16 % родителей, среднее профессиональное – 11 %, а высшее профессиональное образование имеют лишь 3 % из числа всех родителей.

(слайд 5)

Анализируя социальный статус родителей можно заметить, что несмотря на имеющиеся образование, многие родители не работают, либо находятся в пенсионном возрасте.

Данные свидетельствуют об недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании своих детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников.

Педагогический коллектив нашей школы пытается использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, но не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, не все проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие родители наших учеников бывшие наши ученики, не имеющие работы, подвержены вредным привычкам, которые все чаще уклоняются от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. (слайд 6)

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы, а в частности классного руководителя и семьи.

Положительный результат зависит от контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса. (слайд 7)

Перечислим основные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями:


1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Совместная деятельность родителей и учащихся.
5. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

(Слайд 8)

Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются:

    групповые

    индивидуальные. (Слайд 9)

К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями, воспитателями, социальным педагогом, психологом и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка и т.д. Посещая семьи и беседуя с родителями педагоги узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества; уделяют большое внимание здоровью учащегося.

Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей. (слайд 10)

К групповым формам работы с семьёй относится психолого-педагогическое просвещение родителей. В нашей школе используют такие формы взаимодействия, как общие родительские собрания, встречи с администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направлений: врачей, юристов, социального педагога, психологов, инспектора ГИБДД, ПДН, КДН и т.д. (слайд 11)

Перечислим традиционные формы взаимодействия семьи и школы:

Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Классные руководители и воспитатели, социальный педагог, психолог нашей школы проводят лекции для родителей по различным темам.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом. Конференции проводятся раз в год. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Примерные темы для совместного обсуждения на конференции:

    «Права и обязанности ребенка в семье», «Стили и методы воспитания ребенка в семье», «Психология ребенка», «Особенности адаптации ребенка в школе»,

    «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.

К сожалению, эту форму мы не применяем, так как она, вероятно, требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие родителей.

(слайд 12)

К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:

Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Конечно, не все родители могут поддержать спор, поэтому и эта форма работы с родителями не организуется.

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. (слайд 13)

Одной из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний являются классные родительские собрания. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы класса и т.д. Они могут быть организационными, тематическими, итоговыми. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами. Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы.

Анализ планов воспитательной работы классных руководителей позволяет сделать вывод, что в классных коллективах ежегодно планируется по четыре классных родительских собрания. (слайд 14)

Классное родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:

    Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.

    Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.

    Психолого- педагогическое просвещение.

    Обсуждение организационных вопросов (проведение экскурсий, классных вечеров, приобретение учебной литературы и пр.).

    Рефлексия. В конце родительского собрания подводится итог всему сказанному.

    Личные беседы с родителями.

А ведь одна из главных наших задач – способствовать сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков совместной деятельности и общения.

Заключение.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители и воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление вашей деятельности. (слайд 15)

А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:

    педагогическому такту и этике взаимоотношений;

    педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;

    педагогическому просвещению родителей;

    умению видеть сложные взаимоотношения в семье;

    единству требований школы и семьи.

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Основная нагрузка по обеспечению взаимодействия школы и семьи ложится на плечи классного руководителя, который для этого в своей деятельности использует разнообразные формы работы. В самом общем смысле их можно разделить на индивидуальные, групповые и коллективные.

Индивидуальные формы

Посещение семьи на дому . Посещая учащихся на дому, выясняются условия их домашнего воспитания. Информация о семейном климате, об особенностях взаимоотношения внутри семьи, о позиции родителей в вопросах воспитания позволяет лично взаимодействовать с конкретной семьей и еще более правильнее выбрать направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Напротив, не имея данных сведений, невозможно оказать ученику соответствующей поддержки.

Чрезвычайно важно, чтобы родители были убеждены, что преподаватель посещает семью не для выговора ученику, не с претензиями в его отношении, а как помощник в деле воспитания. Сплошные претензии учителя на ребенка либо обвинения родителей только усугубляют ситуацию, огорчают их и вызывают часто ожесточенное и несправедливое отношение к ребенку, а с его стороны можно наблюдать озлобленное конфликтное отношение к учителю и утрату интереса к учению вообще.

Родители обязательно заблаговременно должны быть предупреждены о приходе педагога. А он при этом должен руководствоваться некоторыми правилами: проявлять педагогический такт в общении с членами семьи, начинать разговор с каких-либо положительных моментов, четко обозначать проблемы в учебно-воспитательном процессе ребенка и давать ненавязчивые советы и рекомендации, беседовать в присутствии учащегося, не предъявлять жалоб к родителям, всячески подчеркивать собственную заинтересованность в деле воспитания и обучения.

Индивидуальные консультации . Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации ведутся для того, чтобы преодолеть беспокойства родителей по поводу обучения и воспитания ребенка, а с учетом правильного построения они содействуют налаживанию доверительного контакта между родителями и учителем.

Консультации проводятся индивидуально по мере надобности, нередко даже по инициативе самих родителей. В процессе беседы могут обсуждаться самые разные вопросы, касающиеся ребенка: его самочувствие, интересы, особенности поведения, склонность к тому или иному учебному предмету, специфика характера и другие. Консультации способствуют разрешению многих противоречий и приносят пользу не только родителям и ребенку, но и самому педагогу.

Переписка . В работе с родителями переписка употребляется достаточно обширно. Как правило данная форма работы используется по отношению к тем родителям, которые в силу различных обстоятельств не имеют возможности часто посещать учебное заведение (плотная занятость, большое расстояние, проблемы со здоровьем и т.д.). В век информационных технологий всё чаще для общения родителей с учителями используются мобильная связь, социальные сети, Интернет-сайты и форумы.

Групповые формы

Родительские лектории . Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, дать практические рекомендации и советы по воспитанию ребенка в семье и многие другие. Планомерная и целенаправленная работа позволяет родителям лучше узнать личностные и возрастные психофизические особенности детей, выявить причины их отклонения от норм поведения, правильно подойти к решению педагогических задач с помощью выбора соответствующих методов и форм воспитания.

Тематические консультации . Их рекомендовано проводить раз в четверть для всех желающих. Организует такие консультации школа, а проводят специальные эксперты (социальный педагог, психолог, медицинский работник, сотрудник полиции и т.д.), которые могут подобрать оптимальный вариант решения конкретной проблемы.

Родительские вечера представляют собой праздник общения родителей. Непринужденная беседа друг с другом, обмен опытом решения конкретных проблем, обсуждение обстановки в семье помогают по-другому взглянуть на ребенка и процесс его воспитания, понять его особенности и расширить свои возможности в этом деле.

Классные мероприятия проводятся в течение всего учебного года внутри класса и традиционно связываются с различными событиями: дни рождения, календарные праздники, чаепития. Они содействуют сближению родителей между собой, а также налаживанию контакта между учителем и родителями.

Коллективные формы работы с родителями наиболее ярко представлены в виде научно – практической родительской конференции. Эта форма сочетает в себе пропаганду педагогических знаний и практические навыки семейного воспитания. Инициаторами проведения такой конференции, как правило, выступают родительский комитет и актив класса. Заседания могут быть посвящены разнообразным воспитательным вопросам. Проводятся конференции 1–2 раза в год, так как требуют кропотливой подготовки (анализ литературы, обобщение собственного опыта, подготовка рекомендаций, организационные аспекты). Эффективность родительской конференции увеличивается, если в ней принимают участие библиотека, различные эксперты, приглашенные гости.

Родительское собрание

Родительское собрание является универсальной и самой распространенной формой взаимодействия школы с семьями учащихся. На собрании дискутируются трудности жизни класса, родительского коллектива и школы в целом. По своему назначению они делятся на следующие виды: организационные, аналитические, итоговые, комбинированные.

Родительское собрание включает в себя шесть неотъемлемых компонентов: анализ учебных достижений учащихся и рекомендации учителей-предметников, знакомство родителей с состоянием психологического климата в классе (взаимоотношения, внешний вид и т.д.), психолого-педагогическое просвещение родителей по конкретной теме, рассмотрение организационных вопросов (экскурсии, классные мероприятия, приобретение учебной литературы и т.д.), рефлексия – в конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.

Отдельно следует отметить и работу родительского комитета. Он создает проект общих действий по предложению поддержки семьям в воспитании детей, организовывает обмен опытом, оказывает помощь в проведении всевозможных внеклассных мероприятий и решает целый ряд других вопросов, касающихся обучения и воспитания детей.

Так, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с семьей призваны обеспечить взаимодействие школы с родителями, увеличить эффективность процесса воспитания и обучения детей.

По мнению родителей - все родительские собрания - это устаревшая форма общения школы и семьи. Они считают, что родительские собрания представляют собой монолог педагога, в котором он рассказывает об успехах или неудачах обучающихся. Им хотелось бы выступать не в роли пассивных слушателей, а проявлять активность, делиться опытом воспитания, строить общение. Для того чтобы у родителей не пропал интерес к новизне обучения и воспитания, назрела необходимость искать новые формы проведения родительских собраний.

Добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями обучающихся, без информации о семье, в которой живет и воспитывается обучающийся.

Ведь семья - это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:

  • социально-культурный (зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества);
  • социально-экономический (определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе);
  • технико-гигиенический (зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни);
  • демографический (определяется структурой семьи).

Среди основных задач организации совместной работы нашей школы и родителей можно выделить следующие:

  • повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
  • участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Педагогами школы применяются следующие формы работы с родителями.

Формы участия родителей в управлении ОУ:

  • социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг;
  • эксперты качества образования;
  • защитники прав и интересов ребенка.

Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.

Формы психолого-педагогического просвещения родителей:

  • Лекция (анализ явлений, ситуаций).
  • Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
  • Открытые уроки (цель - ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
  • Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, проводятся индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, педагоги определяют ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация имеет ознакомительный характер и способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель дает родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

  • особенности здоровья ребенка;
  • его увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивации учения;
  • моральные ценности семьи.

·Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

·Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общешкольные родительские собрания - проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольное родительское собрание используются для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года происходит награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

2) Классные родительские собрания - проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания учитывают возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Тематика консультаций для родителей:

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей - друзья или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

· Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров разнообразные, они учат слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Темы родительских вечеров, используемых педагогами школы:

1. Рождение ребенка и его развитие в дошкольный период.

2. Первые книжки ребенка.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

5. Праздники нашей семьи.

6. "Можно" и "нельзя" в нашей семье.

7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

С большим интересом родители участвуют в тренингах разного рода, особенно охотно участвуют в тренинговых заданиях, как "детские гримасы", "любимая игрушка", "мой сказочный образ", "детские игры", "воспоминания детства", "фильм о моей семье".

Педагогам и родителям на заметку

  • ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  • ребенка хвалят, он учится быть благородным;
  • ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
  • ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
  • ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
  • ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
  • ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
  • ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
  • ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

В целом, можно сделать следующие выводы по работе с родителями:

  • Родители в основном правильно понимают распределение ответственности: школа обучает, семья воспитывает, вместе - развиваем детей, обучая и воспитывая.
  • Родителей интересуют вопросы сохранения здоровья, обучения, воспитания и успешной социализации детей; они готовы к взаимодействию по самым различным аспектам образовательного процесса.
  • Необходимо активно использовать разнообразные формы взаимодействия с семьей, прислушиваться к мнению родителей, выделять больше времени общению в удобное для них время.
  • Важно четко и аргументированно информировать родителей о проблемах школы, класса (в т.ч. и материальных) и находить оптимальные пути их решения совместно с родителями.

Список литературы

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223. - (Стандарты второго поколения).
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М - 2010. С.23.
  3. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров., Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. - (Библиотека для родителей).
  4. Настольная книга классный руководитель/ Авт.-сост. Е.И.Лунина, Н.С.Шепурева и др. - Ростов н/Д, 2001: Изд-во: Феникс. - 383 с.
  5. Организация внешкольного досуга/ Сост. В.П.Шашина. - Ростов н/Д, 2002. - 351 с.
  6. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М-2009. С.50.
  7. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. - М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000. - 255 с.

Предложенный материал раскрывает основные задачи работы школы с семьёй, приведены формы взаимодействия школы и семьи и основные направления работы. В предложенной статье раскрыты основные типы родителей и их взаимодействие со школой. в материале приведены индивидуальные и групповые формы работы с семьёй. Материал полезен для психологов, классных руководителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семья – это та первичная среда,

Где человек должен научиться

Творить себя».

В.АСухомлинский

90% воспитательного воздействия на личность ребенок получает в семье. Однако социологические исследования показывают, что в настоящее время семья как бы самоустранилась от активной целесообразной педагогической деятельности по воспитанию своего ребенка. Это повлекло за собой рост детской безнадзорности, алкоголизацию подростков, наркоманию, раннее начало половой жизни, рост детской преступности и т.д.

Поэтому очень важна скоординированная целенаправленная совместная работа семьи и школы. В системе образования в настоящее время разрабатываются разнообразные модели взаимодействия семьи и школы. Процесс такого сотрудничества, его особенности, определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения и деятельностью педагогического коллектива. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представить коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Перед педагогическим коллективом стоят следующие

задачи работы с родителями:

осуществление информационно – просветительской работы;

осуществление диагностической работы;

осуществление коррекционной работы.

Поставленные задачи определяют те формы работы, которые необходимо осуществлять с семьей в целях профилактики и коррекции отклонений в поведении детей и подростков.

Администрация школы и все классные руководители имеют анализ состава родителей по их образовательному и профессиональному уровню, сведения о полных и неполных семьях, состоянии здоровья родителей учащихся, жилищно-бытовых условий, возможностях для воспитания детей, их семейные традиции. Изучение семьи ученика позволяет понять уклад семьи, каковы ее социальные установки, система нравственных и духовных ценностей, взаимоотношение с окружающими людьми и друг другом, семейные традиции, педагогическую образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности дают новые материалы о семейном воспитании, об использовании свободного времени в семье, о любимых занятиях членов семьи, о глубине осмысления родителями процесса формирования личности ребенка, что позволяет выбрать педагогически грамотное направление работы с семьей в интересах развития личности ребёнка..

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Среди них:

Родительское собрание;

Родительский лекторий;

Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями;

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей;

Участие родителей в ученических конференциях и фестивалях, дни открытых уроков, праздники знаний, недели предметов и т.д.;

·формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, классных уголков, благоустройство школы, сбор макулатуры и т.д.;

·формы досуга: совместные праздники, соревнования, конкурсы, КВНы, экскурсионные поездки и т.д.

Но это не даёт должного результата и перед педагогами встают вопросы:

Как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей?

Как привлечь к школе таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам?

Как аргументировать необходимость их участия в школьной жизни ребёнка?

Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных».

Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями и детьми включает три основных направления:

Психолого-педагогическое просвещение родителей,

вовлечение их в учебно-воспитательный процесс,

Участие в управлении школы.

Учителя и родители как партнеры в воспитании детей дополняют друг друга. Их союз на благо ребенка выявит сильные стороны каждого и даст им возможность скорректировать свои ошибки. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.

На каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании?

На этот ёмкий вопрос убедительно отвечает В.А.Сухомлинский :

"Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой"...- и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам.…» И дальше: «... воспитывайте так чтобы у ребенка были радости, которые он приносил бы домой как радости матери и отца.

Сложившийся опыт работы учителя с семьей ученика убеждает в необходимости работать с родителями дифференцированно. Отношение родителей к школе, к учебе своих детей бывает очень разным. Практика работы помогает выделить примерно три группы родителей:

I - родители - помощники учителя . Как правило, это семьи с богатыми трудовыми традициями, родители проявляют общественную активность, добросовестно относятся ко всем поручениям школы.

П - родители - потенциальные помощники учителя и школы в воспитании детей . Они могут помогать, если будут знать, что и как надо делать. Родители этой группы оказывают положительное влияние на ребенка своими душевными качествами.

Ш - родители не понимают или не хотят понимать требований школы . Они отрицательно относятся к школе, к учителям. Только одни свое отношение проявляют открыто, другие тщательно скрывают.

На родителей I группы следует опираться в создании коллектива родителей класса, в формировании общественного мнения, в организации коллективных дел учеников и их родителей.

Родителям П группы учитель разъясняет смысл и значение планируемой работы, объясняет, как следует выполнить то или иное дело.

С родителями Ш группы учителю работать гораздо труднее, целесообразно начать работу с ними с привлечения их к конкретным делам класса. Выполненная работа должна быть обязательно одобрена на родительском собрании.

. Какие же формы работы с семьей учащихся может использовать учитель?

Индивидуальные формы работы . Учитель планирует индивидуальную работу с семьей на весь учебный год, определяет очередность посещения семей школьника, дни консультаций родителей в школе.

Первое посещение семьи ученика носит ознакомительный характер: учитель выясняет состав семьи, характер работы каждого члена семьи, рабочее место ученика, а также выяснить, какие книги читает ученик, в какие игры любит играть. Первое знакомство в семье поможет выяснить интересы ребенка, его склонности, чем он увлекается в свободное время.

В присутствии родителей учитель выясняет у ребенка, что он умеет делать, как помогает семье, какие трудовые обязанности имеет в качестве постоянных и как относится к ним.

Заключительный этап первого посещения семьи сводится к откровенной беседе о важности единой линии в воспитании, взаимной осведомленности о делах ученика. Договариваются о путях сотрудничества семьи и школы, какую конкретную помощь могут оказать школе родители, кого из родителей можно рекомендовать в состав родительского комитета.

При посещении семей недисциплинированных или плохо успевающих учеников требуется большая чуткость учителя, умение вести педагогическую беседу. Разговор в семье надо обязательно начать с того, положительного, что есть в характере ребенка, а затем уже говорить о недостатках, о том, как устранить их совместными усилиями.

Особого внимания учителя заслуживает семьи, где ученик - единственный ребенок. Таким семьям надо помочь уберечься от воспитания в ребенке эгоизма, себялюбия, черствости, зазнайства.

Правильно сложившиеся отношения учителя с семьей будут налогом успехов в обучении и воспитании ученика.

Родительский дневник - это обычная тетрадь, в которой ведутся записи родителей. Он заводится на первой встрече классного руководителя с родителями. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания учителям и дают свои рекомендации классному руководителю по организации общения с их ребенком. Вторая часть дневника посвящена размышлениям родителей о будущем своего ребенка, каким они хотят его видеть, что хотят в нем развить, что хотят ему пожелать. Обязательная страничка каждого родительского дневника и родительского собрания - страничка Радости. Ее готовит для родителей классный руководитель к каждому родительскому собранию. На этой странице фиксируются достижения детей, связанные с его обучением и воспитанием. Например, если учащийся класса по характеру скромный, застенчивый, немного замкнутый, и он принял участие в каком- либо общешкольном, а может быть даже районном мероприятии, то это является большим успехом для данного ученика и об этом успехе обязательно должен узнать родитель. Или при поступлении в школу ученик.

Ведение родительского дневника помогает видеть положительное изменение родительской позиции, развивает родительскую интуицию и наблюдательность.

Очень полезной и необходимой формой работы с семьей являются родительские чтения.

Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя.

При подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей нужно придерживаться, определенной этики общения с родителями

Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации.

Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.

Время консультации или беседы должно быть четко оговорено.

Родители не должны ждать под дверью своей участи.

Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.

Необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность.

Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.

Все доводы родителей, их аргументы “за” и “против” должны быть внимательно выслушаны.

В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения, по обсуждаемой проблеме.

Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка.

Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.

Посещение ребенка на дому - это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголкашкольника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика.

Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями. Поэтому необходимо чаще бывать в семьях таких, ребят, не оставляя их без поддержки и помощи.

В индивидуальной работе с родителями можно руководствоваться следующими принципами:

Высокая идейная направленность всей работы с семьей ученика;

В борьбе за успех обучения и воспитания детей важна система отношении между родителями и детьми, обращенная к сознанию и чувству собственного достоинства ребенка;

Вовремя замеченные и поддержанные учителем положительные стороны в воспитании детей помогут родителям поверить в успех воспитания и постепенно правильную систему его.

Коллективные формы работы учителя с семьей ученика.

Учителю важно сформировать коллектив не только учащихся класса, но и их родителей. Учителю предстоит воспитать в каждом из родителей заботу об успехах в учебе и поведении учащихся всего класса, добиться такого положения, когда жизнь каждой семьи и жизнь класса сливаются в одно целое. Для этого должна быть изменена психология родителей; они должны чувствовать ответственность за учащихся всего класса. Помочь родителям перестроиться на такую коллективную ответственность должен учитель.

Хорошей школой коллективного воспитания родителей могут быть классные собрания. Они обычно проводятся один раз в четверть, но при необходимости могут проводиться и чаще. На собрании учитель может выступить с лекцией или беседой на педагогическую тему. Можно предложить родителям решить педагогические задачи. Такая методика обнажает существующие точки зрения и способствует выработке единого мнения по актуальным вопросам воспитания. Можно проводить и совместные собрания родителей и учащихся. Дети могут выступить перед родителями с концертом, задать интересные вопросы, задачи. Это помогает родителям увидеть своего ребенка с другой стороны.

Все возможные варианты проведения родительских собраний трудно предусмотреть. Характер родительских собраний подсказывает сама жизнь, работа классного коллектива и всей школы. Определяются тематика и методика проведения собрания, исходя из общих целей воспитания и задач, стоящих перед школой. Готовясь к родительскому собранию, учитель тщательно анализирует работу каждого ученика, продумывает пути обогащения родителей педагогическими знаниями, повышения их педагогической культуры.

Можно использовать и такую форму работы, как семинары, на которых могут решаться педагогические задачи и вырабатываться общественное мнение родителей по актуальным вопросам воспитания.

Немалое место в этой системе занимают конференции родителей. Тематика их может быть различной. Например, "Трудовое воспитание детей в семье", "Трудно ли быть отличником", "Родительский авторитет". При подготовке необходимо изучить конкретный опыт, используя анкетирование среди родителей и детей.

В основе этого содружества семьи и школы - постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение особенностей ж возможностей каждой семьи, оказание практической, помощи семье при затруднениях в воспитании.

Успешное разрешение задач нравственного воспитания подрастающего поколения во многом зависят от укрепления взаимных контактов школы и семьи.

Сущность совместной воспитательной деятельности школы и семьи определяется общей целью воспитания полной солидарности в постановке и решении конкретных задач воспитания, в нахождении взаимодополняющих. методов к средств воздействия на детей. Ярким выражением сущности совместной деятельности педагогов и родителей является единство их воспитательных установок, требовании и действий, т.е. единство воспитания.

Определяющим моментом такого единства является постоянное совпадение положительных воспитательных требований и действий педагогов и родителей, обеспечивающих возможность подрастающем личности всегда находиться под влиянием не противоречащих друг другу условии, вызывающих положительные ответные реакции, активное отношение к окружающему.

В условиях совместной единонаправленной деятельности взрослых успешнее формируется сознание ребенка. Оно постоянно пополняется новыми сведениями, обогащается яркими впечатлениями, полученными от общения с людьми в разной обстановке. Причем правильное разъяснение этих знаний педагогами и родителями, сходное толкование жни отдельных нравственных норм позволяют ребенку избежать сомнений, колебаний, внутренних конфликтов, так как устраняется ситуация противоречивости передаваемых взрослыми знаний. Формирование сознания осуществляется таким образом достаточно плавно и спокойно, без срывов.

Постоянно сохраняющиеся единые требования и действия педагогов и родителей позволяют надолго закрепить нравственные чувства, создать на их основе устойчивые психические состояния: бодрости, душевного равновесия и подъема, готовности положительно ответить на требования, удовлетворения от свершенных нравственных поступков и др. Кроме того, воздается возможность легко устранять отрицательные душевные состояния детей, иногда сопутствующие их развитию. В системе единых требований к детям укрепляется их волевая сфера. Они становятся заметно активнее, настойчивее в достижении цели, решительнее в преодолении трудностей, сдержаннее в обычном поведении.

Таким образом, в системе единства воспитательных требований и действий создаются объективные предпосылки для планомерного, всестороннего развития положительных качеств личности, для усвоения необходимого объема знаний, умений и навыков, для закрепления их в разной жизненной обстановке.

В сложной и важной работе с родителями можно использовать и такие методы как:

Регулярные педагогические беседы;

Групповые консультации по отдельным вопросам воспитания;

Индивидуальные консультации родителей;

Родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания;

Педагогические диспуты;

Вечера вопросов и ответов по проблемам воспитания;

Открытые родительские дни в школе, во время которых родители могут посетить любой урок или внеклассное мероприятие;

Беседы за круглым столом;

Педагогическая викторина "Кто? Как? Почему?"

Хорошей традицией родительских собраний является ведение родительского дневника.

Родительские чтения дают возможность родителям ознакомиться с педагогической литературой по определенной проблеме, высказать свое к ней отношение, подготовить родителей к восприятию тех или иных изменений, которые происходят в подростковой среде. Родительские чтения - очень своеобразная форма работы с родителями, которая дает им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме.

Родительские тренинги - это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком. Огромно значение родительских тренингов для тех родителей. которые только начали приобретать опыт воспитания ребенка-школьника. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. Система тренингов с родителями определена этапами реализации программы: 1 этап – ресурсы внутренние семьи, их поиск семьи, оптимизация и активизация, 2 этап – уверенность, достижение цели, укрепление внутренних ресурсов семьи. Я – как родитель, я – как личность, я – как член общества, 3 этап – принятие мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, дополнение ролей. Тренинг является малознакомой формой работы для родителей. Но она становится наиболее выигрышной в том плане, что не навязывает какие-то догмы и правила в воспитании детей и изменении своего образа жизни, а участники приходят к этому сами. Пусть не сразу, а постепенно, но это их вывод и их решение, что гораздо важнее и результативнее. Ценно то, что опыт, полученный в ходе тренинга, участники обсуждают со своими односельчанами и обсуждение в кругу показывает на схожесть проблем, которые есть и в других семьях, а значит найти решение и заметить решаемость проблемы легче. Упражнения и задания подбираются с учетом уровня образования участников, их ближайшими целями развития и реабилитации.

На отношение родителей к ребенку с проблемами в развитии и во многих случаях на взаимоотношения между родителями положительно влияют индивидуальные беседы с родителями

Экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в СОП подразумевает комплексную диагностику, направленную на исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с учетом таких особенностей семейного воспитания как отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности. Диагностика проводится на первом и третьем этапе. В первом случае для определения целей и задач в работе по детско-родительским отношениям, и на последнем этапе она несет функцию контроля за изменением состояния детско-родительских отношений.

Психолого-педагогическая диагностика
в работе классного руководителя с семьей

Изучение семьи дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления такта в общении и уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила:

Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным.

Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе.

Результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении

Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь такой
диагностикой, классный руководитель должен ответить на следующие вопросы:

1 Что я хочу получить в результате диагностики?

2 Как я буду работать с полученным материалом?

3 Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

Виды диагностики:

В зависимости от решаемых педагогом задач выделяют 3 вида диагностики:

1 предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы …);

2 оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся);

3 итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы).

В настоящее время существует множество опубликованных диагностических методик для педагогов, учащихся, родителей. Как же сориентироваться в этом потоке? Как выбрать нужное?

Принципы:

1 На мой взгляд, необходимо отбирать диагностический инструментарий, основываясь на следующих принципах:

2 гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе);

3 валидность (определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям);

4 точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества);

5 надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях);

Корректность (определяется качеством диагностического материала).

В зависимости от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):

1 блок

Изучение и сопровождение семьи
(предварительная и

оперативная диагностика)

Методы и методики

Социально-демографическая

Характеристика семьи:

·социально-демографический портрет семьи;·организация и принципы семейного воспитания; взаимоотношения родителей со школой. Анкеты и тесты для родителей.

Сочинения и рисунки учащихся («Моя семья», «Мой выходной день»…).
Описание учащимися своего генеалогического древа.
Сочинения родителей.
Педагогические консилиумы.
Посещение семьи.
Психолого-педагогическое консультирование (беседы).
Методика незаконченных предложений.

2 блок

Привлечение родителей к

сотрудничеству со школой

(предварительная диагностика)

Информационные запросы родителей;

Ориентация родителей в сфере образования, наличие свободного времени,

материальных и профессиональных

возможностей

Анкеты для родителей.
Беседы с родителями.
Дискуссионные собрания.
Проведение «круглых столов».

3 блок

Информационно-просветительская

работа с родителями
(предварительная и оперативная

диагностика)

Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в

проблемах обучения и воспитания.

Анкетирование и тестирование родителей.
Наблюдение.
Беседы с родителями.
Обсуждение педагогических ситуаций.
Деловые и сюжетно-ролевые игры.
Психолого-педагогическое консультирование.
Тренинги, практикумы…

4 блок

Внутришкольный мониторинг
(итоговая диагностика)

Удовлетворенность родителей

качеством воспитательной работы

Наблюдение.
Анкеты для родителей.
Методика незаконченных предложений.
Беседы с родителями.
«Круглые столы»…


Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться, работать на благо её и встать на защиту. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации, когда, с одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Эмоциональная, интеллектуальная и педагогическая культура учебно-воспитательного учреждения и есть фундамент нравственных идеалов детей и подростков, гарант их социальной и индивидуальной защищенности. На морально – нравственное формирование личности ребёнка непосредственное влияние оказывает окружающая среда и семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Семья – один из главных аспектов нравственного развития личности.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую. Интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогам.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания.

В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:

  1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)
  2. Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.
  3. Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
  4. Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.
  5. Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
  6. Анализ и оценка результатов воспитания или иными словами диагностика развития совместной деятельности семьи и школы.

Следующий раздел деятельности классного руководителя – работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию. И начинать свою деятельность классному руководителю следует с составления социального паспорта класса и индивидуальной карты работы с семьей , что уже является первичной диагностикой семьи ученика.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.

Формы трудовой деятельности : оформление кабинета, сбор макулатуры, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Школой воспитания родителей, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания . Это основная форма коллективной работы учителя с семьями учащихся. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: “Утро в вашем доме”, “Ребенок пришел из школы”, “Семейный совет” и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещение семьи как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношение педагога с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

Встреча с администрацией, учителями класса должна проводиться ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания.
Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским коллективом . Вместе они пытаются сформировать советы дел для организации работы с учётом возможностей и интересов родителей. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Также групповые занятия могут быть связанны с обучением родителей занятиям и умениям организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни.
Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Организация совместных досуговых мероприятий или вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность – это также одна изфункций работы.
Во многих школах родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования “Папа, мама, я - спортивная семья”, “На площадку в выходной мы выходим всей семьей” и праздники “Загляните в мамины глаза”, посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера “Встреча с профессией”, и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формыдосуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки и мероприятия, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи “Мир увлечений нашей семьи”, на котором демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлекается в свободное время.

Находит место в работе классного руководителя такая форма как интеллектуальные игры для родителей “Самая эрудированная семья”, “Кулинарные поединки”, “Ах, картошка” и другие.Обязательны совместные мероприятия с родителями по здоровому образу жизни(семинары, акции, викторины и др.) В методике можно выделить так называемые нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с семьей учащегося. К ним можно отнести следующие формы:

  • Родительские вечера
  • Родительские чтения
  • День открытых дверей
  • Индивидуальные консультации
  • Родительский лекторий
  • Групповые консультации
  • Тематические консультации
  • Ведение тетрадей общения
  • Внеклассные мероприятия с участием родителей
  • Тренинги
  • Родительские собрания с участием детей
  • Тематические мероприятия, проводимые родителями.

Родословная воспитания семейных ценностей:
- привлечение семей к осознанию ценностей семейного воспитания;
- пропаганда лучшего опыта семейного воспитания;
- привлечение учащихся к познанию истории родного края, его героического прошлого, истории своей семьи.

От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми

Огромную роль в работе учителя играет диагностика. Некоторые педагоги могут возразить, аргументируя это тем, что в школе работают психологи, им и заниматься диагностикой. Однако речь идет не о психологической диагностике в чистом виде; речь идет о психолого-педагогической диагностике. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить отношения с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей и детей, может оказать семье и ребенку неоценимую услугу.

Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.




Самое обсуждаемое
Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне? Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне?
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция


top