Педология. Перспективный план индивидуальной работы с детьми по изобразительной деятельности в свободное время Лепка в средней группе на апрель месяц

Педология. Перспективный план индивидуальной работы с детьми по изобразительной деятельности в свободное время Лепка в средней группе на апрель месяц

Перспективный план по лепке и аппликации в средний группе.

Лепка 1

«Чебурашка»

Совершенствовать умение лепить из пластилина. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина, сплющивать шарики, скатывать небольшие горошины. Воспитывать мышление.

Комплексные занятия в средней группе Стр. 45

Пластилин, дощечка.

Аппликация 2

«Красивые флажки»

Учить детей работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки – флажки. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета. Вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения.

Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа» Стр. 29

Лепка 3

«Яблоки и персики»

Закреплять умения детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Закреплять знания детей о фруктах. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками работ.

Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа» Стр. 27

Пластилин, доска, стека.

Аппликация 4

«Овощи на тарелке»

Учить детей располагать предметы по образцу. Продолжать знакомить детей пользоваться ножницами, вырезать из квадрата, прямоугольника овощи, плавно срезать углы, поворачивая деталь. Воспитывать аккуратность в работе.

Комплексные занятия в средней группе Стр. 66

Цветная бумага красного, оранжевого, зеленого цвета, листы белой бумаги в форме тарелки, клей, ножницы.

Октябрь

Лепка 1

«Огурец и свекла»

Познакомить детей с приемами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать глину прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными - при лепке предметов круглой формы. Учить пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность.

Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа» Стр. 30

Огурец, свекла. Глина (пластилин, доски для лепки.

Аппликация 2

«Цветочная клумба»

Учить детей составлять цветок из 2-3 бумажных форм, красиво сочетая их по цвету, форме и величине. Показать приемы оформления цветка: «берег» (край) надрезать бахромой, поворачивая бумажный круг в руке: наклеивать меньшую форму на большую, нанося клей на середину цветка основы. Вызвать интерес к оформлению коллективной клумбы или поляны. Воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. стр. 24

Лепка 3

«Петушок-петушок, золотой гребешок»

Учить детей создавать выразительный образ петушка из пластилина и природного материала; показывать варианты сочетания художественных материалов: туловище с головой из пластилина, хвост и крылья из природного материала и наоборот. Развивать способность к формообразованию композиции. Вызвать интерес к экспериментированию в художественном творчестве.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 32

Аппликация 4

«Поезд мчится «Тук-тук-тук»

Учить детей держать ножницы и резать ими по прямой: разрезать бумажный прямоугольник на узкие полоски. Вызывать интерес к созданию из нарезанных полосок «железной дороги». Познакомить с правилами безопасности при работе с ножницами. Развивать согласованность в работе глаз и рук. Воспитывать аккуратность, интерес к освоению инструмента.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 22

Ноябрь

Лепка 1

По замыслу

Учить детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы. Формировать умение выбирать из созданных наиболее интересные работы. Развивать воображение, творческие способности детей.

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр. 32

Глина, доски для лепки.

Аппликация 2

«Игрушечный мишка»

Учить детей собирать из деталей знакомую игрушку, наклеивая их в указанной последовательности; передавать движение лап.

Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду средняя гр.» стр. 24 Заготовки для мишки.

Лепка 3

«Лепка овощей»

Познакомить детей прием вдавливания середины шара, сглаживания пальцами поверхности вылепленного предмета.

Комплексные занятия в средней группе Стр. 65

Пластилин.

Аппликация 4

«Укрась салфеточку»

Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее; правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Развивать чувство композиции. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали.

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр. 34

Квадратный лист 16х16 см. полоски разных цветов 6х3 см, ножницы, клей, салфетки, клеенка, кисть.

Лепка 4

«Вылепи, какое хочешь игрушечное животное»

Учить детей самостоятельно определять содержание своей работы. Закреплять умение лепить, используя разные приемы лепки. Воспитывать самостоятельность. Развивать воображение.

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр. 57

Глина (

Декабрь

Аппликация 1

«Снегирь»

Закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы. Продолжать формировать умение располагать детали на листе в определенном порядке. Закреплять навыки аккуратного наклеивания.

Лепка 2

«Девочка в зимней одежде»

Вызвать у детей желание передать образ девочки в лепном изображении. Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся книзу шубка руки, передавать их с соблюдением пропорций.

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр. 51

Куколка. Глина (пластилин, доски для лепки

Аппликация 3

«Бусы на елку»

Учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы; Чередование бусин разной формы; наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа. Закреплять знания детей о круглой и овальной форме. Продолжать обучать детей технике безопасности при работе с ножницами, вызвать праздничное настроение, желание украсить елочку.

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр. 53 Бусы, бумажные прямоугольники и квадратики разных цветов, ниточка, клей, кисть, салфетка, ножницы.

Январь

Аппликация 1

«В магазин привезли красивые пирамидки».

Упражнять детей в вырезании округлых форм из квадратов (прямоугольников) путем плавного закругления углов. Закреплять приемы владения ножницами. Учить подбирать цвета, развивать цветовое восприятие. Упражнять детей в расположении фигур по размеру в порядке уменьшения.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 56

Бумажные квадраты разных цветов и размеров, 1\2 альб. листа, ножницы, клей.

Лепка 2

«Снежная баба-франтиха»

Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. стр. 76

Аппликация 3

«Снеговик»

Учить детей аккуратно вырезать детали, собирать их вместе по образцу, ровно приклеивать. Пользоваться ножницами по инструкции.

Комплексные занятия средняя группа стр. 178

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, салфетки.

Лепка 4

«Прилетайте в гости». (Воробушки на кормушке).

Учить детей передавать в лепке простую позу: наклон головы и тела вниз. Закреплять технические приемы лепки. Показать возможность получения более выразительного цвета путем смешивания двух исходных цветов. Развивать чувство формы, способности к композиции.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 65

Пластилин, доска для лепки, стека.

Февраль

Аппликация 1

«Летящие самолеты»

Учить детей правильно составлять изображения из деталей, находить место той или иной детали в общей работе, аккуратно наклеивать. Закреплять знания формы (прямоугольник, учить плавно, срезать его углы. Вызвать радость.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 64

Бумажные прямоугольники для корпуса, хвоста и крыльев, ножницы, клей, кисть, салфетка.

Лепка 2

«Веселые вертолеты»

Учить детей лепить воздушный транспорт (вертолет). Обратить внимание на способы крепления деталей (примазывание, использование зубочисток или трубочек). Уточнить представление о строении и способе передвижения вертолета. Вызвать желание порадовать пап своими поделками.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. стр. 96

Аппликация 3

Декоративная аппликация на квадрате

Учить детей составлять узор на квадрате, ритмично располагая геометрические фигуры по углам, в середине, по краям. Учить преобразовывать фигуры, разрезая их (квадрат на 2 треугольника, прямоугольник на 2 квадрата). Закреплять приемы разрезания. Воспитывать самостоятельность.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 69

Белая бумага 18х18см, полоски цветной бумаги, ножницы, клей, кисть, салфетка.

Лепка 4

«Цветы-сердечки»

Учить детей лепить рельефные картины в подарок близким людям – мамам и бабушкам. Показать варианты изображения цветов элементами – сердечками. Учить лепить сердечки разными способами: моделировать пальцами рук; вырезать формочкой или стекой. Вызвать интерес к обрамлению лепных картин. П-р – развивать чувство формы и ритма. Воспитывать эстетический вкус.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. стр. 104

Март

Аппликация 1

«Совенок»

Учить детей составлять предмет из деталей, аккуратно вырезать части аппликации, из круга -туловище, два полукруга - крылья, маленький треугольник – клюв, два маленьких круга – глаза, два треугольника – уши, два треугольника – лапы.

Комплексные занятия Стр. 247

Цветная бумага, клей, ножницы.

Лепка 2

«Слепи то, что тебе нравится»

Развивать умение детей оценивать полученные впечатления, определять свое отношение к тому, что увидели. Закреплять стремление создавать интересные изображения в лепке, используя усвоенные ранее приемы.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 75

Аппликация 3

«Сосульки на крыше».

Вызвать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками и созданию композиции «Сосульки на крыше дома». Продолжать учить резать ножницами, самостоятельно регулировать длину разрезов. Показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой. Развивать чувство формы, цвета, ритма.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. стр. 116

Лепка 4

«Козленочек»

Учить детей лепить четвероногое животное (овальное тело, голова, ноги). Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, прикрепление частей к вылепленному телу животного, сглаживание мест скрепления, прищипывания и т. п. Развивать сенсомоторный опыт.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 73

Глина, доска для лепки, стека.

Апрель

Аппликация 1

«Витаминная корзинка»

Учить детей располагать готовые формы в композиции «Витаминная корзина»;

развивать умение пользоваться клеем, развивать мелкую моторику; воспитывать у детей потребность употреблять полезные продукты, чувство сопереживания, желание прийти на помощь.

«Корзинка для витаминных продуктов», заготовки овощей и фруктов из цветной бумаги, клей, салфетки, индивидуальные клеенки.

Лепка 2

«Ракета»

Развивать интерес к художественному творчеству, закрепить понятия: открытый космос, невесомость, притяжение, планеты, звёзды, спутники, метеоритный дождь, кометы, марсианин и т. д. Развивать у детей наблюдательность, память, интерес к окружающему миру. Учить детей проявлять фантазию, творческое воображение. Продолжать работу по формированию навыков речевого общения.

Пластилин, дощечка, салфетки, контейнер от киндер-сюрприза.

Аппликация 3

«Вечный огонь»

Закрепить приемы аппликации в технике торцевания, закрепить знания по технике безопасности с ножницами. Развивать мелкую моторику, развивать тактильные ощущения, развивать воображение. Шаблоны Вечного огня, квадраты из гофрированной цветной бумаги (разных цветов, кисточка, простой карандаш, салфетка, клеёнка, ножницы, клей.

Лепка 4

Лепка божьей коровки из теста

Познакомить детей работать с тестом, оно эластичное. Передавать характерные черты их строения. Развивать мышление, внимание. Комплексные занятия стр. 253

Соленое тесто черного, красного, зеленого цвета.

Май

Аппликация 1

«Весенний цветок»

Учить детей вырезать приемом плавного закругления углов квадрата, разрезать круг по сгибу пополам; составлять из частей-кругов, полукругов и узкой полосы-изображения нераспустившегося и распустившегося цветков; закреплять приемы аккуратного наклеивания.

Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду средняя гр.» стр. 129

Материал, подготовленный воспитателем.

Лепка 2

«Лепка по замыслу»

Продолжать развивать самостоятельность, воображение, творчество. Закреплять приемы лепки, умение аккуратно использовать материал.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 67

Пластилин, доска для лепки, стека.

Аппликация 3

Красная шапочка»

Учить детей передавать в аппликации образ красной шапочки. Продолжать учить изображать человека (форму платья, головы, рук, ног, характерные детали (шапочка, соблюдая отношения по величине. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 83

Цветная бумага, ножницы, клей, кисть, салфетка, клеенка.

Лепка 4

«Как мы играли в подвижную игру»

Продолжать учить детей создавать в лепке образы подвижной игры. Развивать воображение и творчество. Закреплять приемы лепки.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 86

Пластилин, доска для лепки, стека.

Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду средняя гр.» стр. 69-71

Аппликация 5

Итоговые «Волшебный сад»

Учить детей создавать коллективную композицию, самостоятельно определяя содержание изображения (волшебные деревья, цветы). Учить резать ножницами по прямой; закругляя углы квадрата, прямоугольника. Развивать восприятие.

Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Стр. 85

Цветная бумага, золотая и серебряная, большой лист, ножницы, клей, кисть, салфетки, клеенка.

Тема: «Осень»
Конспект НОД по лепке в средней группе

«Грибы для Белочки»

Интеграция образовательных областей: Художественное творчество, Коммуникация, Познание, Чтение художественной литературы.
Задачи: учить детей лепить грибы из двух частей (шляпка, ножка), уточнить представление детей о строении гриба для более точной передачи пропорций частей. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в разных видах изобразительной деятельности.
Программное содержание: развивать творческие способности; вызвать эмоциональный отклик у детей - желание оказать помощь белочке; учить детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы: формировать умение раскатывать шар, сплющить его, умение прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета; раскатывание цилиндра-ножки; соединение деталей.

Словарная работа:

Активный словарь – сентябрь, октябрь, ноябрь.
Пассивный словарь – листопад, золотая осень, корочка льда, пасмурно.
Материал: пластилин, стеки, доска для лепки, салфетки, муляжи грибов, игрушка - белочка, плетеная корзина.
Предварительная работа: беседа о лесе и его обитателях, рассматривание иллюстраций с изображением грибов; рисование грибов, рассматривание муляжей грибов, беседа о полезных и ядовитых грибах, наблюдение во время прогулок.

Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Рассказ грибника»

Под осины, под дубы,
Нынче прячутся грибы,
Под березы и под елки
Под листочки и иголки,
Белоноги и пригожи,
Друг на друга так похожи,
Будто в спешке, в страшной спешке
Разбежались сыроежки.
А в осоке белощеки
Подберезовики млеют
Пьют осиновые соки,
Кверху тянутся, худеют
А солюшки, а солюшки,
Развеселые подружки,
Хороводы дружно водят,
Хоть стоят, но…видно ходят!
Кто там с красной головой
Поздоровался со мной?
Подосиновик. Я вижу.
Лезь в корзину. Не обижу!
На пеньке-то, на пеньке!
На припеке, и в теньке!
Шляпка к шляпочке прижата,
Дружно в рост идут опята.
Хороводятся сестрички,
Желто-рыжие лисички
На поляне солнцем светят!
Не пройдет грибник, заметит!!
Груздь свой толстый козырек
Тянет вдоль и поперек!!
Среди веточек и шишек
Прячет шляпку сочный рыжик!
В шляпке вогнутой, как в чашке,
Две купаются букашки.
Толстоногий боровик
К крикам радостным привык,
словно гном, под елью белой,
хоть в тени, а загорелый!!
Шляпку нахлобучил,
Грибника замучил…

I. Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: - Ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы попробуйте отгадать:
-Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел
Красную шапочку нашел!!
(ответы детей)
Воспитатель предлагает детям вспомнить о походах с родителями в лес, о том, что они видели в лесу.
Воспитатель: -А какие это грибы? (Подберезовик, лисички, рыжики, боровик, мухомор и др.)
-Ребята, посмотрите, у меня тоже есть гриб (достает гриб, выполненный из пластилина) . Давайте его рассмотрим. Из каких частей состоит гриб (шляпка и ножка);
-Правильно. На какую фигуру похожа шляпка? (блин, тарелочка) ;
-Правильно, (спрашивает 3-4 детей назвать форму для закрепления) ;
-Ребята, а на какую форму похожа ножка? (валик, цилиндр) ;
-Правильно, (опрос 3-4 детей для закрепления формы) .

СТУК В ДВЕРЬ

Воспитатель: - Ребята, кто-то к нам стучится. Посмотрите, к нам в гости пришла Белочка! Давайте с ней поздороваемся. - Здравствуй, Белочка!
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает игрушку-белочку) .
Воспитатель: -Тихо, ребята! Белочка что-то хочет нам сказать (подносит белочку к уху)
-Ребята, Белочка просит нас помочь ей. В лесу у нее остались бельчата в дупле. Она заготовила для бельчат на зиму орехи и яблоки, а вот грибы не успела собрать. Давайте мы ей поможем (ответы детей) ;
-Не расстраивайся, Белочка. Посмотри как много у нас ребят в группе. Они все добрые и очень любят животных. Мы поможем тебе, и твои бельчата не будут холодной зимой голодать. Мы сделаем для вас много грибов.
-Прежде чем приступить к работе, сделаем с вами пальчиковую гимнастику:
-Раз, два, три, четыре, пять!!! (считаем пальчики, загибая) ,
-Будем листья собирать, (сгибаем, разгибаем пальцы) ,
-Листья березы, листья рябины, (загибаем пальчики),
-Листики тополя, листья осины, (сгибаем, разгибаем пальцы),
-Листики дуба мы соберем, (сгибаем, разгибаем пальцы) ,
-Маме осенний букет соберем!! (разводим в стороны руками).

II. Показ воспитателем последовательности работы.

1. Ножка: берем кусочек белого (желтого, серого) пластилина и делаем ножку гриба – раскатываем валик (цилиндр);
2. Шляпка: берем пластилин красного (оранжевого, коричневого) цвета и лепим шляпку – раскатываем шар, сплющиваем и выгибаем, чтобы получилась чаша; если лепим маленький грибочек, можно оставить шляпку в виде шара, если большой гриб, то изгибаем шляпку краями внутрь (наружу), или делаем плоской, как тарелку. Обязательно в середине шляпки делаем углубление для ножки.
3. Соединяем: две детали, шляпку и ножку – гриб готов!!!
Воспитатель предлагает детям выбрать пластилин(цвет) для своей работы.
Самостоятельная деятельность детей (помощь воспитателя по необходимости). Во время работы детей звучит музыка Вивальди «Осень».

III. По окончании работы Белочка благодарит детей за помощь.

Она очень рада, что познакомилась с такими добрыми и чуткими детьми. Теперь ее бельчата всю зиму будут лакомиться грибами, и вспоминать ребят. Дети складывают грибы в корзинку Белочке. Она еще раз благодарит их и прощается с детьми.
Уборка детьми рабочего места (оттирание досок и парты от пластилина, мытье рук и т.д.).
Используемая литература:
1. Комарова Т.С. - Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. /М: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.
2. Лыкова И.А. - Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. / М.: «Карапуз», 2009. - 144 с.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МИРУ ИСКУССТВА (ЛЕПКА) В СЕДНЕЙ ГРУППЕ

(по программе «Детство»)

1.Диагностика по Выявить навыки детей при работе с глиной, как с художественным Глина, доски, стека Бондаренко Т.М. с.39

разделу «Мир материалом, умения раскатывать комочек, используя ранее изучен- Доронова Т.Н. с.31

искусства» ые приёмы, пользоваться стекой для нанесения простейшего орна-

мента. Соблюдать аккуратность при работе с глиной, создавать прос-

ейшую композицию

2.Грибы в корзине Познакомить детей со способом кругового налепа: прямыми движе- Глина или пластилин, Бондаренко Т.М. с.88

ниями рук раскатывать колбаски разной длины, концы колбасок сое- доски, макет гриба и Комарова Т.С. с.57

динять и накладывать друг на друга. Донышко и ручку лепить отдельно корзины Казакова с.58

и прикладывать к основанию Доронова с.101

ОКТЯБРЬ

3.Как ёж гото- Учить скатывать комочки пластилина между ладонями круговыми Глина или пластилин, Бондаренко Т.М. с.48

вится к зиме движениями, прямыми движениями, сплющивать их между ладо- лист зелёной бумаги, Комарова Т.С. с.57

нями, побуждать лепить по представлению. Учить лепить предметы грибы-игрушки(муляжи)

круглой формы и разной величины

7.Вам знаком Закреплять особенности строения зайчика (длинные уши,вытянутая Кусок глины в виде толстой Комарова Т.С. с.82

такой зверёк? Мордочка, короткие передние лапы и длинные задние ноги) Закреп- палочки, доски,салфетки Бондаренко Т.М. с 70

(загадка про лять приёмы лепки и соединения частей

зайца)

НОЯБРЬ

8. Подарки ко Помочь испечь пирожные и нарядно украсить их. Учить детей украшать Глина, разогретый цв. Бондаренко Т.М. с.57

Дню рождения вылепленные изделия узором, используя стеку пластилин, доски Комарова Т.С. с 43

Якобсон с.59

9.Забавные Вызывать у детей желание лепить знакомых им зверей: зайца, мишку, Пластилин, доски, Халезова с.97

зверюшки(по птичку, утёнка. Упражнять в технических и изобразительных иллюстрация Е.Чарушина Бондаренко с.121

иллюстрации навыках лепки животных, развивать самостоятельность игрушки животных Комарова с.62

Е,Чарушина

ДЕКАБРЬ

10.Рыбка Учить лепить рыбку из овальной формы, пользуясь пластическими Глина, доски, игрушечные Бондаренко с.134

способами лепки. Передавать характерную форму хвоста. Плавники ле- рыбки Комарова с.59(66)

пить путём налепов и оттягивания глины от общего объёма. Налепами Халезова с.87

стекой изображать глаза и чешую рыбки, располагая её ритмично в виде

узора. Учить приёму оттягивания, сплющивания, передаче характерных

особенностей рыбки

11.Кто живёт Упражнять детей в технических и изобразительных навыках лепки жи- Глина, доски, игрушка – Бондаренко с.127

зимнем лесу? вотного – лисы. Развивать самостоятельность. Использовать приёмы лиса Казакова с. 97

примазывания, оттягивания, прищипывания

ЯНВАРЬ

12.Диагностика Выявление умения создания образов с помощью глины, пластилина, Глина, скульптура, кормушка Казакова с.64

по разделу «Мир владение основными техническими навыками и умениями при работе с Бондаренко с.167

искусства» глиной и пластилином; способность давать адекватную оценку своей

работе и работе сверстников

13.Чашки для Вызывать интерес к работе с глиной. Учить детей лепить посуду путём Аппликативные работы (деко- Казакова с.71

кукол раскатывания, вдавливания и уравнивания пальцами края формы. Воспи- ративные салфетки),глина, Комарова с.80

тывать активность, самостоятельность в работе кукольная мебель, посуда Бондаренко с.161

ФЕВРАЛЬ

14.Хоровод Учить детей изображать форму человека, правильно передавая соотн- Глина. Доска, дымковская Комарова с.68

шение частей. Учить объединять свою работу с работами других детей кукла

Развивать образное восприятие.Познакомить детей с дымковской куклой.

15 .Вертолёт Учить передавать форму вертолёта, используя приёмы: раскатывание, Пластилин, доска, игрушка Бондаренко с.

сплющивание, примазывание. Углублять знания детей о вертолёте вертолёт

МАРТ

16.Лепка по сказке Закреплять умение детей лепить посуду. Показать новые приёмы лепки: Глина, доска, иллюстрации Халезова с.95

К.И.Чуковского раскатать шар, сплющить его в диск, вдавить в серединку и пальцами к сказке, игрушечная посудка Бондаренко

«Федорино горе» оттянуть и подравнять края. Учить составлять композицию по литератур. С.205

(посуда ) произведению;вызвать интерес и желание отображать в лепке эпизоды

литературного произведения

17.Мои любимые Вызывать стремление самостоятельно выбрать любимый персонаж и Аппликация коврика, цв.плас- Казакова с.76

игрушки передать его характерные признаки тилин

АПРЕЛЬ

18.Дымковская птица Создавать у детей интерес к народной игрушке, желание самостоятельно Дымковская игрушка, глина, Казакова с.73

слепить такую же игрушку, передавать характерные признаки птицы, дощечка

соотношение частей по величине

19.Козлёночек Учить детей лепить четвероногое животное (овальное тело, голова, Глина, доски, игрушечный Комарова с75

(дымковская прямые ноги). Закреплять приёмы лепки: раскатывание между ладонями, козлик Бондаренко

игрушка) сглаживание мест скрепления, прищипывание и т.п.Учить путём налепа с.246

делать рога, стекой наносить детали.

МАЙ

20.Барельеф Развивать у детей замысел, учить передавать пластическим способом Глина, дощечки Казакова с.78

«Красивые цветы» изображение цветка, располагать его на глиняной пластине

21.Диагностика по Выявления умений детей создавать образы с помощью глины и пласти- Глина, дощечки Халезова с.87 (137)

разделу «Мир лина, самостоятельно выбирать способы изображения и художествен-

искусства » ные материалы, создавать декоративные композиции, принимать участие

в коллективных работах.Проявление интереса к результатам работы, спо-

собность давать адекватную оценку своей работе и работам сверстников.

Владение основными техническими навыками и умениями

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

СЕНТЯБРЬ

1.Диагностика по разделу Выявление умений детей сооружать постройки по образцу и по представлению; Строительный материал, Тарковская 26

«Конструирование» . Знание и различие строительного материала. куклы, образцы построек

Город мастеров.

2.Гриб (Из природного Учить детей конструировать, используя природный материал: каштаны, жёлуди Природный материал: каш-

материала) таны, жёлуди, макеты и ил-

люстрации грибов, кукла

ОКТЯБРЬ

3.Теремок Учить строить дом и преобразовывать его в терем. Учить сооружать постройки Строительный материал, Подшивка с.27

соответствующей величины игрушки-зверушки Тарковская 38

4.Заборчик (ручной труд) Учить делать заборчик, складывать полоску бумаги пополам, надрезать бумагу Цв.бумага, ножницы, Лиштван с.52

полосками макет домика Подшивка с.27

НОЯБРЬ

5.Ворота Продолжать учить детей строить постройки по размеру машины, работать не Строительный материал, Подшивка с.32

торопясь, убирать за собой рабочие места игрушка машина Лиштван с.54(61

6.Гараж для своей машины Учить строить гараж, соответствующий размеру машины. Закрепить название Строительный материал,

строительного материала. машина

ДЕКАБРЬ

7.Конура для собачки Учить детей сгибать лист по линиям сгиба; учить вырезать круг по линии разреза Ножницы, цв.бумага Подшивка

8.Гирлянды для новогоднего Закреплять полученные ранее навыки работы с клеем, бумагой, ножницами; Цв.бумага, ножницы, клей Подшивка с.77

праздника (ручной труд) воспитывать у детей интерес к совместному труду

ЯНВАРЬ

9.Диагностика по разделу Выявление навыков и умений: складывание квадрата пополам, отглаживание Цв.бумага, клей, образцы Подшивка с.23

«Конструирование» линии сгиба, приклеивание деталей к основной форме работы, схемы работы

Трамвай (ручной труд)

10.Диагностика по разделу Выявление навыков и умений: уметь видеть образ в природном материале; Природный материал, глина

«Конструирование» уметь скреплять части, используя средства выразительности

Птичка из природного матер.

ФЕВРАЛЬ

11.Лепка из снега крупных Закреплять у детей представления о знакомых предметах в окружающем, знать

фигур их назначение, видеть особенности, выделять зрительно основные части. Воспиты-

вать умение слушать педагога, выполнять его указания.

12. Записная книжка в пода- Закреплять умение детей сгибать прямоугольные листы бумаги пополам; развивать Цв.бумага, клей «Конструирование»

рок папе (ручной труд) художественный вкус, воспитывать аккуратность в работес.80

МАРТ

13. Подарки мамам и бабуш- Закреплять ранее полученные умения работы с бумагой; учить делать новую игрушку, Цв.бумага, клей,

кам к празднику(ручной труд) передавая в ней сказочный образ. Прививать любовь к близким и желание делать им ножницы. Образцы

приятное.

14. Мосты Закрепить навыки, приобретённые детьми в средней группе. Учить сооружать разные по Строит. материал, «Конструирование»

протяжённости мосты, используя разные варианты оформления мостов образцы-варианты строений с.74

АПРЕЛЬ

15.Конструирование Развивать конструктивные способности, фантазию и мышление детей, творческие способности Строит.материал

по замыслу

16.Автобус для Упражнять в умении сгибать бумагу разной формы пополам, вчетверо. Учить украшать автобус Цв.бумага, карандаши

гномов(ручной труд) «Конструирование»80

17.Диагностика по разделу Выявление навыков и умений при конструировании из готовых геометрических форм:

«Конструирование » умение детей сооружать постройку по образцу и по представлению, знать строительный

материал, анализировать свою работу и товарищей

18.Диагностика по разделу Выявление умений при конструировании из бумаги: Умение двумя способами складывать

«Конструирование » квадрат, отглаживать сгибы, приклеивать к основной форме. Уметь дать адекватную оценку

своей работе и работе товарищей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №114 комбинированного вида»

Советского района г. Казани

Согласовано Утверждаю

Ст. воспитатель Хисамутдинова И.Р. заведующий Ахметшин И.В.

________ «__»_________2016 г. ______ «__»_________2016 г.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ХЭР (ЛЕПКА) В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ №6

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составила:

Воспитатель МБДОУ №114

Лабутина А.Г.

Казань 2016 г.

Перспективный план работы по лепке (образовательная область ХЭР) в средней группе №6 на

2016-2017 учебный год.

Блок: «День знаний».

«Золотая осень».

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Сентябрь

1-ая

неделя:

1.

Тема: «Яблоки и ягоды».

Цель: закреплять умение детей лепить предметы округлой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками рисункам.

Фрукты и ягоды для рассматривания. Глина, пластилин, доска (клеёночка) для лепки, сетка (на каждого ребенка).

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», Средняя группа, стр. 23, 2015 г.

3-ая

неделя:

2.

Тема: «Овощи».

Цель: учить лепить предметы овальной и круглой формы. Развивать мелкую моторику рук и пальцев, память.

Демонстрационный материал: Муляжи или настоящие овощи по количеству детей, мешок.

Раздаточный материал: Глина, доски для лепки, миски с водой.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.12.

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Октябрь

1-ая

неделя:

3.

Тема: «Слепи какую хочешь игрушку в подарок дедушке или бабушке».

Цель: Продолжать развивать образные представления, воображение и творчество. Закреплять умение детей использовать при создании изображения разнообразные приемы лепки, усвоенные ранее. Воспитывать уважение к бабушкам и дедушкам, желание заботиться о них.

Игрушки, глина (пластилин, пластическая масса), доска для лепки, стека (на каждого ребёнка).

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», Средняя группа, стр. 37, 2015 г.

3-ая

неделя:

4.

Тема:

«Пирамида».

Цель: Закреплять умение скатывать из глины шары разных размеров и расплющивать их между ладоней, располагать полученные круги в определенном порядке. Продолжать учить соединять части, прижимая их друг к другу.

Демонстрационный материал: Пирамидка из колец.

Раздаточный материал: Глина, доски для лепки, миски с водой, картонки-подставки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.41.

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Ноябрь

1-ая

неделя:

5.

Тема: «Лепка фигурок для карусели».

Цель: Учить лепить фигурки для карусели, развивать внимание, речь и память.

Пластилин, макет карусели, картинки с видами Казани, родного города.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой средняя группа, Волгоград 2015 год, стр. 277.

3-ая

неделя:

6.

Тема: «Лепка по замыслу».

Цель: Закреплять умение детей задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы создания изображения, доводить задуманное до конца. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество. Вызывать желание любоваться своими работами, рассказывать о них.

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», Средняя группа, стр. 58, 2015 г.

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Декабрь

1-ая

неделя:

7.

Тема: «Снежинка».

Цель: Продолжать учить скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Совершенствовать умение понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение.

Круги из голубого картона диаметром примерно 12-15 см по количеству детей, белый пластилин, стеки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.23.

3-ая

неделя:

8.

Тема: «Заяц».

Цель: Формировать умение передавать в лепке характерные черты зайца, создавать сюжетную композицию.

Пластилин, стеки, доски для лепки.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой средняя группа, Волгоград 2015 год, стр. 196.

5-ая

неделя:

9.

Тема: «Мы слепили снеговиков»».

Цель: Закреплять умение детей передавать в лепке предметы, состоящие из шаров разной величины. Учить передавать относительную величину частей, развивать чувство формы, эстетическое восприятие. Закреплять усвоенные приемы лепки.

Глина, доски для лепки, стека (на каждого ребёнка).

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», Средняя группа, стр. 62, 2015 г.

«Братья наши меньшие».

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Январь

1-ая

неделя:

КАНИКУЛЫ

3-ая

неделя:

10.

Тема: «Котёнок».

Цель: Продолжать учить размазывать пластилин внутри заданного контура. Побуждать детей изображать слова стихотворения при помощи движений. Развивать точность и координацию движений.

Раздаточный материал: Картон с нарисованным котёнком, пластилин, доски для лепки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.28.

«День защитника Отечества».

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Февраль

1-ая

неделя:

11.

Тема: «Теремок».

Цель: учить лепить столбики и выкладывать из них нужное изображение в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Закреплять умение работать стекой, отрезать лишние части столбиков. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Раздаточный материал: Вырезанные из картона силуэты теремков, пластилин, стеки, доски для лепки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.30.

3-ая

неделя:

12.

Тема: «Самолеты».

Цель: продолжать учить раскатывать столбики на картоне движениями вперед-назад и соединять их. Упражнять в использовании стеки. Проверить умение детей ориентироваться в частях тела и лица. Развивать мелкую моторику пальцев рук и внимание.

Раздаточный материал: Маленькие самолётики (оригами), пластилин, стеки, картонки-подставки,

доски для лепки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.32.

«Весна. Мамин праздник».

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Март

1-ая

неделя:

13.

Тема: «Кулон для мамы».

Цель: закреплять умение лепить шар и сплющивать его между ладоней. Учить украшать изделие, используя отпечаток хвойной веточки и при помощи стеки. Воспитывать любовь к маме.

Демонстрационный материал: Образец кулона.

Раздаточный материал: Глина, маленькие веточки ёлки, ленточки (верёвочки), стеки, гуашь, дощечки-подкладки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.34.

3-ая

неделя:

14.

Тема: «Посуда для кукол».

Цель: закреплять умения детей лепить посуду. Отрабатывать приемы лепки. Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе. Продолжать развивать навыки коллективной работы.

Кукольная посуда. Глина,

доски для лепки, стека (на каждого ребёнка).

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», Средняя группа, стр. 77, 2015 г.

5-ая

неделя:

15.

Тема: «Цветные зонтики».

Цель: закреплять умения детей лепить

шар и сплющивать его между ладоней, придавать полученному диску нужную форму. Закреплять умение детей самостоятельно украшать изделие барельефом (налепом пластина). Развивать мелкую моторику пальцев.

Пластилин, тонкие трубочки из-под сока, стеки, доски для лепки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.39.

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Апрель

1-ая

неделя:

16.

Тема: «Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки» (Коллективная композиция).

Цель: учить детей передавать в лепке простую позу: наклон головы и тела вниз. Закреплять технические приемы лепки. Учить объединять свою работу с работой товарища, чтобы передать простой сюжет, сценку. Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности.

Пластилин, доски для лепки, стека (на каждого ребёнка).

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», Средняя группа, стр. 61, 2015 г.

3-ая

неделя:

17.

Тема: «Слепи то, что тебе нравится».

(по произведениям Г. Тукая).

Цель: Развивать умение детей оценивать полученные впечатления, определять своё отношение к тому, что увидели, узнали. Формировать желание отражать полученные впечатления в художественной деятельности. Закреплять стремление создавать интересные изображения в лепке, используя усвоенные ранее приёмы.

Т. С. Комарова

«Изобразительная деятельность в детском саду», Средняя группа, стр. 71, 2015 г.

«Лето».

Программное содержание.

Оборудование, материал

Используемая литература

Май

1-ая

неделя:

18.

Тема: «Вертолёт».

Цель: Учить лепить фигуру по образцу, отвечать на вопросы.

Пластилин (глина), доски для лепки, стека (на каждого ребёнка).

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой средняя группа, Волгоград 2015 год, стр. 218.

3-ая

неделя:

19.

Тема: «Лебедь на озере».

Цель: закреплять умение соединять в поделке природный материал и пластилин. Упражнять в соединении частей. Учить дополнять поделку композиционными моментами.

Раздаточный материал: Картон овальной формы, глина (пластилин), жёлуди, половинки скорлупок грецкого ореха, сосновые иголки, доски для лепки.

Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», Москва 2011, стр.43

Пояснительная записка.

Перспективный план организованной деятельности по лепке составлен для работы с детьми в средней группе. План основан на рекомендациях примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, учебно - методического пособия Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа 2015г.; методического пособия под редакцией Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В средней группе занятия проводятся 2 раза в месяц.

Длительность занятий составляет 20 минут. Общее количество занятий в год – 18-19.

Лепка-это создание объёмных и рельефных фигур, картин и композиций из пластичных материалов - глины, пластилина, теста, снега и т. д.

Пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми.

Цель: Вызывать у детей интерес к лепке. Основной задачей программы по данному разделу являются формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности, развитие стремления к умственной деятельности; приобщение к миру технического и художественного изобретательства, развитие наглядно-образного мышления, познавательной активности, мелкой моторики, воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, творческих способностей, художественных способностей, игровой деятельности, наглядно - действенного мышления, восприятия, сенсомоторной координации, приобщение ребёнка к окружающей красоте. Педагогу необходимо помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

Задачи:

Воспитание эстетического восприятия детей.

Приобщение к миру искусства.

Развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства.

Развитие детского творчества в изобразительной деятельности.

Формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.

Развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия, умений и навыков в обработке материалов, которые ребенок сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.

Развитие интереса детей к лепке; совершенствование умения лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закрепление приёмов лепки, освоенных в предыдущих группах. Формирование умения прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутый шар, вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывать мелкие детали (ушки у котенка, клюв у птички); сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

Упражнения в использовании приема вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Закрепление приемов аккуратной лепки.

Предполагаемые навыки и умения детей к концу года:

    умеет отламывать от большого куска пластилина (глины) небольшие кусочки;

    умеет скатывать куски пластилина круговыми движениями рук в шарики;

    умеет раскатывать куски пластилина прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

    умеет надавливать на пластилиновые шарики пальцем сверху;

    умеет размазывать пластилиновые шарики по картону;

    умеет прищипывать с лёгким оттягиванием края пластилиновой поделки;

    умеет сплющивать шарики пластилина между пальцами или ладонями;

    умеет сглаживать поверхность вылепленной фигуры, места соединения частей;

    умеет наносить пластилин в границах нужного контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне;

    умеет вытягивать отдельные части из целого куска пластилина;

    Владеет приёмами вдавливания середины пластилинового шара, цилиндра при помощи пальцев;

    Знаком с использованием стеки;

    Способен украсить поделку узорами при помощи стеки;

    Умеет украшать изделие пластилиновым барельефом.

Количество занятий: 18-19 за учебный год

- в месяц 2 занятия – 2 * 20 = 40 минут;

- в год 18 занятий 18 * 20 = 360 минут.

Используемая литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М.: Мозаика-синтез, 2014 368 с.;

2. Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет». Конспекты занятий. – Мозаика-синтез, 2011. – 48 с.

3. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. – Мозаика-синтез, 2015.- 96с.: цв. вкл.

4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, средняя группа/ авт.-сост. З. А. Ефанова.- Волгоград, 2015 год, 303 с.

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Шрифт:

100% +

Комарова Т. С

Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада

Конспекты занятий

Предисловие

Изобразительная деятельность детей 4–5 лет, посещающих детский сад, продолжает развиваться. Это обусловлено развитием психических процессов, приобретенным опытом познания окружающей действительности, формированием образных представлений в различных играх, конструировании, рисовании, лепке, аппликации. Благодаря этому образы, представления о предметах и явлениях, становятся более детализированными.

В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. С одной стороны, этому способствует изобразительная деятельность, а с другой стороны, развивающееся воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в рисунках, лепке, аппликации и конструировании.

В 4–5 лет расширяется сенсомоторный опыт дошкольников. Это, в свою очередь, приводит к развитию и совершенствованию графических и изобразительных навыков и умений.

Однако для успешного развития изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающей желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, необходимо целенаправленное педагогическое руководство, включающее в себя систематическое проведение занятий рисованием, лепкой, аппликацией; подбор интересных детям и доступных для изображения тем занятий; формирование навыков и умений; развитие эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей и многое другое.

В данной книге предлагается система занятий по рисованию, лепке и аппликации, разработанная на основе положений и задач «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и должна быть взаимосвязана со всеми ее направлениями. Только при этом условии она будет успешной и сможет приносить детям удовлетворение и радость.

Особенно важное значение для воспитания и развития дошкольника имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с разнообразными играми (сюжетно-ролевыми, дидактическими, подвижными и др.).

При этом необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и изделий для игры («овощи для игры в магазин», «угощение для любимых игрушечных животных» и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых и сюрпризных моментов, организация игровых ситуаций (в начале занятия в гости к ребятам приходит Мишутка, рассказывает, что игрушки хотели бы устроить праздничный обед, но у них не хватает посуды, и просит: «Ребята, помогите нам, слепите посуду, ведь вы все умеете!» и т. п.); рисование, лепка, аппликация на темы игр («Как мы играли в подвижную игру „Охотники и зайцы“ („Воробушки и кот“)» и др.).

Такая разносторонняя связь повышает интерес детей и к изобразительной деятельности, и к игре. Занятия по рисованию, лепке и аппликации связаны с работой по ознакомлению с окружающим миром: создавая изображения, дети отражают в них свои впечатления о предметах и явлениях социального и природного окружения. Сюжетами рисунков и лепки становятся образы произведений художественной литературы, фольклора (сказок, потешек, загадок), а также образы музыкальных произведений.

Для развития детского творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов для занятий, наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т. п.

Особое значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе занятий, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважительным отношением взрослых к результатам детской художественной деятельности, использованием их работ в оформлении групповой и других помещений детского учреждения, воспитанием у детей положительного доброжелательного отношения друг к другу и т. п.

В основе развития любых способностей детей дошкольного возраста лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов, их частей, поочередные движения кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук закреплялся и на его основе ребенок впоследствии создавал изображения; формировались обобщенные способы действия и черты творчества. Этот опыт следует постоянно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.

Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм, сначала простых, а затем более сложных. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру, силе нажима, размаху, длительности.

Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т. п. Создание изображений в рисовании, лепке, аппликации и формирование творчества основывается на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости и др.), которые также развиваются в этих видах деятельности.

На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей. Следует побуждать ребят вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.

Как и во второй младшей группе, конспекты занятий составлены по следующей структуре: программное содержание, методика проведения занятия, материалы к занятию, связь с другими занятиями и видами деятельности.

В ряде случаев предлагаются варианты занятий, и воспитатель может выбрать вариант, который представляется более соответствующим его группе, условиям работы. В то же время, если у педагога есть возможность провести в том или ином месяце больше 10 занятий (а именно так спланированы занятия по каждому месяцу на год), то он может воспользоваться предложенными вариантами или провести занятия по собственному усмотрению.

В книге помещены детские рисунки и аппликации; их назначение – показать варианты изобразительного решения той или иной темы (или варианта темы занятия, например, «Рисование предметов овальной формы»). В этом случае одно занятие могут иллюстрировать 2–3 детские работы.

Надеемся, что книга окажет помощь в работе с детьми педагогам дошкольных учреждений, групп дополнительного образования, руководителям кружков и студий.

Программа по изобразительной деятельности

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.

Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

Обогащать представления дошкольников об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации.

Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.

Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Вызывать желание рассматривать созданные изображения.

Рисование

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.).

Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.

Помогать при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять их внимание на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.

Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображений.

Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).

Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Лепка

Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Закреплять приемы аккуратной лепки.

Аппликация

Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.

Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.

Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг – на полукруги, четверти; квадрат – на треугольники и т. д.).

Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.

Поощрять проявление активности и творчества.

К концу года дети могут

Выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.


В рисовании

Изображать предметы, используя умение передавать их путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

В лепке

Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.

В аппликации

Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.

Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.




Самое обсуждаемое
Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне? Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне?
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция


top