Музыка как средство эстетического воспитания. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании и обучении детей

Музыка как средство эстетического воспитания. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании и обучении детей

Чугунова Лариса Николаевна , музыкальный руководитель,

Максимова Татьяна Васильевна , музыкальный руководитель,

МБДОУ д\с № 14 «Сказка», город Верхний Уфалей, Челябинская область.

Художественно-эстетическое развитие детей на основе приобщения

их к народной культуре.

Цель : Формирование духовной культуры личности, творческого воображения и понимания культуры своего народа.

В связи со вступлением в силу федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, основное содержание области «Музыка» теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Детский музыкальный фольклор - это особенная область народного творчества. Ценность его в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт. Народная музыка не только обогащает душу ребенка, но и развивает творческие способности детей.
Актуальность данной темы - в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек, передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип дает возможность детям в течение нескольких лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом. Принцип «сквозного воспитания», взятый из жизни, естественным путем помогает решить многие задачи воспитания и совершенствования личности: дети старшего возраста передают усвоенное малышам; переходя постепенно от зрелища к действиям, дети младшего возраста осваивают все более сложный материал, и вносят что-то своё, так развивается творчество ребёнка.

Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности. Поэтому я веду эту работу в нескольких направлениях. Это развитие художественно-творческих способностей детей в пении, танцах, музыкальных играх, которые объединяют и песню и танец, и в игре на музыкальных инструментах.

Пение - одно из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающее большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного и творческого развития.

Первое знакомство детей с фольклором начинается с малых фольклорных форм - это большой и своеобразный раздел фольклора, превосходный материал для развития у детей умений музыкально-игровой импровизации. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляет малышам настоящую радость. Через исполнение простых попевок, а потом более сложных мелодий, по мере подрастания дети готовятся к исполнению более сложных песен.

Поэтому, прежде чем брать целые песни с развернутым сюжетом, нужно использовать коротенькие прибаутки, потешки, колыбельные. Так как народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента, они удобны для детского голоса. Объем звуков простых народных песен соответствует небольшому диапазону детского голоса.

Например, песня «Петушок» построена на четырех звуках. Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают песню ценным средством художественно-эстетического воспитания детей.
Огромные возможности для творчества детей таят в себе русские народныепесни-игры . Они развивают способности детей к самым различным видам художественно-творческой деятельности. Например, песня «Как у наших у ворот», в которой и муха и стрекоза с муравьём и поют и пляшут, каждый ребёнок изображает это по своему.

При разучивании любой народной песни очень важно привлечь внимание детей к ее музыкально-поэтическим образам, это может быть для ребенка естественным побудителем к творческим действиям. Перед выполнением каждого творческого задания нужно пробудить в детях воображение.

Для создания более яркого музыкального образа, используются народные музыкальные инструменты. Уже в младшей группе у ребенка возникает интерес к ним. Конечно, в этом возрасте малыши не воспроизводят нужный ритм, но огромное желание играть на инструменте приводит их в восторг.

Встреча с народной музыкой должна поразить воображение детей, запомниться им. Для наиболее сильного воздействия я использую народную музыку в сочетании со стихами, живописью, прикладным творчеством, хореографией. Поэтому нужно проводить интегрированные музыкальные занятия по приобщению дошкольников к народной культуре и творчеству.На занятиях использовать метод художественно-творческого поиска: например, укрась музыку звучанием подходящего инструмента.

Так, на одном из занятий мы слушали «Камаринскую» М. Глинки. И дети сами придумывали рассказы об этой музыке: «Мужички сидят в деревне на лавочке. Вдруг один взял гармошку и заиграл сначала тихим, грустным звуком, а другой взял балалайку и начал играть задорно, весело, быстро так, что все остальные заплясали».
Затем можно предложить оформить свой рассказ. Под эту музыку дети играли на народных музыкальных инструментах, сами придумывали ритмический рисунок мелодии и свой танец. Затем можно включить «Камаринскую» в один из народных праздников.
В своей работе большое внимание нужно уделять образному и игровому танцу, поскольку именно они развивают самостоятельное творчество детей.
Есть немало народных хороводных песен, движения к которым нетрудно найти самим детям. Знакомая всем песня «Земелюшка-чернозем». Мелодия лиричная, мягкая, текст, насыщенный действиями («березка выросла», «рвали цветы», «плели венки»), богатый народными ласкательно-уменьшительными названиями («землюшка», «травонька»), подсказывает плавные движения.
Выразительное исполнение, беседа о содержании и характере музыки и поэтического текста - вот основные приемы, подготавливающие детей к придумыванию хороводных движений. Игровые, хороводные песни - это богатое разнообразие для детского творчества.

Какой красивый танец придумали девочки подготовительной группы! И этому способствовала нежная лирическая песня «Во поле береза стояла». Каждой части музыки соответствовало своё танцевальное движение по тексту песни. Этот танец можно включить в «Троицу».
Работая над народной песней, танцем, игрой, видно, как раскрывается в детях душа. Дети соприкасаются с фольклорным материалом на протяжении всего учебного года, он тесно переплетается с классикой и современностью. Тема прославления родного прошлого является очень значимой во всей работе, самое главное, стараться помочь детям самим искать способы выражения характера народной музыки через свое исполнительское творчество.

Как вершина творческих достижений - это участие детей в фольклорных праздниках. Именно там они применяют всё свое умение, творчество в любом виде деятельности по своему выбору, без лишних физических и психологических нагрузок.

Для успешного развития детей, необходима заинтересованность и поддержка родителей. Их нужно привлекать в участие в народных праздниках, играх, что доставляет особую радость детям. Родители с удовольствием принимают в них участие.

С целью создать творческую атмосферу и в группах, совместно с воспитателями были оборудуются музыкальные уголки в народном стиле, подбираются музыкальные инструменты, атрибуты ряжений. Также воспитатели и младшие воспитатели привлекаются к участию в разработке народного праздника или развлечения, участвуют в подготовке и часто сами выступают в качестве главных героев.

«Ярмарка», «Кузьминки», «Капустник», «Колядки», «Масленица», «Сороки», «Пасха», «Троица» - эти фольклорные праздники стали традиционными для нашего детского сада.

Остановлюсь подробнее на нескольких. «Кузьминки» - весёлый осенний праздник, 14 октября, в честь святых Кузьмы и Демьяна. Эти святые - покровители любой работы, особенно, кузнечного дела. А чтобы работа спорилась весь год, их зовут в дом: «Кузьма и Демьян, идите жить к нам!»

Этому празднику предшествует большая подготовка. На интегрированном занятии можно сделать кукол - закруток, сворачивая куклы - закрутки, мы напевали протяжные народные песни по выбору детей. Затем можно сочинить куклам колыбельные, которые потом спеть на самом празднике, разыграть сценки с этими куклами, а потом продолжать играть с ними в группах. Мальчишки песней «Во кузнице» показывают, какие они удалые кузнецы. Для этого заранее на музыкальном занятии мальчики придумывают движения для кузнецов.

Капустник проходит обычно в начале ноября, праздник посвящён урожаю, особенно капусте. Обилие игр с родителями: «Плетень», «У Варвары», «На горе то лён» и др. Инсценируются песни «Как у наших у ворот», «Антошка».

Сразу после новогодних праздников, разучиваем песни- колядки, и идём к друг другу в группы с этими песенками, славим друг друга, в масках, костюмах сделанных с родителями и воспитателями!

«Масленица» - здесь творчеству нет предела, это и изготовление чучела масленицы, народных инструментов, на которых потом можно играть, элементов костюмов. Учим заклички, частушки, игры с пением, которые инсценируются, а на улице можно построить снежные крепости, катания на лошадях и, конечно, блины.

«Сороки» - это праздник, когда зима встречается с весной, в день весеннего равноденствия 22 марта. Заранее, на интегрированном занятии изготовить птиц, выучить весенние заклички. Предлагаю детям придумать свою закличку с родителями, затем на празднике каждый своей закличкой закликает птиц и весну. Интересна для развития творческих способностей игра «Изобрази птицу», которую потом дети отгадывают.

Переходим к «Пасхе», целую неделю длится праздник «Красная горка», где все играют с яйцами и вербой.

В «Троицу» - заплетают берёзы лентами и водят хороводы.

Ко всем этим праздникам у хорошо иметь презентации, это очень удобно, т. к. детям можно в интересной форме преподнести тот или иной народный праздник или обряд.

Хотелось бы сказать, что народное творчество является отличным материалом, опираясь на который будут развиваться творческие музыкальные способности у детей. Народное творчество многогранно, интересно, красиво и достойно того, чтобы его изучали, помнили и знали. Мы должны знать свои корни, где бы мы ни находились.

Учебно-методическое обеспечение.

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002

2. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.

3. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. - 48 с.

4. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

5. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Введение
  • Заключение
  • Введение
  • Актуальность . Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
  • Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство.
  • В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
  • Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально - положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
  • Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Шпикалова Т.Я.) является наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.
  • Успешность решения этих задач зависит от целого ряда факторов. Среди них в первую очередь, применительно к старшему дошкольному возрасту, можно выделить:
  • · сотрудничество педагога и ребенка;
  • · использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и без ущерба для творческих проявлений ребенка;
  • · воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей.
  • Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, музыкальных игр и.т.п., активно включались в работу на занятиях, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.
  • Цель исследования - провести анализ особенностей русского народного творчества в музыкально-эстетическом воспитании детей.
  • Задачи исследования :
  • 1. Рассмотреть фольклор как средство развития ребенка.
  • 2. Проанализировать роль русского народного творчества в музыкально-эстетическом воспитании детей.
  • Структура работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
  • Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Малахова Л., Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. , Зацепина М.Б. и других.

Глава 1. Фольклор как средство развития ребенка

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. - с. 27. .

Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно представление разнообразных жанров, включение во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.

Применение на музыкальных занятиях, элементов устного народного фольклора, эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей дошкольного возраста.

В программных занятиях с детьми, воспитатели используют устный народный фольклор в разных видах музыкальной деятельности (потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, подговорки, заклички, припевки), которые способствуют развитию у детей памяти, речи, ритмических способностей, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к занятию Народное искусство в воспитании дошкольников: Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - с. 24. .

В прослушивании музыкальных произведений на занятии, преподаватель подбирает маленькие отрывки из русских народных сказок, пословицы, загадки, поговорки, что позволяет развивать и формировать нравственно-эстетические, патриотические идеалы, понимание прекрасного, формирование здорового образа жизни.

В процессе разучивания песен в своей работе воспитатель использует песенки-потешки, песенки-пестушки, заклички, скороговорки, загадки для достижения художественно-выразительного и качественного исполнения, устойчивых навыков правильного и точного интонирования мелодии, формирования музыкально речевой активности.

Все это способствует эмоциональному восприятию песни, формированию у детей музыкально-эстетических чувств, ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливают положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в разных видах детской деятельности Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. - с. 27. .

При работе над танцевальными движениями, в играх, хороводах используются загадки, подговорки, речедвигательные упражнения.

Подговорки - это малый фольклорный жанр, в котором в игровой стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевальных движений, его название.

Применение поговорок способствует усвоению танцевальных, игровых движений, комплексному развитию личности, созданию комфортной обстановки для эмоционально-психологической разгрузки на музыкальных занятиях.

Использование устного народного фольклора на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста показывает высокую практическую значимость.

Расширяется кругозор детей, у них формируется любовь и уважение к русским народным традициям.

Значительно повышается музыкально-речевая активность, что вместе с тем способствует обеспечению эмоционального-психологического комфорта и сохранению здоровья детей на музыкальных занятиях.

Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.

Фольклор - это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными - они отражают художественные вкусы Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - с. 28. .

Устное народное творчество - это произведения всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Художественное произведение - неповторимое и неповторяемое другими, которое создаёт своё. Отличие - по характеру, фактуре стиха, признакам стиля.

В детском фольклоре различают произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими. Детское творчество, что дети сочинили сами. Детский фольклор русского народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров.

Колыбельные песни - в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока. “Ваня будет спать, котик Ваню качать” Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - с. 37. .

Пестушки - это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят. В пестушках лежит образ маленького ребёнка, “Потягушки, потягушки! Поперёк толступушки, а в ножки ходунушки, а в ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку разумок”,- весёлая, затейливая песенка вызывает у ребёнка радостное настроение.

Потешки - песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками (“Ладушки” и “Сорока”) в этих играх есть уже нередко “педагогическое” наставление, “урок”. В “Сороке” щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя.

Прибаутки - песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке - золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке - рябе; о зайчике - коротенькие ножки. Прибауткам свойствен сюжет. Движение - основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: “Тили - бом, Тили - бом”.

На втором году жизни расширяется знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребёнку читали сокращённый текст потешки, например “Ладушки”, “Сорока”, то теперь в начале второго года жизни, можно продолжить, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами “Пальчик - мальчик”.

Наряду с пестушками и потешками детям читают стихи, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой - движениями самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В одном стихотворении оно очень простое, а в другом - это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т.е. сюжет. В прибаутке “Петушок - петушок” - всего один персонаж и очень простое действие. Здесь - образное изображение. Петушок очень яркий, живописный, и поёт он “голосисто”. Основная интонация этого стиха - ласковая, звучание его напевно, мелодично.

Прибаутка про курочку - рябушечку вся построена на чередовании вопросов и ответов. В этой прибаутке ярко выражается характерный для фольклора, особенно адресованного детям, приём повтора, благодаря которому повествование растягивается, и внимание малыша можно удержать расположением действий по образцу цепного соединения - одно звено вытекает из другого.

В конце второго года малышу рассказывают первые в его жизни сказки: про репку, про курочку Рябу.

С литературными произведениями начинается знакомство с чтения взрослым о самом близком и интересном - об игрушках. Поэтесса А. Барто очень точно выразила чувство ребёнка в коротких стихотворениях “Лошадка”, “Мишка”, “Зайка”.

Так, на втором году жизни от короткой пестушки и потешки, где слово в единстве с движением выполняет игровую функцию, взрослый постепенно подводит ребёнка к встрече с детской книгой, где слово, воспринимаемое малышом на слух, совместно с иллюстрацией книги создают художественный образ детской литературы.

На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения и с взрослым, и с детьми.

Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.

Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счёт расширения круга персонажей: иногда - это целая система образов; сюжет подчас не так прост, как в стихах ранней поры; стиль, язык, звуковая организация высокопоэтичны, содержание более значительно. Ребёнок - один из главных образов поэзии малых форм. “Наша Маша маленька” - о ребёнке сказано очень тепло, облик его изображён ярко и красочно. В этом стихотворении отсутствует игровой момент, но ребёнка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идёт гулять. Ведь это о нём самом стихотворение!

Знакомство детей с произведениями искусства, с сокровищницей русской культуры, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства - определяющий этап в развитии человеческой личности Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. - с. 29. .

Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное - овладевать средством общения - речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения - диалогическую Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - с. 36. . Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Младенцем ребёнок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; подростком начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка и, наконец, приобщается к народному опыту, народной морали, народной мудрости.

Знакомство малыша суетным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть (“Водичка, водичка”), накормить (“Травка - муравка”). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. - с. 42. .

Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

Знакомя малышей с потешками “Курочка-рябушечка”, “Наши уточки”, “Кисонька - мурысенька”, “Дай молочка, Бурёнушка”, со стихотворением “Кто как кричит” А. Барто, воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных. Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой детям дают возможность рассмотреть игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки “Репка”, “Теремок”, “Колобок”, произведения 3. Александровой “Топотушки”, Е. Ильиной “Топ-топ”. Стихотворения “На санках”, О. Высотской и “Больная кукла” В. Берестова можно объединить в одной инсценировке и закончить её песенкой, адресованной больной кукле.

Произведения народного творчества - это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки - всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

Глава 2. Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей

Знакомство с народной музыкальной культурой вводит дошкольников в образный мир песни. Это средство сохранения исполнительских традиций и специфических черт национального интонирования.

Как доступно рассказать детям о красоте окружающего мира, вызвать у них положительные эмоции по отношению к своему краю, Родине, к животному миру, доброе отношение друг к другу, к той музыкальной культуре, которая существовала много-много лет назад? Это можно сделать посредством русской народной музыки: песен, попевок, потешек, прибауток.

Одной из важнейших задач в работе с дошкольниками является знакомство с русским фольклором. Очень важно именно с дошкольного возраста прививать любовь к культурному наследию Родины. В доступной форме давать знания о культуре, быте, музыкальном фольклоре. Обряды, народные песни, танцы, игры способствуют расширению кругозора, развивают музыкальные способности детей, воспитывают любовь к родному краю Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. - с. 31. .

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - с. 48. .

С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, колыбельные, сказки, которые погружают его в светлый уютный мир. Обогащение педагогической деятельности фольклором позволяет добиваться успешных результатов во всестороннем гармоничном психофизическом развитии детей и способствует гуманизации процесса воспитания.

Знакомство с музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинно русского народного творчества.

В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.

Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствовал себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Ценность народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Абсурдность небывальщин - это средство воспитания «смешного». Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку - это еще и маленькие театрализованные представления. Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребенок связывает слово с действием. С играми передается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Часто доброжелательный смех партнеров сильнее, чем замечания взрослых ребенку.

Много непонятного есть в фольклоре даже взрослым, а надо приблизить его к детям, не исказив.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» рекомендует познакомить детей лишь с малой частью устного народного творчества. Это песенки, русские народные потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки. Но большой пласт русского народного творчества остался нетронутым.

Это бытовые песни и причеты, календарный фольклор с его необыкновенной обрядовой поэзией, заклички и приговорки, дразнилки, прибаутки, пословицы, поддевки и остроты, русские народные игры, бытовые русские сказки.

Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связано - музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:

1. Народная песня.

2. Народная хореография.

3. Народные игры.

4. Народные музыкальные инструменты.

Рассмотрим эти аспекты подробнее.

Народная песня

Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младших группах. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например, с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют).

Заинька - зайка,

Маленький зайка,

Деток боишься -

Зайка трусишка.

Потом укачивают, а когда проснется, стараются развеселить, чтобы не плакал. При этом широко используется устный фольклор (песенки, потешки, пестушки, переходящие от разговорной к мелодической интонации).

Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям. Например - последняя строка повторяется несколько раз или с последней строки начинается следующий куплет. Или например: песня - вопрос - ответ.

-Зайка белый

Куда бегал?

- В лес дубовый.

- Что там делал?

- Я капустку щипал.

Под березоньку клал,

И не знаю кто украл.

В средней группе увеличивается объем песенного репертуара, добавляются хороводные песни, появляется новый жанр - игровая песня. Активизируется переход от разговорной к певческой интонации. Дети должны правильно интонировать в пределах терции, кварты. В средней группе можно предложить ребенку ситуацию в которой необходимо действовать самостоятельно: «У меня кукла не хочет засыпать, попробуй укачай ее». Ребенок должен спеть колыбельную или рассказать потешку.

Ходит сон по горе, Носит дрему в руке, Всем детишкам продает, Нашей Кате не дает. Ах, ты, моя девочка, Золотая белочка, Сладкая конфеточка. Сиреневая веточка. Ах, ты, мой сыночек, Пшеничный колосочек, Лазоревый цветочек, Сиреневый кусточек.

В средней группе усложняется режиссура песни: может быть несколько солистов («ведет музыку» комар, а стрекоза «плясать идет» и т. д.). Вводится понятие «обрядовая песня» (зимние калядки, масленичные, весенние заклички).

В старшей группе значительно расширяется объем песенного репертуара, добавляются песни шутливо-комического характера («Как у нас - то козел», «Махоня», «Жил я у барина»). Песни должны быть доступны по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. «Прялица», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько» и др. С этой группы каждое занятие начинается с «разминки» (распевание) - упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные и т.д.

Именно в старшей группе вводится новый жанр - частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах.

В подготовительной группе закрепляется умение петь частушки, дается понятие о таких жанрах русской народной песни как:

I) лирические:

1. «Пошла млада за водой».

2. «Ходила младёшенька по борочку».

3. «Уж, как я ль свою коровушку люблю».

4. «А я по лугу, а я по лугу».

5. «Со вьюном я хожу».

II) шутливо-комические:

1. «Комара женить мы будем».

2. «Дома ли кума воробей?»

3. «Во кузнице».

4. «Пошел козел по лесу».

III) строевые:

1. «Солдатушки браво ребятушки».

2. «Из-за леса из-за гор».

Детям предоставляется больше возможности самостоятельно искать решения в инсценировании песни. В этой группе часто проводятся совместные занятия со взрослыми и детьми других групп. С девочками - «уроки материнства».

Народная хореография

В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, похлопывание ладошками по коленочкам, повороты ладошек из стороны в сторону, перебежки, пружинка, прыжки. Самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске. В этом возрасте (и до сред ней группы) танцам как таковым не учат. Главное: научить реагировать на плясовую музыку, используя знакомые элементы, делать это с желанием. Поэтому в репертуаре младших групп указаны хороводные игры («Пошла коза по лесу», «Скок, скок, поскок», «Ходит зайка по саду»), где используются плясовые элементы, часто с солистом Разучивание плясовых элементов и хороводных перестроений проводится по показу взрослых.

В средних группах вводятся новые элементы народного танца: ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка»), топать с остановками (подготовка к упражнению «в три ноги»). Уделяется внимание пластике рук в пляске - кружение в парах «крендельком», под локоток, на талии или на плечах у партнера. В этом возрасте при показе роль взрослого чаще выполняет ребенок (по желанию), в таких хороводах как: «Воробышек», «Утеночек Вася», «Заинька мимо сада». Так же в хороводах обучать детей менять направление в кругу, разрывать круг по окончанию мелодии или на смену частей в музыке, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот. Поощрять детей к проявлению большей самостоятельности в свободной пляске, к умению давать оценку друг другу («У Маши хорошо пляшут ножки, а ручки скучные, а у Саши наоборот»). Поощрять желания вводить танцевальные или хороводные элементы при инсценировании песен. Чаще обращаться к опыту старших детей.

В старшей группе детей обучают простому хороводному шагу, сочетанию движений рук и ног. В хороводе используются такие движения как: хоровод «по солнцу», «против солнца», «капустка» (улитка), «стенка на стенку», выворачивание круга, два круга в разные стороны. Все орнаментальные хороводы («Светит месяц», «Во саду ли, в огороде», «Березка девочек кричала») выполняются по команде: выбирается один ведущий который диктует порядок перестроения. В старших группах поощряется приплясывание во время исполнения веселых песен, время от времени предлагается солирование.

В подготовительной группе вводится такие элементы народного танца: пляска в «три ноги» («Чижик», «Деревенская полька»), с подскоком («Краковяк», «Подгорная тройками»), овладение простейшими дробями в сочетании с частушкой. Разучиваются также новые элементы хоровода: «вывертывание рукава», «плетень», «улица», «ниточка с иголочкой» («На горе то калина», «Лен зеленой», «Ой, во поле травушка»). Говоря о синкретизме фольклора (пляска, музыка, песня существуют в единстве), не следует забывать, что любыe плясовые или хороводные элементы могут использоваться детьми в любых ситуациях: при исполнении песен, игр, при игре на музыкальных инструментах и т.д. И это надо всячески поощрять в детях.

Народные игры

Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.

В младшей группе забавные игры («Петушок», «Идет коза рогатая», «Идет кисонька из кухни») побуждают детей к импровизации: у каждого получается свой «петушок» или своя «киска». На начальном этапе можно показать детям образец, а потом, как правило, этого не требуется - дети ориентируются на интонацию взрослого («веселый петушок», «грустная кисонька»). Чувство ритма хорошо развивать в игре «Барашеньки», когда педагог во время считалки ритмично дотрагивается до каждого ребенка в кругу, т.е. происходит невидимая работа над метроритмом. Игры способствуют развитию у детей чувства юмора, желание сопереживать герою и друг другу.

В средней группе усложняются правила игр: быстро реагировать на команды, распределяться на пары, на две подгруппы. Ребята сами должны использовать считалки чтобы выбрать ведущего. В играх «Волк и гуси», «У медведя во бору», «Снежная баба», «Вареная репка», «Два мороза», «Марьюшкино поле» усложняется диалог с ведущим: ребенок должен не просто дать ответ, а придумать его. Следует вместе с детьми выяснить варианты ответов (особенно, если они касаются подробностей крестьянского быта или работ в огороде, поле). Вначале на роль ведущего выбирают по желанию, а затем привлекают тех, кто робок. Следует обращать внимание детей на то, что бы во время свободных игр они использовали народные песни и считалки.

В старшей группе вызывать желания детей участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами. Во время игр («Дедушка Сысой», «Махоня») обращать внимание не только на удачные ответы и вопросы, но и манеру поведения героев. Стараться отобразить характер персонажей: дедушка старый, Махоня ленивая и притвора, бабка хитрая и т.д. воспитывать желание исполнять не только положительные, но и отрицательные роли («Водяной», «Баба-Яга»). Хорошо в этом случае применять метод «от старших - к младшим», а так же использовать видеозаписи различных фольклорных коллективов.

В подготовительной группе активизировать детей для участия в играх с развернутым театральным действом («Воробей», «Селезень утку догонял», «Ты слети-ка, сизый голубочек»). Усложнять правила и связывать их выполнение с происхождением некоторых обрядовых игр. Объясняя детям, связь некоторых игр с древними обрядами, помочь им понять необходимость отдельных действий и их порядок («Кострома», «Бояре», «А мы просо сеяли»). Это объяснение поможет ребенку и при выражении характерных черт какого-либо персонажа.

Народные музыкальные инструменты

В младшей группе интерес к музыкальным инструментам возникает при личном контакте ребенка с тем или иным инструментом. Ребенок стремится сам поиграть на инструменте и желательно предоставить ему эту возможность. Но давая малышу в руки инструмент, не сводить этот момент к шалости, а учить его играть что-нибудь конкретное: звуки свистульки похожи на птичьи голоса, на гуслях можно изобразить мелодичное движение ручейка и т.д. При этом происходит не просто игра, а обучение по звукоизвлечению. В игре на ложках сначала надо рассмотреть ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп, обратная ее сторона называется «щекой». На двух деревянных ложках осваивать 2-3 приема (стучать «щеками», ручками и «щеками» в кулачках).

В средней группе продолжают знакомить с музыкальными инструментами с их звучанием в ансамбле. Обучать на отдельных инструментах: на свистульке меняется высота звука в зависимости от силы, с которой в нее дуют; добавляются приемы на двух ложках (палочкой одной из них стучать по «щеке» другой, поочередно играть на своих ложках и на ложках соседа). Для разнообразия в работе по обучению игре на инструментах можно предложить песни «На зеленом лугу» (дудочка), прокричав заклички, послушать, как поют птички (свистульки). Учить играть в ансамбле, оркестре со старшими детьми.

В старшей группе продолжать слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре. Прослушивать записи концертов фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов, учить узнавать и правильно называть инструменты. Чаще сочетать игру на инструментах с песней, игрой, пляской. Учить играть в оркестре.

В подготовительной группе учить детей не только различать инструменты в оркестре, но и дать теоретические знания о составе оркестра народных инструментов. Дать представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструмент (коса, пила, рубель и т.д.). Предоставить возможность детям импровизировать на знакомых инструментах. В процессе создания оркестра учитывать симпатия детей к определенным инструментам. Все чаще включать инструменты в игры, пляски, предоставлять детям возможность самостоятельно выбрать инструмент для данного произведения.

Широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни хороводы, воспитатели привлекают детей к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране.

Народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

Заключение

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: «…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать в раннего детства.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

Русский фольклор - душа русского искусства, русской музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство.

Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина - это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, воспитатели в своей работе используют народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Список использованной литературы

1. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. - СПб: Детство-Пресс, 2009.

2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

3. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре. - СПб.: Детство-Пресс, 2006.

5. Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПб.: Детство-Пресс, 2008.

6. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007.

7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Карапуз-Дидактика, 2007.

8. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

9. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: Гном-Пресс, 2007.

10. Народное искусство в воспитании дошкольников: Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: Педагогическое общество России, 2006.

Подобные документы

    Теоретические основы проблемы процесса музыкально-эстетического развития подростков. Психофизиологические особенности подросткового возраста, этапы их социальной зрелости. Современные педагоги о роли молодежной субкультуры в воспитании старших школьников.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2010

    Роль искусства в эстетическом воспитании. Эстетическое воздействие книжной иллюстрации. Основные формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством. Роль народного декоративно-прикладного искусства в формировании изобразительного творчества детей.

    контрольная работа , добавлен 05.02.2012

    Использование русского народного музыкального творчества в воспитании любви к своей малой Родине детей старшего дошкольного возраста. Особенности патриотического воспитания детей, определение уровня сформированности знаний о социальной действительности.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2009

    Внеклассная работа как средство формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста. Использование средств народного искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Методы и приемы формирования навыков кистевой росписи Хохломы.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2015

    Музыка в эстетическом, интеллектуальном и нравственном воспитании детей. Значение развлечений в разностороннем развитии личности ребенка, их виды и формы. Требования к организации и проведению вечеров–развлечений с детьми в разных возрастных группах.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2009

    курсовая работа , добавлен 28.04.2015

    курсовая работа , добавлен 11.02.2017

    Важность народного творчества для развития ребенка и необходимость применения его в воспитании. Формирование устойчивого интереса к русским народным традициям и обрядам. Формы фольклора и способы их использования, методические рекомендации к занятиям.

    учебное пособие , добавлен 28.03.2010

    Исследование необходимости творческого развития детей через музыкально-драматический спектакль. Изучение основных вопросов педагогики творчества. Методы формирования творческой личности ребенка в процессе постановки музыкально-драматических произведений.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Основы музыкально-ритмического воспитания. Формирование музыкально-ритмических навыков в процессе музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста. Работа над музыкально-ритмическими движениями. Определение уровня музыкально-ритмического развития.

Роль народной музыки в развитии личности ребенка

Силков Иван Николаевич, концертмейстер ансамбля народной песни «Румяные щёчки» г.Иваново
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.
Музыкальная культура и народная музыка в частности, способствует становлению личности ребенка, формируя у него воображение, активируя память, мыслительные процессы и образное восприятие действительности, духовно обогащая его внутренний мир и являясь великолепным средством общения. Кроме этого, музыка выполняет воспитательную роль, прививая ребенку такие понятия, как красота, гармония, любовь и благородство. Именно народная музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит детей бережно относиться к культурному наследию.
Народной музыке как уникальному средству воспитания должное внимание уделяли видные деятели школьной музыкальной педагогики О.А.Апраксина, НЛ.Брюсова, Н.А.Ветлугина, Г.С.Виноградов, и др. В частности, Н.Я.Брюсова в качестве исходного момента в музыкальных занятиях с детьми рекомендовала обращаться именно к народной песне: «Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка к народу, от его народной песни»

Воспитание творческой, всесторонне развитой личности – такова задача любого образовательного учреждения, особенно это касается системы дополнительного образования. Личность имеет социальную, общественную природу и формируется под влиянием воздействий окружающей среды, обучения и воспитания, под влиянием условий жизни и деятельности, которую выполняет человек
Личность и ее психологические особенности формируются в детском возрасте под решающим влиянием обучения и воспитания, правильной организации жизни и деятельности ребенка. Организуя обучения и воспитание необходимо принимать во внимание некоторые врожденные, природные анатомо-физиологические особенности ребенка, например особенности его нервной системы, наличие музыкального слуха, чувства ритма и так далее.
Развитие ребенка в дошкольном возрасте определяется расширением и усложнением его связей с окружающим миром, все повышающимся уровнем требований к нему. С каждым днем возрастает интерес к окружающему; появляются новые интересные игры, сначала сюжетные, а потом и ролевые. В них ребенок воспроизводит жизнь взрослых, познает мир, игра способствует всестороннему развитию ребенка, развитию его восприятия, воображения, мышления. Эмоции ребенка становятся более устойчивыми, формируются интеллектуальные, эстетические, моральные чувства. В игре, в доступных формах трудовой деятельности, под воздействием взрослых формируются личностные проявления, привычные формы поведения, волевые качества. При этом, в каком бы виде деятельности ребенок не проявлял себя, на какой стадии своего развития не был, он эмоционально откликается на выразительные интонации музыки.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний, она помогает в воспитании личности, она необходима каждому ребенку, а не отдельным, от природы музыкально одаренным детям. Но каждый ребенок неповторим в своих музыкальных проявлениях. И чтобы открыть перед ним дверь в мир музыки необходимо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, чему способствуют занятия народной музыкой.
Знакомство с народной музыкальной культурой вводит детей в образный мир песни, служит средством сохранения национальных традиций. Многолетний опыт работы с детьми позволяет говорить о необходимости расширения репертуара русских песен, хороводов, игр, а также изготовления необходимых атрибутов и костюмов. Несомненно, именно народная музыка, фольклор являются совершенным средством в воспитании детей, способствуют воспитанию таких качеств, как любовь к Родине, своему народу, к традициям своего края.
Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного и младшего возраста получает первые представления о культуре. При этом народный фольклор обогащает детские игры новым содержанием.
Детский фольклор – это особая область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков наши предки использовали прибаутки, потешки, приговорки, которые в игровой форме мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Незатейливые по содержанию и простые по форме произведения народного поэтического и музыкального творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Яркие, оригинальные, порой шуточные и сказочные, доступные по форме и содержанию заклички и попевки, легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Поэтому не вызывает сомнения, что детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, в его духовном развитии. Основатель русского народного хора М. Е. Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало – большая радость.
Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, частушка, прибаутка входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному. Вот почему, приобщение ребенка с ранних лет к народному творчеству – очень важная и благородная задача, решить которую под силу педагогам дополнительного образования, работающим в ансамбле народной песни.
На занятиях в ансамбле подбирается необходимый для дальнейшей деятельности музыкальный и методический материал. Параллельно осуществляется знакомство детей с народными традициями и детским фольклором. Формы и способы подачи информации могут быть разнообразными. Это и беседа, и занятия, на которых особое внимание можно уделить русскому народному искусству; участие в обрядах, играх, хороводах; прослушивание народной музыки и обучение игре на народных музыкальных инструментах. Таким образом, детям открывается занимательный и яркий мир народного творчества. В процессе работы для педагога важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении детских народных песен, закличек, инсценировок сказок и т.д., поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, знакомить с музыкальной культурой своего народа.

Чтобы успешно претворить в жизнь поставленные задачи, необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального и поэтического материала и высокое качество исполнения его;
2. учет возраста и особенностей конкретного ребенка, в том числе, его общего и музыкального развития;
3. учет специфики восприятия музыки детьми;
4. Поощрение активности и интереса ребенка к восприятию народной музыки.

Многолетний опыт работы с детьми позволяет достаточно определенно утверждать, что работу по музыкальному воспитанию подрастающего поколения можно и нужно начинать с раннего возраста. Подрастая, дети систематически и последовательно, от простого к более сложному, знакомятся с народной музыкой. Результатом обучения является не только то, насколько правильно и выразительно ребенок исполнил песню или пляску, но и то, в какой степени у ребенка возник интерес к занятиям, полюбил ли он музыку, стал ли стремиться к самостоятельной музыкальной деятельности.
Для достижения цели музыкального воспитания ребенка следует начинать занятия с обучения детей слуховому восприятию музыки. Этот раздел включает в себя знакомство, как с вокальной, так и инструментальной музыкой. Причем, самым увлекательным для детей является слушание русских народных инструментов, как в записи, так и в «живом исполнении».
При прослушивании музыки в исполнении оркестра следует обращать внимание детей на особенности звучания каждого музыкального инструмента. При исполнении вокальных произведений также нужно уделять внимание характеру и содержанию песни. Желательно сравнить звук или фразу с каким-либо физическим действием: качанием колыбели, движением мехов гармошки, стуком дождя, бегом лошадки. На данном этапе музыкального развития педагог может предложить ребенку ассоциативные образы, а с возрастом у обучающегося появится свое видение и чувствование музыкального произведения. При прослушивании музыки обязательно следует использовать иллюстрации из детских книг, репродукций русских художников, заклички, загадки,потешки, прибаутки…
Короткие тексты потешек легко усваиваются детьми, даже без дополнительного заучивания. Динамичность, образность вызывают у них желание двигаться. Это очень интересный и доступный детям игровой материал, который они переносят в свободные игры.
На занятиях важно использовать такой прием как «прослушивание музыки», где целесообразно использовать метод сопоставления: несколько раз дети слушают «живое исполнение» песни или инструментального произведения, а затем воспринимают уже знакомую им музыку в оркестровом звучании, при этом узнавая музыкальные инструменты, особенно солирующие. Благодаря такому сопоставлению они получают наглядное представление о разном характере звучания. Этот прием помогает ребенку при каждой новой встрече с произведением, будь то вокальная или инструментальная музыка, испытывать радость, узнавая что-либо новое, ранее не отмечавшееся.
В работе с дошкольниками и младшими школьниками крайне полезно использовать наглядно-зрительные приемы. Например, в виде театрализованного представления, где используются народные костюмы и другая фольклорная атрибутика. В старшем возрасте чаще следует использовать иллюстрации; таким образом, их представления о картинах природы («На горе-то калина»), шуточные(«Долговязый журавель»),о труде человека («Во кузнице») дополняются средствами изобразительного и музыкального искусства.
Многолетний опыт работы позволяет утверждать, что слушание народной музыки – это активный вид музыкальной деятельности. Активность выражается во внутренней готовности к ее восприятию, к умению не только слушать, но и слышать. Подобные свойства народной музыки могут быть использованы при воспитании ребенка, формировании его нравственности и мировоззрения.
Особый вид музыкальной деятельности – пение. Это наиболее доступный исполнительский вид. Петь дети любят, охотно, с удовольствием, выражая свои чувства. Пение развивает музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. При этом задачей музыкального руководителя является научить детей любить песню, и в первую очередь песню народную, так как она обладает художественно-воспитательной ценностью.
Русская народная песня обогащает детей, развивает речь, пополняет словарный запас новыми эпитетами, поэтическими оборотами. Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые детям слова (например, коромысел, сенички, грать) они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а верно понять смысл таких слов помогает педагог, и часто дети и сами быстро находят им синонимы..
Организуя музыкальное образование и воспитание детей, следует знакомить их с песнями различного характера – лирическими, хороводными, шуточными. При этом следует учитывать возраст детей и подбирать песни соответствующие возрасту ребенка, ориентируясь на то, вызывает ли данная музыка интерес у ребенка, то насколько она ему понятна.
Например, дети подготовительной группы очень любят песню «У медведя во бору» и исполняют ее с большой выразительностью.
В репертуар младших школьников следует включать песни напевные, задушевные; легкие, подвижные; задорные плясовые.
Весь процесс обучения следует организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. И если использовать игровые приемы и доступный материал, дети будут проявлять эмоциональную отзывчивость. Чтобы воздействие песен стало эффективным и дети полюбили их, целесообразно первую встречу с песней провести в яркой, эмоциональной форме, обратить особое внимание на содержание, на средства музыкальной выразительности и выразительность ее литературного текста.
Если работа по обучению детей пению поставлена методически верно, педагог искренне и доходчиво объясняет и показывает изучаемый материал, то дети с удовольствием будут посещать музыкальные занятия, постепенно изучая богатый репертуар народных песен. Они полюбят слушать песни и сами станут их петь во время игр. Народные песни способствуют расширению кругозора детей и одновременно обогащают их запас слов, порой исправляют их произношение и, несомненно, воспитывают в них чувство коллективизма.
Следующим направлением работы музыкального руководителя детского ансамбля народной песни являются музыкальные танцевальные занятия. Дети, как младшего школьного возраста, так и более взрослые очень любят танцевать. Малыши особенно охотно танцуют сами и с удовольствием смотрят на танцы старших детей и взрослых, отражая отдельные движения танцев в своих творческих играх. Живой интерес к танцевальным движениям в народной песне позволяет широко использовать всю палитру выразительных средств для достижения целей эстетического воспитания детей. Обучая воспитанников народным танцам, мы знакомим их с одной из важнейших отраслей народного творчества.
Как уже говорилось выше, народные танцы, наряду с песнями, занимают важное место в воспитательной работе с детьми младшего и среднего возраста. В народных сказках, загадках, песнях, плясках, в узорах народных мастеров созданы художественные образы, близкие детям.
По своей содержательности, силе и яркости образов, красоте формы, выразительности и эмоциональности русские народные пляски представляют превосходный материал для развития художественного вкуса детей, они помогают знакомить обучающихся с обычаями своего народа. Типичными чертами русской пляски являются широта движений, плавность, мягкость. Не менее увлекательными для детского восприятия являются задорные плясовые и весёлые шуточные песни и танцы.
В процессе обучения народным танцам следует знакомить детей с элементарными понятиями о народном искусстве (танец, песня, хоровод, использование народного костюма и народных инструментов, которые использовались в танцевальных произведениях.); В этом случае у детей активнее развивается музыкальность, движения становятся ритмичными, грациозными.
Вместе с тем, использование народных плясок порой представляет для ребёнка некоторые затруднения. Поэтому народный танец нужно так адаптировать, где-то изменить или упростить, чтобы он был доступен младшим школьникам, но при этом не исказить характера и народного колорита. На этом пути необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. танец должен быть невелик по объему;
2. несложный по композиции;
3. построен на понятных и характерных движениях;

Задача музыкального руководителя – сохранить у детей первоначальный живой интерес к пляске, эмоциональность восприятия, желание настойчиво и старательно над ней потрудиться. На занятии необходимо ставить перед детьми конкретные задачи, обращать их внимание на новые детали образа, движения, музыки. Для поддержания и углубления интереса детей к народной пляске следует использовать показ всей группе удачное исполнение движения одним ребенком или несколькими детьми; использовать соревнование групп в выразительном выполнении. Такие показы и проверки следует сопровождать анализом и оценкой детьми исполненных движений пляски, их соответствия музыке, их выразительности и правильности.
В исполнении народных танцев большую роль играет костюм. Необходимо стараться использовать не только элементы, но и, по возможности, народные костюмы в целом. Это и яркие пестрые сарафаны, красные косоворотки, красивые кокошники, различного цвета платки на голову, картузы. На ежедневных занятиях это, конечно, сделать непросто, а порой и невозможно, но на прогонах, генеральных репетициях и, конечно, на выступлениях, делать это нужно непременно!
Пожалуй, самый любимый вид музыкальной деятельности детей – музыкальные игры, одним из видов которых являются игры с пением. Игры с пением имеют важное значение. С помощью этих игр можно развивать у детей интерес к пению, музыке, воспитывать музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение правильно исполнять мелодию. Играя, дети испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные настроения.
Каждая игра должна имеет четкую педагогическую направленность, при помощи которой можно учить ребенка воспринимать музыку и передавать в движение ее содержание и особенности. При этом одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей. Игре на детских музыкальных инструментах уделяется особое внимание, так как именно музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности детей, повышает интерес к музыкальным занятия, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Особенно детям нравится играть на русских народных инструментах. Дети быстро осваивают игру почти на всех народных музыкальных инструментах, так как они в основном являются шумовыми и главная трудность заключается в правильном исполнении ритмического рисунка.
Одной из целей музыкального развития детей является поощрение их активности к познанию нового. Более всего детская активность проявляется в праздниках и развлечениях (играх) с элементами фольклора. При проведении развлечений с использованием русской народной музыки и поэтического жанра следует определять следующие задачи:
1. показать детям интересные зрелища;
2. наполнить их впечатлениями, доставить положительные эмоции от увиденного;
3. дать возможность проявить самостоятельность и творческую активность.

Игровая деятельность повышает жизненный тонус ребенка, имеет большое образовательное и воспитательное значение. Большое место в этом занимает народная музыка.
Формы игровой деятельности очень разнообразны: проведение концертов, на которых исполняются песни, игры, стихи, разученные на занятиях; сказки – драматизации, тематические вечера, игровые блоки.
Проводя вечера развлечений, необходимо стремиться вызвать у детей радость, смех, но наряду с этим воспитывать любовь к народному творчеству, к красоте родной природы, родной речи и напевов.
Очень важно отметить, что результаты музыкального воспитания детей, становление эстетически развитой личности во многом зависят от того, как поставлена задача воспитания в семье. Поэтому следует знакомить родителей с методикой нашей работы, приемами и средствами, способствующими выработке музыкальных навыков. Использовать самые разнообразные формы общения с родителями: беседы, консультации, открытые музыкальные занятия, организация концертов, тематических и календарных праздников.
В завершении, следует сказать, что с развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии народной музыки, обогащают личность, её духовный мир. Ведь музыка украшает жизнь, делает ее более интересной. И в этом, безусловно, большую роль призвана сыграть народная музыка!
ЛИТЕРАТУРА.
1.А.В. Кокуева. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа"
2.С.Ю. Куликова. "Детям о традициях и праздниках русского народа."
3. Ширяева. «Фольклорные праздники» - методическая разработка.
4. Г.Федорова. «Заглянет солнце и в наше оконце» - СПб.: 1997.
5. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб.: 1997.
4. Остроух. «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей».




Самое обсуждаемое
Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне? Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне?
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину
Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция Китайская роспись на ногтях: пошаговая инструкция


top