Закон о передаче ребенка в приемную семью. Приемная семья. Правовые аспекты передачи ребенка, социальные выплаты. Постановление правительства рф о приемной семье

Закон о передаче ребенка в приемную семью. Приемная семья. Правовые аспекты передачи ребенка, социальные выплаты. Постановление правительства рф о приемной семье

21 и 28 августа 2018 года в заседаниях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрены две кассационные жалобы опекунов, жителей Москвы П. и К., которым районными отделами социальной защиты населения города Москвы отказано в заключении договоров о приемной семье в отношении подопечных детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на воспитание в семью из других регионов и не имеющих регистрации по месту жительства в городе Москве.

П., проживающая по месту жительства в г. Москве, с 2016 г. является опекуном подопечной Елизаветы Д., 2003 г.р., в соответствии с решением уполномоченного органа опеки и попечительства Челябинской области. Несовершеннолетняя зарегистрирована в квартире попечителя по месту пребывания.

Распоряжением ОСЗН района Беговой САО г. Москвы от 01.11.2016 г. опекуну П. отказано в заключении договора о приемной семье в отношении подопечной Елизаветы Д. в связи с тем, что город Москва, по мнению руководства ОСЗН района Беговой, не является местом жительства несовершеннолетней.

Кроме того, ОСЗН района Беговой отказал П. в назначении ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за подопечной — ребенком-инвалидом Д., предоставляемой из средств бюджета города Москвы на основании пункта 3 части 1 статьи 7 и статьи 9 Закона города Москвы от 23 ноября 2005 года № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве».

Решением Тимирязевского районного суда г. Москвы, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда, отказано в удовлетворении исковых требований П. к УСЗН САО г. Москвы об оспаривании решений об отказе в заключении договора о приемной семье в отношении подопечной Елизаветы Д. и об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за подопечной, являющейся ребенком-инвалидом.

Определением Верховного Суда РФ от 21 августа 2018 г. судебные постановления Тимирязевского районного суда г. Москвы и апелляционной инстанции Мосгорсуда по делу П. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

К., проживающая по месту жительства в г. Москве, с 2016 г. является опекуном несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, братьев-близнецов Ильи и Даниила З., 2010 г.р., в соответствии с решением уполномоченного органа опеки и попечительства Московской области. Подопечные зарегистрированы на площади опекуна по месту пребывания.

Распоряжением ОСЗН района Солнцево ЗАО г. Москвы от 02.12.2016 г. опекуну К. отказано в заключении договора о приемной семье в отношении подопечных Ильи и Даниила З. в связи с тем, что, по мнению руководства ОСЗН района Солнцево, город Москва не является местом жительства несовершеннолетних.

Решением Никулинского районного суда г. Москвы, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда, отказано в удовлетворении исковых требований К. к УСЗН ЗАО г. Москвы об оспаривании решения об отказе в заключении договора о приемной семье в отношении подопечных Ильи и Даниила З.

Определением Верховного Суда РФ от 28 августа 2018 г. судебные постановления Никулинского районного суда г. Москвы и апелляционной инстанции Мосгорсуда по делу К. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Главные выводы Верховного Суда Российской Федерации по этим делам:

1. Вопросы создания приемной семьи положениями Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», прямо отнесены к компетенции Российской Федерации . К полномочиям города Москвы отнесено лишь определение порядка и размеров государственной поддержки приемных семей в случае заключения с ними в соответствии с федеральным законодательством договоров о приемной семье (статьи 20, 21 Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»).

Федеральным законодательством не предусмотрены какие-либо основания для отказа в заключение договора о приемной семье в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что опека или попечительство над ними установлена актами иных субъектов Российской Федерации, и которые зарегистрированы по месту жительства в других регионах.

Решение органов опеки и попечительства о выборе формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не может носить произвольный и избирательный характер, иметь предпочтения или ограничения, не установленные нормами закона. Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, избирается исходя из их интересов.

В федеральном законодательстве и нормативных правовых актах города Москвы не установлены основания для отказа опекуну (попечителю) в заключение договора о приемной семье в случае соблюдения им требований пункта 10 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423, а именно — представлением в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка заявления о передаче на воспитание конкретного ребенка по договору о приемной семье акта органа опеки и попечительства о назначении указанного лица опекуном или попечителем этого ребенка.

2. В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1). Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2).

Исходя из положений ст. 20 ГК РФ у гражданина не может быть более одного места жительства.

Согласно пункту 2 статьи 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.

В силу пункта 1 статьи 148 СК РФ, находящиеся под опекой (попечительством), имеют, в том числе право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 ГК РФ.

Данными нормами права закреплено право подопечных на проживание с опекуном (попечителем), и обязанность опекуна (попечителя) совместно проживать со своим подопечным.

Из этого следует, что опекун (попечитель) и его подопечный несовершеннолетий ребенок на протяжении всего периода действия опеки (попечительства) имеют совместное место жительства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 ГК РФ.

В силу положений абзаца третьего пункта 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство.

При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что при перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

Таким образом, место жительства подопечных детей определяется и тем обстоятельством, какой орган опеки и попечительства осуществляет свои полномочия в отношении этих детей.

Т.е. с момента постановки подопечных на учет в органе опеки и попечительства города Москвы, полномочия в отношении подопечных осуществляются этим органом опеки и попечительства (ведение личного дела подопечного, проверка условий его жизни, надзор за осуществлением опекуном (попечителем) своих обязанностей).

Следовательно, из системного применения вышеуказанных правовых норм следует, что в силу ст. 20, п. 3 ст. 34 ГК РФ, ст. 9 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 423, с момента постановки подопечного на учет в соответствующем органе опеки и попечительства, местом жительства подопечного является жилое помещение, расположенное на территории, относящейся к компетенции этого органа опеки и попечительства.

Кроме того, Верховный Суд РФ согласился с доводом о том, что на содержание подопечных П. и К. назначены и ежемесячно выплачиваются денежные средства в соответствии с Законом города Москвы от 15 декабря 2004 года № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Согласно части 1 статьи 1 указанного Закона, опекунам (попечителям) ежемесячно выплачиваются денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), местом жительства которых является город Москва.

Назначив выплату указанных денежных средств на содержание подопечных П. и К. уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа установили, что их местом жительства является город Москва.

Юридическое сопровождение дел и представительство интересов опекунов П. и К. во всех судебных инстанциях осуществляли юристы Центра «Соучастие в судьбе» Алина Селиханова и Александр Николаев, руководитель организации Алексей Головань.

С февраля по август 2018 года в заседаниях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации уже рассмотрено 10 дел, касающихся неправомерных отказов органов социальной защиты населения Москвы в предоставлении мер социальной поддержки в отношении подопечных, принятых на воспитание в семью жителями Москвы из других регионов, и в заключении договоров о приемной семье в отношении таких подопечных.

Восемь из указанных дел сопровождаются Центром «Соучастие в судьбе».

Центром была разработана правовая позиция по этим категориям дел (о месте жительства подопечных и недопустимости отказов в заключении договоров о приемной семье).

Кроме того, два дела об оспаривании решений органов социальной защиты населения Москвы об отказе в заключении договоров о приемной семье рассмотрены в июне-июле т.г. Президиумом Московского городского суда. Незаконные судебные акты судов первой и апелляционной инстанции отменены, дела направлены на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что сложилась устойчивая правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации по указанной категории дел, которая позволит добиваться предсказуемых судебных решений по аналогичным искам.

Деятельность Центра по защите жилищных прав сироты осуществляется в рамках проекта «Эффективная юридическая помощь, защита прав и гарантия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа», который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Текст документа по состоянию на июль 2016 года

Документ утратил силу

Утверждено постановлением главы городского округа Лосино-Петровский Московской области от 27 февраля 2007 г. N 65

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с главой 21 Семейного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1996 N 829 "О приемной семье", Законом Московской области от 27.11.1997 N 58/97-ОЗ (в ред. от 31.12.2005) "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье" и определяет механизм и условия создания и функционирования приемной семьи на территории муниципального образования городской округ Лосино-Петровский.

2. Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной.

3. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек.

4. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновение между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

5. Приемная семья образуется на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

6. Договор о передаче ребенка (детей) заключается администрацией городского округа Лосино-Петровский в лице начальника отдела образования, культуры и спорта администрации городского округа Лосино-Петровский (далее - отдел образования) и приемными родителями по форме согласно приложению N 1 (не приводится).

7. Отдел образования выдает приемным родителям удостоверение установленного образца по форме согласно приложению N 2 (не приводится).

8. Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

9. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в отдел образования (по месту своего жительства) заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

К заявлению прилагаются: справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо декларация о доходах, заверенная в установленном порядке; документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в жилом муниципальном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение); копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке); медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью; паспорт либо другой заменяющий его документ.

10. Для подготовки заключения отдел образования составляет акт обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

11. Отдел образования в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемным родителем.

Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.

12. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в заключении договора о передаче ребенка в приемную семью отдел образования доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.

13. Передача ребенка (детей) на воспитание в приемную семью осуществляется на основании постановления главы городского округа и договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

14. На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, органы опеки и попечительства представляют следующие документы: свидетельство о рождении; документы, подтверждающие правовые основания для передачи на воспитание в семью ребенка (свидетельство о смерти родителей, копия решения суда о лишении родительских прав, признание родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут и др.); заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке.

15. При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений администрация этих учреждений обязана ознакомить лицо (лиц), желающее взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Администрация учреждения несет ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений о ребенке.

16. Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с законодательством.

17. На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей: дети-сироты; дети, родители которых неизвестны; дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание; дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях.

18. Основанием для заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является заявление лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание. К заявлению прилагаются заключение о возможности быть приемными родителями (действительно в течение одного года) и документы, указанные в пункте 9 настоящего Положения. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заключается между отделом образования и приемными родителями.

20. Ежемесячный размер оплаты труда за воспитание каждого ребенка, принятого на воспитание в приемную семью, каждому родителю устанавливается в размере четырех минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом.

21. За воспитание каждого ребенка, принятого на воспитание в приемную семью, не достигшего 3-летнего возраста, ребенка-инвалида, ребенка с отклонением в развитии оплата труда, предусмотренная в п. 20, увеличивается на сумму, равную 1,5 минимального размера оплаты труда, при наличии двух и более из указанных оснований - на сумму, равную двум минимальным размерам оплаты труда.

22. На организацию отдыха приемной семье ежегодно выплачивается материальная помощь в размере двух минимальных размеров оплаты труда на каждого приемного ребенка или производится компенсация расходов на приобретение путевок для совместного (родителей и детей) отдыха в размере трех минимальных размеров оплаты труда на каждого члена приемной семьи.

23. Средства для оплаты труда приемных родителей и для организации отдыха приемных семей предусматриваются в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год в виде субвенции муниципальным образованиям.

24. Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в отдел образования. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

25. Контроль за деятельностью приемных родителей осуществляет отдел образования, культуры и спорта администрации городского округа.

По всем вопросам можно обращаться в отдел образования, культуры и спорта администрации городского округа Лосино-Петровский, выполняющий функции опеки и попечительства, по адресу: г. Лосино-Петровский, ул. Октябрьская, д. 6, тел. 56-7-45-52.

По ряду причин сегодня много детей остаются без родительской опеки и любви. Персонал приютов делает все, чтобы малыши чувствовали себя в безопасности. Но заменить маму с папой не может никто. Усыновление детей - это прекрасная альтернатива. Маленькие члены общества получают заботу, а взрослые люди могут почувствовать радость родительства.

Что такое приемная семья?

Одна из наиболее распространенных детей-сирот - приемная семья. Это возможность для детей почувствовать себя полноценными людьми и расти в заботе и ласке. Родители оформляют лишь Усыновлять сирот нет необходимости. В зависимости от величины жилплощади и условий проживания можно принять в семью от 1 до 4 детей. Воспитанник проживает с приемными родителями до 18 лет.

Распространенными сегодня являются также детские дома семейного типа. Это немного другая форма опеки. Родители получают соответствующие выплаты за воспитание и содержание сирот. В этом случае можно принять более 10 детей любого возраста. Малыши знают, что они проживают в приемной семье. Несмотря на это, они получают такую же заботу, как и другие дети от своих родителей.

Приемная семья постоянно находится под наблюдением социальных служб. Родители действуют по намеченному плану. Сироты чаще всего попадают в семьи с теми или иными психологическими проблемами. Приемные родители совместно с психологами и делают все, чтобы ребенок адаптировался к новым условиям.

Особенности приемной семьи

В первую очередь стоит помнить о том, что приемный ребенок в семье имеет статус сироты (в отличие от процедуры усыновления). Это значит, что все государственные льготы и выплаты остаются. Социальные службы могут регулярно предлагать путевки в санатории и базы отдыха. Кроме того, ежемесячно детям-сиротам выплачивается пенсия. Находиться в семье дети могут до совершеннолетия или же до окончания высшего учебного заведения. Далее им предоставляется рабочее место и общежитие. Дети в приемную семью приходят лишь на определенный период жизни. Несмотря на это, у приемных родителей со своим подопечными чаще всего остаются теплые отношения. Многие сироты остаются жить в семье и в более старшем возрасте.

Имеет множество обязанностей перед государством приемная семья. Выплаты родители получают за достойное содержание и воспитание детей. Взрослым, которые решили взять под опеку детей-сирот, необходимо пройти соответствующе обучение. В дальнейшем каждые 2 года придется проходить курсы переквалификации.

Статус "сирота" сохраняется?

Приемная семья - это возможность воспитания детей в более узком кругу. В качестве педагогов выступают взрослые (мужчина и женщина), которые решили взять малышей под опеку. Но об усыновлении речь не идет. Дети всегда имеют возможность общаться со своими биологическими родителями при желании. Очень часто малыши становятся сиротами при живых родственниках. Взрослые, которые ведут неправильный образ жизни, не заботятся должным образом о ребенке, лишаются родительских прав. Малыш попадает в приют. Общение с родными может прекратиться лишь в том случае, если ребенок будет усыновлен.

Несмотря на то что приемная семья не может запретить общаться с кровными родственниками, встречи с биологическими родителями могут проходить строго под присмотром. По возможности таких встреч все же лучше избегать. Общение с родными может стать настоящей травмой для ребенка. А психологическое здоровье приемных малышей должно стоять на первом месте.

Возможно ли усыновление?

Приемная семья - это временная форма устройства детей. Ребенок знает, что родители не являются родными. Наиболее сложным есть тот момент, что малыш может быть усыновлен другой семьей без согласия Как только появляются люди, которые собираются усыновить малыша, он может быть снят с учета приемной семьи.

Дети быстро привязываются к своим другими людьми может стать серьезной психологической травмой для ребенка. К счастью, малышей в сознательном возрасте редко выбирают для усыновления. Чаще всего это малыши до года, которые еще мало привязаны к своим опекунам и быстро адаптируются к новым условиям.

Кто может стать приемными родителями?

Воспитание в приемной семье может проводиться совершеннолетними лицами, на члена семьи которых превышает прожиточный минимум, установленный законодательством. Мужчина и женщина, которые не состоят в браке, не могут являться опекунами одного и того же ребенка. Имеет большое значение здоровье людей, которые хотят создать приемную семью. Перед оформлением документов необходимо пройти полное медицинское обследование. Не могут принять детей люди, которые стоят на учете в наркологическом или туберкулезном диспансере.

Люди, которые ранее были судимы или лишены родительских прав также не могут создавать приемную семью. Это же правило касается бывших усыновителей, если ребенок был возвращен в приют по их вине. Если взрослые люди подходят по всем показателям, они должны пройти соответствующее обучение. Приемная семья должна стать настоящим тылом для ребенка, лишенного родительского внимания.

Обучение в школе приемных родителей

Школа приемных родителей - это подготовительный этап, который дает возможность людям понять, смогут ли они правильно воспитать неродного ребенка. Программа для всех подобных школ одинаковая. Она утверждается министерством здравоохранения. Во время обучения будущие родители будут проинформированы об особенностях воспитания малышей из детских домов, выучить их потребности. Во время обучения 20% взрослых отказываются от идеи создания приемной семь. И в этом нет ничего страшного. Воспитать достойного гражданина смогут лишь люди, уверенные в своих силах. Если такой уверенности нет, не стоит и начинать.

Во время обучения с будущими родителями работают психологи. У взрослых людей имеется немало страхов, связанных с будущим опекунством. Многие бояться, что приемный ребенок в семье унаследует негативные черты характера кровных родственников. Такая вероятность, конечно, есть. Но очень большое значение имеет правильное воспитание. Если направить энергию малыша в нужное русло, он вырастет полноценным членом общества. Кроме того, все знают, что дети копируют поведение взрослых. Стоит подавать положительный пример маленькому человеку. И тогда все негативные черты характера сойдут на «нет».

Как создать приемную семью?

Приемная семья - это очень серьезный шаг. Тем, кто решился на него, изначально нужно прийти в городской и написать соответствующее заявление. Далее придется собрать пакет документов, который будет включать паспорта родителей, идентификационные номера, свидетельство о браке, справки о состоянии здоровья членов семьи, справка о составе семьи. Копии всех этих документов также придется предоставить.

Обучение в школе приемных родителей является обязательным условием. Соответствующий тренинг можно пройти также и в областном центре социальных служб. После обучения родители имеют возможность пройти опекунский совет. Именно здесь принимается решение, подходят ли супруги для создания приемной семьи. Если все хорошо, приемные родители могут выбрать детей для воспитания (от 1 до 4, в зависимости от решения опекунского совета). В течение нескольких дней проводиться завершающий юридический этап оформления документов.

Социальное сопровождение

Государство обязуется постоянно оказывать социальную поддержку приемным семьям. За каждой семьей закрепляется соответствующий сотрудник, который регулярно посещают семью, общается с детьми. Это дает возможность понять, хорошо ли чувствует себя приемный ребенок в семье, получает ли нужную заботу и внимание от взрослых. Родителям и детям оказывается психологическая поддержка. Всегда есть возможность обратиться за квалифицированной помощью.

Один раз в два года приемные родители, семьи с усыновленными детьми проходят курсы, позволяющие повысить воспитательный потенциал взрослых. К обучению привлекаются специалисты по психологии, педагогике, медицине. Родители должны не только окружить малышей любовью и лаской, но и знать как правильно вести себя в той или иной ситуации, как оказать первую медицинскую помощь.

Отдельного внимания заслуживают родители, которые взяли на воспитание ВИЧ-инфицированного малыша. Такие дети в приемную семью могут попадать лишь по согласию взрослых. Не реже одного раза в год придется проходить обучение по уходу за больными малышами. За воспитание ВИЧ-инфицированных детей предоставляются дополнительные льготы приемным семьям.

Обязанности приемных родителей

Приемные родители выступают в качестве законных представителей детей в организациях и на предприятиях. Взрослые несут ответственность за жизнь и здоровье приемных малышей. Психическое и физическое развитие детей в приемных семьях также ложится на плечи взрослых. Мужчина и женщина, которые решили создать приемную семью, должны сделать все, чтобы ребенок стал полноценным членом общества. Малыш поступает на обучение в среднюю образовательную школу. Родители следят за тем, чтобы были все условия для нормального умственного развития.

Приемные родители имеют право применять педагогические методы воспитания, наказывать ребенка за непослушание, поощрять его. Методики воспитания обязательно обсуждаются с работниками социальных служб. Чего категорически нельзя делать, так это поднимать руку на приемных детей даже в воспитательных целях.

Права и обязанности детей в приемных семьях

За детьми, лишенными родительского попечения, при попадании в приемную семью полностью сохраняются все государственные гарантии и льготы. Они имеют возможность получать алименты и пенсии, которые были назначены ранее. Получать финансовую помощь за детей могут приемные родители. Социальные же службы следят за тем, чтобы эти деньги шли на удовлетворение нужд детей. Для нормального развития детей-сирот как раз таки и создана приемная семья. Выплаты могут перечисляться на счет, открытый опекунами в банке.

Дети из приемных семей имеют право встречаться с кровными родственниками, если это не запрещено судом. Но практикуется это достаточно редко. Чаще всего в приюты попадают малыши, мама и папа у которых погибли или были лишены родительских прав.

Адаптация ребенка в приемной семье

Большинство родителей берут под опеку маленьких деток, которые легко адаптируются к новым условиям. Со взрослым ребенком дело может обстоять несколько иначе. В первые дни новый член семьи может вести себя тихо и слушаться во всем. Проходит не более недели и ребенок перестает слушать своих новых родителей. Важно сразу показать, кто хозяин в доме. Не нужно бояться сделать замечание новому члену семьи.

Адаптация малышей в приемных семьях обычно занимает несколько месяцев. Если ребенок достиг школьного возраста, принимать его в семью лучше в начале летних каникул. В это время взрослые смогут больше времени проводить с новым членом семьи, смогут дать понять ему, что здесь обижать никого не станут.

Выплаты и льготы

Приемная семья (2014) полностью обеспечивается финансово государством. Родители получают пособие в размере трех минимальных заработных плат на каждого ребенка. Время пребывания малыша в семье включается в общий трудовой стаж. Это значит, что приемные родители могут рассчитывать еще и на достойную пенсию.

Дети в семье имеют статус сирот. Им также выплачиваются соответствующие пособия. Распоряжаться деньгами в интересах ребенка могут приемные родители.

Имеет множество льгот приемная семья. Выплаты 2014 года дают возможность полностью обеспечивать ребенка одеждой и продуктами питания. Дополнительно детям могут предлагаться путевки в оздоровительные санатории и дома отдыха.

Подведем итоги

Приемная семья может стать прекрасной альтернативой усыновлению. Дети со статусом «сирота» всегда будут одеты и обуты, родители смогут их окружить вниманием и заботой. Но перед созданием приемной семьи стоит несколько раз подумать. Целью должен быть не доход от государства, а желание воспитать полноценных членов общества, которые по ряду причин были лишены любви родных родителей.

Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 21.12.2018) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (вместе с "Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание...

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПРАВИЛА

СОЗДАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ

ЗА УСЛОВИЯМИ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ)

В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.

2. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре.

Договор о приемной семье заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, и с учетом положений статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации.

3. На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

4. Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.

5. При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

6. При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.

7. Орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

8. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений.

9. При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.

Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.

Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе.

10. Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.

11. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осуществляется в соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О приемной семье *О)

(с изменениями на 18 августа 2008 года)
_
Утратило силу с 4 июня 2009 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 18 мая 2009 года N 423

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 14.02.2005);
(Российская газета, N 180, 27.08.2008).
____________________________________________________________________

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16) Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о приемной семье.

выделять в собственность приемной семье, создающей крестьянские (фермерские) хозяйства, земельные участки единым массивом (по нормам их бесплатного предоставления) вблизи места проживания этой приемной семьи с учетом количества детей, взятых на воспитание;

предоставить преимущественное право приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, на дополнительное получение земельных участков при количественном увеличении состава приемной семьи;

предоставлять беспроцентные ссуды приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, для нового строительства или расширения существующих жилых помещений;

принимать меры по освобождению приемной семьи, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, в первые 2 года после образования от уплаты местных налогов;

выделять в первоочередном порядке приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, долгосрочные кредиты для развития производственной базы этих хозяйств, приобретения техники, оборудования, автотранспорта и на другие цели, связанные с ведением сельскохозяйственного производства, в пределах лимитов централизованных кредитных ресурсов, выделяемых для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

оказывать помощь приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, в решении вопросов, связанных с финансированием за счет средств местных бюджетов строительства дорог, линий электропередач, сетей газификации, связи, теплоснабжения, водоснабжения и других объектов инженерного обустройства, а также затрат, направляемых на повышение плодородия почв.

4. Министерству образования Российской Федерации по согласованию с Министерством труда Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации в двухмесячный срок представить предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в части порядка и условий пенсионного обеспечения приемных родителей.

5. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. N 175 "Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства РСФСР" (СП РСФСР, 1986, N 15, ст. 109);

постановление Совета Министров РСФСР от 18 ноября 1988 г. N 475 "О создании детских домов семейного типа в РСФСР" (СП РСФСР, 1988, N 23, ст. 136);

пункт 8 постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ;

постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 1994 г. N 786 "О мерах государственной поддержки детских домов семейного типа, созданных на основе крестьянских (фермерских) хозяйств " (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 11, ст. 1302).

6. Признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Совета Министров СССР от 17 августа 1988 г. N 1022 "О создании детских домов семейного типа " (СП СССР, 1988, N 30, ст. 85).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

Положение о приемной семье

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 июля 1996 года N 829

I. Общие положения

1. Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей. *1.1)

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). *1.2)

2. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

3. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по форме согласно приложению N 1.

Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца по форме согласно приложению N 2.

4. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей).

5. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

II. Порядок организации приемной семьи

6. Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. *6.6)

7. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

К заявлению должны быть приложены:

справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;

документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);

копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);

медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью. Порядок освидетельствования состояния здоровья лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, определяет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 .

Лицо, обращающееся по вопросу получения заключения о возможности быть приемным родителем, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий его документ.

8. Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

9. На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями. При этом должны быть приняты во внимание их личные качества, состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

В случае если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида, в заключении должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий (абзац в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года N 617 .

Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.

10. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в заключении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.

11. Для подбора, обучения лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, а также осуществления контроля за выполнением возложенных на них обязанностей орган опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создавать отделы по устройству детей на воспитание в приемную семью.

12. Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о ребенке (детях), который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения). *12.1)

При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений и лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц (лицо), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Администрация учреждения несет ответственность в установленном законом порядке за достоверность представляемых сведений о ребенке.

13. На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения (либо лицо, у которого находится ребенок) представляет в орган опеки и попечительства следующие документы:

свидетельство о рождении ребенка;

документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут, и другие);

заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке.

14. Основанием для заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является заявление лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка.

К заявлению прилагаются заключение о возможности быть приемными родителями (действительно в течение одного года) и документы, указанные в пунктах 7 и 13 настоящего Положения.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями. *14.3)

15. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

16. Приемные родители обязаны воспитывать ребенка (детей), заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка (детей) ответственность перед обществом.

17. Приемные родители (родитель) являются законными представителями приемного ребенка (детей), защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий.

Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).

18. Приемные родители вправе помещать детей в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях.

19. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменения семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтных отношений между детьми и других), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), в случае возвращения ребенка (детей) родителям, в случае усыновления ребенка (детей).

Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по согласию сторон, а при возникновении спора - судом в установленном законом порядке.

III. Передача ребенка (детей) на воспитание в приемную семью

20. На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей:

дети-сироты; *20.2)

дети, родители которых неизвестны;

дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; *20.4)

дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

21. По желанию лиц (лица), имеющих на то необходимые условия, возможна передача им на воспитание в приемную семью ребенка (детей) с ослабленным здоровьем, больного ребенка (детей), ребенка (детей) с ограниченными возможностями здоровья, ребенка (детей)-инвалида (абзац в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года N 617 .

22. При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

23. Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется с учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного и лечебно-профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и другого аналогичного учреждения, в котором находится ребенок.

Передача в приемную семью ребенка (детей), достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его согласия.

24. Дети, находящиеся в родстве между собой, как правило, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

25. На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация воспитательного и лечебно-профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и других аналогичных учреждений передают приемным родителям следующие документы:

свидетельство о рождении;

выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья;

справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения);

документ об образовании (для детей школьного возраста);

документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);

справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;

опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовершеннолетним;

копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении.

Указанные документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

26. Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на счета, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреждении.

За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. *26.2)

27. Органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества (в том числе жилого помещения) ребенка (детей) обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью.

28. Ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства. *28)

IV. Материальное обеспечение приемной семьи

29. На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. *29.1)

На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели.

30. Органы местного самоуправления исходя из установленных норм материального обеспечения выделяют на приемного ребенка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе. *30.1)

Органы местного самоуправления исходя из принимаемых ими решений выделяют денежные средства приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания.

Денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка (детей), ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца, перечисляются в банковские учреждения на банковские счета приемных родителей (родителя).

Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги.

31. При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью на срок до достижения им совершеннолетия приемным родителям выплачиваются денежные средства до достижения ребенком (детьми) возраста 18 лет. *31)

32. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. *32)

33. Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

34. Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения.

35. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми.

36. Вопросы материального и жилищного обеспечения, не обусловленные настоящим Положением, рассматриваются и решаются органами местного самоуправления.

Приложение N 1 к Положению. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью

Приложение N 1
к Положению о приемной семье
(в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2008 года
постановлением Правительства Российской Федерации
от 18 августа 2008 года N 617 , -
см. предыдущую редакцию)

ДОГОВОР
о передаче ребенка (детей) на воспитание
в приемную семью

(примерная форма)
г.______________ " "__________19__г. N ___

Орган опеки и попечительства, действующий на основании статьи

151 Семейного кодекса Российской Федерации, в лице
___________________________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество)

И граждане (-ин, -ка) _______________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
проживающие (ий, ая) ________________________________________,
(адрес)

Заключили настоящий договор о нижеследующем:

орган опеки и попечительства передает, а приемные родители
(приемный родитель) _______________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)

Принимают(ет) на воспитание в приемную семью ребенка (детей),
далее именуемые - приемные дети: __________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество детей, N, серия свидетельства о

рождении, кем и когда выдано)

1. Приемные родители (приемный родитель) обязуются(ется):

1.1. Воспитывать приемного ребенка на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь.

1.2. Создавать необходимые условия для получения ребенком (детьми) образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

1.3. Осуществлять защиту прав и интересов ребенка (детей).

1.4. Обеспечивать уход за ребенком (детьми) и лечение, систематический показ врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка (детей).

1.5. Обеспечивать посещение приемным ребенком (детьми) общеобразовательного учреждения, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности посещения ребенком (детьми) общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах.

1.6. Извещать орган опеки и попечительства о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей).

2. Орган опеки и попечительства обязуется:

2.1. Перечислять ежемесячно, не позднее 20 числа предыдущего месяца, на банковские счета приемных родителей денежные средства в размере ________ рублей исходя из установленных норм материального обеспечения по фактически сложившимся ценам в данном регионе.

2.2. Пересчитывать размер денежных средств, необходимых на содержание ребенка (детей), ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги.

2.3. Ежемесячно производить оплату труда приемным родителям в размере ________ рублей.

2.4. Ежемесячно производить дополнительную оплату труда приемным родителям в размере ________рублей (на каждого взятого на воспитание ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или больного ребенка, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида и других).

2.5.* В срок __________________ выделить приемным родителям квартиру (дом) для осуществления ими обязанностей по воспитанию и содержанию приемного ребенка (детей).

2.6. Прикрепить приемную семью для приобретения продуктов питания к базе (магазину N) _____________________________

___________________________________________________________________
(наименование)
с оплатой как по безналичному, так и наличному расчету.

Договор может быть по соглашению сторон дополнен другими взаимными обязательствами (в том числе выделением во временное пользование земельных участков на срок, установленный настоящим договором, автотранспорта и другое).

2.7. Споры, возникающие между сторонами в процессе исполнения настоящего договора, рассматриваются сторонами в срок ________________ после их возникновения в целях выработки согласованного решения, а при недостижении соглашения передаются на разрешение в суд.
________________

* Пункт 2.5. вводится для приемных родителей, взявших на воспитание не менее 3-х детей и не имеющих необходимого жилого помещения.

2.8. Настоящий договор заключен сроком на _________________________ и вступает в силу с момента подписания.

2.9. Срок действия настоящего договора может быть продлен по взаимному согласию сторон за ________________________ до его истечения.

2.10. Настоящий договор может быть расторгнут досрочно:

по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), изменений семейного или имущественного положения);

по инициативе органа опеки и попечительства в случаях возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), или в случае возвращения ребенка (детей) родителям, или в случае усыновления ребенка (детей).

2.11. Договор составлен в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

При невыполнении условий настоящего договора стороны вправе его расторгнуть (указать условия расторжения договора).

орган опеки и попечительства приемные родители (ль)
_______________________________ ___________________________
(расчетный счет, адрес) (фамилия)

Подпись____________________
(фамилия, должность)

подпись ________________________

Приложение N 2 к Положению. Удостоверение

Приложение N 2
к Положению о приемной семье

УДОСТОВЕРЕНИЕ N

(примерная форма)

Настоящее удостоверение выдано гр-ну(ке)______________________
(фамилия, имя, отчество)
___________________________________________________________________

___________________________________________________________________
(адрес)

в том, что он(она) в соответствии с договором о передаче ребенка

(детей) на воспитание в приемную семью ____________________________

от "____" ______________19__г. N _______ является приемным

родителем несовершеннолетних детей

___________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, год рождения каждого ребенка)
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________

орган опеки и попечительства

Подпись __________
(фамилия, должность)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"




Самое обсуждаемое
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?
Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает


top