Во сколько месяцев ребенок начал ходить – важный вопрос! Во сколько ребенок должен пойти: ждем и готовимся

Во сколько месяцев ребенок начал ходить – важный вопрос! Во сколько ребенок должен пойти: ждем и готовимся

Когда ребенок начинает ходить

Новоиспеченные родители часто сравнивают развитие своего ребенка с другими детьми. Особенно трудно приходится в первый год жизни вашего ребенка, так как вас постоянно будут атаковать вопросами друзья, знакомые, родственники, соседи и малознакомые люди о возрасте вашего малыша и о том, что он делает.
Не удивляйтесь, если вам будут рассказывать, что их ребенок в 4 месяца сел и в 6 пошел. Скорее всего, если в 4 месяца ребенок сел – это значит, что родители сами его посадили в подушки и не нарадуются, что их ребенок сидит (что физиологически очень вредно для позвоночника ребенка!).
Если их ребенок в 6 месяцев пошел, то, скорее всего это значит, что ребенок сделал пару шажков ходунках. Уточняйте нюансы, прежде чем делать вывод о слаборазвитости вашего ребенка.
По поводу первых шагов написано много. Но все равно многих родители ждут данного события с нетерпением. Первые шаги ребенка – это действительно значительная веха в развитии вашего ребенка. Родители ждут этого события наряду с первым словом, первым зубом. Однако, возраст, в котором ваш ребенок сделает первый шаг, варьируется от ребенка к ребенку.
Итак, во сколько начинают ходить дети?
Уже готова первая обувь малыша, а ваш ребенок не хочет ходить? Возраст, в котором дети начинают ходить – в среднем около 12 месяцев. Однако, является нормой, когда дети начинают ходить с 9 месяцев до конца 15 месяцев. Поэтому если ребенок не ходит в год - не нужно паниковать. Наберитесь терпения и понаблюдайте, как ребенок учится ходить – ведь это бывает только раз в жизни.
Если ребенок перестал ходить
Бывают такие ситуации, когда ребенок начинает делать первые шаги и вдруг перестает ходить. Если ребенок перестал ходить, то проанализируйте причины того, почему ребенок не ходит. Чаще всего ребенок не хочет ходить после стрессовой ситуации. Это может быть болезнь, испуг, негативная и стрессовая обстановка дома. Дети очень восприимчивые к стрессу. Любой стресс может затормозить развитие ребенка. Тут поможет только время и заботливое отношение к малышу.
Как научить ребенка ходить?
Вообще природа создала человека самообучающимся существом. Ребенок, живя в обществе всему учится самостоятельно – за это отвечает наш мозг. Если ребенок растет с собаками или волками (как всем известные маугли) процесс социализации может затянуться на годы. Но если ребенок растет вместе в людьми, вопрос «как учить ребенка ходить» не актуален. Вы не можете научить ребенка ходить: ребенок в возрасте 12 месяцев просто не поймет, что вы от него хотите. А вот испугать своими попытками научить ребенка ходить вы сможете. Поэтому если вашему ребенку меньше 16 месяцев, то не учите ребенка ходить, а просто терпеливо ждите.
Единственно, что вы можете сделать – это играть с вашим ребенком в подвижные игры, стимулируя его к действиям. И тогда вопрос как помочь ребенку ходить, не будет перед вами стоять.
Почему ребенок не ходит?

Если все-таки ребенок не ходит в 17 месяцев, нужно обратиться к врачу и искать причины, мешающие ребенку ходить. Чаще всего причины либо в слабом мышечном тонусе, либо проблемы в спинном мозге, что требует обязательной консультации специалистов.

Когда малыш начинает передвигаться на ногах самостоятельно для него наступает новый этап развития. Во сколько месяцев это произойдёт, зависит от нескольких основных факторов.

Всех родителей волнует, когда ребёнок начинает ходить, и что нужно делать для ускорения процесса. Каждый малыш в первый год жизни очень стремительно растёт и развивается. С каждым днём он овладевает всё большим количеством умений и навыков, которые в будущем необходимы совершенно любому человеку.

Например, к месяцу младенец уже кратковременно удерживает голову, захватывает вложенную в ладонь игрушку, пытается следить за предметами. А к трём месяцам уже удерживает голову устойчиво, трясёт погремушкой и вовсю гулит агу, аги, гу, га. Через полгода после рождения ребёночек начинает показывать свой характер, капризничать, пытается самостоятельно присесть, ползти. После этого нового движения родители начинают ожидать первых шагов, которые приходят со временем.

Особенно молодых родителей волнует обстановка, когда все знакомые говорят о том, что их малыш начал ходить намного раньше, нежели их маленькое чадо. И только тогда длительное время до первых шагов родители переживают за здоровье и уровень развития своего сына или же дочки.

В каком возрасте малыш должен начать ходить

Мало родителей на самом деле знают, во сколько месяцев дети начинают ходить, поэтому им очень сложно узнать, нормально ли развивается в этом плане их малыш или у него имеются задержки. Специалисты утверждают, что младенцы обычно начинают ходить в возрасте от 10 месяцев до 1 года. Это зависит от индивидуальных особенностей развития каждого маленького человечка.

Прежде всего этот срок зависит от темперамента малыша. Спокойные и послушные детки не особенно спешат делать первые шаги, поэтому не стоит удивляться, если к году малыш ещё не встал на ноги. В таком возрасте им достаточно передвижения на четвереньках. Более активные дети, которые спешат познать весь мир, как правило, радуют своих родителей ранними шагами, начав подниматься на ноги в возрасте 8–9 месяцев. Довольно часто случается так, что малыши начинают ходить очень рано, а спустя несколько недель снова прекращают свои первые попытки.

От того, рано или поздно ребёнок начинает делать первые шаги, зависит и развитие детской мускульной системы. Малыш, которому регулярно осуществлялся необходимый комплекс массажа, как правило, начинает ходить куда раньше. Ну и, само собой, период первых попыток встать на ноги, зависит от комплекции младенца.

Обычно более стройные ребята начинают передвигаться намного раньше своих пухлых сверстников. Поэтому если мама заметила, что ребёнок не может встать на ноги после первого года своей жизни, то нужно обратить внимание вначале на его вес. Вполне вероятно, что именно в питании спрятана основная проблема малыша.

Также не следует давить на своего мальчика, если соседская девочка, его сверстница, уже начала топать. Все не раз слышали о том, что девочки немного опережают по развитию мальчиков. На самом деле, так оно и есть. Даже в этом случае проявляется чёткое отличие. Девочки обычно начинают ходить в 9–10 месяцев, мальчики же делают все то же самое ближе к году. Само собой, это средние показатели и периодически встречаются полностью противоположные случаи.

Все же опытные педиатры утверждают, что овладение хождением в возрастном промежутке начинается с 8 месяцев и длится до 16 месяцев. Если в этом промежутке попыток ходить у ребёнка так и не было, лучше обратиться вовремя к специалисту, который назначит комплекс упражнений для укрепления мышц всего тела. Вероятнее всего, у ребёночка просто неокрепшее тело, которое нужно периодически развивать.

Как помочь ребёнку встать на ноги

Если родители считают, что их ребёнок уже давно должен был освоить первые шаги, необходимо ему обязательно в этом помочь. Однако перебарщивать в этом деле тоже нельзя и прежде чем приступать к такому важному моменту, лучше проконсультироваться у соответствующего специалиста. Вполне возможно, что малыш ещё не готов к этому важному моменту, и его мышцы ещё не в том состоянии.

Как уже говорилось, ударяться в крайность нельзя, так как это может вызвать обратный эффект. Если малыш сам стремится встать на ноги, но может сделать это только с помощью взрослого, необходимо помогать ему, поддерживать его под ручки. Так малыш будет чувствовать безопасность и опору. Но как только кроха покажет своё недовольство и нежелание продолжать упражнения, лучше не давить на него. Для младенцев это ещё очень сложно, но постепенно его мышцы и кости окрепнут, и тогда он сам начнёт проявлять инициативу.

По территории всего дома следует установить специальные опоры в виде мебели: стульев, пуфов и прочих элементов, за которые малыш мог бы держаться во время хождения. В специализированных магазинах или в интернете можно приобрести стойки и другие детали, которые помогли бы ребёнку в процессе учёбы передвижения по комнате.

Между этими опорами необходимо постепенно увеличивать расстояние как минимум раз в неделю. Благодаря этому ребёнок начнёт активно преодолевать все свои страхи и будет стремиться к большему расстоянию ходьбы без опоры. Также педиатры советуют стимулировать малышей и класть на расстоянии любимые игрушки.

В последнее время использование ходунков для овладения навыками ходьбы многими специалистами считается нежелательным. Причиной служит то, что длительное пребывание ребёночка в ходунках имеет ряд недостатков:

  • ведёт к деформации позвоночника и искривлению стопы;
  • тормозит важное умение - правильно падать, так как в ходунках нет необходимости держать равновесие;
  • притупляется чувство опасности столкновения с предметами;
  • ребёночек лишён основного орудия познания - рук и рта.

После первых попыток самостоятельного хождения лучше полностью отказаться от ходунков. Кроме того, врачи рекомендуют убрать их из поля зрения малыша, так как он будет постоянно капризничать и требовать данную помощь. В таких случаях ходунки способствуют исключительно задержке развития.

Малыш научился ходить с вашей помощью. Используйте ходьбу для проведения речевых игр. Например, держите ребёночка под мышками или за локотки и сопровождайте его хождение различными ритмизированными стишками:

Я шагаю, я шагаю

И шаги свои считаю:

Раз, два, три, четыре

Я шагаю по квартире.

Ножками топ-топ,

Топ-топ-топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

Приседаю: оп-оп,

Оп-оп-оп-оп.

Прыгаю: прыг-скок,

Прыг-скок-прыг-скок.

После того как ребёнок сделает первый самостоятельный шаг, можно покупать специальную ортопедическую обувь, которая предотвратит появление плоскостопия и прочих проблем с хождением. Очень важно, чтобы на ботиночках был небольшой каблучок, жёсткий задник, подошва с антискользящим покрытием. Это способствует формированию нормальной здоровой стопы и осанки у малыша.

Если такие действия тоже не представили никаких результатов, то нужно обратиться за помощью. Вполне вероятно, что ребёнок немного отстаёт в физическом развитии, а исправить это можно только при помощи специалистов: педиатра, невролога, ортопеда, массажиста, врача по ЛФК и других.

Если по истечении первых 16 месяцев жизни ваш малыш так и не попытался встать на ноги, следует обязательно обратиться за помощью. Если никаких патологий не обнаружено, родители должны всячески способствовать тому, чтобы ребёнок захотел сделать первый шаг:

  • по всей комнате устанавливаются небольшие опоры и яркие предметы;
  • при необходимости следует стимулировать малыша. Например, периодически пользоваться услугами детского массажиста, который владеет не только приёмами массажа, но и выполняет с ребёночком посильные упражнения;
  • начиная с 9 месяцев, на прогулке можно катить коляску малыша вместе с ним, использовать разнообразные каталки.

Но главное, удовлетворить потребность ребёнка в таком важном этапе развития, как ползанье. Ведь без него мышечный аппарат точно не будет готов к ходьбе.

Теперь вы знаете, во сколько месяцев ребёнок должен начинать самостоятельно передвигаться на ногах. Выполняя вышеуказанные рекомендации нужно помнить о том, что давить на малыша и мучать его точно не надо. Ведь основная задача мамы и папы - это вырастить здорового сына или дочь, помочь малышу в освоении такого важного умения, как ходьба.

Родители успели порадоваться первой улыбке ребенка, первым звукам, умению самостоятельно сидеть. У малыш появился первый зубик и вот он уже готовится сделать свой первый шаг, который ознаменует собой не просто возникновение новых приятных хлопот для мамы, но и значительный шаг на пути к взрослению. Большинство родителей не могут дождаться, когда кроха начнет ходить, консультируются по данному вопросу с врачами. Но не существует утвержденного стандарта по данному вопросу – все индивидуально.

Когда дети делают первые шаги

Возраст, в котором ребенок должен начать самостоятельно ходить, в среднем около года. В большинстве случаев можно наблюдать, как девятимесячные малыши пытаются подняться, чтобы сделать первый неуверенный шаг. Нередко, когда дети начинают ходить в полтора года. Это также входит в понятие традиционного, с точки зрения врачей, возраста. Кроха пробует встать, удерживаясь за прутья кроватки или руку родителя. Только после этой попытки начинается освоение окружающего мира. Самое главное, что должны сделать родители – осмотреть комнату на наличие опасных предметов и максимально обезопасить пространство.

Когда дети начинают самостоятельно ходить зависит от множества факторов:

  • Генетика. Если отец или мать начали ходить довольно поздно, то вряд ли чадо опередит их в этом отношении;
  • Конституционные показатели и особенности пола. Худенькие малыши могут попытаться пойти раньше упитанных ровесников, а девочки – раньше мальчиков.
  • Темперамент. Флегматик и меланхолик не торопятся с началом ходьбы. Они комфортно познают мир в положении сидя или продолжая ползать. Холерик и сангвиник стараются как можно скорее изучить окружающее пространство и развиваются в этом отношении быстрее.

Хождение маленького ребенка заметно отличается от того, как ходят взрослые люди. Особенности ходьбы малышей:

  • Постановка шагов ребенка в параллели друг от друга;
  • Неумение малыша перекатывать стопу с пятки на носок, как бы скользя в одной плоскости;
  • Отсутствие умения крохи удерживать центр тяжести, что может послужить причиной частых падений.

С учетом данных особенностей будет несложно понимать, в чем специфика ходьбы малыша, и почему стоит проявлять особую бдительность. Опасность способна подстерегать, если происходит падение ребенка вперед или назад. Он не сумеет смягчить падение рукой, что в результате приведет к травме лица или затылочной части головы. В то же время не стоит позволять себе волноваться. Костная система в этот возрастной период обладает эластичностью, что позволит спокойно осуществлять первые шаги с минимальной вероятностью появления перелома.

Не менее важно правильно реагировать на ситуации с падением. Достаточно спокойной интонацией поддержать чадо, дождаться, когда он сам не спеша поднимается и продолжит ходить, осваивая окружающий мир. В ином случае, можно отбить у малыша инициативу и желание активности.

Родители обязаны быть всегда настороже. Не стоит думать, что если в комнате, по мнению взрослых, были убраны все небезопасные предметы, то малыш не сможет получить травму.

Лучше раньше начать ходить или позже?

  • Если ребенок пошел в раннем возрасте – это повод проявить бдительность. В этом возрасте не полностью окрепли мышцы ног и позвоночника. Крупные дети могут столкнуться с проблемами при формировании костной системы и мышц ног. Это послужит фактором, приведшим к неправильной постановке стопы.
  • Позднее начало первых шагов возникает в силу ряда факторов. Нет готовности мышц ног и позвоночника к данному процессу или ослаблена иммунная система.

  • Предоставление максимально свободного пространства для передвижения малыша. Ребенок, ограниченный рамками манежа, может поздно начать ходить. Можно расставить по комнате различные предметы мебели, чтобы опираться во время ходьбы. Расположение любимых игрушек должно быть на таком расстоянии, чтобы можно было дотянуться, или чтобы малыш смог дошагать уже своими силами. С каждым разом расстояние можно увеличивать, чтобы у ребенка была мотивация проходить всё большее количество шагов.
  • Процедура массажа. С его помощью можно укрепить и расслабить мышцы, которые функционируют во время ходьбы. Родители могут поглаживать, растирать, постукивать стопы и голени ребенка, что поспособствует прекрасному эффекту в дальнейшем.
  • Каждый день можно устраивать для малыша гимнастику со специальными упражнениями. Ребенку можно сгибать и разгибать ножки, приседать, потягивать, обеспечивать прыжки на коленях у взрослого и усаживать на фитбол.
  • Особые игрушки с колесиками могут помочь крохе ощутить уверенность. Малыш сможет толкать перед собой приспособления, что обеспечит полноценное передвижение практически своими силами.
  • Не нужно торопить малыша. Все приведенные примеры – лишь условность. Многие дети в возрасте 1 год и 3 месяца еще не проявляют интереса к ходьбе и это не повод для паники. Главная задача родителей – дождаться, когда малыш созреет, чтобы начать осваивать новый навык. Если поспешить, можно столкнуться с негармоничным формированием стоп, мышц и суставов.
  • Важно создание безопасной обстановки: никаких острых углов, розеток, шнуров, неустойчивых предметов. Не нужно оставлять малыша совсем одного в этот период.
  • Проведение физической подготовки. Необязательно придумывать специальные упражнения. Достаточно поэтапной тренировки всех мышц с самого рождения. Выкладывание на живот, стимулирование переворачиваться. Крохе важно научиться садиться, уметь ползать. Родитель не должен ограничивать двигательную активность ребенка. Можно применять игрушки, заставлять ползти. Не стоит забывать про традиционные прыжки на коленях родителей. Это прекрасно укрепит ножки малыша.
  • Массаж способствует отличному развитию и снятию напряжения в мышцах. Если родители не уверены в своих силах, можно обратиться к специалисту.
  • Мотивировать малыша к началу ходьбы. Можно воспользоваться любимой игрушкой, положив ее на расстоянии от ребенка, чтобы тот смог добраться, лишь приподнявшись на ноги. Как только ребенок начнет делать первые шаги, игрушка может переместиться чуть дальше. Частые прогулки окажут благотворное воздействие: можно посмотреть на других детей, активно вышагивающих по дорожкам.
  • Поощрение. Улыбка любящего родителя, похвала, поддержка – самый лучший приз, какой только может получить ребенок. Не нужно сдерживаться в проявлении эмоций. Ребенок сможет ощутить собственную значимость и поймет, что на правильном пути, а потому не стоит бояться исследоваться мир.

О чем не нужно забывать:

  • Первые шаги рекомендуется начинать босиком, что обеспечит правильное развитие стопы, а заодно жизненно необходимое закаливание. воспользоваться носочками с прорезиненной подошвой.
  • Для прогулок по улице нужна качественная и удобная обувь с плотной задней стороной, которая не будет натирать ноги малыша.
  • Не нужно приобретать ходунки. Детям будет сложно впоследствии ходить самим, без опоры.
  • Не стоит удерживать ребенка при обучении ходьбе за подмышки. Грамотнее за руку, предплечье или капюшон.
  • Родителям следует проявлять терпение, не считая за эталон в этом вопросе детей знакомых и родственников. Главное быть настоящим помощником для малыша, что обеспечит ему нормальное развитие.

Выбор обуви для ребенка начинающего ходить

Нужно обратить внимание на следущее:

  • Материал для обуви – замша или натуральная кожа, чтобы ножка ребенка свободно дышала;
  • Подошва, отличающаяся тонким покрытием и гибкостью. Иначе есть риск падений.
  • Твердый задник во избежание расстегивания и сползания с ножки;
  • Наличие маленького каблука, с устойчивым покрытием, чтобы не было падений назад;
  • Мягкий материал для верхней и боковой части обуви.

Хождение на цыпочках или носочках

Нередко обычная ходьба у ребенка заменяется передвижением на носочках. Вполне вероятно, что так малыш хочет получить внимание родителей или осваивает новый вид ходьбы.

Если подобное передвижение наблюдается постоянно и кроха не пытается опустить ногу на всю стопу, нужно записаться на прием к врачу. Он сможет назначить разработанный массаж, гимнастические и физиопроцедуры.

Не нужно волноваться, если кроха не радует первыми шагами, едва ему исполнилось полтора года. Если ребенок отличается хорошим здоровьем, активностью, задорно ползает, но не проявляет интереса к ходьбе, не нужно бить тревогу. Возможно, что в силу темперамента или индивидуальных особенностей, он начнет ходить немного позже.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Такие вопросы часто задают молодые родители. Этот период приходится в среднем на 12 месяц жизни малыша. Однако, это абсолютно не означает, что все дети совершают первые шаги именно в 12 месяцев. Медицинской нормой считается период от 9 месяцев и примерно до 18 месяцев. Сначала малыш начинает активно ползать. Затем делает попытки вставать. Затем совершает пробные шажки, держась за опору - мебель или руки родителей. И только потом пробует себя в самостоятельном хождении. С каждым днем все более уверенном.


Наступление периода, когда ребенок начинает ходить , зависит от множества составляющих:

    Генетика отказывает значительное влияние на наступление момента, когда ребенок начинает ходить. Если мама или папа пошли очень поздно, то, с большой вероятностью, малыш также совершит свои первые шаги поздно;

    Вес, рост и пол малыша также могут повлиять на период, когда малыш сделает первые шаги. Пухлые детишки пойдут несколько позднее стройных ровесников, а девочки сделают первые шаги раньше, чем мальчики;

    Характер малыша влияет на время, когда ребенок сделает первые шаги. Спокойные, уравновешенные наблюдатели не спешат ходить. Им нравится познавать мир не спокойно и они прекрасно чувствуют себя сидя или ползая. Активные непоседы, наоборот, стараются быстрее узнать окружающий мир и учатся ходить очень рано.

Когда ребёнок начнет ходить самостоятельно, вы заметите, что процесс его ходьбы пока еще значительно отличается от ходьбы взрослого по некоторым особенностям:

    Стопы малыш ставит параллельно друг другу;

    Дети ставят ножки на всю стопу сразу, не умеют перекатываться с пятки на носок;

    Дети еще не умеют держать центр тяжести, и поэтому часто падают.

Учитывая эти моменты, родители должны не оставлять малыша без должного внимания надолго и максимально обезопасить территорию, где ребенок проводит большую часть времени - убрать все, что может быть опасным при случайном падении. Первое время желательно страховать ребенка, так как падения плашмя на живот или на спину могут быть очень опасны- малыш не умеет группироваться и при падении может получить травму. Но все же, не стоит сильно бояться падений. Природа устроила организм маленьких детей таким образом, чтобы минимизировать вред от падений. Кости детей в этом возрасте очень эластичны и риск переломов минимальный, а родничок помогает избежать серьезных сотрясений при падении или ударе.

Очень важна реакция родителей при частых падениях малыша. Не нужно каждый раз бежать к ребенку с ужасом на лице и поднимать его. Стоит ласково и спокойно подбодрить начинающего ходить ребенка и подождать, пока он сам поднимется и продолжит шаги.

Как только ребенок станет подвижнее, все опасные предметы нужно удалить из комнат, где малыш чаще всего находится, острые углы обезопасить, родители должны быть постоянно на чеку, не выпускать ребенка из зоны видимости.

Если ребенок рано начал ходить? Лучше раньше или позже?



В случае, если малыш рано начинает ходить, не стоит сильно радоваться. Мышцы позвоночника и ног могут быть еще не совсем готовы и нагрузка может быть слишком большой для неокрепших мышц. У крупных, упитанных малышей могут возникнуть проблемы с формированием костно-мышечной системы ног. Чаще всего это проблемы с опорно-двигательным аппаратом наступают, если малыш не сам начал ходить, а его родители активно ускоряли это событие. Ножки ребенка искривляются под тяжестью его веса и это также сказывается на постановке стоп. Поэтому не стоит ускорять события, организм каждого ребенка настраивается на процесс хождения самостоятельно.

Ребенок может начать поздно ходить по нескольким причинам. Возможно, у него еще не готовы мышцы ног и позвоночника к прямохождению. Или наблюдается ослабление иммунитета перенесенным заболеванием или родовой травмой.

Помощью ребенку в укреплении ответственных за хождение мышц станут упражнения и массаж.

Можно ли помочь малышу сделать первый шаг быстрее, если появление этого навыка запаздывает?


Самое главное - не форсировать события и методично выполнять рекомендации, которые помогут ребенку встать на ножки и ходить. Есть несколько действенных приемов, способных помочь освоить новый для него навык.

    Предоставьте ребенку необходимое свободное от лишней мебели пространство для передвижения. Если есть возможность сделать одну комнату полностью безопасной и открытой для передвижения, то делайте, пользуйтесь манежем только в случае острой необходимости. Расставьте по комнате разные устойчивые предметы мебели, чтобы можно было опереться на них при необходимости. Разместите в разных частях комнаты любимые игрушки таким образом, чтобы нужно было отрываться от опоры, чтобы взять их.

    Делайте массаж. Массаж необходим для укрепления и расслабления мышц, принимающих участие в хождении. Поглаживание, растирание и постукивание по мышцам голени, стоп, бедер хорошо воздействуют и принесут желаемый результат, но при массаже избегайте зону коленей по передней и задней поверхностям.

    Регулярные гимнастика и стимулирующие упражнения. В комплекс упражнений входят сгибание и разгибание ног, приседания и потягивания с помощью одного из родителей, подпрыгивания на коленях у мамы или папы, занятия на футболе.

    Игрушки-каталки могут помочь малышу почувствовать себя уверенней. Ребенок двигает перед собой игрушку и следует за ней практически самостоятельно. Стоит избегать использование ходунков и прыгунков, так как они задействуют только одни группы мышц, когда как при хождении используется большее их количество.




Самое обсуждаемое
Шапка для девочки спицами: схемы и описание Шапка для девочки спицами: схемы и описание
Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне? Как удалить нежелательные волосы в интимной зоне?
Психология как влиять на мужчину Психология как влиять на мужчину


top