Внутреннее торможение. Виды условного торможения. Особенности условного торможения у детей

Внутреннее торможение. Виды условного торможения. Особенности условного торможения у детей

Пройдет много лет, прежде чем ребенок станет взрослым человеком, овладеет могучим оружием творческого мышления, научится создавать материальные ценности, передавать свой опыт другим людям. Сейчас ребенок в возрасте до года способен совершать только самые простые, самые примитивные действия. Это реакции, унаследованные от родителей, неосознанные и выполняемые как бы автоматически.

Если мы, например, направим струю воздуха на глаза ребенка, веко начнет мигать, и это будет продолжаться до тех пор, пока не прекратится раздражение. Так проявляется оборонительная реакция, которая защищает глазной аппарат от неприятных, а тем более вредных воздействий.

Если же теперь дотронуться каким угодно предметом, хотя бы пальцем, до губ ребенка, то они тотчас же начнут совершать сосательные движения. Здесь проявляется пищевая реакция младенца. Обе эти реакции, наряду с другими, врожденные и происходят при наличии раздражителя автоматически и непроизвольно. Такого рода реакции были названы великим русским физиологом Иваном Петровичем Павловым безусловными рефлексами. Но что означает это понятие?

Особенности нервной системы ребенка до года (в т. ч. новорожденного)

Безусловные рефлексы новорожденных детей

Безусловные рефлексы врожденны и неизменны. Слово «рефлекс» означает ответную реакцию, возникающую при действии соответствующего раздражителя. А определение «безусловный» указывает на то, что этот рефлекс не приобретен в процессе жизни, а является наследственным и имеется в готовом виде уже у новорожденного. Он проявляется каждый раз, когда возникает какое-нибудь внешнее раздражение, например струя воздуха в случае мигательного рефлекса.

Конечно, безусловными рефлексами обладают не только новорожденные. Многие из них сохраняются у человека в течение всей его жизни. Имеются они, конечно, и у животных.

Некоторые безусловные рефлексы детей прямо свидетельствуют о том, что человек является продуктом длительного развития живой материи. Так называемый робинсоновский рефлекс явно говорит о том, что ближайший предок человека - обезьяна: если положить новорожденному на ладонь какой-либо стержень, то ребенок ухватится за него с такой силой, что его можно поднять на воздух; младенец может висеть в таком положении минуту и более. Совершенно ясно, что этот рефлекс унаследован еще с той поры, когда предки человека обитали на деревьях, а детеныши их должны были уметь крепко держаться за ветви.

Итак, безусловный рефлекс есть врожденная и закономерная реакция организма на внешнее воздействие. Запас таких рефлексов абсолютно необходим животному и человеку. Если бы у животных и людей с самого рождения, с первых минут и часов жизни, не было некоторых безусловных рефлексов, они не смогли бы выжить.

Условные рефлексы - основа обучения детей

Формирование условных рефлексов у детей. Оказывается, для того чтобы выжить и успешно развиваться, одних безусловных рефлексов недостаточно. Ведь обучение, то есть усвоение новых «правил поведения», было бы невозможно, если бы у новорожденного была только система безусловных рефлексов,- эти рефлексы неизменны и перестройке не поддаются. Здесь-то на помощь организму и приходит механизм так называемых условных рефлексов, которые, в отличие от безусловных, не передаются по наследству, а вырабатываются в процессе жизни данного организма в зависимости от тех обстоятельств, в которые он попадает.

Что же такое условный рефлекс? Чем он отличается от безусловного, какую играет роль в жизни животных и человека? Каковы условия его формирования? Посмотрим на примере поведения ребенка в первые дни и месяцы его жизни.

Среди безусловных рефлексов, имеющихся у новорожденного, важное место занимает сосательный рефлекс: при кормлении грудью и при поднесении предмета ко рту губы начинают совершать сосательные движения. При этом все остальные его движения прекращаются, ребенок при кормлении как бы «замирает». К концу 1-го месяца мы начинаем, однако, замечать, что ребенок «замирает», открывает рот и начинает совершать сосательные движения не только при кормлении, но уже несколько раньше, когда еще только происходит подготовка к акту кормления.

У ребенка образовался условный рефлекс на положение его тела; выработался он потому, что каждый раз перед кормлением его клали определенным образом. В конце концов это положение тела под грудью стало как бы сигналом последующего кормления, и пищевой рефлекс возникает теперь у ребенка не только при безусловном раздражении его губ, но и при том условном, которое ему предшествует.

В данном случае условным раздражителем служит комплекс кожных, мышечных и других ощущений, возникающих у новорожденного, если положить его так, как нужно для кормления. Но, конечно, условным сигналом может стать и любой другой раздражитель, например слуховой или зрительный. Так оно и происходит в дальнейшем: через 2-3 месяца ребенок начинает открывать рот и делать сосательные движения уже при одном только виде груди, то есть к этому моменту выработался условный рефлекс на зрительный раздражитель. При этом прежний условный рефлекс на положение тела постепенно угасает.

Таким образом, основной смысл условного рефлекса в том, что он позволяет организму заранее подготовиться к необходимым реакциям, не дожидаясь непосредственного действия безусловного раздражителя: ребенок «замирает» и открывает рот при одном только виде груди матери. Слюнные железы человека выделяют слюну уже при виде продукта, а не только тогда, когда пища находится во рту, и т. д. Благодаря этому открываются широкие возможности для приспособления живого существа к постоянно изменяющимся условиям его существования.

Условные рефлексы обладают некоторыми интересными особенностями. Вот одна из них.

Маленького ребенка поцарапала кошка; теперь он старается держаться подальше от нее: у него образовался условный рефлекс на вид «опасного животного». Но любопытно то, что с этих пор малыш обходит стороной не только кошку, но и щетку, и новую игрушку - плюшевого медвежонка, и даже меховую шубу. В чем тут дело? Ведь все эти предметы сами по себе совершенно безобидны и вреда причинить не могут. Теория условных рефлексов дает ответ на этот вопрос.

Ребенка поцарапала кошка. Естественно, ее внешний вид стал для него условным сигналом возможной опасности и вызывает теперь защитную реакцию: ребенок избегает прикосновения к кошке. Но этим дело не ограничилось. Все, даже отдаленно похожие предметы, стали вызывать ту же оборонительную реакцию.

Это произошло потому, что процесс возбуждения, вызванный вполне определенным условным раздражителем - видом «опасного животного», как говорят физиологи, иррадиировал, то есть распространился по коре больших полушарий мозга. Таким образом, кора больших полушарий, куда приходит возбуждение от всех раздражителей, вначале как бы смешивает их, принимает все за один и тот же. Все скоро встает на свои места, и условный рефлекс будет проявляться только под воздействием подкрепленных условных раздражителей, а все другие, даже очень похожие, реакции уже не вызовут.

Каким же образом происходит это различение, или, как говорят ученые, дифференцирование раздражителей, важных для организма, от таких раздражителей, которые для организма безразличны, по крайней мере в данный момент? Оно достигается благодаря процессу торможения.

Особенности торможения условных рефлексов у детей

Торможение - антипод возбуждения. До сих пор речь шла лишь о процессе возбуждения, посредством которого клетки головного мозга управляют рефлексами, реакциями, действиями. Процесс торможения выполняет задачу «задерживания», затормаживания тех реакций, совершать которые в данных условиях нецелесообразно или невыгодно.

Важность этой основной функции тормозного процесса очевидна. Рассмотрим случай так называемого внешнего торможения, или, иначе, безусловного, так как оно, подобно безусловным рефлексам, присуще нервной системе животного и человека от рождения. Этот вид торможения состоит в прекращении текущей деятельности при наличии каких-нибудь новых, необычных или сильных раздражителей.

Плачущий ребенок тотчас забывает о слезах, если ему показать новую игрушку,- здесь действует тормозной процесс, который возникает вокруг нового очага возбуждения и затормаживает все другие. Тот же процесс происходит в центральной нервной системе и тогда, когда мы отвлекаемся от какого-нибудь занятия- при сильных звуках или иных раздражителях. Это часто мешает нам работать. Но с биологической точки зрения подобное отвлечение выгодно организму. Ведь в таких случаях головной мозг переключается на новое раздражение для того, чтобы исследовать его, оценить, подготовиться к возможному изменению обстановки. А для этого нужно отвлечься от прежней деятельности.

Столь же целесообразен и полезен для организма основной вид торможения - внутреннее или условное. Условным оно называется потому, что оно, как и условные рефлексы, не врожденное, а вырабатывается при определенных условиях в процессе жизни. Этот вид торможения выполняет различные функции. Одна из них заключается в том, чтобы помочь организму дифференцировать, отделить значимые, подкрепляемые сигналы от незначимых.

Нужно подкреплять тот раздражитель, на который мы хотим выработать рефлекс, и не подкреплять все остальные. Если мы, действуя очень осторожно, дадим ребенку возможность убедиться в том, что шапка и шуба не царапаются, то он перестанет их бояться, и это произойдет в силу развившегося дифференцировочного торможения.

Обучение, как и всякий другой сложный навык, требует участия торможения. Тем более велика роль этого процесса на последующих этапах жизни подрастающего и взрослого организма. Можно, пожалуй, сказать, что развитие нервной системы есть прежде всего развитие процесса торможения.

Сон - это то же торможение, или Почему утро вечера мудренее?

Нет необходимости говорить о том, какое важное значение имеют все проявления тормозного процесса для нормальной работы нашей нервной системы. Возьмем, к примеру, сон. По Павлову, сон - это торможение, которое сначала возникает в небольшой группе нервных клеток и, постепенно распространяясь на другие все более отдаленные клетки, в конце концов захватывает их все.

Наш обычный каждодневный сон - результат такого торможения. В течение дня работает множество клеток нашего головного мозга. В тех из них, которые подверглись наибольшему утомлению, в определенный момент возникает торможение, охраняющее нервную клетку от переутомления и истощения. Этот процесс торможения с одних клеток переходит на другие, и человек засыпает.

Во время сна нервные клетки мозга восстанавливают свои ресурсы, и на утро человек просыпается отдохнувшим, готовым к работе. Таким образом, торможение выполняет важнейшую охранительную и восстановительную роль. Начиная с первых моментов жизни, оно участвует в работе нервной системы, действуя в неразрывной связи со своей противоположностью - процессом возбуждения.

Ходьба, которой ребенок учится к концу 1-го года жизни,- хороший пример взаимодействия возбуждения и торможения. Она представляет собой цепь условных рефлексов, сливающихся в едином акте строго согласованной деятельности различных мышц тела, В то время как происходит смена напряжения и расслабления мышц ног и туловища, в центральной нервной системе, управляющей этой мускульной деятельностью, чередуются и переплетаются, как в мозаичном узоре, процессы возбуждения и торможения; их взаимодействие и дает в итоге акт высокого двигательного согласования - ходьбу. Взрослому человеку ходьба кажется совершенно автоматическим актом (раньше ее считали даже цепью безусловных рефлексов). Однако на самом деле ходьбе напо

Знание особенностей нервной деятельности детей помогает воспитанию

Во всех приведенных примерах речь идет только о самых маленьких детях. Но эти закономерности высшей нервной деятельности продолжают работать, когда дети вырастают и становятся взрослыми.

Анализируя так называемую психическую жизнь человека любого возраста, то есть его мышление, чувства, навыки и т. д., мы всегда можем обнаружить физиологическую основу ее в виде процессов высшей нервной деятельности. Иногда эта физиологическая основа изучена больше, иногда - меньше, но никогда не бывает, чтобы психические процессы протекали без участия механизмов высшей нервной деятельности.

Зная закономерности нервной системы, можно легче понять и объяснить многие особенности поведения людей - как взрослых, так и детей. Всем известно, например, что у ребят после длительного сосредоточения на уроке или на домашних занятиях бывает прямо-таки «взрыв» двигательной активности: дети как будто беспричинно бегают, скачут, борются и т. д. Но порицать их за это нельзя; ведь мускульное возбуждение здесь вполне естественно после того торможения двигательной сферы, которому дети подвергались во время урока.

Другой пример. Дети часто бывают невнимательны при выполнении уроков - отвлекаются, переключаются на другие занятия. В некоторых случаях неустойчивость внимания школьника определяется особенностями его нервной системы. Специальные исследования, проведенные психологами, показали, что люди с так называемой слабой (то есть маловыносливой, легко утомляющейся) нервной системой часто не могут по-настоящему сосредоточиться на работе при посторонних шумах, разговорах и т. д. Это происходит потому, что нервная система их более чувствительна и уязвима для всяких воздействий. Люди такого типа нуждаются в более благоприятных условиях для работы, чем люди с сильной, выносливой нервной системой. Это особенно относится к детям. Школьникам со слабой нервной системой следует создавать для работы дома хорошие условия; тишина, частый отдых, правильный режим могут значительно повысить их работоспособность.

Особенности нервной системы ребенка до года (в т. ч. новорожденного): речевые сигналы

Высшая нервная деятельность и самых маленьких детей, и школьников, и взрослых подчинена одним и тем же законам. Но есть у старших детей и взрослых одна особенность, которая коренным образом отличает их психику от психики малыша. Это - речь.

Павлов понимал речь, язык как систему физиологических сигналов. В самом деле, ведь большинство слов означает какие-то реальные предметы - «дом» «книга», «пуговица». Эти слова как бы замещают, заменяют предметы, служат их обозначениями, сигналами. Когда ребенок еще мал, он видит разные предметы, слышит звуки, ощущает запахи, но не может обозначить воспринимаемое словами, так как речью еще не владеет.

Могучим орудием мышления ребенок начинает по-настоящему овладевать лишь на 3-4-м году жизни, когда он учится связной речи. С этого момента начинается бурное развитие детской психики. Усложняются выполняемые функции: развивается отвлеченное мышление, ребенок учится владеть чувствами и контролировать свое поведение.

Особенно важное значение имеет развитие «речевого» торможения, связанного с такими словами, как «нет», «нельзя» и др. Сначала дети слышат их от взрослых, которые указывают им на невозможность каких-то действий, на их запретность; постепенно, с годами ребенок обучается «самозапрещению», затормаживанию тех поступков, которые противоречат общественным нормам. Эффективность этого обучения сильнейшим образом зависит от воспитания, которое ребенок получает в семье и школе. Так называемые «избалованные» дети - это прежде всего дети, у которых не выработана как следует способность к «самозапрещению», «самоторможению», которые плохо улавливают разницу между тем, что можно, и тем, чего нельзя. Для них соответствующие словесные сигналы не приобрели той силы и значимости, которой они обладают для детей, сознающих, пусть пока еще по-детски, свою ответственность перед семьей, школьным коллективом и обществом в целом.

По В. Небылицыну (кандидат педагогических наук)

Метки: особенности нервной системы ребенка до года (в т. ч. новорожденного), безусловные рефлексы новорожденных детей, особенностей нервной деятельности детей, формирование условных рефлексов у детей, особенности торможения условных рефлексов у детей.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Мамочки очень часто спрашивают, что делать, чтобы способствовать развитию своего малыша. Мы каждый раз отвечаем - доверьтесь своим ощущениям?

Что способствует развитию ребенка?

Способствует все, что делает мамочка! Большое значение имеет информированность родителей о фазах развития ребенка.

Малыша, конечно же, развивает и общение с другими, причем круг общения по-тихоньку необходимо расширять.

Даже новые впечатления и ситуации играют роль в развитии малыша, но необходимо наблюдать, каким образом малыш воспринимает что-то новое: позитивно или слишком чувствительно. Для ребенка также немаловажно ощущение стабильности и безопасности в семье.

Любые упражнения, которые родители проделывают с малышом дома, стимулируют развитие - чтение, пение, разговоры, определенный режим дня. Даже прогулки и здоровое питание очень важны для того, чтобы ребенок полноценно развивался.

Что тормозит развитие ребенка?

Очень важно, чтобы первые 2-3 года жизни ребенка мама или папа проводили с малышом достаточное количество времени. К сожалению, длительное отсутствие родителей, например, на работе, негативно сказывается на ребенке.

Не удивляйтесь, но негативно на развитие ребенка может повлиять и излишняя опека со стороны родителей. Например, когда мамочка старается все сделать вместо ребенка или подавляет в нем инициативу действовать.

Психоэмоциональное состояние матери напрямую воздействует на самочувствие ребенка - если мамочка несчастна, взволнована или страдает от послеродовой депрессии, ребенок все это чувствует и воспринимает, как свои ощущения. Помимо этого, на развитие ребенка также влияют ссоры и разногласия в семье.

Негативное воздействие на развитие ребенка оставляет и то, что ребенка слишком рано отдают в детский сад. Но если малыш долго находится под присмотром родителей и не ходит в детский сад - это также является фактором, затормаживающим его развитие.

Строгие наказания и авторитарное поведение со стороны родителей, отсутствие внимания, изоляция от окружающей среды, нежелание говорить с ребенком и читать ему сказки, а лишь физиологический подход (одет и накормлен) - факторы, которые совершенно не способствуют интеллектуальному развитию малыша.

Что способствует развитию речи и других навыков ребенка:

Речь и язык, а следовательно и мышление можно развивать простыми занятиями в домашних условиях:

Лопотание, бормотание и улыбка тренирует мускулатуру лица;

Чтение сказок и других книг помогает пополнять словарный запас и понимать новые термины;

Логопед может посоветовать специальный массаж для развития мускулатуры лица, однако в развитии речи помогут и обычные плевки, свист, прищелкивание;

Все, что ребенок делает своими пальчиками, влияет на деятельность мозга и развивает чутье, ведь центр речи находится в мозгу ребенка;

Особенно необходимо развивать правую ручку малыша. Это можно делать следующим образом - ватной палочкой проводить от каждого кончика пальца к открытой ладошке. Помимо этого рисование, занятие с пуговичками, бусами, каштанами развивает пальчики малыша, а, следовательно, и деятельность мозга;

Оздоравливают и развивают прогулки босиком по песку, шишкам, игры в мяч или с предметами разной формы и величины.

Это элементарные и легко выполнимые занятия для дома, которые дадут необходимые импульсы для развития малыша. Они также хороши, как и занятия в детских школах развития.

Родители хотят для своего малыша всего самого лучшего. Поэтому, стараются обеспечить его всем необходимым, отдавать ему свою любовь, внимание, заботу. Но, часто материнская и отцовская любовь ослепляет, и толкает родителей на ошибки, которые тормозят естественный процесс развития ребенка. Что может навредить развитию малыша? Давайте рассмотрим распространенные ошибки родителей, которые вредят ребенку.

1. Самостоятельное принятие решений.

Часто можно слышать от родителей фразы в таком стиле: «Я мама, я лучше знаю, что нужно моему ребенку!». И это действительно так, ведь кто, как не родители, знают потребности и особенности своего малыша. Но, ведь суть воспитания состоит не только в том, чтобы создать для него идеальные условия, в которых ему будет комфортно и безопасно. Нужно постепенно учить его самого принимать решения и понимать их последствия. Поэтому, с маленького возраста нужно доверять малышу принятие решений, пусть и не очень важных. Спросите ребенка, что он хочет надеть сегодня на прогулку? Какую сказку он хочет читать. Иногда, нужно позволять ребенку делать ошибки, чтобы он могу научиться принимать самостоятельные решения. В семьях, где родители не дают такой возможности, дети растут инфантильными, и зависимыми от них. Это однозначно тормозит их развитие и не дает становиться самостоятельными.

2. Предугадывание желаний.

Во-первых, это тормозит развитие речи и навыков выражения своих потребностей. Мамы малышей до одного года вынуждены угадывать потребности малыша. Но, уже ближе к первому дню рождения ребенок вполне способен, пусть не сказать, но хотя бы показать, что он хочет и что ему нужно. В таком возрасте, требуя от малыша, чтобы он говорил, что ему нужно, можно стимулировать развитие речи. Если же мамы и в дальнейшем пытаются определить самостоятельно, что же ребенок ожидает от них, ситуация с развитием может быть печально. По этому поводу есть старый анекдот, в котором рассказывается история немого сына, внезапно заговорившего в 6 лет. Мальчик попросил передать соль за обеденным столом, и все обрадовались, мол, наконец-то заговорил. На что мальчик ответил, просто раньше всегда было все нормально. Так и с детьми, мамы которых наперед предугадывают их потребности и желания, просто не имеют стимула для того, чтобы развивать навыки речи и общения.

3. Тысячи запретов.

Очень опасная ошибка, которая может сломать интерес ребенка к развитию и познанию окружающего мира. Когда на каждом шагу ребенок натыкается на строгое «нельзя», постепенно это уничтожает интерес и любопытство к окружающему миру, из-за чего тормозится развитие. Как решить эту проблему? Очень просто - нужно создать максимально безопасные условия для ребенка, где ему будет можно все, и установить не больше 2-3 запретов, обязательно аргументировав их. В таких условиях дети становятся самостоятельными быстрее, а также стимулируется их исследовательский интерес.

4. Жесткий контроль.

Чаще всего родители жестко контролируют не совсем аленьких детей - дошкольников и школьников. Если каждый раз, когда ребенок садится за выполнение домашнего задания, его ожидает строгая проверка, он не учится самостоятельности, нести ответственность за свои поступки и ошибки. Чрезмерная строгость и жесткий контроль подавляют инициативность, и при регулярном применении негативно влияют на эмоциональное развитие личности маленького человека.

5. Отсутствие дисциплины.

Взрослому человеку бывает сложно дисциплинировать себя, а что говорить о детях, у которых не настолько развиты волевые качества. Поэтому, отсутствие дисциплины не способствует развитию. Абсолютная свобода действий не способствует развитию у ребенка важных для него качеств - терпения, усидчивости. Более того, хаос утомляет ребенка. Но, важно понимать, что чрезмерный контроль, о котором говорилось выше, тоже не является полезным для ребенка. Поэтому, во всем нужен здравый баланс. Но, дисциплинарные правила должны присутствовать.

6. Организация досуга.

Порой родители сами не задумываются о том, что вредят ребенку и тормозят его развитие. При виде скучающего и ноющего ребенка мамы, особенно занятые, сразу же находят ему какое-то занятие, и если оно не подходит, предлагают что-то другое. Конечно же, это удобно, и так можно предложить ребенку что-то, что будет полезно для его развития. Но, если постоянно предлагать готовые идеи занятий своему ребенку, это будет подавлять в нем инициативность, творческое мышление и самостоятельность. Иногда нужно позволять малышу поскучать, чтобы он научился сам занимать себя чем-то интересным, проявлял инициативу и развивал самостоятельность.

7. Недостаток и избыток мотивации.

Ребенку нужна мотивация, чтобы осваивать новые навыки, обучаться чему-то, исследовать. В таких случаях работает абсолютно все - поощрение, вознаграждение, словесная похвала. Когда малышу этого не хватает, его развитие замедляется, ведь он не мотивирован на новые открытия и достижения. Но, проблема возникает и тогда, когда родители захваливают своего ребенка. Такие дети начинают что-то делать уже не ради интереса, а во имя похвалы или награды. Со временем развивается зависимость, снижается самооценка, если похвалы или награды нет.

8. Чрезмерная опека.

Одна из главных обязанностей ребенка - забота о его безопасности. Поэтому, ничего удивительного нет в том, что родители стараются максимально оградить своего малыша от невзгод. Но, чрезмерная защита не дает ребенку развиваться и учится самому заботиться о своей безопасности. Например, если мама всегда крепко держит малыша на руках возле проезжее части, не объясняя почему здесь опасно, малыш не научится сам быть осторожным во время перехода через дорогу и возле нее. Кроме этого, чрезмерная осторожность родителей может стать благоприятной почвой для появления страхов и развития фобий у малыша.

9. Изоляция от информации.

Практически с рождения и до 3-4 лет - это период, когда малыш жаждет любой информации, и схватывает ее буквально на лету. Это идеальное время для того, чтобы выучить буквы, цифры, узнать много интересного об окружающем мире. Но, часто взрослые ошибочно полагают, что из-за раннего развития и предоставления информации, они «крадут» у ребенка детства. Нет, это большая ошибка! Лишать ребенка того, в чем он нуждается больше всего, нельзя. Ведь учить ребенка чему-то новому и полезному - это не «отнимать детство», а наоборот, делать его более насыщенным и интересным.

10. Игнорирование ошибок.

Рассмотрим наглядный пример. Часто можно наблюдать такую картину - ребенок рисует корявую линию и говорит, что это цветок. Взрослые умиленно вдыхают, хвалят малыша, говорят «Ай да молодец». И малыш совершенно искренне считает, что он гений-художник, из-за чего даже не пытается рисовать лучше. Или еще одну ситуацию - ребенок силой выдирает на площадке у других детей их игрушки. Мама автоматически забирает малыша, одновременно отнимая у него игрушки, и молча уносит подальше от них. Малыш еще не настолько развит, чтобы понимать такой тонкий намек - мол, если мама меня унесла, значит, я сделал что-то неправильно. Мало просто остановить неправильные действия, нужно еще и разъяснить малышу, что нужно делать по-другому, и почему именно так, а не как-то иначе. Когда малыш ошибается, ему нужно об этом говорить. Это вовсе не означает, что нужно ругать на каждом шагу, но малыш должен сформировать у себя в голове картину, что хорошо, а что плохо. Ошибки стимулируют развитие, и если их игнорировать, ребенок не будет иметь мотивации к развитию.

У детей условное торможение развивается довольно рано. Внутреннее торможение вырабатывается, формируется в процессе индивидуальной жизни. Образование внутреннего торможения является сложным нервным процессом, требующим большого нервного напряжения. Формирование тормозного условного рефлекса проходит через так называемое «трудное состояние» (П. К. Анохин), которое возникает в результате неподкрепления ранее установившегося рефлекса. Наиболее рано формирующимся видом внутреннего торможения у ребенка является «угасание», ярким примером которого служит, например, угасание рефлекса «на положение под грудью». Это «угасание» происходит потому, что часто ребенка брали на руки в «положение под грудью», но не кормили, а разговаривали с ним, ходили по комнате и т. д. Поэтому ранее образованная условная реакция в виде сосательных движений на «положение под грудью» угасает как нерациональная. Вместо нее формируется более точное приспособление к окружающим условиям. Например, у ребенка образовалась привычка безнаказанно отнимать у другого ребенка понравившуюся игрушку. Если же взрослый отберет у ребенка эту игрушку и отдаст обиженному, ребенок громко заплачет, возбудится. Если ребенок будет знать, что отнятая игрушка никогда не будет оставаться у него, то он перестанет отнимать ее - желание отнять игрушку затормаживается. Так, в процессе развития ребенка многие ранее сформированные рефлексы угасают, заменяясь другими, более соответствующими новым условиям жизни. При воспитании маленьких детей часто пользуются этой способностью «угасания» в том случае, когда надо отучить ребенка от какой-либо отрицательной привычки, например, от укачивания. Могут угаснуть и ранее воспитанные положительные формы поведения. Так, например, может угаснуть в больнице ранее сформированный навык чистоплотности, если не поддерживать этот навык. Может угаснуть и потребность в общении, если обращения ребенка не получают положительного подкрепления со стороны взрослых. В конце 3-го или на 4-м месяце образуется и другой вид внутреннего торможения - дифференцировка, например, на цвет - различение двух цветов (например, зеленого и желтого от красного). Так же рано можно образовать дифференцировку на форму предмета, например, куб отличать от шара. Узнавание матери в отличие от чужих лиц - образование зрительной дифференцировки, узнавание голоса матери - слуховая дифференцировка. То и другое наблюдается на 5-м месяце жизни. Сначала ребёнок отличает предметы, резко контрастные по своим внешним качествам, позже дифференцировка становится все более тонкой. Если ребенку давали горькое лекарство из чайной ложки, то через несколько приемов он кричит и отворачивается при одном виде этой ложки, хотя к десертной ложке, из которой он получал пищу, ребенок тянется. На 1-м году жизни появляется и третий вид торможения - «запаздывание», т. е. условная реакция наступает не сразу, а с некоторым запаздыванием. Примером может служить следующее поведение. При переходе к одновременному кормлению двух 7-8-месячных детей первое время оба они при виде ложки открывают рот, ожидая пищу. Впоследствии каждый ребенок не сразу открывает рот, а ждет, когда ложка будет направлена прямо в его сторону. Постепенно этот вид внутреннего торможения развивается. Например, дети могут сдержаться и не есть конфету (хотя очень хочется), пока не съедят весь обед; терпеливо ждут, пока музыкальный работник подойдет и предложит постучать по бубну. Способность временно затормозить, сдержать свое желание, если оно по каким-либо условиям не может быть выполнено в настоящий момент, имеет большое значение при воспитании характера ребенка, его поведения. Эту способность надо развивать, воспитывать, однако следует помнить, что ждать, т. е. задерживать реакцию, ребенок может лишь очень недолгое время. Так, например, ребенок 9-10 мес может спокойно подождать, пока воспитательница даст 2-3 ложки пищи другому ребенку, но ждать, пока она будет давать еще и третьему ребенку, он не может. Поэтому детей этого возраста нужно одновременно кормить лишь по двое. У детей возможно формирование и внутреннего торможения, называемого «условным», т. е. задержка ранее выработанной реакции при каком-либо дополнительном условии, которое в данном случае оказывает тормозящее действие. Например, в присутствии отца ребенок сдерживает свое желание играть предметом, который отец запрещает брать, но которым ребенок может играть в отсутствие отца. Присутствие отца является тормозом. Очень рано таким тормозом может стать слово «нельзя». Если слово «нельзя» всегда сопровождается со стороны взрослого прекращением начатого ребенком действия, то оно становится тормозом по отношению к недозволенной реакции. Наряду с указанными четырьмя видами имеется еще «высшее» торможение (П. К. Анохин) - тормозящее действие коры головного мозга на подкорковую деятельность. Значение внутреннего торможения при воспитании ребенка очень велико. Этот вид торможения обеспечивает тонкое приспособление к сложившейся обстановке, устраняет деятельность, неадекватную окружающим условиям. Итак, в раннем детстве формируются как положительные, так и отрицательные тормозные условные рефлексы, которые являются физиологической основой многих навыков, действий, воспитания различных правил поведения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Литература

1. Характеристика условных рефлексов

торможение условный рефлекс дети

Те рефлекторные реакции, которые могут обеспечить существование организма лишь при относительном постоянстве окружающей (а также внутренней для организма) среды, И. П. Павлов назвал безусловными рефлексами. А так как условия существования весьма сложны, изменчивы и многообразны, то приспособление организма к среде должно обеспечиваться при помощи другого рода реакций, которые позволили бы организму адекватно реагировать на все изменения окружающей среды. Эти реакции и были названы И. П. Павловым условными рефлексами.

Детальное изучение условных рефлексов позволило вскрыть основные закономерности взаимодействия процессов возбуждения и торможения, определяющих приспособительную деятельность организма. Проявление различных сторон высшей нервной деятельности зависит от свойств основных нервных процессов, определенная совокупность которых характеризует те или иные индивидуальные особенности поведения.

У высших животных и человека необходимым субстратом для формирования условных рефлексов является кора больших полушарий.

Правила образования условных рефлексов. Многолетний опыт павловских лабораторий позволил специалистам выделить в качестве основных следующие правила образования условных рефлексов.

1. Для образования условных рефлексов необходимо совпадение во времени (сочетание) какого-либо индифферентного раздражителя (условного) с раздражителем, вызывающим соответствующий безусловный рефлекс (безусловный раздражитель).

2. Необходимо, чтобы действие условного раздражителя несколько предшествовало действию безусловного.

3. Условный раздражитель должен быть физиологически более слабым по сравнению с безусловным раздражителем и возможно более индифферентным, то есть не вызывающим значительной реакции. Физиологическая сила, например, пищевого безусловного рефлекса (слюноотделительного или иного) определяется уровнем пищевой мотивации. Физиологическая сила защитно-оборонительного безусловного рефлекса, избавляющего от угрозы самому существованию организма, несомненно выше, чем пищевого безусловного рефлекса. Индифферентность же условного раздражителя состоит в том, что он не должен вызывать безусловного рефлекса, используемого в качестве подкрепления.

4. Для образования условного рефлекса необходимо нормальное, деятельное состояние головного мозга.

5. Во время образования рефлекса должны быть исключены другие виды деятельности как ответной реакции на посторонние раздражения.

На примере хорошо известного слюноотделительного условного рефлекса в павловских лабораториях были определены следующие общие признаки условных рефлексов.

1. Их приспособительный характер. Смысл условного рефлекса в том, что он делает поведение особенно пластичным, подогнанным к конкретным условиям среды (времени, месту, качеству подкрепления и пр.).

2. Любые условные рефлексы образуются при участии высших отделов головного мозга (а у насекомых, например, высших головных ганглиев). Поэтому приспособительные реакции простейших или кишечнополостных (лишенных, как известно, центральной нервной системы) не могут быть отнесены к реакциям условно-рефлекторного типа.

3. Условные рефлексы приобретаются и отменяются в индивидуальной жизни каждой конкретной особи. Этим они принципиально отличаются от безусловных рефлексов, одинаково проявляющихся у всех особей данного вида и в определенной мэре детерминированных генотипически. Основная масса условных рефлексов образуется только при повторяемости сочетаний условного и безусловного раздражителей. Иными словами, в индивидуальную память в виде условнорефлекторных реакций записываются не всякие случайные совпадения условного и безусловного раздражений, а лишь те, сочетание которых во времени оказывается наиболее вероятным. Все остальные, случайно возникшие связи затормаживаются. Однако, если вероятность получения подкрепления (пищевого или полового, например) по данному сигналу становится близкой к нулю, такие условные рефлексы постепенно отменяются, ибо перестают выступать в качестве фактора организации целесообразного поведения.

4. Условный рефлекс имеет сигнальный характер, то есть всегда предшествует, предупреждает последующее возникновение безусловного рефлекса. Смысл условного рефлекса в том, чтобы обеспечить подготовку организма к какой-либо биологически целенаправленной деятельности.

Таким образом, условные рефлексы -- это индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования в центральной нервной системе временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и безусловнорефлекторным актом.

Классификация условных рефлексов. Существует несколько систем классификации условных рефлексов, каждая из которых, естественно, не может считаться исчерпывающей. Многое в оценке этих систем зависит от тех ведущих факторов, которые положены в их основу.

1. В связи с тем, что основой условного рефлекса является безусловное подкрепление, начнем рассматривать классификацию условных рефлексов с особенностей подкрепления. В зависимости от наличия или отсутствия подкрепления условные рефлексы делят на положительные (подкрепляемые), вызывающие соответствующую реакцию организма, и отрицательные , или тормозные (неподкрепляемые), которые не только не вызывают соответствующей реакции, но и ослабляют ее. Эти рефлексы будут специально рассмотрены в связи с обсуждением процессов условного торможения.

Согласно биологическому значению подкрепления различают условные рефлексы в соответствии с биологическими потребностями животных и человека. Различают витальные условные рефлексы (пищевые, оборонительные, регуляции сна и пр.), зоосоциальные условные рефлексы (половой, родительский, территориальный и пр.) и, наконец, условные рефлексы саморазвития (исследовательский, имитационный, игровой и пр.).

Наиболее распространенной формой исследования условно-рефлекторных механизмов поведения служат условные рефлексы на пищевом и оборонительном подкреплении. Иногда в самостоятельную группу выделяют подражательные (имитационные) условные рефлексы.

Подкреплением условному рефлексу может служить любая деятельность организма. Поэтому достаточно грубо ее можно разделить на две большие группы: двигательные условные рефлексы и вегетативные условные рефлексы. Такое деление, конечно, относительно, так как акцент делается на характере регистрируемого безусловного рефлекса. Например, двигательный условный рефлекс, связанный с захватом пищи, определяется обычно по виду соответствующего движения (хватание, клевание, сосание и пр.). К вегетативным условным рефлексам относится классический слюноотделительный условный рефлекс. Практически условнорефлекторному контролю могут подчиняться все внутренние органы, хотя и по-разному проявляться для отдельных органов, с разной скоростью вырабатываться и угашаться.

В самостоятельную группу следует отнести условные рефлексы, подкреплением которым служит прямое электрическое (или химическое) раздражение мозга. Такие лабораторные модели могут быть полезны для изучения отдельных мозговых механизмов условнорефлекторного процесса.

Различаются условные рефлексы и по особенностям подкрепления. Если в качестве подкрепления используется безусловный рефлекс, такой условный рефлекс относят к условным рефлексам первого порядка . Если в качестве подкрепления используется ранее выработанный прочный условный рефлекс, то такой новый условный рефлекс именуют условным рефлексом второго порядка . Соответственно, могут быть условные рефлексы третьего и последующих порядков. Именно такого типа условные рефлексы формируются у детей и составляют основу развития у них мыслительной деятельности (см. гл. 4).

2. Важнейшим компонентом условного рефлекса является условный сигнал , то есть собственно рецепторная часть условнорефлекторного процесса. По этому признаку условные рефлексы подразделяют на две большие группы: экстероцептивные и интероцептивные .

В соответствии с тем, на какие рецепторные приборы действует раздражитель, выделяют следующие экстероцептивные условные рефлексы: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные. Кроме того, экстероцептивные условные рефлексы делятся на дистантные (зрительные, слуховые и др.) и контактные (тактильные, вкусовые). Эти рефлексы играют определяющую роль в поведении и психической деятельности человека. Обучение речевому общению между людьми в основе своей имеет специально человеческие условные рефлексы на словесные сигналы. Интероцептивные условные рефлексы возникают в том случае, если поступивший в головной мозг афферентный залп из внутренних органов становится условным сигналом к тем или иным изменениям в вегетативной сфере или двигательной деятельности всего организма.

По характеру условного раздражения условные рефлексы подразделяются на натуральные и искусственные . К натуральным условным рефлексам относятся такие, которые образуются на естественные признаки безусловного раздражения. К таковым относится, например, запах пищи.

По структуре условного сигнала различают следующие четыре группы условных рефлексов: а) условные рефлексы на простые раздражители (звонок, метроном, вспышки света и пр.); б) условные рефлексы на одновременные комплексные раздражители, состоящие из нескольких компонентов, действующих одновременно (например, свет + звук + кожное раздражение); в) условные рефлексы на последовательные комплексные раздражители, отдельные компоненты которых действуют последовательно, накладываясь друг на друга, и г) условные рефлексы на цепи раздражителей, когда отдельные компоненты сложного раздражителя действуют последовательно, не совпадая друг с другом, а безусловное подкрепление присоединяется к последнему из них.

3. Важнейшим признаком для классификации условных рефлексов является соотношение во времени действия условного и безусловного раздражителей. По одному признаку различают: а) наличные условные рефлексы, образующиеся при совпадении во времени условного раздражителя и подкрепления, и б) следовые условные рефлексы, при образовании которых условный раздражитель и подкрепление отделены друг от друга определенным временным интервалом.

Таким образом, приведенная классификация подчеркивает достаточно широкий диапазон условнорефлекторного приспособления высших организмов и ставит условный рефлекс в качестве одного из основных феноменов высшей нервной деятельности.

2. Сущность и особенности механизма торможения условных рефлексов

В физиологии долгое время отсутствовала теория, позволявшая объяснить координированный характер поведения. В этих условиях открытие в 1862 г. И. М. Сеченовым центрального торможения сыграло значительную историческую роль. И. М. Сеченов рассматривал центральное торможение как деятельность (возбуждение) специальных тормозных систем по аналогии с хорошо изученными к тому времени тормозными эффектами блуждающего нерва на сердце.

Ч. Шеррингтоном (1906) развивалось представление об активном торможении мышц-антагонистов в процессе рефлекторного акта. Согласно его представлению в двигательном центре мышцы-антагониста при возбуждении центра другой мышцы возникает путем индукционного наведения состояние торможения. Однако дальше констатации фактов наличия индукционных отношений между центрами мышц-антагонистов он не пошел.

А. А. Ухтомский (1923), опираясь на предшествующие взгляды, выдвинул представление о сопряженном торможении при формировании доминанты. Центральные механизмы наиболее биологически значимого рефлекторного акта подкрепляются конвергирующими к ним разнообразными возбуждениями, возникающими в центральной нервной системе, и, достигнув определенного уровня возбудимости, эти центральные механизмы одновременно с запуском доминирующей рефлекторной реакции активно тормозят биологически несовместимые с ней любые другие формы рефлексов (1, с.249).

Громадный экспериментальный опыт позволил выдвинуть И.П.Павлову собственную схему классификации видов торможения при условно-рефлекторной деятельности.

Внешнее (безусловное) торможение . Наиболее общим поведенческим признаком торможения является отсутствие ожидаемой специфической реакции при действии порогового или даже надпорогового раздражителя или прекращение в этих же условиях какой-либо текущей деятельности или начавшейся двигательной или секреторной реакции.

Под внешним торможением понимается срочное подавление текущей условнорефлекторной деятельности при действии посторонних для нее раздражителей, вызывающих ориентировочный или другой какой-либо безусловный рефлекс.

По механизму своего возникновения этот тип торможения относят к врожденным, который осуществляется благодаря явлениям отрицательной индукции . И. П. Павлов даже предлагал называть этот тип торможения индукционным. А. А. Ухтомский же именовал его сопряженным торможением и видел в нем физиологическую основу для реализации доминирующей формы деятельности организма. Безусловное торможение также называют внешним потому, что причина его возникновения лежит вне структуры тормозимого рефлекса.

Одним из факторов, вызывающих безусловное торможение, является ориентировочный рефлекс . Всякий неожиданный посторонний раздражитель содержит новую для организма информацию, и для ее более полного восприятия выполняется ориентировочный рефлекс (рефлекс «что такое?», по И. П. Павлову). В момент возникновения этого рефлекса возникает индукционное торможение конкурирующих рефлексов. Оно может быть более или менее глубоким, кратковременным или более длительным, что зависит от физиологической силы ориентировочного и тормозимого рефлексов. Однако неоднократное повторное раздражение вызывает ориентировочный рефлекс меньшей интенсивности, который затем в силу привыкания к этому раздражению и вовсе пропадает. Одновременно с этим постепенно снижается и эффект внешнего торможения. Такой вид торможения был назван гаснущим тормозом. Механизмы гаснущего тормоза развиваются одновременно на разных уровнях головного мозга с участием ретикулярной системы ствола (1, с.250).

Другой вид безусловного торможения отличается постоянством своего эффекта на тот или иной тормозимый рефлекс и поэтому называется постоянным тормозом . Стабильность внешнего торможения определяется физиологической силой того рефлекторного акта, который становится главной причиной этого торможения. К таковым относятся оборонительные безусловные рефлексы на разные вредящие раздражения, включая болевые. Внешнее торможение может возникнуть и при выполнении условного рефлекса, например защитно-оборонительного.

Как и в случае гаснущего тормоза, длительность тормозного действия оборонительного рефлекса определяется его силой и характером тормозимого рефлекса, и в частности степенью его упроченности. «Молодые» условные рефлексы тормозятся легче и на более длительный срок, чем более «старые», при одних и тех же условиях. Болевые воздействия с внутренних органов обладают более длительным тормозным влиянием на условнорефлекторную деятельность. А иногда их сила настолько велика, что извращает нормальное протекание даже безусловных рефлексов.

Итак, два антагонистических рефлекса - пищевой и оборонительный - не могут сосуществовать, более слабый тормозится под влиянием более сильного. А чем сильнее этот рефлекс, тем ярче выражено индукционное торможение конкурирующих форм рефлекторной деятельности.

Безусловное торможение, которое И. П. Павлов рас» сматривал на примере конкретных рефлексов, А. А. Ухтомский положил в основу существования целостных поведенческих актов. Причем он подчеркивал, что такое сопряженное торможение не есть уничтожение всяческой деятельности на местах, но ее переработка, трансформирование согласно с направлением доминирующей деятельности.

Запредельное (охранительное) торможение . Хорошо известно, если увеличивать интенсивность какого-либо раздражителя, то вызываемый им эффект увеличивается. Однако это увеличение ответа будет наблюдаться лишь до определенного предела интенсивности раздражения. Дальнейшее усиление раздражения приведет к падению или полному исчезновению эффекта. Это и есть результат не утомления, а запредельного торможения, которое И. П. Павлов назвал охранительным , так как оно ограждает клетки мозга от избыточного расходования энергетических ресурсов. Этот вид торможения зависит от функционального состояния нервной системы, возраста, от типологических особенностей, состояния гормональной сферы и пр. Предел выносливости клетки в отношении раздражителей разной интенсивности называется пределом ее работоспособности, и чем выше этот предел, тем легче клетка переносит действие сверхсильных раздражений. Причем речь идет не только о физической, но и об информационной силе (значимости) условных сигналов. Для корковых клеток существует предел безвредного функционального напряжения, за которым следует вмешательство торможения. Этот вид торможения имеет общие черты как с безусловным, так и с условным и занимает своеобразное срединное положение между ними.

Крайним случаем запредельного торможения является оцепенение , возникающее у животного и человека под влиянием сильного раздражения. Человек может впасть в состояние ступора - полной неподвижности. Такие состояния возникают не только в результате действия физически сильного раздражителя (взрыва бомбы или снаряда, например), но и вследствие тяжелых моральных потрясений (например, при неожиданном сообщении о тяжелой болезни или смерти близкого человека).

Внутреннее (условное) торможение . К данной форме торможения текущей условнорефлекторной деятельности относят те случаи, когда условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным. Такое торможение возникает не срочно, не сразу, а развивается постепенно, вырабатывается по общим законам условного рефлекса и является столь же изменчивым и динамичным. И. П. Павлов назвал его поэтому условным торможением в отличие от безусловного. Он считал, что такое выработанное торможение возникает внутри центральных нервных структур самих условных рефлексов, а отсюда и его название - внутреннее (то есть не наведенное извне, не индукционное) торможение. Правильно ли это предположение, до сих пор неизвестно.

Выделим основные характеристики условного торможения.

1. Как уже подчеркивалось, оно развивается при не под креплении раздражителей, которые постепенно приобретают свойства условного тормозного раздражителя. И. П. Павлов называл подкрепляемый условный сигнал положительным, а соответствующая реакция именовалась положительным условным рефлексом. Неподкрепляемый же условный сигнал снижал интенсивность реакции, а иногда и вообще подавлял ее, он именовался отрицательным сигналом . Соответствующее поведение было названо отрицательным (или тормозным) условным рефлексом .

2. Условное торможение поддается тренировке, а значит выработка его при повторной процедуре облегчается. Однако заторможенный условный рефлекс может самопроизвольно восстанавливаться под влиянием как внешних, так и внутренних причин. Это свойство условного торможения чрезвычайно важно при воспитании поведенческих навыков ребенка в раннем возрасте.

3. Способность к различным проявлениям условного торможения зависит от индивидуальных свойств нервной системы организма. У возбудимых индивидуумов условное торможение вырабатывается труднее и медленнее, чем у более спокойных.

4. Условное торможение зависит от физиологической силы безусловного рефлекса, подкрепляющего положительный условный сигнал.

5. Условное торможение зависит от прочности ранее выработанного условного рефлекса. Более прочные стабильные условные рефлексы значительно труднее поддаются торможению, чем только недавно сформированные условные рефлексы.

6. Условное торможение способно взаимодействовать с безусловным, в этих случаях возникает явление растормаживания, или, в других случаях, в результате суммации условного и безусловного торможения их общий эффект может усиливаться.

И. П. Павлов подразделил условное торможение на четыре вида (2).

Угасательное торможение развивается при отсутствии подкрепления условного сигнала безусловным. Теперь тот же раздражитель становится сигналом отсутствия реакции. Степень и скорость выработки угасательного торможения зависят от: 1) прочности условного рефлекса (более прочно выработанные рефлексы угашаются медленнее); 2) физиологической силы подкрепляющего рефлекса (угасить пищевой условный рефлекс у голодной собаки значительно труднее, чем у сытой); 3) частоты неподкрепления (при остром неподкреплении угасательное торможение развивается в течение минут и часов, при хроническом неподкреплении - в течение многодневных экспериментов). Пищевые условные рефлексы угашаются значительно быстрее оборонительных. Особенно трудно поддаются угашению двигательные оборонительные условные рефлексы. Угасательное торможение быстрее и прочнее образуется при тренировке (повторном угашении и восстановлении), при этом угашение одного рефлекса -(первично угашенный рефлекс) ведет к ослаблению или даже исчезновению других рефлексов (вторично угашенные рефлексы). Угасательное торможение развивается волнообразно, и в его выработке наблюдаются индивидуальные типологические различия.

Дифференцировочное торможение развивается при неподкреплении раздражителей, близких к подкрепляемому сигналу. Этот вид торможения лежит в основе различения близких по своим физическим свойствам раздражений. Отметим следующие основные свойства дифференцировочного торможения: 1) чем ближе дифференцируемые раздражители, тем труднее на один из них (неподкрепляемый) выработать дифференцировочное торможение; 2) степень торможения определяется силой возбуждения, развиваемого положительным (подкрепляемым) условным рефлексом. Как и в случае угасательного торможения, дифференцировочное торможение легче вырабатывается при пищевом подкреплении, чем при оборонительном, легче у накормленных животных, чем у голодных; 3) выработка этого торможения происходит волнообразно; 4) дифференцировочное торможение тренируемо, что лежит в основе тонкого распознавания сенсорных факторов среды.

В самостоятельный вид условного торможения И. П. Павлов выделил условный тормоз , который образуется при неподкреплении комбинации из положительного условного раздражителя и индифферентного.

Основные свойства условного тормоза следующие: 1) он легче вырабатывается, если к слабому (световому, например) положительному раздражителю присоединяется сильный дополнительный, например звонок; 2) роль прибавочного раздражителя может играть след от примененного раздражения достаточно большой силы. ; 3) если прибавочный раздражитель имеет недостаточную силу, то он может превратиться в условный раздражитель второго порядка, то есть выступить в качестве положительного сигнала основного условного рефлекса; 4) если прибавочный раздражитель приобрел свойства условного тормоза, то, будучи присоединенным к любому другому положительному сигналу, он затормозит соответствующий этому сигналу условный рефлекс; 5) прибавочный раздражитель в первый момент своего применения в комбинации с положительным сигналом вызывает ориентировочный рефлекс и индукционное торможение условной реакции, затем превращается в индифферентный раздражитель (гаснущий тормоз), и, наконец, на месте безусловного торможения развивается условный тормоз.

Торможение запаздывания . При выработке такой разновидности условного торможения подкрепление соответствующим безусловным рефлексом не отменяется (как в предыдущих видах торможения), а значительно отодвигается от начала действия условного раздражителя. Подкрепляется лишь последний период действия сигнала, а предшествующий ему значительный период его действия лишается подкрепления. Поэтому первый период действия условного сигнала, который сопровождается торможением запаздывания, называется недеятельной фазой запаздывающего условного рефлекса. По истечении его торможение прекращается и сменяется возбуждением - так называемая деятельная фаза рефлекса. Адаптивное значение торможения запаздывания состоит в тонком анализе времени отставления раздражителя; условный рефлекс более или менее точно приурочивается ко времени действия сигнализируемого безусловного рефлекса.

Отметим основные свойства данного вида условного торможения: 1)чем сильнее условный раздражитель, тем труднее выработать торможение запаздывания; 2) чем больше сила подкрепляющего рефлекса, тем труднее выработать запаздывание условного рефлекса; 3) чем медленнее удлиняется от опыта к опыту изолированное действие условного раздражителя, тем легче вырабатывается запаздывание. Если подкрепление сразу отодвинуть от начала действия положительного сигнала на 2-3 мин, то запаздывание выработать чрезвычайно трудно; 4) значительное упрочение совпадающих или короткоотставленных условных рефлексов препятствует выработке торможения запаздывания.

Хотя торможение запаздывания и отличается от трех других видов условного торможения благодаря участию временного фактора, в основе его развития также лежит неподкрепление определенного периода действия условного сигнала.

Взаимодействие разных видов торможения . Взаимодействие условного и безусловного торможения может происходить чаще всего в форме феномена растормаживания, о котором уже упоминалось. Суть его состоит в том, что безусловное индукционное торможение, возникающее при ориентировочном рефлексе, временно ослабляет или полностью уничтожает эффект условного выработанного торможения (угасательного, дифферен-цировочного, условного тормоза и торможения запаздывания).

Другое направление взаимодействия разных видов торможения состоит в их суммации. Например, угашение условного рефлекса может ускоряться, если кроме неподкрепления применить умеренной силы посторонний раздражитель. Происходит суммация условного угасательного и безусловного индукционного торможения (3).

Не меньше примеров суммации разных видов условного торможения; скажем, одновременная тренировка угасательного и запаздывательного торможения взаимно усиливают друг друга. Или в другом случае один из видов условного торможения (например, дифференцировочное) формируется быстрее, если ему предшествовала процедура с тренировкой угасательного торможения. Биологическое значение эффекта суммации торможения понятно, если иметь в виду, что тренировка торможения - одно из основных условий формирования и воспитания различной сложности поведенческих навыков. Сами факты взаимодействия разных видов торможения являются достаточным основанием, чтобы предполагать их близкую физиологическую природу.

3. Особенности развития торможения условных рефлексов у детей

Торможение условных рефлексов возможно с первых дней жизни ребенка. Его первые тормозные реакции относятся к внешнему типу торможения. У детей первого года жизни, особенно у новорожденных, легко возникает как запредельное, так и индукционное торможение. Проявлением индукционного торможения может служить ориентировочный рефлекс, когда при действии нового раздражителя возникший фокус возбуждения тормозит другие отделы мозга, что вызывает обездвиженность, которую обозначают термином «замирание». Однако при длительном действии раздражителя ориентировочная реакция тормозится вследствие развития запредельного торможения. Незрелость нейронов коры головного мозга является причиной быстрого возникновения пессимального тopможения. Условное торможение в первые годы жизни ребенка развито слабо, и с возрастом сила всех видов внутреннего торможения, а следовательно, и скорость образования отрицательных условных связей увеличиваются. Угасательное торможение у детей до школьного возраста вырабатывается с трудом.

Так, в условиях неподкрепления период сохранения условной реакции у детей 5-6 лет, в 2 раза больше, чем у детей 11 -12 лет, и в 3 раза больше, чем у взрослых. Детям 4-6 лет требуется 40-60 неподкреплений условного раздражителя, чтобы реакция угасла, в то время как в 10-16 лет достаточно 3-4 раза не подкреплять условный раздражитель, особенно в сочетании со словесной инструкцией. Запаздывающее торможение у детей дошкольного возраста развивается только после нескольких сот сочетаний условного и безусловного раздражителей при соблюдении всех условий его выработки.

Дифференцировочное торможение зависит от степени созревания анализаторных систем. Поэтому по мере развития этих систем и усложнения межанализаторных связей увеличивается скорость образования, дифференцировочного торможения, растет тонкость и точность диф-ференцировок, различение осуществляется по целому комплексу признаков.

Вариабильность в сроках появления в онтогенезе дифференцировочного торможения очень велика. Так, одни исследователи отмечают возможность дифференцирования новорожденными тонов, находящихся в пределах одной октавы и отличающихся на 80 Гц. Другие говорят, что различение 2 тонов, отличающихся почти на октаву, возможно только на 3-м месяце жизни, а различение звуковых сигналов, отличающихся на 5,5 тона,- лишь в 5,5 месяца.

В дошкольном возрасте дифференцирование предметов уже очень хорошо развито. Оно может осуществляться по самым различным показателям. Однако особенность этого процесса в дошкольном возрасте заключается в том, что различение производится главным образом по наглядным, конкретным, бросающимся в глаза признакам. Различение и обобщение раздражителей до 4 лет происходит чаще всего по одному признаку: по цвету, форме и т. д. В 5-б лет благодаря развитию интегративной функции мозга оказывается возможным дифференцирование по 2-4 признакам.

Значимыми признаками для детей 5-6 лет по сравнению с детьми более раннего возраста становятся расположение фигур на показываемой картине, их количество, величина. Однако свойство высшей нервной деятельности детей различать предметы по малосущественным, но наглядным признакам сохраняется и в 7-10 лет, когда они, дифференцируя комплексные раздражители, например 2 картинки, обращают внимание на расположение предметов, а не на их количество (А. Н. Кабанов).

Способность выделять основной, существенный компонент развивается в более позднем возрасте. У взрослого человека при замене условного раздражителя обозначающим его словом (например, звучание звонка словом «звонок») возникает без предварительной выработки такая же условно-рефлекторная реакция, как на условный сигнал. У детей 3-4 лет такая замена оказывается неэффективной: на слово, заменяющее условный сигнал, реакций не возникает. Способность реагировать на словесный раздражитель, заменяющий условный сигнал, так же как и на сам сигнал, развивается постепенно. Она становится ярко выраженной лишь в 6-7 лет.

Наряду с относительно постоянными формами реагирования на стабильные внешние и внутренние воздействия (безусловные рефлексы) существует другой тип реакций, позволяющих организму адекватно реагировать на все изменения окружающей среды (условные рефлексы). Условные рефлексы образуются при совпадении во времени и пространстве какого-либо индифферентного (условного) раздражителя и раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. Главный смысл условного рефлекса в его сигнальности (предупреждающем характере) и адаптивности (приспособительном характере). Условные рефлексы разделяются по признаку особенностей безусловного подкрепления, условного сигнала или по временному соотношению обоих сигналов.

И. П. Павлов разработал классификацию феноменов торможения условных рефлексов. К внешнему (безусловному) торможению он отнес гаснущий и постоянный тормозы, а также запредельное торможение. В первых двух случаях условные рефлексы тормозятся при действии ориентировочного или болевого раздражений. К внутреннему (условному) торможению, которое возникает вследствие неподкрепления условного сигнала безусловным рефлексом, относят угасательное торможение, дифференцировочное, запаздывания, условный тормоз. По-видимому, сходство физиологической природы разных типов и видов торможения условных рефлексов не исключает различия в их нейрофизиологических механизмах.

Торможение условных рефлексов начинает формироваться уже у новорожденных: формируются дифференцировочное торможение (3-4-й месяц), условный тормоз на 5-м месяце, запаздывательное торможение на 6-м месяце, т.е. к концу первого года жизни вырабатываются все виды внутреннего торможения.

Литература

1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность: учебник для вузов / А.С. Батуев. СПб.: Лань, 2002. 416 с.

2. Кабанов А. Н. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста / А.Н. Кабанов, А. П. Чабовская. М.: Просвещение, 1989. 288 с.

3. Леонтьева Н. Н. Анатомия и физиология детского организма: (Основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опоорн-двигательный аппарат): учебник для вузов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1986. 287 с.

4. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учебное пособие для вузов / В.М. Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 400 с.

5. Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы: учебное пособие для вузов / В.М. Смирнов, Д.С. Свешников, В.Н. Яковлев. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общая характеристика процессов, происходящих в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. Рассмотрение путей совершенствования психических процессов. Функционирование инстинктов и условных рефлексов. Изучение физиологии сна.

    презентация , добавлен 20.12.2015

    Особенности развития органов чувств, условных рефлексов ребенка. Роль матери для формирования здоровой психики младенца. Анализ влияния общения между взрослым и ребенком на его физическое и психическое развитие. Изучение познавательной деятельности детей.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2016

    Смысл проблемы сознания. Формирование условных рефлексов. Поведение ребенка с первых дней жизни. Развитие детской психологии. Процесс понимания и порождения метафор у детей. Мышление ребенка раннего возраста. Классификация и особенности явлений мышления.

    контрольная работа , добавлен 05.02.2012

    Сравнительная характеристика ценностно-смыслового компонента здорового и нездорового стиля жизни. Значение условных и безусловных рефлексов человека. Информационно-психологическая безопасность личности, источники опасности. Защитные механизмы и их виды.

    реферат , добавлен 24.01.2012

    Создание нового направления в физиологии И.П. Павловым. Основные принципы павловских исследований. Биография и жизненный путь великого физиолога. Опыты и научные работы, награжденные медалями. Открытие Павловым условных рефлексов как свойства коры мозга.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2011

    Детство И.П. Павлова. Основные его работы по изучению высшей нервной деятельности. Нестандартный подход ученого к изучению человеческой психики. Исследование условных рефлексов. Представления об аналитической и синтетической деятельности коры мозга.

    эссе , добавлен 07.11.2014

    Изучение высшей нервной деятельности. Классификация сигнальных систем. Особенности механизмов условных рефлексов. Компоненты речи с точки зрения резонансной теории. Нейрофизиология речи. Разновидности афазий. Моторная апраксия. Функции слова у человека.

    презентация , добавлен 12.01.2014

    Виды и свойства внимания, их характеристика. Особенности отдельных свойств внимания у детей младшего школьного возраста. Причины подлинной рассеянности. Непроизвольная и произвольная формы внимания. Процесс индукции процессов возбуждения и торможения.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2012

    Взаимодействие живого организма и окружающей среды. Чувствительность как свойство, отражающее влияние внешней и внутренней среды. Понятие цепных безусловных рефлексов. Образование и развитие навыков. Психика как продукт деятельности головного мозга.

    реферат , добавлен 04.09.2009

    Краткая биография И.П. Павлова и его экспериментальные работы по выработке условного рефлекса, выявляющие динамические связи между раздражителем и реакцией индивида. Обоснование эксперимента: условия, возбуждение, торможение и наследование рефлексов.




Самое обсуждаемое
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?
Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает


top