Устав соединения служб Благовещения Пресвятой Богородицы и Великой субботы: Историческая справка. Благовещение Пресвятой Богородицы

Устав соединения служб Благовещения Пресвятой Богородицы и Великой субботы: Историческая справка. Благовещение Пресвятой Богородицы

Пятница 6-й седмицы, в а́ ий . Благове́щение Пресвятой Богородицы.

Преставле́ние свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (службу зри 26 сентября).

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Всенощное бдение на праздник Благовещения состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе́ же 1-м но́щи», т. е. по нашему счислению – около 7 часов вечера (см. Типикон, 25 марта). Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся .

Отверзаются завеса и царские врата. Иерей с диаконом творят начало, как во все праздники со бдением, то есть сначала совершают каждение престола и всего алтаря. Диакон со свечой исходит на солею и возглашает: «Благослови, владыко». Иерей пред престолом: «Благословен Бог наш…» (при этом творит кадилом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный» и прочее, и читает великое повечерие . Иерей исходит из алтаря в предшествии диакона со свечой и совершает полное каждение всего храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата затворяются. Завеса остается открытой.

На пение «С нами Бог...», пение тропаря и кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции, отверзаются царские врата.

По 1-м Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й.

По 2-м Трисвятом – кондак праздника, глас 8-й.

По «Слава в вышних Богу…» – выход на литию.

На литии стихиры праздника, глас 1-й. «Слава , и ныне» – праздника, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…». Молитвы литии.

На стиховне стихиры праздника, глас 4-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь ра́дость…».

«Ныне отпущаеши...». Трисвятое. По «Отче наш...» (на благословении хлебов) – тропарь праздника, глас 4-й (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.

По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 4-й: «Дво́ица посыла́ется учени́к…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – ин седален Триоди, глас 8-й: «Дво́ица учени́к посыла́ется днесь...» (см. по 3-м стихословии).

По 2-м стихословии – малая ектения, возглас: «Яко Твоя́ держа́ва...». Седален праздника, глас 1-й: «Вели́кий воево́да…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 3-м стихословии – малая ектения, возглас: «Яко Благ и Человеколю́бец...». Седален праздника, глас 3-й: «Днесь вся тварь ра́дуется…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

Полиелей. Величание праздника: «Арха́нгельский глас вопие́м Ти, Чи́стая: Ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю», и избра́нный псалом. Ектения малая, возглас: «Яко благослови́ся И́мя Твое́...». Седален праздника по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – ин седален праздника, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Благовести́те день от дне / спасе́ние Бо́га на́шего»; стих: «Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, воспо́йте Го́сподеви, вся земля́». Евангелие праздника – Лк., зач. 4. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…», «И ныне» – тот же стих. Стихира праздника, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь».

1-я, 3-я, 4-я, 6-я и 7-я -песни – канон праздника со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды). Катавасия – праздника (ирмосы праздничного канона).

5-я, 8-я и 9-я песни – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и трипеснцы Триоди на 8. Катавасия – ирмосы 2-го трипеснца.

Библейские песни в праздничной редакции – «Поем Господеви».

Примечание. О пении канона Благовещения см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215–216. В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Припев к тропарям канона праздника Благовещения – «Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас»; к тропарям трипеснцев – припев: «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́» ; к Богородичну 1-го трипеснца – припев: «Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас»; к предпоследнему тропарю в песни – «Слава» (в 8-й песни – «Благослови́м Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, Го́спода»), к последнему – «И ныне».

По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й. «Слава, и ныне» – ин седален праздника, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й.

На 9-й песни – обычное каждение. «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию, хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву» . К тропарям трипеснцев припев: «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́» ; к Богородичнам трипеснцев – припев праздника: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию...». В конце 9-й песни: ирмос 2-го трипеснца Триоди; припев праздника: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию...», и ирмос канона праздника: «Яко одушевле́нному Бо́жию киво́ту...».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника.

На изобразительных «Во Царствии Твоем…» и прочее читается «скоро» (без пения и без поклонов). Конечные молитвословия изобразительных следующие : «Осла́би, оста́ви…»; по «Отче наш» – кондак праздника, глас 8-й; «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…», возглас: «Боже, уще́дри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами), молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

Вечерня (в соединении с Литургией свт. Иоанна Златоуста) совершается «без кафи́змы, и без покло́нов». Иерей в алтаре, стоя пред престолом, возглашает: «Благословено Царство…», при этом он обыкновенно творит Евангелием крест над престолом. Певцы: «Аминь». Чтец: «Прииди́те, поклони́мся» (трижды) и предначинательный псалом. (Священник читает светильничные молитвы.) Великая ектения. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10 : самогласен Триоди, глас 8-й: «Душеполе́зную соверши́вше Четыредеся́тницу, и святу́ю седми́цу...» (дважды; см. в пятницу 6-й седмицы поста вечером) , стихиры Благовещения, глас 4-й – 3 (см. в Минее 25 марта на вечерне в сам день праздника вечером: «В шесты́й ме́сяц...», «Язы́ка, его́же не ве́дяше...», «Се воззва́ние ны́не яви́ся нам...») , и стихиры Триоди (прав. Лазаря; см. в пятницу 6-й седмицы поста вечером) – 5. «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Душеполе́зную соверши́вше Четыредеся́тницу, возопии́м…» (см. на «И ныне»), «И ныне» – Благовещения, глас 6-й: «По́слан бысть с Небесе́…» (догматик гласа не поется).

Во время пения стихир на «Господи, воззвах» заканчивается проскомидия.

Вход с Евангелием . «Свете Тихий». Прокимен Триоди, глас 6-й: «По́мощь на́ша во и́мя Го́спода...» (со стихом), и 1-я паримия Триоди; 2-й прокимен Триоди, глас 4-й: «Наде́ющиися на Го́спода...» (со стихом), и 2-я паримия Триоди. Затем – чтение двух паримий праздника (1-я – Исхода чтение: «Вни́де Моисе́й…»; 2-я – Притчей чтение: «Госпо́дь созда́ мя…»; с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») . Малая ектения, возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем…» . Поется Трисвятое, и далее Литургия свт. Иоанна Златоуста .

Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника.

Задостойник праздника – припев: «Благовеству́й, земле́…», и ирмос: «Яко одушевле́нному…».

Примечание. На трапезе разрешается рыба. «На трапе́зе утеше́ние бра́тии ве́лие: яди́м ры́бы, и пие́м вино́, в ки́йлюбо день случи́тся, еди́ножды днем, кроме́ суббо́ты и Неде́ли» (Типикон, 26 марта; ср.: Типикон, гл. 33).

Примечание. «Ве́домо бу́ди: Я́ко от днесь, ниже́ му́ченичен, ниже́ Богоро́дичен, ниже́ Осмогла́сник пое́тся, да́же до понеде́льника свята́го Фомы́» (Типикон, гл. 49, «В пяток ва́ий вечера», 2-е «зри»).

Титул святителя Тихона указан в соответствии с определением Поместного Собора 1917–1918 годов.

Стихира праздника, глас 8-й: «Да веселя́тся Небеса́...», на литии опускается и поется на стиховне утрени (ср.: Типикон, 25 марта).

По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.

Пение «Всякое дыхание...» перед хвалитными псалмами при чтении на утрене вседневного славословия является особенностью богослужения праздника Благовещения.

Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю...» поется: «Утверди, Боже...», является допустимой.

По пятницам Великого поста кафизм на 1-м и 9-м часах не бывает.

См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339.

Перед началом часов священнослужители, по традиции, совершают входные молитвы, облачаются и начинают проскомидию.

По Уставу, часы совершаются «без покло́нов». Отмена поклонов не распространяется на три поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина, поскольку совершение этих поклонов в праздник указано на 1-м часе и на изобразительных. «На коне́ц коего́ждо часа́ по три покло́ны вели́кия» предписывает Типикон и при совпадении Благовещения с Понедельником и Вторником Страстной седмицы, богослужение которых совершается по образцу великопостных служб (см. 26 марта, 12-я и 13-я Маркова глава). По мысли Устава, отмена поклонов на постовом богослужении не касается поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина. Например, в день Благовещения вечером «повече́рие пое́м ма́лое в притво́ре поско́ру, без покло́нов и кано́на, то́чию на Сла́ва в вы́шних... 3 покло́ны, и по Трисвято́м 3 покло́ны, и по Честне́йшую... 3 вели́кия покло́ны с моли́твою: Господи и Владыко... и про́чия 12-ть, и на после́днем Трисвято́м 3 покло́ны, и отпу́ст» (26 марта, 3-е «зри»). Похожее указание имеется о полунощнице в 1-й день св. Четыредесятницы: «пое́м полу́нощницу без покло́нов; то́чию по Честне́йшую Херуви́м... 3 покло́ны вели́кия, с моли́твою Го́споди и Влады́ко живота́ моего́... Сие́ же быва́ет в 1-й день то́чию. В про́чия же дни свята́го и вели́каго поста́ пое́м полу́нощницу всю с покло́ны» (Типикон, гл. 49).

Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем...».

О чтении Символа веры на изобразительных Типикон умалчивает, однако старопечатные Уставы в последовании изобразительных в праздник Благовещения назначают на «И ныне» – «Верую во Единаго Бога...» (см.: Устав. М., 1610. Л. 631 об.; Устав. М., 1634. Л. 64; Устав. М., 1641. Л. 550 об.; ср. также: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 601).

Если вечерня с Литургией свт. Иоанна Златоуста совершается в отдельном от часов и изобразительных богослужебном собрании, то после начального возгласа «Благословено Царство...» должно читаться обычное начало: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...» и проч. (ср. с богослужением Великого Четвертка). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 509–510.

Ср.: Типикон, 26 марта, 10-я Маркова глава: «О то́мже пра́зднице [Благовещения], а́ще случи́тся в суббо́ту Ла́зареву», 12-я Маркова глава: «А́ще случи́тся Благове́щение Пресвяты́я Богоро́дицы в Вели́кий Понеде́льник», 13-я Маркова глава: «О то́мже пра́зднице [Благове́щения], а́ще случи́тся в Вели́кий Вто́рник».

Мученичен Триоди, глас 8-й: «Му́ченицы Госпо́дни...», опускается.

См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 189–190. Стихиры Архангела, глас 1-й, не поются, потому что служба Архангела переносится на повечерие в среду 6-й седмицы поста вечером (см. 24 марта).

Если служат два диакона, то младший идет первым с кадилом, затем старший диакон с Евангелием.

См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 176–177.

Возглас «Яко Свят еси, Боже наш...» произносится на Литургии и тогда, когда она совершается с вечерней. По мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 388), в этом случае следует возглашать «Господи, спаси благочестивыя...». Порядок произношения «Господи, спаси благочестивыя...» такой же, как на Литургии, совершаемой без соединения с вечерней. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» в следующей редакции. Иерей – возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет то же. Иерей: «И услыши ны». Лик поет то же, и далее поет «Святый Боже...». (См.: Определения Священного Синода <о порядке возглашения «Господи, спаси благочестивыя...»>, заседание 17 июля 1997 г. // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 8. С. 15–16.)

Благовещение в Страстную субботу

Благовещение всегда отмечается 7 апреля, дата его неизменна. А даты Великого поста и Пасхи каждый год разные. В 2018 году Благовещение совпадает с днем Страстной субботы.

Благовещение – это день воспоминания о том, как Богоматерь узнала, что родит Христа, и что произойдет это чудесным способом – через сошествие на Нее Святого Духа.

Страстная суббота – это день воспоминания о том страшном моменте, когда Тело Христово находилось во Гробе, а Сам Он сошел в ад. Этот день еще называют днем тишины. Все уже позади – предательство, распятие, Крестная смерть. Теперь гроб запечатан, но происходит чудо, не видимое человеческому глазу: Христос выводит из ада праведников.

И то, и другое событие, отстоящие друг от друга на 33 года, удивительны и непостижимы. И в событиях Благовещения, и в событиях Великой субботы проглядывает уже неземной Свет Воскресения Христова. И совпадение Благовещения и Страстной субботы позволяет верующим глубже прочувствовать и понять путь, которым прошел Христос, а рядом с ним и Богоматерь, до Пасхи.

Что значит, если Благовещение выпадает на Страстную субботу?

Если Благовещение выпадает на Страстную субботу, это значит, что в этот день будет совершаться не Литургия Иоанна Златоуста, положенная в праздник даже в дни Великого поста, а Литургия Василия Великого, положенная в Великую Субботу. Литургия Василия Великого совершается всего лишь десять раз в году, в том числе и в день, предшествующий Пасхе. Даже такой значимый праздник, как Благовещение, не может поменять это установление. Богослужение Великой Субботы будет иметь особенности, связанные с выпавшим на этот день двунадесятым праздником.

Кроме того, если Благовещение выпадает на Страстную субботу, это значит, что в праздник нельзя будет поесть рыбы. По монастырскому уставу рыба разрешена два раза за пост – в Благовещение и в Вербное воскресенье. Но значение каждого дня Страстной седмицы столь велико, что в эти дни верующие соблюдают особо строгий пост.

Богослужение Благовещения в 2018 году отличается от обычного праздничного богослужения этого дня, так как соединено со службами Великой субботы.

Всенощное бдение вечером накануне не служится. Но на утрене (которая служится в пятницу вечером, обычно это богослужения Страстной пятницы называется “Утреня Великой субботы с Чином погребения плащаницы”) совершается полиелей (торжественная часть богослужения с пением псалмов), а каноны (тропари, объединенные одной тематикой) и фрагменты Евангелия прозвучат положенные как в Благовещение, так и в Великую субботу. Затем вокруг храма будет совершен крестный ход с Плащаницей, символизирующий погребение Христа.

На утреннем богослужении в субботу, как положено в последний предпасхальный день, прозвучат 15 паремий – отрывков из Священного Писания, содержащих пророчества и объяснения событий этого дня. Обычно в Благовещение совершается Литургия Иоанна Златоуста, но так как Страстная суббота – один из десяти дней в году, когда положена Литургия Василия Великого, то 7 апреля 2018 году будет совершаться именно она. На ней будут прочитаны Евангелие Великой субботы и Евангелие Праздника.

Еще одной особенностью богослужения Благовещения в 2018 году станет то, что все чтения и молитвы, обычно произносимые на солее, и Малый и Великий выходы на Литургии совершаются перед Плащаницей, которая находится с середины дня Страстной пятницы до Пасхального ночного богослужения в центре храма.Причастие Святых Христовых тайн тоже совершается перед Плащаницей. В конце службы верующие прикладываются к Плащанице, а не ко Кресту, как это бывает обычно.

По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников, но поскольку часто попадает на дни Вели¬кого Поста, то имеет только один день предпразднства и один день попразднства, совпадающий с отданием праздника.

Праздник бывает в дни Великого Поста или Светлой седмицы, от четверга 3 седмицы Великого Поста до среды Светлой седмицы (включительно).

Если Благовещение случится в Лазареву субботу, то оно не имеет попразднства. А если праздник Благовещения случится в Неделю Ваий, Страстную или Светлую седмицу, то он не имеет ни предпразднства, ни попразднства, а празднуется один день.
Особенности службы предпразднства см. в Типиконе под 24 марта, а для попразднства - под 26 марта.

Служба праздника Благовещения

Всенощное Бдение может начинаться великим повечерием (как праздник Рождества Христова), вечерней или утреней.
Великим повечерием всенощное бдение праздника Благовещения начинается тогда, когда накануне днем (т.е. 24 марта) была совершена вечерня (со входом и паремиями), отдельно или в соединении с Литургией Преждеосвященных даров (если праздник приходится на вторник, среду, четверг, пятницу или субботу Четыредесятницы, вторник, среду или четверг Страстной Седмицы).

Великой вечерней всенощное бдение начинается в том случае, если Благовещение случится в Недели и в понедельники Великого Поста, а также во все дни Светлой седмицы.

Утреней всенощное бдение начинается, если Благовещение случится в Великий Пяток (накануне, в четверг днем перед Литургией святого Василия Великого служится вечерня) и в Великую Субботу (накануне, в пятницу, вечерня совершается особо). Если Благовещение случится на Пасху (такое совпадение называется Кириопасха), то Пасхальная утреня имеет особенность: вместе с пасхальным каноном поется канон Благовещения, и после 6 песни полагается чтение Евангелия праздника Благовещения.

На благословении хлебов (на литии), на "Бог Господь" и в конце утрени поется тропарь праздника (гл. 4): "Днесь спасения нашего главизна (начало) и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил бла¬годать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою".

На утрене Благовещения всегда читается Евангелие, поются полиелей и величание. Исключением здесь являются:
Кириопасха - когда Благовещение случится в самый день Пасхи. На Светлой заутрене, перед великой ектенией на "Слава" и затем на "и ныне" поется тропарь Благовещения (2 раза). Полиелея и величания не бывает. Евангелие Благовещения читается на утрене после 6 песни канона (перед этим поется прокимен Благовещения). Канон праздника соединяется с пасхальным каноном.
Если Благовещение случится в Неделю Ваий, то после полиелея поется величание Благовещения, но прокимен - Недели Ваий, и Евангелие - Недели Ваий, а не Благовещения.
Если Благовещение случится в Великий Пяток, то на утрене читаются 12 дневных ("страстных") Евангелий. После седьмого дневного Евангелия бывает полиелей и величание праздника, а затем поются степенны: первый антифон 4-го гласа, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединяется с трипеснцем Великого Пятка.
Канон праздника, по обычаю, читается двумя чтецами (до 9-й песни): один читает тропари "Ангела", другой - "Богородицы". Тропари 9-й песни читаются одним чтецом с припевом, который поет хор.

По 8-й песни канона "Честнейшую Херувим", как правило, не поем, а поется припев и ирмос 9-й песни или одного праздника Благовещения (до Недели Ваий), или вместе с припевом и ирмосом Триоди (начиная с Недели Ваий и в Пасхальную седмицу). Исключением здесь является празднование Благовещения в Недели 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого Поста, когда по 8-й песни поется "Честнейшую Херувим".

Великое славословие Великим Постом чаще всего читается, а не поется - вне зависимости от праздника Благовещения (кроме суббот и воскресений). В Пасхальную седмицу и на Благовещение Великого славословия не положено. Если великое славословие читается, то в конце утрени бывает ектения "Помилуй нас, Боже" и совершаются три великих поклона с молитвой Ефрема Сирина (если они положены в эти дни Великого Поста).

Часы служатся вседневные (если Благовещение случится в одну из суббот или Недель Четыредесятницы, в Великий Четверг или Великую Субботу) или великопостные (в прочие дни Четыредесятницы и Страстной седмицы). Поклоны на великопостных часах бывают только на Первом часе и Изобразительных (по 3 великих поклона), а на Страстной седмице - на всех часах (также по 3 великих поклона).
Если Благовещение случится в Великий Пяток или Пасхальную седмицу, то часы совершаются те, которые положены в эти дни (т. е. соответственно Великие часы и пасхальные).

В самый день Благовещения совершается вечерня, которая соединяется с Литургией в те дни, когда на Благовещение совершаются великопостные часы, а также в четверг, пятницу и субботу Страстной Седмицы.

Если праздник Благовещения приходится на субботу или воскресенье 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого Поста или на Пасхальную седмицу, то вечерня совершается после Литургии, в свое время (вечером).

Литургия в праздник Благовещения всегда совершается или святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого. Литургия Преждеосвященных даров в день праздника Благовещения не совершается.

Литургия святого Василия Великого совершается в том случае, если праздник случится в дни, когда ее положено совершать, то есть в Недели Четыредесятницы (кроме Недели Ваий), в Великий Четверг и Великую Субботу. Литургия святого Иоанна Златоуста бывает в остальные дни, в том числе и в Великий Пяток (вслед за вечерней). На Литургии в праздник Благовещения вместо "Достойно" поется задостойник праздника (припев и ирмос 9 песни, которые заменяют "Честнейшую Херувим"). Но если Благовещение случится в Великий Четверг или Великую Субботу, то на Литургии святого Василия Великого поется задостойник не праздника, а дня (в Великий Четверг - "Странствия Владычня"; в Великую Субботу - "Не рыдай Мене, Мати"). Задостойник праздника ("Яко одушевленному Божию кивоту") с припевом поется только в случае, если служба совершается в хра¬ме Благовещения.

Задостойник: припев - "Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию Славу!" и ирмос 9-й песни: "Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных (непосвященных); устне же верных Богоро¬дице немолчно глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою".

Более подробные сведения о Богослужении этого праздника в соединении с другими празднованиями определяются в специальном разделе Типикона, который называется "Марковы главы".

Благовещение Пресвятой Богородицы.

Событие праздника.

Когда настало время Сыну Божию соделаться человеком, в целом мире не было святее и достойнее Девы Марии»бесплотного воплоти Бога и послужити таинству спасения нашего». Живя в обители храма Иерусалимского до совершеннолетия и непрестанно упражняясь в Богомыслии, молитве и чтении книг Божественных, св. Дева, по сказанию отцов Церкви, знала о приближавшемся времени пришествия обетованного Мессии не только из пророчеств, но и по непосредственному откровению от Бога, благоволившего предвозвестить ее о воплощении от нее Сына Божия еще во время пребывания ее во храме Иерусалимском.

Незадолго до Благовещения, по преданию около 4 месяцев, св. Дева обручена была праведному Иосифу, чтобы он был защитником и свидетелем ее целомудрия и чтобы ее священное девство не казалось осуждением брака. По обручении она жила в доме Иосифа в галилейском городе Назарете. Предание говорит:«И был Иосиф святый мнимый ее муж (Лк. 3, 23), целомудренный хранитель девства ея, и служитель девическому житию, великия святыни исполненному. В доме своего обрученника пречистая Дева не изменила прежнего своего жития, которое вела во Святая святых. Она ни в чем ином упражнялась, как только в молитве, в чтении Божественных книг и в обычном приличном рукоделии. Для нее дом Иосифов был как храм молитвенный, из коего она никуда не выходила и ни с кем не беседовала, разве с дочерьми Иосифа».

В галилейский город Назарет, в дом Иосифа, ко св. Деве Марии, в 6 месяц по зачатии Иоанна Крестителя, послан был Архангел Гавриил возвестить ей тайну воплощения от нее Бога Слова. Радуйся благодатная: Господь с тобою: благословенна ты в женах, - приветствовал ее небесный вестник словами, которые Церковь ныне ежедневно повторяет в молитве:«Богородице Дево, радуйся!»

Пред явлением Архангела св. Дева пребывала в молчании, упражняясь в чтении Писания и в Богомыслии. Она же, видевши Архангела, смутися о словеси его, и помышляше, каково будет целование (приветствие) сие. Не бойся Мариам, обрела бо ecu благодать у Бога, сказал ей Архангел. И се зачнеши во чреве и родиши сына и нарсчеши имя ему Иисус. Сей будет велий, и Сын вышняго наречется: и даст ему Господь Бог престол Давида отца его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию его не будет конца. Како будет сие, идеже мужа не знаю, спросила Дева? Дух Святый найдет на тя, сказал Архангел, и сила Вышняго осенит тя: тем же и рождаемое свято, наречется Сын Божий. И се Елисавет южика твоя, и та зачат сына в старости своей: и се месяц шестый есть ей нарицаемый неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол. Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему, отвечала Архангелу смиренная и совершенно преданная в волю Божию Дева (Лк. 1, 26–38). Так»Архангеловым гласом отгнано погибельное слово диавола - искусителя праматери Евы!».

После Благовещения Мария пошла к родственнице своей, праведной Елисавете, и истица тайны Благовещения открылась при свидании их. Когда, пришед в дом Захариин, благодатная Дева приветствовала Елисавету, благодать Св. Духа исполнила ее, и ее младенца. Во чреве Елисаветы взыгрался младенец радостью и исповедал воплотившегося Господа, а мать, исполнясь Духа Святого, в чувстве святейшего восторга назвала Марию благословенною в женах, матерью Господа, блаженною: благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего. И откуда мне сие, да прииде мати Господа моего ко мне: блаженна веровавшая! Мария ответствовала Елисавете пророчественными словами смиренного благодарения Богу: величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем: яко призре на смирение рабы своея: се бо отныне ублажать мя ecu роди (Лк. 1, 39–55).

Наименование и древность праздника.

В воспоминание Архангельского Благовещения Пресвятой Деве Прав. Церковь ежегодно совершает праздник, который, согласно со словами благовестника Пресвятой Деве Марии: радуйся благодатная, и сообразно с тою радостью, какою сопровождалось благовестие о воплощении Сына Божия (Лк. 1, 28. 41. 44. 47), назван Благовещением Богородицы.«Куда обрадованная Благовещением Мария ни приходила, там все исполнялось радости», - говорит св. Златоуст.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы начался с первых времен христианской Церкви. О древности его свидетельствуют в своих поучениях, произнесенных в этот праздник, св. Отцы: 3 века св. Григорий неокесарийский, 4–ro века св. Афанасий александрийский, св. Иоанн Златоуст, блаженные Иероним и Августин и другие. Иероним пишет, что в Назарете, на том самом месте, где Архангел благовествовал Деве Марии о зачатии от нее Спасителя, сооружен был храм в память Благовещения Богородицы. Августин говорит:«Предками предано Церкви, что воплощение совершилось 25 марта». И без сомнения, по этому преданию день Благовещения был праздником от времен Апостольских, согласно с Евангелием, которое изображает событие Благовещения высоким праздником в доме Иосифа и Захарии.

Св. Отцы Церкви в своих писаниях объясняют и то, почему Сын Божий благоволил воплотиться в 25 день марта (как называют его римляне). Христос воплотился в утробе Девы в 25 день марта потому, отвечает св. Афанасий, что в этот день первоначально Бог создал человека. Св. Анастасий, архиепископ антиохийский, писатель 6–го века, основываясь на предании, говорит»что сотворение человека было в 25 день марта; а поэтому и Гавриил в этот день послан был благовестить Деве нетленное от нее воплощение Спасителя и предвозвестить ей имеющее совершиться чрез нее спасение человеков. Ибо прилично, чтобы согрешивший и воссоздан был в такое же время, в какое создан». В 5 веке Анатолий константинопольский, в 7 Андрей иерусалимский, в 8 св. Дамаскин, в 9 Феофан и другие написали многие хвалебные песни на день Благовещения Богородицы, которыми ныне Церковь прославляет событие Благовещения.

Важность праздника.

День Благовещения есть древний, великий, дванадесятый праздник вселенской Церкви. Событие Благовещения изображается в Евангелии высочайшим, всемирным, всерадостным, вечным, божественным. По словам Церкви, оно есть главизна нашего спасения, явление таинства от века предопределенного, исполнение благословения, данного Богом Аврааму, Исааку, Иакову, Давиду. В настоящий день благословенная в женах зачала Семя благословения для всех племен земных (Быт. 23, 18). В настоящий день Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин. 1, 14); Бог соединился с человеками и все преобразования и пророчества ветхозаветные об этом благодатном и обетованном событии в лице Пресвятой Девы Марии исполнились. В настоящий день она действительно сделалась раем, как поет Церковь:«Тайн еси, Богородице, рай». Она зачала и произрастила благословенный плод - Христа Бога нашего, плотию и кровию Коего питаются верующие для жизни вечной. Лествицею, виденною Иаковым, коею снишел с небес Сын Божий для спасения мира (Быт. 28, 11–17). Чермным морем, в коем, как славословит Церковь,«неискусобрачныя невесты образ написася иногда: тамо Моисей, разделитель воды, здеже Гавриил, служитель чудесе, тогда глубину шествова немокренно Израиль, ныне же Христа роди бессеменно Дева. Море, по прошествии Израилеве, пребысть непроходно: непорочная, по рождестве Еммануилеве, пребысть нетленна». Купиною, в коей Господь»Моисею Девы чудо на Синайской горе прообразил», как произносит Церковь. Купина, горевшая огнем, но не сгоравшая, прообразовала приснодевственную Марию; и как купина освятилась снисшествием Господа (Исх. 3, 5) так сама Богоматерь, чрез воплощение от нее Сына Божия, сделалась честнейшею Херувимов. Столпом огненным и облачным. Древле в этом столпе сам Бог руководил израильтян в пустыне (Исх. 13, 21), так Пресвятая Дева Мария носила в себе Бога, руководящего всех в землю вечного наследия. Скинею свидения, селением Бога и ее существенными принадлежностями, как то: кивотом завета, златою стамною, носящею манну плоти и крови Сына Божия, которыми питаются и оживотворяются верующие; чудодейственным жезлом, из коего произник благоухающий цвет - Христос Господь; одушевленным престолом Вседержителя, пред которым с благоговением предстоят Херувимы; златым свещником, - от коего воссиял истинный свет всему миру (Евр. 9, 1–9); Руном, на которое низошла роса небесная, когда вся земля была суха от беззаконий (Суд. 6, 37–40); вратами храма, виденного Иезекиилем. Сия врата заключений будут, и неотверзутся, и никтоже пройдет ими; яко Господь Бог Израилев пройдет ими и будут заключенна (44, 2) и проч.

Сообразно со словами Евангелия прославляют событие Благовещения св. отцы в своих писаниях и Церковь в своих песнопениях и постановлениях на праздник Благовещения. Св. Афанасий Великий называет этот праздник господским.

Продолжение и богослужение праздника.

Праздник Благовещения бывает и продолжается различно: начинаясь с четверга 3–й недели Великого поста восходит до среды Светлой седмицы. Если случится прежде Лазаревой субботы: продолжается три дня; если в эту субботу, то - два дня с одним предпразднеством; если же в седмицу страстную или светлую: то один день.

богослужение в праздник Благовещения Церковь начинает всенощным бдением, на великом повечерии которого прославляет, как и во дни Рождества Христова и Богоявления, воплощение Божества в человечестве пением пророческих слов: С нами Бог. Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог. Евангелие на всенощном благовествует о событии Благовещения и есть то же, которое произносится на всенощном в праздники Рождества и Введения Богородицы. Пред Литургиею в день Благовещения установлено исходить»со кресты с литиею вне монастыря»в знак особенного умилостивления Бога и торжества. Праздник Благовещения большею частью бывает в Великий пост, во дни коего совершается по Уставу Прав. Церкви иногда Литургия св. Иоанна Златоуста, иногда св. Василия Великого, а иногда Литургия Преждеосвященных даров. Шестой Вселенский Собор, бывший в 691 году, 52–м правилом определил не совершать в праздник Благовещения, в какой бы день Великого поста ни случился он, Литургии Преждеосвященных даров и тем показал величие праздника. Апостол на Литургии возвещает нам о истинном соединении Божества и человечества в лице воплотившегося Сына Божия. Понеже дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися тех же, да смертию упразднит имущего державу смерти, сиречь диавола (Евр. 2, 11–18). Евангелие благовествует о событии воплощения (Лк. 1, 24–38).

По великому торжеству Благовещения празднование ему не отлагается даже на Пасху, и самый пост ослабляется, если это торжество случится в св. Четыредесятницу. На другой день праздника Благовещения Церковь с благодарными песнями собирается для богослужения в честь Архангела Гавриила, - благовестника Марии о воплощении от нее Сына Божия.

Поучительность праздника.

Праздник Благовещения, служа ко славе воплощения Бога Слова, между прочим прославляет нераздельное и неслиянное соединение двух естеств во Иисусе Христе.«Мы проповедуем, - говорит св. Афанасий Великий, - не только воплощение, но с воплощением и вочеловечение Сына Божия, дабы не показаться, что мы, подобно нечестивым лжеучителям, принимаем воплощение Его за бездушное и неразумное. Говоря о воплощении и вочеловечении, мы приемлем и плоть и означаем душу разумную». Церковь в день Благовещения поет при богослужении:«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает»и проч.

Примером Пресвятой Девы праздник Благовещения, свидетельствуя о соединении Божества с человечеством, научает нас высокому смирению и непоколебимой вере при непостижимых тайнах Слова Божия, умудряющего нас во спасение. В словах благовестника Пресвятой Деве изображается чудное сочетание человеческого и божественного, земного и небесного, временного и вечного, - сочетание непостижимое для ума человеческого. Архангел говорил Деве: се зачнеши во чреве, и родиши сына и наречеши имя ему Иисус. Здесь слова Архангела указывают на человеческое рождение. Но Сей будет ее велий и Сын Вышняго наречется, - здесь слова благовестника обращены к Божеству Воплощающегося. И даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, - здесь опять слова о видимом наследии престола Давидова. И воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию его не будет конца, - здесь напротив слова о царстве духовном и вечном. Какое непостижимое соединение Божества и человечества! В объяснение сей недомыслимой тайны благовестник присовокупил только, что воплощение совершится наитием и осенением Духа Святого, - всемогущею благодатию Божиею, и Пресвятая Дева со смирением и верою приняла небесные глаголы. В простоте смирения и веры своей соделалась высочайшим орудием воплощения для Невместимого, невестою неневестною. Высоко смирение! Божественна вера! Блаженна веровавшая.

Св. Дмитрий, митрополит ростовский, размышляет:«Послан бысть Ангел во град галилейский, ему же имя Назарет. Галилея была страна языческая, хотя отчасти населена и израильтянами: однако более язычниками; поэтому и в Писании говорится о ней: Галилея язык (Мф. 4, 15). И это страна у израильтян была в презрении, как населенная грешными людьми, иноязычными и неверными. Иудеи с упреком говорили о Галилее: испытай и вижд, яко пророк от Галилеи не приходит (Ин. 7, 52). Также и Назарет, город галилейский, был у них в уничижении; они говорили о нем: от Назарета может ли что добро быти (Ин. 1, 46). Но посмотрите Божие изволение: где Господь восхотел иметь пречистую Себе Матерь: не в стране иудейской, ни во святом великом городе Иерусалиме, но в грешной Галилее и в малом Назарете, да покажет, что Он грешных ради пришел на землю: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мк. 2, 17), и от неверных верную себе собрать Церковь; и что Он на смиренных и уничиженных призирает милостиво, а не на гордых и славных. И в малом городе Назарете избирает Себе в сем мире последнейшее место, и смиряется даже до рабия зрака (Флп. 2, 7). Малый город был Назарет, но сколь великой благодати сподобился, какой не удостоились все прочие израильские, великие, до небес возносящиеся, грады! В Назарете малом обитала высшая всех святых Ангелов Дева; туда Гавриил посылается, там Дух Святый ее осеняет, там Бог Слово воплощается: ибо где смирение, там и слава Божия воссияет. Гордые враждебны Христу, смиренные же приятны Ему».

Из книги Проповеди 2 автора Смирнов протоиерей Димитрий

Всенощное бдение под Благовещение Пресвятой Богородицы Двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает в этом году с Великим Четвертком, когда мы вспоминаем Тайную вечерю, которую совершил Христос со Своими учениками. Благовещение есть "спасения

Из книги Жития Святых - месяц март автора Ростовский Димитрий

Из книги Беседы автора Сербский Николай Велимирович

Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие архангела Гавриила Лк., 3 зач., 1:24-38. Солнце отражается в чистых водах, а небо - в чистом сердце.Много обителей у Бога Духа Святаго в этой пространной вселенной, но чистое сердце человеческое есть обитель Его величайшей радости.

Из книги Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви автора

Благовещение Пресвятой Богородицы. Событие праздника.Когда настало время Сыну Божию соделаться человеком, в целом мире не было святее и достойнее Девы Марии»бесплотного воплоти Бога и послужити таинству спасения нашего». Живя в обители храма Иерусалимского до

Из книги Принесем Тебе любовь нашу. Беседы во дни Великого Поста автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Слово в Великую Пятницу и Благовещение Пресвятой Богородицы Альфа и Омега В Откровении о последних судьбах мира, которое получил ап. Иоанн Богослов в своей ссылке на острове Патмосе, ему явился Господь наш Иисус Христос в Божественной славе и силе и сказал: Я есмъ Альфа

Из книги Служебник автора Адаменко Василий Иванович

Слова на Благовещение Пресвятой Богородицы I. Не тщетна вера наша «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует». Ныне исполнилось великое таинство веры нашей христианской, исполнилось то, о

Из книги Православные праздники автора Исаева Елена Львовна

Из книги Мысли об иконе автора (Круг) Григорий

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ 25 марта/7 апреля Древние христиане называли праздник Благовещения Зачатием Христа и Началом искупления до тех пор, пока в VII в. ему не было присвоено то название, которое существует в настоящее время. Упоминания об этом празднике

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Благовещение Пресвятой Богородицы Какую Ти принесу похвалу достойную, что же возыменую Тя! Недоумеваю и ужасаюся.Благовещении совершилось Таинство, превышающее всякие границы человеческого сознания, - вочеловечение Божие. Второе Лицо Святой Троицы, Бог неописанным

Из книги Евангелие в памятниках иконографии автора Покровский Николай Васильевич

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы Когда наступила полнота времени и приближалось время избавления рода человеческого чрез Божественное вочеловечение, долженствовало, чтобы нашлась такая чистая, непорочная и святая дева, которая бы достойна была воплотить

Из книги Самые главные молитвы и праздники автора Автор неизвестен

Глава 1 БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Памятники искусства катакомбного не представляют ни одного вполне ясного изображения благовещения Пресвятой Богородицы. Предполагаемое изображение благовещения во фресках катакомб Домитиллы оказалось, по тщательном

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреляОдиннадцать лет жила Пресвятая Дева Мария при Иерусалимском храме, куда привели Ее родители трехлетней девочкой. Она удивляла всех необыкновенной скромностью, добротой, прилежанием к труду и молитве.Сам Бог чудесным образом

Из книги Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы автора Мудрова Анна Юрьевна

25 марта Благовещение Пресвятой Богородицы Тропарь, гл. 4Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем-же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся благодатная, Господь с Тобою.Кондак, гл. 8

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Благовещение Пресвятой Богородицы Благовещение Пресвятой Богородицы – это христианский праздник, посвященный воспоминанию возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от нее Бога Слова. Празднуется 25 марта (7 апреля по новому стилю). В Православной

Из книги Православный храм и богослужение [Нравственные нормы православия] автора Михалицын Павел Евгеньевич

Благовещение Пресвятой Богородицы Благовещение Пресвятой Деве Марии празднуется Православною Церковью 7-го апреля. Первые упоминания о праздновании Благовещения относятся к III веку.Обстоятельства Благовещения описаны в Евангелии от Луки (Лк. 1.26–38).Когда наступило

Из книги автора

Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (Лк. 1, 26–38).У древних христиан этот праздник назывался по-разному: Зачатие Христа, Благовещение

Отмечается ежегодно 7 апреля. Дата этого церковного праздника неизменна, а даты Великого поста и Пасхи — переходящие. В 2018 году Благовещение выпадает на Страстную субботу.

Благовещение — это день воспоминания о том, как Богоматерь узнала, что родит Господа нашего Иисуса Христа, и что произойдет это чудесным способом — через сошествие на Нее Святого Духа.

Страстная суббота — это день воспоминания о том страшном моменте, когда Тело Христово находилось во Гробе, а Сам Он сошел в ад. Этот день еще называют днем тишины. Все уже позади — предательство, распятие. Крестная смерть. Теперь гроб запечатан, но происходит чудо, невидимое человеческому глазу: Христос выводит из ада праведников.

И то, и другое событие, отстоящие друг от друга на 33 года, удивительны и непостижимы. И в событиях Благовещения, и в событиях Великой субботы проглядывает уже неземной Свет Воскресения Христова. И совпадение Благовещения и Страстной субботы позволяет верующим глубже прочувствовать и понять путь до Пасхи, которым прошли Христос и Богоматерь.

Что значит, если Благовещение выпадает на Страстную субботу?

Если Благовещение выпадает на Страстную субботу, это значит, что в этот день будет совершаться не Литургия святителя Иоанна Златоуста, положенная в праздник даже в дни Великого поста, а Литургия святителя Василия Великого, положенная в Великую Субботу. Литургия Василия Великого совершается всего лишь десять раз в году, в том числе и в день, предшествующий Пасхе. Даже такой значимый праздник, как Благовещение, не может поменять это установление. Богослужение Великой Субботы будет иметь особенности, связанные с выпавшим на этот день двунадесятым праздником.

Искать мистическое значение в том, что Благовещение выпало на Страстную субботу, не стоит. Светлое Христово Воскресение может выпасть на любой день в период с 4 апреля по 8 мая. При ранней Пасхе Благовещение может выпасть как на Страстную, так и на Светлую седмицы, и это значит лишь, что богослужение в этот день будет иметь свои особенности, связанные с двойным значением этого дня.

Что можно есть, если Благовещение выпадает на Страстную субботу?

Благовещение — это один из двух дней Великого поста, когда на монастырской трапезе разрешается рыба. Но если праздник выпадает на один из дней Страстной седмицы, то трапеза в этот день непраздничная, и рыбу не вкушают.

Можно ли печь куличи в Благовещение?

Печь куличи в Благовещение можно, но важно, чтобы бытовые хлопоты не заняли место богослужения. В церковные праздники христианину важно проживать вместе со всей Церковью события, которым они посвящены. Именно поэтому существует мнение, что в церковные праздники нельзя работать, заниматься хозяйством и уборкой, печь, мыть посуду. На самом деле никаких строжайших запретов не существует: Церковь лишь призывает своих чад не пропускать праздничные богослужения. Если же у верующего нет возможности посетить храм, то он может молиться и читать Евангелие дома.

На богослужении в храме в Благовещение вспоминается, как Дева Мария получила известие о том, что Она станет Матерью Самого Сына Божия. Вероятно, у Нее тоже были какие-то хозяйственные хлопоты, но перед Ней явился Архангел, и сообщил весть, которая изменила ход человеческой истории. Значение этой новости столь велико, что и через две тысячи лет мы не можем не обратить на нее внимания, занявшись своими бытовыми делами.

Куличи можно купить или испечь заранее. Многие верующие люди стараются сделать это в начале Страстной недели, чтобы иметь возможность посетить все главные богослужения, начиная с Великого четверга, ведь общую церковную молитву вряд ли можно заменить чем-то другим.

По материалам православных интернет-сайтов




Самое обсуждаемое
Шкатулка в форме сердца из картона и ткани: мастерим «с нуля» своими руками Шкатулка для рукоделия своими руками из коробки и ткани Шкатулка в форме сердца из картона и ткани: мастерим «с нуля» своими руками Шкатулка для рукоделия своими руками из коробки и ткани
Важность помазка для бритья: как использовать и какой выбрать, делаем кисточку своими руками Важность помазка для бритья: как использовать и какой выбрать, делаем кисточку своими руками
Как связать красивые тапочки спицами и крючком? Как связать красивые тапочки спицами и крючком?


top