Тренируем память для детей 6 7 лет. Методики развития памяти у детей разного возраста

Тренируем память для детей 6 7 лет. Методики развития памяти у детей разного возраста

Дошкольный возраст - время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими функциями, является первоочередной задачей родителей, актуальность которой нельзя переоценить.

Память - когнитивный процесс, который заключается в фиксации воспринимаемого опыта, удержании его в состоянии активного внимания некоторое время с возможностью воспроизвести позже, включающий процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.

Нейрофизиологическая суть памяти - образование устойчивых нейронных связей (синапсов) в коре больших полушарий головного мозга.

Различают такие виды памяти, как:

  • непроизвольная - впечатления, обычно окрашенные яркими эмоциями, сохраняются сами собой;
  • произвольная - подключается волевой компонент, ассоциации.

Воспоминания, ассоциирующиеся с разными областями жизни, могут быть запечатлены в нейронах, расположенных поблизости в коре головного мозга: воспоминание о запахе какао находится рядом с картинами пребывания в детском саду, вот почему этот запах вызывает в сознании образы, связанные с этим жизненным периодом. Наоборот: зеленый цвет ассоциируется с елкой, поэтому информация обо всем зеленом находится рядом с воспоминаниями о елках. Пример условный, но именно так работают ассоциации. Считается, что способность к произвольному запоминанию закладывается в дошкольном возрасте, что в дальнейшем сказывается на учебе и формировании личности.

Существует врожденная способность к запоминанию, обусловленная природной пластичностью мозговой ткани («мнема») — механическая, или непосредственная память. Эту характеристику реально усовершенствовать с помощью мнемонических приемов, разных способов усвоения информации. Развитием культурной памяти можно заниматься в течение всей жизни, но лучше других работают приемы, изученные в детском возрасте.

По продолжительности сохранения информации память подразделяется на два вида:

  • Кратковременная - запоминание на короткий (несколько минут) срок, быстрое забывание. Например, цифр при устном счете, отрывка текста при конспектировании, письме под диктовку, людей в помещении, где находились только что. Такая информация долго не хранится, через некоторое время стирается.
  • Долговременная - откладывание воспоминаний, информации, впечатлений, навыков на длительный срок. Помогает накапливать и объединять жизненный опыт, формирующий личность человека. Бывает механической, либо смысловой (ассоциативной).

По ведущему анализатору память подразделяется на следующие виды:

  • зрительная - запоминание видимых образов;
  • слуховая - запоминание услышанного;
  • тактильная, моторная (двигательная) - запоминание ощущений и движений;
  • эмоциональная - запечатление ярких эмоций;
  • вербально-логическая - усваиваются речевые конструкции, смысловые связи.

В процессе участвуют одновременно несколько видов, редко только один из них.

Особенности памяти детей дошкольного возраста

Дошкольным считается период с 4 до 6-7 лет. В этом возрасте дети хорошо говорят, способны к построению сложных предложений, их внимание, мышление активно развиваются, появляется способность к анализу. Мыслительные способности развиваются по мере подготовке ребенка к школе, особенно если родители готовят его целенаправленно, и в первый школьный год, чтобы осилить многократно возросшие умственные нагрузки. Особенности развития памяти в этот период заключаются в быстром формировании волевого компонента, произвольного запоминания.

У младших дошкольников преобладает образная память: они запоминают то, что их наиболее сильно впечатлило. Выделяют несущественные, но яркие признаки предмета, а важные, но не столь заметные, могут оставить без внимания.

Формирование навыков мелкой моторики способствует развитию двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста. При частом выполнении определенных действий достигается их автоматизация. Будущий первоклассник учится шить, вырезать ножницами сложные детали из бумаги, рисовать, лепить. Развивается крупная моторика: малыш способен выучить игровые, танцевальные движения, успевая наблюдать за другими, координировать свои действия с ними.

С большой продуктивностью происходит в этот период освоение речевой функции. В четыре-пять лет большинство детей умеют читать, слушают рассказы, сказки, воспроизводят услышанный текст своими словами, связно выражают свои мысли, читают наизусть небольшие стихи. Эта способность развивается в общении со взрослыми и сверстниками.

Развитие памяти у дошкольников начинается с непроизвольного запоминания. Если стишок или рассказ эмоционально окрашен, он легко запомнится ребенку. Все необычное, что встречается в жизни, быстро откладывается в голове на долгий срок. С четырехлетнего возраста малыш учится подключать к запоминанию волевой компонент, можно начинать развивать его произвольную память. Возникает самоконтроль, постепенно дошкольник сам учится запоминать информацию, которая пригодится в будущем.

У подрастающего человека формируется личный опыт на основе запоминания событий и связанных с ними переживаний. Этим опытом малыш делится с другими, связно рассказывая о нем: интересное путешествие, поход в зоопарк, обида, болезненные ощущения при посещении врача - все подобные яркие впечатления сохраняются на долгий срок.

Непроизвольная память развивается в результате регулярных наблюдений, например, за живой природой, поэтому желательно акцентировать внимание на таких вещах. Произвольная быстрее формируется, если часто побуждать дошкольника воспроизводить накопленный опыт: учить играть, сочинять и рассказывать истории, запоминать стихи, песни, сказки.

Особенности усвоения материала дошкольниками

Произвольное запоминание у детей до 7 лет зависит от следующих факторов:

  • содержания предложенного материала: насколько он интересен, вызывает ли эмоции, как подается;
  • процесса обучения: должна быть определенная логика, понятная для сознания ребенка и легко откладывающаяся в голове надолго;
  • мотивация: необходимо объяснить, для чего эти знания понадобятся в будущем;
  • контроль долговременного запоминания: нужно проверять степень усвоения материала по прошествии времени.

Важно помнить, что у дошкольника ведущей формой деятельности, по Л.С.Выготскому, является игровая, поэтому запоминание должно происходить в процессе игры. Не стоит доводить до утомления и потери интереса, это приведет к обратному результату.

Методики для развития зрительной памяти

«Фотоаппараты»

Ребенку показывают рисунок в течение нескольких секунд и дают задание «побыть фотоаппаратом»: подробно его запомнить. Затем убирают и просят рассказать об увиденном, стараясь вспомнить как можно больше подробностей. Снова показывают рисунок, проверяют, что было воспроизведено правильно, а что забыли. Если малышу сложно выполнить задание, нужно сказать: «Постарайся, пожалуйста, в следующий раз запомнить больше». Разговаривать с ним нужно доброжелательно, не ругать его, если что-то не получается. Эта рекомендация применима ко всем играм и развивающим техникам.

«Найди различия»

Испытуемому показывают две почти одинаковые картинки, где различаются несколько элементов, которые необходимо обнаружить. Первой показывают картинку, где присутствуют все элементы, ее предлагают запомнить, второй - картинку, где некоторые детали отсутствуют. Постепенно ребенок учится точно запоминать рисунок в мельчайших подробностях, находить различия очень быстро.

«Чего не хватает?»

Упражнение, похожее по смыслу на предыдущее, но другое по форме. Показывают набор мелких предметов, лежащих на столе (камешки, украшения, игрушки из киндер-сюрприза и т.д), предлагают посмотреть несколько секунд и запомнить. Затем предметы накрывают платком, ребенка просят закрыть глаза или отвернуться, в это время один предмет убирают. После чего разрешают открыть глаза, снова показывают предметы. Нужно правильно ответить, какой из них отсутствует.

«Что изменилось?»

Эта игра для группы детей. Одного из них ведущий просит встать и подойти к нему, а остальных - посмотреть на него в течение нескольких секунд и запомнить хорошенько. Ведущий выводит малыша за дверь и что-нибудь меняет в его внешности, не особенно заметное: надевает или снимает украшение, завязывает бантик, расчесывает волосы на другой пробор, просит расстегнуть пуговицу. После чего ребенок возвращается к остальным детям, которые должны угадать, что изменилось. Можно сделать игру командной, присваивать каждой команде баллы за внимательность.

«Опиши соседа»

Игра подходит для занятий с детьми, сидящими рядом, например, в детском саду. Ребятам дают задание - посмотреть на соседа короткое время, отвернуться и по памяти описать его. В свою очередь, сосед делает то же самое. Выигрывает тот, кто назвал больше всего подробностей.

«Таблицы Шульте»

Методика, используемая психологами для определения переключаемости внимания. Ее можно использовать для развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Детям показываются таблички с буквами, цифрами или простыми рисунками, предлагается посмотреть на табличку некоторое время, а затем воспроизвести то, что запомнили.

Развитие ассоциативной памяти

Малышу показывают предмет (например, мяч) и предлагают рассказать, какой он: красный, яркий, большой, прыгучий, гладкий, резиновый. Это несложное упражнение, но надежно формирующее ассоциативные связи. Можно повторять его часто, с разными предметами, которые ребенок встречает везде - дома, на улице, в детском саду. Такая игра к тому же развивает наблюдательность.

«Я знаю пять…»

Игра с мячом, подходит больше для девочек. При этом берут в руки мяч, отбивают его от пола, повторяя при этом: «Я - знаю - пять - имен - мальчиков: Коля - раз, Петя - два, Ваня - три, Леша - четыре, Игорь - пять…» и так далее. Повторять можно с чем угодно: пять имен девочек, пять названий городов, пять названий рек, пять домашних животных и тому подобное. Игра также развивает способности к обобщению и синтезу.

«Сравнение предметов»

Ребенку предлагают два или больше предметов, о которых нужно рассказать, что в них общего, а что различается. Это упражнение, кроме основной задачи, развивает способности к сравнительному анализу и синтезу.

Развитие моторной и тактильной памяти

«Кукловод»

Малыша просят закрыть глаза, затем ведущий, придерживая его сзади за плечи, проводит по некому заранее выбранному маршруту, например: три шага вправо, два влево, шаг назад, два вперед. Открыв глаза, ребенок должен самостоятельно повторить движения. Начинать можно с несложной последовательности, постепенно увеличивать маршрут, усложнять задания.

«Графический диктант»

Упражнение связано как со зрительным запоминанием, так и с мелкой моторикой. Взрослый рисует узор на доске или в тетради, предлагая детям воспроизвести его. Можно начать с простых, постепенно переходить ко все более сложным заданиям (увеличивать количество цветов, сложность самого узора, изменять ритмичность рисунка и т.д)

Это упражнение похоже на предыдущее, но здесь испытуемым сначала предъявляется некий рисунок, состоящий из нескольких частей, предлагается посмотреть на него и запомнить, а затем воспроизвести определенную его часть.

Например, на рисунке изображены три кота - нарисовать второго кота. Два дерева - нарисовать то, что справа, и так далее.

«Делай, как я».

Ребенок и ведущий берут себе каждый по 6 спичек. Вначале ведущий выкладывает из спичек любой рисунок или узор, потом показывает его на пару секунд, а ребенок должен его повторить. Если играют двое детей, то они могут поменяться ролями. Постепенно количество спичек увеличивается до 12-15.

«Геометрические фигуры»

Для этой игры нужен набор геометрических фигур или других простых предметов и мешочек, в который они будут сложены. Ведущий по очереди называет фигуры, а дети на ощупь находят их в мешочке, выкладывая по порядку перед собой на стол.

Развитие слуховой и вербальной памяти

«Метод десяти слов»

Этот метод используют для проверки развития кратковременной памяти у младших школьников, но он может быть использован и для тренировок с целью увеличения ее объема. Ребенку предлагают запомнить, затем читают в умеренном темпе десять слов, после каждого делая небольшую паузу, потом предлагают вслух воспроизвести их.

Заучивание стихов и песен. Как правило, песни с короткими куплетами и повторяющимся припевом легче запоминаются, особенно песни из любимых мультфильмов, которые поет сказочный персонаж и т. д. Также надо предлагать малышу запоминать свой собственный адрес, имена родственников, знакомых, дни рождения.

Нарушения памяти и их причины

К нарушениям развития памяти приводят: родовые травмы, недоразвитие одного или нескольких отделов мозга, экзогенные факторы - последствия травм, перенесенных в ранний период жизни инфекций, интоксикаций, а также психические заболевания. Возможен целый комплекс неблагоприятных условий: напряженная обстановка в семье, конфликты со сверстниками, общая ослабленность организма из-за частых ОРЗ, гиповитаминоз, педагогическая запущенность.

Нарушения памяти проявляются как гипомнезия - ухудшение процессов запоминания и воспроизведения, либо амнезия - выпадение отдельных моментов из памяти.

Недостаточность развития произвольной памяти у младших школьников выявляет детский психолог или нейропсихолог с помощью специальных тестов, и при необходимости отправляет на обследование к врачу-неврологу. Составляется коррекционная программа, цель которой - улучшение когнитивных функций при помощи развивающих занятий. Затем проводится повторное исследование - проверяют снова тот же показатель для выявления эффективности проведенной работы.

При коррекции нарушенного вида памяти надо опираться на другие ее виды, которые у малыша сохранны:

  • слуховая - больше читать вслух;
  • зрительная - использовать наглядные средства;
  • моторная - записывать или зарисовывать. Также необходимо добиваться понимания смысла запоминаемого, а не механического зазубривания.

Очень полезно использовать так называемые мнемонические приемы:

Группировка материала

Изучаемый материал разделяется на классы или группы. Это позволяет значительно снизить нагрузку - во столько раз, на сколько групп подразделяется материал.

Ассоциации

Дают возможность легче запоминать материал, связывая его с уже известным.

Схематический образ

Для запоминания материала делается его схематический рисунок, используется моторное, зрительное запоминание, устанавливается логическая цепочка.

Опорные пункты

Представляют собой некий план для запоминания. В качестве опоры выступают даты, названия, имена, необычные словосочетания, яркие моменты и т. д.

Структурирование материала

Между частями материала устанавливаются логические, иерархические и другие связи, в итоге он начинает восприниматься как единое целое.

Дополнительные факторы, влияющие на развитие памяти

Безусловно, упражнения необходимы, но не следует забывать и о других условиях, которые косвенно влияют как на развитие памяти, так и на формирование когнитивных функций ребенка в целом:

  • Питание: желательно, чтобы ребенок употреблял в пищу больше таких продуктов, как орехи, семечки и злаки, твердый сыр, фрукты и овощи, зелень, печень и белое мясо, жирные сорта рыбы. Мучное и сладкое лучше употреблять в меру.
  • Свежий воздух. Кислород необходим клеткам мозга для продуктивной работы, поэтому дошкольнику нужно как можно больше гулять на улице.
  • Физическая активность - стимулирует обменные, мыслительные процессы, полезна для здоровья.
  • Сон - его достаточное количество очень важно для восстановления нервных клеток. Нельзя допускать переутомления, так как оно пагубно влияет на формирование когнитивных функций. Желательно приучить ребенка к режиму, чтобы он ложился спать в одно и то же время.
  • Эмоциональная близость и поддержка. Родители должны достаточно времени уделять занятиям с ребенком, чаще общаться с ним, разговаривать и поддерживать. Это необходимо для формирования здоровой самооценки и мотивации, которые важны в развитии не только памяти, но личности в целом.

Важно помнить, что дошкольные годы - самая беззаботная и веселая пора детства, не следует перегружать ребенка развитием, целенаправленными занятиями, пытаясь сделать из него вундеркинда. Достаточно того, что он развивается в своем темпе. В школе будет еще много поводов для усталости и напряжения, поэтому, пока есть возможность, нужно позволить ребенку играть и свободно познавать окружающий мир.

Игры на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Найди игрушку

Развиваем память, внимание, аналитические способности

Описание : необходимо завязать глаза вашему ребенку (или нескольким детям) и объяснить, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее на самое видное место. Когда вы развяжете малышу глаза, он должен приступить к поискам. Если в игре участвует несколько детей, то победителем окажется тот участник, который первым найдет «спрятанную» игрушку.

Натюрморт

Развиваем зрительную память, внимание, умение сосредоточиться, аналитические способности

Описание: сядьте за стол, поставьте на него поднос и расположите на нем все выбранные вами предметы. В течение 1 минуты ваш ребенок должен запомнить местонахождение всех предметов. Затем вы убираете все предметы и предлагаете ему самостоятельно разложить их в том же порядке.

Второй вариант не требует фактического воспроизведения. Поднос закрывается платком, а ваш малыш должен словами описать местонахождение всех предметов. В этом случае можно легко проверить точность его памяти. Кроме того, этот вариант способствует расширению словарного запаса и развитию речи.

Третий вариант этой игры рассчитан на участие в ней большего количества участников. Все предметы в этом случае передаются по кругу, и каждый участник должен назвать одно определение, характеризующее этот предмет. Последний игрок должен высказать окончательное предположение о том, что это за предмет. Если он затрудняется, то ему должны помочь остальные участники игры.

Каждый новый круг должен начинаться с нового человека, чтобы окончательное решение каждый раз высказывал новый участник.

Материалы и наглядные пособия для игры

Поднос или большая пластмассовая тарелка, 5—10 небольших предметов, которые можно расположить на этом подносе.

Определи на ощупь

Развиваем память, внимание, наблюдательность, восприятие формы и качества предмета

Описание: на столе нужно разложить все предметы. В течение нескольких минут дайте возможность ребенку изучить эти предметы, если он совсем маленький, можно предоставить больше времени и дать возможность ему поиграть с этими предметами. Затем вы должны завязать ему глаза и внести в расположение этих предметов какие-то изменения. Вы можете заменить один I предмет другим, можете поменять их местами и т. д. Ваш малыш должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них.

Материалы и наглядные пособия для игры

10—15 различных предметов, стол.

Поиск по памяти

Развиваем память, координацию, внимание

Описание: эту игру необходимо проводить в помещении, которое хорошо знакомо вашему ребенку.

Разложите все выбранные игрушки на полу. Сообщите вашему малышу, что сейчас ему необходимо запомнить, где лежат игрушки, так как позже ему предстоит найти их все с закрытыми глазами. На запоминание дайте 2—3 минуты. Затем завяжите ему глаза, покрутите несколько раз вокруг своей оси и засеките время поиска.

Эту игру можно усложнить. Во-первых, можно не показывать ребенку разбросанные игрушки, т. е. сначала нужно завязать ему глаза, а уже затем раскидать все предметы. Во-вторых, можно сократить время поиска. В этом варианте комната должна быть максимально безопасной, чтобы ребенок не мог пораниться.

Материалы и наглядные пособия для игры

Различные предметы (мягкие игрушки, кубики, машинки). Желательно подготовить какой-нибудь приз.

Перевертыш

Развиваем речь, внимание, умение сосредоточиться, мышление

Описание: суть этой игры состоит в произнесении слов по буквам в прямом и обратном порядке. Ее можно проводить как в компании, так и наедине с вашим малышом.

Материалы и наглядные пособия для игры

❧ Начинать эту игру лучше с небольших слов из 3—4 букв, постепенно увеличивая количество букв в слове. Параллельно с увеличением количества букв нужно увеличивать скорость их произнесения.

Если ваш ребенок уже знает алфавит, то можно попрактиковаться в его быстром произнесении — сначала в прямом, затем в обратном порядке.

«Словесный» художник

Развиваем память, внимание, речь, расширяем словарный запас, творческое мышление

Описание : суть этой игры заключается в словесном описании какой-либо картины.

Предложите вашему ребенку рассмотреть и запомнить выбранную вами картину. Если эту игру вы проводите в первый раз, то необходимо разобрать ее совместно. Проанализируйте ее, разберите то, что происходит на ней, по возможности придумайте рассказ. Затем уберите картину и попросите словесно по памяти воспроизвести все то, что на ней нарисовано.

Постепенно ваша помощь должна становиться минимальной.

Материалы и наглядные пособия для игры

Картина или репродукция.

❧ Для первых игр выбирайте картины с явным сюжетным содержанием. Позже можно использовать пейзажи, натюрморты.

В эту игру можно внести творческий момент, если попросить малыша придумать, что могло произойти на этой картине дальше, и это нарисовать.

Любимый мультфильм

Развиваем память, внимание, творческие способности

Описание: суть этой игры состоит в том, чтобы озвучить по памяти знакомый мультфильм.

Вначале можно посмотреть выбранный мультфильм. Он должен быть не очень длинным (1—2 минуты). Попросите вашего малыша пересказать содержание этого мультфильма как можно подробнее, желательно с точным цитированием слов основных персонажей. Если он затрудняется, помогайте ему, задавайте наводящие j вопросы, акцентируйте его внимание на отдельных деталях.

Затем снова включите мультфильм, но при этом отключите звук. Реплики всех персонажей нужно будет произносить самому ребенку. Объясните ему, что главное — не пропускать слова мультяшных героев. Если ребенок забывает реплики, то нужно тут же их придумать.

Если в первый раз озвучивание получилось не совсем удачно, можно его повторить, перед этим просмотрев мультфильм повторно.

Материалы и наглядные пособия для игры

Хорошо знакомый вам и вашему ребенку мультфильм на видеокассете или DVD.

Запаздывающее зеркало

Развиваем внимание, координацию, умение сосредоточиться

Описание : сначала необходимо выбрать ведущего. Им может быть как ребенок, так и взрослый (в первый раз лучше выбрать кого-то из старших). Ребята усаживаются на стулья в одну линию. Все внимание каждого участника должно концентрироваться на его соседе справа.

Первым садится ведущий, он и начинает игру, показывая какое-нибудь движение (например, поднимает левую руку). Затем это движение повторяет его сосед слева, и так по очереди до конца цепочки. Когда последний участник будет показывать это движение, ведущий уже должен придумать следующее (например, встать и сесть). С каждым разом движения должны усложняться, а темп игры — ускоряться.

Во время игры старайтесь следить за осанкой детей. Они должны сидеть прямо. У них сразу возникнет желание подсмотреть новое движение у ведущего. Это неправильно, каждому ребенку нужно дождаться, когда это движение выполнит его сосед, а затем вовремя и правильно его повторить.

Материалы и наглядные пособия для игры

Стулья, количество которых соответствует количеству участников игры.

Горная тропинка

Развиваем внимание, память, умение концентрироваться

Описание: в этой игре могут принимать участие, как минимум, 2 игрока.

Всем участникам раздаются листы бумаги и карандаши. Каждый самостоятельно рисует свою тропинку. Главное условие: она должна состоять из ровных линий. Количество этих линий может быть различным. Начинать можно с 5 линий, постепенно усложняя до 10—20.

После того как ребята нарисовали свою тропинку, нужно разделиться на пары (если количество игроков больше 4). В каждой паре выбирается участник, который будет первым начинать игру. Этот ребенок (или взрослый), прикрывая свой рисунок, должен словами его описать: например, первая линия идет вверх, вторая — влево, третья — вниз, четвертая — влево, пятая — вверх). Второй участник должен запомнить этот рисунок на слух.

Если с первого раза он не запомнил, то можно еще раз повторить описание. После этого он должен проговорить описание этой тропинки в I обратном порядке.

После того как это задание выполнено, ребята меняются ролями. Теперь первый участник запоминает тропинку, а второй участник ее описывает.

Материалы и наглядные пособия для игры

2 листа бумаги, 2 карандаша.

Логические паззлы

Развиваем внимание, усидчивость, аккуратность, целеустремленность, аналитические способности

Описание: эту игру можно провести в двух вариантах. Сначала разберем первый вариант.

Дайте ребенку цветные карандаши и чистый лист бумаги. Предложите ему нарисовать какой-нибудь рисунок. Когда он выполнит это задание, разделите рисунок на равные части (например на 9 частей). Возьмите ножницы и предложите ребенку самому разрезать картинку. Следите, чтобы он правильно пользовался ножницами и не поранился.

Затем предложите ему отдохнуть, а сами в этот момент на обратной стороне элементов рисунка напишите приготовленный заранее текст — по одному предложению на каждом элементе. Располагаться предложения должны так, чтобы ребенок, сложив их в правильный текст и перевернув, получил свою картинку.

Второй вариант отличается от первого тем, что картинку ребенок не рисует. Вам нужно самим ее найти. Это может быть старая раскраска или какие-нибудь иллюстрации.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистые листы бумаги, цветные карандаши, ножницы, небольшой рассказ из нескольких предложений, картинки.

Не думайте, что подобная ситуация наблюдается только в вашей семье, и только ваш юный школьник страдает забывчивостью и рассеянностью. Практически все первоклашки тяжело вливаются в школьные будни – и это нормально. Чтобы понимать и схватывать информацию на лету, ребенку нужно привыкнуть к новой, совсем недомашней обстановке, научиться ответственности и не отвлекаться на игры и забавы друзей вне перемены. Иногда дружеские отношения внутри класса могут принести одни огорчения – уже в первом классе ребенок остро реагирует на насмешки и может замкнуться в себе. «Непринятие» в дружный коллектив влияет на успеваемость – если ребенок скован, чувствует дискомфорт или страх перед сверстниками, все его силы уйдут на защиту от придирок или витание в придуманном мире. Мире, где у него все хорошо.

С другой стороны – легкая рассеянность вовсе не повод для паники. Со временем, все пройдет само собой. Хуже, если вы садитесь за уроки, ставите цель выучить стихотворение и вполне довольны результатом, но на следующий день узнаете о том, что ваш сын или дочь не смогли рассказать стих.

Как улучшить память в домашних условиях

Самый легкий способ тренировки. Встретив сына из школы, поинтересуйтесь о его успехах, спросите, как прошел день, что проходили на уроках, и что ему больше всего понравилось. Непринужденное общение позволит выполнить две цели – вы сблизитесь с ребенком, и заставите детский мозг вспоминать и перерабатывать мелкие детали. Чем больше подробностей вы узнаете, тем лучше. В будущем, ребенок сам начнет подробно описывать свои школьные приключения. Тренировать память необходимо с раннего возраста, заучивая короткие стишки или считая легкие примеры. Чем старше ребенок, тем пластичнее становятся мыслительные процессы, заданная тема быстрее перерабатывается и усваивается. Главные причины плохого восприятия и невнимательности – лень, отсутствие интереса к учебе, проблемы с психикой, кислородное голодание.

Память бывает:

  • Двигательная;
  • Эмоциональная;
  • Образная;
  • Логическая;
  • Оперативная;
  • Кратковременная.

Каждый человек запоминает информацию по-своему. Кто-то усваивает через звуки, цвета, а кто-то только через логическое мышление, подробно напечатанный текст, движения или образы.

Ни в коем случае не ругайте сына или дочку, если не получается сделать уроки. Устройте перерыв, поиграйте в игру «слова». Произнесите вслух десять разных слов на разную тематику. Например: яблоко, собака, кубик, и так далее. Не нужно спешить, каждое новое слово должно иметь интервал в 10-15 секунд, чтобы ребенок успел запомнить то, что вы говорите. Запишите ответы на листок. Даже если сын запомнил 2 слова из десяти, это повод для радости, ведь в следующий раз результат может удвоиться.

Через несколько часов попросите повторить слова – вполне возможно, что сынок без запинки выдаст все десять, что говорит об отложенном запоминании (мозг откладывает информацию, перерабатывает, и только потом запоминает). Если с памятью нет проблем, при повторной тренировке он повторит 7-8 слов. Поводом обратиться к врачу будет показатель от 0 до 2 слов.

Можно провести тест на зрительное восприятие. Разложите цветные картинки животных, овощей или предметов (5-10 шт.), дайте не более 2 минут на запоминание, уберите один или два рисунка, поинтересуйтесь, что именно отсутствует. Можно совмещать первый тест со вторым: покажите картинки, затем спрячьте их, попросите каждую описать вслух.

Отличной тренировкой не только детской, но и вашей памяти станет игра в Африку. Пример: я ездила в Африку, увидела там большого рыжего льва. Задача ребенка продолжить предложение – «я ездил в Африку, увидел там большого рыжего льва и красную макаку», следующая цепочка – «я ездила в Африку, видела там большого рыжего льва, красную макаку и зеленого крокодила». Чем длиннее будет список африканских животных, тем лучше. Животных можно заменить любыми предметами обихода или мультяшными героями.

Не менее весело играть в поиск предметов. Пока готовите ужин, найдите взглядом какой-нибудь предмет, например, круглой формы (тарелка). Отыскав тарелку, сын или дочка продолжают поиски - цель найти в комнате все предметы овальной формы.

Не забывайте про книжки или раскраски «найди отличия». Задание усложняется тем, что на поиск недостающей детали дается 3-5 минут. Старайтесь не загружать ребенка тренировками – в день достаточно 10-25 минут. Не настаивайте на игре, если нет желания. Следите за питанием: для улучшения умственной деятельности давайте грецкие орехи, шоколад, рыбу, овощи, не забывайте о прогулках на свежем воздухе и спортивных секциях, которые стимулируют мозговую деятельность.

Если все действия не принесли результата или он незначителен, посетите невропатолога.

Хорошая память - важная составляющая успеха в любом деле. От того, как много и какая именно информация хранится в сознании человека, зависит уровень его эрудиции, его способность быстро реагировать на изменившиеся обстоятельства и оперативно находить эффектные решения нестандартных задач.

Память бывает разная:

  • образная;
  • семантическая;
  • двигательная;
  • эмоциональная.

Образная же, в свою очередь, тоже подлежит классификации согласно тому, какие сенсорные органы участвуют в восприятии информационного сигнала. Если информация воспринимается на слух, задействуется слуховая память, важность которой сложно переоценить.

Вы хотите, чтобы ваши дети легко запоминали ваши слова, а в школьные годы демонстрировали отличные успехи в учёбе? Тогда советуем вам взять на заметку 5 несложных упражнений на развитие слуховой памяти ребёнка.

Упражнение 1: «Стоп-слова»

Это игровое упражнение прекрасно развивает слуховое внимание и память.

Назовите ребёнку стоп-слово. Попросите его повторить. А теперь вы перечисляете последовательность любых слов, а малыш, услышав сигнальное слово, должен крикнуть «стоп» или хлопнуть в ладоши.

На базе этого упражнения можно предложить несколько вариаций.

Вариант 1. Объявите тематику, которой будет посвящена последовательность слов, и попросите малыша хлопать каждый раз, когда он услышит неподходящее слово.

Например, тема - цветы:

  • роза;
  • тюльпан;
  • гвоздика;
  • зебра (хлопок);
  • ромашка;
  • васильки;
  • лютики;
  • тыква (хлопок)…

Меняйте темы, отрабатывая тренировку слуховой памяти и знания об окружающем мире одновременно.

Вариант 2. Пусть малыш выберет книжку, которую хочет послушать в вашем исполнении. Откройте рассказ, сказку или стихотворение, которое будете читать, и несколько раз вслух прочитайте небольшое предложение ближе к концу произведения. Ребёнок должен запомнить эту фразу, а во время прослушивания обратить на неё внимание, хлопнув в ладоши или крикнув слово «стоп».

При чтении никак не акцентируйте внимание на заветной фразе. Если малыш заслушался и забыл подать оговорённый сигнал, дочитайте текст до конца, а потом напомните и обсудите задание.

Упражнение 2: «Великолепная десятка»

Назовите 10 произвольных слов. Произносите их чётко, медленно, делая между ними небольшие паузы. Попросите ребёнка повторить всё, что ему удалось запомнить с первого раза.

Повторите «великолепную десятку» ещё раз, а ребёнок должен называть те слова, которые забыл в первый раз.

Ещё раз произнесите «десятку», а через час малыш должен вспомнить всё, что удалось удержать в памяти за этот период.

Это упражнение для развития слуховой памяти у дошкольников тоже можно разнообразить:

  • можно повторять слова за взрослым в любом порядке (что удалось вспомнить);
  • все слова надо называть строго в том порядке, в котором их произносит взрослый;
  • взрослый называет слова произвольно, а ребёнок должен упорядочить их в алфавитном порядке;
  • слова для «великолепной десятки» можно выбирать произвольно или по одной тематике (цвета, фигуры, столицы, посуда и т.п.);
  • прочитайте «великолепную десятку» один раз, а затем повторите её, но добавьте лишнее слово (конечно, добавлять его лучше в середине последовательности), а малыш пусть ищет затесавшегося новичка;
  • прочитайте «десятку», а затем повторите последовательность, «забыв» назвать одно слово. Сможет ли ребёнок вспомнить «пропажу»?
Упражнение 3: «Цифровая цепочка»

Игра-упражнение отлично развивает слуховую память, хотя на первый взгляд может показаться очень простой для ребёнка 6–7 лет. Но не торопитесь сразу усложнять правила. Любая тренировка, будь то тренировка мускулатуры, интеллекта, внимания или памяти, должна проходить от малого к большему.

Итак, назовите произвольно 3 числа. Ребёнок должен их повторить. Это легко, если называть числа в пределах первой десятки. Если малыш отлично справляется с заданием, давайте повышать уровень сложности:

  • Называйте двузначные и трехзначные числа, а если и так справляться с заданием очень легко, увеличьте количество разрядов.
  • Постепенно увеличивайте количество чисел в цепочке.
  • Пусть малыш слушает цепочку в прямом порядке, а называет в обратном. Это уже более серьёзное упражнение. Его можно предложить не только дошкольникам и младшеклассникам, но и взрослым, которые хотят тренировать свои способности к запоминанию информации на слух.
Упражнение 4: «Цветные истории»

Чтобы включить это упражнение в развивающие занятия с ребёнком 6–7 лет, придётся немного подготовиться. Найдите подходящую по возрасту картинку-раскраску и составьте по ней небольшой рассказ, в котором упоминаются цвета нарисованных предметов. Положите перед ребёнком раскраску и цветные карандаши. Предупредите, что сейчас надо будет внимательно послушать историю и разукрасить рисунок так, как описано.

Чтобы проверить, насколько внимателен малыш и как хорошо у него получается запоминать аудио информацию, придумайте рассказ, в котором цвета использованы неожиданно.

Например:

В зелёном небе из-за красной тучи выглянуло весёлое синее солнышко. Оно послало свои лучики на землю, согрев синие листики старого дуба, лепестки цветика-семицветика и молодую красную травку. Все радуются солнышку. Рад ему и розовый котёнок, и салатовый щенок, и даже маленький фиолетовый кролик прыгает от радости, что увидел тёплое весеннее солнышко.

Упражнение 5: «Графический диктант»

Мы уже писали о том, что собой представляют графические диктант и в чём их польза для развития дошкольника. Почитать наши материалы на эту тему можно и . В рамках сегодняшней темы нас интересует возможность использования занимательного рисования для развития слуховой памяти. Для этого выбирайте достаточно простые узоры, но диктуйте ребёнку схему не поэтапно, а сразу небольшим алгоритмом.

Например:

  • 2 клетки вверх;
  • 1 клетка вправо;
  • 2 клетки вниз;
  • 1 клетка влево.

Что получилось? Обсудите с ребёнком результат. Не забудьте похвалить за старание, а если что-то не удалось, объясните, в чём ошибка, и помогите её исправить.

Как ещё можно развивать слуховую память ребёнка:

  • учите с ребёнком стихи;
  • читайте вслух интересные сказки и просите малыша пересказать, что он запомнил;
  • чаще играйте в полезные и увлекательные ;
  • слушайте детские песенки, а в свободное время пойте их весёлым семейным ансамблем;
  • предложите ребёнку дома или на улице прислушаться к миру звуков, определяя, какие источники вносят свой вклад в общий звуковой фон.

Пусть ваши занятия с маленьким непоседой приносят и пользу, и удовольствие. Счастливого вам родительства, друзья!

Детскую память можно и нужно развивать! Об этом неустанно твердят педагоги и ученые: мозг ребенка растет до 7 лет, и к этому времени детишки уже способны узнать и запомнить массу информации. Чем больше малыш будет разучивать, тем легче ему это будет даваться. И тем проще ему будет заниматься в школе и вузе.

Поэтому так важно тренировать память у детей, причем делать это можно чуть ли не с пеленок…

С рождения до года

Игры-запоминалки

Больше общайтесь с ребенком и тренируйте его тактильную память — пусть он прикасается к разным предметам и запоминает ощущения.

«Волшебные слова». Надо придумать 7-10 пар слов, связанных по смыслу: тело — нога, река — рыбка, яблоко — груша и т.д. Повторите несколько раз, выделяя пары интонацией. Потом называйте ребенку первые слова пар, а вторые пусть вспомнит сам.

«Магазин». Отправьте ребенка в «магазин», чтобы купить хлеб, кефир, картошку (всего 10 продуктов). А затем превратитесь в продавца: пусть маленький покупатель вспомнит как можно больше слов.

«Узнай предмет!» Надо завязать малышу глаза и поочередно класть ему в руку различные вещи. Пусть догадается, что это за предмет. После 3-5 исследований попросите назвать предметы в том порядке, в каком он их трогал.




Самое обсуждаемое
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?
Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает


top