Ребенок плачет в садике когда уходит мама. Что делать родителям, для быстрой адаптации ребенка в детском саду, если малышь плачет в садике и по дороге в детский сад? Почему ребёнок плачет в детском саду

Ребенок плачет в садике когда уходит мама. Что делать родителям, для быстрой адаптации ребенка в детском саду, если малышь плачет в садике и по дороге в детский сад? Почему ребёнок плачет в детском саду

В жизни малыша наступает такой момент, когда ему необходимо идти в детский сад. Именно тогда родители задаются вопросом: «Почему ребенок плачет когда приходит в детский сад?». Конечно же никакие родители не смогут спокойно уйти из садика, видя, что их ребенок расстроен и плачет. Чтобы справиться с данным не столь приятным моментом, родителям нужно быть терпеливыми, а также знать все особенности нервной системы своего чада.

Вы должны понимать, что ускорить процесс адаптации у вас никак не получится, ведь полнейшее привыкание к новой обстановки происходит через два или три месяца. Следовательно, родители должны набраться сил и смириться с тем, что ребенок на протяжении всего периода адаптации может капризничать и устраивать протесты, дабы не посещать детский садик. В данной статье мы рассмотрим с вами несколько довольно важных вопросов, а именно: «Что необходимо знать родителям?», «Как объяснить ребенку, что посещение детского сада, это обязательное условие?» и «Как пройти адаптацию в довольно спокойном режиме?».

Особенности нервной системы ребенка

Известно, что каждый ребенок индивидуален. Одни малыши начинают плакать в дошкольном учреждении, как только один из родителей скрывается за дверями, и через короткое время успокаиваются. Некоторые продолжают плакать на протяжении всего дня, а другие и вовсе заболевают. Психологи считают, что болезнь ребенка является некой формой протеста против обстановки, которая пока еще ребенку совершенно незнакома. Ребенок очень тяжело переносит расставание с мамой или папой. Однако данный факт может пройти практически не заметно, если ребенка устраивает обстановка детского садика. Но если малыш на психологическом уровне настроил себя, что данная обстановка для него очень негативна, то он будет ежедневно устраивать истерики, частые болезни и постоянный рыдания при расставании с родителями.

Специалисты считают, что на вопрос «Почему ребенок плачет, когда приходит в детский сад?», есть довольно логичное объяснение. Основной проблемой является боязнь малыша, что его привели в садик и не заберут. Если ребенок быстро отвлечется от данной мысли, то на протяжении всего дня он будет спокоен, но если же он будет постоянно вспоминать об этом, то будет постоянно плакать, а также игнорировать все указания воспитателя, это так называемый протест.

При каких обстоятельствах, ребенок лучше приспосабливается к дошкольному учреждению?

Воспитателя и детские психологи считают, что к непривычной обстановке в детском садике лучше всего способны привыкнуть детки, которые воспитываются в многодетных семьях, которые родились и воспитываются в семьях, которые проживают в коммунальных квартирах. Также в семьях, в которых родители относятся к малышу как к взрослому, то есть используют отношения равноправного характера, адаптация пройдет практически не заметно.

Может ли плач ребенка быть для него вредным

Почему ребенок плачет, когда приходит в детский сад? Как распознать нездоровый плач у малыша? Как бороться с постоянной истерикой по приходу в дошкольное учреждение? Все эти вопросы вызывают у родителей огромный интерес.

Исследователи Америки считают, что постоянные истерики могут вызвать непоправимые последствия в нервной системе ребенка. Детский плач необходимо дозировать, например, в случае сильных истерик, нужно немедленно успокаивать ребенка. Известно, что плач малыша, который длится более 20 минут, может нанести детской психике вред и значительно ударить по здоровью малыша. Данная проблема может возникнуть не только после похода в детский садик, но и в любой другой ситуации. Дети быстро привыкают, что добиться желаемого можно исключительно плачем. Если ребенок плачет более 20 минут, могут испытать на протяжении всей своей жизни массу проблем, так как у них складывается впечатление, что к ним никто не придет на помощь и не выручит в сложной ситуации. Длительные истерики способны разрушать мозг, вследствие чего привести проблемы в учебе и дальнейших начинаниях. Такими исследованиями детские психологи нашли часть ответов на вопрос о плаче ребенка, когда он приходит в детский сад.

Во время детского плача, в его организме начинает вырабатываться гормон, который отвечает за стрессовые ситуации, называется он кортизол. Вырабатывание гормона производится надпочечниками. Именно данный гормон может навредить нервной системе малыша. Чем продолжительнее истерика у малыша, тем больше гормона вырабатывается в организме у вашего чада и появляется угроза повреждения нервных клеток. Однако исследователи сообщают, что это совершенно не означает то, что ребенок никогда не должен плакать или то, что родители должны переживать постоянно. Просто необходимо пресекать плач, который длится долгое время.

Когда не стоит отдавать малыша в детский садик

При желании устроить ребенка в детский садик, родителям стоит знать, что мальчики, которым от трех до пяти лет, подвержены более проблемой адаптации, чем девочки в аналогичном возрасте. Для ребенка очень тяжелый период трех лет, ведь именно в этом возрасте происходит первый возрастной кризис. У ребенка начинается формирование самостоятельности, ребенок начинает показывать всем окружающим свое «Я». В этот период малыш начинает требовать от родителей возможного и невозможного. Как правило, такие требования происходят в сопровождении с сильным плачем в детском саду, истерикой и скандалом.

Малыши в возрасте от трех до пяти лет переживают разлуку с мамой довольно тяжело, так как именно в данный промежуток их возраста, связь с родителями очень сильна и крепка. Разрывать некую связь довольно рискованно и трудоемко. Если у ребенка период возрастного кризиса происходил незаметно, то после разрыва постоянной связи с мамой, малыш может начать проявлять все особенности кризиса в довольно тяжелой форме.

Адаптация малыша к дошкольному учреждению

Чтобы ребенок немного проще прошел период адаптации и не плакал, когда приходит в детский сад, нужно сходить в учреждение вместе с родителями. Таким образом, ребенок сможет познакомиться со сверстниками и ознакомиться с их занятиями. Оставлять малыша на целый день с первого раза, нельзя. Так как нервная система примет на себя очень мощный удар, и в дальнейшем малыш начнет плакать, когда родители будут уходить.

Маме или папе нужно посетить детский сад вместе с малышом и побыть в детской среде. Ребенок не будет волноваться, если кто-то из родителей будет рядом с ним. Во время прогулки остальных малышей, можно привести своего ребенка и предложить ему погулять вместе с ними, в то время как вы будете его ждать в сторонке. Также нужно обязательно привести малыша в садик в вечернее время, чтобы малыш убедился, что всех малышей забирают родители. Малыш должен понять, что за ним будут приходить, никто его в садике не оставит.

Ребенок не должен видеть, как плачут другие детки, поэтому не следует отводить малыша в садик с самого утра, например, приведите его на час позже. Такому правилу нужно придерживаться первую неделю. Также первое время ребенок может отказываться от завтрака в садике, следовательно, его нужно покормить в домашней обстановке.


Первую неделю можно оставаться с малышом в группе, чтобы он понял, что ничего плохого ему не сделают, и он находится в безопасности. Не нужно оставаться на весь день, можно просто побыть до утренней прогулки, а после пойти домой. Стоит постепенно увеличивать время пребывания в саду. Только на второй неделе можно предложить малышу самостоятельно остаться в садике, но не на весь день, а например, до обеда. Начиная с третьей недели, следует начинать оставлять ребенка на весь день. Обязательно скажите малышу, что к вечеру вы за ним придете и заберете домой. С таким постепенным графиком, малыш сможет более спокойно пройти адаптацию.

Родителям следует научить малыша делиться своими игрушками с другими детками, чтобы у малышей не возникали конфликтные ситуации.

Какие степени адаптации могут быть у малыша?

Каждый ребенок наделен своими личными особенностями нервной системы, поэтому у каждого малыша по-разному происходит адаптация к детскому саду. Некоторые детки плачут, когда приходят в детский сад, а некоторые спокойно переносят новшество в привычной для них жизни. Адаптацию можно разделить на три степени:

1. Очень сложная степень адаптации .

Из-за того, что ребенок попадает в совершенно незнакомую обстановку, может произойти нервный срыв. В этот период малыш очень долго плачет по утрам или на протяжении всего дня, а после начинает часто болеть. В этом случае ребенок протестует против общения с незнакомыми людьми, а также не хочет играться с детками, которых он совершенно не знает. Игрушки, книжки и другие развлечения не облегчат уровень прохождения адаптации, малыш четко настроен на то, что рядом с ним должны быть исключительно одни родители. При любом обращении воспитателя, малыш может испугаться или же вообще игнорировать все обращения. В такой ситуации, кто-то из родителей должен одну или две недели посещать сад совместно с малышом. Также не лишним будет посещение детского психолога, он поможет решить проблему с постоянным плачем ребенка в детском саду;

2. Средняя степень адаптации .

Ребенок, который проходит данный вид адаптации, будет идти на контакт с другими детками, а также будет совсем немного плакать в тот момент, когда кто-то из родителей уходит. Проявляться аспекты адаптации могут немного иначе, например, частые простуды, аллергии, ангины и т.д. В течение дня у малыша могут возникать резкие перемены в настроении, он может начать проявлять агрессию, гнев и плаксивость. Родителям в таком случае необходимо искать очень деликатный подход к малышу. Нужно объяснять ребенку важность посещения садика, говорить то, что его обязательно заберут домой. Обязательно необходимо постоянно разговаривать с воспитателем, чтобы тот, в свою очередь, рассказывал родителям о возникновении каких-либо проблем касающихся их малыша.

3. Высокая степень адаптации .

В таком случае малыш очень быстро и легко привыкает к незнакомой обстановке и новым людям. Данная степень адаптации означает, что малыш охотно будет ходить в садик, и никаких проблем не будет возникать ни у родителей, ни у воспитателей. Такие детки очень быстро адаптируются к саду, примерно в течение двух или трех недель. Ребенок не будет плакать в саду, не будет скучать и капризничать. Ребенок будет с удовольствием подчиняться указаниям воспитателя, а также с удовольствием играть с другими детками.

Следует отметить, что специалисты советуют не отдавать малыша в сад до трех лет, так как, например, в 2 года малыш будет плакать в саду из-за расставания с родителями. В данный период очень сложно адаптировать малыша.

Родителям необходимо быть готовыми к тому, что малыш будет плакать при расставании в детском саду с родителями практически во всех случаях. Следует найти действенный подход к своему ребенку, и не стоит идти на поводу у него, когда он просит остаться дома. Если вы в период адаптации будете оставлять иногда малыша дома, то проблем возникнет гораздо больше.

В данной статье мы постарались помочь вам разобраться в нескольких вопросах. Если вы внимательно ознакомились с данной информацией, то вы теперь знаете все причины, почему ребенок плачет, когда приходит в детский сад. В любом случае, родителям стоит обратить внимание на характер плача малыша в детском саду. Так как в случае постоянных слез, может быть такое, что ребенку необходима помощь. Вам следует разобраться во всех тонкостях, например, может ребенка кто-то из детей обижает или обзывается. В данной ситуации следует поговорить с воспитателем и родителями такого ребенка.

Также чтобы малыш более комфортно чувствовал себя в саду, вы можете предложить ему взять с собой любимую игрушку. Благодаря такому способу, малышу будет более спокойно в новой обстановке.

В результате очень сложных ситуаций, вы можете обратиться за помощью к специалисту. Желаем вам легкой адаптации малыша в детском саду.

ребенок превращается в «плаксу – ваксу» , лишь услышав о детском саде.

Душераздирающий крик одни начинают дома, другие плачут по дороге в детский сад, третьи при непосредственном расставании с родными людьми.

Психологи спешат успокоить родителей, плаксивость в период адаптации встречается часто. Главное, чтобы она не переходила в истерику, когда ребенок постоянно плачет в саду.

Плач во время адаптации к детскому саду – нормальное явление?

Первые дни, недели в детском саду ставят в жизни малыша все «с ног на голову» .

Меняется окружение и привычная домашняя атмосфера.

Он ищет себя в коллективе сверстников, переживает разлуку с мамой и папой.

Период, пока ребенок привыкает к саду, специалисты называют адаптацией . Она длится от двух недель до полугода.

В это время плачет практически каждый второй новоиспеченный «детсадовец».

Так нервная система справляется с потоком эмоций. Слезы становятся реакцией на новые требования (вовремя убирать игрушки, кушать, гулять и спать по расписанию) или попыткой манипулировать родителями.

Вдруг они сделают так, как желает любимое чадо.

Иногда слезный поток из глаз появляется за компанию, в ответ на то, что плачет другой ребенок.

В любом случае важен не сам факт рыданий, а то, как долго они длятся и по какому поводу.

Почему глаза «на мокром месте»?

Определенный список причин, почему ребенок плачет в детском саду, составить довольно сложно, ведь каждый малыш индивидуален.

Источник слез кроется в расставании с привычной обстановкой, людьми, любимыми игрушками. Ребенок чувствует себя брошенным , задаваясь вопросом, заберут ли его обратно домой?

Изменившийся режим, главное – ранний подъем, считается одной из основных причин утренних тревог и как следствие капризов.

Нехватка внимания, когда в группе на большое количество детей всего один взрослый. Воспитатель не может «разорваться на всех», что доставляет дискомфорт чаду, прежде окруженному заботой на каждом шагу.

Обиды других детей. Всякого рода дразнилки для некоторых очень болезненны . Например, когда дети начинают хвастаться у кого новее сапоги или кто выше и сильнее.

Если слезы начались вдруг, то возможно они сигнализируют о начале какого-либо заболевания, когда нежелание идти в детский сад вызвано недомоганием.

Родители тоже плачут…

Часто можно наблюдать такую картину: мама, закрывая дверь в группу, сама плачет навзрыд, вспоминая, как воспитательница «отрывала» от неё рыдающего сына или дочь.

Психологическая неготовность мам и пап отпустить из — под своей опеки любимого «гномика» или «принцессу» — одна из самых распространенных и неосознанных причин , почему ребенок плачет в детском саду.

Успокаивая чадо, родители подхватывают детскую эмоцию, начинают расстраиваться и волноваться, что невольно чувствует младший член семьи.

Разорвать круговую поруку в такой ситуации под силу взрослым. Не стоит чувствовать угрызения совести, злиться на себя или воспитателей, огорчаться.

Нужно принять обстоятельства, попытаться найти хорошие стороны в том, что социализация для ребенка неизбежна, хотя на первых порах болезненна.

Тем более что взрослые воспринимают утренние слезы более трагично, чем их «отпрыски». Часто через считанные минуты, после того, как они попадают в коллектив ровесников, начинаются спокойные игры и все остальные занятия согласно установленному графику.

Лишь в особых случаях пребывание в детском саду негативно влияет на психическое и физическое здоровье ребенка.

Длительные истерики – тревожный симптом?

На такой вопрос психологи отвечают утвердительно.

Установлено, что во время плача в организме образуется гормон стресса (кортизон), отрицательно влияющий на работу нервной системы.

Чем больше его вырабатывается, тем более агрессивно его действие.

Истерики, длящиеся более 20 минут , плохо влияют на детское здоровье.

Итак, если слезы не прекращаются длительное время (более полгода ), ребенок плачет в течение всего дня, в саду отказывается есть и выполнять задания, сидит в углу, не играя, то это ненормально.

Он становится более плаксивым, тревожным даже в домашней обстановке, начинает писаться, у него ухудшается аппетит — такое поведение должно насторожить родителей.

Возможно, стоит поменять детский сад и положение дел улучшится. В крайнем случае, речь идет о том, что ребенок оказывается несадиковским.

Что полезно знать родителям?

Важно понимать, что слезы в детском саду — явление временное.

Наступление спокойных времен приблизят некоторые советы:

  • будьте спокойны и решительны, не поддавайтесь истерике, как бы ни было горько расставаться;
  • не затягивайте процесс , придумав свой особый ритуал расставания: поцелуй или «обнимашки»;
  • по дороге в сад, проговорите распорядок дня и то, чем вы будете заниматься. Например: Маме надо на работу, сделаю дела, сразу тебя заберу (после сна, ужина, прогулки);
  • разлуку с домом скрасят любимые игрушки , взятые с собой в детский сад;
  • кто старое помянет … Забирая малыша, не вспоминайте слезный процесс утреннего расставания. Дети раннего возраста ещё не запоминают информацию на такой длительный срок. Лучше похвалите за хороший день;
  • даже в выходные придерживайтесь «садиковского» режима дня , чтобы ребенок не испытывал резких перемен в жизни в будние дни;
  • мотивируйте любимое чадо , рассказывая о плюсах: о новых друзьях, игрушках, увлекательных занятиях, праздниках;
  • категорически запрещается критиковать воспитателей и пугать садом (будешь плакать, пойдешь туда в субботу…).

Чаще всего ребенка отдают в детский сад в возрасте трех лет . С точки зрения психологии, это переломный возраст, характеризующейся формированием «я — позиции», сильной привязанностью к родителям.

Рассказывает мама маленькой дочки:

Очередное утро и опять начинается этот кошмар: моя дочка, еще толком не проснувшись, уже начинает хныкать: «Не хочу в садик!» Хныканье постепенно перерастает в плач, а на пороге садика мы появляемся уже с громким с ревом.
Раздевание дается с трудом: ребенок сопротивляется, не дает снимать колготки, плачет, то уговаривает, умоляет не оставлять, то дерется, пытается ударить. В конце концов воспитательница берет ревущее дитя за руку и чуть ли не силком тащит в группу.

Мне дают понять, что надо быстрей уходить, я выхожу и даже на улице слышу ужасные вопли своей крохи. Чувствуя себя преступницей, с камнем на душе иду на работу. Целый день утреннее воспоминание не выходит у меня из головы.

Когда прихожу за ребенком вечером, вижу, что она спокойно играет. Но лишь увидев меня, опять начинает реветь. И закатывает еще вечерний концерт. Мне плохо, ребенку плохо, я понимаю, что так продолжаться не может, но что делать?

Дома стараюсь объяснить дочке, что в садик ходить необходимо, но все тщетно — моя девочка отрицательно крутит головой, плачет, умоляет не водить ее больше и боится завтрашнего дня, когда ее опять поведут в детский сад .

Что делать, когда ваша кроха не хочет идти в детский сад? Что делать, если ребенок плачет в детском саду?

Из опыта воспитания двоих детей я вынесла некоторые полезные уроки. Первого сына также водила в детский сад и он также упирался, плакал и не хотел. Но что было делать? Не бросать же работу, и отдав зареванное дитя воспитателям, я с тяжелым сердцем шла по своим делам.

Но все валилось из рук, мокрые умоляющие глазки маленького человечка не выходили из головы, но как ему помочь, кроме как бросить работу и снова засесть с ним дома, я не знала.

В конце концов, у нас есть папа, худо-бедно прокормит, так что с голоду мы не умрем. С другой стороны, я думала о будущем своего сына и понимала, что он не сможет вечно сидеть возле моей юбки. Рано или поздно ему нужно будет пройти адаптацию в обществе, поскольку не ходить в школу мы уже точно не сможем.

А я хорошо знаю, как поступают с «мамсиками» в школе их же сверстники. И здесь защитить ребенка или оградить у меня почти не получится — он должен будет самостоятельно отстаивать свое мнение и зарабатывать репутацию в классе.

Так что чем раньше он научится общению со сверстниками, тем лучше. Так решила я, но не мой ребенок. Он продолжал плакать и никак не хотел идти в детский сад. Со своими переживаниями по этому поводу я обратилась к психологу в детском саду, также поговорила и с воспитателями.

Все они в один голос сказали мне, что адаптация к детскому саду происходит у всех детей, только у каждого по-разному, в силу различия темпераментов. Кто-то выражает свое недовольство плачем и криком, у кого-то может быть агрессия, а кто-то тихо сидит в углу и не желает ни с кем общаться.

Но со временем этот период проходит, агрессия спадает, слезы высыхают, однажды ребенок выползает из угла поиграть, так постепенно заканчивается адаптация и ребенок ходит в детский сад уже спокойно, без истерик.

Объясняется это тем, что детский сад для ребенка — новая, непривычная для него среда. Где приходится привыкать быть без мамы, находить общий язык со сверстниками, слушать воспитателя, человека, которого он не знал до этого.

Естественно, что к этому надо привыкнуть, а для этого нужно время, и у каждого ребенка это время разное.

Через некоторое время, а точнее месяца через три, мой ребенок действительно привык, немного освоился, перестал реветь и более охотно ходил в детский сад. А точнее понял эту необходимость, смирился и перестал протестовать.

Единственное, что меня смутило в этой ситуации — он так никогда не полюбил детский сад, хотя условия там были очень хорошие, воспитатели добрые и заботливые. Но, даже не смотря на то, что он завел себе в детском саду друзей, до сих пор упоминание о детском саде вызывает у моего уже повзрослевшего сына отрицательные эмоции.

Я спрашивала его почему , но он не мог однозначно ответить. Я подумала, что может у него просто осталось ощущение того, что ходил он туда не по своей воле, из под палки. А все, что нас заставляют делать насильно, не приносит радости, мы подсознательно будем упираться и сопротивляться насилию, даже если со временем привыкли к этому.

Итак, мой первый сын привык и смирился, но, как оказалось, не был счастлив в детском саду и проходил туда просто по необходимости, поскольку не в его детских силенках что-то изменить. Единственное, что он мог сделать — это часто простужаться, и тогда мама на законных основаниях была рядом несколько дней.

Со временем все это поняв и переосмыслив, я решила не ставить эксперименты на психике своего второго сына и просто не повела его в детский сад ни в 2, ни даже когда ему исполнилось 3,5 года.

И тут заметила интересное явление — он сам попросился в детский сад! Видимо для ребенка отсутствие общения со сверстниками также страшно, как и отсутствие мамы рядом. Он с завистью поглядывал через забор на деток, играющих в детском саду, и просил, чтобы я отвела его туда.

Я пожала плечами — ну что ж, пойдем. В первый день он не мог дождаться, пока я его раздену и кинулся в группу, даже не попрощавшись со мной. Но все равно я решила надолго не оставлять его в первый день.

Когда я пришла за ним в час дня, он выдал мне небольшую истерику, из которой я поняла для себя, что, видимо отсутствовала слишком долго. На следующий день сын отказался идти в детский сад наотрез. И я подумала, что на этом все и закончилось.

Помня прошлый опыт, я не стала настаивать и тащить его в детский сад насильно. Я объяснила воспитателям, что хочу добиться, чтобы ребенок сам, по своему желанию ходил в детский сад. Они скептически ухмыльнулись, уверив, что только систематически посещая детский сад, можно к нему привыкнуть. Но, однако же, обещали поддержать меня.

Я не заставляла своего сынулю, не уговаривала, дала ему понять, что как он захочет, так и будет. Через несколько дней он сам спросил, почему мы не идем в детский сад?

Я ответила ему: «Ты же сам не хочешь!» «Нет, хочу!» — возразил он — «Только ты будь там со мной!» Я объяснила сыну, что в детский сад он должен ходить сам, а мама будет его только приводить и потом забирать домой, когда он наиграется.

Немного поразмыслив, он решил, что пожалуй, пойдет на это. Снова я отвела его в детский сад, на этот раз попрощалась с ним и сказала, что обязательно приду за ним, как только закончится обед.

Он радостно кивнул и побежал к игрушкам. А я спокойно пошла по своим делам. Со временем, он сам захотел остаться на полный день, чтобы поспать в тех маленьких кроватках и послушать, как воспитательница читает сказку.

Так легко и просто произошла адаптация моего второго сына к детскому саду. Он каждый день говорит мне о своих достижениях в детском саду, а воспитатели хвалят его за общительность и любознательность. Почему-то мне кажется, что пребывание в садике он и во взрослой жизни будет вспоминать с теплотой и радостью.

Что хотелось бы написать для тех родителей, у которых :

1. Приучайте свое дитя постепенно и безболезненно. Если вы хотите выйти на работу, заранее, лучше за полгода, позаботьтесь о том, чтобы ребенок привык к детскому саду.

2. Приводите его в детский сад первые разы лишь на пару часов, увеличивая время постепенно. Ребенок привыкнет к мыли, что вы за ним обязательно придете и не будет тревожиться. Со временем он сам захочет оставаться все дольше и дольше, чтобы наиграться.

3. Не тащите ребенка в детский сад насильно. Лучше почаще рассказывайте о том, как весело деткам в садике, как они играют, танцуют, поют. Предложите ребенку пойти посмотреть, поиграть с детьми, с новыми для него игрушками. Ребенок поймет, что ходить в детский сад он может только по желанию, а не по принуждению.

4. Не обманывайте ребенка. Не говорите, что вы сейчас придете за ним, если хотите оставить его до вечера. Так вы подорвете доверие к себе, ребенок будет еще более тревожным и плаксивым. Честно скажите, что заберете его после обеда или после сна, но только обязательно исполните свое обещание, не задерживайтесь.

5. Лишь потом, когда вы поймете, что ваш малыш полностью адаптировался, можно говорить ему о том, что у каждого есть определенные обязанности. Мама и папа ходят на работу, старший брат ходит в колледж, а его работа — ходить в детский сад. Адаптированный к детскому саду ребенок не будет воспринимать эти слова болезненно, а, наоборот, будет с гордостью ходить на свою «работу», как взрослый.

Желаю вам и вашему малышу как можно быстрее пройти адаптацию к детскому саду и получать от его посещения только удовольствие! Расскажите, что вы делали, когда ваш ребенок плакал в детском саду?

С достижением трехлетнего возраста большинство детей переходят на следующую ступеньку детства и начинают посещать детский сад. Период адаптации к этому этапу жизни может вызывать у ребенка стрессовые состояния и приводить к постоянному плачу и истерикам. Детский сад для любого малыша, безусловно, является новым пространством, в котором существует незнакомые ему окружение и отношения. Поэтому в период приспособления и привыкания молодого организма к новым условиям, родителям следует запастись терпением и максимально облегчить своему чаду прохождение адаптации. Для этого всем заботливым родителям нужно знать особенности строения нервной системы малыша и учесть все нюансы периода адаптации.

Особенности нервной системы и социального поведения малыша

Дети, как и взрослые, бывают разные. Одни спокойно воспринимают все новое и быстро приспосабливаются, другие могут привыкать месяцами. Но для всех малышей в этом возрасте свойственны некоторые одинаковые аспекты поведения и реакции нервной системы, провоцирующие стрессовые состояния.

Почему ребенок плачет в садике?
Отрыв от родителей является одним из основных эмоциональных факторов способных вызвать непростую адаптацию ребенка к детскому садику. Любой малыш с самого рождения неразрывно связан с родителями, которые являются для него самыми любимыми и заботливыми людьми. И вдруг мама или папа приводят его в незнакомое место и оставляют там одного, в окружении неизвестных ему детей и взрослых.

У совсем неподготовленного к первому посещению детского сада малыша к чувству неожиданной разлуки с родителями добавляется страх сделать что-то не так, который поддерживает стресс и может привести к истерике.

Кроме того в возрасте 3-х лет у любого малыша проявляется первый в его жизни возрастной кризис. В этот период жизни у ребенка появляется ощущение собственного «я», формируются личность и самооценка. Дети начинают отстаивать свои самостоятельные решения перед окружающими. Нервная система и психика получают дополнительную нагрузку и становятся более ранимыми. В этом же возрасте проявляются такие качества, как своеволие, упрямство, негативизм. Нервные срывы в условиях возрастного кризиса, также приводят к проблемной адаптации в новых условиях.

Условия воспитания и окружающей обстановки, влияющие на период адаптации

Родительский уход и воспитание являются самым важным звеном в формировании правильного социального поведения детей в любой окружающей среде. В семьях, где процесс воспитания ребенка основывался на партнерских равноправных отношениях, дети, как правило, очень быстро и безболезненно проходят период адаптации. Также легко привыкают к новой обстановке и незнакомому окружению малыши из многодетных семей или дети живущие в коммунальных квартирах. Поведения и характер ребенка достигшего детсадовского возраста в значительной степени определяются родительским уходом и воспитанием.

Негативное влияние плача на здоровье ребенка

Известная писательница и специалист по детской психологи Пенелопа Лич, долгое время изучала проблему влияния длительного плача на здоровье и психику детей. В ходе исследований ей удалось выяснить, что беспрерывный длительный плач способен нанести серьезный удар по развивающемуся детскому организму.

Ребенок плачет в детском саду или перед садиком?
Когда ребенок плачет, в его организме происходит резкий выброс большого количества гормона, вызывающего стресс. Переизбыток данного гормона негативно влияет на нервную систему. Затяжной безутешный плач увеличивает вероятность повреждения нервных клеток и может повлиять на развитие мозга.

Кроме того в сознании детей, которые плачут более 20 минут укореняется мысль о том, что им не помогут. Привыкание к такой мысли серьезно влияет на психику и может привести к проблемам на протяжении всей дальнейшей жизни.


Дети, которым детский сад противопоказан

Крайне не рекомендуется отдавать в детский сад детей с ослабленной иммунной системой, которые с самого рождения часто и много болеют. Не стоит отдавать в сад детей сильно привязанных к родителям, разлуку с которыми они могут переносить слишком тяжело. Также стоит отметить, что детские психотерапевты рекомендуют отдавать детей в детский сад только после 4-х лет.

Рекомендации по правильной подготовке ребенка к периоду адаптации

Чтобы максимально предотвратить все негативные моменты, связанные с адаптацией, родителям стоит самостоятельно подготовить малыша к вступлению в полноценную детсадовскую жизнь. Для начала нужно поговорить с малышом, объяснив ему в позитивном ключе, зачем нужен детский сад и как там весло живется деткам играющим друг с другом. Следует также заранее подкорректировать повседневный распорядок дня ребенка под режим детского сада. Первое время приводить малыша в садик лучше всего с небольшим опозданием,чтобы он не видел слез и капризов других детей.

Все дети имеют разные характеры, особенности нервной системы и соответственно степень адаптации у всех малышей также разная. Способности привыкания детей к незнакомой обстановке делятся на 3 основные группы.

Высокая степень адаптации

Самая предпочтительная для любого родителя степень привыкания, облегчающая жизнь и детям, и родителям, и воспитателям. При высокой степени адаптации ребенок с радостью ходит в садик, быстро находит общий язык с другими детьми и адекватно реагирует на действия воспитателей. Малыш не плачет, не капризничает, не скучает, период адаптации занимает не больше 3-х недель.

Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду, у которых высокая степень адаптации
В данном случае родителям будет достаточно объяснить своему малышу, что они всегда обязательно заберут его домой, а своими эмоциями и впечатлениями он поделится сам.

Средняя степень привыкания

У детей со средней степенью адаптации, несмотря на видимую легкость привыкания, может развиваться внутренний протест. Внутреннее неприятие незнакомой обстановки может проявляться в неожиданных вспышках гнева, агрессии, капризности и плаксивости. Кроме того частые простудные заболевания, насморки и аллергии, также говорят о том, что период адаптации проходит не совсем легко. В остальном такие дети ведут себя достаточно спокойно. Сравнительно недолго переживают расставание с родителями и активно участвуют в общении и играх с другими детьми. Период адаптации у малышей со средней степенью привыкаемости занимает чуть более месяца.

Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду, у которых средняя степень адаптации
Постоянная связь с воспитателем и деликатные разговоры с ребенком помогут родителям избежать многих трудностей и проблем при адаптации малыша со средней степенью привыкаемости.

Сложная степень адаптации

У детей с плохой привыкаемостью к незнакомым условиям и обстановке очень часто случаются нервные срывы переходящие в истерику. Такие малыши при расставании с родителями очень долго и безутешно плачут. При попадании в новые для них условия они замыкаются в себе, не идут на контакт с окружающими их ребятишками и воспитателями, часто болеют. Их невозможно развеселить, они пугаются самых безобидных замечаний воспитателей, начинают плакать, капризничать и звать маму.

Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду, у которых сложная степень адаптации
В таких случаях родителям стоит первые 2 недели находиться в садике рядом с малышом, налаживая с ним максимально гибкое позитивное общение. Не лишним будет сходить на консультацию к детскому психологу. В некоторых случаях следует пересмотреть возможность нахождения ребенка в садике в данный возрастной период.

Советы доктора Комаровского, если ребенок плачет в садике

Известный детский врач, телеведущий и кандидат медицинских наук Евгений Олегович Комаровский, советует родителям с самого рождения ребенка приучать его к активному и здоровому образу жизни. Он рекомендует много гулять, закаляться, приучать малыша к соблюдению личной гигиены и позитивному общению с окружающими. Все это позволит в дальнейшем избежать проблем возникающих в период адаптации к детскому саду.

Видео: что cделать, что бы ребенок не плакал в садике?

Первый поход в детский сад – необходимость, без которой не обойтись. Во-первых, родители вряд ли могут себе позволить воспитывать малыша дома, поскольку им нужно ходить на работу, во-вторых, только в детском саду он получит достаточное количество общения со сверстниками и множество различных знаний, которые разовьют его и подготовят к школе. Тем не менее для ребенка, всю жизнь до этого бывшего практически неразлучным с мамой и домом, это настоящее испытание.

Неудивительно, что многие дети плачут в подобной ситуации, но не отправлять их в детский сад практически невозможно, поэтому рассмотрим, как решить данную проблему.

Типы детей

Не отправлять ребенка в детский сад слишком накладно, но можно хотя бы более точно определиться с датой первого похода – пора ли сделать это уже сейчас или все же лучше еще немного подождать. Самостоятельно оценить уровень готовности ребенка родители вряд ли смогут, поэтому можно обратиться к психологу. Последние выделяют три типа детей:

  • Хорошо адаптируемые . Если ваш малыш именно таков – значит, повезло и вам, и ему. Обычно такие дети открыты и дружелюбны, поэтому быстро заводят новые знакомства, сразу же располагая к себе окружающих. Они не боятся новых ситуаций, если они не несут явной угрозы, поэтому в садике чувствуют себя так же уверенно, как и в любом другом месте.

Благодаря устойчивости своей психики они очень спокойно воспринимают расставание с родителями, потому даже в яслях, в самом раннем возрасте, они будут чувствовать себя комфортно. К сожалению, таких детей сравнительно немного.



  • Средне адаптируемые . Такими можно назвать абсолютное большинство детей. В детском саду в первый раз им будет страшно и неуютно, но это – только в первый раз. Такой ребенок плачет в детском саду обычно только в первый день, да и то – не весь, а лишь в первые пару часов. Дальше происходит адаптация – малыш видит, что ему ничто не угрожает, и к нему хорошо относятся, потихоньку начинает общаться с окружающими и понемногу становится здесь своим.
  • Плохо адаптируемые. Процент детей этого типа также сравнительно невысок, но они способны очень усложнить жизнь своим родителям. Они очень привязаны к маме и папе, и совершенно теряют уверенность в их отсутствие и в незнакомой ситуации. Хуже всего то, что такой малыш не привыкает, он одинаково сильно плачет, когда идет в садик впервые, и когда числится там уже второй месяц. По определенным причинам ему сложно найти друзей, что лишь усугубляет проблему.

Психологи считают, что лучший возраст для отправки в детсад ребят такого типа – 4 года, так что если есть возможность не спешить с поступлением, лучше выждать.


Объективные причины

Вся описанная классификация уместна в том случае, если дети всех названных типов находятся в совершенно одинаковых условиях, но на практике-то так не бывает. Вы ведь наверняка замечали, что на одну работу вроде бы даже тянет, а на другую идешь, как на каторгу. Впрочем, желание или нежелание идти на конкретную работу или в конкретный детский сад может быть обусловлено как постоянными, так и непостоянными причинами, и иногда решить проблему детских слез можно, узнав и устранив такие причины. Вот на что стоит обратить внимание:

  • Плохая адаптация – универсальный ответ на вопрос о том, почему дети не хотят в садик, но психологи используют этот термин лишь в том случае, если ребенка в незнакомой обстановке отталкивает и пугает буквально все. А ведь данное понятие можно разбить на целый ряд более мелких и конкретных причин: одним не нравится рано вставать и куда-то идти в любую непогоду, другие неуверенно чувствуют себя в коллективе (еще вопрос – в любом, или именно в этом), третьи просто не желают слушаться чужих.

Это те же причины, из-за которых вы не всегда с удовольствием идете на работу, но вы-то сами ее выбрали и сами можете поменять, а малышу остается только жаловаться и плакать.



  • Иногда причина плача кроется в не очень хорошем состоянии здоровья. Ребенок мог всего лишь простудиться, но это уже насморк и головная боль. В подобной ситуации и взрослые не слишком жизнерадостны, а ведь детям еще сложнее переносить дискомфорт. При этом в любом детском саду складываются идеальные условия для передачи любых инфекций – здесь много детей, у каждого из которых иммунная система еще не окрепла.
  • Иногда детям в детском саду банально не хватает родителей. Понятно, что в первый раз их не хватает каждому, но некоторые настолько привыкли к тому, что их поминутно опекают, что теперь просто теряются, и не понимают, что делать и как себя вести. Речь об отсутствии самостоятельности – пожалуй, со временем малыш ее обретет, но пока придется потерпеть.
  • Дети очень сильно нуждаются в общении – в куда большей степени, нежели взрослые. Как сказал классик, нигде не чувствуешь себя настолько одиноким, как в толпе и детей это также может касаться в полной мере. Никто вроде бы не обижает, но и особого внимания к тебе нет – как тут не приуныть?


  • Причиной острого нежелания посещать детский сад может оказаться поведение других детей . Не секрет, что дети – существа довольно жестокие, просто потому, что они пока не осознают, насколько сильно способны обидеть другого человека. Они могут дразниться и обзываться, но в таком возрасте объект насмешек еще не умеет критически относиться к подобным ситуациям и оставаться безразличным. Некоторые начинают обзываться в ответ или даже бросаются в драку, а кто-то обижается, чувствует неприятие себя коллективом и плачет.
  • Самое забавное, что в некоторых случаях детский плач в детском саду провоцирует сама мама , приводящая малыша. Она очень сильно переживает, оставляя любимого ребенка на целый день в компании чужих детей, под присмотром хорошей, но также чужой тети, поэтому может продемонстрировать свое волнение или, что еще хуже, даже пустить слезу. Дети очень тонко чувствуют подобные вещи и легко проецируют эмоции родителей на себя. Попросту говоря, такое поведение мамы их откровенно пугает.


Чего нельзя делать родителям в подобной ситуации?

Большинство родителей искренне хотят, чтобы их ребенок не плакал от одного упоминания о садике, но их методы достижения поставленной цели иногда откровенно удивляют. Не делайте некоторых вещей, которые могут усугублять проблему – возможно, этого даже хватит:

  • Некоторые психологи не советуют сдавать малышей в детсад в возрасте 3-5 лет (именно тогда, когда в нашей стране это обычно происходит), потому что на данном этапе происходит сложная переоценка детьми окружающего мира и себя в нем. Они считают, что лучше уже сдать ребенка раньше 3 лет – так он быстрее адаптируется.
  • Если ребенок уже пошел в садик и постоянно там плачет, не вздумайте ругать его за это . Во-первых, агрессия испугает его еще больше и станет дополнительным поводом для слез, во-вторых, поймите – он просто маленький и нуждается в защите.


  • Не стоит заставлять ребенка пообещать, что он больше не будет плакать и тем более бессмысленно потом апеллировать к тому, что он пообещал. Даже взрослые далеко не всегда сдерживают свои сознательно данные обещания, а для малыша этот ритуал – вообще полная абстракция, он пока не понимает его сути, а может и попросту забыть. В конце концов, он же не потому плачет, что хочет вас достать, а потому, что не может решить какую-то свою проблему, так что лучше бы вы помогли ему в этом.
  • Ни в коем случае нельзя высмеивать детские страхи , а также не нужно жаловаться на данную проблему кому-либо в присутствии самого виновника. В детсадовском возрасте он уже способен сравнивать себя с другими детьми и для него очень важно чувствовать, что родители все равно любят именно его, а тут старшие, оказывается, им недовольны.
  • Верх родительской глупости – пугать малыша тем, что за постоянный плач его оставят в детском саду навсегда. Этим вы создаете четкую ассоциацию «детсад – это наказание», а кто согласится ни за что терпеть наказание ежедневно, пусть и с перерывами на ночь?

По этой же причине не стоит при ребенке критиковать воспитателей, даже обоснованно – сложно объяснить малышу, почему вы осознанно отдаете его тете, которую сами назвали плохой.


  • Даже не думайте оставлять ребенка дома просто потому, что он плачет и отказывается идти в садик . Если он не желает туда попадать сегодня, то почему должен захотеть завтра? Его мнение могло бы измениться, если бы он пошел туда и увидел, что там не так уж плохо, если же причины нежелания вполне конкретные, пусть скажет о них прямо. Потакая слезам, вы просто разбалуете ребенка и потеряете над ним контроль.
  • Дети боятся, что родители, оставив их в саду, уже за ними не придут – разубедите чадо в возможности такого развития событий, но не используйте слово «скоро». Дети младшего детсадовского возраста имеют весьма относительное представление о времени, тем более что раньше вы не оставляли их одних надолго, так что «скоро» – это считаные минуты. Время идет, а мама все не приходит – получается, не сдержала обещание. Значит, может вообще не прийти, а это уже хороший повод поплакать.



Как помочь малышу в адаптации?

Хотя многих нелепых попыток решения проблемы следует избегать, есть способы действенно поспособствовать тому, чтобы ребенок любого типа адаптации приобрел дополнительную уверенность и самостоятельность. Это не решит проблему мгновенно, и малыш может плакать еще два-три месяца, но при правильном подходе вы добьетесь поставленной цели максимум через полгода, даже в самых тяжелых случаях (кроме наличия серьезных внешних причин для слез). Итак, советы психолога:

  • Малыша очень пугает то, что раньше вы оставляли его максимум на полчаса, а теперь бросили на целый день. Приучайте его к садику постепенно – пусть сначала ходит туда на пару часов, потом на три и так далее, чтобы избежать чрезмерного стресса.
  • Пройдитесь по нескольким детским садам, в идеале – с малышом. Так и вы лучшее учреждение подберете, и он получит возможность заранее составить мнение о предстоящем как о чем-то нормальном, не являющемся проблемой.


  • Пусть изменения придут в жизнь ребенка постепенно. Если он привык долго спать и большую часть времени сидеть дома, проведите репетиции – сначала просто будите его в предполагаемое время, затем добавьте сборы, а дальше выводите его на прогулки, которые однажды приведут прямиком в детский сад.

    • Пусть малыш учится общаться с другими детьми заранее – хотя бы в той же песочнице. Можно попробовать сымитировать ситуацию и дома, в ролевой игре по мотивам детского сада.
    • Пусть маленький возьмет с собой нечто привычное, дорогое своему сердцу. Лучше всего подойдет, конечно же, любимая игрушка.
    • Постарайтесь сами не создавать поводов для детского волнения. Ребенок с утра не должен быть накрученным, так что не нервничайте и не суетитесь, даже если подозреваете, что опоздаете на работу.
    • Демонстративно дружелюбно общайтесь с персоналом учреждения – пусть малыш видит, что его оставляют не кому-нибудь, а действительно хорошим тетям. Опять же, если карапуз остается в хороших руках и его потом заберут, то почему мама плачет и не хочет прощаться с маленьким? Покажите уверенность в том, что ничего плохого случиться не может.
    • Вечерами интересуйтесь состоянием дел ребенка. Самостоятельно проговорив свой день, он сам поймет. что ничего плохого не произошло, а если такое повторяется изо дня в день, то и нечего там бояться.

    Если же имеют место какие-то действительно нехорошие явления, то вы как раз о них узнаете, даже если сам малыш почему-то о них не рассказывал.





Самое обсуждаемое
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?
Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает


top