Профилактика жестокости и агрессивности в школьной среде и способы ее преодоления мальцева о.а., к.пс.н., доцент кафедры педагогики и андрогогии тогирро. Жестокость – это человеческое. Жестокость часто возникает

Профилактика жестокости и агрессивности в школьной среде и способы ее преодоления мальцева о.а., к.пс.н., доцент кафедры педагогики и андрогогии тогирро. Жестокость – это человеческое. Жестокость часто возникает

Оксана Никифорова
Консультация «Детская агрессия и жестокость и ее профилактика»

Цель : указать причины

агрессивного и жестокого

поведения учащихся; факторы,

влияющие на детскую жестокость ;

привести примеры профилактики

детской агрессии и жестокости .

Вопросы для обсуждения :

1. Что такое жестокость ?

Формы проявления жестокости .

2 Причины детской жестокости .

3 Профилактика детской

жестокости .

“Если ребенка учат добру, в

результате будет добро, учат злу

в результате будет зло – ибо

ребенок не рождается готовым

человеком, человеком его надо

сделать”.

В. А. Сухомлинский

Тема нашей встречи серьёзна и трудна и в

последнее время стала очень актуальна.

Это тема проявления нашими детьми

жестокости и агрессии . К сожалению,

эти проявления живут среди нас,

взрослых, и среди детей. Что же это за

явление и стоит ли нам о нём говорить?

Стоит. А раз так, давайте рассмотрим,

что собой представляет агрессия и

жестокость и как мы , взрослые, можем

помочь детям преодолеть её.

Что же такое жестокость ?

Жестокость – это человеческое

чувство не знающее жалости,

сожаления, сочувствия. Это

способность причинять

страдания людям или

животным.

Почему дети равнодушны и жестоки ? – часто

спрашиваем мы. Как помочь детям стать чуткими,

щедрыми, милосердными, как своевременно

поставить заслон жестокости и черствости ? Каждый

из нас хочет воспитать детей так, чтобы из них

получились хорошие люди. Но когда ребенок

становится агрессивным или проявляет жестокость ,

у родителей опускаются руки. Почему малыш так

себя ведет? Дети от природы склонны быть

эгоцентричными. Их некоторые действия просто не

вписываются ни в какие рамки. При этом родители

недоумевают : откуда малыш набрался этого?

Формы проявления жестокости

целенаправленная жестокость

враждебная жестокость

прямая жестокость

косвенная вербальная

жестокость

Особенности жестокого поведения

Жертвами агрессии часто становятся

близкие люди

не все жестокие дети воспитываются в неблагополучных семьях

Жестокость часто возникает

без реального повода

Многие жестокие поступки подростков ,

являются следствием личностного кризиса

Жестокость у детей до трех лет неосознанная.

Родителям может казаться, что малыш

делает это специально и его нужно жестоко

наказывать. Например, ребенок может

швырнуть кошку о стену. Разве ему не жалко

кошечки? На самом деле, малыш делает это

не для того, чтобы ей отомстить. Так он

играет. Дети еще не знают всех ощущений -

от чего бывает больно, а от чего нет. Он

может просто не понимать, что кошка при

этом испытывает боль.

Такая жестокость ребенка – это лишь этап его развития и

формирования личности. Когда он таким же образом

ударит об стенку мягкую игрушку, мама не будет

негодовать, ведь это неживой предмет. Более того,

родители с пониманием к этому отнесутся : ребенок

познает мир. А на самом деле дети одинаково играют и с

живыми, и с неживыми объектами. Разница лишь в том,

что с живыми играть легче. Жестокость деток

дошкольного возраста бессознательна. Это всего лишь

этап развития личности, который он вскоре перерастет.

Другое дело – жестокость осознанная , когда ребенок

целенаправленно причиняет вред другому (всегда более

слабому, получая от этого удовольствие и не испытывая

чувства вины. Крайне важно закрепить навыки

социально приемлемого поведения в дошкольном

возрасте.

Надо отметить, что жестокость дошкольников обычно имеет

иные причины, нежели у детей старшего возраста. Во-

первых, поведение наперекор установкам взрослых

характерно для возраста 3-4 лет в силу того, что ребенок

начинает осознавать свое "я", и при помощи неприемлемого

поведения пытается отмежеваться от остальных. Во-вторых,

жестокость маленьких детей базируется на многих

физиологических основаниях – например, дети со сниженным

болевым порогом просто не понимают, как они могут

причинить кому-то вред, если сами ничего не чувствуют в

аналогичной ситуации. В-третьих, дети подобным образом

реагируют на плохую психологическую обстановку в семье –

ссоры, скандалы, презрение к отдельным членам семьи.

Главное, что до 6 лет подобное поведение в принципе

поддается корректировке. Иногда достаточно лишь того,

чтобы взрослые скорректировали свое поведение.

Наш мир жесток , и дети начинают действовать теми же

методами, что видят вокруг. Родители не показывают

должного примера, а дети прежде всего смотрят на

свою семью. У детей часто возникает протест, если они

видят несоответствие между тем, что говорят родители,

и тем, что делают. Этот протест зреет внутри и может

выливаться в разные проблемы, в том числе в

жестокость . Для ребенка важно, чтобы взрослый был

хорошо чувствует. Самый действенный метод

(впрочем, это применимо почти ко всем детским

проблемам) – личный пример.

Бывает, что добрый ребенок, который плачет над

кошками и собачками, может обижать своих

сверстников. Почему? Собачки и кошечки -

это нечто сказочно-игрушечное, для них

ребенок как покровитель, а детский коллектив

Это некий социум, где надо вести борьбу за

выживание. В детском коллективе нередко

один ребенок другого начинает воспринимать

как конкурента, соперника. Это же и у

взрослых так - собак жалеют, а людей

ненавидят. И выходит, что мы учим детей жить

по закону «джунглей» - это печально.

Агрессивность и жестокость у детей может проявляться если :

Родители не устанавливают правил поведения детей дома.

Не следят за местонахождением детей.

Не применяют соответствующих воспитательных мер

(наказания или поощрения) . Огромное значение в

воспитании детей имеет поощрение : словом, взглядом,

жестом , действием. Очень значимо для человека и

Оно следует незамедлительно за проступком.

Объяснено ребёнку. Оно суровое, но не жестокое .

Оно оценивает действие ребёнка, а не его человеческие

Не пытаются разрешать возникающие

проблемы и кризисные ситуации

с помощью компромиссных решений.

«Золотые» правила воспитания :

Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

Постарайтесь сделать так, чтобы только вы

снимали его эмоциональное напряжение.

Не запрещайте детям выражать отрицательные

Умейте принять и любить его таким, каков он

Повиновение, послушание и

исполнительность будут там, где они

предъявляются разумно.

К агрессивным проявлениям в поведении

ребёнка приводит агрессивность семьи .

Жестокость и насилие среди детей – очень страшное явление. Но

есть кое-что действительно ужасное - равнодушие, безразличие

родителей по отношению к своим детям и их проблемам. Именно

это корень всех бед.

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер» .

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час» .

Доброта - она от века

Украшение человека…

Спасибо за

внимание.

История человечества полна страшных событий. Пытки, войны, насилие над детьми и женщинами, пренебрежение стариками — это только отдельные примеры жестокости, которая сопровождает развитие всякого общества. Люди уделяют огромное внимание преодолению агрессивности, считая ее одной из самых важных социальных проблем. Так, создаются всевозможные психосоциальные технологии, которые направлены на предупреждение у людей агрессивности. В нашей стране также есть проблема подростковой жестокости. Профилактика агрессивности детей - это объективная необходимость.

Как самые слабые и наименее защищенные члены общества, малыши первыми становятся жертвами плохого обращения в различных учреждениях, семье. Спустя короткий промежуток времени обществу за это они платят с лихвой. Из статьи мы узнаем, подростков, а также как ее можно скорректировать.

Культ злобы

Существует огромное количество фактов, которые подтверждают, что и в совершенно нормальных семьях иногда вырастают озлобленные дети. Поэтому семейное благополучие не дает гарантии, что ребенок при необходимости протянет руку помощи нуждающемуся. Жестокость подростков причины имеет в основном более глубокие. Часто она возникает из-за школьного воспитания. Не каждый учитель сегодня пойдет на выяснение истинной причины конфликта между учениками своего класса.

У ребенка характер проявляться начинает в раннем детстве. Классному учителю несложно выявить, кто из учеников лидер, кто - «мальчик для битья», а также кто по отношению к остальным людям часто проявляет агрессию. Не стоит игнорировать возникшую в классе накаленную атмосферу.

Известны грустные результаты того, как способна завершиться травля ученика его одноклассниками. Нельзя делать вид, что ничего не произошло. Есть возможность своевременным вмешательством даже спасти жизнь ребенка. Многие подростки, ощущая себя изгоями, находятся на краю самоубийства. Жестокие дети начинают травить ребенка, что абсолютно неприемлемо. Это ситуация, выходящая из ряда вон. Необходимо приложить все педагогическое мастерство для того, чтобы данное положение исправить.

Когда ребенок видит, что на жестокое обращение никто внимания не обращает, издевательства становятся еще более страшными. Нужно собирать класс как можно чаще для разъяснительной беседы, а также постараться найти общие точки соприкосновения и интересы. Зачастую такой контроль дает положительные результаты.

Специфика и причины проявления агрессивности

Личность ребёнка формируется в среде, окружающей его, а не самостоятельно. Особенно важна в этом роль небольших групп, где взаимодействует с остальными людьми. Изначально касается это семьи. Различные авторы выделяют типы неблагополучных семей, в которых проявляется жестокость девочек-подростков (да и мальчиков тоже). Данные классификации дополняют, а не противоречат, иногда друг друга повторяя.

Сочетание факторов

Стоит отметить, что сочетание неблагоприятных психологических, биологических, семейных и остальных социальных факторов искажает образ жизни детей. Для них становится характерным нарушение с окружающими людьми эмоциональных отношений. Они попадают под большое влияние группы лидеров, зачастую формирующей асоциальные жизненные ценности. Образ жизни, культура подростков, среда, и стиль способствуют развитию девиантного поведения.

Отрицательный микроклимат в разных семьях обуславливает появление грубости, отчуждённости, неприязни некоторой части подростков, а также стремления всё делать вопреки воле старших, назло. Это создаёт предпосылки для возникновения демонстративного неповиновения, разрушительных действий и агрессивности.

Семья

Детские психологи и специалисты по всему миру пробуют выяснить причины усилившейся агрессии, которой сейчас подвержены девочки и мальчики-подростки. Они приходят к выводу, что в семье именно в первую очередь происходят процессы, которые способствуют формированию озлобленности малыша. Как ни странно, в основном ее причиной становится родительская слепая любовь.

Если, к примеру, родители опекают и оберегают свое дитя, при этом в нем не видя личности и не ценя его индивидуальность, у него в душе зарождается желание доказать и показать, что он способен делать что-то по-своему и сам. И на данном пути девочки и мальчики-подростки зачастую совершают агрессивные поступки по отношению к людям, окружающим их. Для того чтобы избежать этой ситуации, ребенку нужно давать право выбора, предоставить ему личное пространство, при этом не потеряв контроль.

Отсутствие запретов

Вторым опасным порождением родительской слепой любви считается вседозволенность, которую никакие аргументы оправдать не могут. У ребенка возникает чувство безнаказанности. Игнорирование проступков и исполнение любых капризов не помогут построить нормальные отношения, а также установить связь с другими детьми. Чуть позже это станет причиной деструктивного и агрессивного поведения, и ребенка начнут называть «трудным подростком».

Друзья

Практически все дети критику сверстников воспринимают чувствительнее, чем доводы родителей. Всегда острой остается проблема «плохой компании» - агрессивный и наглый ребенок способен задать пример и тон поведения группе детей, при этом стремление соответствовать его стилю и внутренний диссонанс лишь усугубляют жестокость подростков.

Выходом из такой ситуации будет постепенное развитие новых интересов и ценностей: необходимо «прощупать», что именно интересует ребенка - спорт, танцы, творчество и пр. Он сможет уделять больше времени увлечениям, там обзаведется другими друзьями, в чем его необходимо только поощрять.

Школа

Практически каждый школьник сталкивался хотя бы раз с самыми распространенными сложностями - недопониманием учителей или неприятием одноклассниками. Ребенок, а тем более новичок, таким образом, может стать объектом издевательств и изгоем со стороны остальных учеников по различным причинам - он может быть приверженцем другой религии, принадлежать к другой национальности, быть глупым, умным, с особенностями внешности. Жестокость подростков границ не знает, они могут несправедливо обойтись со сверстниками лишь из-за их непохожести на всех остальных.

По тому же поводу они могут подвергнуться нападкам и со стороны части учителей. Скандальный нашумевший фильм «Школа» Валерии Гай Германики как раз повествует о трудностях сегодняшних учреждений среднего образования.

Интернет, телевидение

Жестокость подростков возросла до пугающих размеров в XX-XXI веках. Специалисты видят причину этого в доступности и распространении интернета и телевидения. Самые захватывающие и популярные фильмы обязательно содержат сцены насилия, сильно влияющие на детскую несформированную психику. Различные компьютерные игры предполагают убийства и сражения для выигрыша. Видеоролики, которые показывают разврат, безответственность и грубость, в интернете есть в свободном доступе.

Нашим детям скучно стало «просто» драться - необходимо это обязательно снять на телефон, после чего видео выложить в сеть. Что делать с этим? Внимание ребенка переключать на другие, конструктивные занятия, а также приводить аргументы в защиту того, что жестокость и агрессивность - это совсем не «круто».

Трудный подросток: выявление

Профилактика жестокости в подростковой среде начинается с выявления эмоционального и психического состояния каждого ребенка путем анкетирования учащихся. При помощи такой процедуры можно выяснить, как часто подростку приходится сталкиваться с несправедливым или жестоким отношением к себе, и другие вопросы.

Ребенок - жертва

Для выявления этой проблемы необходимо внимательно следить за поведением подростка, когда он приходит из школы. Следует обращать внимание на незначительные, малейшие перемены в обычном его поведении. Каждая мать увидит, если вдруг у ребенка исчезло желание бывать в школе, что он временами приходит в рваных вещах, пропал аппетит. Это признаки наличия проблемы. Следует с ним поговорить по душам. Конечно, вывести его на такой разговор будет очень сложно. Не в каждой семье есть доверительные отношения. Следует с малых лет своей дочери или сыну показывать, что родители - это самые лучшие и надежные друзья.

При конфликте ребенка со сверстниками найти выход вместе будет значительно легче. Если он делиться не хочет, необходимо постараться проявлять доброжелательность и осторожность. Не следует выпытывать под давлением информацию. Продемонстрируйте ему, что вы на его стороне целиком и полностью. Вероятно, в этом случае он сочтет нужным попросить помощи, раскрыться.

Ребенок в этом случае опасается, что только усугубит свою непростую ситуацию такими откровениями с близкими. Он полагает, что стремление рассказать все родителям - это показатель слабого характера. Следует убедить его, что это не так.

Вы вместе сможете выбрать адекватное решение, отыскать правильный выход из сложившегося конфликта. Над детскими проблемами не насмехайтесь, заявляя, что это все ерунда. Подобным отношением ранимую юную душу можно сильно обидеть.

Новостные сайты в последнее время буквально переполнены различными материалами о случаях повышенной агрессии у подростков. При этом обилие компьютерных игр с различными элементами насилия и расправы отражается не лучшим образом на психике ребенка. Большое количество подростков после избиения одноклассниками пытались покончить с жизнью. Кроме того, такие сцены, как уже говорилось выше, снимаются на камеру и выкладываются на всеобщее обозрение в интернет.

Как избежать агрессии?

Подростковая и уже стала определенным социальным феноменом. В нынешний момент коррекция агрессивного поведения подростков предполагает задействование всех общественных институтов. При этом начать нужно с семьи, продолжить - в садике и школе, затем привлечь секции и кружки, а закончить уже вузами и рабочими коллективами.

Стоит отметить, что насилие с использованием особой жестокости — это широко встречающееся понятие в уголовном праве. Следовательно, подростки, в особенности достигшие возраста уголовной ответственности, за свои проступки могут быть наказаны.

Но основное количество жестоких подростков не являются социопатами и садистами, а значит, они способны исправиться и без лечебных и исправительных учреждений. Им необходимо поддержка и помощь взрослых, родителей и учителей в первую очередь, потом наставников и тренеров, сознательных старших товарищей.

Конечно, серьезно наказывать нужно не всю группу совершивших насилие над другими детьми, а лишь их лидера, в особенности если тот - явный социопат или садист.

С другими же детьми и их родителями нужно провести профилактические серьезные беседы, а также взять на контроль органами власти.

Кроме того, для улучшения эмоционально-психологического семейного климата, для помощи подросткам и детям в преодолении психологических внутренних проблем хорошо было бы пройти у опытного психолога курс семейных консультаций.

И напоследок…

Подросткам требуется руководство взрослого, который должен обладать авторитетом, харизмой, внутренней силой. В архаичных обществах недаром всегда выдвигались на роль наставников самые яркие, интересные люди. Но сейчас педагогическая сфера с этой задачей справляется не всегда. К счастью, есть еще руководители кружков, тренеры, учителя, обладающие качествами наставника, только вот их все меньше.

Стоит отметить, что агрессия - это не обязательно плохо. Она дает возможность защищать свою территорию, потомство, бороться за жизнь, добиваться цели, преодолевать трудности. Когда агрессия функционирует нормально, она работает, словно вода, крутящая жернова жизни.

Консультация для родителей. Профилактика жестокости и насилия в семье

Пренебрежение родительскими обязанностями или жестокое отношение к ребенку означает,

что его физическому или психическому здоровью, благополучию наносится ущерб.

Жестокость предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному живому

существу страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действии или бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т. п.

Психологическую сущность жестокости составляют насилие над потребностями, намерениями,

чувствами, установками человека, особенно ребенка, унижение его или принуждение к действиям,

противоречащим его устремлениям.

Проявления жестокости могут быть намеренными или импульсивными, сознательными или неосознанными.

Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место в 45-49 % семей. Однако если учитывать

подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.д., то практически каждый ребенок сталкивается

с проявлениями родительского насилия.

Основная причина недовольства родителей своими детьми - неудовлетворенность их учебной деятельностью - 59 %.

Хвалят детей за выполнение домашнего задания - 38,5 % родителей, а ругают и даже избивают - 30,8 %.

Более трети родителей на вопрос: «Какой Ваш ребенок?» - дали своим детям следующие характеристики: «плохой»,

«неуспевающий», «неаккуратный», «приносящий много хлопот» и т.д. На вопрос: «Почему Вы дали своему ребенку такую характеристику?»

Родители отвечали: «Мы его воспитываем. Пусть знает свои недостатки. Пусть стремится стать лучше».

Среди мотивов жестокости родителей по отношению к детям 50 % отмечают «стремление воспитать»,

30 % - месть за то, что ребенок приносит огорчения, что-то просит, требует внимания.

В более чем 10 % случаев жестокость родителей становится самоцелью - крик ради крика, избиение ради избиения.

Наиболее типичные причины жестокости в семье - это, во-первых, традиции патриархального воспитания.

Долгие годы ремень да порка считались лучшим воспитательным средством не только в семье, но и в школе.

Вспомните: «Больше тумаков - меньше дураков».

Во-вторых, культ жестокости, пропагандируемый в обществе. Резкие социально-экономические изменения,

происходящие в обществе, быстрая переоценка ценностей приводят к тому, что родители часто, оказываясь

в стрессовом состоянии, переживают взрыв ненависти к более слабым и беззащитным - детям. «Разрядка от стрессов»

зачастую тоже происходит на детях, особенно часто на дошкольниках и младших школьниках, которые не понимают,

почему родители на них сердятся.

В-третьих, низкий уровень общественной и правовой культуры нашего общества. Ребенок в таком обществе выступает,

как правило, не субъектом взаимодействия, а объектом воздействия. Именно поэтому некоторые родители добиваются

своих воспитательных целей именно жестокостью, а не иными средствами.

Подобные методы воспитания и отношения со стороны взрослых усугубляют проблемы интеллектуального развития,

ведут к формированию

у ребенка трусливости, лживости, возникновению у него комплексов вины, страха, появлению немотивированной агрессии,

неадекватной самооценки. Родительская жестокость по отношению к детям порождает в них представление о своей социальной

незащищенности, ненужности, искажает представление ребенка о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Ребенок начинает бояться общения со взрослыми, не может найти выход из сложившейся ситуации.

Самый тяжелый труд - воспитание человека, и ни один родитель не избежал на этом пути ошибок и трудностей.

Бывают случаи, когда поступки детей ставят нас в тупик и кажется, что крик - это вполне адекватная реакция на случившееся.

Остановитесь! Крик еще никому не помог разрешить ситуацию, но испугать ребенка, лишиться его доверия и искренности таким образом очень легко!

Никогда не пытайтесь решать возникшую у ребенка проблему, если Вы не можете контролировать себя.

Успокойтесь. Справиться со своими эмоциями, Вам помогут упражнения для быстрого снятия сильного эмоционального напряжения.

Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения:

1. Закройте глаза, медленно вдыхая и выдыхая воздух, посчитайте про себя до десяти.

Мысленно представьте, что у Вас в руках лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать

и сжимайте до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Сжимать можно две руки

сразу или по очереди. После того, как «выжали» лимон до капельки, расслабьте руки и насладитесь состоянием покоя.

2. Представьте себе, что Вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. Напрягите все мышцы тела,

вдохните как можно больше воздуха, замрите на 3-5 секунд и начинайте медленно выпускать воздух из легких,

расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и так далее.

3. При сильном психологическом напряжении Вы можете сделать 10-20 несложных физических упражнений

(приседаний, прыжков, взмахов руками).

Теперь Вы справились со своими эмоциями и можете спокойно побеседовать по поводу возникших проблем.

Если у Вас возникли проблемы в воспитании ребенка, если Вы не можете наладить контакт с ним,

если Вас настораживают изменения в поведении ребенка или его школьная неуспеваемость,

не торопитесь применять крайние воспитательные меры.

Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в Вашей жизни тоже случались трудности, проблемы

и что сейчас Вам живется не совсем так, как хотелось бы. Спросите совета, как бы Ваш ребенок поступил

в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка,

не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что самые мудрые, самые лучшие на свете родители.

Консультация для родителей

Профилактика жестокости и насилия в семье

Сталкиваясь с проявлениями жестокости у ребенка, взрослые часто теряются. Действительно, как можно представить, что улыбающийся малыш с ямочками на щечках способен мучить котят и щенков, бросаться камнями в птиц, делать больно тому, кто слабее него? Однако подобное поведение встречается довольно часто. Почему маленькие дети бывают жестокими? И главное, как вести себя с ними родителям и воспитателям?

Почему дети бывают жестокими

«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так) , в результате будет зло» .

Агрессия есть в каждом из нас. Это свойство личности необходимо человеку для защиты себя и своих близких. С возрастом человек учится контролировать свои негативные эмоции, но ребенок, который только начинает познавать мир, не способен справиться с этим самостоятельно. Ему необходима помощь самых близких людей - мамы и папы, которые научат его справляться со своими чувствами, объяснят, как нужно поступать, а как недопустимо.

Жестокость маленьких детей кардинально отличается от жестокости подростков. В большинстве случаев дошкольники не понимают, что причиняют боль, и не сознают последствий своих поступков. Это определенный этап взросления. Кроме того, если на поведение школьника сильно влияет агрессивная внешняя среда (телевидение, компьютерные игры, Интернет, негативные процессы в обществе и проч.) , то дошкольники в силу возраста пока еще избавлены от такого влияния. У них на первом плане семья и ближний круг, в котором они вращаются.

«Дети - во всех смыслах - наше будущее.
Если мы не хотим иметь жестокое будущее,
Мы обязаны противостоять жестокости и насилию в настоящем».

Т. Голикова, председатель Счетной палаты РФ

Очень важно правильно реагировать на жестокое поведение ребенка. С одной стороны, его нельзя игнорировать, а с другой - суровое наказание может привести к еще более серьезным проблемам. Для лучшего понимания ситуации необходимо знать причины таких поступков. Неосознанная жестокость у детей может быть обусловлена рядом факторов. Рассмотрим их подробнее.

Любопытство и непонимание. Детям хочется узнать, как устроен мир, они исследуют окружающие их объекты, чтобы понять и изучить, им очень важно узнать, что находится внутри машинки, куклы, неваляшки. Такому «изучению» подвергается все, что заинтересовало ребенка. Пока еще он не видит разницы между живым существом и игрушкой. Ребенок не понимает, что птичке, котенку, бабочке может быть больно, и причиняет им вред неосознанно, по незнанию. Задача взрослых - вложить в него эти знания.

Подражательство. Малыши изучают не только объекты окружающего мира. Их внимание привлекают разные модели поведения, которые они примеряют на себя примерно так же, как мы примеряем одежду. Дети перенимают поступки взрослых и сверстников, подражают героям мультфильмов, книг, игр. Такая имитация необходима им для понимания того, как вести себя в разных ситуациях.

Компенсация или месть. Часто родители и воспитатели замечают, что ребенок «наказывает» игрушки. Он ругает их за те или иные «проступки» либо черты характера, может применять к ним и физическое наказание. Иногда он переносит подобные действия с игрушек на домашних животных или младших детей в семье. В большинстве своем это связано с поведением взрослых по отношению к нему. Иногда он так компенсирует обиду, нанесенную ему сверстниками. В этом случае жестокое поведение позволяет ему почувствовать себя сильным, могущественным, неуязвимым. Это способ самоутверждения, а также возможность выместить свою злость на тех, кто не может ответить.

Привлечение внимания или манипуляция. В книге А. Луговской, О. Шевниной «Давай дружить!» приводится пример жестокого поведения ребенка, обусловленного желанием заслужить мамину любовь: мальчик мучил котят, потому что мама неоднократно говорила при нем, что ненавидит кошек.

Подобными действиями дети пытаются привлечь к себе внимание взрослых, когда им не хватает родительской любви. Возможно, ребенок просто пытается привлечь внимание взрослых к своим проблемам или заставить их сделать для него что-либо. В данном примере прослеживается еще один аспект- агрессивные высказывания взрослых повышают агрессию у детей.

Протест. Ребенок может проявлять жестокость в ответ на ущемление важных для него потребностей: предположим, у него отобрали какую-то важную для него вещь, вторглись в его личное пространство, сломали его творение и т. д.

Желание быть, как все. Даже у маленьких детей может проявляться так называемый стадный инстинкт (совершение жестоких поступков как результат коллективных действий) . Ребенок, возможно, и не хочет причинять боль другим, но переступает через себя, потому что так делают все в его компании.

Семейная модель поведения. В дошкольном возрасте основным источником знаний для детей является семья. Примеры агрессивного поведения, одобрение и оправдание жестокости, применение к ребенку физических наказаний формируют у него агрессивную модель поведения. С большой долей вероятности можно утверждать, что именно такую схему отношений он будет применять и к другим.

Выброс энергии. Часто вспышки агрессивного поведения напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. У детей, особенно у активных, накапливается много энергии, которая обязательно должна расходоваться.

Согласно первому закону физики энергия не исчезает бесследно, а ведь у ребенка ее предостаточно. Если запрещать детям играть, бегать, прыгать и даже шуметь и галдеть, то непременно столкнешься с детской агрессией. Организм ребенка найдет именно такой выход из положения, чтобы не «взорваться» от переизбытка энергии.

Иногда дети совершают жестокие поступки без видимых на то причин. Самой целью подобного поведения является осознанное причинение вреда, ребенок намеренно и хладнокровно получает удовольствие от причинения боли живому существу. В этом случае необходимо обратиться к специалисту (психологу, неврологу, психиатру) , который поможет найти причину и скорректировать поведение дошкольника.

Как предотвратить проблему детской жестокости?

Совершенно неверным является мнение о том, что жестокость и агрессия свойственны только детям из неблагополучных семей. Эта проблема может прийти в любой дом, поэтому работу по профилактике жестокости нужно начинать с самого раннего возраста, ведь воспитать доброго, чуткого ребенка, который всегда протянет руку помощи нуждающимся и не обидит слабого, - мечта любого родителя.

Как избежать проблемы, связанной с жестокостью ребенка:

  • с самого раннего возраста используйте любую возможность, чтобы показать и рассказать ребенку правила поведения в этом мире. Это постоянная и непрерывная работа;
  • показывайте пример своим поведением. Родители для малыша- единственный бесспорный авторитет, поэтому важно, чтобы ваши слова не расходились с делами;
  • говорите ребенку о своей любви, хвалите его за добрые дела, даже если они кажутся незначительными;
  • постарайтесь, чтобы ребенок не видел агрессивной модели поведения ни в реальности, ни по телевизору, ни в Интернете;
  • рассказывайте ему о замечательных животных и их героических поступках, о том, что нужно беречь и охранять все живое вокруг;
  • рассказывайте ребенку о том, что нужно прощать других, тех, кто вольно или невольно обидел его. Такие разговоры положительно влияют на характер малыша и формируют у него правильное отношение к жизни и окружающим;
  • обращайте внимание ребенка на то, что все люди разные. Они могут выглядеть по-другому, разговаривать не так как он, думать иначе, но все мы живем на одной планете и должны уметь любить и уважать друг друга;
  • найдите ребенку интересное занятие, в котором он сможет проявить себя. Таковым может быть спорт, игры, творчество и т. д.;
  • показывайте хорошие добрые мультфильмы и кинофильмы, слушайте вместе с ним детские песни;
  • читайте и обсуждайте с ребенком книги. Пусть в сказках всегда побеждает добро! Рассуждая о поступках сказочных героев, можно привести примеры из жизни, поинтересоваться мнением самого ребенка. Это поможет сформировать у него понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.

В современном обществе человеческая жестокость стала проблемой № 1. Газеты, телевидение, Интернет ежедневно доказывают нам этот факт. Только сами люди выбирают - жить в жестоком мире или пытаться изменить его. Сделать это достаточно просто: с самого раннего детства не допускать проникновения злобы, ненависти, агрессии в жизнь детей. Если каждый взрослый будет учить ребенка добру, то такое понятие, как жестокость, просто исчезнет.

Как справиться с детской жестокостью?

Если проблема появилась, прежде всего нужно успокоиться, не паниковать и не выискивать в ребенке демонические черты, предполагая самое худшее. Это может усугубить ситуацию и решить ее без специалиста будет сложно. В то время как любое отклонение в поведении ребенка- это сигнал о помощи, которую необходимо оказать своевременно. Так с чего же начать?

1. Не игнорировать.

Не закрывать глаза на жестокость ребенка. Не оправдывать его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в его личности могут стать необратимыми.

2. Выяснить причину.

Дети по своей сути очень отзывчивые существа, в них нет злости, они не желают причинять боль. Поэтому каждое проявление жестокого поведения имеет свои причины. Их нужно понять и устранить.

3. Дать негативную оценку.

Застав малыша на «месте преступления» , следует вести себя очень строго и сурово. Он должен понять - его поведение недопустимо и родители очень огорчены.

4. Педагогически наказать.

Каждое недопустимое действие ребенка должно находить ответное противодействие у родителей. Однако физические наказания не только не решают проблему, но и являются одной из причин детской жестокости. Поэтому рекомендуется искать педагогически оправданные наказания. Например: замечание, выговор, лишение чего-то приятного и т. д. Вид наказания выбирается в зависимости от тяжести проступка.

5. Проанализировать стиль семейных отношений.

В дошкольном возрасте влияние семьи на поступки ребенка особенно сильно. Вероятность его агрессивного и жестокого поведения зависит от того, видит ли он проявления агрессии дома. Важно стараться управлять своими негативными эмоциями, учитывать то, что крик, оскорбления, одобрение жестокости, повышение голоса тоже являются проявлением агрессии.

6. Уделить достаточно внимания.

Ребенку очень важно слышать от родителей, что его любят. Поэтому важно не упускать ни одной возможности напомнить ему о том, что папа и мама счастливы быть родителями такого замечательного ребенка, как он, и гордятся им. Важно выслушивать его проблемы, какими бы мелкими они ни казались. Ребенку просто необходимы мнение или совет родителей.

7. Объяснять.

Маленький ребенок практически ничего не знает об этом мире. Он не понимает, почему одно делать можно, а другое нельзя. Родителям нужно все объяснить ему. Если не оговорить с ним причины запретов, то само по себе это воздействие может быть абсолютно бессмысленным.

8. Хвалить.

Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества ребенка. Это сформирует у него четкое представление о том, что быть добрым, чутким- хорошо, а жестоким, злым - плохо.

9. Предоставить возможность выплеснуть эмоции другим способом.

Иногда ребенку просто необходимо выплеснуть свои чувства. Следует показать ему конструктивные способы выражения гнева и агрессии: устроить бой с боксерской грушей; скомкать, выбросить, разорвать несколько листков бумаги; нарисовать свой гнев и т. д.

10. Набраться терпения.

Детская жестокость - проблема серьезная. Одним словом или одним действием она не решается. Постепенно, если взрослые постоянно ведут работу в этом направлении, ребенок поймет, что такое хорошо и что такое плохо.

В заключение приведем список литературы для родителей и воспитателей, которая позволит больше узнать о затронутой проблеме и вариантах ее решения.

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку. - СПб.: Речь, 2008.
  2. Баркан А.И. Ультрасовременный ребенок. - М.: Дрофа-Плюс, 2007.
  3. Барложецкая Н.Ф. Советы опытной няни. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007.
  4. Жорж Ж. Детский стресс и его причины. - М.: РИПОЛ классик, 2003.
  5. Колосова С.Л. Детская агрессия. - СПб.: ИД «Питер» , 2004.
  6. Кравцова М., Шевнина О. Маленький разбойник. Как быть, если ребенок плохо себя ведет. - М., Эксмо, 2006.
  7. Луговская А., Шевнина О. Давай дружить! Как помочь ребенку преодолеть проблемы с общением. - М.: Эксмо, 2006.
  8. Манелис Н.Г. 5 дней с суперняней, которые научат вас общаться с вашим ребенком. - М.: Рид Медиа, 2013.
  9. Пентин Р. Агрессивный, гиперактивный, раздражительный ребенок. Что делать? Советы психолога. - СПб.: ИД «Питер» , 2012.
  10. Свирская Л.В. 76 рецептов правильного общения с вашим ребенком: подсказки родителям и воспитателям. - М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008.
  11. Шапиро Е.И. Дерётся, кусается, ещё и обзывается! Психологическая помощь родителям агрессивных детей. - СПб.: Литера, 2013.
  12. Энгельгардт Л.О. Что такое хорошо и что такое плохо? Книга в помощь малышу. - М.: Эксмо, 2012.

Материал подготовила и реализовала Клюева Оксана Васильевна, педагог-психолог МБДОУ «ДСОВ «Сказка»




Самое обсуждаемое
Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой Бежевый джемпер покроя кимоно Правый рукав с передом и спинкой
Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз? Прически Кэти Перри: что она придумала на этот раз?
Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает Что делать, если ребёнок капризничает Ребенок очень капризничает


top